Одним из героев рассказа м осоргина является ручка

Отзыв о рассказе М.Осоргина "Пенсне"Главным героем рассказа М.Осоргина «Пенсне» является неодушевленный предмет, простейшее приспособление для чтения: два стекла и соединяющая их дужка. С «героем» рассказа, пенсне, случилась одна таинственная история. Однажды автор рассказа читал, сидя в кресле, которое стояло у стены. На носу у него было пенсне.

Решив протереть стекла, автор снял пенсне, взял платок и в этот момент понял, что пенсне в его руках нет. Зная о свойстве предметов теряться в самый неожиданный момент, автор приступил к поискам. В первую очередь он проверил, не надето ли пенсне на нос. Затем автор проверил все складки одежды, карманы, обыскал кресло, пролистал всю книгу. Осмотр паркетного пола тоже ничего не дал. Пенсне исчезло бесследно.

Позднее прислуга сделала уборку в этой комнате, но пенсне не нашлось. Автор завел себе новое пенсне, и забыл о потере. И вот однажды, сидя в том же кресле с книгой, он уронил карандаш. Автор вскочил, чтобы поймать карандаш, и нашел его на полу у стены, а рядом с ним он обнаружил потерянное пенсне, которое почему-то стояло, прислоненное к стене. Оно было запылено, как будто проделало долгое путешествие. Впечатленный находкой, автор не стал сразу брать пенсне-невидимку в руки, а показал его прислуге и знакомым. Все только разводили руками и не могли сказать ничего определенного.

Судьба этого пенсне сложилась трагически. В тот же вечер автор надел его, чтобы почитать. Но он так неудачно чихнул, что пенсне слетело у него с носа и разбилось на мелкие осколки.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа М.Осоргина «Пенсне» заключается в том, что, как правило, утерянные нами вещи лежат у нас под носом, а мы их не замечаем, в силу особенностей работы нашего мозга. А часто придаем потере мистический смысл. Можно долго гадать о том, где же находилось потерянное пенсне, но, скорее всего, оно не покидало пределов комнаты.

Рассказ М.Осоргина учит быть внимательным и наблюдательным и более тщательно относиться к вещам первой необходимости.

Какие пословицы подходят к рассказу «Пенсне»?

Среди бела дня пропало, что корова языком слизала.
Потерял — не сказывай, нашел — не показывай!
Что упало, то пропало.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная (полная) школа№3»

Конспект урока по литературе
в 11 классе

Исследование социально – психологического портрета игрока в одноимённом рассказе М.А. Осоргина «Игрок»

Автор: Марчевская Надежда Абдлязисовна

Предмет: литература, урок – исследование

Класс: 11 (социально – гуманитарный )


г. Нягань

2011г.

Конспект урока

Цель урока: провести исследование социально- психологического портрета игрока , исследуя мастерство автора, художественно-изобразительные средства в создании образа.

Развивающая цель: формировать и развивать творческие способности учащихся, ставить проблемы и самостоятельно их решать, создавать мотивы к обучению и самообразованию, развивать коммуникативные умения и навыки.

Воспитательная цель: заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, нравственных вопросов; способствовать развитию интеллектуальной личности.

Межпредметная связь: социология (исследование, анкетирование), история (период русской эмиграции).

Методические приемы: рассказ учителя, групповое исследование учащихся, индивидуальные сообщения учащихся; метод анализа и сравнения, обобщение и интерпретация текста.

Наглядность: презентация к уроку, кадры из художественного фильма «Игрок» по роману Ф. М. Достоевского (Ленфильм-Баррандов 1972г.,

режиссёры: М.Давыдова, В.Сергеев Иржи Ружичка, в роли Алексея Ивановича Николай Бурляев)

Технология : «Обучение в сотрудничестве », личностно – ориентированное обучение учащихся, использование ИКТ: презентация PowerPoint, Microsoft Media Video file

План урока

1.Организационный момент. Сообщение темы урока , цели. Слово учителя

Русское зарубежье – это представители всех сословий, попавшие на чужбину по разным причинам и разными путями. В эмиграции оказывались и убежденные противники большевизма, и растерявшиеся, и попавшие на чужбину волею случая. И всё – таки культуру русского зарубежья создавали главным образом люди умственного труда. В эмиграции жили видные поэты, писатели, ученые, художники, музыканты, актёры: Д.Мережковский, З.Гиппиус, И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелёв, Б.Зайцев, композитор С. Рахманинов, певец Ф.Шаляпин, актёр М.Чехов, художники И.Репин, Н.Рерих и многие, многие другие[1,с.5-6].

Знаменитой фигурой в русской прозе стал Михаил Осоргин (настоящая фамилия Ильин) до эмиграции он был известным журналистом в России. (открывается презентация по уроку) [1,с.347] .

Слайд №1,2. Комментарий к слайду. Портрет М.А.Осоргина

2..Слайд №3,4Комментарий к слайду. Индивидуальное сообщение ученика. Информационная справка о жизни и деятельности М.А.Осоргина 3..Русская критика о творчестве М.Осоргина. Выступление ученика-исследователя [1, с.398-401] .

Слайд №5. Б.Зайцев в своих воспоминаниях («Русская мысль » 1964) писал: «Он (М.Осоргин) оказался писателем-эмигрантом, сугубо эмигрантом : ничто из беллетристики его не проскочило за железный занавес, а тянуло его на Родину, может быть, больше, чем кого-либо из наших писателей. Но его там совсем не знают » Немудрено, что писатель до последних дней своей жизни надеялся на публикацию своих произведений на Родине. «К изданию моих книг здесь я совершенно равнодушен.… Хотел бы печататься только в России». М. Алданов и Г.Иванов назвали его произведения выдающимися в отечественной прозе. Известны воспоминания В.Яновского, М.Вишняка, Б.Зайцева о М.Осоргине, в которых говорится о нем, как о человеке мягкой и тонкой души «очень русском человеке» [7], [9].

4..Создание проблемной ситуации. Слово учителя.

Итак, вы прочитали рассказ Осоргина «Игрок», исследователи предоставили страницы биографии и творчества писателя. В ходе нашего урока мы должны исследовать социально-психологический портрет героя. Действие рассказа происходит в 20-ых годах прошлого столетия. Автор рассказывает о встрече двух приятелей, знакомых еще по Москве, один из которых является заядлым игроком, для него жизнь — азартная игра, роковая увлечённость, захватившая его полностью.

-Выскажите свою точку зрения по образу героя рассказа? Каким вы его увидели?

-Можно сказать, что сюжет рассказа М.Осоргина «Игрок» взят из жизни ? /Ответы учащихся, предполагающие размышления по рассказу, определяют проблему нашего общества — проблема игровой зависимости, в плену которой находятся тысячи, тысячи людей/. Эта проблема не нова, и в русской литературе тема игры (карты, рулетка) часто встречается.

Выдвижение гипотезы (мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования). Наше предположение состоит в том, что игровая зависимость возникает у тех людей, которые обладают слабой волей, пассивной жизненной позицией, социальной неприспособленностью. Считается, что общее психическое состояние человека, зависимого от азартных игр, отклоняется от нормы. Проведя исследование по социально – психологическому портрету игрока, мы должны прийти к выводу, что азартные игры затягивают человека, который перестает контролировать свои побуждения и действия, становясь полностью зависимым от игры. Для подтверждения гипотезы вы должны в ходе исследования собрать, оформить , интерпретировать данные.

-Вспомните произведения, в которых раскрывается эта тема (А.С.Пушкин «Пиковая дама», «Выстрел», М.Ю.Лермонтов «Маскарад», Л.Н.Толстой «Война и мир», Ф.М.Достоевский «Игрок»…).

XX век не стал исключением: тема игры, азарта воплотилась в рассказе М.А.Осоргина «Игрок».

5..Теория литературы. Портрет.

Чтобы начать наше исследование по теме урока, надо вспомнить приёмы создания портретной характеристики в литературе [3], [4].

-Назовите приёмы создания портретной характеристики

— Как Осоргин создаёт портрет героя рассказа? (в помощь учащимся даётся информация слайда №6)

6. Исследование социально – психологического портрета в одноимённом рассказе М.А. Осоргина «Игрок» . Работа в группах по технологии «Обучение в сотрудничестве». (каждая группа имеет своё задание, составляющее общее исследование) .

Слайд №7 ( памятка «Обучение в сотрудничестве» ).

Слайд №8 Задание по группам.

*Композиция рассказа . Художественные детали (1 группа).

*Диалог, монолог как средство создания портретной характеристики (2 группа).

* Роль художественно-изобразительных средств в создании портрета ( 3 группа) .

*Психологическая характеристика героя (4 группа)

*Общий вывод по рассказу, его актуальность (от каждой группы) Примерное исследование групп (социально – психологический портрет игрока в рассказе)

Азартные игры люди придумали в далёкой древности для отдыха и развлечений после тяжёлого трудового дня. Прошли века, прежде чем во многих городах появились казино и игровые клубы, ведь поток желающих испытать судьбу был неистощим. Маленький рассказ М.Осоргина «Игрок» посвящён теме азарта, роковой увлечённости игрой.

