1. Поиск
Найдите в тексте очерка ответы и запишите.
-
Где жил художник В.М. Васнецов?
Виктор Михайлович Васнецов жил в Москве.
-
Кто написал портрет художника?
Портрет В.М.Васнецова написала его дочь художница Татьяна Викторовна Васнецова.
-
Какие художники и писатели бывали в доме у Васнецова? Запишите имена только тех, с произведениями которых вы знакомы.
В доме В.М.Васнецова бывали художники Репин, Суриков, Поленов, Серов, певец Шаляпин, писатели Чехов и Горький.
2*. Проталинки
Перечитайте описание дома. Впишите пропущенные слова.
В Москве есть переулок, который называется переулок Васнецова. Входишь в этот тихий переулок, и кажется, будто идёшь по старой–старой Москве. Летом вдоль небольших домов распускаются тополя, зимой лежат сугробы. За дощатым забором стоит дом, не похожий на другие дома переулка. Это потемневший от времени русский терем.
В этом доме много лет жил замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов, а дом построен по его плану и рисункам. После смерти художника родные передали дом государству, и теперь это Дом-музей В.М.Васнецова. Все в этом доме необыкновенно: рубленные бревенчатые стены, огромные печи с цветными изразцами поверху, простые скамьи, широкие дубовые столы и вокруг – тяжелые, крепкие стулья; только богатырям сидеть бы на таких стульях, за такими столами.
3*. Схема
Запишите названия картин, которые вошли в «Поэму семи сказок».
4. Поиск
Запишите имя любимого сказочного героя В.М.Васнецова.
Любимый герой сказок у В.М.Васнецова был Иванушка, младший сын в русских сказках.
5. Точное слово
Что для В.М. Васнецова значит слово «Родина»? Найдите ответ и подчеркните.
Высоко в небе летит огромная птица — ковёр-самолёт, широко распластав крылья. На ковре-самолёте — Иван-царевич. Крепко держит он в руках клетку с Жар-птицей, которая приносит людям счастье. В страхе улетают от неведомой птицы ночные совы. Далеко внизу леса, поля, реки — древняя, прекрасная земля, Родина, которую так любил Васнецов. Но Родина ведь это не только леса, поля и реки. Это люди, которые умеют мечтать, дерзать, побеждать, как Иванушка-дурачок в сказке.
Когда Васнецов задумал свою картину, ему вспоминались люди, мечтавшие о полётах в небо.
6. Книгочей
Вспомните и запишите имена мифологических героев, которые первыми поднялись в небо.
Дедал и Икар (отец и сын) – мифологические герои, которые первыми поднялись в небо.
Назад к содержанию
Н.С.Шер. Картины – сказки
Задачи:
Образовательные:
-
Учить давать жанровую характеристику очерка, определять тему, выделять факты и информацию о герое;
-
Научить сравнивать художественный рассказ и очерк;
-
Продолжить работу по совершенствованию коммуникативно – речевых умений учащихся;
-
Установить межпредметные связи с уроками изобразительного искусства, окружающего мира и информатики.
Развивающие:
-
Развивать приёмы умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, обобщения в процессе анализа произведения;
-
Развивать прогностическую, текущую, ретроспективную самооценку и итоговый самоконтроль;
-
Способствовать дальнейшему формированию личностного отношения к прочитанному.
Воспитательные:
-
Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
-
Содействовать воспитанию в детях чувства патриотизма, любви к русским художникам;
-
Формировать интерес к предмету.
Оборудование: Компьютер, проектор, тест, кроссворд, толковый словарь Ожегова, визитные карточки центров: «Авторы», «Исследователи», «Редакторы», творческие работы учащихся, выставка книг «В.М.Васнецов»
Тип урока: урок изучающего чтения.
Ход урока:
1. Организация класса
Учитель: Чему нас учат уроки литературного чтения?
Ученик: Беседовать с книгой.
Ученик: Высказывать своё отношение к прочитанному.
Ученик: Писать отзывы.
Ученик: Понимать позицию автора.
Ученик: Описывать героев произведений, давать характеристику героям.
2. Актуализация изученного
Учитель: Какие жанры художественной литературы вы знаете?
Ученик: Сказка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса, миф, повесть, очерк.
(По щелчку слайд 2)
Учитель: Какой из жанров изучен нами недостаточно?
Ученик: Очерк.
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомиться с очерком, а вот с каким – это вы узнаете сами. Тема зашифрована. Я вам буду задавать вопросы. Тот, кто правильно ответит на вопрос, получит жетон с буквой.
Учитель: Что такое очерк? Дайте характеристику этому жанру. (Ученику, давшему наиболее полный ответ, даётся жетон с буквой «к»)
Ученик: Это произведение, в котором точно описывается событие или происшествие из реальной жизни.
Учитель: С чем можно сравнить очерк? (За правильный ответ даётся буква «а»)
Ученик: С документальным фильмом.
Учитель: Как называют автора очерка? (За правильный ответ даётся буква «р»)
Ученик: Очеркистом.
Учитель: Какую задачу должен удерживать очеркист? (За правильный ответ даётся буква «т»)
Ученик: Не имеет права изменять факты.
Учитель: Почему? (За правильный ответ даётся буква «и»)
Ученики: Если в очерке появляется вымысел, то он превращается в рассказ, где точность фактов необязательна.
Учитель: Каких очеркистов вы знаете? (За правильно названных очеркистов даются жетоны с буквами «н» «ы» «с» «к» «а» «з»)
Ученики: И.Соколов – Микитов «Родина».
Ученики: М.Шолохов «Любимая мать – Отчизна».
Ученики: К.Г.Паустовский «Великий сказочник».
Ученики: А.И.Куприн «Воспоминания об А.П.Чехове».
Ученики: С.В.Михалков «Слово о Крылове».
Ученики: Г.Н.Волков «Удивительный А.С.Пушкин». (1 щелчок, слайд 3, очеркисты)
Учитель: На какие две группы можно разделить изученные очерки?(за правильный ответ – буквы «к», «и»)
Ученики: О Родине, о людях. (2 щелчок, слайд 3, деление очерков на группы)
Учитель: Есть ещё группа очерков – о природе, мы их изучим позже. (Из полученных букв учащиеся составляют название очерка «Картины — сказки»)
3. Сообщение темы
Учитель: С каким произведением нас ждёт встреча?
Ученики: (выкладывают из букв название произведения) С произведением «Картины — сказки» (слайд 4).
Учитель: Автор произведения – Н.С.Шер. Узнав название произведения, о чём вам захотелось спросить у автора?
Ученики: О чём это произведение?
Ученики: Почему так называется?
Учитель: Так о чём же может быть произведение с таким названием?
Учитель: После знакомства с текстом вы сможете ответить на эти вопросы и проверить наши предположения.
Учитель: Чему мы будем учиться?
