Текст: ГодЛитературы.РФ
Новые формы бытования литературы возродили интерес к короткому рассказу: текст в смартфоне на одну поездку, голос в наушниках на одну пробежку… Портал ГодЛитературы.РФ решил помочь читателям «войти в контекст» и напомнить лучшие образцы этого трудного жанра. Мы попросили писателей, издателей, редакторов и литературных критиков назвать четыре коротких рассказа, когда-либо произведших на них сильное впечатление. Три – классические, вплоть до конца ХХ века, и один – непосредственно XXI века.
Участие в опросе приняли 19 экспертов. Всего в итоговый список вошли 74 рассказа. Лидером по количеству выдвинутых рассказов оказался Иван Бунин (было выдвинуто пять его рассказов), а вот два рассказа Антона Чехова – «Скучная история» и «Спать хочется» – выбрали сразу по двое экспертов.
Публикуем списки рассказов в алфавитном порядке с указанием экспертов, выбравших их. При этом мы не стали делить тексты на написанные изначально по-русски и переводные, ведь мировая литература едина, и литература русская – ее неотъемлемая часть.
Лучшие рассказы до XXI века
- Амброз Бирс «Один офицер, один солдат» (Александр Снегирев)
- Хорхе Луис Борхес «Роза Парацельса» (Михаил Визель)
- Исаак Бабель «Ги де Мопассан» (Михаил Визель)
- Исаак Бабель «Письмо» (Ольга Аминова)
- Василий Белов «Колоколена» (Дмитрий Шеваров)
- Иван Бунин «Господин из Сан-Франциско» (Сергей Самсонов)
- Иван Бунин «Красавица» (Андрей Василевский)
- Иван Бунин «Натали» (Максим Замшев)
- Иван Бунин «Ворон» (Арсений Замостьянов)
- Иван Бунин «Чистый понедельник» (Ольга Аминова)
- Кир Булычев «Корона профессора Козарина» (Шамиль Идиатуллин)
- Анатолий Гаврилов «В преддверии новой жизни» (Владислав Толстов)
- Александр Вельтман «Иоланда» (Максим Амелин)
- О. Генри «Дары волхвов», пер. Владимира Бобкова (Ася Петрова)
- Николай Гоголь «Старосветские помещики» (Евгений Водолазкин)
- Федор Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» (Арсений Замостьянов)
- Георгий Жжёнов «Саночки» (Василий Авченко)
- Юрий Казаков «Проклятый Север» (Василий Авченко)
- Юрий Казаков «Вон бежит собака» (Александр Снегирев)
- Юрий Казаков «Осень в дубовых лесах» (Дмитрий Шеваров)
- Раймонд Карвер «Что не танцуете», пер. Григория Дашевского (Александр Снегирев)
- Дэниел Киз «Цветы для Элджернона», пер. Светланы Васильевой (Шамиль Идиатуллин)
- Редьярд Киплинг «Мэ-э, паршивая овца…», пер. Марии Кан (Шамиль Идиатуллин)
- Юрий Коваль «Капитан Клюквин» (Дмитрий Шеваров)
- Хулио Кортасар «Письмо в Париж одной сеньорите» (Ольга Аминова)
- Сигизмунд Кржижановский «Сбежавшие пальцы» (Максим Амелин)
- Николай Лесков «Запечатлённый ангел» (Евгений Водолазкин)
- Джек Лондон «Кусок мяса» (Сергей Самсонов)
- Джек Лондон «Любовь к жизни» (Василий Авченко)
- Ги де Мопассан «Драгоценности» (Евгений Водолазкин)
- Владимир Набоков «Круг» (Михаил Эдельштейн)
- Владимир Набоков «Весна в Фиальте» (Вадим Левенталь)
- Николай Носов «Фантазёры» (Лев Данилкин)
- Константин Паустовский «Бриз» (Максим Замшев)
- Виктор Пелевин «Хрустальный мир» (Михаил Визель)
- Андрей Платонов «Возвращение» (Сергей Самсонов)
- Эдгар Аллан По «Низвержение в Мальстрём» (Вадим Левенталь)
- Валентин Распутин «Рудольфино» (Лев Данилкин)
- Александр Солженицын «Пасхальный крестный ход» (Андрей Немзер)
- Александр Солженицын «Абрикосовое варенье» (Андрей Василевский)
