Объясни пословицу недорого начало а похвален конец подходит ли она к сказке гуси лебеди

1. Назови действующих лиц сказки. Кто из них тебе понравился? Почему?

Главные герои сказки «Гуси-лебеди»

1) Девочка,

2) Братец

3) Гуси-лебеди

4) Баба-яга

5) Речка

6) Яблоня

7) Печка.

Ближе всего в произведении мы знакомимся с девочкой.

Она проявляет смелость, не опускает руки.

Именно поэтому эта героиня вызывает наибольшую симпатию.

2. Обсудите с другом, подходит ли к этой сказке пословица «Не дорого начало, а похвален конец». Обоснуйте свой ответ.

Да, эту пословицу можно сопоставить с данной сказкой.

В начале произведения главная героиня допустила ошибку, не углядела за братом и его унесли гуси-лебеди.

А также девочка не захотела выполнить просьбы печки, яблони и речки, оставшись из-за этого без помощи.

В конце девочка возвращает брата домой, изменив своё отношение к взаимопомощи.

3. Можно ли содержание сказки соотнести с выражением: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»?

Да, можно.

Ведь каждая сказка – это выдумка, но в ней присутствует ценная мораль, которая нужна в реальной жизни.

4. Подготовься к пересказу:

— Вспомни последовательность событий;

— Раздели текст на части;

— Определи главную мысль каждой части.

Часть 1 – Кража братца

Родители поручили дочери присмотреть за братцем, но она недоглядела – его унесли гуси-лебеди.

Главная мысль: Непослушание старших порождает проблемы и беды.

Часть 2 – По дороге к братцу

В поисках брата девочка встречала печку, яблоню, речку.

Они были готовы ей помочь, но девочка не захотела выполнять их просьбы.

Главная мысль: Без взаимопомощи тяжело достичь цели.

Часть 3 – у Бабы-Яги

Девочка отыскала своего братца у Бабы-яги.

Спастись от неё девочке помогла мышка в благодарность за еду.

Главная мысль: Добро возвращается добром.

Часть 4 – По дороге домой

На обратном пути девочка выполнила просьбы речки, яблони и печки.

Они помогли ей благополучно вернуться домой.

Главная мысль: Временами взаимопомощь просто необходима.

Часть 5 – Возвращение домой

Девочка вместе с братцем успела вернуться домой до возвращения родителей.

Главная мысль сказки «Гуси-лебеди»

Хорошо то, что хорошо кончается.

5. Составь рассказ о девочке, используя вопросы из «Рабочей тетради».

Пример рассказа о девочке см. в ответах к рабочей тетради

По ссылке можно перейти к ответам в рабочей тетради и ознакомится с готовым рассказом.

Подсказка:

  • Читательский дневник по сказке «Гуси — лебеди»

_______

Значение и смысл пословицы «Не дорого начало, а похвален конец»

На чтение 4 мин Опубликовано 29.03.2021
Обновлено 29.03.2021

В киргизской народной пословице «Не дорого начало, а похвален конец» без особого подтекста говорится о том, насколько важен результат любого дела, за которое ты берёшься. О том, что важно довести начатое до логического завершения, добиться результата, достичь поставленной цели, говорится в известных русских пословицах: «Всякое дело с концом хорошо» ; «Добрый конец — всему делу венец». «Идея сама по себе стоит не дорого. Воплотить ее в жизнь, вот что действительно ценно!» — таким изречением вторит старинной народной мудрости наш современник, успешный предприниматель, основатель Dell Technologies и один из самых богатых людей в мире Майкл Делл.

Проиллюстрировать безусловную справедливость этих утверждений можно на простых житейских примерах:

  • Рукоделие. Пока работа не выполнена полностью (не дошито платье, не довязан пуловер, не закончено вышитое полотно) — это никому не нужно, как бы красиво само по себе не было начатое. Функциональность изделие приобретает лишь в завершенном виде.
  • Сельскохозяйственные работы. Недостаточно бросить в землю семена или прикопать в лунку саженец. Без полива, удобрения, прополки и прочего ухода доброго урожая не собрать.

