1. Назови действующих лиц сказки. Кто из них тебе понравился? Почему?
Главные герои сказки «Гуси-лебеди»
1) Девочка,
2) Братец
3) Гуси-лебеди
4) Баба-яга
5) Речка
6) Яблоня
7) Печка.
Ближе всего в произведении мы знакомимся с девочкой.
Она проявляет смелость, не опускает руки.
Именно поэтому эта героиня вызывает наибольшую симпатию.
2. Обсудите с другом, подходит ли к этой сказке пословица «Не дорого начало, а похвален конец». Обоснуйте свой ответ.
Да, эту пословицу можно сопоставить с данной сказкой.
В начале произведения главная героиня допустила ошибку, не углядела за братом и его унесли гуси-лебеди.
А также девочка не захотела выполнить просьбы печки, яблони и речки, оставшись из-за этого без помощи.
В конце девочка возвращает брата домой, изменив своё отношение к взаимопомощи.
3. Можно ли содержание сказки соотнести с выражением: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»?
Да, можно.
Ведь каждая сказка – это выдумка, но в ней присутствует ценная мораль, которая нужна в реальной жизни.
4. Подготовься к пересказу:
— Вспомни последовательность событий;
— Раздели текст на части;
— Определи главную мысль каждой части.
Часть 1 – Кража братца
Родители поручили дочери присмотреть за братцем, но она недоглядела – его унесли гуси-лебеди.
Главная мысль: Непослушание старших порождает проблемы и беды.
Часть 2 – По дороге к братцу
В поисках брата девочка встречала печку, яблоню, речку.
Они были готовы ей помочь, но девочка не захотела выполнять их просьбы.
Главная мысль: Без взаимопомощи тяжело достичь цели.
Часть 3 – у Бабы-Яги
Девочка отыскала своего братца у Бабы-яги.
Спастись от неё девочке помогла мышка в благодарность за еду.
Главная мысль: Добро возвращается добром.
Часть 4 – По дороге домой
На обратном пути девочка выполнила просьбы речки, яблони и печки.
Они помогли ей благополучно вернуться домой.
Главная мысль: Временами взаимопомощь просто необходима.
Часть 5 – Возвращение домой
Девочка вместе с братцем успела вернуться домой до возвращения родителей.
Главная мысль сказки «Гуси-лебеди»
Хорошо то, что хорошо кончается.
5. Составь рассказ о девочке, используя вопросы из «Рабочей тетради».
Пример рассказа о девочке см. в ответах к рабочей тетради
По ссылке можно перейти к ответам в рабочей тетради и ознакомится с готовым рассказом.
Подсказка:
- Читательский дневник по сказке «Гуси — лебеди»
_______
Значение и смысл пословицы «Не дорого начало, а похвален конец»
На чтение 4 мин Опубликовано 29.03.2021
Обновлено 29.03.2021
В киргизской народной пословице «Не дорого начало, а похвален конец» без особого подтекста говорится о том, насколько важен результат любого дела, за которое ты берёшься. О том, что важно довести начатое до логического завершения, добиться результата, достичь поставленной цели, говорится в известных русских пословицах: «Всякое дело с концом хорошо» ; «Добрый конец — всему делу венец». «Идея сама по себе стоит не дорого. Воплотить ее в жизнь, вот что действительно ценно!» — таким изречением вторит старинной народной мудрости наш современник, успешный предприниматель, основатель Dell Technologies и один из самых богатых людей в мире Майкл Делл.
Проиллюстрировать безусловную справедливость этих утверждений можно на простых житейских примерах:
- Рукоделие. Пока работа не выполнена полностью (не дошито платье, не довязан пуловер, не закончено вышитое полотно) — это никому не нужно, как бы красиво само по себе не было начатое. Функциональность изделие приобретает лишь в завершенном виде.
- Сельскохозяйственные работы. Недостаточно бросить в землю семена или прикопать в лунку саженец. Без полива, удобрения, прополки и прочего ухода доброго урожая не собрать.
