Очерк это рассказ это

Литературные жанры, несмотря на обилие характеризующих черт, не имеют строго и четко указанных границ. Творческий процесс даже эти пунктирные линии то игнорирует, а то и самоуверенно стирает. Иной раз определить, чем отличается очерк от рассказа или эссе, практически невозможно: Тургенев свои «Записки охотника» написал больше века назад, а литературоведы до сих пор спорят о жанре.

Содержание статьи

  • Определение
  • Сравнение
  • Таблица

Определение

Рассказ – жанр малой повествовательной прозы, характеризуемый небольшим объемом, ограниченным количеством персонажей и единственной сюжетной линией. Имеет, как правило, строгую композицию.

Литературный очерк считается подвидом рассказа и часто противопоставляется новелле. Характеризуется отсутствием острого конфликта и масштабной описательностью, а также широким спектром используемых изобразительных художественных средств.

С развитием периодической печати появился очерк, называемый газетным. Когда журналы стали трибуной для обсуждения социально-политических вопросов, именно в этой точке смешались художественные и публицистические жанры. Отличие очерка от рассказа в таком контексте проявляется особенно ярко.

к содержанию ↑

Сравнение

Очерк всегда характеризуется наличием четкого, выраженного авторского отношения к затронутой проблеме или героям. В рассказе же автор подчеркнуто нейтрален, а его личное мнение отражено в деталях посредством выбранных художественных средств.

Рассказ как жанр оставляет за автором право на художественный вымысел, даже если в основу сюжета ложится реальная история. Литературный очерк более документален, его персонажи взаимодействуют с писателем в жизни. Очерк публицистический подразумевает минимум отступлений от фактического материала. Новеллист может пересказывать события со слов третьего лица, очеркист же говорит только о том (или о тех), чему был свидетелем лично.

Композиция и художественного, и публицистического очерков может быть свободной в той мере, в какой позволяет это идея автора. Рассказ же имеет четкую структуру в соответствии с одним из типов. Так, О. Генри в новеллах предпочитал шарнирную (по классификации Веллера), когда определяющее кульминацию событие из текста изымается и раскрывается лишь в финале. Любой очерк носит больше повествовательно-описательный характер, тогда как в рассказе обязательно наличие динамичного сюжета. Художественный очерк может такового вообще не иметь: подобным образом, к примеру, выстраиваются бытописания и нравописания.

Рассказ может охватывать значительный временной период, произвольно прерывать его, включать описания прошлых событий. Для очерка характерно сосредоточение внимания на небольшом временном отрезке. Место действия в рассказе может быть условным или постоянно меняться, следуя сюжету, очерк же локально ограничен.

Некоторые исследователи в процессе определения, в чем разница между очерком и рассказом, ошибочно наделяют образы первого конкретикой, второго – типизацией. Это мнение основано на отношениях жанра с документальной базой. На самом деле типичны как раз образы художественного очерка – в ином случае повествование было бы совершенно не интересным читателю.

В рассказе авторская ставка делается на выраженный конфликт и психологизм, а перегружать сюжет деталями, справками, размышлениями и отступлениями недопустимо. Очерк позволяет писателю в этом отношении разгуляться; публицистический (в зависимости от заявленной темы) содержит элементы масштабного исследования, включает справочную и статистическую информацию, отвечает на вопросы.

Градация литературных жанров весьма условна, и потому разбираться в отличиях очерка и рассказа гораздо приятнее, их читая. Возьмите «Вечер был…» Галины Щербаковой и «Долг» Инны Руденко, «Одноэтажную Америку» Ильфа и Петрова и «Голос большого города» О. Генри – и никаких потемок теории.

к содержанию ↑

Таблица

Очерк Рассказ
Жанр на стыке художественной литературы и публицистики Жанр художественной литературы
Основывается на фактическом материале, во многом документален Допускает художественный вымысел
Выраженное авторское отношение к явлению, проблеме или персонажам Нейтральная авторская позиция
Свободная композиция Четкая структура
Отсутствие динамично развивающегося сюжета Острый конфликт, завершенная сюжетная линия
Действие локализовано, описывается короткий временной отрезок Способен охватывать значительный временной период, действие может переноситься
Может содержать справочную и статистическую информацию, большое количество деталей Детализация реализуется на уровне художественного метода

м

Что такое очерк, как его написать и с кого брать пример

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мы уже с вами разобрали, как написать сочинение и что такое эссе, но литературные форматы только этим не ограничиваются.

Человек пишет пером на бумаге

Сегодня я хочу поговорить про очень популярный литературно-публицистический жанр — очерк. Что это такое, каким образом можно написать хороший очерк, какие примеры можно найти в литературе, чтобы понять, как это должно быть в идеале.

Очерк — что это и история формирования жанра

Очерк – это малый эпический жанр литературного творчества, на который повлияли два стиля: художественный и публицистический. По своим задачам он тяготеет к журналистике, по форме исполнения напоминает полноценное художественное произведение (по типу новеллы).

Очерк это..

Чтобы разобраться в нюансах, понять, что такое очерк и узнать, как писать очерк самостоятельно, нужно обратиться к истории.

Потребность в возникновении новой формы общения с читающей публикой возникает тогда, когда ни одна старая форма не решает задач, стоящих перед обществом. Писатели прошлого формировали общественное мнение, к их словам прислушивались, их называли «властителями дум».

Первые опыты литературного творчества возникали в лоне церкви и были анонимными. Летописи, жития святых, притчи и поучения касались внутренней жизни человека и получили название духовной литературы. На границе XVI-XVII веков появились первые авторские произведения, литература стала светской.

В XVIII столетии чтение стало модным увлечением образованного дворянства. Однако просвещённая часть общества в лице писателей не могла не заметить: дворянская элита находится в состоянии нравственного упадка, появляются многочисленные проблемы: социальное неравенство, распущенность, культ власти и денег, эгоцентризм, подражательство. Пришла пора заявить о наболевшем во весь голос.

