Олеся темы для итогового сочинения

«Олеся» — аргументы к итоговому сочинению по повести Куприна. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для Вас несколько аргументов для сочинения к рассказу Куприна — Олеся. Используйте наш материал для урока литературы в школе.

Аргумент — Дорога в жизни человека

Каждый из нас ищет дорогу, которая приведет его к счастью и гармонии с собой. Для этого мы выбираем профессию, спутника жизни, город, увлечения. Кто-то находит стимул в погоне за богатством, но теряет себя на кривой дорожке. Кто-то идет по тропе чести и честности и приходит туда, куда нужно. Кто-то плывет по течению и не получает удовлетворения от этого прозябания. У каждого свой маршрут, и от его определения зависит все. Литературная классика учит нас ответственно подходить к решению своей судьбы.

Вспомним повесть А.И. Куприна «Олеся». Героиня прекрасно знала, к чему приведут ее отношения с добрым, но слабовольным мужчиной. Она — лесная отшельница, он — городской писатель со статусным происхождением. Разве могут они быть вместе? Олеся обладала способностью видеть будущее и здравым смыслом, поэтому предполагала, что роман будет ярким, но коротким и трагическим. Она могла бы избегать своего рокового искусителя и победить эту страсть, однако она приняла любовь без иллюзий и без ропота. Ее путь был прямым и честным: она испила чашу эмоций до дна и не пожалела себя, ведь приобретенный опыт был уникален и необходим ей для дальнейшего личностного роста. Олеся, в отличие от Ивана, понимала и принимала все последствия их связи: неприятие общества, отторжение семьи, слабость Ивана, совсем не готового к таким жертвам. Поэтому она отказалась от брака, чтобы не обременять своего возлюбленного и оставить в его судьбе только отпечаток счастья. Это горькое и трудное решение для женщины, но оно было честным, прямолинейным и мудрым. Дорога, которую выбрала Олеся, полна препятствий, но она ведет ее по индивидуальному маршруту к ее собственному видению счастья и гармонии. Не приняв навязанную обществом патриархальнее модель, она осталась свободной и самодостаточной.

Аргумент — Самопожертвование

Олеся и Иван Тимофеевич – словно представители разных «миров». Она живёт на лоне природы, понимает её, прислушивается к ней, старается жить в гармонии. А он привык в жизни в свете, к законам, созданными в нём. Да, оба героя принадлежат к разным социальным слоям общества. Ивана Тимофеевича привлекает в Олесе её доброта, ум, открытость, естественность, непохожесть на жеманных девушек его круга. Он полюбил её, но в то же время испугался сильного чувства. Как человек своей среды, он понимает, что в свете есть свои правила, условности, которые необходимо соблюдать. Как будет чувствовать там себя Олеся? «…Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса…». Но только ли о ней он переживает? Скорее всего, о себе: а каково ему будет с ней в свете, как на него посмотрят окружающие, примут ли его выбор? Олеся же готова изменить жизнь, пойти за любимым, хотя тоже прекрасно понимает, что будет это сделать сложно. Ей чужды мелочные расчеты и опасения, когда речь идет о чувстве: «Пусть будет, что будет, а я своей радости никому не отдам».

Оба героя слишком отличаются друг от друга и по характеру. Олеся – сильная девушка. Она способна принимать ответственные решения, не боится преодолевать трудности ради защиты своей любви. Иван Тимофеевич нерешителен, вроде и готов взять Олесю с собой, но даже не представляет, как дальше сложатся их отношения. Это сомнение героя стало причиной расставания. Не сумел защитить свою любимую Иван Тимофеевич. Даже от желания Олеси пойти в церковь он не смог её остановить, хотя прекрасно понимал, что ждёт «колдунью» там.

Очень тонко подметила Олеся сущность характера Ивана Тимофеевича: «Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь». Да и отношения с Олесей он заводит «от скуки» в этой глуши, в Полесье. «Холодное и ленивое» сердце у героя, не способное полюбить по-настоящему. «Слабым» человеком называет его героиня, который много бед принесёт тем, кто его полюбит. Словно приговор звучат слова Олеси: «Никогда вы не женитесь, так холостым и умрете. Радостей вам в жизни больших не будет, но будет много скуки и тяготы…» И она оказалась права.
В любви оба должны проявлять решительность, понимать ответственность за другого, жертвовать чем-то ради любимого, быть опорой и защитой. Если этого нет, то такая любовь не выдерживает даже простых испытаний.

Аргумент — Доброта и жестокость

В повести Александра Ивановича Куприна «Олеся» читатель сталкивается как с добротой, так и с жестокостью.

Первый пример жестокости описывается в рассказе старухи Мануйлихи. До того, как поселится в лесу, на отшибе от всех Мануйлиха с внучкой жила в самом селе. В селе они были пришлыми, и местные считали Мануйлиху ведьмой, хотя ничего плохого она никому не сделала.

Однажды старуха поругалась с одной из местных женщин, и у той вскоре после ссоры умер ребенок. Жители села обвинили в смерти Мануйлиху и прогнали ее с внучкой из села. По дороге в лес старая женщина, как могла прикрывала собой внучку от камней односельчан.

Проявление жесткости автор описывает и в сцене, когда Олеся ради любимого решилась пойти в сельскую церковь. Женщины, увидев девушку в церкви, словно озверели. Они избили ее и хотели измазать дёгтем, чудом Олесе удалось вырваться из их рук и убежать в лес. При этом она в сердцах громко прокляла напавших на нее.

На село обрушилась страшная непогода, град побил урожай. Естественно, в этом природном катаклизме увидели колдовские происки Олеси и ее бабки.

Селяне готовились к мести, но бабушка и внучка спаслись бегством. Одним словом, односельчане были очень жестоки по отношению к старой Мануйлихе и ее внучке, они были готовы винить их во всех своих бедах.

Можно сказать, что барин, рассказчик повести, ставший возлюбленным Олеси, был добр к девушке. Он тоже ее полюбил и не хотел, чтобы бабушка с внучкой переезжали в другие места. Он подарил уряднику свое ружье, чтобы тот не трогал женщин. Но, с моей точки зрения, барин для любимой мог сделать гораздо больше.

Аргумент — Доброта и жестокость (кратко)

В повести «Куприна» тема доброты и жестокости очень ярко раскрыта автором. Мы видим, как ожесточенные жители села к Олесе и её бабушке. Они считают их ведьмами и не дают им жизни, выгоняя из села.

В сцене, когда Олеся пройдя в церковь столкнулась с избиением верующих сельчан, видно, что жестокость людей не знала границ. В ответ на агрессию, злобу и жестокое отношение к ней сельчан, Олеся из в сердцах проклянает. Конечно, такой поступок тоже не является добротой душевной, но понятна и очевидна его мотивация. Жестокость способна лишь на рождение ответной агрессии.

В произведении есть только один герой, который добр к бабушке, к старухе Мануйлихе, и её внучке это Иван Тимофеевич, рассказчик, который пытается защитить их. Но после его отъезда, они остаются одни, в результате сбегают подальше от этих мест, так как жестокость переходила все границы.

Аргумент — Разум и чувства

О человеческом разуме и о человеческих чувствах люди размышляют с древних времён. И до сих пор нет ответа на вопросы: что важнее в жизни: разум или чувство? Как жить: чувством или разумом?

Ни один писатель, пожалуй, не оставлял без внимания такие картины жизни, где у героев книг происходит внутренняя борьба, борьба между разумом и чувством.

Что было важнее в жизни для Олеси, главной героини повести А.И.Куприна: чувство или рассудок? Что выбрала она, полесская колдунья: спокойную, вдали от цивилизации жизнь без Ивана Тимофеевича или радость любви? Познакомившись с городским интеллигентным человеком, она полюбила его. Это чувство стало для Олеси всепоглощающим.

Олеся — девушка разумная, рассудительная. Она обладала особыми, нетрадиционными способностями. Олеся трезво смотрела на жизнь, тем более, что предвидела свою беду, когда по просьбе любимого человека она погадала на картах. Однажды она сказала, что даже хотела попросить молодого человека, чтобы он перестал бывать у них. А когда он заболел и она не видела его долгое время, тогда она решила, что будет, то и будет, а она своей радости никому не отдаст. Когда Иван Тимофеевич после болезни появился у Олеси, он во время этого молчаливого свидания почувствовал, что она «отдает ему радостно, без всяких условий и колебаний, всё свое существо».

