Один из персонажей сказки прокофьева петя и волк

Сергей Прокофьев «Петя и волк»

Сергей Прокофьев «Петя и волк»Среди творений выдающегося композитора Сергея Прокофьева есть одно удивительное сочинение, пользующееся необычайной популярностью, как среди взрослых, так и совсем юных слушателей. Произведение называется «Петя и волк». Это музыкальная сказка с увлекательным сюжетом, рассказываемая чтецом и озвученная симфоническим оркестром, учит детишек распознавать тот или иной музыкальный инструмент и знакомит с его характерными тембровыми особенностями. Представив каждого персонажа определенным инструментом, Прокофьев мастерски подметил, что гнусавость низких звуков гобоя замечательно подходит для изображения неповоротливой утки, легкость и воздушность флейты для маленькой птички, а ворчливого дедушку колоритно проиллюстрирует фагот – самый низкий из деревянных духовых.

Краткое содержание музыкальной сказки Прокофьева «Петя и волк» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Музыкальные инструменты, озвучивающие героев сказки

Пионер Петя группа струнных инструментов
Птичка флейта
Утка гобой
Кошка кларнет
Дедушка фагот
Волк валторны
Охотники большой барабан и литавры

Краткое содержание сказки «Петя и волк»

Краткое содержание сказки «Петя и волк»

Раннее утро. Юный пионер Петя, открыв калитку, вышел прогуляться на зелёную лужайку. На растущем у забора дереве сидела Птичка. Увидев знакомого мальчика, маленькая птаха, приветствуя его, весело прочирикала о том, что вокруг всё спокойно. Следом за Петей в неприкрытую калитку неторопливой раскачивающейся походкой протиснулась Утка. Она не упустила возможности поплескаться в глубокой луже, которая образовалась на большой лужайке. Птичка, увидев неуклюжую Утку, подлетела к ней поближе и завела разговор, который затем перешёл в спор о том, кто на самом деле считается настоящей птицей. Птичка утверждала, что это она, так как умеет летать. Утка же противилась, уверяя, что истинная птица обязательно должна уметь плавать. Их спор продолжался ещё долго, при этом Утка с удовольствием плескалась в луже, а птичка, ведя с ней разговор, прыгала по краю водоёма. Вдруг какой-то шорох заставил Петю насторожиться. Он увидел, что к луже по траве тихонько пробирается Кошка. У неё были коварные намерения относительно Птички, которая, споря с Уткой, не замечала опасности. Мальчик, вскрикнув, «Берегись», спас Птичку, так как она мгновенно взлетела на дерево, возле которого Кошка ещё немного походила в раздумьях, но вскоре поняла, что осталась ни с чем.

Вскоре на лужайку пришёл дедушка Пети. Он рассердился на мальчика за то, что тот вышел за калитку, ведь в здешних опасных местах водится страшный Волк. Петя в ответ на беспокойство дедушки заявил, что пионеры Волков не бояться, однако послушно пошёл домой. Тем временем из леса вышел большой серый Волк. Увидев его, Кошка вмиг залезла на дерево. Утка, испуганно закрякав, вылезла из лужи и, переваливаясь, бросилась бежать. Однако Волк естественно оказался проворнее, он быстро нагнал Утку и целиком проглотил её. Далее картина была такова: Кошка сидит на одной ветке, Птичка подальше от неё на другой, а Волк, облизываясь, ходит вокруг дерева.

Петя, увидев эту сцену, тихонько подошёл к забору, вдоль которого раскинулась одна из веток дерева и, ухватившись за неё, с ловкостью залез на ствол. Затем мальчик попросил Птичку, чтобы она осторожно покружилась вокруг морды Волка и тем самым отвлекла его. Проворно летая над головой Волка, Птичка стала сильно раздражать и злить его, а Петя в это время сделал из верёвки петлю, набросил на хвост зверя и затянул её. Волк почувствовав, что его поймали, стал яростно вырываться. Мальчик предусмотрительно привязал верёвку к дереву, а Волк, в бешенстве прыгая, ещё туже затягивал петлю, которая была у него на хвосте. В это время из леса вышли Охотники, шедшие по следу Волка. Увидев страшного зверя, они начали стрелять. Петя крикнул, что Волк пойман, и теперь его нужно отвести в зоологический сад.

Сказка заканчивается торжественным шествием, во главе которого шагает Петя, следом Охотники с Волком, а затем ворчливый Дедушка и Кошка. Над головами, радостно чирикая, летает Птичка, а в животе у Волка крякает живая Утка.

Продолжительность сказки
30 мин.

Прокофьев «Петя и волк» содержание Прокофьев «Петя и волк» краткое содержание 

 

Интересные факты

  • Сергей Прокофьев посвятил симфоническую сказку «Петя и волк» руководителю Московского театра для детей, Наталье Ильиничне Сац. Композитор называл её матерью этого произведения, так как именно Наталья Ильинична была инициатором его создания. В следующем, после премьеры произведения, 1937 году Сац была арестована и на пять лет сослана в один из лагерей Гулага. Впоследствии, оставаясь активным пропагандистом музыкального искусства среди подрастающего поколения, она явилась основателем шести театров для детей.
  • Прокофьев настрочил текст сказки «Петя и волк» в своей излюбленной манере, то есть для краткости пропуская гласные буквы. Например, в конце сказки у него было написано так:

«А есл пслушать внимтльно, то слышно бло,кк в жвте у волк крякала утка, птму чт волк тк трпилс, что проглотил её живьём».

  • Музыкальная сказка «Петя и волк» во всём мире является самым исполняемым сочинением Сергея Прокофьева. На сегодняшний день известно около семидесяти записей этой композиции.
  • Свою последнюю гастрольную поездку по странам Европы и в США Прокофьев совершил в 1938 году. Это было триумфальное турне, каждый концерт которого сопровождался бурным успехом. Однако самым запоминающимся для композитора в этом путешествии была встреча с эмигрировавшим из Германии с Арнольдом Шёнбергом и знакомство Уолтом Диснеем. Прокофьев на фортепиано сыграл великому мультипликатору «Петю и волка» и подарил партитуру этого сочинения, которая в 1946 году легла в основу первой анимационной версии произведения. Впоследствии этот фильм сегментом вошёл в знаменитую диснеевскую полнометражку с названием «Сыграй мою музыку».

