Олег табаков кощей бессмертный в какой сказке

Роман с Кощеем и секреты летающего ковра. Как снимали фильм «После дождичка в четверг»

Одна из самых любимых сказок прошлого столетия в этом году празднует 35-летие. Раскрываем секреты кинофильма.

Роман с Кощеем и секреты летающего ковра. Как снимали фильм «После дождичка в четверг»

Кинофильм был снят в 1985 году (в прокат вышел через год), и хотя сказка считается современной, сюжет ее придумал еще в 1860-м Александр Островский – для своей оперы.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Произведение имело два названия «Иван-царевич» и «Князь Иван». Планировалось создать 16 частей, из которых закончены были только семь. Концовку театр заказал у другого драматурга, и фабула, какой ее видел Островский, так и не была завершена. В следующем столетии сказку отыщет Юлий Ким – известный советский драматург и бард.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прошлый век

Юлий Ким удалит несколько сцен и персонажей, которые ему не нравились, допишет сценарий до логического конца и добавит туда свои песни. Получившийся сюжет впервые поставят на сцене театра Маяковского в самом начале 80-х. Сказка получится настолько красочной и интересной, что через пять лет режиссер Михаил Юзовский захочет ее экранизировать.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Три Ивана

Название кинофильма выбрано не случайно. Идиома «после дождичка в четверг» буквально означает «никогда», что сразу намекает на то, что перед зрителем – сказка, небылица.

Сюжет начинается с того, что однажды, после дождичка в четверг, у царя родился сын, в тот же день сын родился у ключницы Варвары, а еще одного младенца подкинули в капусту. Всех троих мальчиков назвали Иванами. Добрый царь приказал растить детей вместе, но злая ключница Варвара тайно подсунула в царскую люльку только своего сына, а остальных приказала отдать на каторгу, сымитировав похищение. Спустя много лет все трое встречаются, чтобы победить Кощея и, конечно, спасти красавицу.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Милолика

Красавицей в сказке была очаровательная Марина Зудина. Тогда одна из самых красивых блондинок современного кинематографа была совсем юна, и вовсе не была блондинкой. Ее царевна Милолика обладала длиннющей темной косой и распахнутыми синими глазами.

Известно, что Зудина сама поет «Песню Милолики» («Заросла дороженька, затоптали поле»), написанную главным советским композитором Геннадием Гладковым. Послушайте, какой прекрасный вокал у юной Марины Зудиной. И как жаль, что мы его больше нигде не слышали.

Влюбилась в Кощея

С кинофильмом связана пикантная подробность: пока Иваны готовились вызволять Милолику из царства самого Кощея, голова ее была забита одним только этим Кощеем. О том, что Марина без ума влюбилась в Олега Табакова, сыгравшего самого бессмертного героя сказок, она расскажет в откровенном интервью. Покается: совсем не о съемках думала. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда, в душистой майской Ялте, набирал свою силу роман между Мариной Зудиной и мэтром кино и театра.

Впрочем, в кадре от Зудиной требовалось быть красивой и скромной, с этим она прекрасно справлялась. Зато Табаков отыгрывал бушующие внутри чувства на полную катушку, за двоих. Их общая сцена, когда Кощей заигрывает с Милоликой, переполнена скрытым эротизмом. Так царевну в сказках еще никто не соблазнял.

По вечерам Табаков приглашал юную актрису в один из лучших на побережье ресторанов. Вокруг красота, все цветет – фильм снимался в мае… Это было самое лучше время в их жизни, скажет потом Марина. Их служебный роман вылился в долгую и счастливую семейную жизнь.

Инженеры-гении

Основные роли играли три брата-Ивана, а также… инженеры-конструкторы и каскадеры, помогавшие со спецэффектами. Это теперь с помощью компьютерной графики можно сделать любой эффект, а тогда, чтобы ковер-самолет полетел, нужна была свежая инженерная мысль и простая человеческая смекалка.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Известно, что сам Спилберг восхищался тем, что творят советские режиссеры в старых сказках.

Он останавливал пленку, где сами по себе летали ковры-самолеты, ездили сани и с неба падали дубинки, и пытался понять как это сделано. Спецэффект с ковром-самолетом был как раз в картине «После дождичка в четверг».

