А. Анисимова
Бабушкины янтари
Сказки
Две сестры
За горами, за долами, за синими морями жил-был могучий старик Светозар. И было у Светозара две дочери, красотою равные, а обликом разные. Старшая дочь веселая, на речах приветливая, белая — румяная, очи голубые, косы золотые. Как она появится, так словно рассветает. За то и имя ей дали — Светлана. А младшая дочь лицом темная, косы у нее черным — черны, а глаза и того чернее. И характером она тихая да молчаливая, всегда задумчивая. За то и имя ей было — Смугляна.
Светозар дочерей любил равно, а обращался с ними по-разному — старшую Светлану берег да баловал, от себя ни на шаг не отпускал, а младшую Смугляну ни в чем не стеснял — где хочешь, там и ходи, что хочешь, то и делай.
Однажды задумал Светозар дочерей порадовать, подарил он Светлане ленту алую и светлое зеркальце, а Смугляне нитку старинных алмазных бус — самому-то от бабушек-прабабушек досталась. Светлана подарку обрадовалась, перевязала алой лентой свои косы золотые и стала в зеркальце глядеться.
А Смугляна поклонилась отцу и тихо сказала:
— Благодарю, батюшка, за подарки.
Глядит на нее Светозар и не поймет — рада она подарку или не рада. И спрашивает он ее:
— По душе ли тебе, дочка, подарок мой?
Смугляна отвечает:
— По душе, батюшка.
Светозар спрашивает:
— Может быть, тебе еще что подарить? Проси, чего хочешь, я все для тебя сделаю.
Смугляна отвечает:
— Нет, батюшка, ничего больше не надо. Только позволь за ворота выйти, по лесам, по лугам погулять.
Светозар подумал и согласился.
— Ну что же, — говорит, — поди, дочка, погуляй. Я тебе не запрещаю.
Надела Смугляна на шею светлые бусы и отправилась погулять. Ходит красавица по лесам, по лугам, по долинам широким, по оврагам глубоким. А кругом стало темным-темно, на лугах трава стоит не шелохнется, в лесу листики не дрожат, не шумят. Только раздается в тишине песня соловьиная. И все Смугляне любо, и все ей мило.
Шла она темным лесом, нечаянно задела за веточку, думала — шаль каймой зацепилась, ан нет — зацепилось ожерелье, оборвалась ниточка, и рассыпались светлые бусы по сырой земле, но густой траве. А Смугляна того не заметила, и уж только когда домой пришла, хватилась — нет бус…
Ну, нет и нет. Потеряла.
Увидела старшая сестра Светлана, что младшая сестра что-то припечалилась, и стала ее спрашивать:
— Ты что, сестрица, такая невеселая? Вздохнула Смугляна и говорит:
— Я, сестрица, бусы потеряла. Не столь дороги бусы, сколь дорого — батюшкин подарок. Как я ему теперь скажу?
Погоревали сестры, подумали — как быть? Светлана посоветовала:
— Погоди, сестрица, отцу сказывать. А пройди по тем местам: может быть, найдешь бусы.
Сказано — сделано. Пошла красавица Смугляна по тому пути, каким шла. Прошла лугами, прошла долинами — нет бус. Пришла в темный лес, и тут нет. Идет она дальше, глядит понизу — бусы ищет. А с того места, где она за ветку задела, отошел какой-то молодец и встал невдалеке за дерево. Смугляна этого и не заметила. Идет она мимо, а молодец ее красотой любуется, а сам думает: «Чего эта красавица ищет? Уж не те ли бусы, которые я тут подобрал? Сейчас ей бусы отдать или погодить? Лучше погожу, сначала узнаю, где живет и кто она такая».
Идет Смугляна к дому все ближе, а голову клонит все ниже — бусы ищет. А молодец за ней назерком следует. Вот вошла Смугляна в ворота, а молодец неподалечку остановился. Остановился он и от удивления даже руками развел: «Так вот, — думает, — кто она такая! Ворота-то Светозаровы, значит она и есть та самая Светозарова дочь, красоте которой весь мир дивуется. На такую мне заглядываться нечего. Я Светозаровой дочери не пара».
Пришла домой Смугляна ни с чем. Говорит сестре:
— Не нашла бусы. Невозможно их отыскать — там везде темным-темно, ничего не видно.
Светлана подумала-подумала и говорит:
— Не печалься, сестрица. Оставайся дома, а я схожу поищу твои бусы.
Сказано — сделано. Выходит красавица Светлана за ворота, и видит: недалеко от дороги стоит какой-то молодец. И так он задумался, что и не заметил, как Светлана мимо прошла и скрылась в лесу. Только он и видел — будто алая ленточка за деревьями мелькнула.
Долго ходила красавица Светлана по лесам, по лугам, по долинам, ни с чем домой воротилась. Говорит Смугляне:
— Не нашла, сестрица, твои бусы. Да и как их там сыскать — кругом светлым-светло, трава стоит высокая, цветы цветут разноцветные. А бусы такие маленькие, разве их углядишь среди такой красоты? Придется, верно, отцу сказать.
— Нет, — говорит Смугляна, — погодим отцу сказывать. Я еще схожу поищу. Теперь пойду прямо к тому месту, где за ветку задела. Бусы должны быть там.
Вышла красавица Смугляна за ворота и пошла скорым шагом. Вот пришла она, наклонилась низко и стала руками шарить по сырой земле, по густой траве. И вдруг слышит голос:
— Какую пропажу, красавица, ищешь? Вот нашел я бусинку, не ты ли обронила?
Смугляна взяла бусину и говорит:
— Благодарю тебя, добрый молодец. Это я обронила. Только не одну бусину, а все ожерелье рассыпала.
Молодец говорит:
— Не горюй, красавица. Хотя и не сразу, а все твои бусины отыщу. Приходи завтра об эту пору на это же место.
— Ладно, — говорит Смугляна, — приду.
Сказано-сделано. Пообещала и пришла. Молодец ей еще одну бусину отдал. Так и повелось — придет Смугляна в темный лес, и каждый раз молодец ей по одной бусинке отдает. И вот однажды он ее спрашивает:
— Скажи, красавица, ведь ты Светозарова дочь?
Смугляна ему отвечает:
— Да. Я Светозарова дочь. Он спрашивает:
— А ты видишь, что я по тебе сохну и весь извелся?
Смугляна отвечает:
— Да, вижу. И, конечно, жалею. Вздохнул молодец и говорит:
— Вот ведь беда — то какая — ты Светозарова дочь, а я перед Светозаром никто и ничто. Не отдаст тебя Светозар за меня. А уж лучше возвращу я тебе сейчас все до единой бусины, и больше ты меня не увидишь!
— Нет, — говорит Смугляна, — я этого не хочу. Обрадовался молодец:
— Значит, тебе бусы не дороже меня? Если так, то попроси Светозара, чтобы он принял меня на какую-нибудь службу. Буду делать все, что прикажет, а дослужусь до того, что согласится он выдать тебя.
— Хорошо, — говорит Смугляна, — я попрошу отца. А ты приходи к воротам и жди.
И вот собралась Смугляна идти к отцу с просьбой. Пришла она, поздоровалась. Не успела слова сказать, как Светозар сам заговорил:
— Что это, дочка, не вижу я на тебе бус алмазных? Почему не носишь мой подарок?
Задрожала Смугляна, как листочек на осинке, и едва выговорила:
— Прости меня, батюшка, я твой подарок потеряла.
— Как так потеряла? Где потеряла?
— Сама не знаю, как и где, а потеряла. Сильно разгневался Светозар и приказал дочери:
— Иди в светлицу и больше не смей никуда со двора выходить.
Пришла Смугляна в светлицу вся в слезах. Светлана ее опрашивает:
— Ты что, сестрица, плачешь? Какое у тебя горе?
Рассказала Смугляна старшей дочери, как призналась отцу, что алмазные бусы потеряла, и про то сказала, с какой просьбой хотела к отцу подойти. Пожурила Светлана сестру за скрытность.
— Давно бы, — говорит, — все мне рассказала, дело-то лучше повернулось бы. Ну ладно, — говорит, — тебе нельзя теперь отца просить, так я попрошу. Где он, этот твой молодец-то?
Смугляна говорит:
— Он у ворот стоит.
