Обучение сочинению в 5 классе по русскому языку

Учим писать сочинения

Уроки развития речи в 56 классах.

В последнее время психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное

увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. Такие дети

испытывают трудности в овладении письмом, чтением, счетом, в усвоении и понимании

текстов, логическом мышлении. Неуспехи в школе часто формируют у них негативное

отношение к учебе, затрудняют общение с окружающими. Все это способствует

асоциальному поведению, особенно в подростковом возрасте.

Следовательно, одна из важнейших задач современного урока создание ситуации

успеха. Мотивы, побуждающие детей изучать школьные предметы, связаны со

становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться

во взаимоотношениях людей, понять их принципы и убеждения, осознать свое

положение в мире.

Программы по русскому языку и литературе включают те виды (жанры) творческих

работ, которые в большей степени направлены на самораскрытие личности.

Коммуникативная компетентность школьника формируется в системной работе над

созданием текста, при написании сочинения. Известно, что речь выражает не только

мысли, но и чувства, волеизъявления, эстетические переживания весь комплекс

духовного человеческого сознания. Такая речь называется выразительной.

Именно на построение выразительной речи направлена система уроков развития

речи в 56 классах.

Закон 3.

Найти материал для

конкретной темы,

отобрать его,

«разложить по

полочкам», т. е.

систематизировать.

Законы

строения

сочинения

Закон 4.

Построить

сочинение, т. е.

написать план:

вступление,

основная часть,

заключение.

Закон 2.

Сформулировать

основную мысль

сочинения и отразить

ее в содержании.

Закон 1.

Обдумать тему,

обозначить ее

границы.

Чтобы уметь писать сочинение, надо знать законы, по которым оно

строится.

Помни!

1. Основная мысль сочинения (для чего написан текст?) – это душа

сочинения, его стержень, то, для чего оно написано, то, что хотел сказать

автор.

2. Полезно завести картотеку с высказываниями великих людей по

разному поводу, чтобы потом использовать их как эпиграф, вступление,

заключение или цитату.

3. План заранее намеченная система работы с сочинением.

План бывает кратким и развернутым.

Закон 7.

Исправляй, переделывай,

улучшай написанное:

есть ли в сочинении все

важные части (вступление,

основная часть, заключение),

удачны ли переходы,

имеются ли связки между

частями и внутри,

правильный ли сделан вывод.

Закон 6.

Правильно и красиво

выражай свои мысли.

Используй

синонимы,

антонимы,

фразеологизмы,

эпитеты, сравнения.

Закон 5.

Написать сочинение

определенного жанра:

описание,

описание с элементами

рассуждения,

рассказ.

Сочинение – описание с элементами рассуждения.

Моя семья.

Строение текста.

Вступление =

Z

1

=

абзац = микротема = Тезис (1-2-3)



Основная часть =

Z

2

+

Z

3

+

Z

4

=

Тезис

Аргуме нты и Факты (дока зательства )

Вывод

 Заключение (концовка) = Общий вывод = Тезисы (2-3)

План сочинения.

Вступление (1-23 предложения).

Z

1

Состав семьи (кто есть кто).

 Основная часть. Моя семья.

Z

2

1) Мой отец (портрет, кем и где работает, его увлечения, обязанности

и права в семье, отношение к своим детям и близким).

Z

3

2) Моя мама (портрет, кем и где работает, ее увлечения, обязанности и

права в семье, отношение к близким).

Z

4

3) Дети и другие члены семьи (портрет, увлечения, привычки,

школьные дела, отношение к родителям и другое).

 Концовка (Общий вывод. 23 предложения) + семейная фотография.

Z

5

Что значит для меня моя семья?

(Или: За что я люблю свою семью и дорожу ею?)

Вступление.

Сочинениеописание.

Мой друг (Угадай, кто?)

План.

Z

1

О дружбе (1-2-3 предложения).

 Основная часть. Мой друг (Не называя имя).

Z

2

1) Портрет (лицо, фигура, одежда, походка, жесты и др.).

Z

3

2) Главные черты характера.

Z

4

3) Увлечения.

 Концовка (Вывод) + фотография друга.

Z

5

Что больше всего я ценю в нашей дружбе и почему?

Сочинениерассказ с описанием животного (птицы).

План.

Вступление (1-23 предложения).

Z

1

Зачем люди заводят домашних животных?

 Основная часть (У каждого свой заголовок).

Z

2

1) Когда и как появился в нашем доме мой любимец?

Z

3

2) Кто и как ухаживает за животным (птицей)?

Z

4

3) Портрет питомца (внешность, повадки, привычки, игры и забавы и

другое).

 Концовка (Общий вывод).

Z

5

Как я отношусь к своему крылатому другу

.

Сочинениерассказ.

Мой класс.

План.

Вступление.

Z

1

Школа – это маленькая жизнь.

 Основная часть. Мой класс.

Z

2

1) Состав класса (Интересная информация о классе: мальчики и

девочки, цвет глаз, волос, рост, темперамент и другое).

Z

3

2) О дружбе в классе (Отношения между мальчиками и девочками).

Z

4

3) Кто чем интересуется и занимается.

Z

5

4) Как мы учимся в школе и почему?

Z

6

5) Что любим делать в школе классе) и чего не любим? Почему?

Z

7

6) Чем занимаемся в классе, кроме уроков? ероприятия).

 Концовка = Вывод.

Z

8

Интересно мне жить в классе или нет? Почему?

