Охарактеризуй ашик кериб магуль мегери и куршуд бека из сказки ашик кериб

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      collinaguirre908

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • ekonomika
    Экономика

    7 минут назад

    Помогите пожалуйста с тестом

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    12 минут назад

    4. В каком слове пишется суффикс – ЩИК?
    1) перево..ик
    2) изво..ик 3) подпи..ик 4) чекан..ик
    |1) домашние неурядицы
    5. Найдите ошибку в написании НЕ с существительным.
    2) нерешительность характера
    3) невнимательность, а рассеянность 4) устал с непривычки
    |6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна
    та же буква?
    A) луч..м, одеж..нка, ш..рох
    Б) стоял в раздумь.., работал в типографи.., горош..к
    В) карманч..к, на темен.., на лили..
    Г) о молни.., туч..й, бараш..к
    1) А, Г 2) Б, В 3) А, В 4) В, Г.
    помогитеее, дам 30 баллов. я тупая

  • matematika
    Математика

    12 минут назад

    Помогитеееееееееееееееее

  • fizika
    Физика

    17 минут назад

    Представьте, что во время летнего отдыха
    на озере, вас застали частые разряды
    молнии и дождь над вашей головой.
    Напишите

  • istoriya
    История

    17 минут назад

    Витлумачте поняття: драконівські закони, демократія, остракізм, боргове рабство, ареопаг, архонти, спартіати, олігархія.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Путешествуя по Кавказу и Закавказью, Михаил Лермонтов активно интересовался народным творчеством. В 1837 году он записал сказку «Ашик-Кериб». Анализ произведения показывает, что оно повествует о странствиях бедного молодого музыканта и может познакомить с самобытной турецкой культурой. Фольклорный сюжет «муж на свадьбе у своей жены» широко известен на Ближнем Востоке и ложится в основу не только народных сказок, но и многих известных литературных шедевров.

Оглавление:

  • Краткое содержание
  • План для пересказа
  • Характеристика главных героев
  • Жанр и композиция
  • Чему учит произведение
  • Синквейн к сказке

Сказка «Ашик-Кериб»

Краткое содержание

Жил в Тифлизе бедный музыкант Ашик-Кериб, играющий на саазе. Однажды влюбился он в прекрасную Магуль-Мегери, но она была дочерью богача. Ашик понял, что не может просить её руки, пока он беден. Поэтому он задумал отправиться странствовать по свету 7 лет и нажить себе богатство, вернуться по истечении этого срока и взять возлюбленную в жёны. Девушка согласилась ждать, но если герой не успеет вернуться, она выйдет замуж за Куршуд-бека, который давно за неё сватается.

Жил в Тифлисе бедный музыкант Ашик-Кериб

Попрощавшись с матерью и сестрой, Кериб отправился в путь. Но за ним увязался Куршуд-бек. Когда Ашик переплывал реку, сбросив одежду, его спутник схватил её и вернулся в Тифлиз, сказав всем, что герой утонул, а значит, теперь он может жениться на Магуль-Мегери. Но она ему не поверила. Зато поверила мать Ашика и ослепла от слёз.

Путешествуя из города в город, молодой певец быстро добился славы. Наконец, прибыл он в город Халаф, где стал придворным музыкантом паши и разбогател. Живя в роскоши, начал он забывать, что должен вернуться. Но Магуль-Мегери послала вместе со странствующим купцом золотое блюдо, которое должно было напомнить ему о возвращении. Увидев блюдо, он всё вспомнил.

До истечения срока оставалось три дня. Не успел бы Ашик, но ему помог Хадерилиаз (св. Георгий), который мгновенно доставил его в родной город. А чтобы все поверили, что это действительно Ашик-Кериб, Хадерилиаз дал ему землю из-под копыта своего коня. Землёй он должен был помазать глаза ослепшей 7 лет назад матери, и тогда она прозреет и узнает сына.