Пошла Светлана к отцу и говорит:
— Батюшка, там у ворот какой-то молодец стоит, нескладный и неладный. Хочет просить тебя, чтобы ты его на какую-нибудь службу принял, да не осмелится войти. Тебе, батюшка, одному трудно, возьми его на какую-нибудь работу. Все-таки тебе помощь будет.
Светозар говорит:
— Верно, дочка, одному мне трудно, за всем не углядишь. А за добрый твой совет спасибо. Ладно, посмотрю, что за молодец.
Слайд 1
Занятие 6 Автор: Пупышева Л.Н . МОАУ «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова Литература Вятского края 5 класс
Слайд 2
Духовно-нравственные истоки Вятки. Богатство малых жанров фольклора Вятского края. Тема занятия:
Слайд 3
1) познакомить с детским фольклором, малыми жанрами фольклора Вятского края, с особенностями данных жанров, самостоятельно определять жанры по различным текстам, способствовать осознанию и осмыслению блока новой учебной информации – фольклора Вятского края; 2) развивать внимание к слову, умение анализировать произведения устного народного творчества; 3) воспитывать уважение к родному краю, его народу, языку, культуре, традициям, семейным ценностям. Цель:
Слайд 4
Пословицы, поговорки, загадки, былички , сказки, анекдоты, песни… Вспомните и дополните жанрами детского фольклора. Малые жанры фольклора
Слайд 5
Традиционно былички классифицируются по содержанию, в указателях сюжетов и мотивов русских быличек разделы и подразделы выделяются по мифологическим персонажам, например, былички о духах природы, о домашних духах, о черте, змее, проклятых . Былички традиционно считаются жанром-прародителем волшебных сказок. Аналитическая работа с текстом. Былички
Слайд 6
Былички
Слайд 7
Частушка — один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это — короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере. Особую разновидность частушек составляют двухстрочные песенки («страдания», « семеновна » и др.), исполняемые в песенном стиле. Исполняются частушки под гармонь, баян, балалайку, инструментальный ансамбль, а часто и без всякого музыкального сопровождения. Аналитическая работа с текстом хрестоматии. Частушка
Слайд 8
Загадка — жанр устного народного творчества. Загадка иносказательно (не называя) описывает предмет или явление. Цель загадки испытать сообразительность, учить видеть мир по-новому, поэтому она является не самостоятельным жанром, а прикладным. Название жанра «загадка» происходит от слова « гадати » — думать, рассуждать. «Гадание» — выяснение чего-то скрытого, затемненного. Аналитическая работа с текстом хрестоматии. Загадка
Слайд 9
Скороговорка — жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Аналитическая работа с текстом хрестоматии. Скороговорка
Слайд 10
Пословица — краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм. Аналитическая работа с текстом хрестоматии. Пословица
Слайд 11
Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной. Сказка
Слайд 12
Байка — юмористический рассказ, как правило, основанный на реальных событиях. Синонимы- побасенка, рассказ. Самостоятельная работа. Найди вятские байки . Байка
Слайд 13
Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. Песня
Слайд 14
Народная песня — наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества Типы песен. Аналитическая работа с текстом хрестоматии. Народная песня
Слайд 15
Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Вывод
Слайд 16
— Как вы поняли, что помогает человеку не терять чувство юмора, хорошего настроения и здоровья? -Какой из жанров устного – народного творчества Вам особенно «пришелся по душе»? Почему. -Хотелось бы Вам заниматься фольклором? Рефлексия
Слайд 17
1.Самостоятельно прочитай быличку «Колдун, ведьма, знахарь». Определи основную тему и мысль. 2.Выучи скороговорку. Делай каждое утро языковую зарядку, проговаривая скороговорку. 3.Отгадай загадки, нарисуй отгадки. Напиши вятские загадки.(1 вариант) 4.Объясните смысл смысл пословиц из хрестоматии. Сделай рисунки к 1 – 2 пословицам.(2 вариант) 5.Подготовьте доклад по малым жанрам фольклора Вятского края. 7.Напишите мини-сочинение «Фольклор в жизни современного человека». 8. Найди вятские байки. Перескажи близко к тексту.(На выбор) Домашнее задание ( на выбор)
Слайд 18
1. Волшебное колечко / Сост. Л.В. Дьяконов. – Киров: Волго-Вятское книжное издательство, Кировское отделение, 1992. – 240 с. 2.Вятские частушки / сост. А.Н.Зайцев, В.С.Коврижных. – Киров: Волго-вятское книжное издательство, Кировское отделение, 1991. – 64 с. 3.Вятский фольклор: предания и легенды. – Котельнич, 1998. – 47 с. 4.Даль В. Толковый словарь живого великого русского языка. – М.: Русский язык, 1989. 5.Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с. 6.Энциклопедия земли Вятской: В 10 т.– Киров 1998. – Т. 8: Этнография. Фольклор / сост. В. А. Поздеев ; ред. В.И. Морозов. – Киров, 1998. – 639 с. 7.Сайт http://russia.rin.ru/ Литература
Как придумать сказку (правила)
Придумать сказку — отличное творческое задание, которое развивает у школьников воображение, фантазию, речь и творческое мышление. Придумывание сказочной истории погружает ребенка в мир волшебства, позволяет попасть в сказочный мир, стать творцом и развить такие качества, как доброта, мужество, смелость.
Сочиняя, школьники не только выполняют домашнее задание, но и пробуют себя в роли писателя, рассказчика. Особенно нравятся детям задания на придумывание волшебных сказок. Радость, удовольствие от своего творчества и заслуженное внимание и интерес к сказке у товарищей — вот главная радость для детей.
Кроме того, сказки, придуманные детьми, помогают взрослым понять внутренний мир ребенка, увидеть его спрятанные эмоции, страхи или скрытые желания. А для детей — сочинение сказки позволяет вернуться в мир волшебного детства.
Очень интересными бывают и рисунки школьников, сделанные к придуманным сказкам.
Помните, что в сказке должно:
- вступление (завязка)
- основное действие,
- развязка + эпилог (желательно)
- сказка должна учить чему-то хорошему
Наличие этих составляющих сделает вашу сказку полной и позволит получить хорошую оценку.
Вот несколько коротких сказок, которые придумали школьники к уроку литературного чтения в 3 классе.
Маленькая Фея
На берегу большого озера в красивом домике жила маленькая Фея. У нее была волшебная палочка.
С ее помощью Фея помогала несчастным и делала вокруг своего домика все красиво. На другом берегу жил злой Маг. Ему не нравилась Фея, потому что она добрая. Он хотел уничтожить ее. Маг превратился в серого волка и побежал на другой берег озера. Фея заметила хромающего волка и выбежала из своего домика, захватив с собой лекарство. Волк начал скулить, но Фея почувствовала что-то неладное. Она достала свою волшебную палочку и прочитала заклинание.
Волк опять превратился в мага. Он начал бросать в нее огненные шары. Маленькая Фея решила не применять свое колдовство и спряталась за дерево. Она достала из кармана клубок ниток, быстро натянула его между деревьями и позвала Мага. «Я тут! Я тут! – кричала Фея, завлекая Мага. Злой волшебник не заметил западни, споткнулся и растянулся на траве. Фея мгновенно сорвала одуванчик, ведь она знала, что если подуть на Мага, то он взорвется. Она так и сделала. Фея собрала все свои силы и дунула. Маг исчез. В лесу начался настоящий праздник, все пели и веселились!
Волшебный мишка
Расскажу я вам сказку интересную преинтересную, волшебную — преволшебную. Был у меня плюшевый мишка: старый, ухо оторвано. Но любила я его больше всех игрушек.
Был мой мишка самый обычный, а тут вдруг стал разговаривать! Сказал он, что может исполнить три желания, но только самые добрые.
Моя подружка Лена мечтала о кукле Бэби Бон, и мишка тут же исполнил её мечту.
Мне очень хотелось завести собаку, и она тут же появилась! А третье желание я загадывать не стала, пусть останется про запас. А мой мишка исчез! Но я надеюсь, что он обязательно вернётся, когда я решусь загадать своё третье желание.
Мишка мне это обещал!
Волшебная девочка
Жила на свете девочка – Солнце. А звали Солнце потому, что улыбалась. Стала Солнце путешествовать по Африке. Захотелось ей пить. Когда она произнесла эти слова, то неожиданно появилось большое ведро с прохладной водой. Попила девочка водички, а водичка была золотой. И стала Солнце сильной, здоровой и счастливой. А когда ей было трудно в жизни, то эти трудности уходили. И поняла девочка про свое волшебство. Загадывала она игрушки, а это не сбывалось. Стала Солнце капризничать и волшебство пропало. Верно говорят: «Много хочешь – мало получишь».
