Обучение дошкольников рассказу по игрушке

        МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО ИГРУШКАМ

1. ЗНАЧЕНИЕ  высказываний детей об игрушках оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию. Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи — обогащения словаря, формирования грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи.

2. Требования к игр-е: Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек: дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);  сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;    наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака. Поскольку  новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

3 Методы и приемы: Виды: 1Описание игрушки –описание внешнего вида игрушки, с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.    2. Сюжетные рассказы (повествования): рассказ по набору игрушек – связный рассказ про группу игрушек, сопровождаемый игровыми действиями в-я с иг-ми по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что р-к рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на д-ть ряда анализаторов;  рассказ по отдельной игрушке –  рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это трудный вид рассказывания. И-ка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.

 Методика   В младшем в-е отвечать на вопросы по их описанию. составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений, беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)?

 И-и могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (кукла большая в пальто и берете, кукла маленькая в одеяле и коляске; кошки белая и черная).

обучение описательным умениям в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две куклы – одна с бантом, другая без банта, две кошки разного цвета. И-и поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем в-ь «прячет» и-и и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша – черную, а Соня – куклу с бантом». Дети находят и приносят иг-и, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»). Когда научатся отвечать на вопросы, используются приемы  рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).

Затем рекомендуется совместное составление описания В гости к детям приходит котенок. Его рассматривают («Какой котенок? – Маленький, пушистый, шаловливый. – Как его можно назвать ласково? – Котеночек, котик. – Что любит котик? – Молоко. – Давайте вместе расскажем про него»). Дается логико-синтаксическая схема описания: в-ь начинает предложение, а дети продолжают: «Это (котенок). Он (мал-й, пушистый). Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?»  Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей.На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки.                                                                                     В средней гр—  самостоятельно описывать игрушки и составлять рассказ-повествование о них.    Описание и-к и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса, провести лексическое упражнение.                                                    плану— рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения                                                                                                                                  затруднение—  начало высказывания и чем его закончить, как связать предложения. в вопросно-ответной форме показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов «Какой хвост у зайца?» – «У зайца короткий хвост». — Затем использовать прием, следуя образцу, описывают игрушку.«Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я». Когда дети научатся описывать игрушку с помощью вз-го, предложить описать одну из 3 – 4 игрушек на основе образца по одной из них. Кроме образца используются и другие приемы: подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение

навыки повествовательной речи- вопросам воспитателя. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания (начало, середина, конец). схему составления совместного с детьми рассказа начинать рассказ («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»). Давая зачин рассказа, взрослый предлагает ребенку заполнить его содержанием.пример «В лес за ягодами»: «Дело было… (летом). Собрались… (подруги в лес за ягодами). Взяли они… (корзиночки) и. (отправились в лес). схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда.дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал – убежал, встретил и., стали они.), учит включать диалог действующих лиц (спросил – ответил), элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. На этом этапе основным приемом обучения является образец, который дается после рассматривания. Приведем пример рассказа «Собака и заяц». «Однажды вышла Жучка на улицу. Шла-шла, захотелось ей есть. Вдруг идет навстречу заяц. ..                                                                                                         дидактические игры на описание «Магазин игрушек» р-к-покупатель должен описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее

составляют загадки на основе образца воспитателя В-ль начинает со своего образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом. Кто это?» По другим игрушкам или предметам составляют загадки дети.

В старшей гр — Описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи. Дети должны составлять по набору игрушек и по одной игрушке, определяя тему, развивая сюжет и соблюдая композицию.

В подготовительной гр—  полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках). В описание вносится соревновательный момент («Кто лучше расскажет об игрушке»). На занятии «Наши любимые игрушки» р-к описывает игрушку, не называя ее, а остальные отгадывают. Занятие можно закончить предложением так рассказать про любимую игрушку, чтобы все поняли, какая она. В конце дать задание внимательно рассмотреть дома игрушку и на следующий день дополнить свое описание или подумать и рассказать, как с этой игрушкой можно играть.

В старшем возрасте работа над структурой работа с моделями (круг, разделенный на части; схемы), обсуждается возможное начало рассказа; речь детей обогащается словами-связками Речевую деятельность детей активизируют применение ситуации письменной речи, анализ детских высказываний (удачное развитие сюжета, интересные приключения, образная речь, выразительность, неудачные моменты), мотивация заданий (рассказать, чтобы понравилось всем, порадовать кого-то).

На них обучение описанию игрушек осуществляется одновременно с формированием грамматически правильной речи и обогащением словаря. Задания на описание постепенно усложняются, используются приемы мотивации речи, обогащается игровая деятельность детей.                                                               

В
основе высказываний детей об игрушках
лежит непос­редственное
восприятие

игрушки, что оказывает влияние на
сенсорное воспитание детей и развитие
наблюдательно­сти. Занятия с игрушками
носят творческий характер, на них
развиваются мышление и воображение.
Игрушка со­здает возможность закрепить
и активизировать словарь, но может
служить и источником новых слов. Игрушка
вызыва­ет положительные эмоции,
желание высказаться. Поэтому она
используется как средство обучения
описанию и пове­ствованию.

