Он пристально слушал мой рассказ вид ошибки

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      liliabray886

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • himiya
    Химия

    4 минуты назад

    Задача по химии

  • kazak-tili
    Қазақ тiлi

    5 минут назад

    Помогите
    1. Мына сөздермен сөйлем құрастырыңдар. (составьте предложение со словами.)
    ауа райы, жаңбыр, жылы, суық,аяз, бұлтты.

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    5 минут назад

    любов і жага в чому їхня різницядопоможіть пжжж ​

  • istoriya
    История

    5 минут назад

    Помогите пожалуйста, 6 класс, вопрос звучит так: украинский:Назвіть дві основні релігії Давнього Китаю. В чому їх особливість?русский:Назовите две главные религии старого Китая. В чем их особенность? ​

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    5 минут назад

    Допоможіть будь ласка СРОЧНО ​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Цель урока:

Познакомить учащихся с типами речевых
ошибок и дать тренировочные упражнения на их
исправление.

Технологии:


  1. Компьютерная технология.
  2. Технологии деловой игры: лекция вдвоем,
    лекция-визуализация, лекция-провокация.

Формируемые компетенции:

  1. Умение слушать.
  2. Способность компьютерной презентации.
  3. Способность применять знания на практике.
  4. Способность переносить знания в реальность.

Оборудование урока:

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран.

4. Пакет материалов к уроку у каждого
ученика на парте: памятка “Типы речевых ошибок”,
упражнения на закрепление изученного материала,
индивидуальные карточки для домашнего задания.

Ход урока


  1. Вступительное слово учителя.
  2. Компьютерная презентация по теме урока с
    исправлением речевых ошибок в приводимых
    примерах.
  3. Устные тренировочные упражнения по исправлению
    речевых ошибок.
  4. Письменные упражнения на закрепление
    полученных знаний.
  5. Итоги урока.
  6. Домашнее задание.


1. Вступительное слово учителя.

Вспомните предыдущий урок и назовите
основные признаки хорошей речи.

Все ошибки в письменной речи
распадаются на несколько групп: фактические,
логические, речевые.

Речевые ошибки нарушают правильность
речи, ее точность, выразительность, чистоту,
образность.

2. Презентация “Речевые ошибки”.

Презентация выполнена и
прокомментирована ученицей с коллективным
исправлением речевых ошибок в приведенных
примерах. (Презентация и памятки для учащихся
прилагаются)

3. Устные тренировочные упражнения по
исправлению речевых ошибок.

(Ученикам материал предлагается в виде
компьютерной презентации, ошибки исправляются
устно с коллективным обсуждением вариантов
исправления. Можно 1-2 примера обсудить устно, а
остальные предложить учащимся выполнить
письменно самостоятельно с последующей
проверкой)

I. Употребление слова в несвойственном
ему значении.

1. Он упал навзничь (ничком)
и уткнулся лицом в землю.

2. Он пристально (внимательно)
слушал мой рассказ.

3. Памятник поражает нас своими
причудливыми габаритами (размерами).

II. Неразличение оттенков значения,
вносимых в слово приставкой и суффиксом.


  1. В таких случаях я взглядываю (заглядываю)
    в “Орфографический словарь”.
  2. Соперники ревностно (ревниво)
    относились к успехам друг друга.
  3. Люди начали радостно и хлопотно (хлопотливо)
    выполнять приказание.
  4. Сначала о Манилове складывается двойное
    (двойственное) впечатление.

III. Неразличение синонимичных слов.


  1. Имя этого поэта знакомо (известно) во
    многих странах.
  2. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство
    (место) рекламе, и это нам не импонирует
    (нравится).

IV. Употребление слов иной стилевой
окраски.

1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы
(расположены) очень удачно.

2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного
(прекрасного) вальса.

3. В преддверии собрания нам нужно
приготовить все необходимые бумажки (документы,
бумаги
).

4. Ввиду отсутствия красной
розы сердце принца будет разбито.

ПРИМЕЧАНИЕ. Известный писатель
В.Солоухин не принимал названия Дворец
бракосочетания
; это “…все равно, — считал он,
— что к нитке жемчуга на женской шее прицепить
канцелярскую булавку”.