Композиция рассказа довольно проста: изображённый мир обладает очевидной цельностью, все описанные события в произведении происходят за короткий промежуток времени (несколько часов). Стоит отметить, что в рассказе М.А. Осоргин использует кольцевую композицию. Главные герои встречаются в зале для игры в вист, а в конце произведения их пути расходятся: рассказчик – повествователь возвращается домой, а «клубный житель» снова усаживается за игровой стол.

Замечаем, что описание интерьера игрового клуба отодвигается на задний план, автор подчёркивает только состояние игрока, находящегося в зале, выделяет его «горящие глаза». У заядлых игроков нет личной жизни, семьи, друзей. Все их чувства и помыслы направлены на игру, и только на неё. Их противник — беспощадная фортуна, а единственные друзья – «кусочки бристольского картона».

Важной композиционный деталью рассказа являются монологи героя, в которых М.А. Осоргин показывает конфликт игрока с окружающим его миром, плоской действительностью. В одном из монологов героя автор подчёркивает мысль о том, что игра никогда не может быть использована во благо, никогда не приводит к добру.

«Играл не для себя, через час удвоил сумму, а ещё через час использовал последнюю сторублёвку». Мир игры и азарта, по словам игрока, выделяет его жизнь от тусклой повседневности. Автор указывает на неустойчивость психики главного героя, игрок в своём стремлении близок «к зверю». Позиция автора предельно ясна: он против азартных игр, против такого состояния человека, когда в своей больной страсти игрок готов променять самые лучшие качества: честность, порядочность, ответственность…

Драматический пафос кроется как в описании самого игрока, так и в его монологах. Порой становится жаль главного героя, который меняет бесценный дар жизни на бессмысленную борьбу с жестокой фортуной. Описывая психологию игрока, М.А. Осоргин создаёт его собственную философию, объясняющую одержимость игрой. Автор использует выразительные метафорические эпитеты («безбрежной щедростью», «страшная низость», «нелепой судьбы»), придающие произведению эмоциональную окраску. Анафора («твоими картами, твоим счастьем») придает стройность и смысловую законченность монологам главного героя рассказа. Сравнение («играл как бы шутя») показывает душевное состояние игрока, его волевые качества во время партии. Оксюморон («дрожал от удовольствия») описывает физическое и моральное состояние главного героя, играющего на самую крупную ставку в своей жизни.

Рассказ «Игрок» актуален и в наши дни. В современном мире, где многое решают деньги, азартные игры приобрели очень высокий статус. Многочисленные казино, игровые клубы нашей страны сломали много жизней, разрушили не одну семью. Азартные игры, как и наркотики, убивают в человеке все его лучшие качества, толкают людей на совершение преступлений.

7. Исследование состояния игрока во время игры (две истории в рассказе).

-Проведите данное исследование, используя цитатный план, выводя его в таблице (работа в группах) [1, с.126-128].

Примерное исследование групп.

М.Осоргин в своём рассказе использовал слово «азарт» 8 раз. Случайно ли это? Думаем, что нет. Герой рассказа живёт только в этом мире, потому что азарт для него «лучшее в жизни», «азарт – святое дело, высокое дело». По словам игрока, азарт возносит человека к небу, сближает его с богами, «сжимает человеку сердце и горло сладкой целью мечты, страха и дерзанья, швыряет в прах семью, труд, все проклятые добродетели человека, связавшие его по рукам и ногам и сделавшие жизнь вечным проклятьем».

Проследим состояние героя, определим его душевные порывы во время игры, когда он ничем не дорожит, не думает о последствиях. Но, тем не менее, судьба однажды дала шанс игроку выиграть тысячи на доброе дело…

Первая история, рассказанная игроком московскому приятелю (исследование мотива данной игры).

Это наблюдение мы выводим в виде цитатного плана.

1. «Однажды мне очень хотелось помочь больной женщине, моей знакомой, вдове умершего моего приятеля. А помочь было нечем. Только одно средство – выиграть».

2. «Играл как бы шутя, а на душе такая высокая радость, что и не расскажешь. Ведь человека спасу, прекрасную молодую женщину и ее ребенка».

3. «Пусть хоть дом покупают – мне – то что за дело: деньги их!».

4. «И вот неудача. Не застал её дома».

5. «Вернулся и все проиграл, все до копейки. Даже дрожал от удовольствия: вот – это настоящая ставка».

6. «Ведь и деньги уже, собственно, не мои были, значит – почти преступление».

7. «Он замолчал, смотрел перед собой, блестящими, ушедшими вдаль глазами».

Вывод. Каким мотивом руководствовался игрок в данной ситуации? Внутреннее побуждение предельно ясно: игрок хочет помочь больной женщине, используя игру. Цель достигнута – деньги выиграны, но азарт оказывается сильнее здравого рассудка, и он вновь оказывается во власти последней ставки. Это и есть игровая зависимость. Переходим ко второй истории. Её внимательно слушает собеседник, но чувствуется, что эта история вызывает в нём несогласие с позицией игрока.

Исследование состояния игрока, его действий, азарта, когда он рассказывает вторую историю (цитатный план).

1. «Как – то я проигрался совершенно. А в то время жилось нам очень плохо».

2. «Накануне дал жене немного денег на какие-то необходимые покупки».

3. «И вот встал, тихонько пробрался в комнату, долго шарил, нащупал её сумку, унёс, вынул деньги, сумку отнёс обратно».

4. «Чувствовал себя настоящим вором».

5. «Ушёл из дому опять играть, выиграл довольно много, вернулся с выигрышем».

6. «Дома застал жену в горе: деньги пропали, последние деньги».

7. «Женщины не понимают. Ужас воровства понимают, а вот красоту победы – нет. Долго плакала».

8. «Кажется, я тоже рвал на себе волосы. Рву волосы,- а в душе поёт радостно: всё-таки победил я».

М. Осоргин удивительно точно описывает состояние героя, когда ему так необходимы деньги для игры. Обращаем внимание на глаголы действия: встал, пробрался, шарил, нащупал, унёс, вынул, отнёс. Как точно автор передаёт действия своего героя, готового украсть последние деньги из семьи: он уже не контролирует свои действия, его тянет в игровой зал. Мир азарта, миг фортуны руководят волей героя.

Вывод исследования. Игра сильнее духа: она вновь влечёт, заставляет идти на обман, на преступление, на конфликт с близкими. Приятелю эта история не понравилась: «Какая же тут красота?»

8. Наблюдение исследователя-социолога (ученик). Сравнение образа героя М.Осоргина с современным игроком (анкетирование, использование Интернет-ресурсов) [8] .

Цель данного исследования: определить портрет игрока в современном обществе; узнать, изменилась ли психология игрока? Нам известно, что с прошлого года деятельность игровых заведений запрещена законом РФ. Но и сегодня они продолжают свой бизнес, изменив только название заведения. Игроки как посещали эти места раньше, так и являются постоянными клиентами сегодня. Когда человек идёт в игровой зал? Как меняется человек во время игры? Какие нравственные ценности теряются при этом?(вопросы анкеты, предложенные ученикам 11класса, полученная информация интернет –ресурса).

Слайд №9. Комментарий к слайду.

Игрок М. А. Осоргина

Современный игрок

Игрок — эмигрант, оторван от родины, не имеет постоянной работы (« Мертвая полоса. Бывает»).

Чаше всего испытывает трудности в социальном плане (низкая заработная плата, нет возможности устроиться на высокооплачиваемую работу, проблемы у молодежи с работой)

«Глаза его всегда смотрели мимо предметов. А пальцы руки ни на минуту не оставались спокойными».

Проявляет беспокойство, раздражительность, когда игра не идет.

«Есть семья. И дети. У меня двое. Но это не важно».

Увлечён игрой, семья отходит на задний план.

Взял последние деньги из кошелька жены. «И чувствовал себя настоящим вором»

Готов лгать, идти на конфликт, кражу

Игровая зависимость подавляет волю

Игровая зависимость – защитная реакция от проблем, депрессии, негативных чувств.

9. Вывод урока. Слово ученикам.

Слайд №10. Комментарий к слайду.

В ходе урока мы исследовали социально – психологический портрет героя рассказа М.А.Осоргина «Игрок», убедились в том, что проблема, поднятая автором в начале 20 века, сегодня является актуальной в нашем обществе. Игромания — заболевание, и оно процветает! М.А.Осоргин показал в своём рассказе такой тип игрока, который увлечён болезненной страстью. Сегодня мы называем эту страсть «игровой зависимостью». Счастлив ли его игрок в жизни? По словам игрока, он счастлив только тогда, когда играет. Но способы достижения этих минут дорого стоят: он идет на обман воровство, предательство. … Писатель убежден, что герой болен, но болезнь эту он создаёт сам. Таким образом, автор предупреждает нас, даёт нам возможность подумать: насколько бывает опасной игра, когда человек одержим ею, когда игра диктует свои условия человеку. Игрок Осоргина жив и сегодня. Но только сам человек способен выбрать правильный путь, способен преодолеть соблазн азарта, легкой наживы, выйти из тупика.

Слайд №11. Кадр из фильма «Игрок» по роману Ф.М. Достоевского. Комментарий к слайду. Подтверждение выдвинутой гипотезы (ответы учащихся).

