Оценка деятельности горбачева сочинение

Михаил Сергеевич Горбачев – последний Генеральный секретарь Советского Союза. Он пришел на этот пост молодым и энергичным в мае 1985 года, объявил в стране курс на перестройку хозяйства, гласность и демократию. Финалом правления Михаила Сергеевича стал 1991 год, августовский путч заговорщиков ГКЧП, смещение его с поста Генерального секретаря, распад СССР на 15 республик и приход к власти Бориса Ельцина.

Основной курс политики Горбачева направлен был на то, чтобы «ослабить гайки» госрежима. Были раскрыты для массовой печати многие секретные ранее архивы, разрешена частная предпринимательская инициатива в виде кооперативов, бригадных, арендных и семейных подрядов. Напомним, ранее в СССР всякий наемный труд у частного лица, а также частное предпринимательство были строго запрещены. «Тень» нелегального бизнеса существует все равно, почему бы не вывести ее в свет?» — видимо, рассудили Горбачев с соратниками.

После распада СССР Михаил Сергеевич получил в свой адрес немало всенародных проклятий. «Развалить страну, которой было 70 лет!» — массово возмущались люди. Экономический кризис в пост-советских республиках, сильнейший и глубочайший, усугубил негатив в адрес бывшего Генсека.

Горбачев при своем правлении принимал немалые меры для ослабления «железного занавеса» со странами Запада, в печати все больше говорилось о западных странах позитивного. Хотя избежать состояния «холодной войны» с США все равно не удавалось.

Кооператор, получивший большие возможности для бизнеса и большие прибыли, скорее всего, сказал бы о Михаиле Горбачеве: «Да к чему мне тот СССР, я сейчас живу намного лучше».

Точно так же мог заявить человек, чьи близкие, например, пострадали от советского тоталитарного режима. Например, тот, чей отец невинно был расстрелян при Сталине или репрессирован за «горсть колосков», которые нес голодной семье, мог теперь вздохнуть спокойно. Также многие поддержали антиалкогольную кампанию Горбачева: пьянство и преступления на этой почве обществу надоели. Также воспрянули духом многие представители национальных республик СССР, обвинявшие руководство СССР в тотальной русификации их республик и вытеснении национальных языков и культур.

Виновен ли Михаил Горбачев в распаде СССР? Лично я не бы не употреблял выражение «виноват». Произошло то, что произошло, чего, по моему мнению, нельзя было предотвратить на тот момент. В ситуациях экономического кризиса из единого центра сложно управлять одной большой страной: на местах образуются разруха и бардак. По одной из версий, огромные территории, разобщенность и проблемы со средствами связи, транспорта развалили и Римскую империю: управлять проще стало на местах, чем из «вечного города». Одной из попыток наладить процесс жизни в СССР и стала передача власти на места и раздробление страны.

Я считаю, что ни один из руководителей государства никогда не будет для всех людей страны хорошим и всеми любимым априори. Ту же антиалкогольную кампанию благословили многие советские женщины, чьи мужья перестали пить ежедневно. Но проклинали ее производители и продавцы спиртного, самогонщики и алкоголики. Потому моя оценка правления Михаила Горбачева сдержанна. Итогом его работы в качестве Генерального секретаря СССР не стало процветание, увы, но меры по улучшению жизни народа он принимал максимально, по моему мнению.

М.С. Горбачев — руководитель
СССР в 1985-1991 гг. С его деятельностью связаны
гласность, перестройка, введение
элементов рыночной экономики, антиалкогольная кампания, разработка программы «500
дней» и многое другое.

Одним из важнейших событий
в рамках деятельности Горбачева был Апрельский пленум
— заседание членов ЦК
КПСС, на котором обсуждались наиболее важные вопросы внутрипартийной работы, политические
и экономические проблемы. Это было первое выступление Горбачёва с момента вступления
на должность Генерального секретаря ЦК КПСС. Важную роль в данном событии сыграл сам Горбачёв. Он проанализировал социально-экономические
проблемы в стране, сформулировал план
реформ, выступил на пленуме с докладом,
в ходе которого представил план реформ
и убедил присутствующих в необходимости
перемен. Именно благодаря этой инициативе Горбачева начался курс на социально-экономические
реформы. Причинами проведения
данного пленума была
необходимость проведения коренных изменений во всех сферах
общественной жизни, особенно — в экономической и социальной, так как нарастал кризис
и недовольство властью, а также необходимость определить курс нового правительства.
Следствием проведения Апрельского пленума стал переход к ускорению социально-экономического
развития страны.

Ещё одним из важных
процессов
в рамках деятельности Горбачева была антиалкогольная кампания. Она заключалась в вырубке виноградников, в
которых выращивалось сырьё для создания винной продукции, повышении налогов на создание
и продажу алкогольной продукции, а также в значительном уменьшении времени, в которое
можно было купить алкоголь. Важную роль в
данном процессе сыграл Егор Лигачёв.
Он высказал идею о необходимости проведения антиалкогольной компании, настоял на уничтожении виноградников и винотек.
Таким образом, Лигачев стал проводником кампании и благодаря его действиям удалось
снизить продажи спиртного, производство значительно сократилось. Горбачев также сыграл важную роль: он оценил тяжелую ситуацию с пьянством в стране,
поддержал данную инициативу и одобрил уничтожение виноградников. Причинами проведения антиалкогольной кампании
были
необходимость повышения производительности труда рабочих путем сокращения
влияния алкоголя на работоспособность, а также необходимость смягчения социальных
проблем и смертности с помощью принудительного сокращения потребления алкоголя.
Следствием проведения кампании стали
значительные экономические потери, что отрицательно сказалось на советской экономике,
значительно выросло подпольное производство алкоголя.

Еще одним важным событием
является вывод советских войск из Афганистана.
Помимо самого Горбачева, важную роль в этом событии сыграл Министр иностранных
дел СССР Шеварднадзе. Он посетил Афганистан, оценил военно-политическую обстановку в
регионе и высказался за необходимость
вывода войск из Афганистана. Решения Шеварднадзе сыграли одну из ключевых ролей
в предпринятии данного шага советским руководством. Причинами вывода советских войск из Афганистана были отсутствие успехов
советской армии в достижении целей СССР в войне и затратность ведения войны не только
в плане человеческих жертв, но и в экономическом отношении. Итогом стала потеря влияния СССР в регионе.

Деятельность Горбачева
сыграла большую роль в истории. Апрельский пленум
положил начало масштабным
изменениям в социально-экономической сфере, которые, доказали несостоятельность
социалистической системы и привели к краху
Советского Союза, в результате чего образовалась Российская Федерация. Устройство
нового государства
кардинально отличалось от советской системы, из-за чего потребовалось создание новой конституции, что
произойдет в 1993 году. Конституция РФ
переживает трансформацию — в 2020 году было проведено голосование по поправкам.
В результате проведения политики гласности
начался рост сепаратистских настроений в республиках, в частности в Чечне, где в
1991 году была провозглашена непризнанная Чеченская республика Ичкерия, в результате
чего начались Чеченские войны, которые официально
завершились лишь в 2009 году.

Источник: История с Умскул, vk.com/alyaumschool

Правление Горбачёва и его политика «перестройки» коренным образом изменили не только нашу страну, но и весь мир. Итогом данного периода стало то, что СССР распался на независимые государства, КПСС была ликвидирована, влиянии Советского Союза в бывших социалистических странах – утрачено.

Процесс распада СССР сопровождался многочисленными локальными войнами, экономическим и политическим кризисом, серьёзным падением уровня жизни населения, разгулом преступности.

Положительным итогом данного периода можно назвать демократизацию общества и ликвидацию «железного занавеса», которым Советский Союз был ограждён от капиталистического мира в годы правления КПСС.

