Однажды старик прохор рассказал мне сказку об осени изложение

Обновлено: 10.01.2023

Однажды старик Прохор рассказал мне сказку об осени. В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко. Попало оно в руки к глупому человеку.

Шёл этот человек лесом и увидел, как летят под небесами жёлтые весёлые птицы, пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов. И полетел золотой пух на землю, упал на леса. И леса посохли. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

Раньше вся птица зимовала у нас. Даже журавль никуда не подавался. Леса и летом, и зимой стояли зелёные. И снега не было. И зимы не было.

Убил человек первую птицу — и загрустила земля. Начались листопады, дожди и холода. И птица от нас отлетает, обиделась на человека. Выходит, что мы себе навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

(По К. Паустовскому)

1. Ответить на вопросы.

1. О чём рассказывает сказка? Чему она учит?

2. Как относится рассказчик к поступку героя?

С каким настроением рассказывает старик сказку?

3. Как рассказ характеризует старика Прохора? Какие особенности его речи вы заметили?

4. Почему его рассказ можно назвать сказкой? Как её можно озаглавить?

2. Составить примерный план.

2. Первый выстрел.

3. Как было раньше.

4. Загрустила земля.

3. Предупредить возможные лексико-орфографические затруднения.

1. Объяснить смысл выражений:

ударил из обоих стволов; никуда не подавался; крепко беречь.

2. Обратить внимание на строение предложений.

А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

Убил человек первую птицу — и загрустила земля. Выходит, что мы себе навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

3.Обратить внимание на правописание следующих слов.

Сковали, ружьишко, небесами, зазывают, обоих, никуда, не подавался, начались, листопады, крепко, беречь

4. Выбрать из текста опорные слова и выражения

1) сковали ружьишко, попало в руки, ударил из обоих стволов, золотой пух, посохли леса, осыпались листья;

2) птица зимовала, никуда не подавался, не было зимы;

3) загрустила земля, обиделись на человека, себе навредили, надобно крепко беречь.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

-развивать умения передавать содержание текста по плану, писать слова с изученными орфограммами.

формировать умение работать по плану

расширить кругозор учащихся

развивать письменную и устную речь

формировать умение высказывать свое мнение

формировать умение прислушиваться к мнению окружающих

Тип знания: способ действия

Тип урока: ОНЗ

Оборудование.

Библиографический список:

Присаживайтесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, подарите хорошее настроение. Начнем урок

Объявление темы урока. Мотивация на деятельность .

Сегодня нам предстоит очень интересная и тяжелая работа.

Люди считают, что после интересной, но трудной работы приятно отдыхать. Почему?

Чтобы узнать, что мы будем делать на уроке, нужно отгадать ребус

Молодцы, сегодня мы с вами будем писать изложение .А кто знает, что такое изложение?

Письмо текста по памяти.

Но чтобы узнать тему нашего изложения, вы должны отгадать загадку. Слушайте внимательно:

Дары природы собирая,

И в саду, и в поле

Пришла невеста золотая,

И все собрала вскоре.

О чем эта загадка?

Как вы это поняли? Какие слова в этом помогли?

Невеста золотая собирает дары природы

Какой литературный прием использовал автор загадки, сравнивая осень с невестой?

А что мы можем назвать дарами природы?

Грибы, ягоды, фрукты ,овощи

Молодцы ребята, сегодня мы будем писать изложение об осени.

Ребята, давайте прочтем текст изложения. Кто хочет прочитать его в слух?( у каждого на столе распечатка с текстом)

Прошло жаркое лето. Дни стали короче. По небу поплыли серые тучи. Трава высохла. Цветы завяли. На поверхности луж уже плавают первые льдинки.

Хмуро темнеет из травы муравьиная куча. Муравьи начали постепенно уходить под землю, и уже редко они показываются наружу.

Недолго пришлось стоять на полянке грибам. С ёлки заметила их шустрая белочка. Сорвала их и спрятала в дупле.

В кустах под деревом готовится к зиме колючий ёж. Он натаскал в ямку сухую траву.

Птицы улетают стаями в тёплые края.

Какие признаки осени вы увидели в тексте?

Закончилось лето, муравьи прячутся в землю, белочка начала запасаться грибами, еж готовится к зиме, птицы улетают в теплые края

Содержательный анализ текста

На слайде представлены животные и растения. В каждой строчке найдите лишнего( на 1 строке животные,на второй растения)

Лишними являются бабочка и береза

Куда стали исчезать муравьи?

Муравьи начали уходить под землю

А зачем они это делают?

Потому что стало холодать, муравьи от холода прячутся под землю и спят там всю зиму

Что сделала белочка?

