Оля мещерская героиня рассказа темные аллеи

Вариант 2

Главной героиней рассказа И. А. Бунина “Лёгкое дыхание” является Оля Мещерская.

Автор описывает её как красивую молодую девушку чуть старше пятнадцати лет. Оля рано начала развиваться, и к четырнадцати годам уже расцвела, как прекрасный цветок, а в пятнадцать “слыла уже красавицей”. У девушки удивительно живые и выразительные глаза, хорошие волосы и всегда аккуратная причёска. Её грациозные и легкие манеры привлекают внимание окружающих и заставляют их восхищаться Олей.

Также читатель узнаёт, что Оля Мещерская из дворянской семьи и учится в гимназии для девочек в некоем уездном городе. У девушки есть мать, отец и брат по имени Толя.

Характер у Оли свободный и независимый от чужого мнения. Она беспечно относится к наставлениям классной дамы, шалит и ведёт себя более непринуждённо, чем ровесницы. Также, девушка очень активна и подвижна, она не упустит возможности хорошенько повеселиться.

Молодая девушка не может жить без внимания противоположного пола, она привыкла к ухаживаниям кавалеров на балах. Но при этом Оля очень ветреная и легкомысленная. Девушка не понимает, что ведет себя неподобающе своему юному возрасту, она считает, что все её поступки и действия правильны, потому что вызывают восхищение у поклонников.

К сожалению, такое поведение приводит к ужасным последствиям: Олю совращает господин Малютин, который приходится братом начальницы гимназии. После случившегося девушка понимает, насколько большую ошибку она совершила и пишет в своем дневнике, что остался только “один выход”. Теперь уже Оля считает свою репутацию испорченной и испытывает к Малютину чувство глубокого отвращения. Но, к сожалению, девушка не учится на своих ошибках и в скором времени вступает в тайные отношения с казачьим офицером. Он не имел ничего общего с тем кругом людей, к которому принадлежала Оля, был некрасивый и “плебейского вида”. Но, не смотря на это, девушка обещает офицеру, что станет его женой, хотя после признается, что совсем не любит его. Также, по своей неосторожности, Оля рассказывает офицеру, что находилась в связи с Малютиным. Узнав об этом, офицер приходит в ярость и застреливает Олю на вокзале при множестве свидетелей.

На примере Оли Мещерской, И.А. Бунин пытается показать читателю, как опасно жить настолько легкомысленно и беспечно. Нужно всегда обдумывать свои действия и поступки, а также думать о том, к чему они могут привести в будущем.

Другие персонажи

Казачий офицер

– застрелил Олю из-за несчастной любви, «некрасивый и плебейского вида».

Классная дама Оли Мещерской

«На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба». В крест вделан выпуклый фарфоровый медальон с фотографическим портретом гимназистки Оли Мещерской «с радостными, поразительно живыми глазами» .

Девочкой Оля не выделялась среди других гимназисток, она была «способна, но шаловлива и очень беспечна к наставлениям» классной дамы. Но затем девочка начала развиваться, «расцветать» . В 14 лет «у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди» и формы. «В пятнадцать она слыла уже красавицей». В отличие от своих чопорных подружек, Оля «не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос» . Без каких-либо усилий пришли к ней «изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз» .

Оля лучше всех танцевала на балах, бегала на коньках, за ней больше всего ухаживали на балах и ее больше всех любили младшие классы. «Незаметно стала она девушкой» , и даже пошли толки о ее ветрености.

«Последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии». Однажды на большой перемене девушку позвала к себе начальница и сделала ей выговор. Женщина отметила, что Оля уже не девочка, но еще не женщина, поэтому ей не стоит носить «женскую прическу» , дорогие гребни и туфельки. «Не теряя простоты и спокойствия» , Мещерская ответила, что madame ошибается: она уже женщина, и виноват в этом друг и сосед папы, брат начальницы Алексей Михайлович Малютин – «это случилось прошлым летом в деревне» .

«А через месяц после этого разговора» казачий офицер застрелил Олю «на платформе вокзала, среди большой толпы народа» . И ошеломившее начальницу признание Оли подтвердилось. «Офицер заявил судебному следователю, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой» , а на вокзале сказала, что не любит его и «дала ему прочесть ту страничку дневника, где говорилось о Малютине» .

«Десятого июля прошлого года» Оля писала в дневнике: «Все уехали в город, я осталась одна. Приехал Алексей Михайлович. Он остался, потому что был дождь. Он жалел, что не застал папу, был очень оживлен и держал себя со мной кавалером, много шутил, что он давно влюблен в меня. Ему пятьдесят шесть лет, но он еще очень красив и всегда хорошо одет. За чаем мы сидели на стеклянной веранде, он курил, потом пересел ко мне, стал опять говорить какие-то любезности, потом рассматривать и целовать мою руку. Я закрыла лицо шелковым платком, и он несколько раз поцеловал меня в губы через платок… Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..»

Каждое воскресенье, после обедни, к могиле Оли Мещерской приходит маленькая женщина в трауре – классная дама девочки. Оля стала предметом «ее неотступных дум и чувств» . Сидя у могилы, женщина вспоминает бледное личико девочки в гробу и случайно подслушанный разговор: Мещерская рассказывала подруге о прочитанном в папиной книге, что якобы главное в женщине – это «легкое дыхание» и что у нее, у Оли, оно есть.

«Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».

Сочинение Оля Мещерская

Оля Мещерская — юная воспитанница гимназии из состоятельной семьи. Ольга стоит на пороге совершеннолетия, так как ей уже минуло 15 лет. Это стройная, цветущая девушка с округлыми формами, красивыми волосами. Ее манеры легки и грациозны и даже дыхание у нее легкое, о чем она однажды сообщает подруге. На балах она танцует лучше всех, и замечательно умеет кататься на коньках. Олю не портят ни измазанные чернилами руки, ни покрасневшее лицо. Выходя в свет, Мещерская непременно привлекает к себе внимание всех парней в окружении – за ней ухаживают больше чем за другими девушками. Ее обожают младшие школьницы, за игривость, подвижность и непосредственность. Прекрасный образ главной героини так впечатлил Г.К. Паустовского, что он назвал этот рассказ «эпитафией женской красоте».

Образ Мещерской можно сравнить с образом современной независимой женщины, в те времена такое поведение вызывало только осуждение. Девушка не считалась с чужим мнением, она жила как хотела. Читала то, что ей нравилось, а не то, что необходимо было читать благопристойным девушкам, носила то, что считала нужным, несмотря на замечания. Мещерскую не пугала даже начальница гимназии, Оля легко и с вызовом призналась ей о связи с ее братом Милютиным. Девушку не смутил даже его почтенный возраст – на тот момент мужчине было пятьдесят шесть лет. Обаяние юной гимназистки как раз и состоит в том, что она живет без ограничений, отдаваясь новому опыту и новым впечатлениям полностью, не осторожничая и не испытывая опасений. У Оли пока еще не обнаруживается жеманства или ярких талантов, она хороша в своей легкости и свободе от любых рамок. Поведение Оли можно назвать ветреным, ведь говорят, что у нее роман с гимназистом Шеншиным, который был готов совершить самоубийство из-за изменчивости девушки.

Легкость и беззаботность Оли не омрачилась даже после порочной связи с Милютиным. Как бы не укоряла себя девушка, какое бы омерзение не чувствовала она к Милютину – она все же продолжала оставаться такой же открытой всему миру и естественной. Эта открытость стала для нее роковой, когда она показала личный дневник с описанием своего страшного поступка новому поклоннику, офицеру. Ревнивый офицер тут же выстрелил в девушку, невзирая на толпу народа на вокзале. Легкое дыхание Оли так же легко рассеялось, растворилось в ветре и небе олицетворяющими собой свободу.

Образ Ольги дополняется контрастным образом ее классной дамы. Это немолодая девушка, не позволяющая себе жить в полную силу, так как Оля. Поэтому бурную жизнь ей заменяют фантазии, она часто приходит на могилу девушки, чтобы окунуться в выдуманный мир. Мещерская стала для офицера, равно как и для других людей, олицетворением надежды на счастье, лишившись которой они были лишены будущего.

