Охарактеризуйте отношения шухова с другими персонажами повести рассказа один день ивана денисовича

ПРАКТИЧЕСКОЕ
ЗАНЯТИЕ

ПОВЕСТЬ
(РАССКАЗ) А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА».

1. В чем заключается
сюжетно-композиционное своеобразие произведения А. И. Солженицына?

Повествование
в рассказе ведется от имени автора, не только досконально знающего лагерную
жизнь, но и являющегося как бы членом бригады, где работает герой. Это
позволяет ему, не являясь двойником Шухова, показать восприятие происходящего
изнутри, опираясь на свой жизненный опыт. Граница между авторским описанием и
внутренним монологом героя размыта. Солженицын укрупняет детали каторжного
быта, выстраивает систему, приводя их в соответствие с обобщенной оценкой
происходящего в недавнем прошлом. Один день оказывается осколком зеркала, в
котором так же ясно, как и в целом, видна бесчеловечная сущность «народной»
власти, противостоять которой способна только нравственная сила, скрытая в душе
русского народа.

Важнейший
принцип композиции произведения – «узел». В одном дне из жизни обычного
заключенного фокусируются острейшие проблемы, освещение которых осуществляется
отдельными репликами, «мазками».

2.
Охарактеризуйте отношения Шухова с другими персонажами повести (рассказа). Что
общего между ними и что отличает Шухова от других? Какой композиционный принцип
использует А. И. Солженицын контраст или уподобление?

Иван
Денисович Шухов – человек не конфликтный, на зоне у него со всеми хорошие
отношения. Он знает, с кем и как разговаривать. Также все относятся к нему
хорошо, называют его по имени, а не по номеру, потому что уважают за то, что в
трудной ситуации он смог остаться человеком.

Для
других заключенных
Шухов человек чести,
таких не трогают, а уважают. Он друг, опора и советчик, как выжить в таких
условиях.

Для
начальства
– опасный человек. Иван не
боится ничего, не выслуживается и ни о чем не просит.

Я считаю,
что автор использовал контраст для описания отношений Шухова с другими
персонажами: отношения с заключенными – отношения с начальством.  

3.
Охарактеризуйте художественный конфликт произведения.

А.И.
Солженицын  показал жизнь во время сталинских репрессий, а в том числе один
день из жизни заключенного. Он поднимает проблему человечного в человеке и
показывает, как Шухов способен остаться человеком в таких жестоких условиях.

Автор
показал нам былую систему. Каждый человек – винтик в этой системе, и если он не
подчиняется, не вкручивается, то его ломают.

4. Сопоставьте речь
рассказчика с речью персонажей и охарактеризуйте особенности художественной
речи в произведении.

В своем
повествовании А.И. Солженицын добивается почти абсолютного слияния авторского
голоса и речи героя.

В
композиционном плане весь рассказ выстроен как несобственно-прямая речь Ивана
Денисовича Шухова. А.И. Солженицын предпочел такую форму рассказывания, которая
могла бы предельно сблизить точку зрения мужика с точкой зрения автора. Манера
речевого выражения определяется присущими сказовой речи просторечиями и
диалектизмами, а также лагерного жаргона.

А.И.
Солженицын предпочитает первоначальную образность, добиваясь максимального
эффекта «нагой» речи и используя минимально переносные значения слов. Колоритную
экспрессию придают тексту фразеологизмы, пословицы и поговорки в речи героя,
помещенные в несколько иной контекст. Шухов способен очень сжато и метко
определить суть события или чьего-либо характера. В концовках эпизодов или
описательных фрагментов его речь звучит особенно афористично, что придаёт
повествованию ещё большую оригинальность.

5. В
критике острую полемику вызвал эпизод, в котором заключённые укладывают стену.
Прочитайте, как сам А. И. Солженицын оценивает трудовые будни ГУЛАГа: «Такова
природа человека, что иногда даже горькая проклятая работа делается им с
каким-то непонятным лихим азартом. Поработав два года и сам руками, я на себе
испытал это странное свойство: вдруг увлечься работой самой по себе,
независимо от того, что она рабская и ничего тебе не обещает. Эти странные
минуты испытал я и на каменной кладке (иначе б не написал)… » Как вы оцените
эпизод со стеной в свете воспоминаний автора?

Я полностью
согласна с высказыванием А.И. Солженицына. Действительно, мы видим, что
изначально заключённые  выполняли работу нехотя. Однако позже стали работать с
азартом, хотя эта работа была непосильна и ничего заключённым не давала. По
сути, Солженицын описал свои будни в лагере.

6. Прочитайте
нижеприведенный фрагмент литературно-критической статьи В. Я. Лакшина «Иван
Денисович, его друзья и недруги».

Критики, которые хотели видеть Шухова «пытливым» и «активным»,
упрекали его в том, что он мало говорит и думает о причинах своего положения.
Но зачем ему после восьми лет заключения устраивать самому себе безысходную
нравственную пытку? Что он знал, то знал твердо, а чего не знал, того, к нашей
общей беде, и не мог знать.

Конечно, и нам хотелось бы, чтобы Шухов и его товарищи осознали
бы природу и последствия культа личности, сидя в лагере, и даже вступили бы с
ним в борьбу. Но не выглядит ли это применительно к реальным условиям, о
которых идет речь, самой беспочвенной утопией?

Достаточно и того, что в Иване Денисовиче с его народным
отношением к людям и труду заложена такая жизнеутверждающая сила, которая не
оставляет места опустошенности и безверию. И этот оптимизм тем более зрел и
реален, что рассказ о судьбе Шухова вызывает в нас самое живое и глубокое
возмущение преступлениями поры культа личности.
Прокомментируйте позицию критика. Согласны ли вы с ней?

Я согласна
с позицией критика. Ивану Денисовичу хватало того, что он знал, что ему нужно,
он был честен, трудолюбив, и это лишь один человек. Там был весь советский
народ. И этот народ система ломала.

7.
Охарактеризуйте идею А. И. Солженицына, воплощенную им в повести (рассказе)
«Один день Ивана Денисовича».

Идея:
показать, как политический режим может
разрушать судьбы, калечить человеческие тела и души. А.И. Солженицын осуждает
репрессии, хочет, чтобы потомки не совершали таких ошибок.

8.
Сопоставьте образы Матрены из рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» и
Ивана Денисовича. Что в них общего и чем они отличаются?

Общее: жизнь обоих героев чрезвычайно сложна. Выжить в тех условиях, в
которых они находятся, очень трудно. Они простые и внешне незаметные люди. Они
– праведники, без которых общество существовать не может.

Отличия:
Матрена не сидела в тюрьме, да и вообще
не привлекалась к суду. Матрена погибает в результате несчастного случая, а
Шухов остается жив. Образ Матрены трагичен и безысходен. В образе Ивана
Денисовича все-таки есть надежда на возрождение.