Иван Тимофеевич предложил ей стать его женой. Девушка сказала, что это невозможно. Она осознавала, что они не пара: он барин, умный, образованный человек, а она даже читать не умеет. Олеся считала, что ему будет стыдно за такую жену. Ещё одно препятствие — это её бабушка. Она не смогла бы её оставить одну, а в городе та не смогла бы жить.

Множество нежных, благодарных слов было сказано Олесей Ивану Тимофеевичу. Олеся заботилась о том, чтобы молодой человек после болезни снова не простыл в прохладное время. Ей хотелось сделать что-нибудь очень, очень приятное. Олеся решила сходить в церковь. Женщины её сильно избили. Разумно ли она поступила? На такой поступок она решилась сознательно, потому что любила очень сильно. После этой истории Олеся сказала, что виновата она, что зря она так поступила. Она очень не хотела, чтобы её любимый испытывал чувство вины.

Читатель понимает, что любовь Олеси победила её здравый смысл. Но она не жалеет о том, что встретилась с человеком не своего круга. Олеся жалела только о том, что у неё нет от него ребёночка. Она была бы очень рада этому.

Большинство не будет отрицать, что в ХХI веке разум преобладает над чувствами. Человеку дан разум. Но не каждому судьбой даётся такое всепоглощающее чувство, как у Олеси. Для неё оно было на первом месте.

Все сочинения

Далее представлены две литературные работы:Олеся сочинение (на основе самой большой повести А. И. Куприна).

Сочинение-рассуждение о любви на примере “Олеси”

В повести «Олеся» Александр Куприн рассказывает о любви двух очень разных людей. Как раз большое количество различий в восприятии мира, своего партнера и самого себя привели к тому, что героям пришлось расстаться.

Олеся – ведьма. Она не получила хорошего образования, но вместо этого постигла тайны магии. Она – сильная и гордая женщина, которая не боится ничего на свете. Ее отваги хватает на то, чтобы она была способна на чистую, великодушную любовь и самопожертвование, которого эта любовь потребовала.

Иван Тимофеевич – городской барин и образованный интеллигент. Только вот он человек слабый. Влюбившись в молодую ведьму, он испугался этого чувства. Как раз он не способен меняться, жертвовать своими интересами и заботиться о любимом человеке. Даже когда его охватило нехорошее предчувствие, он не остановил Олесю от похода в церковь, и там девушку в итоге избили.

Между сильным и слабым человеком возможен только недолговечный союз, как и произошло в повести «Олеся». Дело в том, что сильный человек готов больше отдавать ради своей любви, он способен меняться и оставить позади сомнения. Соответственно, он будет ожидать того же самого от своего партнера. А слабый человек не будет способен ответить ему тем же – не потому, что он плохой или недостойный, а просто потому, что ему не хватает для этого духовной силы. Ивану Тимофеевичу ее не хватило для того, чтобы не думать о том, как его возлюбленная будет нелепа на фоне других петербуржцев, или на то, чтобы остановить ее от акта самопожертвования (когда девушка пошла в церковь). Поэтому Олеся, опять же, как сильный человек, сама и приняла единственно верное решение – расстаться. Она не стала дожидаться, пока Иван Тимофеевич выразит свои слабые протесты, а просто уехала, чтобы не ранить более ни себя, ни его.

олеся сочинение тема любви

Итоговое сочинение по повести “Олеся”

Рассматривая в своем сочинении «Олеся» тему любви, я хотела бы сказать, что для героев данной повести любовь стала погибелью, а не спасением. Данный сюжет не так популярен в поздней литературе, и, тем более, кинематографе: все-таки сейчас куда большей востребованностью пользуются истории, в которых любовь изменяет жизни героев в лучшую сторону. Но в «Олесе» такого не случилось.

В начале произведения и Иван Тимофеевич, и Олеся жили каждый своей жизнью. Он – интеллигентный городской человек, далекий от крестьянской жизни, она – таинственная лесная ведьма, находящаяся в гармонии с природой. У каждого из них было свое представление о счастье. И когда они встретились, а потом влюбились, они захотели построить счастье вместе (я сейчас говорю не о семейной жизни, например, а о том чувстве и удовлетворении, которого ищут друг в друге влюбленные). Но у них ничего не получилось как раз потому, что у них были разные представления о том, что по-настоящему важно.

Что же случилось в итоге? В итоге эти два разных человека предсказуемо расстались. Только перед этим н их долю выпали нелегкие испытания: Олеся, желая обратиться в веру, встретилась с настоящей человеческой жестокостью, а Ивану Тимофеевичу пришлось осознать собственную слабость и жалкость (что тоже пережить совсем не просто). Остается надеяться, что они оба еще смогут встретить любовь в своей жизни – такую, которая смогла бы подарить им счастье и удовлетворение. Потому что найти этого друг в друге они точно никогда бы не смогли.

В заключение стоит отметить, что рассуждать о любви достаточно сложно. Дело в том, что у каждого человека свое представление о ней, свои ожидания от этого чувства и свои способы его выражения. Как раз об этом и рассказывает повесть «Олеся». В жизни нужно искать такого человека, к которому будет влечь нечто большее, чем страсть – с любимым должно быть единение душ, иначе счастливых и здоровых отношений не получится, что и случилось с героями этого произведения А. И. Куприна.

Гармоничная взаимосвязь человека и природы, невидимые нити, связывающие людей и окружающий мир – все это волновало русского писателя Александра Ивановича Куприна. В своих произведениях он часто рисовал образ так называемого «естественного» человека, способного оставаться чистым и свободным от суеты материального мира, быть максимально близким к матушке-природе. В своей повести «Олеся» писатель в полной мере раскрыл проблему «естественного» человека в современном обществе.

История создания

Как-то раз Александр Иванович гостил в живописном Полесье у своего приятеля, помещика Порошина. От него он узнал любопытную историю непростых взаимоотношений помещика и местной колдуньи. Богатое воображение Куприна тут же щедро украсило художественным вымыслом эту историю, которая легла в основу повести «Олеся».

Впервые читатели познакомились с произведением в 1898 году. Оно было напечатано в журнале «Киевлянин» и имело иное название – «Из воспоминаний о Волыни». Тем самым писатель хотел подчеркнуть реальность описываемых событий. Однако позже он сменил название, оставив его краткую версию по имени главной героини  – «Олеся».

Жанр и направление

Творчество Куприна пришлось на тот период в литературе, когда модернизм стал конфликтовать с более привычным реализмом. Однако подобные модные веяния никак не отразились на произведениях писателя, который неизменно придерживался реалистических традиций русской литературы. Соответственно, направление повести «Олеся» можно смело отнести к реализму.

Жанр произведения – повесть, поскольку в нем воспроизводится естественное течение жизни в хронологическом порядке. Вместе с главным героем, Иваном Трофимовичем, читатели проживают все события и переживания, выпавшие на его долю.

Суть

В небольшую, Богом забытую деревушку Переброд Волынской губернии, что на окраине Полесья, приехал молодой барин. Он откровенно скучал среди безграмотных и не особенно общительных местных жителей, и его единственным развлечением была охота да долгие прогулки по лесу.

Однажды судьба завела молодого мужчину на болото, где в старой избушке жила ведьма Мануйлиха. Там же герой повстречал и внучку Мануйлихи,  юную красавицу Олесю, в которую влюбился с первого взгляда. Девушка также обладала магическими способностями. Именно по этой причине они с бабушкой жили вдали от людей – сельские жители ненавидели их и боялись.

Однажды Олеся по просьбе своего возлюбленного погадал на картах, и узнала, что ее ждет горькая судьба, если она свяжет свою жизнь с молодым барином. Однако страсть оказалась сильнее предрассудков, и Олеся решила обмануть судьбу-злодейку. В свою очередь, Иван Трофимович был так пленен лесной красавицей, что готов был жениться на ней, несмотря на социальную пропасть между ними. Он назначил своей возлюбленной свидание в церкви, хотя Олеся всегда остерегалась появляться поблизости храмов. Он опоздал на встречу, и во время ее отсутствия толпа разъяренных крестьян жестоко избила молодую ведьму, посмевшую явиться в церковь. В отместку Олеся послал сильное проклятье на деревню, и в тут же ночь случилась страшная гроза, побившая весь урожай.

Майнулиха и Олеся прекрасно понимали, чем может обернуться людской гнев. В спешке они покинули свою лесную обитель, и скрылись в неизвестном направлении. Когда же Иван Трофимович прибежал в избушку, он нашел в ней лишь красные бусы, как символ искренней, страстной любви Олеси.