Занятия
с игрушками были разработаны Е. И.
Тихеевой. Система обучения рассказыванию
по игрушкам оставалась долгое время в
неизменном виде. Более поздние
исследова­ния и методические разработки
(А. М. Бородич, Э. П. Короткова, О. И.
Соловьева, Н. А. Орланова) внесли уточне­ния
в методику обучения, сохранив суть
прежней системы.

Исследователи
последних лет (О. С. Ушакова, А. А.
Зрожевская) в формировании связной речи
на материале игруш­ки исходили из
того, что детей надо учить не видам
рас­сказывания, а умению строить
монолог-описание и моно­лог-повествование,
опираясь на категориальные признаки
текста.

Для
обучения монологической речи используются
сле­дующие виды игрушек:

— дидактические
(матрешки, башенки, пирамидки, бо­чонки);

— сюжетные
(образные): куклы, машины, животные,
посуда, мебель, транспорт;

— готовые
наборы игрушек, объединенные одним
со­держанием: стадо, зоопарк, птичий
двор;

— наборы,
составленные воспитателем или детьми,
— мальчик, девочка, сани, собака; девочка,
домик, курица, кошка; заяц и собака.

Поскольку
каждая новая игрушка вызывает у ребенка
радость, удовольствие, желание поговорить
о ней, для за­нятий нужно использовать
новые или чем-то обновленные знакомые
игрушки (кукла в новом платье, фартуке,
ша­почке; мишка, сидящий в машине). Это
вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное
отношение к игрушке, ре­чевую реакцию.

Виды
занятий по игрушкам.

1.
Описание игрушки

связное последовательное описа­ние
внешнего вида игрушки, иногда с добавлением
лич­ного отношения ребенка к ней, или
описание действий и образа жизни
изображенного в игрушке живого существа.

Описание
игрушек может проводиться в виде
дидакти­ческой игры («Магазин игрушек»
(посуды, одежды), «Чу­десный мешочек»,
«Кто это?», «Почтальон принес посыл­ку»
и др.). Для описания следует подбирать
игрушки, кото­рые бы привлекали
внимание детей, были яркими, выра­зительными,
выделялись своим внешним видом, чтобы
о них можно было высказать свое мнение,
сравнить (две куклы в разных костюмах;
два зайца, разные по цвету и размеру).
Дидактические игры на описание, как
правило, проводят после нескольких
занятий, на которых дети приобрели
не­которые умения описывать игрушку,
приобрели опреде­ленный словарный
запас и соответствующие представле­ния.
Одним из условий эффективности игры
являются ее живость, определенный ритм,
эмоциональность, активное участие
каждого ребенка. Если дети не умеют
описывать игрушки, нуждаются в постоянной
помощи и подсказке взрослого, игровая
ситуация нарушается, игра превраща­ется
в вялотекущее упражнение.

Одним
из видов описания игрушки является
отгадыва­ние и составление загадок
детьми. Вначале дети учатся от­гадывать
загадки, а затем составлять загадки-описания.

Например,
вниманию детей предлагается 5 — 6 игру­шек
для рассматривания их внешнего вида и
определения качеств — цвета, формы,
размера, материала. Появление игрушек
может быть обыграно — почтальон принес
по­сылку. Затем об одной из игрушек
дается загадка: «Грива на шее волной,
хвост трубой, меж ушей челка» (конь);
«Идет мохнатый, идет бородатый, Рожищами
помахивает, бородищей потряхивает,
копытами постукивает» (баран).

Отгадывание
загадок можно связать с рассматриванием
игрушек перед их описанием или
рассказыванием по ним. Постепенно дети
подводятся к самостоятельному состав­лению
загадок.

2.
Сюжетные
рассказы (повествования).

а)
рассказ по набору игрушек — связный
пос­ледовательный рассказ про группу
игрушек, чаще всего со­провождаемый
игровыми действиями воспитателя с
игруш­ками по типу игры-драматизации.
Его составление облег­чается тем, что
ребенок рассказывает о действиях,
кото­рые совершает сам. Речь его
опирается на деятельность ряда
анализаторов; *- б) рассказ по отдельной
игрушке — это связ­ный последовательный
рассказ о воображаемых действиях и
приключениях одного героя — данной
игрушки. Это наи­более трудный вид
рассказывания. Игрушка только опре­деляет
главного героя, а образы других действующих
лиц, действия и ситуации придумывают
сами дети на основе творческого
воображения и собственного опыта.

В
учебной и методической литературе нет
единой точки зрения на содержание и
методику проведения занятий с детьми,
на последовательность постановки задач
обучения описательной и повествовательной
речи и последователь­ность разных
видов занятий с игрушками. Опираясь на
ис­следования и опыт работы, мы изложим
свое понимание методики обучения связной
речи на материале игрушек.

