Обучение рассказыванию составление рассказов на тему осень наступила старшая группа

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему

«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

Задачи:

Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;

продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику;

продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

 Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени

 А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,

 А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад…»,

 А.Н. Плещеева «Осень наступила…»,

 Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Оборудование:

картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников)

сюжетные картинки  для составления рассказов

мяч

осенние листья

Ход занятия:

1.      Организационный момент. Рассказ-загадка.

Воспитатель. Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В   лесу  шуршали листья, и казалось, что будто кто — то ходит под кленами и  березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались  с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

Воспитатель. Ребята, о каком времени года здесь говорится?

Дети: Об осени.

Воспитатель:

Назовите месяца осени.

Дети:

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель:

Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.

Обозначим план рассказа.

Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.

Дети:

Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.

Трава пожелтела, птицы стали улетать.

-Вос. А кто еще знает признаки наступления осени?

 Дети Осенью часто идут дожди.

-Осенью начинает холодать.

-Бывают первые заморозки.

-Листья желтеют.

Вос. А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»

2.      Игра с мячом.

Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Вос. — листья осенью (что делают?) –

Дети Листья осенью желтеют и опадают.

Вос. -дождь осенью (что делает?) –

Дети. Дождь осенью моросит, идет.

Вос. -урожай осенью (что делают?)  –

 Дети Урожай осенью убирают.

Вос. — птицы осенью(что делают?) —

Дети. Птицы осенью улетают.

Вос. -деревья осенью(что делают?) —

Дети Деревья осенью роняют листья.

Вос. -звери осенью (что делают?)—

Дети .Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

А сейчас мы немного отдохнём.

Физкультминутка «Осенние листья»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер — полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (присесть)

А теперь внимательно посмотрите на картинки.  (На доске картинки с приметами осени).  Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения.  (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

                 Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за         туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик.  Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Вот такая она – ранняя осень!

Предлагаю послушать стихотворение Плещеева А.Н.

« Осень наступила»

                               Осень наступила,

                                Высохли цветы,

                                И глядят уныло

                                Голые кусты.

                                Вянет и желтеет

                                Травка на лугах,

                                Только зеленеет

                                Озимь на полях.

                                Туча небо кроет,

                                Солнце не блестит,

                                Ветер в поле воет,

                                Дождик моросит…

                                Зашумели воды

                                Быстрого ручья,

                                Птички улетели

                                В теплые края.

Воспитатель:

Какие чувства вызывает это стихотворение?

Дети:

Грусть.

Воспитатель:

 Почему?

Дети:

Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать. Наступила  холодная осень.

Воспитатель:

Найдите подтверждение своим словам в стихотворении.

Дети:

Небо закрыто тучами.

Солнце не светит.

Дует сильный ветер.

Идёт дождь.

Воспитатель:

Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды.

Осень по — своему прекрасна.

Воспитатель:

Вот наша  беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?

Мы говорили об осени.

Воспитатель:

А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.

Игра «Да или нет?»

Осенью растут грибы?

Да

Воспитатель:

Тучки солнце закрывают?

Да

Воспитатель:

Холодный ветер прилетает?

Да

Воспитатель:

Ну а птицы гнезда вьют?

Нет

Воспитатель:

А букашки прилетают?

Нет

Воспитатель:

Звери норки закрывают?

Да

Воспитатель:

Урожай все собирают?

Да

Воспитатель:

Птичьи стаи улетают?

Да

Воспитатель:

Часто-часто льют дожди?

Да

Воспитатель:

Достаем ли сапоги?

Да

Воспитатель:

Солнце светит очень жарко?

Нет

Воспитатель:

Можно детям загорать?

Нет

Воспитатель:

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Да

Воспитатель:

Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.

Конспект

   непосредственной
образовательной деятельности

 по развитию речи  в
старшей группе

на тему: «Обучение
рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».

                                                                                                                     
            Воспитатель:

                                                                                                                     
                       Ситдикова Л.И
.

Программное
содержание:
 

Образовательная:
систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

продолжать
учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; 

продолжать
учить детей отвечать на вопросы полным предложением. 

Развивающая:
развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику; 

продолжать
развивать память, мышление через игры и упражнения.

