МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО ИГРУШКАМ
1. ЗНАЧЕНИЕ высказываний детей об игрушках оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию. Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи — обогащения словаря, формирования грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи.
2. Требования к игр-е: Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек: дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки); сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор; наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака. Поскольку новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.
3 Методы и приемы: Виды: 1Описание игрушки –описание внешнего вида игрушки, с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа. 2. Сюжетные рассказы (повествования): рассказ по набору игрушек – связный рассказ про группу игрушек, сопровождаемый игровыми действиями в-я с иг-ми по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что р-к рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на д-ть ряда анализаторов; рассказ по отдельной игрушке – рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это трудный вид рассказывания. И-ка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.
Методика В младшем в-е отвечать на вопросы по их описанию. составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений, беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)?
И-и могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (кукла большая в пальто и берете, кукла маленькая в одеяле и коляске; кошки белая и черная).
обучение описательным умениям в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две куклы – одна с бантом, другая без банта, две кошки разного цвета. И-и поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем в-ь «прячет» и-и и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша – черную, а Соня – куклу с бантом». Дети находят и приносят иг-и, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»). Когда научатся отвечать на вопросы, используются приемы рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).
Затем рекомендуется совместное составление описания В гости к детям приходит котенок. Его рассматривают («Какой котенок? – Маленький, пушистый, шаловливый. – Как его можно назвать ласково? – Котеночек, котик. – Что любит котик? – Молоко. – Давайте вместе расскажем про него»). Дается логико-синтаксическая схема описания: в-ь начинает предложение, а дети продолжают: «Это (котенок). Он (мал-й, пушистый). Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?» Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей.На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. В средней гр— самостоятельно описывать игрушки и составлять рассказ-повествование о них. Описание и-к и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса, провести лексическое упражнение. плану— рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения затруднение— начало высказывания и чем его закончить, как связать предложения. в вопросно-ответной форме показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов «Какой хвост у зайца?» – «У зайца короткий хвост». — Затем использовать прием, следуя образцу, описывают игрушку.«Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я». Когда дети научатся описывать игрушку с помощью вз-го, предложить описать одну из 3 – 4 игрушек на основе образца по одной из них. Кроме образца используются и другие приемы: подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение
навыки повествовательной речи- вопросам воспитателя. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания (начало, середина, конец). схему составления совместного с детьми рассказа начинать рассказ («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»). Давая зачин рассказа, взрослый предлагает ребенку заполнить его содержанием.пример «В лес за ягодами»: «Дело было… (летом). Собрались… (подруги в лес за ягодами). Взяли они… (корзиночки) и. (отправились в лес). схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда.дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал – убежал, встретил и., стали они.), учит включать диалог действующих лиц (спросил – ответил), элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. На этом этапе основным приемом обучения является образец, который дается после рассматривания. Приведем пример рассказа «Собака и заяц». «Однажды вышла Жучка на улицу. Шла-шла, захотелось ей есть. Вдруг идет навстречу заяц. .. дидактические игры на описание «Магазин игрушек» р-к-покупатель должен описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее
составляют загадки на основе образца воспитателя В-ль начинает со своего образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом. Кто это?» По другим игрушкам или предметам составляют загадки дети.
В старшей гр — Описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи. Дети должны составлять по набору игрушек и по одной игрушке, определяя тему, развивая сюжет и соблюдая композицию.
В подготовительной гр— полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках). В описание вносится соревновательный момент («Кто лучше расскажет об игрушке»). На занятии «Наши любимые игрушки» р-к описывает игрушку, не называя ее, а остальные отгадывают. Занятие можно закончить предложением так рассказать про любимую игрушку, чтобы все поняли, какая она. В конце дать задание внимательно рассмотреть дома игрушку и на следующий день дополнить свое описание или подумать и рассказать, как с этой игрушкой можно играть.
В старшем возрасте работа над структурой работа с моделями (круг, разделенный на части; схемы), обсуждается возможное начало рассказа; речь детей обогащается словами-связками Речевую деятельность детей активизируют применение ситуации письменной речи, анализ детских высказываний (удачное развитие сюжета, интересные приключения, образная речь, выразительность, неудачные моменты), мотивация заданий (рассказать, чтобы понравилось всем, порадовать кого-то).
На них обучение описанию игрушек осуществляется одновременно с формированием грамматически правильной речи и обогащением словаря. Задания на описание постепенно усложняются, используются приемы мотивации речи, обогащается игровая деятельность детей.
В
основе высказываний детей об игрушках
лежит непосредственное
восприятие
игрушки, что оказывает влияние на
сенсорное воспитание детей и развитие
наблюдательности. Занятия с игрушками
носят творческий характер, на них
развиваются мышление и воображение.