— А возродится ли игрок Осоргина? (ответы учащихся)

10. Домашнее задание. Написать эссе на тему «Игровая зависимость как социальная проблема общества», используя материал рассказа М.Осоргина «Игрок» /«Эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Эссе – размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного»/ [5, с. 14 – 15].

Список использованной литературы.

1.Басинский П.В., Федякин С.Р., Современное русское зарубежье. «Издательство «Олимп», 2001.

2 . Виноградов В.В Избранные труды. О языке художественной прозы.

3. Волков И.Ф. Теория литературы М.: Просвещение, Владос, 1995

4. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы: Учебное пособие. М.: Логос, 2008 Ruslanq.spbstu.ru.>subjects/teoriua literatury

5. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. – М.: Дрофа, 2002.

6. Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе. Русский язык в школе. 1998. №1. С. 9 – 16.

7. Лапаева П.Б. Художественный мир М. Осоргина. Пермь, 1998.

8. Маслова О.М. Методы сбора информации в социологической информации. М.,1985 i-u.ru> произведения/…/qriqjrev-jsnovi/04.aspx.

9. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. М.: Просвещение 1995

10. Поликовская Л. Вступительная статья к публикации рассказов М. Осоргина. Москва,1992

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Осоргин — Пенсне

Никто не сомневается в том, что вещи живут своей жизнью. Часы ходят и кряхтят, кресло сидит, копируя фигуру своего хозяина, книги разговаривают. Трудящиеся вещи: стакан, свеча, интеллигентный термометр, относятся с презрением к серьгам, кольцам другим украшениям.

Особенно занимает автора тяга вещей к путешествиям. К ним относятся: мундштук, спички, запонки, ручки и еще многие другие. Они умеют исчезать на короткое время или на длительный срок.

Обычно человек думает, что запамятовал, куда положил вещь, но это не так.

Всем известно, как легко пропадает карандаш, оставленный на одеяле. Раз и не его нигде. Ни на столике, ни в складках белья, ни на полу. Встав с постели и взяв другой карандаш, человек возвращается и открывает книгу, а пропавший карандаш там.

Автор вспоминает случай с его пенсне. Оно было самым простым без оправы с легкой дужкой.

Рассказчик читал сидя в кресле. Хотел протереть стекла пенсне, взял платок, а пенсне пропало. Начались поиски: в складках одежды, в кресле, на стоящем столике, в книжных листах. Оно удивительным образом исчезло.

Автор снял и встряхнул одежду, посмотрел в ванной комнате, на полу, на вешалке и ничего.

И вдруг, он вспомнил, что слышал звук падающего пенсне. Рассказчик ползает по полу, заглядывает во все углы, смотрит сбоку и снизу, нет пенсне.

С этого случая прошла неделя. Прислуга перебрала все предметы в комнате, вымела весь мусор и даже вымыла черновую лестницу до следующего этажа. Пенсне не нашлось.

Знакомый автора, решил разгадать тайну пропавшего пенсне индуктивным методом. Он нарисовал план комнаты с расставленной мебелью и записал номер пенсне. Спросил, нет ли в доме животных или птиц, разузнал, где рассказчик был и что делал в течение дня. Методом исключения обдумывал ситуацию целый день. Ничего не найдя, знакомый ушел. Его жена рассказывала, что он стонал и бормотал всю ночь. И это спокойный человек, увлекающийся испанской литературой.

Через некоторое время автор сидел в том же кресле только с другой книгой и помечал карандашом нужные места. На носу у него было новое, неудобное пенсне. Вдруг карандаш падает. Испуганный рассказчик кидается догонять его. Карандаш остановился у стены, а рядом с ним блеснули два стекла и дужка.

Конечно, можно смеяться над этой ситуацией и предполагать, что автор плохо видит, но это не так. Не могут быть слепы все знакомые и прислуга. Можно подумать, что это просто неловкий случай. Но вернувшееся пенсне имело интересную физиономию, по которой можно было понять – это не случай и не недосмотр.

Пенсне виновато поблескивало мутноватыми стеклами. Оно имело смиренный вид, как будто говорило, что ему плохо без носа хозяина.

Где оно было? Что видело? Чем объяснить такую привязанность вещей к человеку? Трудно ответить на эти вопросы. Пенсне гуляло, и гуляло долго до полного изнеможения.

Гуляка был наказан. Он простоял около стены долгое время. И его показывали прислуге и пришедшим в гости знакомым. Никто не мог сказать, что случилось. Просто: «Пенсне странно упало».

Любитель испанской литературы, впоследствии рассказал, что в его рассуждениях была допущена ошибка. Он искал пенсне в двух измерениях, а оно было в третьем. Полная ерунда.

Закончило пенсне свою жизнь трагическим образом. Автор, сняв с полки пыльные документы, чихнул, пенсне упало и разбилось вдребезги.

Будем думать, что это случайность. Жаль, если это было самоубийство.

Автору будет, не хватает его старого пенсне. Они долго были друзьями и прочитали много интересных и не очень книг. В них людям разрешались страсти, мысли, поступки, а вещам отказывалось в праве на малейшую индивидуальность.

Произведение учит, что человек привыкает к любимым вещам и ему тяжело с ними расставаться.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание

Рассказчик не сомневается, что все без исключения вещи живут собственной жизнью — «часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется… книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках». Каждая вещь обладает своим собственным, неповторимым характером и привычки. Так, к честным труженикам автор относит стеариновую свечу и стакан, представителем интеллигенции является термометр, а носовой платок — «неудачник из мещан». Они несколько презрительно относятся к пальто с жалкой душонкой, шляпе с забулдыжно-актёрским лицом, легкомысленным дамским украшениям, известной сплетнице — почтовой марке.

Особый интерес для рассказчика представляют те вещи, которые любят путешествовать: карандаш, расчёска, коробок спичек и прочие. Подмечено, что эти «вещи время от времени уходят гулять — на минуту, на час, иногда на очень долгий срок». Совершают они это по доброй воле, без какого-либо участия человека. Заметив исчезновение вещи, люди склонны объяснять это «то своей рассеянностью, то чужой неаккуратностью, а нередко и кражей».

Ни для кого не секрет, как легко потерять мелкую вещицу: карандаш, коробок спичек, небольшой ножик. Их можно искать долго и безрезультатно, и, отчаявшись, неожиданно найти в самом неподходящем месте. В большинстве своём люди не придают этому никакого значения, но, если приглядеться повнимательнее, то «откроется целый новый мир вещей, живущих параллельно» привычной человеческой жизни.

Рассказчик припоминает поразительный случай, который приключился с его пенсне. Это было самое обычное, ничем не примечательное «простое пенсне, без оправы — два стекла и лёгкая дужка». Расположившись в кресле с книгой, он снял пенсне, чтобы протереть стекла. Но оно самым загадочным образом исчезло. Ни в самом кресле, ни под ним, ни в книге, ни в складках одежды пенсне не оказалось.

Ситуация показалась рассказчику настолько нелепой, что он даже разделся и тщательно обыскал одежду, а затем подмёл пол. Более того, он обыскал и соседнюю комнату и даже заглянул в ванну — пенсне нигде не было. Вспомнив, что «слышал звук падения пенсне», рассказчик долго ползал по полу, но так и не обнаружил в паркете щель, в которую могло бы провалиться пенсне.

Прошла неделя. Друзья, узнав о пропаже, безуспешно попытались сами отыскать пенсне, а прислуга так выдраила квартиру и заодно чёрную лестницу, что «вся квартира обновилась, посвежела — но пенсне не было».

Один из приятелей рассказчика, знаток испанской литературы, «хотел дойти до разгадки индуктивным способом». Он задавал множество странных вопросов, начертил план комнаты, записал номер пенсне, но так и не смог разгадать тайну их исчезновения. «Раньше это был спокойный человек, умеренных политических убеждений», но неразгаданная загадка подействовала на него удручающе — по словам супруги, он стонал всю ночь.

Как-то раз рассказчик сел в то самое кресло, чтобы почитать книгу. На его лице красовалось «уже другое пенсне, новенькое, тугое, раздражающее». Когда у рассказчика упал карандаш, он поспешил его достать и к большому удивлению заметил у стены своё старое пенсне. Весь его внешний вид говорил о рабском смирении и признании вины.

Рассказчик попытался объяснить самому себе «странную привязанность вещей к человеку, заставляющую их возвращаться», но так и не смог найти ответ на этот вопрос. Он не сомневался лишь в том, что его пенсне «гуляло, и гуляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости».

В качестве наказания рассказчик на несколько часов оставил гуляку у стены, показывая его прислуге и всем знакомым. В итоге закончило это пенсне трагически — оно «упало плашмя на пол и разбилось в мельчайшие осколки». Рассказчик предпочёл считать это досадное происшествие несчастным случаем, а не самоубийством, вызванным публичным позором.

Рассказчику было жаль расставаться с пенсне, ведь вместе они «прочли много добрых и глупых книг», в которых люди могли предаваться сильным чувствам и страстям, а вещам было отказано в праве «на мельчайшее проявление индивидуальности».

Особенности рассказа «Пенсне»

В произведениях Осоргина есть и страстная любовь к природе, и пристальное внимание ко всему живому на земле. А в нескольких рассказах просматривается даже необычная привязанность к незаметным и незаменимым в повседневной жизни вещам. Эти произведения вошли в цикл «Вещи человека».

