Одни скажут он был добрый малый другие мерзавец сочинение

Образ Печорина — примеры сочинений с цитатами — 9 класс

Пример сочинения 1

Роман «Герой нашего времени» — настоящее достояние в истории русской письменности. В произведении автор рисует немало занимательных образов. Однако образ главного героя романа Григория Печорина является самым ярким и неоднозначным.

Григорий — молодой человек обаятельной наружности, умеющий находить с людьми общий язык и добиваться расположения в обществе. Он умен и хорошо образован. Благодаря внешней привлекательности и качествам своего характера он с легкостью способен манипулировать людьми и их чувствами. Печорин пользуется своими данными для того, чтобы привлекать внимания девушек, а затем разбивать им сердца:
«…он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…».

Герой тешит свое самолюбие аморальными по отношению к другим поступками, не задумываясь о боли, которую он причиняет.

Несмотря на это нельзя назвать Печорина отрицательным персонажем. Григорий Печорин наделен и хорошими качествами. Со стороны он кажется равнодушным и холодным человеком, но в глубине своей души герой также способен чувствовать что-то. Он по-настоящему влюблен в Веру и чувствует боль от ее утраты. Он также способен чувствовать боль и от того, что так равнодушен к жизни. Сам Григорий понимает, что вызывает у людей неоднозначное мнение о себе:
«Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно».

Печорин сам признается, что был наделен светлыми порывами и добрыми качествами души, но общество, в котором ему пришлось существовать, сделало из юноши равнодушного, холодного, эгоистичного и даже несколько жестокого человека. Он любил, но над ним смеялись, и Печорин перестал показывать добрые чувства. Он хотел быть честным, но ему не верили, и Григорий научился лгать. Несмотря на то, что окружавшее Григория общество действительно способствовало его душевной деградации, нельзя этим оправдывать поступки Печорина. И каждый читатель это понимает. Понимает и сам автор романа.

Григорий Печорин обладает большой жизненной энергией и владеет огромным потенциалом. Но он не знает, в какую степь направить все это. Григорий не находит подходящее ему место в жизни, оттого он нравственно и морально страдает. Читатель видит образ уставшего от жизни человека, несмотря на то, как он еще молод. Усталость от жизни приводит к равнодушию ко всему и всем вокруг. Оттого Печорину не кажется чем-то плохим вредить другим людям. Ведь делая больно очередной девушке, Печорину самому становится легче существовать дальше. При этом Григорий понимает и сам, что делает плохо кому-то, понимает, что он — само зло:
«…За что она меня так любит, право, не знаю! <…> Неужели зло так привлекательно?..»

Конечно, нельзя сказать, что Печорину не нравится жить.

Но все его действия говорят о том, что жизнь для него — что-то мимолетное, проходящее, не имеющее особой ценности. Именно поэтому он не желает задумываться о том, хорошо ли заигрывать с невестою своего друга или похищать девушку из дома против ее воли. Григорий старается взять от жизни все, лишь бы получить хотя бы долю какого-нибудь наслаждения.

С таким образом жизни как у Печорина, всякий человек гибнет морально. Это происходит и с самим героем произведения. Григорий не привык анализировать свои поступки и жизнь, он не задумывается о прошлом и будущем. Все, что у него есть — это настоящее. Нет даже запретов на то, что нельзя делать. Личность Григория гибнет.

Разумеется, Печорину очень хочется найти свой истинный путь. Но из-за неумения анализировать собственную жизнь он никогда не сможет найти себя и свою дорогу. Душевный потенциал героя растрачивается зря.
«У вас большой дар соображения», — отмечал один из героев романа Вернер.

Однако этот «дар» не находит применении в истинных, добрых целях. Григорий бы мог стать хорошим научным деятелем, но разочаровался и в науке. Ведь его обществу просто напросто не нужны такие вещи.

Описание Печорина — это не есть описание одного лишь субъекта фантазии М.Ю. Лермонтова. Печорин — это образ всей русской молодежи эпохи писателя. Роман был написан во время, когда свобода мыслей ограничивалась. Жестокая цензура подавляла всякую попытку выразить собственное мнение, в каком бы то ни было виде. Образованной, талантливой и амбициозной молодежи того времени просто не давали «выхода в свет», возможности проявить себя.

Лермонтов хотел показать эту трагическую сторону жизни тогдашней России на примере Григория Печорина. Именно благодаря описанию жизни героя читатель видит всю ничтожность существования молодых людей в лермонтовскую эпоху. Сам Лермонтов был одним из представителей молодого поколения того периода, где нужно либо приспособиться к существующим порядкам в обществе, либо погибнуть.


Пример сочинения 2

Григорий Печорин является главным персонажем романа М. Лермонтова «Герой нашего времени». Это неординарная личность, которую очень сложно понять, но вместе с тем довольно характерная для 30-х годов XIX века. Ему присущи желания и пороки, которые были типичны для его современников. Цитатная характеристика Печорина поможет лучше узнать персонажа, детально рассмотреть образ, а также определить его жизненные ценности и взгляды.

Внешний облик
У героя довольно приятная внешность. Печорин выглядит молодо, при этом точно неизвестно, какой возраст у него на самом деле. Если обратить внимание на слова автора, Григорию не больше 25, но в некоторых эпизодах кажется, что ему уже за 30. На его лбу уже заметны небольшие морщины.
Он всегда нравился женщинам. Печорин весьма симпатичен:

стройная фигура и крепкое телосложение;
светлые волосы, но при этом усы и брови тёмного цвета;
точёные и изящные черты лица;
немного вздёрнутый нос;
очень белоснежные зубы;
карие пронзительные глаза, которые излучают холод.