Воспитывающая:
воспитывать любовь к природе.

Методические
приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал:

фланелеграф

картинки
с признаками осени

сюжетные
картинки  для составления рассказов

мяч

осенние
листья

Словарная
работа
: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Предварительная
работа
: чтение стихотворений об осени Ф. И.
Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к
признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах, целевые прогулки на
природу.

План.

1.Организационный
момент – 3 мин.
2. Игра с мячом  – 5 мин.
3. Физминутка  – 2 мин.

  4. Составление
рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам  –

     13
мин.
5. Итог занятия – 2 мин.

Ход проведения:

1.    
Организационный момент. Рассказ-загадка.

Вос.
Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года
пойдет речь.

«В  
лесу  шуршали листья, и казалось, что будто кто — то ходит под кленами
и  березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не
узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли,
трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы
снимались  с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок
из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

Вос.
Ребята, о каком времени года здесь говорится?

Реб:
Об осени.

-Вос.А
как вы догадались?

 Реб.
Трава пожелтела, птицы стали улетать.

-Вос.
А кто еще знает признаки наступления осени?

 Реб.
Осенью часто идут дожди.

2
реб. Осенью начинает холодать.

З
реб. Бывают первые заморозки.

4
реб. Листья желтеют.

Вос.
А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я
его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.

«Мяч
осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»

2.    
Игра с мячом.

Давайте
встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За
правильный ответ я буду давать осенний лист.

Вос. —
листья осенью (что делают?) –

Реб. Листья
осенью желтеют и опадают.

Вос. -дождь
осенью (что делает?) –

2 реб.
Дождь осенью моросит, идет.

Вос. -урожай
осенью (что делают?)  –

 3
реб. Урожай осенью убирают.

Вос. —
птицы осенью(что делают?) —

4 реб.
Птицы осенью улетают.

Вос. -деревья
осенью(что делают?) —

5 реб.
Деревья осенью роняют листья.

Вос. -звери
осенью (что делают?)—

6 реб.Звери
осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

 3.Физминутка(Пальчиковая
гимнастика) “Осенний букет”.

-Вос.
Ребята, давайте соберём осенний букет.

Хором.
Раз, два, три, четыре, пять – 
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

Вос.
Молодцы ребята!

   
 4.Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам.

Звучит
музыка ветра. Забегает мальчик в костюме осеннего ветра и разбрасывает
разноцветные листья возле доски. Мальчик убегает.

Вос.
Ребята, это ветер к нам забегал, и разбросал листочки, посмотрите какие они
красивые, надо их собрать. Поднимите по одному листочку. (На листьях приклеены
сюжетные картинки об осенних признаках.)

Вос.
Ребята, придумайте к своей картинке короткий рассказ, а мы все листики
соединим, и у нас получится большая осенняя книга.

(Составление
рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

Наступила
осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели
разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю
золотым ковром. Часто идет холодный дождик.  Птицы собираются и улетают в
теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу
выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

    
5.Итог.

Вос.
Посмотрите, какая красивая, большая книга получилась у нас. Мы положим её в
уголок природы и в дальнейшем сделаем другие книги о зиме, весне и лете.

Вос. Вот наша
образовательная деятельность подошла к концу, скажите, ребята:

о каком времени года мы говорили на образовательной деятельности?

 Реб. Об осени.
Вос. Что бывает только осенью?

Реб. Сбор урожая.

 2 реб. Отлет птиц.

3 реб. Листопад.

Конспект занятия

Образовательная область: речевое развитие

Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа)

Тема занятияОбучение рассказываниюсоставление рассказов на тему «Осень наступила»Чтение стихотворений о ранней осени.

Цель занятияобучение детей составлению рассказа из личного опыта.

Задачи:

Образовательные: Связная речь: развивать монологическую речь, учить связно, по смыслу составлять небольшие рассказы из личного опыта. Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать на слух звуки [з], [с]. Грамматический строй речи: активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Формирование словаря: упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным.

Развивающие: систематизировать и закрепить представления об осени, сезонных изменениях, приметах, осенней погоде.

Воспитательные: приобщать детей к восприятию художественных и поэтических произведений об осени.

