Ольга гранд чему нас учат сказки

Вещи, которые нас учат сказки, и которые не работают в реальной жизни

8 лет назад · 12721 просмотров

Сказки первыми из всего огромного мира информации начинают влиять на нас. Ведь это первое, что мы слышим в своей жизни, и то, от чего мы потом получаем удовольствие еще лет 10-15. Так что неудивительно, что сказочные герои с их ценностями закладывают в нас стереотипы порой покрепче, чем масс-культура и СМИ.
Итак, десять сказочных мифов, которые в жизни работают немного не так, как в сказках.

Увы и ах, но в жизни совсем не всегда есть тот, кто придёт и спасёт тебя.

Увы и ах, но в жизни совсем не всегда есть тот, кто придёт и спасёт тебя.

Да, почти в каждой сказке есть такой волшебный персонаж, который всенепременно поможет главному герою или героине в самый трудный для него (неё) момент. Охотник спасает Красную Шапочку, Фея-крёстная выручает Золушку, ну и так далее. Но вот чему эти сказки не учат нас, так это простому правилу: иногда каждый сам за себя и зачастую спасаться надо самостоятельно.

Мы не всегда поём за работой

Мы не всегда поём за работой

Нет, конечно, мы все подпевали Белоснежке и семи её гномам, когда они задорно прибирались по дому под своим занятные песенки и мелодичный пересвист. И Золушке, хлопочущей по дому, мы тоже радостно аккомпанировали.

Но чего в сказках не рассказывают, так это того, что на работе совсем не всегда хочется петь. Иногда, когда наши клиенты или – напротив – начальство выводят нас из себя, нам больше хочется выть и кричать, чем насвистывать что-нибудь незначительное.

Мы не можем выглядеть идеально каждый день

Мы не можем выглядеть идеально каждый день

Этот пункт касается скорее девочек, чем мальчиков. Вспомните, как выглядят каждый день главные героини известных сказок? Правильно: сказочно. Что бы ни происходило в жизни Золушки, её прическа всегда идеальна, ни единого лишнего локона.

В жизни, конечно, всё чуть иначе. Нет, есть дни, когда ощущаешь себя принцессой, но признайтесь себе, часто вс ё наоборот. Макияж неровный, на голове какое-то птичье гнездо. Даже если на самом деле всё не так страшно, чувствуешь себя порой именно так.

Но поверьте, нет никакой нужды буквально каждый день выглядеть идеально. Достаточно выглядеть хорошо. В конце концов, светиться лучше красотой изнутри.

Красота бывает не только модельной

Красота бывает не только модельной

Этот миф превосходно сочетается с предыдущим. Каждая девочка хочет быть Красавицей (из «Красавицы и Чудовища»), Белоснежкой и Золушкой одновременно. Ведь у них идеальные талии, прекрасная кожа, аккуратные ножки и вообще всё самое лучшее, чего может захотеть себе юная девушка.

Очень важно, чтобы родители сумели объяснить своему взрослеющему ребёнку, что совсем не обязательно быть не ниже определенного роста. И что девочки с более широкой талией тоже красивы. Потому что стереотипы о внешности – самые вредные, опасные и въедливые.

Уродливый не значит злой

Уродливый не значит злой

Нестандартная внешность в сказках всегда используется для того, чтобы подчеркнуть злую натуру персонажа. Вспомните всех этих ведьм с крючковатыми носами, большими родинками и морщинами.
Разумеется, в жизни всё не так уж и просто. И люди с особенностями физического развития могут быть куда добрее самых лощеных красавцев и красавиц. В общем, старое как мир «не суди книгу по обложке» судя подойдет.

В приёмной семье далеко не всегда бывает плохо

В приёмной семье далеко не всегда бывает плохо

Вы заметили, как часто приёмные родители в сказках являют собой воплощение зла? Волей-неволей это может заставить вас поверить, будто отчимы и мачехи – сплошь злыдни, жестокие и немилосердные люди, не испытывающие ни капли симпатии к своему приёмному ребёнку.

Но на самом деле приёмные семьи – какими бы сложными ни были отношения в них – не так уж и плохи. А вообще говоря, часто бывает и наоборот: родная семья состоит сплошь из «гоблинов», а в приёмной – радость, уют и любовь.

Иногда всё-таки следует бить жестким, а не милым

Иногда всё-таки следует бить жестким, а не милым

Тоже незаметный, но очень прочно оседающий в головах стереотип. Присмотритесь ко всем положительным героям сказок. Как они добиваются своего? Очень просто: они всегда милы, добры, уступчивы и вежливы. Но если в сказках это работает на «ура», то в реальной жизни иногда может обернуться проблемой.

Бывают ситуации, когда нужно повести себя немного жестче или даже резче, дать отпор обидчику, добиться своей цели, постоять за себя. И не нужно потом чувствовать себя плохо. Всё хорошо в меру и по ситуации: и доброта и жесткость.

Работу и отдых можно успешно совмещать

Работу и отдых можно успешно совмещать

Помните Попрыгунью-Стрекозу, которая пропела всё «лето красное», а зимой осталась ни с чем? А трудолюбивый Муравей потом долго упрекал её в легкомыслии: сам он всё лето работал, наверняка ни разу не успел сходить на пляж, зато изрядно запасся на зиму.

Как и в любой сказке, здесь мир поделен на черное и белое, но в реальности всё не так просто. Стрекоза, конечно, была в чем-то не права, но и Муравей, скажем прямо, тот ещё зануда. В жизни лучше балансировать между работой и весельем, иначе велик риск действительно остаться ни с чем с одной стороны, или так ничего кроме работы и не увидеть, с другой.

Что сделано, то сделано?

Что сделано, то сделано?

В сказах бывает так: какое-то непреодолимое зло портит жизнь главным героям, отравляет им существование на протяжении многих лет. Но как только проклятье снято, а злодей повержен, жизнь сразу налаживается, как будто ничего плохого и не было.

И снова в жизни всё не так-то просто: большинство наших поступков в прошлом имеют серьезное влияние на нашу жизнь в настояшем. Но самое неприятное, что сделанного очень часто не воротишь. Поэтому стоит ответственное относиться к любым решениям в своей жизни. Ведь переиграть их назад уде не получится.