Несмотря на привлекательную внешность у главного персонажа холодные глаза, которые всегда остаются равнодушными вне зависимости от ситуаций. Лермонтов ярко рисует образ Печорина, чтобы читатели могли лучше представить перед собой его неординарный облик.
Многие люди не выдерживают его тяжёлый взгляд, так как он был слишком для них неприятным. Ведь даже когда Печорин улыбался, его глаза оставались всегда холодными: «…они не смеялись, когда он смеялся…»

У персонажа немного ленивая походка, которая отличается некой небрежностью. Его руки выглядят маленьким, но пальцы при этом удлинённые и тонкие.
Григорий предпочитает носить весьма дорогую и чистую одежду. Он любит пользоваться парфюмом с приятным ароматом. У него сапоги всегда чистые и блестящие. Всё это говорит о том, что герой хорошо следит за своей внешностью вне зависимости от того, где на данный момент находится.

Характер персонажа
В его внешности отражается внутреннее состояние его души. В действиях Печорина проявляется холодная рассудительность, через которую иногда проходят чувства и эмоции. Герой бывает бесстрашным, но бывают ситуации, когда особенно сильно ощущается его беззащитность. Читатели могут видеть героя совершенно в разном образе. Ведь он состоит из сплошных противоречий не только во внешнем виде, но и в своём характере.
Григорий всегда сдержан по отношению к разным людям. Он старается не показывать своего истинного лица. Ведь герой глубоко в них разочарован. Ведь окружающие люди не смогли его понять. Его всегда обвиняли в отсутствующих недостатках, жаловались на него.

Когда он был скромным, он был обвинён во лжи. Герой научился ненавидеть, а затем стал злопамятным. Он был готов любить, но когда не увидел взаимности, ожесточился. Печорин решил для себя, что ему нужно скрывать свои чувства.

Григорий всё время находится в поиске своей жизненной цели, но у него не получается разобраться в себе. Он богатый и образованный человек, который привык находиться в высшем обществе, но такая жизнь для него абсолютно пустая. Ведь ему постоянно хотелось чего-то совершенно другого. Печорин умеет разбираться в людях, особенно в женщинах. При каждом разговоре он мог сразу же понять, кем является его собеседница.
Светская жизнь опустошает и выматывает героя. Он пытается найти спасение в науке, но вскоре понимает, что сила вовсе не в знании, а в удаче. Тоска терзала его изнутри. Печорин думал, что на войне сможет избавиться от скуки, но всё стало только хуже.

Персонаж представлен упрямым и слишком настойчивым, из-за чего в итоге в его жизни появляется множество проблем. Но благодаря его смелости и решительности он может справиться с любыми неприятностями.

Любовь в его жизни

Вера для него была единственной женщиной, которую он по-настоящему любил. Он был готов пойти ради неё на всё, чтобы быть с ней вместе. Но этого не произошло, ведь у неё есть муж. Григорий встречался с ней редко, при этом они оба сильно рисковали. Ей пришлось уехать, а он не смог её догнать. Другие женщины для Печорина были лишь временным способом справиться со скукой. Он их не воспринимал всерьёз. С ними ему было скучно и неинтересно.
В произведении можно наблюдать за несколькими любовными линиями героя с княжной Мери и Бэлой. Но княжна Мери не была для него любимой женщиной.

Он стал проявлять к ней интерес только из-за скуки. Ему захотелось испытать новые эмоции. Но он пытался полюбить её, но у него ничего не вышло. Вскоре он ей в этом признался, тем самым поступил с ней честно.

Однако главный герой испытывал чувства к Бэле. Но он её на самом деле не любил, а лишь хотел её завоевать. Поскольку он видел равнодушие девушки к нему, у него была задача влюбить её в себя. Он был настолько уверен в себе, что не побоялся заключить пари. Бэла действительно смогла его полюбить. Сначала Григорий всячески старался проявлять внимание, постоянно ухаживал за ней, а затем ему стало с ней скучно. Добившись её, он осознал, что она ему совершенно неинтересна.

Отношение к смерти
Печорин всегда обладал уверенностью в том, что всё предначертано. Невозможно избежать своей судьбы, которая уже давно предопределена. Не следует спокойно сидеть и ожидать своей участи, а нужно что-то делать. Герой убеждён в том, что нужно идти только вперёд. Смерть сама выберет того, у кого настал час. Главному персонажу нравится во всём сомневаться. Несмотря на это, он продолжает идти, при этом готов принять смерть тогда, когда придёт его время.

Высказывание в цитатах
Если прочитать цитаты Печорина, можно увидеть, что в них описываются его взгляды и принципы. С их помощью можно лучше охарактеризовать персонажа:

«Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

«Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».

«Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец!.. И то и другое будет ложно».

Судя по характеристике Печорина с цитатами, можно отметить, что у него довольно противоречивый характер. Он старается быть холодным, рассудительным, но в некоторых ситуациях проявляется его сострадание и доброта. Образ Печорина весьма двусмысленный. Ведь в нём есть положительные черты характера, но также проявляется чёрствость и эгоизм.

Одни видят в нём друга, а другие только негативные качества. Также следует выделить следующее:
Герой хорошо разбирается в людях, он знает все их слабые и сильные стороны. Благодаря этому он всегда выходит победителем.
Он беспощаден и слишком строг к себе. Поскольку у него аналитический склад ума, Григорий тщательно анализирует свои поступки. Его тревожит не только его судьба, но также всего современного поколения.

