Охарактеризуйте философское сочинение марка аврелия

Автор статьи

Дмитрий А Верг

Эксперт по предмету «Философия»

Задать вопрос автору статьи

Биография Марка Аврелия

Марк Аврелий Антонин – император Рима из династии Антонинов, философ, яркий представитель позднего стоицизма, один из последователей Эпиктета. Считается последним из пяти «хороших» императоров.

Марк Аврелий – сын Марка Анния Вера и Домиции Луциллы, был рожден в Риме 26 апреля 121 года в семье сенатора испанского происхождения.

Дед Марка Аврелия со стороны отца (Марк Анний Вер) – троекратный консул.

В 139 году Марка усыновил император Антонин Пий и он получил свое полное имя – Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Жена Антония Пия – родная сестра отца Марка Аврелия.

Марк Аврелий получил прекрасное образование. При жизни императора Адриана Марк Аврелий, невзирая на свой юный возраст, вступил в должность квестора, начав административную деятельность.

В 138 году он был помолвлен с Анной Галерией Фаустиной, приходившейся императору Антонию Пию дочерью. От брака с ней у Аврелия было 12 детей, до взрослых лет из которых дожили только четверо, остальные умерли в детском возрасте.

В 25 лет Аврелий начал заниматься философией. Он считал себя последователем Квинта Юния Рустика.

Философия Марка Аврелия

Философия Аврелия сформировалась из-за беспомощности и слабости человека, ощущения безысходности и отчаяния. Соответственно такому обостренному чувству отчаяния и тоски у Аврелия преобладает обращение к божеству, вера в божественное откровение и в целом возрастание божественного элемента в философии. Марк Аврелий принимал участие в языческих богослужениях, поощряя официальный культ. Он считал, что из беспомощности личности человека возможен единственный выход – обратиться к божеству, внутренне с ним общаться, отрешившись от всего внешнего, погрузиться в собственную душу. По Аврелию человек должен не просто обладать стоической апатией, а как мудрец не должен волноваться ни о чем внешнем, душа вообще не должна с этим соприкасаться.

Антропология Марка Аврелия содержит много моментов, которые приближают его к платонизму, делая представителем стоического платонизма. Так, согласно этому учению, человек построен из трех частей:

«Марк Аврелий, представитель позднего стоицизма» 👇

  • грубая материя, или тело;
  • тонкая материя, или жизненная сила;
  • нетелесная сущность – разум или дух, представляющий собственное «Я» человека.

Однако у Аврелия есть ряд ортодоксально стоических положений, касающихся автаркии, независимости мудреца и пр. Это одно из проявлений античного характера его философии, так как при всей терпимости и мягкости к человеческим слабостям Аврелий был далек от христианства. Достичь внутреннюю гармонию – единственная цель философии.

Замечание 1

Природу Аврелий ставит выше искусства, так как она является одновременно творящим и творимым, тогда как искусством, в общепринятом слове, организуется только мертвая материя, и эта организация только творимая область, но не творящая. Когда совпадает творимое и творящее начало, человек творит необыкновенное искусство, формируется сам человек в качестве морально совершенного человека как истинного произведения искусства.

В этом раскрывается одна из наиболее примечательных сторон личности Аврелия: он далек от всех утопий, сознательно их отвергая. Философия – закон жизни, но философу необходимо понимать несовершенство человека, медлительность в усвоении человечеством высших моральных и интеллектуальных истин. Мир не может быть обновлен насильственно, так как никто не имеет власти над человеческими чувствами и мыслями.

Внимание к детям, которое идет близко к расширению прав женщин – лучший показатель нового духа, проникающий в законодательство империи. Он чувствуется и в другой сфере – при признании прав рабов. Он добился, что по законодательству Рима была обеспечена безопасность личности раба от покушения на его честь и жизнь, от жестокого обращения с ним и его семьей, неприкосновенность его имущества, запрет на борьбу рабов с хищниками в амфитеатре. В отдельных случаях Аврелий, став императором, разрешал рабам наследовать за своими хозяевами.

Многие этические выводы, сделанные Аврелием, напрямую вытекают из его теологии и метафизики. Его знаменитая доктрина «мироприятия» работает на двух ступенях:

  • Первая – это события повседневной жизни. Если кто-то обращается с вами плохо, это следует принять, так как такое отношение не может вам навредить, если вы сами этого не позволите.
  • Вторая – жизнь и место человека в мире. Аврелий относился к своему положению императора без энтузиазма. Он бы хотел провести жизнь как ученый или наставник.