Плохие вещи случаются, и это нормально

«И жили они долго и счастливо», — заканчивается каждая сказка. Кажется, что у главных героев нет никаких проблем, ссор, переживаний, трагедий, проблем, ошибок и неверных решений. И было бы здорово, если бы так оно и было.

Но правда в том, что плохие вещи в жизни случаются. Жизнь состоит из череды плохих и хороших вещей: мы часто ошибаемся в людях, теряем друзей и близких, сталкиваемся с болью и страданием. Но с этим надо просто смириться: в конце концов, за печалью обязательно последует какая-нибудь радость. Надо только уметь дождаться.

Источник:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя  с углубленным изучением отдельных предметов школа № 5» городского округа город Фролово.

 Чему нас учат сказки детства.

                                       Исследовательская работа

                                                                                               Выполнил:

                                                                                               Уйманов Павел

                                                                                               1  «Б»   класс. 

учитель  русского языка и литературы

I квалификационной категории.

г. Фролово, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение___________________________________________________3

Основная  часть:

Глава 1     Общее знакомство со сказкой.

  1. Толкование слова «сказка»_________________________4
  2. Классификация сказок_____________________________5
  3. Что такое добро и зло?_____________________________5

Глава 2. Сказочные герои.

         2.1. Положительные  образы в народных сказках. Их поступки._6

        2.2. Отрицательные  образы в  сказках. Их поступки. _________7

Глава 3. «Чему нас учит эта сказка?»____________________________7

        3.1. Русские народные сказки  о животных. _________________9

Глава  4.  Заключение________________________________________10

Список используемых источников______________________________11

Введение

                                                                                                                                 «Любят сказки все на свете,

                                                                                                                      Любят взрослые и дети.

                                                                                                                          Сказки тайну открывают,

                                                                                                                            Деток в гости приглашают.

Сказки – ложь, да в них намек.

                                                                                                                          Добрым молодцам урок.»

        Сказки знакомы нам с раннего детства, их любят и дети, и взрослые.  У каждого есть своя любимая сказка.   Я помню первую рассказанную мне русскую народную сказку это сказка «Гуси – лебеди», помню, что мне было и интересно и страшно.

        В этом году я пошел в школу  и сам научился их читать, проникая  в мир, где совершаются самые невероятные чудеса.

«Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» — сказал А.С. Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться, быть внимательным, и тогда можно найти в ней урок, знание.  

В школе на уроках чтения мы тоже с удовольствием изучаем сказки, знакомимся со сказочными героями.  Мне кажется, что сказки я буду любить всегда, в любом возрасте.

         И мне захотелось выяснить, зачем люди сочиняют сказки? Почему в народных сказках добро побеждает зло? Можно ли сказку назвать воспитательницей?

        Выполняя данную работу, мне хотелось получить  первоначальные навыки научно-исследовательской работы.

Тема моей работы:  Чему нас учат сказки детства?

        Мое предположение — я думаю, что люди сочиняли сказки, чтобы рассказывать их своим детям.   Именно из сказок, прочитанных в детстве, мы узнаем, что такое «хорошо» и что такое «плохо», учимся различать добро и зло.   Если ты будешь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к ручейку, к старичку и даже к Кощею Бессмертному, то добро твоё умножится и вернётся к тебе.  

        Вопросы на которые  я искал ответы: Что такое сказка? Какие бывают сказки? Что представляют собой слова добро и зло? Какие поступки совершают  сказочные герои? Чему они учат читателя?  

 Для поиска информации мне необходимо было:  повторить, прочитать больше русских народных сказок. Обратиться за помощью к взрослым. Сходить в библиотеку. Найти полезную информацию в компьютере.  

Глава 1. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО СО СКАЗКОЙ.

1.1.       Толкование  слова  «сказка»  

                                      Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!                                     (А.С.Пушкин)

Все дети с раннего детства любят слушать сказки. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса.

        В моей комнате, на книжной полке, на первом месте стоят  самые  любимые первые мои книги─ сказки.  Чуть ли не с рождения  многие сказки помню наизусть. Еще не умел читать, а уже водил пальцем по строчкам, по картинкам и рассказывал:                                                                         

─Жили-были дед да баба, и была у них курочка-ряба.                        

        Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки?

Сказки пришли к нам из глубокой древности, создал их сам народ.

Что такое сказка?

        Сказка или казка, байка, побасенка (древнейшее её название “басень”- от слова “баять”, “говорить”) — это устный рассказ о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, потому что они невероятны и фантастичны.  

              В   сказках  светлому  миру  положительных  героев  и  их  помощников  противостоят  враждебные  им  тёмные  силы  сказочного  царства.  Именно  эти  образы  являются  представлением  у детей  о  добре и зле.

        В  сказке  всегда  происходит  борьба  добра  и  зла. Добро всегда получает награду за свои поступки.  Хорошие  сказочные  герои те, кто почитает родителей, уважает старших, тот, кто добр, справедлив, скромен и честен обязательно  выходят  победителями,  какие  бы  препятствия   им  не  приходилось  преодолевать.                                                                  

  1. . КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК.

Сказки бывают разные.  Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе. Животные здесь наделены   человеческими качествами: добротой или коварством, глупостью или хитростью.

        Есть  бытовые сказки, в которых описывается жизнь простых людей. В таких сказках высмеиваются  глупость, лень, жадность.

        Волшебные сказки, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Именно в волшебной сказке герои  добрые, борются со злом, ищут правду, справедливость.

1.3. ЧТО ТАКОЕ ДОБРО И ЗЛО?

Русские народные сказки — веселые и грустные, страшные и смешные.

    С ними связаны наши представления о добре и зле.  

Что такое добро?

Добро – забота, нежность, внимание, радость, верность, дружба, любовь, свет.

Что такое зло?

Зло – предательство, зависть, месть, ложь, жадность, грубость.

Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а что хорошо.  Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло. Папа Карло, доктор Айболит, девочка Герда, Кот в сапогах, Золушка, Красная шапочка, кот Леопольд и другие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим.

Глава 2. Сказочные герои.

2.1. Положительные  образы в народных сказках. Их поступки.

        Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло?

        Все герои сказки строго подразделяются на положительных и отрицательных.         

        Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие герои.