Напомним,
что на занятиях с игрушками следует
обу­чать детей речевым умениям,
необходимым для составле­ния
описательных и повествовательных
монологов: сфор­мировать элементарное
представление о структуре текста и
научить связывать предложения и части
высказывания. В описании — определять
объект, последовательно описы­вать
части, свойства, качества, действия его,
в конце вы­сказать оценочное суждение.
В повествовании — выделять главную
тему, развивать сюжет и соблюдать
структуру (за­вязка, развитие действия,
кульминация, развязка).

Рассмотрим
методику обучения
монологической речи на занятиях с
игрушками.

В
младшем
дошкольном возрасте
вначале
стоит задача научить детей сосредоточиваться
при рассматривании иг­рушек и предметов,
затем научить отвечать на вопросы по
их описанию. Детей подводят к составлению
с помощью воспитателя высказываний об
игрушках из 2 — 3 предло­жений.
Индивидуально и по подгруппам организуется
бе­седа-разговор: какие игрушки есть
у тебя дома? Какую иг­рушку ты больше
любишь? Кто ее купил или подарил? Какая
она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею
игра­ешь? Какие игрушки тебе нравятся
в детском саду?

На
первых порах особенно важен выбор
игрушек для занятий. Они должны привлекать
к себе внимание детей ярко выраженными
качествами (цвет, форма, размер),
активизировать речь, создавать настроение.
Игрушки могут быть одинаковыми по
названию, но разными по внешне­му виду
(кукла большая в пальто и берете, кукла
малень­кая в одеяле и коляске; кошки
белая и черная).

На
занятии обучение описательным умениям
можно организовать в игре «Найди и
опиши». Подбираются раз­ные игрушки:
две куклы — одна с бантом, другая без
бан­та, две кошки разного цвета. Игрушки
поочередно рассмат­риваются,
сравниваются; уточняются их характерные
осо­бенности и различие; активизируется
словарь. Затем вос­питатель «прячет»
игрушки (так, чтобы дети их быстро на­шли)
и предлагает найти их: «Андрюша найдет
белую ко­шечку, Миша — черную, а Соня
— куклу с бантом». Дети находят и приносят
игрушки, называют и с помощью воп­росов
воспитателя описывают («Какая у тебя
кошечка? Что у кошечки на голове? А это
что?»). В итоге такой беседы разрозненные
ответы детей обобщаются в виде связного
высказывания: «Миша нашел черную кошечку.
У нее на голове ушки, большие глаза, усы.
Есть у кошечки и длин­ный хвост. Она
лакает молочко и мяукает: мяу! мяу!»

Когда
дети научатся хорошо и правильно отвечать
на вопросы, им предлагают повторить
описание воспитателя. Таким образом,
здесь используются приемы, направленные
на оказание ребенку помощи в описании
предмета: рассматривание, вопросы,
обобщение педагога (образец описания).

—На
следующем этапе можно рекомендовать
совместное
составление описания’.

В
гости
к детям приходит котенок. Его рассматривают
(«Какой котенок? — Маленький, пушистый,
шаловли­вый. — Как его можно назвать
ласково? — Котеночек, ко­тик. — Что
любит котик? — Молоко. — Давайте вместе
рас­скажем про него»). Дается
логико-синтаксическая схема опи­сания:
воспитатель начинает предложение, а
дети продол­жают: «Это …(котенок).
Он-…(маленький, пушистый). Коте­нок
любит …(молоко). Кто хочет рассказать
про котенка?»

Остальные
виды занятий с игрушками проводятся
как рассказ воспитателя для детей.
Придумываются несложные сценки-рассказы
с набором игрушек, рассказ сопровож­дается
драматизацией, в которую включаются по
ходу дей­ствия высказывания детей.

На
занятиях по описанию игрушек используются
сти­хи, потешки, загадки. Так, воспитатель
может загадать за­гадку про собаку:
«С хозяином дружит, дом сторожит, жи­вет
под крылечком, хвост колечком». После
отгадывания загадки игрушка показывается,
рассматривается и описы­вается.
Занятие завершается чтением потешек,
стихов.

В
среднем
дошкольном
возрасте
закладываются
основы для развития умения самостоятельно
описывать игрушки и самостоятельно
составлять рассказ-повествование о
них.

Описание
игрушек и составление рассказов об
игруш­ках предваряет’ их рассматривание,
в процессе которого уточняются особенности
внешнего вида и образ жизни воп­лощенного
в игрушке живого существо, подбираются
срав­нения, определения. Можно
специально дать образные слова и
словосочетания: пугливый
заяц; осторожная, хитрая лиса; черный,
мохнатый, мягкий медвежонок
и
др.; провести лек­сическое упражнение.

