Ончуков николай евгеньевич северные сказки

 

Легенды, сказки, былины – это всё дошло до
наших дней, по большей части потому, что кто-то… когда-то успел собрать эти
крупицы истории. Записать, пока оставались живы люди и были слышны песни и
предания. Что двигало такими людьми, как Николай Ончуков, до конца не известно,
возможно, любовь к истории или к малой родине, но они шли к цели, несмотря на
все препятствия. Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения талантливого
фольклориста, этнографа, педагога и журналиста Николая Евгеньевича Ончукова.

Начиная собирать материал для поста, поначалу
совсем уже расстроилась. Книг, содержащих биографию, в библиотеках города
нашлось… сказать, что мало – ничего не сказать, плюс — статья в журнале
«Следопыт» под авторством Натальи Запорожцевой.

Практически тут же, «не отходя от кассы», в
Сети была найдена рецензия на статьи Запорожцевой, написанные Павлом
Сенаторовым, который пишет следующее:

В сарапульской газете «Красное Прикамье» (12
мая 2012 г.), журнале «Уральский следопыт» (сентябрь 2012 г.) и в электронном
журнале «Иднакар» [2014 г., № 7 (24)] опубликованы три сходных по содержанию
статьи Н.С. Запорожцевой (в дальнейшем, для краткости, буду периодически
называть её Н.З.), посвящённые жизни и деятельности моего деда 
 выдающегося
собирателя русского фольклора, этнографа, краеведа, издателя и журналиста
Николая Евгеньевича Ончукова (в дальнейшем, периодически, Н.О.).

Казалось бы, Н.З. затеяно благое дело, но, к
сожалению, в её скромной бочке мёда оказалась большая ложка дёгтя. Во всех трёх
статьях, явно претендующих на научность, поражают абсолютно недопустимая
неряшливость в ссылках на документы, в их цитировании, а также искажённые или
вообще ложные факты из биографии Н.О. Это легко подтверждается источниками,
приведёнными ниже в списке литературы.

(Полный текст статьи «Так нельзя» здесь) 

 Так что предлагаю прогуляться по основным
моментам и главное заглянуть в труды Николая Евгеньевича, чтобы посмотреть –
чего же такого интересно он привез из своих экспедиций.

Родился будущий ученый 3 марта 1872 года в
городе Сарапул Вятской губернии в купеческой семье. Его мать, Мария Владимировна, умерла вскоре после рождения сына и воспитание взяла на себя бабушка. А когда
Николаю исполнилось 9, не стало и отца, жизнь продолжалась в большой многодетной
семье родного дяди.

С семи лет мальчик был определен в приходское
училище, где со временем у него появился любимый предмет – история. В 1890 году
после окончания приходского и уездного училищ Николай едет на обучение в
Казанскую земскую фельдшерскую школу, которую оканчивает в звании фельдшера в
1893 году. После работает в больнице пересыльной тюрьмы в Перми, но за передачу
политическим заключенным писем, книг и прочего его увольняют.

Более подробную биографию читайте у потомков этнографа «Николай Евгеньевич Ончуков: неизвестные страницы жизни».

С 1897 года начинает публиковать статьи в
газетах «Пермский вестник»«Вотский край»«Сын
отечества»«Новое время»«Краеведение»«Живая
старина». И в конце концов, оставив фельдшерскую службу, перебирается в
Петербург.

С 1900 года в жизни Николая Евгеньевича
начинается период экспедиций. По заданию Императорского русского
географического общества Ончуков с фольклорно-этнографическими разысканиями объездил
Архангельскую и Олонецкую губернии, Низовую Печору и д.р.

В 1903 году Николай Евгеньевич заканчивает
обучение в Археологическом институте в Санкт-Петербурге. И через 4 года
становится действительным членом Императорского русского географического
общества.

По результатам исследований напечатал ряд
статей и выпустил книги – «Печорские былины», «Северные сказки», «Северные
народные драмы».

Николай Евгеньевич Ончуков
одним из первых изучал фольклор Русского Севера комплексно и его заслуги были
оценены. «Печорские былины» были отмечены малой золотой медалью Императорского
русского географического общества, «Северные сказки» – большой золотой медалью. 
Сборник «Северные сказки»
и сейчас остается одним из популярнейших собраний народных сказок.


В 1908 году Николай Евгеньевич возвратился из
Санкт-Петербурга в Сарапул, где до 1917 года занимался ежедневной
общественно-политической и литературной газетой «Прикамская жизнь». А еще был
одним из основателей музея города.

