Окружающий мир 3 класс опыление рассказ

Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, как происходит размножение растений.

Однажды учёные поставили опыт: на груше­вом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой.

На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей — ни одной!

Выскажи предположение, почему это произошло.

Пчёлы питаются нектаром, но одновременно являются насекомыми-опылителями. Они переносят пыльцу с одного цветка на другой. Если опыления нет, то на растении не появляются плоды.

Практическая работа «Плоды путешествуют»

1. Рассмотрите плоды (клёна, липы, репейника и др.). Подумайте, как они распространяются. В чём видна их приспособленность к этому?

Мы видим, что плоды клёна, берёзы или липы напоминают маленькие самолётики, они очень лёгкие и разлетаются на большие расстояния. Так эти деревья приспособились для распространения семян.

Плоды череды и репейника распространяются иначе. Они имеют колючки-крючочки, которыми цепляются за шерсть животных и одежду человека. И животные или человек, переносит эти плоды.

Плоды одуванчика тоже очень лёгкие, похожие на парашютики. Их разносит ветер, но по форме они отличаются от плодов деревьев. Ведь одуванчик трава и растёт у самой земли. Поэтому чтобы его семена могли путешествовать, они должны взлетать. Вот у них и выработалось такое приспособление к полёту.

2. Попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать.

Плоды должны путешествовать потому, что растениям нужно расселяться на новых территориях. Там, где они растут, уже мало места для молодой поросли, ведь ей нужно открытое пространство. Чтобы добраться до него, плодам приходится путешествовать.

Как развивается растение из семени?

Покажи на модели процесс развития растения из семени. Проверь себя по тексту и рисунку учебника.

Изготовим модель, показывающую процесс развития из семени растения. Это можно сделать с помощью рисунка.

Модель, показывающая развитие растения для 3 класса

Сперва покажем простое семя, помещённое в землю. Над землёй можно нарисовать солнечные лучи и струи воды, имитирующие полив.

На следующей картинке покажем, как у семени появляется корешок.

Затем над поверхностью почвы появится росток, маленький, зелёный, с ещё не сформировавшимися листьями

Затем у ростка появляются листья.

И на последнем рисунке можно показать взрослое растение.

Обсудим!

1. Семя — это живое или неживое тело?

Семя — это живое тело, прежде всего потому что является одним из этапов развития растения, живого объекта. Семя дышит, ему нужно тепло и вода. И мы должны помнить, что в природе никогда не происходит превращения неживого в живое, а из семени появляется живое растение.

2. Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?

Для прорастания семян требуется несколько условий: тепло, вода, воздух. В пакетике есть только тепло, но одного тепла недостаточно для того, чтобы семя начало прорастать.

3. Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

Пчёлы являются насекомыми-опылителями, они помогают образоваться плодам. Чем больше пчёл в саду, тем лучше будет урожай.

Проверь себя

1. Как происходит опыление у растений?

Опыление происходит при переносе пыльцы с одного цветка на другой.

2. Что образуется на месте цветков после опыления?

На месте цветков после проведения опыления образуется плод.

3. Как распространяются плоды растений?

Плоды распространяются с помощью ветра, с помощью животных или человека.

4. Какие условия нужны для прорастания семян?

Для прорастания семян нужны тепло, почва, свет, вода, воздух.

5. Как развивается растение из семени?

Сперва образуется корешок, потом появляется росток, распускаются листья. А потом росток превращается во взрослое растение.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: опыление.

  • Опыление — процесс переноса пыльцы, в результате которого завязывается плод.

2. Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.

Зимой плоды многих деревьев и кустарников можно увидеть на снегу. Они покрывают снег под деревьями. Эти плоды могут пролежать на снегу всю зиму, но их часто растаскивают грызуны и птицы.

Весной снег тает, и ручьи подхватывают плоды и разносят на большие расстояния.

А также семена распространяются животными и птицами, которые съедают плоды.

3. Приготовь рассказ о том, как животные по­могают растениям размножаться (опыляют цвет­ки, распространяют плоды).

Рассказ «Как животные помогают растениям осуществлять размножение» для 3 класса

Многие животные помогают распространяться растениям.

Происходит это по-разному.

Например, насекомые опыляют цветки и помогают образовываться плодам. Таких насекомых называют опылителями. К ним относятся пчёлы, шмели, бабочки и многие другие летающие насекомые.

