Оле лукойе смысл сказки

Эту сказку многие из нас знают с раннего детства. Она очень хороша в воспитательных целях. «Вот будешь хорошо себя вести, уберешь игрушки, вовремя ляжешь спать, и придет к тебе Оле Лукойе, откроет свой разноцветный зонтик и покажет интересные сны. А будешь продолжать шалить, откроет черный зонт и пролежишь, как чурбан, до утра, не увидев не одной красивой картинки», — могли говаривать некоторые родители. Хотя, наверное, слово чурбан уже не употребляли, оно из самой сказки. Так Андерсен описывает непослушных детей, которым всю ночь ничего не снится. Да и лучше пусть придет Оле Лукойе, чем серенький волчок, который непременно укусит за бочок.

Историю про Оле Лукойе Андерсен опубликовал в 1841 году в сборнике «Сказки, рассказанные детям». Тогда сказочник, полушутя, записал в своем дневнике: «они сделают мое имя бессмертным, я попытаюсь завоевать грядущие поколения». Тогда Ганс Христиан считал себя «серьезным» автором, писал романы, пьесы и путевые заметки, но, оказалось, что его слова стали пророческими. Именно сказки из этого сборника известны детям и взрослым всего мира.

Подпишитесь на наш канал в Telegram

В 1894 году Петр и Анна Ганзен перевели «Оле» на русский язык. На сказке в их переводе выросло несколько поколений советских и российских детей. Во времена цензуры она не сильно пострадала, в отличии, например, от «Снежной Королевы», был только изменен кусочек, связанный со смертью. Впрочем, были и другие переводы «Оле». Так в 1908 году сказку перевел писатель Александр Александрович Федоров-Давыдов. Следуя тогдашней моде все русифицировать, он перевел и имя персонажа. Теперь сказка называлась «Оле Закрой глазки». Несмотря на то, что Федоров-Давыдов был довольно известным и популярным писателем, этот перевод нашел не много почитателей. Поскольку сейчас творчество Александра Александровича практически забыто, стоит сказать, что он был одним из создателей и пионеров советской детской литературы. Еще до революции издавал детские журналы, в которых большое внимание уделялось не назидательным рассказам, а естественным наукам и истории. Впоследствии Федоров-Давыдов активно сотрудничал с Чуковским. И именно благодаря ему получил название один из популярных советских детских журналов, «Мурзилка». Так звали персонажа его книжки «Похождения Мурзилки, удивительно шустрой собачки».

Надо сказать, что Федоров-Давыдов абсолютно точно перевел имя андерсеновского персонажа. «Лукойе» — это «закрой глаза». Оле – имя собственное, довольно распространенное в Дании в начале XIX века. Производное от имени Олаф. Это волшебный человечек, которого часто изображали как гнома, хотя Андерсен нигде не упоминает, что Оле именно гном. Он пришел из датского фольклора, известного сказочнику с детства. Оле Лукойе – волшебное существо, приходящее к детям и приносящее им сны. Но не во всех историях Оле добр, иногда приносимый им сон похищал у детей жизнь. В этом персонаж родственен Песочному человечку, известному из европейского фольклора. Он бросает в глаза детям песок, чтобы они скорее засыпали, но может и похитить душу ребенка, да и вообще навести всякие неприятности. Нельзя сказать, что Оле Лукойе, вышедший из-под пера Андерсена, добр или зол. Он приходит в гости к мальчику Яльмару, чтобы рассказать ему семь историй, которые только на первый взгляд кажутся совсем простыми.

Оле навещает детей вечером, когда уже пора ложиться в постель, и брызгает им в глаза сладкое молоко. Почему такой выбор? Почему не теплую водичку, например? Ответ прост: молоко с медом частенько давали детям холодными осенними и зимними вечерами как средство от возможных простуд. Есть в выборе жидкости для волшебной спринцовки Оле и свой философский смысл, ведь Андерсен всегда был очень внимателен к деталям, иногда по несколько раз переписывая сказки. Могло ли быть у Лукойе молоко с сахаром? Могло, потому что в те времена сахар уже перестал быть столь дорог, что его покупали как особую сладость. Мало того, после наполеоновских войн, приостановивших поставки тростника из Африки, активно стали выращивать сахарную свеклу, которая неплохо росла и в южных районах Дании. Сахар по-прежнему продавали в аптеках, считая его необходимой составляющей для многих лекарств. И в то же время он все больше стал использоваться на кухнях простых датчанок, заменяя патоку и мед. Но, скорее всего, Андерсен все-таки предполагал, что в спринцовке у его персонажа молоко с медом, которое давали детям перед сном и в бедных, и в богатых домах Дании. К тому же выражение «молоко и мед» пришло из Библии, что было важно для очень религиозного сказочника, пусть его персонаж и говорит, что он старый язычник (к этому мы еще вернемся).

Библейское выражение «молоко и мед» пришло из пастушеской среды. Перебирающиеся с места на место вслед за своими стадами пастухи частенько питались только молоком и медом, так называли сладкую патоку. Подобный рацион мог быть у них месяцами. Еще в XIX веке так питались и арабские кочевники, бродившие по Палестине. Их стада за несколько столетий полностью уничтожили ирригационную систему этих земель, сделав земли Израиля бедными и сухими, поэтому ни на что, кроме меда диких пчел и молока овец или верблюдов, им не приходилось рассчитывать. Хотя многие исследователи считают, что кочевники — потомки Авраама не употребляли молока и молочных продуктов. Эту версию подтверждают и некоторые еврейские мудрецы, говоря о том, что израильтяне боялись оскверниться, потому что считали молоко не производным от коровы, а частью ее тела. Только когда на горе Синай была дарована Тора, евреи стали использовать молочное в пищу, потому что получили на эту тему точные указания. Кстати, считается, что именно молоко и молочные продукты были первой трапезой после того, как Моисей спустился с горы. Даже само слово «халав», «молоко» на иврите, отчасти напоминает об этом. Гематрия, числовое значение этого слова, сорок, именно столько, сколько Моисей провел на Синае.