В
процессе обучения дети должны интуитивно
понять, что описание проводится по
определенному плану. Этому способствуют
правильно организованный ход
рассматри­вания игрушек и продуманная
постановка вопросов, специальные
упражнения. Последовательность изложения
в описании зависит от умения детей
поэтапно обследовать предмет — от
восприятия его в целом к выделению
существенных признаков. Поэтому
воспитатель задает вопросы в определенном
порядке, учит детей думать, в какой
пос­ледовательности они будут описывать
игрушку. Это помо­жет соблюдать логику
описания.

Построение
связного текста вызывает у детей
затрудне­ние. Они часто не знают, как
начать высказывание и чем его закончить,
как связать предложения. Исследования
до­казывают, что уже в процессе
рассматривания игрушек, в вопросно-ответной
форме следует показать детям возмож­ные
связи между предложениями. Наиболее
распространен­ное средство связи —
повтор слов (Это
котенок. Котенок маленький. У котенка
пушистая шерсть).
Рассматривая
ежа, можно провести упражнение: «Кто
это?» — «Это еж». — «Кто колючий?» — «Еж
колючий». — «У кого на спине иголки?» —
«У ежа на спине иголки». В вопросе
содержится ключевое слово, которым
ребенок будет оперировать в своем
ответе.

Другой
вариант постановки вопросов, когда
правиль­ная форма повторяющихся слов
заключается в самом воп­росе: «Кто
это?» — «Зайчик». — «Какие уши у зайца?»
— «У зайца длинные уши». — «Какой хвост
у зайца?» — «У зайца короткий хвост».

Затем
можно использовать прием, когда дети,
следуя образцу, описывают игрушку.

1.
«Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я».
Петрушка и ребенок получают одинаковые
по содержанию игруш­ки, но один мишка
большой черный, а другой маленький
коричневый. Петрушка: «У меня мишка
большой черный». Ребенок: «У меня тоже
мишка, но маленький и коричне­вый».
Петрушка: «У моего медведя уши круглые
пушис­тые». Ребенок: «У моего мишки
тоже уши круглые пуши­стые» и т. д.

2.
Петрушка: «У меня большая красивая
кукла». Ребенок: «У меня большая белая
машина». Петрушка: «У куклы чер­ные
глаза, светлые волосы». Ребенок: «У
машины руль и круглые колеса» и т. д.

В
первом варианте дети восстанавливают
предложенную им структуру описания,
заменяя лишь два слова. Во втором —
дети, сохраняя структуру предложения,
самостоятельно заполняют его новыми
словами.

Когда
дети научатся описывать игрушку с
помощью взрослого, можно предложить
описать одну из 3 — 4 игру­шек на основе
образца по одной из них. Кроме образца
используются и другие приемы: подсказ
слова, дополне­ние, совместное описание,
поощрение. В конце занятия для поддержания
интереса надо показать заводную или
другую игрушку.

Одновременно
у детей формируются навыки повество­вательной
речи. Детей подводят к составлению
рассказов также по вопросам воспитателя.
Важно сформировать эле­ментарные
представления о структуре высказывания
(на­чало, середина, конец). Для осознания
структуры повество­вания рекомендуется
использовать схему составления
со­вместного с детьми рассказа. Сначала
дается представле­ние о том, как можно
по-разному начинать рассказ («Од­нажды…»,
«Как-то раз…», «Дело было летом…»).
Давая за­чин рассказа, взрослый
предлагает ребенку заполнить его
содержанием.

Приведем
пример схемы рассказа «В лес за ягодами»:
«Дело было …(летом). Собрались… (подруги
в лес за ягодами). Взя­ли они…
(корзиночки) и … (отправились в лес).
Идут девочки и весело …(разговаривают).
На небе появились …(темные тучки). Вдруг
загремел …(гром) и ….(пошел дождик).
Девоч­ки … (испугались) и … (спрятались
под дерево). Когда дождь закончился, они
… (пошли домой)».

Заполнение
схемы помогает ребенку усвоить средства
связи между предложениями и частями
текста, формирует умение пользоваться
словами-связками вдруг,
тогда.

Постепенно
дети начинают самостоятельно составлять
рассказы. Педагог помогает развивать
сюжет, используя слова-связки, глагольную
лексику (позвал

убежал,
встре­тил и …, стали они
…),
учит включать диалог действующих лиц
(спросил
— ответил),
элементы
описания внешнего вида героев. Для
рассказа вначале отбираются 2—3 игруш­ки.
Детям легче развить сюжет и включить в
повествование всех действующих лиц,
подобрать слова к действиям, ис­пользовать
прямую речь. Позднее количество игрушек
можно увеличить.

