Олицетворения в сказке пушкина сказка о царе салтане

Тема:« Сказки А.С.Пушкина.Рифма в стихотворении .»

Тема:« Сказки А.С.Пушкина.Рифма в стихотворении .»

Наиболее известные сказки А.С,Пушкина: Песнь о Вещем Олеге Сказка о золотом петушке Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях Сказка о попе и о работнике его Балде Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди У лукоморья дуб зелёный

Наиболее известные сказки А.С,Пушкина:

Песнь о Вещем Олеге

Сказка о золотом петушке

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

У лукоморья дуб зелёный

 Три девицы под окном  Пряли поздно вечерком.  «Кабы я была царица, —  Говорит одна девица, —  То на весь крещеный мир  Приготовила б я пир».  «Кабы я была царица, —  Говорит ее сестрица, —  То на весь бы мир одна  Наткала я полотна».  «Кабы я была царица, —  Третья молвила сестрица, —  Я б для батюшки-царя  Родила богатыря».

Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря».

Добро- оно кроткое, терпеливое, довольствуется отведенной долей. Зло завистливо, неуемно, нетерпеливо, до всего проявляет интерес.

Добро- оно кроткое, терпеливое, довольствуется отведенной долей. Зло завистливо, неуемно, нетерпеливо, до всего проявляет интерес.

Средства выразительности в сказке: Свет о белке правду бает ;  Это чудо знаю я;  Полно, князь, душа моя ,  Не печалься; рада службу  Оказать тебе я в дружбу».  С ободренною душой  Князь пошел себе домой;  Лишь ступил на двор широкий —  Что ж? под елкою высокой ,  Видит, белочка при всех  Золотой грызет орех,  Изумрудец вынимает,  А скорлупку собирает,  Кучки равные кладет  И с присвисточкой  поет  При честном при всем народе :  Во саду ли, в огороде.  Изумился князь Гвидон.  «Ну, спасибо, — молвил он, —  Ай да лебедь — дай ей боже,  Что и мне, веселье то же ».    Олицетворение : Плещешь ты, куда захочешь,  Ты морские камни точишь,  Топишь берег ты земли,  Подымаешь корабли —  Не губи ты нашу душу:  Выплесни ты нас на сушу!»  И послушалась волна:  Тут же на берег она  Бочку вынесла легонько  И отхлынула тихонько. пушки … кораблю пристать велят, … он бежит себе в волнах На раздутых парусах

Средства выразительности в сказке:

Свет о белке правду бает ; Это чудо знаю я; Полно, князь, душа моя , Не печалься; рада службу Оказать тебе я в дружбу». С ободренною душой Князь пошел себе домой; Лишь ступил на двор широкий — Что ж? под елкою высокой , Видит, белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладет И с присвисточкой поет При честном при всем народе : Во саду ли, в огороде. Изумился князь Гвидон. «Ну, спасибо, — молвил он, — Ай да лебедь — дай ей боже, Что и мне, веселье то же ».

Олицетворение :

Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли — Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!» И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько.

пушкикораблю пристать велят,

он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Словесно-художественный образ является незаменимым средством, при помощи которого поэты создают в нашем сознании сложные переживания , идеалы и мысли. На основе единого идейно-художественного представления можно осмыслить особенности поэтического произведения.  Рассмотрим всю лексико - синтаксическую систему авторской образной речи сказки.

Словесно-художественный образ является незаменимым средством, при помощи которого поэты создают в нашем сознании сложные переживания , идеалы и мысли. На основе единого идейно-художественного представления можно осмыслить особенности поэтического произведения.

Рассмотрим всю лексико — синтаксическую систему авторской образной речи сказки.

Средства выразительности русского языка Эпитеты Олицетворения Сравнения Гипербола Метафоры

Средства выразительности русского языка

Эпитеты

Олицетворения

Сравнения

Гипербола

Метафоры

Эпитеты:

  • крещеный  мир
  • тихонько  заскрыпела
  • красная  девица
  • пир  честной
  • царицей  молодой
  • честные  гости
  • кровать  слоновой кости
  • Государевой  жене
  • добра  коня
  • неведому  зверюшку
  • царева  возвращенья
  • законного  решенья
  • Допьяна  поят
  • суму  пустую
  • гонец  хмельной
  • Тайно  бросить
  • царску  волю
  • злую  долю
  • синем  небе
  • синем  море
  • горькая  вдовица
  • волна  гульлива  и  вольна
  • морские  камни
  • широком  поле
  • Дуб  зеленый
  • добрый  ужин
  • тугой  лук
  • снурок  шелковый
  • лук  дубовый
  • Тонку  тросточку
  • Стрелкой  легкой
  • дело  лихо
  • Клёв  кровавый
  • Гибель  близкую
  • могучий  избавитель
  • частыми  зубцами
  • белыми  стенами
  • святых  монастырей
  • Оглушительный  трезвон
  • Хор  церковный
  • колымагах  золотых
  • Пышный  двор
  • Княжей  шапкой
  • раздутых  парусах
  • знакомом  острову
  • Город  новый златоглавый
  • крепкою  заставой
  • Чорнобурыми  лисами
  • славного  Салтана
  • душой  печальной
  • бег  дальный
  • текучих  вод
  • Лебедь  белая
  • князь  прекрасный
  • день  ненастный
  • желанная  страна
  • грустной  думой
  • остров крутой, не  привальный , не  жилой
  • пустой  равниной
  • дубок  единый
  • Чудный  остров
  • Подмигнув  лукаво
  • орешки  не простые
  • скорлупки  золотые
  • чистый  изумруд
  • Распроклятая  мошка
  • Чудо  чудное
  • двор  широкий
  • елкою  высокой
  • честном  народе
  • хрустальный  дом
  • донскими  жеребцами
  • путь  далек
  • Усмехнувшись  исподтиха
  • Море вздуется  бурливо
  • шумном  беге
  • красавцы  удалые
  • Великаны  молодые
  • молвить  справедливо
  • Гости  умные
  • витязи  морские
  • братья  родные
  • Славный  город
  • вод  морских
  • Тяжек  воздух
  • сама-то  величава
  • Старой  бабушки
  • Пораздумай  путем
  • душою  страстной
  • царевною  прекрасной
  • вздохнув  глубоко
  • белой  груди
  • милой  матушке
  • Дочь  послушную
  • иконой  чудотворной
  • главою  покорной
  • лазоревой  дали
  • Матушка  родная
  • княгиня  молодая
  • Незнакомой  стороне
  • веселый  пир

Сравнения: ,,И царица над ребёнком, как орлица над орлёнком.

Сравнения:

,,И царица над ребёнком, как орлица над орлёнком.» ,,А сама-то величава, выступает будто пава» ,, Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих как день ненастный“.

Метафоры:

бездну вод — в глубокую воду

край долины — далеко в долину

грезы ночи — ночные мечты, видения или сны

маковки церквей — купол у церкви

по равнинам Окияна — по морю

Олицетворения из «Сказки о мертвой царевне» 1 Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой? 2 Месяц, месяц, мой дружок , Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? 3 Братец мой, Отвечает месяц ясный, — Не видал я девы красной. На стороже я стою Только в очередь мою. Без меня царевна, видно, Пробежала 4 Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море , Всюду веешь на просторе, Не боишься никого , Кроме бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ее 5 Постой, — Отвечает ветер буйный.

Олицетворения из «Сказки о мертвой царевне»

1 Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой?

2 Месяц, месяц, мой дружок , Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?

3 Братец мой, Отвечает месяц ясный, — Не видал я девы красной. На стороже я стою Только в очередь мою. Без меня царевна, видно, Пробежала 4 Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море , Всюду веешь на просторе, Не боишься никого , Кроме бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ее 5 Постой, — Отвечает ветер буйный.

Эпитеты- образное определение, характеризующее свойство. Качество. Понятие. явление Сравнение- сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. Олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевленные предметы. Метафора- переносное значение слова, основанное на сходстве. Гипербола - художественное преувеличение.

Эпитеты- образное определение, характеризующее свойство. Качество. Понятие. явление

Сравнение- сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.

Олицетворение — перенесение свойств человека на неодушевленные предметы.

Метафора- переносное значение слова, основанное на сходстве.

Гипербола — художественное преувеличение.

Для поэтических произведений Пушкина важна не просто насыщенность произведений эпитетами, метафорами и олицетворениями, но и особенное фольклорное наполнения каждого средства выразительности. Так, эпитеты становятся фольклорно-метафоричными: “… Cловно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица:…Здравствуй, красная девица,-Говорит он,- будь царица И роди богатыря мне к исходу сентября…; И привез гонец хмельной В тот же день приказ такой..;…Сын продумал: добрый ужин Был бы нам , однако, нужен… и др. Фольклорный эпитет имеет особенность находиться в составе эпических формул-фразеологизмов: Батюшка-царь,голубушки-сестрицы, гости-господа, лук дубовый, клев кровавый, грусть-тоска, душой печальной, гости-господа и др., которые сложились в глубокой древности и сохранившихся благодаря совмещению , соединению функций, эпических формул, которые являются ритмомелодической единицей.

