Олицетворение в рассказе зорькина песня

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Иланская СОШ № 1» Красноярского края Савельева В.П.

Материалы для подготовки к ЕГЭ и ГИА в 5-6 классах средней школы

Изобразительно-выразительные средства

языка рассказа В.П. Астафьева

«Зорькина песня».

Есть у нашего земляка Виктора Петровича Астафьева удивительный рассказ, включённый им в сборник «Последний поклон», — «Зорькина песня». События, описанные в нём, просты и понятны: ранним утром мальчик и его бабушка идут за земляникой. Но рассказ этот привлекает читателя не богатством событийной стороны. Своим повествованием автор разворачивает перед нами удивительную картину жизни сибирской деревни, родной природы, её неповторимой красоты, её звуков, её многоголосья.

Когда знакомишься с работой мастера, непременно хочется понять: а как же это сделано? Хочется  разглядеть не только мастерски нарисованные картины, но и все краски, «основу»  произведения, его составляющие.

Итак, давайте будем читать вместе.  « Бабушка  разбудила  меня  рано  утром,  и мы пошли  на ближний  увал по землянику.  Огород  наш  упирался  дальним  пряслом  в  увал.  Через   жерди переваливались ветви берез, осин, сосен, одна черемушка катнула под городьбу ягоду, и та взошла прутиком, разрослась на меже среди крапивы и конопляника. Черемушку не срубали, и на ней птички вили гнезда».

Каждый  неискушённый  языковед прежде всего обращает внимание на  лексические («увал» (склон), «прясло» (изгородь), и морфологические диалектизмы: «по землянику», «катнула» и такое ласковое слово «черёмушка». Олицетворения, использованные автором, оживляют картину, порождают движение: «ветви перевалились», «черёмушка катнула».

Тишина ещё царит на земле, но воображение автора при помощи  эпитетов рисует «неповоротливых коров», «приречный луг»:   «Деревня еще тихо спала. Ставни на  окнах были закрыты, не  топились еще печи, и  пастух не выгонял неповоротливых коров за поскотину,  на приречный луг.» Мы видим олицетворение «деревня… спала», диалектизм «поскотина»

 И снова живое движение в картине: «А по лугу стелился туман» (олицетворение), но оно уже осязаемое: «от него мокра  трава», «никли долу цветы куриной слепоты». Авторское слово «приморщили» и развёрнутая метафора делают незабываемым простой цветок: «ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках».

Мы поднимаем взгляд вверх и видим: «Енисей  тоже  был в тумане, скалы на другом  берегу,  будто подкуренные густым  дымом  снизу,  отдаленно проступали вершинами  в поднебесье и словно плыли встречь течению реки». Авторский эпитет «подкуренные», метафора «проступали вершинами в поднебесье», Сравнение с диалектизмом «встречь»(«словно плыли встречь течению реки») – словно карандашный рисунок для портрета великой реки.  

И вот уже повествование захватывает тебя настолько, что встающая перед глазами картина начинает звучать. «Неслышная днем, вдруг обнаружила себя Фокинская речка, рассекающая село напополам. Тихо пробежавши мимо кладбища, она начинала гуркотать, плескаться и картаво наговаривать на перекатах.  И чем  дальше, тем смелей и говорливей делалась, измученная скотом, ребятишками и всяким другим  народом, речка: из нее  брали  воду на поливку гряд, в баню,  на  питье, на  варево  и  парево, бродили по ней, валили в нее всякий хлам,  а она как-то умела и резвость,  и светлость свою сберечь.

     Вот и наговаривает, наговаривает сама с собой, довольная тем, что  пока ее  не  мутят и не баламутят. Но говор  ее  внезапно оборвался  — прибежала речка  к  Енисею,  споткнулась  о  его  большую  воду  и,  как   слишком  уж расшумевшееся  дитя, пристыженно смолкла. Тонкой волосинкой вплеталась речка в  крутые, седоватые  валы  Енисея,  и голос ее сливался  с тысячами  других речных  голосов, и,  капля по капле накопив  силу,  грозно  гремела  река на порогах, пробивая путь к студеному морю, и растягивал Енисей светлую ниточку деревенской незатейливой речки на  многие тысячи верст, и как бы живою жилой деревня наша всегда была соединена с огромной землей».

 Этот удивительный, трогательный  образ создан автором при помощи сравнения «как слишком уж расшумевшееся дитя» и литоты «тонкой волосинкой»,  «светлую ниточку деревенской незатейливой речки». Здесь несколько олицетворений «обнаружила», «гуркотать», «умела и резвость и светлость свою сберечь»,  «наговаривать», «споткнулась», «смолкла», «тонкой волосинкой вплелась» и эпитетов «картаво», «смелей», «говорливей». Значение этой речки для деревни подчёркнуто рядом однородных членов: «из нее  брали  воду на поливку гряд, в баню,  на  питье, на  варево  и  парево», но всегда верный законам правды жизни художник продолжает этот ряд контекстными антонимами («брали…» — «бродили по ней, валили в нее всякий хлам»)…  И несмотря на такое отношение к ней людей великое значение этой «незатейливой», «вилючей» речки подчёркивается сравнением и гиперболой: «на  многие тысячи верст, и как бы живою жилой деревня наша всегда была соединена с огромной землей».

Новый образ – звук топора. Его энергия подчёркивается рядом однородных членов: «возникал», «проносился», «ударялся», «рассыпался».

 «Кто-то  собирался  плыть в  город  и сколачивал салик  на Енисее.  Звук топора возникал на берегу,  проносился поверх, минуя спящее село, ударялся о каменные обрывы  увалов  и, повторившись  под ними,  рассыпался многоэхо  по распадкам». Просыпается деревня, и звучит её сибирский говорок: «салик», «увалы», обогащается он авторским «многоэхо».

Рядом однородных олицетворений изображена жизнь ручья: «рокотал», «гнал», «утихомирился»,«обозначился».

 «Сначала бабушка, а  за нею я пролезли меж мокрых от росы жердей и пошли по распадку вверх  на увалы. Весной  по  этому распадку рокотал  ручей, гнал талый снег,  лесной хлам  и камни в  наш  огород, но летом  утихомирился,  и бурный его путь обозначился до блеска промытым камешником».

 Эпитеты и олицетворение словно оживляют образ тумана: «В  распадке  уютно  дремал  туман,  и  было  так тихо, что  мы  боялись кашлянуть.  Бабушка держала меня за руку  и все крепче, крепче  сжимала  ее, будто   боялась,   что   я   могу   вдруг   исчезнуть, провалиться   в  эту волокнисто-белую  тишину».

 Эпитеты точно передают состояние ребёнка: «боязливо», «живая и тёплая»  «А я  боязливо  прижимался к ней, к  моей  живой и теплой бабушке».

Произведения Виктора Петровича Астафьева богаты изображением мира растений Сибири. Здесь много названий цветов, трав, деревьев, которые сопровождаются меткими эпитетами: травка «ершистая», сыроежки «рыхлые»

«Под ногами шуршала мелкая  ершистая  травка.  В ней желтели шляпки маслят и краснели рыхлые сыроежки».