Главные герои и их характеристика

В повести главными героями являются только два персонажа —  молодой барин Иван Тимофеевич и юная колдунья Олеся. Будучи представителями совершенно разных миров, они полюбили друг друга, однако им не суждено было быть вместе.

  1. Образ Ивана Тимофеевича. Молодой человек из богатой семьи, прекрасно образованный, тонко чувствующий, глубоко порядочный. Он смог разглядеть в нелюдимой красавице открытую, чистую душу, ее удивительно гармоничную, непорочную личность. Олеся привлекла его не только своей красотой, но и душевными качествами. Она была совершенно не похожа на жеманных светских барышень, которые окружали Ивана Тимофеевича. Он с удивлением понял, что в женщине могут удивительным образом сочетаться чистота, искренность и некая загадка, которую хочется непременно разгадать. Герой был очарован своей возлюбленной, однако он прекрасно понимал, как будет непросто лесной дикарке очутиться в лицемерном светском обществе. Он пытался как-то разрешить эту проблему, однако так и не успел – Олеся навсегда исчезла из его жизни.
  2. Олеся – идеал «естественного» человека. Главная героиня – дитя лесов, выросшее в абсолютной гармонии с окружающим миром. С рождения она была абсолютно свободной, и не ведала никаких правил, условностей и ограничений. Олеся росла на лоне дикой природы, впитывая в себя всю ее красоту и самобытность. Девушка была искренней, прямолинейной, доброй, способной беззаветно любить. При этом она была весьма своенравной, и не боялась противостоять всему миру. В силу того, что за ней и бабкой Мануйлихой закрепилась слава ведьм, девушка жила в уединении. Она была далека от религии, не понимая и не принимая ее. В любви к Ивану Тимофеевичу полностью раскрылся образ Олеси: нежной, страстной, жертвенной. Даже понимая, что ее любовь обречена, она до последнего надеялась на то, что беда пройдет мимо. Когда же стало ясно, что будущее с возлюбленным невозможно, Олеся решительно порвала с прошлым, и отправилась навстречу новой жизни.

Темы

  • Центральная тема – всеобъемлющая любовь Олеси, ее способность пожертвовать собой ради любимого человека. Подобное чувство дано испытать не каждому человеку, и Иван Тимофеевич воспринимал любовь лесной красавицы как бесценный дар.
  • Извечное противостояние природы и мира людей. В произведении автор очень четко разделил людей на две группы. Жители деревеньки, городские жители, да и сам Иван Тимофеевич принадлежали к приземленному, мещанскому мирку, в котором правили лицемерие, зависть, предрассудки, поклонение золоту и высоким чинам. Олеся же была представительницей так называемых «естественных» людей, для которых искренние чувства и свобода были превыше всего. Они мыслили и относились к жизни совсем иначе, чем обычные люди. Живя вдали от цивилизации, Олеся смогла сохранить в себе свою истинную сущность, не испортить ее посторонним влиянием.
  • Влияние природы на человека. Автор мастерски описал природу, которая послужила фоном для развития отношений двух молодых людей. Она представлена словно некое живое существо, которое очень точно отражало мысли настроения главных героев. Если в начале любовного романа барина и Олеси стояла солнечная весна, дарящая светлые надежды на будущее, то их разрыв сопровождался страшной грозой, способной разрушить все до основания.

Проблемы

В повести «Олеся» Александр Иванович поднял проблему, которая очень его волновала. Он описал конфликт, который неизменно возникает между обществом и теми, кто по каким-то причинам не вписывается в него. Так, старуха Мануйлиха и ее внучка Олеся совсем не походили на обычных сельских жителей, за что были обречены на жизнь в одиночестве в лесной избушке. Их ненавидели и боялись, хотя женщины не представляли никакой угрозы для селян, у них попросту были другие жизненные ценности.

Писатель также поднял проблему религии. В кульминационной сцене, когда Олеся появилась в церкви, сельские жительницы набросились на девушку. Они искреннее считали, что она связана с дьяволом и не имеет права появляться в храме. Вместо того, что проявить смирение и любовь к ближнему, как того требует православие, эти люди под маской праведного гнева чуть не разорвали героиню на части. В этом проявилось лицемерие так называемых верующих людей, которые позабыли, что такое добро и справедливость.

Смысл

Идея произведения заключается в том, что жизнь вдали от цивилизации облагораживает людей, помогает им оставаться такими, какие они есть на самом деле. Автор хотел показать, что общество способно поглотить в себе лучшие человеческие качества, безжалостно перемолоть их. По своей сути толпа неразборчива и покорна, в ней правят первобытные инстинкты, и зачастую верх в ней берут не самые лучшие ее представители. Так, жители деревни показали себя куда большими дикарями и варварами, нежели две одинокие женщины, выбравшие для себя путь уединения.

Вывод

В повести «Олеся» Александр Иванович попытался показать проблемы современного общества, погрязшего в безнравственности и лицемерии. Он полагал, что единственный способ очистить себя от скверны – отбросить всю шелуху и попытаться жить по строгим и правильным законам природы. Ведь только так можно достичь гармонии и спокойствия в душе.

В образе своенравной, диковатой, простой и прекрасной Олеси автор показал природу во всей ее красе. Столкнувшись с безжалостным миром людей в лице Ивана Тимофеевича, она была разрушена, жестоко растоптана толпой. Все самое лучшее, что дает природа человеку, он уничтожает собственными руками только потому, что не способен различать истинные ценности.

Критика

Повесть «Олеся» — одно из самых знаменитых произведений Александра Ивановича Куприна, которое было оценено по достоинству еще при жизни писателя.

Писатель Максим Горький был покорен повестью Куприна. Ему была по душе та сила и непосредственность, с которой было написано произведение.

Профессор Константин Бархин дал высокую оценку повести Куприна, отметив необычайную красоту и мелодичность языка. Он даже назвал ее «лесной симфонией», сравнив литературное произведение с музыкальным.

Так, благодаря писательскому мастерству и проницательности А. И. Куприна повесть «Олеся» заняла достойное место в истории русской классической литературы.

В годы нарастания революционных настроений, когда общество находилось в постоянном поиске прозрения и правды жизни, формировалось творчество А.И.Куприна. В основе его многочисленных произведений как раз и лежала сложная психологическая тематика познания. Читателей он притягивал емким, доступным и динамичным содержанием своих произведений. Самое известное из них — повесть «Олеся». Разбор этой книги и предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Суть: о чем повесть?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Детали
  • 9 Смысл
  • 10 Критика

История создания

Интересно то, что в само творчество А.И. Куприна можно разделить на два периода, черта между которыми ярко прослеживается по тематике и стилистике написания произведений. 

  1. В начале своего творческого пути писатель уделял много внимания чисто бытовой тематике. Скорее всего, это было связано с богатым жизненным опытом А.И. Куприна, который опробовал себя во многих сферах деятельности. Ощутив все тяготы жизни и познав особенности жизни бедняков, писатель создавал жизненные тексты, основанные на увиденном, услышанном и прочувствованном.
  2. Второй период его творчества берет начало с февральской революции. Именно тогда его произведения были пронизаны желанием демократических перемен. Кроме того сменилась и тематика текстов: в основном А.И.Куприн описывал нищенствующую и опустошенную жизнь русского эмигранта. 

К раннему периоду творчества писателя относится знаменитая повесть «Олеся», которая впервые была опубликована в 1898 году в газете «Киевлянин» с подзаголовком «Из воспоминаний о Волыни». Позже, в 1905 году, Куприн дописал вступление к повести, в котором описал историю создания самого произведения. Вот интересные факты о написании «Олеси»:

  1. В основу повести «Олеся» легла реальная история из жизни помещика Ивана Тимофеевича Порошина, у которого в своё время гостил писатель. Он поведал свою собственную историю любви с полесской колдуньей. 
  2. Произведение содержит и автобиографические детали: главный герой — литератор, как и сам писатель, он провел в Полесье 6 месяцев, что тоже совпадает с реальными фактами.
  3. Изначально А.И. Куприн хотел опубликовать повесть в журнале «Русское богатство» как продолжение ‘полесского цикла’. Но редакторы журнала отказали писателю, поэтому судьба произведения слегка изменилась. Их смутила антирелигиозная подоплека произведения: верующие были отрицательными героями, в отличие от «слуг дьявола».