Белочка сорвала грибы и спрятала их у себя в дупле

А как к зиме готовится еж?

Еж натаскал в ямку под дерево листву,на которой будет зимовать

Куда улетают птицы?

Птицы улетают в теплые края

Почему они улетают?

Потому что в наших краях для них очень холодно

Структурный анализ текста

Ребята,чтобы нам было легче писать изложение, давайте составим план.

Сколько у нас частей в тексте?

перечитайте каждую часть и озаглавьте его так, чтобы удобнее было запоминать. Получится рабочий план.

Значит сколько пунктов плана мы должны составить?

Мы должны составить 5 пунктов плана

О чем говорится в 1 абзаце?

О приходе весны, ее признаках

Как мы можем озаглавить этот абзац?

О чем говорится во втором абзаце?

Во втором абзаце говорится о том, как муравьи готовятся к зиме

Как озаглавим этот абзац?

Муравьи готовятся к зиме

О чем идет речь в третьем абзаце?

Говорится,как белка готовит запасы га зиму

Как озаглавим абзац?

О чем говорится в следующем абзаце?

О том ,как еж готовится к зиме

Что происходит в последнем абзаце?

Птицы улетают в теплые края

Посмотрите какой план у вас получился

2. Муравьи готовятся к зиме.

4. приготовления ежа

Языковой анализ текста

Как автор сказал о муравейнике?

Почему автор использовал именно это выражение

Хмуро темнеет из травы муравьиная куча.

День пасмурный, в лесу сумрачно, пусто, муравейник уснул

Как автор назвал белку?

Почему он назвал ее белочкой ,а не белкой?

Белочка звучит ласково, нежно, таким образом автор показал свое отношение к собирательнице грибов

Посмотрите, как выглядит белочка

Как автор назвал норку ежика?

Почему ямка,а не яма?

Яма больше норы, а ёж маленький, ему хватит и ямки

Чтобы текст оставался интересным ,нужно сохранять стиль автора

Орфографический анализ текста. Предупреждение ошибок

Ребята, чтобы мы хорошо написали ошибки, нам нужно правильно написать все слова. Чтобы не допустить ошибок, мы проведем орфографическую работу. Кто знает, что такое орфограмма?

Орфограмма – это опасное место в слове

На слайде даны слова, вам нужно вставить пропущенную букву. Ребята, что нам нужно сделать, чтобы определить букву, которую нужно вписать в слово?

Нам нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором ударение будет падать на определяемую букву

На слайде слова: льдинки, муравьиная, муравьи

Какое слово лишнее? Почему?

Лишнее слово льдинки, так как муравьиная и муравьи однокоренные слова

Кто еще как думает?

Лишнее слова льдинки, т.к ь знак в этом слове выступает для смягчения, а в двух других словах как разделитель

Какое слово будет лишним в этой строке? Трава, белочка, цветы

Лишним словом будет белочка, т.к О в слове является непроверяемой орфограммой

Подберите проверочные к словам трава и цветы

Трава- травы, цветы- цвет

Молодцы ребята. Вы хорошо знаете орфограммы

Ребята, а сейчас очень внимательно перечитываем текст. Кто перечитал, откладываем листочек на край стола и приступаем к работе. Не забывайте опираться на план текста, который записан на доске

Письмо- изложение детьми

Записываем в тетради сегодняшнее число. На следующей строчке по середине пишем изложение. На третей строчке пишем название изложения- Осень

На экране план,на который могут опираться ученики

Редактирование текстов детьми

Ребята,осталась еще 1 минутка, проверяем свой текст.

Кто бы хотел прочитать свое изложение?

Чтение учеников изложение(2-3 ученика)

Ребята,давайте оценим работу ребят. По каким критериям можно оценивать?

Изложение близко к тексту

Какую оценку мы можем поставить Мише?

4, так как Миша написал все сплошным текстом,не соблюдая абзацы

итог урока. рефлексия

-ребята, чем мы занимались на сегодняшнем уроке?

Какая была тема изложения?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Контрольное изложение в 4 классе

Однажды старик Прохор рассказал мне сказку об осени. В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко. Попало оно в руки к глупому человеку.

Шёл этот человек лесом и увидел, как летят под небесами жёлтые весёлые птицы, пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов. И полетел золотой пух на землю, упал на леса. И леса посохли. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

Раньше вся птица зимовала у нас. Даже журавль никуда не подавался. Леса и летом, и зимой стояли зелёные. И снега не было. И зимы не было.

Убил человек первую птицу — и загрустила земля. Начались листопады, дожди и холода. И птица от нас отлетает, обиделась на человека. Выходит, что мы себе навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

(По К. Паустовскому)

1. Ответить на вопросы.

