Урок
литературы в 5 классе
учителя
русского языка и литературы Чеботарёвой Н.А.
Тема
урока:
Р.р. Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме: «Сказки».
Тип урока: развития
речи
Цели: совершенствовать речевые умения;
повторить «законы» волшебной сказки; помочь овладевать навыком создания
творческих работ; учить сочинять свою сказку; побуждать к успешному выполнению
поисковых и проблемных заданий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ТЕМЫ:
Предметные умения: знать основные нормы РЛЯ; уметь создавать
письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных
средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД:
Личностные: осознает свои трудности и
стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий,
поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои
достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути
преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные
действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения
учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,
устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие
монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и
рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование:
карточки, тетради для творческих работ, схема Проппа., читательские дневники .
Ход урока.
1).Оргмомент. Рефлексия.
Методика «Настроение».
-Здравствуй, солнце! Здравствуй,
день!
Подарите улыбки друг другу. Если
вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам
с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало, через которое
мы будем разглядывать мир сказок.
2)Актуализация изученных знаний.
А)Вступительное слово учителя.
В ряду разных жанров устной
народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно
любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные
художественные средства придают сказке особую поэтику.
«Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!» – писал в XIX веке А. С. Пушкин. А вот слова из его
произведения:
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!
Б). Речевая разминка.
Игра «Подбери постоянный эпитет».
Лес (дремучий)
Дуб (могучий)
Море (синее)
Солнце (красное)
Стрелы (острые)
Стрелы (каленые)
Ворон (черный)
Сокол (ясный)
Вопросы:
1. Можно сказать, что все
указанные слова – «жители» одной сказки? Почему же при назывании понятий
«стрелы», «ворон» ответ возникает как бы сам собой (острые, черный)?
2. Назовите особенности сказки.
Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка?
3. Какими частями начинается и
заканчивается сказка? (Зачин, концовка.) Назовите
сказочных героев, дайте им характеристику. (Кощей, Баба-Яга и другие.) Что
же такое «сказка»?
Сказка (волшебная) – это «автономное
государство» со своими границами, жителями, законами. (С обязательным
присутствием волшебства.
В). Беседа о композиции сказки. Волшебные сказки. Композиция, сюжет и
особенности волшебной сказки.
ü
Эпиграф
нашего урока слова А.С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки!». А в чем
заключается прелесть волшебной сказки?
(Волшебные сказки
– это особый вымысел. Ни одна из сказок не обходится без сверхъестественной
силы, волшебных героев, магических превращений. В этих сказках герои нарушают
какой-то запрет, потом исправляют последствия и в конце побеждают зло. Сказка –
занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и
приключениях)
ü Необычен
язык волшебных сказок. Мы можем встретить постоянные эпитеты (Обучающиеся дают
определение и приводят примеры. Постоянные эпитеты- красочные определения,
подчеркивающие признаки предмета, которые употребляются с устойчивом сочетании
с одним определяем словом. Например, «терем расписной»,«живая вода»,
«травушка-муравушка», «красная девица», «добрый молодец»); повторы (Примеры
учеников: «жили-были», «ехали-ехали», «шел-шел»); олицетворение (приписывание
свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым «завыла яблоня,
закричала», «ветер засвистел», «котелок засопел, засвистел») (Слайд 6)
ü В
волшебных сказках особая композиция, построение сказки. (Присказка, зачин,
завязка, события, кульминация, развязка, концовка). (Слайд 7)
Характеристика
каждого элемента. Присказка- ритмически организованная прибаутка. (Ученики
приводят примеры: «Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.») Зачин
–начало сказки, может быть коротким или длинным. («За тридевять земель, в
тридесятом царстве жили-были…», «Жил да был старик да старуха..», «В некотором
царстве, в некотором государстве…») Концовка ограничивается ограничивает
сказку, возвращает читателя в реальность. ( «И стали они жить да поживать да
добра наживать», «Тут и сказочки конец, а кто слушал, молодец»)
ü
Практическое
задание.
Соотнести элементы
композиции с примерами (Слайд
Где повторы,
зачины, присказки, концовки сказок?
а) Жили-были в Тридевятом царстве, 1)зачин
В Тридесятом
государстве…
б) Солнце высоко, колодец далёко, 2)повтор
Жар донимает, пот
выступает.
в) Скоро сказка
сказывается, 3)присказка
Да не скоро дело
делается
г) Я там был, мёд,
пиво пил, 4)концовка
По усам текло, а в
рот не попало
ü
Персонажи
сказки.
Положительные
герои (Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Премудрая, крестьянский сын,
царевна-лягушка); отрицательные герои (Баба Яга, Кощей Бессмертный, чудо-юдо,
Лихо Одноглазое)
ü Магическое
число три (три сына, три задания для героя, три загадки, три дороги, три дня
для выполнения задания, головы чудо-юда делятся на три) (Слайд 9)
ü Второй
эпиграф нашего урока «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»
А.С.Пушкин.
Как вы
понимаете слова великого поэта о волшебной сказке? (Любая сказка должна
показать победу добра над злом. Должна учить преодолевать трудности и идти к
намеченной цели.)
Г) Физминутка
( под
музыку— «В гостях у сказки»)
Алгоритм
подготовки к написанию сказки.
·
Выберите
сюжет для волшебной сказки. Не переживайте, если он будет перекликаться с уже
известными историями. За счет нюансов, добавленных вами, сказка постепенно
станет уникальной. В основу сюжета заложите историю о потере или нехватки
чего-либо, что необходимо найти, преодолев некие препятствия. Придумай
приключение.
·
Придумайте
героев своей истории. Обязательны в волшебной сказке роли положительного героя,
например Иван-Царевич, отрицательного (Змей Горыныч, Баба-Яга), а также
помощники положительных и отрицательных персонажей. Также возможно включение в
сюжет персонажа, который исправляется и меняется в процессе повествования (был
плохим – стал хорошим, ленивый – трудолюбивым и пр.).
·
Хорошо
пропишите характеры героев. Каждый из них должен обладать яркими чертами,
определяющими их поведение. Если герои сказки – звери, подберите им
соответствующие их внешности и возможностям достоинства и недостатки, наделите
некоторыми человеческими чертами.
Перед написанием составьте план вашей сказки.
Наблюдая за сказочными героями,
легко понять, что события в сказке развиваются по своим, особым законам. Как
правило, герой оказывается в сложной ситуации, так как нарушает какой-либо
запрет. («Не пей из лужицы, козленочком станешь».) Затем герой
предпринимает все возможное, чтобы выйти из сложившегося положения. В этом ему
помогают другие герои и предметы. Далее герои преодолевают все выпавшие им
испытания. Зло в сказке бывает побеждено, Добро обычно торжествует.
Все эти правила можно выяснить с
учащимися, задавая им вопросы.
Но названы не все законы
построения сказочного произведения. Таких законов много, изучил и открыл их
русский ученый В. Я. Пропп. Он нашел более 30 моментов, которые составили
определенную схему.
СХЕМА СОБЫТИЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
1. Предписание или запрет.
2. Нарушение.
3. Вредительство или недостача.
4. Отъезд героя.
5. Задача.
6. Встреча с дарителем (одаривает
волшебством или волшебным предметом).
7. Появление противника.
8. Борьба.
9. Победа.
10. Возвращение героя.
11. Ложный герой.
12. Трудные испытания.
13. Узнавание героев.
14. Указание ложного героя.
Наказание его.
15. Счастливый конец (свадьба).
Не все моменты могут быть отражены
в сказках. Возможны и какие-либо исключения, добавления, нарушение очередности.
Все это и есть основа сказки.
Вопрос: Какие события вы нашли в
волшебной сказке «Василиса Премудрая»? Приведите примеры.
Д). Сочинение сказки.
Задание: постарайтесь сочинить
сказку, используя законы, выведенные В. Я. Проппом. Определите героев, место
действия, время и т. п.
Запись в тетради.
3) Итог урока.
Синквейн «Сказка».