        Мужские образы в сказках всегда наделены прежде всего внешней красотой, наблюдательностью, смекалкой, храбростью, добротой и отзывчивостью.

        Иван —  царевич  –  один  из  самых  известных  героев   русских  народных  сказок.  

        Он борется  со злом,  помогает   обиженным или   слабым.  Этот  сказочный  герой  всегда  изображался  народом  умным  и  смелым,  добрым  и  отзывчивым,  потому  ему и  приходят   на  помощь  силы  природы,  чтобы  помочь  справиться  с  трудностями.  Всегда   изображается   как молодой,   красивый,   деятельный   и   отважный   герой.

        В сказке «Царевна – лягушка», добро  и  справедливость  торжествуют,  но  для  этого  герою  пришлось  пройти  через  трудности  и  испытания.   Я  считаю,  что  Иван – царевич  смело  боролся  со  злом,  показал  себя  достойным  представителем  «добрых  сил».

       Эта  сказка  убеждает  нас  в  том,  что  и  в  жизни  человек  может  многого  добиться    благодаря  уму,   доброте,  труду  и  смелости.                                                                                              

             Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, про них говорят «что ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои.

         Всем нам известны героини: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и Царевна-Лягушка.

        А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе.         

2.2. Отрицательные  образы в  сказках. Их поступки.

        Отрицательные герои сказок: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла. 

        Баба  Яга  вместе  с  Кащеем  Бессмертным,  Змеем  Горынычем  представляет  в  сказках   страшные   чудовища,   тёмные  силы,  которые  часто  очень  жестокие,  коварные.  Так  русские  люди  в  далёком  прошлом  выражали  своё  представление  о  зле.  Сказочники  не  жалели  красок,  чтобы  показать  борьбу  между  добром  и  злом. Баба  Яга  умеет   пугать,  колдовать,  мешает   положительным  героям  совершать  добрые  поступки.                      

Глава 3. «Чему нас учит эта сказка?»

Через сказку впервые мы узнаем   главные понятия: что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых.

 Эти понятия ярко представлены в образах сказочных героев их взаимоотношений с окружающими, поступки.  Таким образом, сказка прививает добро.         Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно».                                                 

В своей работе я взял любимые сказки и постарался выделить главное в них:

«Чему нас учит эта сказка?»


Сказка  «Репка».                                                                                         

Говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, о том, что нужно приходить всегда на помощь, выручать.

Сказка  «Колобок» .                                                                                        Ожив, колобок отправился путешествовать. Встретил колобок зайца. Но не испугался колобок зайца, я считаю потому что, в сказках всегда заяц сам трусливый. Убежал от него колобок. Встретил колобок волка. Волки в сказках всегда злые, не умеют ждать, суетятся. Но ушёл колобок от волка. Встретил колобок медведя. Но и от медведя ускользнул колобок, так как медведи неповоротливые. Встретил колобок лису. Поддался лести и доверился хитрости, что его и сгубило.

Из этой сказки можно сделать вывод, что нельзя уходить из дома без спроса, доверять посторонним людям.

Сказка «Гуси-лебеди».


         Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. В сказке заложен замечательный смысл: нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Эта сказка еще и о том, что не все люди добрые и что от таких людей лучше держаться подальше. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций.

Сказка «Заяц-хвастун».


         
Помните: «У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь». Но хоть и хвастался заяц, и привирал по пустякам. Но когда до дела дошло, и вправду не испугался – помог вороне, за что она его и назвала храбрецом. Сказка учит отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.
                                             

3.1. Русские народные сказки  о животных.

Животные в русских народных сказках олицетворяют собой качества человеческого характера.

Например, Лиса — плутовка и обманщица.

Она олицетворяет хитрость, обман, склонность к уловкам.

 Но Лиса часто наказывается за свои проделки.

Волк олицетворяет жадность и злобу.

Медведь в сказках представляет собой  силу, неповоротливость. Он может быть или свирепым, или добрым.   Медведь олицетворяет и добрые силы природы, одаривая и помогая герою за трудолюбие и честность.

А мелкие животные в сказках (зайцы, мыши) — трусоваты, но добры. Они готовы помочь, это хорошие друзья.

Глава  4.       Заключение

В результате работы по данной теме  я узнал:

что, люди сочиняли сказки, чтобы рассказывать из своим детям, учить

различать  добро и зло. Недаром в сказках, зло наказывается, а добро побеждает.  

Через сказку впервые мы узнаем   главные понятия: что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых.

 Эти понятия ярко представлены в образах сказочных героев их взаимоотношений с окружающими, поступки.  Таким образом, сказка прививает добро.         Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно».                 

Я думаю, если не будет сказок жизнь потускнеет, не смогут люди показать своим детям, показать путь добра и света, по которому следует идти, преодолевая трудности.

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!

Список  используемых  источников:

  1. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2003.
  2.  Мамин-Сибиряк Д.Н. Сказки и рассказы Москва «Астрель»,2006 г.          
  3. Толковый  словарь  С.И.Ожегова.                                                                                                                                          
  4. Ресурсы Интернета.
  5. Microsoft  Office Pover  Point-программа для создания презентации.

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение – Хотынецкая средняя общеобразовательная школа

Проектно-исследовательская работа на тему:

«Чему учат нас сказки»

                 

Автор
работы:
                                                
Батова Алина

                                                               
ученица 2 «В» класса

Руководитель:                                      
Учитель начальных классов

                                                                          
          
Баумова Лидия
Дмитриевна

пгт. Хотынец, 2016 год.

    Паспорт
проекта

1. Название
проекта:
«Чему учат сказки».

2. Цель
проекта:

Изучить понятие
сказки и проследить, как русский народ учил детей относиться к старшим, а также
выяснить на примере сказок, всегда ли добро побеждает зло.

3. Задачи:

узнать,
что такое сказка, как она зарождалась;

— исследовать
волшебные сказки;

— выявить основные
мысли волшебных сказок;

— привлечь
внимание одноклассников к этой проблеме.

4. Автор
проекта:
Батова Алина, 8 лет, обучающаяся 2 в класса.

5. Научный
руководитель проекта:
Баумова Лидия Дмитриевна —  учитель начальных
классов, высшая квалификационная категория.