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулках, по дороге в детский сад, в саду; чтение и заучивание стихов об осенирассматривание иллюстраций; дидактические игры «Ассоциации»«Одежда», со звуками.

Оборудование: схемы, листья (красные и желтые) по количеству детей.

Ход занятия:

Этапы

Методы и приемы Деятельность педагога Деятельность детей

1. Организационный момент:

Воспитатель с детьми заходят в группу, где на ковре лежат красные и желтые листья.

Актуализация знаний детей

Дидактическая игра «Правильные слова»

— Ребята, посмотрите, что это на нашем ковре?

— Это листья.

— Правильно, это осенние листочки, а какие они по цвету, по форме?

— Они красные, желтые, красивые, разные.

— А как вы думаете, почему эти листья красные и желтые? Как они попали к нам в группу?

— Потому что сейчас осень, листья опадают с деревьев, падают на землю, ветер их занес к нам…

— Я предлагаю вам поднять эти красивые осенние листья, посмотреть на них. Давайте поиграем с этими листья.

Дети поднимают листья (у каждого ребенка красный и желтый лист).

Дети встают в круг.

Игра называется «Правильные слова». Я буду называть слова, если в слове есть звук [з], вы поднимаете красный листок, а если звук [с] – желтый листок. Давайте попробуем. (забор, самолёт, звезда, сумка, заяц, солнышко, замок, собака, сорока)

Молодцы, все справились, давайте соберем наши листья в букет и поставим их в вазу.

Садятся на места.

2. Основная часть занятия:

Беседа.

Формирование словаря (подбор синонимов и антонимов у прилагательным)

Работа по схемам.

Вопросы воспитателя.

Физкультминутка «Осенние листья»

Повторная работа по схемам (для закрепления).

Развитие связной монологической речи.

Воспитатель поочередно спрашивает детей, помогает, подсказывает, если возникают затруднения, просит помощи у воспитанников. Ориентируется на время, если кто-то из детей не успел рассказать, то обязательно выслушать после занятия

Ребята, вы правильно сказали, что сейчас на улице осень. Это время года, когда меняется природа, погода, животные и птицы ведут себя по-другому. Сегодня я хочу предложить вам составить свой рассказ об осени.

Посмотрите на репродукцию картины «Золотая осень» художника И. И. Левитана.

Какая здесь изображена осень?

Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Поздняя осень» Кубарева В. Г.

— Какую осень вы видите здесь?

— Красивая, яркая, солнечная, тихая.

— Мрачная, холодная, темная, сырая.

Правильно. Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень.

Скажите, а какую одежду мы носим осенью?

— Куртки, кофты, сапоги, шапки, берем зонтики, если идет дождь.

Что происходит с природой?

— Желтеют листья и трава, идет дождь.

Что осень делают звери и птицы?

— Птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму.

Мы с вами вспомнили приметы осени, поговорили об одежде, о природе. Теперь вы можете сами составить свой рассказ об этом времени года, а чтобы ваши рассказы были правильными, мы будем использовать схемы.

Посмотрите на экран:

1 схема: изменения в природе.

2 схема: поведение зверей и птиц.

3 схема: одежда, занятия людей.

По этим схемам вы будете составлять свои рассказы. Но сначала давайте немного отдохнем.

— Скажите, что осенью происходит с листьями?

— Они желтеют и падают.

Да, они опадают, а осенний ветер подхватывает и несет их вдаль. Давайте представим, что мы с вами яркие осенние листочки и немного полетаем.

Физкультминутка «Осенние листья»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер — полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (присесть)

А теперь еще раз внимательно посмотрите на схемы. Давайте повторим:

1 схема: изменения в природе.

2 схема: поведение зверей и птиц.

3 схема: одежда, занятия людей.

Теперь я предлагаю вам составить свои рассказы об осени и рассказать их нам.

Составляют рассказы из личного опыта.

3. Заключительная часть занятия:

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об осени, ее приметах, погоде, какие изменения происходят с животными, вы все сегодня очень хорошо подготовили свои рассказы.

А теперь, я хочу, чтобы вы оценили свои работу, как прошло наше занятие, сказали, чей рассказ вам наиболее запомнился.

