- Сочинения
- Свободная тема
- Опера Князь Игорь Бородина
Сочинение Опера Князь Игорь Бородина
Опера «Князь Игорь» — уникальное произведение. Его автором был Бородин, достаточно успешный ученый. Сюжет оперы Бородину подсказал Стасов. Основывается музыкальное произведение на знаменитом памятнике древнерусской литературы, найденном в XVIII веке, датированном XII веком.
Бородин проделал огромную работу, изучая древнерусские источники, чтобы лучше понять культуры и быт Древнерусского государства. Он часто заказывал их из-за границы, скрупулёзно выслушивал народные песни. В целом, он подошёл к созданию произведения со свойственной ученому человеку систематикой.
Но, конечно, историческая составляющая оперы – это не главный акцент. На первый план, безусловно, выходит музыка. Ведь в первую очередь опера должна пробуждать чувства. В самом начале мы слышим хор народа, прославляющего своего князя («Славься»). Этот хор отображает силу и мощь русских людей. Оппозиционно звучит диалог Скулы и Ерошки – двух гудошников, скрывающихся от воинской обязанности и очень довольных таким образом собой.
Пугающе звучит ария князя Галицкого, слушатель испытывает некое чувство ненависти и отвращения к нему. Этому способствуют резкие, отрывистые звуки. Мы так же с неудовольствием слушаем и боярский хор, когда мужи высокого ранга приносят недобрые вести княгине, жене Игоря.
Необыкновенно звучит ария Игоря во втором акте. Баритон героя противостоит могучему хору врага. Далее мы слышим лейтмотив Кончака. Идут половецкие пляски, бурные, разбойничьи. Тонко, маняще и даже как-то по-русски звучит хор «Улетай на крыльях ветра». Однако князя сломить никак невозможно, его не устраивают уговоры хана, он готов на побег. В этом ему помогает Овлур. Неожиданна лиричная сцена, в которой отображена любовь Кончковны по отношению к сыну Игоря, «соколику».
Жемчужина оперы – «Плач Ярославны». Тоска княгини захватывает слушателя, мурашки бегут по коже, и хочется вместе с ней упиваться горем. Однако голос Ярославны передают не только её личные страдания, это также и скорбь всей Руси по погибшим воинам.
Опера постепенно подходит к концу, приближается счастливый финал. Народ радостно встречает князя Игоря. Лишь два героя – Скула и Ерошка остаются не у дел. Они нежно называют его «батюшкой», «желанным». Ярославна бросается ему на грудь. Вновь звучит мощный хор. Сильный, как сама Русь. Есть надежда на победу над страшными половецкими силами.
Также читают:
Картинка к сочинению Опера Князь Игорь Бородина
Популярные сегодня темы
- Сочинение Анализ рассказа Куприна Allez!
Рассказ Куприна повествует о судьбе цирковой акробатки Норы. Действие разворачивается в самом конце XIX века. Маленькая Нора живёт с бродячим цирком. С детства циркачи учат её выполнять акробатические трюки
- Главные герои романа Мастер и Маргарита характеристика персонажей Булгакова
Знаменитый роман под названием «Мастер и Маргарита» написан замечательным русским писателем Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. К огромному сожалению, мир и вся Россия прочли роман уже после
- Сочинение на тему Дружба и любовь
Дружба – отношения, построенные на бескорыстных мотивах и взаимной любви, основываются на общих увлечениях и взглядах на жизнь. Дружба – это то, что помогает выжить в непростых условиях жизни.
- Анализ рассказа Первый учитель Айтматова
Ч. Айтматов в повести «Первый учитель» повествует о самой настоящей любви к человеку, к людям. Он пытается выяснить, способен ли человек исполнить настоящий подвиг ради другого.
- Смешны или грустны финалы сказок Салтыкова-Щедрина? сказок
Сказки, написанные, М.Е. Салтыковым-Щедриным являются частью его творческого наследия. Для того, чтобы описать процессы, происходящие в обществе, автор обращается к жанру сказки
«Князь Игорь» — опера русского композитора А. П. Бородина в четырёх действиях с прологом. Источником для либретто, написанного самим автором при участии В. В. Стасова, послужил замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев.Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 г. в петербургском Мариинском театре.
История создания : 18 апреля 1869 г. на музыкальном вечере у Л. И. Шестаковой В. В. Стасов предложил композитору в качестве оперного сюжета «Слово о полку Игореве». А. П. Бородин с интересом взялся за работу, побывал в окрестностях Путивля, изучал исторические и музыкальные источники, связанные с описываемым временем. Опера писалась в течение 18 лет, но в 1887 г. композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили А. К. Глазунов и Н. А. Римский-Корсаков. А. К. Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую он слышал в авторском исполнении на фортепиано, закончил и оркестровал третье действие. Н. А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и половецкий марш.
«Слово о полку Игореве» повествует о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Из тщеславия он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвестный создатель поэмы страстно призывал русских князей к единению. Композитор подчеркнул в опере не столько политическую направленность «Слова», сколько его народно-эпические черты. Игорь в опере близок по духу к образам былинных богатырей.