Учитель: Девизом нашей работы возьмем слова «Кто много читает, тот много знает»
4. Первичное восприятие произведения
Подготовленные учащиеся вместе с учителем выразительно читают текст по абзацам. У остальных ребят книги закрыты. (По ходу чтения демонстрируются слайды 5-14, иллюстрирующие текст)
Слайд 5. Дом-музей В.М.Васнецова.
Н.Шер Картины – сказки
В Москве есть переулок, который называется переулок Васнецова. Входишь в этот тихий переулок, и кажется, будто идёшь по старой — старой Москве. Летом вдоль небольших домов распускаются тополя, зимой лежат сугробы. За дощатым забором стоит дом, не похожий на другие дома переулка. Это потемневший от времени русский терем.
(1 щелчок – портрет)
В этом доме много лет жил замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов, а дом построен по его плану и рисункам. После смерти художника родные передали дом государству, и теперь это Дом-музей В.М.Васнецова.
Слайд 5 — 2 щелчок – комнаты Дома – музея
Всё в этом доме необыкновенно: рубленые бревенчатые стены, огромные печи с цветными изразцами поверху, простые скамьи, широкие дубовые столы и вокруг – тяжёлые, крепкие стулья; только богатырям сидеть бы на таких стульях, за такими столами.
Здесь много рисунков, картин, которые писал Васнецов в разные годы жизни; много вещей, украшенных резьбой и росписью по старинным русским образцам, стенные часы- куранты с тремя гирями, ларь с фигурной спинкой, образцы старинного оружия – всё это любил и собирал художник долгие годы.
В столовой висит большой портрет Васнецова. Портрет этот написала дочь Васнецова, художница Татьяна Викторовна. Рядом со столовой – большой зал, где часто собирались друзья художника – Репин, Суриков, Поленов, Серов, Шаляпин, Чехов, Горький. В углу – деревянная, очень крутая винтовая лесенка. Подымешься по лесенке – и войдёшь в огромную, залитую светом мастерскую – самую заветную комнату в доме. На стене, у двери, Васнецов углём нарисовал головку девочки; к губам приложен палец. Рисунок этот он назвал «Молчание».
«Искусство рождается в молчании, оно требует долгой, одинокой и трудной работы», — говорил художник. И здесь, в мастерской, он трудился целые дни.
Слайд 6
Закончил картину «Три богатыря», которую вы хорошо знаете;
Слайд 7 — Поэма семи сказок – содержит гиперссылки на слайды 7-14
задумал и написал «Поэму семи сказок» – семь больших картин: «Спящая царевна», «Баба — Яга», «Царевна — лягушка», «Царевна — Несмеяна», «Кащей Бессмертный», «Сивка — Бурка», «Ковёр — самолёт».
И вот теперь мы тихо идём по его мастерской от картины к картине, от сказки к сказке. И перед нами открывается сверкающий красками таинственный, волшебный мир.
По содержанию текста сначала открывается гиперссылка на слайд 10 «Баба — Яга», затем на слайд 12 «Царевна -Несмеяна». По желанию учитель может открыть гиперссылки на все картины-сказки (слайды 8,9,11,13,14)
Вот мчится в ступе баба яга, сидит печальная царевна Несмеяна, мчится по небу ковёр- самолёт… А вот в заколдованном царстве спит царевна, спят деревья. Травы, птицы, спят сенные девушки, скоморохи, спит стража. Чудеса подстерегают нас на каждом шагу в этой «Поэме семи сказок, над которой много лет радостно и любовно работал Васнецов.
Слайд 15 – «Алёнушка»
Но, кроме этих сказок, художник создал ещё много других картин- сказок. Он написал трогательную и поэтическую картину об Алёнушке. Сидит девочка Аленушка на камне у глубокого омута, печально склонила голову, тонкими руками обхватила колени, задумалась. О чём? Может быть, о своей горькой доле или о бра те Иванушке… Вокруг тёмный лес, желтеют тонкие осинки, неподвижно стоит камыш, по омуту рассыпались золотые осенние листья.
Слайд 15 – щелчок, переход на изображение Третьяковской галереи
Картина «Алёнушка» висит сейчас в Москве в Третьяковской галерее.
Слайд 15 – щелчок, переход на картину «Иван-Царевич на сером волке»
А напротив – «Иван- царевич на сером волке».
В сказках Ивана-царевича зовут по-разному – то это Иванушка- дурачок, то Иван- крестьянский сын, а то и просто Иван-дурак. И всегда это младший сын, всегда над ним смеются старшие братья. Но когда приходит беда, то он преодолевает все препятствия, побеждает всех врагов. Ему удаётся рассмешить Несмеяну-царевну, разбудить спящую красавицу, добыть Жар-птицу…
И всегда его доброе и умное сердце побеждает зло, как солнце побеждает мрак.
Васнецову нравился этот любимый герой народных сказок. Очень нравилась и «Сказка об Иване- царевиче и сером волке». Писал он её с увлечением. Волнуясь, торопясь окончить к выставке. Волка он писал с натуры – ему приводили в мастерскую живого волка. Когда картина появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Казалось, они не только смотрели, но слышали, как глухо шумит дремучий очарованный лес, нежно шелестят бледно- розовые кусты дикой яблоньки, шуршат листья под ногами серого волка – вот он, красивый, добрый великан, запыхался; спасает от погони Ивана-царевича и Елену Прекрасную. А на ветке сидят и смотрят на него любопытные птицы.
Слайд 15 – щелчок, переход к картине «Ковёр-самолёт»
А вот для того, чтобы увидеть Ивана-царевича на ковре-самолёте с клеткой волшебной Жар-птицы, надо побывать в городе Горьком в Художественном музее. Высоко в небе летит огромная птица ковёр-самолёт, широко распластав крылья. На ковре-самолёте – Иван-царевич. Крепко держит он в руках клетку с Жар-птицей, которая приносит людям счастье. В страхе улетают от неведомой птицы ночные совы. Далеко внизу леса, поля, рек – древняя, прекрасная земля, Родина, которую так любил Васнецов. Но Родина – это не только леса, поля и реки. Это люди, которые умеют мечтать, дерзать, побеждать, как Иванушка- дурачок в сказке.
Когда Васнецов задумал свою картину, ему вспоминались люди, мечтавшие о полётах в небо.
Так одну за другой рассказывал Васнецов народные русские сказки. Сказки эти он знал и любил с самого детства, не расставался с ними всю жизнь. Радостно и беспокойно жили они в его душе, расцвечивая всё вокруг яркими красками.
Однажды он шутя сказал Алексею Максимовичу Горькому:
– Каждый ведь из нас хоть раз побывал на ковре-самолёте, и я тоже был там разок.