Молоко для многих народов было символом возрождения и благодати, и даже эликсиром жизни, ведущей к бессмертию. В книге Исход (Исх 3,8) Земля Обетованная описывается, как земля, в которой течет молоко и мед, то есть это земля изобилия и благодати. А в сказке Андерсена молоко и мед открывают мальчику Яльмару дорогу к удивительным путешествиям.

Имя Яльмар было очень популярным в Дании. Его можно перевести как «здоровый, цельный» или, если считать, что оно произошло от двух слов германского происхождения, — как «щит воина». Андерсен никак не описывает своего персонажа. Если про Оле мы знаем хотя бы, что он ходил в одних чулках, не используя никакой обуви, что под мышкой у него были два зонтика, то про мальчика Яльмара мы не знаем ничего. Единственное, что в первый день общения с Лукойе говорится о его прописях, так что можно предположить, мальчик-школьник.

Оле Лукойе приходит к Яльмару каждый вечер, приглашая поучаствовать в необыкновенных путешествиях. Иногда эту сказку называют «Божественной комедией» Андерсена, с тем лишь исключением, что движутся персонажи не из ада в рай, а наоборот. Оле начинает общаться с мальчиком в понедельник, раскрывая перед ним протестантскую картину устройства мира, где важное место занимает порядок и «хорошие отметки за поведение»… Но все по порядку.

Понедельник. Оле Лукойе приходит в гости к Яльмару и создает в его комнате волшебный мир, полный цветов и удивительных плодов, прекрасный вкус которых трудно сравнить с чем-то на земле. Перед нами образ рая, открывшегося хорошему послушному мальчику. Но вдруг что-то мешает это благостной картине, какой-то шум. Да это же аспидная доска и тетрадь Яльмара, неправильно решенная задача и неаккуратные прописи, спрятанные в ящик письменного стола. Есть ли место такому беспорядку в раю? Поэтому весь вечер, вместо сказки, Оле посвящает муштре букв в прописи Яльмара. Под конец они становятся ровными и красивыми, но утром, когда мальчик просыпается, буквы снова прежние, корявые и с неправильным наклоном. Оле показывает Яльмару в самой простой и доходчивой форме, что нужно, чтобы попасть в рай. В «протестантском прибранном» раю, как говорил Николай Гумилев, должен быть порядок. Если ты пишешь кривые буквы и неправильно решаешь задачи, то значит недостаточно хорошо выполняешь свои обязанности, а это непорядок. Может, у тебя и с отметками по поведению есть проблемы? Здесь нет места милосердию, только понимание того, что и как должно быть правильно. Андерсен транслирует воспринятый им с детства протестантский взгляд на мир.

Во вторник начинаются чудеса. Яльмар попадает в картину и отправляется в плавание. Андерсен часто обращается к образу реки и отправляет своих героев плыть по течению. Так происходит в «Снежной Королеве»: Герда плывет по реке и течением ее прибивает к саду старушки. И в «Дюймовочке»: течение и мотыльки уносят героиню прочь от жабы и ее противного сына. Яльмар тоже отправляется в путь. Сначала его окружает сказочный мир, принцессы, которые делятся с ним пряниками, большая половина которых оказывается у него в руках, принцы, салютующие ему золотыми саблями и осыпающие его изюмом. Потом мальчик проплывает мимо стоящей в саду старой няни, напевающей ему песню-благословение. Андерсен прибегает здесь к жанру видений, использовавшемуся еще в Средние века и получившему особую популярность в эпоху романтизма. Мир грез приятен и доброжелателен к ребенку. Здесь никого не интересуют его оценки и правильность поведения. Казалось бы, снова рай. Но если внимательно присмотреться, то получается, что в этом «раю» центром становится сам Яльмар. Все происходящее радует его, ласкает его взор и гордыню. Идеальный мир, подобно саду старушки в «Снежной Королеве», что-то скрывает. Нужно приглядеться, чтобы понять, что мальчик, скорее всего, путешествует по миру мертвых, с одной стороны. А с другой, по миру, который является неким промежуточным местом, ведущим вниз, в преисподнюю. Стоит обратить внимание, что герой сказки никого не благодарит, никому не кланяется. Даже старую няню он не приветствует, не говорит ей ни слова. Тут надо вспомнить, что многие герои Андерсена были наделены добрым сердцем и умением благодарить, те же уже упоминаемые Герда и Дюймовочка. Но Яльмар не таков, ему любопытно, приятно, но в ответ он не может дать ничего, даже сказать «спасибо». Оле Лукойе не предлагает мальчику задуматься, что с ним не так. Подобно Вергилию у Данте, он просто ведет Яльмара дальше, вниз. И уже задача читателя задать вопросы и найти на них ответы. Во вторник на смену гордыне приходит жестокосердие, которое найдет свое продолжение в среду.

Среда. И снова путешествие, снова плавание. На этот раз за окном идет такой сильный дождь, что он затапливает город. Уж не всемирный ли потоп начался? Яльмар среди тех, кто спасается на ковчеге, на корабле, плывущем среди затопленных башен и колоколен. И снова мы видим, что в мире своих грез мальчик эгоистичен. Он не думает о родителях, братиках и сестричках, друзьях, которые могли остаться в затопленном городе. Зато обращает внимание на аистов, летящих над кораблем. Аисты тоже часто встречаются в сказках Андерсена, например, в «Дочери болотного царя». Эти птицы как раз и символизируют любовь к своим родителям. В Древнем Риме даже существовало такое понятие как «закон аиста» — обязанность заботиться о своих родителях. Яльмар про этот закон ничего не знает. Он уплывает от родных мест все дальше и не задает никаких вопросов. Вернется ли он на утро в тот же город к своим родителям или проснется где-то в другом месте, ведь дождь-то за окном был настоящий, а не пригрезившийся?