Жанр, направление

На рубеже 19-20 веков в литературной среде разгорались споры между представителями двух ведущих направлений литературной мысли: реализм и модернизм. Реалистической традиции придерживался Александр Иванович, поэтому и его повесть «Олеся» собрала в себе черты этого направления. Так, например, любовь главных героев Олеси и Ивана Тимофеевича была обречена на гибель в реальности, поэтому автор не смог променять правду жизни на красивые и несбыточные мечты. И все же есть в творчестве Куприна место романтизму: цивилизация  представлена в мрачных красках, природа играет самостоятельную роль в произведении, а главная героиня имеет все черты, характерные для романтизма.

По жанру произведение представляет собой повесть. Основные черты: хроникальный сюжет, небольшое количество персонажей и оценка автором событий, пережитых в реальной жизни. Кроме того, мы видим и другие черты, характерные для повести: весь сюжет закручен вокруг одного героя — Ивана Тимофеевича, характер которого проявляется на фоне происходящего.

Композиция и конфликт

Композиция произведения представляет собой ретроспективу, так как автор углубляется в воспоминания из прошлого, когда судьба занесла его в Полесье. Там он и познакомился с удивительной историей интеллигента Ивана Тимофеевича.

Кроме ретроспективы, основу композиции составляют и многочисленные противопоставления. Можно сказать, что вся повесть — это совокупность разнообразных конфликтов. Даже в самом начале мы видим борьбу между техническим прогрессом и тихой, мирной жизнью в языческом Полессье. Читатель видит яркое противостояние цивилизации и дикой природы, которые живут по разным законам. Природа и цивилизация — основной конфликт в повести «Олеся». Автор видит в городе и людях порочность, пошлость и глупость, а вот в природе — благородство, красоту и подлинное великодушие.

Помимо этого, в основе сюжета лежит один из главных конфликтов: Олеся и люди (деревенские жители). Становится ясно, что это противостояние настолько сильно, что устранить его невозможно. Старания Олеси (поход в церковь) привели лишь к трагическим последствиям как для нее самой, так и для деревни, пострадавшей от ведьминых чар.

Суть: о чем повесть?

Суть произведения «Олеся» очень проста. В небольшой деревне Переброд на окраине Полесья молодой писатель Иван Тимофеевич по воле судьбы забредает во время очередного лесного похода к дому местной ведьмы Мануйлихи. На тот момент герой даже не мог себе представить, к чему приведет эта случайная встреча.

Там он знакомится с красавицей Олесей, которая очаровывает его. С этого момента и начинается их фантастическая история любви. Молодая колдунья пытается всячески избегать встреч с Иваном, ведь карты пророчили ей погибель от нежданного гостя. Судьба Олеси была предрешена.

Однако Олесе не удалось обмануть судьбу, любовь оказалась сильнее. Ради возлюбленного она была готова на самые отважные поступки, за один из которых она и поплатилась. Пойдя в церковь, героиня столкнулась с жестокостью и агрессией местных жителей, которые закидали ее камнями и прогнали из деревни. Иван Тимофеевич не смог спасти свою любимую от разъяренной толпы. Она вместе с Мануйлихой бежала из деревни, наслав на жителей проклятье. От короткой, но такой настоящей любви у главного героя остались лишь красные бусы, оставшиеся после бегства девушки. Подробнее в кратком содержании по главам.

Главные герои и их характеристика

Главные герои повести — это молодая колдунья Олеся и писатель-дворянин Иван Тимофеевич. Главная героиня — молодая деревенская девушка 25 лет, которая живет в лесу со своей бабушкой Мануйлихой. Олеся безграмотна, но при этом очень умна. Она любит природу и тихую жизнь вдали от людей. Иван Тимофеевич, центральный персонаж повести, напротив очень грамотный и начитанный человек по роду своих занятий. Он приехал в Полесье по служебным делам, но по воле судьбы влюбился в юную колдунью.

герои характеристика
олеся 25-летняя девушка, живущая вдали от людей. она обладает магическими талантами и редкой усидчивостью. все свои знания о жизни она получила от бабушки, которая была родом не из этих мест, поэтому олесе чужды нравы полесья: местные обычаи кажутся ей жестокими, а люди — грубыми. девушка умна и горда, сильна и благородна. ее отличает любовь ко всему живому, даже лесные птицы стали у нее ручными. олеся не боится спорить и доказывать свою правоту: не раз она защищала свою веру в магию перед иваном. несмотря на необразованность, она побеждала его доводы своими талантами. ей удавалось лечить раны и даже управлять человеком на расстоянии. сообразительность сочеталась в ней с предрассудками: она верила, что дьявол дает ей дар волшебства. олеся верит в судьбу и считает, что с ней невозможно спорить. ее знания, полученные опытным путем, надолго опередили науку в то время, поэтому иван не мог их объяснить. также девушка гуманна и великодушна: она не хочет неволить ивана, зная, что он не сможет быть всегда ей верен.
иван иван тимофеевич — небогатый интеллигент и начинающий писатель. олеся увидела в нем слабость духа и непостоянство, но полюбила в нем доброту и образованность. иван действительно был начитан, но лесная дикарка своей убежденностью превосходила его умения трактовать увиденное и услышанное. иван не смог переубедить ее, хоть и не верил в волшебство и даже стремился доказать это. он рассудителен и разумен, умеет наблюдать и анализировать. в глубине души иван справедлив и добр, поэтому даже жалеет своего прислужника, не увольняя его из-за бедности его семьи. но любовь не возвысила его, а унизила. он не смог сделать решительный шаг и увезти олесю с собой. его нерешительность лишь подтвердила предсказания олеси: ивану суждено любить много девушек, но сердце у него ленивое, и никакая страсть не будет настоящей.
мануйлиха бабушка олеси. старая знахарка с внешностью колдуньи много повидала на своем веку: и гонения в деревне, и коррупцию среди местных властей, и уединенную лесную жизнь без помощи и надежды на нее. она с трудом подняла и воспитала внучку, нередко жертвуя своими интересами ради нее. она насквозь видит людей, поэтому с самого начала не любила ивана. она сделала все, чтобы спасти внучку. она — ее единственный любимый человек. другие люди внушали ей вполне обоснованное презрение.
урядник урядник евпсихий африканович — комический персонаж. его имя экзотическое и нереальное, но образ вполне жизнеспособный. это отражение всей местной власти полесья — безнравственных казнокрадов и взяточников, которые всячески скрывали от народа свое воровство.
ярмола это отражение всех жителей полесья: немногословный и грубый пьяница, который держит семью впроголодь и все равно пьет дальше. он удивительно глуп и неразвит, ведет жизнь хищника, рыская по лесу браконьером. он с самого начала не одобряет связи барина, а потом и вовсе отдаляется от него, мотивируя это «грешностью» общения с ведьмами.

Читатель видит, что для крестьян ведьмино логово — это запретное место, куда не должна вступать нога человека, однако отношение Куприна к Олесе и ее бабушке совсем иное. Мы не видим негативных оценок в описании. Он, напротив, выставляет главную героиню в более выгодном свете, ведь даже ее безграмотность не выглядит плохо на фоне доброты и скромности.

Темы

Тематика книги «Олеся» романтична и реалистична одновременно:

  1. Основная тема повести «Олеся» — любовная линия Олеси и Ивана Тимофеевича. В центре — чистое и настоящее чувство, ради которого главная героиня готова на любые жертвы. Ради избранника она идет на позор, заранее зная о боли, которую придется пережить.
  2. Несмотря на то, что тема любви занимает центральное место, в произведении ярко видна и тема взаимоотношений природы и человека, которая начинает раскрываться с самого начала произведения. Автор показывает нам противостояние цивилизации и дикой природы. 
  3. На фоне природы раскрывается и тема естественного человека, воспитанного колыбелью природы. Такими были Олеся и Мануйлиха — открытые и свободные от предрассудков и клише. Можно сказать, что главная героиня воплощает в себе тот самый нравственный идеал, ведь ее отличает доброта, отзывчивость и сила духа. Она не стремится овладеть избранником, а дарит ему свободу.
  4. Тема мечты также прослеживается в тексте. В отличие от деревенских жителей, мышление которых погрязло в предрассудках, Олеся живет мечтой, а не стандартами.