Основные события внутренней политики Горбачёва

В начале правления Горбачёва был выдвинут лозунг «ускорения социально-экономического развития» страны, с голословными обещаниями в короткие сроки поднять промышленность и благосостояние населения.

Главной задачей была объявлена интенсификация экономики и ускорение научно-технического прогресса. Провозглашалось более эффективное использование новых технологий, всеобщая автоматизация и компьютеризация, активизации человеческого фактора и изменение порядка планирования. На предприятиях показательно вводились госприёмка и хозрасчёт.

Однако каких-либо радикальных шагов в этот период не предпринималось, значительного технологического прорыва в промышленности не произошло, и она работала в основном по-старому.

В 1985 году началась антиалкогольная кампания. Она привела к значительному повышению на цен на алкогольные напитки, сокращению их производства, вырубанию виноградников, дефициту сахара (из-за распространения самогоноварения). Госбюджет понёс миллиардные убытки.

1986 год стал началом легального предпринимательства и «кооперативного движения» в СССР. Было снято ограничение и с валютных операций.

М.С. Горбачёв

В результате реформы власти появились выборы на альтернативной основе – в Верховный Совет и местные Советы народных депутатов. Старой партийной номенклатуре пришёл конец: влиятельные функционеры  КПСС, достигшие преклонного возраста, были отправлены на пенсию.

Исчезло преследование за инакомыслие, появились полная свобода слова и гласность, была ликвидирована цензура. Огромное количество критики, а порой и просто потоков грязи обрушилось в СМИ на прежних руководителей СССР и компартию в целом, что подорвало её авторитет.

Экономическая ситуация в СССР в данный период с каждым годом ухудшалась. Одним из символов правления Горбачёва стало вымывание товаров из магазинов, возникновение дефицита нужной продукции – невозможно было купить то сахар, то мыло, и т.д. К 1989 году на многие продукты и товары первой необходимости были введены карточки. Цены быстро росли, деньги – обесценивались. Инфляция превратилась в гиперинфляцию.

Всё это привело к социальной напряжённости,  возникновению многочисленных «горячих точек» и полномасштабных войн в республиках СССР; к росту в них националистических и сепаратистских настроений.

В августе 1991 года Государственный комитет по чрезвычайному положению – самопровозглашённый орган власти, включавший ряд высокопоставленных должностных лиц, попытался отстранить Горбачёва от власти и ввести в стране чрезвычайное положение, чтобы остановить хаос и распад. Но попытка была неудачной.

В декабре 1991 года главы РСФСР Ельцин, Украинской ССР Кравчук и Белорусской ССР Шушкевич подписали Беловежские соглашения, разделившие Советский Союз на независимые государства. Несмотря на неправомерный характер этих соглашений, Горбачёв не стал сопротивляться им и ушёл в отставку. Однако и народ отнёсся к развалу СССР равнодушно: многотысячные массы не вышли на улицы требовать отмены этого решения.

Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

Главными событиями внешней политики Горбачёва, основанной на принципах «нового мышления», стали:

  • Отказ от контроля над странами социалистического лагеря. Это привело к смене власти и резкому развороту политического курса практически во всех из них; к объединению Германии. С упразднением Организации Варшавского договора противостоящий ему военный блок НАТО не только продолжил деятельность, но и продвинул свои границы далеко на восток, к рубежам России.
  • Вывод советских войск из Афганистана (1989).
  • Договор СССР и США о ликвидации ядерных ракет средней и меньшей дальности (1987).

Горбачёв и Рейган подписывают договор о разоружении

Придя к власти в условиях экономического кризиса (экономика СССР очень зависела от мировых цен на нефть, а они обвалились), Горбачёв пытался снизить «гонку вооружений», чтобы сократить огромные военные расходы. Однако мирные инициативы руководства СССР расценивалась Западом как проявление слабости и не вызывали аналогичных встречных шагов. Вывод советских войск из Европы и Афганистана, падение Берлинской стены, прекращения поддержки прокоммунистических режимов за рубежом – всё это стало символами поражения СССР в «холодной войне».

Исторические оценки правления Горбачёва

Существует множество различных оценок правления Горбачёва, которые носят противоречивый характер. За рубежом преобладают положительные оценки – в связи с введением демократии и гласности, окончанием «холодной войны» и т.д. В нашей стране правление Горбачёва связывают, прежде всего, с развалом и хаосом во всех сферах хозяйства; с расцветом пустой демагогии и популизма, чрезвычайным падением уровня жизни населения. Поэтому практически все отечественные историки и публицисты отрицательно отзываются о нём.

Сочинение: Первый и последний президент СССР. Политический портрет М.С. Горбачёва

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Михаил Сергеевич Горбачёв

1.1 Краткие биографические данные

1.2 Политический портрет М.С. Горбачёва

1.3 Оценка личности последнего лидера СССР

2. Политика Горбачёва

2.1 Внутренняя политика

2.2 Распад СССР

2.3 Некоторые результаты

Заключение

Список используемой литературы

Введение

90-е годы XX столетия вошли в историю тем, что Советский Союз потрясли события, которые разрушили одно из самых мощных государств мира.

Причины потрясений и распада великой страны будут предметом еще долгих дискуссий и исследований. Остается открытым и вопрос о способности России восстановить свою утерянную мощь, объединить вокруг себя собратьев по многонациональной семье, как это было в первой половине минувшего века.

Для чего люди идут в политику? Для одних это увлекательная, хотя и опасная игра в политическом театре, другие удовлетворяют свою страсть к власти, третьи думают о богатстве и привилегиях. Для многих политика – это служение державе, народу или идее. Для иных – просто служба. Иногда – это семейная традиция, иногда – призвание…

Как обычные люди становятся историческими личностями, что выделяет их из общего ряда? То, что отличает от остальных, — исключительные способности, энергия, честолюбие, жажда власти, приверженность идеалу, или, напротив, безоглядный цинизм, беспринципность, или то, что с ними связывает, — знание жизни, умение уловить и выразить настроение и надежды народной массы …

«Нет истории, есть биографии», — процитировал Ралфа Эмерсона президент Рейган, когда впервые принимал Михаила Горбачёва в белом доме в декабре 1987 года. Что имел в виду американский философ? Что историю надо изучать по именам и свершениям великих деятелей или, что у истории нет иного инструмента самовыражения, кроме человека и его поступков [1].

О М.С. Горбачёве до сих пор можно услышать полярные мнения. Одни ставят ему в заслуги мужество, умение взять на себя ответственность, другие обвиняют в развале СССР и негативных последствиях реформ (кризисе в экономике и политике), которые мы переживаем до сих пор. В моем реферате будут рассмотрены и те, и другие мнения.

Целью моего реферата является рассмотреть Горбачёва, как личность, и период его правления.

Для достижения поставленной цели я постараюсь решить следующие задачи:

1) знакомство с биографией Горбачёва;

2) изучение деятельности Горбачёва в период его правления;

3) рассмотрение политики Горбачёва и её результаты.

Я считаю, что тема моего реферата довольно актуальна. Так как она поднимает спорные, а также интересные, вопросы, такие как: виноват ли Горбачев в распаде СССР или нет?; Нужна ли была перестройка государства или нет?; Горбачев был «прожектором» перестройки или «князем тьмы».

1. Михаил Сергеевич Горбачёв

1.1 Краткие биографические данные

Генеральный секретарь ЦК КПСС, Президент СССР. С декабря 1989 г. – председатель Российского бюро ЦК КПСС.