Игрушка создает возможность закрепить
и активизировать словарь, но может
служить и источником новых слов. Игрушка
вызывает положительные эмоции,
желание высказаться. Поэтому она
используется как средство обучения
описанию и повествованию.
Занятия
с игрушками были разработаны Е. И.
Тихеевой. Система обучения рассказыванию
по игрушкам оставалась долгое время в
неизменном виде. Более поздние
исследования и методические разработки
(А. М. Бородич, Э. П. Короткова, О. И.
Соловьева, Н. А. Орланова) внесли уточнения
в методику обучения, сохранив суть
прежней системы.
Исследователи
последних лет (О. С. Ушакова, А. А.
Зрожевская) в формировании связной речи
на материале игрушки исходили из
того, что детей надо учить не видам
рассказывания, а умению строить
монолог-описание и монолог-повествование,
опираясь на категориальные признаки
текста.
Для
обучения монологической речи используются
следующие виды игрушек:
— дидактические
(матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);
— сюжетные
(образные): куклы, машины, животные,
посуда, мебель, транспорт;
— готовые
наборы игрушек, объединенные одним
содержанием: стадо, зоопарк, птичий
двор;
— наборы,
составленные воспитателем или детьми,
— мальчик, девочка, сани, собака; девочка,
домик, курица, кошка; заяц и собака.
Поскольку
каждая новая игрушка вызывает у ребенка
радость, удовольствие, желание поговорить
о ней, для занятий нужно использовать
новые или чем-то обновленные знакомые
игрушки (кукла в новом платье, фартуке,
шапочке; мишка, сидящий в машине). Это
вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное
отношение к игрушке, речевую реакцию.
Виды
занятий по игрушкам.
1.
Описание игрушки —
связное последовательное описание
внешнего вида игрушки, иногда с добавлением
личного отношения ребенка к ней, или
описание действий и образа жизни
изображенного в игрушке живого существа.
Описание
игрушек может проводиться в виде
дидактической игры («Магазин игрушек»
(посуды, одежды), «Чудесный мешочек»,
«Кто это?», «Почтальон принес посылку»
и др.). Для описания следует подбирать
игрушки, которые бы привлекали
внимание детей, были яркими, выразительными,
выделялись своим внешним видом, чтобы
о них можно было высказать свое мнение,
сравнить (две куклы в разных костюмах;
два зайца, разные по цвету и размеру).
Дидактические игры на описание, как
правило, проводят после нескольких
занятий, на которых дети приобрели
некоторые умения описывать игрушку,
приобрели определенный словарный
запас и соответствующие представления.
Одним из условий эффективности игры
являются ее живость, определенный ритм,
эмоциональность, активное участие
каждого ребенка. Если дети не умеют
описывать игрушки, нуждаются в постоянной
помощи и подсказке взрослого, игровая
ситуация нарушается, игра превращается
в вялотекущее упражнение.
Одним
из видов описания игрушки является
отгадывание и составление загадок
детьми. Вначале дети учатся отгадывать
загадки, а затем составлять загадки-описания.
Например,
вниманию детей предлагается 5 — 6 игрушек
для рассматривания их внешнего вида и
определения качеств — цвета, формы,
размера, материала. Появление игрушек
может быть обыграно — почтальон принес
посылку. Затем об одной из игрушек
дается загадка: «Грива на шее волной,
хвост трубой, меж ушей челка» (конь);
«Идет мохнатый, идет бородатый, Рожищами
помахивает, бородищей потряхивает,
копытами постукивает» (баран).
Отгадывание
загадок можно связать с рассматриванием
игрушек перед их описанием или
рассказыванием по ним. Постепенно дети
подводятся к самостоятельному составлению
загадок.
2.
Сюжетные
рассказы (повествования).
а)
рассказ по набору игрушек — связный
последовательный рассказ про группу
игрушек, чаще всего сопровождаемый
игровыми действиями воспитателя с
игрушками по типу игры-драматизации.
Его составление облегчается тем, что
ребенок рассказывает о действиях,
которые совершает сам. Речь его
опирается на деятельность ряда
анализаторов; *- б) рассказ по отдельной
игрушке — это связный последовательный
рассказ о воображаемых действиях и
приключениях одного героя — данной
игрушки. Это наиболее трудный вид
рассказывания. Игрушка только определяет
главного героя, а образы других действующих
лиц, действия и ситуации придумывают
сами дети на основе творческого
воображения и собственного опыта.
В
учебной и методической литературе нет
единой точки зрения на содержание и
методику проведения занятий с детьми,
на последовательность постановки задач
обучения описательной и повествовательной
речи и последовательность разных
видов занятий с игрушками. Опираясь на
исследования и опыт работы, мы изложим
свое понимание методики обучения связной
речи на материале игрушек.