Ковер-самолет

За полеты отвечали альпинисты, работавшие в Крымских горах. Снимали летящее сказочное судно в инкерманском карьере, на Ангарском перевале, на плато Ай-Петри и даже в съемочном павильоне. Полеты осуществлялись на 100-150 метрах от земли, на фоне леса. В одной из сцен герои летели кувырком с ковра в озеро, то есть полет был не горизонтальным.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для всего этого ковер-самолет собрали из трубчатой рамки, в центре которой крепилась фанера.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На ней и сидели герои или каскадеры, если дубль предполагал трюки. Конструкцию покрывала ткань с припуском по краям – чтобы на ветру края колыхались.

Такой «ковер» подвешивали к каретке, движущейся по несущему тросу полупрозрачными шнурами, похожими на струны. На фоне крымской густой и красочной природы их было не видно. В сцене, где герои кубарем летели с ковра-вертолета в озеро, каскадеры просто отрезали эти «струны», ковер кренился, все было очень естественно.

Канатные дороги у избушки

Естественно и органично в лесах под Ялтой смотрелась и избушка Бабы Яги, которую строили специально для этого случая. Чтобы Иваны легко подлетали к жилищу старой ведьмы, инженеры между деревьями натянули канатные дороги в разных направлениях.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По ним и летал ковер-самолет. Из-за того, что дорог было несколько, казалось, что сказочный летательный аппарат движется там буквально куда захочет. Известно, что каскадеры вокруг избушки налетали несколько сотен метров.

Иван, Варварин сын

Интересно вспомнить и судьбу всех трех Иванов, точнее – актеров, сыгравших этих героев.

Харизматичный Геннадий Фролов, сыгравший Ивана – Варвариного сына, рано ушел из жизни. На момент съемок в фильме «После дождичка в четверг» Геннадий уже имел хороший актерский бэкграунд. Еще учась на втором курсе ВГИКа, талантливый юноша снялся в роли Артамона Бровкина в дилогии своего мастера Сергея Герасимова – «Юность Петра» и «В начале славных дел». Актера заметили, роли стали предлагать одну за другой.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После «Дождичка» были еще несколько сказок (зрители обычно сразу вспоминают капризного Царевича из фильма «На золотом крыльце сидели») и одна из самых сильных его ролей – Сашки Стамескина в драме «Завтра была война»… Ему было 28 лет, когда, снимаясь в очередном фильме, юноша серьезно простыл. Но продолжал работать, будучи трудоголиком и не желая подвести киногруппу. Простуда быстро перешла в воспаление легких, осложнённое менингококковой инфекцией. В один из дней ему, приехавшему на площадку с температурой под 40 градусов, стало совсем худо. Коллеги отвели его в ближайший медпункт, но врач, сославшись на отсутствие московской прописки (Фролов родился в Электростали), отказала ему в помощи. Спустя несколько часов у себя дома Геннадий скончался. Похоронили его в селе Казанском Павло-Посадского района, рядом с могилой отца.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иван Царевич

Владислав Толдыков, он же настоящий Иван Царевич, после фильма не снимался 25 лет. Почему талантливый актер, в которого влюбилась половина девичьего населения России, бросил актерскую стезю – неизвестно. Интеллигентность, ум, доброта – были, казалось, присущи не только его герою, но и самому Владиславу, все были уверены, что впереди его определенно ждет звездная дорожка! Однако актер с нее почему-то сошел.

Зато триумфально вернулся, сыграв главную роль в быковской ленте «Жить» в 2010-м. За роль охотника он получил приз кинофестиваля в Швеции и наконец снова получает предложения ролей в кино и сериалах. Возможно, однажды расскажет о том, почему сделал такой большой перерыв в кинокарьере.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иван, которого подкинули

Судьба Ивана-подкидыша – актера Алексея Войтюка – сложилась интересно. В 90-х как актер он потерялся и даже ушел с этого поприща в одно из издательств. Там познакомился с Татьяной Проценко, сыгравшей в детстве Мальвину, и тоже не ставшей продолжать работать актрисой (в те сложные годы это легко было понять).