1. О чём рассказывает сказка? Чему она учит?

2. Как относится рассказчик к поступку героя?

С каким настроением рассказывает старик сказку?

3. Как рассказ характеризует старика Прохора? Какие особенности его речи вы заметили?

4. Почему его рассказ можно назвать сказкой? Как её можно озаглавить?

2. Составить примерный план.

2. Первый выстрел.

3. Как было раньше.

4. Загрустила земля.

3. Предупредить возможные лексико-орфографические затруднения.

1. Объяснить смысл выражений:

ударил из обоих стволов; никуда не подавался; крепко беречь.

2. Обратить внимание на строение предложений.

А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

Убил человек первую птицу — и загрустила земля.
Выходит, что мы себе навредили.
А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

3.Обратить внимание на правописание следующих слов.

4. Выбрать из текста опорные слова и выражения

1) сковали ружьишко, попало в руки, ударил из обоих стволов, золотой пух, посохли леса, осыпались листья;

2) птица зимовала, никуда не подавался, не было зимы;

3) загрустила земля, обиделись на человека, себе навредили, надобно крепко беречь.

Карабасик У нас дома жила овчарка Борька и кот Жорик . Ещё мы подкармливали во дворе бездомную кошку Мотьку. Мотька привыкла к нам и сама приходила, когда была голодна. Однажды она принесла к нашим дверям троих котят. Мы впустили Мотьку в дом. Она потащила детёнышей на Борькину подстилку. Пёс громко залаял. Кошка выгнула спину и зашипела. Но пёс не унимался, лаял и рвался к Мотьке. Тогда Мотька схватила одного котёнка и выбежала на улицу. Потом вернулась за вторым. А про третьего забыла и больше не появлялась. Мы оставили котёнка себе и назвали его Карабасик . Потому что он первое время часто шипел и принимал грозный вид. Жорик и Борька с ним подружились и даже спят теперь все вместе.

Ответим на вопросы: Почему Мотька принесла котят в дом? Почему кошке пришлось уйти? Почему Карабасик первое время часто шипел и принимал грозный вид?

план Жорик , Борька и Мотька. Борька не пускает Мотьку. Мотьке пришлось уйти. Карабасик .

Пёс не унимался – пёс продолжал лаять (не успокаивался). Принимал грозный вид — угрожающий вид свирепый вид суровый вид устрашающий вид зловещий вид

Сложные предложения: Мотька привыкла к нам и сама приходила, когда была голодна. Жорик и Борька подружились с ним и даже спят теперь все вместе.

Опорные слова и выражения: Овчарка Борька Кот Жорик Подкармливать Бездомная кошка Детёныши Борькина подстилка Не унимался Схватила, выбежала, забыла, не появлялась. Шипел, принимал грозный вид, подружились.

Правописание: Овчарка. Жорик . Подкармливали. Приходила. Принесла. Детёныши. Громко. Залаял. Выгнула. Не унимался. Вернулась. Не появлялась. Оставили. Потому что.

Карабасик У нас дома жила овчарка Борька и кот Жорик . Ещё мы подкармливали во дворе бездомную кошку Мотьку. Мотька привыкла к нам и сама приходила, когда была голодна. Однажды она принесла к нашим дверям троих котят. Мы впустили Мотьку в дом. Она потащила детёнышей на Борькину подстилку. Пёс громко залаял. Кошка выгнула спину и зашипела. Но пёс не унимался, лаял и рвался к Мотьке. Тогда Мотька схватила одного котёнка и выбежала на улицу. Потом вернулась за вторым. А про третьего забыла и больше не появлялась. Мы оставили котёнка себе и назвали его Карабасик . Потому что он первое время часто шипел и принимал грозный вид. Жорик и Борька с ним подружились и даже спят теперь все вместе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уроки окружающего мира по ФГОС (1 класс «Начальная школа 21 века» Тема: «Дикие животные»), с использованием интерактивного пособия «Наглядная школа»

Урок окружающего мира по ФГОС(1 класс «Начальная школа 21 века» Тема: «Птицы»), с использованием интерактивного пособия Наглядная школа.

Обучение изложению и сочинению в начальной школе

Учимся писать изложение и сочинение с помощью данного пособия.

Развитие речи. Изложение»Снег идёт» 3 класс»Начальная школа 21 века»

Презентация является электронным приложением к уроку развития речи в 3 классе по зрительно воспринятому тексту. Включает в себя все этапы работы над текстом: восприятие, теоретический анализ ком.

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО.

рабочая программа по окружающему миру первый класс Начальная школа века

рабочая программа соответствует ФГОС НОО.