Роль рупора, направленного прямо в душу светского читателя, взял на себя очерк. Зародившись в Великобритании, этот жанр быстро «переселился» в газеты и журналы Франции, а затем и других европейских стран.

Что такое очерк

На волне просветительской деятельности в России заработала типография Н. И. Новикова, выпускавшая альманахи, каждый из которых открывала очерковая зарисовка, посвящённая порокам общества и клеймящая типичных его носителей.

В жанре очерка работал сам Н. И. Новиков, а также Д.И. Фонвизин и А. П. Радищев. Из-за остроты заявленных тем писателями мгновенно заинтересовалось правительство.

Виды очерков — портретный, путевой, проблемный

За более чем 300 лет своего существования очерк не утратил своё значение. Появились новые его разновидности. Он глубоко пустил корни в современную жизнь и россыпью новых форм «расцвёл» в интернет-культуре.

За ноутбуком

Канонически очерк делится на 3 вида:

  1. — портретный;
  2. — путевой;
  3. — проблемный.

Существуют также очерк-расследование, репортажный, исторический, философский, краеведческий, мемуарный, судебный очерк и другие.

Портретный очерк рассказывает о судьбе человека в контексте его эпохи и окружения, путевой описывает дорожные впечатления, проблемный – затрагивает острые социальные вопросы, выбранные автором для обсуждения и разрешения.

Признаки жанра

Перечислим «подсказки», которые помогут понять, что перед нами очерк, а не эссе, новелла (что это?), квартальный отчёт или рассказ:

  1. — установка на достоверность (даже если в очерке использованы элементы фантастики, они опираются на реальные, документально подтверждённые данные);
  2. — наличие рассказчика или персонажа-наблюдателя, который излагает и анализирует происходящие с ним события;
  3. — чёткая структура;
  4. — единый сюжет;
  5. — объективность изложения материала;
  6. — яркий, образный язык, богатая лексика, обращающие на себя внимание риторические фигуры.

Структура очерка

Особенность данного жанра в том, что его структура не меняется. В ней обязательно присутствуют:

  1. — введение, в котором озвучена постановка проблемы;
  2. — основная часть, описывающая конкретные факты;
  3. — заключение, предлагающее возможные варианты выхода из проблемной ситуации.

Завершить изложение мысли можно как прямыми, так и косвенными обращениями к читателю, содержащими призыв совершать либо не совершать те или иные действия.

Как писать очерк

Чтобы написать добротный очерк, необходимо сделать несколько важных шагов.

  1. Шаг 1. Почитать очерки, вышедшие из-под пера известных писателей.
  2. Шаг 2. Собрать факты: посетить место, о котором будет идти повествование, собрать информацию в библиотеках, архивах, частных коллекциях, пообщаться с очевидцами описываемых событий.
    Сбор фактов
  3. Шаг 3. Выверить информацию, сопоставив разные источники. Так как очерк – это произведение с установкой на достоверность, нельзя давать субъективную оценку, не познакомив читателя с объективными данными. Выводы о проблеме он должен сделать сам.
  4. Шаг 4. Создать героя, «оживляющего» своим присутствием сюжет или ведущего нить повествования. В большинстве очерков таким героем становится сам рассказчик.
  5. Шаг 5. Подумать над основной идеей произведения, сформулировать обращение к читателю.
  6. Шаг 6. Если очерк посвящён борьбе с каким-либо проявлением зла, например, зависимости от гаджетов (что это?), нужно описать эту зависимость на языке образов. Скажем, представить её в виде спрута, душащего своими щупальцами бледно-зелёных от непрерывного сидения над экранами подростков.

После того как работа над текстом будет завершена, прочитайте очерк так, как будто его написал ваш приятель. Чтение вас захватило? Получилась ли основная часть «цепляющей»? Захотелось ли вам лично поучаствовать в решении задачи?

Если да, всё в порядке. Если нет, безжалостно сокращайте текст, давайте больше живых историй, цитируйте персонажей дословно. Вялость и сухость описательного момента непростительны – будьте ближе к жизни!

Кого почитать и где вдохновиться

Если вы ищете способ создать отличный очерк, примеры лучше всего искать у А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.И. Куприна, В.Г. Короленко, М. Горького, Е.И. Замятина. В данном жанре работали не только прозаики, но и поэты.

У М. И. Цветаевой есть замечательный путевой очерк «Вольный проезд до станции Усмань» о поездке за продуктами в Тамбовскую губернию в страшные для России предреволюционные годы.

Мемуарная очеркистика И.А. Бродского до сих пор цитируется как эталон жанра. Поэт стал лауреатом «Нобелевской премии», на церемонии награждения он блестяще произнёс слово о поэзии, написанное в жанре очерка. Желаем и вам, как максимум, того же!

Литературные жанры, несмотря на обилие характеризующих черт, не имеют строго и четко указанных границ. Творческий процесс даже эти пунктирные линии то игнорирует, а то и самоуверенно стирает. Иной раз определить, чем отличается очерк от рассказа или эссе, практически невозможно: Тургенев свои «Записки охотника» написал больше века назад, а литературоведы до сих пор спорят о жанре.

Определение

Рассказ – жанр малой повествовательной прозы, характеризуемый небольшим объемом, ограниченным количеством персонажей и единственной сюжетной линией. Имеет, как правило, строгую композицию.

Литературный очерк считается подвидом рассказа и часто противопоставляется новелле. Характеризуется отсутствием острого конфликта и масштабной описательностью, а также широким спектром используемых изобразительных художественных средств.

С развитием периодической печати появился очерк, называемый газетным. Когда журналы стали трибуной для обсуждения социально-политических вопросов, именно в этой точке смешались художественные и публицистические жанры. Отличие очерка от рассказа в таком контексте проявляется особенно ярко.

Сравнение

Очерк всегда характеризуется наличием четкого, выраженного авторского отношения к затронутой проблеме или героям. В рассказе же автор подчеркнуто нейтрален, а его личное мнение отражено в деталях посредством выбранных художественных средств.