Проблемы

Проблематика повести «Олеся» разнообразна и интересна даже сегодня:

  • На первом месте, конечно же, трагическая любовь главных героев. История их любви была изначально обречена на трагический финал, ведь жестокость этого мира не позволяет нарушать стандарты и правила. Общество не готово принимать тех, кто не хочет жить по шаблонам, именно поэтому Олеся вынуждена покинуть родные леса.
  • Проблема жестокости пронизывает весь текст: жители деревни ходят в церковь, но не учатся прощать и любить. Они пытают и убивают себе подобных (например, конокрада, которому забили гвозди в пятки), но при этом сохраняют видимость пристойности и благочестия.
  • Автор ярко раскрывает мир человеческих чувств на фоне любовной линии. В его повести не все так однозначно, как хотелось бы. Любовь Ивана искренняя, но в то же время он не способен за нее постоять. Куприн описывает его колебания, смешные для настоящего чувства: как будет Олеся смотреться в платье среди его знакомых? Должна ли она ходить в церковь? А вот героиня открыто признается, что не будет ревновать и неволить избранника: он свободен, и пусть не берет ее в свой мир, достаточно просто подарить ей любовь здесь и сейчас.
  • Проблема судьбы тоже занимает важное место в повести. Писатель показывает, как жестоко судьба может играть жизнями людей. Это не столько предопределение гадания, сколько логическая расстановка сил и обстоятельств: Олеся — не пара барину. Ведь даже большое и чистое чувство не может преодолеть то, что было ранее предрешено судьбой.

Детали

Детали в повести «Олеся» играют особенную роль. Так, например, даже воплощение любви имеет свои новаторские грани: в начале зарождения чистых и искренних чувств мы видим, как природа радуется и изливается солнечным светом, но в конце произведения с гибелью любви погибает и природа: ледяной град поражает всходы поселян.

Язык повести достаточно простой. А.И. Куприн старался сделать произведение максимально доступным для простого обывателя, который стремится постичь правду жизни. Автор старался не перегружать текст сообразительно-выразительными средствами, чтобы донести до читателей свои основные размышления.

Смысл

Основная идея повести «Олеся» заключается в том, что за «цивилизованным» обществом по сути ничего не стоит, ведь люди, которые выросли вдали от цивилизации, могут оказаться гораздо умнее и благоразумнее. Естественный человек вне толпы не теряет свою индивидуальность и не подчиняется стереотипному мышлению. Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие. 

В связи с этим можно выделить главную мысль — необходимость обращения людей к природе для восстановления гармонии. Олеся стала тем самым образцом чистого и открытого человека, живущего во взаимосвязи с окружающей средой.

Критика

Повесть «Олеся» – знаменитое произведений А.И. Куприна, которое по достоинству было оценено еще современниками писателя. К. Бархин называл произведение «лесной симфонией», отмечая литературную прелесть языка произведения. 

«Эта вещь нравится мне тем, что она вся проникнута настроением молодости. Ведь если бы вы писали ее теперь, то написали бы даже лучше, но той непосредственности в ней бы уже не было…» (M. Горький – А. Куприну по воспоминаниям Куприной-Иорданской, «Годы молодости», 1960 г.) 

Повесть была оценена очень высоко советскими критиками, которые видели в ней протест против буржуазного общества:

С протестом против внутреннего порабощения человека связаны у Куприна мотивы известной неуспокоенности, непристроенности на лоне капиталистического общества, бродяжничества в духе Гамсуна… интерес к люмпенпролетариям, стоящим «вне общества», любование цельными, нетронутыми «детьми природы» («Листригоны», «Олеся», «Лесная глушь» и др.).» (статья «Русская литература» в «Литературной энциклопедии в 11 томах», Москва, 1929 —1939, том 10 (1937 г.))

Таким образом, повесть «Олеся» занимает важное место, как в творчестве самого А.И. Куприна, так и в истории русской классической литературы.

Автор: Алёна Бурдина

  • Сочинения
  • Краткие изложения
  • Произведения
  • Культуры
  • Биографии
  • Критика
  • ГДЗ

Главная >Куприн >Олеся >Сочинения

Олеся

Александр Иванович Куприн


Краткое изложение

Читается примерно за 6 минут

Главные герои

И их характеристика

Сочинения по произведению Олеся Куприн

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся»)
Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе
Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся»
Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся»)
Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся»)
Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся”
Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся»)
Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся»
Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся»
По рассказу А. И. Куприна «Олеся»
Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся»)
Сочинение по повести Куприна «Олеся»
Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся»
Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)
Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси)
Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна («Олеся»)
Человек и природа в творчестве Куприна
Тема любви в повести А. И. Куприна «Олеся»
Он и Она в повести А. И. Куприна «Олеся»
Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна «Олеся»
Анализ повести «Олеся» Куприна А.И.
Сочинение по повести А.И. Куприна «Олеся»
Сочинение по повести А. И. Куприна «Олеся»
Образ Олеси в одноименной повести Куприна
«Лесная колдунья» Олеся в одноименной повести А. И. Куприна
Мои размышления над повестью Куприна «Олеся»
Тема любви повести А. И. Куприна «Олеся»
Образ лесной колдуньи Олеси в одноименной повести Куприна
Поэзия и трагичность любви (по произведениям Куприна)
Образ героя рассказчика и способы его создания в повести «Олеся»
Анализ идейно-художественного содержания повести А. И. Куприна «Олеся»
«Полесская сказка» А. И. Куприна (анализ повести «Олеся»)
Реализм в творчестве А. И. Куприна
Любовь в творчестве Куприна
Любовь в русской литературе (по повести «Олеся»)
Мое любимое произведение Куприна «Олеся»
Женский образ в повести А. Куприна “Олеся”
Певец возвышенной любви (по повестям Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь»)
Своеобразие повестей А. И. Куприна (на материале повести «Олеся»)
Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века (по произведению Куприна «Олеся»)
По повести А. И. Куприна «Олеся»
Гимн возвышенному первозданному чувству любви(по повести Куприна «Олеся»)
Как вы понимаете выражение «талант человечности»
«Олеся» Куприн — Гимн возвышенному, первозданному чувству любви
Гимн любви в повести А. И. Куприна “Олеся”
Колдовство обреченной любви (А.И. Куприн «Олеся»)
Урок нравственной красоты и благородства в повести Куприна «Олеся» (образ Олеси)
Основные темы творчества («Молох», «Олеся», «Поединок»)

Copyright © 2002-2023 По всем вопросам обращаться на эту почту: admin@allsoch.ru

Обращение к пользователям

Мечта и реальность

Что такое мечта? Мечта – это какое- либо заветное желание, которое человек хочет осуществить. Мечта бывает разная, для осуществления одной мечты могут уйти годы или всего несколько часов. Мечта – это то, что еще не воплощено в жизнь, она находится только в воображении человека и мыслится как предмет желаний. Но порой суровая реальность отодвигает наши мечты на задний план, не позволяя им осуществиться вовсе или отодвигая ее осуществление на долгие годы. Мечта может быть одна и на всю жизнь, а может меняться в зависимости от нашего взросления или смены интересов. А иногда мечте вовсе не суждено сбыться потому, что этому противостоит суровая реальность.

В русской литературе многие писатели размышляли над этой темой. Например, А.И. Куприн в повести «Олеся». По своей натуре Олеся была красивой девушкой, которая, как все молодые девушки, мечтала о чистой и искренней любви. Повстречавшись с Иваном Тимофеевичем, она понимает, что этот человек не сможет принести ей счастья, потому что они из разных социальных сословий, разные по своему мировоззрению. К тому же, гадание по руке возлюбленного, говорило Олесе о том, что им никогда не быть вместе. Но Олеся, вопреки здравому смыслу, продолжала мечтать о том, что их любовь преодолеет все преграды и , возможно, обманет саму судьбу.

Ради достижения своей мечты Олеся готова пойти на любые жертвы. Она идет в деревенскую церквушку, ради своего возлюбленного, и тут, к сожалению, начинается жестокая реальность. Жители села, считая Олесю ведьмой, истязают ее, забрасывают камнями. И там же она произносит свои роковые слова: «Вы об этом пожалеете!» Происходящие далее события дают нам, читателям, понять, что мечте Олеси не суждено сбыться никогда. Она вынуждена бежать с бабушкой, чтобы избежать гибели.