Урок окружающего мира в малокомплектной школе 1,3 класс «Начальная школа 21 века»

Читайте также:

      

  • Положение о ибц в школе
  •   

  • Обществознание 7 класс 9 параграф краткое содержание
  •   

  • Мой лучший враг краткое содержание
  •   

  • Изложение дружба до первого дождя
  •   

  • Солдаткино житье толстой краткое содержание

                                                                Диктант №1                                           Приложение № 1

Ночная радуга

        Однажды я ночью увидел радугу!

        В летнюю ночь мы с товарищем сидели у костра на берегу реки. Надвинулась туча и затянула все небо. Пошёл мелкий , но сильный дождь. Мы спрятались в шалаш.

        Скоро дождь почти перестал. И я увидел над рекой радугу. только она была не цветная, а молочно-белая.                       Среди чёрных туч появился просвет, а в него выглядывала луна.

        Я не спал и любовался светящей в темноте радугой.                                                                                       (70 слов)

Грамматическое задание

Вариант 1

  1. Выпиши из диктанта все слова с орфограммой «Мягкий знак на конце слов после шипящих».
  2. Запиши номер предложения и укажи количество запятых, которые нужно в нём поставить.

а) Свежий ветер пахнет полынью васильками  мятой.

б) Дремучими лесами покрыты Урал Приуралье и Сибирь.

в) На кустах на траве на былинках на соломинках блестят нити осенней паутины.

Вариант 2

  1. Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Разделительный Ь» и напиши ещё два слова на эту же орфограмму. Подчеркни орфограмму.
  2. Запиши номер предложения и укажи количество запятых, которые нужно в нём поставить.

а) Заяц выбрал местечко посуше раскопал снег лёг в новую нору уложил на спине уши и заснул.

б) Искры костра взвивались падали шипели.

в) Солнце выглянуло из-за туч поиграло лучами но скоро опять исчезло.

Диктант № 2

Ёжик

        По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку ёж. Осенью у ежей мало добычи. Не найдёшь червей и лягушек. Не отыщешь жуков и гусениц.

Днём и ночью таскает ёж в нору листочки и мягкий мох, готовит себе тёплое зимовье. Скоро спрячется зверёк в своем логове и проспит там всю зиму. Накроет норку снежный сугроб. Никто не найдёт, не разбудит ежа. Будет зимовать колючий в тёплой норке до весны. Будут ему сниться лесные ежиные сны.                                    (75 слов)

 Грамматическое задание

Вариант 1

  1. Запиши глаголы в 2 столбика по спряжениям, вставь пропущенные буквы, отметь окончания.

тян..м, корм..м, вар..м, зна..м, пиш..м, смотр..м, ход..м, стира..м

  1. Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся и ться в глаголах»

Диктант № 3

Тема: «Орфограммы, изученные в III четверти»

Ночь в лесу

Наступила ночь. Луна серебрит траву на поляне. Заиграли ночные кузнечики. Беззвучно летит, торопится на охоту сова. В чаще леса захохотал филин. Испугалась филина, проснулась на ветке, робко пискнула маленькая птичка.

Остановись  и послушай лесные шорохи. В ночной тиши ты услышишь нежную песню ручья, шёпот кустов, дыхание ветра. Ты увидишь зелёные огоньки светлячков на тропинке, прозрачную росу в густой траве.

Скоро проснутся птицы. вот первый луч солнца робко крадётся из-за туч.                                       (73 слова)

Грамматическое задание

                                                 Вариант 1

  1. Спиши,  вставь, где это необходимо, мягкий знак.

                         береч…, скрипач…, зажеч…, сидиш…, колюч…, вещ…, стоиш…, могуч… .

  1. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Мягкий знак на конце существительных после шипящих», определи их род, склонение и падеж.

Вариант 2

  1. Сделай буквенную запись слов.

Любит купа [ца] , учится кувырка [ца] , низко нагибае [ца] , редко улыбае [ца] , хочет познакоми [ца] .

  1. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Безударные падежные

окончания имён существительных», определи их склонение и падеж, отметь окончания.

Диктант № 4  

Тема:  «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2 – 4 классах»

Липа

        Слева и справа наш деревенский сад окружали липы. Издалека была видна широкая липовая аллея. Задолго до восхода солнца в вершинах деревьев начинали петь птицы. Пчёлы гудели над душистыми ветками.

Издавна высокие липы росли в русских лесах. Древесина липы дорого ценилась. Из тонкой коры делали лапти. Только теперь  взрослых лип в лесах уж не увидишь.

Осенью липа первая сбрасывает листву. Землю сплошь покрывает жёлтый ковёр из опавших листьев. Идёшь и любуешься на милые с детства деревья.                                                                                                     (76 слов)

Грамматическое задание

Вариант 1

  1. Спиши, вставь пропущенные буквы.