Рассказ как жанр оставляет за автором право на художественный вымысел, даже если в основу сюжета ложится реальная история. Литературный очерк более документален, его персонажи взаимодействуют с писателем в жизни. Очерк публицистический подразумевает минимум отступлений от фактического материала. Новеллист может пересказывать события со слов третьего лица, очеркист же говорит только о том (или о тех), чему был свидетелем лично.

Композиция и художественного, и публицистического очерков может быть свободной в той мере, в какой позволяет это идея автора. Рассказ же имеет четкую структуру в соответствии с одним из типов. Так, О. Генри в новеллах предпочитал шарнирную (по классификации Веллера), когда определяющее кульминацию событие из текста изымается и раскрывается лишь в финале. Любой очерк носит больше повествовательно-описательный характер, тогда как в рассказе обязательно наличие динамичного сюжета. Художественный очерк может такового вообще не иметь: подобным образом, к примеру, выстраиваются бытописания и нравописания.

Рассказ может охватывать значительный временной период, произвольно прерывать его, включать описания прошлых событий. Для очерка характерно сосредоточение внимания на небольшом временном отрезке. Место действия в рассказе может быть условным или постоянно меняться, следуя сюжету, очерк же локально ограничен.

Некоторые исследователи в процессе определения, в чем разница между очерком и рассказом, ошибочно наделяют образы первого конкретикой, второго – типизацией. Это мнение основано на отношениях жанра с документальной базой. На самом деле типичны как раз образы художественного очерка – в ином случае повествование было бы совершенно не интересным читателю.

В рассказе авторская ставка делается на выраженный конфликт и психологизм, а перегружать сюжет деталями, справками, размышлениями и отступлениями недопустимо. Очерк позволяет писателю в этом отношении разгуляться; публицистический (в зависимости от заявленной темы) содержит элементы масштабного исследования, включает справочную и статистическую информацию, отвечает на вопросы.

Градация литературных жанров весьма условна, и потому разбираться в отличиях очерка и рассказа гораздо приятнее, их читая. Возьмите «Вечер был…» Галины Щербаковой и «Долг» Инны Руденко, «Одноэтажную Америку» Ильфа и Петрова и «Голос большого города» О. Генри – и никаких потемок теории.

Таблица

Очерк Рассказ
Жанр на стыке художественной литературы и публицистики Жанр художественной литературы
Основывается на фактическом материале, во многом документален Допускает художественный вымысел
Выраженное авторское отношение к явлению, проблеме или персонажам Нейтральная авторская позиция
Свободная композиция Четкая структура
Отсутствие динамично развивающегося сюжета Острый конфликт, завершенная сюжетная линия
Действие локализовано, описывается короткий временной отрезок Способен охватывать значительный временной период, действие может переноситься
Может содержать справочную и статистическую информацию, большое количество деталей Детализация реализуется на уровне художественного метода

м

Очерк – это малый литературно-публицистический жанр эпического вида литературы. По сути, очерком называют разновидность рассказа, в котором, в отличие от новеллы, нет острого и быстро разрешающегося конфликта. Зато в этом жанре больше развито описательное изображение.

Очерк

В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. В таком рассказе описываются или реальные события и люди, или образы-типы (вместо личности), посвящённый злободневной теме.

Содержание

  1. История возникновения
  2. Отличительные признаки
  3. Основные виды очерков
  4. Примеры портретного очерка
  5. Художественные особенности
  6. Композиция очерка
  7. Как написать очерк?
  8. Кого почитать и кем вдохновиться

История возникновения

Очерк в качестве жанра начал развиваться в лондонских журналах 18 века. Исследователи связывают происхождение жанра с несколькими факторами.

  1. Во-первых, с возникшим интересом к нравоописательным бытовым сценам из обычной жизни.
  2. Во- вторых, с развитием литературы путешествий.

Окончательно оформился жанр очерка в 20‑е годы 20 века. Очерком стали стремиться задокументировать то или иное событие, явление. Появился акцент на документальности изображаемого. Стало модно не сочинять, а излагать факты, поэтому на основе очеркистики сформировался целый пласт новой литературы — нонфикшн.

Отличительные признаки

По своим задачам очерк тяготеет к журналистике, по форме исполнения напоминает полноценное художественное произведение (по типу новеллы).

Главная отличительная черта очерка — документальность. Это повествование, основанное на реальных фактах, но включающее осмысление и оценку их автором.

То есть очерк может быть написан о жизни конкретного художника, но содержать размышления автора о роли творчества вообще, о превратностях судьбы творческого человека и т. д. Но герой очерка – реальная личность.

Перечислим «подсказки», которые помогут понять, что перед нами очерк, а не эссе, новелла, квартальный отчёт или рассказ:

  • установка на достоверность (даже если в очерке использованы элементы фантастики, они опираются на реальные, документально подтверждённые данные);
  • наличие рассказчика или персонажа-наблюдателя, который излагает и анализирует происходящие с ним события;
  • чёткая структура;
  • единый сюжет;
  • объективность изложения материала;
  • яркий, образный язык, богатая лексика, обращающие на себя внимание риторические фигуры.

Очерк не только повествует о событии или человеке, но и, как правило, затрагивает острые социальные, политические, нравственные и другие актуальные проблемы. Но на первом месте всё же история человека или описание события.

То есть такой рассказ не пишется просто потому, что автора посетило вдохновение и захотелось написать что-то красивое, для очерка нужны основания и документальные факты.

Таблица Признаки очерка

Документализм

Надо стремиться детально представить произошедшее, не упустив ни одной значимой подробности. Но факт сам по себе не важен. Главное, насколько он характерен для публицистической идеи, проблемы очерка.

Предмет

Случай типичный, классический в условиях настоящего времени. Случай, ярко характеризующий и иллюстрирующий этап социального развития.

Драматизм

Данный типичный случай является проявлением явного или скрытого конфликта (противоречия). Драматизм — присущая черта очерка.

Образ

Огромное значение в очерке имеет образ. Эмоциональный, драматический и органически насыщенный, он представляет собой «обобщение жизни и оценку жизненных явлений».