Хрестоматийной иллюстрацией пословицы «Не дорого начало, а похвален конец» является одна из русских народных сказок, вошедшая в популярный сборник писателя Александра Афанасьева – сказка «Гуси-лебеди». На уроках родной речи российские второклассники анализируют поступки девочки, которая отправляется в дальние края искать своего братца. Она была виновата в том, что не доглядела за ребенком: заигралась, ушла со двора, ослушалась родителей. Вот и унесли его гуси-лебеди в темный лес. Смелости и решительности девочке было не занимать, но успех в поисках зависел от её правильного отношения к персонажам, которые повстречались на пути: Печке, Яблоньке, Речке, Ёжику. Спастись от Бабы Яги сестре и брату удалось только при помощи друзей.

В фольклоре многих народов есть лаконичные и точные изречения, созвучные пословице «Не дорого начало, а похвален конец».

  • Вот интересное образное сравнение: «Дело без конца, что кобыла без хвоста».
  • О том, насколько важно завершить то, за что взялся, напоминают пословицы-наставления: «Не стращай началом, покажи конец»; «Не торопись начинать, спеши кончать»; «Умел начать – умей и кончать»; «Начиная дело, о конце думай»; «Не горячо начинай, а круто кончай».
  • Осуществляя то или иное мероприятие, важно не радоваться раньше времени, не останавливаться на полпути, быть нацеленным только на результат. Об этом — пословицы-предостережения: «Начать не то, что кончить»; «Не всякая песня до конца допевается»;» Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь»; «Первому кону не радуйся». «Зачать легко, а родить трудно»; «Не мудрено начать, мудрено кончать».

Прежде чем приступить к осуществлению своих планов, нужно оценить силы и возможности, предположить, какие могут возникнуть трудности, быть готовым к преодолению препятствий. Главное — уверенно и чётко идти к намеченной цели. О человеке, который «сдулся» — понастроил грандиозных планов, а потом их не осуществил (утратил интерес, заленился, опустил руки, сделал наспех или кое-как) — в народе издавна было принято говорить с пренебрежением: да у него «размах на рубль — удар на копейку». Поступки того, кто стал источником пустых обещаний, безрезультатных действий и безуспешных начинаний, часто оценивали с иронией: «Начал за здравие, а свёл за упокой»; «Тонко запряла, да скоро оборвала (да толсто вытянула)». Похвалу достигшему цели, преодолевшему трудности и с блестящим результатом завершившему рискованное предприятие изрекали так: «Путному началу — благой конец»; «Сделал дело — гуляй смело».

Обобщить смысловую нагрузку пословицы «Не дорого начало, а похвален конец» можно так: все люди живут действиями от идеи до результата. В этом и есть развитие, движение вперед — к совершенству.

­ Назови действующих лиц сказки. Кто из них тебе понравился? Почему?

Действующими лицами сказки являются гуси-лебеди, матушка, батюшка, сестрица, братец, печка, яблонька, молочная река, баба Яга и мышка.

Из всех героев мне больше всего понравилась мышка, так как она помогла детям сбежать и отвечала за сестрицу на все вопросы бабы Яги, чтобы те смогли убежать как можно дальше, и никто бы их не догнал.

 Обсудите с другом, подходит ли к этой сказке пословица «Не дорого начало, а похвален конец». Обоснуйте свой ответ.

Пословица подходит к той ситуации, что случилась с девочкой. Сначала она не уследила за братом, а потом отправилась его искать и спасла. По пути она не помогала никому, но сбежав она помогла всем, за это в награду получила помощь от яблоньки, молочной реки и печи.

В результате мальчик с девочкой вернулись домой целыми и невредимыми.

 Можно ли содержание сказки соотнести с выражением: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»?

Эта пословица подходит к любой сказке, так как народ вкладывал в нее свою мудрость и учил, как действовать в разных ситуациях. Да, весь сюжет выдумка, ведь не могут разговаривать печь, мышь, река и яблоня, но она показала, что надо помогать другим и тогда помогут тебе.

 Составь рассказ о девочке, используя вопросы из «Рабочей тетради».