На момент встречи у обоих в рукаве были совсем не романтические личные истории с тяжелыми расставаниями. Каждый стал новым шансом для другого. Сегодня Войтюк и Проценко женаты, воспитали старшую дочь Татьяны и общего сына. Артист, наконец-то, снова стал мелькать на экранах, а вот Мальвина возвращаться не спешит.

Волшебное кино

Юзовского часто обвиняли в том, что он подсматривал идеи для воплощения своей сказки у Роу. Однако факт остается фактом: ему удалось снять совершенно самобытное и интересное волшебное кино со спецэффектами, чудесным актерским составом, остроумными диалогами, яркими костюмами (вспомним золотое облачение Кощея, в котором он выглядел настоящим модником и секс-идолом). И конечно, отдельная любовь всех поклонников фильма  – целая россыпь незабываемых песен. Фактически «После дождичка в четверг» со всем своим саунд-дизайном получился практически мюзиклом – и этот мюзикл очень понравился советскому зрителю.

Читайте также:

Жена без привилегий. Путь Марины Зудиной

Два страстных брака Олега Табакова

Юлий Ким начал сочинять стихи и песни еще студентом. Его первой работой в кино стали песни для фильма «Улица Ньютона, дом 1», вышедшего на экраны в 1963 году. Первым опытом работы в театре для Юлия Черсановича были вокальные номера к спектаклю «Как вам это понравится», поставленному в 1968 году в Театре на Малой Бронной. После этого он начал активно сочинять для кино и театра: его песни звучали в 50 фильмах и примерно в 40 спектаклях. Несмотря на то что все фильмы с песнями Кима пользовались большим успехом, его довольно редко привлекали к созданию сценариев.

Такое произошло всего дважды, и оба раза это были сказки, над которыми работал режиссер Михаил Юзовский. А в музыкальной комедии «После дождичка, в четверг…» Юлий Ким стал не только автором сценария и текстов песен, но и сыграл небольшую эпизодическую роль. Как и его дочь Наталья. Конечно, куда заметнее в картине был царь Авдей (Олег Анофриев), у которого после «четвергового дождя» родился первенец. Мальчика, чтобы не нарушать традиций русского народного фольклора, назвали Иваном (Владислав Толдыков).

Только было Авдей принялся радоваться, как выяснилось, что в этот же день на свет появился Иван (Геннадий Фролов) у его ключницы Варвары (Валентина Талызина). Еще один Иван (Алексей Войтюк) был найден за плетнем в капусте. Отпраздновали, и Авдей повелел растить мальчиков вместе. Варвара промолчала, а ночью подменила младенцев. Пройдет 20 лет, прежде чем правда восторжествует. Да и то не без помощи Кощея Бессмертного: ведь он, в исполнении гениального Олега Табакова, такой миляга, такой душка. Конечно, если не присматриваться, не сходиться с ним поближе.

Интересно происхождение названия фильма «После дождичка, в четверг…». В древности днем поклонений богу грома и молний Перуну был назначен четверг. Именно ему во время засухи возносили мольбы о дожде, зачастую тщетные. Поэтому поговорка «После дождичка в четверг» является синонимом несбыточных желаний, формулой невозможного. Такое же значение имеют английский фразеологизм «Когда луна превратится в зеленый сыр», немецкий «Когда собаки залают хвостами», французский «Когда у кур будут зубы» или казахский «Когда хвост верблюда достанет землю». Но авторы картины решили доказать, что великие герои способны на настоящие поступки, вопреки самым неприятным приметам.

Фильм «После дождичка, в четверг…» считается классикой советского детского кино. Это звание он заслужил неформальным подходом Кима и Юзовского к драматургии, неизбитым сюжетом, классическими сказочными и одновременно современными текстами, костюмами, декорациями. Картина изобилует песнями и танцами, практически претендуя на звание мюзикла. Отдельно следует упомянуть работу актеров, которые, кажется, каждую минуту наслаждались происходящим на съемочной площадке.

В результате получилась замечательная сказка для семейного просмотра. Впечатляющая настолько, что картина Юзовского «После дождичка, в четверг…» обошла всех конкурентов на звание лучшего детского фильма 1985 года.