Досыт…, занов…, начерн…, изредк…, направ… .

  1. Письменно объясни, почему в записанных словах на конце пишется Ь.

Горечь, настежь, беречь, вскачь, приедешь.

Вариант 2

  1. Спиши слова. Вставь , где это необходимо , мягкий знак.

Проч…, замуж…, поёш…, плющ…, отреж… .

  1. Спиши, графически объясни написание выделенных букв.

Насухо, засветло, дочиста, запросто, сначала.

Контрольная работа №1                                  

Тема: «Морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного; местоимение; синтаксический разбор и анализ предложения»

Вариант 1

1.        Выпиши из предложения все имена прилагательные и укажи их число, род, падеж.

Сквозь тонкую сетку голых ветвей черёмухи голубело весеннее небо.

2.        Выполни морфологический разбор выделенного существительного.

Охотник нашёл в горах орлиное гнездо.

3. Прочитай текст. Выпиши местоимения в форме 2-го и 3-го лица множественного числа.

                                      Листья и корни

Листья говорили:

— Какие мы зелёные, красивые. Мы даём тень. Люди отдыхают под нашей тенью. К нам прилетают птицы. Они поют и вьют гнёзда.

А корни сказали листьям:

— Осенью вы засохнете. Весной вместо вас вырастут новые листья. А без нас не будет целого дерева, не будет и вас, листьев.

4.        Разбери предложение по членам.

В ночном небе загорелись яркие звёзды.

5.        Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их.

Мы купили в магазине печенье и фрукты.(Побудительное, невосклицательное, грамматическая основа купили печенье и фрукты, распространённое, есть однородные члены.)

6 (дополнительное). Запиши предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным. Мы с нетерпением ждём гостей. Подружки набрали целые корзины ягод. В саду распустились поздние астры. Они часто гуляют около реки.

   Вариант 2

1.        Выпиши из предложения качественное прилагательное и сделай его морфологический разбор.

Сквозь тонкую сетку голых ветвей черёмухи голубело весеннее небо.

2.        Запиши предложение и выполни морфологический разбор выделенного слова.
У нашей Жучки появились забавные щенки.

3. Прочитай текст. Найди и запиши все местоимения в форме 1-го лица множественного числа.

Листья и корни

Листья говорили:

—        Какие мы зелёные, красивые. Мы даём тень. Люди отдыхают под нашей тенью. К нам прилетают птицы. Они
поют и вьют гнёзда.

А корни сказали листьям:

—        Осенью вы засохнете. Весной вместо вас вырастут новые листья. А без нас не будет целого дерева, не будет и
вас, листьев.

4.        Разбери предложение по членам.
Моя сестра шьёт и вяжет.

5.        Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их.

Мы украсили ёлку разноцветными шарами, серебряным дождём и душистыми мандаринами.

(Повествовательное, восклицательное, грамматическая основа мы украсили, нераспространённое, есть однородные члены.)

6 (дополнительное). Запиши предложения, в которых подлежащее выражено местоимением. Мы с нетерпением ждём гостей. Подружки набрали целые корзины ягод. В саду распустились поздние астры. Они часто гуляют около реки.

Контрольная работа № 2

Тема: «Глагол как часть речи (вид, начальная форма, личные формы, лицо, число)»

Вариант 1

1.        Подбери к глаголам антонимы

             чернеть—…

             находить—..

2   Выбери из скобок глаголы нужного вида и запиши предложения.

На день рождения папа (дарил, подарил) мне самокат.

Футбольная команда (играла, выиграла) первый матч со счётом 3:0.

Завтра мы поедем (встречать, встретить) маму из командировки.

3. К данным словам подбери однокоренные глаголы в начальной форме и запиши их.

 игра, соль, мечта

 Образец: обед — обедать.

4.Выпиши глаголы в начальной форме. Отметь суффиксы -ть, -ти, -чь.

прыгают, кормить, держу, нести, говорим, ждать, работаешь, беречь

5. Выпиши из предложений глаголы в два столбика: в единственном числе; во множественном числе.

Самолёт летит. Деревья растут. Корабль плывёт. Пчёлы жужжат. Птицы поют. Комар пищит.

6 (дополнительное). Выпиши предложения с глаголами 1-го лица. Отметь личные окончания.

Друзья отправились в путь. Я рисую пейзаж. Водитель объявил остановку. Идёшь по лесу и радуешься весне. После уроков мы обедаем, гуляем, играем. Сестра печёт вкусный пирог. Приходите в воскресенье в гости.

 Вариант 2

1. Подбери к глаголам антонимы:

           радовать—…

           проснуться—…

2.        Выбери из скобок глаголы нужного вида и запиши предложения.     Укажи вид выбранных тобой глаголов.