Напомним,
что на занятиях с игрушками следует
обучать детей речевым умениям,
необходимым для составления
описательных и повествовательных
монологов: сформировать элементарное
представление о структуре текста и
научить связывать предложения и части
высказывания. В описании — определять
объект, последовательно описывать
части, свойства, качества, действия его,
в конце высказать оценочное суждение.
В повествовании — выделять главную
тему, развивать сюжет и соблюдать
структуру (завязка, развитие действия,
кульминация, развязка).
Рассмотрим
методику обучения
монологической речи на занятиях с
игрушками.
В
младшем
дошкольном возрасте вначале
стоит задача научить детей сосредоточиваться
при рассматривании игрушек и предметов,
затем научить отвечать на вопросы по
их описанию. Детей подводят к составлению
с помощью воспитателя высказываний об
игрушках из 2 — 3 предложений.
Индивидуально и по подгруппам организуется
беседа-разговор: какие игрушки есть
у тебя дома? Какую игрушку ты больше
любишь? Кто ее купил или подарил? Какая
она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею
играешь? Какие игрушки тебе нравятся
в детском саду?
На
первых порах особенно важен выбор
игрушек для занятий. Они должны привлекать
к себе внимание детей ярко выраженными
качествами (цвет, форма, размер),
активизировать речь, создавать настроение.
Игрушки могут быть одинаковыми по
названию, но разными по внешнему виду
(кукла большая в пальто и берете, кукла
маленькая в одеяле и коляске; кошки
белая и черная).
На
занятии обучение описательным умениям
можно организовать в игре «Найди и
опиши». Подбираются разные игрушки:
две куклы — одна с бантом, другая без
банта, две кошки разного цвета. Игрушки
поочередно рассматриваются,
сравниваются; уточняются их характерные
особенности и различие; активизируется
словарь. Затем воспитатель «прячет»
игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли)
и предлагает найти их: «Андрюша найдет
белую кошечку, Миша — черную, а Соня
— куклу с бантом». Дети находят и приносят
игрушки, называют и с помощью вопросов
воспитателя описывают («Какая у тебя
кошечка? Что у кошечки на голове? А это
что?»). В итоге такой беседы разрозненные
ответы детей обобщаются в виде связного
высказывания: «Миша нашел черную кошечку.
У нее на голове ушки, большие глаза, усы.
Есть у кошечки и длинный хвост. Она
лакает молочко и мяукает: мяу! мяу!»
Когда
дети научатся хорошо и правильно отвечать
на вопросы, им предлагают повторить
описание воспитателя. Таким образом,
здесь используются приемы, направленные
на оказание ребенку помощи в описании
предмета: рассматривание, вопросы,
обобщение педагога (образец описания).
—На
следующем этапе можно рекомендовать
совместное
составление описания’.
В
гости
к детям приходит котенок. Его рассматривают
(«Какой котенок? — Маленький, пушистый,
шаловливый. — Как его можно назвать
ласково? — Котеночек, котик. — Что
любит котик? — Молоко. — Давайте вместе
расскажем про него»). Дается
логико-синтаксическая схема описания:
воспитатель начинает предложение, а
дети продолжают: «Это …(котенок).
Он-…(маленький, пушистый). Котенок
любит …(молоко). Кто хочет рассказать
про котенка?»
Остальные
виды занятий с игрушками проводятся
как рассказ воспитателя для детей.
Придумываются несложные сценки-рассказы
с набором игрушек, рассказ сопровождается
драматизацией, в которую включаются по
ходу действия высказывания детей.
На
занятиях по описанию игрушек используются
стихи, потешки, загадки. Так, воспитатель
может загадать загадку про собаку:
«С хозяином дружит, дом сторожит, живет
под крылечком, хвост колечком». После
отгадывания загадки игрушка показывается,
рассматривается и описывается.
Занятие завершается чтением потешек,
стихов.
В
среднем
дошкольном
возрасте закладываются
основы для развития умения самостоятельно
описывать игрушки и самостоятельно
составлять рассказ-повествование о
них.
Описание
игрушек и составление рассказов об
игрушках предваряет’ их рассматривание,
в процессе которого уточняются особенности
внешнего вида и образ жизни воплощенного
в игрушке живого существо, подбираются
сравнения, определения. Можно
специально дать образные слова и
словосочетания: пугливый
заяц; осторожная, хитрая лиса; черный,
мохнатый, мягкий медвежонок и
др.; провести лексическое упражнение.
