Омонимы в русских народных сказках

Омонимы в народных сказках. Необходимо привести пример с использованием омонимов в русских народ…



  • 0




Омонимы в народных сказках. Необходимо привести пример с использованием омонимов в русских народных сказках

  • Комментариев (0)



  • 0


1) печь
    стояла печь в поле — печь пирожки
2) лук
     Чиполлино — Царевна — лягушка
3) Добро
    сделать добро — собрал своё добро
4) ключ
     ключ журчит, вода бежит — ключ от каморки папы Карло
5) замок
     царевна в замке — ключ в замке
6) месяц
     двенадцать месяцев — месяц в небе

  • Комментариев (0)

Ваш ответ


1



2


Тема Результат проектно-исследовательской работы «Использование омонимов в сказках» Исполнители: учащиеся 5 а класса ГБОУ СОШ 1384 Генералов С. Леухина А. Мураховский В. Игра-викторина «Сказочные омонимы»


3


Объект, предмет работы Объект работы: сказки (литературные и народные). Предмет работы: сказочная лексика, содержащая омонимию. Омонимы – это слова одинаковые по написанию и звучанию, но разные по звучанию.


4


Цели 1. Определить природу слов- омонимов 2. Подобрать тексты сказок, содержащие омонимы 3. Разработать и оформить викторину, помогающую учащимся лучше понять природу явления омонимии


5


Предполагаемый результат. Обучающая игра-викторина для 3-4 классов


6


«Угадай сказку по омониму» «Угадай омоним по сказке» 1. Чем является главный Герой сказки Джанни Родари «Чиполлино»? 1. В какой сказке главный герой — мальчик-лук? 2. Какое слово пропущено в отрывке из сказки «Царевна-лягушка»: «Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие …….. и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь»? 2. В какой сказке царь говорит: «Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь»


7


Картинка Иван царевич с луком


8


Картинка Бой часов Золушка Картинка Три богатыря бой (битва)


9


Картинка Добро Кот в сапогах


10


Ладья Алиса в Зазеркалье Садко Ладья


11


соловей- посол


12


серебреное копытце-рысь


13



14


Омоним Лук Дж. Родари «Приключения Чиполинно» «Царевна – лягушка»


15


Омоним Бой Шарль Перро «Золушка» Саша Чёрный «Мирная война»


16


Омоним Добро «МОРОЗКО»Шарль Перро «Кот в сапогах»


17


Омоним Ладья Льюис Керрол «Алиса в зазеркалье» Былина «Садко»


18


Омоним Посол Г.Х.Андерсен «Соловей» Н.Волков «Волшебник изумрудного города»


19


Омоним Рысь Павел Бажов «Уральские сказы» Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»


20


Омоним Ручка Братья Гримм «Красная шапочка» «Вовка в тридевятом царстве» Шарль Перро «Белосне- жка и семь гномов»


21


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ainger265

ainger265

Вопрос по литературе:

Омонимы в народных сказках. Необходимо привести пример с использованием омонимов в русских народных сказках

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

nstanginlyon

nstanginlyon

1) печь
    стояла печь в поле — печь пирожки
2) лук
     Чиполлино — Царевна — лягушка
3) Добро
    сделать добро — собрал своё добро
4) ключ
     ключ журчит, вода бежит — ключ от каморки папы Карло
5) замок
     царевна в замке — ключ в замке
6) месяц
     двенадцать месяцев — месяц в небе

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Лингвистическая сказка

«В гостях у антонимов, омонимов и синонимом»

Государство королевы Лексики живет, процветает и развивается. Правит она долго, с тех пор , когда человек начал общаться при помощи слов. Помогает ей в этом премьер-министр Толковый Словарь и кабинет министров, куда входят Словарь Синонимов, Словарь Антонимов, Словарь Иностранных Слов, Этимологический Словарь, Словарь Омонимов, Словарь Устаревших Слов и другие словари.

Решила королева проверить, как живет ее народ. Она в свое путешествие взяла с собой и своих министров. И вот в один прекрасный день Лексика оставила свой замок и поехала путешествовать по своему королевству.

О первом поселении своих подчиненных – слов, королева узнала задолго до встречи с ними, услышав крики, споры. Подъехав ближе, Лексика увидела, что слова ссорятся друг с другом. Одно слово кричит «ночь», а другое ему противоречит- «день». С другой стороны раздаётся «жарко», но в ответ слышно «холодно».

— Как так, у меня в королевстве конфликт!- восклицает Лексика.

— Да нет, просто здесь живут антонимы, которые только и живут тем, что всегда перечат. Но это никак не распространяется на все Ваше королевство, — успокоил её Словарь Антонимов.

— Ну хорошо, поехали дальше.

И процессия двинулась в путь. И вскоре на их пути появился ещё один населенный пункт. Приблизившись к нему, королева и её подчиненные увидели слова, которые имели свою точную копию. Было удивительно, что близнецы оказались совсем чужими и незнакомыми словами. Одна «коса» висит на голове у девочки, другая «коса» косит траву, третья «коса» омывается водами моря, на которой любят отдыхать люди.

И тут выходит Словарь Омонимов, представляя всем жителей – слова-омонимы, которые одинаковы по написанию, но разные по значению. Королева Лексика увидела, что здесь порядок и предложила продолжить путешествие.