Концепция разума в стоицизме двусмысленна, такая двусмысленность периодически отражается в размышлениях Аврелия. Разум, с одной стороны, является просто объяснением того, что жизнь в абсолютно материальной вселенной подчинена несокрушимому закону. С другой стороны, разум рассматривается в качестве вселенского ума, наводящего на мысль о существовании духа. Этой концепцией вводится понятие Бога.

Еще один теологический вопрос, которому было уделено много внимания Марком – проблема смерти и бессмертия. Разумный человек не боится смерти, так как это явление природы, оно не может быть злом. После наступления смерти человек просто перестает существовать. Аврелий поддерживал взгляды на бессмертие стоиков. В соответствии с этой позицией, история космоса – не линейная, а циклическая. Вселенная через определенное время подойдет к концу сегодняшней эпохи и погрузиться в первоначальное состояние огня. Из него возникнет новая вселенная, с точностью повторяющая историю существующего сейчас мира.

Замечание 2

Единственным сочинением Марка Аврелия является философский дневник «К самому себе», который состоит из рассуждений, заключенных в 12 книгах. Он считается памятником моралистической литературы и написан на греческом языке в 70-х годах II века.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Философские взгляды м.Аврелия

Марк
Аврелий был стоиком. Следовательно, для
понимания его философии необходимо
иметь некоторое представление о
стоическом учении. Стоицизм был одной
из ведущих философских школ эллинистического
и римского периодов. Хотя его предтечами
были ранние философы — особенно Гераклит
и Сократ, — как отдельное философское
течение он сформировался около 300 г. до
н.э., когда в Афины прибыл с Кипра Зенон
(ок.336 — 264 гг . до н.э. ) и начал учить в
Стое, или крытой рыночной площади.

Зенон
и его преемники развили целостную
философскую систему, включившую в себя
эпистемологию, метафизику, логику,
этику, политическую философию религии.
Сердцевиной этой системы был метафизический
материализм, который, не будучи столь
интеллектуально изощрен, как атомизм
Демокрита, все же позволил стоикам
описывать вселенную как чисто природную
целостность, функционирующую сообразно
закону, и тем самым найти онтологическую
нишу для Бога. Хотя с логической точки
зрения такое сочетание было не слишком
жизнеспособно, оно предоставило стоикам
структуру, вокруг которой строилась
вся стоическая философия.

Стоицизм
пришел в Рим вскоре после того, как в
середине второго века до н.э. римское
оружие покорило Грецию. В период ранней
империи он играл ведущую роль в умственной
жизни Рима. Двумя важнейшими римскими
стоиками стали император Марк Аврелий
( 121 — 180 гг. н.э. ) и раб Эпиктет ( ок. 50 — ок.
125 гг. н.э. )

Стоики
не смотря на целый ряд своих созвучных
христианству идей, оставались язычниками,
например Марк Аврелий, хотя и “по долгу
службы”, все-таки и организовал гонение
на христиан. Но это родство не следует
и игнорировать. И может быть, самое
глубокое родство между стоицизмом и
христианством следует искать не в
совпадении отдельных мыслей и высказываний,
а в том самоуглублении личности, на
котором история стоицизма закончилась
и история христианства началась.

Переворот,
совершенный стоиками в философии, можно
назвать, если воспользоваться современным
термином, “экзистенциальным”: чем
безразличнее становится становился
стоический мудрец к окружающему его
миру ( в том числе и к социальному), тем
сильнее он проникал в сокровенные
глубины собственного Я, обнаруживая в
своей личности целую вселенную ранее
совершенно ему неведомую и недоступную.
В “Размышлениях Марка Аврелия достигнута,
по-видимому, предельная глубина
самосознания и восповедальности,
доступные античному человеку. Без этого
открытия “внутреннего мира” человека
(“внутреннего человека”, по терминологии
Нового Завета), совершенного стоиками,
едва ли была бы возможна победа
христианства. Поэтому римский стоицизм
можно назвать, в определенном смысле,
рассматривать как “подготовительную
школу” христианства, а самих стоиков
— как ”искателей Бога”.