В
процессе обучения дети должны интуитивно
понять, что описание проводится по
определенному плану. Этому способствуют
правильно организованный ход
рассматривания игрушек и продуманная
постановка вопросов, специальные
упражнения. Последовательность изложения
в описании зависит от умения детей
поэтапно обследовать предмет — от
восприятия его в целом к выделению
существенных признаков. Поэтому
воспитатель задает вопросы в определенном
порядке, учит детей думать, в какой
последовательности они будут описывать
игрушку. Это поможет соблюдать логику
описания.
Построение
связного текста вызывает у детей
затруднение. Они часто не знают, как
начать высказывание и чем его закончить,
как связать предложения. Исследования
доказывают, что уже в процессе
рассматривания игрушек, в вопросно-ответной
форме следует показать детям возможные
связи между предложениями. Наиболее
распространенное средство связи —
повтор слов (Это
котенок. Котенок маленький. У котенка
пушистая шерсть). Рассматривая
ежа, можно провести упражнение: «Кто
это?» — «Это еж». — «Кто колючий?» — «Еж
колючий». — «У кого на спине иголки?» —
«У ежа на спине иголки». В вопросе
содержится ключевое слово, которым
ребенок будет оперировать в своем
ответе.
Другой
вариант постановки вопросов, когда
правильная форма повторяющихся слов
заключается в самом вопросе: «Кто
это?» — «Зайчик». — «Какие уши у зайца?»
— «У зайца длинные уши». — «Какой хвост
у зайца?» — «У зайца короткий хвост».
Затем
можно использовать прием, когда дети,
следуя образцу, описывают игрушку.
1.
«Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я».
Петрушка и ребенок получают одинаковые
по содержанию игрушки, но один мишка
большой черный, а другой маленький
коричневый. Петрушка: «У меня мишка
большой черный». Ребенок: «У меня тоже
мишка, но маленький и коричневый».
Петрушка: «У моего медведя уши круглые
пушистые». Ребенок: «У моего мишки
тоже уши круглые пушистые» и т. д.
2.
Петрушка: «У меня большая красивая
кукла». Ребенок: «У меня большая белая
машина». Петрушка: «У куклы черные
глаза, светлые волосы». Ребенок: «У
машины руль и круглые колеса» и т. д.
В
первом варианте дети восстанавливают
предложенную им структуру описания,
заменяя лишь два слова. Во втором —
дети, сохраняя структуру предложения,
самостоятельно заполняют его новыми
словами.
Когда
дети научатся описывать игрушку с
помощью взрослого, можно предложить
описать одну из 3 — 4 игрушек на основе
образца по одной из них. Кроме образца
используются и другие приемы: подсказ
слова, дополнение, совместное описание,
поощрение. В конце занятия для поддержания
интереса надо показать заводную или
другую игрушку.
Одновременно
у детей формируются навыки повествовательной
речи. Детей подводят к составлению
рассказов также по вопросам воспитателя.
Важно сформировать элементарные
представления о структуре высказывания
(начало, середина, конец). Для осознания
структуры повествования рекомендуется
использовать схему составления
совместного с детьми рассказа. Сначала
дается представление о том, как можно
по-разному начинать рассказ («Однажды…»,
«Как-то раз…», «Дело было летом…»).
Давая зачин рассказа, взрослый
предлагает ребенку заполнить его
содержанием.
Приведем
пример схемы рассказа «В лес за ягодами»:
«Дело было …(летом). Собрались… (подруги
в лес за ягодами). Взяли они…
(корзиночки) и … (отправились в лес).
Идут девочки и весело …(разговаривают).
На небе появились …(темные тучки). Вдруг
загремел …(гром) и ….(пошел дождик).
Девочки … (испугались) и … (спрятались
под дерево). Когда дождь закончился, они
… (пошли домой)».
Заполнение
схемы помогает ребенку усвоить средства
связи между предложениями и частями
текста, формирует умение пользоваться
словами-связками вдруг,
тогда.
Постепенно
дети начинают самостоятельно составлять
рассказы. Педагог помогает развивать
сюжет, используя слова-связки, глагольную
лексику (позвал
—
убежал,
встретил и …, стали они …),
учит включать диалог действующих лиц
(спросил
— ответил), элементы
описания внешнего вида героев. Для
рассказа вначале отбираются 2—3 игрушки.
Детям легче развить сюжет и включить в
повествование всех действующих лиц,
подобрать слова к действиям, использовать
прямую речь. Позднее количество игрушек
можно увеличить.
На
этом этапе основным приемом обучения
является образец, который дается после
рассматривания. Приведем пример рассказа
«Собака и заяц». «Однажды вышла Жучка
на улицу. Шла-шла, захотелось ей есть.