На
этом этапе основным приемом обучения
является образец, который дается после
рассматривания. Приведем пример рассказа
«Собака и заяц». «Однажды вышла Жучка
на улицу. Шла-шла, захотелось ей есть.
Вдруг идет навстре­чу заяц. Подошла
к нему Жучка и говорит: «Здравствуй,
зайчик!» Заяц отвечает: «Здравствуй,
Жучка!» — «Нет ли у тебя чего-нибудь
поесть?» — «Есть морковка, возьми,
по­жалуйста!» Понюхала Жучка морковку,
покачала головой: «Нет, спасибо, я
морковку не ем». И пошли они каждый своей
дорогой».

Детям
нравятся такие тексты, они и сами хотят
приду­мать подобный рассказ или
сказку. Воспитатель может ра­зыграть
сценки с этими игрушками. Для рассказывания
игрушки объединяют по две (кукла и
собачка, кошка и мышка, кукла и машина).
Обычно рассказы составляются детьми
во второй части занятия, после
рассматривания или описания игрушек.

Значительное
место занимают дидактические игры на
описание. Усложняются их содержание и
требования к речи. В игре «Магазин
игрушек» ребенок-покупатель должен
опи­сать игрушку, опираясь на образец
или план, а продавец — отгадать, какая
это игрушка, и продать ее. Условием
полу­чения игрушки, кроме описания,
может быть требование назвать отдел,
полку, на которой она стоит. Продавец
мо­жет не сразу понять, какую игрушку
хотят купить, и пред­лагает описать
ее понятнее.

Если
в младшем дошкольном возрасте дети в
основном учатся отгадывать загадки, то
на этом возрастном этапе они сами
составляют загадки на основе образца
воспитате­ля. Как всегда, игрушки
рассматриваются. Воспитатель на­чинает
со своего образца: «Хитрая, рыжая, с
длинной мор­дочкой и пушистым хвостом.
Кто это?» По другим игруш­кам или
предметам составляют загадки дети.
Несмотря на то, что составление загадок
сложно, при соответствующем обучении
описательной речи дети успешно с этим
справ­ляются: «С длинными ушками,
коротким хвостом, любит морковку»; «С
бородой, рогами, молоко дает». Оценивая
описания игрушек, необходимо отмечать
точность слова­ря, удачные сравнения,
эмоциональность.

В
старшем
дошкольном возрасте
игрушка
занимает мень­шее место, но к умениям
описывать игрушку и строить повествование
предъявляются более высокие требования..
Описание должно быть полным, логичным,
без пропуска существенных признаков,
повторений, последовательным, точным
по языку, с использованием образной
речи. Дети должны составлять повествование
по набору игрушек и по одной игрушке,
определяя тему, развивая сюжет и соблю­дая
композицию..

Описательные
умения дети приобретают, как и в сред­нем
дошкольном возрасте, в процессе описания
игрушек и составления загадок. Основное
отличие — в усложнении заданий и большей
самостоятельности их выполнения.,

В
подготовительной к школе группе дается
более пол­ное описание признаков
(если это животное, говорят о его
полезности, образе жизни, повадках). В
описание вносится соревновательный
момент («Кто лучше расскажет об иг­рушке»).
На занятии «Наши любимые игрушки»
(медвежо­нок, зайчик, телефон, неваляшка,
самосвал) один ребе­нок описывает
игрушку, не называя ее, а остальные
отга­дывают.- Занятие можно закончить
предложением так рас­сказать про
любимую игрушку, которая находится
дома, чтобы все поняли, какая она. В конце
можно дать задание внимательно рассмотреть
дома игрушку и на следующий день дополнить
свое описание или подумать и рассказать,
как с этой игрушкой можно играть.

Аналогичное
задание — последовательно описать
иг­рушку, не называя ее, дается в игре
«Подарки». Организа­ция занятия: в
коробках приносят новые игрушки, это
подарки для группы. Появление подарков
обыгрывается (подарил Дед Мороз, почтальон
принес в посылке). Пред­лагается
познакомиться с тем, какие подарки
находятся в коробках, но при этом надо
выполнить два условия: хо­рошо описать
игрушку и отгадать ее. Если эти условия
бу­дут выполнены, игрушка останется
в группе (мотивационная установка).
Затем вызывают 3 — 4 детей (по количе­ству
игрушек). Они должны открыть коробки и,
не выни­мая игрушку, рассмотреть ее
и подумать, в какой после­довательности
построить описание, закончив его
оценоч­ным суждением.

Ценность
таких занятий состоит в подведении
детей к составлению загадок. При
составлении загадок образец по­чти
не применяется, дети справляются с
заданием само­стоятельно. Полезно
использовать схемы описания (о них
упоминалось при характеристике приемов
обучения рас­сказыванию). —

Старшие
дошкольники составляют рассказ
по набору игрушек
,
которые либо предлагаются им, либо
выбирают­ся ребенком самостоятельно.