Родился 2 марта 1931 г. в селе Привольном Красногвардейского района Ставропольского края в семье крестьянина. Отец 40 лет проработал сельским механизатором, в годы Великой Отечественной войны был на фронте – сапер, тяжело ранен. Мать также работала в колхозе. Русский. В 1955 г. окончил юридический факультет Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова, в 1967 г. – Ставропольский сельскохозяйственный институт. Член КПСС с 1952 г. Трудовую деятельность начал в возрасте 15 лет механизатором машинотракторной станции. После окончания университета работал в Ставропольском крае: заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации крайкома ВЛКСМ, первый секретарь Ставропольского горкома ВЛКСМ, второй, а затем первый секретарь крайкома ВЛКСМ. В марте 1962 г. избирается парторгом крайкома КПСС Ставропольского территориально-производственного колхозно-совхозного управления, а в декабре того же года утверждается заведующим отделом партийных органов Ставропольского сельского крайкома КПСС. В сентябре 1966 г. избирается первым секретарем Ставропольского горкома партии, в августе 1968 г. – вторым секретарем, а в апреле 1970 г. – первым секретарем Ставропольского крайкома КПСС. В ноябре 1978 г. избран секретарем ЦК КПСС. С марта 1985 г. – Генеральный секретарь ЦК КПСС. На внеочередной сессии Верховного Совета СССР 1 октября 1988 г. избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР. 25 мая1989 г. на Первом съезде народных депутатов СССР избран Председателем Верховного Совета СССР. 15 марта 1990 г. на Третьем внеочередном съезде народных депутатов СССР избран Президентом СССР. Член Центрального Комитета КПСС с 1971 г. Делегат XXII, XXIV, XXV, XXVI, XXVII съездов и XIX Всесоюзной конференции КПСС. В ноябре 1979 г. избран кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС. В октябре 1980 г. переведен из кандидатов в члены Политического бюро ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 8-11 –го созывов. В 1985 – 1988 гг. – член Президиума Верховного Совета СССР. В 1989 – 90 гг. – Народный депутат СССР. Награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьского Знамени, «Знак Почета» и медалями.

Жена – Раиса Максимовна, кандидат философских наук, более 20 лет преподавала в вузах, член президиума правления Советского фонда культуры. Дочь – Ирина, ее муж – Анатолий – медики, имеют двоих детей.

Увлечения: чтение художественной литературы, театр, кино, музыка, пешие прогулки [4].

1.2 Политический портрет М.С. Горбачёва

В политике, как говорил известный классик, важны объективные результаты деятельности политиков для миллионов людей, а не их субъективные намерения, мотивы деятельности (хотя учитывать их, знать о них правду тоже очень важно).

Каков главный, объективный результат деятельности М. Горбачева к моменту завершения его политической карьеры, т.е. к концу 1991 года? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, необходимо четко различать два аспекта этого результата: всемирно-исторический и конкретно-исторический.

Как это не парадоксально, но объективный результат деятельности М. Горбачева и его команды с точки зрения всемирно-исторической предельно ясен. К концу 80-х годов Горбачев гордо и с вызовом сказал, что никогда не будет президентом, участвующим в похоронах своего собственного государства. История, сделавшая его крупной политической фигурой, крепко наказала его за эти самоуверенные слова. Пламенная, но изменившая ему любовь к власти сделала Горбачева не только участником этих похорон, первым и последним президентом СССР, но объективно – главным «могильщиком» Союза Советских Социалистических Республик, второй (наряду с США) супердержавы мира. Таков был с всемирно-исторической точки зрения главный объективный результат всех его противоречивых «реформ». Хотя Печенев В. не сомневается, что в замыслах Горбачева развал Союза ССР не был, конечно, запланирован. А между тем, как справедливо отмечает доктор исторических наук А. Барсенков, распад СССР не только отбросил далеко назад все бывшие союзные республики, но и привел к сползанию страны из кризиса в пропасть [5].

1.3 Оценка личности последнего лидера СССР

В 1978 году, после неожиданной смерти Ф.Д. Кулакова на заседании Политбюро ЦК Л.И. Брежнев предложил избрать на место секретаря ЦК, ведающего вопросами сельского хозяйства, Горбачева. Возражений со стороны Политбюро не последовало. Состоявшийся вскоре пленум ЦК поддержал предложение Политбюро и избрал его секретарем ЦК КПСС. Та активность, с которой он начал работу в качестве Генерального секретаря ЦК КПСС в 1985 году, совершенно не проявлялась в прежней его ролях, на которых, он, как правило, отмалчивался. Активность М.С. Горбачева резко возросла в 1984-1985 гг. при Черненко. Уже тогда фактически сформировалась группа в руководстве партии, которая решила взять власть в свои руки. В эту группу вошел и Горбачев. Видя неизбежность кадровых перемен в связи с очевидной неизлечимой болезнью Черненко, они, используя свои возможности в аппарате ЦК и КГБ, фактически обеспечили избрание Горбачева на должность генерального секретаря ЦК КПСС по кадрам.

Эта группа, не имея достаточного опыта политической и организационной работы, понимала, что члены Политбюро, имеющие большой опыт работы были помехой в их честолюбивых устремлениях. Поэтому сразу после избрания Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК была развернута дискредитация с использованием средств массовой информации ряда товарищей, занимавших ответственные посты. Причем тогда еще не существовало понятия «гласность», и все публикации санкционировались, а зачастую организовывались в аппарате ЦК КПСС.

Не сумев ничего создать, эти деятели сумели все развалить, причем добились в этом грандиозных результатов. После трагического августа 1991 года стало ясно, что Горбачев и его сторонники выполняли определенный политический заказ на уничтожение коммунистической партии, великого социалистического государства, социализма и социалистической идеологии вообще. Полностью «талант» Горбачева раскрылся в момент необходимости принятия сложных, непопулярных решений. Шесть лет его руководства – это шесть лет предательства товарищей по партии, всех коммунистов, уничтожение великого государства, создававшегося не только в последние 70 лет, но и в течение веков, трудом многих поколений людей.

Когда расстреливали Чаушеску и травили больного Хоннекера, Горбачев ничего не сделал, чтобы остановить это. Предатель и трус – вот психологический портрет Горбачева. Сегодня, пережив трагедию уничтожения СССР, понимаешь, что много было сделано ошибок, что уставные принципы партии, фактически не менявшиеся с 30-х годов, позволили предателям и пустышкам типа Горбачева пролезть в руководство КПСС в карьеристских целях и уничтожить партию, государство [4].

Роль М. Горбачева — первого и последнего Президента СССР в нашей новейшей истории оценивается довольно противоречиво в трудах отечественных и зарубежных историков. Чаще всего встречаются два подхода: исключительно позитивная роль, где Горбачев выступает как великий реформатор и политик, положивший конец «холодной войне», противостоянию «СССР-США» и т.п., и второй подход, где мы обнаруживаем негативный взгляд на перестройку, распад СССР и где, соответственно, подчеркивается деструктивная роль М. Горбачева. Первый подход чрезвычайно популярен на Западе и в «либеральных» кругах российской интеллигенции новой волны, второй — более свойственен отечественным экспертам, ориентированным в целом на неприятие перестройки и российских реформ.

В литературе выдвинуто немало гипотез и о причинах распада СССР. Однако большинство авторов усматривают в этом скорее закономерность, чем случайность.

Мы постараемся дать свою собственную оценку личности последнего лидера некогда великой державы, его роли в распаде СССР и некоторых последствий сокрушительной трансформации советского общества, выразившихся, в частности, в обострении межнациональных конфликтов на территории практически всех бывших республик Советского Союза.

Анализ литературы позволяет предположить, что в этой области сложилось несколько мифов, глубоко закрепленных в сознании мирового сообщества усилиями СМИ, некоторых политиков и ученых.