- Владимир Соллогуб «Метель» (Андрей Немзер)
- Владимир Сорокин «Геологи» (Лев Данилкин)
- Джером Дэвид Сэлинджер «Дорогой Эсме — с любовью и всяческой мерзостью», пер. Риты Райт-Ковалёвой (Ася Петрова)
- Джером Дэвид Сэлинджер «О эти губы и глаза зеленые» (Максим Замшев, Михаил Эдельштейн)
- Абрам Терц «Пхенц» (Владислав Толстов)
- Алексей Толстой «Гадюка» (Владислав Толстов)
- Иван Тургенев « Мой сосед Радилов» (Андрей Немзер)
- Эрнест Хемингуэй «Там, где чисто и светло», пер. Екатерины Романовой (Ася Петрова)
- Эрнест Хемингуэй «Снега Килиманджаро» (Александр Мелихов)
- Эрнест Хемингуэй «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера» (Михаил Эдельштейн)
- Антон Чехов «Черный монах» (Александр Мелихов)
- Антон Чехов «Спать хочется» (Максим Амелин, Вадим Левенталь)
- Антон Чехов «Скучная история» (Александр Мелихов, Арсений Замостьянов)
- Василий Шукшин «Земляки» (Арсений Замостьянов)
- Василий Шукшин «Срезал» (Андрей Василевский)
XXI век
- Дмитрий Бакин «Нельзя остаться» (Сергей Самсонов)
- Сергей Болмат «Объект» (Лев Данилкин)
- Алексей Варламов «Ойоха» (Евгений Водолазкин)
- Марина Вишневецкая «Увидеть дерево» (Андрей Немзер)
- Мария Галина «В плавнях» (Шамиль Идиатуллин)
- Марианна Гончарова «Янкель, инклоц ин барабан» (Ася Петрова)
- Борис Екимов «Фетисыч» (Арсений Замостьянов)
- Борис Екимов «Ралли» (Дмитрий Шеваров)
- Олег Зоберн «Отмена посадки» (Александр Снегирев)
- Этгар Керет «Пони» (Михаил Визель)
- Павел Крусанов «Сотворение праха» (Максим Замшев)
- Павел Крусанов «Бессмертник» (Вадим Левенталь)
- Анна Матвеева «Девять девяностых» (Владислав Толстов)
- Павел Мейлахс «Вспышка» (Александр Мелихов)
- Захар Прилепин «Убийца и его маленький друг» (Василий Авченко)
- Дина Рубина «Посох деда Мороза» (Ольга Аминова)
- Ольга Славникова «Вещество» (Максим Амелин)
- Сергей Солоух «Метаморфозы» (Михаил Эдельштейн)
- Карина Шаинян «Что ты знаешь о любви» (Андрей Василевский)
СПИСОК ЭКСПЕРТОВ
- Василий Авченко, писатель и журналист, лауреат общероссийской литературной премии «Дальний Восток» имени В. К. Арсеньева.
- Максим Амелин, поэт, переводчик, лауреат премии «Поэт», главный редактор издательства «ОГИ».
- Ольга Аминова, редактор, литературный агент.
- Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир», поэт, лауреат премии Правительства РФ.
- Михаил Визель, шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ, критик, писатель, переводчик.
- Евгений Водолазкин, писатель, лауреат премий «Большая книга» и «Ясная Поляна», доктор филологических наук.
- Лев Данилкин, писатель, критик, лауреат премии «Большая книга».
- Арсений Замостьянов, писатель, литературовед, заместитель главного редактора журнала «Историк».
- Максим Замшев, писатель, главный редактор «Литературной газеты»
- Шамиль Идиатуллин, писатель, журналист, лауреат премии «Большая книга».
- Вадим Левенталь, писатель, редактор серии «Книжная полка Вадима Левенталя» издательства «Городец».
- Александр Мелихов, писатель, публицист.
- Андрей Немзер, литературовед и литературный критик, кандидат филологических наук, профессор НИУ ВШЭ.
- Ася Петрова, прозаик, лауреат премии «Книгуру», переводчик французской литературы.
- Сергей Самсонов, писатель, лауреат премий «Дебют» и «Ясная Поляна».
- Александр Снегирев, писатель, лауреат премии «Русский Букер», заместитель главного редактора журнала «Дружба народов».