В Тифлизе Ашик сначала побывал у матери и сестры: они не узнали его, но герой попросил свой сааз, висевший на стене. Взяв его, он поспешил на свадьбу Куршуда и Магуль-Мегери. Девушка собиралась совершить самоубийство, лишь бы не стать женой нелюбимого. Но когда она услышала голос поющего Кериба, она узнала его: влюблённые бросились друг другу в объятия.

Брат Куршуд-бека обнажил меч, желая убить их обоих, но Куршуд-бек остановил его, справедливо решив, что соперник всё-таки успел к концу срока.

В доказательство, что это действительно он, Ашик попросил привести мать, промыл ей глаза землёй с водой. Она прозрела и узнала сына, а тот восславил могущественного Хадерилиаза. И хотя Куршуд-бек когда-то поступил с ним подло, добрый Ашик отдал ему в жёны свою сестру с богатым приданым.

План для пересказа

Это увлекательная история, в которой происходит немало сказочных событий и приключений главных героев. Для удобства можно кратко составить план для пересказа:

План для пересказа

  1. Взаимная любовь Ашика и Магуль-Мегери.
  2. Мысль отправиться в путь и нажить богатство.
  3. Обещание возлюбленной ждать.
  4. Обман Куршуд-бека.
  5. Долгие скитания и обретение богатства в Халафе.
  6. Напоминание о возвращении при помощи золотого блюда.
  7. Помощь Хадерилиаза.
  8. Прибытие на свадьбу.
  9. Счастливый финал.

Характеристика главных героев

В произведении несколько главных героев, каждый из которых обладает своими особенными чертами характера. Описание и характеристика Ашик-Кериба из сказки «Ашик-Кериб», а также других персонажей:

Магуль-Мегери — прекрасная и милая девушка

  1. Ашик-Кериб — бедный певец и музыкант, на свадьбах играющий на саазе, талантливый, добрый, неунывающий, смелый и решительный. Целеустремлённый, трудолюбивый, гордый: решил сам заработать деньги, чтобы свататься к невесте, а не быть вечно обязанным её отцу. Готов на всё ради своей любви. Умеет достигать поставленных целей. Его также можно охарактеризовать как человека, умеющего прощать и со всеми сохраняющего добрые отношения. Хотя Куршуд-бек поступил плохо, он не держит на него зла и даже отдаёт в жёны сестру, чтобы никто не остался обиженным.
  2. Магуль-Мегери — прекрасная и милая девушка, красоту которой можно сравнить только с красотой ангелов на небесах. Единственная дочь богатого турка Аян-Аги. Скромная, преданная, верная: сдерживает обещание ждать возлюбленного 7 лет, а после решает, что лучше уж погибнуть, чем доставаться нелюбимому человеку. Умная, изобретательная: придумала, как вернуть память своему возлюбленному, находящемуся далеко от неё, отправив золотое блюдо и сообщение вместе со странником-купцом.
  3. Куршуд-бек — другой молодой жених, давно сватающийся к Магуль. Хитрый, завистливый и подлый: сначала притворяется другом Кериба, но затем предаёт его и сообщает всем ложь о его смерти, из-за чего его мать слепнет. Однако и у него есть положительные качества, разглядев которые, главный герой прощает Куршуда, отдав в жёны свою сестру.
  4. Хадерилиаз — загадочный всадник на белом коне, спасший Кериба и вовремя доставивший его в Тифлиз. Волшебник, святой Георгий, ставший его покровителем.
  5. Мать Ашика — любящая, заботливая, трудолюбивая и мудрая женщина. Узнав, что с сыном случилась беда, ослепла от слёз, но продолжала ждать его.
  6. Сестра Ашика — красивая, добрая, умная и проницательная девушка. Не побоялась открыть дверь незнакомцу, первая узнала брата.

Жанр и композиция

Жанр произведения — авторская сказка. А также она относится к группе волшебных сказок. На это указывают характерные особенности:

  • присутствие чудес;
  • наличие волшебных предметов;
  • троекратные повторения.