Вдруг идет навстречу заяц. Подошла
к нему Жучка и говорит: «Здравствуй,
зайчик!» Заяц отвечает: «Здравствуй,
Жучка!» — «Нет ли у тебя чего-нибудь
поесть?» — «Есть морковка, возьми,
пожалуйста!» Понюхала Жучка морковку,
покачала головой: «Нет, спасибо, я
морковку не ем». И пошли они каждый своей
дорогой».
Детям
нравятся такие тексты, они и сами хотят
придумать подобный рассказ или
сказку. Воспитатель может разыграть
сценки с этими игрушками. Для рассказывания
игрушки объединяют по две (кукла и
собачка, кошка и мышка, кукла и машина).
Обычно рассказы составляются детьми
во второй части занятия, после
рассматривания или описания игрушек.
Значительное
место занимают дидактические игры на
описание. Усложняются их содержание и
требования к речи. В игре «Магазин
игрушек» ребенок-покупатель должен
описать игрушку, опираясь на образец
или план, а продавец — отгадать, какая
это игрушка, и продать ее. Условием
получения игрушки, кроме описания,
может быть требование назвать отдел,
полку, на которой она стоит. Продавец
может не сразу понять, какую игрушку
хотят купить, и предлагает описать
ее понятнее.
Если
в младшем дошкольном возрасте дети в
основном учатся отгадывать загадки, то
на этом возрастном этапе они сами
составляют загадки на основе образца
воспитателя. Как всегда, игрушки
рассматриваются. Воспитатель начинает
со своего образца: «Хитрая, рыжая, с
длинной мордочкой и пушистым хвостом.
Кто это?» По другим игрушкам или
предметам составляют загадки дети.
Несмотря на то, что составление загадок
сложно, при соответствующем обучении
описательной речи дети успешно с этим
справляются: «С длинными ушками,
коротким хвостом, любит морковку»; «С
бородой, рогами, молоко дает». Оценивая
описания игрушек, необходимо отмечать
точность словаря, удачные сравнения,
эмоциональность.
В
старшем
дошкольном возрасте игрушка
занимает меньшее место, но к умениям
описывать игрушку и строить повествование
предъявляются более высокие требования..
Описание должно быть полным, логичным,
без пропуска существенных признаков,
повторений, последовательным, точным
по языку, с использованием образной
речи. Дети должны составлять повествование
по набору игрушек и по одной игрушке,
определяя тему, развивая сюжет и соблюдая
композицию..
Описательные
умения дети приобретают, как и в среднем
дошкольном возрасте, в процессе описания
игрушек и составления загадок. Основное
отличие — в усложнении заданий и большей
самостоятельности их выполнения.,
В
подготовительной к школе группе дается
более полное описание признаков
(если это животное, говорят о его
полезности, образе жизни, повадках). В
описание вносится соревновательный
момент («Кто лучше расскажет об игрушке»).
На занятии «Наши любимые игрушки»
(медвежонок, зайчик, телефон, неваляшка,
самосвал) один ребенок описывает
игрушку, не называя ее, а остальные
отгадывают.- Занятие можно закончить
предложением так рассказать про
любимую игрушку, которая находится
дома, чтобы все поняли, какая она. В конце
можно дать задание внимательно рассмотреть
дома игрушку и на следующий день дополнить
свое описание или подумать и рассказать,
как с этой игрушкой можно играть.
Аналогичное
задание — последовательно описать
игрушку, не называя ее, дается в игре
«Подарки». Организация занятия: в
коробках приносят новые игрушки, это
подарки для группы. Появление подарков
обыгрывается (подарил Дед Мороз, почтальон
принес в посылке). Предлагается
познакомиться с тем, какие подарки
находятся в коробках, но при этом надо
выполнить два условия: хорошо описать
игрушку и отгадать ее. Если эти условия
будут выполнены, игрушка останется
в группе (мотивационная установка).
Затем вызывают 3 — 4 детей (по количеству
игрушек). Они должны открыть коробки и,
не вынимая игрушку, рассмотреть ее
и подумать, в какой последовательности
построить описание, закончив его
оценочным суждением.
Ценность
таких занятий состоит в подведении
детей к составлению загадок. При
составлении загадок образец почти
не применяется, дети справляются с
заданием самостоятельно. Полезно
использовать схемы описания (о них
упоминалось при характеристике приемов
обучения рассказыванию). —
Старшие
дошкольники составляют рассказ
по набору игрушек,
которые либо предлагаются им, либо
выбираются ребенком самостоятельно.
Приведем
пример рассказывания по сюжетной игровой
обстановке «В гостях у Кати». Воспитатель
сопровождает свой рассказ разыгрыванием
сценок: «Катя школьница. Она научилась
хорошо читать. К ней в гости приходят
ее младшие подружки. Вот однажды стук
в дверь. Кто это? Это пришли Таня и Оля.