Девочка жила с батюшкой, матушкой и братцем.
Родители уехали, а ей сказали следить за братцем.
Девочка заигралась с подружками, а мальчика унесли гуси-лебеди.
Сестрица побежала выручать братца.
На пути ей встретились печка, яблоня и река, но девочка отказалась от их угощений.
Пришла сестрица к избушке бабы Яги, вызволила братца и побежала к дому.
Девочка попросила речку, яблоню и печь укрыть их от погони, отведала их угощений и те помогли.
Вернулись домой сестрица с братцем, а там и родители приехали.


Назови действующих лиц сказки. Кто из них тебе понравился? Почему?

Главные герои сказки «Гуси-лебеди»
1) Девочка,

2) Братец

3) Гуси-лебеди

4) Баба-яга

5) Речка

6) Яблоня

7) Печка.

Ближе всего в произведении мы знакомимся с девочкой.
Она проявляет смелость, не опускает руки.
Именно поэтому эта героиня вызывает наибольшую симпатию.

Обсудите с другом, подходит ли к этой сказке пословица «Не дорого начало, а похвален конец».

Обоснуйте свой ответ.

Да, эту пословицу можно сопоставить с данной сказкой.

В начале произведения главная героиня допустила ошибку, не углядела за братом и его унесли гуси-лебеди.

А также девочка не захотела выполнить просьбы печки, яблони и речки, оставшись из-за этого без помощи.

В конце девочка возвращает брата домой, изменив своё отношение к взаимопомощи.

3. Можно ли содержание сказки соотнести с выражением: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»?
Да, можно.

Ведь каждая сказка – это выдумка, но в ней присутствует ценная мораль, которая нужна в реальной жизни.

Подготовься к пересказу:

— Вспомни последовательность событий;
— Раздели текст на части;
— Определи главную мысль каждой части.

Родители поручили дочери присмотреть за братцем, но она недоглядела – его унесли гуси-лебеди.

Главная мысль: Непослушание старших порождает проблемы и беды.

Часть 2 – По дороге к братцу
В поисках брата девочка встречала печку, яблоню, речку.

Они были готовы ей помочь, но девочка не захотела выполнять их просьбы.

Главная мысль: Без взаимопомощи тяжело достичь цели.

Часть 3 – у Бабы-Яги
Девочка отыскала своего братца у Бабы-яги.

Спастись от неё девочке помогла мышка в благодарность за еду.

Главная мысль: Добро возвращается добром.

Часть 4 – По дороге домой
На обратном пути девочка выполнила просьбы речки, яблони и печки.

Они помогли ей благополучно вернуться домой.

Главная мысль: Временами взаимопомощь просто необходима.

Часть 5 – Возвращение домой
Девочка вместе с братцем успела вернуться домой до возвращения родителей.

Главная мысль сказки «Гуси-лебеди»: Хорошо то, что хорошо кончается.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 53. 

УКМ «Школа России»

1. Назови действующих лиц сказки. Кто из них тебе понравился? Почему?

Герои сказки «Гуси-лебеди»:

  1. Девочка. Мне она очень понравилась, потому что смогла исправиться. Сперва она показана легкомысленной и чванливой. Но потом стала доброй и отзывчивой. И она проявила настоящую храбрость.
  2. Мальчик. Про него сказано очень мало. Это просто беспомощный малыш.
  3. Родители. Оставили маленьких детей одних. 
  4. Гуси-лебеди. Злые и недобрые. Похищали детей.
  5. Баба-Яга. Коварная, злая, жестокая. Хотела съесть девочку. Это отрицательный персонаж.
  6. Мышка. Добрая. Подсказала, что делать девочке. Мне нравится мышка, за её сострадание.
  7. Печка, Яблоня, Речка. Волшебные. Помогли девочке, когда та выполнила их просьбы.

2. Обсудите с другом, подходит ли к этой сказке пословица «Не дорого начало, а похвален конец». Обоснуй свой ответ.

Мне кажется, что эта пословица подходит к этой сказке. Ведь начинается сказка плохо: девочка не уследила за братом, его похитили, она была заносчивой и гордой. Но кончается сказка хорошо. Девочка спасает брата и исправляет свои недостатки.