V. Неуместное употребление
эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.


  1. Этому, безусловно, талантливому писателю
    М.Зощенко палец в рот не клади, а
    дай только посмешить читателя.

  2. Сизифовым трудом (напрасным трудом)
    было начать постройку дома в этом месте: через
    два года здесь будет водохранилище.
  3. Солнце светило во всю Ивановскую.

ПРИМЕЧАНИЕ. А.П.Чехов намеренно
заменил компонент устойчивого словосочетания кричать
во всю Ивановскую
, обновив фразеологизм и
сделав речь более выразительной.

VI. Неоправданное употребление просторечных и
диалектных слов.


  1. На пришкольном участке мы посадили капусту,
    морковь, бураки (свеклу).
  2. Не могла и не схотела (захотела)
    Катерина жить в “темном царстве”.
  3. Неожиданно на подмогу (помощь)
    Чичикову пришел капитан-исправник.

VII. Нарушение лексической сочетаемости.



  1. Родилась (Сохраняется) традиция широко
    праздновать День города. (Традиция — это обычай,
    установившийся порядок, унаследованный от
    предшествующих поколений; традиция родиться не
    может: она может сохраняться, быть
    унаследованной.)
  2. Уже будучи преклонным человеком (человеком
    преклонного возраста), писатель создал один
    из лучших своих романов.
  3. Помещики присваивали львиную часть (львиную
    долю
    ) доходов крестьян.

VIII. Употребление лишних слов (плеоназм — от
греческого “излишество”).


  1. Он рассказал автобиографию своей жизни (автобиографию,
    свою биографию
    ).
  2. Поэт испытывал сильную ностальгию по родине (ностальгию).
    Ностальгия в переводе с греческого – это тоска
    по родине.
  3. Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы
    подарили им памятные сувениры (сувениры).
    Сувенир – это подарок, сделанный на память.
  4. Мы дорожим каждой минутой времени (минутой).
    Минута – единица времени.

IX. Употребление рядом или близко
однокоренных слов (тавтология – от греческого
“то же самое слово”).

1. Этот необыкновенный случай
случился
(произошел) со мной в молодости.

2. В поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь запечатлел
(отразил) свои впечатления о русской
деревне.

3. Поэтически описывает поэт
(А.С.Пушкин) наш город.

X. Неоправданное повторение слов.

1. Павел упорно работает над задуманной
книгой. Наконец, три главы книги
написаны. Он посылает эти главы книги
своим друзьям.

2. Недавно я прочитала одну книгу.
Эта книга называется “Молодая гвардия”.
В этой

книге рассказывается…

XI. Бедность и однообразие синтаксических
конструкций.

1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник
был
грубо заштопан. Сапоги были почти новые.
Носки были изъедены молью. (Мужчина был одет в
прожженный ватник, грубо заштопанный. Сапоги на
нем были почти новые, а носки изъедены молью.)

2. Павел упорно работает над задуманной
книгой. Наконец, три главы книги
написаны.

Он посылает эти главы книги
своим друзьям. (Павел упорно работает над
задуманной книгой и, когда он заканчивает три
главы ее, посылает их своим друзьям.)

XII. Неудачное употребление местоимений.

1. Я вынула книгу из сумки и положила ее
(книгу или сумку?) на стол.

2  После своего (совершенного)
убийства им овладевает страх.

4. Письменные упражнения на закрепление
полученных знаний.

(Упражнения в распечатанном виде лежат на парте
у каждого ученика. Первое упражнение выполняют
на доске 2 ученика по 5 предложений. Остальные
упражнения выполняются всеми самостоятельно с
последующей проверкой)

Упражнение № 1

Перепишите, вставляя вместо точек нужные по
смыслу слова.

1. Смеяться … смехом. Перенести …
болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь …
намерения. Обладать … характером (скрытый,
скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный,
искусный). 4. … женщина. … слово (обидный,
обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры
против нарушителей дисциплины (эффектный,
эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений.
Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться
человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть …
(невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев
рассказал о трагической судьбе … Герасима.
Троекуров был жестоким … (крепостник,
крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В
пьесе выведен отрицательный … (персонаж,
персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть,
надеть).