Названия деревьев звучат с уменьшительно-ласкательными суффиксами («черёмушка», «сосенка», названия цветов даны в их просторечном варианте: «камнеломки», «повилика» (вьюнок), «дедушкины кудри»(ковыль).

     «Местами мы пригибались,  чтобы пролезть под наклонившуюся сосенку, по кустам переплетались камнеломки, повилика, дедушкины кудри».

Ряды однородных членов изображают одну из самых сокровенных сцен —  общение бабушки и внука: «вздрагивал», «ёжился», «облизывал»; «вытирала», «подбадривала», «уверяла». О мире бабушкиных сказок напоминает эпитет «большие — пребольшие».

«Мы запутывались в  нитках цветов, и тогда  из белых чашечек выливались мне за воротник  и на голову студеные капли. Я вздрагивал,  ежился,  облизывал  горьковатые  капли  с  губ,  бабушка вытирала  мою  стриженую  голову ладонью  или  краешком  платка и  с улыбкой подбадривала,   уверяя,   что   от   росы   да   от   дождя   люди    растут большие-пребольшие».

И снова образ тумана. Вокруг него, в нем самом столько колдовских тайн, переданных развёрнутыми эпитетами и сравнениями: «волокнистой куделею», «молочной пеною», «непроглядной, шум не пропускающей мякотью», «белые зачёсы».      

«Туман  все плотнее  прижимался к  земле, волокнистой  куделею  затянуло село,  огороды  и палисадники,  оставшиеся внизу.  Енисей  словно  бы  набух молочной  пеною, берега и сам он заснули, успокоились  под непроглядной, шум не пропускающей мякотью. Даже  на  изгибах Фокинской  речки появились  белые зачесы, видно сделалось, какая она вилючая».

А колдовское действо продолжается. Автор использует безличное предложение с рядом однородных глаголов, усиливающих таинственность, неотвратимость происходящего: «раскатывало», «скручивало», «загоняло»    

«Но  светом  и  теплом  все  шире разливающегося  утра тоньше  и  тоньше раскатывало туманы, скручивало их  валами в распадках, загоняло  в  потайную дрему тайги».

Новые звуки плывут над Енисеем: «гнусаво запела берёзовая пастушья дуда», «откликнулись коровы», «брякнули боталами», «слышен скрип ворот»    

(«Топор на Енисее перестал стучать.  И тут же залилась, гнусаво запела на улицах березовая пастушья  дуда, откликнулись ей со  двора  коровы, брякнули боталами,  сделался слышен скрип  ворот. Коровы  брели  но улицам  села,  за поскотину, то появляясь  в  разрывах тумана, то исчезая в  нем»).

Но по-прежнему мистически звучит олицетворение: «Тень  Енисея раз-другой обнаружила себя».

Отдельным абзацем автор выделяет из текста очень выразительное предложение: «Тихо умирали над рекой туманы». Благодаря инверсии оно звучит как стихотворная строка, а олицетворение «умирали» делает его просто незабываемым.

Мальчик видит этот мир глазами бабушки, которая рассказывала ему много сказок, деревенских историй и поверий, загадывала загадки. Отсюда пришли на страницы его книг диалектизмы: «снежные беляки», «украдчиво», «предутрие», «обращались». («А в распадках  и в тайге они будут  стоять до высокого солнца,  которое хотя  еще и не обозначило себя и  было за  далью  гор, где  стойко держались снежные  беляки,  ночами  насылающие  холод  и  эти вот  густые  туманы, что украдчиво ползли  к  нашему селу в сонное предутрие, но с первыми звуками, с пробуждением  людей  убирались  в лога,  ущелья,  провалы  речек, обращались студеными  каплями и питали собой листья, травы, птах, зверушек и все живое, цветущее на земле»).

Туман «устоявшийся», вода «мягкая, податливая», бредут «медленно и бесшумно» — всё новые и новые краски находит художник для своего полотна. («Мы пробили головами  устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно»).

 И вот оно, долгожданное «вдруг» и снова тайна, но уже тайна рождения нового дня. «Вот туман по грудь  нам,  по пояс,  до  колен, и вдруг  навстречу  из-за  дальних  увалов полоснуло ярким светом, празднично заискрилось, заиграло  в лапках  пихтача, на  камнях,  на валежинах,  на  упругих шляпках  молодых маслят,  в  каждой травинке и былинке». И снова многогранность чуда передаётся рядами однородных членов, выстроенных в последовательном ослаблении метафор: «по грудь нам, по пояс, до колен»  (нисходящая градация), и в этом же предложении градация восходящая: «полоснуло», «заискрилось», «заиграло». Диалектизмы «пихтач», «валежины» рисуют образ тайги.

  Удивительная красота окружающего мира передана метафорой: «встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок» — «Над  моей головой  встрепенулась птичка,  стряхнула  горсть  искорок  и пропела звонким, чистым голосом, как будто она и  не спала, будто  все время

была начеку: «Тить-тить-ти- ти-ррри…».

Словно боязнь спугнуть птичку, нарушить песню заставляет наших героев использовать односоставные и неполные предложения:

     — Что это, баба?

     — Это Зорькина песня.

     — Как?

     —  Зорькина  песня.

Напевной инверсией зачаровывает нас сказовый говор бабушки: «Птичка  зорька утро встречает,  всех птиц  об этом оповещает».

 «И  правда, на голос зорьки — зорянки, ответило сразу несколько голосов — и  пошло, и  пошло!  С неба, с сосен, с берез — отовсюду сыпались на нас искры и  такие же яркие, неуловимые, смешавшиеся в единый хор птичьи голоса». Безличные глаголы «пошло», «пошло» сменяются вполне определённым эпитетами «яркие», «неуловимые» и  субъектом – «единым хором птичьих голосов».

«Их было много,  и  один  звонче другого, и все-таки  Зорькина  песня,  песня народившегося утра,  слышалась  яснее  других.  Зорька  улавливала  какие-то мгновения, отыскивала почти незаметные  щели и вставляла  туда свою  сыпкую, нехитрую, но такую свежую, каждое утро обновляющуюся песню».

 Эпитеты «народившегося» (утра), «сыпкую, нехитрую … свежую,… обновляющуюся» (песню) рисуют образ утра.

Радуются новому дню птицы, спешат «навстречу утру и солнцу» люди:

     «- Зорька поет! Зорька поет! — закричал и запрыгал я.

     —  Зорька  поет,  значит,  утро  идет!  — пропела благостным  голосом бабушка,  и  мы поспешили навстречу утру и  солнцу, медленно  поднимающемуся из-за увалов.» Голос бабушки становится «благостным», лексический повтор «зорька поёт» словно связующая нить поколений, свидетельствующая о высокой духовности связи бабушки и внука.

Чудо происходящего на наших глазах единения человека и природы передают развёрнутые эпитеты «обомлевшие от росы», «притихшие от песен» и великое родство с лесом человека, знающего «в лицо» каждое, «кланяющееся» ему дерево «сосенки, ели, рябины, берёзы и боярки»

(«Нас провожали и встречали  птичьи голоса; нам низко кланялись, обомлевшие  от  росы и притихшие  от  песен,  сосенки, ели, рябины, березы и боярки»).