Для поэтических произведений Пушкина важна не просто насыщенность произведений эпитетами, метафорами и олицетворениями, но и особенное фольклорное наполнения каждого средства выразительности. Так, эпитеты становятся фольклорно-метафоричными:

“… Cловно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица:…Здравствуй, красная девица,-Говорит он,- будь царица И роди богатыря мне к исходу сентября…; И привез гонец хмельной В тот же день приказ такой..;…Сын продумал: добрый ужин Был бы нам , однако, нужен… и др.

Фольклорный эпитет имеет особенность находиться в составе эпических формул-фразеологизмов:

Батюшка-царь,голубушки-сестрицы, гости-господа, лук дубовый, клев кровавый, грусть-тоска, душой печальной, гости-господа и др.,

которые сложились в глубокой древности и сохранившихся благодаря совмещению , соединению функций, эпических формул, которые являются ритмомелодической единицей.

Большое значение в произведениях занимают эпический формулы со значением древних предметов , которые образно показывают устройство древнего города: Кровать слоновой кости, пышный двор встречает их; Город новый златоглавый, Пристань с крепкою заставой…  Колоративная лексика- специальное средство усиления эффекта восприятия: Красная девица, в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут, море синее кругом (постоянные эпитеты в значении цвета),...дуб зеленый, лебедь белая, алы губки, белы ручки, честные гости. Яркая образность усиливается многообразием таких живописных красок.

Большое значение в произведениях занимают эпический формулы со значением древних предметов , которые образно показывают устройство древнего города:

Кровать слоновой кости, пышный двор встречает их; Город новый златоглавый, Пристань с крепкою заставой…

Колоративная лексика- специальное средство усиления эффекта восприятия:

Красная девица, в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут, море синее кругом (постоянные эпитеты в значении цвета),…дуб зеленый, лебедь белая, алы губки, белы ручки, честные гости.

Яркая образность усиливается многообразием таких живописных красок.

Также огромно разнообразие литературных эпитетов: C ободренною душою, во мгле печальной, душою страстной.  Поэт наполняет речь народными суждениями, а именно пословицами, поговорками и др. Изречениями: «Жена не рукавица: c белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь; красная девица, дело лихо, пир честной, правду бают или лгут; объехали весь свет, это горе – все не горе.» Таким образом , в “Cказке о царе Салтане” использованы разные типы эпитетов: метафорические( златоглавый, пышный), колоративный( синий, белый, зеленый, золотой, изумруд), литературные и фольклорные, то есть постоянные ( фигуры речи-анафоры).

Также огромно разнообразие литературных эпитетов:

C ободренною душою, во мгле печальной, душою страстной.

Поэт наполняет речь народными суждениями, а именно пословицами, поговорками и др. Изречениями:

«Жена не рукавица: c белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь; красная девица, дело лихо, пир честной, правду бают или лгут; объехали весь свет, это горе – все не горе.»

Таким образом , в “Cказке о царе Салтане” использованы разные типы эпитетов: метафорические( златоглавый, пышный), колоративный( синий, белый, зеленый, золотой, изумруд), литературные и фольклорные, то есть постоянные ( фигуры речи-анафоры).

Проведи сравнительный анализ двух сказок А.С.Пушкина в поведении героев: “ Cказка о царе Салтане” и “Cказка о рыбаке и рыбке”.  Сравнивается неуемность озлобленности героев « ткачихи, поварихи и сватьей бабой Бобарихи” и «старухи у разбитого корыта».

Проведи сравнительный анализ двух сказок А.С.Пушкина в поведении героев:

Cказка о царе Салтане” и “Cказка о рыбаке и рыбке”.

Сравнивается неуемность озлобленности героев « ткачихи, поварихи и сватьей бабой Бобарихи” и «старухи у разбитого корыта».

Оценим наши знания За каждый правильный ответ 2 балла Вопрос -ответ 1. Сказка – это фольклорное произведение? 2. Какие признаки фольклора тебе известны?  3. Устаревшие, старорусские слова, малоупотребительные встречаются чаще всего в каких жанрах?  4. Слова “ушат, корыто, лукошко, гусельцы”- можно определить как малоупотребимые, редкие? р 6. Объясни значение слов: бить-колотить, натренькивать, кот-колоброд.

Оценим наши знания

За каждый правильный ответ 2 балла

Вопрос -ответ

1. Сказка – это фольклорное произведение?

2. Какие признаки фольклора тебе известны?

3. Устаревшие, старорусские слова, малоупотребительные встречаются чаще всего в каких жанрах?