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке,
прочитать «Повесть временных лет» и заполнить читательский дневник.
Разработка урока литературы для учеников 5 класса.
Автор Коляденко Валентина Станиславовна, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 4 имени А.С.Пушкина ст.Каневской Краснодарского края.
Тема: Творческая работа .Составление волшебной сказки.
Цель урока : совершенствовать речевые умения, восприятие и понимание отличий
волшебной сказки от литературного произведения, повторить «законы»
волшебной сказки, помочь овладеть навыком создания творческих работ,
учить сочинять свою сказку, побуждать к успешному выполнению
поисковых и проблемных заданий.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»- писал в XIX веке А.С. Пушкин. А вот слова из его же произведения:
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок!
III. Игра «Подбери постоянный эпитет»
лес (дремучий) стрелы (острые)
море (синее) стрелы (калёные)
солнце (красное) сокол (ясный)
дуб ( могучий) ворон (чёрный)
Вопросы:
- Можно сказать, что все указанные слова— «жители» одной сказки?
Почему же при назывании этих существительных эпитеты к ним возникают как бы сами собой?
- Назовите особенности сказки? Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка?
- Какими частями начинается и заканчивается сказка? ( Зачин, концовка.) Назовите сказочных героев, дайте им характеристику. (Кощей, Баба Яга и другие) Что же такое сказка?
Сказка (волшебная)— это «автономное государство» со своими границами, жителями, законами, с обязательным присутствием волшебства.
IY. Беседа о композиции сказки.
Наблюдая за сказочными героями, легко понять, что события в сказке развиваются по своим, особым законам. Как правило, герой оказывается в сложной ситуации, так как нарушает какой-либо запрет. ( «Не пей из лужицы, козлёночком станешь») Затем герой делает всё возможное, чтобы выйти из сложившегося положения. В этом ему помогают другие герои и предметы. Далее герои преодолевают самые разные испытания. Зло в сказке бывает побеждено, торжествует Добро.
Но названы не все законы построения сказочного произведения. Таких законов много, изучил и открыл их русский учёный В.Я. Пропп. Он нашёл более 30 элементов, которые составили определённую схему.
СХЕМА СОБЫТИЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.
- Предписание или запрет.
- Нарушение.
- Вредительство или недостача.
- Отъезд героя.
- Задача.
- Встреча с дарителем (одаривает волшебством или волшебным предметом).
- Появление противника.
- Борьба.
- Победа.
- Возвращение героя.
- Ложный герой.
- Трудные испытания.
- Узнавание героев.
- Узнавание ложного героя. Наказание его.
- Счастливый конец.
Не все элементы могут быть отражены в сказках. Возможны и какие-либо исключения, добавления, нарушение очерёдности. Всё это и есть основа сказки.
Y. Составление сказки. Коллективная работа.
- Подбор возможной присказки, зачина, концовки.
Присказка. Сказка будет ох как увлекательна, слушайте-ка её внимательно, всё
всё примечайте, не зевайте.
Зачины. В некотором царстве, в некотором государстве…
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
Концовки. Сказка вся, более врать нельзя…
Вам- сказку, а мне – бубликов связку, гречневой кашки в крашеной чашке,
масла горшок да горячий пирожок.
- Героем сказки будет соломенный человечек. Он должен будет действовать, двигаться, заводить знакомства, быть причиной определённых событий в соответствии с материалом, из которого сделан.
- Из какого материала сделан человечек? (из соломы)
- Каковы свойства соломы? (хрупкая, лёгкая, в воде не тонет, боится огня, несъедобная)
- Какое имя можно дать соломенному человечку? (Соломон, Соломка, Соломинка и др.)
- Как появился человечек из соломы на свет? Опишите его.
- С какого необычайного события начнётся ваша сказка?
- Каким испытаниям подвергнется соломенный человечек? (попадёт в город Разбойников, будет сражаться с огнём, злым волшебником, переплывёт через бурные реки)
- Появятся ли у героя вашей сказки друзья? Какие? (Чучело, Пугало, Прыгунок, ячменное зёрнышко, пшеничное зёрнышко, Камышонок, Горошек, Черенок)
- Какие волшебные помощники будут помогать соломенному человечку?(волшебная палочка, скатерть-самобранка, клубок, волшебная дудка, пузырьки с живой и мёртвой водой)
- Как закончится ваша сказка?
Ответы на вопросы сопровождаются записями в тетради.
YI . Итог урока.
YII. Домашнее задание. Сочинить сказку, оформить иллюстрациями.
Тип урока: Практикум, формирование знаний, умений, навыков, компетенций
Цели урока: Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся
Задачи урока:
1. Образовательная:
- повторить сведения о фольклоре, жанрах фольклора, сказке, видах сказки, особенностях волшебной сказки, композиции волшебной сказки, двух мирах волшебной сказки, волшебных помощниках, роли цифры «3»;
- знать сказочные присказки, зачины, концовки, словесные формулы, особенности языка волшебной сказки;
- уметь создавать сочинение – стилизацию в жанре волшебной сказки, то есть отбирать для сочинения сказочные присказки, зачины, концовки, словесные формулы, придумывать сюжет сказки, строить композицию сказки с помощью «карт Проппа».
2. Развивающая:
- развивать умения обобщать, сравнивать, анализировать, выделять главное, доказывать, делать выводы;
- развивать воображение;
- обогащать и усложнять словарный запас, овладевать выразительными свойствами языка.
3. Воспитательная:
- формирование умения сотрудничать;
- воспитание гуманных отношений.
Общеучебные и предметные умения и навыки:
1. Учебно-управленческие умения
Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности. Определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи. Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи. Владеть различными средствами самоконтроля. Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом. Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами. Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины.
2. Учебно-информационные умения
Составлять на основании письменного текста таблицы, схемы, графики. Осуществлять пометки, выписки, цитирование письменного текста. Создавать тексты различных типов. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результата деятельности, дискуссии.
3. Учебно-логические умения
Определять аспект анализа и синтеза. Определять компоненты объекта в соответствии с установленным аспектом анализа и синтеза. Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта. Определять пространственные отношения компонентов объекта. Определять временные отношения компонентов объекта. Определять функциональные отношения компонентов объекта. Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта. Определять существенные признаки объекта. Определять объекты сравнения. Определять аспект сравнения объектов. Выполнять сравнение по аналогии. Осуществлять индуктивное обобщение. Различать компоненты доказательства. Осуществлять прямое индуктивное доказательство. Осуществлять перенос знаний и умений в новую ситуацию для решения проблемы. Комбинировать известные средства для нового решения проблемы. [1]
Предметные умения и навыки:
Овладеть средствами народной выразительной речи и использовать их для создания своего текста. Составлять отзыв о малом тексте. Овладевать приёмами лингвостилистического анализа. Самостоятельно находить информацию в любом источнике. Научиться цитировать: включать фразы из текстов в свою речь. Развить ассоциативное мышление через сопоставление словесного текста с произведениями живописи, графики.
Применять понятия фольклора и мифологии при ответах и работе с текстом. Определять иерархические отношения в отобранном материале. Развить навык доказательства. Определять критерии оценки своего и чужого текста. Формировать навыки речевой деятельности. Учиться самостоятельно ставить вопросы к тексту. [2]
Необходимое оборудование:
- Наглядный материал. Шапка с вопросами.
- Дидактический материал. Учебное электронное пособие «Творческая мастерская. Учимся сочинять волшебную сказку».
Ход урока
Мотивация учащихся
В сказочном царстве произошла ужасная история. В сказку «Волшебное кольцо» забежали другие сказки и всё запутали. Порядок навести может только 5В класс.
Жила в селе крестьянка с сыном Семёном. Возвращался Иван однажды домой и встретил кошку. Пожалел он животное и взял с собой. В другой раз возвращался Иван – встретил собаку, в третий – медведя. Все стали жить у Семёна. Невзлюбила мать зверей, особенно медведя. И попросил косолапый Семёна отвести его в лес. Выполнил молодец просьбу медведя, и за это косолапый подарил ему волшебную палочку.