Композиция:

Скитания Кериба

  1. Экспозиция: как живёт в Тифлизе бедный музыкант и чем он занимается.
  2. Завязка: он отправляется в долгий путь, чтобы разбогатеть.
  3. Развитие действия: скитания Кериба.
  4. Кульминация: герой оказывается в тяжёлом положении, и лишь внезапно возникший покровитель может помочь ему.
  5. Развязка: он возвращается к возлюбленной и воссоединяется с ней.

Чему учит произведение

Каждая сказка создаётся не только для развлечения: зачастую в ней затрагивются важные темы и проблемы. Сказка «Ашик-Кериб» учит:

  1. Рассчитывать только на себя и пытаться зарабатывать своим умом. Главный герой мог бы сразу жениться на девушке, сыграв свадьбу благодаря деньгам её отца и в дальнейшем живя за его счёт. Но это противоречило бы его совести и его личным убеждениям.
  2. Всегда держать слово. И Ашик, и его возлюбленная дали друг другу обещание и сдержали его, несмотря на различные трудности, возникшие у них на пути.
  3. Не врать и не совершать подлые поступки. Главный антагонист, поступив нечестно, всё равно ничего не добился, а добро восторжествовало.

А также в произведении говорится о том, какой силой наделена настоящая любовь. Она преодолевает все препятствия, а порой воссоединиться двум верным возлюбленным помогают небесные покровители.

Искусство может помочь на пути к цели.

Ещё один смысл, вложенный в сказку, — искусство также может помочь на пути к цели. На протяжении всей истории герой обращается к музыке, его талант помогает ему добиться желаемого.

Деньги же нередко могут только испортить человека.

Став придворным музыкантом паши в Халафе и разбогатев, будучи счастливым и осыпаемым золотом, Ашик практически забыл о своём обещании, которое он дал невесте. К счастью, сама она была готова до конца бороться за свою любовь, найдя способ напомнить ему об этом.

Синквейн к сказке

Это произведение изучается в 4 классе. Чтобы дети лучше поняли его сюжет и смысл, вместо сочинения они могут написать синквейн к нему. Например:

Ашик-Кериб

Талантливый, влюблённый

Путешествует, мечтает, поёт

Вовремя возвращается к невесте

Любовь.

Ашик-Кериб — главный герой сказки Михаила Юрьевича Лермонтова «Ашик-Кериб». Автор услышал на Кавказе эту восточную легенду и сделал её литературный вариант. Её главный герой — бедняк из Тифлиса. У него говорящее имя: «Ашик» означает «певец», а «Кериб» — «бедняк». Но он сумел разбогатеть и женился на красавице Магуль-Мегери.

Кто такой Ашик-Кериб, чем занимался

Ашик-Кериб был бедным молодым человеком, жил в Тифлисе, занимался музыкой и пением. Он умел играть на саазе (турецкой балалайке) и петь, «прославляя древних витязей Туркестана». Поэтому люди уважали Ашик-Кериба и приглашали на свадьбы, чтобы наслаждаться его прекрасным пением.

Черты характера

Главный герой сказки был бедным, но гордым человеком. Он встретил на свадьбе и полюбил красавицу Магуль-Мегери. Ашик-Кериб решил, что сможет на ней жениться, только если станет богатым. Юноша не хотел, чтобы отец красавицы одарил их богатством. Он не желал, чтобы потом Магуль-Мегери упрекала его в том, что он ничего не имел и стал богатым только благодаря ей. Решил Ашик-Кериб 7 лет странствовать, чтобы добиться богатства, а Магуль-Мегери согласилась ждать его.

Ашик-Кериб был простодушен и доверчив. Его обманул соперник, Куршуд-бек, и похитил его верхнюю одежду, когда юноша переплывал реку.