Приведем
пример рассказывания по сюжетной игровой
обстановке «В гостях у Кати». Воспитатель
сопровождает свой рассказ разыгрыванием
сценок: «Катя школьница. Она научилась
хорошо читать. К ней в гости приходят
ее младшие подружки. Вот однажды стук
в дверь. Кто это? Это пришли Таня и Оля.
Таня в синем платье с белым воротничком
и манже­тами. На ногах белые босоножки.
Оля пришла в белых брючках и красной
блузке. На ногах белые носочки и черные
туфли. Обе подружки наряд­ные, веселые.
Поздоровались и сели за стол. Катя стала
им читать сказку про волка и семерых
козлят. А потом они рассматривали
картинки. Так и время прошло. Пора домой
идти. Молодец Катя! Любят ее маленькие
детишки». Далее дети сами проводят
драматизации.

Изменив
игровую обстановку, заменив книгу чайным
сервизом, для предупреждения механического
подражания, детям предлагают расска­зать
про Катю и ее друзей без образца, используя
план: куда ушла мама? Чем занимались
дети без мамы? Что она сказала, когда
вернулась?

Подобные
драматизации целесообразно проводить
вне занятий, а наиболее удавшуюся
показать малышам. Такая мотивация
вызывает у детей желание справиться с
задани­ем. Следует обсудить коллективно,
что лучше показать, дополнить драматизацию
новыми сценками, провести ре­петицию.

Наиболее
сложно придумать рассказ по одной
игрушке. Ребенок должен активизировать
свой опыт, память, вооб­ражение.
Трудность заключается в том, что определен
только один персонаж, другие придумываются
ребенком. Рассказ­чик должен наделить
каждого персонажа соответствующи­ми
качествами, найти ему место в повествовании,
приду- ‘ мать действия и весь сюжет,
композиционно правильно оформить
рассказ. К выбору приема обучения следует
под­ходить с учетом темы, умений детей,
их представлений о структуре рассказа.
Образец является стимулятором детс­кого
творчества (а не подражания), поэтому
лучше давать его после 1 — 2 детских
рассказов.

Наиболее
простой прием — образец в виде начала
рас­сказа, когда воспитатель начинает,
а дети продолжают рас­сказ.

В
рассказе «Приключение кролика» можно
дать план в виде общих вопросов: «Куда
мог отправиться кролик? Кто были его
друзья? Что с ним случилось? Чем закончилось
их приключение?» Планом намечены основные
вехи рассказа, дети наполняют его
содержанием. Целесооб­разно использовать
небольшие указания: «Что же могло
случиться с кроликом и его друзьями?
Может быть, они увидели в лесу волка и
испугались или заблудились, а может
быть, пришли в детский сад в гости».

В
старшем возрасте продолжается работа
над структурой высказывания. Описательные
и повествовательные тексты анализируются
с точки зрения их структуры, проводится
работа с моделями (круг, разделенный на
части; схемы), обсуждается возможное
начало рассказа; речь детей обо­гащается
словами-связками для соединения
предложений. Речевую деятельность детей
активизируют применение ситуации
письменной речи, анализ детских
высказываний (удач­ное развитие
сюжета, интересные приключения, образная
речь, выразительность, неудачные
моменты), мотивация заданий (рассказать,
чтобы понравилось всем, порадовать
кого-то).

Интересные
занятия с игрушками описаны в ряде
ме­тодических пособий. Особо можно
выделить игры-занятия, разработанные
Э. П. Коротковой1.
На них обучение описа­нию игрушек
осуществляется одновременно с
формирова­нием грамматически правильной
речи и обогащением сло­варя. Задания
на описание постепенно усложняются,
ис­пользуются приемы мотивации речи,
обогащается игровая деятельность детей.

Обучение детей рассказыванию по игрушкам

Автор: Друзик Елена Анатольевна

Организация: ГБДОУ НАО «Детский сад «Семицветик»

Населенный пункт: НАО, г. Нарьян-Мар

Автор: Слободянюк Лидия Валерьевна

Организация: ГБДОУ НАО «Детский сад «Семицветик»

Населенный пункт: НАО, г. Нарьян-Мар

Конспект занятия по обучению детей рассказыванию по игрушке во второй младшей группе

Тема: «Котёнок»

Цель: Формирование умений детей составлять рассказ по игрушке.

Задачи:

Образовательные: Учить описывать игрушку, опираясь на вопросы воспитателя. Вовлечение дошкольников в разговор во время рассматривания предметов.

Развивающие: Развивать речь, умение отвечать на вопросы.

Воспитательные: Воспитывать культуру общения. Закреплять навыки культуры поведения: умение здороваться, не перебивать друг друга, взрослого.

Словарная работа: Активизировать словарь словами: гладкий, с завитком, ресницы.

Предварительная работа:

— Чтение стихов: М. Карем «Мой кот»

— Чтение сказки: обр. М. Боголюбской «Кот, петух и лиса»

— Чтение прозы: К. Чуковский «Так и не так»

— Чтение потешек: «Как у нашего кота…», «Кисонька мурысенька…»

• Рассматривание иллюстраций и картин.

Средства: Мягкая игрушка котёнок, кукла

Ход занятия

Воспитатель с куклой в руке.