«После дождичка, в четверг…» — фильм-сказка, снятый в 1985 г. Михаилом Юзовским (киностудия имени М. Горького, Ялтинский филиал). В основе лежит неоконченная пародийная пьеса-сказка А. Н. Островского «Три Ивана» (на фольклорной основе). Потом Юлий Ким написал на её основе пьесу. Базой для фильма послужил скорее кимовский вариант, чем текст Островского. Ким же и выступил в качестве автора сценария.

Действующие лица и исполнители[править]

Знакомьтесь: Кощей

  • Иван — истинный царевич (могучий парень) — Владислав Толдыков.
  • Иван-подкидыш (более субтильный, шустрый и пронырливый, с чертами трикстера, которому сам бог велел в скоморохи) — Алексей Войтюк.
    • Иван-подкидыш — Ивану, истинному наследнику: «Какой из меня царевич?.. Вот ты — другое дело. Тебе — только переодеться!».
  • Иван-Варварин — Геннадий Фролов.
    • «Я — царевич ИОАНН!».
    • Народ (в пьесе): «Наш Ванюшенька-Иван был хороший мальчуган, прыгал, веселился. Был такой, потом такой, нынче вовсе стал большой — о-о-очень изменился!..».
  • Кощей — Олег Табаков со своими пухлыми румяными щёчками и улыбкой от уха до уха, да ещё и в золотом парике.
    • «Ну сколько раз говорить: бессмертный я!».
  • Варвара — Валентина Талызина.
  • Егорий, брат Варвары — Юрий Медведев.
  • Милолика — Марина Зудина.
  • Царь Авдей — Олег Анофриев.
  • Царский шут — Василий Кортуков.
  • Маленькие роли при дворе Авдея: мамки-няньки (Мария Барабанова и Наталья Крачковская), стрелец (Сергей Николаев, известный по роли Упитанного-Невоспитанного), глашатай (Юрий Чернов, известный по роли писаря Чумички).
  • Жар-птица — Марина Яковлева.
    • Живой детектор лжи — знает про каждого, правду он говорит или врёт. Если кто-то говорит неправду, она порой буквально валится с ног от слабости. В итоге это оказалось навыком Чехова. Сумела определить, что в подменной шкатулке — настоящая, а не поддельная смерть Кощея. Честно предупредила Кощея. Потом она сказала, что Иван-Царевич является царевичем (хотя сам Иван-Царевич с самого детства считал себя крестьянином), а тот Иван, который рос у царя — всего лишь сын ключницы.
  • Баба-Яга — добрая и мудрая старушка, помогающая положительным героям, в исполнении Татьяны Пельтцер:
    • «Иди, иди. Я к тебе скворешню прибью [когда проиграешь, как все остальные, и станешь одним из деревьев]».
    • «Ой, что я творю, что делаю… Что делаю, что творю…»
  • Леший, мелкий подхалим — Владимир Фёдоров.
  • Шах Бабадур — Семён Фарада:
    • «Пришёл, кричишь, топочешь, грубиян!..»
    • «Я дарю тебе самое дорогое. Жизнь я тебе дарю!..»
  • Маленькие роли при дворе Бабадура: телохранитель (Владимир Епископосян), мудрец (Георгий Милляр), опахальщик (Юлий Ким).

Сюжет[править]

В один и тот же день родились два мальчика — сын царя Авдея и сын его ключницы Варвары. Обоих мальчиков назвали Иванами. И новорождённого подкидыша, которого нашли в капусте — тоже Иваном. Потом Варвара провернула хитрый план — инсценировала нападение разбойников, якобы спасла царевича, пожертвовав своим ребёнком, и отказалась от награды.

На самом деле она поменяла младенцев местами: своего положила в золотую царскую колыбель, чтобы потом усадить его на престол, а остальных двух отправила на каторгу (младенцев-то! очевидно, их предстояло растить при каторге…). Но царь поверил, и в последующие годы она постоянно манипулировала царём на том основании, что спасла его сына, постепенно выторговала себе немало милостей и взяла в свои руки чуть ли не все царство, тем более что царица рано умерла. Единственным человеком, который помогал сопротивляться этому давлению, был умный и обаятельный шут-сторож. Может, если бы его не было, царь Авдей давно сдался бы.