6. Консультанты:

Баумова Лидия
Дмитриевна — учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

Батова Светлана
Владимировна – мама.

Вёрстка и
дизайн:

Мама  — Батова
Светлана Владимировна

7. Тип проекта:
информационно – поисковый.

8. По предметно
– содержательной области:
культурологический.

9. По
количеству участников:
личностный.

10. По
характеру контактов:
в рамках класса, в рамках школы.

11. Форма
представления проекта:
реферат (сообщение) и презентация.

12. Продукт
проекта
: книжка с иллюстрациями любимых сказок, сказка собственного
сочинения «Старик, петух и коза».

13. Источники
информации:
осуществление расширенного поиска информации с
использованием сети Интернет.

                            Этапы
проекта

1.
Подготовительный этап:

Сбор информации по
теме проекта, выбор и чтение русских народных сказок. Поход в библиотеку.

2. Анкетирование:

Анкетирование одноклассников
по теме: «Русские народные сказки». Сопоставление ответов и их анализ.

3. Обобщение:

Обобщение результатов
сбора информации, сравнительный анализ, выводы.

4. Подготовка к
презентации:

Обобщение собранных
материалов, выводы, подготовка наглядности (зрительного ряда), редактирование
визуальных образов (фотографии, анкеты, рисунки).

5. Презентация:

Уметь донести до
слушателей сведения о моей  проектно – исследовательской работе «Чему учат
сказки?». Показать компетентность моих исследований и высказываний.

                           
988f4d6a1fe963c2e58948f27d04d121

Тема:
«Чему учат сказки»

Актуальность
темы:

Сказки живут очень
долго. С ними связаны наши представления о мире, добре и зле.  Сказки любят читать
все дети. Сказки учат нас почитать родителей и благодарить их за труды и
заботы. Они важны  во все времена, потому что очень интересны, занимательны.

Постановка
проблемы.

Почему в сказках
всегда побеждает добро? Какова роль сказок в процессе обучения детей?

Цель
проекта:

Изучить понятие
сказки и проследить, как русский народ учил детей относиться к старшим, а также
выяснить на примере сказок, всегда ли добро побеждает зло.

Задачи:

— узнать, что такое
сказка, как она зарождалась;

— исследовать  сказки;

— выявить основные
мысли волшебных сказок;

-привлечь внимание
одноклассников к этой проблеме.

Гипотеза:

Я предложила, что, наверно, взрослые не зря просят соблюдать нас
правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг
другу.  Если изучить поступки героев сказки, то можно сделать вывод, что сказки
способствуют формированию нравственных ценностей. Для девочек – это красна
девица, умница, рукодельница…  А для мальчиков – добрый молодец – смелый,
честный, трудолюбивый, любящий свою Родину.

План проекта.

1.    
Понятие сказки,
виды сказок.

2.    
Персонажи сказок.

3.    
Главные особенности
волшебных сказок

4.    
Чему учит нас
сказка

5.    
Анкетирование

6.    
Выводы

Картинки по запросу картинки по запросу русские народные волшебные сказки

Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети.

Сказки тайну открывают,

Деток в гости приглашают,

Сказка — ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Превращенья, чудеса

Очень часто происходят.

А добро там побеждает,

Всё плохое прочь уходит.

Понятие сказки, виды сказок

Сказка- это жанр литературного творчества. Главной особенностью сказки
является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро
побеждает зло. Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением
устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту,
учит  быть смелым и достойным.

Волшебный язык сказки пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что
любую проблему можно решить, стоит только этого захотеть. Русские народные
сказки – неисчерпаемый источник мудрости.

Сказка состоит из 3-х
основных частей:

1. Зачин (Жили-
были….)

2. Содержание сказки

3. Окончание (Вот и
сказке конец….)

Чтобы привлечь
внимание слушателей, в некоторых сказках применяются присказки и заставки. С
давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы:

1. Сказки о животных.

2. Волшебные.

3. Социально-бытовые.

     Также сказки
можно разделить на народные и литературные. Народные сказки в свою очередь
делятся на русские народные и сказки народов мира, а литературные (или
авторские) делятся на сказки русских писателей и зарубежных писателей.

Но мы понимаем, что нельзя провести чёткую границу, отделить одну от
другой. Например, популярные сказки о животных зачастую содержат волшебные
элементы, и наоборот.

Более подробно рассмотрим волшебные сказки.

Волшебные сказки
древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром,
окружающим его.

Персонажи сказок.

         Персонажи
волшебных сказок делятся на две группы. К одной относятся положительные герои,
а к другой – отрицательные. Любимый герой русских народных сказок Иван царевич.  Зачастую это младший из
трёх сыновей царя. Он борется всегда со злом, помогает слабым и обиженным. Иванушка – дурачок – также очень важный герой,
стоящий на стороне добра и светлых сил. Он не блещет умом, но именно благодаря
своему поведению и нестандартному мышлению, проходит все сказочные испытания и
побеждает противника.

         Значительное
место в волшебных сказках занимают героини – женщины, воплощающие народный
идеал красоты, ума, доброты и смелости.

Василиса
Прекрасная или Премудрая
(они нередко сливаются в один образ). Это
«писаные красавицы», о таких «ни в сказке сказать, ни пером описать». Типы
положительных героинь включают в себя три категории женщин: богатырш и
воительниц, как Марья Моревна, мудрых дев,
как Елена и Василиса, добрых и страдающих сирот или падчериц. Трудолюбивых и
честных, как Золушка и Алёнушка.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей
Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.  Главная героиня — Баба-яга.
О глубокой древности Бабы Яги говорит
двойственность ее свойств: она может быть и помощником, и противником.

В сказках нередко действует
 Змей Горыныч — многоголовое чудовище,
с которым борется и которого побеждает герой.  Он обладает способностью к
полету, умеет дышать огнем. При его приближении наступает тьма, поднимается
ветер, земля «стонет». 

Кощей
Бессмертный
— воплощение скупости,
лицемерия и сластолюбия.
Называют Кощея Бессмертным не потому, что он не может
умереть, а потому, что Смерть его слишком далеко спрятана.