Чтобы
понять стоицизм Марка во всей его
целостности, необходимо отправляться
от его метафизики. Здесь он в целом
ортодоксален: вселенная — этоматериальный
организм, состоящий из четырех основных
элементов. Все случающееся причинно
обусловлено,
поэтому в мире нет места случайности.

Другим
способом выразить ту же мысль, на котором
делает акцент Марк, является утверждение,
что вселенная управляется законом и
порядок вещей есть манифестация разума.
Из этого, по мысли Марка, следует, что
существующий правящий вселенной разумный
законодатель, или Бог. Однако, в отличии
от иудее — христианской традиции, Марк
понимает Бога не как трансцендентное
существо, вступающее в личные
взаимоотношения с человечеством. Бог,
согласно Марку, — это скорее имманентный
разум, определяющий ход всемирной
истории. Поскольку вселенная целиком
и полностью разумна, постольку, заключает
Марк, она является также и благой. Таким
образом, полагать, будто нечто, случающееся
в естественном порядке вещей, есть зло,
значит совершать фундаментальную
ошибку. Следовательно, стержнем учения
Марка является некая разновидность
космического оптимизма.

Главные
идеи Марка Аврелия:

1.
Вселенная управляется разумом, который
есть Бог.

2.
В разумно устроенной вселенной все, что
случается, является не только необходимым,
но и благим.

3.
Человеческое счастье заключается в
том, чтобы жить в согласии с природой и
разумом.

4.
Хотя действия индивида причинно
обусловлены, он достигает свободы,
действуя разумно.

5.
Дурные поступки других не причиняют
нам вреда; скорее нам вредят наши мнения
об этих поступках.

6.
Все разумные существа подчиняются
закону природы и тем самым являются
гражданами всемирного государства.

7.
Разумный индивидуум не должен бояться
смерти, так как она естественное событие
жизни.

“Размышления”
не назовешь обычным философским
трактатом. Скорее это сочетание
интеллектуальной автбиографии
и
серии овещеваний, обращенных автором
к самому себе и указывающих, как должно
действовать не только в повседневных
делах, но и в жизни в целом. И, действительно,
заглавие, которое дал Марк своему
сочинению, — Не “Размышления”, но
греческая фраза, которую можно перевести
как “мысли, обращенные к самому себе“.
Так как “Размышления” обращались к
самому автору и, по — видимому, не
предназначались к обнародованию, им не
достает завершенности правильного
философского трактата. Мысли зачастую
фрагментальны, грешат самоповторами,
а весь том сочинения — чрезвычайно
личный. В итоге порой трудно понять, что
хочет сказать автор, или проследить за
линией аргументации, приводящей его к
тому или иному выводу. Тем не менее
“Размышления” содержат философское
учение, которое является Аврелиевским
изводом стоицизма.

“Размышления”
Марка разделяются на книги и главы — но
их порядок чисто внешний. Некоторым
единством обладает лишь первая книга,
где Марк Аврелий вспоминает своих
родных, наставников и близких людей и
объясняет, чем он им обязан заканчивая
перечислением всего того, чем он обязан
богам. Мы имеем своеобразный дневник —
не внешних событий, а мыслей и настроений,
более важных в глазах автора, чем внешние
события. Можно сказать, что “Размышления”
представляют полную противоположность
другой книге, которая также писалась
среди военных тревог — Комментариям о
галльской войне Юлия Цезаря. Здесь
заботливо устранено всякое проникновение
в глубь душевных переживаний, весь
интерес также исключительно поглощен
объективным миром, как у Марка Аврелия
миром субъективным. Марк Аврелий
обращался лишь к самому себе — он хотел
закрепить переживания, которые могли
служить моральной поддержкой и
побуждением. Никогда не думал он этими
строками влиять на других или исправлять
их. Отсюда глубокая искренность, которая
интуитивно воспринимается всяким
читателем “Размышлений” и которой так
не достает многим автобиографиям и
исповедям, отсюда и непринужденность
формы: Марк Аврелий не искал ее, как не
ищут, делая отметки на полях книги. Нет
риторических забот, но выражение всегда
точно и ясно передает не только мысль,
но и окружающий ее душевный фон.