На день рождения папа (дарил, подарил) мне самокат.

Футбольная команда (играла, выиграла) первый матч со счётом 3:0.

Завтра мы поедем (встречать, встретить) маму из командировки.

3.        К данным словам подбери однокоренные глаголы в начальной форме и запиши их.

встреча, победа, светлый

Образец: обед — обедать.

4.        Выпиши глаголы в личной форме. Отметь окончания.

прыгают, кормить, держу, нести, говорим, ждать, работаешь, беречь

5.        Запиши предложения, заменив множественное число глаголов единственным.

Самолёт летит. Деревья растут. Корабль плывёт. Пчёлы жужжат. Птицы поют. Комар пищит.

        6 (дополнительное). Выпиши предложения с глаголами 3-го лица.   Отметь личные окончания.

Друзья идут в поход. Я рисую пейзаж. Водитель объявляет остановку.  Идёшь по лесу и радуешься весне.  После уроков мы обедаем, гуляем, играем. Сестра печёт вкусный пирог.  Приходите в воскресенье в гости.

Контрольная работа №3

Тема: «Времена глагола»

Вариант 1

  1. Выпиши глаголы в форме настоящего времени. Отметь личные окончания. В скобках запиши вид и лицо глаголов.  Поют, играли, смотрю, побегу, смотрим, бежали, открываешь, мечтаем.
  2. Закончи предложения глаголами в форме прошедшего времени. В скобках запиши число и род глаголов. Девочка игра…  . Яблоня росл…  . Небо сиял…   . Молния сверкал…   . Облако плыл…   . Шары летал…  .
  3. Выпиши только те глаголы, которые не имеют форм настоящего времени. Определи их вид.

Скрипеть, заплыть, лететь, помирить, рубить, наговорить

  1. Выбери из скобок глаголы в нужной форме и запиши предложения.

Папа недавно ( подарит, подарил) Сереже аквариум с рыбками.

Мишка все воскресенье ( выучит, учил) стихотворение.

Возле самого дома (росли, вырастут) старые липы.

Завтра вечером мы (ходим, пойдем) в цирк.

  1. Глаголы объединены в группы по временам. Спиши группы слов, исключив «лишнее» слово.
  1. Работает, закроем, пишут, копают
  2. Мыли, сажала, узнает, дрожал
  3. Узнаем, буду спать, построю, унесли
  1. Запиши второе предложение текста, поставив глаголы в форме настоящего времени. Отметь личные окончания.    

          По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. От легкого ветерка нежно звенели колокольчики, радостно приветствовали гостей. Все лето будут цвести эти милые цветы.

 Вариант 2

  1. Данные глаголы запиши в форме настоящего времени 2 лица единственного числа. Отметь личные окончания.

Гулять, спать, танцевать.

  1. Спиши предложения, употребив глаголы в форме прошедшего времени. Отметь основы и суффикс -Л-

К нам (идти) весна.  (Засиять) небо.  (Зазвенеть ) ручейки.   (Загудеть) шмели.    (Вырасти) трава.

( Запеть)  птицы.

  1. Распредели глаголы на две группы: 1) глаголы будущего времени несовершенного вида; 2) глаголы будущего времени совершенного вида.

Заплыву. Буду пилить, помирим, буду говорить, наговоришь, буду плыть.

  1. Подбери нужные глаголы  и запиши предложения.

Папа недавно … Сереже аквариум с рыбками.

Мишка все воскресенье … стихотворение.

Возле самого дома  … старые липы.

Завтра вечером мы  … в цирк.

  1.  Определи и запиши, по какому признаку объединены глаголы в группе ( вид, лицо, число, время, спряжение)

Подарю, буду рисовать, плыли, украшаем.

  1. Запиши первое предложение текста, поставив глаголы в форме будущего времени.    

          По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. От легкого ветерка нежно звенели колокольчики, радостно приветствовали гостей. Все лето будут цвести эти милые цветы.

Контрольная работа № 4

Тема: «Глагол, наречие, имя числительное»

Вариант 1

1.        Объедини глаголы в группы по значению:

  1. начало действия;
  2. окончание действия;
  3. неполное действие.

приподнять, заговорить, доиграть, приболеть, отнести, взлететь, поплыть, придержать, выкопать

2.        Спиши 2-й абзац текста. Подчеркни глаголы как члены предложения. Определи время глаголов. 

Мы с тобой идём к лесному озеру. Сколько вокруг интересного!

Птичка прыгает по траве со стебелька на стебелёк. Ты стоишь в полный рост и смотришь на неё. А я лучше присяду. Мы сидим тихо, не аукаемся на весь лес. Птичка не улетает и не приближается к нам.