Миф первый. М. Горбачев – политик, разрушивший советскую империю (где русский народ подавлял и угнетал другие народы). На самом деле Горбачев разрушил единое государственное и социально-экономическое пространство и положил начало череде межнациональных конфликтов. Что касается разрушения советской империи, то это даже терминологически не верно: СССР не был империей. Любая империя имеет чёткую структуру. Есть главная территория (метрополия) и подчинённые территории (колонии). Граждане метрополии и колоний сильно различаются в правах. Так, граждане колоний не принимают участия в выборах в органы власти всей империи и не участвуют в управлении империей. В СССР грузин Сталин (представитель так называемого угнетённого народа) в течение тридцати лет управлял Советским Союзом, чеченец Дудаев был генералом Советской Армии, а азербайджанец Алиев — членом Политбюро. Исторические факты, которые отрицать невозможно. Граждане всех национальностей в СССР имели примерно равные права и в руководстве страны были представлены очень многие национальности.

Миф второй. Распад СССР был неизбежен из-за экономических трудностей и заслуга Горбачева состоит в том, что он предотвратил полный крах советской экономической системы и провозгласил начало демократических преобразований. Если это так, то почему не распались Соединённые Штаты во время великой депрессии и Китайская Народная Республика во времена культурной революции? Экономические трудности ослабляют государство и усиливают действие прочих факторов, способствующих развалу государства, но сами по себе они не являются причиной развала страны. С этой точки зрения перестройка Горбачева запустила механизм экономического кризиса, в результате которого миллионы граждан бывшего СССР потеряли работу, жилище, сбережения и лишились даже тех немногих социальных благ, которые им гарантировала советская система. Демократизация, в конечном счете, обернулась долларизацией отечественной экономики со всеми вытекающими последствиями. Анализ этого процесса хорошо описан в книге М. Диченко «Жизнь без доллара, или либерализм на пороге III тысячелетия».

Миф третий. М. Горбачев позволил бывшим республикам СССР обрести независимость, которой они были лишены в СССР. К чему привела эта независимость хорошо известно. Страна потеряла огромную часть территории, распались экономические связи между субъектами хозяйственной деятельности, научными и культурными центрами, на просторах СНГ образовался правовой вакуум, границы новых государств превратились в фикцию. Кроме того, большинство независимых государств враждебно настроены в отношении России и к русскоязычной диаспоре в своих странах. Многие лидеры независимых государств предпринимают большие усилия для ослабления России и экономически, и политически. И это далеко не полный перечень последствий независимости.

Интересно, что сам М. Горбачев не считает себя «могильщиком» СССР и обвиняет в этом Б. Ельцина, который, в свою очередь обвиняет в развале Союза Горбачева. Тем очевиднее выглядят попытки снять с первого российского президента эту ответственность. Например, Р.И. Хасбулатов, стремясь реабилитировать Б. Ельцина, в 1992 году писал: «Беловежские соглашения о создании Содружества (СHГ) при всей их внешней спорности, возможно, при определенных юридических и конституционных недостатках и упущениях были логическим завершением свершившегося факта — это падение великой империи»[4].

К исходу 80-х годов ХХ века горбачевская «перестройка» настолько расшатала Советский Союз, что вопрос о его дальнейшем существовании приобретал все большую проблематичность. В начале января 1990 года Черняев, ближайший помощник Горбачева, уже почти не сомневался в том, что Союз «начнет сокращаться. Прибалтика станет договорной частью Союза…» [7].

Чтобы дать объективную оценку личности М. Горбачева как Президента СССР и главное оценить его вклад в уничтожение Союза ССР, необходимо понимать, что советское общество в предперестроечный период характеризовалось глубокой раздвоенностью: вся политическая жизнь и осмысление политических и экономических реалий настоящего должны были осуществляться в соответствии с четко заданными идеологическими канонами; быт общества, включая его культурные запросы, был не только вне идеологии, он в значительной степени противостоял ее догматам [3].

К созданию нового политического и административного режима общество не было подготовлено. Революции не предшествовала своя «эпоха Просвещения». Интеллектуальная работа, которая шла в диссидентских кругах либо имела сугубо протестный характер, либо страдала явным утопизмом. Для профессионального осмысления путей переустройства советского общества в самом СССР условия так и не сложились. Однако они сложились на Западе. Именно западными идеологами была проработана доктрина расчленения Союза. А.И. Доронин, например, пишет: «…в соответствии с американским «Законом о расчленении России, установками З. Бжезинского в России с помощью американских спецслужб и их союзников запущен негласный механизм ее расчленения…». Эта доктрина была очень грамотно реализована чрез политическую, культурную и научную элиту СССР, через тех лиц, кто, так или иначе выезжал за рубеж, был хорошо информирован о скрытых процессах и проблемах внутри ЦК КПСС, имел основания не доверять «системе» или пострадал от нее. Многие из этих людей открыто выступали против «системы» и в дальнейшем стали идеологами перестройки и рыночных преобразований. Одним из первых реформаторов был Михаил Горбачев.

Достаточно сложно однозначно ответить на вопрос, что послужило главным мотивирующим фактором отказа Горбачева от советских ценностей и принятия западных. Однако, ясно, что идеи о переустройстве и изменении политического курса СССР возникли у секретаря ЦК КПСС не случайно. Более того, формировались они далеко за пределами Кремля.

25 декабря 1991 года М.С.Горбачев сложил с себя полномочия главы государства. С января 1992 года — по настоящее время — он Президент Международного общественного Фонда социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд, а также ряда других общественных организаций). Усилия Президента СССР были с лихвой вознаграждены Западом, о чем свидетельствует впечатляющий перечень его наград и премий, представленный на личном сайте «прораба» перестройки. Этот же перечень косвенно свидетельствует о тщательной проработанности процесса распада СССР и большом личном вкладе Президента СССР в эту миссию [7].

2. Политика Горбачёва

2.1 Внутренняя политика

Летом 1985 года Горбачев взялся за решение вопросов ускорения научно-технического прогрессас упором на рост машиностроения, проведя на эту тему широкое совещание в ЦК КПСС. Однако и здесь дело ограничилось мероприятиями по созданию ряда организационных структур. Однако прогресс от этого не пошел быстрее.… Да и где деньги было взять? В вопрос финансирования уперлось и проведение провозглашенной на словах «активной социальной политики», начиная от намерений повысить заработную плату и кончая обещаниями выдать каждой семье по квартире или собственному дому к 2000 году.

В 1987-1988 годах были приняты важные законы о государственном предприятии и о кооперации в СССР. Однако работали эти законы плохо [5].

Стремясь повысить качество продукции, власти в мае 1986г. ввели госприёмку. Отделы технического контроля (ОТК) предприятий ранее подчинялись администрации. Да и самим контролёрам была невыгодна «излишняя» строгость при выявлении брака: они наряду с рабочими и инженерами могли лишиться премии из-за невыполнения плана.

Госприёмка стала отдельным ведомством, её работники не зависели от дирекции и не были материально заинтересованы в выполнении плана. К началу 1987г. госприёмка действовала на всех крупных промышленных предприятиях. Однако её эффективность оказалось значительно ниже ожидаемой. Выполнение планов существенно снизилось, упали заработки. Руководство предприятий поспешило найти контакт с новыми контролёрами, которые к тому же стояли на предприятиях на партийном учёте. Просуществовала госприёмка лишь два года.

В мае 1985г. появилось постановление ЦК КПСС и указ Президиума Верховного Совета СССР о борьбе с пьянством и алкоголизмом: «Партия и Советское государство ставят качественно новую, ответственную задачу большой политической значимости: единым фронтом, повсеместно создать обстановку нетерпимости к пьянству искоренить его».

Пьянство в стране действительно достигло критических пределов. По оценки МВД «злоупотребляли» алкоголем 37% работающих; только зарегистрированных алкоголиков насчитывалось свыше 5 миллионов человек. Реализация спиртного с 1970 по 1980г. возросла на 77%. В районах страны, особенно в сельской местности на Севере, пили даже женщины и дети, что вело к настоящему вырождению населения. Алкоголизм вышел на третье место в ряду причин смерти, привёл к росту преступности, особенно грабежей и уличного хулиганства. Мириться с этим злом было невозможно.