Многие плоды имеют крючки, колючки, с помощью которых цепляются к шерсти животных. Животное разносит эти плоды далеко от растения. Например, собака, к шерсти которой прицепился плод репейника, может унести его на несколько километров.

А также помогают распространяться семенам птицы. Они питаются плодами, а семена попадают в землю вместе с отходами жизнедеятельности. Птицы могут разносить семена на многие километры.

А также птицы могут прятать плоды, делая запасы на зиму. А потом забывать про них. Так часто случается с птицей сойкой, которая теряет спрятанные жёлуди.

Участвуют в распространении семян и животные, которые питаются плодами. Например, белка может утаскивать кедровые орешки в дупла и часть из них терять. Попадая в землю, орешки могут прорасти и дать жизнь новому дереву.

Смотри также:

  • Википедия про опыление
  • Тема учебника «Охрана растений»

На следующем уроке

Вспомни, какое значение для животных и человека имеют растения. Какие ты знаешь растения, внесённые в Красную книгу России? Какие растения вашего края нуждаются в охране?

Без растений невозможна жизнь, потому что они выделяют кислород, который нужен для дыхания. Также они образуют органические вещества из воды и углекислого газа, служащие пищей всем животным.

В Красную книгу внесены многие виды растительного мира, например, ландышей, тюльпанов, маков, безвременник. Многие деревья также внесены в Красную книгу.

В Московской области нуждаются в охране: ветреница лесная и дубравная, княженика, клюква, морошка, адонис весенний, медвежье ушко, толокнянка и многие другие.

Ответы — страница 81
Размножение и развитие растений

Проверь себя

№1. Как происходит опыление у растений?

В цветках, кроме нектара, есть пыльца — мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу — опыляет этот цветок.


№2. Что образуется на месте цветков после опыления?

Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдёт, плодов и семян у растения не будет.


№3. Как распространяются плоды растений?

С помощью ветра, животных, людей.


№4. Какие условия нужны для прорастания семян?

Тепло, вода и воздух.


№5. Как развивается растение из семени?

Сначала появляется корешок, далее стебель и листья.


Ответы на задания для домашней работы

№1. Запиши в словарик: опыление.

Опыление — этап полового размножения семенных растений, процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика (у покрытосеменных) или на семяпочку (у голосеменных).


№2. Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.

Плоды клёна, липы, берёзы имеют особые крылышки, а плоды одуванчика — лёгкие парашютики. Эти плоды приспособлены к тому, чтобы путешествовать с помощью ветра. У плодиков репейника есть маленькие крючочки, а у плодиков череды — острые зубчики. Крючочками и зубчиками плодики цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и «едут» на них, пока не упадут.


№3. Приготовь рассказ о том, как животные помогают растениям размножаться (опыляют цветки, распространяют плоды).

Без опыления цветков не смогут завязаться плоды, а, значит, растение не даст семян. Некоторые цветки опыляются с помощью ветра, но большинству растений помогают пчёлы, шмели, бабочки. Цветки своим ароматом приглашают насекомых полакомиться нектаром. У некоторых цветков лепестки служат удобными посадочными площадками. Цветок старается как можно сильнее испачкать насекомое пыльцой. Она бывает клейкая или имеет крохотные крючочки, поэтому удерживается на теле опылителя.

В жарких странах некоторые растения опыляют крохотные колибри, нектарницы, маленькие попугайчики и даже летучие мыши.

Распространять семена растениям помогают птицы и животные. Сойки, мыши и белки на зиму заполняют свои кладовки запасами.

Часть семян теряется по дороге, а бывает и так, что хозяева забывают, где устроили кладовку. Весной все эти семена и орехи прорастают.

Плоды некоторых растений цепляются маленькими крючками к шерсти животных и путешествуют вместе с ними.


Охрана растений

Вспомни, какое значение для животных и человека имеют растения.

Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения — это и дом, и пища.


Какие ты знаешь растения, внесённые в Красную книгу России?

Подснежник, ятрышник, водяной орех.


Какие растения вашего края нуждаются в охране?

Некоторые цветы в Московской области которые занесены в Красную книгу:

  1. Первоцвет весенний.
  2. Нивяник обыкновенный.