– Обязательно, Виктор Михайлович, – ответил Горький. – Без ковра-самолёта жить не стоит. Он горизонты открывает, заставляет восторженней биться сердце…
И, конечно, каждому из нас хотелось хоть раз побывать на ковре-самолёте. Не на волшебном, а на настоящем самолёте, помечтать о полётах на Луну, на звёзды, подумать о том, как старая – старая сказка о волшебном ковре стала настоящей правдой и как всё на свете побеждает смелый человеческий разум.
5. Анализ произведения
5.1.Проверка первичного восприятия.
Учитель: Понравилось произведение? Поделитесь своими впечатлениями.
Учитель: Оправдался ли ваш прогноз?
5.2.Словарная работа
Учитель: Какие слова вам были непонятны?
Учитель: Кто желает найти их объяснение в толковом словаре Ожегова?
Учитель: Эти слова дополните в «Словарь нашего класса»
5.3. Аналитическое чтение текста в группах.
Учитель: Прочитаем текст в группах. При чтении используем приём «пометки на полях».
(Учащиеся по абзацам «по кругу» читают текст, используя маркировочные знаки «+», «-», «?», «v», которые требуют внимательного активного чтения)
5.4. Первичный анализ текста.
Учитель: Что мы прочитали? Какого жанра произведение? Докажите.
Ученики: Это очерк. Здесь приведены факты из биографии писателя. Здесь нет вымысла.
Учитель: Где жил Васнецов?
Учитель: Сохранился ли его дом?
Учитель: Что необыкновенного в нём?
Учитель: Что можете сказать о дочери?
Учитель: Кто собирался в доме Васнецова? Кто они?
Учитель: Какой рисунок выражает мысли автора?
Учитель: Зачитайте его слова. Как вы их понимаете?
(Учащиеся отвечают на вопросы, пользуясь просмотровым, поисковым чтением)
Учитель: Задайте свои вопросы по тексту.
Учитель: Какие картины входят в «Поэму семи сказок»?
Учитель: С каким чувством работал над этими картинами художник?
Учитель: Как называется трогательная и поэтичная картина о девушке?
Ученики: «Алёнушка»
Учитель: Это любимейшая картина Васнецова. Где она находится?
Ученики: В Третьяковской галерее.
Учитель: Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что Третьяковская галерея построена по проектам и эскизам Васнецова. Значит, Васнецов увлекался ещё и…
Ученики: Архитектурой.
Учитель: «Богатырей» писал 20 лет, эта картина тоже в Третьяковской галерее.
Учитель: Какая картина висит напротив «Алёнушки»?
Ученики: «Иван – царевич на сером волке».
Учитель: Как Васнецов относится к Ивану – царевичу? Почему?
Ученики: Иван – царевич нравится Васнецову. Герой сказки преодолевает все препятствия, его доброе сердце побеждает зло.
Учитель: Как он писал картину? С каким чувством?
Ученики: С увлечением, волнуясь, торопясь окончить к выставке.
Учитель: Как зрители восприняли эту картину?
Ученики: Подолгу стояли перед ней, они не только смотрели, но и слышали звуки.
Учитель: Назовите ещё одну картину с изображением Ивана — царевича.
Ученики: «Ковёр — самолёт».
Учитель: Где можно увидеть эту картину?
Ученики: В городе Горьком, а теперь это Нижний Новгород. В Художественном музее.
Учитель: Кто был в этом музее? При возможности постарайтесь сходить в Художественный музей, чтобы полюбоваться картиной Васнецова. Здесь находится оригинал, а не репродукция картины.
Учитель: О чём мечтал Васнецов? Почему?
Ученики: Побывать на ковре — самолёте. Мечта окрыляет человека, побуждает к действию.
Учитель: «Он горизонты открывает, заставляет восторженней биться сердце».
Учитель: Поразмышляем. Почему Васнецов часто вспоминал людей, мечтавших о полётах в небо?
6. Релаксация
(слайд 16, навигация по стрелке вправо)
Учитель: Откиньтесь на спинку стула. Совершим виртуальное путешествие в картинную галерею В.М.Васнецова.
Учитель: Закройте глазки. Минутка отдыха.
Учитель: Какие репродукции картин Васнецова мы встречали на уроках «окружающего мира»?
Ученики: «Книжная лавочка», «Нестор».
Учитель: Что можно сказать про Васнецова?
Учитель: Васнецов был не только художником – сказочником, архитектором, он выполнял настенные росписи Владимирского Собора в Киеве(10 лет). Писал на исторические и религиозные темы. Круг интересов его был широкий.
7. Вторичное восприятие произведения (14 мин)
7.1. Творческая работа в центрах
(слайд 15, выход названий центров по щелчку)
1 центр – АВТОРЫ – составить план.
2 центр – ИССЛЕДОВАТЕЛИ – разгадать кроссворд
3 центр – РЕДАКТОРЫ – ответить на вопросы теста (работа за компьютером – слайды 19-27. В тесте настроены триггеры. При выборе правильного ответа происходит кратковременное расширение фигуры и звучат аплодисменты. При выборе неправильного ответа происходит вращение фигуры).
Проверка работы в центрах:
Слайд 18 — проверка кроссворда
(В кроссворде настроены триггеры. 1 щелчок по стрелке – появляется задание, 2 щелчок по стрелке – появляется ответ. Щелчок по книжке – появляется словесная оценка «Молодцы»!)
Слайды 19-27 – проверка теста
7.2.Проверка домашнего задания
Учитель: На прошлом уроке мы размышляли о том, что такое Родина.
Учитель: Проверим домашнее задание «Родина для меня – это….»
(Презентация детских работ. Учащиеся показывают рисунки, читают стихи, сочинения, синквейн.)
Учитель: Как говорит о Родине Н.С.Шер?
Ученики: «Но Родина ведь это не только леса, поля и реки. Это люди, которые умеют мечтать, дерзать, побеждать…»
Учитель: Что можно сказать о Васнецове?
Ученики: Он как раз и был таким человеком.
Ученики: Прославил Родину своими картинами.
Учитель: Современники отзывались о Васнецове так: «Гордиться должна Русь таким художником, как Виктор Михайлович», «наше ясное солнышко –В.М.Васнецов. В нём бьётся особая струнка», – так характеризовал художника И.Н.Крамской.
Много лет прошло с тех пор, как ушёл из жизни художник, а картины его продолжают жить – ведь в каждой из них В.М.Васнецов оставил своё изумительное мастерство, кусочек своей души, свою великую любовь к искусству и к Родине.
Учитель: Благодаря кому мы так много узнали о художнике Васнецове?
Ученики: Н.С.Шер, автор очерка «Картины — сказки»
Учитель: Как относится Н.С.Шер к герою очерка?
7.3. Обращение к выставке.
(Информацию дает группа ребят, работавших в библиотеке)
1. Н.С.Шер. Рассказы о русских художниках.
Продолжение очерка вы можете прочитать в этой книге.