Ашик-Кериб странствовал 7 лет, сдержал слово, стал богат, так как богатый паша одаривал его за песенный дар золотом и серебром. Но оказалось, что юноша — легкомысленный, неверный человек. Он забыл Магуль-Мегери и то, что скоро кончится последний седьмой год. Он не помнил о том, что если не вернётся в срок, Магуль-Мегери выйдет замуж за другого человека.

Девушка напомнила ему о себе, попросив уезжавшего купца найти Ашик-Кериба и сказать, что если он не прибудет в назначенный срок в Тифлис, она выйдет за другого.

Юноша был в отчаянии. Он понял, что не успеет в срок прибыть в родной город, и хотел убить себя. Но Хадерилиаз (Святой Георгий) спас Ашик-Кериба от гибели и помог ему вернуться в Тифлис вовремя.

Главный герой сказки — добрый и незлопамятный человек. Когда после его возвращения Магуль-Мегери согласилась выйти за него замуж, юноша захотел утешить своего соперника, Куршуд-бека. Он пообещал выдать за него свою красавицу сестру и одарить серебром и золотом.

Заключение

Главный герой сказки Михаила Юрьевича Лермонтова «Ашик-Кериб» был талантливым, но не идеальным человеком. Несмотря на то, что у него были не только положительные черты характера, но и отрицательные, он сумел выполнить обещание, данное любимой девушке.

Статья может быть использована при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

Герои "Ашик-Кериба"
Все герои «Ашик-Кериба» Лермонтова представляют собой яркие образы

 

Все главные герои сказки “Ашик-Кериб” М. Ю. Лермонтова олицетворяют собой положительные и отрицательные качества, свойственные людям. Обычно это произведение проходится в 4 классе школьной программы, так как оно изначально и написано для детей. Интересно, что Лермонтов, строго говоря, не придумал это произведение самостоятельно. Во время своих путешествий по Кавказу и Закавказью он активно собирал фольклор, и его сказка “Ашик-Кериб” является творческой переработкой народного сказания “Ашик-Гариб”, распространённого у разных народов. При этом сказку эту едва не потеряли, и её рукопись лишь случайно обнаружили, разбирая бумаги Лермонтова после его смерти на дуэли.


Главные герои сказки “Ашик-Кериб”

Ашик-Кериб

Ашик-Кериб
Ашик-Кериб, главный герой одноимённой сказки Лермонтова

Сам Ашик-Кериб, главный герой произведения. Молодой парень из Тифлиса (Тбилиси), бедняк, талантливый музыкант и певец, который играет на саазе и является ашиком, то есть поэтом (ашик – закавказский аналог менестреля у европейцев). Сюжет сказки построен на том, что он влюбляется в Магуль-Мегери, дочь богатого турка, но в силу бедности не может жениться на ней. Тогда Ашик-Кериб решает отправиться в странствие на семь лет, чтобы разбогатеть и получить право просить её руки. Главный герой олицетворяет собой сразу множество положительных качеств – он честен, смел и добр. В конце концов он, став придворным музыкантом у паши города Халафа, и начинает забывать свою изначальную цель, погрузившись в богатую жизнь. Однако, позднее Ашик-Керибу всё-таки удаётся вспомнить (не без помощи Магуль-Мегери) о том, ради чего он всё это затеял, и возвращается обратно. Сказка Лермонтова заканчивается тем, что он всё-таки женится на своей возлюбленной.

 