Материалы представляют собой разработку технологической карты урока развития речи в 5 классе, которой могут пользоваться  учителя русского языка, работающие в 5 классе по учебнику А.Д.Шмелева.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока  русского языка

Класс: 5

УМК: УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О.Савчук, Е.Я.Шмелева]; под ред. А.Д.Шмелева. — М. : Вентана — Граф, 2014.

  • Тема урока № 81 Обучение написанию сочинения — описания.

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию (Тема: После снегопада (описание зимней природы);

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.

Задачи.

Личностные УУД:

-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-воспитывать любовь к родной природе,

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,

-формировать умение строить речевое высказывание,

-формировать умение составлять план текста описания.

Метапредметные УУД:

-искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

-формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

-учить постановке  цели работы,

-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы.

Интерактивное обучение. 

Сочинение пишется за 1 урок (работа в группах).

 Учитель определяет тему, сюжет, композицию, даёт вопросный план (абзац = группа), задаёт вступление. После того, как группы отработают свои абзацы, учитель поправляет, делает сцепки предложений и абзацев, консультирует, и все записывают сочинение в чистовом варианте.

Этапы урока

Содержание (деятельность учителя    и деятельность учащихся)

УУД

1.Постановка

учебной задачи.

Организационный этап.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Вступительное слово учителя

— Найдите ответ к загадке:

Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке румяный, под луною голубой.

Он за ворот и в карманы залетает сам собой. (Отгадывают загадку. Снег.)

— Как вы определили, что речь идёт о снеге?

2. Вспомните загадку и догадайтесь, что нам сегодня предстоит описывать? Тема урока: (сочинение — описание зимы, снега, зимней природы.)

Тема нашего сочинения будет звучать так: После снегопада. Как можно сформулировать основную мысль такого сочинения?  (Описание снегопада). (Слайд 1)

— Какой тип речи мы будем использовать, чтобы предать основную мысль нашего текста? (описание).

 В чем особенность данного типа речи? (отвечает на вопрос какой, каков? можно увиденное изобразить на одной фотографии).

Запишем в тетради дату и тему сочинения. (ДОСКА!!!)

— В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснёшься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки: «Мороз и солнце; день чудесный!»

«Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит».

— Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин)

— Вспомните загадку. Какая часть речи помогла вам отгадать загадку и помогла автору в описании? (определили роль глаголов и имён прилагательных в тексте загадки: они называют действия и признаки предмета, о котором идёт речь, и тем самым помогают определить его).

3. Каковы цели нашего урока? (Научиться передавать красоту окружающего мира, находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.)

— Отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству зимы и возьмём в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий — художника; пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.

Личностные (готовность к самообразованию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера)

Регулятивные (умение ставить цель на основе определенной проблемы и существующих возможностей, выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели)

Познавательные (подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.

Коммуникативные (строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности)

2. Учебная задача

Подготовка к сочинению-описанию.  На партах у каждого лежат таблицы.

1. Работа с текстом.  Работа с планом сочинения.

2. Беседа по личным наблюдениям

Работа в группах.

Я предлагаю вам разделиться на 5 групп по 5 человек. В группах обсудите, какими словами и фразами можно заполнить таблицы, лежащие у вас на партах. С чего начинается любое сочинение? (вступления). Примерный текст вступления у вас есть в таблице. Затем его продолжают основная часть и заключение. Что является неотъемлемой частью нашей работы перед началом написания сочинения?  Что облегчит написание текста? (план).

Какие виды плана вы знаете? (тезисный и вопросный). Какой план пропечатан в ваших таблицах? (вопросный).  Попробуйте сами дать описание снегу (учащиеся пытаются описать снег).

-Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим мнением, эмоциями. Чтобы наша речь стала богатой, мы будем использовать находки мастеров слова. А чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Я предлагаю вам свой план, но вы можете создать свой.

На листах в таблицу предлагаю вам вписать примерный текст к каждому пункту плана (каждая группа будет работать со своим абзацем). Но сначала поработаем вместе. По ходу нашей работы прошу вас записывать необходимые слова и предложения в графы таблицы. Итак, начнем с первого абзаца основной части: Каким бывает снег? Учащиеся в ходе прослушивания музыкальных отрывков и чтения учителем текста вносят записи в графу 2 абзаца о том, каким бывает снег.

1. Работа с текстом. На фоне пьесы «Тройка» (Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель») (Слайд 2) Учитель с 28 сек. музыкального произведения читает отрывок из «Разговора о снеге» Бориса Петрова (ДОСКА!!!), учащиеся дослушивают до конца муз. фрагмент:

…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами…

Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию.

— Какие однокоренные слова к слову «снег» подбирает автор этого текста? Запишите их в таблицу.

— Какие ощущения вызывают у него эти слова?

2. Беседа по личным наблюдениям

— Вы, наверняка, часто наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями.

— Каков же снег?   Всегда ли он одинаков?

— От чего зависит состояние, вид снега?

 Ребята делятся своими наблюдениями, рассказывают, что они увидели в заснеженном, парке, лесу.

4. Работа с текстом

— А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов (Доска!!!), чьи наблюдения из серии «Каким бывает снег?» (Слайд 3 и 4) мы сейчас услышим. По ходу чтения заполняйте графу таблицы:

Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья…

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка — что за день чудесный! Прямо весна!

Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище! Много cнегу — много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней — ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг — по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото… 

— Каким же увидел автор январский снег?

— Что ещё показалось вам интересным в этой зарисовке?

— Какие выразительные средства языка использовал автор?

— А каким становится снег весной? (Слайд 5) 

Учащиеся в группах слушают текст, отбирают нужное. Заполняют таблицу.