Печорин хоть и говорит о том, что живёт умом, а не сердцем, склонен к сердечным порывам. Например, он сильно переживает смерть Бэлы, а также испытывает радость в каждый раз, когда видит Веру.

Григорий Печорин характеризует себя собственными поступками. По всем его действиям можно дать точное описание его образа. Например, можно рассмотреть ситуацию с Максимом Максимычем, который считает Печорина своим другом. Но Григорий не спешит увидеться с героем, который ради встречи отложил все свои дела. При встрече Печорин проявляет холодную сдержанность, показывая это своим скучающим выражением лица. Печорин отказался остаться у него. Дело в том, Григорий старается не привязываться к людям, он выбрал путь эгоистичного человека, который живёт только своим умом.

Лермонтов делает акцент на том, что в романе описывается не сам персонаж, а основные пороки, которые встречаются у большинства людей. Можно в качестве эпиграфа отметить фрагмент текста автора.
Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. М. Ю. Лермонтов.

Главный персонаж не плывёт по течению, он создаёт судьбу своими руками. Но в погоне за своими интересами, он пренебрегает теми, кому он действительно дорог. Он предаёт людей, играет с чужими судьбами. Также следует отметить его горделивость, самолюбование и эгоизм. Герой своими поступками приносит людям разрушение и страдание. Он не может одарить добром и пониманием даже людей, к которым испытывает искренние чувства.
В самом начале произведения читатели видят героя странным человеком, противоречивым как во внешности, так и в характере. Он разрушает себя и окружающих. При этом иногда в нём просыпаются положительные качества, но он особенно не проникается жалостью к тем, кого погубил.


Пример сочинения 3

Среди персонажей русской литературы 19 века объективным самоанализом выделяется образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

«Герой нашего времени» — самое крупное произведение Лермонтова. Он печатался отдельными повестями по мере написания. Затем Лермонтов объединил произведения, имеющие одного главного героя, в самостоятельное произведение, добавив автора-рассказчика. Отдельной книгой произведение вышло в 1840 году.

Роман Лермонтова вызывает интерес по нескольким причинам, он привлекателен как историческое, философское, но в первую очередь психологическое произведение. Сам автор задумывал его как исследование типического характера, «историю души человеческой».

Главный герой романа Григорий Александрович Печорин – личность неординарная и противоречивая. У него аристократическое происхождение, он получил прекрасное светское воспитание. Как и многие дворяне, выйдя в свет, он стал наслаждаться всеми удовольствиями жизни. Вскоре настало пресыщение, он заскучал. Попав в неприятную историю, Печорин изгнан на Кавказ. Такова биография героя в двух словах. Она мало чем отличается от жизни многих его современников. Лермонтов то же самое мог бы рассказать и о себе. Не случайно после первой публикации романа читатели, знавшие поэта, сказали, что он написал роман о себе и своих знакомых.

Противоречивость – основное качество героя. Оно проявляется, начиная с портрета. На первый взгляд ему было около 23 лет, позже он производил впечатление тридцатилетнего. Волосы у него светлые, а усы и брови черные. Рассказчик определяет это как признак породы. Глаза выдают движения души человека, так и глаза Печорина не смеялись, когда смеялся он сам. Смех был маской, скрывающей душевное состояние.

Печорин обаятелен, пользуется популярностью в обществе, но не особенно любит людей. Они для него скорее материал для наблюдений, выводы из которых он делает печальные. Печорин отмечает фальшь, неискренность чувств, неспособность к благородным поступкам, подлость. Он не желает с этим мириться. Ему нравится забавляться, выставляя на свет божий человеческие пороки. Благодаря этому качеству, он наживает себе врагов.

В то же время он всегда честен с собой, и свои пороки он тоже замечает. Он «привык себе во всем признаваться», будь то зависть, ложь, желание побесить кого-то. Он понимает, что его поступки разрушают жизнь других людей, но угрызения совести не свойственны ему. Этому он предпочитает холодный анализ. Я думаю, что Печорин просто боится быть добрым, отзывчивым. Таких людей часто обманывают, причиняют им боль, именно этого хочет избежать герой Лермонтова. Только без боли не бывает счастья, любви, дружбы. В этом причина несчастья и одиночества Печорина. И снова противоречие: он не страшится смерти, но боится жить. Взаимоотношения Печорина с другими персонажами помогают лучше понять его характер. У него нет друзей, хотя есть люди, которые ему симпатичны, с ними он может позволить себе быть искренним. Это Максим Максимыч и доктор Вернер.

С Максимом Максимычем они абсолютно разные люди. Они относятся к разным социальным слоям. Отличаются и по характеру: Максим Максимыч – цельная натура, Печорин – клубок противоречий. Старый офицер не так образован, но он выше нравственно. Он прост, открыт, добродушен. Печорин во всем пытается разобраться, все усложнить. Максим Максимыч расположен к нему, Печорин это знает, но не проявляет дружеских чувств. Только, когда умирала Бэла, потрясенный, он открывает свою душу. Максима Максимыча можно считать антиподом Печорина.

С доктором Вернером у Печорина много общего. Они умны, обладают чувством собственного достоинства, противоречивы, пытаются постичь суть вещей. У них много тем для разговоров, они прекрасно понимают друг друга, им нравится проводить вместе время. Самолюбивые и эгоистичные, они не считают себя друзьями, да и не нуждаются они в друзьях. Друзья – это чувства, ответственность, а этого им как раз и не нужно. Вернер – своеобразный двойник Печорина.