Захотелось Семёну жениться на царской дочке, и послал он мать к царю свататься. Царь пообещал отдать за Семёна дочь, если он построит летучий корабль. Взмахнул молодец волшебной палочкой — прямо перед дворцом появился летучий корабль. [4]
Наведём порядок, если ответим на вопросы правильно.
- Каких животных в сказке «Волшебное кольцо» пожалел Семён?
- Кого больше всех невзлюбила мать Семёна?
- Какой чудесный предмет получил Семён в подарок?
- Что должен был сделать Семён, чтобы жениться на царской дочке?
Молодцы, нам удалось помочь сказке.
I. Целеполагание
Сегодня мы попробуем сочинить собственную волшебную сказку. Вначале вспомним то, что знаем о народной волшебной сказке, затем соберём материал для сказки и построим её без всякой путаницы.
II. Актуализация ранее изученного материала
1. Опрос.
Игровой приём «Шапка вопросов». В шапке собраны записки с вопросами, ученик вытягивает записку и отвечает на вопрос. Проводит эту часть занятия заранее подготовленный ученик. [5]
- Что такое фольклор?
- Назовите жанры фольклора.
- Что такое народная сказка?
- Назовите виды сказок.
- Каковы особенности жанра волшебной сказки?
- Что такое «карты Проппа»? (набор традиционных ситуаций народной волшебной сказки)
- Какие сказочные ситуации вы знаете?
- Какие сказки начинались со смерти или отъезда родителя? Слайд 3
- Вспомните, какие запреты есть в волшебных сказках. Слайд 4
- Какие герои и как нарушали запреты? Слайд 5
- Приведите примеры похищения или колдовства в сказках?
- Каких сказочных дарителей вы знаете? Слайд 6
- Какие волшебные средства особенно распространены в сказках?
- Приведите примеры врагов главного героя. Слайд 7
- Кто и как помогает герою спастись от преследования? Слайд 8
- Каким образом обычно враг наказывается? Слайд 9
- Какая ситуация чаще всего завершает сказку? Слайд 10
- Расскажите о двух мирах волшебной сказки. Слайд 11
- Приведите примеры того, как в сказках используются магические числа. Слайд 12
2. Промежуточный контроль в виде полушутливого теста. Слайды 13-15
III. Планирование деятельности
Далее я предлагаю работать таким образом. Слайд 2.
Пять этапов создания письменного текста.
- Инвентаризация.
Вспомним всё, что знаем по теме. - Проба пера.
Самостоятельное написание текста. - Редактирование.
Работа в группе. Отзыв о текстах. Рекомендации. - Корректура.
Самостоятельное редактирование текста. Работа в паре. Взаимопроверка текста. - Презентация текста.
Чтение перед классом. Обсуждение текстов. [3]
Комментарий учителя.
Какие у вас возникли вопросы? Может быть, есть какие-то предложения?
IV. Формирование умений и навыков на продуктивном уровне.
1. Инвентаризация.
Работа в постоянных группах (в каждой постоянной группе ученики разного уровня).
Обсуждение начинается с памятки «РАФТ». Слайд 2. РАФТ.
Памятка «РАФТ»
- Р – роль. От чьего имени будешь писать?
- А – аудитория. Кому будешь писать?
- Ф – форма. В какой форме будешь писать?
- Т – тема. О чём будешь писать? Какова основная мысль? [3]
Каждая группа отбирает материал для сказки – стилизации (сюжет, построение, волшебные помощники слайд 16, присказки слайд 17, зачины слайд 18, концовки слайды 19-20, словесные формулы слайды 21-22, постоянные эпитеты, троекратные повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами слайды 2, 23), используя учебное электронное пособие «Творческая мастерская. Учимся сочинять волшебную сказку» (у отдельного монитора), схемы в тетради, «карты Проппа» в форме игральных карт. [6] Слайд 2. [7]-[13]
Памятка «Карты Проппа»
- Отлучка кого-либо из членов семьи.
- Запрет, обращённый к герою.
- Нарушение запрета.
- Выведывание.
- Выдача.
- Подвох.
- Невольное пособничество.
- Вредительство (или недостача).
- Посредничество.
- Начинающееся противодействие.
- Герой покидает дом.
- Даритель испытывает героя.
- Герой реагирует на действия будущего дарителя.
- Получение волшебного средства.
- Герой переносится, доставляется, приводится к месту «нахождения» предметов поиска.
- Герой и антагонист вступают в борьбу.
- Героя метят.
- Антагонист побеждён.
- Беда или недостача ликвидируются.
- Возвращение героя.
- Герой подвергается преследованиям.
- Герой спасается от преследования.
- Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.
- Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.
- Герою предлагается трудная задача.
- Задача решается.
- Героя узнают.
- Ложный герой или антагонист изобличаются.
- Герою даётся новый облик.
- Враг наказывается.
- Герой вступает в брак [17], [14], [19], [15]
Слайд 2.
Памятка «Сюжет волшебной сказки»
- Зачин. Экспозиция: ситуация до начала действия.
- Завязка: герой сталкивается с новой ситуацией (вредительство, недостача, герой покидает дом).
- Развитие действия: герой отправляется в путь, пересекает границу иного мира (даритель, волшебное средство).
- Кульминация: герой между жизнью и смертью.
- Падение действия: напряжённые моменты.
- Развязка: разрешение противоречий (свадьба, воцарение героя). Концовка. [16], [18]
Слайд 2. Памятка «Язык народной сказки»
- Повторы слов.
- Ритмичность.
- Постоянные эпитеты.
- Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с увеличительно-пренебрежительными суффиксами.
- Обратный порядок слов в предложении.
- Троекратные повторы.
- Сказочные зачины и концовки.
- Гиперболы. [16], [18]
Слайд 11.
Памятка «Два мира волшебной сказки» [16], [18]
Граница между мирами | ||||
Мир живых людей |
} | Камень Столб Мост Река Избушка Бабы-Яги |
{ | Мир мёртвых, тридевятое царство |
2. Проба пера.
Индивидуальная работа.
Ученики самостоятельно создают черновики сочинения (листы поделены на две вертикальные части: 2/3 и 1/3) в первой половине листа.
(Учитель тоже в это время сочиняет свою сказку)
3. Редактирование.
Работа в постоянных группах.
Каждый ученик (по желанию) читает сказку в своей группе (слуховое восприятие). Члены группы, используя «Отзыв о сказке», вносят свои рекомендации.
Слайд 2. Таблица «Отзыв о сказке» [3]
Что мне понравилось в тексте? | На чём остановилось моё внимание? | О чём бы я хотел узнать подробнее? | Что мне хотелось бы улучшить, исправить? |
4. Корректура.
Работа в паре.
Самостоятельное исправление черновика (во второй половине листа).
Взаимопроверка текста. Сосед читает черновик (зрительное восприятие), исправляя орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические ошибки (по возможности).
5. Презентация сказки.
Фронтальная работа.
Ученики (по желанию) читают свою сказку всему классу. Одноклассники, используя «Отзыв о сказке», вносят свои рекомендации. Учитель обязательно высказывает мнение о каждом услышанном тексте. В конце учитель может прочитать и свою сказку, если не страшно (а детям это очень интересно).
Рефлексия деятельности на уроке
Закончите фразы.
- Я сегодня узнал…
- Я сегодня научился…
- Самым интересным было…
- Мне было трудно…
- Я хочу похвалить себя…
- Я сейчас чувствую…
Домашнее задание
Написание чистовика волшебной сказки в виде книжки с иллюстрациями (на компьютере или от руки). Можно создать книжку коллективную от группы.
Использованные источники:
- Татьянченко Д., Воровщиков С. Программа общеучебных умений. – Образование в современной школе, 2002, №6.
- Ванюшева Н.Р. Общеучебные и предметные навыки и умения по литературе. – Литература (ИД «Первое сентября»), 2008, №10.
- Загашев И. Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. Учебные стратегии развития письменной речи. – Библиотека в школе (ИД «Первое сентября»), 2004, №24.