Прежде
всего прочность моральных истин не
связана для него с тем или другим
представлением о мире. У него нет
определенной космологии — хотя бы той,
которую выработал стоицизм. Он склоняется к
этой последней в ее общих чертах, но
достоверность ее нигде не стоит для
него вровень с достоверностью нравственных
начал, к которым обращается человек.
Дело не только в том, что интерес Марка
Аврелия  сосредоточен на этих
последних, как это вообще мы наблюдаем
в позднейшем стоицизме, и не только в
его сомнениях относительно возможности
постигнуть физическую истину; для него
, если даже правы не стоики, а эпикурейцы,
и, если миром управляет единый закон, а
самый случай, если все сводится к игре
атомов, побуждения человека к добру
этим не устраняются и привязанность к
миру не усиливается. Эта мысль повторяется
чрезвычайно часто.

Поэтому,
когда в “Размышлениях” мы читаем, что
человеческому телу свойственны элементы,
огненные, воздушные, водяные и земляные,
автор пользуется лишь распространенной
гипотезой, не возводя ее на степень
категорической истины.

Это
отсутствие догматизма освобождает от
сектанского духа, от преувеличенною
прославления одной философской школы
за счет дру­гих. Когда Марк Аврелий
находит родственные ему мысли у Эпикура,
ои не боится их брать, не боится и признать
в представителе гедонисти­ческой
философии мудрого учителя жизни.

Догматизм
религиозный присущ “Размышлениям” не
в большей мере, чем догматизм философский.
Ни один не может притязать на исключительное
право раскрытия людям божественной
тайны. Одно представлялось Марку Аврелию
несомненным: наличность в мире божества;
атеизм противоразумен. Но что представляют
эти боги, являются ли они лишь аспектами
созидающего разума о котором учили
стоики и на который часто ссылается
Марк Аврелий? Несомненно, мы найдем у
него тенденцию к монотеизму. Если мир
един, то един наполняющий его бог, един
и общин закон, едина и истина. Учение о
посредниках между божеством и человеком,
та демонология, которая так принялась
на почве религиозно философского
синкретизма, остается ему чуждой. Общение
человека с божеством осуществляется
прежде всего самопознанием, а затем и
молитвой. По-видимому , для Марка Аврелия
первое можег заменять второе: молитвы
есть ее лишь словесное выражение
внутреннего чувства, и как таковое она
должна быть проста и свободна наподобие
приводимой им молитвы афинян о дожде.

Место
человека в мире изображается в
“Размышлениях” в двух как бы
противоположных аспектах. С одной
стороны, постоянно возвращаются
напоминания о всей эфемерности
человеческой жизни. Земля есть лишь
точка в бесконечном пространстве, Европа
и Азия лишь уголки мира, человек —
ничтожный миг времени. Огромное
большинство исчезает из памяти окружающих;
лишь некоторые превращались в мифы, но
и эти мифы обречены на забвение. Нет
более суетной заботы, чем забота о
посмертной славе. Реален лишь настоящий
миг — но что он значит перед лицом
бесконечности в прошлом и бесконечности
в будущем? И все-таки человеческий дух
есть высшее , что мы находим в мире ; по
образцу его мы представляем душу целого.
Человек не есть его поступки ; вся его
ценность лежит в его душе. И опять — таки
Марк Аврелий и здесь остается чуждым
какому-либо антропологическому догматизму
; нельзя признать за последний указание
, что человеку присущи три элемента :
телесный , жизненный и разумный или что
душе присуща сферическая форма.
Господствующий мотив Марка Аврелия и
здесь чисто этический. Человек
есть частица мира; его поведение входит
в общий план судьбы или промысла. Самое
чувство гнева должно падать, когда мы
вспомним, что порочный не мог действовать
вопреки своей природе. Но это не значит,
чтобы у человека была отнята всякая
свобода и с него снята всякая
ответственность. Марк Аврелий подошел
к великой философской проблеме
необходимости и свободы, разрешить
которую в пределах стоического
детерминизма; он, естественно, не был в
состоянии. Его понимание этики осталось
слишком интеллектуалистическим. Грех
— в основе заблуждение и незнание. И в
глазах Марка Аврелия, не по своему
выбору, но всегда вопреки себе человеческая
душа лишается истины — равным образом
справедливости и, благополучия, кротости.
Как всегда в интеллектуалистической
этике, проблема зла лишается своей
трагической безвыходности, и нет
необходимости в иску­плении, которое
превышало бы человеческие силы. С другой
стороны, фатализм Марка Аврелия совершенно
свободен от той беспощадности в оценке
заблуждающихся и погрешающих, которая
так часто вырабаты­вается на почве
религиозной веры в предопределение —
хотя бы в кальвинизме.