9.
Охарактеризуйте отношение автора к человеку из народной среды и сравните его со
взглядами Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова и А. П.
Чехова.

А.И.
Солженицын считал, что сталинская система убивает простых, четных тружеников.
Он показал жестокую правду: ужас советских лагерей.

А.П. Чехов
с иронией описывал глупость, необразованность простого народа, то, как люди
готовы пресмыкаться перед чиновниками, системой.

Л.Н.
Толстой показывал людей разных сословий: высший свет, средний класс, простых
людей. Все они любят свою Родину и готовы отдать за нее жизнь.

Н.А.
Некрасова называют «народным» поэтом. Он приходит к выводу, что нет в России
такого человека, которому бы хорошо жилось. Нет прав, не может противостоять
хамству и самоуправству вышестоящих.

Счастье – в
свободе. До него надо дойти, но это займет долгие годы.

10.
Охарактеризуйте жанр произведения А. И. Солженицына «Один день из жизни Ивана
Денисовича». Почему сам писатель настаивал на том, что он написал именно
рассказ? Итак, как вы считаете: «Один день Ивана Денисовича» — рассказ или
повесть? Ответ аргументируйте.

А.И.
Солженицын по настоянию редакции определил произведение как повесть. На самом
деле – это рассказ. В нём можно выделить следующие особенности:

*   
Небольшой объем;

*   
Внимание автора
сконцентрировано на одной сюжетной линии Шухова;

*   
Система образов не очень
разветвлённая.

В 1959 году Александр Солженицын написал рассказ «Один день Ивана Денисовича». В 1962 году он опубликовал его в журнале «Новый мир» (для публикации его назвали повестью) Это было первое опубликованное произведение писателя, оно принесло ему мировую известность. Сюжет был задуман, когда автор находился в лагере. Наблюдения за лагерной жизнью вылились в рассказ «Один день Ивана Денисовича». Характеристика главных героев произведения позволяет читателю прочувствовать всю глубину истории и трагизм человеческих судеб.

Шухов, Иван Денисович

Шухов Иван Денисович — главный герой, заключённый Щ-854, вот уже восемь лет сидящий в различных лагерях. Сейчас он находится в Особом лагере, где сидят по 58 статье — изменники Родины и шпионы. Вот и Шухов сидит за измену Родине, как шпион. На самом деле он просто побывал в окружении, был схвачен фашистами и провёл в плену всего два дня. После чего они впятером убежали и по лесам и болотам сумели, но уже только вдвоём выйти к своим. Вот за это «преступление» Шухов и получил десять лет. Он подписал все бумаги, так как его сильно били в контрразведке и Шухов решил, что лучше подписать, чем быть забитым до смерти. Шухову всего 40 лет, а у него уже выпала половина зубов и половина волос.

У Шухова есть в деревне жена с ребятишками, которые голодают. Он строго-настрого запретил жене присылать посылки, отрывать последнее от их детей. Она ждёт Шухова домой и даже подыскала ему работу красителем ковров, именно этим занимаются многие мужчины в их деревне и живут богато. Но Шухов не верит в освобождение, он видит, что никто не отправляется домой — после отбывания срока всем дают новый срок и они остаются в тюрьме дальше.

В лагере Шухов на хорошем счету, в бригаде его уважают и поручают самую ответственную работу. Он мастер на все руки — может и тапочки сшить, а может и каменщиком работать. В рассказе описывается один его день в лагере, который для него сложился крайне удачно. Он мог попасть в карцер, но не попал, на завтрак и ужин он съел две порции, сумел пронести полотно ножовки в лагерь и не заболел, хотя с утра чувствовал себя плохо. И засыпал он в тот день в очень хорошем настроении.

Другие осужденные

Если начать читать «Один день Ивана Денисовича», героев там можно встретить как положительных, так и отрицательных. Некоторые из них настолько запомнились читателям на Западе, что их упоминают в литературных произведениях. Писатель Хорхе Семпрун, который во время войны отбывал заключение в Бухенвальде, упоминает в своих книгах Сеньку Клевшина, заключённого из барака Шухова. Он во время Второй мировой тоже попал в Бухенвальд.

Сенька Клевшин

Этот заключённый плохо слышит. Его контузило в 1941 и он оглох на одно ухо. На фронте оказался в плену, трижды пытался сбежать, поэтому немцы отправили его в концлагерь. Там он был в подпольной организации и собирал оружие для восстания. Немцы его пытали. После освобождения вернулся на родину. Его осудили как изменника. Ведёт себя очень тихо, старается не привлекать внимания. Редко вмешивается в разговор. У него 46 размер ноги, поэтому ему не смогли подобрать валенки, приходится носить обувь с разных пар, но она ему тесновата. Шухов знает, что Сенька никогда не бросит в беде друзей.

Судьба бригадира

Андрей Прокофьевич Тюрин уже второй раз оказался в концлагере. Раньше тоже был в лагере Усть-Ижмы, а когда его перевели в каторжный лагерь, забрал к себе в бригаду Шухова. К своей бригаде относится ровно, стараясь быть справедливым со всеми. Отличается повышенным чувством независимости, может протестовать против решений начальства. Не терпит обмана, всегда готов защитить своих людей. Переболел оспой, поэтому всё лицо у него в шрамах.

Несмотря на холод, никогда не обедает в шапке. В армии служил пулемётчиком. Когда командир полка узнал, что Тюрин вырос в семье кулака, выгнал его из армии. Приехав домой, он забрал младшего брата и отвёл его к блатным, чтобы они его защитили. Вскоре Тюрина арестовали. Позже его бывшего комполка расстреляли в 1937-м, а Тюрин встретил своего командира взвода в одном из лагерей.

Шухов про себя сравнивает его с волком, зная, что перечить ему опасно.

Капитан второго ранга

Оказался в лагере недавно, поэтому не знает всех особенностей жизни заключённых. Остальные зэки относятся к капитану Буйновскому уважительно. Однажды британский адмирал прислал ему подарок, за это военного осудили на 25 лет. Плавал возле берегов Европы и по Северному пути, на британском миноносце работал офицером связи. Он может заступиться за других, отличается обострённым чувством справедливости, очень гордый. Иногда делится с товарищами своими наблюдениями о природе, много знает.

Относится к работе как к морской службе, выполняет всё, что приказывают сделать, не увиливает. Хотя старается показать, что с ним всё в порядке, лагерная жизнь на него сильно повлияла. Любит поговорить об искусстве, обсуждает с кинорежиссёром Эйзенштейна. После трёх месяцев заключения заработал карцер, потому что стал спорить с конвоирами. Шухов знает, что пребывание там непоправимо пошатнёт здоровье капитана.