- Шаповалова О.А. Читательский дневник. Иду в 3 класс. – Саратов: Лицей, 2007, с.5-6.
- Букатов В., Ершова А. Хрестоматия игровых приёмов обучения. – М., 2000, с.10.
- Тумина Л.Е. Сочини сказку. – М., 2006.
- Кайда Л. Композиционный анализ художественного текста. – М., 2000.
- Голубков В. Методика преподавания литературы. – М., 1962.
- Рыбникова М. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985.
- Мотольская Д. Изучение композиции литературного произведения. – В книге: Вопросы изучения мастерства писателей на уроках литературы в VIII – X классах, Л., 1957.
- Есин А. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М., 2000.
- Богданова О., Леонов С., Чертов В. Методика преподавания литературы.- М.,2002.
- Снежневская М. Теория литературы в 4-6 классах средней школы. – М., 1974.
- Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.
- Сипинёв Ю., Сипинёва И. Русская культура и словесность. – С.-П., 1994.
- Костюхин Е. Лекции по русскому фольклору. – М., 2004.
- Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. – М., 1995.
- Основы литературоведения. Под ред. В.Мещерякова. – М., 2003.
- Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль, 1998.
Цель урока — обучить сочинению-стилизации в жанре народной волшебной сказки |
Тип урока- урок развития речи, 90 мин (2 урока по 45 мин.) |
|
Задачи: 1) повторить теоретические сведения и сказке, о ее жанровых особенностях; 2) формировать навыки анализа языка сказки; 3) формировать умение использовать в собственной речи композиционные и языковые особенности народной сказки; 4) обсудить алгоритм создания народной волшебной сказки; 5) формировать навыки монологической письменной речи; 6) развивать творческое воображение, умение анализировать, обобщать, сравнивать. |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: знать жанровые особенности волшебной сказки; анализировать сказки, опираясь на мировоззрение народа, на понимание его нравственных убеждений объясняя значение художественных образов, ключевых слов и понятий; знать определение волшебной сказки, зачина, повторов, постоянных эпитетов, гипербол; создать собственный текст, в котором выражались бы личные оценки и суждения. |
Метапредметные: регулятивные: понимать смысл и цель анализа прозаического произведения; анализировать собственные действия для достижения результата; анализировать качество письменной речи; коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении; композиционно грамотно формулировать высказывание в соответствии с заданной темой; различать в письменном высказывании его композиционные части. |
Личностные: проявлять познавательный интерес к цели и способам решения учебной задачи, творчество в ее решении; формировать умение самостоятельно составлять план решения учебной задачи; стремиться самостоятельно приобретать знания; совершенствовать умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; совершенствовать речевые умения, объективно оценивать результат труда; совершенствовать культуру речи. |
Межпредметные связи: МХК (репродукции картин русских художников- классиков и современная живопись), русский язык (соблюдение грамматических, речевых норм при построении письменного высказывания) |
||
Ресурсы урока: Коровина В. Я., Журавлев В. П.,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. М.: Просвещение, 2014; «Как написать волшебную сказку» (приложение1), мультимедийная презентации (приложение 2) |
||
ХОД УРОКА |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Актуализация знаний |
||
-Ребята, вспомните прочитанные вами сказки. Чем они научили вас? -Как вы думаете, почему они интересны людям разного возраста? -Какая сказка у вас самая любимая? Что вас в ней привлекает? — Как начинается большинство прочитанных вами сказок? Как заканчивается? Как называются эти элементы композиции? Почему они важны? |
Вспоминают известные им сказки, рассказывают, чем интересна каждая из них. Рассказывают о своей любимой сказке, отмечают ее особенности. Вспоминают термины сказка, зачин, развитие действия, кульминация, развязка, концовка, стилизация. Высказывают своё понимание того, чему можно научиться, прочитав сказку. (5 мин) |
|
Мотивация познавательной деятельности |
||
Сегодня мы попробуем сочинить волшебную сказку вместе, подражая тем сказкам, которые вам известны. Как вы считаете, для чего современным школьникам понадобится это умение? Как вы думаете, что нужно знать, чтобы написать сказку? Какие вопросы, на ваш взгляд, нужно решить сегодня, чтобы написать интересную сказку? Сформулируйте вопросы и задайте их одноклассникам. |
Вникают в цель и задачи урока, определяют виды деятельности, предлагают план действий. Принимают участие в обсуждении вопроса о значимости умения сочинять самостоятельно волшебную сказку. Ведут диалог с учителем, рассказывают о своём понимании того, какие вопросы следует рассматривать при написании волшебной сказки. (5 мин.) |
|
Целеполагание |
||
А теперь рассмотрите памятку «Как написать волшебную сказку». (Приложение 1) Какие пункты плана вы хотели бы уточнить? Что вам показалось особенно интересным? Предположите, что предстоит нам сегодня узнать нового, чему научиться? |
Самостоятельно знакомятся с памяткой. Отмечают, какая информация им пока неизвестна, указывают, какие пункты плана показались особенно интересными. Высказываются о том, чему они сегодня научатся. (5 мин.) |
|
Организация познавательной деятельности |
||
О каких событиях вы расскажете в сказке? Какие события произойдут с героем? С какой целью вы о них расскажете? Какие элементы языка сказки нужно включить обязательно? (Приложение 2). (Во время беседы демонстрируется презентация с картинами русских художников-классиков и современной живописью. Слайды переключаются автоматически, рассчитаны на 7 мин.) Теперь перечитайте написанное, внесите коррективы, отвечая на вопросы «Что мне хотелось исправить, дописать, убрать?» «Какие элементы сказки присутствуют в нашем произведении?» |
Работают сначала фронтально, беседуя по предложенным учителем вопросам, потом в группах, коллективно составляя письменную работу. Проверяют согласно памятке, все ли композиционные элементы присутствуют. (30 мин.) Работают в группах, редактируя написанное. (15 мин.) |
|
Подведение итогов урока |
||
Прочитайте свою сказку ребятам. Слушатель оценят написанное вашей группой произведение. |
Читают сказку одноклассникам, осмысливают свои действия, оценивают, насколько удалось создать сказку, называют действия, без которых нельзя правильно выполнить задание (пользуясь приложением 1) (25 мин) |
|
Рефлексия деятельности на уроке и домашнее задание |
||
Чему вы сегодня научились? Где вам понадобятся эти умения? Хотели бы вы, чтобы вашу сказку услышали не только Ваши одноклассники, но и широкий круг читателей? Тогда дерзайте! Напишите свою волшебную сказку! |
Предлагаю написать сказку дома индивидуально, взяв при желании за основу то, что было создано в классе коллективно. (5 мин.) |
|
Использованная литература
1. Иванова Е.В. Дидактические материалы по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс. В 2 ч.» ФГОС (к новому учебнику). -М.: Издательство «Экзамен», 2016.-111с.
2. Любичева Е.В., Ольховик Н.Г. Посредством слова творю я мир…Книга третья. Диалог с художественным текстом. 5-11 классы.-СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2002.-288 с.
3. Мухамеджанова Д.А. Жанровые особенности русских народных сказок // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(43). [Электронный ресурс]. URL:
https://sibac.info/archive/guman/6(43).pdf
(дата обращения: 20.08.2017) 4. Ясинская С.Г. Обучение сочинению-стилизации в жанре народной волшебной сказки на уроках литературы с использованием учебного электронного пособия. 5-й класс. [Электронный ресурс].
URL:http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/590615/
(дата обращения: 21.08.2017)
Приложение 1
DOCX / 17.89 Кб
Цели урока:
1. Выявление художественных особенностей волшебной сказки, знакомство с творчеством знаменитых сказочников.
2. Формирование умения выделять главное в прослушанном тексте, составлять комментарии по ходу сообщения учителя; развитие творческих способностей учащихся.
3. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе знакомства с творчеством знаменитых сказочников.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
(ответы на вопросы 1-3 учебника).
2. Чтение статьи учебника «Для вас, любознательные!».
3. Сообщения учащихся о сказочниках (индивидуально задание).