Многие,
но не все, этические выводы Марка прямо
вытекают из его метафизики и теологии.
Возможно, важнейший из них — призыв, то
и дело повторяющийся на страницах
“Размышлений”: поддерживать гармонию
индивидуальной воли с природой. Здесь
мы сталкиваемся со знаменитой стоической
доктриной “мироприятия”. Данное учение
работает на двух уровнях. Первый относится
к событиям повседневной жизни. Когда
некто обращается с тобой плохо, советует
Марк, следует принять дурное обхождение,
так как оно не может нам повредить, если
мы сами этого не позволим. Это воззрение
весьма близко, но не тождественно
христианскому увещеванию подставить
“другую щеку“. Иисус сказал о своих
палачах: “Прости им, ибо они не знают,
что творят“ , и его утверждение отчасти
мог разделить и Марк. Как и Иисус, он
верил, что люди, вовлеченные в злодеяния,
поступают так по неведению; как и Иисус,
он заявлял, что их поступок не следует
объяснять некой порочностью их натуры.
Скорее они поступают так, а не иначе,
полагая, что действуют правильным
образом, а значит, погрешат только в
суждении. Но, в отличии от Иисуса, Марк
не выставлял на передний план важность
прощения. Куда больше его занимала
внутренняя реакция жертвы злодеяния,
и он не уставал подчеркивать, что никакой
вред не может быть нам причинен вопреки
нашей воле. Что бы ни случилось с твоим
имуществом и даже с твоим телом, твое
внутреннее и истинное “я” остается
невредимым до тех пор, пока оно отказывается
признать, что ему причинен ущерб.

Второй
аспект доктрины “мироприятия”
рассматривает жизнь и место индивидуума
в мире. Из “Размышлений” явствует со
всей очевидностью, что Марк без восторга
относился к совему высокому положению
римского императора. Он почти наверняка
предпочел бы провести свою жизнь
наставником или ученым. Но судьба
поставила его императором, как она
поставила Эпиктета рабом. Следовательно,
его долг — принять свое положение в жизни
и исполнять возложенную на него задачу
в меру своих способностей.

Понятие
судьбы представяло для стоической
философии проблему. Если, как признавал
Марк, Вселенная
управляется разумом и в силу этого всему
случающемуся определенно случаться
именно так, а не иначе, то остается ли
место для свободы человека? Марк разрешает
эту проблему, проводя тонкое различие.
Если понимать под свободой выбор между
равно открытыми альтернативами, то
такой свободы, конечно же, не существует.
Но у свободы есть и другое значение:
принимать все происходящее как часть
благого миропорядка и отвечать на
события разумом, а не эмоциями. Индивидуум,
живущий таким образом,настаивает Марк,
является подлинно свободной личностью.
Такой человек не только свободен, но
еще и правден. Так как разумность
вселенной является основанием его
благости, все происходящее во вселенной
должно только укреплять эту благость.
Следовательно, разумная личность,
принимая события, не только отвечает
на внешнее благо, но и вносит личный
вклад в ценность мирового целого.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Читая прославления философии у Марка Аврелия, мы всегда должны помнить, какое место она занимала в культурном обиходе Римской империи. Философии предназначалось руководство нравственной жизнью отдельного человека и целого общества.

«Жизнь — борьба и странствия на чужбине. Но что может вывести на путь? Ничто, кроме философии». Римский император Марк Аврелий Антонин (121-180) всю жизнь был верен этому убеждению. Самодисциплина, хладнокровие и мужество не только помогли «философу на троне», как прозвали его потомки, справиться с разочарованностью и мучительным одиночеством, но позволили придать законченную форму учению стоиков и стать влиятельнейшим философом Древнего Рима. «Смерть не имеет к нам никакого отношения — существуем мы, не существует она, когда же есть она — мы уже не существуем», — одно из его известнейших парадоксальных высказываний[i].