Кинорежиссёр из конторы

Довольно молод, с чёрными усами. В его роду были цыгане, греки или евреи. Не замечает сложностей лагерной жизни. Предпочитает курить трубку, потому что терпеть не может, когда кто-то выпрашивает окурки и мешает ему думать. Родные шлют Цезарю Марковичу посылки, поэтому он ни в чём не нуждается. Часто разглагольствует о мире искусства, ценит кинематограф. Свой первый фильм так и не успел снять до конца.

Любит общаться с образованными людьми, обсуждает свежие газеты, рецензии, фильмы. Работать его определили в контору помощником нормировщика, поэтому не всегда понимает, чем живёт лагерь. Шухов готов помочь ему советом, потому что кинорежиссёр не злой и не прижимистый.

Верующий Алёшка

В лагере, который описывается в истории «Один день Ивана Денисовича», герои часто оказываются по надуманным обвинениям. Шухов любит спорить с одним заключённым, которого посадили за религиозные убеждения. Этого юношу зовут Алёшка-баптист, он всегда аккуратно одет, очень спокоен. Никого никогда не обидит, но готов отстаивать свою веру. Переписал половину Нового Завета в свой блокнот и всегда прячет его в щель перед проверками. Несмотря на плохие условия, у него с лица никогда не сходит благостная улыбка. Находит он силы и утешать других людей. Шухов жалеет его и старается подкармливать.

Бывший начальник

Большинство персонажей вызывают сочувствие, хотя есть герои, которые временами ведут себя низко. Местный попрошайка Фетюков не отличается особой храбростью и не умеет стоять на своём. Положиться на него нельзя, он вызывает только презрение. Собирает окурки, брошенные в плевательницу. Раньше он занимал руководящую должность. Шухов думает, что этот заключённый не доживёт до конца срока, потому что он не умеет себя правильно вести.

Ремесла Фетюков тоже никакого не знает, поэтому бригадир поручает ему выполнять простейшую работу. Он похож на Левановича из фильма «Кто смеётся последним». Когда он попал в лагерь, его жена быстро нашла себе нового мужа. У Фетюкова трое детей, но он знает, что помощи ему теперь ждать не от кого. Все его презирают, иногда даже избивают. Работать он не любит, может специально вылить из ведра часть раствора, чтобы было легче нести.

Заключённые эстонцы

Эти два героя всегда стараются держаться вдвоём, по фамилиям изредка называют. В лагере они настолько подружились, что их можно принять за братьев. Всегда готовы прийти на помощь, довольно умны и избегают конфликтных ситуаций. Оба светловолосые, высокие:

  • один был простым рыбаком в деревушке;
  • второго родители в детстве увезли в Швецию, но он решил вернуться в Эстонию, чтобы поступить в институт. Сразу после приезда его арестовали.

В лагере они часто советуются друг с другом. Могут угостить Шухова табаком.

Неизвестный Ю-81

Его имя не сообщается. Известно, что определили его в 64 бригаду. Как только у него заканчивается один десятилетний срок, ему сразу же дают новый. На вид он уже совсем старик, волос на голове не осталось. Его сразу можно заметить в толпе по хорошей осанке. Ю-81 не готов пожертвовать самоуважением, не лебезит перед вышестоящим начальством, поэтому по амнистии никогда не выйдет на свободу. Когда обедает, всегда кладёт хлеб на постиранную тряпочку.

Солженицын показывает, как многие заключённые смогли остаться людьми, несмотря на невыносимые условия ГУЛАГа. За один день, прожитый Иваном Денисовичем в лагере, читатель встречает множество разных персонажей. Среди них есть:

  • помощник бригадира Павло;
  • злобный десятник Дэр, который измывается над заключёнными;
  • латыш Кильдигс, второй лучший мастер бригады наряду с Шуховым;
  • лейтенант Волковой, который известен своей жестокостью и всегда ходит с плёткой, его боится сам начальник лагеря.

Знакомство с характеристиками героев поможет читателю лучше подготовиться к урокам и понять значимость произведения для русской и мировой литературы. В образах заключённых, которые проводят свою жизнь в лагерях, автор показывает судьбы миллионов людей, обречённых на каторжный труд.

Фетюков

Однобригадник Шухова, опустивший зек, готовый на унижения, лишь бы получить лишнюю еду или курево. Раньше он был большим начальником в какой-то конторе, ездил на автомобиле. После того, как его посадили, жена вышла замуж, а трое его детей от него отказались, и помощи с воли у него не было. Теперь он собирал окурки, лизал за другими миски, был ленив. Автор его постоянно называет шакал.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Шухов Иван Денисович – заключенный исправительно-трудового лагеря, каменщик, «на воле» его ждут жена и две дочки.
  • Цезарь – заключенный, «не то он грек, не то еврей, не то цыган», до лагерей «снимал картины для кино».

Другие герои:

  • Тюрин Андрей Прокофьевич – бригадир 104‑й тюремной бригады. Был «уволен из рядов» армии и попал в лагерь за то, что он сын «кулака». Шухов знал его еще с лагеря в Усть-Ижме.
  • Кильдигс Ян – заключенный, которому дали 25 лет; латыш, хороший плотник.
  • Фетюков – «шакал», заключенный.
  • Алешка – заключенный, баптист.
  • Гопчик – заключенный, хитрый, но безобидный паренек.

Сюжет[править]

Описывает рассказ буквально один день из жизни простого советского зэка «Щ-854», он же Иван Денисович Шухов, попавшего в советский лагерь из немецкого плена. Очередной зимний день заключённого полон и тяготами, и поиском маленьких радостей (насколько они в этой ситуации возможны) от побудки в пять утра до самого отхода ко сну.

«Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось…» (Знаменитая завершающая фраза рассказа).

Тематика произведения

Читатель повести знакомится с жизнью в лагерной зоне русского мужика. Однако тематика произведения к лагерному быту не сводится. Кроме подробностей выживания в зоне, в «Одном дне…» содержатся детали жизни в деревне, описанные через призму сознания героя. В рассказе Тюрина, бригадира, — свидетельства о последствиях, к которым привела коллективизация в стране. В различных спорах, которые ведут между собой лагерные интеллигенты, обсуждаются различные явления советского искусства (театральная премьера Ю. Завадского, фильм «Иоанн Грозный» С. Эйзенштейна). В связи с судьбами товарищей Шухова по лагерю упоминаются многие подробности истории советского периода.

Тема судьбы России является основной темой творчества такого писателя, как Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», анализ которого нас интересует, не исключение. В нем локальные, частные темы вписаны органично в эту общую проблему. В этом отношении показательна тема судьбы искусства в государстве с тоталитарным строем. Так, художники из лагеря пишут бесплатные картины для начальства. Искусство советской эпохи, по мысли Солженицына, стало частью общего аппарата угнетения. Эпизодом размышлений Шухова о производящих крашеные «ковры» деревенских кустарях поддержан мотив деградации искусства.