Таня в синем платье с белым воротничком
и манжетами. На ногах белые босоножки.
Оля пришла в белых брючках и красной
блузке. На ногах белые носочки и черные
туфли. Обе подружки нарядные, веселые.
Поздоровались и сели за стол. Катя стала
им читать сказку про волка и семерых
козлят. А потом они рассматривали
картинки. Так и время прошло. Пора домой
идти. Молодец Катя! Любят ее маленькие
детишки». Далее дети сами проводят
драматизации.
Изменив
игровую обстановку, заменив книгу чайным
сервизом, для предупреждения механического
подражания, детям предлагают рассказать
про Катю и ее друзей без образца, используя
план: куда ушла мама? Чем занимались
дети без мамы? Что она сказала, когда
вернулась?
Подобные
драматизации целесообразно проводить
вне занятий, а наиболее удавшуюся
показать малышам. Такая мотивация
вызывает у детей желание справиться с
заданием. Следует обсудить коллективно,
что лучше показать, дополнить драматизацию
новыми сценками, провести репетицию.
Наиболее
сложно придумать рассказ по одной
игрушке. Ребенок должен активизировать
свой опыт, память, воображение.
Трудность заключается в том, что определен
только один персонаж, другие придумываются
ребенком. Рассказчик должен наделить
каждого персонажа соответствующими
качествами, найти ему место в повествовании,
приду- ‘ мать действия и весь сюжет,
композиционно правильно оформить
рассказ. К выбору приема обучения следует
подходить с учетом темы, умений детей,
их представлений о структуре рассказа.
Образец является стимулятором детского
творчества (а не подражания), поэтому
лучше давать его после 1 — 2 детских
рассказов.
Наиболее
простой прием — образец в виде начала
рассказа, когда воспитатель начинает,
а дети продолжают рассказ.
В
рассказе «Приключение кролика» можно
дать план в виде общих вопросов: «Куда
мог отправиться кролик? Кто были его
друзья? Что с ним случилось? Чем закончилось
их приключение?» Планом намечены основные
вехи рассказа, дети наполняют его
содержанием. Целесообразно использовать
небольшие указания: «Что же могло
случиться с кроликом и его друзьями?
Может быть, они увидели в лесу волка и
испугались или заблудились, а может
быть, пришли в детский сад в гости».
В
старшем возрасте продолжается работа
над структурой высказывания. Описательные
и повествовательные тексты анализируются
с точки зрения их структуры, проводится
работа с моделями (круг, разделенный на
части; схемы), обсуждается возможное
начало рассказа; речь детей обогащается
словами-связками для соединения
предложений. Речевую деятельность детей
активизируют применение ситуации
письменной речи, анализ детских
высказываний (удачное развитие
сюжета, интересные приключения, образная
речь, выразительность, неудачные
моменты), мотивация заданий (рассказать,
чтобы понравилось всем, порадовать
кого-то).
Интересные
занятия с игрушками описаны в ряде
методических пособий. Особо можно
выделить игры-занятия, разработанные
Э. П. Коротковой1.
На них обучение описанию игрушек
осуществляется одновременно с
формированием грамматически правильной
речи и обогащением словаря. Задания
на описание постепенно усложняются,
используются приемы мотивации речи,
обогащается игровая деятельность детей.
Обучение детей рассказыванию по игрушкам
Автор: Друзик Елена Анатольевна
Организация: ГБДОУ НАО «Детский сад «Семицветик»
Населенный пункт: НАО, г. Нарьян-Мар
Автор: Слободянюк Лидия Валерьевна
Организация: ГБДОУ НАО «Детский сад «Семицветик»
Населенный пункт: НАО, г. Нарьян-Мар
Конспект занятия по обучению детей рассказыванию по игрушке во второй младшей группе
Тема: «Котёнок»
Цель: Формирование умений детей составлять рассказ по игрушке.
Задачи:
Образовательные: Учить описывать игрушку, опираясь на вопросы воспитателя. Вовлечение дошкольников в разговор во время рассматривания предметов.
Развивающие: Развивать речь, умение отвечать на вопросы.
Воспитательные: Воспитывать культуру общения. Закреплять навыки культуры поведения: умение здороваться, не перебивать друг друга, взрослого.
Словарная работа: Активизировать словарь словами: гладкий, с завитком, ресницы.
Предварительная работа:
— Чтение стихов: М. Карем «Мой кот»
— Чтение сказки: обр. М. Боголюбской «Кот, петух и лиса»
— Чтение прозы: К. Чуковский «Так и не так»
— Чтение потешек: «Как у нашего кота…», «Кисонька мурысенька…»
• Рассматривание иллюстраций и картин.
Средства: Мягкая игрушка котёнок, кукла
Ход занятия
Воспитатель с куклой в руке.