Уолт Дисней

  • Первый советский мультфильм по симфонической сказке «Петя и волк» сняли в 1958 году. Это был кукольный фильм, а рисованный появился лишь спустя восемнадцать лет. Необходимо также отметить анимационный фильм «Петя и волк», снятый в 2006 году. Работа британских, норвежских и польских мультипликаторов в 2008 году была удостоена премии «Оскар».
  • Первой исполнительницей, выступившей в «Пете и волке» в роли чтеца, была Наталья Сац. Затем рассказчиками сказки были такие знаменитые личности, как Николай Литвинов, Роми Шнайдер, Леонард Бернстайн, Элеонора Рузвельт, Софи Лорен, Шарль Азнавур, Шон Коннери, Джон Гилгуд, Патрик Стюарт, Питер Устинов, Шэрон Стоун, Олег Табаков, Стинг, Дэвид Боуи, Жерар Филип, Сергей Безруков, Билл Клинтон, Михаил Горбачёв, Эммануэль Макрон.
  • Музыкальная сказка «Петя и волк» в нынешнее время во всём мире пользуется настолько большой популярностью, что постоянно ложится в основу балетных спектаклей, цирковых представлений, а также многочисленных джаз, рок и фолк аранжировок.

История создания музыкальной сказки «Петя и волк»

Всем хорошо известно, что Сергей Сергеевич Прокофьев к революционным событиям, произошедшим в России осенью 1917 года, отнёсся весьма настороженно, а потому под предлогом гастрольной поездки он покинул родину и почти двадцать лет прожил за границей. Постоянно совершая турне по разным странам Европы и Америки, где музыканту предоставлялись лучшие концертные залы, и знаменитые оркестры исполняли его сочинения, он всё-таки два раза с выступлениями посещал Советский Союз. Во время этих поездок Прокофьеву оказывался невероятно радушный приём, как со стороны публики, так и властей, которые с обещанием всех благ, настойчиво предлагали ему вернуться назад. После таких посещений России Сергей Сергеевич особо остро ощущал, насколько сильно он соскучился по родине, и как ему тоскливо на чужбине.

Сергей Прокофьев

В 1934 году композитор наконец-то принял для себя жизненно важное решение навсегда переехать в Советский Союз. Вернувшись на родину вместе с женой и двумя сыновьями, Прокофьев сразу активно влился в музыкальную жизнь страны. Он всей душой и сердцем стремился узнать и понять по-новому преобразившуюся Россию. В то время большую радость Сергею Сергеевичу доставляли встречи с друзьями молодости, как, например, Верой Владимировной Алперс, по убедительной просьбе которой композитор сочинил двенадцать поэтичных фортепианных пьес под общим названием «Детская музыка».

Несмотря на плотный рабочий график, Прокофьев считал обязательным для себя присутствие на различных концертных и театральных премьерах. Так, летом 1935 года Сергей Сергеевич решил вместе с женой и сыновьями посмотреть постановку оперы Леонида Алексеевича Половинкина «Сказка о рыбаке и рыбке», поставленную в Московском театре для детей, которым в то время руководила Наталия Ильинична Сац. Через неделю семейство Прокофьевых вновь посетило театр, а впоследствии дети композитора так его полюбили, что вместе с родителями пересмотрели весь репертуар. Необходимо заметить, что в то время нигде за границей не было театров, рассчитанных на юного зрителя. При первом знакомстве со знаменитым композитором, руководитель театра Наталия Ильинична была очень сильно взволнована и даже растеряна, однако спустя время между ними завязались крепкие дружеские отношения.

Наталья Ильинична Сац

Будучи истинной энтузиасткой своего дела, Наталья Ильинична сразу начала обдумывать, как привлечь выдающегося композитора к творческой работе в детском театре. Вот тогда-то ей и пришла идея о создании симфонической сказки, в которой музыка со словом были бы неразрывно связаны, но самое главное, чтобы в ней в доступной и занимательной форме рассказать детишкам о музыкальных инструментах, входящих в симфонический оркестр. Своими мыслями Наталья Ильинична поделилась с Сергеем Сергеевичем. Сац беспокоилась, что композитор, которому заказы поступали как из рога изобилия, серьёзно не воспримет такое предложения, но, несмотря на опасения, Прокофьев стал заинтересованно расспрашивать о том, какими она представляет образы сказки. В дальнейшем в телефонных разговорах и при личных встречах композитор и режиссёр с фантазией обсуждали разные сюжеты и в итоге пришли к выводу, что в детской симфонии помимо людей обязательно должны участвовать звери и птицы.

В процессе работы над произведением Прокофьев и Сац настолько сблизились, что даже перешли на ты, но вот однажды Сергей Сергеевич сильно рассердился на Наталью Ильиничну. Дело в том, что Сац немного переусердствовала и, чтобы усилить темпы работы, поручила молодой поэтессе литературно осмыслить обдуманный материал. Девушка, преклоняясь перед талантом известного композитора, сочиняя ночью и днём, вскоре принесла свои наработки Прокофьеву. Прочитав плоды её творчества, Сергей Сергеевич так прогневался, что изрядно попало не только поэтессе, но и Наталье Ильиничне. Несмотря на недовольство композитора, обсуждение будущего произведения активно продолжалась пока Прокофьев не сказал: «Хватит теперь я сам». После того как Сергей Сергеевич произнёс эти слова прошло несколько дней. Сац с нетерпением ожидала вестей от композитора. И вот, наконец, желанный телефонный звонок и разговор, в котором Прокофьев сообщил, что сказка закончена и ждёт дальнейшего распоряжения. Через неделю после завершения работы над партитурой началась подготовка к премьерному показу, который по стечению различных обстоятельств прошёл в Московской филармонии. Оркестром дирижировал сам Сергей Сергеевич. Возможно потому, что симфоническая сказка была рассчитана не на взрослую, а на детскую аудиторию ожидаемой зрительской реакции на сочинение не последовало. Однако когда «Петю и волка» — так было названо произведение, впервые в рамках фестиваля советского искусства представили в Центральном детском театре, успех был ошеломительным. Этот показ, на котором присутствовали иностранные гости из разных стран, состоялся 5 мая 1936 года.

Музыкальная сказка «Петя и волк» очень полезна для музыкального воспитания детей любого возраста. Она не зря включена в программу всех музыкальных школ, так как в ней можно познакомиться с приемами звукоизобразительности и услышать тембры разных инструментов симфонического оркестра, а кроме того насладиться замечательной музыкой величайшего Сергея Прокофьева.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Сергей Прокофьев «Петя и волк»

Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Во всё мире и взрослые и дети знают и любят симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк». Впервые сказка была исполнена в 1936 году в концерте Московской филармонии. Однако самой удачной постановкой считается инсценировка, осуществлённая Детским музыкальным театром имени Наталии Сац. Тогда текст читала сама Наталия Сац.