В отношении любви у Печорина сложилось такое мнение, что он уже вышел из того возраста, чтобы влюбляться. Он теперь хочет, чтобы любили его. Так как герой человек противоречивый, то он сам и опровергает свои суждения. Княжну Мэри и Бэлу он действительно заставляет себя полюбить, для последней эта любовь закончилась трагически. Веру Печорин любит по-настоящему. Любовь к Вере показывает, что он способен на сильные чувства, но он их боится. Он не желает, чтобы что-то нарушило его покой, его скуку, к которым он так привык, с которыми сжился. После безуспешной погони за Верой, он упал на землю и долго плакал. Успокоившись, он понял, что «гнаться за погибшим счастьем бесполезно». Печорин с удовольствием отметил, что еще способен плакать. Женщинам, встретившимся на его пути, Печорин подарил только разочарование. Никого он не сделал счастливым, не согрел душевным теплом.

Скука толкает Печорина на безнравственные поступки, природные задатки остаются невостребованными. Внутренний конфликт героя, его желание жить и боязнь жизни, приводят его к выгодному для него убеждению: рождение – несчастье, смерть неизбежна. Таким Лермонтов увидел героя своего времени и показал читателям.

Количество просмотров: 10577
Опубликовано: 18.01.2022

Вернуться назад →

Роман «Герой нашего времени» — настоящее достояние в истории русской письменности. В произведении автор рисует немало занимательных образов. Однако образ главного героя романа Григория Печорина является самым ярким и неоднозначным.

Григорий — молодой человек обаятельной наружности, умеющий находить с людьми общий язык и добиваться расположения в обществе. Он умен и хорошо образован. Благодаря внешней привлекательности и качествам своего характера он с легкостью способен манипулировать людьми и их чувствами. Печорин пользуется своими данными для того, чтобы привлекать внимания девушек, а затем разбивать им сердца:

«…он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…».

Герой тешит свое самолюбие аморальными по отношению к другим поступками, не задумываясь о боли, которую он причиняет.

Несмотря на это нельзя назвать Печорина отрицательным персонажем. Григорий Печорин наделен и хорошими качествами. Со стороны он кажется равнодушным и холодным человеком, но в глубине своей души герой также способен чувствовать что-то. Он по-настоящему влюблен в Веру и чувствует боль от ее утраты. Он также способен чувствовать боль и от того, что так равнодушен к жизни. Сам Григорий понимает, что вызывает у людей неоднозначное мнение о себе:

«Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле…
Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно».

Печорин сам признается, что был наделен светлыми порывами и добрыми качествами души, но общество, в котором ему пришлось существовать, сделало из юноши равнодушного, холодного, эгоистичного и даже несколько жестокого человека. Он любил, но над ним смеялись, и Печорин перестал показывать добрые чувства. Он хотел быть честным, но ему не верили, и Григорий научился лгать. Несмотря на то, что окружавшее Григория общество действительно способствовало его душевной деградации, нельзя этим оправдывать поступки Печорина. И каждый читатель это понимает. Понимает и сам автор романа.

Григорий Печорин обладает большой жизненной энергией и владеет огромным потенциалом. Но он не знает, в какую степь направить все это. Григорий не находит подходящее ему место в жизни, оттого он нравственно и морально страдает. Читатель видит образ уставшего от жизни человека, несмотря на то, как он еще молод. Усталость от жизни приводит к равнодушию ко всему и всем вокруг. Оттого Печорину не кажется чем-то плохим вредить другим людям. Ведь делая больно очередной девушке, Печорину самому становится легче существовать дальше. При этом Григорий понимает и сам, что делает плохо кому-то, понимает, что он — само зло:

«…За что она меня так любит, право, не знаю! <…> Неужели зло так привлекательно?..»

Конечно, нельзя сказать, что Печорину не нравится жить. Но все его действия говорят о том, что жизнь для него — что-то мимолетное, проходящее, не имеющее особой ценности. Именно поэтому он не желает задумываться о том, хорошо ли заигрывать с невестою своего друга или

похищать девушку из дома против ее воли. Григорий старается взять от жизни все, лишь бы получить хотя бы долю какого-нибудь наслаждения.

С таким образом жизни как у Печорина, всякий человек гибнет морально. Это происходит и с самим героем произведения. Григорий не привык анализировать свои поступки и жизнь, он не задумывается о прошлом и будущем. Все, что у него есть — это настоящее. Нет даже запретов на то, что нельзя делать. Личность Григория гибнет.

Разумеется, Печорину очень хочется найти свой истинный путь. Но из-за неумения анализировать собственную жизнь он никогда не сможет найти себя и свою дорогу. Душевный потенциал героя растрачивается зря.

«У вас большой дар соображения», — отмечал один из героев романа Вернер.

Однако этот «дар» не находит применении в истинных, добрых целях. Григорий бы мог стать хорошим научным деятелем, но разочаровался и в науке. Ведь его обществу просто напросто не нужны такие вещи.

Описание Печорина — это не есть описание одного лишь субъекта фантазии М.Ю. Лермонтова. Печорин — это образ всей русской молодежи эпохи писателя. Роман был написан во время, когда свобода мыслей ограничивалась. Жестокая цензура подавляла всякую попытку выразить собственное мнение, в каком бы то ни было виде. Образованной, талантливой и амбициозной молодежи того времени просто не давали «выхода в свет», возможности проявить себя.