Упражнение № 2

Прочитайте и найдите речевые ошибки.
Перепишите, внося необходимые исправления.

1. Друзья, попробуем оглянуться в
будущее. 2. Через весь роман проходит фабула
патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология –
завлекательная наука. 4. С первого момента он
может показаться даже очень прекрасным
человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и
известие о приезде настоящего ревизора приводят
чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного
возмущения относиться к разным Чичиковым,
Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает
вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве
поэзии.

Упражнение № 3

Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки
допущены, исправьте и перепишите.

1. Повесть написана калорийным языком.
2. Среди соучастников соревнований было много
молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была
применена новая, более эффектная технология. 4.
Большое значение в романе играют женские образы.
5. Критики оказали высокую оценку новым стихам
поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит
заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро
сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

Упражнение № 4

Перепишите, исправляя речевые ошибки и
распределяя предложения по трем типам:
употребление слов иной стилевой окраски,
тавтология, плеоназм.

1. По вечерам крестьяне отправляются в
очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес
ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне
наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось
так, что именно как раз в эти дни открылась
выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее
вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне
молодые патриоты организовали подпольную
организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка,
задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 8. Им
овладела ностальгия по родине.

5. Итоги урока.

Полученные сегодня знания очень важны
для вас в жизни, а не только при написании
сочинения. Любая неправильность затрудняет
понимание и мешает вашему общению.

6. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания учащимся
предлагаются индивидуальные карточки с их
речевыми ошибками, выписанными из тетрадей по
развитию речи. Задание: классифицировать
допущенные речевые ошибки и исправить их.

Пример (карточка ученицы 11-го класса “Б”
Халилуллиной Алины):

  1. Так и Н.В.Гоголь раскрывает перед читателями
    проблему умения общаться. В этом тексте автор
    сравнивает умение общаться русского и
    иностранца.
  2. А русский человек, как показывает Гоголь, к
    начальству проявляет свое угодничество, если
    кто-то выше него по чину, он ему угождает во
    всем…
  3. Позиция автора состоит в том, что человек не
    должен
    быть чинопочитателем, не должен
    проявлять высокомерие, а должен всегда
    помнить о человеческом достоинстве.
  4. Чацкий вел себя достойно всегда, не боясь
    относиться к людям так, как они такового
    заслуживают.

Приложение 1

Приложение 2

Дидактическая

структура
урока

Время

Задачи
этапа

Приемы                    работы

Форма

организа-ции

учащихся

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Планируемые
результаты

  1.Оргмомент.

2 мин.

Проверить
готовность обучающихся, настроить их на работу

Беседа

Фронталь-

ная

Приветствует
обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Организует
и управляет вниманием учащихся
.

Создаёт позитивный настрой, читает 
стихотворение.

Приветствуют
учителя, проверяют свою готовность к уроку
.

Слушают учителя, быстро включаются в деловой
ритм.

Учащиеся класса  эмоционально настроены на
урок.

2.Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания)

5 мин

Выяснить
степень усвоения заданного на дом материала

Беседа

Фронталь

ная

Индивиду

альная

Устанавливает
уровень знаний  учащихся
.

Дома вы понаблюдали за речью своих родных,
близких, друзей и записали те слова и выражения, в которых чаще всего они
допускают орфоэпические ошибки.

Задает  вопрос:

— Как вы думаете, можем мы изменить речь
наших односельчан к лучшему? Каким образом?

Предлагает тест по теме «Орфоэпические нормы»

Приложение 1

Читают сообщения  о нарушении их родными и
друзьями орфоэпических норм   речи.

Отвечают на вопрос,

Предлагают варианты решения проблемы.

Выполняют тест
(по вариантам)

Повторили пройденный  ранее материал, знают о нарушениях
орфоэпиче-

ских норм.

Актуализированы 
и оценены знания учащихся по теме  «Орфоэпичес-кие нормы».

3.Создание проблемной ситуации.