«Кинематографические» композиционные приемы

Один день содержит в этом произведении сгусток судьбы человека, выжимку из его жизни. Нельзя не заметить высокую степень детализации: каждый факт в повествовании дробится на мелкие составляющие, из которых большая часть подается крупным планом. Автор использует «кинематографические» композиционные приемы. Он скрупулезно, необыкновенно тщательно следит за тем, как перед выходом из барака его герой одевается или объедает до скелета мелкую рыбешку, попавшуюся в супе. Отдельного «кадра» удостаивается в повести даже такая, на первый взгляд несущественная гастрономическая деталь, как рыбьи глаза, плавающие в похлебке. В этом вы убедитесь, прочитав произведение «Один день Ивана Денисовича». Содержание по главам этой повести при внимательном чтении позволяет найти множество подобных примеров.

Главный герой

В произведении «Один день Ивана Денисовича» образ главного героя весьма примечателен. Солженицын сделал им обыкновенного мужика, русского крестьянина. Хотя заведомо «исключительными» являются обстоятельства лагерной жизни, писатель в своем герое намеренно акцентирует внешнюю неброскость, «нормальность» поведения. По мысли Солженицына, судьба страны зависит от врожденной нравственности и природной стойкости простого человека. В Шухове главное — неистребимое внутреннее достоинство. Иван Денисович, даже прислуживая более образованным своим солагерникам, вековым мужицким привычкам не изменяет и себя не роняет.

Очень важна в характеристике этого героя его рабочая сноровка: Шухову удалось обзавестись своим удобным мастерком; для того чтобы отлить позднее ложки, он прячет куски алюминиевой проволоки; он выточил складной ножичек и умело его припрятывал. Далее незначительные на первый взгляд подробности существования этого героя, его манера держаться, своеобразный крестьянский этикет, бытовые привычки — все это в контексте повести получает значение ценностей, которые позволяют сохраниться в тяжелых условиях человеческому в человеке. Шухов, например, просыпается всегда за 1,5 часа до развода. Он сам себе принадлежит в эти утренние минуты. Важно герою это время фактической свободы еще и потому, что можно подработать.

Для
Шухова в работе нечто большее — радость
мастера, свободно владеющего своим
делом, ощущающего вдохновение, прилив
энергии. С какой трогательной заботой
припрятывает Шухов свой мастерок.
«Мастерок — большое дело для каменщика,
если он по руке и легок. Однако на каждом
объекте такой порядок: весь инструмент
утром получили, вечером сдали. И какой
завтра инструмент захватишь — это от
удачи. Но однажды Шухов обсчитал
инструментальщика и лучший мастерок
зажилил. И теперь вечер он его перепрятывает,
а утро каждое, если кладка будет берет».

И
в этом чувствуется практичная крестьянская
бережливость. Обо всем забывает Шухов
во время работы — так увлечен делом: «И
как вымело все мысли из головы. Ни о чем
Шухов сейчас не вспоминал и не заботился,
а только думал — как ему колена трубные
составить и вывести, чтоб не дымило».
«И не видел больше Шухов ни озора
дальнего, где солнце блеснило по снегу,
ни как по зоне разбредались из обогревалок
работяги. Шухов видел только стену свою
— от развязки слева, где кладка поднималась
и направо до угла. А думка его и глаза
его выучивали из-подо льда саму стену.
Стену в этом месте прежде клал неизвестный
ему каменщик, не разумея или халтуря, а
теперь Шухов обвыкался со стеной, как
со своей». Шухову даже жаль, что пора
работу кончать: «Что, гадство, день за
работой такой короткий? Только до работы
припадешь — уж и семь!».

Хоть
и шутка это, а есть в ней доля правды для
Ивана Денисовича. Все побегут к вахте.
«Кажется, и бригадир велел — раствору
жалеть, за стенку его — и побегли. Но так
устроен Шухов по-дурацкому, и никак его
отучить не могут: всякую вещь жалеет
он, чтоб зря не гинула». В этом — весь
Иван Денисович. Оттого и недоумевает
совестливый Шухов, читая письмо жены
как же можно в своей деревне не работать:
«А с сенокосом как же?» Беспокоится
крестьянская душа Шухова, хоть и далеко
он от дома, от своих и «жизни их не
поймешь». Труд — это жизнь для Шухова.
Не развратила его советская власть, не
смогла заставить халтурить, отлынивать.

Тот
уклад жизни, те нормы и неписаные законы,
которыми от века жил крестьянин, оказались
сильнее. Они — вечные, укорененные в
самой природе, которая мстит за бездумное,
халтурное к ней отношение. А все остальное
— наносное, временное, преходящее. Вот
почему Шухов из другой жизни, прошлой,
патриархальной. Здравый смысл. Это им
руководствуется Шухов в любой жизненной
ситуации. Здравый смысл оказывается
сильнее страха даже перед загробной
жизнью. «Я ж не против Бога, понимаешь,
— объясняет Шухов Алешке — баптисту, — В
Бога я охотно верю. Только вот не верю
я в рай и в ад. Зачем вы нас за дурачков
считаете, рай и ад нам сулите?» И тут же,
отвечая на вопрос Алешки, почему Богу
не молится, Шухов говорит: «Потому,
Алешка, что молитвы те, как заявления,
или не доходят, или в жалобе отказать».
 

Трезвый
взгляд на жизнь упрямо замечает все
несообразности во взаимоотношениях
между прихожанами и церковью, точнее,
священнослужителями, на которых лежит
посредническая миссия. Так что живет
Иван Денисович по старому мужицкому
правилу: на Бога надейся, а сам не плошай!
 Примечателен разговор Цезаря с
каторжанином Х-123, жилистым стариком, о
фильме Эйзенштейна «Иван Грозный»:
«’объективность требует признать, что
Эйзенштейн гениален. «Иоанн Грозный»
— разве это не гениально? Пляска опричников
с личиной! Сцена в соборе!» — говорит
Цезарь. «Кривлянье! … Так много искусства,
что уже и не искусство. Перец и мак вместо
хлеба насущного!» — отвечает старик. Но
Цезаря прежде всего интересует «не что,
а как», его больше всего занимает, как
это сделано, его увлекает новый прием,
неожиданный монтаж, оригинальными стык
кадров. Цель искусства при этом — дело
второстепенное; «гнуснейшая политическая
идея — оправдание единоличной тирании»
(так характеризует фильм Х-123) оказывается
вовсе не такой важной для Цезаря.

Он
пропускает мимо ушей и реплику своего
оппонента по поводу этой «идеи»:
«Глумление над памятью трех поколений
русской интеллигенции». Пытаясь оправдать
Эйзенштейна, а скорее всего себя, Цезарь
говорит, что только такую трактовку
пропустили бы. «Ах, пропустили бы? —
взрывается старик. — Так не говорите,
что гений! Скажите, что подхалим, заказ
собачий выполнил. Гении не подгоняют
трактовку под вкус тиранов!» Вот и
получается, что «игра ума»,произведение,
в котором слишком «много искусства», —
безнравственно. С одной стороны, это
искусство служит «вкусу тиранов»,
оправдывая таким образом то, что и
жилистый старик, и Шухов, и сам Цезарь
сидят в лагере; с другой — пресловутое
«как» (посылаемое стариком «к чертовой
матери») не пробудит мысли автора,
«добрых чувств», а потому не только не
нужно, но и вредно. Для Шухова, безмолвного
свидетеля диалога -все это «образованный
разговор». Но насчет «добрых чувств»
Шухов хорошо понимает, — идет ли речь»
о том, что бригадир «в доброй душе», или
о том, как он сам «подработал» у Цезаря.

«Добрые
чувства» — это реальные свойства живых
людей, а профессиовализмы Цезаря — это,
как будет писать позднее
самСолженицын «образовавщина».
Цезарь и с кавторангом пытается говорить
на свои излюбленные темы: монтаж, крупный
план, ракурс. Но и Буйновский «ловит»
его на игре, на нежелания соотнести
выдуманное к реальности. Кино (сталинское,
советское кино) и жизнь! Цезарь не может
не вызывать уважения влюбленностью в
свое дело, увлеченностью своей профессией;
но нельзя отделаться от мысли, что
желание поговорить об Эйзенштейне во
многом связано с тем, что сидел Цезарь
целый день в тепле, трубочку покуривал,
даже в столовую не ходил («не унижался
ни здесь, ни в лагере», замечает автор.
Он живет вдалеке от реальной лагерной
жизни. Вот не спеша подошел Цезарь к
своей бригаде, что собралась, ждет, когда
после работы в зону можно будет идти:
Ну как, капитан, дела? Гретому мерзлого
не понять.

Пустой
вопрос — дела как? — Да как? — поводит
капитан плечами. — Наработался вот, спину
распрямил». Цезарь в бригаде «одного
кавторанга придерживается, больше ему
не с кем душу отвести». Да Буйновский
смотрит на сцены из «Броненосца…»
совсем другие глазами: «… черви по мясу
прямо как дождевые ползают. Неужели
такие были? Думаю, это б мясо к нам в
лагерь сейчас привезли вместо нашей
рыбки говенной, да не моя, не скребя, в
котел бы ухнули, так мы бы…» Реальность
остается скрытой от Цезаря. Он расходует
свой интеллектуальный потенциал очень
избирательно. Его, как Шухова, вроде бы
не занимают «неудобные» вопросы. Но
если Шухов всем своим существом и не
предназначен не только для решения, но
и для постановки подобных проблем, то
Цезарь, видно сознательно уходит от
них.

 То,
что оправданно для Шухова оборачивается
для кинорежиссера если не прямой виной,
то бедой. Шухова иной раз даже жалеет
Цезаря: «Небось много он об себе думает,
Цезарь, а не понимает в жизни ничуть».
По Солженицыну, в жизни понимает больше
других сотоварищей, включая не только
Цезаря (невольного, а подчас добровольного
пособника сталинского «цесаризма»), но
и кавторанг и бригадира, и Алешку —
баптиста, — всех действующих лиц повести,
сам Иван Денисович со своим немудрящим
мужицким умом, крестьянской сметкой,
ясным практическим взглядом на мир
Солженицын, конечно, отдает себе отчет
в том, что от Шухова не нужно ждать и
требовать осмысления исторических
событий интеллектуальных обобщений на
уровне его собственного исследования
Архипелага ГУЛАГ.

У
Ивана Денисовича другая философия жизни,
но это тоже философия, впитавшая и
обобщившая долгий лагерный опыт, тяжкий
исторический опыт советской истории.
В лице тихого и терпеливого Ивана
Денисовича Солженицын воссоздал почти
символический в своей обобщенностиобраз русского
народа, способного перенести невиданные
страдания, лишения, издевательства
коммунистического режима, ярмо советской
власти и блатной беспредел Архипелага
и, несмотря ни на что, — выжить в этом
«десятом круге» ада. И сохранить при
этом доброту к людям, человечность,
снисходительность к человеческим
слабостям и непримиримость к нравственным
порокам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

    07.02.201556.11 Кб442.doc

  • #

    07.02.2015141.32 Кб322.docx

  • #
  • #

    07.02.2015130.02 Кб812.docx

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Сочинение на тему: “Конфликты в судьба героев повести Солженицына “Один день Ивана Денисовича”

В повести “Один день Ивана Денисовича” описывается кусочек жизни в один день одного зека. Эти зеки необычны они все имеют свою частную жизнь и модель поведения, личную жизнь до зоны и одинаковую на всех мечту: попасть домой. Автор сдержанно описал жизнь одного зека, и с болью и сдавленным стоном души жизнь других заключенных.
Своей повестью Солженицын открыл читателям новый мир и оказал неизгладимое воздействие на умы и души читателей. Главный герой Иван Денисович – советский человек, который жил и воевал на фронте, попал в окружение, а затем в плен, откуда ему чудом удалось сбежать. На родине его обвинили в измене и шпионаже в пользу Германии.

Теперь он просто зек, но несмотря на это Шухов наделен нормальным характером, неброским поведением, стойкостью, а самое главное неистребимым внутренним достоинством.
Шухов представляет собой народ, с твердым характером. Он не жалуется на свои тяготы, он способен приспособиться к тяжелым условиям и выжить не роняя себя. Еще один герой рассказа Алеша – баптист, который получил 25 лет срока за свою веру. Так же с ними сидят два эстонца, которые получили по 25 лет, за то, что один – рыбак с побережья, а второй был вывезен еще ребенком в Швецию, но вернувшись на родину был тут же взят как иностранный агент.

Цезарь Маркович, Тюрин – отличник боевой и политической подготовки, но сын кулака.
Солженицын в одном дне описал множество поломанных судеб и загубленных, невинных людей. Многие сотни тысячи людей были обвинены советской властью беспричинно, и заточены в лагеря на долгие годы, в которых царил произвол и безнаказанность. В эти трудные времена могли выжить только сильные, как Шухов, слабые же погибали.
Произведения Солженицына имеют кольцевую композицию, что придает им символическое значение. Образ заключенного: обнесенного колючей проволокой окружность; сверху светят прожектора, лишая воздуха, неба, горизонта, утром они уходили на точку – места работы, и к вечеру возвращались назад в бараки. И так, продолжался каждый их день Спасение заключенных это их внутренний мир, их память которая дает им образы мира, деревни, далекой нормальной жизни.
Лагерная литература автора отличается глубокими переживаниями. Так как он сам на себе ощутил эту непростую, восьмилетнюю лагерную жизнь в тоталитарном режиме. Лагерь – это слепок с действительности.

Вся советская жизнь была одним большим лагерем о котором нам и повествует Солженицын. И люди в этом лагере все были равны – все заключены в жестокие рамки авторитаризма и культа личности

Loading…

Сочинение на тему: “Конфликты в судьба героев повести Солженицына “Один день Ивана Денисовича”

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Образ и характеристика Ивана Денисовича Шухова

Образ и характеристика Ивана Денисовича Шухова (Один день Ивана Денисовича Солженицына)

Иван Денисович – главный герой повети Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Его прототипами последовали два действительно существовавших человека. Один из них немолодой воин по имени Иван Шухов, служивший в батарее, командиром которой был сам автор, являющийся одновременно вторым прототипом, когда-то отбывавшим срок в тюрьме по 58-ой статье.

Это человек 40-ка лет с длинной бородой и сбритой головой, который сидит в тюрьме, за то, что с товарищами сбежал с немецкого плена и вернулись к своим. На допросе он без какого-либо сопротивления подписал бумаги, в которых говорилось, что он сам добровольно сдался в плен и стал шпионом и обратно он вернулся для разведки. На всё это Иван Денисович согласился только потому, что эта подпись давала гарантию, что он ещё немного поживет. Касательно одежды, то она такая же, как и у всех лагерников. На нем брюки ватные, телогрейка, бушлат и валенки.

Под телогрейкой у него есть запасной карман, куда он кладет кусочек хлеба, чтобы съесть его потом. Он как бы живет последним днем, но одновременно и с надеждой отсидеть срок и выйти на волю, где его ждет жена и две дочери.

Иван Денисович никогда не думал о том, почему в лагере сидит так много невинных людей, которые тоже якобы «изменили родине». Он такой человек, который просто ценит жизнь. Никогда не задает себе лишних вопросов, просто принимает всё так, как оно есть. Поэтому для него первостепенной задачей было удовлетворение потребностей, таких как еда, вода и сон. Возможно, именно потом он там прижился. Это удивительно стойкий человек, который смог приспособиться к таким ужасающим условиям. Но даже в таких условиях он не теряет собственное достоинство, не «роняет себя».

Для Шухова жизнь – это труд. В работе он мастер, который отлично владеет своим делом и получает от этого только удовольствие.

Солженицын рисует этого героя как человека, у которого развита собственная философия. Основывается она на лагерном опыте и тяжелом опыте советской жизни. В лице этого терпеливого человека автор показал весь русский народ, который способен перенести множество ужасных страданий, издевательств и всё равно выжить. И при этом не потерять нравственности и продолжать жить, относясь к людям нормально.

Сочинение на тему Шухов Иван Денисович

Основным персонажем произведения является Шухов Иван Денисович, представленный писателем в образе жертвы сталинских репрессий.

Герой описывается в рассказе в качестве простого русского солдата, имеющего крестьянское происхождение, отличающегося беззубым ртом, плешью на бритой голове и бородатым лицом.

За нахождение в фашистском плену во время войны Шухов отправлен в особый каторжный лагерь на десятилетний срок под номером Щ-854, восемь лет из которого он в настоящий момент уже отбыл, оставив дома в деревне свою семью в составе жены и двух дочерей.

Характерными чертами Шухова являются его чувство собственного достоинства, позволившее Ивану Денисовичу сохранить человеческий облик и не стать шакалом, несмотря на сложный период его жизни. Он осознает, что не в силах изменить сложившуюся несправедливую ситуацию и установленный в лагере жестокий порядок, но поскольку отличается жизнелюбием, смиряется со своим непростым положением, при этом отказываясь пресмыкаться и вставать на колени, хотя и не надеется обрести долгожданную свободу.

Иван Денисович представляется гордым, не наглым человеком, способным на проявление доброты и великодушия по отношению к тем осужденным, которые сломались от пребывания в тюремных условиях, уважая их и жалея, при этом умеющим проявить некую хитрость, не причиняющую другим вреда.  

Будучи честным и совестливым человеком, Иван Денисович не может позволить себе отлынивать от работы, как это принято в тюремных лагерях, симулируя болезнь, поэтому даже серьезно заболев, ощущает свою вину, вынужденный обратиться в санитарную часть.

В период нахождения в лагере Шухов проявляет себя достаточно трудолюбивым, добросовестным человеком, мастером на любые руки, не чурающимся любой работы, участвуя в строительстве тепловой электростанции, в пошиве тапочек и кладке камня, став хорошим профессиональным каменщиком и печником. Иван Денисович старается любыми возможными способами подработать для получения дополнительной пайки или сигарет, получая от работы не только приработок, но и истинное удовольствие, бережно и хозяйственно относясь к порученной тюремной работе.

По окончании десятилетнего срока Ивана Денисовича Шухова освобождают из лагеря, позволив вернуться в родные места к семье.

Описывая образ Шухова в рассказе, писатель раскрывает нравственную и духовную проблему человеческих отношений.

Образ и характеристика Ивана Денисовича Шухова

Образ и характеристика Ивана Денисовича Шухова

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Сила материнской любви

    Мама – это близкий и родной человек, который дал жизнь, который готов отдать все ради того, чтобы ребенок был счастлив и здоров. Материнская любовь – безусловна, ведь мать не любит за поступки или за характер, она любит свое дитя всей душой

  • Сочинение Любовь в повести Ася Тургенева

    Действие повести разворачивается за границей в Германии. Повествование ведется от лица главного героя Н.Н. В первых же строках мы узнаем из его уст, что был он молод, весел и здоров, ни в чем не нуждался и путешествовал без всякой цели

  • Сочинение про Прокла и его образ с характеристикой в рассказе Мороз, красный нос Некрасова

    Этот человек являлся честным, верным, ответственным крестьянином. Он всегда своевременно платил оброк и подать, с ним никогда не возникало проблем и недосказанностей.

  • Анализ романа Мастер и Маргарита Булгакова

    Роман Мастер и Маргарита – величайшее произведение Булгакова. Оно оценивалось автором как своеобразное завещание потомкам.

  • Сочинение на тему Аттракционы

    Мне нравятся аттракционы. Не скажу, что я их фанат, а моя мечта – съездить в какой-нибудь известный парк аттракционов, но я не откажусь, конечно, если меня туда позовут.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Герои повести Один день Ивана Денисовича

Герои повести Один день Ивана Денисовича Соженицына

Иван Денисович Шухов — главный герой рассказа А. И. Солженицына — отбывает наказание в одном из лагерей огромной страны ГУЛАГ. Минута за минутой автор описывает день Шухова, непримечательный и в то же время наполненный множеством событий, важных для жизни заключенного.

Простой деревенский мужик за восемь лет скитаний по лагерям сумел выжить физически и не растерять своих душевных качеств. В этом помогла ему и природная смётка, и доброжелательность, и почти философское отношение к жизненным обстоятельствам.

Иван Денисович — честный и порядочный человек. Хотя ночью его знобило, а утром поднялась температура, ему совестно идти в санчасть, он чувствует здесь себя неловко. Истинную радость приносит ему хорошо выполненная работа. Шухов — первый в бригаде мастер, каменщик и плотник. Он и мастерок припрятал, зная толк в инструменте, и покомандовать может, охваченный трудовым азартом. Острый мужицкий ум позволяет ориентироваться в сложных ситуациях («быстрее ветра решать»), а природная доброта — выручить других, не упуская своей выгоды. Шухов расторопен без суеты, услужлив без заискивания, добр без самопожертвования.

Вокруг Ивана Денисовича не только колючая проволока и надежная охрана. Рядом с ним живут люди. Одних он уважает (бригадир), других презирает (Фетюков), третьим старается помочь (Сенька Клевшин, Алёшка), четвертым — услужить (Цезарь), не роняя при этом своего достоинства. Через отношения с второстепенными героями читателю раскрывается внутренний мир Шухова.

За неказистой внешностью скрыта глубоко чувствующая душа. Это мастерски показано в сцене, когда Шухов ждал от Цезаря окурок.

Цезарь Маркович — не то грек, не то цыган, не то еврей, причастен к киноискусству, на общие работы не ходит, получает посылки дважды в месяц, потому и пристроился в конторе. Иван Денисович не просил, терпеливо стоял в сторонке. Он понимал, что Цезарь курил для возбуждения в себе сильной мысли. Тактичность Шухова вознаграждена — ему предложил Цезарь докурить, обойдя Фетюкова, который клянчил и в рот заглядывал.

Алёшка

Иван Денисович подкармливает баптиста Алёшку, не умеющего заработать, воспринимает его почти как сына. Он знает, что глухой Сенька Клевшин, уцелевший в Бухенвальде, в беде не бросит, и помогает ему по возможности. С доверием относится к двум эстонцам, которые познакомились в лагере, сдружились как братья и «так друг за друга держались, как будто одному без другого воздуха синего не хватало». Сочувствует капитану Буйновскому, ходившему на миноносцах, не отбывшему и трёх месяцев из назначенных двадцати пяти лет, не понявшему лагерную жизнь, заработавшему карцер, откуда он выйдет больным до конца дней.

Тюрин

Шухов глубоко уважает бригадира Андрея Прокопьевича Тюрина, с которым знаком по предыдущему лагерю и который подобрал его здесь. Это бригадир из тех, что людей бережёт и ценит, умеет ответить начальству, обладает незаурядными способностями организатора. Он не только ухитряется обеспечить хороший заработок бригаде или правильно и справедливо распределить работу, но и сам для пользы делу встанет с мастерком бок о бок с работягами. Иван Денисович не сомневается, что Тюрин, если надо, возьмёт вину на себя, но не даст в обиду своих людей.

Правила выживания в зоне на первый взгляд просты: не вылизывать миски, не надеяться на санчасть, не стучать на товарищей. Только следовать им сложно. Неутраченные нравственные принципы и сила духа позволяют героям рассказа уцелеть в невыносимых условиях и остаться людьми.

2 вариант

Идея произведения пришла автору в момент его прибывания в концлагере. Главный герой Шухов является больше собирательным образом. Он является олицетворением всех заключенных, которые находились в одном с писателем лагере. Произведение “Один день Ивана Денисовича” стало первым произведением автора, которое вышло в печать и принесло писателю большую славу. Тут показаны человеческие проявления качеств заключенных в невероятно тяжелых жизненных условиях. Оно написано в реалистичном стиле, без прекрас, где показываются как достоинства, так и недостатки простых людей, оказавшихся в нечеловеческих условиях.

Рассмотрим героев произведения. Иван Денисович Шухов является центральным персонажем произведения. Он попал в лагерь по обычной случайности. Здесь показывается один день из его жизни пребывания там. Являясь простым военным солдатом, он был выходцом из обыкновенной семьи. Будучи добрым, простодушным персонажем, он не теряет достоинства в непростой атмофсфере. Его автор ассоциирует с русским народом, олицетворяя в нем величие и терпеливость.

В лагере находится весьма умный и справедливый мужик Тюрин, который является также и бригадиром. Не раз ему приходится спасать жизнь своих товарищей по отряду. Он пользуется у всех уважением и почетом, в лагерь он попал как прямой родственник кулака. Показывается такой персонаж, как Буйновский, который находится в звании капитана. Чертами его характера является бесстрашие, однако оно граничит с непрактичностью и поспешностью большинства его решений. Он готов помогать другим и способен постоять за себя, старается не унывать и верит в светлое будущее. С ними пребывает режиссер Цезарь Маркович, который частенько получает посылки из дома, любитель и ценитель хорошего кино, который является абсолютно не жадным и бескорыстным человеком. Именно за это он получает помощь от Шухова.

Есть там и персонаж, который не поколебался в своих религиозных убеждениях, за что и попал в лагерь – Лешка баптист. У него неплохой склад ума, который помогает ему вести дискуссии с главным персонажем. Он раскрывается как простой и честный человек. Рядом находится Стенька Клевшин – персонаж перенес множество испытаний, побывал в лагере Бухенвальд, где пытался взорвать ограждения, за что и подвергался ужасным пыткам со стороны немцев.

Раскрыты и показаны отрицательные персонажи, такие как Фетюков, который проявляет ненадежность, трусость, слабость, неумение за себя постоять. Попрошайничает, собирает окурки и вызывает у некоторых героев отвращение. Присутствует персонаж с интересным именем в рассказе –“Ю 81”, который тоже является собирательным образм человека, который всю жизнь скитается по лагерям. Он пользуется уважением у окружающих и старается сохранять достоинство любой ценой.

Также читают:

Картинка к сочинению Герои повести Один день Ивана Денисовича

Герои повести Один день Ивана Денисовича

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Что происходит с человеком, который не хочет развиваться? (итоговое декабрьское)

    Рождаясь, человек проходит этапы физического, умственного, духовного развития. Развитие идет очень бурными темпами. Развитие идет в ногу с взрослением, становлением более умным, физическим и духовным развитием

  • Анализ рассказа Зачем я убил коростеля Астафьева

    Произведение под названием «Зачем я убил коростеля» написано русским и советским писателем Виктором Петровичем Астафьевым. Анализ данного рассказа представлен в этой статье.

  • Историческая основа Слова о полку Игореве

    Слово о полку Игореве — древнерусское литературное произведение в жанре поэмы, эпоса. В нём описан поход русских князей супротив половцев, который закончился поражением русских войск.

  • Сочинение Моя любимая игрушка 4, 5 класс. Описание игрушки (4 варианта)

    У меня, как и у каждого маленького ребенка, в детстве была любимая игрушка. Сказать честно, этот плюшевый мишка значит и сейчас для меня очень многое.

  • Анализ романа Приключения Гекльберри Финна Марка Твена

    Произведение является натуралистичным, жестким романом, написанным в стилистике разговорного жанра.

Отражение трагических конфликтов истории в судьбе героев повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Один день. Это много или мало? Каждый задает режим себе сам. Но только не в тоталитарном государстве. Можно перечитать массу исторических книг, энциклопедий и просто учебников, чтобы узнать, как жили люди в авторитарной стране. Но чтобы прочувствовать это, нужно прочитать произведение А. И. Солженицына. Правду нельзя выдумать. Ее можно списать с действительности. И все остальные лагерные произведения меркнут перед творением автора, пережившего этот ужас.

Всегда лагерная литература отличается глубоким переживанием социальных потрясений, она никогда не бывает единоличной. Не стала она таковой и в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», несмотря на то, что описывается там вроде бы фрагментарный кусочек жизни «обычного» зека. Нет, те зеки не «обычные», они все имеют не номера на выцветших фуфайках, а свою частную жизнь и модель поведения, личную жизнь до зоны и одинаковую на всех мечту: вернуться домой. Как же смог Солженицын так сдержанно, но не зажимая рта, описать историю одного зека (себя?) и всех остальных, однако с болью и сдавленным стоном души?

Солженицын, обучаясь на четвертом курсе физико-математического факультета Ростовского университета, параллельно поступил в МИФЛИ на заочное отделение. Он в это время серьезно увлекался литературой и к тому же учился на курсах английского языка. В 1941 году он, как и все, был мобилизован и позже в 42-м попал на фронт. Со своей батареей, подавлявшей вражескую артиллерию, он прошел от Орла до восточной Пруссии. А потом в феврале 1945 года цензура обнаружила в переписке Солженицына резко критические отзывы о личности Сталина, за что писатель и был арестован и получил срок 8 лет. Начались скитания: Калужская застава, НИИ («шарашка»), общие работы в лагерях Казахстана. После освобождения он жил около трех лет на юге Казахстана, затем переехал в Рязанскую область и работал учителем математики в сельской школе. Этот автобиографический момент представлен в рассказе «Матренин двор». И 1962 году журнал «Новый мир», редактором которого был на тот период времени А. Т. Твардовский, опубликовал повесть «Один день Ивана Денисовича». В последние годы также публиковались повести и рассказы Солженицына.

Фигура этого писателя заметно выделяется на фоне литературы XX века в целом. Солженицын занял особое место не только в литературе современной России, но и в ее духовной культуре. Судьба Солженицына, воплощенная в судьбах героев его произведений, слившаяся- с болью и обидой за страну, достойна почитания в гражданском сознании общества. Солженицын сам по себе стал воплощением нравственного авторитета и совести нации.

В сознании рядового читателя имя Солженицына ассоциируется обычно с отражением и разработкой лагерной темы с характеристиками и критериями настоящей, подлинной «правдивости», «разоблачения тоталитарного насилия», «исторической достоверности». Все это верно. Но повестью «Один день Ивана Денисовича» он открыл для читателей новый мир и оказал беспрецедентное воздействие на умы и души современников. Лагерная тема под его пером не ограничивается страданиями на зоне. Произведения должны были донести до читателя не столько бытописание лагерной жизни, сколько преподнести литературный урок. Государственная машина корежила судьбы, перекраивала карты, переселяла целые нации, истребляла мыслящую интеллигенцию, уничтожала науку (например, генетику). Что же могла значить для нее судьба отдельного человека? Так, главной темой повести является тема судьбы России.

Шухов Иван Денисович — обыкновенный советский человек, деревенский мужик. Жил, воевал на фронте, попал в окружение и, как следствие, в плен — чудом удалось сбежать. За плен его обвинили в измене родине и шпионаже в пользу фашистской Германии. Хочешь жить — клевещи на себя, а надоело — так отстаивай свою, никому не нужную правду… Лагерная, но жизнь… Теперь он просто номер. Несмотря на это, Шухов наделен автором «нормальностью», не броскостью поведения, стойкостью, и главное — неистребимым внутренним достоинством. Он никогда «себя не роняет».

Шухов представляет собой народный характер — он не умеет и не хочет жаловаться на тяготы, а, напротив, способен устроиться в заведомо неблагоприятной обстановке. Он сноровист: успел завести свой мастерок, прячет куски алюминиевой проволоки, имеет складной ножичек. Шухов выживает на зоне как личность. Рядом с Иваном Денисовичем есть Алеша — баптист, который получил 25 лет срока за свою веру. Живут и работают два эстонца, тоже имеющих по 25 лет за то, что один — рыбак с побережья, а второй был вывезен еще ребенком в Швецию, но вернулся на родину и был тут же взят как иностранный агент. А еще есть Цезарь Маркович, бригадир Тюрин — отличник боевой и политической подготовки, но сын кулака, Ю-81, который «по лагерям да тюрьмам сидит несчетно, сколько советская власть стоит», и «шавка Фетюков».

Солженицын описывает только один день политического заключенного, но мы наблюдаем столько поломанных судеб и загубленных, ни в чем неповинных человеческих жизней. Сотнями тысяч исчисляются заключенные, которые в подавляющем своем большинстве и вовсе не были виноваты в том, в чем их обвиняла советская власть, которой они служили и на свободе, и в лагере. А в лагере царил произвол и безнаказанность. В этих условиях сильный, как Шухов, выживал, был уважаем, а слабый, как правило, погибал.

Солженицын замыкает круг в художественной топографии повести, то есть произведение имеет кольцевую композицию, что придает ему символическое значение. Обзор заключенного: обнесенная колючей проволокой окружность; сверху слепят прожектора, лишая воздуха, неба, горизонта, утром они уходят на точку — места работы, и к вечеру возвращаются назад в бараки. И так каждый день, как по замкнутому и проклятому кругу. В итоге у заключенных нет нормального круга жизни. Но есть у них свой внутренний мир, пространство памяти, в котором возникают образы деревни, мира…

Солженицын, употребляя ряд пословиц и народных поверий, воздерживается от громких слов и проявлений эмоций. Он не допускает экспрессии: хватит того, чтобы читатель ощутил эти чувства в своей собственной душе. А это цель писателя, которая достигнута и гарантированна всем повествованием. Солженицын, пережив самостоятельно этот кошмар, который тянулся не только восемь лагерных лет, но и 70 лет коммунистического тоталитарного времени, поведал читателям о рабстве заключенных, об унижениях человеческого достоинства, что в тоталитарном государстве человек не может быть свободным. А значит, и счастливым. Лагерь — слепок с действительности. А вся советская действительность была одним большим лагерем. И люди в ней все были равны — все заключены в жестокие рамки авторитаризма и культа личности.

Печать

Просмотров: 23260

  • Охарактеризуйте девочку из сказки гуси лебеди
  • Охарактеризуйте главных героев рассказа чистый понедельник
  • Охарактеризуйте героя сказки ашик кериб
  • Охарактеризуйте володю из рассказа мальчики
  • Охарактеризуйте ашик кериба героя сказки м ю лермонтова