Другие сочинения: ← Главные герои произведения Темные аллеи↑ БунинОбраз и характеристика Надежды в рассказе Темные аллеи →

Анализ «Легкого дыхания»

Если брать во внимание общую мораль истории, то Иван Бунин пытался показать несправедливость всего мира. Где у женщин нет никаких прав

, но вместе с этим, они способны решать судьбы многих мужчин. Сюжет показывает обычные будни общества начала XX века. Если углубиться в эту небольшую историю, то можно заметить, что пересказ займет не больше нескольких предложений. Таким образом, Иван Бунин показал типичность происходящей ситуации того времени.

Иван Бунин в каждом образе показывает пороки человеческой души, и то, что их пагубное влияние приводит к самым ужасным последствиям. «Легкое дыхание» — это непрямой намек на то, что человек по-настоящему обретает свободу, лишь покинув этот грязный и черствый мир. Обидно то, что в рассказе каждый — жертва. Даже сильная руководительница гимназии стала жертвой сильных и жестоких ограничений.

Бунин, словно говорит чрез искривленное зеркало о том, что мир это большая банка

, в которой люди похожи на насекомых. Чтобы выжить приходится сживаться с другими жителями, или же уничтожить всех.

Прочитав это произведение, все литературные критики и сильные личности провозгласили этот небольшой рассказа Ивана Бунина, как вершину искусства в написании слова. Читать это произведение необходимо для понимания того, что все действия и слова всегда чреваты последствиями.

«Легкое дыхание», как справедливо полагают исследователи, один из самых чарующих и загадочных рассказов Бунина. Его блистательный анализ был предложен известным психологом, занимающимся проблемами художественного творчества, Л. С. Выготским. Анализ рассказа исследователь начал с названия, которое, по его мнению, и является своеобразной доминантой повествования и «определяет собой все построение рассказа». Как отмечает исследователь, «это рассказ не об Оле Мещерской, а о легком дыхании; его основная черта — это то чувство освобождения, легкости, отрешенности и совершенной прозрачности жизни, которое никак нельзя вывести из самих событий, лежащих в его основе».

Эти мысли были высказаны Л. Выготским в 1965 году в книге «Психология искусства». Даже сейчас, спустя почти полвека, они вызывают нешуточные споры. Во-первых, исследователи во многом не соглашаются с такой однозначной трактовкой названия рассказа, справедливо полагая, что в тексте «легкое дыхание» служит обозначением одного из слагаемых женской красоты («Я… прочла, какая красота должна быть у женщины».) Безусловно, даже принятие такого кодекса красоты говорит о душевной ущербности героини. Однако в рассказе нет никакого нравственного суда над Олей Мещерской: страстное жизнелюбие главной героини очень по душе повествователю. Ему по душе также и та гармония, которая воцаряется в душе героини, когда она ощущает свое единство с миром, с природой, с собственной душой.

«Быть предельно живым — значит быть предельно обреченным, — заметил однажды современный литературовед С. Вайман. — Такова ужасающая истина бунинского мироощущения». Как видно, приведенные выше комментарии лишь развивают отдельные положения, выдвинутые Л. С. Выготским. Собственно расхождения между ним и современными исследователями начинаются тогда, когда речь заходит о причинах несостоявшейся жизни Оли Мещерской. Оппоненты Выготского склонны видеть их в бездуховности существования, в отсутствии нравственно-этических норм и приводят в доказательство разговор в кабинете начальницы, историю с казачьим офицером, а самое глазное — историю классной дамы, которая сначала хотела посвятить себя брату, «ничем не замечательному прапорщику», потом вообразила себя «идейной труженицей» и, наконец, нашла себя в исступленном служении памяти своей воспитанницы.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Бунин
  4. Характеристика и образ Оли Мещерской (Лёгкое дыхание)

Характеристика и образ Оли Мещерской (Лёгкое дыхание Бунина)

Оля Мещерская — главная героиня рассказа «Легкое дыхание» Ивана Бунина (краткое содержание). Это юная девушка, гимназистка. Она чуть старше пятнадцати лет.

Оля Мещерская к пятнадцати годам стала настоящей красавицей. Она не только была хорошо сложена, имела красивые волосы и в целом прекрасную наружность, но и и особую грациозность и плавность. Оля Мещерская прекрасно танцевала и двигалась.

На балах девушку окружали многочисленные поклонники.  В гимназии уже стали ходить слухи, что Оля не может жить без поклонников, воздыхателей. Эти пересуды возникли в первую очередь из-за зависти одноклассниц Ольги.

Стоит сказать, что девочке приходилось встречаться с неприязнью со стороны женщин, окружающих ее. Это были не только одноклассницы, но и классная дама и начальница. Директриса не раз замечала, что Оля забывает тот факт, что пока еще является всего лишь гимназисткой, но позволяет себе очень многое. Например, она носит слишком дорогие туфли, а также слишком яркую и вызывающую прическу. Однако, девочка имела сильный характер и могла противостоять нападкам завистниц.

Оля Мещерская — легкая на подъем девушка. От сверстниц ее отличала какая-то беспечность, энергичность и доброта. Она вела себя несколько легкомысленно. Девушка не задумывалась над своими поступками и словами, не боялась показаться неловкой. Оля была импульсивной и жила так, как ей подсказывает сердце. Эти качества и составили ее неповторимое своеобразие, индивидуальность, харизму.

Оля Мещерская кроме этого была очень дружелюбна и активна. Она любила общаться с одноклассницами, бегать и гулять. Девушка была подвластна чувствам и стихиям, всецело отдавалась им. Она не замечала окружающего мира, когда серьезно над чем-то задумывалась или предавалась какому-либо интересному занятию.

Оля Мещерская не была лишена мечтательности и романтичности. Она во всем находила что-то хорошее, яркое, красивое. Девочка любила природу, гулять в парке.

И, конечно же, Оля Мещерская была очень любопытна и нетерпима. Она прочитала в книге отца, которые часто любила читать, что самое главное в женской красоте — легкое дыхание, которое у нее, бесспорно, было.

Вариант 2

Главной героиней рассказа И. А. Бунина “Лёгкое дыхание” является Оля Мещерская.

Автор описывает её как красивую молодую девушку чуть старше пятнадцати лет. Оля рано начала развиваться, и к четырнадцати годам уже расцвела, как прекрасный цветок, а в пятнадцать “слыла уже красавицей”. У девушки удивительно живые и выразительные глаза, хорошие волосы и всегда аккуратная причёска. Её грациозные и легкие манеры привлекают внимание окружающих и заставляют их восхищаться Олей.

Также читатель узнаёт, что Оля Мещерская из дворянской семьи и учится в гимназии для девочек в некоем уездном городе. У девушки есть мать, отец и брат по имени Толя.

Характер у Оли свободный и независимый от чужого мнения. Она беспечно относится к наставлениям классной дамы, шалит и ведёт себя более непринуждённо, чем ровесницы. Также, девушка очень активна и подвижна, она не упустит возможности хорошенько повеселиться.

Молодая девушка не может жить без внимания противоположного пола, она привыкла к ухаживаниям кавалеров на балах. Но при этом Оля очень ветреная и легкомысленная. Девушка не понимает, что ведет себя неподобающе своему юному возрасту, она считает, что все её поступки и действия правильны, потому что вызывают восхищение у поклонников.

К сожалению, такое поведение приводит к ужасным последствиям: Олю совращает господин Малютин, который приходится братом начальницы гимназии. После случившегося девушка понимает, насколько большую ошибку она совершила и пишет в своем дневнике, что остался только “один выход”. Теперь уже Оля считает свою репутацию испорченной и испытывает к Малютину чувство глубокого отвращения. Но, к сожалению, девушка не учится на своих ошибках и в скором времени вступает в тайные отношения с казачьим офицером. Он не имел ничего общего с тем кругом людей, к которому принадлежала Оля, был некрасивый и “плебейского вида”. Но, не смотря на это, девушка обещает офицеру, что станет его женой, хотя после признается, что совсем не любит его. Также, по своей неосторожности, Оля рассказывает офицеру, что находилась в связи с Малютиным. Узнав об этом, офицер приходит в ярость и застреливает Олю на вокзале при множестве свидетелей.