Прошли годы, мальчики выросли, и судьба им сулила отправиться на освобождение прекрасной девы, царевны Милолики, которая томилась в заточении у Кощея Бессмертного. А Кощей этот был не обычный. Обычно он какой? Уродливый старикашка с характерной внешностью «кожа да кости», а то и вовсе ходячий скелет. А этот был вполне симпатичный, в меру упитанный мужчина, и притом моложавый. Что он сам и объясняет: «Я Кощей и есть. (посмеивается) Не похож? Думали, худой да бледный? Зачем, почему? Я ведь в подвале не сижу, на цепях не вишу… и поправился за 300 лет. Сам других в цепях держу… почему, кстати, не в цепях? Непорядок…». Да и вообще он немного злодей по должности, немного феодал с желанием абсолютной власти на своей территории, а в чём-то мыслитель, размышляющий о хороших, плохих и их различиях.

Кажется, что перед нами забавный обаяшка. Но ни героев, ни зрителей не должна вводить в заблуждение его внешность. Окружающие могут подумать, что он играет на публику то ли милого злодея, то ли великолепного мерзавца, однако его действия показывают, что это лютый и невероятно циничный персонаж. Ему действительно смешна эта возня уже заранее приговорённых за свою нечестность рыцарей и царевичей вокруг заложницы. Прежде, чем разделаться с рыцарем, Кощей обожает поразвлечься, иногда с пользой. Перед смертью пытается ещё хохотнуть по привычке, но это уже нервное. И скоро пройдёт.

Вот смерть моя в золотом ларце, в хрустальном яйце!

У него, как и любого нормального Кощея, Смерть спрятана в яйце. Хрустальном. Но он оказался хитрее сказочных коллег и сделал фальшивое яйцо-хранилище. А настоящее было спрятано в подставке для ложного. Много богатырей приходило к нему, чтобы освободить пленницу, и всем он «доверял» во временное хранение свою Смерть… фальшивую. Никто не мог устоять перед соблазном разбить яйцо. А Кощей и рад их «наказывать за подлость», в том числе превращая в деревья! «Колечко-колечко, возьми человечка! Скрути его руки в упругие ветви! Сплети его ноги в корявые корни!».

Пришёл черёд и Ивану-Царевичу попытать счастья и убить Кощея. Однако произошла подмена ларца с фальшивым яйцом на ларец с настоящим, и в его руках оказалась настоящая смерть Кощея. Но Иван — человек слова: обещал Кощею не разбивать яйцо — и сдержал обещание, даже данное злодею. Только вот Кощей привык, что все всех обманывают, и не смог поверить, что тот, кто держал в руках настоящее яйцо с его Смертью, мог добровольно отказаться его разбить. Его честно предупреждают «Не фальшивка это!» — а он только насмехается. И презрительно швыряет яйцо, которое держит в руке… Конец Кощею!

Тропы в фильме[править]

  • А он вовсе не такой! — Кощей, конечно же! Зигзаг — не такой он только по внешности и поведению, а вот нутро у него всё такое же злодейское.
  • Безликие головорезы — слуги Кощея. Все они носят маски, копирующие его лицо. Маски, по всей видимости, медные, позолоченные. Позолота — а местами и золото — у Кощея вообще во дворце повсюду.
    • Дракон (персонаж) — среди головорезов выделяется гигант со здоровенным топором.
  • Всесильная бюрократия — Варвара ничего не может поделать с хитрым указом царя, который он написал как последнее средство, чтобы не отдавать хотя бы полцарства этим иродам. Но к указу можно выпустить «объяснения», чтобы отсеять всех конкурентов.
  • Держаться за руки — Кощей не может заколдовать героев, когда они держатся за руки.
  • Коронная фраза — «Обманули. Обидели».
  • У магии нет инерции — когда Кащей самоликвидировался, заколдованные царевичи-королевичи тут же вновь стали людьми. Ну и традиционно развалился дворец, куда же без этого в детской сказке.
  • Урон по одежде — «Только кафтан порвал» (Кощей после удара кинжалом в спину).
  • Участь хуже смерти — в отличие от легендарного прототипа, здешний Кащей не рубит на куски неудачливых героев, а превращает их в сухие деревья (мотив явно попячен из «Двух клёнов» Евгения Шварца). Которые всё чувствуют и понимают, но почти ничего не могут сделать. В одном из эпизодов они всё-таки смогли подать знак герою.
  • Темница сырая Каторга, на которой растут два Ивана. Сочетает в себе как архетипичные черты «средневековой» (ну, вплоть до ХХ века) каторги-тюрьмы (оборванные и заросшие каторжники, тяжелая работа с полным пренебрежением к технике безопасности) и черты концлагерей тоталитарных режимов ХХ века: в этом месте «пропадают» неудобные и неугодные люди. И скорее всего, каторжники — не воры-убийцы-разбойники, а чем-то не потрафившие режиму Варвары-ключницы с братом люди (а вышки со стражниками с луками — это же копия вышек с пулеметами). Царь Авдей, скорее всего, ничего об этой каторге не знает.