В своей автобиографии Сергей Прокофьев писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному  и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку — фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов — в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Исполняется эта сказка так: чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке. Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра.

Петя

Сначала звучит струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки Пети. Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю Сергей Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов — скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

Темы Птички, Утки, Кошки и Дедушки представлены в исполнении деревянных духовых инструментов – флейта, гобоя, кларнета, фагота.

Птичка

Птичка весело чирикает: «Все вокруг спокойно». Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.

Утка

В мелодии Утки отражены её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка и даже как будто слышно её кряканье. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя.

Кошка

Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирая на месте. В дальнейшем композитор покажет виртуозный блеск и огромный диапазон этого замечательного инструмента в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно взбирается на дерево.

Дедушка

Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.

Волк

Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.

Охотники

Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман. Музыка будто добродушно подсмеивается над незадачливыми стрелками. «Боевому» маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен. Так мы знакомимся с тембрами инструментов ударной группы.

Сказка заканчивается торжественным шествием всех её участников. В последний раз звучат их темы. Ведущей становится тема Пети, превращённая в победный марш.

Прослушав сказку, мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. «Петя и волк» — одно из лучших произведений Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.

Вопросы и задания:

  1. С какой целью Прокофьев написал музыкальную сказку «Петя и волк»?
  2. Какие инструменты исполняют тему Пети? Каков характер этой темы, её музыкальный язык?
  3. Объясните, почему Прокофьев избрал именно такую последовательность появления персонажей: Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, охотники.
  4. Какие медные духовые инструменты исполняют тему Волка? Чем тема Волка отличается от тем других персонажей?
  5. В какие моменты сказки и как появляются темы Утки, Кошки, Пети?
  6. Как звучит музыка Птички вначале сказки? Что появилось нового в музыке Птички в споре с Уткой; при появлении Кошки; в самом конце сказки?
  7. Сравни звучание музыки кошки при погоне за Птичкой и при появлении Волка?
  8. Чем отличается марш охотников от заключительного марша всей сказки?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Фрагменты из симфонической сказки «Петя и Волк»:
        Тема Пети, mp3;
        Тема Птички, mp3;
        Тема Утки, mp3;
        Тема Кошки, mp3;
        Тема Дедушки, mp3;
        Тема Волка, mp3;
        Тема охотников, mp3;
    Прокофьев. «Петя и Волк» (полная версия, читает Николай Литвинов), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Симфоническая сказка «Петя и волк»

Вы уже знакомы с замечательным композитором Сергеем Сергеевичем Прокофьевым. Специально для детей, на собственный текст, Прокофьев в 1936 году сочинил симфоническую сказку «Петя и Волк». В остроумной, живой форме композитор знакомит ребят с тембрами различных инструментов симфонического оркестра.

ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА.

Внимательно прочитайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых в нём говорится.

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под елью,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Гобой, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

у сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако, к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери — страницы,

В нее поскорей отвори.

Сказка называется «симфонической», потому что написана для симфонического оркестра.

В симфоническом оркестре 3 группы инструментов:

— струнно-смычковая;

— духовая;

— ударная.

В струнно-смычковую группу инструментов входят скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Духовая группа инструментов подразделяется на деревянно-духовые и медно-духовые инструменты.

В деревянно-духовую группу инструментов входят флейта, гобой, кларнет и фагот.

В медно-духовую группу инструментов входят труба, валторна, тромбон и туба.

В группу ударных инструментов входят литавры, колокола, ксилофон (они имеют определённую высоту звука),

а также треугольник, барабаны, там-там, кастаньеты, тарелки и другие инструменты.

Посмотрите на таблицу «Музыкальные инструменты симфонического оркестра» и найдите все группы инструментов.

Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, то есть каждый герой имеет свою музыкальную тему, которую исполняет определенный инструмент оркестра или группа инструментов.

Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.

Подруга Пети — птичка, её лейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе.

Следующий персонаж сказки — утка, её тему исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент. Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря».

Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один инструмент из семейства деревянно-духовых инструментов.

Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, — ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?». Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато.

Еще один персонаж сказки – волк! Его лейтмотив исполняют валторны — инструменты медно-духовой группы.

И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка и стреляют. Выстрелы охотников исполняет группа ударных инструментов.

А именно литавры и барабаны.

Послушайте, как звучат лейтмотивы (темы) героев сказки.

Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк».

Проверим, как запомнили? Нам поможет ТАБЛИЦА «Симфонический оркестр».

Покажите все инструменты, которые изображают героев сказки (Петю, птичку, утку, кошку, дедушку, волка, выстрелы охотников)

Надеюсь, вы смогли показать всё без ошибок!

Домашнее задание:

1. Уметь различать на слух темы героев сказки, знать инструменты симфонического оркестра, которые их изображают.

2. Закрепить свои знания по теме поможет тест-тренажёр

3. Повторить песню «Неразлучные друзья»

4. Приготовиться решить тест по теме «Симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк» на сайте academtest.ru

5. Перенести к себе в тетрадь таблицу СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

А сейчас посмотрите мультипликационный фильм — экранизацию одноименной симфонической сказки Сергея Прокофьева.

Постарайтесь услышать все тембры инструментов и лейтмотивы действующих лиц сказки. Приятного просмотра!

С.Прокофьев Симфоническая сказка для детей Петя и волк

Петя и волк

Знакомство с инструментами симфонического оркестра

«Петя и волк» — симфоническая сказка для детей, написанная Сергеем Сергеевичем Прокофьевым в 1936 году, вскоре после его возвращения в СССР, по инициативе Наталии Ильиничны Сац для постановки в ее Центральном детском театре. Премьера состоялась 2 мая 1936 года. Произведение исполняется чтецом и оркестром. Литературный текст написан самим композитором.

Сюжет

Ранним утром пионер Петя выходит на большую зеленую лужайку.
На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз.
В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать.
Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.
За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупрежденная Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остается ни с чем.
Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк.
Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает ее и проглатывает.
Петя с помощью веревки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается ее поймать, накидывает волку на хвост петлю.
Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец веревки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка еще туже.
Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком.
Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк.
Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идет Петя, за ним охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подает голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил ее живьем.