Господарев Филипп Павлович (1865-1938) – родился в деревне Забавье Могилевской губернии. От него записано 106 сказок. Особое место в его репертуаре занимали волшебные сказки.
Сказкин Михаил Ананьевич (1883-1967) –родился в селе Темта в семье батрака. С детства слушал и рассказывал множество сказок.
Королькова Анна Николаевна (1892-1984) – уроженка села Старая Тойда Воронежской области. Бабушка славилась как сказочница и выдающаяся песельница.
Кривополенова Марья Дмитриевна (1843 -1924) – родилась в Архангельской губернии. Русская сказительница. Исполняла былины и исторические песни, скоморошины и сказки, знала множество песен. От нее записана уникальная былина «Вавило и скоморохи». В 1921 г. Кривополеновой была назначена пенсия как выдающемуся деятелю культуры. Ее образ запечатлен С. Т. Коненковым в скульптуре «Вещая старушка».
Беседа.
— Как вы понимаете, кто такой настоящий сказитель?
— Как сказителям удавалось запоминать большое количество сказок?
4. Выявление художественных особенностей волшебной сказки. Создание рабочих материалов к сочинению.
Закон 1. Роли в волшебной сказке строго распределены. За каждым героем закреплена определенная функция.
— Прослушайте сообщение учителя. Выберите героев своей сказки, заполнив третью часть таблицы.
Слово учителя.
Герой. Персонажи волшебных сказок четко делятся на «положительных» и «отрицательных». Это или «высокий» герой, которого отличают благородное (или чудесное) происхождение, необычайная сила и красота, а также рано проявляющееся богатырство (Иван-царевич), или ленивый и всеми презираемый дурак. Трудные задачи успешно решаются как Иваном-Царевичем, так и Иваном – дураком, однако по-разному.
Эпический герой добивается успеха благодаря своей незаурядной силе. Иначе ведет себя «низкий» герой. Сам он мало что решает и довольно пассивен. Все делает за героя его помощник, ас сам герой старательно выполняет, что ему наказывают.
Сказка всегда заканчивается вознаграждается героя. После победы, герой женится на царской дочери, получает полцарства в награду и становится царем (частый финал волшебной сказки).
Героиня – мудрая дева, владеющая волшебными умениями и связанная с силами природы. Это такая красавица, «что ни в сказке сказать, ни пером описать» (Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна). Обычно она превосходит по уму своего избранника, и герой теряет ее, а потом отвоевывает у Кащея Бессмертного.
Дарителем часто становится Баба Яга. Она старается умертвить героя сразу, не пуская его дальше (чаще всего она хочет уничтожить его огнем, посадив в печь). И, только одержав победу (хитростью, смекалкой) над Ягой, герой получает он нее помощь. Однако Баба Яга – не единственный даритель в сказках.
Дарители-животные тоже часто встречаются в сказках. Заблудившись в лесу, мучимый голодом, герой уже готов убить животное, но, слыша мольбу о пощаде и обещание помощи («я тебе пригожусь»), проявляет милосердие и таким образом оказывается спасателем. Благодарные животные либо сами помогают герою в трудный момент, либо выполняют его желание, либо одаривают его волшебным предметом.
Вредители – противники, которых герой должен одолеть (Змей, КащейБессмерный, Мужичок с ноготок – борода с локоток, родственный природным духам-карликам, Баба Яга, которая может быть помощницей и врагом). Враги могут быть и социального плана (царь хочет извести героя, чтобы завладеть его женой, младшему брату и младшей сестре противостоят их старшие братья и сестры и т.д.)
Змей (Змей Горыныч) в сказке всегда существо многоголовое. Он умеет летать и изрыгать огонь. Горы, пещеры – его жилище. Убить Змея можно тогда, когда срубишь ему все головы, поэтому бой со Змеем в сказке, хотя и краток, но возобновляется несколько раз. Змей в сказках – главный хранитель царства смерти.
Из волшебных помощников можно особо выделить орла и коня. Орел обладает вещим знанием – он предвидит опасность, предупреждает о ней героя. Конь – способность быстро переносить героя через моря, леса, горы.
Помощниками выступают всякого рода необыкновенные искусники. Часто это братья, каждый из которых обладает каким-нибудь одним умением.
У волшебных предметов в сказках та же роль, что и у помощников. Они весьма разнообразны: различные предметы одежды (шапка, рубашка, сапоги, пояс); орудия и оружие (меч, дубина, кнут, палка, клюка); всякого рода сумки, мешки, кошельки, сосуды, музыкальные инструменты (свистки, рожки, гусли); бытовые предметы (огниво, полотенца, ковры, скатерти, клубочки, зеркала, карты), плоды, ягоды. Главное во всех этих предметах – волшебная сила, которой они обладают, помогая герою достичь цели.
Закон 2. Композиция волшебной сказки имеет определенные закономерности.
— Какие события вашей сказки будут соответствовать экспозиции, завязке, развитию сюжета, кульминации и развязке?
Весь материал — в документе.
Слайд 1ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ ПО ТЕМЕ «СКАЗКИ»
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ
«СОШ №1» г.Корсакова
Мартынова М.В.
Слайд 2Задачи:
-обучить структуре сочинения;
-написанию по плану.
Слайд 3ВЫБОР ТЕМЫ:
«Мой любимый герой русской народной сказки»
«Почему я люблю читать русские
народные сказки?»
Слайд 4Как начать свое сочинение?
У меня много любимых сказок. Но больше всего
мне нравится _______________. Он встречается (в одной, многих сказках. . В сказке _____________________ он ________ (кратко пересказать события, связанные с героем). Главный герой мне нравится, потому что__________________.
Мне бы очень хотелось почитать о нем и другие сказки.
Слайд 5ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОКАЗАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ
Баба Яга –противоречивый образ. Иногда она жестока,
хитра, но чаще помогает главным героям, так как они видят в ней не нечисть, а несчастную одинокую старуху. Василиса Премудрая из одноименной сказки так и обращается к Яге : «Бабушка». Может быть, герои где-то и лукавят, и побаиваются Бабу Ягу, но лаской и лестью располагают её к себе. И вот она уже готова и накормить, и напоить, и спать уложить, да еще страшную тайну открыть про Кащея. В конечном итоге, прочитав сказку, чаще мы вспоминаем этого сказочного персонажа как нечто светлое, юмористическое, несмотря на всю её темную сущность.
Образ Бабы Яги настолько многогранен, что сказка без неё показалась бы не такой интересной. Часто Яга занимает небольшой эпизод во всей сказке, но любой читатель обращает внимание именно на эту часть сюжета, как на особенно волшебное, необычное действо.
Слайд 6ОПРЕДЕЛИТЬ МИКРОТЕМЫ(АБЗАЦЫ)
Слайд 7
ВЫВОД (ИТОГ)
итоговый вывод по выбранной сказке, но лучше по сказкам в
целом написать. Что сейчас не хватает таких сказок, какие раньше создавались. В старых сказках словно была душа, особая привлекательность и доброта.
Еще можно в сочинении вспомнить, что народные сказки, это наша история, которую необходимо помнить. Народные сказки передавались из уст в уста и поэтому они дошли и до нашего времени. Также можно написать о нескольких сказках, сделать их обзор, дать оценки, красочно про персонажей рассказать.
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Подготовить учащихся к самостоятельному написанию волшебной сказки и повторить особенности сказки как жанра
Задачи урока
- 1. Повторить особенности сказки как жанра.
- 2. Изучить схему волшебной сказки.