Как вспоминал В.Д.
Бонч-Бруевич (управляющим делами Совета Народных Комиссаров), в 1918 году В.И.
Ленин просмотрел сборник Н.Е. Ончукова. «Какой интересный материал, — сказал
Владимир Ильич, когда я наутро вошел к нему. — Я бегло просмотрел все эти
книжки, но вижу, что не хватает, очевидно, рук или желания все это обобщить,
все это просмотреть под социально-политическим углом зрения. Ведь на этом материале
можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных.
Смотрите, — добавил он, — вот здесь, в сказках Н. Е. Ончукова, которые я
перелистал, — и он стал вновь просматривать эту книгу, — ведь здесь есть
замечательные места. Вот на что нужно было бы обратить внимание наших историков
литературы. Это подлинно народное творчество, такое нужное и важное для
изучения народной психологии в наши дни…
»

Этот известный отзыв
В.И. Ленина о сборнике «Северные сказки» вошел во все хрестоматии и учебники по
фольклористике и таким образом имя ученого не было изъято в годы репрессий из
научного оборота.

Весной 1920 года Николай Евгеньевич как
фельдшер был мобилизован в Забайкалье на борьбу с тифом.

После этого он становится преподавателем
вначале Иркутского университета, а затем Пермского. После переезда в Петроград
снова окунается в научно-исследовательскую работу в области языка, этнографии и
фольклора. Становится доцентом на кафедре этнографии Ленинградского
университета.

В 1930 году по доносу, как и все остальные
члены Ленинградского краеведческого общества, был арестован «за
контрреволюционную деятельность и хранение нелегальной литературы». Приговорен
к высылке в Северный край до 1932 года.


Через три года Николай Евгеньевич «как
социально опасный элемент» был выслан из Ленинграда вместе с женой Анной
Александровной Булавкиной в Пензу с запретом жить в столице и 15 областях
страны. Уже в Пензе в 1939 года он снова был арестован по доносу, впоследствии
осужден на 10 лет лишения свободы и в марте 1942 года умер, был похоронен в
безымянной могиле около поселка Ахуны.
 

В 1989 г реабилитирован посмертно.

Остались собранные Николаем Евгеньевичем Ончуковым сказки и былины.

Собирание коллекций народного творчества  работа, конечно, чрезмерно увлекательная, но в той же степени трудная. Мало было отправиться в экспедицию на местность, нужно было найти подход к каждому сказителю. Так, в своих материалах Ончуков описывал не только народный фольклор, но самих рассказчиков:

Чупров Алексей Васильевич

Алексей Чупров, он же Алексей «Слепой» — старик 70 лет, живет в Устьцыльме, самом крупном селении на Низовой Печоре и ея административном центре. Сказки знает твердо, рассказывает их прекрасно, складно, строго соблюдая то, что А. Н. Афанасьев называл «обрядностью»: из слова в слово повторяя, обыкновенно до трех раз, описание отдельных действий и сцен, особенно удачные выражения и обычные эпитеты. Сказки его поэтому всегда очень длинны, хотя и содержат немного действия, не отличаются особым разнообразием сюжета. Знает А. В. и былины; но с тех пор, как его постигло большое несчастье (ослеп), он религиозно настроен и ничего не поет, кроме духовного. Религиозность не мешала ему, впрочем, сказки рассказывать мне всякие, иногда и очень скабрезные. Но и эти последние А. В. рассказывал строго и серьезно, с сознанием, что делает он не совсем пустое дело: передает он, старик — то, что сам когда-то слышал от стариков, и не его вина, если в старину так сложили сказку. Былины он мне не пел, а рассказывал.

«Северные сказки»

«Былинная поэзия на Печоре» вышедшая в 1903 году (еще встречалась информация с более ранним и более поздним временем выхода издания). Затем вышел сборник «Печорские былины», полный текст которых вы можете посмотреть на сайте Президентской библиотеки. 

Затеи увидели свет «Северные сказки» и «Северные народные драмы». «Сказки» вы также можете посмотреть в Президентской библиотеке.

Здесь полностью оцифрован 33 том Записок Русского географического общества. По отделению этнографии и можно ознакомиться с коллекциями Шахматова и Ончукова.

Культура есть память.
Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества.
Ю. М. Лотман

Культурное наследие – важная часть жизни каждого народа. Оно помогает лучше узнать и понять историю становления современного общества. Именно богатая эпическая традиция (собственно эпос и народная сказка) определила русскую культуру как особую человеческую цивилизацию, имя которой — Россия. С именем Николая Евгеньевича Ончукова связана одна из удивительных страниц в истории нашей фольклористики.