Аисты летят на юг, в теплые края, которые всегда ассоциируются у сказочника с чем-то прекрасным. Там рай, самый настоящий, а не созданный при помощи сладкого молока из спринцовки Оле Лукойе. Но одна из птиц так утомлена полетом, что падает на палубу корабля. Сюжет падающей птицы довольно часто встречается у романтиков. В нем много символизма. Это и потерянная душа, не справившаяся с испытаниями, и ангел, и одинокий странник, и даже несчастный, на которого напали разбойники на пути в Иерусалим. Андерсен по-своему осмысляет историю обессилившей и упавшей птицы. Оказавшись на борту корабля, аист попадает в птичник. Да-да, вспоминается птичий двор из «Гадкого утенка». Здесь тоже есть заносчивый петух, злые курицы, утки и индюки. Они высмеивают усталого аиста, задирают его, но длинноногая птица молчит. Как замечает петух, их общество «слишком низменно для него». Но дело совсем не в заносчивости аиста, он просто сделан из другого теста. Он рассказывает грубым птицам о чудесной Африке, а они думают, что он дурак. Птичий двор – образ, пришедший к сказочнику из детства. Андерсена обижали и травили в школе, потом ему непросто было на работе на ткацкой фабрике. Мало того, что долговязый, так еще и с тонким высоким голосом, который долго не ломался. Видимо, шутка индейского петуха по отношению к аисту пришла из детства сказочника: «Какие у вас тонкие ноги! Почем аршин?» В своих воспоминаниях Андерсен описывал, как однажды шутник на ткацкой фабрике стянул с него штаны, чтобы проверить не девочка ли долговязый обладатель нежного голоса. «Я чувствовал себя тонущей собакой, в которую дети ради забавы кидают камни», — говорил Ганс Христиан. Трогательная фигура усталого аиста, запертого в птичнике и так похожего на самого писателя, вызывает сочувствие. Даже не особо добросердечный Яльмар ему сопереживает. Он открывает двери клетки и выпускает птицу. Восстановивший силы аист отправляется в Африку, а злобные курицы не перестают отпускать в его адрес колкости. Яльмар, чтобы угомонить их, напоминает: «Завтра из вас сварят суп!» Аист покидает сказочный «Ноев ковчег», а мальчик остается на нем и уподобляется его обитателям. Грех злословия плывет вместе с ним и находит свое место в его сердце.

В четверг Оле Лукойе отправляет Яльмара в подземный мир, он посещает мышиную свадьбу. На первый взгляд приключение кажется похожим на аттракцион. Оле уменьшает мальчика до размеров оловянного солдатика и даже наряжает в его одежду, а потом отправляет в наперстке, запряженном в мышку, по многочисленным переходам, смазанным салом и потому скользким. Яльмар спускается все ниже и ниже в мышиное царство.

В этой сказке появляется упоминание «Оловянного солдатика», сказки, посвященной мужеству, воле и верности. Только облаченный в костюм солдатика Яльмар, как мы знаем, несколько иной, он самый обычный мальчик. Вероятно, Оле облачает его в этот костюм, чтобы он чувствовал, что он не такой, как мыши, чтобы он не забывал о своей принадлежности к человеческому сообществу и наблюдал за происходящим со стороны, не пытаясь разделить с мышами трапезу. Целующиеся, не переставая, молодожены, которых никто не венчает, разглядывающая их мышиная толпа, которая к моменту угощения увеличивается до такой степени, что почти начинается давка, — все это образ невоздержанности, которая вызывает у Яльмара любопытство, но, на счастье, не более того. Мальчик возвращается в свой мир, просыпается, но он пока еще ребенок, поэтому помыслы его чисты и, оказавшись в мире низменных желаний, которые всегда олицетворяли мыши, воспринимает все произошедшее как обычное приключение, не чувствуя в нем липкого прикосновения греха. Сказочник отмечает, что в эту ночь Яльмар побывал в «знатном обществе». Так что перед нами еще и своего рода сатира на современные Андерсену светские рауты.

Пятничная история начинается с размышлений о тех, кто совершил в своей жизни что-то дурное и теперь грехи преследуют их, не давая уснуть. Снова сказочник возвращается к мысли, что в рай могут войти только те, кто всю жизнь прожил праведно. Им уже в старости начинают сниться добрые сны их детства, которые потом превратятся в сказку вечности.

А Яльмар в пятницу снова попадает на свадьбу, теперь это свадьба двух кукол его сестры. Здесь тоже не происходит никакого венчания, просто собираются гости, а молодые решают, куда им отправиться в путешествие. И тут опять на сцене появляются птицы: ласточка – образ прекрасного и возвышенного, весны и возрождения, и курица, которая в сказочных историях Андерсена всегда являет собой нечто приземленное. Ласточка предлагает молодым отправиться в теплые края, столь прекрасные и удивительные. Курица же, напротив, советует провести лето в деревне среди грязи и капусты, которая хорошо родится в непродолжительное северное лето. Выбор, которые делают куклы-молодожены, это не выбор между отдыхом на родине и отдыхом на турецком берегу. Это выбор между раем, которым всегда в сказках Андерсена предстают теплые края, и если не адом, то земным захолустьем, не ищущим горнего и довольствующимся удовлетворением своих самых простых потребностей. Перед нами образ даже не лени, а равнодушия.

Очень часто обращают внимание, что свадьба кукол устраивается в пятницу. В те времена в лютеранской Дании еще существовала традиция не проводить празднеств по пятницам, когда мы вспоминаем о смерти Иисуса на кресте. Андерсен, выбирая для кукольного брака именно пятницу, как бы показывает, что речь идет о натурах глубоко светских, презирающих всякие условности. Это снова «высшее общество», которое не ищет, на самом деле, ничего прекрасного и возвышенного, а только удовлетворяет свои потребности.