Личностные (развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера)

Регулятивные (умение отбирать главное, заполнять таблицу, умение работать с дополнительной литературой, подбирать материал по теме, умение анализировать материал): выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; систематизировать критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки)

Познавательные (выстраивать логическую цепочку ключевого слова и соподчиненных ему слов; объединять предметы и явления в группы по  определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; находить в тексте необходимую информацию (в соответствии с целями своей деятельности).

оценивать свою работу, вносить коррективы)

Коммуникативные (организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом); отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации в малой группе.

3. Результат работы.

1. Творческая работа — составление собственного текста к каждому абзацу.

Групповое обсуждение и выполнение творческого задания. 

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА. В словах, которые можете использовать в сочинении, вставьте пропущенные орфограммы. Взаимопроверка.

1 и 4 гр.

2 гр.

3 и 5 гр.

з..ма

кружится

с…р…бристый

снеж…к

расст…лается

ж…мчужный

кр…сота

л…жится

с…реневый

м…роз

блещ…т

б…гровый

со…нце

сияет

б…рюзовый

cв…жо

п…р…ливается

фи…летовый

б…ло

и…крится

л…ловый

В группах обсудите с чего можно начать ваш абзац, какую информацию вы включите в него согласно теме сочинения.

На листах в таблицу впишите несколько предложений по теме.

Слушаем фрагменты получившихся текстов. Обсуждаем. Советуем, как улучшить. (После того, как группы отработают свои абзацы, учащиеся слушают работы товарищей, корректируют, учитель совместно с ребятами поправляет, делает сцепки предложений и абзацев, консультирует для написания сочинений дома)

Личностные (формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности);

Регулятивные (выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;  устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; определять критерии правильности (корректности выполнения учебной задачи); оценивать продукт своей деятельности; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

Познавательные (строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; устанавливать взаимосвязь описываемых в тексте событий, явлений, процессов)

Коммуникативные (строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; организовывать учебное взаимодействие в группе; создавать письменные тексты с использованием необходимых речевых средств).

4. Подведение итога. Рефлексия

Д.З. Напишите черновик сочинения — описания на тему: «После снегопада». Сначала перепишите в тетрадь план.

-Что мы делали сегодня на уроке? Чему научились? (Научились: отбирать материал к сочинению, заполнять таблицу, составлять план сочинения, самостоятельно работать с текстом худ. литературы, работать в группах…)

— Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?

-Что показалось трудным на уроке?

-Достаточно ли вам материала для написания сочинения? 

Личностные (формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками)

 Регулятивные (анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы)

Познавательные (анализировать/рефлексировать опыт реализации учебного задания.

Коммуникативные (выделять общую точку зрения в ходе беседы, делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его).

Пример возможного варианта сочинения.  

Тема. После снегопада (описание зимней природы)

Композиция

План

Возможный вариант сочинения

1 абзац

Вступление

Ночь. Тишина. Я смотрю из окна своего дома на улицу. Зима покрывает землю пушистым снегом. (Предлагается учителем)

Ночь. Тишина. Я смотрю из окна своего дома на улицу. Зима покрывает землю пушистым снегом.

Основная мысль

Описание снегопада и самого снега

2 абзац

Каким бывает снег?

Снег, снежень, снежище, снежик… Снег бывает очень разным: пушистым, холодным, духовитым, тяжелым, мокрым. Силен и спокоен бывает январский снег. Часто он покрывает тяжелым покрывалом все поле. А иногда прохожий рискует попасть в сыпучее снежное болото.

3 абзац

Как падает снег?

Он падает медленно, большими хлопьями, как будто струится откуда-то свысока могучая река снега. Потом он идёт быстрее, быстрее. Образовывается бело-серая завеса, которая шевелится и растёт.

4 абзац

Что я вижу, слышу?

Улица замерла, таинственно застыла. Не слышалось ни звуков, ни голосов прохожих. Только волшебная музыка восторга и очарования звучала где-то в моей душе.

5 абзац

Как изменяется картина за окном?

Через несколько минут всё преобразилась. Пушистые барханы красиво оттенял свет фонарей. Деревья, как сказочные великаны, застыли в безмолвии. Дома жёлтыми окнами тихо смотрели на мир.

6 абзац

Что я чувствую?

Красота зимнего снегопада вселяла покой, удивляла простотой и величием. Захотелось почувствовать холодную колкость снежинок на тёплых ладонях. Тихая радость наполнила меня.

 7 абзац

Заключение

Что было после снегопада? (Представьте, что снегопад был всю ночь. Опишите, какой стала картина зимней природы)

Снегопад закончился только утром.  Солнечный свет посеребрил ночное убранство.  Улицы наполнились голосами прохожих, шумом машин и звонким смехом детей. Все вокруг увидели сказочную картину зимней природы.

Ситникова Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ№19» НМР РТ

«Уроки развития речи (обучение написанию сочинения в 5 классе) на уроках русского языка».

Психология рассматривает речь прежде всего как одну из высших психических функций человека, во всем диапазоне ее взаимосвязей с другими психическими функциями – мышлением, эмоциями, памятью и т. д. Речь непосредственно связана с языком. Он представляет собой систему знаков, передающих информацию как в устной, так и в письменной форме. Язык является средством общения и абстрактного мышления. Для устной речи язык – это прежде всего слова и способы их формообразования. Для письменной – правила соединения слов в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения, типы словосочетаний и предложений, а также пунктуация и орфография – системы, образующие правописание. Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. 

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Виды речевой деятельности.