Смотрите также пример, как сочинить балладу для 3–6 классов.
Придумать сказку по литературе — 3 класс (примеры)
Сильная любовь
Поздним вечером в замке поселилась злая волшебница. Она хотела стать самой могущественной волшебницей на свете, чтобы завладеть миром. Для этого она придумала план. Колдунья хотела превратиться в прекрасную принцессу, которая жила по соседству, а принцессу превратить в какого-нибудь зверя или птицу. Тогда она смогла бы завладеть ее королевством и соседним.
У принцессы того королевства были красивые черные волосы, зеленые глаза и чуть-чуть курносый нос. Принцессу звали Аврора. Она дружила с принцем из соседнего королевства.
Принца звали Чарльз. Он был настоящим принцем.
Колдунья хотела превратить Аврору в толстого рождественского гуся, чтобы ее съели на Рождество, но принцесса превратилась в прекрасного лебедя, потому что была очень хорошей, доброй и красивой. Принцесса – лебедь улетела в распахнутое окно и поселилась в лесу.
Чарльз отправился искать Аврору, потому что очень любил ее. Он скакал на лошади и наткнулся на дворец колдуньи. Хитрая колдунья вышла к принцу в образе Авроры и говорит ему:
— Увези меня отсюда поскорей!
Чарльз не поверил колдунье, он чувствовал, что принцесса какая-то не такая, как всегда.
Тогда разозлившаяся колдунья наслала на него чары, чтобы принц верил каждому ее слову. Но любовь принца была так сильна, что ее чары не подействовали.
Чарльз не подавал виду, что чары на него не действуют. И он повез колдунью – Аврору по лесу. Они подъехали к реке. Мостик был очень хрупкий, и он не выдержал бы их втроем. Чарльз пустил первой лошадь. Когда лошадь пошла по мостику, мостик вдруг стал шире, и лошадь прошла как ни в чем ни бывало. Потом пошла колдунья. Но мостик не расширился, а наоборот, стал еще сужаться. Колдунья свалилась с моста, но вцепилась в камень. Чарльз помог ей выбраться – он протянул ей свою руку. Но потом он вдруг схватил ее за шею и начал трясти над пропастью, спрашивая: «Где настоящая Аврора?» Колдунья ответила: «Ты никогда ее не найдешь! Она в лесу летает с дикими птицами!» Чарльз сбросил колдунью в пропасть.
Принц отправился искать принцессу в лес. Одно он знал точно, что принцесса теперь птица. Он думал: «ну почему заклятие не снялось?» В раздумье он набрел на озеро, где плавали птицы – белые и черные лебеди. И принц вдруг почувствовал, что здесь его любимая. К нему подлетела белоснежная птица. Он почувствовал, что это она, это Аврора. Он взял птицу на руки и отнес ее в свой дворец.
Во дворце Чарльза жил старый добрый волшебник. Волшебник сказал принцу, что заклятие можно снять поцелуем. Чарльз поцеловал птицу, и она превратилась в Аврору.
Они жили долго и счастливо, завели много детей и умерли в один день.
Сказка о кошке
Жила-была добрая волшебница. Ее звали Сесиль. Она умела превращать злые существа в добрые. У нее была злая черная кошка, которую звали Мелида. Сесиль не знала, что она злая, потому что Мелида становилась злой только ночью. Когда Сесиль спала Мелида превращалась в духа, а чтобы утром снова стать кошкой, ей нужно было найти любую обыкновенную черную кошку и убить ее. Без этого она не могла вернуть себе кошачий облик.
Летней ночью, когда Сесиль крепко спала, Мелида как всегда превратилась в духа и отправилась искать свою новую жертву. Она искала всю ночь, но так и не нашла.
Когда наступило утро, дух Мелиды сел на яблоню, которая росла во дворе. Но сделав это, он очень сильно ошибся.
Дело в том, что брат Сесиль Джек, который славился неимоверной силой, каждое утро собирал яблоки именно с этой яблони. На это утро Джек пришел, как обычно, и стал трясти яблоню. Как только Мелида не старалась удержаться в ветвях, но все равно свалилась.
Джек накрыл ее, словно бабочку, носовым платком, положил в карман и отнес к Сесиль. Сесиль стала расспрашивать духа кто он, откуда и что делал на ее дереве? Дух понял, что Сесиль не собирается делать ничего плохого, и рассказал, что он на самом деле заколдованная кошка Мелида.
Сесиль стало жалко Мелиду и всех других кошек, которых ее духу приходилось убивать по ночам. Поэтому она превратила духа снова в кошку.
Теперь уже навсегда.
Читайте также: Евгений Шварц — “Сказка о потерянном времени” читать онлайн.
Морская история
Одна девочка поехала на море с мамой и папой. Папа и мама загорали на солнце, а девочка купалась и заплыла далеко-далеко. Тут начался сильный шторм. У девочки унесло круг, и она утонула.
Очнулась она на дне. Вокруг плавало множество разноцветных рыб. Как только она открыла глаза, к ней подплыла большая очень красивая рыба. Как ни странно, девочка могла дышать, говорить и даже слышать. Она попыталась всплыть, но у нее ничего не получилось, потому что за руки ее держали две медузы. Как только она дернулась, одна из медуз ее ужалила. Это было не очень больно.
Девочка осмотрелась. Она увидела, что находится в старом корабле, и еще она увидела дверь, через которую вплыла большая красивая рыба. Девочка собралась с силами и попыталась вырваться. И у нее получилось. Она открыла дверь и оказалась на свободе.
Она вынырнула недалеко от берега и увидела, что папа с мамой все еще загорают на солнце.
Жизнь во сне
Девочка Женя очень много играла в компьютер. Однажды папа подарил ей странную игру. Она называлась «Проиграл – больше не выйдешь». Женя стала играть в нее. Она долго мучилась, у нее ничего не получалось, а главное, что и выйти из игры она тоже не могла. Наступил вечер. Женя оставила компьютер включенным. Ночью ей приснился сон, в котором она играла в свою новую игру, и с легкостью выполняла все задания, хотя днем у нее ничего не получалось.
С утра Женя снова стала играть в компьютер. В эту же игру. И снова не смогла из нее выйти. Ночью девочке приснился страшный сон. Женя проснулась, увидела в стене дыру и посмотрела в нее. Она увидела, как светит солнце, хотя сейчас ночь, как играют дети… И вошла туда. Это было очень похоже на игру, что подарил ей папа. Как только Женя вошла, она увидела, что выхода нет. Девочка стала долбить стену, но все напрасно. Она подбежала к детям, но те оказались не живыми, а просто куклами. Так девочка и осталась жить в своем сне.
Маленькая Фея
На берегу большого озера в красивом домике жила маленькая Фея. У нее была волшебная палочка.
С ее помощью Фея помогала несчастным и делала вокруг своего домика все красиво. На другом берегу жил злой Маг. Ему не нравилась Фея, потому что она добрая. Он хотел уничтожить ее. Маг превратился в серого волка и побежал на другой берег озера. Фея заметила хромающего волка и выбежала из своего домика, захватив с собой лекарство. Волк начал скулить, но Фея почувствовала что-то неладное. Она достала свою волшебную палочку и прочитала заклинание. Волк опять превратился в мага. Он начал бросать в нее огненные шары. Маленькая Фея решила не применять свое колдовство и спряталась за дерево. Она достала из кармана клубок ниток, быстро натянула его между деревьями и позвала Мага. «Я тут! Я тут! – кричала Фея, завлекая Мага. Злой волшебник не заметил западни, споткнулся и растянулся на траве. Фея мгновенно сорвала одуванчик, ведь она знала, что если подуть на Мага, то он взорвется. Она так и сделала. Фея собрала все свои силы и дунула. Маг исчез. В лесу начался настоящий праздник, все пели и веселились!
Кошелек
Жил на свете дровосек. Звали его Джек. Целыми днями трудился он на работе. И получал ничтожную плату. И вот встретил он лешего. И леший сказал: «Не руби деревья, возьми этот кошелек, но пообещай, что воспользуешься им, если пересчитаешь все деньги в нем.» Джек сказал: «Обещаю!» – и, схватив кошелек, побежал домой.