3.1  Анализ проблемной ситуации

3 мин.

Организовать и
направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Эвристическая
беседа

Индивиду

альная

Предлагает  предложения, в которых учащиеся 
должны найти ошибки.

Препровождаем  вам дОгОвОр на ремонт вспомогательной
станции.

Прочитайте предложение, соблюдая орфоэпические нормы.

А какие литературные нормы нарушены  в этом предложении?

Слушают учителя,

читают предложение.

Отвечают на вопрос.

Отделяют

 известный материал
от неизвестного

Выявлены
вопросы, на которые учащиеся не знают ответа, вызван познавательный  интерес

3.2 Видение  учебной проблемы

1 мин

беседа

фронтальная

Стимулирование
познавательной активности учащихся.

Оценка значимости для
учащихся нового учебного материала и учебной проблемы.

Нацеливает учащихся на
формулирование темы и целей урока.

Как вы думаете, о каких
ошибках мы будем говорить?
Какова будет тема урока? Какую цель вы поставите на уроке?

(слайд3-4)

Демонстрирует слайд №2,задаёт вопрос. Прочитайте эпиграф к уроку. Какую задачу можно ещё для
себя определить?

Локализуют
неизвестное.

Локализовано неизвестное.

Мотивированы на изучение нового материала.

3.3.  Словесная формулировка проблемы

3мин

беседа

фронтальная

Формулируют проблему

Формулируют тему и цель урока.

Сформулирована проблема.

Сформулированы тема и цели урока.

4.Процесс
решения учебной проблемы

4.1 Выдвижение предположения

2 мин

Организовать
учебную деятельность по выдвижению предположения

Эвристическая
беседа

Парная

Предлагает работать в парах: выдвинуть
предположения, как правильно выражать свои мысли в речи, обсудить план
решения данной проблемы.

Высказывают
предположение о том, каким образом избежать речевых ошибок,
составляют план решения проблемы,

т.е. определяют
последовательность шагов.

Умеют работать в паре, владеют  навыками
сотрудничества.

4.2
Доказательство или опровержение предположения

4 мин

Самостоя

тельная работа

Парная

Даёт каждой паре по одному предложению, в
котором нужно найти ошибки  в употреблении слов,  указать  вид ошибки,
пользуясь карточкой  с терминами.

У Ирины карие волосы и серые  глаза.

Костёр всё сильней и сильней распалялся.

Он негодовал от возмущения.

В рассказе А.П.Чехова  «О любви»
рассказывается об упущенном счастье.

Вошла Нина, поддерживая шляпу, которая всё
время падала у неё с головы.

 Человек ведёт праздную жизнь.

Ваня разлил кофе.

Находят ошибки в
предложении, определяют их вид.

Знают, что такое лексическая ошибка. Знают
виды лексических  ошибок, знают смысл терминов: плеоназм, тавтология,
паронимы.

4.3
Проверка правильности решения проблемы

3 мин

Индивиду-

альная

Предлагает  посмотреть презентацию,   проверить
правильность выполнения задания, записать термины в тетрадь (слайды 5-12).

Работают с презентацией, записывают термины
в тетрадь, отвечают на вопрос.

Подтвердили правильность решения проблемы

5. Физминутка

1 мин.

Создать
условия для профилактики остроты зрения,  снятия напряжения утомленных глаз.

Комплекс
простых упражне-ний

Фронталь-ная

Предлагает
комплекс простых упражнений для глаз:

— быстро поморгать, 
закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти (повторить 5 раз)

 — крепко зажмурить
глаза, считать до 3, открыть глаза и посмотреть вдаль, считать до 5
(повторить 5 раз)

Выполняют
упражнения для глаз

Снято
напряжение утомленных глаз

6.     
Первичная проверка понимания и коррекция
усвоения учащимися нового материала.

7

мин

Организовать
проверку правильности решения проблемы.

Подвести к
формулировке выводов

Организовать
проведение  самооценки учащихся.

Самосто-

ятельная

работа с

провер-

кой по

образцу

Групповая

Объединяет детей в три
группы по уровню

подготовки, организует
дифференцированную работу по карточкам.