И вот наши путешественники достигли цели. Солнце, творящее чудо, прикасается ко всему, живущему на земле.  Неповторимые образы помогают создать эпитеты «шершавая», «опалённая» (ягодка) и метафора «руки запахли … яркой зарёю, разметавшейся по всему небу».

«В  росистой траве  загорались  от  солнца красные огоньки земляники.  Я наклонился, взял пальцами чуть шершавую, еще только  с одного бока опаленную ягодку и осторожно опустил ее в туесок. Руки мои  запахли  лесом,  травой  и этой яркой зарею, разметавшейся по всему небу».

 «А  птицы все  так  же  громко  и  многоголосо славили  утро,  солнце, и Зорькина песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в мое сердце и звучала, звучала, звучала…

     Да и по сей день неумолчно звучит».

И снова  метафора и эпитет «птицы громко и многоголосо славили», «песня вливалась в моё сердце».

Лексический повтор «звучала, звучала, звучит» расширяет пространство повествования и многократно повторяется в сердцах читателей и почитателей таланта В.П. Астафьева.

Тема: урок литературное
чтение на родном языке:
В.П.
Астафьев. «Зорькина песня».

Цель:    Знакомство с рассказом Астафьева Виктора Петровича «Зорькина песня»

Задачи:

• развивать представление о скрытом сравнении
(метафоре) как средстве выразительности;

• расширять представление о сфере употребления
слов и выражений (разговорные слова);

• развивать эстетическое чувство при анализе
красот русской природы;

• учить воспринимать выразительность и точность
художественного слова;

Использование модулей:

1. Новые подходы в обучении и преподавании.

 2.  Обучение критическому мышлению.
 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.

4. Использование ИКТ,    в преподавании
образования. 
 5. Преподавание и обучение в соответствии возрастными особенностями
учеников.
 6. Обучение одарённых и талантливых учеников. 
 7. Управление и лидерство в обучении.
 

Ход урока

I. Орг. момент .  Настрой.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

II. Артикуляционная гимнастика.

На доске записан эпиграф:

Солнце, птицы! Блеск и
счастье!
Луг росист, цветет сирень…

— Читает с
разным темпом:

 1 раз — медленно
по слога

2 раз —  в среднем
темпе

3 раз — далее
быстро.

III. Сообщение темы урока. Знакомство с автором .

Сегодня мы познакомимся с творчеством  Астафьева Виктора
Петровича. Послушаем  сообщение вашего товарища о жизни и творчества писателя. (Презентация
в приложении)

Определите
тему урока

 — Прочитаем название
рассказа
«Зорькина песня». Как вы думаете о ком или о чем пойдет рея в рассказе?

 Мозговой штурм в группах, обсуждение.

Разрыв между тем, что знают и не знают

— Проверим ваши предположения.

— Читаем вопросы и отвечаем на них.

1.Как называется рассказ?

2.Кто ее автор?

3. Кто герои рассказа?

4. Что происходило с героями и почему?

5. Чем закончился рассказ??

— Смогло ли название рассказа помочь нам? Почему?

— Как нам действовать дальше? ( читать рассказ)

IV. Работа по теме урока. «Чтение с пометами»

 Работа в группах.

 Расположите пункты плана
рассказа в нужной последовательности

1.Раннее утро.

2.Спящая деревня.

3.Туман.

4.Малая речка.

5.Стук топора.

6.Вверх по увалу.

7.Роса.

8. Солнце.

9.Пение птички.

10. Зорька.

11.Земляника.

1.    
Словарная работа. Работа в
парах

Составьте
пары: устаревшее слово и его обозначение.

1.Увал –
склон, косогор, возвышенность

2.Прясло –
часть изгороди от столба до столба

3.Межа –
непропаханная узкая полоска между полями

    4. Поскотина
– загон для домашнего скота

5.Гуркотеть –
течь, журча

    6. Кудель
– волокнистая часть льна, пеньки

7.Вилючая –
извилистая

4.Знакомство с рассказом

Чтение рассказа « Зорькина песня »  с
остановками.

2.    
Анализ произведения

-Какое
впечатление произвело на мальчика это утро?

Почему оно
так запомнилось?

( Он увидел восход солнца, красоту природы, услышал в первый раз
песню зорянки.)

— «В…
траве загорались от солнца красные огоньки земляники». «Песня пробуждающегося
дня». Песня «вливалась в мое сердце». Есть ли в этих выражениях скрытое
сравнение?

(Красные ягоды
похожи на огоньки. Утро, начало дня сравнивается с пробуждением человека. Звуки
песни сравниваются с чем-то льющимся, текучим. Эти все выражения – скрытое
сравнение, метафора.)

— «Песня… вливалась в мое сердце и звучала, звучала,
звучала». Что выражено здесь повторением слова?

(Выражена
длительность и непрерывность песни, а также то, что слушать ее было приятно.)

-«Студеная роса».
Подберите синонимы. (Холодная)

-Какова главная мысль рассказа: «Зорькина  песня?

 (Нет ничего краше родной земли!)

— Чему нас учит этот рассказ?

( Рассказ учит любить природу, радоваться жизни ,чувствовать
красоту окружающего мира, любить свою Родину, видеть прекрасное,единению с
природой)

5. Физминутка.

6.  Работа в группах. 

1 группа

А какой вам кажется бабушка? Найдите ответ в тексте

Много знающей,  мудрой, доброй.

 «А я боязливо прижимался к ней, к моей живой и теплой бабушке».

2 группа  Каким вы представляете мальчика?

Маленький, немного испуганный, наблюдательный, знает названия
растений, умеет их различать

3 группа Выбери, какие пословицы подходят к рассказу «Зорькина
песня».

-И если есть на свете рай, то это твой родимый край.

-Родной край – и под елью рай.

-Всюду хорошо, а дома лучше.

-Всякому мила своя сторона.

-Птичка-невеличка всегда молодичка.

4 группа Природа в рассказе.

Найдите в рассказе олицетворения .Почему автор использовал этот
прием?

«Уютно дремал туман»,

«берега и сам он (Енисей) заснули»,

«ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках».

 Отчет групп о проделанной работе.

VI. Итог.

РЕФЛЕКСИЯ.

— Я для себя сделал открытие:

— Меня удивило :

— Оказывается, что:

Завершает урок чтение наизусть стихотворения
талантливого поэта Николая Рубцова, большого друга Виктора Астафьева, “Утро”.

Когда заря, светясь по
сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку, 
И свет бежит на улицы деревни,
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети,
Воспрянув духом, выбегу на холм
И все увижу в самом лучшем свете.
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг – везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту, 
Я не создам, наверное, другую.

Проза Астафьева, будь то воспоминания о детстве
или зарисовки, наблюдения, связанные с жизнью природы, дает ощущение полноты
мира.

Рекомендации учителя учащимся .

Найти в библиотеке и прочитать произведения Астафьева Виктора Петровича.

1. Изобразительно-выразительные средства языка рассказа В.П. Астафьева «Зорькина песня».