Тропы вокруг фильма[править]

  • Песни:
    • О ковре-самолёте.
    • Колыбельная песня — нянюшки баюкают трёх младенцев, которые вырастут в центральных персонажей: «Тихо-тихо в небе ясном, тихо-тихо в поле чистом».
    • Рабочая песня — «Песня каторжников».
    • «Тоска Милолики» (Заросла дороженька, затоптали поле. Одна-одинёшенька я живу в неволе…)
  • Последнее место в титрах — сознательное избегание тропа. Места в финальных титрах распределены так, будто их распределяли рандомайзером. Или что там в 1985 г. было — колода карт? Однако Табакова таки показали последним!
  • Странный грамматика — в названиях фильма и пьесы присутствует запятая, которой там совсем не место. Это потому, что Юлий Ким поиграл словами, превратив поговорку (она без запятой) в «как бы точное указание времени» (а тут уже нужна запятая, как, например, во фразе «после обеда, в понедельник»).
  • Ужас у холодильника:
    • Царица умерла. Стоп! А почему она умерла? Уж не помогла ли ей Варвара? Мать своего ребёнка от чужого, скорее всего, отличит, а послеродовой период — такой удобный для случайной смерти.
    • А что собираются делать Варвара с братом с Авдеем, когда он передаст царство мнимому сыну-царевичу? «Сомневающийся» царь тут очень неудобен. На открытое убийство они вряд ли бы пошли, но вот заморить голодом уже ненужного старика, у которого нет никакой поддержки, кроме шута — запросто…
    • Кстати, а кто отец Варвариного сына? Вроде никакого мужа у неё нет (да и отвечает она царю, что «одинёшенька»). Муж умер еще до рождения ребёнка? Случайная связь? А вдруг отец — это брат Варвары?
      • Как вариант, она выдает своего хахаля за брата, чтобы была официальная возможность держать его во дворце.
    • Отправка на каторгу двух невинных младенцев не вызвала ни у кого вопросов. Это что за порядочки в царстве у Авдея?
      • Судя по всему это не государственная каторга, а обыкновенные разбойники-работорговцы.
        • Скорее всего, все это сделано втайне от царя Авдея, который, тоскуя об умершей жене, запустил государственные дела, передав их в руки Варвары и ее братца. Так что люди иногда пропадают, а куда — никто не знает, потому что сбежать с каторги до Иванов с ковром никому не удавалось.

[изменить]

Детское и семейное кино
Курсивом обозначены серии фильмов

Артур и Минипуты • Ведьмы • Лабиринт • Мария, Мирабела • Морозко • Мэри Поппинс (американский фильм 1964 г.) • Один дома • После дождичка, в четверг… • Приключения Электроника • Рыжий, честный, влюблённый • Садко • Там, на неведомых дорожках… • Чарли и шоколадная фабрика • Ян Бибиян (экранизация)

[изменить]