Задание для 1 группы: Найти нарушения лексических норм,

 назвать вид ошибки. 

В своей автобиографии,
свободная вакансия, военная оккупация, смелый риск, проливной ливень,
уникальный феномен, родные пенаты.

(для проверки слайд14 )

Задание для 2 группы:

Составьте словосочетания
с данными словами, соблюдая лексические нормы языка.

Концертный (абонемент,
абонент)

(безответная,
безответственная) покорность

(вдох, вздох) сожаления

(длинные, длительные)
наблюдения

(зрительные,
зрительские) аплодисменты

(сытно, сыто) пообедать

(экономика, экономия)
времени.

Как называются слова,
разные по смыслу, но близкие по звучанию? (паронимы) (слайд 15 для проверки)

Задание для 3 группы: (работа с таблицей )

         Приложение 2.

( слайд 16 для проверки)

Проводит обсуждение
полученных результатов.

Делятся на группы, 
выполняют задания по карточкам, каждая группа осуществляет самоконтроль

по образцу

Работа с толковыми словарями

Заполняют таблицу.

Анализируют работу группы и

работу каждого.

Закрепили понятие 
«лексические ошибки и их виды.

Умеют находить в предложениях нарушение
лексических норм,  применять  полученные знания при составлении 
словосочетаний, находить в тексте  паронимы, работать с толковым словарем,

классифицировать виды лексических ошибок

Сформирова-

ны навыки самооценки.

7.     
Применение
знаний в незнакомой ситуации.

8 мин

Осуществить
контроль усвоения знаний

Практи-

ческая

работа

Индиви-

дуальная

Предлагает выполнить самостоятельную работу 

(слайд17)

Задание 1. Укажите
номера предложений , в которых допущены лексические ошибки, определите вид
ошибки.

1.Возвращаясь на базу,
туристов замучил зной.

2.Андрей – человек
удачный.

3.Он с удовольствием
прочёл биографию жизни известного писателя.

4.Три лошади шло сзади.

5.Образ Пьера играет
ключевое значение в романе.

6.Иван Николаевич –
весьма уважающий человек.

Задание 2.

Творческая работа (слайд 18)

    Приложение 3

Проверяет решение учащихся,
корректирует знания

Выполняют самостоятельную  работу.

Учащиеся 
умеют применять полученные знания в незнакомой
ситуации посредством

выполнения
упражнений  по теме «Лексические ошибки
»

8.     
Итог занятия

      8.1Рефлексия      деятельности на
занятии

2 мин.

Создать
условия для осознания учащимися результатов своей деятельности

Беседа

Т

Индивиду-

альная

Проводит  рефлексию и самооценку учениками
учебной деятельности.

Предлагает оценить свою работу и
работу  учащихся класса.

Упражнение “Плюс – минус – интересно”. Нужно
заполнить таблицу из трех граф. В графу “П” – “плюс” записывается все, что
понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали
положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для
достижения каких-то целей. В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось
на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Либо
информацию, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной,
бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу “И” –
“интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на
уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Слушают учителя, оценивают свою работу на
уроке.

Оценили свою деятельность  на уроке.

8.2
Подведение итогов.

2

мин

Привлечь внимание учащихся к
проблеме «чистоты» русского языка

Подвести
итоги урока

Беседа

Фронталь-

ный опрос

Проводит итог урока.

Выставляет оценки, комментирует.

Заключительное слово учителя (слайд 21)

Приложение 4.

Слушают учителя и делают вывод о важности
соблюдения лексических норм, подводят итог урока.

Участвуют
в обсуждении

Подведены
итоги урока.

Знают, что такое
лексические ошибки, виды ошибок. Умеют

классифицировать
лексические ошибки и находить их в тексте.

 Знают о важности
соблюдения лексических норм для правильного выражения своих мыслей.

8.3Домашнее
задание.

2

мин

Выдать домашнее задание,  обеспечить понимание, разъяснить способы выполнения

Беседа

Консульта-

ция

Формулирует домашнее
задание. Предлагает карточки.