Изобразительновыразительные средства
языка рассказа В.П.
Астафьева
«Зорькина песня».
Учитель Савельева В.П.
МБОУ «Иланская СОШ №1»
Красноярского края

2.

« Бабушка разбудила
меня рано утром,
и мы пошли на ближний
увал по землянику.
Огород наш упирался дальним пряслом
в увал. Через жерди переваливались
ветви берез, осин, сосен, одна
черемушка катнула под городьбу ягоду,
и та взошла прутиком, разрослась на
меже среди крапивы и конопляника.
Черемушку не срубали, и на ней птички
вили гнезда».

3.

• «Деревня еще тихо
спала. Ставни на
окнах были
закрыты, не
топились еще печи,
и пастух не
выгонял
неповоротливых
коров за
поскотину, на
приречный луг.»

4.

• «Енисей тоже был
в тумане, скалы на
другом берегу,
будто подкуренные
густым дымом
снизу, отдаленно
проступали
вершинами в
поднебесье и словно
плыли встречь
течению реки».

5.

• «Неслышная днем, вдруг
обнаружила себя Фокинская
речка, рассекающая село
напополам. Тихо
пробежавши мимо
кладбища, она начинала
гуркотать, плескаться и
картаво наговаривать на
перекатах. И чем дальше,
тем смелей и говорливей
делалась, измученная
скотом, ребятишками и
всяким другим народом,
речка: из нее брали воду на
поливку гряд, в баню, на
питье, на варево и парево,
бродили по ней, валили в
нее всякий хлам, а она както умела и резвость, и
светлость свою сберечь

6.

• «Кто-то собирался плыть
в город и сколачивал салик
на Енисее. Звук топора
возникал на берегу,
проносился поверх, минуя
спящее село, ударялся о
каменные обрывы увалов и,
повторившись под ними,
рассыпался многоэхо по
распадкам».

7.

• «Сначала бабушка, а за
нею я пролезли меж
мокрых от росы жердей
и пошли по распадку
вверх на увалы. Весной
по этому распадку
рокотал ручей, гнал
талый снег, лесной
хлам и камни в наш
огород, но летом
утихомирился, и
бурный его путь
обозначился до блеска
промытым
камешником».

8.

• «В распадке уютно
дремал туман, и
было так тихо,
что мы боялись
кашлянуть.
Бабушка держала
меня за руку и все
крепче, крепче
сжимала ее, будто
боялась, что я
могу вдруг
исчезнуть,
провалиться в
эту волокнистобелую тишину».

9.

• «Местами мы
пригибались, чтобы
пролезть под
наклонившуюся
сосенку, по кустам
переплетались
камнеломки,
повилика,
дедушкины кудри».

10.

• «Мы запутывались в
нитках цветов, и тогда из
белых чашечек выливались
мне за воротник и на
голову студеные капли. Я
вздрагивал, ежился,
облизывал горьковатые
капли с губ, бабушка
вытирала мою стриженую
голову ладонью или
краешком платка и с
улыбкой подбадривала,
уверяя, что от росы да
от дождя люди растут
большие-пребольшие».

11.

• «Туман все плотнее
прижимался к земле,
волокнистой куделею
затянуло село, огороды
и палисадники,
оставшиеся внизу.
Енисей словно бы
набух молочной пеною,
берега и сам он заснули,
успокоились под
непроглядной, шум не
пропускающей мякотью.
Даже на изгибах
Фокинской речки
появились белые
зачесы, видно
сделалось, какая она
вилючая».

12.

«Топор на Енисее
перестал стучать. И
тут же залилась,
гнусаво запела на
улицах березовая
пастушья дуда,
откликнулись ей со
двора коровы,
брякнули боталами,
сделался слышен
скрип ворот. Коровы
брели но улицам села,
за поскотину, то
появляясь в разрывах
тумана, то исчезая в
нем».

13.

• «Вот туман по грудь
нам, по пояс, до
колен, и вдруг
навстречу из-за
дальних увалов
полоснуло ярким
светом, празднично
заискрилось, заиграло
в лапках пихтача, на
камнях, на валежинах,
на упругих шляпках
молодых маслят, в
каждой травинке и
былинке».

14.

• «Над моей головой
встрепенулась
птичка, стряхнула
горсть искорок и
пропела звонким,
чистым голосом,
как будто она и не
спала, будто все
время была начеку:
«Тить-тить-тити-ррри…».

15.

«Нас
провожали и
встречали
птичьи голоса;
нам низко
кланялись,
обомлевшие от
росы и
притихшие от
песен, сосенки,
ели, рябины,
березы и
боярки».

16.

• «В росистой траве
загорались от солнца
красные огоньки
земляники. Я
наклонился, взял
пальцами чуть
шершавую, еще только
с одного бока
опаленную ягодку и
осторожно опустил ее
в туесок. Руки мои
запахли лесом,
травой и этой яркой
зарею, разметавшейся
по всему небу».

17.

• «А птицы все так
же громко и
многоголосо
славили утро,
солнце, и Зорькина
песня, песня
пробуждающегося
дня, вливалась в
мое сердце и
звучала, звучала,
звучала… Да и по
сей день неумолчно
звучит».

18. В презентации использованы фотографии с сайта

 Изучение в школе творчества одного из
талантливых писателей современности Виктора
Петровича Астафьева дает возможность обогатить
учащихся не только приобщением к творческому
миру очень самобытного автора, но и знакомством с
истинно народной жизнью, с ее духовностью и
моральной стойкостью. В этом неоценимую помощь
учителю оказывает повесть “Последний поклон”,
где проявились лучшие качества прозы писателя.
Каждый рассказ этой замечательной книги –
нравственный урок, своеобразная “затесь”
становления личности. Герои естественны, чужды
какой – либо надуманности, лишены литературного
лоска, поэтому они и близки читателю, особенно
юному. Вся повесть (особенно ее первая книга)
пронизана радостным ощущением полноты бытия.
Увидеть сказку в обычной жизни поможет небольшая
лирическая миниатюра “Зорькина песня”, которую
мы читаем в 5 классе, помимо программного
“Васюткиного озера”. Урок проводится после
изучения рассказов В. Бианки и М. Пришвина в
разделе “Родная земля в стихах и прозе 20 века”.
Вид урока – творческая мастерская.

Цели урока:

– расширение представления учащихся о
пейзажной живописи и языковом мастерстве
писателя; знакомство с понятием “лирическая
проза”;
– выработка умений работы с художественным
текстом и создания своего текста;
– воспитание культуры общения.

К уроку ученики выполняют опережающие
домашние задания (групповые) одна группа готовит
стенд – выставку об Астафьеве; вторая –
рекомендацию рассказов из “Последнего поклона”
(“Монах в новых штанах”, “Ангел – хранитель” в
форме рекламы, “Ночь темная – темная” в форме
инсценировки) индивидуальные задания: выучить
наизусть стихотворение Н. Рубцова “Утро” и
подготовить сообщение о содержании “Последнего
поклона”. Всем ученикам было предложено
принести цветные карандаши или фломастеры.

На доске записан эпиграф:

Солнце, птицы! Блеск и счастье!
Луг росист, цветет сирень…

А. Майков.