Мы сейчас в чужом доме. Надо уметь вести себя тихо.

3.        Образуй от глагола играть по одному глаголу в формах настоящего, прошедшего, будущего времени.

4.        Выполни морфологический разбор слова растёт.

У крыльца растёт куст жасмина.

5.        От данных прилагательных образуй наречия при помощи суффикса — О. Отметь суффикс.

свежий, низкий, дорогой, прохладный, радостный

6 (дополнительное). Распредели письменно имена числительные на три группы: простые, сложные, составные,

пятнадцать,  пятьдесят, двадцать,  семь,  тридцать пять, восемьсот, сто сорок два

Вариант 2

1.        Запиши глаголы, значения которых даны,
становится спелым, делать варёным, есть завтрак, мазать краской

2.        Спиши 2-й абзац текста. В скобках укажи формы (наклонение, время, лицо, число) трёх любых глаголов.

Мы с тобой идём к лесному озеру. Сколько вокруг интересного!

Птичка прыгает по траве со стебелька на стебелёк. Ты стоишь в полный рост и смотришь на неё. А я лучше присяду. Мы сидим тихо, не аукаемся на весь лес. Птичка не улетает и не приближается к нам.

Мы сейчас в чужом доме. Надо уметь вести себя тихо.

3.        Образуй от глагола прочитать все возможные формы времени (по два примера).

      4.        Выполни морфологический разбор слова запел. 
                В саду запел соловей.

5.        Из данных слов составь и запиши словосочетания, в которых наречие будет зависимым словом.

работать, пальто, дружно, гулять, слишком, дотемна, испортить, трудный, нарочно, нараспашку

6 (дополнительное). Распредели имена числительные на три группы: простые, сложные, составные. Отметь, при помощи каких частей слова они образованы.

пятнадцать,  пятьдесят,  двадцать,  семь,  тридцать  пять, восемьсот, сто сорок два

Тестирование

Тема: «Орфограммы, изученные в I и   II четвертях»

Вариант 1

1. Отметь     все слова,  в  которых пропущена буква з

 кра…ка           повя….ка           подска…ка            поло..ка          бере…ка

2.  Отметь   все слова с окончанием  и.

стоять у дорог…          увидеть на картин…         средство от бол…        поётся в песн…          распустились на берёз…

3.Отметь сочетание слов с ошибкой.

маленькие капли              весенние дни           верхние этажи             последние событие           вечерние новости

 4. Отметь   все слова   в которых пропущена буква ё .

 ж….луди        друж…..к             прич…ска             пч…лы                 зайч…нок

5.Отметь   все слова,  на конце которых нужно писать ь.

кирич…           не  плач..               прилеч…             могуч…           ноч…

6. Отметь     все слова, в которых пропущен разделительный ь.

 солов..и            ош…ёт           с… ёмка              в…юга           раз…ярённый

7. Отметь все предложения, в которых необходимо поставить запятую

Два братца в воду глядятся ввек не сойдутся (берега) Мир и лад для семьи клад. Старое дерево скрипит но не ломается.

В пути и в горе людей узнают. Добро помни а зло не забывай.

8. Отметь  все раздельные написания.

(за)кладка          (за)поворотом            (за)летать           (не)находить         (не)навидеть

9. Отметь все слова, в которых пропущен ь.

улыбат..ся           двигает…ся           удивляет…ся          нагибает…ся         радует…ся

10. Отметь    все глаголы, в которых пропущена буква е.

готов..м                 жела..м                 вер…м                 бре..м                 чита…м

11. Отметь все слова с ошибкой

 Лаит                   видит                    вяжит                     строит                 клеит

12.Отметь  все слова, в которых пропущено мм.

 килогра…        ка…ыш          су…а (результат сложения)     кило…етр       телегра..

Вариант 2

  1. Отметь  все слова, в которых пропущена буква д.

сла…кий              лопа…ка             гла..кий               гря..ка               ша..кий

2.Отметь  все слова с окончанием и.

 бежать по лестниц…         чертить без линейк…          живёт в озер…         пятно на скатерт…              в первом вагон…

3. Отметь  сочетание слов с ошибкой

 маленькие деревья            строгие учителя           зимние утро           высокие волны                     летние облака

4.Отметь  все слова , в которых пропущена буква о.

камыш…вый            ш..лк                 щ…ки                  ш…рты            врач…м

5. Отметь все слова, на конце которых нужно писать ь.

съеш…               зажеч…               карандаш…                 лож…              колюч…

6. Отметь все слова, в которых пропущен разделительный ъ

в..юга              под..ём                раз…ехались           ноч…ю             трёх…ярусный

 7. Отметь   все предложение, в которых необходимо поставить запятую.