Главные особенности волшебных сказок

В волшебных сказках мы часто находим мотив испытания. Например, сказка
«Морозко», в которой добрую девушку Настеньку злая мачеха отправила замерзать в
зимний холодный лес. Добрый волшебник Морозко по традиции сначала испытывает
девушку, а потом награждает её.

Картинки по запросу картинки к сказке морозко

Главные особенности волшебных сказок — это мотивы превращения.
Например, в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» братец Иванушка
превратился в козлёнка, а  в сказке «Царевна-лягушка» лягушка превращается в
прекрасную, добрую царевну.

Необычно в волшебной сказке и место действия героев. Действие волшебных
сказок, как правило, начинается в незнакомом для крестьянина царском дворе, а
затем переносится уже в совершенно фантастический мир — за моря и океаны, в
тридевятое царство и тридесятое государство, в страшное подземелье и т.п.

 Чему учит нас сказка?

Для полного восприятия и раскрытия смысла своего проекта я взяла свои
любимые сказки и постаралась выделить главное из них: «Чему учит нас
сказка?»

Сказка «Гуси-
лебеди
»

Сказка привлекает занимательным сюжетом, даёт пример помощи в беде,
пример торжества добра над злом. Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе
хорошо относились, умей сам уважать других.

Картинки по запросу картинки к сказке гуси лебеди

Сказка «Царевна-лягушка»

Эта сказка прославляет труд, доброту и подлинную красоту человеческих
отношений. Она учит нас терпению, учит не судить о людях по внешнему виду, а
оценивать их по делам, по внутренним достоинствам.

Сказка «Маша и медведь»

Предостерегает, что в лес одним нельзя ходить — можно
попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход
из сложной ситуации.

Картинки по запросу картинки к сказке маша и медведь

Сказка «Петушок-
золотой гребешок»

На примере героев
сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на
помощь в трудную минуту.

Картинки по запросу картинки к сказке петушок золотой гребешок

Сказка «Крошечка
— Хаврошечка»

Сказка воспитывает в
людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих
друзей. А так же учит смелости и честности.

Анкетирование.

Вопросы:

1.    
Любите ли читать сказки?

2.    
Какие сказки вы
предпочитаете читать?

а) волшебные

б) социально — бытовые

в) про животных

      3. Любимый
положительный персонаж сказок ?

      4. Любимый
отрицательный персонаж сказок?

      5. Сказка ложь,
да в ней намёк – добрым молодцам урок. Почему так говорят?

6. Скоро сказка
сказывается, да не скоро дело делается. Почему так говорят?

7.  Почему в сказках
всегда побеждает добро?

8. Чему  учат  нас сказки?

   В анкетировании
приняло участие 25 детей. 18 обучающихся нашего класса и друзья.

Оказалось, что все
дети любят читать сказки.

Большинство детей
любят читать волшебные сказки. Это 18 человек. 13 детей читают сказки о
животных.  Социально-бытовые сказки читает только 1 ребенок, поэтому надо
обратить внимание ребят на значение и смысл этих сказок.

Вывод: у большинства детей любимый положительный
персонаж Василиса Прекрасная, или Премудрая (13 человек). У 11 детей любимый
герой Иван – царевич и только у 4 детей любимый герой Иванушка — дурачок .

У 12 детей любимый
отрицательный персонаж – Кощей Бессмертный.

9 человек любят
Бабу-Ягу, а 8 – Змея Горыныча.

Сказка ложь, да в ней
намек – добрым молодцам урок. Почему так говорят? 8 детей (32%) считают, что в
сказке есть смысл. 17 детей (68%) ответили, что сказки чему-нибудь учат, в них
есть важные поучительные уроки, которые помогут в жизни.

Скоро сказка
сказывается, да не скоро дело делается. Почему так говорят?

Так говорят, потому
что герой проходит сложные испытания. Так ответили

7 детей (28%). 18
детей (72%) считают, что сказку можно прочитать быстро, а дело надо сделать
аккуратнее, медленнее.

Все дети, участвующие
в анкетировании, считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее
зла.

Сказки учат нас быть
добрыми. Так считают все дети класса.

Выводы

Цель моего проекта достигнута. Вывод:

Сказка учит: мир делить на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ.
Но добрых всегда больше,  их и любит удача, а  у злых плохой «конец».

Сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного,
верного своему слову.

Сказка учит не бояться трудностей. Главный герой всегда берётся за
выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он
побеждает, немалую роль играет вера в себя, смелость и помощь друзей.

Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный
способ найти друга- это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного
героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не
отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь,
не бросают нашего героя в беде.

Сказка учит любить   и уважительно относиться  к родителям, ценить их
за данное нам воспитание.

Сказка учит, что добро возвращается к тому, кто помогает другим, и добро
всегда побеждает зло.

Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит
защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

    И, главное,
сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает
другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли
модель идеального мира?

Список литературы,
источники

1. Русская литературная сказка 18-20 вв. В 2 т.: Том 1. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 256с.

2. Фольклор
народов Росси. В 2 т.: Т. 1. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, — 320с.

3. Сказки
русский писателей. – М.: Детская литература, 1986. – 383с.

4. Материалы
из интернета.

Чему учат русские народные сказки детей: мораль и многослойный смысл

Содержание статьи

  • Какой смысл русских народных сказок?
  • Поучительный смысл
  • Скрытый смысл
  • Чему учат русские народные сказки?
  • Какая главная мысль и мораль?
  • Суть
  • Характеристики героев
  • Вопросы и ответы о русских народных сказках
  • Какую награду цари обещают сказочным героям?
  • Как зовут хозяйку болот и сестру Бабы-яги?
  • Сколько человек тянуло репку?
  • В какой русской народной сказке делили корешки и вершки?
  • Как зовут царя, который жил так давно, что в это уже никто не верит?
  • Какие два дерева чаще всего встречаются в русских народных сказках?
  • Вопросы со звездочкой
  • Назови приметы русских народных сказок
  • Какие постоянные эпитеты встречаются в сказках со словами девица, молодец, море, волк
  • Назови традиционную концовку русской народной сказки
  • Назови сказки, где Иван главный герой

В 21 веке детям не всегда понятен смысл русских народных сказок, чему они учит. В первую очередь они знакомят с родной культурой. Русские народные сказки отражают представления русского народа о добре и зле, отношениях между людьми. В них описаны уникальные волшебные существа, герои. Они учат детей настоящей дружбе, любви к семье, борьбе с пороками, знакомят с основами морали и человеческими ценностями.