Лермонтов хотел показать эту трагическую сторону жизни тогдашней России на примере Григория Печорина. Именно благодаря описанию жизни героя читатель видит всю ничтожность существования молодых людей в лермонтовскую эпоху. Сам Лермонтов был одним из представителей молодого поколения того периода, где нужно либо приспособиться к существующим порядкам в обществе, либо погибнуть.

Психологический портрет Печорина

В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» особое место занимает психологический портрет Печорина, демонстрирующий всю неоднозначность образа. Этот портрет проявляется в главах, посвященных действиям, которые описываются глазами самого центрального персонажа.

Отношение к обществу

Характеристика Печорина во многом определена в его отношении к обществу. Несмотря на то что Печорин является довольно обеспеченным дворянином, к обществу он относится равнодушно. Оно наскучило ему, надоело, после того как он «пустился в большой свет».

Главный герой говорит так: «Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». Печорин с глубокого детства чувствует, что он является человеком «лишним», поэтому его отношения с окружающими с самого начала обречены на провал: «Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

Отношение к женщинам

Главный герой романа «Герой нашего времени» не раз, как он отмечает, влюблялся и был любим. Однако долго любовь Печорина не могла существовать, она только «раздражала воображение и самолюбие», в то время как сердце оставалось «пусто». Печорин пытался найти свое счастье в любви: с княжной Мери, с Верой, с Бэлой. Однако он быстро понимает, что «невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Невозможность построить счастье с женщиной связано с тем, что Печорин не готов был прощаться со своей свободой. Она была для него важнее самой жизни. Поэтому он так категорично относится к женитьбе, которая в минуту отнимет у него эту свободу.

Хотя женщины имели большое значение в жизни Печорина, он признается, что никогда их не ценил и никогда ими не дорожил, а только приносил боль и несчастья. Это герой связывает со своей гордостью: «Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости?

А что такое счастие? Насыщенная гордость».

Печорин отмечает, что его любовь никогда и никому не приносила счастья, потому что он любил лишь «для себя, для собственного удовольствия».

Отношение к себе и к собственной жизни

Печорин в своих дневниках подчеркивает, что у него «несчастный характер», что он не только несчастлив сам, но и становится «причиною несчастия других».

Все, чем начинает заниматься Печорин, быстро становится ему противным. Все становится «скучнее прежнего». Эта скука является причиной бездумного и равнодушного отношения к своей жизни. Он понимает, что ничто не принесет ему удовольствия, что его жизнь «становится пустее день ото дня». Однако он пытается что-то исправить, он меняет свое местоположение, круг общения, чтобы с помощью «бурь и дурных дорог» получить наслаждения, которые, увы, также быстро приносят разочарования. Главный герой признается, что ему «все мало», что для существования ему постоянно нужны противоречия: «Моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Образ Печорина неоднозначен. Он то ненавидит и презирает себя, то понимает, что заслуживает сожаления, потому что его «душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное».

Печорин глубоко чувствует в своей груди «холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой». Герой несчастлив, но ничего не может с этим поделать. Печорин понимает, что он не смог угадать свою жизненную цель, которая, «верно, существовала».

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Психологический портрет Печорина», рассмотрит истинные взгляды центрального персонажа романа «Герой нашего времени» на общество, женщин и жизнь в целом.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Людмила Федорова

    16/16

  • Курбанов Шамиль

    9/16

  • Никита Морозов

    9/16

  • Ильин Максим

    8/16

  • Соня Зубарева

    16/16

  • Максим Пан

    7/16

  • Дарья Сметанина

    14/16

  • Kani Aidarov

    10/16

  • Богдан Горбунов

    16/16

  • Леха Безводопроводов

    13/16

Содержание

  • 1 вариант сочинения (423 слова)
  • 2 вариант сочинения (155 слов)
  • 3 вариант сочинения (163 слова)
  • Образ Печорина в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (172 слова)
  • 2 вариант сочинения (853 слова)
  • Характеристика Печорина по произведению Лермонтова «Герой нашего времени» (223 слова)

1 вариант сочинения (423 слова)

По моему мнению, главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — Григорий Печорин — очень сложен и противоречив, поэтому отношение к нему неоднозначное.

С одной стороны, Печорин – эгоист, который не желал поступаться собственными привычками и желаниями; он легко может сломать судьбы других людей, испортить чужие отношения. Так, ради своей забавы, похитил юную Бэлу, разрушив её семью; с помощью психологических манипуляций влюбил в себя княжну Мэри, которая впоследствии очень тяжело переживала столь жестокую игру с ней. Своей холодностью глубоко задевает чувства Максима Максимыча, считавшего Печорина другом; наконец, он лишает Грушницкого жизни. Нас отталкивает безразличие Печорина к другим людям, его индивидуализм.

Но при этом нельзя не заметить в Григории Печорине и положительные черты, которыми он выделяется из общества. Это был человек аналитического, предусмотрительного ума, его оценки людей, их поступков очень точны. Он легко угадывал поведение других, потому что был неплохим психологом. Но, помимо ума, в Печорине открываются, казалось бы, совсем не присущие ему качества; несмотря на то, что он равнодушен к судьбам других людей: имеет понятие о сострадании и уважении к достойным того людям. Когда погибает Бэла, Печорин разбит и подавлен, ведь он ощущает долю своей вины за столь короткую жизнь девушки. Приходя к княжне Мери перед отъездом, намеренно вызывает у той ненависть и отторжение, чтобы бедная девушка скорее забыла свою неразделённую любовь. Печорину не нравится в людях ложь и неискренность, его привлекали те, кто близок по натуре: свободные, независимые, смелые. У него критическое отношение не только к другим, но и, в первую очередь, к себе, порой даже осуждает свои поступки.