- Владислав Толстов, журналист, публицист, редактор, ответственный секретарь премии «Национальный бестселлер».
- Дмитрий Шеваров, журналист, литературный критик, прозаик.
- Михаил Эдельштейн, литературный критик и литературовед.
Умение в нескольких словах рассказать многое, дать пищу для размышлений, пробудить чувства и эмоции — это высшая степень владения языком и высший уровень писательского мастерства. И нам есть чему поучиться у мастеров лаконичности. Мы собрали небольшую, но впечатляющую коллекцию самых коротких литературных сочинений, которые демонстрируют талант писателей и их уникальное владение словом.
Самые короткие литературные шедевры
* * *
Однажды Хемингуэй заключил спор, что напишет рассказ, состоящий всего из 4 слов, способный растрогать любого читателя. Писателю удалось выиграть спор:
«Продаются детские ботиночки. Неношенные». («For sale: baby shoes, never used»).
* * *
Фредерик Браун сочинил кратчайшую страшную историю из когда-либо написанных:
«Последний человек на Земле сидел в комнате. В дверь постучались…»
* * *
Американский писатель О. Генри выиграл конкурс на самый короткий рассказ, который имеет все составляющие традиционного рассказа — завязку, кульминацию и развязку:
«Шофер закурил и нагнулся над бензобаком, посмотреть много ли осталось бензина. Покойнику было двадцать три года».
Алан Е. Майер «Невезение»
Я проснулся от жестокой боли во всем теле. Я открыл глаза и увидел медсестру, стоящую у моей койки.
— Мистер Фуджима, — сказала она, — вам повезло, вам удалось выжить после бомбардировки Хиросимы два дня назад. Но теперь вы в госпитале, вам больше ничего не угрожает.
Чуть живой от слабости, я спросил:
— Где я?
— В Нагасаки, — ответила она.
Джейн Орвис «Окно»
С тех пор как Риту жестоко убили, Картер сидит у окна. Никакого телевизора, чтения, переписки. Его жизнь — то, что видно через занавески. Ему плевать, кто приносит еду, платит по счетам, он не покидает комнаты. Его жизнь — пробегающие физкультурники, смена времен года, проезжающие автомобили, призрак Риты.
Картер не понимает, что в обитых войлоком палатах нет окон.
* * *
Англичане тоже организовывали конкурс на самый короткий рассказ. Но по условиям конкурса в нем должны были быть упомянуты королева, Бог, секс, тайна. Первое место присудили автору такого рассказа:
«О Боже, — воскликнула королева, — я беременна и не знаю от кого!»
Лариса Керкленд «Предложение»
Звездная ночь. Самое подходящее время. Ужин при свечах. Уютный итальянский ресторанчик. Маленькое черное платье. Роскошные волосы, блестящие глаза, серебристый смех. Вместе уже два года. Чудесное время! Настоящая любовь, лучший друг, больше никого. Шампанского! Предлагаю руку и сердце. На одно колено. Люди смотрят? Ну и пусть! Прекрасное бриллиантовое кольцо. Румянец на щеках, очаровательная улыбка.
Как, нет?!
* * *
Классический пример лаконичности спартанцев — их ответ на письмо царя Македонии Филиппа II, завоевавшего многие греческие города:
«Советую вам сдаться немедленно, потому что, если моя армия войдет в ваши земли, я уничтожу ваши сады, порабощу людей и разрушу город».
На это спартанские эфоры ответили одним словом: «Если».
Чарльз Энрайт «Призрак»
Как только это случилось, я поспешил домой, чтобы сообщить жене печальное известие. Но она, похоже, совсем меня не слушала. Она вообще меня не замечала. Она посмотрела прямо сквозь меня и налила себе выпить. Включила телевизор. В этот момент раздался телефонный звонок. Она подошла и взяла трубку. Я увидел, как сморщилось ее лицо. Она горько заплакала.
Роберт Томпкинс «В поисках Правды»
Наконец в этой глухой, уединенной деревушке его поиски закончились. В ветхой избушке у огня сидела Правда.
Он никогда не видел более старой и уродливой женщины.
— Вы — Правда?
Старая, сморщенная карга торжественно кивнула.
— Скажите же, что я должен сообщить миру? Какую весть передать?
Старуха плюнула в огонь и ответила:
— Скажи им, что я молода и красива!