В этот сборник включил Осоргин «Пенсне», краткое содержание которого еще рассмотрим. С тонким юмором и необычайной наблюдательностью автор рассуждает об обычных вещах так, словно они одушевлены, имеют характер и судьбу. Таким способом описывает Осоргин и пенсне. Краткое содержание, безусловно, не дает представление о стиле автора. Рассказ стоит прочитать полностью. Для тех, кто желает сэкономить время, ниже представлено сжатое изложение произведения, которое создал в первый год эмиграции русский писатель М. А. Осоргин.

осоргин пенсне краткое содержание брифли

«Когда вещи разговаривают. Рассказ М.А. Осоргина «Пенсне»». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Оборудование: интерактивная доска.

I. Вступительное слово учителя.

Зачастую всем нам не хватает общения, доверительности, понимания.

В атмосферу непринужденной, безыскусственной беседы мы попадаем благодаря творчеству М.А. Осоргина. Автор не сочиняет, не приукрашивает, а “просто” рассказывает то, что было, без литературных претензий.

Многое в его рассказах может показаться “наивным и чувствительным” (по его собственному выражению), но у читателя создается полная иллюзия простоты и правды.

II. Чтение статьи учебника О. Авдеевой о М.А. Осоргине.

Михаил Андреевич Ильин (Осоргин – псевдоним писателя) родился в Перми. Его воспоминания о детстве были светлыми, их он призывал в самые трудные минуты – они помогали жить. Навсегда остались с ним доброта близких людей и картины природы, целиком заполнявшие мир в детские годы. Мальчик рано полюбил книги. Он был гимназистом 7 класса, когда журнал “Для всех” опубликовал его рассказ “Отец”.

Всё творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Вторая мысль легла в основу рассказа “Пенсне”.

Участвовал в революционной деятельности, был выслан из страны.

III. Работа с текстом.

— Рассказ Михаила Осоргина вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос?

— Это риторический вопрос: “Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?”.

— В чём никто не должен сомневаться?

— Параллельно с жизнью человека идет жизнь вещей – активная и “одушевлённая”.

— В чём нас хочет убедить рассказчик?

— Предметы быта обладают своим “лицом”, своим “характером”, более того, они наделены “разумом”.

IV. Будьте внимательны к слову.

— Какой приём использует автор, чтобы показать необычную “жизнь” вещей?

— Автор использует, прежде всего, олицетворение. Вещи живут своей самостоятельной, не зависящей от человека, жизнью.

Работа со слайдами

“Необычная “жизнь

” вещей”.

— Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора: “у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость”

.

…у некоторых вещей “страсть к путешествиям”. Мало того, вещи имеют свой социальный статус и политические убеждения: “демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка”.

— Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Приведите примеры метафор

из текста.

Вывод. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

V. Характеристика автора.

— Автор использует прием наивного рассказчика, вполне в традиции русской литературы: Белкин у Пушкина, Рудый Панько у Гоголя, рассказчики у Тургенева.

Читателю кажется, что предметы, о которых говорит Осоргин, существуют сами по себе, независимо от писателя, он входит в этот давно исчезнувший прекрасный мир, узнаёт знакомое и забытое, живет в нем, не оглядываясь на автора. А тот стоит в стороне в скромной роли гида.

Какими художественными приёмами достигается такой эффект?

— Многочисленные длинные ряды однородных членов, обращения к читателю; грамматические – употребление глаголов второго лица в настоящем времени (“шарите, ищите, злитесь, … смотрите, встаете, лезете, заглядываете” и т.д., чем достигается эффект присутствия читателя в действии; интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: “лицо” шляпы “забулдыжно-актерское”, “душонка”, “недоглядка”, “шлялась”, “Ни-ка-ких!”, “И вдруг – раз! – и падает карандаш”.

VI. Пересказ фрагментов текста.

— Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут?

— Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?

— Приведите примеры эпитетов, которые служат одушевлению пенсне.

— В рассказе множество выразительных эпитетов: “кристальная душа” пенсне, “жалкое виноватое” пенсне, которое “являло картину такого рабского смирения, такой трусости…”, “загулявшиеся стёклышки”.

— Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

— Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

— Вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности.

VII. Развивайте дар слова.

/Презентация работ “История предметов”./

Отзыв о рассказе М.Осоргина «Пенсне»

Главным героем рассказа М.Осоргина «Пенсне» является неодушевленный предмет, простейшее приспособление для чтения: два стекла и соединяющая их дужка. С «героем» рассказа, пенсне, случилась одна таинственная история. Однажды автор рассказа читал, сидя в кресле, которое стояло у стены. На носу у него было пенсне. Решив протереть стекла, автор снял пенсне, взял платок и в этот момент понял, что пенсне в его руках нет. Зная о свойстве предметов теряться в самый неожиданный момент, автор приступил к поискам. В первую очередь он проверил, не надето ли пенсне на нос. Затем автор проверил все складки одежды, карманы, обыскал кресло, пролистал всю книгу. Осмотр паркетного пола тоже ничего не дал. Пенсне исчезло бесследно.
Позднее прислуга сделала уборку в этой комнате, но пенсне не нашлось. Автор завел себе новое пенсне, и забыл о потере. И вот однажды, сидя в том же кресле с книгой, он уронил карандаш. Автор вскочил, чтобы поймать карандаш, и нашел его на полу у стены, а рядом с ним он обнаружил потерянное пенсне, которое почему-то стояло, прислоненное к стене. Оно было запылено, как будто проделало долгое путешествие. Впечатленный находкой, автор не стал сразу брать пенсне-невидимку в руки, а показал его прислуге и знакомым. Все только разводили руками и не могли сказать ничего определенного.

Судьба этого пенсне сложилась трагически. В тот же вечер автор надел его, чтобы почитать. Но он так неудачно чихнул, что пенсне слетело у него с носа и разбилось на мелкие осколки.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа М.Осоргина «Пенсне» заключается в том, что, как правило, утерянные нами вещи лежат у нас под носом, а мы их не замечаем, в силу особенностей работы нашего мозга. А часто придаем потере мистический смысл. Можно долго гадать о том, где же находилось потерянное пенсне, но, скорее всего, оно не покидало пределов комнаты.

Рассказ М.Осоргина учит быть внимательным и наблюдательным и более тщательно относиться к вещам первой необходимости.

Какие пословицы подходят к рассказу «Пенсне»?

Среди бела дня пропало, что корова языком слизала. Потерял — не сказывай, нашел — не показывай! Что упало, то пропало.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Пропажа

Подобная история легла в основу небольшого художественного произведения. Каким образом можно изложить краткое содержание рассказа «Пенсне»?

краткое содержание рассказа пенсне осоргин

Осоргин ничем не приметную историю облек в форму художественного произведения. Герой рассказа потерял пенсне. Тщательные и долгие поиски ни к чему не привели. Знакомые и друзья также не смогли помочь. Один из приятелей героя даже подключил к поискам дедуктивный метод. Но и он не дал результата.

Находка

Пенсне нашлось спустя месяц, когда на переносице его хозяина уже красовалось новое, тугое и раздражающее. Пропажа была обнаружена у стенки, за креслом. Автор задает вопросы странные, если учесть, что речь идет о неодушевленном предмете. Он спрашивает: «Где шлялось?», «Что повидало?».

Затем автор описывает находку, используя прилагательные, которые обычно применяют по отношению к человеку: виноватое, жалкое и так далее. Герой рассказа наказал «гуляку» и заставил пролежать на книжной полке несколько часов. А затем пенсне вдруг упало и разбилось. Автор выражает надежду, что этот случай нельзя считать «самоубийством».

Таково содержание рассказа, которое посвятил Осоргин пенсне. Краткое содержание («Брифли» и других интернет ресурсов) можно читать для ознакомления. Но стоит помнить, что никакое изложение не заменит оригинала.

Урок литературы в 11 классе по теме

«Жизнь вещей в рассказе М. Осоргина «Часы»

Цели урока

  1. Познакомить учащихся с литературой русского зарубежья.

  2. Вызвать интерес к творчеству М.А. Осоргина.

  3. Раскрыть обучающимся особенность восприятия писателем мира вещей.

1.Слово об авторе.

Русское зарубежье – это представители всех сословий, попавшие на чужбину по разным причинам и разными путями. В эмиграции оказывались и убежденные противники большевизма, и растерявшиеся, и попавшие на чужбину волею случая. И всё-таки культуру русского зарубежья создавали главным образом люди умственного труда. В эмиграции жили видные поэты, писатели, ученые, художники, музыканты, актёры: Д.Мережковский, З.Гиппиус, И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелёв, Б.Зайцев, композитор С. Рахманинов, певец Ф.Шаляпин, актёр М.Чехов, художники И.Репин, Н.Рерих и многие, многие другие.

Знаменитой фигурой в русской прозе стал Михаил Осоргин (настоящая фамилия Ильин), до эмиграции он был известным журналистом в России.