Суббота внезапно оказывается днем без приключений. Виной тому портрет прадедушки, которому не понравились истории Оле. Впрочем, с самого начала Лукойе не собирался отправлять куда-то в волшебные страны. Вечер субботы занят у него важной работой: нужно снять с крючков и протереть все звезды, а потом аккуратно повестить их на место, нужно проверить, как церковные карлики вычистили все колокола, потому что завтра главный день недели, воскресенье. Портрет прадедушки Яльмара недоволен, что мальчику рассказывают не о естественнонаучной картине мира. Даже удивительно, что он промолчал целую неделю! Благодаря его вмешательству, мы узнаем новые подробности о волшебном человечке Оле Лукойе. Он говорит: «Я старый язычник; римляне и греки звали меня богом сновидений! Я имел и имею вход в знатнейшие дома и знаю, как обходиться и с большими, и с малыми». Так вот, оказывается, кто перед нами, сам Гипнос! Так что совершенно неудивительно, что в воскресенье он знакомит мальчика со своим братом-близнецом, Танатосом, богом сна смерти.

Но прежде чем обратиться к теме смерти, стоит сказать несколько слов о фразе Оле, что он старый язычник. Звучит она хлестко, но, как видно по субботней истории, не совсем соответствует действительности. Ведь Оле готовится не встретить рассвет, поприветствовать Гелиоса или воспеть песни с нимфами. Он готовится к главному дню недели – воскресенью. И одна из его забот – это вычищенные колокола, которые должны призывать на службу и разносить весть о Воскресении по всей округе. Разносить весть о том, что смерть побеждена, ад побежден. Слова апостола Павла, которые мы вспоминаем в Пасхальное время: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (1 Кор 15,55)

И вот наступает воскресенье. В этот день Оле показывает Яльмару своего брата, которого тоже зовут Оле Лукойе и который тоже рассказывает свои сказки. Он скачет на коне над городом, собирая души. Тех, кто хорошо себя вел, второй Оле сажает впереди себя и рассказывает добрую сказку, а тем, кто плохо себя вел, сажает позади и погружает их в кошмар, от которого они все трясутся. И вот что интересно: воскресный рассказ – единственный, где Оле не только не покидает мальчика, но держит его на руках, чтобы он лучше рассмотрел волшебного всадника. Здесь в сказочной форме мы видим взгляд романтиков: смерть есть сон. Кстати, этот взгляд вполне себе библейский. Бытописатель, говоря о смерти царей, использует глагол «почили», уснули (3 Цар 2,10; 11:43; 14:20,31 и др). В псалмах сон сравнивается со смертью уже в контексте того, что спящие, как и умершие, не могут прославлять Бога (Пс 113,25). В более поздние времена еврейские мудрецы говорили, что каждую ночь, когда мы ложимся спать, наша душа возвращается в свое небесное жилище и дает отчет о добрых и злых делах, совершенных за день совместно с телом. Чем не смерть?

Историю со вторым Оле Лукойе, Смертью, заботливо удалили из советских детских изданий, а ведь в ней – вершина всего повествования. Яльмар спускается все ниже и ниже в царство греха, в преисподнюю, но при этом Оле не дает ему потерять надежду. В субботу он напоминает, что главное в жизни – помнить о Воскресении, при этом не забывая соблюдать правила. Да-да, это все тот же протестантский подход к Спасению. Получается, что Бог или Его Ангел смерти будет словно въедливый инспектор проверять наши табели прежде, чем отвести в долину вечности. В других сказках Андерсена много внимания уделяется милости, здесь же речь идет о том, что нужно жить правильно, тогда твоя вечность будет подобна сказке.

Анна Гольдина

  • Редакция Рускатолик.рф

Сказка Оле Лукойе — одна из самых известных не только в Дании, но и во всем мире. Она о волшебном сказочнике, которого зовут Оле Лукойе. На каждый день недели у чародея припасена своя сказка. У каждой сказки – свой смысл. Рекомендуем для онлайн прочтения с детьми.

Сказка Оле Лукойе

Сказка Оле Лукойе читать

Загрузка текста сказки…

Краткое содержание сказки

Добрый сказочник-волшебник по вечерам укладывает малышей в постель и начинает им рассказывать свои удивительные сказки. Послушные дети видят яркие красивые сны-сказки, а непослушные ничего не видят во сне. Потому что над хорошими детьми сказочник раскрывает разноцветный зонтик с картинками, а над плохими – обычный серый зонт. Мальчик Яльмар хорошо себя вел. Целых семь дней он видел удивительные сны. Вместе с волшебником во сне он путешествовал, встречался с героями сказок, которые рассказывали мальчику что-то забавное, побывал даже в роли стойкого оловянного солдатика. В воскресенье сказочник рассказал мальчику о своем старшем брате. Его тоже зовут Оле Лукойе. Он тоже сказочник. Но у него только одна сказка для каждого человека. Когда он сажает к себе на коня человека, он спрашивает о его оценках. Тех, у кого были хорошие отметки по поведению, он сажает перед собой и рассказывает ему самую прекрасную сказку. Кто заслужил плохие оценки, вынужден сидеть сзади и слушать самую страшную сказку в своей жизни. Люди называют этого всадника другим именем – Смерть. Оле Лукойе убеждает Яльмара, что брат его совсем не страшен. Нужно только хорошим поведением заслужить у старшего Оле Лукойе его прекрасную сказку. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Оле Лукойе

Вся сказка пронизана добром, теплотой, спокойствием, в ней нет открытых нравоучений. Но с самого начала своими позитивными установками сказка побуждает маленького читателя к хорошему поведению. Чему учит сказка Оле Лукойе? Она учит делать добрые дела и верить в чудо. Как большинство сказок Андерсена, сказка имеет и философский смысл. В седьмой истории есть развернутая метафора – сказочник Смерть с хорошей сказкой для хороших людей и плохой – для плохих.

Мораль сказки Оле Лукойе

Нужно стараться, чтобы заработать у жизни только хорошие отметки. Главная мысль сказки Оле Лукойе рассчитана на взрослого читателя. А маленькие слушатели пусть хорошим поведением заслужат, чтобы Оле Лукойе каждый вечер раскрывал над ними только яркие зонтики с красивыми картинками и дарил свои добрые сказки.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Каждый сам кузнец своего счастья.
  • О завтрашнем дне нужно думать сегодня.
  • Плохой поступок к хорошему не приведет.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Сказки Андерсена читать

Андерсен Г-Х., сказка «Оле-Лукойе»

Жанр: литературная волшебная сказка

Главные герои сказки «Оле-Лукойе» и их характеристика

  1. Оле-Лукойе, волшебник, дарит хорошим детям чудесные сны. Язычник, бог сновидений.
  2. Ялмар. Маленький мальчик. Послушный, добрый, видит только чудесные сны. Примерный.
  3. Брат Оле-Лукойе. Рассказывает тем, кто себя хорошо вел добрую сказку, а тем, кто вел себя плохо — страшную
  4. Портрет прадедушки. Любит вставить свое слово. Не верит в сказки.