* * *
Виктор Гюго отправил издателю рукопись романа «Отверженные» с сопроводительным письмом:
«?»
Ответ был не менее лаконичен:
«!»
* * *
B конкурсe на самую короткую автобиографию победила одна пожилая француженка, которая написала:
«Раньше у меня было гладкое лицо и мятая юбка, а теперь — наоборот».
* * *
И в заключение знаменитый моностих Валерия Брюсова 1895 года:
«О закрой свои бледные ноги».
Самые короткие в мире рассказы
Однажды редактор журнала «New Time» Стив Мосс решил провести конкурс, участникам которого предлагалось написать рассказ длиной в 55 слов, но чтобы при этом в тексте сохранялись стройный сюжет, проработанность персонажей и необычная развязка. Он получил отклик таких масштабов, что по результатам конкурса удалось собрать целый сборник, получивший название «Самые короткие в мире рассказы»
Несчастная
Говорят, зло не имеет лица. Действительно, на его лице не отражалось никаких чувств. Ни проблеска сочувствия не было на нем, а ведь боль просто невыносима. Разве он не видит ужас в моих глазах и панику на моем лице? Он спокойно, можно сказать, профессионально выполнял свою грязную работу, а в конце учтиво сказал: «Прополощите рот, пожалуйста».
Дэн Эндрюс
Рандеву
Зазвонил телефон.
— Алло, — прошептала она.
— Виктория, это я. Давай встретимся у причала в полночь.
— Хорошо, дорогой.
— И пожалуйста, не забудь захватить с собой бутылочку шампанского, — сказал он.
— Не забуду, дорогой. Я хочу быть с тобой сегодня ночью.
— Поторопись, мне некогда ждать! — сказал он и повесил трубку.
Она вздохнула, затем улыбнулась.
— Интересно, кто это, — сказала она.
Николь Веддл
Чего хочет дьявол
Два мальчика стояли и смотрели, как сатана медленно уходит прочь. Блеск его гипнотических глаз все еще туманил их головы.
— Слушай, чего он от тебя хотел?
— Мою душу. А от тебя?
— Монетку для телефона-автомата. Ему срочно надо было позвонить.
— Хочешь, пойдём поедим?
— Хочу, но у меня теперь совсем нет денег.
— Ничего страшного. У меня полно.
Брайан Ньюэлл
Судьба
Был только один выход, ибо наши жизни сплелись в слишком запутанный узел гнева и блаженства, чтобы решить все как-нибудь иначе. Доверимся жребию: орел — и мы поженимся, решка — и мы расстанемся навсегда.
Монетка была подброшена. Она звякнула, завертелась и остановилась. Орел.
Мы уставились на нее с недоумением.
Затем, в один голос, мы сказали: «Может, еще разок?»
Джей Рип
Вечерний сюрприз
Блестящие колготки туго и соблазнительно облегали прекрасные бедра — чудесное дополнение к легкому вечернему платью. От самых кончиков бриллиантовых сережек до носков изящных туфелек на тонких шпильках — все было просто шикарно. Глаза с только что наведенными тенями рассматривали отражение в зеркале, и накрашенные яркой красной помадой губы растягивались от удовольствия. Внезапно сзади послышался детский голос:
«Папа?!»
Хиллари Клэй
Благодарность
Шерстяное одеяло, что ему недавно дали в благотворительном фонде, удобно обнимало его плечи, а ботинки, которые он сегодня нашел в мусорном баке, абсолютно не жали.
Уличные огни так приятно согревали душу после всей этой холодящей темноты…
Изгиб скамьи в парке казался таким знакомым его натруженной старой спине.
«Спасибо тебе, Господи, — подумал он, — жизнь просто восхитительна!»
Эндрю Э. Хант
Высшее образование
— В университете мы просто протирали штаны, — сказал Дженнингс, вымывая грязные руки. — После всех этих сокращений бюджета они многому вас не научат, они просто ставили оценки, и все шло своим чередом.
— Так как же вы учились?
— А мы и не учились. Впрочем, можешь посмотреть, как я работаю.
Медсестра открыла дверь.
— Доктор Дженнингс, вы нужны в операционной.
Рон Баст
Решающий миг
Она почти слышала, как двери ее тюрьмы захлопываются.
Свобода ушла навсегда, теперь ее судьба в чужих руках, и никогда ей не увидеть воли.