Магуль-Мегери

Магуль-Мегери
Магуль-Мегери, возлюбленная Ашик-Кериба

Красивая юная девушка, в которую влюблён Ашик-Кериб. Она хотела бы выйти за него замуж, но знает, что отец никогда не позволит ей связать свою жизнь с нищим музыкантом. Когда Ашик-Кериб отправляется в своё долгое странствие, она приносит обет дождаться его возвращения, но предупреждает, что, если он не преуспеет, отец отдаст её замуж за Куршуд-юека, который давно к ней сватается. Магуль-Мегери не сомневается в Ашик-Керибе, и не верит в ложь о его смерти, которую приносит Куршуд-бек. После того, как поэт уходит в путешествие, она никогда его не забывает, и прошествии шести лет, беспокоясь, передаёт с отбывающим из Тифлиса купцом золотое блюдо, чтобы тот нашёл Ашик-Кериба и напомнил ему о том, что пора возвращаться. То, что Магуль-Мегери не теряет веры в своего возлюбленного, делает её едва ли не самым главным героем “Ашик-Кериба”. После того, как её любимый опаздывает, Магуль-Мегери, покорившись воле отца, готовится выйти замуж за Куршуд-бека, но намеревается сразу после этого заколоть себя кинжалом.

Куршуд-бек

Куршуд-бек
Куршуд-бек, главный отрицательный герой «Ашик-Кериба» (слева, на коне)

Главный отрицательный герой сказки “Ашик-Кериб”, лживый и подлый в начале произведения человек. Куршуд-бек давно влюблён в Магуль-Мегери, но она не отвечает ему взаимностью. Когда Ашик-Кериб уходит странствовать, Куршуд-бек увязывается за ним под предлогом помощи. Однако, когда певец раздевается, чтобы переплыть реку, Куршуд-бек крадёт его одежду, возвращается обратно, приходит к его матери и лжёт о его смерти. Та, убитая горем, постоянно плачет и потому слепнет, а также рассказывает о смерти сына Магуль-Мегери, но девушка не верит в его гибель Ашик-Кериба. Когда спустя 7 лет певец опаздывает, начинается свадебная церемония Куршуд-бека и Магуль-Мегери, которая в самый ответственный момент прерывается Ашик-Керибом. Брат Куршуд-бека пытается зарубить их обоих, но его останавливает сам Куршуд-бек, который смирился с судьбой и встал на путь исправления. Позднее Ашик-Кериб выдаёт за него замуж свою сестру, дав ей заодно богатое приданое. Соответственно, в лице Куршуд-бека, который на протяжении всей сказки выступает отрицательным главным героем, Лермонтов показывает, что даже у самых плохих людей есть надежда на раскаяние и исправление.

 

Второстепенные герои сказки “Ашик-Кериб”

Аяк-ага

Почтенный немолодой турок (“-ага” – это частица, которая значит “дедушка” и добавляется к имени пожилых людей в знак уважения), отец Магуль-Мегери. Искренне любит дочь, но в силу своей консервативности и возраста уверен в том, что он лучше знает, как ей жить, а потому хочет найти её хорошего и обеспеченного жениха. Несмотря на это, позволяет дочери принести обет ждать своего суженого на протяжении 7 лет, так как действительно её любит.

Хадерилиаз

Хадерилиаз
Хадерилиаз выручает Ашик-Кериба

По задумке Лермонтова этот второстепенный герой “Ашик-Кериба” является святым Георгием, и именно он выручает певца в самый трудный момент. Когда тот опаздывает на свадьбу (ему предстоит ещё несколько месяцев пути, а свадьба уже вот-вот), Хадерилиаз волшебным образом переносит его сразу на место. Также он даёт ему комок земли, сказав, что мать Ашик-Кериба вернёт себе зрение, если он помажет этой землёй её глаза.

Мать Ашик-Кериба

Мать Ашик-Кериба
Куршуд-бек вручает матери Ашик-Кериба его одежду и рассказывает о том, что он якобы утонул

Упорная женщина, бедная, но честно работающая всю свою жизнь. В сказке она не играет существенной роли. Однако, получив от Куршуд-бека известие о смерти сына, верит ему и от слёз слепнет, так как постоянно плачет. В финале мать главного героя “Ашик-Кериба” снова начинает видеть, когда тот мажет ей глаза чудодейственной землёй, полученной от Хадерилиаза (святого Георгия). При этом чуть ранее, при первой встрече после разлуки,ни она, ни сёстра героя не узнают изменившегося за 7 лет Ашик-Кериба, и он представляется им именем “Рашид”, что означает “Храбрый”.