Кукла: — Здравствуйте, ребята.

Дети: — Здравствуйте.

Воспитатель: — Ребята сегодня в гости к нашей кукле Даше пришёл котёнок. Но котят в нашей группе много и Даша должна узнать нашего котёнка по описанию. Чтобы кукла узнала его, мы про него расскажем.

Воспитатель: — Ребята, скажите, кто это?

Дети: — Это котёнок.

Воспитатель: — Хорошо, посмотрите ребята, наш котёнок большой или маленький? Дети: — Маленький.

Воспитатель: — Ребята, что мы можем сказать про этого котёнка, какой он?

Дети: — гладкий.

Воспитатель: — А почему вы так решили (дети трогают котёнка и определяют, он сшит из мягкого, гладкого меха)

Воспитатель: — Ребята, а посмотрите, пожалуйста, какие у него глазки

Дети: — зелёные.

Воспитатель: — Какого он цвета?

Дети: — белого.

Воспитатель: — Какой у котёнка хвостик и лапки?

Дети: — Лапки мягкие, а хвостик длинный.

Воспитатель: — А ещё у нашего котёнка длинный хвост, ушки небольшие, аккуратные, а ресницы чёрные и длинные.

Воспитатель: — Ребята, а что у котёнка на лапке?

Дети: — чёрное пятно.

Воспитатель: — Молодцы! А как мы назовём нашего котёнка?

Дети: — Барсик.

Физкультминутка «Кот Барсик»

То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед —
Это делает зарядку
Наш Барсик —
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Барсика все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.

Воспитатель: — А теперь ребята послушайте, как – бы я рассказала о нашем котёнке.

«Котёнок»

Это моя любимая игрушка котёнок. Его зовут Барсик. У него гладкая, белая шерсть, а на передней лапке чёрное пятно. Ушки у Барсика небольшие, аккуратные, хвост длинный. Глаза у него зелёные, а ресницы чёрные и длинные. Я люблю с ним играть.

Воспитатель: — А теперь, попробуй Кирилл рассказать про котёнка. После рассказа спросить несколько человек.

Рассказ детей.

Воспитатель: — Молодцы ребята все справились. Наша кукла Даша узнала своего котёнка Барсика.

Воспитатель: — Ребята что, вы, сегодня рассказывали про котёнка (ответы детей).

Воспитатель: — А сейчас кукла Маша и котёнок Барсик, приглашают вас попить чаю с пряниками.

Приложения:

  1. file0.docx.. 17,0 КБ

Опубликовано: 06.10.2021

В процессе занятий по обучению детей рассказыванию об игрушке дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение

Занятия по обучению рассказыванию с использованием предметов и игрушек систематически проводятся во всех группах детского сада. Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия — зрительные, слуховые, осязательные и др.

 Обучение рассказыванию на занятиях такого типа проходит более успешно, если подбор игрушек и предметов строго продуман воспитателем.

 Для показа часто используются наборы — комплекты. Дети группируют игрушки и предметы по общим признакам, описывают их на основе сравнения.

 Задание рассказать об игрушке побуждает ребенка внимательно рассмотреть ее детали, отметить цвет, величину и т. д. Воспитатель учит детей наблюдать и фиксировать в словах, в речи то, что они видят, слышат, осязают. Дети упражняются в выборе точных слов-обозначений, учатся контролировать свою речь, степень ее соответствия описываемому объекту и его признакам.

В рассказах-описаниях находит выражение эмоционально-эстетическое отношение дошкольников к вещам, к игровому материалу, речь их становится более выразительной.

 Качество рассказов и активность детей на занятиях во многом зависят от приобретаемого ими опыта восприятия объектов при наблюдениях, на прогулках, экскурсиях.

 Показ игрушек может происходить в виде инсценировки какого-либо сюжета. Игровые действия побуждают детей описывать предметы детализированное, эмоциональнее.

 Важным приемом обучения являются вопросы, с помощью которых педагог помогает дошкольникам лучше познакомиться с объектами описания. Опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают, обобщают; отвечая на них — припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств.

 Воспитатель задает вопросы, как правило, в начале занятия, когда знакомит детей с игрушками или предметами и подготавливает к предстоящему рассказыванию.

Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.). Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру).

Дидактические игры на описание, как правило, проводят после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, приобрели определенный словарный запас и соответствующие представления. Одним из условий эффективности игры являются ее живость, определенный ритм, эмоциональность, активное участие каждого ребенка. Если дети не умеют описывать игрушки, нуждаются в постоянной помощи и подсказке взрослого, игровая ситуация нарушается, игра превращается в вялотекущее упражнение.

Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.

Например, вниманию детей предлагается 5 — 6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств — цвета, формы, размера, материала. Появление игрушек может быть обыграно — почтальон принес посылку. Затем об одной из игрушек дается загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь); «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» (баран).