Кукла: — Здравствуйте, ребята.
Дети: — Здравствуйте.
Воспитатель: — Ребята сегодня в гости к нашей кукле Даше пришёл котёнок. Но котят в нашей группе много и Даша должна узнать нашего котёнка по описанию. Чтобы кукла узнала его, мы про него расскажем.
Воспитатель: — Ребята, скажите, кто это?
Дети: — Это котёнок.
Воспитатель: — Хорошо, посмотрите ребята, наш котёнок большой или маленький? Дети: — Маленький.
Воспитатель: — Ребята, что мы можем сказать про этого котёнка, какой он?
Дети: — гладкий.
Воспитатель: — А почему вы так решили (дети трогают котёнка и определяют, он сшит из мягкого, гладкого меха)
Воспитатель: — Ребята, а посмотрите, пожалуйста, какие у него глазки
Дети: — зелёные.
Воспитатель: — Какого он цвета?
Дети: — белого.
Воспитатель: — Какой у котёнка хвостик и лапки?
Дети: — Лапки мягкие, а хвостик длинный.
Воспитатель: — А ещё у нашего котёнка длинный хвост, ушки небольшие, аккуратные, а ресницы чёрные и длинные.
Воспитатель: — Ребята, а что у котёнка на лапке?
Дети: — чёрное пятно.
Воспитатель: — Молодцы! А как мы назовём нашего котёнка?
Дети: — Барсик.
Физкультминутка «Кот Барсик»
То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед —
Это делает зарядку
Наш Барсик —
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Барсика все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.
Воспитатель: — А теперь ребята послушайте, как – бы я рассказала о нашем котёнке.
«Котёнок»
Это моя любимая игрушка котёнок. Его зовут Барсик. У него гладкая, белая шерсть, а на передней лапке чёрное пятно. Ушки у Барсика небольшие, аккуратные, хвост длинный. Глаза у него зелёные, а ресницы чёрные и длинные. Я люблю с ним играть.
Воспитатель: — А теперь, попробуй Кирилл рассказать про котёнка. После рассказа спросить несколько человек.
Рассказ детей.
Воспитатель: — Молодцы ребята все справились. Наша кукла Даша узнала своего котёнка Барсика.
Воспитатель: — Ребята что, вы, сегодня рассказывали про котёнка (ответы детей).
Воспитатель: — А сейчас кукла Маша и котёнок Барсик, приглашают вас попить чаю с пряниками.
Приложения:
- file0.docx.. 17,0 КБ
Опубликовано: 06.10.2021
В процессе занятий по обучению детей рассказыванию об игрушке дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение
Занятия по обучению рассказыванию с использованием предметов и игрушек систематически проводятся во всех группах детского сада. Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия — зрительные, слуховые, осязательные и др.
Обучение рассказыванию на занятиях такого типа проходит более успешно, если подбор игрушек и предметов строго продуман воспитателем.
Для показа часто используются наборы — комплекты. Дети группируют игрушки и предметы по общим признакам, описывают их на основе сравнения.
Задание рассказать об игрушке побуждает ребенка внимательно рассмотреть ее детали, отметить цвет, величину и т. д. Воспитатель учит детей наблюдать и фиксировать в словах, в речи то, что они видят, слышат, осязают. Дети упражняются в выборе точных слов-обозначений, учатся контролировать свою речь, степень ее соответствия описываемому объекту и его признакам.
В рассказах-описаниях находит выражение эмоционально-эстетическое отношение дошкольников к вещам, к игровому материалу, речь их становится более выразительной.
Качество рассказов и активность детей на занятиях во многом зависят от приобретаемого ими опыта восприятия объектов при наблюдениях, на прогулках, экскурсиях.
Показ игрушек может происходить в виде инсценировки какого-либо сюжета. Игровые действия побуждают детей описывать предметы детализированное, эмоциональнее.
Важным приемом обучения являются вопросы, с помощью которых педагог помогает дошкольникам лучше познакомиться с объектами описания. Опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают, обобщают; отвечая на них — припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств.
Воспитатель задает вопросы, как правило, в начале занятия, когда знакомит детей с игрушками или предметами и подготавливает к предстоящему рассказыванию.
Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.). Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру).
Дидактические игры на описание, как правило, проводят после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, приобрели определенный словарный запас и соответствующие представления. Одним из условий эффективности игры являются ее живость, определенный ритм, эмоциональность, активное участие каждого ребенка. Если дети не умеют описывать игрушки, нуждаются в постоянной помощи и подсказке взрослого, игровая ситуация нарушается, игра превращается в вялотекущее упражнение.
Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.