К сожалению, не каждой мечте суждено сбыться. Некоторые мечты просто несбыточны, а другим просто мешают жизненные обстоятельства. Но мне кажется, что мечтать обязательно нужно! Иногда, чтобы достичь своей мечты, люди поднимаются на самые высокие горы мира, переплывают заливы, совершают кругосветные путешествия, создают лекарства от неизлечимых болезней, создают шедевры в области искусства, побеждают в Олимпиадах, будучи инвалидами – колясочниками. Пускай будет мечта! Она побуждает человека на хорошие дела! (334 слова)

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Куприн
  4. По произведению Олеся

Говоря про творчество такого замечательного писателя, как А.И. Куприн, следует отметить то, что он рассказывает в своих произведениях об искренней и настоящей любви. В данной же повести рассказывается история любви молодой девушки по имени Олеся к Ивану Тимофеевичу. Эти персонажи представляют совершенно разные образы. Ведь, Олеся является весьма умной, молодой, утонченной, свободолюбивой и немного наивной девушкой, которая ко всему прочему является просто красивой. В отличие от Ивана Тимофеевича, который является слабым человеком, хотя он прост в общении и добр к окружающему миру. Они относятся к различным социальным группам, так как у Олеси нету никакого образования, так как она росла в лесу, а Иван Тимофеевич имеет хорошее образование, и является писателем.

Сильное чувство под названием любовь возникла у этих персонажей в самой искренней и сильной форме, однако выражалась и интерпретировалась она ими совершенно по-разному. Для Ивана Тимофеевича основным в его любви было то, что Олеся привлекала его как очень красивая и женственная особа, которая была наивна и нежна к нему. А для Олеси было понятным то, что Ивана Тимофеевича есть множество недостатков, и их любовь не проживет долго. Однако, она не сомневалась в своих чувства ни на одно мгновенье, и любила его всем сердцем. Девушка была идти ради любимого человека на любые жертвы. Например, она пришла в церковь, понимая, что дальше ее ждет лишь трагическое будущее.

Есть и персонажи, которые не испытывают столь сильных чувств, например, Порошин. Он, зная то, что Олеся совершает большую ошибку, идя в церковь, не останавливает и не отговаривает ее туда идти, так как не решается на это. Любовь для Ивана Тимофеевича представляет очень серьезные раздумья, и только одна вещь не дает ему принять решение жениться на своей любимой – он переживает о том, что если он приведет Олесю к себе домой, то она не справится с ролью девушки, которая должна вести светские беседы с окружающими образованными дамами, вследствие чего его действия не будут поняты ими. Произведение является достаточно трагичным, так как эта любовь не смогла прожить долго, и к сожалению, разница в социальных группах и мировоззрениях не позволила персонажам остаться вместе. Куприн в своем произведении достаточно искренне и красиво рассказал историю двух совершенно разных людей, которые несмотря на то, что сильно любили друг друга, не смогли продолжить отношения. И все же, настоящая, искренняя и чистая любовь у них была.

11 класс

Другие сочинения: ← По повести Гранатовый браслет↑ КупринПо произведению Чудесный доктор →

Сочинение по произведению Олеся

Оказывается, произведение под названием «Олеся» Куприн написал самым первым, да к тому же еще и любимым.

Главным героем стал Иван Тимофеевич, который всю свою жизнь прожил в городе. И однажды решает отправиться в деревню. Как только он прибыл в эти места, то все ему показалось странным, и люди в том числе. Ученые постоянно проводят огромное количество разных опытов и исследований, которые помогают улучшить жизнь каждого человека. А в этой деревне будто наука осталась на первом этапе и никаких улучшений не происходит.

Тогда он решил немного исправить жизнь жителей и открыл курсы по чтению, а также начал лечить их от разных заболеваний. Вот только положительного эффекта не получилось. Люди привыкли жить по-старому и ко всему новому относились с осторожностью. У каждого человека имеются свои дела, которые нужно решать как можно быстрее, а ведь для того чтобы учиться читать нужно время, а у них его совсем нет. Иван Тимофеевич здесь осуществил свою давнюю мечту. Больше всего на свете ему нравится ходить на охоту. Также ему нравится природа. А еще его слуга по имени Ярмола постоянно рассказывает ему рассказы о появлении ведьм и колдунов.

Вот и сегодня отправился он в лес на охоту, да вот дорогу назад немного подзабыл и заблудился. Очень долго он блудил пока не нашел один домик. Именно там и жила Олеся вместе со своей бабкой Мануйлихой. Ее-то все и считали ведьмой.

Второй раз Иван попадает к Олесе весной. И она рассказывает ему о любви, которая закончится расставанием. И с тех самых пор наш главный герой влюбляется в девушку. А когда весь народ встает против нее и бабки и клянется расправиться с ними, то заступается.

Спустя некоторое время Иван очень сильно заболевает и поэтому не приходит к девушке, а когда появляется, то Олеся уже относится к нему совсем по-другому. И с тех пор они начинают встречаться. А немного погодя он делает девушке предложение, но девушка говорит о том, что она является служительницей дьявола и не может зайти в церковь.

Когда обо всем узнали местные жители, то решили избить девушку. И когда Иван появляется у Олеси, она говорит, что они больше не могут видеться, и совсем скоро они с бабушкой навсегда покинут эту деревню.

Иван собирается уезжать отсюда и решает в последний раз навестить Олесю, вот только ее дома не оказалось, а он смог найти только ее красные бусы.

Популярные сочинения

  • Причины Великой Отечественной Войны (1941-1945)
    Существует множество факторов, способствовавших началу Великой Отечественной войны. На исход событий повлияли и желание Гитлера к правлению во всем мире, нескончаемые противоречия между системами
  • Примеры жизненных ценностей из литературы
    Сказка о потерянном времени Е.Л.Шварца учит, что самой главной ценностью, которой владеет человек, является время. Четверо злых волшебников решают вернуть себе молодость.
  • Молчалины блаженствуют на свете сочинение (9 класс)
    В нашем обществе присутствует достаточно большое количество различных подтипов людей, которые так или иначе встречались, или же до сих пор встречаются в нашей жизни. Хоть и вешать на кого-то ярлыки является лишь придуманной человеческой необходимостью

Вариант 2

Действия повести происходят в отдаленной деревушке. Местные жители далеки от современной цивилизации, поэтому и природный фон, где развиваются события, отличается необыкновенной красотой и даже первобытностью. Еще более отдалена от мира несправедливости и фальши главная героиня произведения. Она как прекрасный цветок сохранила и преумножила с каждым годом в себе самые лучшие человеческие качества.

Изображение природы играет в повести огромную роль в характеристике героев, их противопоставлении друг другу, усилении чувств. Человек оказался близок к ней настолько, что отдаление сопровождалось проявлением со стороны пороков общественности.

В начале произведения рассказчика пугает разыгравшаяся снежная вьюга. Привычка жить в городских условиях дала о себе знать, вызвав у него беспомощность и желание вернуться домой. Позже, войдя в необычный для себя жизненный уклад Олеси и ее бабушки, где все подчинялось естественному течению жизни в условиях первозданной природы, он был чужим. Изображение Ивана Тимофеевича во время зимней стужи и Олеси среди благоухающей зелени подчеркивает их разное происхождение и миропонимание.

Описание сказочных картин природы лесного мира напоминает о душевных качествах героини, которыми ее одарила природа. Незапятнанное сознание девушки наполнено живыми, настоящими чувствами и эмоциями, где нет места зависти и жестокости. Покидая родные края, даже на недолгий срок, Олеся теряет связь с этим миром, начинает на себе ощущать гонение окружающих.

Проживая среди цветущих полян, она становится олицетворением новых чувств – искренних и чистых. Когда наступают солнечные дни, автор представляет ее человеком, находящимся в гармонии с природой и с собой. Девушка, выросшая в «приволье старого бора», стала примером жизнелюбия, самобытности и свободы мысли. Ее отношение к каждой частице окружающего мира – есть проявление нежности, доброты и озорства. Жизнь в ладу с природой вложила в нее способности радоваться любой мелочи с самого детства, дарить радость людям.

В своей повести А. Куприн ставит природу на один уровень с человеком. Она будто понимает, сочувствует людям, создавая нужную атмосферу. Предчувствуя расставание влюбленных, бурю их эмоций, беспокойные ожидания рисуются автором благодаря грозе, которая оставила заметный след и на урожае, и в душе героев. Разрушился тот мир, в котором присутствовала любовь и вера в счастье. Непогода будто оголила еще раз лицемерие, агрессию местных жителей, оставив Олесю несчастной.

Таким образом, человек и природа в произведении дополняют друг друга. Внутренний мир героев сопровождается полным взаимопониманием и согласием благодаря описанию лунных ночей и солнечных дней, а трагические происшествия представлены в сопровождении непогоды.