В голове ее замелькали безумные мысли о том, как хорошо бы сейчас улететь далеко-далеко. Но она знала, что скрыться невозможно.
Она с улыбкой повернулась к жениху и повторила: «Да, я согласна».
Тина Милберн
Прятки
— Девяносто девять, сто! Кто не спрятался, я не виноват!
Я ненавижу водить, но для меня это гораздо легче, чем прятаться. Входя в темную комнату, я шепчу тем, кто затаился внутри: «Стукали-пали!».
Они взглядом провожают меня по длинному коридору, и в висящих на стенах зеркалах отражается моя фигура в черной сутане и с косой в руках.
Курт Хоман
Постельная история
— Осторожнее, детка, он заряжен, — сказал он, возвращаясь в спальню.
Ее спина опиралась на спинку кровати.
— Это для твоей жены?
— Нет. Это было бы рискованно. Я найму киллера.
— А если киллер — это я?
Он ухмыльнулся.
— У кого же хватит ума нанять женщину для убийства мужчины?
Она облизнула губы и навела на него мушку.
— У твоей жены.
Джеффри Уитмор
В больнице
Она с бешеной скоростью гнала машину. Господи, только бы успеть вовремя.
Но по выражению лица врача из реанимационной палаты она поняла все.
Она зарыдала.
— Он в сознании?
— Миссис Аллертон, — мягко сказал врач, — вы должны быть счастливы. Его последние слова были: «Я люблю тебя, Мэри».
Она взглянула на врача и отвернулась.
— Спасибо, — холодно произнесла Джудит.
Барнаби Конрадеще
Начало
Она была зла на него. В своей идиллической жизни они имели почти все, но она жаждала одного — того, чего у них никогда не было. Только его трусость была помехой.
Потом надо будет избавиться от него, но пока еще рано. Лучше быть спокойной и хитрой. Прекрасная в своей наготе, она схватила плод.
— Адам, — тихо позвала она.
Энрике Кавалитто
Окно
С тех пор, как Риту жестоко убили, Картер сидит у окна. Никакого телевизора, чтения, переписки. Его жизнь — то, что видно через занавески. Ему плевать, кто приносит еду, платит по счетам, он не покидает комнаты. Его жизнь — пробегающие физкультурники, смена времен года, проезжающие автомобили, призрак Риты.
Картер не понимает, что в обитых войлоком палатах нет окон.
Джейн Орви
В саду
Она стояла в саду, когда увидела, что он бежит к ней.
— Тина! Цветочек мой! Любовь моей жизни!
Наконец-то он это произнес.
— О, Том!
— Тина, мой цветочек!
— О, Том, и я тоже люблю тебя!
Том приблизился к ней, встал на колени и быстро отодвинул ее в сторону.
— Мой цветок! Ты же наступила на мою любимую розу!
Хоуп Эй Торрес
Источник: AdMe.ru
В современном мире все меньше люди уделяют времени чтению. Все это происходит в основном из-за нехватки свободного времени. Возможно, его основную часть отнимают современные гаджеты и социальные сети. Но все же забывать о книгах не стоит, особенно о классике. Предлагаем подборку из семи коротких, но очень интересных рассказов Грина, Есенина, Чехова, Фета и других классиков, которые не отнимут много свободного времени. Их можно прочитать в обеденный перерыв, в транспорте, в пробке, в зале ожидания или даже в очереди. Ведь как говорил Сократ: «Кто хочет — ищет способы, кто не хочет — причины»
Антон Чехов — «Беседа пьяного с трезвым чертом»
Несмотря на то, что в рассказе Антона Чехова «Беседа пьяного с трезвым чертом» текста всего на страницу, смысла в нем очень много
В этом рассказе-миниатюре Чехов описал встречу выпившего отставного коллежского секретаря Лахматова с чертом, который явился к нему во сне. Несмотря на то, что рассказ задуман подобно анекдоту, здесь больше трагизма человеческой жизни, а также мудрости и философии, нежели тонкого юмора. И хотя текста самого рассказа всего на страницу, смысла в нем больше, чем в других произведениях в несколько томов.