В очерке допускается художественный вымысел в рамках конкретных документальных фактов. Вымысел именно допускается, но необязателен. Также в очерке может не быть конкретного героя, если он посвящён каким-то масштабным событиям.

Основные виды очерков

За более чем 300 лет своего существования очерк не утратил своё значение. Появились новые его разновидности. Он глубоко пустил корни в современную жизнь и россыпью новых форм «расцвёл» в интернет-культуре.

Канонически очерк делится на 3 вида:

  • портретный – рассказывает о судьбе человека в контексте его эпохи и окружения;
  • путевой – описывает дорожные впечатления;
  • проблемный – затрагивает острые социальные вопросы, выбранные автором для обсуждения и разрешения.

Существуют также очерк-расследование, репортажный, исторический, философский, краеведческий, мемуарный, судебный очерк и другие.

Примеры портретного очерка

В портретном очерке соединены известные нам типы речи: повествование о жизни человека, описание его внешности, рассуждение о принципах и позиции того, кто занимается какой-либо профессиональной деятельностью.

Портретный очерк отца

Его имя — Степан Алексеевич Гуровский. Он был известный учёный, на его лекции сбегались толпы… Но я пишу не об учёном, которого лучше, чем я, знают друзья и ученики, я пишу о своем отце и о той культуре отцовства, которой он обладал.

Такова была наша семейная традиция: воспитанием детей руководил мужчина. Правильно это или нет — не знаю. Но так сложилось. И для меня главным лицом всегда был отец.

Сколько себя помню, отец всегда работал. Зимой, когда я вставала впотьмах, у него давно горел свет — он сидел за столом. Или его уже не было: ушёл в университет читать лекции. Я завтракала сама и шла в школу с сознанием, что тоже иду на работу.

Постепенно я стала понимать, что он пишет с раннего утра за своим письменным столом. Про «Недоросль», про Крылова и Державина. О литературе XVIII века. Вот почему на его полках столько старых книг, которые мне разрешается трогать с непременным условием ставить на то же место.

Книги свои он любил самозабвенно. Я имела право их читать, но ни я, ни мать не допускались к священнодействию: отец всегда сам чистил книги. Два раза в год он с утра влезал на лестницу с влажной тряпкой и бережно протирал каждую книжечку.

Мы жили в деревянном доме. В комнатах печи были старинные, изразцовые: у меня голубая, у него — зелёная. Отец топил эти печи, сам чистил дымоходы. Когда я лезла за ним в трубу, он не отгонял, только просил переодеться. Он всё умел…

Отец чтил понятие дома, семьи. Семья — это был праздник. Дом вела, конечно, мать. Отец любил всё, что делала мать, и радостно подчинялся ей.

Я любила его без памяти — как отца. Но, кроме того, он был для меня идеалом мужчины. Знаю: он был некрасив, но понимаю женщин, которые до сих пор утверждают, будто он был красивый: это ученицы, те, кто видел его в работе. Он научил меня чувствовать себя женщиной: подвигал стул, всегда пропускал в дверь впереди себя; не помню ни разу, чтобы я, вернувшись из отъезда, не нашла у себя в комнате цветов…

Не было темы, которой бы он избегал в разговорах со мной. Раз или два в месяц он проводил со мной целый вечер — читал вслух. До сих пор я слышу его голос, когда перечитываю «Полтаву», «Медного всадника», «Горе от ума»… — да, наверно, почти всю русскую классику.

Он вообще меня не воспитывал. Не помню ни одного нравоучения, выговора, никаких нотаций. Он сердился на меня, как сердятся на равного человека. И он не прятал от меня своей жизни — наоборот, вводил, втягивал в неё, заражал меня своей жизнью. В детстве я была этим счастлива.

Отец был самый сильный, самый умный, самый мужественный из всех мужчин. Теперь, прочитав его письма друзьям, я знаю, как нелегко, иногда страшно и одиноко ему бывало, как он хватался за любую работу, чтобы мы не испытывали лишений. Тогда я этого не видела. Он был центром мира, вокруг него кипели люди, всем было с ним интересно, всем он был нужен, всем помогал.

Портретный очерк классного руководителя

В этом очерке речь пойдет о моем классном руководителе — Смоленко Татьяне Афанасьевне. Руководство над нашим классом она взяла в сентябре 2019 года. Педагогический стаж у нее 25 лет, 7 из них в нашей школе.

Татьяна Афанасьевна родилась и выросла в Украине, далее окончила Государственный педагогический институт в городе Санкт-Петербург.

Родители у нее оба работают в нефтяной сфере. Почему же она не пошла по их стопам? По ее словам, она очень любит детей, и обучать их для нее одно удовольствие. В первую школу ее пригласила работать Гурченова Анна Евгеньевна, на данный момент они лучшие подруги.

У Татьяны Афанасьевны очень запоминающаяся внешность: высокая, среднего телосложения, с короткими волосами, которые всегда уложены, карие глаза.

Она открыта людям, также чувствительна и ранима. Характер у нее заводной, сама себя она называет «массовик-затейник». У нее даже есть традиция: из года в год она вместе со своим классом ходит в поход и устраивает пикник.

Напоследок хочу признаться, что она самый классный классный руководитель, под руководство которого я попадала!

Таким образом, портретный очерк – это жанр публицистики, обращённый к личности человека, рассказывающий о деятельности человека, его жизни и взглядах.

Художественные особенности

Художественная литература отличается от любой другой многим, но можно выделить два самых важных признака:

  • Художественный образ — без него ни одно произведение не может называться художественным. Причём это касается не только литературы, но и изобразительного искусства. Художественный образ – это образ реальности, творчески осмысленно и переработанной художником (писателем, в том числе). В нём сочетается вымысел и жизненность, эмоциональность и отношение автора. То есть художественный образ — это всегда часть реальности, преобразованная автором.
  • Художественное слово (стиль) — это особая подача информации, которая отличается от простого описания событий, повествование строится таким образом, чтобы читатель не просто узнал (со слов автора), что происходило с героем или миром, а почувствовал это, понял, пережил вместе с героем его беды и радости.