На примере Оли Мещерской, И.А. Бунин пытается показать читателю, как опасно жить настолько легкомысленно и беспечно. Нужно всегда обдумывать свои действия и поступки, а также думать о том, к чему они могут привести в будущем.

Сочинение Оля Мещерская

Оля Мещерская — юная воспитанница гимназии из состоятельной семьи. Ольга стоит на пороге совершеннолетия, так как ей уже минуло 15 лет. Это стройная, цветущая девушка с округлыми формами, красивыми волосами. Ее манеры легки и грациозны и даже дыхание у нее легкое, о чем она однажды сообщает подруге. На балах она танцует лучше всех, и замечательно умеет кататься на коньках. Олю не портят ни измазанные чернилами руки, ни покрасневшее лицо. Выходя в свет, Мещерская непременно привлекает к себе внимание всех парней в окружении – за ней ухаживают больше чем за другими девушками. Ее обожают младшие школьницы, за игривость, подвижность и непосредственность. Прекрасный образ главной героини так впечатлил Г.К. Паустовского, что он назвал этот рассказ «эпитафией женской красоте».

Образ Мещерской можно сравнить с образом современной независимой женщины, в те времена такое поведение вызывало только осуждение. Девушка не считалась с чужим мнением, она жила как хотела. Читала то, что ей нравилось, а не то, что необходимо было читать благопристойным девушкам, носила то, что считала нужным, несмотря на замечания. Мещерскую не пугала даже начальница гимназии, Оля легко и с вызовом призналась ей о связи с ее братом Милютиным. Девушку не смутил даже его почтенный возраст – на тот момент мужчине было пятьдесят шесть лет. Обаяние юной гимназистки как раз и состоит в том, что она живет без ограничений, отдаваясь новому опыту и новым впечатлениям полностью, не осторожничая и не испытывая опасений. У Оли пока еще не обнаруживается жеманства или ярких талантов, она хороша в своей легкости и свободе от любых рамок. Поведение Оли можно назвать ветреным, ведь говорят, что у нее роман с гимназистом Шеншиным, который был готов совершить самоубийство из-за изменчивости девушки.

Легкость и беззаботность Оли не омрачилась даже после порочной связи с Милютиным. Как бы не укоряла себя девушка, какое бы омерзение не чувствовала она к Милютину – она все же продолжала оставаться такой же открытой всему миру и естественной.  Эта открытость стала для нее роковой, когда она показала личный дневник с описанием своего страшного поступка новому поклоннику, офицеру. Ревнивый офицер тут же выстрелил в девушку, невзирая на толпу народа на вокзале. Легкое дыхание Оли так же легко рассеялось, растворилось в ветре и небе олицетворяющими собой свободу.

Образ Ольги дополняется контрастным образом ее классной дамы. Это немолодая девушка, не позволяющая себе жить в полную силу, так как Оля. Поэтому бурную жизнь ей заменяют фантазии, она часто приходит на могилу девушки, чтобы окунуться в выдуманный мир. Мещерская стала для офицера, равно как и для других людей, олицетворением надежды на счастье, лишившись которой они были лишены будущего.

Характеристика и образ Оли Мещерской (Лёгкое дыхание)

Характеристика и образ Оли Мещерской (Лёгкое дыхание)

Несколько интересных сочинений

  • Хотел ли Хлестаков обмануть чиновников и обывателей города?

    Комедия «Ревизор» Н.В. Гоголя имеет очень смешной сюжет: чиновники города приняли за ревизора Хлестакова, заехавшего к ним, и не на шутку перепугались.

  • Сочинение на тему Я и другие (рассуждение)

    С самого детства на нас влияет наше окружение. Сначала это семья, потом друзья, класс… В итоге, личность каждого человека формируется под влиянием общества, но оно не должно ограничивать собственный потенциал

  • Главные герои Тараса Бульбы сочинение

    Тарас Бульба
    Тарас – старый опытный казак, которого уважают и в семье и в Сечи. Всю свою жизнь он провел на войне или на гульбищах

  • Сочинение по произведению Царевна-лягушка 5 класс

    В сказке рассказывается о том, что в одном государстве царь начал думать о том, что его сыновьям пришло время жениться. Царевичей в произведении было трое и все они отправились на поиски невесты

  • Анализ рассказа Чехова Ванька сочинение

    А. П. Чехов (А. Чехонте) много произведений посвятил описанию жизни обычных людей. Он рассказал об их не легком существовании. Одно из таких произведений рассказ «Ванька». Оно было написано в 1886 году

  • Сочинения
  • По литературе
  • Бунин
  • Образ и характеристика Оли Мещерской в рассказе Лёгкое дыхание

Образ и характеристика Оли Мещерской в рассказе Лёгкое дыхание Бунина

Кто такая Оля Мещерская? Каков её образ в произведении Бунина “Лёгкое дыхания”.  Автор произведения хочет показать её раскованность и необычайную красоту. Также он концентрирует внимание на том, как Ольга относится к мнению других людей.

Оля Мещерская — главная героиня произведения.  Она была юной девицей, которая была из довольно богатой семьи Дворянинов. В произведении не указан точный возраст главной героини, но можно предположить, что ей около шестнадцати лет. Она обучалась в гимназии, в каком городе е известно, но можно также предположить, что город находился не близко к её родному дому. У Оли полноценная семья, заботливая мама, многоуважаемый отец, а также Толя, её брат. Девушка даже обычные движения делала очень грациозно и привлекательно, так как она была из богатой и уважаемой семьи и эта грация, по сути, была у неё в крови, с самого рождения.  Она очень счастлива. Ну, а кто бы не был счастлив такой богатой и насыщенной жизни как у неё?! Оля ещё не выросла, и это можно сказать по её инфальтивному поведению, но с другой стороны, у неё большой склад ума, учёба ей даётся просто и интересно. Её называли очень способной девушкой. Также Оля гордилось одной из своей черты, как “лёгкое дыхание”. В произведении сказывается, что Оля говорит: “У женщины должно быть лёгкое дыхание, а вот у меня оно есть, ты только послушай. Такое дыхание нравится мужчинам”.  Она не чего ни боится в отличие от других девушек. Она раскована и беззаботна. Она не боится спорить с другими людьми и не поддакивает им. У неё уже есть собственное мнение. Оля не когда ни стеснялась, из-за этого, она лучше всех танцует на балах, тем самым привлекая юношей и мужчин. Она будто притягивает мужчин своим изяществом и красотой.

Её очень любили дети в гимназии. Тем более маленькие девочки, которые смотрели на Олю и хотели быть как она, так сказать старались, равняется на неё. Но, кроме всего этого, они вместе играли и бегали на переменах.

Ольга по своей натуре являлась на, но время известной личностью. Она не понимала, как она бы жила без такого внимания со стороны окружающих. Она любит и буквально не может жить без своих поклонников.

Оля жила в удовольствие. Покупала то, что ей нравится. Одевалась как её угодно. А также, она читала книги по женственности, красоте и привычкам леди.

Но, есть и другая сторона медали. В юношеском возрасте девушка подверглась насилию, она не могли ничего поделать с этим. Она даже призналась об этом своему парню, но вскоре Ольга умирает в юношеском возрасте, и делает своё последнее лёгкое дыхание.

Вариант 2

Бунин в своем произведении «Легкое дыхание» поднимает ряд очень важных вопросов, благодаря персонажу — Оли Мещерской ему удается раскрыть истинную женскую красоту и проблему, касаемую влияния мнениях других людей. Оля Мещерская — главный персонаж. Она юна, хоть и не раскрывается ее настоящий возраст. Автор описывает ее, как умную и трудолюбивую девушку, выросшую в семье дворян. Воспитание в семье было самым важным, поэтому Оля выросла очень образованной и грамотной. Благодаря семье у нее было насыщенное детство, яркая юность.  В гимназии, которая находилась недалеко от дома, к ней питали только уважение, восхищались ее поведением, даже жестами тела.