Приготовь рассказ о том как животные помогают растениям размножаться (опыляют цветки, распространяют плоды)


Приготовь рассказ о том как животные помогают растениям размножаться (опыляют цветки, распространяют плоды).

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Просмотров: 21738 | Добавил: (14.11.2019) (Изменено: 14.11.2019)

Всего ответов: 2

Обсуждение вопроса:

Всего ответов: 2

Порядок вывода комментариев:


Аватар


2

про100

14.11.2019 оставил(а) комментарий:

Животные играют важную роль в распространении пыльцы, спор, семян, плодов растений, влияя при этом на их размножение и расселение. Деятельность животных обычно мотивирована пищевыми потребностями, но использование ими в пищу семян, плодов и пыльцы для растений полезно, так как способствует их распространению.

Во флоре Земли господствующее положение занимают цветковые растения, а цветки большинства видов опыляются животными (чаще насекомыми, реже — птицами и млекопитающими). К цветкам животных привлекает пища, которую они здесь находят (пыльца, нектар), у растений, приспособившихся к опылению животными, яркие лепестки или чашелистики, привлекательный запах, содержится нектар.


Аватар


2

₭Ⱥ℘ŦℴႴℰᏁѣ

14.11.2019 оставил(а) комментарий:

Многие животные помогают распространяться растениям.

Происходит это по-разному.

Например, насекомые опыляют цветки растений и помогают образовываться плодам. Таких насекомых называют опылителями. К ним относятся пчелы, шмели, бабочки и многие другие летающие насекомые.

Многие плоды растений имеют крючки, колючки, с помощью которых цепляются к шерсти животных. Животное разносит эти плоды далеко от растения. Например, собака, к шерсти которой прицепился плод репейника, может унести его на несколько километров.

Также помогают распространяться растениям птицы. Они питаются плодами, а семена попадают в землю, вместе с отходами жизнедеятельности. Птицы могут разносить семена на многие километры.

Также птицы могут прятать плоды, делая запасы на зиму. А потом забывать про них. Так часто случается с птицей сойкой, которая теряет спрятанные желуди.

Участвуют в распространении растений и животные, которые питаются плодами. Например, белка может утаскивать кедровые орешки в дупла и часть из них терять. Попадая в землю орешки могут прорасти и дать жизнь новому дереву.

Размножение и развитие растений


Размножение и развитие растений

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1100.

Обновлено 29 Июля, 2021

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1100.

Обновлено 29 Июля, 2021

Растения густо заселили всю планету, но как же им это удалось? Такое распространение стало возможным благодаря тому, что растения научились быстро приспосабливаться к окружающим условиям и размножаться разными способами. Рассмотрим особенности размножения и развития растений.

Опыт работы преподавателем — более 48 лет.

Способы размножения растений

Во время цветения на растениях появляются цветки – большие или совсем крошечные, невероятно красивые или вовсе не приметные. В центре каждого цветка находится пыльца, которая выглядит как множество мельчайших желтоватых крупинок.

Пыльца необходима для размножения растений, которое происходит за счет опыления – переноса пыльцы с одних цветков на другие. Без опыления из цветка не вырастет плод с семенами и, значит, растение окажется бесплодным.

Процесс опыления происходит двумя основными способами:

  • Опыление насекомыми. Когда пчела или другое насекомое садится на цветок, к его лапкам прилипает пыльца. Перелетая на другой цветок такого же вида растений, насекомое невольно становится переносчиком пыльцы и опылителем. Насекомые-опылители имеют большое значение, ведь с их помощью растения могут размножаться (шиповник, яблоня, груша и другие).

Пчелы – главные опылители

Рис. 1. Пчелы – главные опылители.

Растения, которые опыляются насекомыми, делают все возможное, чтобы привлечь к себе как можно больше самых разных насекомых. Их цветки окрашены в яркие, привлекательные цвета. Они источают приятный аромат и содержат сладкий нектар, который является настоящим лакомством для многих насекомых.

  • Опыление ветром. Есть растения, которые опыляются с помощью ветра. Их цветки маленького размера, совсем невзрачные и расположены в группах. У таких цветков совсем нет нектара, ведь им нет нужды привлекать насекомых. Пыльца образуется очень рано, когда на деревьях еще нет листвы, и в большом количестве – это нужно для того, чтобы ветер смог свободно разнести ее по свету.