Таким образом, я считаю, что Печорина нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям. Некоторые поступки Печорина мне кажутся недостойными, они вызывают осуждение; не раз он проявлял себя эгоистом, что, безусловно, характеризует его с плохой стороны. Но Печорин умён и сохранил в себе человеческие качества, несмотря ни на что. Душа Печорина горит жаждой деятельности, но от непонимания того, где себя применить, он сеет вокруг себя разрушения. Герой не может найти место в жизни, у него нет цели, он растрачивает свои богатые возможности на мелочные поступки, откуда и появляется его ощущение бесполезности. Таким Печорина сделало общество, ведь его повсюду окружали люди с чуждыми взглядами, он чувствовал отвращение к знакомой среде высшего света, закрывался в себе, становясь равнодушным созерцателем. Герой не верил ни в человеческую любовь, ни в дружбу. Поэтому, скорее, мне жаль Печорина за то, что он был одарён умом, имел задатки человека, способного понимать и сопереживать другим, но из-за того, что был отвергнут и непонят окружением, приобрёл такие отрицательные черты, как эгоизм, безразличие.

5

(423 слова)

Text Description automatically generated

Text, letter Description automatically generated

2 вариант сочинения (155 слов)

Печорин Григорий Александрович – главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Он хорошо образованный, воспитанный человек. Обладает чувством прекрасного, достойно ведёт себя в обществе, может контролировать свои эмоции. Любопытный, хладнокровный, храбрый, расчётливый, наблюдательный. Не верит в дружбу. Живёт не сердцем, а головой. Называет себя нравственным калекой. Равнодушен к чувствам других людей. Циничный, чёрствый, эгоистичный. Приносит несчастье людям. Из-за него погибла простая девушка. Он способен признавать свои ошибки, готов попросить прощения. Честен перед самим собой.

Моё отношение к нему неопределённое. Своими поступками Печорин отталкивает людей, играя с ними. Страдает от самого себя. У него нет настоящих друзей. Нельзя его назвать плохим или неправильным человеком. Каждый совершает ошибки, но не все умеют их признавать. У каждого есть сильные и слабые стороны. Для разных людей мы разные. И оценивать поступки и поведение другого человека мы не вправе. Печорин поступал, как считал нужным. Переживал, корил себя. Все получают, что дают. Герой управлял людьми, использовал их и остался один.

4

(155 слов)

3 вариант сочинения (163 слова)

Совсем недавно я прочитала произведение «Герой нашего времени», где главный герой – Григорий Печорин. Автор создал собирательный образ, в котором отражена основная характеристика людей того времени.

Григорий сначала показался мне положительным персонажем. Он был воспитан, образован, рассудителен и уверен в себе. Но, к сожалению, есть и отрицательные стороны. Герой не испытывает чувств, играет эмоциями и судьбами других. После смерти Бэлы он не показал никаких эмоций, лишь закрылся в себе. Печорин жил всегда в своё удовольствие, играл с чувствами девушек, пользовался ими и бросал. В этих поступках проявляется эгоизм.

Сам герой говорит: «Я сделался нравственным калекой». Он причинял вред другим, портил что-то, сам того не замечая. Его нигде не ждали. «У меня, кроме этого, есть ещё убеждение – именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастье родиться», – говорил про себя Григорий.

Если говорить о моём мнение, то мне жаль главного героя. У Печорина не было ни любви, ни дружбы. После прочитанного я сделала вывод, что можно было избежать многих ошибок и стать счастливым.

4

(163 слова)

Образ Печорина в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (172 слова)

Печорин – главный герой романа М. Ю. Лермонтова. Именно его Лермонтов называет «героем нашего времени». Писатель говорил, что «Герой нашего времени… точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Печорина нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным героем: просто типичный представитель своего поколения.

В отличие от пушкинского Онегина, Печорин не плывёт по течению, он постоянно спорит с судьбой. Ему очень быстро всё надоедает: новые места, друзья, женщины. Все люди, появляющиеся в жизни Печорина, помогают читателю раскрывать его характер. Везде, где появляется главный герой, он приносит людям горе. Герой тянется к людям, но не находит понимания. Он говорит: «Я был готов любить весь мир, меня никто не понял. И я научился ненавидеть».

Беда Печорина в том, что он никогда не прислушивается ни к чьему мнению, ему скучно жить, по натуре своей он авантюрист, постоянно ищет остроты ощущений, не находит и страдает от этого.

Лермонтов обращает внимание на раскрытие психологического образа Печорина. Ставит вопрос об ответственности за свои поступки. Печорин не только герой своего времени, но и жертва.

5-

(172 слова)

2 вариант сочинения (853 слова)

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

История романа, по замыслу автора, опиралась на историю о молодом дворянине, фамилия которого должна быть созвучна с фамилией Онегина. В итоге Лермонтов назвал главного героя романа Печориным, а, как известно, в нашей стране есть две похожие друг на друга реки – Онега и Печора. Так или иначе, этот роман сегодня является классикой русской литературы, гениальным произведением, которое показывает нам целый пласт русской жизни, быта и культуры начала XIX века.

Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича. Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.

Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.

Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.

Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»). Очевидно, что военная служба не являлась его призванием, а потому блестящие способности Печорина в этой сфере не нашли дальнейшего применения. Он решил путешествовать в надежде найти средство от скуки «с помощью бурь и дурных дорог».

Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента.

Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой.

Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. 

Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.

В. Г. Белинский в статье «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова» убедительно доказал, что Печорин является подлинно реалистическим типом, характерным для русской жизни 30-х годов 19 века. Сам роман он назвал грустной думой о нашем времени.

Таким образом, Печорин – это личность разносторонняя, которая была сформирована данным веком и ни в какой другой эпохе подобный человек появиться не мог бы.

5

Характеристика Печорина по произведению Лермонтова «Герой нашего времени» (223 слова)

Прочитав произведение Лермонтова «Герой нашего времени», я задался вопросом: «Кто такой Печорин?». Давайте рассуждать.

Обратимся к высказываниям самого Лермонтова о своем персонаже: «…Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? – Мой ответ – заглавие этой книги…». Лермонтов считает Печорина героем того времени — и это не удивительно: офицер, был на войне и умер на войне, тогда это было в почете.

Также обратимся к высказываниям Белинского. Он считает, что Печорин не такой уж и плохой человек, как кажется многим, потому что видит свои недостатки, признает их и ненавидит: «Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях».

Сам же Печорин фактически повторяет слова Белинского. Знает, что у него «…несчастный характер…». Говорит, что «… если я причиною несчастья других, то и сам не менее несчастлив…», оправдывая этим себя.

Я же не совсем считаю Печорина героем. В патриотичном плане он, может, и герой, но никак не в моральном. Взять в пример ту же Княжну Мери, которую он в себя влюбил и опозорил ради забавы и насмешки над Грушницким. Но, с другой стороны, этот персонаж мне нравится, так как старался жить в свое удовольствие, иногда наплевав на мораль. Брал от жизни все.

В заключение хочу сказать: чтобы быть героем, не обязательно быть военным.

4

(223 слова)

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / «История души человеческой»в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

«История души человеческой»в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

    Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец.

    И то и другое будет ложно.

    М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.

    По своему типу роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение центростремительное. В центре системы его художественных образов находится один персонаж – Григорий Александрович Печорин, все остальные герои располагаются вокруг него, помогая раскрытию этого характера.

    На протяжении всего романа автор сопоставляет Печорина с другими персонажами произведения, формируя из них пары. Это помогает Лермонтову отчетливее и полнее показать характер «героя времени», высветить все нюансы его противоречивой натуры. Так, в романе мы встречаем следующие пары: Печорин — Максим Максимович («антипод»), Печорин — Грушницкий («пародия»), Печорин — Вулич («фаталист»), Печорин-Вернер («друг»), Печорин — женские образы («любовь»), Печорин — горцы («естественные люди») и другие.

    В результате сочетания в романе многих новаторских приемов (нехронологической композиции, приема исповеди, «парного сравнения» героев и т.д.) перед нами встает фигура трагическая, страдающая, живущая сложной духовной жизнью, страстно жаждущая обновления: «я чувствую в душе моей силы необъятные…»; «…а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!»

    Однако мы видим, что всеми обстоятельствами жизни (социально-историческими и личными) Печорин обречен на бездействие: «Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни».

    Безусловно, этот персонаж — герой своего времени, времени сомнений и скептицизма. Лермонтов показывает нам, что в условиях 30-40-ых годов 19 века любые усилия личности на пути к самореализации оказывались бесполезными, а отношения личности и общества — антагонистическими.

    Конфликт Печорина с аристократической средой, к которой он принадлежал, очевиден с первых страниц романа, как очевидно его глубокое презрение к обществу, превращающему человека в нравственного калеку. «И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой…» — говорит Григорий Александрович княжне Мери, слагая эпитафию своей полумертвой душе.

    Духовное и интеллектуальное превосходство героя над миром, в котором он вынужден жить, выливается в форму неприятия этого мира, а самой главной чертой характера Печорина становится индивидуализм и эгоизм: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия».

    Эти качества, как мы убеждаемся на протяжении всего романа, не приносят герою ни счастья, ни удовлетворения. Печорин честно осознает свои пороки, и его самый суровый нравственный суд обращен на себя самого: «Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая…»

    Вообще, в «Герое нашего времени» впервые в русской литературе появляется персонаж, сознательно ставящий перед собой главные вопросы человеческого бытия — о смысле жизни человека и о своем назначении на земле. Так, в ночь перед дуэлью с Грушницким Печорин рассуждает: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашивая себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое…». Но собственный приговор судьбе не оставляет возможности для самоутешения: «…Но я не угадал этого назначения…».

    Отсутствие цели в жизни — в этом один из главных источников трагедии Печорина, поэтому мелки его поступки, пуста и бесплодна его кипучая деятельность. Тоскуя по гармонии человеческих отношений, душа этого героя жаждет света и добра, но не находит себе приюта в мире дисгармонии, социального и духовного рабства. Единственно возможная форма самореализации, которая доступна Печорину, — это неприятие обстоятельств, противостояние им и самопознание. Очень верно отметил В.Г. Белинский, что в герое Лермонтова «есть тайное сознание, что он не то, чем самому себе кажется…».