Вот и получается, что конец сказки важнее начала. Ведь в конце мы видим совсем другую девочку, ту которой она стала, а не ту, которой она была. Эту новую девочку можно похвалить.

3. Можно ли содержание сказки соотнести с выражением «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»?

Любую сказку можно соотнести с этим выражением.

В этой сказке много намёков, из которых можно вынести важные уроки.

Уроки сказки «Гуси-лебеди»:

  1. Нельзя оставлять маленьких детей без присмотра.
  2. Нельзя забывать о своих обязанностях.
  3. Сделанные ошибки нужно исправлять.
  4. Нужно быть вежливыми и отзывчивыми, помогать другим, чтобы помогли тебе.

4. Подготовься к пересказу. Вспомни последовательность событий, раздели текст на части, определи главную мысль каждой части.

Последовательность событий сказки: дети остаются одни; гуси-лебеди похищают брата; девочка бежит за ними, но отказывается от угощений печки, яблони и реки; девочка оказывается у бабы-Яги; мышка советует ей бежать; девочка хватает брата и убегает; ей помогают печка, речка и яблоня; девочка возвращается домой.

Разделим текст сказки на смысловые части:

  1. Наказ родителей.
  2. Похищение брата.
  3. Печка, яблоня и речка.
  4. Избушка бабы-Яги.
  5. Погоня и помощь
  6. Возвращение.

Определим главные мысли этих частей:

  1. Маленьких детей одних оставлять нельзя.
  2. Свои обязанности нужно выполнять, а ошибки исправлять.
  3. Нужно быть отзывчивыми и вежливыми.
  4. Нужно уметь проявлять решительность и помогать попавшим в беду.
  5. Нужно быть вежливыми и отзывчивыми.
  6. Все хорошо, что хорошо кончается.

Пересказ сказки «Гуси-лебеди» по плану для 2 класса

У родителей было двое детей, девочка и совсем маленький мальчик. Родители ушли, велев девочке следить за братом.

Девочка заигралась и забыла про брата. Оглянулась, а его уже нет. И только тени гусей мелькнули у леса. Они унесли малыша.

Девочка бросилась в погоню. Она увидела печку, но отказалась есть ржаной пирог. Она увидела яблоню, но отказалась от лесного яблочка. Она увидела речку, но отказалась пить кисель и молоко.

Девочка пришла к бабе-Яге и та хотела сварить её. Мышка подсказала девочке, что нужно бежать. Девочка схватила брата и бросилась прочь.

Баба-Яга отправила в погоню гусей-лебедей. Но теперь девочка не стала чваниться. Она попила молока и речка укрыла её под берегом. Она съела яблочко и яблоня укрыла её ветвями. Она съела пирог и печка спрятала её внутри.

Гуси-лебеди улетели, не найдя девочку. А девочка с братом вернулись домой. Тут и родители пришли.

5. Составь рассказ о девочке, используя вопросы из рабочей тетради.

Рассказ о девочке из сказки «Гуси-лебеди» по вопросам рабочей тетради.

Девочка жила с мамой и папой. У неё был маленький брат, за которым она должна была присматривать.

Но девочка не уследила за братом и того унесли гуси-лебеди.

Девочка побежала следом и встретила печку, яблоню и речку. Она не стала есть ржаной пирог, кислые лесные яблоки и простой кисель, потому что дома её кормили лучше.

Девочка пришла к бабе-Яге и та хотела её зажарить. Но девочке помогла мышка, которая посоветовала ей бежать.

За девочкой и братом гнались гуси-лебеди, но речка, яблоня и печка спрятали детей, потому что девочка скушала их угощения.

Девочка стала доброй и отзывчивой, и поэтому все охотно ей помогали.

  • Объясни о каких невидимых нитях говорится в рассказе
  • Обсудите с другом что общего между фантастическим рассказом и сказкой а чем они различаются
  • Обсудите с другом основную мысль сказки летучий корабль соотнесите ее с пословицами
  • Объясни лексическое значение выделенных слов в приведенных ниже строках из сказки о мертвой царевне
  • Обсудите с другом можно ли назвать произведение одоевского сказкой какие особенности сказки выделите