Рефлексия «Осеннее дерево»: я предлагаю вам листочки – желтые и коричневые, если вам понравился наше занятие, понравилось составлять рассказы, возьмите желтый листок и прикрепите на наше осеннее дерево, а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый листок.

Посмотрите, какой дерево у нас получилось!

Сентябрь

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

(Е. Трутнева)

Тема: Обучение рассказываниюсоставление рассказов на тему «Осень наступила»Чтение стихотворений о ранней осени.

Цель обучение детей составлению рассказа из личного опыта.

Задачи:

Образовательные: Связная речь: развивать монологическую речь, учить связно, по смыслу составлять небольшие рассказы из личного опыта. Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать на слух звуки [з], [с]. Грамматический строй речи: активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Формирование словаря: упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным.

Развивающие: систематизировать и закрепить представления об осени, сезонных изменениях, приметах, осенней погоде.

Воспитательные: приобщать детей к восприятию художественных и поэтических произведений об осени.

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулках, по дороге в детский сад, в саду; чтение и заучивание стихов об осенирассматривание иллюстраций; дидактические игры «Ассоциации»«Одежда», со звуками.

Оборудование: схемы, листья (красные и желтые) по количеству детей.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

На ковре лежат красные и желтые листья.

Дидактическая игра «Правильные слова»

— Ребята, посмотрите, что это на нашем ковре?

— Это листья.

— Правильно, это осенние листочки, а какие они по цвету, по форме?

— Они красные, желтые, красивые, разные.

— А как вы думаете, почему эти листья красные и желтые? Как они попали к нам в группу?

— Потому что сейчас осень, листья опадают с деревьев, падают на землю, ветер их занес к нам…

— Я предлагаю вам поднять эти красивые осенние листья, посмотреть на них. Давайте поиграем с этими листья.

Дети поднимают листья (у каждого ребенка красный и желтый лист).

Дети встают в круг.

Я буду называть слова, если в слове есть звук [з], вы поднимаете красный листок, а если звук [с] – желтый листок. Давайте попробуем. (забор, самолёт, звезда, сумка, заяц, солнышко, замок, собака, сорока)

Молодцы, все справились, давайте соберем наши листья в букет и поставим их в вазу. Садятся на места.

2. Основная часть

Беседа.

Формирование словаря (подбор синонимов и антонимов у прилагательным)

Работа по схемам.

Вопросы воспитателя.

Физкультминутка «Осенние листья»

Повторная работа по схемам (для закрепления).

Развитие связной монологической речи.

Воспитатель поочередно спрашивает детей, помогает, подсказывает, если возникают затруднения, просит помощи у воспитанников. Ориентируется на время, если кто-то из детей не успел рассказать, то обязательно выслушать после занятия

Ребята, вы правильно сказали, что сейчас на улице осень. Это время года, когда меняется природа, погода, животные и птицы ведут себя по-другому. Сегодня я хочу предложить вам составить свой рассказ об осени.

Посмотрите на репродукцию картины «Золотая осень» художника И. И. Левитана.

Какая здесь изображена осень?

Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Поздняя осень» Кубарева В. Г.

— Какую осень вы видите здесь?

— Красивая, яркая, солнечная, тихая.

— Мрачная, холодная, темная, сырая.

Правильно. Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень.

Скажите, а какую одежду мы носим осенью?

— Куртки, кофты, сапоги, шапки, берем зонтики, если идет дождь.

Что происходит с природой?

— Желтеют листья и трава, идет дождь.

Что осень делают звери и птицы?

— Птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму.

Мы с вами вспомнили приметы осени, поговорили об одежде, о природе. Теперь вы можете сами составить свой рассказ об этом времени года, а чтобы ваши рассказы были правильными, мы будем использовать схемы.

1 схема: изменения в природе.

2 схема: поведение зверей и птиц.

3 схема: одежда, занятия людей.

По этим схемам вы будете составлять свои рассказы. Но сначала давайте немного отдохнем.

— Скажите, что осенью происходит с листьями?

— Они желтеют и падают.

Да, они опадают, а осенний ветер подхватывает и несет их вдаль. Давайте представим, что мы с вами яркие осенние листочки и немного полетаем.

