Олицетворение из рассказа растрепанный воробей 3 класс

logo

  • ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!!!
    найди в тексте слова ( олицетворения), в которых предметы одушевляются. Например:     не спали только Маша, отопление и зима. ( В рассказе К. Паустовского » Растрёпанный воробей»

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      tarapreston497

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • himiya
    Химия

    3 минуты назад

    Задача по химии

  • kazak-tili
    Қазақ тiлi

    3 минуты назад

    Помогите
    1. Мына сөздермен сөйлем құрастырыңдар. (составьте предложение со словами.)
    ауа райы, жаңбыр, жылы, суық,аяз, бұлтты.

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    3 минуты назад

    любов і жага в чому їхня різницядопоможіть пжжж ​

  • istoriya
    История

    3 минуты назад

    Помогите пожалуйста, 6 класс, вопрос звучит так: украинский:Назвіть дві основні релігії Давнього Китаю. В чому їх особливість?русский:Назовите две главные религии старого Китая. В чем их особенность? ​

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    3 минуты назад

    Допоможіть будь ласка СРОЧНО ​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Литературное чтение, 3 класс

Урок 35. К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей» Часть  2

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Анализ сказки

Средства художественной выразительности

Подробный пересказ эпизода сказки

Глоссарий по теме

Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени

Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях; сказка бывает народная и авторская

Сравнение — художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов по общему признаку. Создается с помощью слов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО, БУДТО

Эпитет — образное определение

Олицетворение — художественный приём, изображение неодушевленного как живого существа

Контраст — резкая противоположность

Ключевые слова

Литературная сказка, вымысел, сюжет, герой произведения, средства выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение, подробный пересказ.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. Ч.2, С. 12-24
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 55-56
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
  4. Виртуальный музей К.Г. Паустовского. http://paustovskiy-lit.ru/

На уроке мы узнаем, какие художественно-выразительные средства использовал писатель в сказке

Научимся находить их в тексте

Сможем подготовить пересказ эпизода

Предыдущий урок по сказке К. Паустовского «Растрепанный воробей» был посвящен обсуждению характеров и поступков героев. Мы составили характеристику, вспомнили содержание сказки, перечитали эпизоды. На этом уроке над предстоит выяснить, какие средства выразительности использует писатель, чтобы создать удивительный волшебный мир.

Описанный в сказке Константина Паустовского мир читатель видит глазами девочки Маши. Давайте перечитаем фрагменты и постараемся понять, в чём необычность и сказочность этого мира. А также определим, с помощью каких выразительных средств писатель создаёт образы.

Перечитаем начало сказки: «На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот. Часы щёлкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальне. Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него вздрогнула и повисла в воздухе»

Железный кузнец на часах ведёт себя как живое существо: он «хотел ударить», «рука вздрогнула».

Прочитаем дальше. Есть ли ещё в сказке ожившие предметы?

«Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове — должно быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью. Маша представляла себе, какой был бы переполох, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров»

Чугунные лошади будто только на секунду замерли на крыше театра и в любой момент могут сорваться и с грохотом и звоном помчаться по мостовой. Скульптура человека в воображении Маши тоже наделяется характером:он «должно быть, сильный, смелый и храбрый».

Исполнение музыки в театре для Маши также подобно волшебству: ведь музыка печалится и радуется, весело и громко поёт о счастье, а скрипки, гобои, флейты и тромбоны будто живые, добрые существа.

Представьте себе маленькую девочку, с восторгом глядящую на сцену театра!

Кроме предметов, сама природа предстает в сказке как живое, доброе существо: зима не спит, а сыплет с неба тихий снег; ночь входит в комнату и приказывает всем спать.

Перечитаем эти фрагменты:

«Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою тёплую песню, а зима всё сыпала и сыпала с неба тихий снег. Он летел мимо фонарей и ложился на землю»

«А потом, у себя в доме, когда погасили свет и поздняя ночь вошла в комнату и приказала всем спать, Маша сквозь сон спросила маму…»

Всё вокруг живое и волшебное благодаря фантазии и доброте Маши. Она наделяет все предметы душой и характером. Это удивительная девочка, восприимчивая к красоте.

Для того, чтобы описать, как обычные предметы в воображении Маши становятся волшебными, писатель использует художественный приём — олицетворение. Вы, наверное, уже догадались, как в сказке «одушевить» неживые предметы? Верно, для этого их нужно наделить чувствами, характером, желаниями.

Олицетворение — это художественный прием, изображение неодушевлённого как живого существа.

Перечитайте отрывок и назовите олицетворения:

«Было так тихо, что казалось, всё спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и всё сильнее белел от снега. Не спали только Маша, отопление и зима. Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою тёплую песню, а зима всё сыпала и сыпала с неба тихий снег»

Проверьте: Спал дом, спал сад, спал каменный лев, не спали отопление и зима, отопление пищало песню, зима сыпала снег.