Письмо. Этот вид языковой деятельности человека являет собой вспомогательную систему знаков, применяемую для фиксации говорения (звуковой речи). Вместе с тем, письмо можно назвать самостоятельной структурой. Кроме функции фиксации речи (устной), письменная система позволяет усваивать накопленные знания, расширяя сферу коммуникации. Главной целью письма является фиксация произносимого с целью его сохранения. Этот вид речевой деятельности используется в общении между теми людьми, которые разделены временем, расстоянием. Следует отметить, что роль письма значительно снизилась, в связи с появлением телефона.

Слушание (аудирование). Аудирование – процесс, предполагающий, как непосредственное, так и опосредованное (при помощи аудиозаписи, радио и прочего) взаимодействие слушающего и говорящего. В первом случае (при непосредственном контакте) у собеседников есть возможность применять не только языковые формы (вербальное общение), но и средства невербальной коммуникации (мимику, телодвижения, жесты), которые способствуют более результативному восприятию и пониманию.

Чтение. В соответствии с простыми определениями чтение характеризуется как процесс извлечения информации из печатного или рукописного текста. Эта специфическая форма языковой коммуникации людей является одним из опосредованных типов общения. При этом чтение не воспринимается в качестве одностороннего воздействия на читающего. Оно не выражается пассивным восприятием, усвоением содержания. Чтение включает в себя активное взаимодействие между реципиентом (читателем) и коммуникатором (автором текста)

Лихачев Дмитрий СергеевичСамая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит».

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

Необходимо пробуждать у ребёнка интерес к изучению русского языка и литературы, вырабатывать любовь к слову. Развитие устной и письменной речи школьников — одно из стержневых направлений в методике преподавания языка и литературы. Обогащение словарного запаса учащихся на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности — таковы основные задачи учителя- языковеда.

Одной из актуальных проблем учителя русского языка и литературы является развитие речи учащихся. Ведь качество знаний учащихся по русскому языку и литературе – главное условие успешности обучения в целом, по всем предметам. Учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить речи, т.е. умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приема и передачи информации. Поэтому «необходимо погружать ученика в стихию разговорной, научной, художественной речи и, опираясь на память, на фонематический слух, учить осваивать и создавать тексты различных жанров и стилей».

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.  Это последовательная, постоянная учебная работа.

Обучение сочинению — очень важный аспект работы по развитию связной речи. Приемам написания связного текста надо учить, делать это надо систематически. Разнообразные творческие работы способствуют развитию воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.

Обучение в школе невозможно представить без регулярного написания сочинений. Последние годы, в связи с изменениями в программе учебных курсов, этот вид работ предполагается не только по родному языку, но и по иностранному. Однако навыки для написания творческой работы требуются одни и те же, поэтому очень важно вовремя научить, а точнее – помочь ребёнку научиться писать сочинения.

В процессе обучения в школе учащиеся должны овладеть навыками написания сочинений нескольких видов.

Сочинения – неотъемлемая часть школьной программы. Поэтому существует ряд установленных Министерством образования и науки требований к написанию этого вида работ:

При работе над таким творческим навыком, как написание сочинения, следует учитывать возрастные особенности ребёнка. Для младших школьников под этим подразумевается игровая методика. 

касается старших классов, то ведущим жанром становится рассуждение. И снова, как и в младшем звене, предлагайте как можно больше заданий на устное рассуждение по теме. Неплохо помогают в отработке навыка написания сочинений и тематические споры с доказательством своей точки зрения и толерантным опровержением чужой.

Сочинение является одной из форм проверки речевых навыков учащихся, умения точно формировать свои высказывания, ясно излагать свои мысли, вычленять главную информацию, делать собственные выводы и обобщения. Сочинение оказывается наиболее сложной и проблемной формой как для учителя, так и для ученика. Для учителя сложность состоит в подготовке к творческой работе, в объяснении темы, идеи, в отборе языковых средств для сочинения. Учителю понятно, что все предыдущие формы работы должные показать детям итог их работы. Но, на мой взгляд, это не всегда понятно ученикам. Для последних трудности заключаются еще и в неумении использовать накопленный материал, в страхе, что его мнение окажется ошибочным, неправильным, в понимании, что его текст далек от образцового. В результате — и ребенок, и учитель не довольны и собой, и друг другом. Решить эту проблему помогает работа по моделированию текста.

Моделирование в справочной литературе определяется как «метод исследования объектов и явлений при помощи их условных образов, аналогов».

Ведущими методическими принципами такого обучения сочинениям являются коммуникативность и функциональность. Под принципом коммуникативности понимается осмысление ситуации, «речевого смысла», выраженного собственно языковыми средствами. Поэтапная реализация этих принципов обеспечивает ориентировку учащихся в модели, в образцовом тексте, вычленение и осмысление внутритекстовых связей, конструирование текстов по образцам моделей, а также самостоятельное конструирование текстов с опорой на модель. Модель текста – графический способ представления смысловой информации текста, в которой отражены внутритекстовые связи его структурных компонентов. Она служит средством целостного отражения отдельного и общего, чувственного и логического, внешнего и внутреннего. Использование модели в обучении обусловлено тем, что ребенок действует с ними сначала под руководством и с помощью учителя, а затем строит самостоятельно. Существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки были выявлены самими детьми в их собственном действии, когда они сами участвовали в создании модели. Моделирование текста становится специфической формой представления знаний о внешней действительности.