Он не ел и не спал, а все считал и считал. Считая и считая, он скончался, пересчитывая третий миллион.
Путешествие
В одном сказочном лесу жили звери, которые умели разговаривать. У них был мудрый правитель – медведь по имени Степан. Но у него случилось горе: у него пропала дочь. Король лесного королевства дал приказ: кто найдет его дочь, тот получит половину лесного замка.
На этот поступок решился заяц. Он пришел во дворец к королю лесного королевства и сказал королю, что он пойдет искать его дочь. На следующее утро заяц взял мешок с едой и пошел, все дальше удаляясь от королевства. Шел он шел и видит плачущую птицу. Заяц спрашивает: «Что ты плачешь, птица Гор?» Гор отвечает: «Не могу своим птенчикам еду найти.» Заяц говорит: «Возьми полбуханки хлеба.» Птица сказала: «Спасибо тебе, заяц. Что я тебе могу сделать?» Он спрашивает: «Ты не видела, кто принцессу украл?» Она отвечает: «Я видела, кто ее украл – это волк.» Они пошли по тропинке.
Идут, идут и видят – тропинка заканчивается. И вдруг из кустов вылезают два лисенка. Заяц спрашивает: «Вы не видели, куда волк пошел?» А лисята в ответ: «Видели, но мы тебе скажем, если ты нас с собой возьмешь.» Он согласился, и они пошли вместе. И вдруг заметили, что приближается дождь. Заяц сказал: «Надо бы найти убежище, пока не начался дождь.»
Они увидели вдалеке ель и пошли к ней. Прождали под ней целый день. На следующее утро они проснулись и увидели, что вдалеке бегают мыши. И когда мыши приблизились к ним, заяц спросил: «А вы не видели, куда пошли волк с принцессой.» И мыши сказали, что вон туда, и очень попросили, чтобы их взяли с собой.
Шли, шли и видят, что впереди большая река. И заяц говорит: «Давайте построим плот.» Все согласились и начали строить плот. Два лисенка таскали корни, а заяц брал бревна и их связывал корнями. На следующее утро плот был готов к отплытию. Вся их команда была в сборе, и они поплыли.
Плыли — плыли и вдруг увидели остров. И они высадились на этот остров и пошли в пещеру. Они там нашли принцессу, развязали ее и побежали с ней на плот. Но волк заметил их и побежал за ними. Но они уже были на плоту, и заяц дал команду отплывать. Но волк пошел на безумие. Он хотел прыгнуть на плот. Но плот был далеко. Волк прыгнул и упал в воду. И утонул.
Когда заяц привез принцессу, то ее отец выполнил свое обещание.
Весна пришла
Плохо было зверям этой зимой. Синички говорят – тепла хотим, зайчики говорят – тепла хотим, а зима еще пуще злится стала. Белочки, которые заготовили запасы, спрятали часть и ждали, пока наступят еще холоднее дни. И вдруг откуда не возьмись прилетела сорока и затараторила: «Весна идет! Весна!»
Обрадовались звери. Зима и говорит: «Заморожу весну, изведу!» много огорченных и разочарованных мордочек было в лесу. Плакали зайчики, белочки, медвежата, потому что весна не справлялась с зимой: холодный снег не уходил, лежал как ни в чем ни бывало. Небольшие проталины светились, но снег тут же заметал их. Зима не хотела отдавать власть весне. И тогда решила весна обхитрить зиму. Она пошла на луг и начала его размораживать. Зима бросилась заметать его, а весна побежала в лес, согрела елочки и зверей. Зима ничего не могла сделать.
Весна победила, и каждый зверек подарил ей по подснежнику. В конце концов целая гора подснежников красовалась в теплых руках весны.
Сказка о всяких всячинах
Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Пошел старик рыбачить. В первый раз он поймал Емелю на печке – не помогло! Во второй раз он поймал корыто, задумался… Подумал да и бросил корыто. В третий раз поймал золотую сковородку. Отнес домой и говорит: « Вот тебе, старая, сковорода золотая, будешь сейчас блины мне печь.» Ну и начала старуха печь. Приготовила и поставила на окошко студиться. А сковородка была не простая, она была омолаживающая. Кто пожарит на ней что-нибудь и съест то, что приготовит, тот станет навсегда моложе. А старик со старухой не знали этого. Они хотели жить и жить, наверное, поэтому им попала золотая сковорода. Когда блинчики остыли, старуха накрыла на стол. Принялись старики есть. Когда поели и поглядели друг на друга, своим глазам не поверили! Кто это были? По-моему, они так и мечтали быть юношей и девушкой. И начали жить еще лучше, чем жили!
Волшебная палка
Жил-был в одной деревне злой человек Газли. И работал у него добрый мальчик Сэмм. Однажды хозяин послал мальчика за хворостом в лес. В лесу было мало хвороста, и он его долго собирал. Когда он набрал охапку хвороста и пришел домой, хозяин начал ругать Сэмма за то, что тот долго пробыл в лесу. В это время к дому Газли подошел старик. Он шел издалека и очень хотел пить. Старик попросил у Газли воды напиться, но тот прогнал беднягу со двора. Сэмм пожалел старика и дал ему целый ковш воды. За это старик дал мальчику палку. А эта палка была волшебная. Если ей сказать: «Ну-ка палка выручай-ка», то палка начинала бить того, кто обижал мальчика.
Однажды палка побила злого хозяина Газли, и с тех пор он никогда не обижал мальчика Сэмма.
Дружные деревца
Росли рядом два дерева – вяз и орешник. Они очень дружили между собой.
Однажды ясным зимнем утром приехали туда мужики. Они срубили эти деревца, их погрузили на сани и повезли к себе домой. И вот орешник говорит: — Прощай, брат! Теперь мы больше никогда не встретимся. А как весело и дружно мы жили!
— Прощай, мой товарищ, и помни меня! – ответил вяз.
Прошло время. Мужики сделали из вяза санки и лыжи, а из орешника – лыжные палки.
Пришли ребята кататься с пригорка.
— Здорово, дружище! — воскликнули лыжи, увидев ореховые палки. – Теперь мы будем ежедневно встречаться на этом пригорке и будем всегда дружить.
И орешник, и вяз были очень довольны своей судьбой.
Вот и сказке конец, кто написал, тот молодец.
Два котенка
Один раз, когда я отдыхала на даче, я подружилась с девочкой Алисой. А у нее на даче были два покинутых котенка, брат и сестра, правда, мы не знали, как их зовут.
Котята жили под домом Алисы. А утром и вечером они приходили ко мне гулять. Мальчик был серенький, а девочка рыжая с белым. Я их кормила молоком и печеньем. Им еда очень нравилась. Они лазали по деревьям. Когда им что-то не нравилось, они слегка кусались. Они очень любили вокруг колодца друг за другом бегать.
Один раз мальчик залез на крышу нашего дома и никак не мог спуститься. А мы из окна чердака. А в это время его сестра залезла на дерево и не могла спуститься. А мы потом спустились с чердака и сняли ее. Чтобы котята перезимовали, мы построили из коробки домик, постелили туда тепленький коврик и поставили туда еду и питье.
Две звездочки
Жила-была в космосе одна маленькая красивая звездочка, и никто ее не замечал. Но раз маленькая звездочка увидела рядом с собой такую же совсем маленькую — маленькую звездочку. На следующую ночь она пошла к той маленькой звездочке. И сказала ей, что она хочет завести себе подружку. Та охотно согласилась, и они на радостях вместе пошли гулять.
Все дальше и дальше уходили они от дома и не заметили, как заблудились. Стали звездочки искать дорогу домой, да не нашли. Стали они искать другие планеты и звезды.
Первая попалась им планета под странным названием Меркурий. Звездочки спросили у Меркурия: “Где находится район Голубо — красный?” Меркурий сказал, что этот район малоизвестный, а карты у него нет. Меркурий предложил им сходить к его младшему брату Плутону.
Но у Плутона не оказалось такой карты, которая была нужна звездочкам. Тогда Плутон сказал, чтобы звездочки сходили к его другу — Сатурну.
Звездочки полетели к Сатурну. По дороге чуть не упали в черную дыру, но наконец добрались.
У Сатурна была та карта, которая была нужна звездочкам. Сатурн показал звездочкам, где находится их район, позвал комету и строго настрого наказал, чтобы комета довезла звездочек до их дома. Звездочки сели на комету и в несколько мгновений долетели до их дома.