2. Н.Я.Ярославцева. Виктор Михайлович Васнецов.
В этот сборник вошли письма, дневники, доклады и воспоминания Васнецова.
3. Журнал «Художественная галерея» №64, 2005 год полностью посвящён Васнецову, «истинному богатырю национальной живописи».
4. Энциклопедия.
5. Васнецов В.М. Серия «Мир шедевров. 100 мировых имён в искусстве». Здесь представлены репродукции художника и сведения из его биографии.
8. Домашнее задание (слайд 28)
1.Найти информацию о детстве В.М.Васнецова.
2.Пересказ очерка
3.Творческая работа «Встреча с картинами великого художника»
Можно придумать себе задание самостоятельно.
Учащиеся выбирают домашнее задание по уровню творчества.
9. Рефлексия
Учитель: Что узнали нового?
Учитель: Составьте синквейн по уроку (в группе) (слайд 29)
Учитель: Всем спасибо!
Скачать материал
Скачать материал
- Курс добавлен 11.11.2022
- Сейчас обучается 133 человека из 46 регионов
- Сейчас обучается 998 человек из 80 регионов
- Сейчас обучается 219 человек из 52 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Картины — сказки
Зозуля Анна Евгеньевна
учитель начальных классов
МКОУ ООШ с.Андреевка
Хасанского района Приморского края
2015 г. -
2 слайд
Актуализация знаний
— Какие жанры художественной литературы вы знаете?
— Сказка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса, миф, повесть, очерк.
— Какой из жанров изучен нами недостаточно?
— Очерк.
— Что такое очерк? Дайте характеристику этому жанру.
— Это произведение, в котором точно описывается событие или происшествие из реальной жизни.
— Из жизни знаменитых людей.
— В очерке нет вымысла -
3 слайд
— Как называют автора очерка?
— Очеркистом.
— Какую задачу должен удерживать очеркист?
— Не имеет права изменять факты.
— Почему?
— Если в очерке появляется вымысел, то он превращается в рассказ, где точность фактов необязательна.
— Каких очеркистов вы знаете?
И.С.Соколов –Микитов «Родина», А.И.Куприн «Сказки Пушкина» -
4 слайд
Надежда Сергеевна Шер
Детская писательница, переводчица -
5 слайд
Виктор Михайлович Васнецов
русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи
-
-
-
-
-
10 слайд
Рисунок «Молчание»
-
-
-
13 слайд
«Царевна – несмеяна»
-
14 слайд
«Спящая царевна»
-
15 слайд
«Царевна лягушка»
-
16 слайд
«Кощей бессмертный»
-
-
18 слайд
Третьяковская
галерея
Третьяковская галерея построена по проектам и эскизам Васнецова. Значит, Васнецов увлекался ещё и. . -. .архитектурой.
-
19 слайд
«Иван – царевич
на сером волке» -
20 слайд
«Ковёр – самолёт»
-
-
22 слайд
Итог урока
— Современники отзывались о Васнецове так: “Гордиться должна Русь таким художником, как Виктор Михайлович”, “наше ясное солнышко – В. М. Васнецов. В нём бьётся особая струнка” — так характеризовал художника И. Н. Крамской.
Много лет прошло с тех пор, как ушёл из жизни художник, а картины его продолжают жить – ведь в каждой из них В. М. Васнецов оставил своё изумительное мастерство, кусочек своей души, свою великую любовь к искусству и к Родине.
— Благодаря кому мы так много узнали о художнике Васнецове?
— Н. С. Шер, автор очерка “Картины — сказки”
— Как относится Н. С. Шер к герою очерка? -
23 слайд
Рефлексия
— Что узнали нового?
— Какое настроение?— Всем спасибо за прекрасное общение на уроке!
Краткое описание документа:
Данная презентация по литературному чтению предназначена для учащихся 4 класса по программе Начальная школа XXI века.
Цель данной презентации содействовать воспитанию в детях чувства патриотизма, любви к русским художникам, формировать интерес к предмету.
Презентация переносит детей в сказочный мир, который создал русский художник — живописец Виктор Михайлови Васнецов. Перед ними откроется сверкающий красками таинственный, волшебный мир.Дети побывают в доме — музее Васнецова в Москве. Познакомятся с его «Поэмой семи сказок», над которой он работал много лет с радостью и любовью.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 057 426 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 22.04.2015
- 826
- 0
- 22.04.2015
- 1672
- 6
- 22.04.2015
- 2407
- 6
- 22.04.2015
- 1197
- 1
- 22.04.2015
- 1039
- 0
- 22.04.2015
- 729
- 3
- 22.04.2015
- 1229
- 0
Новоселова Наталья Александровна
ЛГ МБОУ «Гимназия №6»
г. Лангепас
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Урок литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века, автор Л. А. Ефросинина)
Тема: Н.С.Шер. Картины – сказки
Класс: 4 — Б
Цели урока:
Образовательные:
— продолжить знакомство с новым литературным жанром «очерк», научить сравнивать очерк с художественным рассказом;
— через работу над очерком познакомить с жизнью и творчеством художника В. М.Васнецова
— продолжить работу по совершенствованию коммуникативно – речевых умений учащихся;
Развивающие:—
— развивать приёмы умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, обобщения в процессе анализа произведения;
— способствовать дальнейшему формированию личностного отношения к прочитанному.
Воспитательные:
— воспитывать умение работать в группе, в паре;
— содействовать воспитанию в детях чувства патриотизма, любви к русским художникам;
— формировать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, тест, кроссворд, толковый словарь Ожегова, творческие работы учащихся.
Тип урока: урок изучения новых знаний.Ход урока:1. Организация класса
На доске пословица «Мало уметь читать, надо уметь думать»
— Урок литературного чтения. Прочитайте пословицу, объясните ее смысл. Действительно, на уроках чтения мы должны не просто читать, но и рассуждать, высказывать свое мнение, осмысливать прочитанное.
2. Актуализация изученного
— Какие жанры художественной литературы вы знаете? (сказка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса, миф, повесть).
(слайд 2)
— Какого жанра не хватает на этой схеме? (очерк).
— Что такое очерк? Дайте характеристику этому жанру. (Это произведение, в котором точно описывается событие или происшествие из реальной жизни).
— С чем можно сравнить очерк? (с документальным фильмом).
— Как называют автора очерка? (очеркистом).
— Что не имеет право делать очеркист? (не имеет права изменять факты).
— Почему? (Если в очерке появляется вымысел, то он превращается в рассказ, где точность фактов необязательна).
— Каких очеркистов вы знаете? (называют)
(слайд 3)
И.Соколов – Микитов «Родина».
М.Шолохов «Любимая мать – Отчизна».
К.Г.Паустовский «Великий сказочник».
А.И.Куприн «Воспоминания об А.П.Чехове».