План пересказа сказки «Оле-Лукойе»

  1. Великий волшебник Оле-Лукойе
  2. Грифель и аспидная доска
  3. Исправление букв
  4. Чудесный мир в картине
  5. Лебеди и лодка
  6. Принцессы и пряники
  7. На корабле в море
  8. Уставший аист
  9. Насмешницы куры и утки
  10. Аист улетает
  11. Мышиная свадьба
  12. Свадьба кукол
  13. Ласточка хвалит теплые края
  14. Курица хвалит капусту
  15. Оле-Лукойе готовится чистить звезды
  16. Спор с портретом прадедушки
  17. Брат Оле-Лукойе
  18. Страшная и чудесная сказка
  19. Довольный портрет.

Кратчайшее содержание сказки «Оле-Лукойе» для читательского дневника в 6 предложений

  1. В понедельник Оле-Лукойе исправлял буквы в прописях и слушал, как стонет аспидная доска.
  2. Во вторник Ялмар оказался в картине, плыл на лодке и ел вкусные пряники, которыми с ним делились принцессы.
  3. В среду Ялмар плавал на корабле и помог отдохнуть уставшему аисту.
  4. В четверг он был на мышиной свадьбе, а в пятницу на кукольной.
  5. В субботу Оле-Лукойе готовился чистить звезды и ругался с портретом.
  6. В воскресенье Ялмар увидел брата Оле-Лукойе, но не испугался его.

Главная мысль сказки «Оле-Лукойе»
Чтобы спать спокойно и видеть добрые сны, нужно вести себя хорошо.

Чему учит сказка «Оле-Лукойе»
Сказка учит добру и вере в чудо. Учит быть послушными, любить родителей, прилежно учиться, не грубить, и никого не обижать. Учит любить спать и видеть сны. Учит фантазировать, придумывать, воображать.

Отзыв на сказку «Оле-Лукойе»
Мне понравилась эта необычная сказка про доброго волшебника, который управляет нашими снами. Я очень часто вижу очень яркие, красочные сны про разные волшебные мира, и мне кажется, что без Оле-Лукойе тут не обходится.

Пословицы к сказке «Оле-Лукойе»
Как живется, так и спится.
Сон что богатство, чем больше спишь, тем больше хочется.
Беспечальному сон сладок.
Слаще сна только жизнь.
Куда ночь, туда и сон.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Оле-Лукойе»
Никто на свете не знает больше сказочных историй, чем Оле-Лукойе. Он большой мастер рассказывать сказки. Каждый вечер он приходят к детям и тихонько дует им на затылок. И дети засыпают.
Под мышками у Оле-Лукойе два зонтика. Один с цветными картинками, его волшебник раскрывает над теми детьми, которые хорошо себя вели, и тогда им снятся чудесные сны. Второй без рисунков и его Оле-Лукойе раскрывает над теми, кто вел себя плохо. И такие дети спят как убитые безо всяких снов.
Понедельник.
В понедельник Оле-Лукойе уложил Ялмара спать и превратил его комнату в чудесную беседку. Комнатные растения стали высокими деревьями, увитыми цветами.
Вдруг из ящика стола раздались ужасные стоны.Это страдала аспидная доска, на которой было написано неправильное решение задачи. Грифель рвался, но ничем не мог ей помочь.
Доске вторила тетрадь с прописями, буквы в которой были неровные, словно спотыкались.
Оле-Лукойе взял и выровнял все буквы. Но утром, когда Ялмар проснулся, все буквы были такими жалкими, как вечером, когда он ложился спать.
Вторник.
Когда Ялмар улегся, Оле-Лукойе дотронулся волшебной брызгалкой до мебели, и вся она стала болтать о себе. Молчала только плевательница, которая злилась на то, что мебель говорит лишь про себя.
Над комодом висела картина с красивой местностью — деревья, река, дворцы и далекое море. Оле-Лукойе дотронулся брызгалкой до картины и птицы на ней стали петь, а по небу пронеслись облака.
Оле-Лукойе поднял Ялмара к раме и тот побежал к реке. Он сел в маленькую лодку, которую понесли шесть белоснежных лебедей. Он плыл мимо деревьев и те рассказывали ему про разбойников и ведьм.
Ялмар плыл мимо дворцов, на балконах которых стояли принцессы, и все они были девочки, с которыми мальчик иногда играл. Каждая держала по чудесному прянику в виде поросенка и Ялмар хватался за эти пряники. Пряники ломались пополам и каждому доставалась своя половина.
А потом Ялмар проплыл мимо города и увидел свою старую няню, которая очень его любила. Няня заметила мальчика и спела ему свою песенку.
Среда.
В среду весь день лил дождь, лил он и когда пришел Оле-Лукойе. Но волшебник открыл окно и к дому подплыл огромный корабль. Оле-Лукойе позвал мальчика поплавать на нем и Ялмар сразу очутился на корабле.
Погода сразу прояснилась. Они плыли по улицам города, мимо церкви, потом по большому озеру и наконец уплыли так далеко, что земля исчезла из виду.
По небу летела стая аистов и один из них стал быстро снижаться. Вот он задел мачту и упал на палубу.
Ялмар поймал аиста и посадил его к курам и уткам. Аист стоял несчастный и озирался, а птицы дразнили его и называли дураком. Аист стал рассказывать им про Африку и страусов, но его все равно обзывали.
Индейский петух спросил почем за аршин ноги аиста. Аист не отвечал, а куры и утки веселились. Но вот подошел Ялмар и выпустил аиста. Тот успел отдохнуть и благодарно кивнул мальчику. А потом полетел догонять свою стаю.
А Ялмар пообещал надувшимся курам и уткам, что завтра из них сварят суп.
Проснулся он в своей кроватке.
Четверг.
Оле-Лукойе предупредил Ялмара, чтобы тот не пугался и показал ему мышку. Волшебник сказал, что сегодня под полом состоится мышиная свадьба и Ялмара приглашают в гости.
Мальчик спросил, как он попадет в подпол, но Оле-Лукойе прикоснулся к нему брызгалкой и мальчик стал размером с палец. Он одолжил мундир у оловянного солдатика и отправился на свадьбу.
Мышка предложила Ялмару сесть в наперсток и повезла его по узкому коридору. Мышка восхищалась чудесным запахом, ведь пол коридора был вымазан салом.
Но вот Ялмар приехал в залу, где столпилось множество мышей-гостей. А на корке сыра стояли жених и невеста и целовались.
Гости все пребывали и скоро в зале было не протолкнуться. Угощения не было, а гостей обносили горошиной, на которой невеста выгрызла их имена.
Все мыши нашли, что свадьба была великолепна, а Ялмар отправился домой.