Брат Куршуд-бека

Фигурирует только в самом конце сказки. После того, как Ашик-Кериб расстроил свадьбу и фактически отобрал уже готовую выйти замуж за Куршуд-бека невесту, он пытается зарубить певца и девушку, чтобы отомстить за нанесённое брату оскорбление, но тот сам его останавливает.

Сказка М. Ю.  Лермонтова «Ашик-Кериб». Герои
турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. (2й урок)

Цель урока:


продолжить знакомство со сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашик- Кериб»

Задачи урока:

-создать
условия, для ознакомления детей  с турецкой культурой;

-совершенствование
осознанного чтения;

-закрепить
особенности волшебных сказок;

-обогащать
словарный запас детей;

-воспитывать
чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности.

Оборудование:
портрет писателя, презентация, карточки для работы индивидуально и в парах,
группах.

Ход урока.

1.    
Мотивация и актуализация знаний.

Слайды 1 – 3.


Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением писателя, которого
зовут ….(Михаил Юрьевич Лермонтов)


Какие жанры произведений Лермонтова мы знаем? (Стихи и сказки)


Как называется произведение, с которым мы начали знакомиться на прошлом уроке? (Турецкая
сказка «Ашик- Кериб».)


К какому жанру мы отнесём это произведение? (сказка)


Какие бывают типы сказок? (народные и авторские)


К какой группе отнесём сказку М. Ю. Лермонтова? (авторская)


Давайте вспомним, на какие виды делятся сказки?  (волшебные, бытовые, о животных).


Опираясь на схему, расскажите мне о сказке «Ашик-кериб» (авторская,
волшебная).


Докажите, что эта сказка волшебная, назвав особенности таких сказок. (Чудеса,
волшебные предметы, троекратный повтор)

2.    
Постановка целей и задач

Итак, цель нашего урока продолжить знакомство с этой
сказкой, какие познавательные задачи мы поставим перед собой?

1.     Вспомнить
сюжет сказки.

2.     Охарактеризовать
героев.

3.     Выяснить,
чему учит нас эта сказка и что хотел сказать нам автор.

3.    
Проверка домашнего задания.


Дома вы должны были перечитать эту сказку, сейчас мы проверим, как внимательно
вы читали. 

1. Работа в парах.


 Для этого одни ребята ответят на вопросы небольшого теста, а другие –
разгадают кроссворд, поработав в парах. Как только вы будете готовы, покажите мне
это.

Слайды
4-6 (проверка кроссворда и теста)

Тест

1) Кем был Ашик­ Кериб?
а) богатый турок
б) бедный певец
в) великий паша

2) В каком городе жила Магуль ­Мегери?
а) Карс
б) Тифлиз
в) Арзерум

3) Кто помог Ашик ­Керибу?
а) Куршуд­ бек
б) Святой Хадерилиаз
в) мать

4) Как Ашик­ Кериб вернул матери зрение? 
а) сказал волшебные слова
б) помазал глаза комком земли
в) спел свою лучшую песню

4.    
Работа по теме урока.


Давайте мы поработаем с текстом, но сделаем это с помощью иллюстрации.

Слайды 7-13


Ваша задача, узнать эпизод по картинке и найти его в тексте и зачитать.

1. — Чем занимался Ашик-Кериб?


Почему люди уважали его?


Как он познакомился со своей невестой?


Что предложила девушка Ашик-Керибу?


Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты, ведь приданого девушки
могло хватить на безбедную жизнь?


Какое решение принял Ашик Кериб?


Охарактеризуйте Ашик Кериба. (Ашик Кериб талантливый, честный, храбрый,
добрый, великодушный
)

2.
— Почему девушка согласилась ждать Ашик Кериба 7 лет, ведь это так долго?


Какое качество Магуль Мегери помогло ей выдержать все испытания?