С.В.Михалков «Слово о Крылове».
Г.Н.Волков «Удивительный А.С.Пушкин». (1 щелчок,
слайд 3, очеркисты)
— На какие две группы можно разделить изученные очерки? (О Родине, о людях).
— Есть ещё группа очерков – о природе, мы их изучим позже.
3. Проверка домашнего задания— На прошлом уроке мы размышляли о том, что такое Родина. — Проверим домашнее задание «Родина для меня – это….»
(Презентация детских работ — рисунки, стихи, сочинения, синквейн, слайдовые презентации.)
4. Сообщение темы
(слайд 4)
Автор очерка, с которым мы будем знакомиться на уроке, Н.С.Шер. Называется он «Картины — сказки». Как вы думаете, о чем или о ком может быть произведение с таким названием? (высказывают предположения)
После знакомства с текстом вы сможете ответить на эти вопросы и проверить наши предположения. 5. Первичное восприятие произведения
Подготовленные учащиеся вместе с учителем выразительно читают текст по абзацам.
(По ходу чтения демонстрируются слайды 5-14, иллюстрирующие текст)6. Анализ произведения6.1.Проверка первичного восприятия.
— Понравилось произведение? Поделитесь своими впечатлениями.
— Кто из вас оказался прав?
6.2. Словарная работа
— Какие слова вам были непонятны?
— Найдем их объяснение в толковом словаре Ожегова.
6.3. Самостоятельное чтение
— Прочитаем текст в паре по абзацам. Вам встретятся трудные слова
«Читай правильно!» «Произноси правильно!»
(Учащиеся по абзацам «по кругу» читают текст)
5.4. Первичный анализ текста.
— Что мы прочитали? Какого жанра произведение? Докажите. (Это очерк. Здесь приведены факты из биографии писателя. Здесь нет вымысла).
— Где жил Васнецов?
— Сохранился ли его дом?
— Что необыкновенного в нём?
— Что можете сказать о дочери?
— Кто собирался в доме Васнецова? Кто они?
— Какой рисунок выражает мысли автора?
— Зачитайте его слова. Как вы их понимаете?
(Учащиеся отвечают на вопросы, пользуясь просмотровым, поисковым чтением)
— Задайте свои вопросы по тексту.
— Какие картины входят в «Поэму семи сказок»?
— С каким чувством работал над этими картинами художник?
— Как называется трогательная и поэтичная картина о девушке? («Алёнушка»)
— Это любимейшая картина Васнецова. Где она находится? (В Третьяковской галерее).
— Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что Третьяковская галерея построена по проектам и эскизам Васнецова. Значит, Васнецов увлекался ещё и…(Архитектурой).
— «Богатырей» писал 20 лет, эта картина тоже в Третьяковской галерее.
— Какая картина висит напротив «Алёнушки»?
(«Иван – царевич на сером волке»).
— Как Васнецов относится к Ивану – царевичу? Почему? (Иван – царевич нравится Васнецову. Герой сказки преодолевает все препятствия, его доброе сердце побеждает зло).
— Как он писал картину? С каким чувством?
— Назовите ещё одну картину с изображением Ивана — царевича. («Ковёр — самолёт»).— О чём мечтал Васнецов? Почему? (Побывать на ковре – самолёте).
— Почему Васнецов часто вспоминал людей, мечтавших о полётах в небо? 7. Творческая работа в группах
(
слайд 15, выход названий центров по щелчку)
Задания:
1. Распределить обязанности в группе (художники, очеркисты)
2. Выбрать сказку (Название сказок вытягивают руководители групп)
3. Создать иллюстрацию к сказке.
3. Написать очерк о работе «художников»Проверка работы в группах8. Итог урока. Рефлексия
— Как говорит о Родине Н.С.Шер? («Но Родина ведь это не только леса, поля и реки. Это люди, которые умеют мечтать, дерзать, побеждать…»)
— Что можно сказать о Васнецове? (Он как раз и был таким человеком. Прославил Родину своими картинами).— Современники отзывались о Васнецове так: «Гордиться должна Русь таким художником, как Виктор Михайлович», «наше ясное солнышко –В.М.Васнецов. В нём бьётся особая струнка», – так характеризовал художника И.Н.Крамской.
Много лет прошло с тех пор, как ушёл из жизни художник, а картины его продолжают жить – ведь в каждой из них В.М.Васнецов оставил своё изумительное мастерство, кусочек своей души, свою великую любовь к искусству и к Родине.
— Благодаря кому мы так много узнали о художнике Васнецове? (Н.С.Шер, автор очерка «Картины — сказки»)
— Что узнали нового?
—
Составьте синквейн по уроку (в группе) 9. Домашнее задание
По выбору:
1.Найти информацию о детстве В.М.Васнецова.
2.Пересказ очерка
Цели урока:
1. Образовательные:
- Учить давать жанровую характеристику очерка,
определять тему, выделять факты и информацию о
герое; - Научить сравнивать художественный рассказ и
очерк; - Продолжить работу по совершенствованию
коммуникативно – речевых умений учащихся; - Установить межпредметные связи с уроками
изобразительного искусства, окружающего мира и
информатики.
2. Развивающие:
- Развивать приёмы умственной деятельности:
анализа и синтеза, классификации, обобщения в
процессе анализа произведения; - Развивать прогностическую, текущую,
ретроспективную самооценку и итоговый
самоконтроль; - Способствовать дальнейшему формированию
личностного отношения к прочитанному.
3. Воспитательные:
- Помочь учащимся осознать ценность совместной
деятельности; - Содействовать воспитанию в детях чувства
патриотизма, любви к русским художникам; - Формировать интерес к предмету.
Оборудование:
Учебник Л. А. Ефросининой “Литературное
чтение” 4 класс, рабочая тетрадь, компьютер,
проектор, тест, кроссворд, словарь Ожегова,
визитные карточки центров: “Авторы”,
“Исследователи”, “Редакторы”, “Художники”,
творческие работы учащихся, выставка книг “В. М.
Васнецов”, “Словарь настроения”.
Тип урока: урок изучающего чтения.
Ход урока
1. Организация класса.
— Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.
— Чему нас учат уроки литературного чтения?
— Беседовать с книгой.
— Высказывать своё отношение к прочитанному.
— Писать отзывы.
— Понимать позицию автора.
— Описывать героев произведений, давать
характеристику героям.
— Каким вы хотите видеть наш урок?
— Пусть этот урок принесёт нам радость общения и
наполнит наши души прекрасными чувствами.
2. Актуализация изученного
— Какие жанры художественной литературы вы
знаете?
— Сказка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса,
миф, повесть, очерк.
— Какой из жанров изучен нами недостаточно?
— Очерк.
— Сегодня мы продолжим знакомиться с очерком, а
вот с каким – это вы узнаете сами. Тема
зашифрована. Я вам буду задавать вопросы. Тот, кто
правильно ответит на вопрос, получит жетон с
буквой.