Хрестоматийной иллюстрацией пословицы «Не дорого начало, а похвален конец» является одна из русских народных сказок, вошедшая в популярный сборник писателя Александра Афанасьева – сказка «Гуси-лебеди». На уроках родной речи российские второклассники анализируют поступки девочки, которая отправляется в дальние края искать своего братца. Она была виновата в том, что не доглядела за ребенком: заигралась, ушла со двора, ослушалась родителей. Вот и унесли его гуси-лебеди в темный лес. Смелости и решительности девочке было не занимать, но успех в поисках зависел от её правильного отношения к персонажам, которые повстречались на пути: Печке, Яблоньке, Речке, Ёжику. Спастись от Бабы Яги сестре и брату удалось только при помощи друзей.
В фольклоре многих народов есть лаконичные и точные изречения, созвучные пословице «Не дорого начало, а похвален конец».
- Вот интересное образное сравнение: «Дело без конца, что кобыла без хвоста».
- О том, насколько важно завершить то, за что взялся, напоминают пословицы-наставления: «Не стращай началом, покажи конец»; «Не торопись начинать, спеши кончать»; «Умел начать – умей и кончать»; «Начиная дело, о конце думай»; «Не горячо начинай, а круто кончай».
- Осуществляя то или иное мероприятие, важно не радоваться раньше времени, не останавливаться на полпути, быть нацеленным только на результат. Об этом — пословицы-предостережения: «Начать не то, что кончить»; «Не всякая песня до конца допевается»;» Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь»; «Первому кону не радуйся». «Зачать легко, а родить трудно»; «Не мудрено начать, мудрено кончать».
Прежде чем приступить к осуществлению своих планов, нужно оценить силы и возможности, предположить, какие могут возникнуть трудности, быть готовым к преодолению препятствий. Главное — уверенно и чётко идти к намеченной цели. О человеке, который «сдулся» — понастроил грандиозных планов, а потом их не осуществил (утратил интерес, заленился, опустил руки, сделал наспех или кое-как) — в народе издавна было принято говорить с пренебрежением: да у него «размах на рубль — удар на копейку». Поступки того, кто стал источником пустых обещаний, безрезультатных действий и безуспешных начинаний, часто оценивали с иронией: «Начал за здравие, а свёл за упокой»; «Тонко запряла, да скоро оборвала (да толсто вытянула)». Похвалу достигшему цели, преодолевшему трудности и с блестящим результатом завершившему рискованное предприятие изрекали так: «Путному началу — благой конец»; «Сделал дело — гуляй смело».
Обобщить смысловую нагрузку пословицы «Не дорого начало, а похвален конец» можно так: все люди живут действиями от идеи до результата. В этом и есть развитие, движение вперед — к совершенству.
Назови действующих лиц сказки. Кто из них тебе понравился? Почему?
Действующими лицами сказки являются гуси-лебеди, матушка, батюшка, сестрица, братец, печка, яблонька, молочная река, баба Яга и мышка.
Из всех героев мне больше всего понравилась мышка, так как она помогла детям сбежать и отвечала за сестрицу на все вопросы бабы Яги, чтобы те смогли убежать как можно дальше, и никто бы их не догнал.
Обсудите с другом, подходит ли к этой сказке пословица «Не дорого начало, а похвален конец». Обоснуйте свой ответ.
Пословица подходит к той ситуации, что случилась с девочкой. Сначала она не уследила за братом, а потом отправилась его искать и спасла. По пути она не помогала никому, но сбежав она помогла всем, за это в награду получила помощь от яблоньки, молочной реки и печи.
В результате мальчик с девочкой вернулись домой целыми и невредимыми.
Можно ли содержание сказки соотнести с выражением: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»?
Эта пословица подходит к любой сказке, так как народ вкладывал в нее свою мудрость и учил, как действовать в разных ситуациях. Да, весь сюжет выдумка, ведь не могут разговаривать печь, мышь, река и яблоня, но она показала, что надо помогать другим и тогда помогут тебе.