4. Слова “ушат, корыто, лукошко, гусельцы”- можно определить как малоупотребимые, редкие?

р

6. Объясни значение слов: бить-колотить, натренькивать, кот-колоброд.

А ТЕПЕРЬ РАЗМИНКА !!!

А ТЕПЕРЬ РАЗМИНКА !!!


8

Сказка Пушкина о царе Салтане .Помогите найти :Эпитет ,олицетворение ,сравнение ..

1 ответ:



0



0

Сравнение: царь-государь, голубушки-сестрицы, царь-отец, царевич-спаситель, царевич- избавитель,ядра-чистый изумруд, гости-господа, княгиня-диво, княгиня-пава , матушка-княгиня,богатыри-красавцы, богатыри-великаны

Читайте также

<span> Во время, описанное А.С. Пушкиным в «Капитанской дочке», положение на Руси было очень сложным. В 1760 — 1770-е гг. по стране прокатилась мощная волна выступлений крестьян, казаков, работных людей. Это было связано с усилением крепостного права. Особое беспокойство императрицы Екатерины II вызывали выступления казачества. Со времён Ивана Грозного на окраинах империи стали образовываться поселения вольных людей — казаков. Со временем казаки стали особым слоем русского общества, живущим по своим законам. Казаки причиняли много беспокойства властям, так как значительную роль в их жизни играл разбой. Пытаясь добиться стабильности на границах государства, Екатерина II начала наступление на казачество. Ограничивалось казацкое самоуправление, правительство стало вводить армейские порядки в казацких частях. В частности, яицкие (уральские) казаки были лишены права беспошлинного лова рыбы, добычи соли. Одним из вооружённых выступлений против нового режима и стала «пугачёвщина». Емельян Пугачёв, предводитель крестьянского восстания, является главным историческим персонажем в повести «Капитанская дочка». Он — беглый донской казак лет сорока, выдающий себя за покойного царя Петра III. При появлении Пугачёва в повести часто возникает тревожная, загадочная атмосфера: метель, взятие крепости, крестьянский бунт. Впервые мы встречаем его во время бури, в которую попал главный герой повести, Пётр Гринёв. «Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал продвигаться нам навстречу. Через две минуты мы поравнялись с человеком.» Он показывает себя как человек умный, находчивый и хорошо знающий местность. «Сторона мне знакомая, — отвечал дорожный, — слава Богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперёк. Да вишь, какая погода: как раз собьёшься с дороги. Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет да небо прояснится: тогда найдём дорогу по звёздам.» «- В самом деле, — сказал я, — почему думаешь ты, что жило недалече? — А потому, что ветер оттоле потянул, — отвечал дорожный, — и я слышу, дымом пахнуло; знать, деревня близко.» Позже, когда Пугачёв проводил Гринёва с Савельичем на постоялый двор, мы слышим иносказательный разговор бродяги и хозяина умёта о делах народного бунта: «»Эхе, — сказал он, — опять ты в нашем краю! Отколе Бог принёс?» — Вожатый мой мигнул значительно и ответил поговоркою: «В огороде летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком — да мимо. Ну, а что ваши?» » Да что наши! — отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. — Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.» «Молчи, дядя, — возразил мой бродяга, — будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит!» Внешность Пугачёва Гринёв описывает так: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.» Словом, это был никакой не царь, а обычный русский человек, беглый казак, которому надоело быть в подчинении, но, несомненно, богатый духовно.</span>

Объяснение:

Царица Тамара продолжала деятельность царя Давида IV Строителя и способствовала широкому распространению христианства по всей Грузии, строительству храмов и монастырей

В честь царь Тамары назван астероид (326) Тамара, открытый в 1892 году.

Имя царицы Тамары носит Аэропорт имени Царицы Тамары, расположенный вблизи посёлка Местиа.

В городе Ахалцихе установлен памятник Тамаре.

В 2009 году Парламент Грузии учредил государственную награду Орден Царицы Тамары.