Вот в очерке всё это может быть, или не быть, или присутствовать в той или иной мере. Обычный публицистический очерк по степени художественности отличается от хорошего рассказа, как карта отличается от пейзажа.

Но отличие очерка от рассказа, то есть от безусловно художественного произведения, не только в этом:

  • Рассказ имеет чёткую структуру, а для очерка характерна свободная композиция.
  • В рассказе должен быть какой-то конфликт, который является двигателем сюжета. В очерке он необязателен.
  • В рассказе всегда присутствует завершённая сюжетная линия. В очерке её чаще всего нет, как нет и самого сюжета.

Как видите, различий, хоть и много, но чёткой грани между очерком и рассказом нет.

Композиция очерка

В очерке вымысел играет значительно меньшую роль, чем в других жанрах. Типизация в очерке достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных для явления черт. Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и композиционное его построение

Типы композиции очерка 

Событийная композиция

·         Завязка

·         Развитие действия

·         Кульминация

·         Развязка

Логическая композиция

·         Авторское рассуждение

·         Аргумент тезиса

·         Ассоциация по сходству или по контрасту

Эссеистическая композиция

·         Ассоциации

·         Резкие переходы от одного предмета речи к другому

·         Вывод

В очерке может совсем отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор-очеркист часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость.

Как написать очерк?

Работа над очерком требует творческого подхода и изучения материала, чтобы показать точный и увлекательный взгляд на тему. Подобные статьи отличаются от типичных новостных заметок тем, что они часто написаны в другом стиле, а также содержат больше подробностей и описаний, не ограничиваясь изложением объективных фактов.

Очерк потребует значительных усилий на подготовку, изучение материалов и работу над текстом, но при должном подходе вы получите возможность реализовать свой творческий взгляд на тему, которая вас увлекает, а также отточить свое писательские навыки!

  1. Найдите захватывающую историю. Читайте новости и общайтесь с людьми, чтобы находить интересные сюжеты. Подумайте, какие необычные события происходят в настоящий момент и как можно поведать такую историю в оригинальной манере.
  2. Исследуйте тему. Собирайте справочную информацию, чтобы определить оптимальный взгляд на сюжет и круг лиц, с которыми следует поговорить. Искать информацию в интернете удобно, но это ограниченный подход. Также следует изучить книги, чтобы глубоко разобраться в смежных вопросах. Для исторической статьи может потребоваться заглянуть в архив.
  3. Выберите тип очерка. Существует несколько вариантов, которые зависят от предмета изучения. Рассмотрите такие примеры:
  • Общественный интерес. Часто очерк описывает влияние определенной ситуации на людей. В этом случае внимание сосредоточено на одном человеке или группе людей.
  • Профиль. Такой очерк ставит в центр внимания характер или образ жизни конкретного человека. Подобные материалы позволяют читателю заглянуть в чужую жизнь. Часто такие статьи посвящены знаменитостям и другим публичным фигурам.
  • Обучающий очерк. Такие статьи объясняют, как выполнять определенные действия. Нередко автор пишет о своем опыте изучения предмета (например, как испечь свадебный торт).
  • Исторический очерк. Очерки, посвященные историческим событиям и процессам, являются частым гостем газетных страниц. Они также позволяют сопоставить прошлое и настоящее, помочь читателю ощутить связь с общей историей.
  • Сезонный очерк. Некоторые очерки лучше всего писать в конкретное время года, например, в начале летнего сезона отпусков или во время зимних праздников.
  1. За кулисами. Такие статьи позволяют читателю стать свидетелем необычного процесса, дела или события. Они знакомят аудиторию с деталями, которые обычно не разглашаются и скрыты от широкой публики.
  2. Определите целевую аудиторию. При размышлении над идеями для истории следует подумать, кто будет читать ваш очерк. Задайте себе такие вопросы, как «Кто мои читатели?» и «Под каким углом история будет интересна таким читателям?». Например, можно написать профильный очерк о кондитере, но вам придется использовать разный подход в зависимости от того, кто ваши читатели: начинающие кондитеры или организаторы свадеб, которым нужно купить лучший свадебный торт.
  3. Учитывайте тип издания, для которого вы пишете статью. Если вы пишете для журнала или блога, который посвящен конкретной теме вроде садоводства, вам наверняка учесть это в своей статье. С другой стороны, газеты рассчитаны на более широкий круг читателей и публикуют материалы на самые разные темы.

Очерк не обязательно должен отличаться позитивностью. Не надо обходить острые углы, боясь не понравиться большинству. Главное, всё должно иметь чёткую и ясную аргументацию.

Тезисы по написанию очерка 

В очерке

изображены достоверные события и факты реальной жизни

Рассказчик

свободно объединяет отдельные сцены и детали в целостное произведение

Очерк

отличается свободной композицией

Автор-очеркист

может ограничиться и бессвязным внешним образом, но «дышащими одного мыслью картинами»…

Очерки

бывают документальными (или публицистическими и художественными)

В документальном очерке

очеркист даёт оценку реальным явлениям жизни

Раз уж вы высказываете своё мнение по упомянутой проблеме, то будьте искренними. Если вы не согласны, значит, вы действительно не согласны. Если вы сами ещё не разобрались, то не стоит этого скрывать.

Часто действительно нельзя сформулировать определённую позицию. Раскрывайте проблему во всём спектре красок, смотрите на неё под разными углами, делитесь своим мнением и не навязывайте его остальным.

Кого почитать и кем вдохновиться

Если вы ищете способ создать отличный очерк, примеры лучше всего искать у А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.И. Куприна, В.Г. Короленко, М. Горького, Е.И. Замятина. В данном жанре работали не только прозаики, но и поэты.

У М. И. Цветаевой есть замечательный путевой очерк «Вольный проезд до станции Усмань» о поездке за продуктами в Тамбовскую губернию в страшные для России предреволюционные годы.

Мемуарная очеркистика И.А. Бродского до сих пор цитируется как эталон жанра. Поэт стал лауреатом «Нобелевской премии», на церемонии награждения он блестяще произнёс слово о поэзии, написанное в жанре очерка.

Достаточно взглянуть на этимологию слова, чтобы понять, что очерк – это описание. Описание событий, случая из жизни какого-то человека, истории чего-то. Это описание может быть разной степени художественности. Чем более художественным является описание, тем ближе очерк к рассказу.

Некоторые очерки, особенно русских классиков XIX века, воспринимаются как рассказы. Например, «Записки охотника» И. А. Тургенева или «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского. А вот большинство произведений В. А. Гиляровского — это больше публицистика, несмотря на великолепный литературный язык.

Читайте также: Опера – определение и какие особенности жанра.

Таким образом, очерк – литературно-публицистический жанр литературы, в котором описываются реальные люди и события. Поэтому основной признак этого жанра — писание с натуры.

Источники:

  • Журбина Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. — М.: Мысль, 1969. — 399 с.
  • История русской журналистики XVIII-XIX веков / В. Г. Березина, А. Г. Дементьев, Б. И. Есин и др.; Под ред. проф. А. В. Западова. — 2‑е изд., испр. и доп. — М.: Высш. школа, 1966. — С. 56—65. — 544, Библиогр.: с. 539—542 с.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X;
  • Панцерев К. А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра: диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.10 / С.-Петерб. гос. ун‑т. — РГБ — Шифры: д11872–05. — СПб., 2004.
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.

       

ОЧЕРК — литературный жанр, отличительным признаком к-рого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе О. как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак О. — писание с натуры. В других литературных жанрах типизация создается путем обобщения отвлекаемых автором характерных черт множества единичных явлений; типическое конструируется здесь при помощи вымысла, фантазии, опирающихся на наблюдения этих явлений. В очерке вымысел играет значительно меньшую роль, чем в других жанрах. Типизация в О. достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных для явления черт. Из описательного по преимуществу характера О. вытекает и композиционное его построение. В О. может совсем отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор О. часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость. Не связанный необходимостью наглядно, в образной форме показывать развитие действия, автор О. чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица. Это дает очеркисту возможность более свободной группировки материала, возможность многообразных сопоставлений, аналогий и пр. В О. гораздо большее значение, чем напр. в рассказе, имеют публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статистический материал. Язык О. в большей мере, чем язык любого другого литературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного. Черты О. как жанра не остаются постоянными. В разные исторические периоды и у разных классов выступают и усиливаются то одни характерные стороны жанра, то другие; меняется само положение О. среди прочих жанров. О. встречается в истории литературы в самые разнообразные эпохи. Но в определенное время О. получает особенно важное значение, выдвигаясь на передний план лит-ой жизни. Это бывает прежде всего в период формирования пробуждающимся классом своей лит-ой идеологии, когда активная позиция класса требует безотлагательного вмешательства в новые жизненные условия. Те же обстоятельства обусловливают выдающееся значение О. и у класса укрепившегося, но резким поворотом истории поставленного перед необходимостью по-новому осознать мир.
       Примером приведенных выше положений могут быть иллюстрации из истории русского О. Так, расцвет О. в новой русской литературе мы наблюдаем в годы промышленного роста, когда обостряется капитализация определенных кругов дворянства и крепнет буржуазия (1840-е гг.), в годы бурного подъема революционно-демократического (революционно-крестьянского) движения (1860—1870-е гг.) и в эпоху диктатуры пролетариата.
       О. 1840-х гг. носили название «физиологических очерков» (см.). «Физиологические очерки» оформились под влиянием французских буржуазных «физиологических очерков», среди которых особенным успехом пользовались выпуски, объединенные заглавием «Les francais peints par eux memes», P., 1839—1842. Многие французские «физиологические очерки» переводились и переиздавались на русский яз. («Физиология» Бальзака, «Физиология любителя наслаждений» Джемса Руссо, 1843, и мн. др.). Из оригинальных русских «физиологических очерков» наиболее интересны сборники «Наши, списанные с натуры русскими», 1841 (составлен. Башуцким), «Физиология Петербурга», 2 чч., 1844—1845 (ред. Некрасова), «Очерки русских нравов, или лицевая сторона и изнанка рода человеческого», 6 вып., 1843 (Булгарина), «Повести, сказки и рассказы» Казака Луганского, 4 чч., 1846. В буржуазном журнале «Финский вестник» (1845—1847) был организован специальный отдел «Нравоописатель», где из номера в номер печатались «физиологические очерки». «Физиологические очерки» стали в 40-е гг. значительным явлением в разных классовых лит-pax: либерально-дворянской (Башуцкий, Григорович, Тургенев и другие), буржуазной (Булгарин и другие), либерально-мелкобуржуазной (Даль и др.) и разночинческой, революционно-демократической (Белинский, Некрасов и др.). Героями «физиологических очерков» были почти исключительно люди «низшего звания», обитатели подвалов и окраин капиталистического города, впервые становившиеся объектом художественного познания в большой лит-pe. При всем различии подхода к своей теме у писателей каждой из указанных классовых групп «физиологические очерки» ставят в центре внимания профессионально-бытовую характеристику социального типа. Стремление воспроизвести тип с натуры, уловить профессиональную диференциацию, которая становилась характерным выражением разделения труда развивавшегося товарного хозяйства, — такова была основная установка «физиологического очерка». В статье «Русская литература в 1845 г.» Белинский признает «физиологический очерк» В. И. Луганского (В. И. Даля) «Денщик» одним из «капитальных произведений русской литературы»: «В физиологических очерках лиц разных сословий он (Луганский) — истинный поэт, потому что умеет лицо типическое сделать представителем сословия, возвести его в идеал не в пошлом и глупом значении этого слова, т. е. не в смысле украшения действительности, а в истинном его смысле — воспроизведения действительности во всей ее истине. Колбасники и бородачи , Дворник и Денщик — образцовые произведения в своем роде, тайну к-рых так глубоко постиг В. И. Луганский». Н. В. Гоголь в письме к П. А. Плетневу так характеризует В. И. Даля как автора «физиологических очерков»: «Он не поэт, не владеет искусством вымысла, не имеет даже стремления производить творческие создания; он видит всюду дело и глядит на всякую вещь с ее дельной стороны… Все у него правда и взято так, как есть в природе. Ему стоит, не прибегая к завязке ни к развязке, над к-рыми так ломает голову романист, взять любой случай, случившийся в русской земле… чтобы вышла сама собой наизанимательнейшая повесть… Его сочинения — живая и верная статистика России…» (письма Гоголя). «Физиологические очерки» буржуазии и либеральной мелкой буржуазии давали тщательное описание; обилие подробностей, сравнительную бесстрастность по отношению к излагаемому, заключавшую в себе принятие как должного существующих социальных противоречий. Дворянские «физиологические очерки» отличались от прочих прежде всего тематически: помимо городских «низов» внимание барина приковывал и крестьянин. В отличие от буржуазных «физиологических очерков» дворянские беднее по материалу, больше внимания уделяют психологии характеризуемых типов и крепко пропитаны сентиментальной идеализацией их. Классическим образцом дворянской идеализации являются «Записки охотника» Тургенева. Тургенев идеализировал мужика и доказывал в своих О. тождество морально-психологической природы помещика и крестьянина. Революционно-демократические разночинческие «физиологические очерки» отличались резким подчеркиванием социального положения изображаемых низов. «Воспроизведение действительности во всей ее истине» (Белинский), направленное против безразличного описательста буржуазных «физиологических очерков» и против очерков дворянских, сентиментально идеализирующих, было основным принципом революционно-демократических физиологий. «Физиологические очерки» имели большое значение в истории русской литературы как один из важнейших жанров натуральной школы (см.).
       Просветительский О. получил особенно большое значение в литературе 60—70-х гг. Решетников, Левитов, Н. Успенский значительную часть своего творчества отдали О. В отличие от дворянских и буржуазных О. предыдущей поры просветительские О. 60—70-х гг. давали более богатый фактический материал и значительно более правильную обрисовку социального положения эксплоатируемых низов, прежде всего крестьянина. Очерковая лит-pa заняла в 60—70-е гг. положение опасного конкурента господствующей дворянско-буржуазной литературы, стоявшей по художественной культуре, легко доступной господствующим классам, гораздо выше О. Это значение очерковой литературы и ее авторов признавалось даже врагами революционной демократии. Достоевский писал Страхову в 1871 об одном из очеркистов того времени: «Нового слова, заменяющего помещичье, еще не было, да и некогда. Решетниковы ничего не сказали, но все-таки Решетниковы выражают мысль о необходимости чего-то нового в художественном слове, но уже не помещичьего, — хотя и выражают в безобразном виде». В устах Достоевского знаменательно это относительное признание сил Решетникова, хотя оно и высказано с вполне понятным враждебным отношением к писателю, примыкающему к революционной демократии. На громадное значение О. как жанра, наиболее пригодного для правдивого показа новых социальных слоев, указывала и передовая критика. Шелгунов в статье «Народный реализм в литературе» критиковал стремление того же Решетникова перейти от очерков к роману: «Не было ли бы лучше дать ряд монографий вроде жизни рабочих на соляных варницах, на заводах, на железных дорогах, жизнь людей подвальных этажей и петербургского Никольского рынка, но все это в подробных специальных картинах. Чем такая галерея монографий хуже эпизодических картин на те же темы, связанных в один сюжетный роман, в к-ром для интереса и ради уступки традиции впущена общей связью Пелагея Прохоровна и сердечный элемент нежной любви… Решетников слаб именно тем, что… он как бы не понял своего новаторского значения… и оставил свою роль, не разыграв ее до конца… стал на ту дорогу, по к-рой шли беллетристы высшей школы». Литература революционного народничества продолжала дальнейшую разработку О. Наиболее значительным народническим очеркистом был Глеб Успенский (см.). Либеральное народничество 80-х гг. точно так же дало большое число очерков (Златовратский, Вл. Короленко и др.), которые не имели однако того значения, как очерки революционной демократии. Революционно-демократические (просветительские и народнические) очерки не переросли в сколько-нибудь значительные повести и романы, так как крестьянская демократия не могла в то время вследствие неблагоприятных условий широко развить свою художественную культуру.