— Что такое очерк? Дайте характеристику этому
жанру.
— Это произведение, в котором точно описывается
событие или происшествие из реальной жизни.
— Из жизни знаменитых людей.
— В очерке нет вымысла.
— С чем можно сравнить очерк?
— С документальным фильмом.
— Как называют автора очерка?
— Очеркистом.
— Какую задачу должен удерживать очеркист?
— Не имеет права изменять факты.
— Почему?
— Если в очерке появляется вымысел, то он
превращается в рассказ, где точность фактов
необязательна.
— Каких очеркистов вы знаете?
— И. Соколов – Микитов “Родина”
— М. Шолохов “Любимая мать – Отчизна”
— К. Г. Паустовский “Великий сказочник”
— А. И. Куприн “Воспоминания об А. П. Чехове”
— С. В. Михалков “Слово о Крылове”
— Г. Н. Волков “Удивительный А. С. Пушкин”
— На какие две группы можно разделить изученные
очерки?
-О Родине, о людях.
— Есть ещё группа очерков – о природе, мы их
изучим позже.
3. Сообщение темы
— Сегодня нас ждёт встреча с произведением
Надежды Сергеевны Шер “Картины — сказки”.
— Прочитав название произведения, о чём вам
захотелось спросить у автора?
— О чём это произведение?
— Почему так называется?
— Так о чём же может быть произведение с таким
названием?
— После знакомства с текстом вы сможете
ответить на эти вопросы и проверить наши
предположения.
— Чему мы будем учиться?
— Девизом нашей работы возьмем слова “Кто много
читает, тот много знает”
(Из полученных букв за ответы у учащихся
получается название очерка “Картины — сказки”)
4. Первичное восприятие произведения
Подготовленные учащиеся вместе с учителем
выразительно читают текст по абзацам.
У остальных ребят книги закрыты.
(По ходу чтения демонстрируются слайды,
иллюстрирующие текст)
5. Анализ произведения
5.1. Проверка первичного восприятия.
— Понравилось произведение? Поделитесь своими
впечатлениями.
— Оправдался ли ваш прогноз?
5.2. Словарная работа
— Какие слова вам были непонятны?
— Кто желает найти их объяснение в толковом
словаре Ожегова?
— Эти слова дополните в “Словарь нашего
класса”
5.3. Аналитическое чтение текста в группах.
— Прочитаем текст в группах. При чтении
используем приём “пометки на полях”.
(Учащиеся по абзацам “по кругу” читают текст,
используя маркировочные знаки “+”, “-”, “?”,
“v”, которые требуют внимательного активного
чтения)
5.4. Первичный анализ текста.
— Что мы прочитали? Какого жанра произведение?
Докажите.
— Очерк. Здесь приведены факты из биографии
писателя. Здесь нет вымысла.
— Где жил Васнецов?
— Сохранился ли его дом?
— Что необыкновенного в нём?
— Что можете сказать о дочери?
— Кто собирался в доме Васнецова? Кто они?
— Какой рисунок выражает мысли автора?
— Зачитайте его слова. Как вы их понимаете?
(Учащиеся отвечают на вопросы, пользуясь
просмотровым, поисковым чтением)
— Задайте свои вопросы по тексту.
— Какие картины входят в “Поэму семи сказок”?
(Проецируется слайд, на котором изображены
произведения из “Поэмы семи сказок”)
— С каким чувством работал над этими картинами
художник?
— Как называется трогательная и поэтичная
картина о девушке?
-“Алёнушка”
— Это любимейшая картина Васнецова. Где она
находится?
— В Третьяковской галерее.
(Слайд “Третьяковская галерея”)
— Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то,
что Третьяковская галерея построена по проектам
и эскизам Васнецова. Значит, Васнецов увлекался
ещё и. . -. . архитектурой.
— “Богатырей” писал 20 лет, эта картина тоже в
Третьяковской галерее.
— Какая картина висит напротив “Алёнушки”?
-“Иван-царевич на сером волке”.
(Слайд “Иван – царевич на сером волке”)
— Как Васнецов относится к Ивану – царевичу?
Почему?
— Иван-царевич нравится Васнецову. Герой сказки
преодолевает все препятствия, его доброе сердце
побеждает зло.
— Как он писал картину? С каким чувством?
— С увлечением, волнуясь, торопясь окончить к
выставке.
— Как зрители восприняли эту картину?
— Подолгу стояли перед ней, они не только
смотрели, но и слышали звуки.
— Назовите ещё одну картину с изображением
Ивана – царевича.
-“Ковёр-самолёт”.
(Слайд “Ковёр – самолёт”)
— Где можно увидеть эту картину?
— В городе Горьком, а теперь это Нижний Новгород.
В Художественном музее.
— Кто был в этом музее? При возможности
постарайтесь сходить в Художественный музей,
чтобы полюбоваться картиной Васнецова. Здесь
находится оригинал, а не репродукция картины.
— О чём мечтал Васнецов? Почему?
— Побывать на ковре-самолёте. Мечта окрыляет
человека, побуждает к действию.
— “Он горизонты открывает, заставляет
восторженней биться сердце”.
— Поразмышляем. Почему Васнецов часто вспоминал
людей, мечтавших о полётах в небо?
6. Релаксация
— Откиньтесь на спинку стула. Совершим
виртуальное путешествие в картинную галерею В. М.
Васнецова.
(Под музыку просматриваются слайды с
изображением картин Васнецова))
— Закройте глазки. Минутка отдыха.
— Какие репродукции картин Васнецова мы
встречали на уроках “окружающего мира”?
— “Книжная лавочка”, “С квартиры на квартиру”,
“Нестор”.
— Что можно сказать про Васнецова?
— Васнецов был не только художником –
сказочником, архитектором, он выполнял настенные
росписи Владимирского Собора в Киеве. (10 лет).
Писал на исторические и религиозные темы. Круг
интересов его был широкий.
7. Вторичное восприятие произведения (14 мин)
7.1. Творческая работа в центрах
1 центр – АВТОРЫ – составить план.
2 центр – ИССЛЕДОВАТЕЛИ – разгадать кроссворд
(работа за компьютером).
3 центр – РЕДАКТОРЫ – ответить на вопросы теста
(работа за компьютером).
Индивидуальная работа – ХУДОЖНИК –
моделирование обложки с использованием системы
заменителей (работа за компьютером).
(Проверка работы в центрах, самооценка и
взаимооценка в группах)
7.2. Проверка домашнего задания
— На прошлом уроке мы говорили о том, что такое
Родина.
— Проверим домашнее задание “Родина для меня –
это…. ”
Презентация детских работ.
Учащиеся показывают рисунки, читают стихи,
сочинения, синквейн.
— Как говорит о Родине Н. С. Шер?