Первая форма — работа с ключевыми словами будущего сочинения. Она проводится в форме «мозгового штурма». Детям называется слово, и рисуются ассоциации с этим словом, предложенные учащимися. Например, в программе 5 класса есть тема «Строение текста типа описание предмета». Авторами учебника предложено описать животное. А в программе этого же класса по ИЗО есть свободные темы. Я обращаюсь к учителю рисования, чтобы на уроке она предложила тему «Кот» или «Кошка». Учащиеся должны нарисовать «своего» кота: ассоциацию, возникшую с этим словом. Данные рисунки мы обсуждаем на уроке русского языка, выясняем, что картин много, они совершенно разные, главное, что нет ошибочного мнения, что все ученики справились с работой (создается ситуация успеха). Попутно перечисляются «индивидуальные качества» каждого кота-ассоциации. Такую работу можно провести, составляя схему на доске (используется прием ассоциаций «брошенный камень»). Все предложенные варианты оформляются в виде «звездочки ассоциаций». Ключевые слова будущего текста (в данном случае ассоциации) зрительно выявляют его структуру и становятся «маяками», освещающими для учащихся содержание текста.

Обучаясь написанию сочинения, мы с детьми моделируем текст-образец. Я вместе с классом сначала проговариваю каждое предложение будущего сочинения, потом все записываем на доске и в тетради. Я могу сказать, что бы хотела увидеть в данном абзаце текста. Ученики предлагают свои варианты. Лучшее записывается. Одновременно исправляются речевые недочеты и ошибки, устраняются повторы, подбираются синонимы, повторяются и анализируются художественные средства, объясняется, как можно создать художественные средства. Сочинение-образец получается, благодаря работе и учителя, и учащихся (педагогика сотрудничества – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов деятельности). Например, урок развития речи в 5 классе «Создание текста типа описания предмета». На урок я принесла игрушку — белую кошку. Цель урока – создать фрагмент текста типа описание предмета. В нашей работе – описание этой кошки. Работа по созданию текста включала следующие этапы.

Выбираем нужные высказывания для начала сочинения («Что за чудо…») То есть первое предложение текста готово: — Что за чудо эта кошка! б) Выбор клички. Дети предложили: Белка, Белочка, Мурка, Маркиза. Я согласилась со всеми кличками и предложила свой вариант — Беляночка. Дети согласились со мной. Таким образом, родилось второе предложение: — Мы ее назвали Беляночкой. в) Переход к описанию. Для эмоциональности и связи предложений я предложила детям внести риторический вопрос, на который тут же дадим ответ. — Почему? И предлагаю три ответа: — Она белая. — Она белая-белая. — Она белая, как снег. Дети выбирают третий вариант. Он записывается. Одновременно анализируется сравнение. г) Описание. Далее следует перечисление признаков данной кошки. — Шерсть у кошки («у нее» — нельзя; употребление местоимения приведет к речевой ошибке) длинная, мягкая, пушистая. Следующее предложение вызвало определенную сложность: необходимо было создать нужную метафору. Мы рассматриваем мордочку кошки, и я обращаю внимание на шерсть, закрывшую глаза животного. Дети вспоминают, что такую прядь у человека называют челкой. Челка человека — словосочетание в прямом значении. Челка кошки — уже метафора. Так появляется «кокетливая челочка». Выясняется, как можно охарактеризовать глаза и усы котенка. Рождается следующее предложение: — Кокетливая челочка прикрывает озорные голубые глаза и усы- антенны. Обращается внимание на эпитет и метафору в предложении. Еще раз вспоминается «алгоритм» образования тропов. д) вывод. И последнее предложение — опять оценочная лексика. — Очень красивое животное! Получилось сочинение- образец.

Что за чудо эта кошка! Мы ее назвали Беляночка. А почему? Она белая, как снег! Шерсть у кошки длинная, мягкая, пушистая. Кокетливая челочка прикрывает озорные голубые глаза и усы-антенны. Очень красивое животное!

Выполняя домашнее задание (описать свою кошку-рисунок), учащиеся могут пользоваться образцом. Я не вижу ничего страшного, если они используют некоторые выражения из этого текста.

Написание сочинения – это не только важный этап учебного процесса. Это ещё и возможность личностного роста. Ведь в процессе работы ребёнок должен отстаивать свои идеи, доказывать свою правоту, а для этого ему необходимо обладать достаточным объёмом информации по той или иной теме. Чтобы научить школьника писать сочинение, его следует научить думать.

Русский язык

5 класс

Урок № 17

Сочинение о памятном событии

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Сочинение о памятном событии.
  2. План сочинения.
  3. Отзыв о сочинении.

Тезаурус

Сочинение – вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.

Отзыв – мнение о ком-нибудь или о чём-нибудь, оценка кого-нибудь или чего-нибудь; анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта. 

Аргумент – основание, довод, приводимые для доказательства своего мнения.

Аргументировать – доказывать, приводить аргументы, доводы в доказательство своего мнения. 

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. – 191 с.

Дополнительная литература:

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012;
  2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

При подготовке к сочинению используется памятка «Как работать над сочинением».

  1. Обдумайте тему сочинения. Определите, о чём следует писать в сочинении.
  2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте план сочинения.
  3. Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.
  4. Обратите внимание на язык сочинения. Удачно ли выражены мысли?

5. Внесите исправления.

Приблизительная схема

сочинения

Опорные фразы

1) Где и когда произошло событие? Кто его участник?

Это случилось…

Этого событияя никогда не забуду! Всё произошло так неожиданно!

Случай этот произошёл со мной…

Можно ли забыть такое происшествие?!

Таких встреч у меня раньше никогда не было…

Всё начиналось как обычно…

2) Как всё происходило, в какой последовательности?

– С чего всё началось?

– Как развивались события?

– Чем они закончились?

Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…;

сначала, потом, после этого…;

в конце концов, наконец…

3) Почему этот день остался в памяти?

Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моейпамяти, потому что…

Невозможно забыть…

Ещё долго буду я вспоминать…

Проанализируем схему, которую можно использовать для сбора материала к сочинению о памятном событии и для составления плана. Определяем, где и когда произошло событие? Кто его участник? Для описания используем следующие опорные фразы:

Это случилось…

Этого события я никогда не забуду!

Всё произошло так неожиданно!

Случай этот произошёл со мной…

Можно ли забыть такое происшествие?!

Таких встреч у меня раньше никогда не было…

Всё начиналось как обычно…

Затем описываем, как всё происходило, в какой последовательности? С чего всё началось? Как развивались события? Чем они закончились? Используем опорные фразы:

Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…;

сначала, потом, после этого…;

в конце концов, наконец…

пишем заключение: почему этот день остался в памяти?

Используем опорные фразы: Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что…

Невозможно забыть…

Ещё долго буду я вспоминать…

Проанализируем несколько тем сочинения, определим основную мысль и сформулируем задачу сочинения. Обратите внимание, что сформулированы только темы сочинения. Вы можете использовать тему как заголовок работы, а затем, после обдумывания темы, анализа воспоминаний из собственного опыта, сможете выбрать другой заголовок к своему сочинению, если это потребуется.

Первая тема – «Памятный день». Задача – рассказать о таком дне, события которого надолго останутся в памяти (произошло что-то важное, неожиданное, необычное, странное, редкое).

Вторая тема – «Весёлое происшествие». Задача – рассказать о происшествии, которое запомнилось радостным настроением, было связано с неожиданной (весёлой, шутливой) развязкой и др.

Третья тема – «Интересная встреча». Задача – рассказать о встрече (знакомстве, беседе) с интересным человеком (интересными людьми), с необычным животным, о наблюдении за ним и др.

Прочитаем пример сочинения о памятном дне.

Осенью мы с мамойходили в лес за ягодами. По дороге нам попадались разные грибы: боровики, лисички, моховики.

Я никогда не видела столько грибов и ягод! Мы быстро набрали целые ведёрки черники! Пока собирали ягоды, мы с мамой шутили и смеялись!

На обратном пути мы увидели олениху с оленёнком! Хоть они и были далеко от нас, я испугалась и обрадовалась. Мама-олениха была гораздо больше, чем я думала. До этого я видела оленей только на картинках.

По дороге домой мы набрали целую корзинку грибов и очень этим гордились!

Ещё долго я буду вспоминать этот день. Мне так было хорошо гулять по лесу с мамой, собирать ягоды и грибы, а оленёнок был просто чудо.

Кроме умения писать сочинения, важно уметь составить отзыв о сочинении другого человека. План отзыва о сочинении выглядит так:

  1. Определить, раскрыта ли тема сочинения? Есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать? О чём следовало бы написать больше, полнее?
  2. Какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она?
  3. Удачно ли названо сочинение?
  4. Что вам понравилось и что не понравилось в сочинении?

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите отзыв на сочинение.

Труднее всего из того, что я делал на уроках труда, было изготовление игрушки для первоклассников. Игрушка простая, а в изготовлении сложная. Надо было выточить сложную фигуру. Самым трудным в вытачивании игрушки было вытачивание прямоугольника. Он должен был быть симметричным. Даже с помощью шаблона мне это долго не удавалось. В конце концов, переделав добрый десяток прямоугольников, я выточил самый удачный. Другие ребята тоже сделали хорошие игрушки.

Вскоре в актовом зале школы состоялось торжественное вручение игрушек малышам. Они очень обрадовались игрушкам.

Приятно было сознавать, что эти игрушки мы сделали сами, своими руками.

Варианты ответа:

А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.

Б) Я прочитал сочинение об изготовлении игрушек. Я тоже на уроках труда мастерил игрушки для малышей. Было очень интересно. Сделанные игрушки мы подарили малышам в детский сад.

В) Игрушки для малышей делать очень сложно, особенно вытачивать. Нужно делать их строго по шаблону, тогда игрушки получатся красивые и правильные. Вот об этом и написано в сочинении.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Вспомнить, что такое отзыв и что должен отражать отзыв о сочинении. В отзыве нужно отразить следующие моменты: определить, раскрыта ли тема сочинения, есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать, о чём следовало бы написать больше, полнее, какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она, удачно ли названо сочинение, что вам понравилось и что не понравилось в сочинении. Наиболее полно соответствует этому плану текст А)

Правильный ответ:

А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.

Подчёркивания элементов

Выберите из списка заголовок сочинения.

Самым памятным днём стал день, когда я пошёл в новую школу в 5 класс. Я очень хотел в эту школу. Её недавно построили, и некоторые мои друзья перешли в неё учиться.

Первого сентября мама разбудила меня, я позавтракал, надел костюм и взял букет цветов для учительницы. Мне стало немного страшно, но мама сказала, что в новом классе нет ничего страшного, и там я заведу хороших друзей.

Я долго буду помнить этот день. Такой красивой школы с бассейном я никогда раньше не видел.

Варианты ответа:

Первый день в новой школе

Школа

Я испугался

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Проанализировать текст, выделить то, о чем говорится в тексте и его главную мысль. В тексте говорится о первом дне в школе и эмоциях от этого события. Из всех заголовков ближе всего заголовок «Первый день в школе».

Правильный ответ:

Первый день в новой школе.


Цели:


познавательные:


  • повторить ранее изученное: тема текста,
    основная мысль, типы речи, их композиционное
    строение;
  • познакомить с новым видом работы по развитию
    речи – сочинением-воспоминанием, с характерными
    особенностями его построения.