Начинает урок вступительное слово
учителя: “Рассказ, который мы сегодня прочитаем,
раскроет вам еще одну грань таланта В.П.
Астафьева: его дар замечательного пейзажиста.
Совсем недавно мы с вами познакомились с его
замечательным Васюткой , пережили вместе с ним
его приключение. Сегодня мы увидим Астафьева –
тонкого лирика, удивительно нежно и трепетно
относящегося к родной природе. Вы помните, что он
знает и любит тайгу, уважает ее законы. И герои
его произведений такие же. Откуда это знание,
почитание, любовь? Они начинаются с детства,
природы, что тебя окружает, людей, рядом с
которыми ты живешь, или с обычного летнего утра,
неповторимого и прекрасного, когда ты обнаружил
свое единение с природой, почувствовал себя ее
частичкой, приобщился к ее тайне. И оно, это утро,
врезалось тебе в память, будоражит и волнует всю
жизнь.

Отсюда начинается любовь к родине,
земле. Человек начинает замечать красоту даже в
обычных лопухах и картошке. Таким человеком был
Виктор Астафьев, до конца жизни не переставший
восхищаться природой. Таким он стал благодаря
своей бабушке Катерине Петровне, деду Илье
Евграфовичу и всем родным и близким людям,
которые окружали его в детстве. Это они научили
его любить свою землю и людей, которые трудятся
на ней. И спустя многие годы, уже прошедший через
суровые жизненные испытания, Виктор Астафьев
поклонится этим людям в пояс, до земли, в своей
книге “Последний поклон”. Здесь он оживил
картины своего детства и милых, дорогих его
сердцу людей”.

Далее следует сообщение ученика о
книге “Последний поклон” (место действия,
персонажи, главный герой), в ходе сообщения
используются материалы выставки. Затем ученикам
предлагаем подумать , что означает фамилия
Потылицын ( если затрудняются с ответом, можно
разобрать слово по составу). После короткого
обсуждения приходим к мысли, что “Потылицын”
происходит от словосочетания “ в поте лица”, а
это выражение относится к людям, которые честно
трудятся (обычно говорят: работать в поте лица).
Учениками делается предположение, что в книге
главные герои – очень трудолюбивые люди, которые
честно зарабатывают свой хлеб.

Затем подготовленные ученики делают
рекомендацию книги “Последний поклон” в форме
рекламы. Они показывают книгу, иллюстрации.
Приведем их выступление:

– Я прочитал рассказ “Монах в новых
штанах”. Это рассказ о том, как герой мечтал о
новых штанах. В далекие тридцатые годы обновка
была большим праздником. К намеченному сроку, дню
рождения, штаны сшиты не были, потому что бабушка
серьезно заболела. Но как только ей стало лучше,
она принялась за них. Уже на второй день они были
готовы. Мальчик надел их, чистую рубаху,
починенные сапоги и отправился на заимку к
дедушке. Витя шел через всю деревню, и каждый
встречный восхищался им, хвалил бабушку. Но Вите
не удалось похвастать своим видом дедушке. Что
этому было причиной, вы узнаете, когда прочитаете
рассказ до конца.

Второй ученик: “Я зачитаю отрывок из
рассказа “Ангел – хранитель”: “Шарик, которого
бабушка звала насмешливо ангелом – хранителем…
помочился на веник под рукомойником” ( дальше
читает со слов: “Я те удозорю…” до “…под
крыльцом”). Эта история про хитрую собачку
начиналась не так весело. Каким было начало и
почему обычная дворняжка стала ангелом –
хранителем, вы узнаете, прочитав этот
замечательный рассказ”.

Следующая группа учащихся
инсценировала эпизод из рассказа “Ночь темная –
темная”. Далее учитель читает рассказ “Зорькина
песня” (5–7 минут). По ходу чтения проводится
словарная работа: салик – это три – четыре
бревна, связанные между собой, используется как
плавсредство; поскотина – загон для домашнего
скота; кудель – волокнистая часть льна, пеньки.

После чтения даем понятие “лирическая
проза”. Обращаем внимание на простоту сюжета:
его можно пересказать в одном предложении. В
основе рассказа лежит не событие как таковое, а
чувство, внутреннее состояние героя. Такое
эпическое произведение, где дается описание
чувств, настроений героя, то есть его душевное
состояние, называется лирической прозой.
Определение записывается в тетрадь. Затем
переходим к обсуждению рассказа. Ученикам
предлагается подумать над такими вопросами:

Какое впечатление произвело на
мальчика это утро? (Неизгладимое, рассказчик
помнит это утро, уже будучи взрослым человеком).

Почему оно так запомнилось? (Он увидел
восход солнца, красоту природы, услышал в первый
раз пение зорянки).

Каким вы представляете мальчика?
(Маленький, немного испуганный, наблюдательный,
знает названия растений, умеет их различать).

А какой вам кажется бабушка? (Много
знающей, мудрой, доброй).

Действительно, бабушка научила внука
не только различать разные растения, но и
замечать красоту окружающей природы. Посмотрим в
тексте, какой предстает природа: “Фокинская
речка, как расшумевшееся дитя…”, “…дремал
туман”, “тихо умирали туманы”, “ромашки
приморщили белые ресницы на желтых зрачках”.
Природа в рассказе живая, одушевленная. Как
называется такой прием в литературе? Почему
автор использует олицетворение? Так он
показывает свое отношение к ней: он любит ее,
воспринимает как живое существо. Кроме мальчика
и бабушки , в рассказе есть еще два очень ярких
образа: кто они? Это образ Енисея и Фокинской
речки. Автор наделил их человеческим характером.
Какими они вам представляются? Устно нарисуйте
их ответ. Енисей кажется седым старцем, а
Фокинская речка – маленькой девочкой. Делаем
вывод по данному этапу урока: художественное
мастерство Астафьева так велико, что мы можем
ярко и образно представить описанную им картину
природы.

Предлагаем ученикам карточки с
фрагментами художественных произведений с
описанием восхода:

“Солнце наконец взошло; тонко заржала
в лугах лошадь, и как-то необыкновенно быстро
посветлело, порозовело все вокруг; еще
отчетливей стала видна седая роса на елках и
кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал
неохотно открывать стога сена. …Как славно и
легко дышится… (Ю.П. Казаков “Тихое утро”).

“С самого раннего утра небо ясно;
утренняя заря не пылает пожаром: она разливается
кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не
раскаленное, как во время злой засухи, не тускло
– багровое, как перед бурей, но светлое и
приветно – лучезарное, мирно всплывает под узкой
и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в
лиловый ее туман. Верхний, тонкий край
растянутого облачка засверкает змейками, блеск
их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять
хлынули играющие лучи, – и весело, и величаво,
словно взлетая, поднимается могучее светило”
(И.С. Тургенев “Бежин луг”).

“Не успел я отойти двух верст, как уже
полились кругом меня по широкому мокрому лугу и
спереди меня по зазеленевшим холмам, от лесу до
лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по
сверкающим, обагренным кустам, и по реке,
стыдливо синевшей из-под редеющего тумана,
полились сперва алые, потом красные, золотые
потоки молодого, горячего света… Все
зашевелилось, проснулось, запело, зашумело,
заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись
крупные капли росы” (И.С. Тургенев “Бежин луг”).