Сюжет повести «Олеся»

Повесть «Олеся», анализ которой мы проводим, посвящена истории любви Ивана Тимофеевича и полесской «колдуньи». Взаимоотношения героев раскрывают характеры каждого из них. Повествование ведётся в прошедшем времени, рассказчик Иван Тимофеевич вспоминает события, произошедшие с ним во время поездки в одну из полесских деревень. Там он охотился, лечил крестьян, изучал нравы. Его заинтересовал рассказ о ведьме Мануйлихе, жившей в этих местах.

Однажды во время охоты Иван Тимофеевич забрёл в её избушку. Там рассказчик познакомился с Олесей, внучкой Мануйлихи. Девушка была настолько необычна, что Иван Тимофеевич влюбился в неё, «прекрасная сказка любви» изображается в окружении таинственного леса. Они задумывались о венчании. Ради любви Олеся решилась пойти в церковь на Троицу, но деревенские бабы выгнали её и избили, так как считали ведьмой. Олеся в сердцах крикнула, что они пожалеют об этом. На следующий день разразилась гроза с градом. Олесе с бабушкой пришлось бежать, иначе их ждала расправа местных жителей. На память о себе она оставила Ивану Тимофеевичу нитку коралловых бус. Хотя это описание не назвать кратким содержанием, без него, все-таки, трудно себе представить анализ повести «Олеся».

Черты романтизма в повести «Олеся» Куприна

Произведение имеет ряд особенностей, позволяющих назвать его романтическим. Прежде всего, это противопоставление мира обыденного и мира идеального. Унылая действительность предстаёт в изображении жизни главного героя в далекой деревне, нравов крестьян. Куприн показывает их невежество, грубость и жестокость поступков. Сам Иван Тимофеевич нерешительный и слабовольный человек. Идеал и поэтическая мечта воплощается в образе Олеси и её умиротворённой жизни на лоне природы.

Романтический идеал – мимолётное счастье влюблённых в окружении «пылающих вечерних зорь», запахов ландыша и мёда, «звонкого птичьего гама». Природа отражает возвышенные и прекрасные чувства героев.

В основе романтизма – исключительная личность. Таковой является главная героиня повести – Олеся. Продолжая анализ повести «Олеся», обратимся непосредственно к образу главной героини.

Сочинение на тему олеся куприна краткое

Настоящая любовь — любовь чистая, возвышенная, всепоглощающая. Такая любовь изображена во многих произведениях А. И. Куприна: «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Олеся». Все три повести заканчиваются трагически: «Гранатовый браслет» и «Суламифь» разрешаются гибелью главных героев, в « Олесе» сюжетное действие заканчивается расставанием Олеси и рассказчика. По Куприну, истинная любовь обречена, потому что ей нет места в этом мире, — она всегда будет осуждаться в порочной общественной среде. В «Олесе» препятствием для любви героев явились их социальные различия и предрассудки общества. Олеся — девушка, родившаяся и всю юность проведшая в полесских чащобах, дикая, необразованная, чуждающаяся людей. Местные жители считали её ведьмой, презирали, ненавидели (показателен оказанный ей жестокий приём у церковной ограды). Олеся не отвечала им взаимной ненавистью, она просто опасалась их и предпочитала уединение. Однако к рассказчику она прониклась доверием с первой встречи; их обоюдное влечение стремительно возрастало и постепенно переросло в настоящее чувство. Рассказчика (Ивана) поразило в ней сочетание естественности, «лесной души», и благородства, «конечно, в лучшем смысле этого довольно пошлого слова». Олеся никогда не училась, не умела даже читать, однако говорила красноречиво и складно, «не хуже настоящей барышни». И главное, что привлекало его в полесской колдунье, это её тяготение к народным традициям, её сильный, волевой характер и свободолюбивая, чуткая и способная искренне любить душа. Олеся не умела притворствовать, поэтому её любовь не могла быть низменным порывом или маской. И герой питал к ней, такой искренней, подлинные чувства: он обрёл в девушке родственную душу, они без слов понимали друг друга. А настоящая любовь, как известно, строится на взаимопонимании. Олеся любила Ивана самозабвенно, жертвенно. Боясь, что его осудит общество, девушка оставила его, отказалась от своего счастья, предпочтя его счастье. Каждый из героев выбрал благополучие другого. Но их личное счастье оказалось невозможным без взаимной любви. Это подтверждает финал повести: «Господи! Что же такое случилось?» — прошептал Иван, «входя с замиранием сердца в сени». Это был апогей несчастья героя. Любовь соединила их навеки и навеки разлучила: только сильные чувства побудили Олесю покинуть Ивана, а Ивана — позволить ей это. Они не боялись за самих себя, но опасались друг за друга. Олеся ради Ивана отправилась в церковь, осознавая, что её ожидает там опасность. Но она не выдала своих опасений Ивану, чтобы не огорчить его. В сцене их последнего свидания она также не хотела огорчать возлюбленного, разочаровывать его, потому не поворачивалась к нему лицом до тех пор, пока он «с нежным умилением отнял её голову от подушки». Онавзывала: «Не смотри на меня… Прошу тебя… Гадкая я теперь…» Но Ивана не смутили длинные красные ссадины, избороздившие её лоб, щёки и шею, — он принимал её такой, какая она есть, он не отвернулся от неё, израненной, для него она и тогда являлась самой красивой. Он любил её безоговорочно и не отказывался от намерения жениться на ней. Но в жестоком обществе, закостенелом в предрассудках, это было невозможно. Олеся была изгоем общества. Люди считали, что Олеся накликивает беду, ворожит, презирали и боялись её, а Иван верил ей. Даже когда она сама принялась уверять его, что обладает колдовской силой, он не сомневался, что она добрая и никому не способна причинить зло, что сила, заключенная в ней, — светлая, а сплетни о ней — суеверный вымысел. Он не мог подозревать Олесю в чём-либо дурном, он доверял ей, а значит, испытывал настоящую любовь, любовь, основанную на вере, надежде и всепрощении. Олеся тоже готова была простить Ивана в любой ситуации, обвинить себя, но выгородить его (хотя именно из-за Ивана пошла в церковь, в произошедшем с ней несчастье она винила только себя). Слёзы и неумолимую дрожь в сердце у читателя вызывает ответ Олеси на просьбу героя простить его: «Да что ты!.. Что ты, милый?.. Как тебе не стыдно и думать об этом? Чем же ты виноват здесь? Всё я одна, глупая… Ну, чего я полезла в самом деле? Нет, солнышко, ты себя не вйновать…» Всю вину и всю ответственность за свершившееся девушка возлагала на себя. И за последующие действия —- тоже. Никогда ничего не боявшаяся Олеся вдруг испугалась… за Ивана. Иван неоднократно предлагал Олесе выйти за него замуж, высказывал ей заверения в их дальнейшем, счастливом и совместном, будущем, но девушка боялась подставить его под удар закона и молвы, бросить тень на его репутацию. А Иван в свою очередь пренебрегал репутацией во имя любви. Их чувство не принесло им счастья, жертвы во имя друг друга — тоже. Слишком сильно довлело над ними общество. Но побороть их любовь никакие предрассудки не могли. Рассказчик после исчезновения Олеси говорит: «Сстеснённым, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг моё внимание привлёк яркий предмет, очевидно нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием “кораллов”, — единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и её нежной, великодушной любви ». Эта незабвенная вещица символизировала для Ивана любовь Олеси, которую та даже после расставания стремилась передать ему. Понятия «душа» и «любовь» для обоих героев были неразделимы, поэтому их любовь — чиста и непорочна, возвышенна и искренна, как и души — чистые, светлые. Любовь для них — творение души. Чувство, лишённое недоверия и ревности: «Ревновал ли ты меня?» — «Никогда, Олеся! Никогда!» Как можно было ревновать её, чистую и светлую Олесю?! Слишком возвышенной, сильной и крепкой была их взаимная любовь, чтобы допускать эгоистического инстинкта — ревности. Сама по себе их любовь исключала всё приземлённое, пошлое, банальное; герои любили не для себе, не свою любовь лелеяли, а отдавали души друг другу. Такая любовь — вечная, но непонятая обществом, жертвенная, но не приносящая счастье, может быть дарована не многим и лишь раз в жизни. Потому что такая любовь — высшее проявление Человека. А человек рождается лишь однажды.