Змей Горыныч

Какой смысл русских народных сказок?

Сказка развивает благородство души, чуткость к чужому несчастью и страданию. Через нее дошкольник познает мир.

Народные сказки уникальны тем, что передавались из уст в уста многие поколения. В них заложена мудрость предков, ценности, которые существуют на родной земле веками.

Русские народные сказки всегда поучительны. В них много смысла, иногда явного, иногда глубокого, скрытого. Чтобы понять его, нужно проанализировать главные события, поступки и характер главных героев.

Поучительный смысл

Для русской народной сказки характерен выразительный язык, динамичность сюжета, яркое противопоставление добра и зла. Она вызывает особый интерес у дошкольников, которые имеют сильную тягу ко всему сказочному и волшебному.

Сопереживая сказочным героям, ребенок усваивает урок. Примеры поучительных смыслов в русских народных сказках:

  • За плохие поступки рано или поздно придется ответить. Сказочные злодеи лживые, жестокие и трусливые. Они обижают тех, кто слабее, и поначалу радуются. Но история всегда заканчивается наказанием.
  • Сила – не главное. Даже могучие богатыри, способные одной рукой выкорчевать дуб и отрубить голову Змея, побеждают не грубой силой, а сообразительностью и смекалкой. Умом может победить и трусливый Заяц, и маленький мальчик Жихарка.
  • В сложной ситуации нужно заручиться помощью. В волшебных сказках главный герой для решения непосильной задачи находит помощников. Каким бы славным и умным он ни был, а справиться в одиночку сложно. Важно уметь находить друзей, помогать друг другу.

Кощей бессмертный

Скрытый смысл

Не все, но многие русские народные сказки помимо поучительного имеют другой, более глубокий смысл. Дети не могут его осознать, однако он откладывается на подсознании.

Сказочные образы, персонажи, названия, имена неслучайны. Сродни матрешке, глубокий смысл прячется под уровнями более простых смысловых наслоений. Вместе они представляют окно в мир основ жизни и устройства мироздания.

Скрытый смысл может указывать на цикличность бытия, служить природным календарем, хранилищем истории и мудрости предков, направлять на путь духовных исканий и роста личности.

Для примера разберем скрытый смысл русских сказок, которые известны всем:

  • «Репка». Репку сажает дед – самый мудрый член семьи. Оттого она вырастает такая большая. Тянут ее вместе, иначе будут без урожая. Бабка – хранительница очага, внучка – продолжение семейства, Жучка – охрана, кошка – уют. Мышка, хоть и маленькая, тоже вносит свою лепту. Вся семья старается ради общего дела.Сказка репка
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Брат и сестра не могут быть счастливы по отдельности, когда другой несчастен. В сказке скрыт смысл жертвенности ради сохранения родного человека – народная мудрость о семейном счастье.Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  • «Курочка Ряба». Эта сказка, пожалуй, самая неоднозначная в русском фольклоре. Многие пытаются разгадать ее скрытый смысл. Существует десятки разных версий. Одна из них заключается в том, что золотое яйцо – символ солнца, простое яйцо – луны, а мышь – вечера. Таким образом дед и баба пытаются скоротать день, а когда солнце заходит, сокрушаются. Но на смену солнцу на небе восходит луна.Курочка Ряба

Чему учат русские народные сказки?

Правдивы слова А. С. Пушкина «Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок». Чему учат русские народные сказки:

  • Любить свою семью, строить семейные отношения. Примеры сказок: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Мороз Иванович», «Репка», «Крылатый, мохнатый да масленый». Задача детей в семье уважать родителей, слушаться, помогать им и любить. У каждого члена семьи есть свои обязанности, которые нужно выполнять.
  • Ценить друзей, помогать друг другу. Примеры народных сказок о дружбе: «Лиса и журавль», «Как собака друга искала», «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко». Произведения подсказывают, кого можно считать настоящим другом, как важно приходить друзьям на помощь, и что означает дружба.
  • Быть находчивым в сложных ситуациях. Примеры: «Бычок – смоляной бочок», «Заяц хвастун», «Жихарка», «Мужик и медведь». Сказки учат сообразительности, не опускать руки, а использовать смекалку, если попал в беду.
  • Бороться с жадностью, ленью, глупостью и другими пороками. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» показывает, что бывает, если насмехаться над другими и думать только о себе. «Лиса и дрозд» осуждает вымогательства и капризы лисы, а «Лиса и заяц» – наглость, недальновидность и коварство.
  • Воспитывать в себе лучшие качества. Например, сказка «По щучьему веленью» учит ответственности за свои слова, трудолюбию и ловкости. «Никита Кожемяка» показывает пример сильного, но мудрого и справедливого мужа, готового защищать своих сограждан. Сказка «Садко» вдохновляет развивать таланты, «Марья Моревна» напоминает, как важно хранить данное слово, учит добру, бескорыстности, мудрости, умению ждать.

Жар-птица

Какая главная мысль и мораль?

Русские народные сказки используются не столько для развлечения, сколько для поучения. В каждой из них своя мораль и главная мысль:

  • Добро всегда побеждает зло («Илья-Муромец и Соловей-Разбойник»).
  • Легко хвалится, легко и свалиться. («Колобок»).
  • Будь трудолюбивым и терпеливым, тогда жизнь наградит. («Морозко»).
  • Как аукнется, так и откликнется. («Лиса и журавль»).
  • Счастье не в красоте и богатстве. («Царевна-лягушка»).

Если внимательно проанализировать сказки разных народов, можно заметить в русских народных сказках одну общую главную мысль:

«Самое важное – это жизнь рода и общества, а не одного человека».

Иванушка-дурачок

Такой вывод напрашивается из поведения героев. Они часто отклоняются от основной задачи и помогают окружающим. Добродушие и жалостливость – национальная черта русского народа. Также можно заметить, что герои отправляются в путешествие не ради получения профессии или богатства, как это происходит в зарубежных сказках. Они ищут себя, проходят через испытания, и судьба сама их награждает.