Составь рассказ о девочке, используя вопросы из «Рабочей тетради».
Девочка жила с батюшкой, матушкой и братцем.
Родители уехали, а ей сказали следить за братцем.
Девочка заигралась с подружками, а мальчика унесли гуси-лебеди.
Сестрица побежала выручать братца.
На пути ей встретились печка, яблоня и река, но девочка отказалась от их угощений.
Пришла сестрица к избушке бабы Яги, вызволила братца и побежала к дому.
Девочка попросила речку, яблоню и печь укрыть их от погони, отведала их угощений и те помогли.
Вернулись домой сестрица с братцем, а там и родители приехали.
Назови действующих лиц сказки. Кто из них тебе понравился? Почему?
Главные герои сказки «Гуси-лебеди»
1) Девочка,
2) Братец
3) Гуси-лебеди
4) Баба-яга
5) Речка
6) Яблоня
7) Печка.
Ближе всего в произведении мы знакомимся с девочкой.
Она проявляет смелость, не опускает руки.
Именно поэтому эта героиня вызывает наибольшую симпатию.
Обсудите с другом, подходит ли к этой сказке пословица «Не дорого начало, а похвален конец».
Обоснуйте свой ответ.
Да, эту пословицу можно сопоставить с данной сказкой.
В начале произведения главная героиня допустила ошибку, не углядела за братом и его унесли гуси-лебеди.
А также девочка не захотела выполнить просьбы печки, яблони и речки, оставшись из-за этого без помощи.
В конце девочка возвращает брата домой, изменив своё отношение к взаимопомощи.
3. Можно ли содержание сказки соотнести с выражением: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»?
Да, можно.
Ведь каждая сказка – это выдумка, но в ней присутствует ценная мораль, которая нужна в реальной жизни.
Подготовься к пересказу:
— Вспомни последовательность событий;
— Раздели текст на части;
— Определи главную мысль каждой части.
Родители поручили дочери присмотреть за братцем, но она недоглядела – его унесли гуси-лебеди.
Главная мысль: Непослушание старших порождает проблемы и беды.
Часть 2 – По дороге к братцу
В поисках брата девочка встречала печку, яблоню, речку.
Они были готовы ей помочь, но девочка не захотела выполнять их просьбы.
Главная мысль: Без взаимопомощи тяжело достичь цели.
Часть 3 – у Бабы-Яги
Девочка отыскала своего братца у Бабы-яги.
Спастись от неё девочке помогла мышка в благодарность за еду.
Главная мысль: Добро возвращается добром.
Часть 4 – По дороге домой
На обратном пути девочка выполнила просьбы речки, яблони и печки.
Они помогли ей благополучно вернуться домой.
Главная мысль: Временами взаимопомощь просто необходима.
Часть 5 – Возвращение домой
Девочка вместе с братцем успела вернуться домой до возвращения родителей.
Главная мысль сказки «Гуси-лебеди»: Хорошо то, что хорошо кончается.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 53.
УКМ «Школа России»
1. Назови действующих лиц сказки. Кто из них тебе понравился? Почему?
Герои сказки «Гуси-лебеди»:
- Девочка. Мне она очень понравилась, потому что смогла исправиться. Сперва она показана легкомысленной и чванливой. Но потом стала доброй и отзывчивой. И она проявила настоящую храбрость.
- Мальчик. Про него сказано очень мало. Это просто беспомощный малыш.
- Родители. Оставили маленьких детей одних.
- Гуси-лебеди. Злые и недобрые. Похищали детей.
- Баба-Яга. Коварная, злая, жестокая. Хотела съесть девочку. Это отрицательный персонаж.
- Мышка. Добрая. Подсказала, что делать девочке. Мне нравится мышка, за её сострадание.
- Печка, Яблоня, Речка. Волшебные. Помогли девочке, когда та выполнила их просьбы.