-“Но Родина ведь это не только леса, поля и реки.
Это люди, которые умеют мечтать, дерзать,
побеждать…”
— Что можно сказать о Васнецове?
— Он как раз и был таким человеком.
— Прославил Родину своими картинами.
— Современники отзывались о Васнецове так:
“Гордиться должна Русь таким художником, как
Виктор Михайлович”, “наше ясное солнышко – В. М.
Васнецов. В нём бьётся особая струнка” — так
характеризовал художника И. Н. Крамской.
Много лет прошло с тех пор, как ушёл из жизни
художник, а картины его продолжают жить – ведь в
каждой из них В. М. Васнецов оставил своё
изумительное мастерство, кусочек своей души,
свою великую любовь к искусству и к Родине.
— Благодаря кому мы так много узнали о художнике
Васнецове?
— Н. С. Шер, автор очерка “Картины — сказки”
— Как относится Н. С. Шер к герою очерка?
7.3. Обращение к выставке.
(Информацию дают группа ребят, работавших в
библиотеке)
1. Н. С. Шер. Рассказы о русских художниках.
Продолжение очерка вы можете прочитать в этой
книге.
2. Н. Я. Ярославцева. Виктор Михайлович Васнецов.
В этот сборник вошли письма, дневники, доклады и
воспоминания Васнецова.
3. Журнал “Художественная галерея” №64, 2005год
полностью посвящён Васнецову, “истинному
богатырю национальной живописи”.
4. Энциклопедия.
5. Васнецов В. М. Серия “Мир шедевров. 100 мировых
имён в искусстве”. Здесь представлены
репродукции художника и сведения из его
биографии.
8. Домашнее задание
1. Пересказ очерка
2. Детство Васнецова.
3. Творческая работа “Встреча с картинами
великого художника”
4. Можно придумать себе задание самостоятельно.
Учащиеся выбирают домашнее задание по уровню
творчества.
9. Рефлексия
— Что узнали нового?
— Какое настроение?
(Учащиеся сигнализируют карточками из
“Словаря настроения”)
— Составьте синквейн по уроку (в группе)
— Всем спасибо за прекрасное общение на уроке!
Самоанализ проведённого урока.
1. Всего на раздел “Очерки” выделено 4 часа.
Данный урок является вторым уроком
литературного чтения в этом разделе.
2. Специфика данного урока в том, что
осуществляется межпредметная связь с уроками
ИЗО, окружающего мира, информатики.
3. Характер учебной деятельности детей на
разных этапах был различный:
— репродуктивный и частично — поисковый на этапе
актуализации знаний,
— исследовательский при анализе очерка,
организации книжной выставки,
— творческий и преобразующий при выполнении
самостоятельной работы в группах, проверке
домашнего задания.
4. Отобранное содержание урока, оборудование,
организация активной мыслительной деятельности
учащихся на всех этапах урока, чередование
индивидуальных, групповых и фронтальных форм
организации учебной деятельности школьников,
применение словесных, визуальных,
исследовательских методов, работа с учебником
способствовали достижению образовательных
целей урока, стимулировали познавательные
интересы, формировали читательскую эрудицию
учащихся
5. Для активизации мышления учащихся
использовала систему вопросов по изучаемому
очерку, создавала проблемные ситуации.
6. Дифференцирую работу учащихся:
— по уровню трудности во время работы в центрах.
На данном уроке созданы три группы по уровню
развития: авторы (дети высокого уровня развития),
исследователи (дети среднего уровня развития),
редакторы (дети среднего и низкого уровня
развития). Индивидуальная работа — моделирование
обложки предложена ученику с низким уровнем
развития.
на основе ситуации свободного выбора домашнего
задания.
7. Большую роль на уроке занимает формирование и
развитие у учащихся специальных читательских
умений:
— умение давать характеристику жанру,
— сравнение и нахождение отличия между жанрами
художественной литературы,
— определение жанровых признаков,
— овладение просмотровым, аналитическим
чтением,
— умение ориентироваться в тексте, вчитываться
в произведение, находить информацию о герое
очерка,
— умение задавать вопросы, подтверждать
суждения текстом, доказывать свою точку зрения.
8. Возможности компьютерного кабинета
использованы полностью.
9. На уроке имел место здоровьесберегающий
эффект
10. Использование на уроке групповой работы
способствует формированию умения правильного
культурного общения в ходе совместной
деятельности
11. Использую методические приёмы технологии
критического мышления:
12. В процессе работы развиваю самоконтроль:
13. Уровень самостоятельного мышления
школьников, их познавательную активность,
уровень усвоения и первичного закрепления я
оцениваю как хороший.
14. Урок проведен в соответствии с
гигиеническими требованиями к уроку.
15. Считаю, что цели, поставленные на урок,
адекватны характеристике данного класса,
содержанию, методам и формам организации
обучения, они были в целом достигнуты
- Главная
- Игры
- Викторины
- Познавательные викторины
- Викторины по литературе
- Викторины по литературным формам
- Викторины по очеркам
Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»
1.
Как называется переулок, о котором идёт речь в очерке?
Переулок Васнецова
Переулок Репина
Переулок Саврасова
2.
Какой художник жил в доме, расположенном на переулке, о котором рассказывает автор?
А. К. Саврасов
И. Е. Репин
В. М. Васнецов
3.
Что стало с домом после смерти художника?
В нём и по сей день живут его потомки
Его передали государству, и теперь он стал домом-музеем
Дом разрушился и определён под снос
4.
В каком городе расположен дом-музей художника, о котором идёт речь в очерке?
В Москве
В Санкт-Петербурге
В Великом Новгороде
5.
Каким было внутреннее убранство дома художника?
В нём есть печи с цветными изразцами, дубовые столы и бревенчатые стены
Интерьер оборудован в стиле модерн
В доме старинная мебель из красного дерева, выполненная в стиле барокко, и разноцветные стены
6.
По чьим рисункам и планам построен дом?
По планам и рисункам архитектора Огюста Монферрана
По планам и рисункам художника, впоследствии жившего в этом доме
По планам и рисункам именитых французских архитекторов
7.
Кто написал большой портрет, висящий в столовой?
Дочь В. М. Васнецова
Сын И. Е. Репина
Племянница А. К. Саврасова
8.
Что нарисовано в углу на стене мастерской художника?
Большой персик, нарисованный углём
Набросок плана дачи художника
Голова девочки с приложенным к губами пальцем
9.
Какую фразу часто повторял художник?
«Искусство не рождается в молчании, оно требует впечатлений, общения и трудной работы»
«Искусство рождается в молчании, оно требует долгой, одинокой и трудной работы»
«Искусство рождается во снах»
10.
Какую из перечисленных картин не написал художник, о чьём доме идёт речь в очерке?
«Ковёр-самолёт»
«Алёнушка»
«Демон сидящий»
Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.