Главному герою пришлось работать в ночь перед Рождеством. Бедолага зол на весь мир, особенно на богачей, ведущих праздный образ жизни, пока такие бедняки как он вынуждены работать на износ за копейки. Хорошенько выпив за работой, Федор незаметно уснул. Во сне он встретился с чертом, который предложил обменять его душу на богатство. Сторговавшись, Федор просит сначала испытать эту безбедную жизнь. Черт согласился, и теперь у Федора полно денег и дорогой одежды, а также красавица-жена. Но вот изменится ли к лучшему его жизнь? Станет ли герой счастливей и радостней? И состоится ли вообще эта сделка? Ответы на эти и другие вопросы можно узнать, прочитав этот короткий рассказ.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Откуда у Человека без селезенки появился мангуст и другие интересные факты об Антоне Павловиче Чехове >>
Афанасий Фет — «Кактус»
В рассказе Афанасия Фета цветок кактуса олицетворяет любовь, которая может внезапно вспыхнуть и зацвести или же завять, если не получит взаимности, ухода и внимания
Поэт Афанасий Фет крайне редко писал прозу. На написание данного рассказа его вдохновили несколько жизненных историй, пережитых им в разное время и затронувших его поэтическую душу. Кстати, историю написания «Кактуса» достаточно интересно и подробно описал Юрий Нагибин в своем рассказе «Запертая калитка», который он посвятил Фету.
«Кактус» — это, можно сказать, рассказ в рассказе. Внешний рассказ получился немного философским, трудным и тяжелым для восприятия, несмотря на то, что там речь идет о любви. А вот внутренний рассказ читать одно удовольствие, он получился намного легче и приятнее. Там описывается воспоминание об одном эпизоде, который случился с автором и Аполлоном Григорьевым.
Герой, от лица которого и ведется повествование, в юные годы служил в гвардии и побывал в отпуске в Москве, где повстречал своего давнего товарища Аполлона Григорьева. Он-то и познакомил его с уникальным певческим талантом «цыганочки Стеши», которая вела себя в повседневной жизни очень застенчиво, но, как только она начинала петь, наружу выбиралась вся ее страсть и отчаяние. Пение доводило её до слез, вызывая у всех слушателей сильные чувства и мурашки по коже. А образ цветка кактуса олицетворяет любовь, которая, подобно его цветению, внезапно вспыхнет трепетными чувствами и увянет, если не получит взаимности, ухода и внимания.
Александр Грин — «Бродяга и начальник тюрьмы»
Несмотря на то, что Александр Грин писал свои произведения около ста лет назад, они не теряют своей актуальности и по сей день
В центре сюжета этого рассказа-миниатюры — случайная встреча начальника тюрьмы провинциального городка с бродягой-арестантом, которого к начальнику Пинкертону доставили, чтобы вскопать клумбы. Несмотря на то, что это произведение было написано практически сто лет назад, в 1924 году, его тема продолжает оставаться актуальной и по сей день.
Ведь практически все люди хотят постоянно что-то кому-то доказать и показать, однако часто случаются обстоятельства из-за которых все молниеносно меняется. А человек, которого вчера уважали, почитали, сегодня становится никем. И он как будто перестает для всех существовать, его не хотят знать и замечать.
Николай Лесков — «Тупейный художник»
Николай Лесков предоставляет читателю самому анализировать и делать выводы о персонажах рассказа «Тупейный художник» и их поступках
Сюжет разворачивается в крепостном театре графа Каменского, который прославился своей жестокостью. Стоит отметить, что основой для этого рассказа послужили реальные и достоверные материалы, так что многое из описанного не было авторской выдумкой. Это касается и самого жестокого графа Каменского, у которого действительно был самодеятельный театр.
В рассказе речь идет о парикмахере Аркадии, который решает втайне от всех увезти свою любимую — крепостную актрису Любовь, так как граф начал оказывать ей настойчивые знаки внимания. Но бежавшую пару настигла погоня. Девушку отправляют на скотный двор, а Аркадия — на службу. Спустя несколько лет мужчина возвращается, чтобы выкупить свою возлюбленную у жестокого и деспотичного графа.
Теперь Аркадий не простой тупейный художник, у него есть офицерский чин и благородное звание. Но на деле все оказалось не так просто, поэтому в финале читателю не стоит ожидать счастливого конца. Возможно, современным людям трудно понять те времена и нравы, но проникнуться к судьбам этих героев и посочувствовать их жизни удастся многим.