2. Обсудите с другом, подходит ли к этой сказке пословица «Не дорого начало, а похвален конец». Обоснуй свой ответ.
Мне кажется, что эта пословица подходит к этой сказке. Ведь начинается сказка плохо: девочка не уследила за братом, его похитили, она была заносчивой и гордой. Но кончается сказка хорошо. Девочка спасает брата и исправляет свои недостатки.
Вот и получается, что конец сказки важнее начала. Ведь в конце мы видим совсем другую девочку, ту которой она стала, а не ту, которой она была. Эту новую девочку можно похвалить.
3. Можно ли содержание сказки соотнести с выражением «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»?
Любую сказку можно соотнести с этим выражением.
В этой сказке много намёков, из которых можно вынести важные уроки.
Уроки сказки «Гуси-лебеди»:
- Нельзя оставлять маленьких детей без присмотра.
- Нельзя забывать о своих обязанностях.
- Сделанные ошибки нужно исправлять.
- Нужно быть вежливыми и отзывчивыми, помогать другим, чтобы помогли тебе.
4. Подготовься к пересказу. Вспомни последовательность событий, раздели текст на части, определи главную мысль каждой части.
Последовательность событий сказки: дети остаются одни; гуси-лебеди похищают брата; девочка бежит за ними, но отказывается от угощений печки, яблони и реки; девочка оказывается у бабы-Яги; мышка советует ей бежать; девочка хватает брата и убегает; ей помогают печка, речка и яблоня; девочка возвращается домой.
Разделим текст сказки на смысловые части:
- Наказ родителей.
- Похищение брата.
- Печка, яблоня и речка.
- Избушка бабы-Яги.
- Погоня и помощь
- Возвращение.
Определим главные мысли этих частей:
- Маленьких детей одних оставлять нельзя.
- Свои обязанности нужно выполнять, а ошибки исправлять.
- Нужно быть отзывчивыми и вежливыми.
- Нужно уметь проявлять решительность и помогать попавшим в беду.
- Нужно быть вежливыми и отзывчивыми.
- Все хорошо, что хорошо кончается.
Пересказ сказки «Гуси-лебеди» по плану для 2 класса
У родителей было двое детей, девочка и совсем маленький мальчик. Родители ушли, велев девочке следить за братом.
Девочка заигралась и забыла про брата. Оглянулась, а его уже нет. И только тени гусей мелькнули у леса. Они унесли малыша.
Девочка бросилась в погоню. Она увидела печку, но отказалась есть ржаной пирог. Она увидела яблоню, но отказалась от лесного яблочка. Она увидела речку, но отказалась пить кисель и молоко.
Девочка пришла к бабе-Яге и та хотела сварить её. Мышка подсказала девочке, что нужно бежать. Девочка схватила брата и бросилась прочь.
Баба-Яга отправила в погоню гусей-лебедей. Но теперь девочка не стала чваниться. Она попила молока и речка укрыла её под берегом. Она съела яблочко и яблоня укрыла её ветвями. Она съела пирог и печка спрятала её внутри.
Гуси-лебеди улетели, не найдя девочку. А девочка с братом вернулись домой. Тут и родители пришли.
5. Составь рассказ о девочке, используя вопросы из рабочей тетради.
Рассказ о девочке из сказки «Гуси-лебеди» по вопросам рабочей тетради.
Девочка жила с мамой и папой. У неё был маленький брат, за которым она должна была присматривать.
Но девочка не уследила за братом и того унесли гуси-лебеди.
Девочка побежала следом и встретила печку, яблоню и речку. Она не стала есть ржаной пирог, кислые лесные яблоки и простой кисель, потому что дома её кормили лучше.
Девочка пришла к бабе-Яге и та хотела её зажарить. Но девочке помогла мышка, которая посоветовала ей бежать.
За девочкой и братом гнались гуси-лебеди, но речка, яблоня и печка спрятали детей, потому что девочка скушала их угощения.
Девочка стала доброй и отзывчивой, и поэтому все охотно ей помогали.