Урок литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века, автор Л. А. Ефросинина)
Тема: Н.С.Шер. Картины – сказки
Цели урока:
Образовательные:
— продолжить знакомство с новым литературным жанром «очерк», научить сравнивать очерк с художественным рассказом;
— через работу над очерком познакомить с жизнью и творчеством художника В. М.Васнецова
— продолжить работу по совершенствованию коммуникативно – речевых умений учащихся;
Развивающие:—
— развивать приёмы умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, обобщения в процессе анализа произведения;
— способствовать дальнейшему формированию личностного отношения к прочитанному.
Воспитательные:
— воспитывать умение работать в группе, в паре;
— содействовать воспитанию в детях чувства патриотизма, любви к русским художникам;
— формировать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, тест, кроссворд, толковый словарь Ожегова, творческие работы учащихся.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Ход урока:
1. Организация класса
На доске пословица «Мало уметь читать, надо уметь думать»
— Урок литературного чтения. Прочитайте пословицу, объясните ее смысл. Действительно, на уроках чтения мы должны не просто читать, но и рассуждать, высказывать свое мнение, осмысливать прочитанное.
2. Актуализация изученного
— Какие жанры художественной литературы вы знаете? (сказка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса, миф, повесть).
(слайд 2)
— Какого жанра не хватает на этой схеме? (очерк).
— Что такое очерк? Дайте характеристику этому жанру. (Это произведение, в котором точно описывается событие или происшествие из реальной жизни).
— С чем можно сравнить очерк? (с документальным фильмом).
— Как называют автора очерка? (очеркистом).
— Что не имеет право делать очеркист? (не имеет права изменять факты).
— Почему? (Если в очерке появляется вымысел, то он превращается в рассказ, где точность фактов необязательна).
— Каких очеркистов вы знаете? (называют)
(слайд 3)
И.Соколов – Микитов «Родина».
М.Шолохов «Любимая мать – Отчизна».
К.Г.Паустовский «Великий сказочник».
А.И.Куприн «Воспоминания об А.П.Чехове».
С.В.Михалков «Слово о Крылове».
Г.Н.Волков «Удивительный А.С.Пушкин». (1 щелчок, слайд 3, очеркисты)
— На какие две группы можно разделить изученные очерки? (О Родине, о людях).
— Есть ещё группа очерков – о природе, мы их изучим позже.
3. Проверка домашнего задания
— На прошлом уроке мы размышляли о том, что такое Родина.
— Проверим домашнее задание «Родина для меня – это….»
(Презентация детских работ — рисунки, стихи, сочинения, синквейн, слайдовые презентации.)
4. Сообщение темы
(слайд 4)
Автор очерка, с которым мы будем знакомиться на уроке, Н.С.Шер. Называется он «Картины — сказки». Как вы думаете, о чем или о ком может быть произведение с таким названием? (высказывают предположения)
После знакомства с текстом вы сможете ответить на эти вопросы и проверить наши предположения.
5. Первичное восприятие произведения
Подготовленные учащиеся вместе с учителем выразительно читают текст по абзацам.
(По ходу чтения демонстрируются слайды 5-14, иллюстрирующие текст)
6. Анализ произведения
6.1.Проверка первичного восприятия.
— Понравилось произведение? Поделитесь своими впечатлениями.
— Кто из вас оказался прав?
6.2. Словарная работа
— Какие слова вам были непонятны?
— Найдем их объяснение в толковом словаре Ожегова.
6.3. Самостоятельное чтение
— Прочитаем текст в паре по абзацам. Вам встретятся трудные слова
«Читай правильно!» «Произноси правильно!»
(Учащиеся по абзацам «по кругу» читают текст)
5.4. Первичный анализ текста.
— Что мы прочитали? Какого жанра произведение? Докажите. (Это очерк. Здесь приведены факты из биографии писателя. Здесь нет вымысла).
— Где жил Васнецов?
— Сохранился ли его дом?
— Что необыкновенного в нём?
— Что можете сказать о дочери?
— Кто собирался в доме Васнецова? Кто они?
— Какой рисунок выражает мысли автора?
— Зачитайте его слова. Как вы их понимаете?
(Учащиеся отвечают на вопросы, пользуясь просмотровым, поисковым чтением)
— Задайте свои вопросы по тексту.
— Какие картины входят в «Поэму семи сказок»?
— С каким чувством работал над этими картинами художник?
— Как называется трогательная и поэтичная картина о девушке? («Алёнушка»)
— Это любимейшая картина Васнецова. Где она находится? (В Третьяковской галерее).
— Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что Третьяковская галерея построена по проектам и эскизам Васнецова. Значит, Васнецов увлекался ещё и…(Архитектурой).
— «Богатырей» писал 20 лет, эта картина тоже в Третьяковской галерее.
— Какая картина висит напротив «Алёнушки»?
(
«Иван – царевич на сером волке»).
— Как Васнецов относится к Ивану – царевичу? Почему? (Иван – царевич нравится Васнецову. Герой сказки преодолевает все препятствия, его доброе сердце побеждает зло).
— Как он писал картину? С каким чувством?
— Назовите ещё одну картину с изображением Ивана — царевича. («Ковёр — самолёт»).
— О чём мечтал Васнецов? Почему? (Побывать на ковре – самолёте).
— Почему Васнецов часто вспоминал людей, мечтавших о полётах в небо?
7. Творческая работа в группах
(слайд 15, выход названий центров по щелчку)
Задания:
1. Распределить обязанности в группе (художники, очеркисты)
2. Выбрать сказку (Название сказок вытягивают руководители групп)
3. Создать иллюстрацию к сказке.
3. Написать очерк о работе «художников»
Проверка работы в группах
8. Итог урока. Рефлексия
— Как говорит о Родине Н.С.Шер? («Но Родина ведь это не только леса, поля и реки. Это люди, которые умеют мечтать, дерзать, побеждать…»)
— Что можно сказать о Васнецове? (Он как раз и был таким человеком. Прославил Родину своими картинами).
— Современники отзывались о Васнецове так: «Гордиться должна Русь таким художником, как Виктор Михайлович», «наше ясное солнышко –В.М.Васнецов. В нём бьётся особая струнка», – так характеризовал художника И.Н.Крамской.
Много лет прошло с тех пор, как ушёл из жизни художник, а картины его продолжают жить – ведь в каждой из них В.М.Васнецов оставил своё изумительное мастерство, кусочек своей души, свою великую любовь к искусству и к Родине.
— Благодаря кому мы так много узнали о художнике Васнецове? (Н.С.Шер, автор очерка «Картины — сказки»)
— Что узнали нового?
— Составьте синквейн по уроку (в группе)
9. Домашнее задание
По выбору:
1.Найти информацию о детстве В.М.Васнецова.
2.Пересказ очерка