Далее Бунин описывает и печальные моменты из жизни главной героини. Никто не знает из ее членов семьи, что однажды Олю Мещерскую подвергли насилию, это был друг семьи — пятидесяти шестилетний мужчина. Люди даже не догадывались, что  у такой милой и доброй девушки есть своя тайна. В глубине души Оля переживала и не могла смириться с этим, она оставляет записи в дневнике, что больше не видит смысла жить. Событие очень влияет на дальнейшую жизнь Оли: из легкой и прелестной девушки она превращается в распутную и совсем не думает о своей судьбе.

Но судьба девушки также трагична, она умирает совсем юной, отсюда и появилось названия произведения «Легкое дыхание». Ее убивает офицер, с которым у Оли был роман. Девушка была уверена, что влюблена в него, планировала стать его женой, но после своего признания в насилии, офицер решается убить героиню. Героиня показала страничку в дневнике, где описывалось все произошедшее и то, как она ненавидит Малютина за свой поступок. Делает он это на вокзале — стреляет из пистолета, произошедшее видит толпа.

После смерти Оли ее насильник — Малютин умирает на войне. На могилу Оли Мещерской только начальница гимназии приходит в праздничные дни и вспоминает ее невинность, легкость и доброту.

Так Бунин поднимает еще одну очень важную проблему для общества — насилия. Оле Мещерской приходилось жить с тяжелым камнем на сердце и переживать все одной, без помощи окружающих. После рассказа правды, она не находит поддержки, только злость и ненависть.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Оли Мещерской в рассказе Лёгкое дыхание

Образ и характеристика Оли Мещерской в рассказе Лёгкое дыхание

Популярные сегодня темы

  • Сочинение в стиле нравоучительной статьи для 4 класса

    Есть много человеческих недостатков, это такие как: жадность, злость, лень ,лживость, эгоистичность, лицемерие и много-много других. Кто-то с ними борется , а кто-то просто продолжает жить с такими недостатками

  • Таблица Свита Воланда

    В произведение мы видим, как идет переплетение многих судеб и имеет необычный религиозный подтекст, для того времени, в котором он был написан

  • Сочинение Спор о правде и лжи в пьесе На дне Горького

    Главная идея пьесы заключается в том, что для человека самое главное в жизни. Это может быть реальная правда или красивая ложь. Главная борьба идей происходит между Лукой и Сатиным

  • Образ и характеристика Лихонина в рассказе Яма Куприна сочинение

    В одной из самой знаменитой повести «Яма» Александра Ивановича Куприна, написанной в период с 1909 по 1915 года, одним из центральных героев является Василий Васильевич Лихонин.

  • Нравы и быт дворян 18 века в произведении Капитанская дочка в изображении Пушкина

    Повесть под названием «Капитанская дочка», автором которой является Александр Сергеевич Пушкин, гениальный русский поэт и прозаик, относится к произведениям исторического жанра

Главная героиня рассказа Бунина «Легкоедыхание» — милая пятнадцатилетняя девушка по имени Ольга Мещерская. Писатель показывает ее как весьма раскованную девушку, очень красивую и параллельно относящуюся к мнению окружающих, что в то время считалось непозволительным.

Она была слишком свободна, независима, как будто парила над всем этим суетным миром. Она считала, что жить нужно свободно, подчиняясь своим желанием, и совсем забыть о страхе. Ее взгляды, а также манеру слишком по-взрослому одеваться очень многие осуждали, но ей было все равно на их мнение.

Она жила, так как хотела. Выбирала себе наряды, в которых чувствовала себя свободной и парящей. Читала книги, не те, которые нужно было обязательно прочесть, а те, которые именно для нее были интересными и познавательными. Так однажды, прочитав в книге о том, какой красотой должна обладать по-настоящему красивая женщина, она рассказывала подруге, что обязательно темные волосы, темные глаза и «легкое дыхание», да именно это выражение пленило её юношескую душу, и она хотела, чтобы ее дыхание было именно таким.

Но эта легкая и воздушная девушка пережила в своем юном возрасте насилие со стороны пожилого друга ее отца, который силой принудил ее к интимной связи, она кричала, сопротивлялась, боролась, но, к сожалению, ничего не смогла сделать. И с этим грузом ей приходилось жить. Она всей своей девичьей душой ненавидела своего обидчика, но что-либо изменить уже было невозможно. И она пыталась жить с этими ужасными воспоминаниями.

Она даже описала этот случай в дневнике. Она обладала необыкновенным умением радоваться жизни, она ловила и наслаждалась каждым мгновением, быть может, предчувствуя свою скорую гибель. Главная героиня рассказа была очень уверенной в себе, она могла четко и даже дерзко отвечать на придирки и претензии своей воспитательнице, которая считала ее слишком легкомысленной, ветреной и чересчур взрослой как в манере одеваться, так и в манере себя вести в обществе.

Ольга была достаточно целостной личностью, может поэтому, она призналась своему ухажеру, любящему ее и желавшему на ней жениться, о том какой страшный случай с ней произошел. Она разрешила ему, прочесть ее дневник на той странице, где она описывала, как ее изнасиловал друг отца, даже не подозревая, что это приведет ее к столь скорой гибели от пули из револьвера этого ухажера. Она столь юная, покидая этот свет, была так же счастлива, и ее последнее дыхание было «легким», как у самых красивых женщин.

На чтение 7 мин Просмотров 1.2к.
Обновлено 17 апреля, 2021

Литеровед предлагает вниманию дорогих читателей сочинение по литературе на тему «Образ Оли Мещерской в рассказе И. А. Бунина «Легкое дыхание», раскрывающее противоречивый характер героини.

В своем творчестве И. А. Бунин продолжил чеховские традиции. Его прозаическим произведениям присуща предельная лаконичность и наполненность. Проза Бунина имеет много сходного с поэзией. В ней есть та же образность, краткость, глубина, возможность интерпретации. Бунин обращается к «вечным» темам: красота, любовь, смерть. Решает он их по-своему. Любовь для него – это высшее счастье. Причем, это определение относится и к любви  без взаимности. Любовь непременно должна быть связана с трагедией.

Рассказ «Легкое дыхание» как нельзя лучше иллюстрирует эти черты бунинской прозы. Все, начиная от названия и заканчивая описанием кладбища, дышит поэзией. В произведении нет ни одного случайного слова. Все содержание рассказа подчинено созданию образа главной героини.

Рассказ «Легкое дыхание» начинается с конца жизни персонажа. Автор словно интригует читателя. Первые строки описывают кладбищенский крест, «крепкий, тяжелый, гладкий». С траурного медальона «поразительно живыми глазами» смотрит гимназистка. Этот контраст с кладбищем говорит о неестественности произошедшего, нарушившего законы природы. Молодые люди должны жить.

Несоответствие законам бытия порождает множество вопросов. Какой она была при жизни эта девушка с «живыми» глазами? Что наполняло ее существование? Почему закрылись эти «радостные» глаза? Что оборвало ее жизнь? Что послужило причиной смерти? На все эти вопросы пытается ответить писатель, прослеживая судьбу героини с самого детства.

Оля Мещерская была «хорошенькой, богатой, счастливой девочкой». В ней не было ничего выдающегося, она сливалась с толпой «коричневых гимназических платьиц». У нее хорошие способности, она озорная, беспечная, как и многие другие девочки. Поворотным моментом в ее жизни стал подростковый возраст. Она как-то быстро повзрослела. В четырнадцать лет у нее была уже вполне оформившаяся фигура с округлостями в нужных местах. Стройные ножки и тонкая талия дополняли картину. В пятнадцать она уже считалась настоящей красавицей. Такое раннее развитие также можно считать своего рода несоответствием законам природы. Возможно, с этого момента и нарушился ход жизни Олечки Мещерской. Она так спешила повзрослеть, торопилась жить, что и привело ее к быстрому финалу.

Ее образ не так прост, как может показаться на первый взгляд. Бунин показывает внешнюю и внутреннюю сторону жизни героини. Во всем была хороша Мещерская. Она лучше всех танцует, катается на коньках. Она всегда выглядит привлекательно, причем это не стоит ей никакого труда. Она не замечает своего очарования и красоты. Это порождает зависть ровесниц и взрослых женщин.

Внешняя сторона ее жизни заключается в том, как воспринимают ее окружающие. Вокруг стали говорить о ее легкомыслии, изменчивости, о том, что она «не может жить без поклонников». Всем казалось, что она чересчур весела и беззаботна, что это уже выходит из рамок приличия и похоже на сумасшествие. Начальница гимназии не могла оставаться безучастной к происходящему и вызвала Мещерскую к себе. Она обвиняет девушку, что та ведет себя непозволительно, указывает ей на прическу, которая не соответствует правилам гимназии. Начальница напоминает героине о том, что она «пока только гимназистка». Нужно отметить, что писатель в этом эпизоде называет девушку по фамилии, словно подчеркивая официальность обстановки. Начальница выполняет свою обязанность, которая предписана ей должностью. Она проводит беседу с распоясавшейся ученицей, указывая ей на проступки, недостатки, недостойное поведение. При этом ее не интересует внутренний мир Оли. Ей нужно, чтобы она начала себя вести правильно, в соответствии с общественными нормами и требованиями гимназии. Она даже не отложила в сторону вязание, хотя напустила на себя строгий вид. Гимназистка же своим свежим взглядом отмечает множество деталей, ей нравится этот кабинет, нравится жить. Она не желает унывать, загонять жизнь в рамки. Бунин неоднократно подчеркивает простоту и естественность внешности и поведения героини. Начальницу раздражает спокойствие и веселье ученицы.

Во время разговора Мещерская ведет себя просто и естественно. Так же просто и естественно она рассказывает даме о том, что прошлым летом она стала женщиной. Виновником этого стал брат начальницы Алексей Михайлович Малютин. Она не пытается никого унизить, оскорбить, упрекнуть, а лишь констатирует факт.

Через месяц после этой беседы казачий офицер плебейского вида застрелил ее на железнодорожной платформе среди множества людей, сошедших с поезда. Он отдает полицейским дневник, где были строки, подтверждающие слова, сказанные Олей начальнице.

Дневник приоткрывает скрытую от всех сторону ее жизни. Она, действительно, была очень счастлива. Ей казалось, что она будет жить вечно. То, что произошло в этот день, Оля не могла себе объяснить. Это словно случилось не по ее воле, хотя она не сопротивлялась. Теперь она сама считает, что сошла с ума. Вспоминая о происшествии с отвращением, она говорит о том, что теперь ей только «один выход». Поневоле возникают мысли о самоубийстве, но Оля не покончила с собой. Она продолжала жить, так же кататься на коньках, танцевать, бегать наперегонки с первоклассницами. Окружающие не заметили никаких перемен в ее поведении.

На Олину могилу часто приходит ее классная дама. Она имеет некую странность в характере, которая отторгает ее от внешнего мира. Она уже немолода, но в ее жизни не происходит ничего примечательного, поэтому она придумывает себе что-то и живет в призрачном мире фантазий. Она часто вспоминает разговор Оли с подругой, который она подслушала случайно. Девушка прочитала в отцовской книге о том, какой должна быть настоящая женщина. Среди прочих перечисленных внешних качеств она упомянула о «легком дыхании». Это главное, и оно у нее есть. После смерти она сама превратилась в легкое дыхание. Образу классной дамы автор уделяет достаточно много внимания. Она представляет собой контраст с Олей Мещерской, которая жила полной, насыщенной жизнью. Классная дама живет в вымышленном мире чужой жизнью. Ей незнакомы чувства, страсть, полнота жизни.

Авторское отношение к Оле выражается в отдельных художественных деталях. Он неоднократно останавливает внимание читателя на живых, ясных, сияющих глазах девушки. Они говорят о ее жизнелюбии, легком характере, доброте. Ей завидовали все особы женского пола, мужчины видели в ней объект вожделения. Она ни к кому не испытывала ни любви, ни ненависти. Ее любили дети, она с удовольствием возилась с ними. Это качество характеризует ее с лучшей стороны.

Несоответствие проявляется в каждом фрагменте рассказа. Становится понятно, почему ушла из жизни девушка. Мир, который окружал ее, не соответствовал ей. В нем не было той легкости, простоты и естественности, которыми была наделена героиня.

Ее внешнее спокойствие, беспечность, веселье противоречили тем чувствам, о которых она писала в дневнике.  Эти слова об отвращении, которое она не может пережить, наталкивают на мысль, что при внешнем веселье девушка испытывала глубокую драму в душе. Безудержное веселье, похожее на сумасшествие, было похоже на то, что она пыталась заглушить тоску и боль. Она сама не могла покончить с собой, поэтому выбрала для этого офицера, который не мог иметь «ничего общего с тем кругом», к которому принадлежала она сама. Наверно, Оля хорошо знала его характер, и этот поступок с дневником был провокацией. Его поступок был ожидаем. Она выбрала такой способ справиться с болью.

Многие критики видят в рассказе Бунина только поэтизацию греха. Я думаю, что грех здесь не прославляется, не превозносится. Девушка сожалеет о том, что произошло, она раскаивается и сознательно идет на смерть. Она с такой легкостью признается начальнице, потому что не собирается жить долго. Она уже приняла решение уйти из жизни, оставалось только выбрать способ. Произведение производит грустное впечатление. На мой взгляд, автор осуждает взрослого мужчину Малютина, который так бездумно, походя, погубил юное создание, удовлетворив свою похоть. Девушка оказалась беззащитна перед варварством и вульгарностью.

Композиция рассказа подчеркивает основную мысль рассказа и главные черты образа главной героини. Первое и последнее предложения представляют собой яркий контраст: тяжелый дубовый крест на могиле Оли и развеявшееся по миру после смерти ее легкое дыхание. И в них же все воплотилось: и красота жизни, и тяжесть греха, и очарование женщины.

olja-meshherskaja-legkoe-dyhanie-obraz-harakteristika
Молодая девушка в белой шляпе.
Художник П. О. Ренуар

Оля Мещерская является главной героиней знаменитого рассказа «Легкое дыхание» И. А. Бунина.

В этой статье представлена цитатная характеристика Оли Мещерской в рассказе «Легкое дыхание» Бунина: образ героини, описание внешности и характера в цитатах.

Смотрите:
Краткое содержание рассказа
Все материалы по рассказу «Легкое дыхание»

Характеристика Оли Мещерской в рассказе «Легкое дыхание» Бунина, образ, описание в цитатах

Оля Мещерская — юная девушка из богатой дворянской семьи:

«…она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек…»

Возраст Оли — больше 15 лет (вероятно, 16-17):

«…в пятнадцать она слыла уже красавицей.»

Героиня учится в гимназии для девочек в каком-то уездном городе:

«…памятники кладбища, просторного, уездного…»

У Оли Мещерской есть мать, отец и, вероятно, брат по имени Толя:

«Папа, мама и Толя, все уехали в город, я осталась одна. Я была так счастлива, что одна!»

О внешности героини известно следующее:

«…фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.» 

«…она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек…» 

«Затем она стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам. В четырнадцать лет у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых еще никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей.» 

«Я не виновата, madame, что у меня хорошие волосы, — ответила Мещерская и чуть тронула обеими руками свою красиво убранную голову.»

У Оли Мещерской грациозные и легкие манеры:

«…присела так легко и грациозно, как только она одна умела.»

Оля гордится тем, что у нее «легкое дыхание», которое якобы нравится мужчинам:

«Я в одной папиной книге, — у него много старинных, смешных книг, — прочла, какая красота должна быть у женщины… Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь… <…> …но главное, знаешь ли что? — Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю, — ведь правда, есть? «

Оля Мещерская — беззаботная и счастливая девушка:

«…скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой.»

Оля является способной, но шаловливой и беспечной девушкой:

«…она способна, но шаловлива и очень беспечна к тем наставлениям, которые ей делает классная дама?»

Она ведет себя более раскованно и непринужденно, чем ее подруги:

«Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за своими сдержанными движениями! А она ничего не боялась — ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена.»

Оля Мещерская — изящная и ловкая девушка. Она лучше всех танцует на балах и катается на коньках:

«Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз… Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал так на коньках, как она…»

На балах Оля привлекает к себе больше всех кавалеров:

«…ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней…»

Оля — живая, подвижная девушка. На переменах она бегает по гимназии вместе с первоклассницами:

«И вот однажды, на большой перемене, когда она вихрем носилась по сборному залу от гонявшихся за ней и блаженно визжавших первоклассниц, ее неожиданно позвали к начальнице.»

Девочки из младших классов особенно любят Олю, вероятно, за ее подвижность и непосредственность:

«…и почему-то никого не любили так младшие классы, как ее.»

Оля — ветреная и переменчивая девушка, которая не может жить без поклонников (по мнению окружающих):

«Незаметно стала она девушкой, и незаметно упрочилась ее гимназическая слава, и уже пошли толки, что она ветрена, не может жить без поклонников, что в нее безумно влюблен гимназист Шеншин, что будто бы и она его любит, но так изменчива в обращении с ним, что он покушался на самоубийство.»

Начальница в гимназии не раз отчитывает Олю за ее вызывающее поведение, а также за слишком «женские прически», дорогие гребни и туфли:

«Здравствуйте, mademoiselle Мещерская, — сказала она по-французски, не поднимая глаз от вязанья. — Я, к сожалению, уже не первый раз принуждена призывать вас сюда, чтобы говорить с вами относительно вашего поведения.»

«Прежде всего, — что это за прическа? Это женская прическа!» 

«Вы не виноваты в прическе, не виноваты в этих дорогих гребнях, не виноваты, что разоряете своих родителей на туфельки в двадцать рублей! Но, повторяю вам, вы совершенно упускаете из виду, что вы пока только гимназистка…» (начальница — Оле)

Однажды летом юную Олю совращает друг ее отца — 56-летний господин Малютин. Мужчина также является братом начальницы из гимназии, где учится Оля. После случившегося девушка пишет в дневнике, что теперь у нее есть только «один выход». Судя по всему, с этого момента Оля считает свою жизнь загубленной и больше не дорожит своей репутацией:

«Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом — знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне…» 

«Ему пятьдесят шесть лет, но он еще очень красив и всегда хорошо одет…» (Оля о Малютине) 

«Я закрыла лицо шелковым платком, и он несколько раз поцеловал меня в губы через платок… Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» (Оля о Малютине)

Вскоре после связи с Малютиным юная Оля вступает в тайные отношения с казачим офицером, который совсем ей не пара. Оля якобы клянется ему, что станет его женой, но потом признается, что не любит его. Оля рассказывает офицеру, что у нее была связь с Малютиным. Узнав об этом, офицер убивает Олю на вокзале на глазах у всех:

«…офицер заявил судебному следователю, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой, а на вокзале, в день убийства, провожая его в Новочеркасск, вдруг сказала ему, что она и не думала никогда любить его, что все эти разговоры о браке — одно ее издевательство над ним, и дала ему прочесть ту страничку дневника, где говорилось о Малютине.— Я пробежал эти строки и тут же, на платформе, где она гуляла, поджидая, пока я кончу читать, выстрелил в нее, — сказал офицер.» 

«…казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил ее на платформе вокзала, среди большой толпы народа, только что прибывшей с поездом.»

Смерть Оли потрясает ее классную даму (воспитательницу) из гимназии — немолодую и несколько странную девушку. Эта классная дама каждый праздник приходит на могилу Оли, где часами смотрит на крест и портрет девушки:

«Женщина эта — классная дама Оли Мещерской, немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь.» 

«Смерть Оли Мещерской пленила ее новой мечтой. Теперь Оля Мещерская — предмет ее неотступных дум и чувств. Она ходит на ее могилу каждый праздник, по часам не спускает глаз с дубового креста, вспоминает бледное личико Оли Мещерской в гробу…»

Это была цитатная характеристика Оли Мещерской в рассказе «Легкое дыхание» И. П. Бунина: образ героини, описание внешности и характера в цитатах.

(413 слов) Рассказ «Лёгкое дыхание» публиковался в газете «Русское слово» в 1916 году, и мгновенно стал одним из самых известных произведений Ивана Алексеевича. Рассказ, будто подтверждая своё название, был написан очень легко, быстро и принёс автору удовольствие во время написания. Главная героиня – юная девушка, гимназистка Оля Мещерская. Девушка обладает очень красивой, заметной внешностью, которая отличает её от многих. 

Прототипом Мещерской стал образ девушки, чью фотографию Бунин увидел однажды на кладбище. С могильного креста на него необыкновенно живым взглядом смотрела юная красавица. Её облик запомнился писателю, и он использовал его для создания образа своей героини. 

Сюжет рассказа трагичен. В гимназистку влюбляется друг её отца и брат смотрительницы гимназии – Алексей Михайлович Малютин. Он совратил Олю. Сама Мещерская, не до конца осознав происходящее, после случившегося поняла, что ей глубоко противен этот человек. 

Через месяц после этого события её застрелит казачий офицер. Он хотел жениться на ней, но Оля отказала ему, и вместо этого дала прочесть свой дневник, в котором говорилось о Малютине. Прочитав его, офицер выстрелил в девушку. С тех пор классная дама Мещерской посещает её могилу, видимо, чувствуя себя причастной к загубленной судьбе гимназистки. 

Оля Мещерская с детства обладала незаурядной внешностью, и, чем старше она становилась, тем больше расцветала её красота. Другим девушкам гимназии приходилось следить за своей внешностью и манерами. Мещерская же, напротив, всегда сохраняла детскую живость и веселость и совершенно не заботилась о внешнем облике. У неё было много кавалеров, многие ей завидовали, а учителя беспокоились за Олю и старались обуздать её весёлый и неспокойный нрав. Оля обладала необыкновенной грациозностью, присущей только ей, и выраженным чувством собственного достоинства. С классной дамой она разговаривает вежливо, но на равных, ничуть не смущаясь. За Олей прочно закрепилась слава роковой красавицы. При этом назвать её высокомерной трудно. Оля часто общается с детьми из младших классов, играет с ними, потому что в ней присутствует не меньше живости, чем в них. 

Примечательно, что в дневнике она пишет: «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая!» Перед нами личная запись – девушке нет нужды оправдываться перед кем-то, она просто описывает свои чувства: растерянность, шок. Это говорит о том, что она не вполне отдавала себе отчёт в происходящем, и произошедшее случилось без намерения с её стороны. 

В конце рассказа классная дама вспоминает разговор Оли с её близкой подругой, который однажды услышала. Девушка сообщала, что нашла книгу, где было приведено подробное описание женской красоты. Среди прочих качеств Оле особенно запомнилось лёгкое дыхание, каким должны обладать красивые женщины. Теперь лёгкое дыхание самой Оли Мещерской рассеялось в мире.

Автор: Таисия Ишниазова

С первых строк рассказа у читателя создается довольно тяжелое чувство. Он на-страивается на что-то трагическое: “На кладбище, над свежей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий”. Сразу чувствуется озноб, уныние.

Тяжелый крест уже никогда не даст жизни воскреснуть. Рядом расположились такие же памятники: они “еще далеко видны сквозь голые деревья”. У подножия креста холодный ветер звенит фарфоровым венком. Угнетающее чувство еще более обостряет вделанный в крест выпуклый фарфоровый медальон с фотографией девочки.

Радостные живые глаза гимназистки резко контрастируют с окружающей обстановкой. Название рассказа так же по настроению не соответствует его началу: “Легкое дыхание” и кладбище. Тягостное настроение не оставляет нас в процессе чтения самого рассказа.

Уже с первых строк мы знакомимся с главной героиней Олей Мещерской, ведь это ее портрет находится на памятнике. Далее автор рассказывает нам ее трагичную историю. Девочкой Оля практически ничем не отличалась от своих приятельниц, разве что была немного шаловливей, озорней своих подруг. Далее она стала расцветать не по дням, а по часам.

В пятнадцать лет она слыла уже красавицей: “при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых еще никогда не выразило человеческое слово”. Оля была от природы грациозна, гибка. Все у нее получалось легко и естественно. Даже чернильные пятна на пальцах, раскрасневшееся лицо, растрепанные волосы совершенно не портили девочку.

Она была прекрасно образована и воспитана. Кроме того, замечательно каталась на коньках, танцевала на балах и кружила головы гимназистам. Веселый блеск ее глаз завораживал на только поклонников, вся гимназия любовалась этой девочкой, даже “никого не любили так младшие классы, как ее”. В последнюю свою зиму, казалось, Оля совершенно сошла с ума от веселья.

Однажды ее вызвала начальница к себе в кабинет, чтобы поговорить по поводу ее поведения. Начальница, седая, но моложавая женщина, в какой-то степени, наверное, завидовала молодости, веселью и беззаботности своей ученицы. Она сделала Мещерской строгий выговор за неподобающую, по ее мнению, для ученицы слишком взрослую прическу.

Припомнила все провинности своей ученицы, в том числе и гребни, и туфельки, стоящие двадцать рублей. В процессе разговора Оля рассказала, что уже стала женщиной, и виновник этого никто иной, как брат начальницы Алексей Михайлович Малютин. Это он воспользовался наивностью молодой девушки, когда случайно оказался наедине с ней летом в деревне. На первый взгляд может показаться, что Оля слишком легкомысленно отнеслась к происшествию.

Однако через месяц после разговора произошла трагедия. Главную героиню застрелил казачий офицер, “некрасивый и плебейского вида”. На суде он утверждал, что Мещерская была с ним в близких отношениях, клялась стать его женой, но когда уже нужно было уезжать в Новочеркасск, вдруг заявила, что никогда и не любила его, а только издевалась над его чувствами. В доказательство девушка дала офицеру прочитать запись из своего дневника, где описывается ее взаимоотношения с Малютиным.

Только из этой записи мы видим, насколько сильны были переживания девушки после случая в деревне: “я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!…” Всю тяжесть этого поступка по неопытности девушка возложила только на себя.

День, начавшийся так счастливо, навсегда перечеркнул ее жизнь. Внутренняя трагедия, душевный надлом внешне выразился в повышенной оживленности, веселости. Девочка замкнулась в себе, поскольку не нашла в себе силы поделиться своей бедой, своим позором с близкими ей людьми. Огорчить их, нагрузить своими проблемами.

Чистота, искренность Оли сродни легкому дыханию, которое еле слышно и прозрачно. Откровения казацкого офицера и страничка из дневника оказались неожиданностью для окружающих людей. Довольно скоро трагическая история забылась.

Только классная дама, “немолодая девушка”, ни на минуту не забывает о своей ученице, поскольку смерть девочки пленила ее новой мечтой. Ей часто вспоминается разговор Оли со своей подругой о женской красоте. В одной старинной книге девочка прочла, что у настоящей жен цины должны быть обязательно легкое дыхание.

Главная героиня была уверена, что именно такое дыхание есть и у нее.

Читая рассказ, мы постепенно понимаем, что в рассказе описывается не обычное убийство в порыве ревности. Оля Мещерская напоминает нам другую литературную героиню. Вспоминается Настасья Филипповна из романа Ф. М. Достоевского ” Идиот “. Это тоже была красивая, незаурядная, “настоящая” женщина с исковерканной судьбой, и так же, как Настасья Филипповна, Оля Мещерская сама создает такие условия, в которых она погибнет как можно быстрее.

Как-то слишком невероятна любовь между такими разными людьми, как казачий офицер плебейского вида и образованная девочка из хорошей, судя по всему, обеспеченной семьи. Сразу возникает подозрение, а не специально ли было организовано это убийство. Причем не кем иным, как самой девушкой.

Оля не могла долго носить внутри себя боль, причиненную ей развращенным человеком. Она считала себя уже падшей женщиной, которая не может открыто смотреть в глаза окружающим. Девушка была умна и решительна, однако, по законам церкви, самоубийство – это тяжелый грех. Поэтому она специально завела знакомство с невежественным, грубым и вспыльчивым человеком, предполагая, как тот отреагирует на ее измену.

Все прошло по придуманному ей сценарию. Эта девочка, так и не успевшая повзрослеть, как легкое дыхание, коснулась этой земли, чтобы вновь раствориться в воздухе уже навсегда.

Loading…

Коротка жизнь человека, не насчитывает чаще больше одного века, но еще обиднее, когда умирают молодыми. Образ и характеристика Оли Мещерской в рассказе Бунина «Легкое дыхание» с цитатами — пример трагической судьбы юной красавицы из богатой дворянской фамилии.

Внешность Оли была поразительной. Сначала она обычная гимназистка. Счастливая школьница из богатой дворянской семьи была просто хорошенькой. Беспечная, шаловливая девчушка

«…стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам».

Четырнадцатилетняя Оля — уже девушка с тонкой талией, хорошо видимыми грудями. Формы тела можно было назвать одним словом – очарование. В пятнадцать лет:

«слыла уже красавицей».

Оля обладала особыми свойствами: ее не портили:

«чернильные пятна на пальцах, растрепанные волосы, заголившиеся при падении на бегу колена».

Девушка покоряла искренностью и миловидностью, привлекательностью и необыкновенностью. У нее были хорошие волосы, которые позволяли делать яркие прически. Красиво убранная голова вызывала зависть.

Автор раскрывает это чувство не у ровесниц, а у женщин старшего возраста. Становится понятно, как обидно было начальнице гимназии видеть перед собой то, чего нет, и никогда не было у нее. Дворянка Мещерская умеет себя вести:

«…присела так легко и грациозно, как только она и умела».

Движения выделяют ее из толпы, гимназистка всегда на виду, нравится и становится идеалом для подражания.

Девушка увлечена чтением. Она нашла в книгах отца, какой должна быть настоящая женщина. Из описаний Оля создала свой идеал, к которому стремилась:

«кипящие смолой глаза…черные, как ночь, ресницы…маленькая ножка…в меру большая грудь…покатые плечи…».

Но девушка уловила главное качество красавиц – легкое дыхание. Оля просила подругу определить, такое ли у нее дыхание.

Беззаботное отношение к жизни и окружающему миру можно сравнить с ветром, проносящимся над землей и человеческими страстями. Девушка

«…шаловлива и очень беспечна к тем наставлениям, которые ей …»

делают. За детскую непосредственность, искренность и открытость Олю любят ровесники, и младшие гимназистки, особенно первоклассницы.

Поклонники окружают красавицу, ей это нравится, она начинает играть судьбами мужчин: гимназист Шеншин, казачий офицер. Шеншин пытался покончить жизнь самоубийством, разъяренный офицер убивает Олю на виду у толпы.

«…офицер заявил судебному следователю, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой…».

Оля просто издевается над мужчинами. Почему у Мещерской такое отношение к противоположному полу? Причина, вероятно, в том, что она рано стала женщиной, причем не из-за своего желания, а волей обстоятельств и излишней раскрепощенности. 56-летний Малютин воспользовался своей силой и овладел красавицей. От первой близости осталось только чувство отвращения:

«Теперь мне один выход…Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!».

Девушка записывает все, что переживает. Дневник доказывает, что внешнее безрассудство – это только оболочка. На самом деле Оля вдумчивая и целостная личность. Она оценивает случившееся, понимает, что ее жизнь закончилась и начинает вести себя так, как будто каждый миг последний:

«…Последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья…».

Уходит из жизни счастливой, выпустив свое «легкое дыхание», чтобы освежить жизнь вокруг себя, унести трагизм и обиду. Последний вздох гимназистки долго стоит перед глазами читателя. Ощущается как облако, обволакивающее душу, уносящее ее далеко от земных проблем. Жить нужно с открытой душой, чистым дыханием и верой в счастливый конец.

Сочинение — Характеристика и образ Оли Мещерской (Лёгкое дыхание). Русский язык и литература

Оля Мещерская — главная героиня рассказа «Легкое дыхание» Ивана Бунина (краткое содержание). Это юная девушка, гимназистка. Она чуть старше пятнадцати лет.

Оля Мещерская к пятнадцати годам стала настоящей красавицей. Она не только была хорошо сложена, имела красивые волосы и в целом прекрасную наружность, но и и особую грациозность и плавность. Оля Мещерская прекрасно танцевала и двигалась.

На балах девушку окружали многочисленные поклонники.  В гимназии уже стали ходить слухи, что Оля не может жить без поклонников, воздыхателей. Эти пересуды возникли в первую очередь из-за зависти одноклассниц Ольги.

Стоит сказать, что девочке приходилось встречаться с неприязнью со стороны женщин, окружающих ее. Это были не только одноклассницы, но и классная дама и начальница. Директриса не раз замечала, что Оля забывает тот факт, что пока еще является всего лишь гимназисткой, но позволяет себе очень многое. Например, она носит слишком дорогие туфли, а также слишком яркую и вызывающую прическу. Однако, девочка имела сильный характер и могла противостоять нападкам завистниц.

Оля Мещерская — легкая на подъем девушка. От сверстниц ее отличала какая-то беспечность, энергичность и доброта. Она вела себя несколько легкомысленно. Девушка не задумывалась над своими поступками и словами, не боялась показаться неловкой. Оля была импульсивной и жила так, как ей подсказывает сердце. Эти качества и составили ее неповторимое своеобразие, индивидуальность, харизму.

Оля Мещерская кроме этого была очень дружелюбна и активна. Она любила общаться с одноклассницами, бегать и гулять. Девушка была подвластна чувствам и стихиям, всецело отдавалась им. Она не замечала окружающего мира, когда серьезно над чем-то задумывалась или предавалась какому-либо интересному занятию.

Оля Мещерская не была лишена мечтательности и романтичности. Она во всем находила что-то хорошее, яркое, красивое. Девочка любила природу, гулять в парке.

И, конечно же, Оля Мещерская была очень любопытна и нетерпима. Она прочитала в книге отца, которые часто любила читать, что самое главное в женской красоте — легкое дыхание, которое у нее, бесспорно, было.

Вариант 2

Главной героиней рассказа И. А. Бунина “Лёгкое дыхание” является Оля Мещерская.

Автор описывает её как красивую молодую девушку чуть старше пятнадцати лет. Оля рано начала развиваться, и к четырнадцати годам уже расцвела, как прекрасный цветок, а в пятнадцать “слыла уже красавицей”. У девушки удивительно живые и выразительные глаза, хорошие волосы и всегда аккуратная причёска. Её грациозные и легкие манеры привлекают внимание окружающих и заставляют их восхищаться Олей.

Также читатель узнаёт, что Оля Мещерская из дворянской семьи и учится в гимназии для девочек в некоем уездном городе. У девушки есть мать, отец и брат по имени Толя.

Характер у Оли свободный и независимый от чужого мнения. Она беспечно относится к наставлениям классной дамы, шалит и ведёт себя более непринуждённо, чем ровесницы. Также, девушка очень активна и подвижна, она не упустит возможности хорошенько повеселиться.

Молодая девушка не может жить без внимания противоположного пола, она привыкла к ухаживаниям кавалеров на балах. Но при этом Оля очень ветреная и легкомысленная. Девушка не понимает, что ведет себя неподобающе своему юному возрасту, она считает, что все её поступки и действия правильны, потому что вызывают восхищение у поклонников.

К сожалению, такое поведение приводит к ужасным последствиям: Олю совращает господин Малютин, который приходится братом начальницы гимназии. После случившегося девушка понимает, насколько большую ошибку она совершила и пишет в своем дневнике, что остался только “один выход”. Теперь уже Оля считает свою репутацию испорченной и испытывает к Малютину чувство глубокого отвращения. Но, к сожалению, девушка не учится на своих ошибках и в скором времени вступает в тайные отношения с казачьим офицером. Он не имел ничего общего с тем кругом людей, к которому принадлежала Оля, был некрасивый и “плебейского вида”. Но, не смотря на это, девушка обещает офицеру, что станет его женой, хотя после признается, что совсем не любит его. Также, по своей неосторожности, Оля рассказывает офицеру, что находилась в связи с Малютиным. Узнав об этом, офицер приходит в ярость и застреливает Олю на вокзале при множестве свидетелей.

На примере Оли Мещерской, И.А. Бунин пытается показать читателю, как опасно жить настолько легкомысленно и беспечно. Нужно всегда обдумывать свои действия и поступки, а также думать о том, к чему они могут привести в будущем.

Сочинение Оля Мещерская

Оля Мещерская — юная воспитанница гимназии из состоятельной семьи. Ольга стоит на пороге совершеннолетия, так как ей уже минуло 15 лет. Это стройная, цветущая девушка с округлыми формами, красивыми волосами. Ее манеры легки и грациозны и даже дыхание у нее легкое, о чем она однажды сообщает подруге. На балах она танцует лучше всех, и замечательно умеет кататься на коньках. Олю не портят ни измазанные чернилами руки, ни покрасневшее лицо. Выходя в свет, Мещерская непременно привлекает к себе внимание всех парней в окружении – за ней ухаживают больше чем за другими девушками. Ее обожают младшие школьницы, за игривость, подвижность и непосредственность. Прекрасный образ главной героини так впечатлил Г.К. Паустовского, что он назвал этот рассказ «эпитафией женской красоте».

Образ Мещерской можно сравнить с образом современной независимой женщины, в те времена такое поведение вызывало только осуждение. Девушка не считалась с чужим мнением, она жила как хотела. Читала то, что ей нравилось, а не то, что необходимо было читать благопристойным девушкам, носила то, что считала нужным, несмотря на замечания. Мещерскую не пугала даже начальница гимназии, Оля легко и с вызовом призналась ей о связи с ее братом Милютиным. Девушку не смутил даже его почтенный возраст – на тот момент мужчине было пятьдесят шесть лет. Обаяние юной гимназистки как раз и состоит в том, что она живет без ограничений, отдаваясь новому опыту и новым впечатлениям полностью, не осторожничая и не испытывая опасений. У Оли пока еще не обнаруживается жеманства или ярких талантов, она хороша в своей легкости и свободе от любых рамок. Поведение Оли можно назвать ветреным, ведь говорят, что у нее роман с гимназистом Шеншиным, который был готов совершить самоубийство из-за изменчивости девушки.

Легкость и беззаботность Оли не омрачилась даже после порочной связи с Милютиным. Как бы не укоряла себя девушка, какое бы омерзение не чувствовала она к Милютину – она все же продолжала оставаться такой же открытой всему миру и естественной.  Эта открытость стала для нее роковой, когда она показала личный дневник с описанием своего страшного поступка новому поклоннику, офицеру. Ревнивый офицер тут же выстрелил в девушку, невзирая на толпу народа на вокзале. Легкое дыхание Оли так же легко рассеялось, растворилось в ветре и небе олицетворяющими собой свободу.

Образ Ольги дополняется контрастным образом ее классной дамы. Это немолодая девушка, не позволяющая себе жить в полную силу, так как Оля. Поэтому бурную жизнь ей заменяют фантазии, она часто приходит на могилу девушки, чтобы окунуться в выдуманный мир. Мещерская стала для офицера, равно как и для других людей, олицетворением надежды на счастье, лишившись которой они были лишены будущего.

Все сочинения

  • Он стал пианистом притом очень известным как пишется
  • Олюдениз по турецки как пишется
  • Он смотрит на нее непонимающим взглядом как пишется
  • Ольха рассказ для детей
  • Он смотрел потеряно как пишется