Недолго пришлось им ждать встречи с другими словами, живущими в следующем поселении. Но то, что увидели , поразило всех. Какие же дружные здесь все! Разные слова, а имеют одно значение. Одно слово «смеется», другое – «хохочет». Одно слово «трудится», а другое- «работает».

Оказывается, живут здесь синонимы, слова имеющие одно значение, но с разным написанием и звучанием.

Устала королева Лексика от путешествия и предложила вернуться в замок. Королевство большое, за один раз не объедешь. Отдохнет немного и опять двинется в путь по своим просторам.

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать понятие об омонимах.

ЗАДАЧИ:

  • развитие умения формулировать определение понятий;
  • формировать умения работы со словарями;
  • научить отличать омонимы и многозначные слова;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • воспитание интереса и уважения к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • ПРОЕКТОР
  • КОМПЬЮТЕР
  • ТОЛКОВЫЕ СЛОВАРИ

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. Лингвистическая сказка.

Сегодня, ребята, мы совершим с вами увлекательное путешествие в страну, которую не найдёте ни на одной географической карте, и узнаем тайны жителей этого государства…(Презентация, слайд №1)

В лексическом царстве – в языковом государстве жил-был царь Лексикон, и много было подданных в его подчинении: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, и древний род Историзмов, и многоуважаемая семья Фразеологизмов, даже иностранцы прижились в царстве Лексикона, и фамилию им дали русскую – Заимствованные.

И вот однажды у царских ворот появились два мальчика одинаковых с лица, и имена у них были одинаковые – Вал и Вал, но неизвестно, какого они роду-племени. Стали их звать-величать Вал-1 и Вал-2. Хотели их усыновить Историзмы, но очень уж молоды были братья, не прижились они и у Многозначных, слишком разные были характеры у юношей.

Взрослели мальчики не по дням, а по часам, и становилось очевидно, что дети только внешне одинаковые, а по нраву абсолютно разные: Вал-1 – яростный, непослушный, как морская волна; Вал-2 – работящий, деловой, изобретатель.

И повелел Лексикон своей волей царскою, что Вал-1 и Вал-2 станут родоначальниками нового рода по фамилии Омонимы, что в переводе с греческого означает «одинаковые имена».

Стали Омонимы жить-поживать в лексическом царстве и песенку о себе напевать:

Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.

Вопросы:

— Какие лексические термины встретились нам в сказке? ( Учащиеся называют многозначные слова, антонимы, синонимы, лексикон, фразеологизмы, дают определения и приводят примеры)

— Как назвали в царстве Лексике новых «жителей» и почему? (Омонимы-одинаковые имена)

Учащиеся записывают в справочные тетради определение омонимов – слова одинаковые по

написанию, но абсолютно разные по лексическому значению. (Презентация, слайд №2)

— Назовите пару омонимов из сказки. (Вал-1 и Вал-2)

2. Работа в группах с толковыми словарями

(Ожегова, Даля, школьный толковый словарь в учебнике). Учащимся предлагается проанализировать словарные статьи «ВАЛ»: Как они оформлены? Есть ли что-то общее в лексическом значении омонимов? (Ученики сделают «открытие», что есть «Вал-3») (Презентация, слайд №3)

ВЫВОД: У каждого омонима отдельная словарная статья, каждый омоним обозначается

цифрой, в лексическом значении омонимов нет ничего общего.

3. Задание №1. Найди омонимы

(Презентация, слайд №4)

  • горький лук – лук охотника;
  • подземный ключ – ключ от входной двери;
  • кисть рябины – кисть для рисования:
  • шуба из норки – мышиные норки

Какая пара лишняя? Почему? (Слово «КИСТЬ» многозначное): есть общее в лексическом значении – проверь по словарю.

Составление схемы «Сходства-отличия омонимов и многозначных слов» (слайд №5)

4. Задание №2. Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.

(слайды №6,7)

Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. Топить корабль. Печку нужно топить. Я лечу горло. Я лечу на самолете.

Вывод: В русском языке есть полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы) ( слайд №8)

5. Задание №3. Определите вид омонимии, составьте предложения. (слайд №9)

Лес — лез, коса — коса, спешу — спишу, заставить — заставить, слезать — слизать, стекло — стекло,

Мука — мука.

6. Отгадай омоним! Весёлые загадки. (слайд №10,11,12)

Загадка 1

Право, я прическа – чудо!
Заплести меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.
В воду я вдаюсь полоской –
Узкой, серенькой и плоской. (коса)

Загадка 2

Я сборник карт; от ударения
Зависит два моих значения;
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас)

Загадка 3

Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (ирис)

7. Итог урока.

Продолжите предложение: «Омонимы- это…»

8. Домашнее задание (одно по выбору): (слайд №13)

— Найти в толковом словаре омонимы, составить предложения;

— Подобрать примеры омофонов, омоформ, омографов, записать предложения.

  • Она не могла окончить курсы вследствие болезни как пишется
  • Омегаверс альфа и омега рассказы читать
  • Она не замужем как пишется
  • Она написала цикл сказок о маленьких добрых троллях поле чудес 5 букв
  • Омега кислоты как пишется