Отгадывание загадок можно связать с рассматриванием игрушек перед их описанием или рассказыванием по ним. Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Составление описательного рассказа (об игрушках, предметах быта, природе и т.д.) имеет свои особенности в каждой возрастной группе.

В младшем дошкольном возрасте для описания используются игрушки, овощи, фрукты, одежда детей, предметы быта. Проводится рассматривание и исследование предметов. Беседа с детьми и затем совместное рассказывание. Отвечая на вопросы педагога, (с помощью педагога). дети называют предмет, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида (цвет, форма, материал, свойства, назначение и т.д.), подбирают сравнения, определения

В среднем дошкольном возрасте детей подводят к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках и предметах с опорой на вопросы и речевой образец (рассказ воспитателя), а также по схеме (указание на предмет, его называние; описание признаков, качеств, действий предмета или с предметом; оценка предмета или отношение ребенка к нему).

Речевой образец педагога дается в разных частях занятия, по ситуации. По речевому образцу педагога дети должны составить рассказ о другой, аналогичной игрушке.

Речевой образец служит примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем качествами, признаками, деталями. Это — один из ведущих приемов, поскольку дети овладевают речью путем активного творческого подражания речи, которую они воспринимают от окружающих.

Рассказ педагога, используемый в качестве образца, должен быть содержательным, интересным, лаконичным и эмоционально выразительным. Языковой материал, заключенный в рассказе-образце, служит для детей объектом внимания, познания и освоения.

В старшем дошкольном возрасте учат составлять описательный рассказ разных предметов быта, природы, игрушек, людей по плану и схеме. Описание с опорой на восприятие и по памяти.

Структура занятия:

1. Вводная.

2. Показ игрушки (вспоминаем старое, придумываем новое).

3. Вопросы к детям.

4. Образец рассказа педагога или план. Если план – повторение плана детьми.

5. Указания детям.

6. Составление рассказов детьми.

7. Сюрпризные моменты, другая игрушка (или другая часть) или педагог, или родитель.

8. Оценка самим педагогом: удалось с детьми, не удалось у детей, в чем трудность, в чем успешность?

9. Анализ (дальнейшее планирование по исправлению трудностей и перехода к успешности по обучению рассказыванию по игрушке).

Виды занятий:

Дети 1-3 лет:

— Составление описательного рассказа по одной игрушке. В конце года другая игрушка, но есть те же части или особенности (например, щенок, котенок). Приемы те же, как по картине.

Дети 1-4 лет:

— Составление описательного рассказа по набору игрушек.

— Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. Приемы те же, как по картине.

Дети 1-4 + дети 4-6 лет:

— Составление сюжетного рассказа по одной игрушке (ребенок предполагает, что было, что будет).

— Составление сюжетных рассказов с их обыгрыванием.

Дети 5-6-7 лет:

Спектакли с игрушками «Новогодняя ночь игрушек в магазине», «Слоненок в зоопарке».

Пример занятия: Составление описательного рассказа по игрушкам кошка, собачка (для детей 2,5-5 лет).

Цель: учить детей описывать игрушку, называя ее характерные признаки. Учить четко и внятно произносить отдельные слова, выразительно повторять загадки (громко, тихо, шепотом). Обогащать словарь детей простыми названиями окружающих игрушек. Учить описывать их внешний вид (цвет, форму), подбирать определение. Воспитывать интерес к игрушкам.

Словарная работа: серая, ласковая, пушистая, лакать.

Ход занятия:

— Загадывание загадки ребенком или воспитателем.

— Показ игрушки «кошка», рассматривание ее.

— Вопросы к детям: Кто это? Какие у кошки по цвету глаза? (зеленые), какая шерстка на ощупь? (мягкая, серая), какими словами можно сказать какая кошка? (пушистая, ловкая), как зовут детенышей кошки? Кошка большая, а котенок? Придумайте кошке кличку. Что она умеет делать. После вопросов:

— Образец педагога: «Это кошка. Ее зовут Мурка. У кошки усатая мордочка, зеленые глаза, мягкая шерстка. Мурка ловкая, ласковая, она любит молоко. У кошки есть маленькие котята, они любят играть».

— Составление рассказов детьми.

— Оценка.

— Показ игрушки «собачка».

— Вопросы (образца нет)

— Составление рассказов детьми.

— Оценка детьми.

— Загадывание загадок.

Итак, показом игрушек, предметов, организацией действий с ними, постановкой определенных заданий педагог создает такие учебные ситуации, в которых дошкольники проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают языковым материалом, речевыми навыками и умениями.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

  • Обучение детей написанию сочинений по наблюдениям
  • Обучение детей дошкольного возраста сочинению сказок проектная работа
  • Обувь сказка ортопедическая для детей
  • Обсудите с другом что объединяет рассказ пришвина со стихами русских поэтов
  • Обрывок какой газеты читали на необитаемом острове генералы в сказке салтыкова щедрина повесть