Чтобы оттенить облик Игоря, Бородин по совету Стасова противопоставил ему фигуру князя Галицкого, олицетворяющего собой стихию княжеских раздоров.
«Князь Игорь» — народно-эпическая опера. Сам композитор указывал на ее близость к глинкинскому «Руслану». Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.
Все поразительно в «Князе Игоре». Во-первых, конечно же, гениальная музыка. Во-вторых, то, что опера сочинена человеком, профессиональным занятием которого была не музыка, а химия (А. П. Бородин был академиком-химиком). В-третьих, многое в опере, хотя и было сочинено Бородиным, но не было им записано и оркестровано; оперу завершили друзья композитора — Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов и А. К. Лядов (М. П. Беляев, первый издатель «Князя Игоря», извещает в своем предисловии: «Оставшаяся неоконченной, по смерти автора, опера «Князь Игорь» закончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым…») Увертюра, хотя и была сочинена А. П. Бородиным, но не была им положена на бумагу. Записана же она, закончена и оркестрована после его смерти и по памяти А. К. Глазуновым, слышавшим ее много раз в исполнении на фортепиано самого автора. В-четвертых, все эти композиторы часто работали в таком тесном контакте друг с другом, что почти невозможно определить, что в «Князе Игоре» написано одной рукой, а что — другой; иными словами, музыкальный стиль оперы представляет нечто художественно абсолютно цельное. При этом необходимо подчеркнуть, что «Князь Игорь» — полностью опера А. Бородина.
Скачать или прослушать оперу в формате mp3 можно здесь :http://musicmp3.spb.ru/album/26627/opera…
Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» создана по мотивам памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Работа над оперой началась в 1969 году, однако закончить ее композитор так и не успел. После его смерти в 1887 году оперу заканчивали по его наброскам его друзья из организации «Могучая кучка» Римский-Корсаков и Глазунов. Бородин, как и в дальнейшем его друзья, подошел к опере и ее созданию со всей серьезностью: он изучал данные, относившиеся к эпохе, в которую происходило действие произведения, читал литературные источники и посещал исторические достопримечательности.
При этом стоит отметить, что стилистически опера является продолжением традиций опер Глинки и имеет ту же монументальность сцен, массовость народного гласа и сильные хоровые партии, и также обращается к русской истории для отражения мотивов, событий и устремлений, характерных для общества в то время, когда эти оперы были написаны.
Опера имеет четыре действия и пролог.
Сюжет «Князя Игоря»
Опера начинается с отправления Князя Игоря на войну с половцами. Его жена, Ярославна, и народ Путивля, в котором сидит Князь Игорь, после солнечного затмения, которое считается дурным знаком, уговаривают князя отложить поход, но тот не соглашается и уезжает, оставив вместо себя брата жены править городом.
Когда князь Игорь уезжает, власть в городе временно остается у князя Владимира, брата Ярославны, который начинает творить в Путивле бесчинства. Ярославна старается вразумить его, но не слишком успешно. Князь Игорь же вместе с сыном попадают в половецкий плен.
Половецкое войско идет на Путивль, и Ярославна получает вести о поражении мужа и о том, что он в плену. Княгиня боится, и бояре успокаиваю ее тем, что город выстоит. В это время в половецком стане Князь Игорь получает предложение от крещеного половчанина о побеге, но сразу не соглашается, говоря, что не может нарушить обещание, данное хану Колчаку. Хан же предлагает отпустить Игоря и признает в нем достойного противника, в обмен на обещание не мешать половцам завоевывать Русь. Князь же отказывается и признается, что, если обретет свободу, снова соберет войско против захватчиков. В конечном итоге Колчак покидает князя.
В то же время в половецком стане дочь Колчака влюбляется в сына Игоря, и тот отвечает ей взаимностью. Проблема лишь в том, что юноша находится в плену, и его отец, узнав об этих чувствах, обвиняет сына в предательстве. Встречи юных влюбленных проходят в тайне от родителей обоих.
Князь Игорь под уговорами половчанина все же решается бежать, но его сын не может выбрать, хочет ли он остаться с возлюбленной или вернуться домой. В итоге он выбирает побег, и Колчаковна поднимает тревогу. За ними начинается погоня.
Девушка просит отца пожалеть Владимира, сына Игоря, и хан Колчак дает уйти Игорю, а Владимира ловит, но не убивает. Он объявляет княжеского сына своим зятем и собирается в поход на русские земли.
Игорь возвращается в Путивль к Ярославне. Опера заканчивается приветствием и прославлением князя Игоря народом.
Смысл оперы
«Князь Игорь» стремится продемонстрировать сплоченность и силу русского народа, его способности к отстаиванию своих территорий и патриотизм. Написанная в преддверии Первой Мировой войны и революции опера, в которой автор блестяще отразил и смутные настроения общества того времени, и готовность объединиться ради общей цели, послужила отражением происходящего в стране в конце девятнадцатого века. В то же время «Князь Игорь» с его основанным на древнерусской литературе сюжетом можно считать определенной данью истинно русским традициям и искусству, обращением к национальному духовному началу.