Физкультминутка «Осенние листья»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер — полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (присесть)

А теперь еще раз внимательно посмотрите на схемы. Давайте повторим:

1 схема: изменения в природе.

2 схема: поведение зверей и птиц.

3 схема: одежда, занятия людей.

Теперь я предлагаю вам составить свои рассказы об осени и рассказать их нам.

Составляют рассказы из личного опыта.

3. Заключительная часть 

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об осени, ее приметах, погоде, какие изменения происходят с животными, вы все сегодня очень хорошо подготовили свои рассказы.

А теперь, я хочу, чтобы вы оценили свои работу, как прошло наше занятие, сказали, чей рассказ вам наиболее запомнился.

Рефлексия «Осеннее дерево»: я предлагаю вам листочки – желтые и коричневые, если вам понравился наше занятие, понравилось составлять рассказы, возьмите желтый листок и прикрепите на наше осеннее дерево, а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый листок.

Посмотрите, какой дерево у нас получилось!

Сентябрь

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

(Е. Трутнева)

Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; 

продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. 

Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику; 

продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.

Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал:

Магнитная доска

картинки с признаками осени

сюжетные картинки  для составления рассказов

мяч

Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах, целевые прогулки на природу.

Ход :

Организационный момент. Рассказ-загадка.

Вос. Ребята, посмотрите на картину и послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В   лесу  шуршали листья, и казалось, что будто кто — то ходит под кленами и  березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались  с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

Вос. Ребята, о каком времени года здесь говорится?

Реб: Об осени.

-Вос.А как вы догадались?

Реб. Трава пожелтела, птицы стали улетать.

-Вос. А кто еще знает признаки наступления осени?

Реб. Осенью часто идут дожди.

2 реб. Осенью начинает холодать.

З реб. Бывают первые заморозки.

4 реб. Листья желтеют.

Вос. Давайте вспомним осенние месяца. На мольберте под разными цифрами спрятались осенние месяца. Как вы думаете, под цифрой 1 какой спрятался месяц.

Реб . – Сентябрь- как вы догадались?  

А под цифрой 2 – октябрь

А под цифрой 3 .

Молодцы назвали 3 месяца осени.

Вос. А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»

Игра с мячом.

Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Вос. — листья осенью (что делают?) –

Реб. Листья осенью желтеют и опадают.

Вос. -дождь осенью (что делает?) –

2 реб. Дождь осенью моросит, идет.

Вос. -урожай осенью (что делают?)  –

3 реб. Урожай осенью убирают.

Вос. — птицы осенью(что делают?) —

4 реб. Птицы осенью улетают.

Вос. -деревья осенью(что делают?) —

5 реб. Деревья осенью роняют листья.

Вос. -звери осенью (что делают?)—

6 реб.Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

3.Физминутка(Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.

-Вос. Ребята, давайте соберём осенний букет.
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять – 
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

Вос. Молодцы ребята!

А теперь я предлагаю вам разделиться на 5 команд и занять свои места.

4.Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам.

Звучит музыка ветра.

Вос. Ребята, ветер к нам забегал, и оставил нам листочки, посмотрите какие они красивые. (На листьях приклеены сюжетные картинки об осенних признаках.)

Вос. Ребята, придумайте к своей картинке короткий рассказ, а мы все листики соединим, и у нас получится большая осенняя книга.

(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

Наступила осень. Стало холодно. Часто идут дожди. Дует сильный ,холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай . Животные и птицы готовятся к зиме. Перелетные птицы улетают в теплые края.

5.Итог.

Вос. Посмотрите, какая красивая, большая книга получилась у нас. Мы положим её в уголок природы.

Вос.  На этом наше занятие подходит к концу. Скажите, ребята: о каком времени года мы говорили  сегодня?

Реб. Об осени.
Вос. Что бывает только осенью?

Реб. Сбор урожая.

2 реб. Отлет птиц.

3 реб. Листопад.

  • Образ любови онисимовны в рассказе тупейный художник
  • Обучение пройдено как пишется
  • Образ королевича елисея сочинение 5 класс
  • Обучение пересказу сказок и рассказов вводится в
  • Обучение общественных наблюдателей на итоговое сочинение