 Дает комментарий к
домашнему заданию

(слайд 20)

1.Найти ошибку в
предложениях, записать их в исправленном
виде. Кто
сыграл заглавную роль в фильме «Анна Каренина».

Его личность мне знакома, я вспомнил родинку
на щеке.

Одень  пальто, на улице холодно.

2.Составить словосочетания с паронимами:

целый-
цельный                                      искусный -искусственный

смириться-примириться                        
грозный- грозовой

проблемный –проблематичный            
типичный- типовой

представить- предоставить                   
абонент-абонемент 

эффектный- эффективный                    
земляной- земельный

Выбирают домашнее
задание и фиксируют в дневнике

Выбрали домашнее задание,

поняли, как выполнять.

Приложение 1

                                                     
1 вариант

1.  В каком
слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1)
 Эксперт; 
2) кух
Онный; 
3) ходат
Айство; 
4) зак
Упорить.
2.  В
каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) Посадить ир
Ис; 
2) облЕгчить
3) бал
Ованный; 
4) зв
Онит.

3.  В каком
слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) Кв
Артал; 
2) кат
Алог; 
3) укр
Аинский; 
4) премиров
Ать.

4.  Выберите
правильный вариант произношения слова:

1) Конечно [чн];
2) скучно [чн];
 
3) девичник [чн];
 
4) ничто [шт].

                                                          
2 вариант

1.  В каком слове буква,
обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) Кв
Артал; 

2) катАлог; 
3) укр
Аинский; 
4) премиров
Ать.

2.  В каком слове буква,
обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) Обл
Егчить; 
2) кух
Онный; 
3) магАзин
4) кладов
Ая.
3.  В каком
слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) договОр
2) ходатайствО
3) прОтокол
4) танцовщ
Ик.
4.  Выберите
правильный вариант произношения слова:

1) скворечник[чн]

2) скучно [чн]; 
3) девичник [чн];
 
4) ничто [шт]

Приложение 2

Пример

Вид ошибки

Правильный

вариант

Он был моим коллегой по работе

Были приняты эффектные меры.

Вместе с духовным ростом у героев рассказа
растёт их речь.

Он пристально слушал мой рассказ.

Саша разлил воду.

Героем рассказа «Ионыч» является образ
Старцева.

                                                                                                           
Приложение 3

Творческая работа

Задание:
вставьте слова, наиболее точно выражающие мысль, мотивируйте свой выбор
.

Человек (изобрёл,
нашёл, отыскал, придумал, создал)слова для всего, что обнаружено им (в мире, во
вселенной, на земле), но этого мало. Он (назвал,  обозначил, объяснил,
окрестил, определил) словами  свойства и качества всего, что его окружает.

 Словарь 
(воспроизводит,   определяет, отображает, фиксирует)   все изменения,
(происходящие, совершающиеся, существующие)   в мире. Он  (запечатлел, 
отразил,  сохранил) опыт  и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни,
(движению, прогрессу, развитию) техники,  науки, искусства. Он может
(выделить,  назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и
располагает средствами для (выражения, обозначения, объяснения, передачи,
сообщения) самых отвлечённых и обобщенных понятий.

     (С.Я.   Маршак. «Воспитание  словом»)

Приложение 4.

 Заключительное слово
учителя.

Русский язык. Нуждается ли он в похвалах? Надо
ли говорить о его силе и красоте? Оказывается, надо! И не только говорить,  он
достоин самой большой заботы.

 В  сентябре 2013 года в Москве состоялась
Международная конференция «Язык, культура, общество», целью которой являлась
пропаганда правильного русского языка. На ней с тревогой о современном
состоянии русского языка выступали  многие общественные деятели, поэты, члены
правительства. Были оглашены цифры, вызывающие опасения: 67 % населения РФ
употребляют бранную лексику, 28 % говорят на компьютерном языке, и лишь 5 % —
на чистом литературном языке.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной,-

Его для внуков сохраните.