Не обладавший воинственным характером, Марк Аврелий всю жизнь был вынужден проводить в военных походах. «Размышления», личные записи римского императора, которые стали его главным философским шедевром, были созданы им в 70-е гг. II в.н.э. в походной палатке. Эту книгу знают так же под названием «Наедине с собой».

В своем сочинении автор предстает перед нами как человек, в высшей степени интеллектуально одаренный, необычайно проницательный наблюдатель, наделенный редкой интуицией. Этике Марка Аврелия Антонина был присущ фатализм, проповедь смирения и аскетизма. Но этика «Размышлений» не пассивна, она требует от людей не только покорности и терпения. Сама кратковременность жизни есть призыв человека к действию. «Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним». Мысль о неизбежной смерти побуждает человека задуматься о бесконечной ценности каждого мгновения. Это призыв к активности, призыв проживать каждый день как последний в своей жизни. Требовать от себя максимального, работать на пределе своих возможностей, отдавать себя полностью делу, к которому ты призван. Наряду с этим, человек должен находиться в постоянном внимании к миру и к самому себе. «Размышления» Марка Аврелия были образцом духовной практики стоика, который погружается в мир, радостно сознавая себя частицей великого мирового целого.

Марку Аврелию удалось применить те морально-политические принципы, которые мы находим в его «Размышлениях». Философия Марка Аврелия: здесь не расходится с его деятельностью, и опыт императора ни в чем не опровергает самых продуманных и прочувствованных его мыслей. Марк Аврелий окружал себя философами-риторами, он сделал государственными людьми своих старых наставников, так среди консулов и проконсулов его царствования мы находим Ирода Аттика, Фронтона, Юлия Рустика, Клавдия Севера, Прокула. Важно, что в его собственном сознании между философией и жизненной практикой не существует никакого антагонизма. Тезис, гласящий, что философское исповедание может ни к чему не обязывать, представился бы ему чудовищным. По мнению Марка Аврелия, философия даст человеку возможность постигнуть свое место в мире и исполнить свои обязанности. Место человека в мире изображается в «Размышлениях»  в  двух  как  бы противоположных  аспектах.  С  одной  стороны,   постоянно   возвращаются напоминания о всей эфемерности человеческой жизни. Земля есть лишь точка  в бесконечном пространстве, Европа и Азия  лишь  уголки  мира,  человек — ничтожный миг времени. Огромное большинство исчезает из памяти окружающих; лишь некоторые превращались в мифы, но и эти мифы  обречены  на  забвение. Нет более суетной заботы, чем  забота  о  посмертной  славе. 

 Человек  не есть его поступки; вся его ценность лежит в его душе. И опять-таки  Марк Аврелий отрицает, что человеку присущи три элемента: телесный, жизненный и разумный   или что душе присуща сферическая  форма. Человек есть частица мира; его поведение входит в общий  план  судьбы или промысла.  

Марк  Аврелий  подошел  к  великой  философской   проблеме необходимости  и  свободы,  разрешить  которую  в   пределах   стоического детерминизма;  он, естественно, не был в состоянии. Марк Аврелий всегда был так чужд какого-либо искания популярности; после его смерти обнаружилось на каких глубоких и подлинных чувствах держалась его популярность.

Марк Аврелий смотрит на человека как на сложное социальное существо, которое, с одной стороны, живет настоящим, суетным, а с другой, - занимается деятельностью, которая преследует долговременные цели. Поэтому он осуждает того, кто свои дела не согласовывает с высшими целями, под которыми имеет в виду благо государство. Этому он дает философское обоснование. Несмотря на текучесть всего происходящего, существует нечто целое, которое управляется логосом, разумом. Этим разумом люди объединены, в каждом человеке живет частица этого разума, которому он должен поклоняться и служить.

Размышления / Марк Аврелий Антонин — М.: Эксмо, 2008. С.5.

  • Охарактеризуйте тип личности и тип старости героини рассказа т толстой милая шура
  • Охарактеризуйте сказки как вид народной прозы
  • Охарактеризуйте рассказы бунина деревня суходол антоновские яблоки
  • Охарактеризуйте отношения шухова с другими персонажами повести рассказа один день ивана денисовича
  • Охарактеризуйте одного из героев предварительно подготовив план своего рассказа ромео и джульетта