Пятница.
Оле-Лукойе пожаловался, что многие пожилые люди мечтают заполучить его на ночь, хотя бы за деньги. Лишь бы не видеть те дурные поступки, которые они совершали.
Он предложил Ялмару вновь побывать на свадьбе, но в этот раз на свадьбе кукол. Кукла Герман хочет повенчаться с куклой Бертой, а еще у одной куклы день рождения и готовится много подарков.
Ялмар сказал, что сестра часто празднует свадьбу этих кукол, а Оле-Лукойе сказал, что сегодня будет сто первая свадьба.
Ялмар заглянул под стол и увидел нарядных оловянных солдатиков и кукол, которые сидели задумавшись. Оле-Лукойе быстро обвенчал их.
Молодые стали решать куда отправиться в путешествие. Они спросили совета у ласточки и старой курицы.
Ласточка советовала теплые края, где много винограда и красивые горы.
Но курица говорила, что там нет капусты, а красивее капусты нет ничего на свете.
Ласточка возразила, что кочаны капусты похожи друг на друга, и сказала, что здесь холодно. Но курица возразила, что это как раз хорошо для капусты, к тому же четыре года назад тепло стояло целых четыре недели. Курица сказал, что надо быть отщепенцем, чтобы не любить свою родную страну и расплакалась.
А кукла Берта решила, что на мнение курицы можно положиться, и предложила провести лето в деревне, рядом с капустой.
Суббота.
В субботу Оле-Лукойе сказал, что ему некогда рассказывать сказки и предложил Ялмару посмотреть на китайцев, которые были нарисованы на его зонтике. Волшебника ждало много дел. Ему надо было приготовить мир к воскресенью, проверить колокольню и колокола, а потом перечистить все звезды на небе. А это очень сложная работа, ведь звезды приходится снимать и, чтобы не перепутать, нумеровать их.
Тут в разговор вмешался старый портрет прадедушки Ялмара, который сказал, что звезды нельзя снять с неба, ведь они такие же небесные тела, как Земля.
Но Оле-Лукойе сказал, что он старый язычник, что римляне звали его богом сновидений, и что он знает, как обходиться с большими и малыми. А потом обиделся, предложил портрету дальше рассказывать самому и ушел.
Воскресенье.
Ялмар стал просить Оле-Лукойе рассказать ему про пять горошин, про штопальную иглу, про петушиную ногу, но Оле-Лукойе сказал, что ничего не будет рассказывать, а покажет своего брата, тоже Оле-Лукойе. Этот брат знает только две сказки, одну очень хорошую, а вторую ужасную.
Оле-Лукойе поднял Ялмара к окну и показал ему брата, который скакал на коне и сажал к себе и старых, и малых. Одних он сажал впереди себя, а других позади. И каждого спрашивал про отметки за поведение. Если отметки были хорошие, Оле-Лукойе сажал такого человека впереди и рассказывал ему хорошую сказку. Если отметки были плохими, Оле-Лукойе сажал человека позади себя и рассказывал ужасную сказку. И они были вынуждены слушать и дрожать от страха, потому что сев на коня, прилипали к нему.
Но Ялмар сказал, что не боится этого Оле-Лукойе.
И Оле-Лукойе сказал, что это правильно, ведь у него только хорошие отметки.
И портрет прадедушки добавил, что это поучительно.

«Оле-Лукойе» читательский дневник (анализ)

На чтение 3 мин Обновлено 11 июля, 2022

Читательский дневник сказки Андерсена «Оле-Лукойе» можно использовать, чтобы вспомнить краткое содержание истории о добром художнике, который приходил во все к детям. Анализ произведения поможет составить план и написать отзыв, определить какая основная мысль и жанр.

Содержание

  1. «Оле-Лукойе» читательский дневник
  2. «Оле-Лукойе» главные герои
  3. План сказки «Оле-Лукойе»
  4. Чему учит сказка «Оле-Лукойе»?
  5. Пословицы к сказке «Оле-Лукойе»
  6. «Оле-Лукойе» краткое содержание для читательского дневника

«Оле-Лукойе» читательский дневник

Автор – Ганс Христиан Андерсен

Год написания — 1838

Сколько страниц — 48

Жанр: сказка

Главная мысль сказки «Оле-Лукойе» хорошее поведение всегда вознаграждается

«Оле-Лукойе» главные герои

  • Оле-Лукойе – добрый волшебник и бог, дарящий хорошим детям прекрасные сны.
  • Ялмар – послушный маленький мальчик, примерный и добрый.
  • Брат Оле-Лукойе – детям, которые ведут себя хорошо, он рассказывает добрые сказки, а тем, кто проказничает – страшные сказки.
  • Портрет прадедушки – не верит в сказки и любит везде вставить свое слово.