Цветки березы опыляются ветром

Рис. 2. Цветки березы опыляются ветром.

В природе существует немало растений, которые размножаются не семенами, а своими частями:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

  • корневыми отростками;
  • луковицами;
  • частями стеблей;
  • клубнями.

К примеру, садоводы размножают клубнику с помощью стеблей-усиков, которые зарывают в землю, чтобы те проросли и дали жизнь новому растению. Картофель высаживают мелкими клубнями, а чеснок, лук, тюльпаны и нарциссы – луковицами.

Природа – большая затейница, которая, порой, выдумывает весьма оригинальные способы размножения растений. Так, если тронуть пальцем бешеный огурец, то он с громким свистом сорвется с плодоножки и, пролетая в воздухе, словно ракета, повсюду разбросает свои семена.

Как развиваются растения

После процесса опыления растения образуют плоды, в которых хранятся семена. Попадая в землю, они прорастают и таким образом дают жизнь новым растениям.

Чтобы это произошло, должны быть подходящие условия:

  • Вода. Проникая внутрь семени, вода вызывает его набухание. Под давлением кожица семени лопается и появляется маленький корешок, который быстро закрепляется в почве и начинает поглощать из нее питательные вещества. Спустя время пускается в рост стебель с листиком, и вскоре над землей появляется новое молодое растение.

Молодой росток

Рис. 3. Молодой росток.
  • Кислород. Прорастающие семена нуждаются не только в воде, но и в кислороде. Если они окажутся под толстым слоем воды, куда будет проникать совсем мало ценного газа, они не смогут прорасти.
  • Тепло. Даже если будут соблюдаться два важных условия – наличие воды и кислорода, но не будет тепла, семя не сможет прорасти. Именно поэтому размножение растений происходит весной, когда сходит снег и почва успевает как следует прогреться.

Заключение

Что мы узнали?

При изучении темы по программе 3 класса окружающего мира мы выяснили, каким образом происходит процесс размножения и развития цветковых растений. Основной способ размножения – семенной, но существуют растения, которые размножаются при помощи своих частей. Для успешного развития всем растениям нужна вода, тепло и кислород.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Марина Маринина

    10/10

  • Алина Ким

    9/10

  • Андрей Поляруш

    10/10

  • Дмитрий Баженов

    6/10

  • Диана Минина

    8/10

  • Ольга Мартынова

    10/10

  • Витя Пасечник

    9/10

  • Анна Карасева

    9/10

  • Mister Grillar

    10/10

  • Эмиль Шалмиев

    9/10

Оценка доклада

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1100.


А какая ваша оценка?

Страницы: 80, 81, 82, 83

Размножение и развитие растений

Вспомни, что ты знаешь о взаимосвязи цветов и бабочек. Какие условия нужны для прорастания семян? Как, по твоим наблюдениям, развивается растение из семени?

Бабочки питаются нектаром с цветков растений. Перелетая с цветка на цветок, они их опыляют. Растения размножаются только после опыления цветков. Получается, что бабочки помогают растениям размножаться, а растения дают пищу бабочкам.

Чтобы семя проросло, ему нужны почва, вода, тепло и воздух. Семя прорастает, когда попадает во влажную тёплую почву.

Сначала из семени появляются корешок и росток. Росток тянется к свету вверх, а корень вниз. Росток начинает
получать питание из почвы с помощью корня. Росток
превращается в стебелёк и появляются первые листочки.

Однажды учёные поставили опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали 2 ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей − ни одной! Выскажи предположение, почему это произошло. Проверь себя по тексту учебника.

Для того, чтобы завязались плоды, должно пройти опыление цветка. Пчёлы питаются нектаром цветков и одновременно их опыляют. Марля явилась преградой для пчёл, они не смогли пробраться к цветкам. Цветки не получили опыление, поэтому на ветке с марлей не завязались плоды.

Рассмотрите плоды (клёна, липы, репейника и др.). Подумайте, как они распространяются. В чём видна их приспособленность к этому? Проверьте себя по тексту учебника.

Плоды клёна, липы, берёзы имеют особые крылышки, а плоды одуванчика − лёгкие парашютики. Эти плоды приспособлены к тому, чтобы путешествовать с помощью ветра.