Постановление готовилось ещё при Андропове, но молва считала инициатором крутых мер Горбачёва и – особенно – Лигачёва. Пьянству была объявлена настоящая война. Виновных в «распитии» в общественных местах исключали из партии и комсомола, понижали в должности, лишали премий, отодвигали в очереди на жильё.

Резко уменьшилось число торгующих спиртным магазинов. Продажа водки, разрешённая прежде с 11 утра, теперь велась только с 14:00. Заводы, производившие вино и водку, перепрофилировались на производство соков и безалкогольных напитков. К 1988г. планировалось полностью прекратить производство дешёвых плодово-ягодных вин (в народе их называли «бормотухой»).

Антиалкогольная компания велась поспешно, прямолинейно и неумело. Только в 1985-1986гг. производство алкогольных напитков упало вдвое. Сокращение коснулось не только низкопробного «плодово-выгодного» зелья, но и высокопробных марочных вин. В Крыму, в Молдавии, на Дону вырубали виноградники, (общая их площадь сократилась на 30%), разрушали винодельческие предприятия. Пострадали не cтолько пьяницы, сколько люди, стремившиеся купить бутылку вина к празднику или семейному торжеству.

Огромные потери понёс бюджет: заменить доходы от реализации спиртного было нечем, поскольку обещания резко увеличить реализацию товаров народного потребления осталось на бумаге.

Попытки увеличить производство соков только ухудшали ситуацию: эта продукция была убыточна и требовала дотации. Недополученная прибыль составила в 1985г. — 60 млрд. рублей, в 1986г. — 38 млрд. рублей, в1987г. — 35 млрд. рублей, 1988г.- 40 млрд. рублей.

Из-за нехватки спиртного увеличилось самогоноварение. Из магазинов стал пропадать сахар, хотя производство его в 1985 – 1988гг. выросло на 18%. Нередко водку заменяли различные суррогаты (от одеколона до растворителя). Среди молодёжи стали распространятся наркомания и токсикомания. Социологические опросы показывали, что 80% граждан страны понимали необходимость борьбы с пьянством, но применявшиеся методы вызывали дружное неприятие. Горбачёв заработал ироническое прозвище «минеральный секретарь».

Нельзя оправдывать Горбачёва тем, что он не знал, что будет после «Указа о борьбе с пьянством и алкоголизмом». Горбачёв вырос в русской семье и должен был понимать, что злоупотребление спиртным для неё характерно и «с наскока» проблемы не решить. Кроме того, именно продажа спиртного обеспечивала значительную часть доходов бюджета. На мой взгляд, это был неудачный шаг.

Нельзя считать, что именно указ спровоцировал общество на самогоноварение и т.п. Это было и раньше, просто обстоятельства вскрыли пороки общества.

В какой-то степени это действительно был просчёт, но обвинение Горбачёва в недальновидности безосновательно. Не может человек всё предусмотреть. А результаты были: в первый же год сократилось потребление алкоголя, не было такого пьянства.

Начиная перестройку, Горбачёв главный акцент делал на подъёме духовности общества в том понимании, в каком он воспитывался и служил социалистической системе. Нетрудовыми доходами он считал всё, что произведено в негосударственной сфере.

В мае 1986г. было опубликовано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами».

Формально оно направлялось против дельцов теневой экономики. На практике же главными его жертвами оказались колхозники и горожане, выращивающие фрукты и овощи на продажу, кустари, уличные торговцы. В ряде мест власти с упоением крушили теплицы на приусадебных и дачных участках. А воротилы теневой экономики, коррумпированные чиновники, так и остались нетронутыми.

Трудно было делать первые шаги, и они, скорее всего, были спонтанными. Чтобы бороться с теневой экономикой, нужны силы, сторонники. В период проведения реформ эти силы только ещё консолидировались.

Вероятно, это были популистские реформы. После застоя любые нововведения воспринимались как существенные действия, направленные на изменение общества. Так Горбачёв зарабатывал политический авторитет.

Начиная реформы, Горбачёв не ставил задачей смену общественно-экономического строя, считал социализм вполне жизнеспособной системой. Он даже подчёркивал, что мы должны учиться у Ленина вовремя переоценивать ценности, теоретические установки, политические лозунги. Поэтому не удивительно, что уже в апреле 1985г. был взят курс на ускорение, а затем – на усовершенствование политической структуры общества. Происходила нормальная эволюция взглядов.

Трудно начинать преобразования только отдельных сфер общества, это, в конце концов, ведёт к изменению всего общества. Горбачёв этого не учёл. Но он действительно был не только идеологом, но и прорабом перестройки, его реформы были не только теоретической разработкой, но и имели (удачное или нет – другой вопрос) практическое применение. А противоречивость продолжалась тем, что готовых-то рецептов не было.

Правы как сторонники, так и противники. Обстоятельно предусмотреть последствия взятого курса не так уж просто. Многие руководители привыкли мыслить в рамках десятилетиями складывавшейся командно-административной системы, не хотели перемен, не умели действовать самостоятельно. Шло противодействие реформе с их стороны. Реформы Горбачёва можно признать действительно мужественным шагом [3].

2.2 Распад СССР

К осени 1990 г. уже было очевидно, что после пяти с половиной лет перестройки Советский Союз вошел в новую стадию своей истории и с точки зрения внутренне й политики, и в развитии отношений со всем миром. Произошла подлинная революция умов, сделавшая невозможным возврат к прежнему состоянию. Тем не менее — и это было грозной опасностью для будущего предпринятого Горбачевым и его командой эксперимента по модернизац ии страны — не была решена ни одна из трех вставших после 1985 г. ключевых проблем:

— проблема политического плюрализма, органической составной части всякого процесса демократизации;

— проблема создания рыночной экономики. Основные положения принятой российским правительством программы, окре щенной «Мандат доверия на 500 дней» и предусматривавшей приватизацию государственной собственности и освобождение цен, были обнародованы в прессе. Этот » План Ельцина» был представлен как программа, альтернативная более осторожному плану Рыжкова. Как бы то ни было, эта программа оказалось мертвор ожденной;

— проблема федеративного договора. В прессе был представлен первоначал ьный проект нового сою зного договора, который предполагалось осенью представить на обсуждение полномочным делегациям республик. Тесно связанный с переходом к рыночной экономике, новый федеративный договор должен был расширить права республик, прежде всего заменив существовавшие центральные структуры и вертикальные связи прямыми отношениями горизонтального типа между республиками без посредничества центра. Но и здесь событиям было суждено опередить законодателей.

Эти проблемы господствовали в политических дебатах последнего года существ ования Советского Союза. Именно они послужили катализатором политического кризиса, который в декабре 1991 г. привел к распаду СССР и отставке Горбачева.