Мы много знаем о войне .Наша  страна пережила одну из самых страшных войн на земле- войну с фашизмом.Ещё живы воины .защищавшие родину в те годы .Их боль и горечь воспоминаний невозможно передать .Да ,война — это страшно .Страшно всем и всегда ..Юлия Друнина знает ,о чём  пишет .Она была на войне ..О событиях войны рассказывали многие писатели и поэты .О страхе мало кто говорил ,но мы  и без этого знаем ,что на войне страшно.
      Вспоминается эпизод из романа Толстого «Война и мир».В первом бою Николай Ростов испытал чувство ужаса и страха,вместо  того ,чтобы стрелять ,он бросил пистолет в противника.Такое вот боевое крещение!Да ,на войне страшно .Но ,по мнению Толстого ,герой тот .кто несмотря на страх .выполняет свой долг .Так ведёт себя маленький капитан Тушин ,так ведёт себя А.Болконский .И даже Пьер ,сугубо гражданский человек ,во время Бородинского сражения подносит ящики со снарядами ,не думая о страхе.Но моим любимым героем,всегда побеждавшим и победившим в войне ,является герой повести Шолохова «Судьба человека «-Андрей Соколов .Сколько раз смотрел он смерти в лицо и не струсил ,»этот русский чудо — человек».Попав в плен ,он совершил несколько побегов,его рвали сторожевые  собаки ,били смертным боем ,а он вставал и возрождался .Как  бесстрашный герой .ведёт себя Соколов в кабинете Мюллера ,коменданта концлагеря .И он победил ! Он поразил противника стойкостью .смелостью .отвагой .Ему даровали жизнь .А Соколов всё же убежал из пена ,прихватив с собой «языка».Вот это настоящий герой .Ещё более ярко показано мужество героев войны в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие».Мы видим ,как сражаются и гибнут молодые красивые ,полные жизни девушки ,которых позвала на свою защиту родина.И если Рита и  Женя хоть что — то знали о военной жизни ,то Галя Четвертак и Соня Гурвич  погибли ,потому что были неопытны ,их страшил бой с шестнадцатью обученными и вооружёнными до зубов десантниками .Но никто не струсил ,не убежал .Девушки сражались и погибли как герои .Вечная им память .Женщины сражались ,чтобы убить войну ,чтобы другие девушки могли рожать и растить детей .Это был бой «местного значения»,но из таких боёв ,где каждый  был героем ,сложилась наша общая победа,где никто «не постоял за ценой»На войне встречались и трусы и предатели .Герой повести В.Быкова «Сотников» партизан Рыбак предал всех ,спасая свою шкуру .Но не трусы и предатели выигрывают войны .Их выигрывают герои и храбрецы,которые ,преодолев  страх .исполнили свой долг

Я согласен…так как чувства всегда перебарывают человека,особенно такое чувство как любовь…не смотря на то каким бы человек не был патриотом ,если он по настоящему любит,то он конечноже выберит любовь,а не долг

<span>Атор повести на стороне добра; стоит отметить, что он не осуждает Андрея за его предательство, но и не хвалит; а вот Остапа и Тараса автор восхваляет за их горячую любовь к родине. Поэтому нельзя сказать на чьей стороне автор точно.</span>

Урок внеклассного
чтения в 5 классе

по произведению
А.С. Пушкина

«Сказка о царе
Салтане…»

Цель урока: — учить
ребят работать со словом, видеть роль и значение каждого слова в пушкинском
тексте;

— закрепить навык
выразительного чтения;

— продолжить работу
с понятиями «ритм» и «рифма», ввести понятия «прозаической» и «стихотворной»
речи, подчеркнуть различия между ними; активизировать знания ребят о том, что
такое «сюжет» произведения, подчеркнуть различие между авторской (литературной)
и народной сказкой;

— дать первые
сведения об изобразительных средствах языка: эпитете, сравнении, метафоре.

  1. Беседа по
    творчеству поэта.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас
с вами урок внеклассного чтения по произведению

А.С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане…».

На предыдущем уроке мы читали с
вами статью о творчестве поэта. Давайте вспомним, что мы знаем об Александре
Сергеевиче Пушкине.

Что вы знаете о
родителях А.С. Пушкина?
(Мальчик родился в дворянской семье. Его
родители, Надежда Осиповна Ганнибал и Сергей Львович Пушкин, были людьми не
только хорошо образованными, но и поклонниками литературы, поэзии. Часто у них
собирались литераторы, а родной дядя Пушкина, Василий Львович, был автором
довольно известной в то время комической поэмы «Опасный сосед». Своим детям родители
дали хорошее образование.)

В каком учебном
заведении учился А.С. Пушкин?
(Первоначальное образование он получил,
как и большинство дворянских детей, дома. У него были хорошие учителя. Он много
читал. В 1811 году он поступил в Царскосельский Лицей, в котором учились дети
из знатных дворянских семей России).

Кто привил ему
любовь к русской речи, к русскому языку, к русской истории? (
Бабушка
Мария Алексеевна Ганнибал, которая часто рассказывала внукам историю их предков
и была первой наставницей Пушкина в русском языке).