Б.Зайцев в своих воспоминаниях («Русская мысль » 1964) писал: «Он (М.Осоргин) оказался писателем-эмигрантом, сугубо эмигрантом: ничто из беллетристики его не проскочило за железный занавес, а тянуло его на Родину, может быть, больше, чем кого-либо из наших писателей. Но его там совсем не знают.» Немудрено, что писатель до последних дней своей жизни надеялся на публикацию своих произведений на Родине. «К изданию моих книг здесь я совершенно равнодушен.… Хотел бы печататься только в России».

У него был вид типичного интеллигента и натура бунтаря. В детстве он вызвал на дуэль наказавшего его учителя гимназии. В 900-е годы бунтовал против деспотии самодержавия. После Ок­тября 17-го года — против большевиков. В 40-е — против немецких фашистов, оккупировавших Францию. Трижды (в 1905, 1919 и 1921 годы) он чудом избежал смертного приговора. Четвертый раз, в 1942-м, его спасла от фашистского концлагеря смерть.

И тем не менее, он до конца своих дней был убежден, что «сво­бодный человеческий дух не мирится ни с постоянными, ни с вре­менными узами, ни с вредным, ни с «полезным» насилием … В идее святости, то есть независимости, достоинства, неприкосновенности человеческой личности, никаких оговорок быть не должно». И даже если человек понимает, что ему не победить зло, он должен остаться умирать на баррикаде «свободы без оговорок», «права личности без ограничений», уважения к человеку не в будущем, а в настоящем». Свобода, по Осоргину, «в триллион раз ценнее жизни».

2. Анализ рассказа.

Все творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе, пристальное внимание ко всему живущему на земле и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Осоргин – внимательный наблюдатель и бытописатель.
     Часы как своеобразный дух дома, изображены и в рассказе «Часы» (1929): «И еще были у Татьяны Егоровны старинные и драгоценные каминные часы малого размера, великой красоты, с боем трех колокольчиков, с недельным заводом (утром в воскресенье). Колокольчики отбивали час, полчаса и каждую четверть, все по-разному. Звук колокольчика был чист, нежен и словно бы доносился издалека. Как это было устроено — знал только мастер, которого, конечно, давно не было на свете, потому что часам было больше ста лет. И все сто лет часы шли непрерывно, не отставая, не забегая, не уставая отбивать час, половину и четверти. 
     Двадцать лет назад с часами случилось вот что: стали они отбивать ровно на три часа меньше, чем полагается. Вместо пяти — два, вместо двух — одиннадцать, вместо одиннадцати — восемь и так далее. Однако половины и четверти по-прежнему правильно. Так, бьют они три с четвертью — значит, четверть седьмого, нужно только прибавить три. 
     И вот тогда, двадцать лет назад, часы были отданы в починку — единственный в их жизни раз. Из починки часы вернулись с правильным боем: бьют полдень — значит, полдень и есть. Неделю шли и били правильно, а через неделю вдруг сразу сбились и в пять часов пробили только раза два. Так пошло и дальше, и больше бабушка их в починку не отдавала».
     Структура рассказа подчинена принципу музыкальной полифонии, многоголосия, переплетения разных тем и голосов персонажей. 

Дом – хранитель вечных ценностей: гуманности, духовности, мира, любви, природы.

— Перескажите сюжет.

— Какова тема?

Вплетая в художественную ткань повествования многочисленные детали и подробности, призванные передать не столько сам предмет, сколько те впечатления и ощущения, которые он вызывает, писатель создает не просто картину бытия, а его «многоцветное выражение» (В. Абашев). Свои воспоминания он отождествляет с самыми разными предметами и явлениями.

Приметы ушедшей эпохи: кружевной чепчик, скатерть, чашки завода Попова (завод А. Попова занимает одно из ведущих мест среди частных фарфоровых предприятий России первой половины XIX века), старинный серебряный чайник, фамильная чайная ложка, рабочий столик, старинные часы, чистый белый платочек, фотография «Сидит этакий бутуз верхом на игрушечной лошади и прямо смотрит большими глазами».

В своем рассказе Михаил Осоргин одушевляет простые вещи из домашнего обихода. Но и здесь они из предметов превращаются в главных персонажей повествования, разве что только не говорят. Приведите примеры из текста: «рабочий столик стал совсем маленьким и от обиды раздул бока», «рабочий столик, сначала возревновав, после стоял смирненько», «стоят часы на прежнем месте, точно и не уходили», «и рабочий ее столик тоже осунулся и стоял теперь понуро», «Не их, конечно, вина, что два дня провели они у чужого человека, который что-то там винтил или пробовал. Никакой с их стороны не было измены», «Тикали часы тихонько-тихонько и, как живые, нашептывали: «Теперь уж будьте покойны, все будет по-старому!»

Как описывается бой часов, какое слово повторяется? «Звук колокольчика был чист, нежен и словно бы доносился издалека», «кажется, будто не здесь, а далеко», «привыкла, что бьют в старушечьей ночи далекие звонкие колокольчики», «а когда приходит им время звенеть далекими колокольчиками, бабушка вздыхает и как-то неохотно слушает».

Почему пропала радость от боя часов? Какое чувство в это время испытывает бабушка? (беспокойство)

Обратим внимание, как показано движение времени в финале рассказа:

«Заторопилась, хитро заулыбалась, поскорее легла в постель, укрылась,— а сна нет, хочется еще услыхать, как будут часы бить половину.

Долго тянулось время, словно бы нарочно кто его затягивал. Тикали часы тихонько-тихонько и, как живые, нашептывали: «Теперь уж будьте покойны, все будет по-старому!» А как подошло время к половине шестого — звоном колокольчиков, ясным и уверенным, пробили бабушкины верные часы опять ровно два, другим колокольчиком отзвонив и половину.

И тут бабушка заснула, вся утонув в улыбке и спокойствии. Сон ее был легок, а новый день ее был светел и полон неутомительной суеты.»

Жизнь бабушки начинает двигаться стремительно: она «заторопилась», «поскорее легла в постель», «новый день… был полон неутомительной суеты», в то время как «долго тянулось время, словно бы нарочно кто его затягивал. Тикали часы тихонько-тихонько…»

Часы и бабушка являются как бы заговорщиками: она «хитро заулыбалась», они «нашептывали: «Теперь уж будьте покойны, все будет по-старому!»», «звоном колокольчиков, ясным и уверенным, пробили бабушкины верные часы опять ровно два».

— Рассказ называется «Часы». Каков смысл названия (память, движение человеческой жизни, движение времени) Часы олицетворяют милый сердцу писателя уют дома. Дом как хранитель вечных ценностей — гуманности, духовности, мира, любви, культуры, – противостоит жестокости и бессмысленности многих исторических событий эпохи.

Вещи в их предметности, осязаемости и интимном родстве с хозяином. Родство человека с его вещами, сопричастность вещей его душе, их одухотворенность его памятью для Осоргина настолько явственно, что после его смерти умирают и они.  Мир аллегории и земная реальность переплетены. Старые часы превращаются в иносказательной образ и становятся механизмом, меняющим течение времени. 

В осоргинском тексте сочетаются два семантических плана. Первый из них — предметный, укорененный в повседневности. Это любимые книги профессора, которые в годы пореволюционного голода он вынужден продавать букинистам, или старые часы. Они олицетворяют мир дома и семьи. 

Краткое содержание

Рассказчик не сомневается, что все без исключения вещи живут собственной жизнью — «часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется… книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках». Каждая вещь обладает своим собственным, неповторимым характером и привычки. Так, к честным труженикам автор относит стеариновую свечу и стакан, представителем интеллигенции является термометр, а носовой платок — «неудачник из мещан». Они несколько презрительно относятся к пальто с жалкой душонкой, шляпе с забулдыжно-актёрским лицом, легкомысленным дамским украшениям, известной сплетнице — почтовой марке.

Особый интерес для рассказчика представляют те вещи, которые любят путешествовать: карандаш, расчёска, коробок спичек и прочие. Подмечено, что эти «вещи время от времени уходят гулять — на минуту, на час, иногда на очень долгий срок». Совершают они это по доброй воле, без какого-либо участия человека. Заметив исчезновение вещи, люди склонны объяснять это «то своей рассеянностью, то чужой неаккуратностью, а нередко и кражей».

Ни для кого не секрет, как легко потерять мелкую вещицу: карандаш, коробок спичек, небольшой ножик. Их можно искать долго и безрезультатно, и, отчаявшись, неожиданно найти в самом неподходящем месте. В большинстве своём люди не придают этому никакого значения, но, если приглядеться повнимательнее, то «откроется целый новый мир вещей, живущих параллельно» привычной человеческой жизни.

Рассказчик припоминает поразительный случай, который приключился с его пенсне. Это было самое обычное, ничем не примечательное «простое пенсне, без оправы — два стекла и лёгкая дужка». Расположившись в кресле с книгой, он снял пенсне, чтобы протереть стекла. Но оно самым загадочным образом исчезло. Ни в самом кресле, ни под ним, ни в книге, ни в складках одежды пенсне не оказалось.

Ситуация показалась рассказчику настолько нелепой, что он даже разделся и тщательно обыскал одежду, а затем подмёл пол. Более того, он обыскал и соседнюю комнату и даже заглянул в ванну — пенсне нигде не было. Вспомнив, что «слышал звук падения пенсне», рассказчик долго ползал по полу, но так и не обнаружил в паркете щель, в которую могло бы провалиться пенсне.