Например, вниманию детей предлагается 5 — 6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств — цвета, формы, размера, материала. Появление игрушек может быть обыграно — почтальон принес посылку. Затем об одной из игрушек дается загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь); «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» (баран).
Отгадывание загадок можно связать с рассматриванием игрушек перед их описанием или рассказыванием по ним. Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Составление описательного рассказа (об игрушках, предметах быта, природе и т.д.) имеет свои особенности в каждой возрастной группе.
В младшем дошкольном возрасте для описания используются игрушки, овощи, фрукты, одежда детей, предметы быта. Проводится рассматривание и исследование предметов. Беседа с детьми и затем совместное рассказывание. Отвечая на вопросы педагога, (с помощью педагога). дети называют предмет, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида (цвет, форма, материал, свойства, назначение и т.д.), подбирают сравнения, определения
В среднем дошкольном возрасте детей подводят к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках и предметах с опорой на вопросы и речевой образец (рассказ воспитателя), а также по схеме (указание на предмет, его называние; описание признаков, качеств, действий предмета или с предметом; оценка предмета или отношение ребенка к нему).
Речевой образец педагога дается в разных частях занятия, по ситуации. По речевому образцу педагога дети должны составить рассказ о другой, аналогичной игрушке.
Речевой образец служит примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем качествами, признаками, деталями. Это — один из ведущих приемов, поскольку дети овладевают речью путем активного творческого подражания речи, которую они воспринимают от окружающих.
Рассказ педагога, используемый в качестве образца, должен быть содержательным, интересным, лаконичным и эмоционально выразительным. Языковой материал, заключенный в рассказе-образце, служит для детей объектом внимания, познания и освоения.
В старшем дошкольном возрасте учат составлять описательный рассказ разных предметов быта, природы, игрушек, людей по плану и схеме. Описание с опорой на восприятие и по памяти.
Структура занятия:
1. Вводная.
2. Показ игрушки (вспоминаем старое, придумываем новое).
3. Вопросы к детям.
4. Образец рассказа педагога или план. Если план – повторение плана детьми.
5. Указания детям.
6. Составление рассказов детьми.
7. Сюрпризные моменты, другая игрушка (или другая часть) или педагог, или родитель.
8. Оценка самим педагогом: удалось с детьми, не удалось у детей, в чем трудность, в чем успешность?
9. Анализ (дальнейшее планирование по исправлению трудностей и перехода к успешности по обучению рассказыванию по игрушке).
Виды занятий:
Дети 1-3 лет:
— Составление описательного рассказа по одной игрушке. В конце года другая игрушка, но есть те же части или особенности (например, щенок, котенок). Приемы те же, как по картине.
Дети 1-4 лет:
— Составление описательного рассказа по набору игрушек.
— Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. Приемы те же, как по картине.
Дети 1-4 + дети 4-6 лет:
— Составление сюжетного рассказа по одной игрушке (ребенок предполагает, что было, что будет).
— Составление сюжетных рассказов с их обыгрыванием.
Дети 5-6-7 лет:
Спектакли с игрушками «Новогодняя ночь игрушек в магазине», «Слоненок в зоопарке».
Пример занятия: Составление описательного рассказа по игрушкам кошка, собачка (для детей 2,5-5 лет).
Цель: учить детей описывать игрушку, называя ее характерные признаки. Учить четко и внятно произносить отдельные слова, выразительно повторять загадки (громко, тихо, шепотом). Обогащать словарь детей простыми названиями окружающих игрушек. Учить описывать их внешний вид (цвет, форму), подбирать определение. Воспитывать интерес к игрушкам.
Словарная работа: серая, ласковая, пушистая, лакать.
Ход занятия:
— Загадывание загадки ребенком или воспитателем.
— Показ игрушки «кошка», рассматривание ее.
— Вопросы к детям: Кто это? Какие у кошки по цвету глаза? (зеленые), какая шерстка на ощупь? (мягкая, серая), какими словами можно сказать какая кошка? (пушистая, ловкая), как зовут детенышей кошки? Кошка большая, а котенок? Придумайте кошке кличку. Что она умеет делать. После вопросов:
— Образец педагога: «Это кошка. Ее зовут Мурка. У кошки усатая мордочка, зеленые глаза, мягкая шерстка. Мурка ловкая, ласковая, она любит молоко. У кошки есть маленькие котята, они любят играть».
— Составление рассказов детьми.
— Оценка.
— Показ игрушки «собачка».
— Вопросы (образца нет)
— Составление рассказов детьми.
— Оценка детьми.
— Загадывание загадок.
Итак, показом игрушек, предметов, организацией действий с ними, постановкой определенных заданий педагог создает такие учебные ситуации, в которых дошкольники проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают языковым материалом, речевыми навыками и умениями.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость