Очерк и рассказ отличия

Литературные жанры, несмотря на обилие характеризующих черт, не имеют строго и четко указанных границ. Творческий процесс даже эти пунктирные линии то игнорирует, а то и самоуверенно стирает. Иной раз определить, чем отличается очерк от рассказа или эссе, практически невозможно: Тургенев свои «Записки охотника» написал больше века назад, а литературоведы до сих пор спорят о жанре.

Содержание статьи

  • Определение
  • Сравнение
  • Таблица

Определение

Рассказ – жанр малой повествовательной прозы, характеризуемый небольшим объемом, ограниченным количеством персонажей и единственной сюжетной линией. Имеет, как правило, строгую композицию.

Литературный очерк считается подвидом рассказа и часто противопоставляется новелле. Характеризуется отсутствием острого конфликта и масштабной описательностью, а также широким спектром используемых изобразительных художественных средств.

С развитием периодической печати появился очерк, называемый газетным. Когда журналы стали трибуной для обсуждения социально-политических вопросов, именно в этой точке смешались художественные и публицистические жанры. Отличие очерка от рассказа в таком контексте проявляется особенно ярко.

к содержанию ↑

Сравнение

Очерк всегда характеризуется наличием четкого, выраженного авторского отношения к затронутой проблеме или героям. В рассказе же автор подчеркнуто нейтрален, а его личное мнение отражено в деталях посредством выбранных художественных средств.

Рассказ как жанр оставляет за автором право на художественный вымысел, даже если в основу сюжета ложится реальная история. Литературный очерк более документален, его персонажи взаимодействуют с писателем в жизни. Очерк публицистический подразумевает минимум отступлений от фактического материала. Новеллист может пересказывать события со слов третьего лица, очеркист же говорит только о том (или о тех), чему был свидетелем лично.

Композиция и художественного, и публицистического очерков может быть свободной в той мере, в какой позволяет это идея автора. Рассказ же имеет четкую структуру в соответствии с одним из типов. Так, О. Генри в новеллах предпочитал шарнирную (по классификации Веллера), когда определяющее кульминацию событие из текста изымается и раскрывается лишь в финале. Любой очерк носит больше повествовательно-описательный характер, тогда как в рассказе обязательно наличие динамичного сюжета. Художественный очерк может такового вообще не иметь: подобным образом, к примеру, выстраиваются бытописания и нравописания.

Рассказ может охватывать значительный временной период, произвольно прерывать его, включать описания прошлых событий. Для очерка характерно сосредоточение внимания на небольшом временном отрезке. Место действия в рассказе может быть условным или постоянно меняться, следуя сюжету, очерк же локально ограничен.

Некоторые исследователи в процессе определения, в чем разница между очерком и рассказом, ошибочно наделяют образы первого конкретикой, второго – типизацией. Это мнение основано на отношениях жанра с документальной базой. На самом деле типичны как раз образы художественного очерка – в ином случае повествование было бы совершенно не интересным читателю.

В рассказе авторская ставка делается на выраженный конфликт и психологизм, а перегружать сюжет деталями, справками, размышлениями и отступлениями недопустимо. Очерк позволяет писателю в этом отношении разгуляться; публицистический (в зависимости от заявленной темы) содержит элементы масштабного исследования, включает справочную и статистическую информацию, отвечает на вопросы.

Градация литературных жанров весьма условна, и потому разбираться в отличиях очерка и рассказа гораздо приятнее, их читая. Возьмите «Вечер был…» Галины Щербаковой и «Долг» Инны Руденко, «Одноэтажную Америку» Ильфа и Петрова и «Голос большого города» О. Генри – и никаких потемок теории.

к содержанию ↑

Таблица

Очерк Рассказ
Жанр на стыке художественной литературы и публицистики Жанр художественной литературы
Основывается на фактическом материале, во многом документален Допускает художественный вымысел
Выраженное авторское отношение к явлению, проблеме или персонажам Нейтральная авторская позиция
Свободная композиция Четкая структура
Отсутствие динамично развивающегося сюжета Острый конфликт, завершенная сюжетная линия
Действие локализовано, описывается короткий временной отрезок Способен охватывать значительный временной период, действие может переноситься
Может содержать справочную и статистическую информацию, большое количество деталей Детализация реализуется на уровне художественного метода

м

Очерк – это малый литературно-публицистический жанр эпического вида литературы. По сути, очерком называют разновидность рассказа, в котором, в отличие от новеллы, нет острого и быстро разрешающегося конфликта. Зато в этом жанре больше развито описательное изображение.

Очерк

В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. В таком рассказе описываются или реальные события и люди, или образы-типы (вместо личности), посвящённый злободневной теме.

Содержание

  1. История возникновения
  2. Отличительные признаки
  3. Основные виды очерков
  4. Примеры портретного очерка
  5. Художественные особенности
  6. Композиция очерка
  7. Как написать очерк?
  8. Кого почитать и кем вдохновиться

История возникновения

Очерк в качестве жанра начал развиваться в лондонских журналах 18 века. Исследователи связывают происхождение жанра с несколькими факторами.

  1. Во-первых, с возникшим интересом к нравоописательным бытовым сценам из обычной жизни.
  2. Во- вторых, с развитием литературы путешествий.

Окончательно оформился жанр очерка в 20‑е годы 20 века. Очерком стали стремиться задокументировать то или иное событие, явление. Появился акцент на документальности изображаемого. Стало модно не сочинять, а излагать факты, поэтому на основе очеркистики сформировался целый пласт новой литературы — нонфикшн.

Отличительные признаки

По своим задачам очерк тяготеет к журналистике, по форме исполнения напоминает полноценное художественное произведение (по типу новеллы).

Главная отличительная черта очерка — документальность. Это повествование, основанное на реальных фактах, но включающее осмысление и оценку их автором.

То есть очерк может быть написан о жизни конкретного художника, но содержать размышления автора о роли творчества вообще, о превратностях судьбы творческого человека и т. д. Но герой очерка – реальная личность.

Перечислим «подсказки», которые помогут понять, что перед нами очерк, а не эссе, новелла, квартальный отчёт или рассказ:

  • установка на достоверность (даже если в очерке использованы элементы фантастики, они опираются на реальные, документально подтверждённые данные);
  • наличие рассказчика или персонажа-наблюдателя, который излагает и анализирует происходящие с ним события;
  • чёткая структура;
  • единый сюжет;
  • объективность изложения материала;
  • яркий, образный язык, богатая лексика, обращающие на себя внимание риторические фигуры.

Очерк не только повествует о событии или человеке, но и, как правило, затрагивает острые социальные, политические, нравственные и другие актуальные проблемы. Но на первом месте всё же история человека или описание события.

То есть такой рассказ не пишется просто потому, что автора посетило вдохновение и захотелось написать что-то красивое, для очерка нужны основания и документальные факты.

Таблица Признаки очерка

Документализм

Надо стремиться детально представить произошедшее, не упустив ни одной значимой подробности. Но факт сам по себе не важен. Главное, насколько он характерен для публицистической идеи, проблемы очерка.

Предмет

Случай типичный, классический в условиях настоящего времени. Случай, ярко характеризующий и иллюстрирующий этап социального развития.

Драматизм

Данный типичный случай является проявлением явного или скрытого конфликта (противоречия). Драматизм — присущая черта очерка.

Образ

Огромное значение в очерке имеет образ. Эмоциональный, драматический и органически насыщенный, он представляет собой «обобщение жизни и оценку жизненных явлений».

В очерке допускается художественный вымысел в рамках конкретных документальных фактов. Вымысел именно допускается, но необязателен. Также в очерке может не быть конкретного героя, если он посвящён каким-то масштабным событиям.

Основные виды очерков

За более чем 300 лет своего существования очерк не утратил своё значение. Появились новые его разновидности. Он глубоко пустил корни в современную жизнь и россыпью новых форм «расцвёл» в интернет-культуре.

Канонически очерк делится на 3 вида:

  • портретный – рассказывает о судьбе человека в контексте его эпохи и окружения;
  • путевой – описывает дорожные впечатления;
  • проблемный – затрагивает острые социальные вопросы, выбранные автором для обсуждения и разрешения.

Существуют также очерк-расследование, репортажный, исторический, философский, краеведческий, мемуарный, судебный очерк и другие.

Примеры портретного очерка

В портретном очерке соединены известные нам типы речи: повествование о жизни человека, описание его внешности, рассуждение о принципах и позиции того, кто занимается какой-либо профессиональной деятельностью.

Портретный очерк отца

Его имя — Степан Алексеевич Гуровский. Он был известный учёный, на его лекции сбегались толпы… Но я пишу не об учёном, которого лучше, чем я, знают друзья и ученики, я пишу о своем отце и о той культуре отцовства, которой он обладал.

Такова была наша семейная традиция: воспитанием детей руководил мужчина. Правильно это или нет — не знаю. Но так сложилось. И для меня главным лицом всегда был отец.

Сколько себя помню, отец всегда работал. Зимой, когда я вставала впотьмах, у него давно горел свет — он сидел за столом. Или его уже не было: ушёл в университет читать лекции. Я завтракала сама и шла в школу с сознанием, что тоже иду на работу.

Постепенно я стала понимать, что он пишет с раннего утра за своим письменным столом. Про «Недоросль», про Крылова и Державина. О литературе XVIII века. Вот почему на его полках столько старых книг, которые мне разрешается трогать с непременным условием ставить на то же место.

Книги свои он любил самозабвенно. Я имела право их читать, но ни я, ни мать не допускались к священнодействию: отец всегда сам чистил книги. Два раза в год он с утра влезал на лестницу с влажной тряпкой и бережно протирал каждую книжечку.

Мы жили в деревянном доме. В комнатах печи были старинные, изразцовые: у меня голубая, у него — зелёная. Отец топил эти печи, сам чистил дымоходы. Когда я лезла за ним в трубу, он не отгонял, только просил переодеться. Он всё умел…

Отец чтил понятие дома, семьи. Семья — это был праздник. Дом вела, конечно, мать. Отец любил всё, что делала мать, и радостно подчинялся ей.

Я любила его без памяти — как отца. Но, кроме того, он был для меня идеалом мужчины. Знаю: он был некрасив, но понимаю женщин, которые до сих пор утверждают, будто он был красивый: это ученицы, те, кто видел его в работе. Он научил меня чувствовать себя женщиной: подвигал стул, всегда пропускал в дверь впереди себя; не помню ни разу, чтобы я, вернувшись из отъезда, не нашла у себя в комнате цветов…

Не было темы, которой бы он избегал в разговорах со мной. Раз или два в месяц он проводил со мной целый вечер — читал вслух. До сих пор я слышу его голос, когда перечитываю «Полтаву», «Медного всадника», «Горе от ума»… — да, наверно, почти всю русскую классику.

Он вообще меня не воспитывал. Не помню ни одного нравоучения, выговора, никаких нотаций. Он сердился на меня, как сердятся на равного человека. И он не прятал от меня своей жизни — наоборот, вводил, втягивал в неё, заражал меня своей жизнью. В детстве я была этим счастлива.

Отец был самый сильный, самый умный, самый мужественный из всех мужчин. Теперь, прочитав его письма друзьям, я знаю, как нелегко, иногда страшно и одиноко ему бывало, как он хватался за любую работу, чтобы мы не испытывали лишений. Тогда я этого не видела. Он был центром мира, вокруг него кипели люди, всем было с ним интересно, всем он был нужен, всем помогал.

Портретный очерк классного руководителя

В этом очерке речь пойдет о моем классном руководителе — Смоленко Татьяне Афанасьевне. Руководство над нашим классом она взяла в сентябре 2019 года. Педагогический стаж у нее 25 лет, 7 из них в нашей школе.

Татьяна Афанасьевна родилась и выросла в Украине, далее окончила Государственный педагогический институт в городе Санкт-Петербург.

Родители у нее оба работают в нефтяной сфере. Почему же она не пошла по их стопам? По ее словам, она очень любит детей, и обучать их для нее одно удовольствие. В первую школу ее пригласила работать Гурченова Анна Евгеньевна, на данный момент они лучшие подруги.

У Татьяны Афанасьевны очень запоминающаяся внешность: высокая, среднего телосложения, с короткими волосами, которые всегда уложены, карие глаза.

Она открыта людям, также чувствительна и ранима. Характер у нее заводной, сама себя она называет «массовик-затейник». У нее даже есть традиция: из года в год она вместе со своим классом ходит в поход и устраивает пикник.

Напоследок хочу признаться, что она самый классный классный руководитель, под руководство которого я попадала!

Таким образом, портретный очерк – это жанр публицистики, обращённый к личности человека, рассказывающий о деятельности человека, его жизни и взглядах.

Художественные особенности

Художественная литература отличается от любой другой многим, но можно выделить два самых важных признака:

  • Художественный образ — без него ни одно произведение не может называться художественным. Причём это касается не только литературы, но и изобразительного искусства. Художественный образ – это образ реальности, творчески осмысленно и переработанной художником (писателем, в том числе). В нём сочетается вымысел и жизненность, эмоциональность и отношение автора. То есть художественный образ — это всегда часть реальности, преобразованная автором.
  • Художественное слово (стиль) — это особая подача информации, которая отличается от простого описания событий, повествование строится таким образом, чтобы читатель не просто узнал (со слов автора), что происходило с героем или миром, а почувствовал это, понял, пережил вместе с героем его беды и радости.

Вот в очерке всё это может быть, или не быть, или присутствовать в той или иной мере. Обычный публицистический очерк по степени художественности отличается от хорошего рассказа, как карта отличается от пейзажа.

Но отличие очерка от рассказа, то есть от безусловно художественного произведения, не только в этом:

  • Рассказ имеет чёткую структуру, а для очерка характерна свободная композиция.
  • В рассказе должен быть какой-то конфликт, который является двигателем сюжета. В очерке он необязателен.
  • В рассказе всегда присутствует завершённая сюжетная линия. В очерке её чаще всего нет, как нет и самого сюжета.

Как видите, различий, хоть и много, но чёткой грани между очерком и рассказом нет.

Композиция очерка

В очерке вымысел играет значительно меньшую роль, чем в других жанрах. Типизация в очерке достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных для явления черт. Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и композиционное его построение

Типы композиции очерка 

Событийная композиция

·         Завязка

·         Развитие действия

·         Кульминация

·         Развязка

Логическая композиция

·         Авторское рассуждение

·         Аргумент тезиса

·         Ассоциация по сходству или по контрасту

Эссеистическая композиция

·         Ассоциации

·         Резкие переходы от одного предмета речи к другому

·         Вывод

В очерке может совсем отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор-очеркист часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость.

Как написать очерк?

Работа над очерком требует творческого подхода и изучения материала, чтобы показать точный и увлекательный взгляд на тему. Подобные статьи отличаются от типичных новостных заметок тем, что они часто написаны в другом стиле, а также содержат больше подробностей и описаний, не ограничиваясь изложением объективных фактов.

Очерк потребует значительных усилий на подготовку, изучение материалов и работу над текстом, но при должном подходе вы получите возможность реализовать свой творческий взгляд на тему, которая вас увлекает, а также отточить свое писательские навыки!

  1. Найдите захватывающую историю. Читайте новости и общайтесь с людьми, чтобы находить интересные сюжеты. Подумайте, какие необычные события происходят в настоящий момент и как можно поведать такую историю в оригинальной манере.
  2. Исследуйте тему. Собирайте справочную информацию, чтобы определить оптимальный взгляд на сюжет и круг лиц, с которыми следует поговорить. Искать информацию в интернете удобно, но это ограниченный подход. Также следует изучить книги, чтобы глубоко разобраться в смежных вопросах. Для исторической статьи может потребоваться заглянуть в архив.
  3. Выберите тип очерка. Существует несколько вариантов, которые зависят от предмета изучения. Рассмотрите такие примеры:
  • Общественный интерес. Часто очерк описывает влияние определенной ситуации на людей. В этом случае внимание сосредоточено на одном человеке или группе людей.
  • Профиль. Такой очерк ставит в центр внимания характер или образ жизни конкретного человека. Подобные материалы позволяют читателю заглянуть в чужую жизнь. Часто такие статьи посвящены знаменитостям и другим публичным фигурам.
  • Обучающий очерк. Такие статьи объясняют, как выполнять определенные действия. Нередко автор пишет о своем опыте изучения предмета (например, как испечь свадебный торт).
  • Исторический очерк. Очерки, посвященные историческим событиям и процессам, являются частым гостем газетных страниц. Они также позволяют сопоставить прошлое и настоящее, помочь читателю ощутить связь с общей историей.
  • Сезонный очерк. Некоторые очерки лучше всего писать в конкретное время года, например, в начале летнего сезона отпусков или во время зимних праздников.
  1. За кулисами. Такие статьи позволяют читателю стать свидетелем необычного процесса, дела или события. Они знакомят аудиторию с деталями, которые обычно не разглашаются и скрыты от широкой публики.
  2. Определите целевую аудиторию. При размышлении над идеями для истории следует подумать, кто будет читать ваш очерк. Задайте себе такие вопросы, как «Кто мои читатели?» и «Под каким углом история будет интересна таким читателям?». Например, можно написать профильный очерк о кондитере, но вам придется использовать разный подход в зависимости от того, кто ваши читатели: начинающие кондитеры или организаторы свадеб, которым нужно купить лучший свадебный торт.
  3. Учитывайте тип издания, для которого вы пишете статью. Если вы пишете для журнала или блога, который посвящен конкретной теме вроде садоводства, вам наверняка учесть это в своей статье. С другой стороны, газеты рассчитаны на более широкий круг читателей и публикуют материалы на самые разные темы.

Очерк не обязательно должен отличаться позитивностью. Не надо обходить острые углы, боясь не понравиться большинству. Главное, всё должно иметь чёткую и ясную аргументацию.

Тезисы по написанию очерка 

В очерке

изображены достоверные события и факты реальной жизни

Рассказчик

свободно объединяет отдельные сцены и детали в целостное произведение

Очерк

отличается свободной композицией

Автор-очеркист

может ограничиться и бессвязным внешним образом, но «дышащими одного мыслью картинами»…

Очерки

бывают документальными (или публицистическими и художественными)

В документальном очерке

очеркист даёт оценку реальным явлениям жизни

Раз уж вы высказываете своё мнение по упомянутой проблеме, то будьте искренними. Если вы не согласны, значит, вы действительно не согласны. Если вы сами ещё не разобрались, то не стоит этого скрывать.

Часто действительно нельзя сформулировать определённую позицию. Раскрывайте проблему во всём спектре красок, смотрите на неё под разными углами, делитесь своим мнением и не навязывайте его остальным.

Кого почитать и кем вдохновиться

Если вы ищете способ создать отличный очерк, примеры лучше всего искать у А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.И. Куприна, В.Г. Короленко, М. Горького, Е.И. Замятина. В данном жанре работали не только прозаики, но и поэты.

У М. И. Цветаевой есть замечательный путевой очерк «Вольный проезд до станции Усмань» о поездке за продуктами в Тамбовскую губернию в страшные для России предреволюционные годы.

Мемуарная очеркистика И.А. Бродского до сих пор цитируется как эталон жанра. Поэт стал лауреатом «Нобелевской премии», на церемонии награждения он блестяще произнёс слово о поэзии, написанное в жанре очерка.

Достаточно взглянуть на этимологию слова, чтобы понять, что очерк – это описание. Описание событий, случая из жизни какого-то человека, истории чего-то. Это описание может быть разной степени художественности. Чем более художественным является описание, тем ближе очерк к рассказу.

Некоторые очерки, особенно русских классиков XIX века, воспринимаются как рассказы. Например, «Записки охотника» И. А. Тургенева или «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского. А вот большинство произведений В. А. Гиляровского — это больше публицистика, несмотря на великолепный литературный язык.

Читайте также: Опера – определение и какие особенности жанра.

Таким образом, очерк – литературно-публицистический жанр литературы, в котором описываются реальные люди и события. Поэтому основной признак этого жанра — писание с натуры.

Источники:

  • Журбина Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. — М.: Мысль, 1969. — 399 с.
  • История русской журналистики XVIII-XIX веков / В. Г. Березина, А. Г. Дементьев, Б. И. Есин и др.; Под ред. проф. А. В. Западова. — 2‑е изд., испр. и доп. — М.: Высш. школа, 1966. — С. 56—65. — 544, Библиогр.: с. 539—542 с.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X;
  • Панцерев К. А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра: диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.10 / С.-Петерб. гос. ун‑т. — РГБ — Шифры: д11872–05. — СПб., 2004.
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБЩНОСТЬ И ТОЖДЕСТВО ЖАНРА ОЧЕРК С РАССКАЗОМ Жусуева С.К. Email: Jusueva1791@scientifictext.ru

Жусуева Сюта Калмаматовна — старший преподаватель, кафедра кыргызской филологии, Кыргызско-Узбекский университет, г. Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассмотрены специфические особенности жанра очерк, как тождественного рассказу художественно-публицистического произведения, анализируются пути формирования данного жанра в профессиональной кыргызской литературе. Исследованы художественные и публицистические особенности очерка, его общность и различие с рассказом. Основываясь на жанровой природе очерка в литературе, определено, что очерк есть типизация события, написанная в художественном стиле, без видимых украшений, рассказ — о настоящих проблемах, с участием живых типических образов.

Ключевые слова: очерк, художественный стиль, публицистичность, образность, главный предмет, композиция, авторская идея, жанровая специфика.

GENERALITY AND IDENTITY OF ESSAY GENRE WITH STORY

Jusueva S-К.

Jusueva Syuta Kalmamatovna — senior lecturer, DEPARTMENT OF KYRGYZ PHILOLOGY, KYRGYZ-UZBEK UNIVERSITY, OSH, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN

Abstract: this article is deals with the subject genre of the essay as an identical story piece of art and analyzes the formation of the genre of essay in the professional Kyrgyz literature. The article is investigated belles-letters and journalistic features of the essay and its generality and differences with stories. It based on genres nature of essay in literature and it was defined that essay is a types of events which written in belles-lettres style, effortless embellish, story of real problems taking part in vivid typical images.

Keywords: essay, belles-lettres style, journalistic, imagery, main item, composition, authors idea, genre’s feature.

УДК: 894.2.341:82-3/-9(575.2)(04)

Как и все жанры литературы, виды искусства, очерк имеет свой главный предмет: это показать человека и его жизнь, описать портрет героя сегодняшнего дня в различных жизненных обстоятельствах. Очеркист обязан создать произведение, способное оказать на читателя сильное воспитательно- познавательное воздействие, отойдя от простых восхвалений, реально, жизненными фактами описать характер героя, его работу, судьбу, конкретно показать его труд и отношение. В свое время художник слова М. Горький отмечал: «Самое главное, важное для нас — это необходимость создания легких в понимании, обоснованные достоверными фактами, очерк и публицистика. Что бы мы не писали, стержнем этих произведений всегда должны быть живые люди». Таким образом, главный предмет очерка человек, человек как носитель событий ставится на первый план [3]. Значит, создание образа нового человека, являющегося предметом художественного наблюдения, отражение острой проблемы дня и описание истории какой-либо страны живыми сведениями определяет специфические обязанности жанра очерк.

Итак, очерк — дважды боевой жанр: «Несет ответственность», с одной стороны, по законам художественных произведений, с другой — публицистики и научных произведений. Его особенность и ценность заключается именно, в этом. Очерк располагает лаконичностью, типизацией образов, эстетическим оцениванием, имеет своеобразное сюжетное и композиционное строение, языковую и стилистическую особенность.

Проблемы различия очерка и рассказа являются спорными и интересуют многих ученых-литературоведов. «Способный тягаться с разведкой» (В. Овечкин), «возникший на стыке рассказа и исследования» (М. Горький). Были случаи, когда литературоведы в определении жанровой природы очерка, имея разные точки зрения, оказывались по обе стороны баррикады.

Проблема заключается в том, какое качество очерка — художественность или публицистичность, является руководящей. Эти качества: «смешение природы образа с жизненными фактами» Касыбеков), дополняя друг друга, повышают художественную ценность очерка, умножают его значимость. Исследователь или литературовед, обратившийся к жанровой природе очерка, не может не столкнуться с данной проблемой.

В 1928 — 1929 годы в журнале «Наши достижения» шли горячие обсуждения о жанровой специфике очерка. В 1934 году В. Бобрышев опубликовал большую статью «Очерк большая литература», в ней он ставил вопросы о «различии очерка и рассказа, о необходимости сюжета и фантазии, как спаять художественную поэтику с цифрой и фактами, что такое публицистичность и оперативность?» Основатель теории и практики очерка в советской литературе, М. Горький, определил, что очерк есть «художественное произведение, но отличающееся припаянностью к публицистике, о близости очерков рассказам у некоторых очеркистов», «очерк имеет полноценную художественную ценность, в то же время это жанр, отвечающий требованиям времени», «очерк с одной стороны примыкает к публицистике, с другой — рассказу, особый жанр, неспособный заменить ни рассказ, ни публицистику». В 1950 -60 годы данный вопрос снова поднимается среди прозаиков, литературоведов и критиков: «если считать очерк публицистикой, можно ли публицистику назвать художественным произведением, как различать очерк и рассказ?» [4]. Вокруг таких вопросов шли спорные толкования. Если большинство значение очерка сводило к публицистике, то некоторые считали художественным произведением, приблизив рассказу.

Ю. Суровцев в статье «Очерк — это публицистика», опубликованной 25 апреля 1958 года в «Литературной газете» выразил мнение: «Очерк — это или просто публицистика, или художественная публицистика, но все равно публицистика». А те, кто считает очерк «художественным произведением», в целях утверждения своих мыслей, приводят в качестве примеров художественные очерки великих русских писателей Короленко Г., Успенского, Салтыкова-Щедрина, Горького, Серафимовича и др. [4].

Если ученый — литературовед А. Эркебаев не считает очерк малым жанром, то К. Асаналиев придерживается мнения, что «очерк нельзя понимать как жанр, состоящий из списка сухих фактов, это вид высокого искусства, показывающий содержание жизненных обстоятельств». Итак, остановимся на сочетании художественности и публицистичности: художественность — специфический признак творческих произведений, форма красоты в искусстве, высокое представление эстетики. Художественность, в широком смысле слова -в отличии от форм общественного сознания, образное, художественное отражение действительности в искусстве. Нет искусства без художественности. Основной и главный источник художественности — показ жизненных проявлений в образной форме, и возможность донести свои мысли и чувства в этом направлении.

Публицистичность — это не специальный жанр вроде публицистики, просто отражение внутри художественного произведения проблемных вопросов времени, острых проблем общественной жизни Публицистика (лат. — общественный) — дневник в литературе, особый острый жанр, написанный силой художественного слова, направленный против общественно-политических, актуальных проблем времени [1]. Таким образом, если подытожить точки зрения ученых о своеобразии жанровой специфики очерка, то очерк — последовательное повествование событий с участием типичных, живых образов, написанное в художественном стиле, свободно использующий художественные языковые средства, выявляющий злободневные вопросы времени. Характерные различия очерка и рассказа в следующем: рассказ как очерк не показывает конкретное событие, конкретного человека (героя), а показывает типы людей и событий такого рода. Иначе говоря, рассказ создается не на основе документальной действительности, а на основе авторского вымысла. Это не значит, что рассказ не имеет правдивых истоков. Авторский вымысел является представлением известных жизненных событий, действительности. При создании рассказа автор выбирает те общие качества событий и героев, которые принадлежат всем и типизирует их. А в очерке и герой и событие — известное проявление конкретной действительности. Например, если очеркист пишет о шахтере, то шахтер — это человек, работающий на шахте, обладающий определенными чертами характера, мыслями. Иначе говоря, очерк имеет свой точный адрес. Общее между рассказом и короткими повестями заключается в следующем: и очерк и рассказ как и повесть пишутся формой литературного художественного языка, и в них широко используются портретные характеристики, пейзажные описания, психологизм. Схема построения как у рассказа: имеет экспозицию, завязку, кульминацию, развязку. Если в рассказе линия построения образа длится от начала произведения до его конца, в очерке то же самое, хотя даже построение образа здесь ставится на первое место [2]. В

прозаических произведениях известные образы людей, типичные характеры, их диалектический рост рисуется силой художественного слова. Значение и содержание, идейная особенность очерков несут на себе, именно, эти обязанности. Хотя в большинстве случаев основным объектом очерка является работа человека, его назначение и достижение, известно, что он не может существовать без человека, его живого портрета. Иногда в очерке писатель, собрав несколько родственных событий, создавал характерный образ, тип. Таким образом, очерк и рассказ перекликаются, но в известной степени имеют и различия. Например, если некоторые критики объясняют эти различия документальностью очерка, то другие указывают, что это -представление современной жизни. Но и в рассказах, повестях требования дня, проблемы времени и документальные события могут быть вполне реальными.

Первые очерки не отвечали требованиям жанра, иногда они были как репортажи, возникшие из журналистских расследований. Но нельзя не упомянуть о настоящих очерках: «Украина в военные дни» Ж. Бекенбаева, «ЖизньТоктогула» К. Баялинова, «Мои предложения господину Поинтону», Т. Байжиева «^реш», А. Токомбаева, «Письмо от Бээжина», и др., очерки К. Маликова, С. Сасыкбаева, также создание замечательных путевых очерков К. Жусупова («Образы Японии», «В стране Микеланджело» и др.). Портретные очерки А. Матисакова («Лицо кыргыза — лицо Суйменкула»). Большой вклад в активизацию жанра в кыргызской литературе сыграли очерки Ч.Айтматова, затрагивающие социально-нравственные проблемы [4]. Более точнее сказать: интересные образцы очерковых произведений в кыргызской литературе стали создаваться со времен Великой Отечественной войны. Свое развитие жанр получил в 60-80 годы, когда появился ряд очерков, отражающих тему народного хозяйства, производства.

А. Таабалдиев в статье «Об особенностях публицистики» определяет такие различия: «Очерк не останавливается на всех проблемах дня, а останавливается на самой острой и новой из них. Он находит разные проявления, первую ласточку жизни, вопросы, проблемы, вносит в литературу новых живых героев дня и выносит на суд общества. Очерк своим повествованием нового называется боевым жанром — разведчиком. А рассказ по-своему способен показывать все это после их распространения, после того, как все становится типичным, характерным. В связи с этим авторское отношение к разным новым проявлениям, которое является объектом очерка, показывается открыто и прямо. А рассказ же, описывая характерные стороны жизни, отношение автора, его мысли, в основном передает их через известные образы» [5]. В статье Шаршенбек Уметалиев «Кыргызская литература за сорок лет» (Ала-Тоо, № 11, ноябрь, 1957), писал о месте жанра очерка в кыргызской литературе: «Известно, что художественный очерк в литературе легкий и лаконичный, позволяющий смешаться с жизнью, самый оперативный жанр. Активностью в повседневной жизни, связывая с ней массы, художественный очерк играет большую роль в пропаганде всего передового, в умении точно показывать недостатки. Настоящий художественный очерк знакомит с жизнью и ведет в нее».

Подытожим вышесказанное:

В рассказе писатель:

1) собирает жизненные проявления, изучает их, обобщает, создает типичный образ, рисует героя с типичных людей;

2) мысли и идея автора передаются на основе жизненных событий, действительности;

3) событие плавно развивается, обладает эстетическим сюжетом;

4) значимая мысль вложена в малое содержание.

Сложность жанра очерка в этом.

Особенности очерка:

1) Документальность, факты, цифры, реальная личность, правдивое событие, точный адрес;

2) отражение важного острого вопроса дня;

3) выполнение роли агитации, пропаганды (борьба народа, преданность устарело отечеству и производству);

4) требует художественного анализа; сочетания образности и публицистичности;

5) Универсальность: обращение ко всем проявлениям жизни, рисует нравственно-социальные, политико-экономические, природные явления.

Общность и различие рассказа и очерка:

• Малые формы эпического рода;

• Главный предмет — человек, его жизнь;

• Ограниченность героев;

• Композиционное строение, одинаковая сюжетная линия (авторское повествование, переживание, конфликт, описание пейзажа, тема дня, сюжетное ответвление: зачин, завязка, кульминация, развязка);

• Описываются только значимые моменты жизни человека;

• Создается образ, раскрывается характер героя, описывается портрет;

• Художественные языковые средства;

• Требование дня, отражение проблемы времени;

В кыргызской литературе первые очерки рассматривались как произведения, подобные рассказам. Например, очерки А. Токомбаева «Тянь-Шаньский разведчик», С. Сасыкбаева «Нурлан», А. Убукеева «Кыз-жигит», Ж. Таштемирова «Третья бригада», М. Элебаева «Буранный день», М. Токобаева «На колхозном пастбище» и др. можно назвать похожими по содержанию и объему на рассказ.

Список литературы / References

1. Муратов А., Шериев Ж., Исаков К. Кыргызская литература: справочник. Бишкек, 2014. С. 125.

2. Осмоналиев К. Жанровая эволюция кыргызского очерка. Ф. «Кыргызстан», 1980. С. 7-9.

3. Станбеков О. Жанры журналистики. 1часть — Жалал-Абад, 2002. С. 27.

4. Жусуева С. Социально-нравственные проблемы в очерках Ч. Айтматова. Материалы Межд. научно-практ. конф. «Айтматовские чтения-2016». Бишкек, 2016. С. 321-322, 255.

5. ТабалдиевА. Памятник Октябрю. Фрунзе. «Кыргызстан», 1985. С. 221.

  • Очень хорошо по немецки как пишется
  • Очень хорошо по английски как пишется
  • Очень хорошие сказки на ночь для детей
  • Очень хорош как пишется
  • Очень ученое сочинение 7 букв сканворд