С точки зрения политического анализа год с осени 1990 до зимы 1991 г. делиться на три части:

— период до подписания Горбачевым, представлявшим союзный центр, и руководителями девяти республик документа, известного как «Заявление 9 + 1», в котором декларировались принципы нового союзного договора. Достигнутое принципиальное согласие было важнейшим условием прекращения все более обострявшегося конфликта между Ельциным, бесспорным лидером в лагере сторонников решительного продолжения реформ, и Горбачевым, желавшим сохранить хрупкое равновесие между реформаторами и консерваторами и соблюсти интересы центра перед лицом возраставших требований со стороны республик, добивавшихся самостоятельности, суверенитета и даже полной независимости. На фоне этого про тивостояния, и питаемая им, между парламентами России и Союза развернулась настоящая «война законов», парализовавшая всякую конструктивную деятельность, с каждым днем усугублявшая экономический кризис, неэффективность органов управления, особенно на местах, порождавшая все более очевидный » вакуум власти»:

— период, отмеченный своего рода «перемирием», казалось установившимся в отношениях Ельцина и Горбачева, взаимно обеспокоенных падением авторитета какой бы то ни было государственной власти. Горбачев повел более тонкую игру, перестав систематически прибегать, как это проявилось во время январских событий в Вильнюсе, к использованию консервативных сил для создания противовеса Ельцину. Тем временем политическое и экономическое положение в стране настолько ухудшилось, что в августе стала возможной попытка консервативных сил осу ществить государственный переворот;

— период после провала путча, когда поражение, нанесенное лагерю консерваторов, катастрофически ускорило распад Союза, привело к упразднению прежни х государственных структур, включая КГБ, приостановлению деятельности и последующему запрет КПСС. Менее чем за четыре месяца на место прежнего СССР возникл о новое и весьма неустойчивое образование: Содружество Независимых Госуд арств (СНГ).

Горбачёв в целом действовал в рамках Конституции, хотя были и не конструкционные действия. Он действительно предпринимал попытки реорганизовать СССР. По его инициативе был проведён референдум, и 3/4 голосовавших высказалось за сохранение Союза. Но процесс выхода из Союза республик у же невозможно было остановить.

В апреле 1991г. было подписано Соглашение Президента СССР и представителей 9 республик о заключении нового союзного договора. Этот шаг, на мой взгляд, подтверждает стремление Горбачёва сохранить СССР [4].

2.3 Некоторые результаты

Ответ на вопрос «надо ли было начинать перестройку?» зависит от времени, когда он задан. В 2000 году, по опросам ВЦИОМ, 70% россиян считали, что не надо. В 1995-м 40% ещё были «за». В 1986-м реформы в стране поддерживали не менее 80% населения. Горбачёву ответ на этот вопрос требовалось дать в 1985. Собственно говоря, ради реформы его и выбрали.

Можно подвести некоторые, краткие конечно, объективные результаты деятельности «команды Горбачева» в конкретно-историческом аспекте за 5-6 лет ее правления.

В экономической сфере попытки ускорения научно-технического прогресса и эксперименты по трансформации госсоциалистической экономики в рыночно-социалистическую закончились провалом. Внешний долг СССР за 5 лет возрос более, чем вдвое. Экономико-финансовая система государства выглядела уже к началу 90-х годов явно и сильно подорванной, если не разваленной.

Это, естественно, негативно отразилось на социальной сфере, заметно ударило по уровню материальной жизни основной части населения. А когда к опустевшим полкам магазинов добавилась к лету 1991 года павловская «реформа», обесценившая за одну ночь копившиеся десятилетиями вклады всех граждан страны в сбербанках, негодование и паника населения, как тогда казалось, подошли уже к точке кипения.

Общественно-политическая жизнь страны, вкусившей первые плоды относительной гласности и свободы слова в этот период начинает переживать столь бурный расцвет, что кое-где начинает переходить за границы разумной демократии, «смахивая» в чем-то на анархию, общественный разлад, порождая к началу 90-х годов рост правонарушений, преступности, а в союзных республиках – рост национализма, сепаратизма, причем прямо сориентированного на разрушение Союза ССР. Так называемый «новоогаревский» процесс, начатый Горбачевым с целью заключения нового, трансформированного, приспособленного к реалиям дня союзного договора, чем дальше, тем больше вел в никуда. В самой атмосфере страны нарастает ощущение, что спасти Советский Союз может только чудо, а развалить может какая-то, что называется, последняя, но заметная капля. Такой «последней каплей» и стала совершенная 19 августа 1991 года попытка ряда высших руководителей СССР осуществить фактически госпереворот (ГКЧП), антиконституционный переворот, в целях спасения, как они думали, союзного государства и социалистического строя.

Противоречивыми представляются итоги деятельности «команды Горбачева» и в области международной политики. С одной стороны, активную политику разрядки международной напряженности, снижения уровня слишком дорогостоящего для хиревшей экономики страны военного противостояния с США и НАТО, общее улучшение политических отношений с Западом можно отнести в актив Горбачева. Этот актив сказался позитивно и на внутренней, духовно-нравственной жизни граждан, «открыв» для многих из них Запад, т.е. сделав наше государство более открытым обществом, без чего действительно демократическое развитие общества в принципе невозможно. С другой стороны, СССР стал катастрофически быстро терять союзников и экономических партнеров (Центральная и Восточная Европа, Ближний и Средний Восток, Африка и Латинская Америка). Внеся огромный вклад в развал военно-политической организации Варшавского договора, Горбачев не добился ответных шагов со стороны НАТО. Именно в это время СССР фактически стал терять статус супердержавы и из великой военно-политической державы стал быстро превращаться во второстепенное с социально-экономической точки зрения, хотя громадное по размерам государство с ракетно-ядерным оружием.

Словом, страна наша, безусловно, нуждалась и в экономических реформах, и в постепенной, разумной политической перестройке, не приносящих бед и невзгод людям, а, наоборот, улучшающих их социально-экономическое положение и духовно-нравственное здоровье. Горбачев взялся за решение этих задач, но осуществил их так, что, вернувшись 22 августа 1991 года из временного «фаросского заточения» в Крыму, он оказался, по собственному выражению «в другой стране», а точнее, в обвально, на глазах разрушавшемся Советском Союзе, правопреемнике тысячелетней Российской империи или Русского, Российского государства. Можно по-разному относиться ко всему, что происходило при Горбачеве, но трудно отрицать этот объективный итог политической деятельности его и его «команды».

Бесплодным оказалось и движение за «социальную справедливость ». Бесплодным потому, что вылилось это движение в борьбу со слишком «высокими» и «комфортными» дачами (но не членов руководства, а преимущественно рядовых граждан), а также с добротными, богатыми садово-огородными участками [5].

Заключение

Так всё же, был ли Горбачёв великим революционером-реформатором? Разве не он разрушил КПСС и Советский Союз? Он, конечно, хотя и не один. И именно разрушил, хотя и не всегда по доброй воле. Но он не столько направлял ход событий, сколько приспосабливался к нему, всё чаще делая вынужденные ходы. И в целом можно сказать, что политический плюрализм и рыночная экономика стали входить в жизнь страны не столько потому, что они соответствовали целям и замыслам Горбачёва, столько потому, что он осознал своё бессилие воспрепятствовать этому, невозможность предложить иную, лучшую альтернативу.

Горбачёв второй раз за всю советскую историю, хотя и по-своему, сделал то, что до него удалось лишь Сталину. Так же как Сталин, Горбачёв приобрёл необъятную государственную власть через власть над партийным аппаратом и благодаря его власти.

Итак, миссия, которую начал выполнять Горбачёв, миссия по реформированию государственно-административного социализма была, безусловно, великая. Но сил и способностей, а также характера и нравственных качеств для её разумного осуществления ему явно не хватило[4].

Я внимательно рассмотрела личность, политику и деятельность М.С. Горбачева и открыла для себя много нового.

Историческое достижение его политики – это зачатки гласности и демократии, без которых мы просто задыхались и нравственно тупели. Это не только более или менее чёткое признание общественного тупика, куда мы зашли к концу века. Это и свет в конце туннеля.

Сегодня очень много зависит от нас самих, какими бы словами мы не клеймили наше государство, в этом заслуга Горбачёва и многих из тех людей, которые пришли с ним, даже если они им и были, потом отброшены как отработанный материал.

В настоящее время личность единственного президента СССР как политического деятеля, думаю, еще не определена. Обсуждая эту тему с людьми, пережившем перестройку, невозможно остановить свой взгляд на каком-то определенном мнении, всегда возникают горячие споры и каждый по-своему прав.

Я считаю, что цель моего реферата достигнута, я рассмотрела М.С. Горбачёва, как личность и изучила период его правления страной.

Горбачёва будут вспоминать и поминать – одни восхваляя, другие, проклиная, — не только за то, что он сделал и на что отважился, но и за то, на что не решился и от чего удержался. Конец 20 века останется эпохой Горбачёва уже потому, что именно он подвёл черту под главным конфликтом столетия и, перевернув страницу истории, дал возможность писать её дальше с чистого листа [1].

Список используемой литературы

1. Грачёв А. Горбачёв. М., 2001

2. Гришин В.В. От Хрущёва до Горбачёва. М., 1996

3. Джузеппе Б. От СССР к России. М., 1996

4. Каппелер А. Россия – многонациональная империя: возникновение, история, распад. М.,1996

5. Печенёв В. «Смутное время» в новейшей истории России. М., 2004

6. Хасбулатов Р. Размышления спикера. М.,1992

7. Черняев А.С. Дневник помощника президента. М., 1991

Автор: учащийся

Темой моего сочинения является период 1985 – 1991 гг.

По-моему мнению данный период связан с таким явлением, как перестройка, которая включала в себя проведение реформ экономического и политического характера и непосредственно связан с руководством страной М. Горбачевым и деятельностью Г. Явлинского.

М. Горбачев в 1985 году был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. В 1989 году по инициативе Горбачева была проведена политическая реформа, главным содержанием которой стало изменение избирательной системы – выборы должны быть тайными, альтернативными. Причиной проведения данной реформы было желание создать правовое государство и гражданское общество. Следствием проведения данной реформы в 1989 году на новой основе состоялись выборы народных депутатов СССР. Они продемонстрировали изменение настроений в обществе. Около 30 секретарей обкомов и горкомов, бывших кандидатами от КПСС, потерпели на выборах неудачу. Давая оценку роли Горбачева, стоит отметить, что Горбачев призывал советское общество к созданию правового государства, основанного на разделении властей, высказывался за освобождение руководящих структур КПСС от административно-хозяйственных функций, с тем, чтобы эти функции перешли к государству и предприятиям. Предложенные Горбачевым меры ослабили позиции партийной бюрократии, лишившейся влияния на экономические процессы. Многие партийные чиновники стали переходить в государственные структуры.

Второй личностью моего исторического сочинения является Г. Явлинский.

Г. Явлинский, входивший в группу ученых-экономистов, принявших участие в разработке экономических реформ. При его участии был разработаны программы, суть которых заключалась в создании кооперативов и развитии, таким образом, индивидуальной трудовой деятельности. Причиной разработки данных программ было стремление государства обновить экономику и создать стимулы к повышению производительности труда. Содержанием и следствием данных законов стало появление кооперативов и фермерских хозяйств, но это не привело к ожидаемым результатам. Экономическое положение страны быстро ухудшалось, это сопровождалось снижением ВНП, дефицитом бюджета и ростом госдолга. Впервые за историю существования плановой экономики признавалась инфляция.

Давая оценку роли деятельности ученых и в частности Г. Явлинского, стоит сказать о том, что данные реформы встретили в обществе сопротивление, ибо противоречили принципам «реального социализма» и ассоциировались с «загнивающим» капитализмом.

Оценка историками данного периода носит неоднозначный характер. По мнению самого инициатора перестройки М. Горбачева, негативную роль сыграло то, что было упущено время для проведения перемен и непонимания характера реформ среди руководителей страны и ряда ведущих экономистов.

Период с 1985 по 1991 гг. вошел в историю под названием Перестройка. Это заключительный период истории СССР, который характеризовался, во-первых, попытками партийного и государственного руководства реформировать плановую модель экономики с целью повышения ее эффективности; во-вторых, изменением системы государственных органов власти; в-третьих, нарастанием процессов суверенизации в союзных республиках и распадом СССР.

Решающую роль в истории Перестройки сыграл Михаил Сергеевич Горбачев, занимавший в 1985-1991 гг. пост Генерального секретаря ЦК КПСС.

В апреле 1985 г., на Пленуме ЦК КПСС Горбачев впервые поднял вопрос о необходимости ускорения социально-экономического развития страны. Началом экономических преобразований считается принятая на этом Пленуме Концепция социально-экономического развития страны.

В течение 1985-1986 гг. советскому руководству пришлось столкнуться с несколькими проблемами, которые делали недостаточными меры по реформированию экономики, предложенные Горбачевым в апреле 1985 г.: падение мировых цен на нефть, потери в доходной части бюджета из-за антиалкогольной компании и авария на Чернобыльской АЭС. Среди экономических мер, последовавших вслед с этими событиями, надо выделить, во-первых, план экономической реформы, разработанной в 1987 г. группой экономистов под руководством Л.И.Абалкина, и предусматривавший ряд нововведений рыночного характера; во-вторых, закон о госпредприятии (вступил в силу с 1 января 1989 г.), расширявший возможности предприятий для самостоятельной хозяйственной деятельности; в-третьих, принятый в мае 1988 г. Закон о кооперации, который фактически допускал частное предпринимательство. Этот с закон следует рассматривать как радикальный шаг Горбачева и его сторонников в попытке вывести советскую экономику из состояния стагнации.

Экономические реформы требовали также преобразований в политической сфере, что стало очевидным уже к началу 1986 г., и нашло свое отражение в решениях XXVII съезда КПСС. Была принята новая редакция программы партии, в своем докладе Горбачев поднял вопрос о повышении роли масс в деле управления государством. Поворотным событием в истории Перестройки следует считать XIX партийную конференцию в июне 1988 г. Тогда было предложено создать новый орган государственной власти — Съезд народных депутатов СССР. Верховный совет должен был стать постоянно действующим органом, а выборы депутатов — проводиться на альтернативной основе. В дальнейшем политическая инициатива в проведении реформ переходит к Съездам народных депутатов. I съезд состоялся в мае 1989 г. Важное место занимает III съезд в марте 1990 г. Тогда была отменена 6-ая статья Конституции СССР, что положило конец однопартийной системе в СССР. На этом же съезде Горбачев был избран Президентом СССР.

Заметное место в отечественной истории периода Перестройки занимает Борис Николаевич Ельцин. Будучи сторонником преобразований, он был приглашен в Москву в декабре 1985 г. для работы на должности первого секретаря городского комитета КПСС. До этого он возглавлял Свердловский областной комитет партии.

С октябрьского Пленума ЦК партии 1987 г. берет начало серия критических выступлений Ельцина о темпах реформ и стиле работы некоторых руководителей партии, что закончилось его отставкой с должности первого секретаря Московского горкома партии. С 1989 г. он сосредоточился на депутатской деятельности, с 1990 г. — Председатель Верховного Совета РСФСР.

Непоследовательность союзного правительства в реализации экономических реформ, их замедленный темп оказывали негативное воздействие на материальное положение большинства населения страны. Например, это выразилось во введении карточек потребителей на продовольственные, а с 1991 г. и на непродовольственные товары. Эти обстоятельства накладывались на процессы укрепления частного сектора в экономике, появление коммерческих банков и формирование национальных бизнес-элит. В этих условиях в союзных республиках зреют настроения суверенизации. Самостоятельность воспринималась как главное условие решения экономических проблем, которые не под силу было решить союзному правительству. Весной 1990 г. все союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете. Россия сделала это 12 июня 1990 г.

В результате проведенного в марте 1991 г. референдума о сохранении СССР большинство населения России высказалось за сохранение СССР, а также за введение должности Президента республики. Итогом этого стала подготовка Горбачевым нового союзного договора, а также избрание Ельцина Президентом РСФСР 12 июня 1991 г.