       В условиях пролетарской диктатуры и строительства социализма развитие очерка приобретает ряд существенных особенностей. Прежде всего богатство практической деятельности пролетариата, освоение новых участков действительности, перестройка отношений людей друг к другу, к труду обусловили расширение тематики очеркового творчества: Советский О. начал свое существование в первые годы восстановительного периода (очерки Л. Рейснер о гражданской войне, об Урале, Донбассе, о революционном движении на Западе, очерки М. Шагинян на производственные темы, очерки Дм. Фурманова). Живые зарисовки событий эпохи гражданской войны, путевые наблюдения — таково главное направление советского О. этого периода. Толчок в своем развитии получает О. в условиях перехода страны к социалистической реконструкции. Возникает проблемный О., посвященный вопросам восстановления производства, новому быту, собиранию кадров рабочих и т. п. Как и вся советская литература, О. многообразен в зависимости от классовой идеологии писателя-очеркиста. Так например мелкобуржуазная группа писателей «Леф» выдвинула ряд очеркистов, давших образцы очеркового творчества, в к-рых господствовало объективистское изображение, демонстрация вещей, хозяйственных процессов или утверждалось голое делячество. Индустриальные натюрморты давал Б. Кушнер. Практицизм, оперативность, передача организационно-деловой стороны процесса преобладали в очерках С. Третьякова. Эта установка очеркистов «Леф» на передачу фактов самих по себе сочеталась с игнорированием явлений классовой борьбы, с неуменьем показать человека, с приглушением своего авторского отношения к действительности. В дальнейшем развитии советского очерка узость творческой практики и теории очеркистов-лефовцев особенно становится ясной. Плеяда пролетарских очеркистов поставила темой творчества производство, строительство новых отношений в деревне. В очерках Вл. Ставского, Жиги и др. пролетарских очеркистов факты действительности подвергались обобщению, типизации, вскрывалось всемирно-историческое значение наблюденных примеров. Воздействие на читателя достигалось не только подбором красноречивых самих по себе явлений, но и партийностью освещения их. Значительную роль в развитии советского О. сыграла группа очеркистов «Комсомольской правды» — Б. Галин (кн. очерков «Переход»), Г. Киш («Исповедь молодого инженера»), З. Чаган («Сегодня»), Я. Ильин («Жители фабричного двора»). Заслуга этих очеркистов состоит в том, что в своем творчестве они поставили проблемы социалистической организации труда; обладая публицистич. темпераментом, они подняли на принципиальную высоту злободневные факты, хотя и не избежали излишней патетичности и некоторой стилизации их изображения.
       В выполнении задачи воспитания масс «на живых конкретных примерах и образцах из всех областей жизни» (Ленин) советский О. играет выдающуюся роль именно потому, что, беря материалом изображения плодотворную практику переделки действительности, он заключает в себе большую познавательно-организующую силу. Не случайно поэтому, что с каждым годом О. все более и более завоевывает для себя место в газете, в журналистике. Начиная с 1928—1929 вокруг газет «Правда», «Комсомольская правда», в целом ряде журналов (напр. «Работница») организуются группы очеркистов. В 1929 по инициативе М. Горького основан журнал «Наши достижения», целиком состоящий из О., показывающих строительство, успехи науки, техники, изобретательство.
       Связана с жанром очерка работа по истории заводов. Не случайно одна из первых книг, вышедших в серии истории заводов, — «Люди Сталинградского тракторного» — написана бывшими комсомольскими очеркистами Я. Ильиным и Б. Галиным.
       В связи с тем, что лит-pa в условиях пролетарской диктатуры становится делом широких масс, О. играет в советской литературе особо значительную роль. Многие начинающие писатели используют жанр О. в первых своих литературных опытах. Так, призыв ударников в литературу дал большие результаты на очерковом фронте (очерки Тарасевича, Салова, Михайлова и др.). Очерки Жиги «Думы рабочих», «Новые рабочие» развернулись из рабкоровских заметок. Глубокое знание рабочего быта, внимание к изменениям, происходящим в быту и в психике рабочего, делают, по словам М. Горького, очерки Жиги «живой книжкой».
       При всех своих положительных качествах советский О. еще не свободен от недостатков. Сковывает очерковое творчество еще сравнительно низкий культурный уровень многих очеркистов. Особые свойства очеркового жанра, широкая возможность включения в О. разнообразных явлений по смежности, широкий простор, который представляет О. для сравнений и ассоциаций, не использованы по-настоящему. Советский О. зачастую излишне локален, ограничен непосредственно наблюдаемыми событиями, поверхностен, автор не всегда справляется с задачей обогатить изображаемое сопоставлениями. Не всегда удовлетворителен яз. советских О., подчас наблюдается подчиненность очеркиста яз. протоколов и резолюций, в результате чего изображаемое живое явление обесцвечивается. Но советская литература имеет и образцы очеркового творчества (очерки таких писателей, как М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, М. С. Шагинян и др.).
       Развитие советского О., его разнообразие вызвали разные оценки и споры о месте О. в художественной лит-pe. Дискуссия по этому вопросу широко развернулась в 1928—1929 между «Лефом» и марксистской критикой. Возражая против недооценки очерка, против отношения к нему как к «низшему» художественному жанру, имеющему только агитационно-пропагандистское значение, — точка зрения, в к-рой сказались предрассудки барства буржуазных теоретиков-эстетов, — «Леф» своевременно выступил за культуру О. Но лефовцы неверно истолковывали О., противопоставляя его всем другим жанрам художественной литературы, считая «литературу факта» господствующим типом советской литературы. Проведенное в плане подготовки к всесоюзному съезду писателей совещание очеркистов (июнь 1934) показало огромное значение О. на современном этапе соц. строительства. Очерк завоевал себе почетное место не только в центральной прессе, но и в газетах и изданиях краев, областей, районов.
       Являясь одним из жанров советской литературы О., как и вся советская лит-pa в целом, своими особыми средствами — показом характерных явлений, типических изменений психики людей — решает задачу создания стиля социалистического реализма.Библиография:
«Литература факта», Сборник материалов работников «Лефа», изд. «Федерация», М., 1929; Эльсберг Ж., Проблемы очерка, «Октябрь», 1931, II (История развития очерковой литературы); Корабельников Г., За писателя — пролетарского революционера, «Октябрь», 1931, III (Выступление на Всероссийском производственном совещании очеркистов РАПП); Галин Б., За действенность очерка, «На литературном посту», 1931, IV; Ставский В., Об очерке и очеркистах, «На литературном посту», 1931, IV; Об итогах производственного совещания очеркистов, «На литературном посту», 1931, X (Резолюция секретариата РАПП); Никольский А., За боевой большевистский очерк, «Ленинград», 1931, XII; Потапов Н., Рабочий очерк в литературе, «Журналист», 1931, XXIII; Перцов В., Писатель на производстве. Опыт постановки вопроса, изд. «Федерация», М., 1931; Лузгин Мих., За боевой художественный очерк, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1931 (обработанные стенограммы докладов и выступлений автора на рапповских пленумах и производственном совещании писателей-очеркистов; ср. отзыв Плиско Н., «Марксистско-ленинское искусствознание», 1932, III); Бобрышев В., Об очерке (Проблема очерка), «Наши достижения», 1932, VIII; Мазурин Б., Очеркист прошлого столетия, «На литературном посту», 1932, № 13—14; Михайлова А., Перестроились ли наши писатели?, «Перелом», 1932, IV; Перцов В., Человек в техническом очерке, «Октябрь», 1932, IX.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.

1929—1939.

  • Очерк человека пример сочинения
  • Очерк сочинение как писать
  • Очерк роман рассказ сюжет повесть что лишнее
  • Очерк паустовского сказки пушкина 3 класс читать
  • Очерк паустовский сказки пушкина