Суть

Русские народные сказки бывают бытовыми, волшебными, о животных. Каждый вид имеет свои особенности и суть. Русская народная сказка примечательна своим разнообразием и колоритом.

  • В бытовой сказке в основе лежит конфликт между людьми. В ней отсутствует фантастика, но присутствует сказочное разрешение. Смысловой акцент имеет развязка.
  • В волшебной сказке неизменно присутствует царская семья, старшее поколение и младшее, обычные люди и вымышленные существа. Младшие участники преодолевают препятствия посредством волшебных предметов (скатерть-самобранка, волшебный клубок, молодильные яблоки) и помощников. В ней описываются чудеса и невиданные создания, столкновение с волшебной силой.
  • Сказки о животных иносказательные, отличаются быстродействием и ясностью оценки героев. Животные олицетворяют хитрость (Лиса), злость (Волк), трусость (Заяц). Суть раскрывается в диалогах.

Баба-яга

Характеристики героев

В русских народных сказках герои четко разделены на положительных и отрицательных персонажей. Первые простодушны, добры и смекалисты, вторые – корыстны, глупы и часто капризны. Главными героями выступают как обычные люди, так и звери. Волшебным персонажам часто отводится роль злодеев, но именно они больше всего запоминаются.

Характеристики героев:

  • Баба-яга. Самый неординарный персонаж: то гостеприимная хозяйка и мудрый советчик, то злобная старуха, поедающая детей. Баба-Яга хитрая, уродливая, с горбом на спине и длинным носом. Имеет костяную ногу, живет в лесу в избушке на курьих ножках. Летает в ступе и на метле. Может управлять лесными зверьми.Сказочные герои Баба-яга
  • Кощей. Злой колдун, владыка подземного царства. Он состоятельный, владеет диковинными предметами, животными и птицами. Считается бессмертным. Крадет прекрасных девиц. Кощею служит Змей Горыныч.Сказочные герои кощей
  • Змей Горыныч. Огнедышащий дракон с несколькими головами. Служит силам зла и навевает страх на жителей. Сильный противник. Умеет отращивать головы взамен срубленных.Сказочные герои Змей Горыныч
  • Иванушка-дурачок. Самый популярный персонаж. Простой крестьянский парень, как правило, самый младший сын в семье. Над ним потешаются и не воспринимают всерьез. Иван-дурак мечтательный, бесхитростный и очень удачливый. Он проходит все испытания и становится царевичем.Сказочные герои Иванушка-дурачок
  • Иван-Царевич. Имеет благородное происхождение, но так же, как Иванушка-дурачок, недооценивается семьей. Обладает живым умом, сообразительностью, добрым сердцем. Помогает другим и заручается поддержкой сказочных существ. Проходит самые сложные испытания. В конце сказок Иван-Царевич получает всеобщую любовь, признание и славу.Сказочные герои Иван-Царевич
  • Жар-птица. Олицетворение благополучия, счастья, огня и света. Внешне похожа на павлина, но с пылающими, как огонь, перьями. Завораживает людей своим видом. Пуглива и предпочитает держаться подальше от людей, но герой находит способ заманить птицу.Сказочные герои Жар-птица
  • Лиса – хитрая плутовка, которая пытается обмануть добрых сказочных героев.Сказочные герои лиса
  • Заяц – беззащитный персонаж, который тем не менее находит в себе смелость противостоять злу и выходить победителем из сложных ситуаций.Сказочные герои заяц
  • Волк – злой и глупый антигерой.Сказочные герои волк
  • Медведь – грубый, но добрый здоровяк, защитник слабых, хозяин леса.Сказочные герои волк

Второстепенными персонажами в русских сказках служат так называемые помощники героя: яблоня, мышка, лягушка.

Вопросы и ответы о русских народных сказках

Чтобы сказки научили детей чему-то хорошему, важно вызывать к ним интерес: читать и обсуждать прочитанное, разыгрывать сценки по ролям, проводить викторины. Можно задавать вопросы.

Какую награду цари обещают сказочным героям?

Царство или полцарства, царевну-дочь.

Как зовут хозяйку болот и сестру Бабы-яги?

Кикимора.

Сколько человек тянуло репку?

Три: дед, бабка и внучка.

В какой русской народной сказке делили корешки и вершки?

«Мужик и медведь».

Сказочные герои Мужик и медведь

Как зовут царя, который жил так давно, что в это уже никто не верит?

Горох.

Какие два дерева чаще всего встречаются в русских народных сказках?

Дуб и яблоня.

Вопросы со звездочкой

Начиная с 4 класса дети учатся проводить анализ литературных произведений. Чтобы понять в чем смысл русских народных сказок, и чем они отличаются, следует обратить внимание на закономерности.

Назови приметы русских народных сказок

Присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты и повторы.

Иван-Царевич

Какие постоянные эпитеты встречаются в сказках со словами девица, молодец, море, волк

Красна девица, добрый молодец, синее море, серый волк.

Назови традиционную концовку русской народной сказки

«Стали они жить поживать и добра наживать».

Назови сказки, где Иван главный герой

«Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Два Ивана солдатских сына», «Иван-царевич и серый волк», «Хрустальная гора».

Иванушка-дурачок

Сказка бывает авторской и народной. Народные сказки обладают особым духом. Многие из них связаны между собой общими событиями или одинаковыми героями. В русских народных сказках часто употребляются одни и те же обороты, обращения и фразы. После прочтения возникает ощущение целостности фольклора.

Ольга Шумская

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

Поделитесь записью в социальных сетях!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Информационный проект на тему:

«Чему учат сказки»

Проект подготовили ученики 1б класса Жафяров Прохор и Прончагина Анна.

Руководитель проекта Степаненко Валентина Ивановна.

Консультант проекта мама Жафярова Наталья Николаевна.

г. Лахденпохья

2017/2018уч. год

Паспорт проекта

1. Название проекта: «Чему учат сказки».

2. Цель проекта: — выяснить, чему учат сказки.

3. Задачи: — исследовать воспитательные моменты сказки

— учить извлекать из сказок уроки добра.

4. Гипотеза: Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки способствуют формированию нравственных ценностей

5. Авторы проекта: Жафяров Прохор и Прончагина Анна, ученики 1б класса, 8 лет.