Александр Иванович Куприн часто в своих произведениях рисовал идеальный образ «естественного» человека, такого, который не подвластен тлетворному влиянию света, чья душа чиста, свободна, кто близок природе, живёт в ней, живёт с нею в едином порыве. Ярким примером раскрытия темы «естественного» человека является повесть «Олеся».

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Суть
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Смысл
  • 8 Вывод
  • 9 Критика

История создания

История, описанная в повести, появилась не случайно. Однажды А.И. Куприн гостил в Полесье у помещика Ивана Тимофеевича Порошина, который рассказал писателю загадочную историю своих отношений с некой колдуньей. Именно эта история, обогащённая художественным вымыслом, и легла в основу произведения Куприна.

Первая публикация повести состоялась в журнале «Киевлянин» в 1898 году, произведение носило подзаголовок «Из воспоминаний о Волыни», что подчёркивало реальную основу происходящих в повести событий.

Жанр и направление

Александр Иванович творил в конце 19 — начале 20 века, когда постепенно начинала разгораться полемика между двумя направлениями: реализмом и модернизмом, который только-только начинал заявлять о себе. Куприн принадлежит к реалистической традиции в русской литературе, поэтому повесть «Олеся» можно смело отнести к реалистическим произведениям.

По жанру произведение представляет собой повесть, так как в нём преобладает хроникальный сюжет, воспроизводящий естественное течение жизни. Читатель проживает все события, день за днём, вслед за главным героем Иваном Тимофеевичем.

Суть

Действие происходит в небольшой деревне Переброд Волынской губернии, на окраине Полесья. Молодой барин-писатель скучает, но однажды судьба его заводит на болото к дому местной ведьмы Мануйлихи, где он знакомится с красавицей Олесей. Между Иваном и Олесей вспыхивает чувство любви, но молодая колдунья видит, что ждёт её погибель, если она свяжет свою судьбу с нежданным гостем.

Но любовь сильнее предрассудков и страха, Олеся хочет обмануть судьбу. Молодая ведьма ради Ивана Тимофеевича идёт в церковь, хотя ей по роду занятий и происхождению вход туда воспрещён. Она даёт понять герою, что совершит этот смелый поступок, который может повлечь за собой непоправимые последствия, но Иван не понимает этого и не успевает спасти Олесю от разъярённой толпы. Героиню жестоко избивают. Она в отместку шлёт проклятье на деревню, и в ту же ночь случается страшная гроза. Зная силу гнева людского, Мануйлиха с воспитанницей поспешно покидают дом на болоте. Когда молодой человек на утро приходит в это жилище, то находит лишь красные бусы, как символ их с Олесей короткой, но настоящей любви.

Главные герои и их характеристика

Главными героями повести являются барин-писатель Иван Тимофеевич и лесная колдунья Олеся. Совершенно разные, они сошлись, но не смогли быть счастливы вместе.

  1. Характеристика Ивана Тимофеевича. Это человек добрый, тонко чувствующий. Он смог разглядеть в Олесе живое, природное начало, потому что сам ещё не до конца убит светским обществом. Одно то, что он уехал из шумных городов в деревушку, говорит о многом. Героиня для него не просто красивая девушка, она для него загадка. Эта странная знахарка верит в заговоры, гадает, общается с духами — она колдунья. И это всё привлекает героя. Он хочет увидеть, узнать что-то новое, настоящее, не прикрытое фальшью и надуманным этикетом. Но при этом Иван всё же сам находится во власти света, он думает насчёт женитьбы на Олесе, но его смущает то, как же она, дикарка, появиться в залах столицы.
  2. Олеся — идеал «естественного» человека. Она родилась и жила в лесу, природа была её воспитателем. Мир Олеси — это мир гармонии с окружающим миром. Кроме того, она находится в согласии со своим внутренним миром. Можно отметить такие качества главной героини: она своенравная, прямолинейная, искренняя, она не умеет жеманничать, притворяться. Молодая колдунья умна, добра, стоит лишь вспомнить первую встречу читателя с нею, ведь она нежно несла в подоле птенцов. Одной из главных черт Олеси можно назвать неподчинение, которое она унаследовала от Мануйлихи. Они обе как бы против всего света: живут отчуждённо на своём болоте, не исповедают официальной религии. Даже зная, что от судьбы не уйдёшь, молодая колдунья всё же пытается, тешит себя надеждой, что всё у неё с Иваном получится. Она самобытна и непоколебима, несмотря на то, что любовь ещё жива, она уезжает, бросает всё, не оглядываясь назад. Образ и характеристика Олеси доступны по ссылке.

Темы

  • Главная тема повести — любовь Олеси, её готовность к самопожертвованию — является центром произведения. Ивану Тимофеевичу посчастливилось встретиться с настоящим чувством.
  • Другой немаловажной смысловой ветвью является тема противостояния мира обычного и мира людей природы. Жители деревни, столиц, сам Иван Тимофеевич — представители обыденного мышления, пронизанного предрассудками, условностями, клише. Мировоззрение Олеси и Мануйлихи – это свобода, открытые чувства. В связи с этими двумя героями появляется тема природы. Окружающая среда — колыбель, воспитавшая главную героиню, незаменимая помощница, благодаря которой Мануйлиха с Олесей живут вдали от людей и цивилизации без нужды, природа даёт им всё необходимое для жизни. Эта тема раскрыта наиболее полно в данном эссе.
  • Роль пейзажа в повести огромна. Он является отражением чувств героев, их взаимоотношений. Так, при зарождении романа мы видим солнечную весну, а в конце разрыв отношений сопровождается сильной грозой. Подробнее об этом мы написали в этом сочинении.

Проблемы

Проблематика повести разнообразна. Во-первых, писатель остро вырисовывает конфликт между обществом и теми, кто не вписывается в него. Так, когда-то жестоко выгнали Мануйлиху из деревни, избили саму Олесю, хотя обе колдуньи в отношении к деревенским жителям не проявляли никакой агрессии. Общество не готово принять тех, кто отличается от них хоть чем-то, кто не пытается притворяться, так как хочет жить по своим правилам, а не по шаблону большинства.

Проблема отношения к Олесе проявляется ярче всего в сцене похода её в церковь. Для русского православного народа деревни было настоящим оскорблением, что та, которая служит злым духам, по их мнению, явилась во храм Христа. У церкви, где люди просят милости Божией, сами же они вершили суд жестокий и беспощадный. Возможно, писатель хотел на основе этой антитезы показать, что в обществе исказилось представление о праведном, добром, справедливом.

Смысл

Идея повести заключается в том, что люди, выросшие вдали от цивилизации, оказываются намного благороднее, деликатнее, вежливее и добрее, чем само «цивилизованное» общество. Автор намекает на то, что стадная жизнь отупляет личность и стирает ее индивидуальность. Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие. Первобытные инстинкты или же приобретенные стереотипы, как, например, неправильно истолкованная мораль, направляют коллектив к деградации. Так, обитатели деревни показывают себя большими дикарями, чем две колдуньи, живущие на болоте.

Основная мысль Куприна заключается в том, что люди должны вновь обратиться к природе, должны научиться жить в гармонии с миром и с собой, чтобы их холодные сердца растопились. Олеся попыталась открыть мир настоящих чувств Ивану Тимофеевичу. Он не смог понять этого вовремя, но таинственная колдунья и её красные бусы останутся в его сердце навсегда.

Вывод

Александр Иванович Куприн в своей повести «Олеся» попытался создать идеал человека, показать проблемы искусственного мира, раскрыть людям глаза на ведомое и безнравственное общество, которое их окружает.

Жизнь своенравной, непоколебимой Олеси была в какой-то мере разрушена прикосновением к ней мира светского в лице Ивана Тимофеевича. Писатель хотел показать, что мы сами рушим то прекрасное, что даёт нам судьба, просто потому что мы слепы, слепы душой.

Критика

Повесть «Олеся» является одним из знаменитейших произведений А.И. Куприна. Силу и талантливость повести оценили еще современники писателя.

К. Бархин называл произведение «лесной симфонией», отмечая плавность и красоту языка произведения.

Максим Горький отмечал молодость, непосредственность повести.

Таким образом, повесть «Олеся» занимает важное место, как в творчестве самого А.И. Куприна, так и в истории русской классической литературы.

Автор: Екатерина Евсеева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Олеся сочинение про любовь
  • Олицетворение примеры из сказок русских народных
  • Олеся сочинение почему общество не принимает некоторых людей
  • Олицетворение в сказке спящая царевна жуковского 5 класс
  • Олеся рассказ по литературе