Виды деятельности
-
Сочинение сказки, проверка знаний учащихся
Ключевые понятия
-
Сказка, зачин, герои, описание, событие, концовка, сказочные формулы, повторы
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Этап 1. Вводная часть урока | Просмотр отрывка из мультфильма по «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина |
2 | Этап 2. Подготовка к самостоятельному написанию сказки | Изучить схему волшебной сказки. Обсуждение сюжета и героев. Ученикам записать её в тетрадь |
3 | Этап 3. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Ученики выполняют задание: заполняют таблицу по тексту волшебной сказки «Марья Моревна». Далее заполняют такую же таблицу в своей тетради по выбранной сказке. |
4 | Этап 4. Итоговое задание. Сочинение сказки | Учитель показывает иллюстрации к сказке «Марья Моревна». Ученики сочиняют свою сказку по схеме: зачин — герои — их описание — событие — устойчивые фразы — чудесные помощники — враги — волшебные предметы — троекратные повторы (три предмета, помощника, испытания) — самый напряжённый момент сказки — награждение героя — концовка. |
5 | Этап 5. Информация о домашнем задании | Ученики рассматривают иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная». Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к своей волшебной сказке. |
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Обновлено: 10.01.2023
Для написания сочинений по сказкам Александра Сергеевича Пушкина можно использовать следующие планы.
1. По любимой сказке:
- А.С. Пушкин и его сказки — вступительное слово
- Какая сказка нравится больше всего
- Герои и основные события в этой сказке
- Чему учит эта сказка
- Почему она нравится больше всех остальных
- Какой вывод можно сделать из нее
2. По любимому персонажу:
- Сказки А.С. Пушкина — вступительное слово
- Какой персонаж и из какой сказки нравится больше всего
- Описание истории этого персонажа
- Почему этот персонаж нравится мне, какие его качества вызывают интерес
- Вывод: чему можно поучиться у этого персонажа
3. По всем сказкам:
- Пушкин и его сказки — вступительное слово
- Чем нравятся сказки, что в них особенного
- Роль ярких образов положительных и отрицательных героев (добро и зло)
- Волшебство и чудеса в сказках (на стороне добра)
- Как сказки обогащают нашу речь (использование эпитетов, метафор, устаревших слов)
- Чему учат сказки (добро, справедливость)
- Вывод о важности сказок
Как можно разделить любую сказку Пушкина | Звукопись в сказках Пушкина | План сочинения: моя любимая сказка Пушкина |
Как можно разделить любую сказку Пушкина |
План сочинения по сказкам Пушкина |
Звукопись в сказках Пушкина |
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Поддерживать интерес к урокам литературы, вызвать желание неоднократно возвращаться к пушкинским произведениям.
1.Организационный момент.
3. Слово учителя:
“Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу человека – в мир писателя, поэта”, — говорил В. Высоцкий. Сегодня мы с вами тоже отправляемся в путешествие. Мы ещё раз пройдём по пушкинскому Лукоморью. В прологе к поэме “Руслан и Людмила” это слово написано с маленькой буквы – “у лукоморья дуб зелёный” — и обозначает всего-навсего излучину морского берега (“лука” — изгиб берега). А мне почему-то всегда хочется писать это слово с большой буквы.
— Как вы думаете, почему? (Ребята высказывают свои предположения)
Учитель: Да, Лукоморье – это уже целое государство, огромная страна, со своими неведомыми дорожками и чудесами, населённая самыми разными людьми – добрыми и злыми, умными и не очень, сильными, храбрыми, могучими.
5. Слово учителя.
А ещё мы совершим путешествие в мир поэта А. С. Пушкина, увидим, каким предстаёт он на страницах своих волшебных сказок.
Поэт Шубин назвал пушкинские сказки золотыми.
— А какие определения (эпитеты) дали бы вы сказкам нашего замечательного поэта?
(Примерные ответы учеников: восхитительные, прелестные, чудесные, светлые, красивые, умные, добрые…)
Учитель: Встреча со сказками бывает в жизни каждого человека. Иногда эта встреча запоминается на всю жизнь, открывая дверцу в мир волшебства и добра.(слайд №3)
6. Выступление ученика: устное сочинение “Моя первая встреча со сказками Пушкина”.
7. Слово учителя: (слайд №4)
— Кто такая была Арина Родионовна? (слайд №5)
С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.
9. Слово учителя.
11. Слово учителя. (слайд №7)
Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светелке – теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И пеня русская, старинная
Его, младенца, пеленала…
13. Подведение итогов. Выставление оценок.
Слово учителя.
Молодцы! Многих героев сказок узнали.
— Понравился ли вам наш урок?
— Интересны пушкинские сказки?
-75%
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Дата: Класс: 5
Тема урока: Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина.
Единица содержания: способ написания сочинения-рассуждения
Цель: научиться писать литературное сочинение-рассуждение по плану (познавательные УУД).
Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.
Метод: репродуктивный, продуктивный. Форма работы: индивидуальная, фронтальная
Содержание урока
Деятельность обучающихся
Формулирование темы и целей урока.
Формулируют цель урока.
Информация о домашнем задании — 5 мин.
Задача: фиксация содержания домашнего задания
Методы: репродуктивный Форма работы: фронтальная
а) выбрать тему сочинения по творчеству А.С. Пушкина из предложенного списка (Приложение 1).
б) написать сочинение объемом не менее 100 слов в тетради по литературе.
2. Записывают домашнее задание, при необходимости задают вопросы.
Применение знаний — 35 мин.
Задача: обеспечение умения самостоятельно в комплексе применить знания в стандартной и новой ситуациях.
Методы: репродуктивный, продуктивный. Форма работы: индивидуальная, групповая
Содержание урока
Деятельность обучающихся
Фронтальная работа по составлению плана сочинения-рассуждения по литературной теме. (Приложение 2).
Групповая работа по составлению плана сочинения по одной из предложенных тем сочинения (Приложение 3) .
Взаимооценка работы групп по критериям.
Записывают план сочинения, обсуждают с учителем пункты плана, предлагают свои варианты пунктов плана будущего сочинения.
Работают в группах , осуществляют взаимооценку работы групп по критериям.
Итог на рефлексивной основе — 2 мин.
Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся
Метод: репродуктивный, продуктивный. Форма работы: индивидуальная, фронтальная.
Содержание урока
Деятельность обучающихся
Организует итоговое оценивание по количеству набранных за урок баллов.
1. Выставляют отметку по количеству набранных за урок баллов.
Приложение 1.
Приложение 2.
А.С. Пушкин использовал в своей сказке рассказы няни, Арины Родионовны Яковлевой, и предания, которые рассказывали ему знакомые и друзья.
2) Главная часть.
Богатыри в сказке А.С. Пушкина — честные и добрые люди, которым не свойственны зависть, ревность, злоба.
б) они очень добрые люди, потому что они пожалели и приняли душевно царевну, а еще они готовы к переменам, которые начались в их доме с ее приходом;
в) они все полюбили царевну, но не обиделись, когда она отказала им, а попросили прощения за свой вопрос; а еще им не знакома ревность, хотя они могли приревновать царевну друг к другу.
3) Заключение.
Автор создает образы настоящих сильных, добрых, справедливы и честных защитников земли русской.
Приложение 3.
Группа 1. Задание
Выберите тему сочинения из списка:
Напишите план сочинения по выбранной теме.
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
2) Главная часть
а) Тезис ______________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
б) Аргументы (доказательства):
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
3) Заключение (вывод).
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 605 978 материалов в базе
Материал подходит для УМК
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 27.11.2020 4114
- DOCX 61.5 кбайт
- 347 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Сагалаева Александра Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы
Время чтения: 0 минут
Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса
Время чтения: 1 минута
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии
Время чтения: 3 минуты
Время чтения: 2 минуты
Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Уроки развития речи по литературе — это уроки творчества, способствующие раскрытию детского таланта, вызывающие всегда интерес к составлению собственного высказывания, это первые шаги в написании сочинения на заданную тему.
Оценить 3744 0
Тема. Развитие речи. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Обучение написанию домашнего сочинения.
— создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;
— воспитать духовно развитую личность; формировать гуманистическое мировоззрение, любовь и уважение к литературе;
Планируемые результаты.
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения; определять народную основу сказки и мастерство автора в использовании просторечных выражений.
Метапредметные УУД.
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование урока: презентация к уроку; компьютер, телевизор; раздаточный материал (карточки № 1, 2); портрет А.С.Пушкина.
Тип урока: комбинированный.
Теория литературы: рифма, способы рифмовки.
Основное содержание работы.