6. Руководитель проекта: Степаненко Валентина Ивановна — учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

7. Консультант — мама Жафярова Наталья Николаевна.

8. Тип проекта: информационно-поисковый.

9. По предметно – содержательной области: культурологический.

10. По количеству участников: личностный.

11. По характеру контактов: в рамках класса, школы, района.

12. Форма представления проекта: сообщение и презентация.

13. Источники информации: осуществление расширенного поиска информации с использованием сети Интернет.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап:

Сбор информации по теме проекта, выбор и чтение русских народных сказок. 2. Анкетирование:

Анкетирование одноклассников по теме: «Русские народные сказки». Сопоставление ответов и их анализ.

3. Обобщение:

Обобщение результатов сбора информации.

4. Подготовка к презентации:

Обобщение собранных материалов, выводы, подготовка наглядности. 5. Презентация:

Донести до одноклассников сведения о нашей работе «Чему учат сказки?».

Актуальность темы:

В настоящее время родители заняты работой, мало уделяют внимания воспитанию детей из-за нехватки времени.

Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.

Сказка не даёт забывать прошлое, историю. А самое главное, сказка несёт добро и свет, без которых невозможна жизнь человека.

Для нас, людей XXI века, сказка – не только «преданье старины глубокой», но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Мы верим, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.

Цель проекта: — выяснить, чему учат сказки.

Задачи:

— исследовать воспитательные моменты сказки;

— научиться извлекать из сказок уроки добра.

Гипотеза: Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей. Сказки могут объяснять ребенку «Что будет, если…?»

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно:

— Прочитать много сказок.

— Научиться анализировать сказки.

— Находить полезную информацию.

— Учиться делать выводы.

Сказка — это жанр литературного творчества. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, учит быть смелым и достойным.

Сказка – это жанр литературного творчества.

Сказка — это придуманный, вымышленный рассказ, который уже сотни лет «сказывается» многими людьми.

Сказка «сказывается» – то есть рассказывается складно, по особым правилам, по определенному порядку

Сказка состоит из 3-х основных частей:

1. Зачин (Жили- были….)

2. Содержание сказки

3. Окончание (Вот и сказке конец….)

С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы:

1. Сказки о животных.

2. Бытовые.

3. Волшебные.

Сказки о животных — это сказки, в которых главные герои животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы.

В сказках о животных говорится о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Например:

«Лисичка-сестричка и волк»

«Заяц- хваста»

«Зимовье зверей»

«Кот, петух и лиса»

«Колобок»
«Теремок»

Бытовые сказки – это сказки, в которых главные герои люди побеждают благодаря смекалке, мужеству и хитрости

Герои: мужик, барин, муж, жена. Местом действия бытовых сказок является русская часто крепостная деревня. Например:

«Каша из топора»
«Барин и мужик»

«Дочь-семилетка»

«Два Ивана — солдатских сына»

Волшебные сказки — это сказки, где главные герои люди, фантастические существа, животные обычно помощники сказочных героев.

Нередко в руки героя попадают чудесные предметы: гусли — самогуды, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Например:

«Царевна- Лягушка»
«Крошечка-Ховрошечка»
«Снегурочка»
«По щучьему велению»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Персонажи сказок делятся на две группы. К одной относятся положительные герои, а к другой – отрицательные. На положительных героев русских сказок мы стремимся быть похожим, отрицательных — боимся, победителей — уважаем, обиженных — жалеем.

Среди одноклассников провели анкетирование «Русские народные сказки».

Вопросы:

1. Любите ли читать сказки?

2. Какие сказки вы предпочитаете читать?

а) волшебные

б) социально — бытовые

в) про животных

3. Почему в сказках всегда побеждает добро?

4. Чему учат нас сказки?

В анкетировании приняло участие 26 учащихся нашего класса

1. Оказалось, что почти все дети любят читать сказки.

2. Большинство детей любят читать сказки о животных.

3. Все дети, участвующие в анкетировании, считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла.

4. Сказки учат нас быть добрыми, умными, послушными.

Так чему же учат нас сказки.

Сказка «Гуси- лебеди»

Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход – и убегать от опасности не унизительно. Даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом.

Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других.

Сказка «Маша и медведь»

Эта сказка предостерегает нас, что в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Сказка «Петушок- золотой гребешок»

На примере героев сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.

Сказка «Крошечка — Хаврошечка»

Сказка воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей. А так же учит смелости и честности.

Сказка «Репка»

Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка.

Сказка «Колобок».

Из этой сказки можно сделать вывод, что важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям

Сказка «Кот, петух и лиса».

Кот в этой сказке образец для подражания – трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным, легковерным и слишком любопытным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок, петушок, золотой гребешок», — так петушок про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Так же и детям нужно поступать – громко звать на помощь. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.

Наша гипотеза подтвердилась. Сказка – это не только способ нас развлечь. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей. Сказки могут объяснять ребенку «Что будет, если…?»

Делаем вывод, что:

— сказка учит мир делить на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ;

— сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову;

— сказка учит не бояться трудностей;

— сказка учит любить и уважительно относиться к родителям, ценить их за данное нам воспитание.

А что будет, если у народа не будет сказок? Люди не смогут передать своим детям, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь к свету, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Самое главное, что сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».

Приложение 1. Шуточные вопросы для литературной викторины по сказкам:

1. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

2. Назовите — героиню русской народной сказки, которая была овощем. (Репка.)

3. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной «жилплощади»? («Теремок», «Лиса и Заяц»)

4. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую силу.)

5. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)

Приложение 2.

Сайт русских бытовых сказок http://detyam-knigi.ru/skazki/bitovie/

Сайт русских волшебных сказок http://www.rodon.org/other/rnvs.htm

Сайт русских народных сказок о животных http://detyam-knigi.ru/skazki/o_jivotnih

Приложение 3. Ссылки на сайт с детскими народными сказками http://www.kostyor.ru/tales/

  • Он пересилит как пишется
  • Ольга брюс яндекс дзен превратности судьбы рассказ
  • Он ошибся вследствие волнения как пишется е или и
  • Ольга брюс рассказы навигация
  • Он обратился к директору в заключении своей речи как пишется