Советское искусство

Мета Соцреализм
Литература А зори здесь тихие… • Александр Беляев (Властелин мира • Голова профессора Доуэля • Продавец воздуха • Человек-амфибия) • Алиса Селезнёва • Амурские сказки • Аэлита • Братья Стругацкие (Град обреченный • Мир Полудня (Обитаемый остров • Трудно быть богом) • Пикник на обочине • Понедельник начинается в субботу/Сказка о Тройке • Улитка на склоне) • Бронепоезд 14-69 • Булгаков (Мастер и Маргарита, Собачье сердце) • Великий Кристалл • Вниз по волшебной реке • Волшебник Изумрудного города • Гринландия • Два капитана • Ефремов (Великое Кольцо (Великое Кольцо/Туманность Андромеды + Великое Кольцо/Час Быка) • Лезвие бритвы) • Живые и мёртвые • Зелёный фургон • Кондуит и Швамбрания • Лунная Радуга • Люди как боги • Малахитовая шкатулка • Меховой интернат • Мой дедушка — памятник • Момент истины (В августе сорок четвёртого) • Наследник из Калькутты • Небесный гость • Незнайка • Остап Бендер • Повесть о суровом друге • Повесть о Ходже Насреддине • Приключения капитана Врунгеля • Продавец приключений • Про Федота-стрельца, удалого молодца • Птица-слава • Рассказы о Суворове и русских солдатах • Республика ШКИД • Руки вверх! или Враг №1 • Тихий Дон • Тореадоры из Васюковки • Угрюм-река • Фаэты • Штирлиц
Кино и телефильмы Жанры: Детское кино • Истерн • Кино сталинской эпохи • Советская новая волна • Кино эпохи развитого социализма • Многосерийный телефильм • Перестроечное кино • Советская кинофантастика • Киножурналы

Студии: Госкино • Другие студии СССР • Ленфильм • Мосфильм
Авария — дочь мента • Александр Невский • Андрей Рублёв • Асса • Белое солнце пустыни • Большое космическое путешествие • В бой идут одни «старики» • Фильмы Гайдая (Бриллиантовая рука • Иван Васильевич меняет профессию • Кавказская пленница • Операция «Ы» и другие приключения Шурика) • Гардемарины • Глубокий рейд • Гостья из будущего • Дина • Достояние республики • Здравия желаю! • Иванко и царь Поганин • Игла • Иди и смотри • Кин-дза-дза! • Кто заплатит за удачу? • Курьер • Люми • Морозко • Москва слезам не верит • Не бойся, я с тобой! • Не покидай… • Отряд • Пираты XX века • После дождичка, в четверг… • Последнее дело комиссара Берлаха • Приключения Электроника • Пятнадцатилетний капитан • Рыжий, честный, влюблённый • Садко • Свадьба в Малиновке • Свой среди чужих, чужой среди своих • Сказка странствий • Служебный роман • Неуловимые мстители • Танк «Клим Ворошилов-2» • Убить дракона • Фронт • Чапаев • Чародеи • Человек-амфибия • Человек с бульвара Капуцинов • Чучело
Советская космическая фантастика: Большое космическое путешествие • Дорога к звёздам • Космический рейс • Луна (фильм 1965) • Марс (фильм 1968) • Мечте навстречу • Мир Полудня (Трудно быть богом • Обитаемый остров) • Москва — Кассиопея / Отроки во вселенной • Планета бурь • Семь стихий • Через тернии к звёздам • Я был спутником Солнца • …

Фильмы Рязанова: Берегись автомобиля • Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Мультипликация Студии: Пилот • Союзмультфильм • ТО «Экран»

Режиссёры: Гарри Бардин • Иван Иванов-Вано • Натан Лернер • Сёстры Брумберг

Мультфильмы: Бременские музыканты • Бюро находок • Вовка в Тридевятом царстве • Возвращение блудного попугая • Двенадцать месяцев • Доктор Бартек и Смерть • Домовёнок Кузя • Дракон • Ёжик в тумане • Жил-был пёс • Ивашка из Дворца пионеров • Конёк-горбунок • Кот Леопольд • Крокодил Гена • Легенды перуанских индейцев • Летучий корабль • Мама для мамонтёнка • Маугли • На задней парте • Ну, погоди! • Падал прошлогодний снег • Перевал • Пластилиновая ворона • Пиф-паф, ой-ой-ой • По дороге с облаками • Приключения капитана Врунгеля • Приключения поросёнка Фунтика • Разлучённые • Тайна третьей планеты • Простоквашино • Ух ты, говорящая рыба! • Фильм, фильм, фильм • Чудовище • Шкатулка с секретом

Музыка Жанры: Авторская песня • Русский рок

Группы: Аквариум • Агата Кристи • Ария • Браво • ДДТ • Звуки Му • Зоопарк • Кино • Крематорий• Машина времени • Наутилус Помпилиус • Пикник • Смысловые Галлюцинации • Сектор Газа• Чайф • Чёрный Кофе • Чёрный Обелиск

Люди: Владимир Высоцкий • Сергей Курёхин • Гарик Сукачёв

Время прочтения:
2 минуты

Дата публикации:
2 января 2023

Кощей Бессмертный — самый главный злодей русских народных сказок

В СССР был невероятно популярен жанр киносказки. В фильмах по мотивам русского фольклора встречались такие злодеи как Баба-Яга, Змей Горыныч и, конечно же, Кощей Бессмертный. Именно победа над последним была главной целью главного героя. На киноэкране образ Кощея исполняло множество именитых актеров.

Николай Боярский

Фото: кадр из фильма

Николай Боярский — родной дядя Михаила Боярского — в 1975 году сыграл очень комичного и, пожалуй, самого доброго Кощея в музыкальной киносказке «Новогодние приключения Маши и Вити». Этого Кощея называют «самым музыкальным». И это несмотря на то, что за него песню Кощея пел Александр Градский. А еще в сказке Кощея хочется пожалеть — он страдает от зубной боли, ему хочется встретить Новый Год вместе со Снегурочкой. Именно Боярский-старший посоветовал снять в ленте своего племянника- начинающего актера: «На кота Матвея возьмите племяша моего Мишку. Он усатый и поет хорошо».

Александр Филиппенко

Фото: кадр из фильма

Александр Филиппенко в 1982 году создал образ самого страшного Кощея в фильме «Там, на неведомых дорожках…» Это первая советская киносказка, где поднимается проблема выбора, чью сторону принять. «Я с удовольствием играл этого странного Кощея Бессмертного, у которого в Комитете по кино было много неприятностей. Мы даже переснимали и переозвучивали некоторые реплики. Особенно запомнилась мне реплика, когда схватили, наконец, Кощея, и ведут его, и он поворачивается в экран: «Эх, значит, наше время еще не пришло». И меня через много лет на Солнцевском рынке встретили два здоровых парня, подошли и с уважением так сказали: «Ну как ты сказал эту фразу, братан!», — рассказывал Филиппенко.

Олег Табаков

Фото: кадр из фильма

Олег Табаков в 1985 году исполнил роль Кощея в сказке «После дождичка в четверг». Герой в исполнении мэтра получился этаким модником. Он обожает эффектную одежду, постоянно прихорашивается и сверкает золотыми волосами и зубами. В общем, не держит золото в сундуках, а активно его пользует на себя любимого. К слову, на момент съемок у Табакова уже вовсю был роман с прекрасной Мариной Зудиной, сыгравшей в сказке царевну Милолику. Их общая сцена, когда Кощей заигрывает с Милоликой, переполнена скрытых чувств. Позже Зудина назовет этот период самым лучшим временем в своей жизни.

Игорь Ясулович

Фото: кадр из фильма

Игорь Ясулович сыграл Кощея в фильме «Лиловый шар», снятом в 1987 году по фантастической повести Кира Булычева. В картине Кощей преследовал Алису Селезневу, которая искала лиловый шар, способный заставить всех землян ненавидеть друг друга.

Василий Ивченко

Фото: кадр из фильма

Василий Ивченко запомнился ролью Кощея в шапочке в «Сказке про влюбленного маляра». Актер стал последним советским Кощеем, сыграв этого персонажа в 1987 году.

Главное ФОТО: кадр из фильма «После дождичка в четверг»

  • Олег табаков в роли кощея бессмертного в сказке после дождичка в четверг
  • Олег ростов дзен рассказы
  • Олег погудин карантинные сказки
  • Олег пахомов ты красивая такая даже трудно в сказке описать
  • Олег павлов казенная сказка