    Считается, что Печорин — один из вариантов русского «лишнего человека», уже известного по роману Пушкина «Евгений Онегин». Но в отличие от этого персонажа, в Печорине отразилось другое время и другие, принципиально важные, черты – развитие личностного и общественного самосознания, рефлексия, желание понять причины своих несчастий, чтобы оставить потомкам хотя бы этот «горестный анализ».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / «История души человеческой»в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Смотрите также по
произведению «Герой нашего времени»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» особое место занимает психологический портрет Печорина, демонстрирующий всю неоднозначность образа. Этот портрет проявляется в главах, посвященных действиям, которые описываются глазами самого центрального персонажа.

Отношение к обществу

Характеристика Печорина во многом определена в его отношении к обществу. Несмотря на то что Печорин является довольно обеспеченным дворянином, к обществу он относится равнодушно. Оно наскучило ему, надоело, после того как он «пустился в большой свет».

Главный герой говорит так: «Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». Печорин с глубокого детства чувствует, что он является человеком «лишним», поэтому его отношения с окружающими с самого начала обречены на провал: «Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

Отношение к женщинам

Главный герой романа «Герой нашего времени» не раз, как он отмечает, влюблялся и был любим. Однако долго любовь Печорина не могла существовать, она только «раздражала воображение и самолюбие», в то время как сердце оставалось «пусто».

Печорин пытался найти свое счастье в любви: с княжной Мери, с Верой, с Бэлой. Однако он быстро понимает, что «невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Невозможность построить счастье с женщиной связано с тем, что Печорин не готов был прощаться со своей свободой. Она была для него важнее самой жизни. Поэтому он так категорично относится к женитьбе, которая в минуту отнимет у него эту свободу.

Хотя женщины имели большое значение в жизни Печорина, он признается, что никогда их не ценил и никогда ими не дорожил, а только приносил боль и несчастья. Это герой связывает со своей гордостью: «Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость».

Печорин отмечает, что его любовь никогда и никому не приносила счастья, потому что он любил лишь «для себя, для собственного удовольствия».

Отношение к себе и к собственной жизни

Печорин в своих дневниках подчеркивает, что у него «несчастный характер», что он не только несчастлив сам, но и становится «причиною несчастия других».

Все, чем начинает заниматься Печорин, быстро становится ему противным. Все становится «скучнее прежнего».

Эта скука является причиной бездумного и равнодушного отношения к своей жизни. Он понимает, что ничто не принесет ему удовольствия, что его жизнь «становится пустее день ото дня». Однако он пытается что-то исправить, он меняет свое местоположение, круг общения, чтобы с помощью «бурь и дурных дорог» получить наслаждения, которые, увы, также быстро приносят разочарования. Главный герой признается, что ему «все мало», что для существования ему постоянно нужны противоречия: «Моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Образ Печорина неоднозначен. Он то ненавидит и презирает себя, то понимает, что заслуживает сожаления, потому что его «душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное». Печорин глубоко чувствует в своей груди «холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой». Герой несчастлив, но ничего не может с этим поделать. Печорин понимает, что он не смог угадать свою жизненную цель, которая, «верно, существовала».

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Психологический портрет Печорина», рассмотрит истинные взгляды центрального персонажа романа «Герой нашего времени» на общество, женщин и жизнь в целом.

Предыдущая

СочиненияАнализ главы “Фаталист” (Герой нашего времени) – сочинение по повести Лермонтова

Следующая

СочиненияПочему Печорин разлюбил Бэлу? – сочинение на тему

«Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец…»

Худ. В. Фебер

     «И то и другое будет ложно, — продолжает рефлексировать Печорин. — После этого стоит ли труда жить? а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!»

     После выхода в печать роман Лермонтова вызвал бурную полемику — вот только несколько, в ключевых словах сформулированных,  позиций, приведённых в статье литературоведа Э. Э. Найдича «Герой нашего времени» в русской критике»:

С. Бурачок. В «Герое нашего времени» «нет ни религиозности, ни народности»; образ Печорина является клеветой на русскую действительность, «на целое поколение людей».

Ф. Булгарин. «Лучшего романа я не читал на русском языке».

С. Шевырёв. «Сам Печорин… принадлежит миру мечтательному, производимому в нас ложным отражением Запада. Этот призрак, только в мире нашей фантазии имеющий существенность».

В. Кюхельбекер. «…Все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как его гадкий Печорин».

В.Г. Белинский. «Богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества»…

     Помня, что художественный образ, в том числе и образ главного героя, не может быть однозначным, ибо неотъемлемой частью его является читательское воприятие, а также не забывая, что в этом читательском воприятии нельзя, чтобы «моё» было больше и выше, чем «автор», — напишите на тему «Мой Печорин». Сделать это можно в формате синквейна или в виде мини-эссе. Прежде чем начать работу, посмотрите два отрывка из экранизаций романа — режиссёра С. Ростоцкого, 1966 года, и А. Котта, 2006 года. И, конечно, неплохо бы вновь обратиться к тексту, а ещё — поразмышлять над творчеством иллюстраторов романа…

…У меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение — только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, — но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться — науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно… Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями — напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, — и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, — только мне с нею скучно… Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь — только не в Европу, избави боже! — поеду в Америку, в Аравию, в Индию, — авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог…
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

…Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины…
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

  • Одни преступления открывают путь другим итоговое сочинение аргументы
  • Одни любят жить другие жизнь сочинение
  • Одни и теже люди как пишется
  • Одни и теже лица как пишется
  • Одни и те же люди как пишется