Выражение «не спала Маша» не является олицетворением, так как приём применяется только к неодушевленным предметам и явлениям.

Писатель использует и другие средства выразительности:

Эпитеты: тихий снег, седая ворона.

Сравнения:

— о воробье — как маленький пушистый снаряд;

«Пашка влетал с этими вещами в комнату, бросал их на пол, делал по комнате несколько петель и стремительно, как маленький пушистый снаряд, исчезал за окном»

— счастливые сны и сказки сыплются на людей, как снег.

«И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки»

Контраст: чёрное небо — белый снег

Во всех этих выражениях слова используются в переносном значении.

Вспомним, как значение слова называется прямым, а какое — переносным.

Значение слова — это то, что слово обозначает. Например, слово «рукав» обозначает деталь одежды.

Прямое значение слова прямо указывает на предмет значение (признак, действие). Как в нашем примере: в прямом значении слово «рукав» обозначает деталь одежды.

Переносное значение слова как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо сходству. Например, рукав реки. В этом примере слово «рукав» употребляется в переносном значении и обозначает «отдельное русло реки, вновь впадающее в ту же реку ниже по течению». Действительно, рукав реки похож на рукав платья, потому что отделился от главного русла.

Перечитаем еще раз примеры средств выразительности:

Седая ворона

Ворона кажется седой, потому что серый цвет ее оперения напоминает седину. И писатель называет ее старой.

Тихий снег.

Тихий он потому что улица пуста, Маше не слышно ни звука, и кажется, будто снег действительно старается не шуметь, чтобы не разбудить нянюшку и не отвлечь Машу.

Слова «седая» и «тихий» использованы в переносном значении, так как обозначаю признак не прямо, а в сравнении с другим. А вот сочетания слов «каменные колонны», «медная наковальня», «стеклянный букет» употребляются в прямом значении, потому что обозначают предмет и материал, из которого он сделан.

Итак, средства выразительности помогают писателю изобразить обычный мир как сказочный и так показать душевные качества Маши, потому что именно её глазами читатель видит всё, что происходит в сказке.

Разбор типового тренировочного задания

Вспомните имена героев сказки, установите соответствия:

Распределите слова по графам таблицы:

Слова в прямом значении

Слова в переносном значении

седая ворона

чугунные лошади

сытая жизнь

каменные колонны

счастливые сны

стенные часы

стеклянный букет

торопливый звон

Ответ:

Слова с прямом значении

Слова в переносном значении

стенные часы

чугунные лошади

каменные колонны

стеклянный букет

торопливый звон

седая ворона

сытая жизнь

счастливые сны

стенные часы

Разбор типового контрольного задания

Впишите название художественного приема, который используется в отрывке:

1 вариант

«…звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих»_____________

Ответ:

олицетворение

2 вариант

«…выдалбливают из щелей кусочки замёрзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряную обёртку от конфет»________________

Ответ:

эпитет

Ответы на вопросы: Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 55-56.

УМК «Школа России»

«Были и небылицы» К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

Смотри также:

Ответы на вопросы учебника к сказке «Растрёпанный воробей»

1. Что произошло в театре? Попробуй пересказать эпизод о появлении воробья с хрустальным букетиком. Запиши план. Определи, будет ли это пересказ подробный, выборочный или краткий.

В театре воробей принёс букетик и отдал его маме.

План пересказа сцены в театре:

  1. Бархатный занавес
  2. Золушка и музыка
  3. Восторг зрителей
  4. Непонятные слёзы
  5. Растрёпанный воробей
  6. Хрустальный букет
  7. Смех мамы

Пример подробного пересказа сцены в театре для 3 класса

Вздрогнули струны на всех музыкальных инструментах. Тяжёлый бархатный занавес пополз в сторону и Маша увидела нарядную комнату, в которой суетились уродливые сёстры и мачеха, а машина мама Золушка ходила в стареньком платье.

Потом был дворец, на ступеньках которого Золушка потеряла свою туфельку. И очень было хорошо, что музыка радовалась и печалилась за маму. Сам дирижёр был так занят помощью Золушке, что ни разу не обернулся в зал.

В зале было много детей, с блестящими от восторга глазами. Даже старый капельдинер вытирал глаза от слёз, так хорошо танцевала мама.

Когда спектакль кончился, зрители недоумевали, почему в это самое счастливое время на глазах Золушки блестят слёзы.

И вдруг в зрительный зал вылетел растрёпанный воробей. Он словно побывал в жестокой драке, а в его клюве блестела хрустальная веточка..

Воробей подлетел к Золушке и мама протянула к нему руку. На руку упал хрустальный букет, который мама приколола на платье. А воробей взлетел к потолку и сел на люстру.

Золушка кланялась зрителям и смеялась. А Маша не узнавала свою маму, такой она была счастливой.

2. Какими мыслями автор хотел поделиться с читателями? Запиши диалог с другом.

— Я думаю, что автор хотел сказать, что за добро платят добром.

— Маша спасла воробья, а Пашка отбил у вороны букет.

— А жадность только вредит.

— Точно, ворона была жадной и её побили воробьи.

3. В рассказе «Растрёпанный воробей» животные описаны как люди. Ворона наделена скупым, сварливым характером. Проследи, как описывается воробей Пашка.

Сперва Пашка предстаёт беспризорником, невесёлой жизни воробьём. Потом он благодарный, бесстрашный и решительный.

4. Найди в тексте слова (олицетворения) в которых предметы одушевляются. Например: не спали только Маша, отопление и Зима.

Примеры олицетворений из рассказа «Растрёпанный воробей»

Спит всё кругом: весь дом и сад, каменный лев.

Отопление пищало песню.

Машины овсом не кормятся. а пьют ядовитую воду.

Кузнец рассердился и хотел ударить Пашку.

Музыка печалилась и радовалась.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Как найти в тексте рассказа «Растрепанный воробей» слова олицетворения?

Литературное чтение 3 класс Как найти в тексте слова олицетворения, в которых предметы одушевляются? Например: не спали только Маша, отопление и зима.

1 ответ:



1



0

Слова олицетворения — это такие слова, которыми предметы становятся живыми, то есть одушевляются.:

lETM7puVPpe4Orv5Tc5I4TxHgGzZgX4.png

Чтобы правильно ответить на это задание выпишите предложения из текста, где автор делает предметы живыми существами.

Читайте также

Дышат

1)Поглощают кислород

и

4)Выделяют углекислый газ

Деньги возникли очень давно. Представим такую ситуацию. Один из древних людей поймал много рыбы, а другой собрал много ягод.Рыболов захотел поесть ягод, а другому нужна рыба.Что они будут делать? Конечно, они обменяются. А в другой раз рыболов принес на обмен свой улов, а тот человек ещё не успел собрать ягоды. Как же им меняться? Всё чаще стали возникать такие ситуации. Они привели к появлению денег.

Первые деньги были совсем не похожи на нынешние.В роли денег выступали разноцветные камешки, раковины многих видов моллюсков, и даже продукты питания, в разных странах было по-разному.

А когда люди научились выплавлять металлы, появились деньги в виде медных, железных, серебряных монет. Эти монеты были самых различных форм, размера и названия. У каждого государства были свои монеты. Так, на Руси в древние времена рубль был в виде бруска серебра массой в 200 грамм. На такой рубль можно было много чего купить.

Очень интересно как раньше назывались монеты:

1 рубль- целковый, карбованец,тин

50 копеек- полтинник

10 копеек- гривенник

20 копеек -двугривенник

3 копейки — алтын

15 копеек- пятиалтынный

5 копеек — пятак

1 копейка — чешуйка

1 копейка равнялась 2 грошам и 4 полушкам, полушка- это монета достоинством менее копейки. Отсюда и пошло народное выражение «грош цена», то есть бесполезный человек, бесполезный предмет.

Многие знают знаменитую Царь- пушку, а вот ещё есть Царь- монета, которая была отлита из меди в 1771 году достоинством в 1 рубль массой 1кг 24г.

Деревья, в основном, обладают лиственной кроной, которой нужно много питания, в степи с орошением сложно, поэтому и не растут там деревья.

Покаяться — это значит добровольно признаться в том, что ты совершил плохой поступок и сам сожалеешь об этом. Например:

Мама не может найти голубую чашку, спрашивает всех, не видели ли они её. Все молчали, качали головой, но потом младший сын признался, что это он виноват. Он носил друзьям воды напиться, а потом заигрался и забыл эту чашку на скамейке. А когда вспомнил, то её там уже не было. Ему самому было жаль, что его любимая чашка пропала. «Молодец, что хоть покаялся», — похвалила его мама.

В первую очередь, надо написать вообще что это за писатель, чем он знаменит, перечислить пару его известных произведений, потом что-то яркое рассказать из биографических данных, обязательно когда родился и поскольку это отзыв, то пишем свое отношение к нему. То есть составляем определенный план и по нему уже отзыв будет легко написать как того требует учитель в школе.

Пример отзыва про писателя Н.В Гоголя.

Н. В Гоголь родился в первой половине 19 века и многим он запомнился как писатель-мистик, его можно даже назвать пионером в этой области или «русским Алланом По». Мне очень запомнились его произведения — Вий, Вечера на хуторе близ Диканьки и т.д. Его персонажи словно оживают в каком-то своем мистическом мире где полно разных тайн. Возможно, такое направления для своих произведений писатель выбрал потому что сам страдал от большинства разных фобий. В том числе он очень боялся смерти и всего потустороннего. Вокруг его личности, как и вокруг его персонажей много легенд и загадок, тем они притягивает меня.

  • Олицетворение в сказке спящая красавица
  • Олицетворение в сказке сивка бурка пример
  • Олицетворение в сказке о рыбаке и рыбке примеры
  • Оленька рассказ на дзен глава 14
  • Оленьи сказки ирина селиванова книга