Прошла неделя. Друзья, узнав о пропаже, безуспешно попытались сами отыскать пенсне, а прислуга так выдраила квартиру и заодно чёрную лестницу, что «вся квартира обновилась, посвежела — но пенсне не было».

Один из приятелей рассказчика, знаток испанской литературы, «хотел дойти до разгадки индуктивным способом». Он задавал множество странных вопросов, начертил план комнаты, записал номер пенсне, но так и не смог разгадать тайну их исчезновения. «Раньше это был спокойный человек, умеренных политических убеждений», но неразгаданная загадка подействовала на него удручающе — по словам супруги, он стонал всю ночь.

Как-то раз рассказчик сел в то самое кресло, чтобы почитать книгу. На его лице красовалось «уже другое пенсне, новенькое, тугое, раздражающее». Когда у рассказчика упал карандаш, он поспешил его достать и к большому удивлению заметил у стены своё старое пенсне. Весь его внешний вид говорил о рабском смирении и признании вины.

Рассказчик попытался объяснить самому себе «странную привязанность вещей к человеку, заставляющую их возвращаться», но так и не смог найти ответ на этот вопрос. Он не сомневался лишь в том, что его пенсне «гуляло, и гуляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости».

В качестве наказания рассказчик на несколько часов оставил гуляку у стены, показывая его прислуге и всем знакомым. В итоге закончило это пенсне трагически — оно «упало плашмя на пол и разбилось в мельчайшие осколки». Рассказчик предпочёл считать это досадное происшествие несчастным случаем, а не самоубийством, вызванным публичным позором.

Рассказчику было жаль расставаться с пенсне, ведь вместе они «прочли много добрых и глупых книг», в которых люди могли предаваться сильным чувствам и страстям, а вещам было отказано в праве «на мельчайшее проявление индивидуальности».

Пенсне

По мнению рассказчика, «вещи живут своей особой жизнью» — чувствуют, мыслят, перегова­риваются и передразнивают своих владельцев. Каждая из них обладает своим характером. Есть вещи-труженики: стакан-демократ, стеариновая свеча-реакционерка, термометр-интеллигент, носовой платок — «неудачник из мещан», почтовая марка — «вечно юная и суетливая сплетница». Они презирают шляпу с забулдыжно-актёрским лицом, пальто с жалкой душонкой и лёгкой нетрезвостью, дамские украшения, в которых чувствуется нечто паразитическое.

Отрицать, что чайник, этот добродушный комик, — живое существо, может только совершенно нечуткий человек…

Продолжение после рекламы:
Некоторые мелкие вещи, такие как спичечный коробок, карандаш или расчёска, любят путешествовать. Годами изучая их жизнь, рассказчик пришёл к выводу, что иногда они «уходят гулять», причём срок путешествия может быть любым,

Странствия некоторых вещей вошли в историю — исчезновения голубого бриллианта или труда Тита Ливия, но в них «отчасти замешана человеческая воля». Мелкие же вещицы гуляют совершенно самосто­ятельно. Сколько раз, читая в постели, рассказчик терял карандаш, долго искал его в складках одеяла и под кроватью, а потом находил между страницами книги, хотя точно помнил, что не клал его туда.

Люди объясняют пропажу мелких вещиц собственной рассеянностью, кражей или вовсе не придают этому значения, но рассказчик уверен, что вещи живут в своём мире, параллельном тому, который выдумали для них люди. Рассказчик вспоминает «поразительный случай» произошедший однажды с его пенсне.

Читая в любимом кресле, рассказчик снял пенсне с носа, чтобы протереть стёкла, и… оно исчезло. Пенсне не оказалось ни в щелях кресла, ни под ним, ни в складках одежды, ни между листов книги, ни на носу рассказчика. Поражаясь чудовищно-нелепой ситуации, рассказчик разделся и тщательно обыскал одежду, потом подмёл пол, обыскал соседнюю комнату, заглянул на вешалку и в ванну — пенсне нигде не было. Вспомнив, что слышал звук падения, рассказчик долго ползал по комнате, но не нашёл в паркете ни единой щели, куда могло бы провалиться проклятое пенсне.

Брифли существует благодаря рекламе:

Прошло около недели. Прислуга вымыла квартиру и чёрную лестницу, но пенсне не нашла. Рассказчик поведал об этом случае своим друзьям. Они скептически смеялись и пытались сами отыскать пенсне, но нимало в этом не преуспели. Один из друзей, бывший до этого спокойным человеком, попытался применить индуктивный метод, задал рассказчику кучу странных вопросов, долго думал, но ни к какому выводу не пришёл, покинул рассказчика в мрачном настроении и, по словам его жены, всю ночь стонал во сне.

Однажды рассказчик сидел в том же кресле и читал в новеньком, раздражающе-тугом пенсне. У него упал карандаш. Испугавшись, что эта вещь тоже отправится в странствие, рассказчик нырнул за ним под кресло. Карандаш лежал у стены, а рядом с ним, прижавшись к стене стоймя, поблескивало пенсне. Его физиономия с запылёнными стёклами была жалкой и виноватой.

Чем объяснить такую странную привязанность вещей к человеку, заставляющую их возвращаться, хотя бы им удалось так ловко обмануть его бдительность…

Неизвестно, где пенсне шлялось, но по его виду ясно было, что гуляло оно «долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости».

Продолжение после рекламы:

Рассказчик сурово наказал гуляку: на несколько часов оставил его у стены и показал прислуге и всем знакомым, которые сказали только, что пенсне «странно упало». В тот же вечер, снимая с верхней полки шкафа пыльную папку рукописей, рассказчик чихнул, пенсне упало на пол и разбилось.

Рассказчик предпочёл считать это несчастным случаем, а не самоубийством, к которому несчастное песне привёл устроенный им «публичный позор». Рассказчику жаль пенсне, с ним он прочёл «много добрых и глупых книг», в которых люди обладают страстями, разумом и сознательностью, а вещи не имеют права на самосто­я­тельность.

В России

Родился Осоргин в 1878 году. Писатель имел дворянское происхождение, что не мешало ему критически относиться к самодержавию. Фрондерские настроения привели к вступлению в партию эсеров. Писателя с юности привлекал крестьянский вопрос и всякого рода народнические настроения. При этом он разделял мнение многих революционеров о том, что с насилием следует бороться жесткими методами. Осоргин принимал участие в различных заседаниях, которые нередко посещали отъявленные террористы. Опасная общественная позиция привела к тому, что Осоргина арестовывали, ссылали то в Пермь, то в Казань. Впрочем, столицу Татарстана ему пришлось посетить значительно позже, после революции.

Краткое содержание Пенсне Осоргин для читательского дневника

Произведение повествует об отношении автора к обычным окружающим нас вещам. Писатель утверждает, что каждая бытовая вещь имеет свою жизнь, свой характер. Одни – великие труженики (градусник, свечи), а другие – вольготно прожигающие время (драгоценности). Некоторые вещи склонны к перемещению в пространстве (спички, карандаши). Любой человек не раз оказывался в ситуации, когда не мог найти пропавшую вещь, а через некоторое время она внезапно обнаруживалась.
Рассказчик повествует о произошедшем с ним случае, связанном с его любимой вещью – неприглядным стареньким пенсне.

Однажды вечером, читая занимательную книгу, автор решил начистить стекла своего пенсне, но только он попытался осуществить задуманное, обнаружил отсутствие привычной вещицы. Мужчина тут же бросился на поиски пропажи. Он осмотрел все вокруг: книжные страницы, кресло, стол, но пенсне нигде не находилось.

Удивившись нежданному событию, писатель не прекратил поиски, а лишь увеличил их территорию. Он отправился в прихожую, затем в душевую, осмотрел всю одежду. В памяти автора возник неожиданно звук, который он услышал при падении очков. Он снова принялся за поиски, облазив все уголки квартиры, но снова его ждала неудача.

На следующий день на помощь писателю пришла горничная, которая устроила в доме генеральную уборку. Она убралась во всей квартире, включая лестничную площадку, но найти пропавшее пенсне так и не удалось.

Через некоторое время приятель писателя, услышав о пропаже любимой вещи друга, предложил ему решить эту задачку с помощью логики. На бумажном листке он изобразил комнату с расставленными в ней мебельными принадлежностями, опросил всех, кто имеет доступ в помещение, уточнил есть ли в доме домашние питомцы. Затем исследователь устроил подробный опрос хозяину квартиры, выясняя у него каждый его шаг поминутно. Приступив к мыслительному процессу приятель автора так и не нашел разгадку пропажи любимого пенсне хозяина, но еще долго находился под впечатлением произошедшего, тревожно проводя время сна.

Прошло несколько недель. Писатель снова занимался излюбленным занятием и с увлечением наслаждался чтением. Теперь в этом ему помогали новые очки, которые были для автора крайне непривычны и неудобны. Повествователь делал карандашные пометки на полях книги, в один момент карандаш проскользнул сквозь пальцы мужчины и покатился в угол комнаты.