Музыка

Состав оркестра:
Флейтa; Гобой; Кларнет (in A); Фагот; Три валторны; Труба; Тромбон; Литавры; Треугольник; Бубен; Кастаньеты; Большой и Малый барабаны; Тарелки; Первые и вторые скрипки; Альты; Виолончели; Контрабасы.

Каждый персонаж представлен определенным инструментом и отдельным мотивом:

Петя ― смычковые струнные инструменты (преимущественно скрипки), C-dur, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;
Птичка ― флейта в высоком регистре, G-dur, виртуозные пассажи;
Утка ― гобой, Es-dur/As-dur, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;
Кошка ― кларнет, G-dur, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;
Дедушка ― фагот, тема в h-moll, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;
Волк ― три валторны, тема в g-moll;
Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)
По материалам из Википедии

С.Прокофьев Симфоническая сказка Петя и Волк — мультфильм

Реферат

на
тему:

С.С.
Прокофьев

Симфоническая
сказка «Петя и волк»

выполнила:
обучающаяся 4 – го класса

ф.
и. обучающейся: Бакулина Дарья

ОУ:
МБОУ ДОД «ДШИ» г. Котово

Руководитель:
Носкина Любовь Дмитриевна

План:

1.История
создания.

2.Содержание
сказки.

3.
Характеристика героев и средства музыкальной выразительности.

4.Путешествие
«Пети и волка» по разным странам.

5.Заключение

1. История создания

            В
1935 – 1936 годах Прокофьев обращается к совершенно новой для него области – к
детской музыке. В это время у него подрастали сыновья. Прокофьев после приезда
из – за границы вспомнил детство, молодость.

Краткая биография Прокофьева

С.С. Прокофьев

           
В 1935 году Прокофьев вместе со своей семьёй побывал на спектаклях Центрального
детского театра и заинтересовался им. Последний раз он был в этом здании на
абонементном симфоническом концерте оркестра под управлением Сергея Кусевицкого
двадцать с лишним лет назад. Сергей Сергеевич увидел много детей в этом театре,
попросил руководителя театра – Наталью Сац подняться вверх по лестнице на
верхотурье и оттуда любовался шумной ребячьей аудиторией. Это была новая
встреча с детством. Сразу «своим» он вошёл в мир детского театра.

         
По возвращении из – за границы, С. С. Прокофьев остановился в гостинице
«Метрополь». Через несколько дней к нему в гости пришла руководительница театра
– Наталья Сац.

Н.И.
Сац

    
Она предложила Прокофьеву написать для своего театра симфоническую пьесу со
словами на манер сказки, чтобы «по ходу её исполнения детвора знакомилась с
музыкальными инструментами симфонического оркестра». Сергей Сергеевич
Прокофьев, неожиданно для неё, сразу дал своё согласие, потому что он был очень
изобретательным, остроумным, у него было богатое воображение, и он уже знал,
как будет звучать эта сказка. Сац очень обрадовалась и быстро прислала  к нему
либреттистку со сценарием сказки, но С. Прокофьев недовольно отправил её
обратно. Он сам сочинил либретто, написал его уверенным почерком,  при этом для
краткости пропускал гласные буквы. Например, в финале сказки для чтеца, он  с
юмором написал: «Аесл плслушать внимтльно, то слышно бло,кк в жвте у волк
крякала утка,птму чт волк тк трпилс, что проглотил её живьём».

        
Через четыре дня композитор пошёл со своим клавиром в детский театр и проиграл
сказку «детскому активу» театра.

представление
партитуры «Петя и волк»  «детскому активу»

    
Через неделю  Наталья Сац держала в руках законченную партитуру симфонической
сказки «Петя и волк». Её исполняют оркестр и чтец. Длится сказка 20 минут.
Сказка очень остроумная и смешная. Первый раз она исполнялась 2 мая 1936 года.
Слушали сказку его сыновья — двенадцатилетний Святослав и семилетний Олег.

         
У сказки в соответствии с замыслом (идея принадлежала Н.И. Сац, руководившей
театром для детей) была задача познакомить слушателей с инструментами
симфонического оркестра.

         
В своей автобиографии Сергей Прокофьев писал: «Каждый персонаж сказки имел свой
лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой,
дедушку – фагот и т.д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и
играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и
выучивались распознавать тембр инструментов – в этом и педагогический смысл
сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для
которой сказка была только предлогом».

         
Прокофьеву были близки и понятны мышление и интересы мальчишек, потому, что в
нём самом жило «мальчишество», которое он мог легко передать в своей музыке.
Несмотря на то, что он был взрослым,  высоким и большим, он оставался озорным,
любил новое в музыке, экспериментировал и изобретал свою необычную музыку.

Наталья
Сац на концерте говорила  детям: «Некоторые инструменты музыкальные похожи один
на другой, но, чтобы узнать их характер, надо послушать, как они звучат. И
тогда мы с Сергеем Сергеевичем решили, что он даст каждому музыкальному
инструменту определённую роль в своей сказке.   И,  прослушав музыкальную
сказку, вы будете знать, что, например, птичка всегда характеризуется звуками
флейты;  а роль утки С. Прокофьев поручил гобою, кошку будет исполнять кларнет,
а дедушка, который всё время ворчал, Сергей Сергеевич сказал: «эту роль мы
отдадим фаготу». Дедушка всё время повторял: «А что тогда?». Выстрелы охотников
будут характеризовать литавры, роль волка композитор поручил сразу  трём
валторнам. А роль Пети будут исполнять все струнно – смычковые инструменты. Мы
познакомились с лейтмотивами каждого героя симфонической сказки, т.е. с
мотивами, которые сопровождают всю жизнь в сказке данного действующего лица».

С
болота, поросшего ряской,

С
полей, из лесного дупла,

Певучая,
добрая сказка

По
нотным тропинкам сошла.

К
тесовому дому под ели,

Тропинка
тебя приведёт,

Расскажет
о Пете и Волке,

Квартет,
и кларнет, и фагот.

Упрятаны
в нотных страницах,

Поляны,
луга и леса.

Для
каждого зверя и птицы

У
сказки свои голоса:

Пичугою
флейта просвищет,

Закрякает
уткой фагот,

А
злого презлого волчищу,

Валторны
заменят собой,

Однако
к чему торопиться?

Твоя
эта сказка, бери,

Волшебные
– двери страницы,

В
неё поскорей отвори.

2. Содержание сказки

Итак,
начинаем симфоническую сказку «Петя и волк». Рано утром пионер Петя открыл
калитку и вышел на большую зелёную лужайку.