План сказки «Оле-Лукойе»

  1. Зонтики Оле-Лукойе.
  2. Мальчик Яльмар.
  3. Беседка с большими цветами.
  4. На лодочке.
  5. Большой корабль и аист.
  6. Мышиная свадьба.
  7. Кукольное бракосочетание.
  8. Наведение порядка.
  9. Знакомство со смертью.

    Чему учит сказка «Оле-Лукойе»?

    Сказка учит отвечать за свои поступки. Учит уважать и любить родителей, всегда к ним прислушиваться.

Андерсен «Оле-Лукойе» отзыв о сказке

Данная сказка мне понравилась, она рассказала о волшебном мире и удивительных приключениях.  Она учит добру и напоминает, что верить в чудо никогда не поздно. Автор напоминает, как важно уметь фантазировать, прилежно учиться, любить родителей и никого не обижать. В целом, это очень позитивное произведение.

Пословицы к сказке «Оле-Лукойе»

  • Куда ночь, туда и сон.
  • Такие чудеса, что дыбом волоса.
  • Красив тот, кто красиво поступает.
  • Слаще сна только жизнь.

Оле Лукойе краткое содержание

Рисунки и иллюстрации к сказке «Оле Лукойе»

«Оле-Лукойе» краткое содержание для читательского дневника

  1. Оле-Лукойле и его два волшебных зонтика: один с картинками, а второй без.
  2. Маленький волшебник с понедельника по пятницу рассказывал сказки одному послушному мальчику – Яльмару.
  3. Каждая новая сказка как настоящее приключение для маленького мальчика. То он плавает на лодочке, то на большом корабле, то стает маленьким, как мышка.
  4. Субботние хлопоты волшебника по украшению мира и наведения чистоты.
  5. Знакомство с братом Оле-Лукойе, которые знает только две сказки: плохую и хорошую.
Краткий пересказ

Маленький волшебник и бог Оле-Лукойе знал много сказок, которые рассказывал детям перед сном. С собой он брал два зонтика. Зонтик с картинками раскрывал над послушными ребятами, и они видели хорошие сны, а простой над неслухами. И им ничего не снилось.

Однажды Оле-Лукойе целую неделю приходил в мальчику Яльмару и рассказывал  сказки. В понедельник волшебник превратил комнату в беседку, а цветы в больше деревья. Всю ночь бог исправлял ошибки в школьных тетрадках, но все зря. Во вторник вся мебель ожила и стала болтать. Яльмар был перенесен в картину и плавал на лодочке всю ночь. В среду Оле-Лукойе отправил мальчика путешествовать на большом корабле, на палубу которого упал аист. После передышки птица продолжила свой путь в Африку.

В четверг мальчик побывал на свадьбе у мышек, где всех угощали салом и горошиной. В пятницу Яльмар был свидетелем изысканной кукольной свадьбы. А вот в суботу волшебник не рассказывал сказок: он был занят принаряжением мира. Чего стоило только снять с неба и перечистить все звезды! В воскресенье он познако мил Яльмара со своїм братом, который знал всего две сказки: одну хорошую, а другую плоху. Брат носил серебристый кафтан и черный бархатный плащ. Он забирал с собой людей и рассказывал им такую сказку, на которую они заслужили. Это была Смерть.

На чтение 7 мин. Опубликовано 24.04.2020

В 1838 году Хансом Кристианом Андерсеном создано любимое многими детьми произведение — «Оле-Лукойе». Краткое содержание позволяет узнать историю о сказочнике-волшебнике, который посещает детей и сопровождает их в удивительную страну снов, открывает перед ними сказочные миры и дарит настоящие чудеса. Но при этом он является ещё и мудрым учителем, благодаря которому дети узнают что-то новое об окружающем мире, учатся добру и послушанию.

Содержание

  1. Краткое содержание
  2. План для пересказа
  3. Характеристика персонажей
  4. Основная мысль сказки
  5. Отзывы для читательского дневника

Краткое содержание

Оле-Лукойе — мастер рассказывать сказки. Вечером он незаметно прыскает детям в глаза волшебным молоком, после чего веки у них начинают слипаться, а затем легонько дует им в затылки, нагоняя сон. Когда они ложатся в постель, он садится на их одеяло. Под мышками у него два зонтика: яркий, с картинками, он открывает над хорошими детьми, чтобы им снились чудесные сказки, а над плохими раскрывает обычный гладкий зонт, и тогда им не снится совсем ничего.

Однажды Оле рассказывал сказки Яльмару — обычному маленькому мальчику. Их было семь — на каждый день недели:

Оле рассказывал сказки Яльмару

Брат Оле Лукойе

  1. Понедельник. Комната вдруг превратилась в цветущую беседку. Буквы в прописи Яльмара были кривые и плохонькие, но всю ночь учились стоять ровно.
  2. Вторник. Оле оживил мебель в комнате, после чего все предметы стали разговаривать. Волшебник и мальчик попали в картину на стене, покатались на лодке среди живописной природы. Яльмар увидел свою старую няню, которая спела ему песенку.
  3. Среда. Мальчик и сказочник совершили путешествие на корабле. На палубу сел аист, выбившийся из сил. Над ним стали потешаться курицы, утки и индюк, но, отдохнув, аист полетел дальше, а насмешникам Яльмар пригрозил, что из них сварят суп.
  4. Четверг. По волшебству Яльмар стал величиной с пальчик, облачился в мундир оловянного солдатика и оказался на мышиной свадьбе.
  5. Пятница. Мальчику довелось побывать на ещё одной свадьбе — женились куклы его сестры, Герман и Берта. Оле, надев бабушкину чёрную юбку, обвенчал их. После этого они стали решать, где провести медовый месяц. Ласточка посоветовала им отправляться в тёплые края, а курица-наседка — на дачу, в деревню, в огород с капустой. Молодожёны прислушались к мнению приземлённой курицы.
  6. Суббота. Сказочник готовился к завтрашнему важному дню — воскресенью. Он сказал, что должен собрать с неба все звёздочки, перечистить и поместить на место. Но в разговор вмешался портрет прадедушки Яльмара, который заявил, что звёзды нельзя снимать с небес и чистить.
  7. Воскресенье. Волшебник познакомил Яльмара со своим братом — другим Оле-Лукойе, которого также зовут Смертью. Он скакал на лошади, на которую сажал людей. Но он знал только две сказки — чудесную, которую рассказывал тем, у кого хорошие отметки за поведение, и очень страшную для тех, у кого оценки плохие.