 Заворчал живой замок лёг у дверей поперёк. Месяц светит, но  не горит.  Правда в огне не горит в воде не тонет.

 Терпенье и труд всё перетрут. Мал ёрш  а колюч.

8. Отметь все раздельные написания

   (на) окне     (на)клеить   (на)рисовать    (не)придумал   (не)годовать

9. Отметь    все слова ,в которых пропущен ь.

купат..ся             волноват..ся              спускат..ся          любует..ся       приземлят..ся

10. Отметь все глаголы , в которых пропущена буква и.

держ..м                  уч..м                 лета..м                 люб…м               скач..м

11.Отметь все слова с ошибкой.

Гонит                 верит                     пишит                   варит                  читаит

12.  Отметь  все слова , в которых пропущена  СС

 и..кусство             ба..ейн               кро..ворд            шо..е             происше..твие

Словарный диктант № 1

Недоумевать, невзлюбить, ненавидеть, железо, негодовать, представление, акварель, волшебник, телеграмма, металл, надежда, пейзаж, аппетит, экипаж, двенадцать.

(15 слов)

Словарный диктант № 2

        Район, совсем, революция, решать, снизу, сверкать, ситуация, сверху, секунда, свитер, секрет, свобода.

(12 слов)

Словарный диктант № 3

        Капитан, секунда, коридор, корабль, иногда, кабинет, изложение, матч, конверт, комета, свобода, диалог, директор, аромат.

(14 слов)

Словарный диктант № 4

        Электричество, кабинет, экипаж, фиолетовый, сверкать, якорь, ситуация, комета, секрет, свитер, диалог, директор, федерация, хозяин, электростанция, портрет.

(16 слов)

Итоговое изложение

Однажды старик Прохор рассказал мне сказку об осени.

В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко. Попало оно в руки к глупому человеку.

Шёл этот человек лесом и увидел, как летят под небесами жёлтые весёлые птицы, пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов. И полетел золотой пух на землю, упал на леса. И леса посохли. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

Раньше вся птица зимовала у нас. Даже журавль никуда не подавался. Леса и летом, и зимой стояли зелёные. И снега не было. И зимы не было.

Убил человек первую птицу – и загрустила земля. Начались листопады, дожди и холода. И птица от нас отлетает, обиделась на человека. Выходит, что мы себе навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

                                                  (По К.Паустовскому)

Примечание. Перед написанием изложения целесообразно провести следующую подготовительную работу.

  1. Ответить на вопросы.
  1. О чём эта сказка? Чему она учит?
  2. Как относится рассказчик к поступку героя? С каким настроением рассказывает старик сказку?
  3. Как рассказ характеризует старика Прохора? Какие особенности его речи вы заметили?
  4. Почему его рассказ можно назвать сказкой? Как её можно озаглавить?
  1. Составить примерный план.
  1. Первый выстрел.
  2. Как было раньше.
  3. Загрустила земля.

3. Предупредить возможные лексико-орфографические затруднения.

  1. Объяснить смысл выражений: ударил из обоих стволов; никуда не подавался: крепко беречь.
  2. Обратить внимание на строение предложений.

А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

Убил человек первую птицу – и загрустила земля.

Выходит, что мы себе навредили.

А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь

  1. Обратить внимание на правописание следующих слов: сковали, ружьишко, небесами, зазывают, обоих, никуда, не подавался, начались, листопады, крепко, беречь.

4. Выбрать из текста опорные слова и выражения (записать на доске или в черновики)

  1. Сковали ружьишко, попало в руки, ударил из обоих стволов, золотой пух, посохли леса, осыпались листья.
  2. Птица зимовала, никуда не подавался, не было зимы.
  3. Загрустила земля, обиделись на человека, себе навредили, надобно крепко беречь.

logo

    • Предмет:

      Другие предметы

    • Автор:

      аноним

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    4 минуты назад

    Укажи многочлены стандартного вида

  • geometriya
    Геометрия

    9 минут назад

    Проверьте пожалуйста домашнее задние по геометрии.

  • literatura
    Литература

    9 минут назад

    Помогите с дз по литре

  • geometriya
    Геометрия

    9 минут назад

    Проверьте пожалуйста домашнее задание по геометрии. 8 класс.

  • algebra
    Алгебра

    14 минут назад

    Упростите выражение Алгебра

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    28 минут назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    31 минут назад

    Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20554

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Однажды солженицын написал ростроповичу письмо сочинение
  • Однажды со мной произошел такой случай сочинение
  • Однажды сказке фанфик маленькая наглая девочка
  • Однажды сказал что сможет написать рассказ
  • Однажды сказал что напишет самый короткий рассказ