Организационный момент. Опрос по домашнему заданию.
— Какое настроение вызвала у вас сказка А.С.Пушкина?
— Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?
— Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях?
— Почему королевичу Елисею помогают силы природы?
II . Актуализация опорных знаний и пробного учебного действия.
Учитель показывает картинки с изображением зеркала, яблока, собаки; цепи; солнца, месяца, а учащиеся зачитывают по тексту сказки (или наизусть) отрывки, содержащие данные предметы.
Постановка цели и задач урока.
IV . Работа над темой урока.
Беседа о поэтике пушкинской сказки.
Какие элементы фольклора вы заметили в сказке? (В путь-дорогу, ждёт-пождёт, спрос не грех…).
Образы каких героевпришли из народного творчества? (Ветер, Солнце, Месяц).
Что нового в этих образах вы заметили? Как описывается сила Ветра? красота Месяца?
Какие постоянные эпитеты вы заметили в сказке?
Беседа.
Какой сказке посвящена репродукция картины?
Что общего между этой сказкой и сказкой А.С.Пушкина?
Какой эпизод изображён на картине? (Царевна укололась веретеном).
В чём проявляются черты русского фольклора в картине? (Одежда – сарафаны, косоворотки, кафтан; музыкальные инструменты – гусли; животные – медведь, лисичка).
Какое настроение создаёт картина?
Теория литературы.
— Ритм – повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения, потому что чередуются ударные и безударные слоги.
— Как рифмуются строчки в этой сказке: через одну или парами?
Работа с карточками.
Задания.
Ответьте на вопрос: что перед вами – стихи или проза? Почему?
Найдите в тексте, если есть, рифму.
Как рифмуются строчки: через одну или парами?
Если нет рифмы, что есть в стихах данного автора? Как вы это узнали?
Если это стихотворение, восстановите стихотворные строчки, опираясь на рифмы. Спишите текст стихотворными строчками.
Карточка № 1.
Карточка № 2.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Обучение написанию сочинения.
Беседа.
— Какие слова, понятия вам неясны?
— С какими литературоведческими терминами по сказкам вы уже знакомы? (Сказка, волшебная сказка, сюжет). Что они значат?
2. Устное сочинение с опорой на образец.
Образец сочинения.
В волшебной сказке обязательно есть волшебные предметы. Так, в сказке А.С.Пушкин упоминает __________ и __________ . Часто в волшебных сказках используют магические числа. Так, в сказке А.С.Пушкина мы видим _________ богатырей, городов в приданом, _________ раз обращается царица к зеркальцу. Сам же сюжет построен на типичных для волшебных сказок отношениях ________ и _______ .
— Легко ли написать сочинение?
— Прозой или стихами мы будем писать?
— Чем стихи отличаются от прозы?
Домашнее задание.
Литературная сказка – автор, письменная форма, нет вариативности.
Разработка урока развития речи по литературе в 5 классе.
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы для учеников 5 класса.
Автор Коляденко Валентина Станиславовна, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 4 имени А.С.Пушкина ст.Каневской Краснодарского края .
Тема: Творческая работа .Составление волшебной сказки.
Цель урока : совершенствовать речевые умения, восприятие и понимание отличий
волшебной сказки, помочь овладеть навыком создания творческих работ,
учить сочинять свою сказку, побуждать к успешному выполнению
поисковых и проблемных заданий .
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок!
лес (дремучий) стрелы (острые)
море (синее) стрелы (калёные)
солнце (красное) сокол (ясный)
дуб ( могучий) ворон (чёрный)
Почему же при назывании этих существительных эпитеты к ним возникают как бы сами собой?
- Назовите особенности сказки? Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка?
- Какими частями начинается и заканчивается сказка? ( Зачин, концовка.) Назовите сказочных героев, дайте им характеристику. (Кощей, Баба Яга и другие) Что же такое сказка?
IY. Беседа о композиции сказки.
Но названы не все законы построения сказочного произведения. Таких законов много, изучил и открыл их русский учёный В.Я. Пропп. Он нашёл более 30 элементов, которые составили определённую схему.
СХЕМА СОБЫТИЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.
- Предписание или запрет.
- Нарушение.
- Вредительство или недостача.
- Отъезд героя.
- Задача.
- Встреча с дарителем (одаривает волшебством или волшебным предметом).
- Появление противника.
- Борьба.
- Победа.
- Возвращение героя.
- Ложный герой.
- Трудные испытания.
- Узнавание героев.
- Узнавание ложного героя. Наказание его.
- Счастливый конец.
Не все элементы могут быть отражены в сказках. Возможны и какие-либо исключения, добавления, нарушение очерёдности. Всё это и есть основа сказки.
Y. Составление сказки. Коллективная работа.
Присказка . Сказка будет ох как увлекательна, слушайте-ка её внимательно, всё
Читайте также:
- План конспект разведка целей наблюдением
- Приготовление рубленых полуфабрикатов конспект
- Конспект занятия новикова иванцова
- Конспект урока 9 класс биболетова
- Прямоугольник конспект 1 класс
План-конспект урока на тему
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
СОСТАВЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
1.Учитель : Кузьменко Наталия Ивановна
2.Место работы: г. Гатчина. МОУ №8 «Центр образования»
3.Предмет: литература
4.Класс: 5-1
5.Учебник: под редакцией В. Я. Коровиной
6.Тема урока: Развитие речи. Составление волшебной сказки
7.Цель урока: совершенствовать речевые умения; повторить «законы» волшебной сказки; учить сочинять свою сказку.
8.Задачи урока:
Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Народные сказки»
Развивающие: развивать умение классифицировать изученные сказки, выявлять связи между произведениями устного народного творчества, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности народной сказки
Воспитательные: воспитывать общую культуру, создать условия для реальной самооценки учащихся; формирование духовно- нравственной культуры на уроках литературы
9.Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений
10.Форма: урок – проект
11. Оборудование: мультимедийная установка; выставка книг по теме «Русские народные сказки; волшебные сказки», Мультфильм «Царевна-лягушка» (1954 год), аудиозапись «Задания от Василисы Премудрой»
12.Структура и ход урока :
Урок 9
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
СОСТАВЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
Цели: совершенствовать речевые умения; повторить «законы» волшебной сказки; учить сочинять свою сказку.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – писал в XIX веке А. С. Пушкин. А вот слова из его произведения:
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!
II. Речевая разминка.
«Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую».
Задание: Прочитайте отрывок, вспомните, из какой сказки эти слова. Дайте характеристику сказки. Ответьте на вопросы: Какие особенности при чтении произведений данного жанра нужно соблюдать? Какая должна быть интонация?
Чтение текста в манере «сказывания».
III. Игра «Подбери постоянный эпитет».
Лес (дремучий)
Дуб (могучий)
Море (синее)
Солнце (красное)
Стрелы (острые)
Стрелы (каленые)
Ворон (черный)
Сокол (ясный)
Вопросы:
1. Можно сказать, что все указанные слова – «жители» одной сказки? Почему же при назывании понятий «стрелы», «ворон» ответ возникает как бы сам собой (острые, черный)?
2. Назовите особенности сказки. Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка?
3. Какими частями начинается и заканчивается сказка? (Зачин, концовка.) Назовите сказочных героев, дайте им характеристику. (Кощей, Баба-Яга и другие.) Что же такое «сказка»?
Сказка (волшебная) – это «автономное государство» со своими границами, жителями, законами. (С обязательным присутствием волшебства.)
IV. Беседа о композиции сказки.
Наблюдая за сказочными героями, легко понять, что события в сказке развиваются по своим, особым законам. Как правило, герой оказывается в сложной ситуации, так как нарушает какой-либо запрет. («Не пей из лужицы, козленочком станешь».) Затем герой предпринимает все возможное, чтобы выйти из сложившегося положения. В этом ему помогают другие герои и предметы. Далее герои преодолевают все выпавшие им испытания. Зло в сказке бывает побеждено, Добро обычно торжествует.
Все эти правила можно выяснить с учащимися, задавая им вопросы.