Но комета не хотела с ними расставаться. Тогда они придумали занятие, которое было интересно для всех троих.
Комета стала развозить звездочек по разным планетам и звездам, а звездочки изучали все, что видели.
С тех пор звездочки ни разу не терялись. И, возможно, побывали и на планете Земля.
Кактус
Жил на свете царь. У него была дочь — красавица — раскрасавица! Решил он ее замуж выдать. На балу было весело! Вдруг погасли все свечи, оторвались шторы и появился злой колдун Там — Там. Он подошел к царю и попросил руки его дочери. Царь дал отказ. Тогда злой колдун разозлился, зарычал и превратил царевну в зеленый колючий кактус. И исчез.
Царь горевал. Все время поливал кактус, ставил его на солнышко на окошке. Так прошло два месяца. Царь позвал к себе всех садовников, всех ботаников и сказал: “Кто снимет с моей дочери заклятие, тому я отдам ее в жены и еще полцарства. ”
Долго думали ботаники, но никакие удобрения кактусу (царевне) не помогали.
Ночью один звездочет вскочил с кровати со словами “Эврика!”, — и примчался в спальню государя. Ему приснилось, что если прекрасный принц поцелует кактус, то заклятие спадет. Прекрасного принца долго искать не пришлось! На следующий же день как всегда, выйдя на крыльцо, царь увидел карету. В ней сидел принц Иванушка. Увидев кактус, принц попросил остановить карету. Он взял в руки колючий кактус и хотел его купить, поскольку у принца в саду не было только кактуса. Но вдруг всех лошадей сразу укусили пчелы. Лошади ринулись бежать, а принц влетел лицом прямо в кактус и поцеловал его! Принцесса расколдовалась! И они полюбили друг друга!
Жираф и черепаха
Жили — были два друга: Жираф и черепаха. У черепахи скоро наступал день рождение: ей исполнялось 250 лет. Праздник намечался замечательный. Только одно огорчало жирафа, он не знал, какой подарок подарить черепахе. А черепаха любила танцевать, но не могла, так как двигалась очень медленно. Тогда жирафу пришла в голову прекрасная идея: он подарит ей две пары роликов.
Вот наступил день рождения черепахи. Жираф торжественно вручил ей ролики и научил ее кататься на них. Когда вечером зажглись звезды, начались танцы. А в центре веселее всех танцевали жираф и черепаха на роликах.
Читайте также рассказ «Как я стал писателем» Шмелев краткое содержание с цитатами.
Сны
В далекие-далекие времена, когда до цивилизации было еще далеко, мужчины охотились, женщины занимались собирательством, готовили пищу, а дети как всегда были непослушны. Но только один был не такой как остальные. Все считали его ненормальным: он был очень послушен, ему чудились какие-то люди, он видел разные сны.
Он рассказывал, что в снах он видит прекрасного, великого человека с большими белоснежными крыльями. Этот человек подносил ко рту какую-то небольшую палочку и дует в нее. А из палочки доносятся чудесные, необычные звуки.
Такой сон снится ему каждую ночь. Только звуки из той палочки разные: то нежные и мягкие, то резкие, веселые.
Но вот однажды сны перестали ему сниться. Что-то случилось. Может быть, он вырос и стал взрослым? Но желание услышать снова те волшебные звуки становилось в нем еще сильнее. Он решил во чтобы то ни стало воспроизвести эти звуки. Он срезал стебель бамбука, проделал в нем несколько отверстий и тут мир впервые услышал…
К сожалению, эти первые звуки не были так уж прекрасны. Но через несколько тысяч лет на свет появилась флейта.
Любитель-рыболов
Жил-был мальчик. Он любил ходить на рыбалку и петь песни. Он пел песни о цветах, о полях, о животных, о небе, о солнце…
Придет мальчик на озеро и начнет распевать песенки. Рыбам очень нравилось слушать эти песни, и они подплывали к берегу все ближе и ближе, и стали попадаться на крючок.
Через некоторое время не попавшая на крючок рыба поняла, что если звучит песня, то их ожидает опасность. С тех пор, как песня начиналась, так рыба расплывалась. Мальчик понял, почему рыба не ловится.
Когда он стал взрослым, то сочинил песню «Любитель-рыболов».
Одушевление леса музыкой
Когда-то жил на белом свете скрипач, который очень любил музыку. Однажды осенью он пошел в лес и взял с собой свою любимую скрипку. Настроение его было очень грустное, поэтому он и стал играть в лесу грустную музыку. Ручей стал журчать еще тише, деревья на ветру колышутся быстрее. Кузнечик стал петь под музыку свою любимую песенку. Кукушка и соловей подпевают ему. Скрипачу очень понравилась эта живая мелодия. Он шел домой и радовался, потому что никогда не слышал такую одушевленную музыку.
Как сочинили песню
Когда-то давным-давно жил в своей избушке сверчок. Когда заходило солнце, и наступала ночь, он выходил и запевал свою любимую песню. Люди, услышав эту замечательную песенку, радовались. Но кроме сверчка есть и другие разные насекомые и животные, которые тоже издают звуки. Например: кукушка и дятел. Кукушка кукует и получается песенка. Ку-ку!
Ку-ку! Как будто она где-то спряталась, выглянет и кукует! Это самая любимая моя птица.
Дятел-врач деревьев. Он своим клювом стучит по дереву и издается звон или стук и получается мелодия.
Как Ерёма песню сочинил
Жил-был в деревне Ерема, который был большим выдумщиком. Он всегда что-то придумывал, знал много прибауток, шутил со всеми.
И вот однажды барин приказал ему сходить на базар в другой город. Ерема собрался в путь, взял котомку и пошел.
Дорога в город шла через лес, идти ему было скучно. Но, зайдя в лес, он услышал много звуков: пение птиц, шелест листвы, потрескивание веток под ногами. Эти звуки Ереме понравились, у него поднялось настроение. Под звуки леса он стал напевать себе под нос шутки и прибаутки, которые он знал. Так у Еремы получилась песня.
Как появилась песня
Жили-были дед да баба. И был у них сын Иван. Однажды он пас овец. Ему так надоело сидеть, что он сорвал тростник и дунул в него. У него получился звук. Тогда Иван добавил дырочки. У Ивана получилась музыка. Потом он рассказал об этом соседям. Так весть разошлась по всей местности. Благодаря Ивану на земле появилась музыка.
Как появилась первая музыка
Шел древний человек и вдруг он увидел бабочку, хотел ее поймать руками, но бабочка улетела. И получилось, что человек хлопнул в ладоши. Человек удивился и начал хлопать дальше.
Потом побежал к своему племени и начал показывать, как он умеет хлопать в ладоши. Люди удивились и тоже начали хлопать в ладоши. Так появилось первое развлечение и (музыка) звуки.
Откуда музыка берёт своё начало
Однажды женщины разделывали тушу мамонта и кинули шкуру на кувшин, который был всеми заброшен. Через два дня женщина подошла к этому кувшину и хотела снять кожу, но она засохла. И тогда женщина взяла палку и начала бить по шкуре, так получился звук.
А в это время мужчины возвращались с охоты домой. Один из них нечаянно кончиком ветки задел об натянутую струну. И получился звук.
Вечером, когда было всеобщее собрание, они начали показывать, что они обнаружили. Тогда женщина начала палкой бить по засохшей шкуре на кувшине, а мужчина тянуть и отпускать натянутую струну.
И получилось очень красивая мелодия и еще инструменты.
Как появилась музыка
В древности люди не выращивали скот, не занимались земледелием, а выживали тем, что давала природа. Они ходили по лесам и полям, по берегам рек и морей и искали себе пропитание. Однажды, один человек, живший в одном племени, на берегу моря искал на мелководье моллюсков для того, чтобы принести их в свое племя на обед. Вечером, сидя у костра, опустошив раковины, один из людей стал дуть в пустую раковину, и из нее полились мелодичные звуки. Кто знает, может быть так и появилась музыка.
Лесная песня
На лесной поляне жил один маленький кузнечик. Он был очень любопытным и изобретательным. Однажды он проснулся рано утром и пошел прогуляться. Прыгнул на колокольчик и замер «Что за удивительный звон?»: подумал про себя кузнечик – надо запомнить. Вдруг внезапно дунул ветерок и рядом росший еще один колокольчик тоже зазвенел «динь – динь».
– Интересно получается – сказал кузнечик и прыгнул на другой цветочек.