Подписание нового союзного договора было сорвано попыткой государственного переворота в августе 1991 г. группой высших государственных чиновников. В результате решительных действий правительства РСФСР и при поддержке москвичей, Ельцину удалось предотвратить силовой сценарий развития событий. Итогом августовского путча 1991 г. стал решительный отказ руководства республик от подписания союзного договора. Попытки Горбачева возобновить этот процесс не увенчались успехом.

Юридически распад СССР принято связывать с подписанием Соглашения о создании Содружества Независимых Государств главами РСФСР, Республики Беларусь и Украины 8 декабря 1991 г. Россию представлял Ельцин. Вскоре после этого последовала отставка Горбачева с поста Президента страны, которой уже не существовало.

Перестройка — это один из самых противоречивых периодов с точки зрения существующих исторических оценок. В историческом сознании многих россиян и сегодня он связан не столько с гордостью от того, что он положил начало процессам демократизации политической системы и либерализации рынка, сколько с сожалением о том, что распался СССР.

Среди историков и политических деятелей нередкими являются мнения о том, что перестройка стала результатом деятельности западных спецслужб, или о том, что перестройка в основном являлась почвой для захвата собственности советской элитой. Сторонники теории модернизации уверены, что советские лидеры фактически признавали успехи западной цивилизации, однако соперничать с ней в рамках плановой экономики уже было невозможно, поэтому последовала серия реформ с непрогнозируемым финалом.

Содержание

  • 1985-1991. Историческое сочинение.
  • Эпоха  Горбачёва М.С.
  • Общая характеристика эпохи
  • Исторические события (явления, процессы)
  • Историческая оценка значимости данного периода для истории России

Эпоха  Горбачёва М.С.

й5

1985-1991

Перечень событий, которые можно описать в историческом сочинении:

  • Политические реформы Горбачёва М.С.
  • Политика гласности
  • Обострение межнациональных отношений.
  • «Парад суверенитетов», распад СССР
  • Развитие культуры в период «перестройки»
  • Общественно-политическая борьба, ГКЧП и др.

Общая характеристика эпохи

Дать общую характеристику данного исторического периода. Привести не менее двух событий (явлений, процессов).

1985-1991 годы  вошли в историю СССР как период «перестройки». Это связано с преобразованиями, которые проводил бывший тогда на посту Генерального секретаря КПСС, а затем первый Президент страны — Горбачёв М.С. «Ускорение, перестройка , гласность» – таковы основные направления преобразований Горбачёва М.С., пытавшегося модернизировать страну, но не менять основ командно — административного стиля руководства, соединить основы рынка с устоявшимися традициями в управлении. Модернизация экономики,  совершенствование международных отношений в свете концепции « нового политического мышления» — это одни из направлений деятельности Горбачёва М.С. 

[sc:reklama2]

Исторические события (явления, процессы)

Две личности, сыгравшие значительную роль в данных событиях (явлениях, процессах)

Указать не мене двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями в рамках данного периода.

1.Модернизация экономики.

Государство сильно своей экономической мощью. В период правления Брежнева Л.И., а также короткого —  Андропова Ю.А. и Черненко К.У.экономика СССР в ряде отраслей народного хозяйства пришла к застою. Выделение  огромных ресурсов в военно-промышленный комплекс и остаточный принцип развития  социальной  сферы, лёгкой промышленности– всё это привело к ухудшению жизни людей,  дефициту товаров народного потребления.Путь выхода из данной ситуации Горбачёв М.С. видел в проведении политики «ускорения», суть которой в следующем: избавление от явных недостатков социалистической системы, а не отказ от неё. В этом была ошибка Горбачёва М.С., проявилась его недальновидность, в какой-то степени консерватизм. Вскоре он сам понял это, и в 1986 году на 27 съезде КПСС была выработан новая концепция — перестройки  народного хозяйства, введение хозрасчёта, госприёмки, были приняты законы «О государственном предприятии»  в 1987, «Об индивидуальной трудовой деятельности» в 1986,было положено  начало частной предпринимательской деятельности , значительно  расширена  самостоятельность предприятий. Но всё это оставалось в рамках государственной экономики. Не пошёл Горбачёв М.С. на резкие изменения, которые требовало время, не поддержал программу Шаталина С.С. и Явлинского Г.А. « 500 дней», по которой страна переходила к рынку в течение полутора лет. Он утвердил более умеренную программу Рыжкова Н.И. и Абалкина Л.И. В итоге – страна не смогла выйти из кризиса, уровень жизни народа продолжал снижаться, а сами реформы зашли в тупик. Горбачёв М.С., его окружение, верхушка власти, да и общество пока не были готовы к серьёзным изменениям.Однако позитивная роль Горбачёва в том, что он начал реформирование, «процесс пошёл», как  говорил он сам. Продолжит дело, но уже в другой стране – России — Ельцин Б.Н, который окажется более способным  на коренные изменения.

  1. Сохранение мира и безопасности, проведение внешней политики в свете концепции «нового политического мышления»
 Конец 20 века в сфере международных отношений характеризовался, с одной стороны, усиливающимся процессом глобализации, сближением стран, формированием целостного мирового сообщества, а  с другой — обострением глобальных проблем, которые необходимо было решать сообща, наличием огромного ядерного потенциала во многих странах мира. Горбачёв М.С. разработал и воплощал в жизнь новую концепцию взаимоотношений стран с различным социальным строем, выработал  «новое политическое мышление», основная суть которого заключалась в необходимости сотрудничества стран с различными политическими системами, приоритете общечеловеческих ценностей, выстраивании отношений на взаимной выгоде, в деидеологизации международных отношений и др.Единомышленником  Горбачёва М.С., его соратником был министр иностранных дел Шеварднадзе Э.А., который в своей внешнеполитической деятельности придерживался данного курса. Представитель нового поколения государственных чиновников, он первым стал употреблять слово «партнёр» по отношению к западным странам, а не воспринимать их как противников. Это был дипломат – новатор, благодаря гибкости политики которого, дипломатическому таланту сглаживались отношения с США, завершилась «холодная война», было подписано множество договоров о сотрудничестве со странами Дальнего и Ближнего Востока, двух американских континентов,  Азии и Африки. Это был целеустремлённый, уверенный в своих действиях политик. Наиболее значимые результаты его деятельности:

  • в 1987 году подписан договор с США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
  • В 1989 году было официально объявлено об окончании состояния «холодной войны» – после вывода советских войск из Афганистана
  • В июле 1991- договор ОСНВ-1- о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений
  • Налаживание дипломатических отношений со многими странами мира.

Политика новых взаимоотношений со странами, взаимного уважения и доверия, желания совместно решать мировые проблемы, начатая Горбачёвым М.С. и Шеварднадзе Э.А., станет основой взаимоотношений со странами и в деятельности последующих руководителей России.

[sc:reklama2]

Историческая оценка значимости данного периода для истории России

Период 1985-1991 года в истории СССР нельзя оценивать однозначно.Позитивные итоги: была разрушена тоталитарная и авторитарная система управления страной, политика гласности впервые реально привела к утверждению политических прав и свобод, начался постепенный переход к рыночным механизмам в экономике, мир стал надёжнее, так как закончилась «холодная война», ликвидировалась гонка вооружений и многое другое.Но с другой стороны, резко обострились межнациональные отношения, ухудшилось реальное положение народа, появились признаки спада экономических показателей, произошло общее ослабление власти, что неминуемо приводило к росту преступности.И всё же период перестройки — это трудный, но серьёзный  шаг вперёд к обновлению России.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

  • Оценишь как правильно пишется
  • Оценить по достоинству как пишется
  • Оценить невозможно как пишется
  • Оцените роль картин природы в рассказах о своей жизни
  • Оцените рабочие материалы которые подготовил ученик обдумывая сочинение миниатюру осенний лес