практические:


  • закрепить умения раскрывать тему текста,
    основную мысль, писать в определенном жанре;
  • формировать новое умение – создавать текст по
    памяти.

общепредметные:


  • развитие логического мышления;
  • формирование умения самостоятельно выполнять
    задания.

воспитательные:


  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание языковой личности (правописная и
    речевая компетенция);
  • нравственное воспитание;


ХОД УРОКА

I. Повторение.

1. Вспомните, что такое текст (сочетание
предложений, связанных по смыслу и
грамматически), тема текста (то, о чем говорится в
тексте; тема связывает предложения в единое
целое), основная мысль текста (то, к чему
призывает автор, в чем убеждает, чему учит)?

2. Какие типы речи вы знаете? (Описание,
повествование, рассуждение)

3. В чем особенность построения каждого из этих
типов речи?

Повествование:

  • начало события
  • развитие события
  • конец события

Какое сочинение вы писали в этом жанре?
(“Невыдуманный рассказ о себе”)

Описание:

  • общее впечатление от предмета
  • отдельные его признаки
  • оценка

В каких сочинениях вы использовали описание?
(“Описание животного”, “Моя любимая игрушка”)

Рассуждение:

  • тезис (то, что доказывается)
  • доказательства (аргументы)
  • вывод

При выполнении какого задания вы рассуждали?
(Почему перина называется периной, земляника –
земляникой и т.д. Упражнение 387, учебник
Т.А.Ладыженской)

II. Подготовка к сочинению по памяти.

1. Вспомните, какие виды сочинений вы уже знаете
и имеете некоторый опыт их создания? (Сочинение
по наблюдениям. Прогулка по березовой роще,
описание березы, группы берез.

Сочинение по воображению. “Моя школа (улица,
город) через двадцать лет” (закрепление темы
“Будущее время глагола”).

2. А сегодня мы познакомимся с новым видом
сочинения – сочинением по памяти,
сочинением-воспоминанием.
Тема сочинения –
“Мой первый подарок”.

Каковы же особенности сочинения-воспоминания?

1) Главное – определиться с намерением.

Цель – вспомнить. Вспомнить то, что произошло
когда-то, но оставило в вашей памяти глубокий
след, отпечаток. Послушайте, какое определение
понятию “память” дает С.И.Ожегов в своем
словаре: “способность сохранять и
воспроизводить в сознании прежние впечатления,
опыт…”.

2) Тема – о чем вспомнить? Что вспомнить? (О моем
первом подарке)

Помните, что каждое слово в названии темы
весомо, имеет значение. Высказывание надо
строить так, чтобы каждое предложение в нем
помогало раскрытию данной конкретной темы.

3) Основная мысль вашего сочинения – к чему вы
будете призывать, в чем убеждать?

Первый подарок запомнился, запал в душу,
произвел неизгладимое впечатление, остался в
памяти своей красотой, яркостью,
оригинальностью, неповторимостью, тем, кто
его подарил. (Словосочетания с лексикой памяти
записаны на доске)

Вы должны убедить собеседника, того, кто будет
читать сочинение, что ваш подарок действительно
неповторим, другого такого не было и нет на свете,
и вы помните все до мельчайших подробностей.

4) Особенностью сочинения-воспоминания
является использование слов-сигналов:

помню, всп…минаю, осталось (в) памят…, мне
помн…тся, буду помнить (указать время глагола),
(не) забуду.

Словарно-орфографическая работа: вставить
пропущенные буквы, объяснить их правописание.

5) Обратите внимание, что слова-сигналы могут
стоять в разных частях текста. Представим ваше
сочинение в виде схемы (на доске)

Вступление:

  • помню
  • помнится

Основная часть:

  • осталось в памяти
  • вспоминаю
  • помню

Заключение:

  • буду помнить
  • не забуду

Важно, что использование данных слов в начале,
середине, конце текста, в начале каждого абзаца, в
конце каждого абзаца дает согласование зачина с
концовкой

6) А теперь вы должны подумать и определиться с
тем, какой же тип сочинения вы выберете:

  • сочинение-описание
  • сочинение-повествование
  • сочинение-рассуждение

Я думаю, что без описания вам не обойтись, ведь
вы же должны будете показать свои подарки во всей
красе. Поэтому постарайтесь рассказать о них так,
чтобы я, когда буду читать ваши сочинения, ясно и
четко представляла их, любовалась ими.

7) А как же это можно сделать?

Образность, красочность, эмоциональность речи
достигается при помощи художественных средств
языка. На уроках литературы мы с вами говорили об
изобразительно-выразительных средствах языка.
Назовите их.

  • Эпитеты (теплый привет, холодное сердце)
  • Метафоры (над бабушкиной избушкой висит хлеба
    краюшка
    )
  • Сравнения (легкий, как пух, жемчужные зубы)
  • Олицетворения (улыбнулись сонные березки)

3. Составим примерный план сочинения.

Вступление.

  • Помню свой первый подарок.

Основная часть.

  • Вспоминаю внешний вид подарка (какой он?): форма,
    размер, цвет, назначение и т.д.

Вывод.

  • Не забуду то впечатление, ощущение радости,
    счастья от полученного подарка.

4. По данному плану, учитывая особенности
сочинения-воспоминания, устно составьте рассказ
о своем первом подарке.