Встав с кресла, чтобы поднять упавший карандаш, писатель вдруг подумал, что неожиданно потерял зрение. Рядом с карандашом он с восторгом обнаружил тихонько лежащую пропажу. Стеклышки пенсне слабо поблескивали и чудилось, будто рожица очков имела виноватое выражение.

Удивлению писателя не было пределов. Он схватил верного друга и готов был воочию расспросить пенсне о его путешествиях во время долгого отсутствия. Автор с гордостью и превеликим удовольствием демонстрировал и прислуге, и друзьям вернувшуюся к нему дорогую вещь. Правда, приятель, пытавшийся разыскать пенсне логическим способом, не признал своей ошибки и утверждал, что искал вещь не в том измерении, где она тогда находилась.

Особенности рассказа «Пенсне»

В произведениях Осоргина есть и страстная любовь к природе, и пристальное внимание ко всему живому на земле. А в нескольких рассказах просматривается даже необычная привязанность к незаметным и незаменимым в повседневной жизни вещам. Эти произведения вошли в цикл «Вещи человека».

В этот сборник включил Осоргин «Пенсне», краткое содержание которого еще рассмотрим. С тонким юмором и необычайной наблюдательностью автор рассуждает об обычных вещах так, словно они одушевлены, имеют характер и судьбу. Таким способом описывает Осоргин и пенсне. Краткое содержание, безусловно, не дает представление о стиле автора. Рассказ стоит прочитать полностью. Для тех, кто желает сэкономить время, ниже представлено сжатое изложение произведения, которое создал в первый год эмиграции русский писатель М. А. Осоргин.

Находка

Пенсне нашлось спустя месяц, когда на переносице его хозяина уже красовалось новое, тугое и раздражающее. Пропажа была обнаружена у стенки, за креслом. Автор задает вопросы странные, если учесть, что речь идет о неодушевленном предмете. Он спрашивает: «Где шлялось?», «Что повидало?».

Затем автор описывает находку, используя прилагательные, которые обычно применяют по отношению к человеку: виноватое, жалкое и так далее. Герой рассказа наказал «гуляку» и заставил пролежать на книжной полке несколько часов. А затем пенсне вдруг упало и разбилось. Автор выражает надежду, что этот случай нельзя считать «самоубийством».

Таково содержание рассказа, которое посвятил Осоргин пенсне. Краткое содержание («Брифли» и других интернет ресурсов) можно читать для ознакомления. Но стоит помнить, что никакое изложение не заменит оригинала.

Эмиграция

Впервые Россию Осоргин покинул в начале века. После пребывания в Таганской тюрьме он понял, что на родине его политическая и литературная деятельность развиваться свободно не сможет. Осоргин посетил несколько европейских стран. В конечном итоге обосновался в Италии. На родине великих живописцев писатель, как и многие другие русские эмигранты, писал злободневные очерки, принимал участие в деятельности революционного движения. Но, в конце концов, затосковал по России и вернулся.

Февральские события герой этой статьи воспринял положительно. Но после Октябрьской революции он снова оказался в оппозиции. И новая власть не устраивала Осоргина. В эти годы он основал книжную лавку в Москве, писал заметки, ориентированные исключительно на русскую интеллигенцию и неуместные в стране, которой теперь правили рабочие. За эту деятельность и был сослан в Казань. Это произошло в 1921 году, когда Осоргину чудом удалось избежать смертной казни. В 1923 году писатель покинул Россию навсегда.

Пропажа

Подобная история легла в основу небольшого художественного произведения. Каким образом можно изложить краткое содержание рассказа «Пенсне»?

Осоргин ничем не приметную историю облек в форму художественного произведения. Герой рассказа потерял пенсне. Тщательные и долгие поиски ни к чему не привели. Знакомые и друзья также не смогли помочь. Один из приятелей героя даже подключил к поискам дедуктивный метод. Но и он не дал результата.

«Пенсне» — читательский дневник по рассказу М. Осоргина

Мистический рассказ Михаила Осоргина «Пенсне» был написан писателем в 1931 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор:

Михаил Андреевич Осоргин
Название произведения:
«Пенсне»
Жанр:
рассказ
Год написания:
1931
Издательство:
Махаон
Год издания:
2017

Главные герои и их краткая характеристика

Автор-рассказчик — мнительный, рассеянный, вечно теряющий вещи человек.

Краткое содержание и сюжет

Вещи живут своей особой жизнью. Часы шагают, книги переговариваются, шляпа передразнивает владельца. Чайник — добродушный комик. Но героя всегда занимала страсть некоторых вещей к путешествиям. Многие вещи иногда уходят гулять на некоторое время, а потом возвращаются. Каждый сталкивался с тем, что карандаш вдруг исчезал, а потом обнаруживался в книге.

Однажды такое исчезновение случилось с пенсне. Герой на минуту снял пенсне, чтобы протереть его, и пенсне исчезло. Где только не искал пропавшее пенсне герой, его нигде не было.

И прислуга искала пенсне, и друзья, и знакомые. Пенсне пропало. Не было его на полу, не было в одежде. Прошло больше недели. Герой купил новое пенсне и сидел с карандашом за интересной книгой. Вдруг карандаш упал и герой торопливо нагнулся за ним. Карандаш лежал у стены, а рядом стояло пенсне, поблескивая стеклышками.

Пенсне выглядело виноватым и потрепанным, а рассерженный герой решил еще и наказать пенсне. Он оставил пенсне стоять у стены на целый день. А когда вечером чихнул, пенсне упало, и стеклышки в нем разбились.

Герой так и не понял, что это было, случайность или самоубийство, но ему стало жаль пенсне. Он понял, что нельзя отказывать вещам в праве на индивидуальность.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Автор считал, что вещи живут своей жизнью. Иногда они отправляются путешествовать. У него упало и пропало пенсне. Никто не мог отыскать пенсне в квартире. Пенсне вернулось, оно стояло стоймя у стены. Автор наказал пенсне, и оно разбилось от случайного чиха.

План пересказа

  • Особая жизнь вещей
  • Страсть к путешествиям
  • История карандаша
  • Пропажа пенсне
  • Поиски
  • Упавший карандаш
  • Возвращение пенсне
  • Наказание
  • Самоубийство

Основная мысль

Каждая вещь обладает своим характером и индивидуальностью.

Чему учит

Рассказ учит ценить вещи, бережно к ним относиться. Учит не искать мистики там, где ее нет. Учит верить в необъяснимое.

Отзыв и что понравилось

Мне понравился этот забавный рассказ, в котором действительно сложно объяснить, почему пенсне спокойно простояло все поиски, уборки и шум в квартире, но разбилось от тихого чиха. Или герой чихнул так, что стены задрожали? В любом случае, вещи действительно имеют свою судьбу, а значит могут обладать индивидуальностью.

Вывод и мое мнение

Автор говорит читателю, что надо быть более внимательным к своим вещам, не разбрасывать их, что у каждой вещи должно быть свое место. А также более спокойно относится к пропаже вещей.

Пословицы

  • Где порядок, там удача.
  • Что упало, то пропало.
  • Всему свое время и свое место.
  • Порядком стоит дом, непорядком содом.
  • Разбитому кораблю нет попутного ветра.

Михаил Осоргин — Пенсне: Рассказ

Что вещи живут своей особой жизнью — кто же сомневается? Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках. Шляпа, висящая на гвозде, непременно передразнивает своего владельца,— но лицо у нее свое, забулдыжно-актерское. У висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость. Что-то паразитическое чувствуется в кольце и особенно в серьгах,— и к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики: демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан — носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница — почтовая марка.

Отрицать, что чайник, этот добродушный комик,— живое существо, может только совершенно нечуткий человек; именно чайник, так как кофейник, например, живет жизнью менее индивидуальной и заметной.

Но особенно меня всегда занимала одна любопытная черточка в жизни вещей — не всех, а некоторых. Это — страсть к путешествиям. Таковы: коробка спичек, карандаш, мундштук, гребенка, шейная запонка, еще некоторые. Много лет внимательно и любовно изучая их жизнь, я сначала предположил, а впоследствии убедился, это эти вещи время от времени уходят гулять — на минуту, на час, иногда на очень долгий срок. Есть случаи исторические (семисвечник, голубой бриллиант, исторический труд Тита Ливия и пр.), но в таких исчезновениях отчасти замешана человеческая воля, случай, злой умысел; на примере мелких вещиц легче установить полнейшую самостоятельность поступков.

Обычно такие исчезновения мы объясняем то своей рассеянностью, то чужой неаккуратностью, а нередко и кражей. Раньше я и сам так думал, и, не приди мне в голову понаблюдать жизнь вещей без предвзятого представления об их пассивности и «неодушевленности»,— я бы и посейчас думал так элементарно.

Ясно, что сам попасть он в нее не мог,— но не менее ясно, что вы его туда не положили, не могли положить.

Обычно мимо таких фактов проходят, не придавая им значения. Напрасно! Вглядывайтесь внимательнее, и вам откроется целый новый мир вещей, живущих параллельно той жизни, которую мы для них выдумали.

Я помню поразительный случай с моим пенсне: простое пенсне, без оправы — два стекла и легкая дужка.