Русская народная сказка — это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»).
Русская сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора, в ней занимательный сюжет, удивительные герои, присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

По календарю фольклорных праздников и дат 3 марта – 150 лет со дня рождения Ончукова Николая Евгеньевича, ученого — этнографа, фольклориста, автора «Северных сказок». Ончуков одним из первых проводил комплексное изучение фольклора русского севера. По результатам исследования напечатал ряд статей и книг, которые были отмечены малой золотой медалью Императорского русского Географического общества. А книга «Северные сказки» получила высшие награду – большую золотую медаль. За свой труд Николай Евгеньевич в 1908 году становится действительным членом Императорского русского Географического общества.

«Северные сказки» — сборник необычный. Сказки наполнены живой народной речью, которые позволят читателям окунуться в мир мифологии и народного быта, где правит житейская мудрость, и воплощаются мечты о счастье.
Евгения Николаевича несколько раз награждали за эти сборы сказок разные научные сообщества. Он был человеком очень уважаемым и почитаемым в научных кругах. Когда читаешь его сопроводительные тексты к сказкам, поражаешься, как он глубоко погружался в жизнь самих рассказчиков, тех самых, которые ему пели и рассказывали все новые и новые сказки и былины.

Сборник русских сказок Николая Ончукова «Северные сказки» в 1908 году вышел в свет, но до сих пор остается одним из популярнейших собраний народных сказок.

Северные сказки
Сборник Н. Е. Ончукова
Книга 1

Прибакулоцька-прибасеноцька

Зачиналася, починалася, славная сказка, повесь; на ту на славу на печь настрали, скозь печку капнуло, в горшоцик ляпнуло, эта ества прела, кипела, к утру ись поспела. Прискакали Ермаки, сини колпаки, прискакали Ермошки, синие ножки, прилетал куропатёк, сел на древо, стал херсьян поматеривать: «Сукин сын, важоватинькой, шароватинькой, по часту бегашь, по многи ешь, по толсту серёшь».

На мори, на кияни, на острове на Буяни, стоит бык кормлёной, в правом боку нож точёной, приди ножом режь и говядину ешь, помакивай и закусывай; слушайте-послушайте, и своих жон к нам не спушшайте, вы будете спушшать, мы будет подчишшать. Живал-бывал, на босу ногу топор обувал, топорищом подпоясывалса, кушаком подпиралса. Баба пёрнула, девять кирпич с печи сдёрнула, бурлачкой горшок пролила, бурлаков оголодила, бурлаки пошли по иным сторонам, по иным городам, по уречищам, вышли на матушку на Волгу, на матушке на Волге жить невозможно, береги кашны, вода молочны. «Муха-синюха, де ты живешь?» — «Живу на водах, на горах, на пристольных городах. Там меня ветром не веет и водой не топит. Залетела я в клетку и попала в сетку, учила вдова, учила оса, выскочила нога и боса, без пояса». — «Что ты, муха-синюха, делашь?» Шол торокан, бил барабан, шол свирьцёк, садилса на клочёк, испивал табачёк, чортов корешок, богату богатину проклинал, у богатой богатины хлеба и соли много, ись не садит и с дочерью спать не валит. Первого Пихотного полка полковой писарь Пётр Петров, по прозванью Пирогов, писал по белой бумаги, павленным пером и посыпал песцяным песком, и пошол по городу, по границе, поймал птичу; птича перепилича, пела и перепела, по морю полетела, пала и пропала, павлено перо потеряла, нечим стало писать. Дали мне снежинe кобылку, соломенку уздилку, горохову плётку. Дали мне синь кафтанцик, дали фуражоцьку, перщятоцьку, кушацёк, сапожки, жолту чашку, красну ложку; сел на кобылку и поехал; еду — горит у мужика овин или баня; я подъехал близко, поставил снежинe кобылку, снежина кобылка ростаяла, соломенну уздилку бычки съели, горохову плётку петушки расклевали; пошол пешком, летит ворон и кричит: «Кур, синь да хорош», — а мне послышалось: «Скинь да полож». Скинул да положил под кокору, не знаю под котору, был молодеч совсем и стал ни с цем.

  • Оноре де бальзак чтобы дойти до цели надо прежде всего идти сочинение
  • Описание архитектуры здания сочинение
  • Оно у эко краткое содержание рассказа
  • Описание архитектурного памятника собор василия блаженного сочинение
  • Они строят как пишется