“Где-то в вершине соседней речки, за
лесами, за подтаежьем обозначило себя солнце. Еще
ни единый луч его не прошил острой иглой овчину
тайги, но по небу во всю ширь расплылась размоина,
и белесая глубь небес все таяла, таяла, обнажая
блеклую, прозрачно-льдистую голубизну, в которой
все ощутимей глазу или другому, более памятному и
восприимчивому зрению, виделась пока несмелая,
силы не набравшая теплота. Живым духом полнилась
округа, леса, кусты, травы, листья. …Солнце разом
во всем сиянии поднялось над лесом, пробив его из
края в край пуками ломких спиц, раскрошившихся в
быстро текущих водах Опарихи” (В.П. Астафьев
“Капля”).

“И вдруг навстречу из-за дальних
увалов полоснуло ярким светом, празднично
заискрилось, заиграло в лапках пихтача, на
камнях. На валежинах, на упругих шляпках молодых
маслят, в каждой травинке и былинке” ( В.П.
Астафьев “Зорькина песня”).

“На восточной окраине аласа лес
наподобие пилы зубьями вверх. Пики сосен черны,
валуны льдисто – зелены, а небо наливается алым
жаром, отчего котловина аласа светлеет на глазах,
все больше алых искр вспыхивает в воздухе и под
ногами. И вдруг, словно пробив головой горизонт,
над лесом появляется наконец солнце: “Люди, ура!
Я здесь! Вот оно я!” (С.П. Данилов “Бьется
сердце”).

Для выполнения первого задания класс
делится на группы по четыре человека, после того
как одна группа справилась со своим заданием, она
обменивается с другой группой карточками. Таким
образом, все шесть карточек должны быть
разобраны всеми группами. Задание: выписать из
отрывков слова и словосочетания, наиболее ярко и
полно характеризующие восход солнца, обозначая
авторов. Так составляется словарь тематических
слов. Представитель от каждой четверки
зачитывает свой словарь, остальные проверяют,
дописывают. После того, как все ученики
справились с заданием, им предлагается другое:
отдельно выписать слова, которые есть во всех
отрывках. Это слова: свет, тепло, весело, алый.

Третье задание: продолжить
ассоциативный ряд (3–4 слова). Четвертое задание:
подобрать однокоренные слова к слову “солнце”.
Следующее задание: написать текст на тему
“Солнце” (5–6 предложений), можно
проиллюстрировать. Дети пишут с увлечением,
затем желающие зачитывают свой текст, их работы
оценивают сами ученики, при этом каждый должен
обосновать свое решение (задача учителя –
проследить за корректностью высказываний и
объективностью оценок).

Работы пятиклассников, конечно же,
несовершенны в плане стилистики и логики, зато
они искренни, эмоциональны. Приведем некоторые
работы учащихся:

“Солнце – это самое теплое слово на
свете. Солнце – это лето, каникулы, радость. Когда
светит солнце, всем хорошо: и людям, и растениям, и
животным. Без него не было бы жизни на земле.
Пусть всегда светит солнце!” (Женя К.).

“Много – много миллионов лет светит
солнце. Оно светило и тогда, когда на Земле еще
ничего не было, и динозаврам, и первобытным людям,
и сейчас оно нас всех согревает. Я где – то
слышал, что через какое – то время оно может
погаснуть или взорваться. Но я думаю, через много
лет люди, может быть, даже наши дети, станут еще
умнее и придумают какой – нибудь выход” (Миша Б.).

“Я никогда не видела восход солнца.
Наверное, это очень красиво. Летом, когда всей
семьей поедем на рыбалку на речку Нюйку, я
обязательно посмотрю, как начинается утро. Может
быть, потом смогу описать рассвет в своем
сочинении. А с помощью цветных карандашей не
передашь красоту солнца: таких цветов нет. Я
лучше сама увижу, потом опишу” (Кристина К.).

В итоге оценивается работа каждого в
группе, исходя из степени его участия в
выполнении задания, культуры поведения, при этом
учитывается мнение лидера группы.

На заключительном этапе еще раз
обращаемся к эпиграфу урока и говорим о том, что в
какое бы время ни жили поэты, писатели, к каким
группам, сословиям ни относились, больших
русских писателей объединяло одно: их
неподдельная, непреходящая любовь к родной
земле, природе. На уроке дети приобщились к
великой тайне рождения писательского слова и
сами поработали над созданием текста,
почувствовали силу и красоту родного языка.
Завершает урок чтение наизусть стихотворения
талантливого поэта Николая Рубцова, большого
друга Виктора Астафьева, “Утро”.

Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни,
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети,
Воспрянув духом, выбегу на холм
И все увижу в самом лучшем свете.
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг – везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую.

Проза Астафьева, будь то воспоминания
о детстве или зарисовки, наблюдения, связанные с
жизнью природы, дает ощущение полноты мира.
Светлые , полные любви страницы книги “Последний
поклон”, главы из которой предлагаются к
изучению в среднем звене, учат школьников видеть
чудесное и доброе в людях и помогают им открыть
для себя красоту родной природы, ее чистоту и
непогрешимость.

В старших классах, изучая повесть
“Пастух и пастушка”, рассказ “Людочка”, роман
“Царь – рыба”, молодой человек начинает
постигать сложность человеческих отношений,
нравственные законы жизни. Заставляя задуматься
над проблемами войны и мира, взаимосвязи
человека и природы, проблемами гуманизма и
отношения к насилию, произведения В.П. Астафьева
являются мощным стимулом для духовного роста
личности.

В. П. Астафьев. Зорькина песня. Отрывок

Бабушка разбудила меня рано утром, мы попели по землянику…

Деревня ещё тихо спала.

На лугу стелился туман, и была от него мокра трава, и ромашки приморщили белые ресницы на жёлтых зрачках.

Было так тихо, что мы боялись кашлянуть. Бабушка держала меня за руку, будто боялась, что я могу вдруг исчезнуть в этой белой тишине, а я прижимался к ней, к моей живой и тёплой бабушке.

Местами мы низко пригибались, чтобы пролезть под наклонившуюся сосенку. И тогда из белых чашек цветков выливалась мне за воротник и на голову студёная роса.

Я вздрагивал, ёжился, облизывал горьковатые капли с губ.

Бабушка вытирала мою голову ладонью, уверяла, что от росы да от дождя люди растут большие-большие.

Мы брели по туману, выбрели из него медленно и бесшумно. Вот он уже по грудь нам, по пояс, до колен, и вдруг навстречу плеснулось яркое, и празднично заискрилось, заиграло в лапах пихтача, на камнях и в каждой травинке.

Над моей головой встрепенулась птичка и пропела звонким, чистым голосом, как будто она и не спала, будто всё время была начеку: «Тить-тить-тить-рри-и…»

– Что это, баба? – спросил я шёпотом.

– Это зорянкина песня.

– Как?

– Зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц об этом оповещает.

И правда, на голос зорьки (так в наших краях называют зорянку) ответило сразу несколько голосов – и пошло, пошло! С неба, с сосен, с берёз – отовсюду слышались птичьи голоса. Их было много, и были они один звонче другого, и всё-таки Зорькина песня слышалась громче, яснее всех.

– Зорька поёт! Зорька поёт! – закричал я и запрыгал неизвестно отчего.

– Зорька поёт, значит, утро идёт, – сказала бабушка, и мы поспешили навстречу этому утру и солнцу. Нас провожали и встречали птичьи голоса.

В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники. Я наклонился, взял пальчиками шершавую ягодку и осторожно опустил её в кружку.

А птицы всё так же громко и многоголосо славили утро и солнце, и Зорькина песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в моё сердце и звучала, звучала, звучала…

• 1. Почему рассказ называется «Зорькина песня»?

• 2. Зорянка, зорька. Объясни, почему так зовут эту птичку.

• 3. «Ромашка приморщила белые ресницы на жёлтых зрачках». Как ты понимаешь это выражение? Скажи об этом другими словами. А как интереснее, выразительнее?

• 4. «Птичка зорька утро встречает, всех птиц об этом оповещает». «Зорька поёт, значит, утро идёт». Почему эти выражения звучат складно? Можно ли назвать эти выражения народными приметами?

• 5. Прочитай в тексте, как мальчик с бабушкой шли в тумане. Почему мальчик прижимался к бабушке? Приходилось ли тебе видеть туман? А идти в тумане? Расскажи, где и как это происходило.

Народные приметы

Туман стелется утром по воде – к хорошей погоде, подымается вверх – к дождю.

Туман исчезает после восхода солнца – будет хорошая погода.

Над лесом стоит туман – будет дождь.

Пословица

Ласточка день начинает, соловей кончает.

Загадка

На лесной поляне

Красуется Татьяна,

Алый сарафан,

Белые крапинки.

Прочитай загадку выразительно. Голосом передай, как красива Татьяна в алом сарафане.

Русская народная песня

Пошли девушки в лес по ягоды.

Ой ли, ой да люли,

В лес по ягоды.

Не за калиной, не за малиной —

Всё за чёрною за смородиной.

Ой ли, ой да люли,

Всё за чёрною за смородиной.

Все подруженьки понабралися,

Только я, млада, не набрала ничего.

Ой ли, да люли,

Не набрала ничего.

Не набрамши, горько плакала,

Горько плакала, подруг кликала:

Вы подруженьки, мои голубушки,

Вы по горсточкам, по пригоршенькам

Вы дополните-ка моё лукошечко.

Ой ли, да люли,

Моё лукошечко!

Как у вас ли у всех родны матушки —

У меня ли, у младой, неродная мать,

Неродная мать, злая мачеха.

• 1. Какие ты знаешь русские народные сказки, где героиня – девочка-сирота?

• 2. Какое отношение народа к сиротам выражено в произведениях устного народного творчества?

3. Прочитай выразительно текст. Это народная песня, поэтому читать надо плавно, не спеша.

Загадки

– Чёрная?

– Нет, красная.

– А почему она белая?

– А потому что зелёная.

В лес иду – пустым пусто,

А из лесу – густым густо.

Стоит Егорка

В красной ермолке[16].

Кто ни пройдёт —

Всяк поклонится.

Стоит дерево мохнато,

В мохнатом-то гладко,

А в гладком-то сладко.

• Отгадай загадки. Объясни, по каким признакам загаданы предметы.

Когда будешь отгадывать первую загадку, вспомни, какие ягоды бывают и красными, и чёрными, и даже белыми.

Пословица

Век живи, век учись.

Астафьев В., рассказ «Зорькина песня»

Жанр: рассказ о природе

Главные герои рассказа «Зорькина песня» и их характеристика

  1. Мальчик, рассказчик. Любопытный, добрый, веселый, радостный.
  2. Бабушка. Умная, добрая, любящая.

План пересказа рассказа «Зорькина песня»

  1. Раннее утро
  2. Спящая деревня
  3. Туман
  4. Малая речка
  5. Стук топора
  6. Вверх по увалу
  7. Роса
  8. Солнце
  9. Пение птички
  10. Зорька
  11. Земляника

Кратчайшее содержание рассказа «Зорькина песня» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Бабушка повела мальчика на увал за земляникой, когда все еще спали.
  2. Туман стоял над деревней, и в этом тумане слышно было как шумит на перекатах Малая речка.
  3. Туман опускался, а в деревне проснулся пастух и побрели по улицам коровы.
  4. Мальчик услышал пение птички и бабушка сказала, что это поет зорька.
  5. Послышалось пение других птиц, но зорька пела громче и звонче всех.
  6. И мальчик радовался утру и собирал спелую землянику.

Главная мысль рассказа «Зорькина песня»
Нет ничего краше родной земли.

Чему учит рассказ «Зорькина песня»
Рассказ учит любить природу, радоваться жизни. Учит чувствовать красоту окружающего мира, любить свою Родину. Учит видеть прекрасное. Учит единению с природой.

Отзыв на рассказ «Зорькина песня»
Мне понравился этот рассказ и особенно понравилось романтичное настроение мальчика, который смог оценить всю прелесть раннего утра и птичье пение. И которому поэтому стало легко и хорошо. Только в такие минуты человек познает, что такое настоящее счастье.

Пословицы к рассказу «Зорькина песня»
И если есть на свете рай, то это твой родимый край.
Родной край — и под елью рай.
Всюду хорошо, а дома лучше.
Всякому мила своя сторона.
Птичка-невеличка всегда молодичка.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Зорькина песня»
Рано утром мальчик с бабушкой отправились на увал за земляникой. Деревня еще спала и даже пастух еще не выводил коров. На лугу стоял туман и даже Енисей был в тумане. Зато Малая речка, разделявшая деревню, вдруг заговорила на перекатах. Да стук одинокого топора раздавался от Енисея, где-то кто-то сколачивал мостки.
Мальчик и бабушка тихонько пролезли меж жердин и стали подниматься на увал.  Бабушка крепко держала внука за руку, а тот жался к ней, словно в испуге.
А под ногами в траве желтели шляпки маслят и краснели сыроежки.
Иногда мальчику приходилось пригибаться, пролезая под сосенкой и тогда роса капала ему на голову. Но туман опускался все ниже, его скручивало и разматывало теплом начинавшегося утра.
Топор на Енисее смолк, а в деревне заиграл пастуший рожок. По улицам побрели коровы.
Мальчик и бабушка поднимались выше и вот они пробили туман. Где-то рядом запела незнакомая птичка.
Мальчик спросил, что это, и бабушка ответила, что это зорькина песня. Что птица зорька встречает зарю и оповещает об этом других птиц. И действительно повсюду начало раздаваться птичье пение, но зорькина песня слышалась громче и яснее других.
Мальчик радостно заскакал по траве и закричал «Зорька поет!»
А бабушка сказала, что зорька поет, значит утро идет.
И вот уже показались ягоды земляники и мальчик стал набивать ими рот. А над ним раздавалась зорькина песня, проникала в сердце и наполняла все вокруг.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Зорькина песня

Бабушка разбудила меня рано утром, и мы пошли в тайгу по землянику. Огород наш упирался дальним краем в тайгу. Через жерди переваливались ветви берез, осин, сосен, особенно разрослась черемуха. Черемуху не срубали, и на ней птички вили гнезда.

Деревня еще тихо спала. Ставни на окнах были закрыты, не топились печи, и пастух не выгонял неповоротливых коров на приречный луг.

А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки прикрыли белые ресницы на желтых зрачках.

Енисей тоже был в тумане, скалы на другом берегу отдаленно проступали вершинами в поднебесье.

Неслышная днем, вдруг обнаружила себя речка, рассекающая село напополам. Она шумела, плескалась на перекатах. И чем дальше, тем смелей и говорливей делалась. Но говор ее внезапно обрывался — прибежала речка к Енисею, споткнулась о его большую воду и пристыженно смолкала. Тонкой волосинкой вплеталась речка в крутые, седоватые валы Енисея, и голос ее сливался с тысячами других речных голосов, и, капля по капле накопив силу, грозно гремела река на порогах, пробивая путь к студеному морю.

Мы с бабушкой пошли по расщелине вверх к тайге. Весной по этой расщелине рокотал ручей, гнал талый снег, лесной хлам и камни в наш огород, но летом утихомирился, и бурный его путь обозначился до блеска промытым камешником.

В расщелине уютно дремал туман и было так тихо, что мы боялись кашлянуть. Бабушка держала меня за руку и все крепче, крепче сжимала ее, будто боялась, что я могу вдруг исчезнуть, провалиться в эту волокнисто-белую тишину. А я боязливо прижимался к ней.

Туман все плотнее прижимался к земле, волокнистой куделек» затянуло село, огороды и палисадники, оставшиеся внизу.

Но светом и теплом все шире разливающегося утра тоньше и тоньше раскатывало туманы, скручивало их валами в расщелине, загоняло в потайную дрему тайги.

Запела на улицах березовая пастушья дуда, откликнулись ей со двора коровы. Тихо умирали над рекой туманы.

А в расщелине и тайге они будут стоять до высокого солнца, которое хотя еще и не обозначило себя за далью гор, но с первыми звуками убирались в ущелья, провалы речек, обращались студеными каплями и питали собой листья, травы и все живое, цветущее на земле.

Мы шли в тумане, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно. Вот туман по грудь нам, по пояс, до колен, и вдруг навстречу полоснуло ярким светом, празднично заискрилось, заиграло в лапках пихт, на камнях, на упругих шляпках молодых маслят, в каждой травинке и былинке.

Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела звонким, чистым голосом, как будто она и не спала, будто все время была начеку: «Тить-тить-ти-ти-ррри».

Что это, баба?

Это Зорькина песня.

Как?

Зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц об этом оповещает.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

И, правда, на голос зорьки ответило сразу несколько голосов — и пошло, пошло! С неба, с сосен, с берез — отовсюду сыпались на нас яркие, неуловимые, смешавшиеся в единый хор птичьи голоса. Их было много, и один звонче другого, и все-таки Зорькина песня, песня народившегося утра, слышалась яснее других.

И мы поспешили навстречу утру и солнцу, медленно поднимающемуся из-за тайги. Нас провожали и встречали птичьи голоса; нам низко кланялись обомлевшие от росы сосенки, ели, березы.

В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники. Я наклонился, взял пальцами чуть шершавую, еще только с одного бока опаленную ягодку и осторожно опустил ее в корзинку. Руки мои запахли лесом, травой и этой яркой зарею, разметавшейся по всему небу.

А птицы все так же громко и многоголосо славили утро, солнце, и Зорькина песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в мое сердце и звучала, звучала, звучала. (578 слов)

По В. Астафьеву

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Родные березы

Заболел я однажды, и мне дали путевку в южный санаторий, где я никогда еще не бывал. Меня уверили, что там, на юге, у моря, все недуги излечиваются быстро и бесповоротно. Но плохо больному человеку, везде плохо, даже у моря под южным солнцем. В этом я убедился очень скоро.

Какое-то время я с радостью первооткрывателя бродил по набережной, по приморскому парку среди праздной толпы, и не раздражали меня пока ни это массовое безделье, ни монотонный шум моря, ни умильные, ухоженные клумбочки с цветами. Но уже через неделю мне стало здесь чего-то недоставать, сделалось одиноко, и я начал искать чего-то. Чего искал — сам не ведал.

Часами смотрел я на море, пытаясь обрести успокоение, наполненность душевную и тот смысл и красоту, которые всегда находили в пространстве моря художники, бродяги и моряки.

Море нагоняло на меня еще большую тоску мерным, неумолчным шумом. В его большом и усталом дыхании слышалась старческая грусть. Вспененные волны перекатывали камни по берегу, словно бы отсчитывая годы. Оно много видело, это древнее, седобровое море, и оттого в нем было больше печали, чем веселости.

Впрочем, говорят, что всяк видит и любит море по-своему. Может, так оно и есть.

В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех сторон мира. Встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я- то думал, что они растут лишь в кадках в домах. Воспетые в восточных одах, широко стояли платаны и чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, темные и задумчивые, и днем и ночью мудро молчали. Непорочными, какими-то невероятно театральными цветами были обвешаны магнолии.

И пальмы, пальмы. Низкие, высокие, разлапистые. В расчесах пальм жили воробьи и ссорились, как обитатели коммунальной квартиры, всегда и всем недовольные, если даже удавалось им свить гнездо в кооперативной квартире или на райской пальме. Понизу стелились и прятались меж деревьев кусты, бесплодные, оскопленные ножницами. В гуще кустов росли кривые карликовые деревца с бархатистыми длиннопа-лыми листьями. Их покорность, еле слышное перешептывание напоминали тихих красавиц из загадочной арабской земли.

Кусты, деревья, все эти заморские растения, названий которых я не знал, удивляли, но не радовали. Должно быть, открывать и видеть их надо в том возрасте, когда снятся далекие страны и тянет куда-то убежать. Но в ту пору у нас и сны и мечты были не об этом, не о далеких странах, а о том, чтоб свою как-то уберечь от цивилизованных разбойников двадцатого века.

Долго бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три березки толщиною в детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут березы в этих местах. Но они стояли на полянке в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Березы и в нашихто лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и все-таки от них нельзя было оторваться глазу. Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

Садовник широкодушно высвободил место березам в этом тесном парке, где обязательно кто-то и кого-то хотел затмить, а потом и задушить. Березы часто поливали, чтобы не сомлели и не умерли они от непосильного для них южного солнца.

Березки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа, березовые веники, без которых не обходилась ни одна баня. И всю зиму березовый веник верно служил свою службу людям.

Ах, как сладко пахнет береза! (595 слов)

По В. Астафьеву

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Олеся кондратьева сказки темного леса
  • Олицетворение в рассказе барсучий нос
  • Олеся какое значение имеет место действия рассказа олеся
  • Олина кукла как пишется
  • Олеся июньских дней рассказ