Лесков написал этот рассказ очень ярко, наполнив запоминающимися и неоднозначными героями. Очень детально, с неким негативом он описал графов, имеющих полную власть над простыми людьми. Что интересно, автор не высказывает свое мнение об их поступках и словах, он просто излагает факты, не вешая на героев ярлыки. Он предоставляет читателю самому анализировать и делать выводы о персонажах и их поступках.
Александр Куприн — «Чудесный доктор»
«Чудесный доктор» Александра Куприна учит нас состраданию и заставляет верить в чудо, которое может произойти в нашей жизни
От произведений Александра Куприна всегда исходит искренность и доброта. Не исключением стал и его короткий рассказ «Чудесный доктор», действие которого происходит в канун Рождества. Когда все с радостью отмечают светлый праздник, на семью Мерцаловых выпали две беды: нищета и болезнь дочери. Но внезапно в их дом попадает «ангел-хранитель», который оказывается известным доктором. Эта история получилась невероятно трогательной и светлой, поэтому читатель испытывает щемящую грусть и тихую радость, ведь конец здесь хороший.
Данное произведение учит нас состраданию и заставляет верить в чудо. Рассказ Куприна наполнен необычайно тонким смыслом. После его прочтения хочется надеяться на то, что подобное чудо может случиться и в наши дни. «Чудесный доктор» дает веру в то, что и сейчас есть добрые люди, готовые помочь человеку, оказавшемуся в беде. Прочесть это произведение обязательно стоит, особенно тем людям, у кого в какой-то трудной ситуации начали «опускаться руки».
Сергей Есенин — «У белой воды»
Сергей Есенин в рассказе «У белой воды» затрагивает сложную тему нравственного конфликта духовной чистоты и плотской греховности, которая актуальна и в наши дни
Многие привыкли, что творчество Сергея Есенина связано со стихами, но русский поэт писал еще и в прозе. Как, например, прозаический рассказ под названием «У белой воды», впервые опубликованный в 1916 году. Название рассказа было выбрано неслучайно: этот цвет символизирует чистоту, а также ассоциируется с Беловодьем – легендарно-утопической страной свободы из русских народных преданий XVII-XIX столетий.
Главной героиней этого произведения является жена рыбака Палага. Ее утопические размышления об абсолютном счастье наводят на мысль о людях современности, пытающихся поймать журавля в небе, и при этом выпускающих из рук синицу. Также автор затрагивает сложную тему нравственного конфликта духовной чистоты и плотской греховности, которая актуальна и по сей день. Неоднозначность в произведении заставляет задуматься над поднятыми вопросами. Причем это происходит не в процессе чтения, а по окончании, чтобы не отвлекаться от самого рассказа.
Есенин поднимает многие проблемы в рассказе: отношение к религии, вопросы морали, возможность оступиться, внутренняя борьба, осуждение поведения, выходящего за рамки и прочее. Кому-то взгляд и мнение поэта покажется чуждым, а кто-то откроет для себя что-то новое. В любом случае нужно ознакомиться с этим творением гениального русского поэта.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как сложились судьбы детей Маяковского, Есенина и других поэтов Серебряного века: от мемуаров о Париже до лечения в психбольнице >>
Всеволод Гаршин — «Очень коротенький роман»
Пожалуй, «Очень коротенький роман» Всеволода Гаршина можно охарактеризовать фразой из этого рассказа: «Честные люди делом подтверждают свои слова»
Это небольшое произведение является обращением главного персонажа к читателю. Из-за желания соответствовать идеалам своей невесты, он отправился на войну добровольцем, но вернулся с фронта инвалидом. А вот его невеста не смогла сдержать своего обещания и вышла замуж за другого. Рассказ очень глубокий и жизненный. Несмотря на то, что произведение маленькое, оно оставляет огромное эмоциональное впечатление.
Главный герой — поистине настоящий мужчина и достойный пример для многих. Он не ожесточил свое сердце после предательства и того, что с ним произошло. Он принял все это, сумев держать все свои эмоции под контролем, ведь жизнь продолжается, как бы ни было тяжело. Несмотря на грустный финал, «Очень коротенький роман» оставляет приятные эмоции, наводя на глубокие размышления. Этот трогательный рассказ никого не оставит равнодушным!
В продолжении литературной темы, предлагаем вашему вниманию статью, где рассказывается, зачем Булгаков придумал Мастера и Маргариту, если писал роман о дьяволе: Неизвестные подробности написания мистического романа.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: