Олег табаков в роли кощея бессмертного в сказке после дождичка в четверг

Роман с Кощеем и секреты летающего ковра. Как снимали фильм «После дождичка в четверг»

Одна из самых любимых сказок прошлого столетия в этом году празднует 35-летие. Раскрываем секреты кинофильма.

Роман с Кощеем и секреты летающего ковра. Как снимали фильм «После дождичка в четверг»

Кинофильм был снят в 1985 году (в прокат вышел через год), и хотя сказка считается современной, сюжет ее придумал еще в 1860-м Александр Островский – для своей оперы.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Произведение имело два названия «Иван-царевич» и «Князь Иван». Планировалось создать 16 частей, из которых закончены были только семь. Концовку театр заказал у другого драматурга, и фабула, какой ее видел Островский, так и не была завершена. В следующем столетии сказку отыщет Юлий Ким – известный советский драматург и бард.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прошлый век

Юлий Ким удалит несколько сцен и персонажей, которые ему не нравились, допишет сценарий до логического конца и добавит туда свои песни. Получившийся сюжет впервые поставят на сцене театра Маяковского в самом начале 80-х. Сказка получится настолько красочной и интересной, что через пять лет режиссер Михаил Юзовский захочет ее экранизировать.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Три Ивана

Название кинофильма выбрано не случайно. Идиома «после дождичка в четверг» буквально означает «никогда», что сразу намекает на то, что перед зрителем – сказка, небылица.

Сюжет начинается с того, что однажды, после дождичка в четверг, у царя родился сын, в тот же день сын родился у ключницы Варвары, а еще одного младенца подкинули в капусту. Всех троих мальчиков назвали Иванами. Добрый царь приказал растить детей вместе, но злая ключница Варвара тайно подсунула в царскую люльку только своего сына, а остальных приказала отдать на каторгу, сымитировав похищение. Спустя много лет все трое встречаются, чтобы победить Кощея и, конечно, спасти красавицу.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Милолика

Красавицей в сказке была очаровательная Марина Зудина. Тогда одна из самых красивых блондинок современного кинематографа была совсем юна, и вовсе не была блондинкой. Ее царевна Милолика обладала длиннющей темной косой и распахнутыми синими глазами.

Известно, что Зудина сама поет «Песню Милолики» («Заросла дороженька, затоптали поле»), написанную главным советским композитором Геннадием Гладковым. Послушайте, какой прекрасный вокал у юной Марины Зудиной. И как жаль, что мы его больше нигде не слышали.

Влюбилась в Кощея

С кинофильмом связана пикантная подробность: пока Иваны готовились вызволять Милолику из царства самого Кощея, голова ее была забита одним только этим Кощеем. О том, что Марина без ума влюбилась в Олега Табакова, сыгравшего самого бессмертного героя сказок, она расскажет в откровенном интервью. Покается: совсем не о съемках думала. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда, в душистой майской Ялте, набирал свою силу роман между Мариной Зудиной и мэтром кино и театра.

Впрочем, в кадре от Зудиной требовалось быть красивой и скромной, с этим она прекрасно справлялась. Зато Табаков отыгрывал бушующие внутри чувства на полную катушку, за двоих. Их общая сцена, когда Кощей заигрывает с Милоликой, переполнена скрытым эротизмом. Так царевну в сказках еще никто не соблазнял.

По вечерам Табаков приглашал юную актрису в один из лучших на побережье ресторанов. Вокруг красота, все цветет – фильм снимался в мае… Это было самое лучше время в их жизни, скажет потом Марина. Их служебный роман вылился в долгую и счастливую семейную жизнь.

Инженеры-гении

Основные роли играли три брата-Ивана, а также… инженеры-конструкторы и каскадеры, помогавшие со спецэффектами. Это теперь с помощью компьютерной графики можно сделать любой эффект, а тогда, чтобы ковер-самолет полетел, нужна была свежая инженерная мысль и простая человеческая смекалка.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Известно, что сам Спилберг восхищался тем, что творят советские режиссеры в старых сказках.

Он останавливал пленку, где сами по себе летали ковры-самолеты, ездили сани и с неба падали дубинки, и пытался понять как это сделано. Спецэффект с ковром-самолетом был как раз в картине «После дождичка в четверг».

Ковер-самолет

За полеты отвечали альпинисты, работавшие в Крымских горах. Снимали летящее сказочное судно в инкерманском карьере, на Ангарском перевале, на плато Ай-Петри и даже в съемочном павильоне. Полеты осуществлялись на 100-150 метрах от земли, на фоне леса. В одной из сцен герои летели кувырком с ковра в озеро, то есть полет был не горизонтальным.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для всего этого ковер-самолет собрали из трубчатой рамки, в центре которой крепилась фанера.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На ней и сидели герои или каскадеры, если дубль предполагал трюки. Конструкцию покрывала ткань с припуском по краям – чтобы на ветру края колыхались.

Такой «ковер» подвешивали к каретке, движущейся по несущему тросу полупрозрачными шнурами, похожими на струны. На фоне крымской густой и красочной природы их было не видно. В сцене, где герои кубарем летели с ковра-вертолета в озеро, каскадеры просто отрезали эти «струны», ковер кренился, все было очень естественно.

Канатные дороги у избушки

Естественно и органично в лесах под Ялтой смотрелась и избушка Бабы Яги, которую строили специально для этого случая. Чтобы Иваны легко подлетали к жилищу старой ведьмы, инженеры между деревьями натянули канатные дороги в разных направлениях.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По ним и летал ковер-самолет. Из-за того, что дорог было несколько, казалось, что сказочный летательный аппарат движется там буквально куда захочет. Известно, что каскадеры вокруг избушки налетали несколько сотен метров.

Иван, Варварин сын

Интересно вспомнить и судьбу всех трех Иванов, точнее – актеров, сыгравших этих героев.

Харизматичный Геннадий Фролов, сыгравший Ивана – Варвариного сына, рано ушел из жизни. На момент съемок в фильме «После дождичка в четверг» Геннадий уже имел хороший актерский бэкграунд. Еще учась на втором курсе ВГИКа, талантливый юноша снялся в роли Артамона Бровкина в дилогии своего мастера Сергея Герасимова – «Юность Петра» и «В начале славных дел». Актера заметили, роли стали предлагать одну за другой.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После «Дождичка» были еще несколько сказок (зрители обычно сразу вспоминают капризного Царевича из фильма «На золотом крыльце сидели») и одна из самых сильных его ролей – Сашки Стамескина в драме «Завтра была война»… Ему было 28 лет, когда, снимаясь в очередном фильме, юноша серьезно простыл. Но продолжал работать, будучи трудоголиком и не желая подвести киногруппу. Простуда быстро перешла в воспаление легких, осложнённое менингококковой инфекцией. В один из дней ему, приехавшему на площадку с температурой под 40 градусов, стало совсем худо. Коллеги отвели его в ближайший медпункт, но врач, сославшись на отсутствие московской прописки (Фролов родился в Электростали), отказала ему в помощи. Спустя несколько часов у себя дома Геннадий скончался. Похоронили его в селе Казанском Павло-Посадского района, рядом с могилой отца.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иван Царевич

Владислав Толдыков, он же настоящий Иван Царевич, после фильма не снимался 25 лет. Почему талантливый актер, в которого влюбилась половина девичьего населения России, бросил актерскую стезю – неизвестно. Интеллигентность, ум, доброта – были, казалось, присущи не только его герою, но и самому Владиславу, все были уверены, что впереди его определенно ждет звездная дорожка! Однако актер с нее почему-то сошел.

Зато триумфально вернулся, сыграв главную роль в быковской ленте «Жить» в 2010-м. За роль охотника он получил приз кинофестиваля в Швеции и наконец снова получает предложения ролей в кино и сериалах. Возможно, однажды расскажет о том, почему сделал такой большой перерыв в кинокарьере.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иван, которого подкинули

Судьба Ивана-подкидыша – актера Алексея Войтюка – сложилась интересно. В 90-х как актер он потерялся и даже ушел с этого поприща в одно из издательств. Там познакомился с Татьяной Проценко, сыгравшей в детстве Мальвину, и тоже не ставшей продолжать работать актрисой (в те сложные годы это легко было понять).

На момент встречи у обоих в рукаве были совсем не романтические личные истории с тяжелыми расставаниями. Каждый стал новым шансом для другого. Сегодня Войтюк и Проценко женаты, воспитали старшую дочь Татьяны и общего сына. Артист, наконец-то, снова стал мелькать на экранах, а вот Мальвина возвращаться не спешит.

Волшебное кино

Юзовского часто обвиняли в том, что он подсматривал идеи для воплощения своей сказки у Роу. Однако факт остается фактом: ему удалось снять совершенно самобытное и интересное волшебное кино со спецэффектами, чудесным актерским составом, остроумными диалогами, яркими костюмами (вспомним золотое облачение Кощея, в котором он выглядел настоящим модником и секс-идолом). И конечно, отдельная любовь всех поклонников фильма  – целая россыпь незабываемых песен. Фактически «После дождичка в четверг» со всем своим саунд-дизайном получился практически мюзиклом – и этот мюзикл очень понравился советскому зрителю.

Читайте также:

Жена без привилегий. Путь Марины Зудиной

Два страстных брака Олега Табакова

Юлий Ким начал сочинять стихи и песни еще студентом. Его первой работой в кино стали песни для фильма «Улица Ньютона, дом 1», вышедшего на экраны в 1963 году. Первым опытом работы в театре для Юлия Черсановича были вокальные номера к спектаклю «Как вам это понравится», поставленному в 1968 году в Театре на Малой Бронной. После этого он начал активно сочинять для кино и театра: его песни звучали в 50 фильмах и примерно в 40 спектаклях. Несмотря на то что все фильмы с песнями Кима пользовались большим успехом, его довольно редко привлекали к созданию сценариев.

Такое произошло всего дважды, и оба раза это были сказки, над которыми работал режиссер Михаил Юзовский. А в музыкальной комедии «После дождичка, в четверг…» Юлий Ким стал не только автором сценария и текстов песен, но и сыграл небольшую эпизодическую роль. Как и его дочь Наталья. Конечно, куда заметнее в картине был царь Авдей (Олег Анофриев), у которого после «четвергового дождя» родился первенец. Мальчика, чтобы не нарушать традиций русского народного фольклора, назвали Иваном (Владислав Толдыков).

Только было Авдей принялся радоваться, как выяснилось, что в этот же день на свет появился Иван (Геннадий Фролов) у его ключницы Варвары (Валентина Талызина). Еще один Иван (Алексей Войтюк) был найден за плетнем в капусте. Отпраздновали, и Авдей повелел растить мальчиков вместе. Варвара промолчала, а ночью подменила младенцев. Пройдет 20 лет, прежде чем правда восторжествует. Да и то не без помощи Кощея Бессмертного: ведь он, в исполнении гениального Олега Табакова, такой миляга, такой душка. Конечно, если не присматриваться, не сходиться с ним поближе.

Интересно происхождение названия фильма «После дождичка, в четверг…». В древности днем поклонений богу грома и молний Перуну был назначен четверг. Именно ему во время засухи возносили мольбы о дожде, зачастую тщетные. Поэтому поговорка «После дождичка в четверг» является синонимом несбыточных желаний, формулой невозможного. Такое же значение имеют английский фразеологизм «Когда луна превратится в зеленый сыр», немецкий «Когда собаки залают хвостами», французский «Когда у кур будут зубы» или казахский «Когда хвост верблюда достанет землю». Но авторы картины решили доказать, что великие герои способны на настоящие поступки, вопреки самым неприятным приметам.

Фильм «После дождичка, в четверг…» считается классикой советского детского кино. Это звание он заслужил неформальным подходом Кима и Юзовского к драматургии, неизбитым сюжетом, классическими сказочными и одновременно современными текстами, костюмами, декорациями. Картина изобилует песнями и танцами, практически претендуя на звание мюзикла. Отдельно следует упомянуть работу актеров, которые, кажется, каждую минуту наслаждались происходящим на съемочной площадке.

В результате получилась замечательная сказка для семейного просмотра. Впечатляющая настолько, что картина Юзовского «После дождичка, в четверг…» обошла всех конкурентов на звание лучшего детского фильма 1985 года.

Кащей Бессмертный. Один из главных злодеев русских народных сказок. Очень могущественный волшебник, победить которого можно было только сломав хорошо припрятанную иголку. Помимо русских сказок его образ можно проследить и в западном фэнтези. Тот же Саурон со смертью в кольце или Лорд Волдеморт со своими крестражами

Но это отдельная тема для разговора. Вернёмся к нашему кино

Первым образ Кащея Бессмертного воплотил на экране Георгий Милляр в одноимённой сказке Александра Роу в 1944 году

По мне, так это один из лучших образов классического злодея, воплощённый на экране мастером по нечистой силе (но Баба Яга у него получалась ещё лучше)

Второе появление на экране было почти незаметным. Евгений Лебедев промелькнул в этой роли в фильме «Римский-Корсаков»

Это была даже скорее не роль Кощея, а роль актёра, сыгравшего Кащея в опере великого композитора

А дальше был снова Георгий Милляр и снова в сказке Александра Роу

В фильме «Огонь, вода и… медные трубы» его Кащей не имел ничего общего с первым злодеем. Он был гораздо более комичен

Следующим Кащеем стал Фёдор Никитин в сказке «Весёлое волшебство»

Это был первый перенос сказки в современность и Кащей в ней скрывался под видом бухгалтера

Ещё один комичный Кащей предстал в новогоднем ревю «Новогодние приключения Маши и Вити»

Роль злодея в этом фильме сыграл Николай Боярский (известный по роли Адама Козлевича в «Золотом телёнке») — родной дядя Михаила Боярского (который в этой сказке тоже играл — кота Матвея)

Далее идёт, по моему мнению, лучший Кащей нашего кино — Александр Филиппенко в сказке «Там, на неведомых дорожках…»

Кащей Олега Табакова в фильме «После дождичка в четверг» более оригинален и далёк от классического образа

Ещё один, более классический Кащей (но тоже осовремененный) появился на экране в сказке «На златом крыльце сидели» и сыграл его Виктор Сергачёв

«Лиловый шар» это не совсем сказка, это вроде как фантастика, снятая по книге Кира Булычева. Но там тоже был Кащей. И сыграл его Игорь Ясулович

Последнего советского Кащея сыграл Валерий Ивченко в «Сказке про влюблённого маляра»

После этого о сказках надолго забыли и вспомнили о Кащее только в 2004 году, когда на экраны вышел фильм «Легенда о Кащее или В поисках тридесятого царства». В нём молодого Кащея сыграл Анатолий Смиранин

а старого Алексей Петренко

К своему стыду признаюсь — я даже не знал о существовании этого фильма. Буду навёрстывать

Ещё одного современного Кащея в том же 2004 году сыграл Нодар Мгалоблишвили в фильме «Чудеса в Решетове»

В 2009 году в первом россйском фильме от Диснея «Книге мастеров» злодеем стал Гоша Куценко

А в лютом треше под названием «Приключения в Тридесятом царстве» его сыграл Евгений Щетинин

Ещё один образ Кащея в нашем времени воплотил Леонид Ярмольник в фильме «Реальная сказка»

Ну а последним на сегодняшний день образом сказочного злодея в кино стал Кащей Константина Лавроненко в новом фильме «Последний богатырь» (опять же от Диснея)

Правда его я ещё не успел посмотреть и ничего об этом образе сказать не могу

Опрос о лучшем Кащее нашего кино проводится здесь — Лучшая нечисть отечественного кино. Опрос

[Источники…]

Использованы кадры из художественных фильмов

«Кащей Бессмертный», реж Александр Роу
«Римский-Корсаков», реж Григорий Рошаль, Геннадий Казанский
«Огонь, вода и… медные трубы», реж Александр Роу
«Весёлое волшебство», реж Борис Рыцарев
«Новогодние приключения Маши и Вити», реж Игорь Усов, Геннадий Казанский
«Там, на неведомых дорожках…», реж Михаил Юзовский
«После дождичка в четверг», реж Михаил Юзовский
«На златом крыльце сидели», реж Борис Рыцарев
«Лиловый шар», реж Павел Арсенов
«Сказка про влюблённого маляра», реж Надежда Кошеверова
«Легенда о Кащее или В поисках тридесятого царства», реж Валерий Ткачев
«Чудеса в Решетове», реж Михаил Левитин
«Книга мастеров», реж Вадим Соколовский
«Приключения в Тридесятом царстве», реж Валерия Ивановская
«Реальная сказка», реж Андрей Мармонтов
«Последний богатырь», реж Дмитрий Дьяченко


Смотрите также:

Время прочтения:
2 минуты

Дата публикации:
2 января 2023

Кощей Бессмертный — самый главный злодей русских народных сказок

В СССР был невероятно популярен жанр киносказки. В фильмах по мотивам русского фольклора встречались такие злодеи как Баба-Яга, Змей Горыныч и, конечно же, Кощей Бессмертный. Именно победа над последним была главной целью главного героя. На киноэкране образ Кощея исполняло множество именитых актеров.

Николай Боярский

Фото: кадр из фильма

Николай Боярский — родной дядя Михаила Боярского — в 1975 году сыграл очень комичного и, пожалуй, самого доброго Кощея в музыкальной киносказке «Новогодние приключения Маши и Вити». Этого Кощея называют «самым музыкальным». И это несмотря на то, что за него песню Кощея пел Александр Градский. А еще в сказке Кощея хочется пожалеть — он страдает от зубной боли, ему хочется встретить Новый Год вместе со Снегурочкой. Именно Боярский-старший посоветовал снять в ленте своего племянника- начинающего актера: «На кота Матвея возьмите племяша моего Мишку. Он усатый и поет хорошо».

Александр Филиппенко

Фото: кадр из фильма

Александр Филиппенко в 1982 году создал образ самого страшного Кощея в фильме «Там, на неведомых дорожках…» Это первая советская киносказка, где поднимается проблема выбора, чью сторону принять. «Я с удовольствием играл этого странного Кощея Бессмертного, у которого в Комитете по кино было много неприятностей. Мы даже переснимали и переозвучивали некоторые реплики. Особенно запомнилась мне реплика, когда схватили, наконец, Кощея, и ведут его, и он поворачивается в экран: «Эх, значит, наше время еще не пришло». И меня через много лет на Солнцевском рынке встретили два здоровых парня, подошли и с уважением так сказали: «Ну как ты сказал эту фразу, братан!», — рассказывал Филиппенко.

Олег Табаков

Фото: кадр из фильма

Олег Табаков в 1985 году исполнил роль Кощея в сказке «После дождичка в четверг». Герой в исполнении мэтра получился этаким модником. Он обожает эффектную одежду, постоянно прихорашивается и сверкает золотыми волосами и зубами. В общем, не держит золото в сундуках, а активно его пользует на себя любимого. К слову, на момент съемок у Табакова уже вовсю был роман с прекрасной Мариной Зудиной, сыгравшей в сказке царевну Милолику. Их общая сцена, когда Кощей заигрывает с Милоликой, переполнена скрытых чувств. Позже Зудина назовет этот период самым лучшим временем в своей жизни.

Игорь Ясулович

Фото: кадр из фильма

Игорь Ясулович сыграл Кощея в фильме «Лиловый шар», снятом в 1987 году по фантастической повести Кира Булычева. В картине Кощей преследовал Алису Селезневу, которая искала лиловый шар, способный заставить всех землян ненавидеть друг друга.

Василий Ивченко

Фото: кадр из фильма

Василий Ивченко запомнился ролью Кощея в шапочке в «Сказке про влюбленного маляра». Актер стал последним советским Кощеем, сыграв этого персонажа в 1987 году.

Главное ФОТО: кадр из фильма «После дождичка в четверг»

«После дождичка, в четверг…» — фильм-сказка, снятый в 1985 г. Михаилом Юзовским (киностудия имени М. Горького, Ялтинский филиал). В основе лежит неоконченная пародийная пьеса-сказка А. Н. Островского «Три Ивана» (на фольклорной основе). Потом Юлий Ким написал на её основе пьесу. Базой для фильма послужил скорее кимовский вариант, чем текст Островского. Ким же и выступил в качестве автора сценария.

Действующие лица и исполнители[править]

Знакомьтесь: Кощей

  • Иван — истинный царевич (могучий парень) — Владислав Толдыков.
  • Иван-подкидыш (более субтильный, шустрый и пронырливый, с чертами трикстера, которому сам бог велел в скоморохи) — Алексей Войтюк.
    • Иван-подкидыш — Ивану, истинному наследнику: «Какой из меня царевич?.. Вот ты — другое дело. Тебе — только переодеться!».
  • Иван-Варварин — Геннадий Фролов.
    • «Я — царевич ИОАНН!».
    • Народ (в пьесе): «Наш Ванюшенька-Иван был хороший мальчуган, прыгал, веселился. Был такой, потом такой, нынче вовсе стал большой — о-о-очень изменился!..».
  • Кощей — Олег Табаков со своими пухлыми румяными щёчками и улыбкой от уха до уха, да ещё и в золотом парике.
    • «Ну сколько раз говорить: бессмертный я!».
  • Варвара — Валентина Талызина.
  • Егорий, брат Варвары — Юрий Медведев.
  • Милолика — Марина Зудина.
  • Царь Авдей — Олег Анофриев.
  • Царский шут — Василий Кортуков.
  • Маленькие роли при дворе Авдея: мамки-няньки (Мария Барабанова и Наталья Крачковская), стрелец (Сергей Николаев, известный по роли Упитанного-Невоспитанного), глашатай (Юрий Чернов, известный по роли писаря Чумички).
  • Жар-птица — Марина Яковлева.
    • Живой детектор лжи — знает про каждого, правду он говорит или врёт. Если кто-то говорит неправду, она порой буквально валится с ног от слабости. В итоге это оказалось навыком Чехова. Сумела определить, что в подменной шкатулке — настоящая, а не поддельная смерть Кощея. Честно предупредила Кощея. Потом она сказала, что Иван-Царевич является царевичем (хотя сам Иван-Царевич с самого детства считал себя крестьянином), а тот Иван, который рос у царя — всего лишь сын ключницы.
  • Баба-Яга — добрая и мудрая старушка, помогающая положительным героям, в исполнении Татьяны Пельтцер:
    • «Иди, иди. Я к тебе скворешню прибью [когда проиграешь, как все остальные, и станешь одним из деревьев]».
    • «Ой, что я творю, что делаю… Что делаю, что творю…»
  • Леший, мелкий подхалим — Владимир Фёдоров.
  • Шах Бабадур — Семён Фарада:
    • «Пришёл, кричишь, топочешь, грубиян!..»
    • «Я дарю тебе самое дорогое. Жизнь я тебе дарю!..»
  • Маленькие роли при дворе Бабадура: телохранитель (Владимир Епископосян), мудрец (Георгий Милляр), опахальщик (Юлий Ким).

Сюжет[править]

В один и тот же день родились два мальчика — сын царя Авдея и сын его ключницы Варвары. Обоих мальчиков назвали Иванами. И новорождённого подкидыша, которого нашли в капусте — тоже Иваном. Потом Варвара провернула хитрый план — инсценировала нападение разбойников, якобы спасла царевича, пожертвовав своим ребёнком, и отказалась от награды.

На самом деле она поменяла младенцев местами: своего положила в золотую царскую колыбель, чтобы потом усадить его на престол, а остальных двух отправила на каторгу (младенцев-то! очевидно, их предстояло растить при каторге…). Но царь поверил, и в последующие годы она постоянно манипулировала царём на том основании, что спасла его сына, постепенно выторговала себе немало милостей и взяла в свои руки чуть ли не все царство, тем более что царица рано умерла. Единственным человеком, который помогал сопротивляться этому давлению, был умный и обаятельный шут-сторож. Может, если бы его не было, царь Авдей давно сдался бы.

Прошли годы, мальчики выросли, и судьба им сулила отправиться на освобождение прекрасной девы, царевны Милолики, которая томилась в заточении у Кощея Бессмертного. А Кощей этот был не обычный. Обычно он какой? Уродливый старикашка с характерной внешностью «кожа да кости», а то и вовсе ходячий скелет. А этот был вполне симпатичный, в меру упитанный мужчина, и притом моложавый. Что он сам и объясняет: «Я Кощей и есть. (посмеивается) Не похож? Думали, худой да бледный? Зачем, почему? Я ведь в подвале не сижу, на цепях не вишу… и поправился за 300 лет. Сам других в цепях держу… почему, кстати, не в цепях? Непорядок…». Да и вообще он немного злодей по должности, немного феодал с желанием абсолютной власти на своей территории, а в чём-то мыслитель, размышляющий о хороших, плохих и их различиях.

Кажется, что перед нами забавный обаяшка. Но ни героев, ни зрителей не должна вводить в заблуждение его внешность. Окружающие могут подумать, что он играет на публику то ли милого злодея, то ли великолепного мерзавца, однако его действия показывают, что это лютый и невероятно циничный персонаж. Ему действительно смешна эта возня уже заранее приговорённых за свою нечестность рыцарей и царевичей вокруг заложницы. Прежде, чем разделаться с рыцарем, Кощей обожает поразвлечься, иногда с пользой. Перед смертью пытается ещё хохотнуть по привычке, но это уже нервное. И скоро пройдёт.

Вот смерть моя в золотом ларце, в хрустальном яйце!

У него, как и любого нормального Кощея, Смерть спрятана в яйце. Хрустальном. Но он оказался хитрее сказочных коллег и сделал фальшивое яйцо-хранилище. А настоящее было спрятано в подставке для ложного. Много богатырей приходило к нему, чтобы освободить пленницу, и всем он «доверял» во временное хранение свою Смерть… фальшивую. Никто не мог устоять перед соблазном разбить яйцо. А Кощей и рад их «наказывать за подлость», в том числе превращая в деревья! «Колечко-колечко, возьми человечка! Скрути его руки в упругие ветви! Сплети его ноги в корявые корни!».

Пришёл черёд и Ивану-Царевичу попытать счастья и убить Кощея. Однако произошла подмена ларца с фальшивым яйцом на ларец с настоящим, и в его руках оказалась настоящая смерть Кощея. Но Иван — человек слова: обещал Кощею не разбивать яйцо — и сдержал обещание, даже данное злодею. Только вот Кощей привык, что все всех обманывают, и не смог поверить, что тот, кто держал в руках настоящее яйцо с его Смертью, мог добровольно отказаться его разбить. Его честно предупреждают «Не фальшивка это!» — а он только насмехается. И презрительно швыряет яйцо, которое держит в руке… Конец Кощею!

Тропы в фильме[править]

  • А он вовсе не такой! — Кощей, конечно же! Зигзаг — не такой он только по внешности и поведению, а вот нутро у него всё такое же злодейское.
  • Безликие головорезы — слуги Кощея. Все они носят маски, копирующие его лицо. Маски, по всей видимости, медные, позолоченные. Позолота — а местами и золото — у Кощея вообще во дворце повсюду.
    • Дракон (персонаж) — среди головорезов выделяется гигант со здоровенным топором.
  • Всесильная бюрократия — Варвара ничего не может поделать с хитрым указом царя, который он написал как последнее средство, чтобы не отдавать хотя бы полцарства этим иродам. Но к указу можно выпустить «объяснения», чтобы отсеять всех конкурентов.
  • Держаться за руки — Кощей не может заколдовать героев, когда они держатся за руки.
  • Коронная фраза — «Обманули. Обидели».
  • У магии нет инерции — когда Кащей самоликвидировался, заколдованные царевичи-королевичи тут же вновь стали людьми. Ну и традиционно развалился дворец, куда же без этого в детской сказке.
  • Урон по одежде — «Только кафтан порвал» (Кощей после удара кинжалом в спину).
  • Участь хуже смерти — в отличие от легендарного прототипа, здешний Кащей не рубит на куски неудачливых героев, а превращает их в сухие деревья (мотив явно попячен из «Двух клёнов» Евгения Шварца). Которые всё чувствуют и понимают, но почти ничего не могут сделать. В одном из эпизодов они всё-таки смогли подать знак герою.
  • Темница сырая Каторга, на которой растут два Ивана. Сочетает в себе как архетипичные черты «средневековой» (ну, вплоть до ХХ века) каторги-тюрьмы (оборванные и заросшие каторжники, тяжелая работа с полным пренебрежением к технике безопасности) и черты концлагерей тоталитарных режимов ХХ века: в этом месте «пропадают» неудобные и неугодные люди. И скорее всего, каторжники — не воры-убийцы-разбойники, а чем-то не потрафившие режиму Варвары-ключницы с братом люди (а вышки со стражниками с луками — это же копия вышек с пулеметами). Царь Авдей, скорее всего, ничего об этой каторге не знает.

Тропы вокруг фильма[править]

  • Песни:
    • О ковре-самолёте.
    • Колыбельная песня — нянюшки баюкают трёх младенцев, которые вырастут в центральных персонажей: «Тихо-тихо в небе ясном, тихо-тихо в поле чистом».
    • Рабочая песня — «Песня каторжников».
    • «Тоска Милолики» (Заросла дороженька, затоптали поле. Одна-одинёшенька я живу в неволе…)
  • Последнее место в титрах — сознательное избегание тропа. Места в финальных титрах распределены так, будто их распределяли рандомайзером. Или что там в 1985 г. было — колода карт? Однако Табакова таки показали последним!
  • Странный грамматика — в названиях фильма и пьесы присутствует запятая, которой там совсем не место. Это потому, что Юлий Ким поиграл словами, превратив поговорку (она без запятой) в «как бы точное указание времени» (а тут уже нужна запятая, как, например, во фразе «после обеда, в понедельник»).
  • Ужас у холодильника:
    • Царица умерла. Стоп! А почему она умерла? Уж не помогла ли ей Варвара? Мать своего ребёнка от чужого, скорее всего, отличит, а послеродовой период — такой удобный для случайной смерти.
    • А что собираются делать Варвара с братом с Авдеем, когда он передаст царство мнимому сыну-царевичу? «Сомневающийся» царь тут очень неудобен. На открытое убийство они вряд ли бы пошли, но вот заморить голодом уже ненужного старика, у которого нет никакой поддержки, кроме шута — запросто…
    • Кстати, а кто отец Варвариного сына? Вроде никакого мужа у неё нет (да и отвечает она царю, что «одинёшенька»). Муж умер еще до рождения ребёнка? Случайная связь? А вдруг отец — это брат Варвары?
      • Как вариант, она выдает своего хахаля за брата, чтобы была официальная возможность держать его во дворце.
    • Отправка на каторгу двух невинных младенцев не вызвала ни у кого вопросов. Это что за порядочки в царстве у Авдея?
      • Судя по всему это не государственная каторга, а обыкновенные разбойники-работорговцы.
        • Скорее всего, все это сделано втайне от царя Авдея, который, тоскуя об умершей жене, запустил государственные дела, передав их в руки Варвары и ее братца. Так что люди иногда пропадают, а куда — никто не знает, потому что сбежать с каторги до Иванов с ковром никому не удавалось.

[изменить]

Детское и семейное кино
Курсивом обозначены серии фильмов

Артур и Минипуты • Ведьмы • Лабиринт • Мария, Мирабела • Морозко • Мэри Поппинс (американский фильм 1964 г.) • Один дома • После дождичка, в четверг… • Приключения Электроника • Рыжий, честный, влюблённый • Садко • Там, на неведомых дорожках… • Чарли и шоколадная фабрика • Ян Бибиян (экранизация)

[изменить]

Советское искусство

Мета Соцреализм
Литература А зори здесь тихие… • Александр Беляев (Властелин мира • Голова профессора Доуэля • Продавец воздуха • Человек-амфибия) • Алиса Селезнёва • Амурские сказки • Аэлита • Братья Стругацкие (Град обреченный • Мир Полудня (Обитаемый остров • Трудно быть богом) • Пикник на обочине • Понедельник начинается в субботу/Сказка о Тройке • Улитка на склоне) • Бронепоезд 14-69 • Булгаков (Мастер и Маргарита, Собачье сердце) • Великий Кристалл • Вниз по волшебной реке • Волшебник Изумрудного города • Гринландия • Два капитана • Ефремов (Великое Кольцо (Великое Кольцо/Туманность Андромеды + Великое Кольцо/Час Быка) • Лезвие бритвы) • Живые и мёртвые • Зелёный фургон • Кондуит и Швамбрания • Лунная Радуга • Люди как боги • Малахитовая шкатулка • Меховой интернат • Мой дедушка — памятник • Момент истины (В августе сорок четвёртого) • Наследник из Калькутты • Небесный гость • Незнайка • Остап Бендер • Повесть о суровом друге • Повесть о Ходже Насреддине • Приключения капитана Врунгеля • Продавец приключений • Про Федота-стрельца, удалого молодца • Птица-слава • Рассказы о Суворове и русских солдатах • Республика ШКИД • Руки вверх! или Враг №1 • Тихий Дон • Тореадоры из Васюковки • Угрюм-река • Фаэты • Штирлиц
Кино и телефильмы Жанры: Детское кино • Истерн • Кино сталинской эпохи • Советская новая волна • Кино эпохи развитого социализма • Многосерийный телефильм • Перестроечное кино • Советская кинофантастика • Киножурналы

Студии: Госкино • Другие студии СССР • Ленфильм • Мосфильм
Авария — дочь мента • Александр Невский • Андрей Рублёв • Асса • Белое солнце пустыни • Большое космическое путешествие • В бой идут одни «старики» • Фильмы Гайдая (Бриллиантовая рука • Иван Васильевич меняет профессию • Кавказская пленница • Операция «Ы» и другие приключения Шурика) • Гардемарины • Глубокий рейд • Гостья из будущего • Дина • Достояние республики • Здравия желаю! • Иванко и царь Поганин • Игла • Иди и смотри • Кин-дза-дза! • Кто заплатит за удачу? • Курьер • Люми • Морозко • Москва слезам не верит • Не бойся, я с тобой! • Не покидай… • Отряд • Пираты XX века • После дождичка, в четверг… • Последнее дело комиссара Берлаха • Приключения Электроника • Пятнадцатилетний капитан • Рыжий, честный, влюблённый • Садко • Свадьба в Малиновке • Свой среди чужих, чужой среди своих • Сказка странствий • Служебный роман • Неуловимые мстители • Танк «Клим Ворошилов-2» • Убить дракона • Фронт • Чапаев • Чародеи • Человек-амфибия • Человек с бульвара Капуцинов • Чучело
Советская космическая фантастика: Большое космическое путешествие • Дорога к звёздам • Космический рейс • Луна (фильм 1965) • Марс (фильм 1968) • Мечте навстречу • Мир Полудня (Трудно быть богом • Обитаемый остров) • Москва — Кассиопея / Отроки во вселенной • Планета бурь • Семь стихий • Через тернии к звёздам • Я был спутником Солнца • …

Фильмы Рязанова: Берегись автомобиля • Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Мультипликация Студии: Пилот • Союзмультфильм • ТО «Экран»

Режиссёры: Гарри Бардин • Иван Иванов-Вано • Натан Лернер • Сёстры Брумберг

Мультфильмы: Бременские музыканты • Бюро находок • Вовка в Тридевятом царстве • Возвращение блудного попугая • Двенадцать месяцев • Доктор Бартек и Смерть • Домовёнок Кузя • Дракон • Ёжик в тумане • Жил-был пёс • Ивашка из Дворца пионеров • Конёк-горбунок • Кот Леопольд • Крокодил Гена • Легенды перуанских индейцев • Летучий корабль • Мама для мамонтёнка • Маугли • На задней парте • Ну, погоди! • Падал прошлогодний снег • Перевал • Пластилиновая ворона • Пиф-паф, ой-ой-ой • По дороге с облаками • Приключения капитана Врунгеля • Приключения поросёнка Фунтика • Разлучённые • Тайна третьей планеты • Простоквашино • Ух ты, говорящая рыба! • Фильм, фильм, фильм • Чудовище • Шкатулка с секретом

Музыка Жанры: Авторская песня • Русский рок

Группы: Аквариум • Агата Кристи • Ария • Браво • ДДТ • Звуки Му • Зоопарк • Кино • Крематорий• Машина времени • Наутилус Помпилиус • Пикник • Смысловые Галлюцинации • Сектор Газа• Чайф • Чёрный Кофе • Чёрный Обелиск

Люди: Владимир Высоцкий • Сергей Курёхин • Гарик Сукачёв

Вчера, 12 марта, стало известно, что из жизни ушел легендарный актер театра и кино Олег Табаков. Он сыграл более чем в 150 кинопроектах и почти в сотне спектаклей, пробовал себя в самых разных амплуа, однако каждая его роль была яркой, неизменно находившей отклик у зрителя. В нашей подборке вспоминаем 10 знаменитых персонажей, которых сыграл Олег Табаков и которых теперь решительно невозможно представить в чьем-либо еще исполнении.

Владимир Искремас

«Гори, гори, моя звезда» (1969)

Кадр из фильма «Гори, гори, моя звезда»

Кадр из фильма «Гори, гори, моя звезда»

Лента «Гори, гори, моя звезда» Александра Митты – пожалуй, один из самых ярких фильмов о том, кто такие люди искусства, в чем они видят смысл своей жизни и творчества и как непросто им порой взаимодействовать с властью и «неблагодарной» публикой. Роль горячего, порывистого, идейного Искремаса («искусство – революционным массам») далась Олегу Табакову великолепно, словно бы для него и писалась (хотя изначально Митта хотел взять на нее Ролана Быкова – но, какая ирония, его кандидатуру не одобрила цензура). Впрочем, не только на Табакове держится эта великолепная лента – сыгравшие соратников Искремаса по театру Евгений Леонов и Олег Ефремов составили вместе с ним мощное, яркое и очень обаятельное актерское трио.

Мисс Эндрю

«Мэри Поппинс, до свидания» (1983)

Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания»

Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания»

Кто смог выгоднее бы оттенить Леди Совершенство в исполнении Натальи Андрейченко, как не Олег Табаков в роли няни-катастрофы Мисс Эндрю? Однако слишком просто было бы для Табакова сыграть вредную чопорную мисс Фурию (или Гарпию?) – и он вдохнул в нее свою особенную грацию, загадку, юмор, обаяние, сделав ее уникальной и интересной. В какой-то момент после просмотра ленты понимаешь, что среди всех впечатлений от замечательных музыки, танцев и Мэри Поппинс особняком стоит эта по-своему симпатичная и строгая мисс Эндрю в клетке, которая запоминается не просто как яркий персонаж, над которым так приятно посмеяться, но и как носитель важной и серьезной идеи, как не нужно подходить к воспитанию детей.

Кот Матроскин

Серия мультфильмов «Простоквашино» (1978-1984)

Кадр из мультфильма «Зима в Простоквашино»

Кадр из мультфильма «Зима в Простоквашино»

Вспоминать о легендарном Матроскине без улыбки не получается – сразу в голове звучат произнесенные голосом Олега Табакова фразы: «Средства у нас есть, у нас ума не хватает», «А я все чаще замечаю, что меня как будто кто-то подменил…», «Усы, лапы и хвост – вот мои документы!» и многие другие. И снова: это же озвучка, мы не видим Табакова в кадре, но его присутствие, его обаяние и шарм, его стиль игры оживляют кота Матроскина, сразу перетягивают все внимание к нему.

В новых сериях «Простоквашино» кота Матроскина озвучил прекрасный актер театра и кино Михаил Ефремов. Однако это будет уже совсем другой Матроскин. Подмененный…

Илья Обломов

«Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова» (1979)

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова»

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова»

В фильме Никиты Михалкова можно увидеть, пожалуй, самого «гончаровского» Обломова в исполнении Олега Табакова — безвольный, противоречивый, склонный к апатии человек, потерявший интерес к жизни из-за патологической лени. Он любит пофилософствовать, любит помечтать, не терпит суеты и ничего нового, и в то же время он искренний, добрый, мягкий и совершенно настоящий. По мере развития сюжета Табаков очень тонко, деталями и штрихами показывает изменения, происходящие в его герое — вот, будучи рядом с Ольгой Ильинской, которую сыграла Елена Соловей, у него уже совсем другой взгляд, немного другая пластика, на которой, однако, остается «налет» лени, другие интонации… После разрыва с Ильинской, когда огонек в глазах Обломова гаснет, и от всепоглощающего чувства любви к Ольге остаются лишь тени воспоминаний и паузы в монологах героя, Табаков возвращает на экран почти того же (внешне) Обломова, с которым мы познакомились в начале ленты. Однако смотрим мы на него совсем другим взглядом, оцениваем его жизнь, его слова, его действия и решения совсем по-другому.

Макар Овчинников

«Достояние республики» (1971)

Кадр из фильма «Достояние республики»

Кадр из фильма «Достояние республики»

Увы, лента Владимира Бычкова «Достояние республики» серьезно недооценена современными зрителями – якобы слишком много в ней «коммунистического». Однако если вглядеться в построение повествования, можно заметить, что идеологический «слой», как полупрозрачная красная пленка, наложен поверх сюжета – он отсвечивает, выполняя роль пропуска в широкий прокат, но если его «выключить», то лента заиграет совсем другими красками. Это фильм о человеческих взаимоотношениях и ценностях в непростой период жизни страны (в центре внимания Гражданская война), о том, что такое человеческое достоинство, о том, что значит добропорядочность и доброта в самых человеческих смыслах этих слов. Главных героев, антагонистов, сыграли Андрей Миронов и Олег Табаков – великолепный дуэт, в котором и герои, и актеры достойны друг друга. Также на экране появляются Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев и Юрий Толубеев. Финал картины выбивает почву из-под ног, и это лишний раз доказывает, что герои ленты взаимодействуют со зрителями на духовном уровне, а не на «идеологическом».

Николай Ростов

«Война и мир» (1968)

Кадр из фильма «Война и мир»

Кадр из фильма «Война и мир»

Казалось бы, попробуй не «растворись» в киноэпопее, где почти два десятка сюжетно значимых персонажей, огромное количество самых разных локаций и больше шести часов действия. Однако Олег Табаков, сыгравший юного Николая Ростова, не просто сумел создать цельный, особенный характер героя, но и показал его динамику, его развитие. Некоторые учителя литературы в качестве творческого задания рекомендуют школьникам после прочтения всех четырех томов «Войны и мира» Льва Толстого посмотреть фильм Сергея Бондарчука, чтобы на этом примере понять, что какое значение имеет трактовка персонажа (Николай Ростов в этом отношении очень любопытен) и какую ответственность берут на себя абсолютно все создатели фильма, от режиссера и актеров до оператора и художников, перенося на экран важное для мировой литературы произведение.

Олег Савин

«Шумный день» (1960)

Кадр из фильма «Шумный день»

Кадр из фильма «Шумный день»

Съемки в фильме «Шумный день» стали для Олега Табакова, тогда еще 25-летнего начинающего актера, шестым опытом работы над полнометражной лентой. За «бытовым» синопсисом, обещающем конфликт «отцов и детей», скрывается сложный, многогранный, но душевный и чистый фильм, который уделяет достаточно внимания и раскрытию темы поиска молодыми людьми своего места в жизни. Олег Табаков в ленте играет роль самого юного героя, 15-летнего Олежки. И есть в его искренней и звонкой игре что-то такое, что раздвигает любые временные рамки и являет зрителю на мгновение сам образ взросления, в котором скрываются и надежды, и страхи, и желания любого подростка, живи он хоть в XX, хоть в XXI веке. В стихотворении, которое читает Олежка в финале ленты, содержится главный (и вневременной) посыл создателей ленты зрителям:

«Как будто в начале дороги

Стою, отправляясь в путь.

Крепче несите, ноги,

Не дайте с дороги свернуть!

Я знаю: тропинки бывают,

Ведущие в тихий уют,

Где гадины гнезда свивают,

Где жалкие твари живут.

Но нет мне туда дороги,

Пути в эти заросли – нет.

Крепче несите, ноги,

В мир не добытых побед!»

Гарри МакКью

«Человек с бульвара Капуцинов» (1987)

Кадр из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»

Кадр из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»

«Кровавая история синематографа» Аллы Суриковой не получилась бы без колоритного Гарри МакКью – владельца салуна, который намерен любыми правдами и неправдами превратить «синема» в исключительно прибыльное предприятие. В ленте собран великолепный актерский состав – Андрей Миронов (для которого роль мистера Феста стала одной из последних), Игорь Кваша, Михаил Боярский, Николай Караченцов, Лев Дуров, Наталья Крачковская, Александра Яковлева… Несомненно, каждый из них внес свою лепту в то, чтобы фильм удался, однако без ярких антагонистов лента смотрелась бы беднее, а идея показать историю «синема» на перепутье, между мейнстримом и артхаусом, могла быть отражена слишком схематично.

Кощей Бессмертный

«После дождичка в четверг» (1985)

Кадр из фильма «После дождичка в четверг»

Кадр из фильма «После дождичка в четверг»

Тот самый Кощей Бессмертный, которого зрители заслужили – в подвалах не сидит, на цепях не висит! Олег Табаков подарил нам «раздобревшего» в талии, немножко уставшего, но все же не растерявшего злодейский кураж антагониста, который если не напугает, то рассмешит точно. Фильм «После дождичка в четверг» — один из последних представителей «золотого века советских сказок». Добрый, славный, музыкальный, смешной и искренний фильм – такой, что не оставит равнодушным ни ребенка, ни взрослого. В чем, скажите, секрет создания такой ленты, помимо великолепных актеров?..

Брудастый-Органчик

«Оно» (1989)

Кадр из фильма «Оно» (1989)

Кадр из фильма «Оно» (1989)

Созданный по мотивам произведения Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города» фильм «Оно» — это насыщенный гротеском и сатирой фильм об истории России. Один градоначальник города Глупова сменяется другим, меняются декорации и костюмы, отображающие проходящие эпохи, однако глупость сменяющих друг друга правителей Глупова остается непоколебимой. Дементий Варламович Брудастый-Органчик, сыгранный Олегом Табаковым, получился одним из самых «монументальных» правителей Глупова, с неподражаемым «Не потерплю!» и манерой «играть головой», которую он пристраивает к «положенному месту» при необходимости. Ну а эта его «походка упыря», визиты в часовую мастерскую и тот ящик с надписью «Не кантовать!»…

Володя

«Москва слезам не верит» (1979)

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Володя сыгран Олегом Табаковым легко, без лишнего «груза смысла» и без лишних намеков. Он появляется на экране в общей сложности минут на 10 и успевает раскрыться перед нами – это совершенно обыкновенный человек со своими страхами и страстями, не обладающий впечатляющими моральными качествами и не хватающий звезд с неба. Думаем, не раскроем страшную тайну, но без него фильм «Москва слезам не верит» не смотрелся бы. Почему? Этой жизненной ленте как воздух нужен был «средненький» персонаж, и без него про историю Катерины можно было бы сказать то самое «Не верю». Табаков сыграл Володю точно так, как нужно было – его герой живой, он добавляет глубины Катерине, он добавляет реалистичности истории. И вместе с тем гениальность Олега Табакова здесь также в том, что зрители не злятся на Володю и не презирают его – он четко выполнил свое предназначение, не перетянув на себя лишнее внимание и не перекосив идеально выверенную конструкцию драмы. Палка не перегнута. Все сыграно «в яблочко».

Актеры, которые сыграли в кино Кощея Бессмертного | Фото: kino-teatr.ru и yaplakal.com

Актеры, которые сыграли в кино Кощея Бессмертного | Фото: kino-teatr.ru и yaplakal.com

Кощей Бессмертный – один из главных персонажей и один из самых ярких образов русских народных сказок, поэтому практически ни одна киносказка не обходится без этого персонажа. Предстать воплощением зла на экранах доводилось многим актерам, и некоторые их них были особенно убедительны в этом образе, прославившись благодаря роли Кощея. Кому из них удалось справиться с этой задачей лучше всех – судить вам.

Георгий Милляр играл Кощея несколько раз | Фото: yaplakal.com

Георгий Милляр играл Кощея несколько раз | Фото: yaplakal.com

Георгий Милляр в роли Кощея, 1944 | Фото: dubikvit.livejournal.com

Георгий Милляр в роли Кощея, 1944 | Фото: dubikvit.livejournal.com

Главным злодеем советских киносказок чаще всего называют Георгия Милляра, которому доставались роли отрицательных персонажей практически во всех фильмах режиссера Александра Роу. Когда в 1944 г. он впервые предложил актеру сыграть Кощея Бессмертного, тот поначалу отказался – боялся, что не справится с таким сложным образом, но режиссеру удалось его переубедить, и результат оказался впечатляющим: после перенесенной малярии актер был настолько худым и бледным, что ему даже не потребовалось наносить много грима. В красном плаще он выглядел устрашающе – настолько, что лошадь при виде его встала на дыбы, и в следующий раз ей пришлось завязать глаза.

Георгий Милляр в роли Кощея | Фото: dubikvit.livejournal.com

Георгий Милляр в роли Кощея | Фото: dubikvit.livejournal.com

Георгий Милляр говорил, что при создании этого образа ориентировался на изображения чертей, запечатленных иконописцами в церквях, и на третьего всадника с картины Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». Спустя 23 года он вновь вернулся к этой роли, но на этот раз его Кощей был не воплощением зла, а неудачливым женихом, комичным персонажем. Кроме того, Кощей говорил голосом Милляра в мультфильмах «Сказка сказывается» и «Молодильные яблоки». Хотя актер всю жизнь мечтал о серьезных драматических ролях, большинство его работ – киносказки, и сам он признавался: «Сказочные образы – моя стихия, моя привязанность». А по поводу того, что ему постоянно приходилось играть всякую нечисть, Милляр говорил: «Очеловеченные черти лучше, чем очертенелые люди».

Евгений Лебедев в роли Кощея в фильме *Римский-Корсаков*, 1952 | Фото: kino-teatr.ru

Евгений Лебедев в роли Кощея в фильме *Римский-Корсаков*, 1952 | Фото: kino-teatr.ru

В 1952 г. в фильме «Римский-Корсаков» роль Кощея Бессмертного в эпизоде из оперы исполнил Евгений Лебедев, однако сцена с его участием была такой небольшой, что его имя даже не упоминалось в титрах, а зрители не запомнили актера в этой роли.

Николай Боярский в фильме *Новогодние приключения Маши и Вити*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru

Николай Боярский в фильме *Новогодние приключения Маши и Вити*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru

Комичным персонажем выглядит Кощей в исполнении Николая Боярского (дяди Михаила Боярского) в киносказке «Новогодние приключения Маши и Вити».

Николай Боярский | Фото: yaplakal.com

Николай Боярский | Фото: yaplakal.com

Александр Филиппенко в фильме *Там, на неведомых дорожках…*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru

Александр Филиппенко в фильме *Там, на неведомых дорожках…*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru

Одним из самых страшных и впечатляющих получился Кощей Бессмертный в исполнении Александра Филиппенко в фильме «Там, на неведомых дорожках…». Спустя годы актер признавался, что самое большое впечатление его сказочный злодей произвел на внуков и… бандитов! «По этому поводу могу рассказать один эпизодик в пересказе моего сына. Как-то Паша застал своих детей возле телевизора за просмотром сказки. Как раз в том месте, где Кощея Бессмертного окружили стрельцы царя, и кинулись за ним в погоню. Так Полина и Егор вскочили на ноги и стали кричать в экран: «Деда, беги! Беги, деда!!!» Не то что не боятся моего Кощея, болеют за него!.. И там ведь масса интересных подтекстов. Я с удовольствием играл этого странного Кощея Бессмертного, у которого в Комитете по кино было много неприятностей. Мы даже переснимали, и переозвучивали некоторые реплики. Особенно запомнилась мне реплика, когда схватили, наконец, Кощея, и ведут его, и он поворачивается в экран: «Эх, значит, наше время еще не пришло». И меня через много лет на Солнцевском рынке встретили два здоровых парня, подошли и с уважением так сказали: «Ну как ты сказал эту фразу, братан!», – рассказывал Александр Филиппенко.

Александр Филиппенко | Фото: yaplakal.com

Александр Филиппенко | Фото: yaplakal.com

Самым обаятельным и милым получился Кощей у Олега Табакова | Фото: yaplakal.com

Самым обаятельным и милым получился Кощей у Олега Табакова | Фото: yaplakal.com

Одной из самых оригинальных интерпретаций этого образа стал Кощей Олега Табакова в фильме «После дождичка в четверг». В его исполнении он не только не похож на скелет, но и любит эффектность в одежде. Эта трактовка была далека от классической, но фильм получил приз «За оригинальную и современную интерпретацию русской народной сказки» на Всесоюзном кинофестивале.

Олег Табаков в роли Кощея, 1985 | Фото: dubikvit.livejournal.com

Олег Табаков в роли Кощея, 1985 | Фото: dubikvit.livejournal.com

Виктор Сергачев | Фото: yaplakal.com

Виктор Сергачев | Фото: yaplakal.com

Близкой к классической интерпретации была трактовка образа Кощея актером Виктором Сергачевым в сказке «На златом крыльце сидели». Тут снова был костюм, похожий на скелет, и устрашающие гримасы.

Виктор Сергачев в роли Кощея, 1986 | Фото: dubikvit.livejournal.com

Виктор Сергачев в роли Кощея, 1986 | Фото: dubikvit.livejournal.com

Игорь Ясулович в роли Кощея, 1987 | Фото: dubikvit.livejournal.com

Игорь Ясулович в роли Кощея, 1987 | Фото: dubikvit.livejournal.com

В фантастическом фильме «Лиловый шар», снятом по повести Кира Булычева, Кощея сыграл Игорь Ясулович. В этом фильме, снятом через 3 года после «Гостьи из будущего», Кощей преследовал Алису Селезневу, когда в Эпоху Легенд она отправилась на поиски лилового шара, способного заставить всех землян ненавидеть друг друга.

Игорь Ясулович | Фото: yaplakal.com

Игорь Ясулович | Фото: yaplakal.com

Нодар Мгалоблишвили | Фото: yaplakal.com

Нодар Мгалоблишвили | Фото: yaplakal.com

В новом столетии Кощеи стали еще экстравагантнее. В исполнении Нодара Мгалоблишвили в фильме «Чудеса в Решетове» (2004) сказочный злодей больше напоминает Воланда из «Мастера и Маргариты».

Гоша Куценко в роли Кощея, 2009 | Фото: kino-teatr.ru

Гоша Куценко в роли Кощея, 2009 | Фото: kino-teatr.ru

В первом российском проекте студии «Дисней» – «Книге мастеров» – роль Кощея досталась Гоше Куценко, который сделал своего героя невероятно харизматичным и относящимся к себе с иронией. О своей роли актер говорил: «В детстве я, конечно, не мечтал сыграть Кощея Бессмертного, но сейчас сделал это с удовольствием. Пусть у меня и небольшая роль, но я очень хотел ее сыграть, чтобы прикоснуться к бессмертию… Кощей в моем исполнении получился настоящим готом. Я ему даже коготки на руках покрасил».

Гоша Куценко | Фото: yaplakal.com

Гоша Куценко | Фото: yaplakal.com

Леонид Ярмольник в роли Кощея, 2011 | Фото: dubikvit.livejournal.com

Леонид Ярмольник в роли Кощея, 2011 | Фото: dubikvit.livejournal.com

В 2011 г. образ Кощея примерил на себя Леонид Ярмольник в фильме «Реальная сказка». В этой современной интерпретации сказочный герой выглядел по-новому – в образе благопристойного уважаемого олигарха, Бориса Эдуардовича Кощеева. «Я, наконец, дожил до своей звездной роли, – признается артист. – Я всегда надеялся сыграть Кощея Бессмертного. И это мне удалось в картине «Реальная сказка». Я играю человека бессмертного, что очень интересно. Просто в нынешнее время моего персонажа «убивают» уже современными способами… Мой герой так мимикрирует. У него хватает мозгов слиться с интерьером. Не бомжем же он должен быть – а уважаемым человеком, умным, хитрым и талантливым, хотя это талант со знаком минус. Это очень хитрый и обаятельный, располагающий к себе человек».

Константин Лавроненко | Фото: yaplakal.com

Константин Лавроненко | Фото: yaplakal.com

Одним из последних воплощений образа Кощея на экранах стал российский фильм студии «Дисней» «Последний богатырь», где роль главного злодея исполнил Константин Лавроненко.

Константин Лавроненко в роли Кощея, 2017 | Фото: dubikvit.livejournal.com

Константин Лавроненко в роли Кощея, 2017 | Фото: dubikvit.livejournal.com

Каждый из актеров считает очень сложной задачу по-новому представить персонажа, которого до этого уже играли в кино десятки его коллег. Такие же трудности возникают и при изображении известных исторических личностей. Ленин в кинематографе: кто из актеров был самым убедительным.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

  • Олег погудин карантинные сказки
  • Олег пахомов ты красивая такая даже трудно в сказке описать
  • Олег павлов казенная сказка
  • Олег новгородов рассказы по порядку
  • Олег новгородов все рассказы читать