Но названы не все законы построения сказочного произведения. Таких законов много, изучил и открыл их русский ученый В. Я. Пропп. Он нашел более 30 моментов, которые составили определенную схему.
СХЕМА СОБЫТИЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
1. Предписание или запрет.
2. Нарушение.
3. Вредительство или недостача.
4. Отъезд героя.
5. Задача.
6. Встреча с дарителем (одаривает волшебством или волшебным предметом).
7. Появление противника.
8. Борьба.
9. Победа.
10. Возвращение героя.
11. Ложный герой.
12. Трудные испытания.
13. Узнавание героев.
14. Указание ложного героя. Наказание его.
15. Счастливый конец (свадьба).
Не все моменты могут быть отражены в сказках. Возможны и какие-либо исключения, добавления, нарушение очередности. Все это и есть основа сказки.
Вопрос: Какие события вы нашли в волшебной сказке «Василиса Премудрая»? Приведите примеры.
V. Составление сказки. Коллективная работа.
Задание: постарайтесь сочинить сказку, используя законы, выведенные В. Я. Проппом. Определите героев, место действия, время и т. п.
Запись в тетради.
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке.
-
Структура и ход урока русского языка.
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Время (в мин) |
1 |
Самоопределение к учебной деятельности |
1. Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки, Улыбка всегда располагает нас к приятному общению. Сегодня вы будете работать в парах. А, сейчас проверь, дружок. Ты готов начать урок?
|
Подготовка класса к работе. Дети выполняют разминку. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; личностные : самоопределение; готовность и способность обучающихся к саморазвитию.. |
1-2 |
|
Проверка дом. задания |
|
1. Употребление прописных букв Назван. Имена, Географ. журнал. отчества, назван. книг и фамилии ( города, т.д. реки и т.д.) 2.Словарный диктант: ЗСП-1 Учитель диктует слово |
Дети выходят к доске и записывают по 5 примеров Записывают словосочетание с данным словом, выделяет корень: Давить, Отчество, Консультировать, Театр, тревога |
2 2 |
||
2 |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Формирование темы и целей урока. |
Слайд 1,2,3,4,5 «Правила правописания разделительных Ъ и Ь знаков». |
1.Словарная работа. — запишите слова с буквой Ь. — первый день недели; — южное плодовое дерево; — морское животное; — у двух матерей по пять сыновей, одно имя всем; — одной рукой всех встречает, другой всех провожает; — название кустарника. — Что объединяет все эти слова? — На какую орфограмму эти слова? 2. Прослушивание стихотворения. — А сейчас послушайте стихотворение. Мы с приятелем вдвоём Шли на лыжах на подъём. А потом с горы спускались, Разъезжались и съезжались, Объезжали все пеньки, Доезжали до реки. А от речки отъезжали, Снова к горке подъезжали, Снова лезли на подъём, Чтобы съехать вниз потом. — Слова на какую орфограмму часто встречались в этом стихотворении? 3. Работа с иллюстрацией учебника.. — Откройте учебник на с.133. Рассмотрите иллюстрацию. — Чем занят Афанасий? — Почему буква Ь находится в середине? — Что бы вы посоветовали Афанасию приготовить с буквой Ь? 4. Работа с таблицей на доске. — Посмотрите на таблицу, вам знакомы следующие схемы? — «Прочитайте» их и сформулируете тему урока. — Исходя из темы урока, какую цель можно поставить перед собой? |
Дети записывают слова. понедельник апельсин дельфин пальцы дверь сирень Обозначают предметы, во всех словах есть буква Ь. Ь – обозначающий мягкость согласного. Дети слушают стихотворение. Разделительный Ъ и Ь – обозначающий мягкость согласных Он готовит необычные бутерброды Потому что пишется в середине слова Бульон, варенье, печенье Ответы детей. Повторить как различать и писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Познавательные: осознание и произвольное построение речевого высказывания; Регулятивные: Составлять план и последовательность своих действий; Личностные: самоопределении; смыслообразование. |
5-6 |
3 |
Постановка учебной задачи. |
Сравнение Ь и Ъ (ссылка на веб ресурс) |
— Когда и где пишутся разделительные Ъ и Ь знаки? Сценка. «Мягкий знак и Твёрдый знак» — Не чересчур ли ты добряк?- Так знаку Мягкому промолвил Твёрдый знак. — Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься. Нет, в алфавит ты не годишься! — Кто б говорил, но ты б уж помолчал! — Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал. — Ты твёрд и груб, как суковатый дуб. Давным — давно пора, как букву Ять, Тебя из азбуки изъять… — Друзья! Наш разговор — никчемные слова, — Услышав этот спор, Сказала буква А. — Вы оба хороши, достойны оба чести. Когда стоите в нужном месте. |
Выдвигают гипотезы. Выступление детей. |
Познавательные: общеучебные умения. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5-6 |
4 |
Слайд 6. Прочитай слова. В каких словах есть звук Й? После какого звука слышится? Какими буквами он обозначен?» |
Задание выполняется у доски. -Спишите слова. Подчеркните буквы, которые обозначают звук Й. — Почему урок, тема которого Разделительные ь и ъ знаки, мы повторяем обозначение звука й? — Вспомните, какую работу выполняет ь в словах? |
В слове прибой звук й слышится после гласного о, на письме звук й обозначен буквой «и краткое». Запишем это слово. В слове ладья звук й слышится после согласного д и перед гласным а. Звук й обозначен буквой я. Запишем это слово. Если после согласного звука перед гласным есть звук й, то в слове пишется ь или ъ. Обозначает мягкость согласного звука. |
Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
9-10 |
|
5 |
Первичное закрепление. |
Слайд 7. Выразите смысл одним словом и запишите слова отгадки. Распределите слова в соответствующие два столбика: Слайд 9. На следующем слайде вы увидите картинки и фотографии. В каждом слове есть разделительные мягкий или твёрдый знаки. |
Физкультминутка. 1. Работа в парах. — Почему пишется ь, ъ? — Сформулируете правило написания разделительного ь и ъ знаков. 2. Работа с правилом по учебнику с. 17. — Запишите слова. — Выполните графическое обозначение орфограммы. |
Взаимопроверка задания. Ответы детей. Разделительный ь пишется в корне слова, а ъ – между приставкой и корнем. Ответы детей. 1 ученик работает на доске. |
Регулятивные: готовность к преодолению трудностей; умение адекватно оценивать свою деятельность. Коммуникативные: согласование действий с партнёром. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, Выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. |
5-6 |
6 |
Самостоятельное применение знаний. |
1.Работа по учебнику. Упр. 43. — Выполним упражнение |
Ученики работают самостоятельно. Ученики вставляют пропущенные буквы в тексте. Проверка учителем. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
9-10 |
|
7 |
Рефлексия деятельности (итог урока) |
— Какую орфограмму вы обозначали в словах? — Назовите ключевые слова этой темы. — Оцените свою работу на уроке кружками тёх цветов, которые лежат у вас на парте. Зеленый – отлично, желтый – хорошо, красный — надо еще поработать. |
|
Познавательные: рефлексия. Регулятивные: самооценка. |
5-6 |
|
8 |
Домашнее задание |
Упр. 40 (схема), с. 17, выучить упр.41 |
2-3 |
Приложение к плану-конспекту урока
«Правила правописания разделительных Ь и Ъ знаков»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип вид ресурса |
Форма предъявления информации |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Сравнение Ь и Ъ |
Мультимедийный, практический |
Интерактивное упражнение на основе иллюстраций |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bd1f1cef-730c-4224-8a3f-ba12686afe70/%5BNS-RUS_3-11%5D_%5BTI_141%5D.html |
2 |
Что писать |
Мультимедийный, практический |
Интерактивное упражнение на основе иллюстраций |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b76c740c-ba5e-4324-9aea-00b5a7b35e6d/%5BNS-RUS_3-11%5D_%5BIG_142%5D.swf |
3 |
Презентация: «Правила правописания разделительных ь и ъ знаков» |
Мультимедийный, практический |