Сидя в кресле у стены, я читал; на новой главе хотел протереть стекла, вынул платок, и вдруг — пенсне исчезло. Опытный в этих делах, я обыскал не только все карманы, складки одежды, щели в кресле, маленький столик рядом, листы книжки — все решительно. Пенсне не было нигде; не быть и раньше не могло, так как я очень дальнозорок и мелкой печати без стекол не разбираю.

Не подумайте, что пенсне мое оказалось на носу; в таких случаях я прежде всего ощупываю переносицу; на ней были две свежие ямки — и ничего больше. Я отодвинул кресло, осмотрел на нем все кисточки и пуговки, о которых Козьма Прутков сказал, что они выдуманы самым глупым на свете человеком,— и все бесплодно.

Это было настолько чудовищно и нелепо, что я разделся, встряхнул одежду, сам подмел паркет от стены до самой середины комнаты. Усомнившись в себе, я обыскал письменный стол в соседней комнате, заглянул на вешалку, стыдливо пробежал глазом по ванной — все было напрасно.

Тогда я вспомнил, что ясно слышал звук падения пенсне; я еще порадовался, что — судя по звуку — оно не разбилось. И вот я снова ползаю по полу, смотрю сбоку, смотрю снизу, смотрю сверху, топаю ногами — чтобы хоть раздавить его, проклятое, и наконец успокаиваюсь. Ни-ка-ких!

Так и исчезло — как провалилось. Но в паркете не было ни единой щелочки.

Прошла неделя или больше. Про этот случай я не забыл и много раз о нем рассказывал, показывая и место происшествия. Как обычно, скептики смеялись, практики перещупывали кресло и осматривали пол, прислуга перетерла тряпочкой все предметы, вымела все пылинки и даже вымыла черную лестницу (до следующего этажа). Вся квартира обновилась, посвежела — но пенсне не было.

Один мой знакомый, заинтересовавшись случаем, хотел дойти до разгадки индуктивным способом. Он записал номер пенсне, начертил план комнаты, отметив расставленную мебель, спросил, нет ли у меня в квартире обезьяны, кошки или сороки, где я провел вечер накануне,— и целый день мыслил, пользуясь главным образом, методом исключения. К вечеру, недоверчиво и недружелюбно подав мне руку, он ушел. Жена его рассказывала потом, что он стонал всю ночь. Раньше это был спокойный человек, умеренных политических убеждений, знаток испанской литературы.

И вот сидел я однажды в том же кресле у той же стены, лишь с другой книжкой, по обыкновению отчеркивая карандашом наиболее умные и наиболее глупые места. На носу у меня было уже другое пенсне, новенькое, тугое, раздражающее. И вдруг — раз! — и падает карандаш. Перепуганный (не шутя! тут любопытнейшее психическое переживание!), я бросаюсь вдогонку. Мне почему-то представилось, что и карандаш должен бесследно исчезнуть. Но он лежал спокойно у стены, и… рядом с ним, смирненько, плотно прижавшись стоймя к стене, блеснули два стекла с тоненькой дужкой.

Вы можете, конечно, смеяться и утверждать, что я слеп (это неправда! я дальнозорок, но вижу отлично), что слепы все мои знакомые, слепа прислуга, ежедневно подметавшая каждый вершок пола, что это просто курьезный случай и прочее. Реалистически мыслящий человек имеет на все готовый ответ. Но нужно было видеть физиономию моего пенсне, вернувшегося из дальней прогулки, чтобы понять, что это — не случай и не недоглядка.

Еще поблескивая мутными, запыленными стеклами, жалкое, виноватое, словно вдавленное в стенку, оно являло картину такого рабского смирения, такой трусости, точно не оно — наездник моего носа, точно не я без него, а оно без меня не может существовать.

Малоизвестным, но интересным писателем начала XX века является Михаил Осоргин. «Пенсне», краткое содержание которого изложено в статье, — это одно из произведений, созданных русским автором в эмиграции. Также в статье представлена краткая биография писателя.

осоргин пенсне краткое содержание

Когда был написан рассказ?

Рассказ Михаила Осоргина «Пенсне», краткое содержание которого изложим позже, написан в 1929 году, когда автор, как уже было сказано, пребывал в эмиграции. Париж русского писателя не принял радушно. Осоргин лишился в тридцатых годах советского гражданства. Много лет прожил он без паспорта. Французское подданство получить так и не удалось. Но какова была жизнь сатирика на родине?

В России

Родился Осоргин в 1878 году. Писатель имел дворянское происхождение, что не мешало ему критически относиться к самодержавию. Фрондерские настроения привели к вступлению в партию эсеров. Писателя с юности привлекал крестьянский вопрос и всякого рода народнические настроения. При этом он разделял мнение многих революционеров о том, что с насилием следует бороться жесткими методами. Осоргин принимал участие в различных заседаниях, которые нередко посещали отъявленные террористы. Опасная общественная позиция привела к тому, что Осоргина арестовывали, ссылали то в Пермь, то в Казань. Впрочем, столицу Татарстана ему пришлось посетить значительно позже, после революции.

Эмиграция

Впервые Россию Осоргин покинул в начале века. После пребывания в Таганской тюрьме он понял, что на родине его политическая и литературная деятельность развиваться свободно не сможет. Осоргин посетил несколько европейских стран. В конечном итоге обосновался в Италии. На родине великих живописцев писатель, как и многие другие русские эмигранты, писал злободневные очерки, принимал участие в деятельности революционного движения. Но, в конце концов, затосковал по России и вернулся.

Февральские события герой этой статьи воспринял положительно. Но после Октябрьской революции он снова оказался в оппозиции. И новая власть не устраивала Осоргина. В эти годы он основал книжную лавку в Москве, писал заметки, ориентированные исключительно на русскую интеллигенцию и неуместные в стране, которой теперь правили рабочие. За эту деятельность и был сослан в Казань. Это произошло в 1921 году, когда Осоргину чудом удалось избежать смертной казни. В 1923 году писатель покинул Россию навсегда.

 м а осоргин пенсне краткое содержание

Особенности рассказа «Пенсне»

В произведениях Осоргина есть и страстная любовь к природе, и пристальное внимание ко всему живому на земле. А в нескольких рассказах просматривается даже необычная привязанность к незаметным и незаменимым в повседневной жизни вещам. Эти произведения вошли в цикл «Вещи человека».

В этот сборник включил Осоргин «Пенсне», краткое содержание которого еще рассмотрим. С тонким юмором и необычайной наблюдательностью автор рассуждает об обычных вещах так, словно они одушевлены, имеют характер и судьбу. Таким способом описывает Осоргин и пенсне. Краткое содержание, безусловно, не дает представление о стиле автора. Рассказ стоит прочитать полностью. Для тех, кто желает сэкономить время, ниже представлено сжатое изложение произведения, которое создал в первый год эмиграции русский писатель М. А. Осоргин.

осоргин пенсне краткое содержание брифли

«Пенсне»: краткое содержание

Вещи живут своей жизнью, и не стоит в этом сомневаться. Так рассуждает автор рассказа. Но особенно его занимают внезапные исчезновения предметов. Осоргин их называет страстью к путешествиям. Однажды его герой потерял пенсне.

Каждому читающему или пишущему человеку известно, как часто пропадают ручки, карандаши и прочие канцелярские принадлежности. Знают многие и о том, как внезапно и неожиданно эти предметы находятся. Вещи иногда словно уходят гулять. Такие случи человек обычно приписывает совей рассеянности. Однако автор рассказа убежден в том, что даже и карандаши, и ручки, и мундштуки имеют обыкновение исчезать. И хозяин их в этом не повинен. Ведь нередко они впоследствии обнаруживаются в самом непредсказуемом месте.

Пропажа

Подобная история легла в основу небольшого художественного произведения. Каким образом можно изложить краткое содержание рассказа «Пенсне»?

краткое содержание рассказа пенсне осоргин

Осоргин ничем не приметную историю облек в форму художественного произведения. Герой рассказа потерял пенсне. Тщательные и долгие поиски ни к чему не привели. Знакомые и друзья также не смогли помочь. Один из приятелей героя даже подключил к поискам дедуктивный метод. Но и он не дал результата.

Находка

Пенсне нашлось спустя месяц, когда на переносице его хозяина уже красовалось новое, тугое и раздражающее. Пропажа была обнаружена у стенки, за креслом. Автор задает вопросы странные, если учесть, что речь идет о неодушевленном предмете. Он спрашивает: «Где шлялось?», «Что повидало?».

Затем автор описывает находку, используя прилагательные, которые обычно применяют по отношению к человеку: виноватое, жалкое и так далее. Герой рассказа наказал «гуляку» и заставил пролежать на книжной полке несколько часов. А затем пенсне вдруг упало и разбилось. Автор выражает надежду, что этот случай нельзя считать «самоубийством».

Таково содержание рассказа, которое посвятил Осоргин пенсне. Краткое содержание («Брифли» и других интернет ресурсов) можно читать для ознакомления. Но стоит помнить, что никакое изложение не заменит оригинала.

  • Одним больше одним меньше как пишется
  • Одни сказки читают а другие в них живут
  • Одни скажут он был добрый малый другие мерзавец сочинение
  • Одни преступления открывают путь другим итоговое сочинение аргументы
  • Одни любят жить другие жизнь сочинение