Эти сказки заканчиваются, но у волшебника очень много и других историй, которые ждут ребят впереди.

План для пересказа

Произведение разделено самим автором на несколько частей по дням недели, но в каждый день в сказке порой происходит сразу несколько событий. Поэтому их стоит упомянуть, создавая план для пересказа:

Пишет план для пересказа

  1. Великий сказочник.
  2. Грифель, аспидная доска и пропись.
  3. Исправление букв.
  4. Чудесная картина на стене.
  5. Катание на лодке.
  6. Песенка няни.
  7. Путешествие на корабле.
  8. Уставший аист.
  9. Мышиная свадьба.
  10. Кукольная свадьба.
  11. Ласточка и курица.
  12. Волшебник собирается чистить звёзды.
  13. Спор с портретом прадедушки.
  14. Брат Оле-Лукойе.
  15. Чудесная и страшная сказки.

Пересказ помогает лучше понять смысл произведения.

Характеристика персонажей

Оле-Лукойе (дат. Ole Lukkoye — букв. «Оле закрой глаза») — мистическое существо, которое показывает детям сны. Его образ частично восходит к образу греческого бога сна — Морфея: как и он, Оле использует для усыпления специальную жидкость, прыская ею в глаза. Также он напоминает ещё одного фольклорного персонажа — Песочного человека. Сам же Оле упоминает в тексте произведения, что является старым язычником, а римляне и греки звали его богом сновидений.

Волшебник Оле-Лукойе

В сказке он одет в чудесный шёлковый кафтан, который отливает разными цветами в зависимости от того, куда он повернётся, а обут в одни чулки, чтобы неслышно подкрадываться к детям. В его руках маленькая спринцовка, из которой он брызжет им в глаза молоком, а под мышками он держит два зонтика — цветной и обычный. Он — доброе и мудрое божество, поступающее справедливо: как дети себя ведут, такие сны они и получают.

Поскольку у него есть брат, которого зовут так же, но люди называют его Смертью, его образ распадается на два, подобно греческим богам Танатосу и Гипносу. Брат Оле приходит к людям всего раз в жизни, когда наступает их время уйти. Он одет в расшитый серебром кафтан, словно гусарский мундир, а за его плечами развевается чёрный бархатный плащ. Он скачет на лошади, сажая людей перед собой или позади себя. Он спрашивает их о том, какие отметки за поведение они получали. Иначе говоря, он хочет узнать, праведную ли жизнь они вели. Если это хорошие люди, их ждёт райская сказка, а если плохие, то страшная, сравнимая с настоящим адом.

Ещё один главный герой произведения — маленький мальчик по имени Яльмар. Это добрый, примерный, послушный, весёлый и старательный ребёнок, поэтому Оле приходит к нему каждую ночь и придумывает самые разные необычные приключения.

Основная мысль сказки

Дети учатся

Главная мысль сказки «Оле-Лукойе» — нужно быть хорошим человеком, чтобы спокойно спать и видеть чудесные сны. Произведение учит детей получать отличные отметки, быть послушными и примерными, отличать добро от зла и поступать по совести. За хорошее поведение непременно даётся награда, например, красочные сны, каждый из которых напоминает волшебную сказку. Плохим же людям или тем, у кого на душе есть грехи, никогда не приснятся чудесные сновидения. Они будут ворочаться на постели не в силах уснуть либо видеть кошмары.

Отзывы для читательского дневника

Сегодня я познакомилась с доброй и интересной сказкой под названием «Оле-Лукойе». Мне понравилось, что в этом произведении есть ещё семь замечательных «сказок в сказке», ведь каждая ночь становится для маленького Яльмара отдельным приключением. И почти в каждой из этих историй тоже можно почерпнуть мораль.

Например, история про аиста, над которым смеялись куры и утки, учит тому, что насмехаться над кем-то — глупо и невежественно и за это можно понести наказание. А история, в которой ласточка и курица советовали куклам-молодожёнам, куда отправиться в свадебное путешествие, показывает, что всяк кулик своё болото хвалит. Благодаря таким разным семи сказкам это произведение хочется перечитывать несколько раз.

Света

Сказка «Оле-Лукойле» показывает, что сны — это удивительный мир, в котором возможны любые чудеса. Это произведение учит мечтать и фантазировать, не бояться отправляться в самые смелые путешествия и верить в невозможное — даже в то, что звёзды можно снимать с неба и чистить.

Дружба с волшебником Оле — это величайший дар, но Яльмар смог стать его другом только потому, что был хорошим мальчиком и прилежным учеником, даже несмотря на то, что буквы в его прописи никак не хотели быть ровными. Через это произведение автор хотел донести до читателя, что яркие сны не купить ни за какие деньги — их можно заслужить только добрыми поступками и чистой душой.

Денис

Читая «Оле-Лукойе» Андерсена, можно задуматься о многих философских вопросах, к примеру, о том, что разница между сном и смертью не так велика. «Воскресная» сказка, в которой предстал брат Оле, Смерть, немного шокирует, но всё же Яльмар не боится его, показывая себя очень смелым мальчиком. Сказка, рассказанная во вторник, когда Яльмар плавал на лодке и увидел свою нянюшку, показалась мне очень трогательной. Но больше всего мне понравились сказки со свадьбами — мышиной и кукольной. После прочтения этого произведения хочется верить, что, когда нам снятся хорошие сны, кто-то невидимый тоже раскрывает над нами свой красочный зонтик.

Катя

  • Оле лукойе из какой сказки
  • Оле лукойе вопросы к сказке и ответы
  • Олдос хаксли о дивный новый мир сочинение
  • Олдман читать все рассказы
  • Олдман рассказы гипсовая история