На
высоком дереве сидела Петина знакомая птичка.

Описание: http://i27.fastpic.ru/big/2011/0926/95/2330774694974f8c136854b228f5d395.jpg

Петя и птичка

        «Всё
вокруг спокойно!» — весело зачирикала она. Вслед  за Петей, переваливаясь с
боку на бок, показалась утка.

Описание: http://i.ytimg.com/vi/rLGTwWkxV9Y/hqdefault.jpg

Утка

            Она
образовалась, что Петя не закрыл калитку, и решила выкупаться в глубокой луже
на лужайке. Увидев утку, птичка слетела в траву, села рядом с уткой, пожала
плечами: «Какая ты птица, если ты летать не умеешь?» — сказала птичка, на что
утка ответила: «А какая ж ты птица, если плавать не умеешь?», — и плюхнулась в
лужу. Они ещё долго спорили: утка, плавая в луже, птичка – бегая по траве.
Вдруг Петя насторожился: он заметил, что по траве крадётся кошка. Кошка
подумала: «Птичка занята спором, сейчас я её сцапаю», — и неслышно, на
бархатных лапках подбиралась к ней. «Берегись!» — крикнул Петя. Птичка мигом
вспорхнула на дерево, а утка с середины лужи сердито закрякала на кошку.

Кошка

Кошка
ходила вокруг дерева и думала: «Стоит ли лезть так высоко. Пока влезешь –
птичка всё — равно улетит».

         Вышел
дедушка.

Дедушка

Дедушка
рассердился, что Петя ушёл за калитку: «места опасные, а если из лесу придёт
волк, что тогда?». Петя не придал никакого значения словам дедушки и заявил,
что пионеры не боятся волков. Но дедушка взял Петю за руку, увёл домой и крепко
запер калитку. И  действительно, не успел Петя уйти за калитку, как из лесу
показался огромный серый волк. Кошка быстро полезла на дерево, утка закрякала и
бросилась вон из лужи. Как она ни бежала, волк бежал быстрей, ближе, всё ближе.

Волк

Вот
он догнал её, схватил и проглотил. Теперь картина была такая: кошка сидела на
одной ветке, птичка- на другой, подальше от кошки. А волк ходил вокруг дерева и
смотрел на них жадными глазами. Между тем пионер Петя, который остался стоять
около запертой калитки и видел всё происходящее, нисколько не испугался. Он
побежал домой, взял большую толстую верёвку и влез на высокий колючий забор.
Одна из веток дерева, вокруг которого ходил волк, простиралась до этого забора.
Ухватившись за эту ветку,  Петя ловко перелез на дерево. Петя сказал птичке:
«Лети вниз и кружись вокруг морды волка, только  осторожно, чтобы он тебя не
сцапал».

Птичка
почти задевала крыльями морду волка. Волк сердито прыгал за ней во все стороны.
Ах! Как птичка раздражала волка! Волк хотел схватить её, но птичка ловко
порхала и волк ничего не смог поделать. Петя сделал на верёвке петлю, осторожно
спустил её вниз, накинул волку на хвост и затянул. Волк почувствовал, что
попался  и старался резко прыгать, чтобы вырваться. Но Петя привязал другой
конец верёвки к дереву. От прыжков волка петля только туже затягивалась на его
хвосте.

          В это
время из лесу показались охотники. Они шли по следам волка. Охотники стреляли
из ружей. Но Петя сказал с дерева: «Не нужно стрелять, мы с птичкой уже поймали
волка. Помогите нам отвести его в зоологический сад, пожалуйста.

         И вот: торжественное
шествие. Впереди шёл Петя. За ним шли охотники. Охотники вели волка. За ними
шёл недовольный дедушка с кошкой. Дедушка недовольно качал головой: «Ну а если
бы Петя не поймал волка…Что тогда?» наверху сидела птичка и весело чирикала: «А
вот какие мы здесь, а вот кого мы поймали. А если очень внимательно
прислушаться, то было слышно,  как в животе у волка крякала утка,  потому что
волк так торопился, что проглотил её живьём. Утка вылетела…

         В
симфонической сказке Петя изображается группой струнно – смычковых инструментов;
Птичка – флейтой;  Утка – гобоем;  Кошка – кларнетом.  Волк изображён аккордами
трёх валторн, а дедушка – фаготом.  Выстрелы из охотничьих ружей передаются
звуками литавр и большого барабана.    

3.
Характеристика героев

      У каждого
героя этой сказки есть своя музыкальная характеристика, она представлена
лейтмотивом, который постоянно звучит на протяжении сказки во время появления
героя.  С. Прокофьев очень точно старался передать с помощью тембров
музыкальных инструментов симфонического оркестра точные черты персонажей
сказки. Кроме определённого тембра инструмента он использовал для раскрытия
музыкального образа и другие средства музыкальной выразительности: ритм,
мелодию, тембр, гармонию, лад, размер, регистр, фактура.

 
Петя
– отважный пионер, жизнерадостный и
неунывающий по характеру. Исполняет лейтмотив Пети группа струнно – смычковых
инструментов: скрипки, альты, виолончели и контрабасы.

Струнно- смычковые инструменты

Отважность
подчёркивает пунктирный ритм марша, жизнерадостность – мажорный лад. Красочные
сопоставления аккордов воспринимаются очень празднично.

Птичка
— порхающая, лёгкая, беззаботная и тоже очень
радостная. Её изображает флейта.

флейта

 «Полётность»
птички передаётся с помощью использования высокого регистра. Остроумно
изображается птичий щебет, мелодия по движению- волнообразная. Птичка летает
быстро, поэтому композитор использовал здесь шестнадцатые длительности.
Лёгкость мелодии придают форшлаги – определённые штрихи в музыкальном
исполнительстве.

Утка
— неуклюжая, медлительная, неповоротливая. Её
исполняет «гнусавый» гобой, в нём так и слышится утиное «кря –кря».

Очень
выразительную роль играет неровный ритмический рисунок – синкопа и форшлаги,
которые подчёркивают неуклюжую утку, переваливающуюся с боку на бок.

Кошка
– крадётся за уточкой, она очень осторожно переступает
с лапки на лапку. Лейтмотив кошки исполняет кларнет, он звучит в низком
регистре приглушённо и даже немного зловеще.

кларнет

 Мелодия
играется штрихом
staccato.
Иногда кошка останавливается, замирая на месте, чтобы не вспугнуть уточку и
птичку. В  этот момент ноты залиговываются и исполняются чуть дольше.