– Дон-дон – прозвенел цветок.
Динь-дон – как красиво звучит. Попрыгал дальше. В центре поляны на пеньке сидел зайчик и стучал лапками по пню «тра-та-та-тра-та». Кузнечик задумался. Соединил звуки колокольчиков и бой зайчика – «Динь-дон-трата-та». Получается очень интересное смешивание звуков.
Ближе к полудню он подустал и прилег возле березки отдохнуть. Лежал и наигрывал сегодняшние находки «Динь-дон-тра-та-та». «Чего-то не хватает» – сказал про себя кузнечик и заснул. В то время на ветку березы сел соловей и залился разными красочными звуками: ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля. Кузнечик вскочил и закричал – «Вот это то, что надо». Соединил все звуки и получилось удивительное сочетание – Динь-дон, тра-та-та, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.
На следующий день кузнечик пригласил на полянку ветерок, колокольчики, зайчика и соловья. И попросил, чтобы они произнесли эти звуки одновременно. Дунул ветерок, зазвенели колокольчики, зайчик пробил чечетку на пеньке, соловей засверестел. Получилась красивая добрая мелодия, на которую собрался весь лесной народ. И слушали эту лесную песенку до заката солнца. Песенка закончилась, на полянке стало темно, и сова сказала – ого.
Три брата
Жил-был царь и было у него три сына. Старшего звали Федот, среднего – Илья, а младшего – Алёша. Федот умел рисовать, Илья умел музыку сочинять, а Алёша умел слова складывать. Да такими дружными были три брата, никак не разделить их. Очень любил царь своих сыновей.
Вот как то раз решил он их проверить на дружность. Вот созвал своих сыновей и говорит им: «Вот ‚дети мои! Захотелось мне новую песню. Кто сочинит её лучше всех, тому и награду – сундук с золотом. Даю вам сроку – три дня и три часа»
Вот рисует картину Федот. Рисовал он небо голубое, птиц в поднебесье. Поле широкое. Показал Федот Илье свою картину, увидел Илья её, подумал-подумал, да сочинил музыку. Посмотрел Алёша на картину, послушал музыку, а под музыку и слова к песне были готовы. А по картине то такой и смысл сам получался.
Вот прошло три дня и три часа, настал срок идти к царю. Приходят они к отцу и говорят: «Сочинили мы песню, батюшка! Да не три, а одну. И все вместе, дружно» Послушал царь песню и разделил золото между сыновьями.
Вот как искусство Слова музыки и живописи объединяют людей.
Вы держите в руках не совсем обычную книжку. Это сказка. Но сказка об искусстве. Выдумка тесно переплетается в ней с реальной историей и помогает ребенку легко запомнить необходимые термины, важные факты, а главное — сами картины знаменитых русских мастеров. В каждой из сказок автор старался создать правдивый человеческий образ художника. Это дает маленькому читателю возможность почувствовать — и подышать! — неповторимым воздухом произведений Мастера. Издатели надеются, что эти книжки, предназначенные детям 6-10 лет, станут для них первой, а значит, самой важной, ступенькой на пути к искусству.
http://www.rulit.me/author/vetrova-galina-evgenevna/savrasov-skazka-o-hudozhnike-i-vesennih-pticah-get-276182.html
ВИДЕОФИЛЬМ
К «СКАЗКЕ О ХУДОЖНИКЕ И ВЕСЕННИХ ПТИЦАХ »
СОЗДАН УЧИТЕЛЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ЕСАУЛОВОЙ ОКСАНОЙ ЮРЬЕВНОЙ
СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ
И
ВЕСЕННИХ ПТИЦАХ
Было это давным-давно. Жил в Москве художник, и звали его Алексей Саврасов. Был он большущий, как медведь, спина широкая, глаза черные, на голове грива темных волос, вид почти всегда насупленный. Его даже испугаться было можно. Но на самом деле он только казался хмурым, потому что всех стеснялся. А как улыбнется — сразу становился похожим на доброго доктора.
Больше всего любил Саврасов цветы, деревья, реки, леса — все то, что называют природой. Вечно бродил по лесам, а весной прибежит в класс, где его ученики сидели, рисовали, да как закричит, руками замашет:
— Heчeгo в классах киснуть! Скорее, скорее за город! Там уже дуб цветет, небо синеет, совсем весна. И на картинах своих Саврасов природу изображал. Такие картины называются «пейзажами», а Саврасов, выходит, был художником-пейзажистом.
Вот наступил однажды весенний месяц март. Все уже заждались солнышка и тепла, а их все нет и нет. И пошел художник Саврасов в лес, за город, посмотреть, где же весна задержалась. Идет по дороге, по сторонам поглядывает. Как же все некрасиво вокруг! Грязный мокрый снег под ногами хлюпает, земля в проталинах черная, безжизненная. Небо серое, неприветливое, вот-вот пойдет сыпать снегом или дождем. Деревья стоят голые, все какие-то кривые, будто от ветра скрючились.
Дома вдоль дороги стоят — все маленькие, неказистые, соломенные крыши набок съехали … А вон церквушка красивая, видно, что старинная, да вся краска облезла от непогоды. Нет, видно, у крестьян денег, чтобы ее покрасить да побелить. А за деревней поля раскинулись — так туда ни конному, ни пешему хода нет, грязь такая, что и шагу не ступишь.
Остановился Саврасов… Что же делать-то? Ноги уже совсем промокли, ветер все сильнее да холоднее… На такой стуже кисточку в руках и не удержишь. Да и охоты нет — ни красками писать, ни карандашом рисовать: не годится такой вид для картины.
То ли дело где-нибудь в Швейцарии! Горы зеленые, реки быстрые да чистые, небо голубое! А какие закаты да восходы! Много написал там Саврасов разных картин.
Да и в России он немало пейзажей написал, только летних, когда все цветет и радует глаз. И тоже старался, чтобы краски яркие да гладкие были, как у заграничных художников. Но казалось ему, что в России и деревья милее, и небо роднее, пусть и не такие они нарядные. Уж больно он свою родину любил! Хотелось ему, чтобы посмотрел на его картину человек, и защемило бы сердце, как у него самого. Да вот никак не получалось все.
Оглянулся вокруг себя Саврасов. Тоска! Нет, не стоит даже начинать. Хватит того, что и из окна на все это нагляделся… Надоело уж… Стоит художник, задумался…
Очнулся он от громкого птичьего крика. Поднял голову, улыбнулся. А-а-а, да это грачи прилетели. Вон как галдят, делят что-то … Всегда важные, черные, а сейчас сбились в кучу под березками, растрепанные, как воробьи. Да что же это у них там случилось?
Решил Саврасов подобраться поближе. Вдруг крик грачиный стал еще громче, все крыльями замахали, и тут из кучи малы, вырвался самый большой и, видно, самый старый грач. Летит он, а в клюве у него, что-то сверкает, переливается, будто бриллиант драгоценный. А за ним вдогонку двое молодых грачей кинулись, напали на него, и уж совсем ничего не видно стало, словно в воздухе большой черной тряпкой машут, а из нее пух да перья сыплются.
Вдруг художник видит: прямо на него сверху летит что-то, в воздухе сверкает. Еле успел руку протянуть — и вот лежит у него на ладони какое-то толстое тяжелое стеклышко. Лежит и тихо светится, то желтый лучик из него сверкнет, то голубой. И сразу, будто теплее стало. Хотел он поднести стеклышко к глазам, да тут все три грача на него набросились. И будто понимают что-то, стараются стеклышко у него из руки выбить, в глаза крыльями бьют. Рассердился Саврасов, взял в руки большую палку, да как закричит:
— А ну, прочь, разбойники! Вот я перья — то вам повыдергаю! Будете знать, как себя с человеком вести следует!
Смотрит, отстали грачи, сели рядом на ветке, будто совет держат. Посидели-посидели, «покаркали» что-то между собой. И вдруг самый старый повернулся к Саврасову да и… заговорил человеческим голосом:
— Мил-человек, отдай нам наше стеклышко! Не простое оно, и трудно нам без него жить.
Саврасов головой потряс, глаза кулаками протер. Что же это за диво такое, сон ему снится, что ли?
А грач головой кивнул и опять заговорил:
— Я главный в стае, самый старый грач. Мы каждый год улетаем на зиму далеко-далеко. А весной мы возвращаемся домой, на родину. Но Россия вон какая большая страна! Без нашего стеклышка мы обязательно заплутаемся.