Лексические ошибки

Читайте также:

  1. Lt;guestion> Какие лексические языковые средства характерны для научного стиля?
  2. Lt;question>Какие ошибки являются фонетическими?
  3. А31. Речевые ошибки допущены в предложении
  4. В) Фундаментальные ошибки теоретизирования
  5. Грамматические ошибки
  6. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  7. Грамматические ошибки

1. Ошибки появляются там, где слово употребляется совсем не в том значении, которое присуще ему в языке, где нарушается смысловая точность слова: «он упал навзничь и уткнулся лицом в землю» («навзничь» – вверх лицом); «Он пристально слушал мой рассказ» (пристально можно смотреть, а слушать надо внимательно); «Памятник поражает своими причудливыми габаритами» (габариты – это размеры, причудливой может быть форма).

2. Ошибочным является употребление слова, при котором утрачивается важный характеризующий признак, который выделяет обозначаемое понятие в ряду близких ему. Например, в предложении «Вернисаж продолжался в течение месяца» слово «вернисаж» употреблено неправильно, поскольку обозначает «торжественное открытие художественной выставки».

3. Часто при употреблении слова нарушается соразмерность соединяемых понятий. Слово, оказываясь в несоответствующем окружении, утрачивает значительность своего содержания. Например, слово «форум» имеет значение «широкое, представительное собрание, имеющее большое общественное значение». Поэтому его можно употребить в словосочетании «форум молодежи азиатских стран», но нельзя употребить в выражении «форум учителей областного центра». Высокое, книжное слово «корифей» имеет значение «выдающий деятель на каком-либо поприще», поэтому выражение «корифей футбола или хоккея» можно употребить разве что в ироническом смысле. Аналогично высокое, книжное слово «плеяда» со значением «группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления» не может входить в сочетание типа «плеяда ди-джеев».

4. Много ошибок допускается при смешении паронимов – слов, близких по звучанию, но не совпадающих по смыслу: «Люди начали радостно и хлопотно выполнять приказание» (вместо «хлопотливо»); «Сломленная челюсть отчаянно болела» (вместо «сломанная челюсть»).

5. Ошибками являются лексические анахронизмывнеисторические употребления слов: «Печорин получил путевку на Кавказ»; «Наташа Ростова стремительно пробежала по холлу». Конечно, ни о каких путевках нельзя говорить применительно к началу 19 века. Во времена Наташи Ростовой просторная комната в доме называлась залой, слово холл было заимствовано из английского языка гораздо позже.

6. Ошибки могут быть связаны с нарушением сочетаемости слов: «родилась традиция» («традиция» – обычай, установившийся порядок, унаследованный от предшествовавших поколений; традиция родиться не может, она может сохраниться, быть унаследованной и т.д.). Специалисты по культуре речи считают ошибочным употребление такого словосочетания, как «памятные сувениры», поскольку слово «сувенир» само по себе обозначает «подарок, сделанный на память».

7. Часто ошибки допускаются при воспроизведении фразеологических оборотов: «факир (вместо «калиф») на час», «выбивать из нормы (вместо «колеи»)», «играть значение (вместо «роль»)», «львиная часть (вместо «доля»)». Чаще всего ошибки связаны с неправомерной заменой компонента фразеологизма «играть главную (вместо «первую») скрипку». Ошибка может возникнуть и при замене грамматической формы слова: «сломив (вместо «сломя») голову», «скрипя сердцем (вместо «скрепя сердце»)». В последнем примере переосмысляется значение глагола, от которого образована деепричастная форма, входящая во фразеологизм: вместо «скрепить» подразумевается «скрипеть».


Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 402 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: Разделительные Ъ и Ь | Личные окончания глаголов | Частица НЕ с существительными | Частица не с причастиями | Упражнение 50 (Повторительное). Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где нужно, пропущенные буквы. | Тире между подлежащим и сказуемым | Сложносочиненное предложение. Союз И в сложносочиненных предложениях | Вводные слова и словосочетания | Определение языка. Русский язык и его основные разновидности. | Разделы языкознания |


mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.011 сек.)

  • Он поет месяц а ворона каркает круглый год ответ из какой сказки
  • Ооо тверская сказка бологое сайт
  • Ооо новая сказка отзывы сотрудников
  • Ооо мармеладная сказка официальный сайт
  • Оказалось или оказалось как правильно пишется