Дедушка
– ворчун. Он всё время предостерегает Петю от бед. Лейтмотив дедушки поручен
фаготу, который      при исполнении этой темы звучит по – стариковски.

Описание: http://rus.ans4.com/media/img/w/p/wpblj5dhnxh4o90.jpg

фагот

 Темп – умеренный.
В мелодии дедушки – резкие скачки, с назойливыми повторениями одних и тех же
звуков и мотивов. Музыкальная тема передаёт даже походку дедушки.

Волк – опасный
хищник.

Три валторны

Его лейтмотив
поручен трём валторнам. Они звучат грозно и страшно в низком регистре. Его тема
звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и
«шуршания» барабана в миноре. Устрашающий характер теме придают нагромождения
диссонансов в гармонии. Прыжки пойманного волка звучат в музыке очень жёстко,
злобно и тяжело.

Охотники
– боевые и смелые. Их выстрелы изображаю гром литавр и барабанов.

        
                                     

Барабан                                                                            
литавры

«Боевому» маршу
охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен.

4.
Путешествие «Пети и волка» по разным странам

Симфоническая
сказка «Петя и волк» до сих пор находится в центре внимания музыкантов,
режиссеров, мастеров художественного слова, причем не только в России, но и за
рубежом. К ней  обращались выдающиеся дирижеры прошлого и современности: Сергей
Кусевицкий, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Герберт фон Караян и
др. В роли рассказчика выступали многие известные артисты, среди которых
Наталья Сац, Роми Шнайдер, Джон Гилгуд, Шон Коннери, Патрик Стюарт, Олег
Табаков, Сергей Безруков, а также певцы – Шарль Азнавур, Дэвид Боуи, Стинг.
Балетные спектакли, театральные постановки, цирковые представления;  джаз-, рок
— и фолк — транскрипции «Пети» превратили незамысловатую историю о мальчике,
победившем волка, в мировую знаменитость.

Сочинение
Прокофьева стало основным материалом для одноименных спектаклей и экранизаций.
Особенно ярко это видно в анимационных фильмах, снятых по мотивам симфонической
сказки.

Мультфильмы
на музыку «Пети  и волка» снимались  в предыдущем и нынешнем столетиях: в
1940-е, 50-е, 70-е, 90-е, 2000-е годы. Среди авторов – американские, советские
и английские режиссеры.

В
анимационной картине, снятой на киностудии «Союзмультфильм» режиссером
Анатолием Карановичем  в 1958 году, Петя показан отважным пионером, который
защищает слабых.

Первым «Петю и Волка»
в 1946г. экранизировал Уолт Дисней, которому
С. Прокофьев во время личной встречи в США подарил партитуру ещё неопубликованного
произведения.

В 1976г. Был создан советский
кукольный мультфильм по произведению  «
Петя и волк».

«Петя и волк» (Peter and
the Wolf
, 2006) — короткометражный
анимационный фильм
англичанки Сьюзи Темплтон. Эта лента, над
которой совместно работали британские, польские и норвежские мультипликаторы, в
2008 году была удостоена премии Оскар за лучший короткометражный анимационный
фильм.

Анимационная лента С.
Темплтон – одна из лучших и самых оригинальных постановок «Пети и волка» с
запоминающимися  персонажами.

5.
Заключение

Симфоническая
сказка «Петя и волк»  — одно из лучших произведений Прокофьева для детей. Эту
музыкальную сказку знают и любят дети разных стран, она стала уникальным
произведением. Она исполняется и как симфоническая сказка,  и как балет. Герои
этой забавной музыкальной выдумки стали известны нескольким поколениям людей по
всему свету. Симпатичный Петя вот уже 80 лет находится в своём чудесном
пионерском возрасте, жадный волк безуспешно пытается поймать храбрую птичку, а
старый дедушка продолжает ворчать  на внука…

          Многие
музыковеды, композиторы, режиссёры, актёры оценивают эту сказку как «шутку
гения». В своё время  С. Прокофьев много раз беседовал с ребятами  как с
равными через редакцию журнала «Пионер».

Описание: http://img02.darudar.org/s600/00/02/c3/12/c3124e4aa1b5a1882e978c232512e5e53dd0685b.jpg

Журнал «Пионер»

 В одной из бесед
с пионерами он написал: «Лучше выучимся любить настоящую, хорошую музыку. А что
такое настоящее, хорошее? Это не пошленькие песенки, которые нравятся сразу, но
назавтра надоедают так, что их невозможно слушать, а та музыка, корни которой
лежат в классических сочинениях и народных песнях».

                                                   
Использованная литература:

1.    
З.Е. 
Осовицкая, А.С. Казаринова «Музыкальная литература».  Первый год обучения.
Москва, Музыка 2005

2.    
Ф.
Розинер «Токката жизни. С. Прокофьев», издательство «Молодая гвардия», 1978г.

3.    
С.
Морозов «Прокофьев». Серия «Жизнь замечательных людей», издательство ЦК ВЛКСМ
«Молодая гвардия», Москва, 1967

4.    
И.Вишневецкий
«Сергей Прокофьев», Москва, Молодая гвардия, 2009г.

5.    
С.
Прокофьев «Автобиография», Москва, Всесоюзное издательство «Советский
композитор», 1982г.

6.    
С.
Нестьева «Прокофьев», издательство «Музыка», 1981г.

Использованные интернет —
ресурсы

1. https://www.youtube.com/watch?v=kEXDKQIJkS4

2.https://yandex.ru/search/?text=петя%20и%20волк%20картинки&lr=10962&clid=9403

3.https://yandex.ru/search/?text=журнал%20пионер&lr=10962&clid=9403

4.https://yandex.ru/search/?text=прокофьев%20картинки&lr=10962&clid=9403

5.https://yandex.ru/search/?text=прокофьев%20с%20детьми%20картинки&lr=10962&clid=9403

«Петя и Волк» — симфоническая сказка для детей Сергея Прокофьева, написанная в 1936 году, вскоре после его возвращения в СССР для постановки в Детском музыкальном театре Наталии Сац (премьера состоялась 2 мая 1936). Произведение исполняется чтецом (текст для которого написан самим композитором) и оркестром.

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 Музыка
  • 3 Адаптации
    • 3.1 Анимация
    • 3.2 Чтение
    • 3.3 Музыкальные версии
    • 3.4 Иллюстрации
  • 4 Примечания
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки

Сюжет

Ранним утром пионер Петя выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чем.

Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.

Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.

Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.

Музыка

Состав оркестра: Флейта • Гобой • Кларнет (in A) • Фагот • Три валторны • Труба • Тромбон • Литавры • Треугольник • Бубен • Кастаньеты • Малый барабан • Тарелки • Большой барабан • Первые скрипки • Вторые скрипки • Альты • Виолончели • Контрабасы

Каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом:

  • Петя ― струнные инструменты (преимущественно скрипки), C-dur, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;
  • Птичка ― флейта в высоком регистре, G-dur, виртуозные пассажи;
  • Утка ― гобой, Es-dur/As-dur, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;
  • Кошка ― кларнет, G-dur, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;
  • Дедушка ― фагот, тема в h-moll, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;
  • Волк ― три валторны, тема в g-moll;
  • Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)

Адаптации

Анимация

  • «Петя и волк» (1946) — первая анимационная версия произведения, цветной рисованный мультфильм Уолта Диснея.
  • «Петя и волк» (1958) — советский кукольный мультфильм по произведению.
  • «Петя и волк» (1976) — советский кукольный мультфильм по произведению.
  • «Петя и волк» (Peter and the Wolf, 2007) — короткометражный анимационный фильм, удостоенный премии «Оскар».

Чтение

  • Аудиоверсии сказки записывали Джон Гилгуд, Алек Гиннесс, Питер Устинов, Бен Кингсли, Патрик Стюарт и другие выдающиеся актёры, а также Шэрон Стоун.
  • В 2004 году премия «Грэмми» в разделе «детский альбом в разговорном жанре» была вручена М. С. Горбачёву, Биллу Клинтону и Софи Лорен, которые выступили рассказчиками диска «Петя и волк», музыку к которому записал Российский национальный оркестр.[1]
  • Также в 2004 году на гастролях в США духового квинтета Российского национального оркестра в качестве рассказчицы в сочинении Бейнтуса выступила американская супермодель российского происхождения Татьяна Сорокко . На специальном закрытом концерте в вашингтонском музее «Коллекция Филлипса», среди многих столичных знаменитостей, присутствовал Принц Майкл Кентский, который в тот день стал Королевским покровителем РНО.[2]

Музыкальные версии

  • Peter and the Wolf (1966) — альбом американского джазового органиста Джимми Смита
  • The Rock Peter and the Wolf (1975) — рок-аранжировка произведения, записанная британскими музыкантами (Брайан Ино, Фил Коллинз, Гари Мур, Манфред Мэнн и др.)
  • David Bowie Narrates Prokofiev’s Peter and the Wolf (1978) — запись произведения, в котором роль чтеца исполнил Дэвид Боуи
  • Peter and the Wolf (1988) — пародийный альбом, сыгранный на синтезаторах и аккордеоне (Wendy Carlos & «Weirid Al» Yankovic)
  • Peter and the Wolf (1990) — альбом американского фолк-певца Дэйва ван Ронка
  • Wolf Tracks and Peter and the Wolf (2005) — запись, включающая оригинальное произведение и его продолжение «По следам волка», автор — французский композитор Жан-Паскаль Бентюс (англ.)русск.

Иллюстрации

  • В 2003 году рисунки по мотивам сказки, созданные Боно и его дочерьми Ив и Джордан, собрали 368 000 долларов на аукционе Кристис в Нью-Йорке[3]. Также ими была разрисована гитара Fender Stratocaster[4]

Примечания

  1. Горбачев, Клинтон и Софи Лорен получили Grammy — Грани.ру
  2. Новости РНО, Российский национальный оркестр (Февраль 2004). Проверено 7 марта 2009.
  3. atU2.com: U2 Events: Peter & the Wolf Art Auction
  4. LiveAuctioneers.com: Stratocaster® featuring images by Bono

См. также

  • Peter and the Wolf

Ссылки

  •  (англ.) «Петя и Волк», записи в музыкальной библиотеке International Music Score.
  •  (англ.) «Петя и Волк» — действующие лица и сюжет
  •  (англ.) «Петя и Волк» в Бруклине (декабрь 2008 года)
  •  (англ.) «Петя и Волк» (мультфильм 2006 года)
  •  (англ.) «Петя и Волк» — список записей
 Просмотр этого шаблона Произведения Сергея Прокофьева
Концерты
для фортепиано с оркестром Концерт № 1 Des-dur • Концерт № 2 G-Moll • Концерт № 3 C-dur • Концерт № 4 B-Dur • Концерт № 5 G-dur
для скрипки с оркестром Первый концерт для скрипки с оркестром, D-dur
для виолончели с оркестром Симфония-концерт для виолончели с оркестром e-moll
Sergei Prokofiev 02.jpg
Симфонии Симфония № 1 «Классическая» D-Dur • Симфония № 2 D-Moll • Симфония № 3 C-Moll • Симфония № 4 C-Dur • Симфония № 5 B-Dur • Симфония № 6 es-Moll • Симфония № 7 cis-Moll • Петя и волк
Оперы Война и мир • Любовь к трём апельсинам • Огненный ангел
Балеты Золушка • Ромео и Джульетта • Сказ о каменном цветке • Иван Грозный
Музыка к кинофильмам Иван Грозный • Поручик Киже • Александр Невский • Лермонтов • Котовский
для фортепиано Мимолётности • Соната № 2 (D Minor) • Соната № 7 (B flat major) • Соната № 8 (B flat major) • Соната № 9 (C major)
кантата Здравица

Небольшой обзор музыкальных записей симфонической сказки Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и волк».
Классическая музыка для начинающих и необычные рассказчики.

Я хотел начать серию небольших подборок классической музыки совсем с другой темы, но в процессе подбора материалов понял, что эта детская сказка очень удачно подходит для первого поста.

Да и еще 5 марта – день памяти С.С. Прокофьева, так что – всё сложилось.

Сергей Сергеевич Прокофьев 1891 – 1953

Сергей Сергеевич Прокофьев — выдающийся русский композитор, в 1936 году, будучи уже состоявшимся и признанным автором, написал детскую симфоническую сказку «Петя и волк».

Особенность «Пети и волка» в том, что в ней присутствует чтец. Можно сказать, что это «голос за кадром», который комментирует происходящие музыкальные события. Все это, разумеется, сделано специально для юных слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия событий, рассказываемых на языке музыкальных образов. Сами образы очень яркие, каждому персонажу соответствует свой музыкальный инструмент и своя отличительная музыкальная тема.

Получается наглядная демонстрация языка симфонической музыки – какими именно способами достигается передача образов, настроения и происходящих сюжетных событий.

Конечно, это всего лишь сказка с очень примитивным сюжетом, да и масса произведений симфонической музыки не имеют четко прописанного сюжетного контекста, но даже в «номерных» симфониях можно проследить те же музыкальные приемы передачи эмоций и ощущений.

Вот вам наглядный пример: можете послушать музыку из финальных титров фильма Batman Returns (1992), которую написал Дэнни Эльфман. Здесь, в одном произведении, присутствуют образы сразу трех персонажей, и музыка очень четко передает их разные характеры: вначале звучит героическая линия Бэтмена, которая плавно переходит в загадочную и лиричную тему Селины – женщины-кошки, и в конце звучит грустная и трагичная тема Пингвина.

Но вернемся к «Пете и волку», начать знакомство можно вот с этой «классической» записи 1956 года.

Прокофьев: Петя и Волк, Соч. 67 – Николай Литвинов  1956

Альбом на музыкальных сервисах:

Тут надо упомянуть еще одного «соавтора» этого произведения, Наталью Ильиничну Сац — советского театрального режиссера, и много еще кого.

Именно она подбила Прокофьева на написание этой сказки.

Можете посмотреть видео, где она лично рассказывает про создание этого произведения, ну и сам «Петя и волк» здесь тоже присутствует.

Произведение у С.С. Прокофьева получилось довольно уникальное, и довольно быстро оно начало жить своей жизнью.

Выпускались музыкальные пластинки, нотные издания(адаптированные под игру на фортепиано), и речь шла не только об СССР — сказка стала популярна во многих странах.

Дошло до того, что через 10 лет после написания симфонической сказки, в 1946 году, Walt Disney Productions выпускает небольшой мультипликационный фильм Peter and the Wolf.

С точки зрения звукозаписи, музыкальная сказка оказалась очень простой в плане ее озвучивания: объем текста небольшой, чтец может записывать голос отдельно от оркестра (иногда, одни и те же оркестровые записи использовались для разных чтецов), сам характер детского произведения имеет положительный имидж.

Все это способствовало появлению большого количества релизов с самыми разными и неожиданными участниками.
Все из них перечислять нет никакой возможности, но самые интересные попробовал обозначить ниже.

Шон Коннери

Сэр Томас Шон Коннери озвучил сказку в 1965 году. Совершенно замечательное, фирменное произношение придает записи какой-то очень благородный, аристократический лоск.

Prokofiev: Peter and the Wolf – Royal Philharmonic Orchestra & Sean Connery 1965

Альбом на музыкальных сервисах:

Дэвид Боуи

Знакомый, почти родной, голос может не только спеть Starman, но и рассказать вам сказку (ну или вашим детям).

Peter and the Wolf – David Bowie – Eugene Ormandy / The Philadelphia Orchestra  1978

Альбом на музыкальных сервисах:

Стинг

У Стинга очень забавная озвучка получилась – такой позитивный чувак на расслабоне.

Prokofiev: Peter and the Wolf; Sting, Stefan Vladar, Chamber Orchestra of Europe, Claudio Abbado  1990

Альбом на музыкальных сервисах:

Шэрон Стоун

Шэрон, к сожалению, послушать не получилось. В России запись на музыкальных платформах недоступна.
Диски с записью, похоже, довольно редкие, сложно найти какую-то информацию о них.
Там еще на диске Сэмюэл Л. Джексон речи Авраама «motherf****r» Линкольна читает.

A Classic Tale Music For Our Children – Sharon Stone, Cher, Samuel L. Jackson  2001

В России альбом доступен только на торрентах.

Михаил Горбачев и Билл Клинтон

Собрались как-то в Женеве: бывший и единственный президент СССР, бывший президент-саксофонист США и Софи Лорен, чтобы записать музыкальный альбом, а бармен им и говорит…

Есть продолжение: в 2004 году эта запись получила «Грэмми».

Peter And The Wolf – Jean-Pascal Beintus – Mikhail Gorbachev, Sophia Loren, Bill Clinton,  Kent Nagano ‎– Russian National Orchestra 2003

Альбом на музыкальных сервисах:

Антонио Бандерас и Софи Лорен

Я так понимаю, что альбом предыдущего коллектива не очень зашел публике(или наоборот), поэтому оркестровую запись решили использовать повторно, но уже без бывших президентов, их заменил Бандерас.
Нюанс в том, что Бандерас читает на испанском, и звучит это все просто шикарно.

Antonio Banderas, Sophia Loren, Russian National Orchestra, Kent Nagano ‎– Peter And The Wolf 2006

Альбом на музыкальных сервисах:

Дэвид Теннант

Тут мы отходим от классического варианта музыки, и переходим к джазовой адаптации. Теннант, как и Шон Коннери, тоже шотландец, и произношение у него такое же крутое.

Peter and the wolf and jazz! ‎– The Amazing Keystone Big Band, David Tennant 2015

Альбом на музыкальных сервисах:

Элис Купер

Этот макабрический дядька вообще все переделал.
Здесь и сюжет полностью переработан в соответствии с канонами Купера: Петя прилетает из России в LA к своему деду-эмигранту, волк убегает из зоопарка, а еще там есть гигантский робот.
Ну и саунд-дизайн и музыка тут, скажем так, сильно дополняют Прокофьева.

Alice Cooper, Alexander Shelley, National Youth Orchestra Of Germany – Peter and The Wolf In Hollywood  2015

Альбом на музыкальных сервисах:

Вот такая история с простой детской сказкой.

Постараюсь, в дальнейшем, регулярно выкладывать подборки с классической музыкой, это направление – самое обделенное на DTF.

Очень обидно, когда понятия «классическая музыка» и «снобизм» как-то объединены в головах людей. Многие сотни лет музыкальной истории, огромное количество композиторов, совершенно разные музыкальные направления и форматы – когда мне говорят, что не любят «классику», хочется спросить: – Что, вот прямо всю?

Короче говоря, наблюдаются некоторые позывы к популяризаторству, поэтому придется вам потерпеть.

Предыдущие музыкальные подборки:

  • Один из персонажей кукольных представлений герой сказок имя которого п и уксусов
  • Один из немногих как пишется
  • Один из запоминающихся дней лета сочинение
  • Один из дней моих каникул сочинение 5 класс короткое
  • Один из дней вельможи рассказ