(Прослушивание и обсуждение двух текстов)

III. Самостоятельная работа учащихся над
сочинением
(сначала черновик, консультация
учителя).

IV. Домашняя работа: закончить работу над
сочинением “Мой первый подарок”.

Приложение

Список литературы


  1. Н.В. Антонова “Учимся писать сочинения”.
  2. Т.А. Калганова “Сочинения различных жанров”.
  3. Т.А. Ладыженская “Система обучения сочинениям
    на уроках русского языка”.
  4. Т.М. Фалина “По волне моей памяти” Методические
    рекомендации учителю русского языка”.

Евдокимова Л.Н.,  учитель русского языка и литературы МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области, делится опытом по подготовке к написанию сочинения с обучающимися 5 класса.

Из опыта работы

Всякий раз, когда я получаю 5 класс, представляю этих детей девятиклассниками – девушками и юношами, с которыми я уже проработала много лет. А пока на лицах ребят написаны все чувства. Часто рука тянется вверх раньше, чем сформировалась мысль. Дети с удовольствием отвечают на поставленный вопрос. Расстраиваются и просят спросить на следующем уроке, если сегодня ответ был неудачным.

К сожалению, через 2-3 года дети замкнутся, появится сдержанность, болезненное самолюбие. И моя задача – не допустить этого. Моя задача – сделать речь детей грамотнее, лаконичнее, увереннее. Поэтому большое внимание я уделяю первому сочинению.

Во дворе нашей школы стоит красавец-клен. Каждый день дети проходят мимо него, любуются.  В один из сентябрьских дней я вывожу обучающихся 5 класса на улицу и прошу описать свой восторг от увиденного. Самые смелые и находчивые, 3-4 человека, говорят  по  одному предложению, в редких случаях 2-3 предложения. Далее тишина. Я спешу на помощь.

— Всмотритесь, каков возраст этого красавца-клена?

— Какие у него ветви, крона?

— Каков общий рисунок дерева, его форма?

— Чувствуете ли вы осенний аромат?

— С чем можно сравнить листья?

Теперь детям становится понятнее, о чем писать, но я уверена, что они еще не напишут сочинение. Когда сядут за парту, то слова станут  «непослушными», мысль не отольется в нужной форме. На первом этапе будет сложно определиться с началом, с последовательностью изложения.

Из опыта знаю, что нужно сначала поработать над устным вариантом. Дети должны подумать над сюжетом, композицией, отработать стиль и только после этого записать в тетрадь.

Не отрывая глаз от клена, пятиклассники устно описывают красавца-богатыря. Прослушав несколько человек, обращаю внимание на неинтересные начала, бедность словарного запаса. Подсказываю детям, что листья золотые, солнечные, багряные. Рассказываю о том, что в высказываниях нужно избегать повторов, подбирать аналогичные, по-другому звучащие слова. Не стоит в пейзажную зарисовку вносить научные сведения о клене, полученные в начальных классах. Чтобы помощь была более существенной, сама описываю клен как можно выразительнее.

Спешим в класс, чтобы не забыть полученную информацию. Я не мешаю детям. Затем знакомлю с понятием об этюде. Сообщаю, что они должны доработать свои сочинения, чтобы каждый человек, живущий  в нашем поселке, увидел именно клен, растущий в школьном дворе, где прошли школьные годы не одного поколения местных жителей. Говорю, что работа обучающихся похожа на этюд художника-пейзажиста. Только в его распоряжении краски, а в распоряжении юных литераторов – слова. Цель одна: изобразить с помощью красок или слов отдельные предметы.

Словесный этюд – это описание, зарисовка предмета с натуры так, как автор его видит. В таком этюде нет действия. Пользоваться надо не глаголами, а другими частями речи: прилагательными, существительными, местоимениями.

Чтобы у детей развивалась самостоятельность, творческая индивидуальность, я не даю дома дописывать это сочинение, а предлагаю сделать на черновиках этюдную зарисовку любого дерева, которое привлечет их внимание. Можно описать свои впечатления от встречи с осенним цветком. Сразу детям говорю, что на черновиках мы пишем на левой стороне, чтобы правая оставалась чистой.

Следующий урок я посвящаю анализу   1-2 сочинений. Пятиклассники внимательно слушают и отвечают на вопросы:

— Написано ли это с натуры?

— Можно ли ясно представить описание?

— Есть ли авторские находки?

— Каковы недостатки сочинения?

Затем анализирую сама один из прочитанных вариантов. Делю доску на 2 части. В левой записываю предложения ученика, а в правой – исправленный текст. Даю устные комментарии.

Текст обучающегося

Отредактированный текст

Астра

Последний привет лета

Цвет она имеет красный с желтым отливом

Цветок красный с желтым отливом.

Я смотрю на стебель цветка, который стоит в стакане с водой, и мне кажется, что он изогнулся как молния, когда идет гроза.

Я смотрю на цветок и удивляюсь, что стебель в стакане с водой похож на зеленый зигзаг молнии.

Правда, он тоже немного завял, но все же остается такой же красивый, как и летние цветы

Правда, он уже немного завял, но так же красив, как и летние цветы.

Затем обучающиеся продолжают работу самостоятельно. Они должны увидеть  свои ошибки и исправить их, записывая на  правой стороне  листа.  А дома я задаю переписать исправленный вариант в тетрадь по развитию речи.

Вот так вместе мы делаем первые шаги в освоении такого трудного, но нужного на сегодняшний день вида работы.

Автор: Евдокимова Л.Н.

  • Образ маленького человека в повести нос гоголя сочинение
  • Обучение рассказыванию составление рассказов на тему осень наступила старшая группа
  • Образ любови онисимовны в рассказе тупейный художник
  • Обучение пройдено как пишется
  • Образ королевича елисея сочинение 5 класс