— А чем же оно может вам помочь? — спросил Саврасов.
— Да ведь оно волшебное, — сказал грач. – Посмотри-ка в него.
Поднес Саврасов стеклышко к глазам, глянул в него, да так и сел на мокрый снег. Батюшки святы! Что же это случилось? На сердце у него сразу стало тепло-тепло. Вроде уже и ветер утих, и ноги сразу согрелись. А главное, все вокруг совершенно изменилось, а что — он и понять не может. Как будто и деревья те же, и земля, и небо… Но все сразу стало таким удивительно красивым, что невозможно глаз отвести! Голубоватый воздух словно тихо светится. Березки стоят тоненькие, юные, купают ноги в весенних лужицах.
И церквушка среди ветвей показалась вдруг художнику такой милой, словно лицо старого родного человека, которого любишь с детства.
И понял Саврасов, что нет для него на всем свете ничего роднее и лучше. Словно кто шепнул ему на ухо, что если сумеет он так написать свою картину, то это поймут и другие. Ему не нужны для нее яркие блестящие краски. Главное, чтобы дохнуло от нее теплом…
— Ну, понял теперь, как мы находим родину? — спросил грач. — Ты человек, и так свой дом найдешь. Верни нам наше стеклышко, а мы тебя отблагодарим.
Сжал Саврасов стеклышко в кулаке, к груди его крепко прижал.
— Простите меня, птицы весенние! Знаю я теперь, на что нужно вам чудесное стеклышко. Только не могу я его сейчас вам отдать. Мне-то оно, выходит, еще нужнее, чем вам. С ним я и сам свою родину сумею как следует увидеть, и другим людям помогу это сделать. Я ведь художник.
Подумал немного старый грач, и ответил:
— У нас, грачей, правило такое: кто стеклышко хранит, тот и вожак. Я совсем стар уже, а молодые решили его у меня отнять. Не хотел я отдавать, вот и оказалось оно у тебя… Ладно, художник. Храни его до осени, когда нам пора будет на зиму в дальнюю даль отправляться. А уж осенью отдашь его обратно. Я сам тогда передам его самому сильному из молодых. Ты уж, мил человек, не подведи нас, а то совсем пропадем мы в чужих-то краях.
И другие грачи на ветвях головами кивают, соглашаются. Обрадовался Саврасов.
— Спасибо тебе грач, что не пришлось мне стеклышко ваше волшебное силком отнимать. А вернуть-то я вам его обязательно верну. Да еще за то, что вы так помогли мне, я вас на картине своей нарисую. Я уж точно знаю, что это будет самая лучшая моя картина. И назову-ка я ее…
— «Грачи прилетели»!
— Спасибо за уважение, художник, — важно ответил ему старый грач. — Мы ведь и правда, на крыльях Весну приносим. Сейчас она пошла своего дедушку Мороза навестить, но вот-вот вернуться уж должна. Совсем скоро тепло будет. Ну, до сентября! Уговор дороже денег. Встретимся на этом же месте.
Взмахнули крыльями грачи и улетели.
А Саврасов стоит и чувствует, как тепло по всему его телу разливается. Побежал он домой, поставил на мольберт холст, натянутый на рамку, взял кисти и краски и начал работать. Не сразу у него все получилось. Много раз еще приезжал он и на то место, и в другие деревни ездил, чтобы маленькие зарисовочки -этюды сделать.
Но написал он все-таки картину, каких не было раньше в России. Посмотрит на нее любой человек — и его словно солнышко лучом согрело. Вроде и нет ничего особенного — а все свое, милое сердцу. Одним словом — Родина!
И сначала стеклышко Саврасову ох, как помогало! А потом глядит он — что с ним, что без него — все теперь одинаково. Нашел художник свою родину, и не нужно ему больше стало никакое волшебство. Вот так-то!
А как наступил сентябрь; да стали деревья золотыми, отдал Саврасов стеклышко старому грачу, пожелал весенним птицам счастливого пути и счастливого возвращения домой, на родину.
Материал составлен по «Сказке о художнике и весенних птицах» Галины Ветровой.
3
Тому, кто стал так дорог…
Здравствуйте, дорогие читатели!
Приветствую Вас в новом номере журнала! Вот и зима подходит к концу, осталось несколько недель, и весна придёт будить уснувшую землю. В феврале мы традиционно поздравляем мужчин с Днём защитника Отечества. Для меня это день тех мужчин, на которых можно положиться, которые всегда подставят плечо в трудную минуту, рядом с которыми ты чувствуешь себя спокойно и уверенно, просто потому, что они рядом. Чувство защищённости в жизни женщины — одно из главных. Именно поэтому так ценны для нас, женщин, те люди, которые дарят это чувство.
Одному из таких людей я и посвящаю данную сказку. Мы знакомы не так давно, но за это время ты стал для меня очень близок и дорог, рядом с тобой я не боюсь ничего. Спасибо тебе за то, что ты рядом!
_____
В далёком лесу у подножия гор жила молодая колдунья с длинными рыжими волосами и изумрудно-зелёными глазами. Она варила зелья, помогала девушкам в сердечных делах, определяла будущее по вещим снам, которые часто ей снились, и иногда, от скуки, насылала хворь на злых людей. Жилось ей не скучно, но одиноко. Поэтому однажды она обратилась женой дровосека, провела с ним ночь и родила сына — подвижного и любознательного мальчика со светлыми волосами и такими же, как у неё, зелёными глазами. Они жили очень уединённо, она обучала его охоте и рыбалке, рассказывала о травах, которые могут пригодиться им для зелий… Иногда они выбирались в город, который находился недалеко от леса, в котором они жили. Но эти поездки были редкими, колдунья не любила большого количества людей и шума города.
Прошло 7 лет, мальчик рос, быстро всему учился, помогал матери во всём, что было ему по силам. Они были вполне счастливы. Времена года сменяли друг друга, но вот, в день весеннего равноденствия, колдунье приснился необычный сон. Будто на полянке возле их дома её сын играет с мальчиком своего возраста, она наблюдает за ними в окно, готовя обед, и в шутку ругает двух собак, крутящихся под ногами. Что сама она вновь беременна, а сзади к ней подходит супруг и крепко обнимает её и ещё не рожденного ребёнка, их дочку… Колдунья не собиралась делить свою жизнь с кем-то, не хотела иметь ещё детей, но сон был настойчивым, а это значило, что скоро он станет явью… Колдунья пыталась убедить себя в том, что не все сны у неё вещие, и сон, обидевшись, стал сниться реже, но напоминал о себе временами.
Мир проснулся вместе с весной, прошло лето, и в двери постучалась осень. Колдунья с сыном, как всегда в это время года, отправились на городской базар за тёплым сукном. Мальчику очень нравился город, но часто бывать там ему не приходилось — мать была против. Купив сукно и нити, немного погуляв по ярмарке и посмотрев выступление бродячих артистов, они отправились в обратную дорогу. Пошёл дождь, колёса увязли в грязи, и колдунья никак не могла вытянуть повозку из образовавшейся ямы.
По той же дороге возвращался домой охотник, молодой и красивый мужчина. Он увидел женщину с ребёнком, безуспешно пытавшихся вытянуть телегу на ровную дорогу, спешился и предложил свою помощь. Вскоре телега стояла на дороге, и путники могли продолжать свой путь. Колдунья взглянула в глаза охотника, чтобы поблагодарить, и сразу поняла, что эта встреча не случайна… Гоня от себя нежеланные мысли, она быстро поблагодарила его и уехала восвояси.
Вскоре другие мысли и заботы вытеснили встречу с охотником из головы колдуньи. Она шила сыну тёплую одежду, делала последние приготовления к зиме, пела песни и общалась с духами. Она была почти счастлива… если бы не сон, который продолжал сниться и напоминать о встрече на дороге.
На землю пришла зима, окутала леса и горы снегом. А вместе с зимой пришла и следующая встреча. Сын колдуньи отправился в лес за хворостом, но начался снежный буран. Как только колдунья не пыталась его утихомирить, чтобы помочь своему сыну, но стихия не поддавалась.