От кого будущий
поэт впервые услышал русские народные сказки?
(От своей няни
Арины Родионовны Яковлевой. В письме друзьям он рассказывал об услышанном от
няни и добавлял: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма»).

  1. Беседа по
    содержанию сказки.

Вернёмся к «Сказке о царе
Салтане…». Это сокращённое название сказки. Кто мне скажет, как
полностью называется это произведение?
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

Да, раньше принято было давать
сказкам подробные, длинные названия, в которых перечислялись главные
действующие лица. О каких главных действующих лицах пойдёт речь в этом
произведении?
(О царе Салтане, о царевиче Гвидоне, о царевне Лебедь).

*Обратите внимание, что слово
«Лебедь» здесь женского рода и склоняется по образцу существительных 3
склонения. А в современном русском языке? (Существительное мужского
рода, 2 склонения).

Не удивительно, ведь сказка была
написана в 1831 году, то есть 178 лет назад. За это время русский язык
претерпел некоторые изменения, поэтому в тексте встретятся слова, которые вышли
уже из активного употребления, так называемые устаревшие слова. По ходу чтения
мы будем с вами выписывать их в тетрадь.

Сюжет этой
сказки Пушкин услышал от няни. Но он не просто записал русскую народную сказку,
а переделал её, добавив другие фольклорные образы и свои, личные, авторские,
детали, поэтому эта сказка авторская, литературная, а не
народная. Что такое литературная сказка? (Литературная сказка
авторское художественное произведение, в основе которого лежит вымышленная
история, объединяющая элементы действительности и фантазии).

Кстати, давайте вспомним, что
такое сюжет.
(Сюжет – это развитие событий в художественном
произведении).

Я прочитаю вам сюжет этой сказки в
том виде, в каком его впервые услышал от няни Пушкин. А вы внимательно слушайте
и ответьте на вопрос: Какие новые события и новые герои появились в сказке
Пушкина.

(Некоторый царь задумал жениться,
но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал однажды разговор трёх сестёр.
Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит,
cредняя –
что государство одним куском сукна оденет, младшая – что с первого года родит
царю 33 сына. Царь женился на младшей и уехал на войну. После 9 месяцев царица
родила 33 мальчика, 34 уродился чудом: ножки по колено серебряные, ручки по
локотки золотые, во лбу звезда, а в заволоке месяц. Послали известить о том
царя. А мачеха царя подменила письмо, написав, что родилась неведомая зверушка.
Царь опечалился, но приказал ничего не предпринимать до его возвращения. Мачеха
царя опять подменила царский указ и приказала приготовить две бочки. В одну
посадить 33 царевича, а в другую – мать с чудесным сыном. Всех бросили в море.

Мать с сыном долго плавали по морю.
Наконец, море выкинуло их на берег.

       
Матушка,
благослови меня на то, чтоб рассыпались обручи и мы вышли на свет божий, —
говорит сын.

       
Господь
тебя благословит, сынок.

Обручи рассыпались, они вышли на
свет божий. Сын построил на острове город и стал в нём править.

Едут мимо корабельщики. Юноша как
узнал, что едут они к турецкому султану государю Султану Султановичу,
оборотился в муху и полетел вслед за кораблём. Мачеха хочет его поймать, а он
не даётся. Корабельщики рассказывают султану о новом государстве и об отроке
чудесном, а мачеха говорит: «Тоже мне чудо, чудо вот что: у моря лукомория
стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт –
сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт».

Царевич прилетел домой и с
благословения матери перенёс перед дворец чудесный дуб.

Новый корабль. То же опять. Тот же
разговор у Султана. Царь опять хочет ехать, а мачеха его не пускает. «Что это
за чудо, — говорит она, — вот, что чудо: за морем стоит гора, а на горе два
борова, боровы грызутся, а меж ними золото и серебро сыплются».

Царевич прилетел домой и с
благословения матери перенёс перед дворец и это чудо.

Третий корабль. То же самое. Мачеха
опять не пускает царя ехать. «Что за чудо, — говорит она, — вот, что чудо: из
моря выходят 33 отрока точь-в-точь равные и голосом, и волосом, и лицом, и
ростом, а выходят они из моря только на один час».

Тужит мать об остальных своих
сыновьях. Царевич с её благословения берётся их отыскать. «Нацеди ты, матушка,
своего молока, замеси 30 лепёшечек», — говорит он. Так они и сделали. Идёт он к
морю. На берегу оставляет одну лепёшку.

Море всколыхнулось, и вышли из него
33 юноши, а с ними старик. Один из них и съел лепёшку. «Эх, — говорит он
братьям, — раньше мы не знали материнского молока, а теперь узнали». Но старик
погнал всех в море. На следующий день вышли они из моря, каждый съел по лепёшке
и они признали своего потерянного брата. А на третий день вышли они уже без
старика, и царевич привёл всех братьев к матери.

Четвёртый корабль. Опять
корабельщики перечисляют чудеса, которые есть на острове. Мачехе уж и возразить
нечего. Царь Султан едет на остров, узнаёт свою жену и детей и возвращается с
ними домой, а мачеха от злости и досады умирает).

Так какие новые
события и новые герои появились в сказке Пушкина?
(Повариха, ткачиха
и сватья баба Бабариха;  появилась царевна Лебедь и белка, которая поёт
песенки… )

А какие исчезли? (изменено
имя царя: не Султан, а Салтан; нет чудесного отрока, вернее он выглядит как
обычный ребёнок; и 33 богатыря не являются его братьями; нет знаменитого кота
учёного, он появится в прологе к поэме «Руслан и Людмила»; нет боровов, которые
дрались, а между ними сыпалось золото, вместо них белка).

Вывод: на основе
народного сюжета А.С. Пушкин создал литературную сказку.

Сейчас мы будем читать с вами
текст. Есть ещё одно отличие няниной сказки и сказки Пушкина – пушкинская
сказка написана стихами. Давайте вспомним, чем стихотворная речь отличается
от прозаической.
(Стихотворная речь имеет ритм и рифму). Давайте найдём
рифмы в первых 6 строчках сказки
(окном-вечерком, царица-девица, мир-пир).

В текстах, которые лежат у вас на
партах некоторые строки пропущены, попробуем помочь поэту  восстановить их,
посмотрим, что у нас получится, попробуем быть сопоэтами.

А сейчас выразительно читаем
текст
, по ходу чтения выписывая устаревшие слова и определения к данным
существительным. (В тетради и на доске начерчена таблица, которая заполняется
по ходу чтения

Устаревшие слова

(слова, вышедшие из активного
употребления)

Образное определение,
которое выделяет в предмете какую-то характерную черту

(эпитет)

По ходу
чтения выписываем устаревшие слова и формы слов и объясняем их лексическое
значение, в случае затруднения пользуемся «Толковым словарём»; устаревшие
слова: светлица, сени, сватья, аршин, сума, бояре, величать, венчать
княжьей шапкой, колымага, престол, царские палаты, венец, баять, дьяк
приказный, латы;
устаревшие формы слов: блещут вместо блестят; град 
вместо город; злато вместо золото; брег вместо берег).

Красна  
девица

честной 
пир

добрый   
конь

синее      
небо

синее      
море

широкое 
поле

тугой     
лук

златоглавый 
город

белая     
лебедь

честной 
народ

сладка    
речь

широкий 
двор

  1. Комментированное
    чтение  отрывков сказки.

 Как вы понимаете фразы:

а) Сына бог им дал
в аршин (преувеличение
, то есть очень крупного; понятие гипербола
пока не вводим);

И растёт ребёнок
там не по дням, а по часам
(обычно так говорят, когда ребёнок растёт
быстро, используя приём преувеличения, но у Пушкина нет
преувеличения, у него, как и положено в сказке ребёнок вырос за один день);

б) И царица над
ребёнком, как орлица над орлёнком
(кружится вокруг него, не оставляет
его ни на минуту; тут важна ещё одна мысль: каждая мать любит своё дитя; любовь
одной сравнивается с любовью другой);

Словно горькая
вдовица, плачет, бьётся в ней царица
(горе царицы, которую при живом
муже вероломно разлучили с ним сопоставимо с горем женщины, потерявшей любимого
мужа; опять сравнение);

Здравствуй, князь
ты мой прекрасный! Что ты
тих, как день ненастный?
(интересное сравнение, ведь ненастные дни не всегда тихие: бушует
ветер, льёт дождь; но, может быть, автор имел ввиду, что на улице пустынно, не
слышно человеческой речи; улицы тихи и пустынны);

А сама-то
величава, выступает, будто пава; сладку речь-то говорит, будто
реченька журчит
 
(идёт медленно, величественно, словно
павлин, гордо несёт свою голову; а речь негромкая, приятная для слуха,
убаюкивающая, словно ручеёк журчит; сравнение);

в) Что означает слово чудесить? (творить
что-то чудное, необычное, непонятное людям);

Привальный остров (остров,
где можно сделать привал, остановиться; слово, по-видимому, придуманное
Пушкиным);

С присвисточкой
поёт
(то
есть присвистывая, по-видимому, придуманное Пушкиным);

Вполпьяна (то есть
полупьяного; чтобы не нарушить ритмических рисунок стихотворения, поэт придумал
однокоренное слово; слух не режет, понятно о чём речь);

г) Вот открыл
царевич очи, отрясая грёзы ночи…
(грёзы ночи — сны, которые
мы как бы стряхиваем с ресниц, когда просыпаемся);

А ткачиха с
Бабарихой да с кривою поварихой около царя сидят. Злыми жабами глядят.(Кривой,
окривевший

разговорное слово, то есть тот, у кого видит только один глаз, а другого либо
нет, либо он опух, заплыл и не видит. Взгляд их напоминает взгляд злых жаб. Это
тоже сравнение, но скрытое, не развёрнутое.)

…Тридцать три
богатыря; в чешуе, как жар горя…
(почему богатыри в
чешуе? Потому что живут в море? Полулюди-полурыбы? Может быть, а может быть,
речь о другом: кольчуга витязей плелась из мелких металлических пластинок, они
прикреплялись одна к одной наподобие чешуи у рыбы; скрытое сравнение
скрытое, потому что надо ещё догадаться, что с чем сравнивается;

кольчуга блестит на солнце, как
огонь (жар) горит — это уже просто сравнение);

д)
Восстанавливаем пропущенные слова (ребятам не обязательно угадать, как было у
поэта, пусть записывают свои варианты того или иного слова, но обязательно надо
свериться с Пушкиным и подумать, что этим словом хотел сказать поэт, почему
употребил именно его; задание должно привлечь внимание к пушкинскому слову;

например,
у Пушкина:

«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива  и
вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли —

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас
на сушу!»

Варианты ребят:

«Ты, волна моя, волна!

Ты свободна (широка,
бескрайня)
и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни мочишь

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли —

Не губи ты нашу душу:

Выкати, вынеси ты нас
на сушу!»

Но, прослушав пушкинский вариант,
ребята решают, что вариант мочишь вообще не годится, а другие
варианты имеют право на существование, но у Пушкина они более образные, более
интересные, характерные.

Сделаем вывод:
поэтическая речь всегда образная — одно слово может содержать целую картину,
которую ты мгновенно представляешь, читая стихотворение. У художника есть
краски и кисти, у музыканта — ноты и музыкальные инструменты, поэт
использует особые слова — изобразительные средства языка. Это сравнения, в том
числе и скрытые, преувеличения, определения, которые содержат в себе
характеристику предмета (эпитеты).

4. Запишем
термины, с которыми мы с вами познакомились:

Эпитет
образное определение, которое выделяет в предмете какую-то характерную черту,
например: берег
крутой, город златоглавый, жаба злая и т. д.
Есть эпитеты, которые
часто используются в русском фольклоре, например: красна девица, добрый
молодец, широкий двор, чистое поле, честной пир
и т. д. Такие эпитеты
называются постоянными. Как видим, Пушкин активно использовал
постоянные эпитеты в своей сказке.

Сравнение — образные
выражения, построенные на сопоставлении предметов или явлений.
Например,
хитрый, как лиса.
Вспомним пушкинские сравнения, с которыми мы встретились
в сказке (см. выше).

Бывают скрытые сравнения, которые
надо развернуть, чтобы понять что с чем сравнивается. Такие сравнения
называются метафорами. Яркий пример метафоры: чешуя кольчуги
богатырей.

Автор также активно и уместно
использует словотворчество. Его волна гульлива, а царя
положили спать вполпьяна. Белка поёт с присвисточкой, остров в
море привальный, а царь в гневе может начать чудесить.

Так что же мы узнали на этом уроке?

(1. Узнали, чем литературная сказка
отличается от народной. Узнали, что А.С. Пушкин переосмыслил народный сюжет и
написал свою литературную сказку.

2. Узнали, в чём отличие
стихотворной речи от прозаической. А оно не только обусловлено наличием ритма и
рифмы, которых нет в прозе, но и большей образностью, наличием изобразительных
средств языка.

3. Мы узнали, что такое эпитет,
сравнение, метафора, преувеличение, и увидели их роль в тексте.

* связь с русским языком: введение
понятия «устаревшее слово», «устаревшая форма слова»).

Домашнее задание: стр. 95-102
учебника (читать начало «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

  • Олицетворение это 3 класс литературное чтение сказка о царе салтане
  • Олицетворение литература сказка о царе салтане
  • Олицетворение из рассказа растрепанный воробей 3 класс
  • Олицетворение в сказке спящая красавица
  • Олицетворение в сказке сивка бурка пример