Какие ещё черты характера этой девушки вам нравятся?


Почему девушка держала кинжал и яд?

5.    
Физминутка

Слушай,
сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте.

Потягушка,
потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно,
Он стучит в твое окно.

— А как вы
думаете, Куршуд бек – положительный или отрицательный герой? (Отрицательный,
так как он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери
Ашика, ведь от слез она потеряла зрение).

— Почему
он совершил такой поступок? (Он тоже любил Магуль Мегери).

6.    
Закрепление нового материала.

Работа в группах.


Хорошо. Мы вспомнили сюжет сказки и главных героев. Назовите кто является
главными героями сказки? (Ашик — Кериб, Магуль – Мегери и Куршид – Бек.)


Кто, по вашему мнению, второстепенный герой? (мать, подруга, сестра, брат
Куршид–бека и святой Георгий).


Давайте дадим характеристику главным героям, заполнив их паспорт.

Для
этого вы будете работать в группах.

-Чтобы
лучше понять поступки героев, составим их словесный портрет.

-Для
этого можно использовать план (работа в группах).

1.    
Как звали героя?

2.     Чем
занимался?

3.     Возраст.

4.     Бедный
или богатый.

5.     В
какой семье воспитывался?

6.     Кто
его друзья?

7.     Черты
характера.

Ашик-Кериб            Магуль-Мегери                
Куршуд-бек

молодой         
                молодая                              богатый                                                                                                                                  
красивый                        богатая                              завистливый

бедный                  
         красивая                             жестокий        

музыкант               
        приветливая                        

дружелюбный         
      добрая                                                   

приветливый                                               

Выслушиваются
ответы детей, анализируется характер главных героев.

         Ашик-Кериб  бедный  
музыкант, высокое сердце, уважали его люди, порядочность с чувством
достоинства, уважение к матери, любовь к сестре, талантливый музыкант,  умение
прощать, любовь к  Магуль-Мегери,
честный,  храбрый,
добрый, великодушный;

         Магуль-Мегери 
единственная дочь, не избалованная богатством, красивая, добрая, порядочная,
верная данному слову,  любит  Ашик-Кериба, покорная. 

         Куршуд-бек, злость, зависть, непорядочность,
обман,
 он совершил подлый, бесчестный поступок,
жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слёз она потеряла зрение.

— Что же автор хотел сказать нам,
наделяя своих героев таким характером? (важно иметь верных друзей, не идти на
подлости, быть терпеливым и добро всегда будет вознаграждено. Уметь прощать и
не держать обиды)

Прочитаем
пословицы стр. 111.

-Для
чего автор описал нам их?

-Может
ли для тебя это быть ценным?

7.    
Рефлексия.

Какое
задание показалось самым интересным? Самым трудным? Что главное поняли на
уроке?

-Сказку
какого народа нам пересказал М. Ю. Лермонтов?

-На
кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему?

Домашнее задание.

1. Составить 5
вопросов по содержанию произведения.

Словарик восточных слов.

Аян- Ага— знатный
господин.

Ана— мать.

Ашик— музыкант, балалаечник.

Аллах— бог.

Газель— родственное антилопе
полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.

Зарок- клятвенное обещание.

Караван— сарай- постоялый и
торговый дом в городе, на дороге.

Маулям— создатель.

Минарет— башня у мечети, откуда
созывали мусульман на молитву.

Намаз— ежедневное пятикратное
моление у мусульман.

Оглан— юноша.

Пророк— истолкователь воли
божества, богов; тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

Паша- в старой Турции титул
генералов.

Сааз— турецкая баладайка.

Салям- алейкум
здравствуйте.

Чауши— слуги.

Слайды уроку

  • Охарактеризовать чечевицына из рассказа мальчики
  • Охарактеризовать царицу и царевну в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Охарактеризовать царевну из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс
  • Охарактеризовать старуху из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс
  • Охарактеризовать старика и старуху из сказки о рыбаке и рыбке