У плодов репейника есть маленькие крючочки, а у плодов череды − острые зубчики. Крючочками и зубчиками плоды цепляются за шерсть зверей, за одежду человека. Так они «переезжают» на новое место, где упав на землю прорастают.

Попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

На каждом растении обычно созревает много плодов. Если бы все они упали возле растения, на котором образовались, то новые взрослые растения не смогли бы здесь вырасти − им просто не хватило бы места. Поэтому растения расселяются с помощью ветра, животных, человека.

Обсудим!

1. Семя − это живое или неживое тело?

Семя − это живое тело, оно дышит и содержит в себе будущее растение. Семя начинает развиваться и расти, когда попадает во влажную тёплую почву.

2. Семена растений обычно хранятся в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?

Чтобы семя проросло нужны вода, тепло и воздух. В пакетиках с семенами нет воды, которая нужна семенам для прорастания.

3. Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

Пчёлы являются насекомыми-опылителям, то есть переносят пыльцу с одного растения на другое. Чем больше пчёл в саду, тем лучше будет урожай.

Проверь себя

1. Как происходит опыление у растений?

Опыление происходит при переносе пыльцы с одного цветка на другой. Обычно перенос пыльцы у растений происходит с помощью насекомых или ветра.

2. Что образуется на месте цветков после опыления?

На месте цветков после опыления образуется плод.

3. Как распространяются плоды растений?

Плоды распространяются с помощью ветра, с помощью животных или человека.

4. Какие условия нужны для прорастания семян?

Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух.

5. Как развивается растение из семени?

Сначала из семени появляются корешок и росток. Росток тянется к свету вверх, а корень вниз. Росток начинает
получать питание из почвы с помощью корня. Росток
превращается в стебелёк и появляются первые листочки.

Задания для домашней работы.

1. Запиши в словарик: опыление.

Опыление — процесс переноса пыльцы с одного цветка на другой.

2. Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.

Зимой можно увидеть на снегу плоды деревьев и других растений. Некоторые ещё висят на деревьях. За зиму они разносятся ветром на различные расстояния, некоторые плоды уносят птицы, съедают грызуны. Весной плоды начинают «путешествовать» вместе с тающим снегом, разносятся ручьями на различные расстояния.

3. Приготовь рассказ о том, как животные помогают растениям размножаться (опыляют цветки, распространяют плоды).

Очень часто животные помогают размножаться растениям.

Например, насекомые питаясь нектаром цветов, переносят пыльцу с цветка на цветок. Так они опыляют растения. Таких насекомых называют опылителями. К ним относятся бабочки,  пчёлы, шмели и многие другие летающие насекомые.

Некоторые плоды имеют крючки и колючки, с помощью которых они цепляются к шерсти животных. Животные разносят эти плоды далеко от растения.

Птицы и звери питаются плодами, а семена распространяться с отходами жизнедеятельности.

Некоторые птицы и животные делают запасы плодов на зиму, а потом забывать про них. Попадая в землю эти плоды могут прорасти и дать жизнь новому растению.

4. Рассмотри семена овощных растений. Сравни семена по размеру, форме, цвету.

Семена овощных растений отличаются по размеру, форме, цвету. Семена кабачка (4) самые крупные, имеют белый цвет и овальную форму в виде капли. Семена огурца (6) похожи на семена кабачка, но имеют меньший размер. Семена гороха (2) крупные, круглой формы и жёлтого цвета. Семена болгарского перца (5) белые, маленькие и сплющенные. А семена редиса (3) и свеклы (1) похожи между собой, они тёмные, маленькие и имеют круглую форму.

5. С помощью взрослых освойте действия по выращиванию декоративных цветочных растений и овощных культур.

Летом, мы с мамой на даче сажали цветочки под названием гавриш. Для этого нужно сначала посадить в землю семена гавриша на расстоянии примерно 1 сантиметра друг от друга и полить землю. В скором времени из семени появится корешок, а затем стебель и листочки.

Если вам понравился сайт, поделитесь страничкой в соцсетях, чтобы не потерять его:

  • Окружающий мир 2 класс учебник стр 58 рассказ о красоте растений
  • Окружающий мир 2 класс учебник 1 часть стр 71 придумать рассказ
  • Окружающий мир 2 класс стр 52 55 видео рассказ про воду
  • Окружающий мир 2 класс сочинение про растения
  • Олимпийские игры сочинение кратко