Буран налетал с новой и новой силой весь день, валил деревья, раскидывал ветки… Всё живое подчинилось стихии и ждало, когда же природа возьмёт своё и успокоится. И только колдунья читала заклинания, пыталась вырваться из дома, но дверь завалило снегом… Она плакала, злилась, проклинала силы природы и молила их пощадить её единственного ребёнка… Она думала, что больше никогда не увидит своего любимого сына… Только к вечеру стихия успокоилась, а колдунья упала на пол хижины без сил…
Она очнулась от нежных прикосновений детских ручек к своему разгорячённому лицу. Сын звал её, целовал, просил не переживать больше — с ним всё в порядке, он живой, он вернулся. Он дома рядом с ней — она не сразу поверила, что это не сон, что и в правду всё хорошо. Сына колдуньи нашёл в лесу тот самый охотник. Он проверял капканы, когда начался буран, побрёл в сторону дома и нашёл мальчика. Колдунья плакала, смеялась и благодарила охотника за спасение сына, она была так счастлива! В этот раз она не отвела взгляда и посмотрела в глаза спасителю своего сына долгим взглядом, полным счастья и благодарности. Он был сражён её взглядом, эти зелёные глаза пленили его.
С тех пор охотник изредка заглядывал в домик в лесу, приносил каменья и сукно для колдуньи, игрушки и лакомства для её сына. Он никогда не говорил о себе, только слушал рассказы мальчика о лесных животных, травах и деревьях. Он не задерживался надолго, всегда уходил перед закатом. И долгим взглядом смотрел в пленившие его зелёные глаза.
Колдунья чувствовала себя неуверенно в его присутствии, теряла дар речи, отводила взгляд. Она не могла прогнать человека, который спас жизнь её сыну. Она уже точно знала, что он не уйдёт больше из её жизни, но продолжала сопротивляться мыслям, одолевающим её разум. Пусть он не рассказывал о себе, но она узнала, что охотник — вдовец, его жена умерла при родах, но смогла подарить ему прекрасного мальчика, такого же энергичного и любознательного, как и её собственный сын. Мальчики родились с разницей в несколько месяцев. Друзья охотника много раз говорили ему, что мальчику нельзя расти без матери, пытались женить его повторно, но охотник резко обрывал их и не соглашался ни с кем соединять свою жизнь.
Прошла весна, подходило к концу лето. Он не приходил несколько лун… Она скучала и ждала… Сынишка стал грустить и просил колдунью поехать в город — ведь с охотником могло что-то случиться, он мог попасть в беду, и ему нужна помощь. Но колдунья успокаивала сына, ведь знала, что охотник жив и здоров, что ничто не угрожает ему. Она ждала…
Осенью, когда деревья окрасились в жёлтые и багряные тона, через лес шёл охотник. Рядом с ним бодро шагал мальчишка, как две капли воды похожий на своего отца, а впереди бежали две собаки. Они шли к домику в лесу, чтобы остаться в нём навсегда.
С любовью и уважением к Вам, Алеся.
-
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
Экономика8 минут назад
Помогите пожалуйста с тестом
-
Русский язык13 минут назад
4. В каком слове пишется суффикс – ЩИК?
1) перево..ик
2) изво..ик 3) подпи..ик 4) чекан..ик
|1) домашние неурядицы
5. Найдите ошибку в написании НЕ с существительным.
2) нерешительность характера
3) невнимательность, а рассеянность 4) устал с непривычки
|6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна
та же буква?
A) луч..м, одеж..нка, ш..рох
Б) стоял в раздумь.., работал в типографи.., горош..к
В) карманч..к, на темен.., на лили..
Г) о молни.., туч..й, бараш..к
1) А, Г 2) Б, В 3) А, В 4) В, Г.
помогитеее, дам 30 баллов. я тупая -
Математика13 минут назад
Помогитеееееееееееееееее
-
Физика18 минут назад
Представьте, что во время летнего отдыха
на озере, вас застали частые разряды
молнии и дождь над вашей головой.
Напишите -
История18 минут назад
Витлумачте поняття: драконівські закони, демократія, остракізм, боргове рабство, ареопаг, архонти, спартіати, олігархія.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
– Это ваш новый дом, – сказал хозяин скал и махнул рукой.
По волшебному знаку раздвинулись камни – прошли молодые в каменную опочивальню. Там и остались до утра.
Утром вернулся охотник домой. Жена спросонок спрашивает:
– Где был?
– По деревне гулял, – отвечает.
С тех пор зачастил охотник к огромной скале за околицей. Никто из односельчан не видел дочери жителей скал, поэтому задумывались: чего это молодой мужик каждый вечер туда бегает?
Однажды была в деревне вечеринка. Пришел на нее и охотник со своей невидимой женой. Пришел и местный колдун – нойт. Стали гости танцевать. Колдун приблизился к охотнику, недвижно сидящему на скамейке, и говорит:
– Что же не танцуешь? Выбери себе пару.
– Мне никого не надо, – ответил охотник и похвастался, что сейчас он будет танцевать, а с кем – никто не увидит.
И правда, поднялся он со скамейки и прошел в середину круга, где танцевали пары. Тут колдун прошептал волшебные слова, и все увидели, что стоит посреди избы незнакомая женщина неописуемой красоты. Только стоит она как бы застывшая, на одном месте, и нет в ней жизни, она как каменная.
– Вот полюбуйтесь – это новая жена нашего охотника, – представил ее колдун.
Все стали любоваться красивой женщиной да удивляться, откуда она появилась. А колдун сказал народу:
– Теперь вы ее не увидите!
Прошептал свои волшебные слова, и красивая женщина исчезла.
Тут муж понял, каким сокровищем владеет. Понял, что все вокруг усохнут от зависти к нему, если будут каждый день видеть эту красоту. Подошел он к колдуну и сговорился, чтобы сделать невидимую женщину – дочь жителей скал – видимой навсегда. И снова прошептал колдун свои слова, и снова появилась посреди избы красавица.
После вечеринки муж с красивой женой пошли к скале, где они жили. Стала она упрекать:
– Зачем ты рассказал колдуну про мою тайну?
– Не хочу я так жить, как мы с тобой живем, – ответил охотник. – Хочу жить так, как живут все. Хочу, чтобы ты всегда и для всех была видимой.
Ночью вернулся охотник домой – к своей первой жене. Переночевал. Вышел поутру из дома, смотрит, а на скале в лучах зари стоит женщина и поет грустную песню, будто серебряный ручей перекатывает гальку. Заслушался он песней, затуманились глаза от слез. Когда же смолкли звуки, взглянул охотник на скалу и видит – подошла его любимая к самому краю и бросилась вниз, на острые камни.
Прибежал он к скале, искал-искал, но не нашел никого – рассыпалась красавица в прах, стала снова невидимой.
Рассказал И. А. Матрехин в 1937 году. Записал и перевел В. К. Алымов. Литературная обработка Е. В. Лукина
Карелы
Карелы – народ в России, коренное население республики Карелия, Мурманской, Архангельской, Ленинградской и других областей. Численность – более 60 тысяч человек. Самоназвание «карьялайзет» означает «пастух, скотник».
Древние карелы упоминаются в русских летописях, скандинавских сагах, хрониках, буллах папы римского. К концу X века сформировалось племенное объединение карел с центром в городе Корела – ныне Приозерск на Карельском перешейке. Территория обитания карел издревле была местом активного противостояния между шведами и русскими. В этом противостоянии карелы всегда выбирали сторону русских. Так, в 1617 году по Столбовскому договору земли Приладожья отошли Швеции, и многие карелы по собственному почину переселились в Новгородскую, Тверскую и Ярославскую губернии, не желая оставаться под шведским гнетом и менять православие на лютеранство.
Карелы были массово крещены в 1227 году новгородским князем Ярославом Всеволодовичем – отцом Александра Невского, однако сохранили элементы язычества – поклонение стихийным силам природы (ветру, дождю, молнии), веру в очистительную силу огня, почитание духов – хозяина леса (Хийси), хозяина воды (Ахти) и других. Древние народные мифы, легенды, сказки, эпические песни, называемые рунами, передавались из уст в уста.
Финский языковед Элиас Лённрот (1802–1884), путешествуя по деревням Архангельской и Олонецкой губерний, записал эти руны у карельских сказителей. Эти записи легли в основу знаменитого карело-финского эпоса «Калевала».
Чудесный жерновок
Карельская сказка
Паули Г.-Т. Ижорцы. «Этнографическое описание народов России». 1862 г.
Жили два брата – богатый и бедный. У бедного брата много детей, у богатого – ни одного. Приближается Рождество. У бедняка в закромах пусто, нечем детей накормить. Жена и говорит ему: