Опера сказка о царе салтане белочка характеристика шагов

Цель: приобщение учащихся к музыкальной культуре на примере оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Задачи: накопление опыта восприятия произведений крупного жанра, приобщение детей к произведениям высокого художественного уровня, воспитание положительного отношения к высокохудожественным произведениям музыкального искусства.

Элементы сказочности наполняют большинство произведений Римского-Корсакова. Римский-Корсаков умел с необыкновенным мастерством раскрыть великолепные сказочные картины в оркестровых звучностях. Чарующие и таинственные призывы Лебедь – птицы, вариационно изложенная песня «Во саду ли, в огороде», которую с присвисточкой поет Белочка, и мощная остроритмованная, маршеобразная тема «Тридцати трех богатырей» — все это с праздничным великолепием изложено в симфонической картине «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане». Под внешней причудливостью, пышным и нарядным сказочным узором произведений композитора всегда усматривается глубокий философский смысл.

Ход урока

Беседу об опере «Сказка о царе Салтане» можно провести следующим образом.

Вы все, наверное, знаете «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина. Помните — царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жены одну из трех девиц, ту, которая пообещала родить для батюшки-царя богатыря. Сестры никак не могли смириться с мыслью, что не он» стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости.

Когда царь Салтан уехал на войну, Милитриса родила сына. Злые же сестры подменили гонцу письмо, и царь получил такое известие:

«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
А. дальше по приказу царя
Царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян —
Так велел-де царь Салтан.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

Волны выбрасывают бочку на остров, и царевич выбивает дно, «Мать и сын теперь на воле». Здесь он встречает Лебедь-птицу, которую спасает от злого коршуна. В благодарность за это волшебная Лебедь-птица ведет Гвидона с Милитрисой в сказочный город Леденец. Гремят пушечные выстрелы, раздается торжественный колокольный звон, народ приветствует князя Гвидона.

Но Гвидон и его мать Милитриса все думают о царе Салтане. На помощь приходит Лебедь-птица. Она превращает Гвидона в шмеля, и тот отправляется к своему отцу в Тмутараканское царство. Там Гвидон слышит, как прибывшие к царю Салтану корабельщики рассказывают ему о тех чудесах, которые они видели на острове, о волшебном городе Леденце, о прекрасной Царевне-лебеди, о белочке, которая грызет изумрудные орешки с золотыми скорлупками, о тридцати трех богатырях, выходящих из морской пучины.

Конечно, как и в каждой сказке, здесь все окончилось благополучно. Лебедь-птица превратилась в прекрасную девицу, и Гвидон женился на ней, а царь Салтан, заинтересовавшись чудесами, о которых ему рассказали, решил сам поехать на остров Буян, чтобы посмотреть на них. Тут он встретился с царицей Милитрисой и своим сыном Гвидоном. На радостях простили злых сестер — повариху и ткачиху. Сказка закончилась веселым пиром.

Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал на этот сказочный сюжет оперу. Его единомышленниками были: С.И. Мамонтов, И. Врубель, Забела Врубель.

Просмотр презентации №1.

Мы послушаем из этой оперы оркестровые фрагменты.

Прежде чем начать беседу преподаватель дает детям прослушать «Полет шмеля.

Вы, наверное, не раз слышали эту музыку. Ее исполняют на различных инструментах — на скрипке, на кларнете, на баяне и на ксилофоне. Музыка гудящая, «шмелиная». Но это не назойливое гудение. Вспомните, сколько в нем радости, ликования, А почему? Кто помнит, кого Царевна-лебедь превратила в шмеля и зачем? Верно: царевич Гвидон стал шмелем. Он очень тосковал по своему отцу — царю Салтану, хотел повидать родные края. Когда Лебедь превратила Гвидона в шмеля, шмель полетел за кораблем, забился в щель и поплыл в гости к славному Салтану. Вот почему полет шмеля звучит так радостно.

А теперь послушаем целую симфоническую картину. В ней композитор различными оркестровыми красками рассказывает об отдельных персонажах сказки. (Включается аудиозапись «Три чуда»).

Наверное, все сразу поняли, о каких персонажах идет речь.

Дети вспоминают, что в сказке говорится о белочке, которая грызет золотые орешки, о тридцати трех богатырях и о Царевне-лебеди. Они узнают все три чуда в этой оркестровой музыке.

Да, это «Три чуда» — так назвал Римский-Корсаков вступление ко второй картине четвертого действия оперы. Это программное произведение можно услышать не только в опере, но и в концертном исполнении.

А теперь сравним, как поэт и композитор, каждый своими средствами (словом и музыкой), рассказал нам о чудесах острова Буяна.

Чудо первое.

…под елкою высокой
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».

Маленькая, юркая, грациозная белочка, грызущая золотые орешки, характеризуется легкой и подвижной музыкой и народной песенкой «Во саду ли, в огороде», которую композитор поручает флейте-пикколо (самому высокому и звонкому духовому инструменту) и пиццикато струнных.

Чудо второе:

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар, горя,
Тридцать три богатыря.

В этом чуде нисходящие гаммаобразные пассажи в сопровождении создают впечатление рокота морских волн. Сигнальные возгласы труб и энергичные аккорды передают маршеобразную поступь тридцати трех богатырей, выходящих из пены морской под предводительством дядьки Черномора.

Третье чудо:

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

Царевну-лебедь характеризует нежная «узорчатая» музыка. Мягкие, размеренные аккорды идут на фоне спокойного восходящего движения у арф. Эта тема сменяется причудливым мелодическим рисунком солирующих скрипок.

(Сравнение репродукции картины М.Врубеля «Царевна Лебедь» с музыкальным образом Н.А. Римского-Корсакова).

На примере музыки оперы. «Сказка о царе Салтане» можно провести с детьми полезную работу по дифференцированию ими тембровых звучаний. Римский-Корсаков, великолепный колорист, дал яркую тембровую окраску каждому образу.

Педагог включает какой-либо фрагмент из симфонической картины «Три чуда» и просит ребят сказать, о каком персонаже рассказывает музыка. Дети обычно сопоставляют поэтический и музыкальный текст и, опираясь на яркую тембровую окраску, а также на другие средства выразительности, в большинстве своем правильно определяют каждое из чудес.

В настоящее время постановка оперы «Сказка о царе Салтане» осуществляется во многих театрах России. Вашему вниманию предается просмотр фрагментов из спектакля государственного музыкального театра национального искусства п/р Владимира Назарова.

Просмотр презентации №2

Для закрепления пройденного материала проводится музыкальная викторина-кроссворд.

По вертикали.

1. Главный персонаж оперы, сын царя Салтана и царицы Милитрисы?

3. (Звучит в аудиозаписи тема богатырей из сюиты «Три чуда».) Кто изображен в этом музыкальном фрагменте?

4. (Звучит в аудиозаписи тема царевны – Лебедь из сюиты «Три чуда».) Кто изображен в этом музыкальном фрагменте?

5. (Звучит в аудиозаписи фрагмент «Полет шмеля»). Кто изображен в этом музыкальном фрагменте?

8. Кто из персонажей оперы произносит эти слова:
«Здравствуй, красная девица, –
Говорит он, – будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября»?

10. Кто из персонажей оперы произносит эти слова?
«Кабы я была царица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».

По горизонтали.

2. Художник, написавший картину «Царевна-Лебедь»?

6. Поэт, чей литературный текст лежит в основе оперы?

7. (Звучит в аудиозаписи тема белки из сюиты «Три чуда»). Кто изображен в этом музыкальном фрагменте?

9. Кто из персонажей оперы произносит эти слова?
«Кабы я была царица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».

Управление процессом осознания и приобретения
знаний, умений

Кто напомнит, что такое опера?

Вспомните автора произведения «Сказка О Царе Салтане».

Я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в
незабываемый прекрасный мир чудес и волшебства.

— Приготовились все внимательно слушать пьесу. Мы превращаемся в
слушателей. Сели ровно, спинки выпрямили. Слушайте внимательно, чтобы потом
ответить мне на вопрос. Прослушав произведение, ответьте на вопрос: «О чем
вам рассказала музыка?».

Включает произведение.

— Итак, что изобразила музыка? Расскажем об этом вместе –
нарисуем одну общую картину. Вы называете по одному слову, что передала
музыка. И потом мы узнаем, что вы представили, когда прослушали произведение.
(ИЛИ ЧТО ВЫ СЕБЕ ПРЕДСТАВИЛИ).

— Верно, молодцы!

В данном произведении мы услышали, что белочка своими маленькими
лапками перебирает волшебные орешки.

— Какие чувства вы испытали?

Какую мелодию русской народной песни мы слышим в этом
музыкальном фрагменте?

— Хорошо, молодцы!

— Понравилось ли вам это произведение? Почему?

— Посмотрите на слайд и назовите те понятия, которые относятся к
нашему произведению.

— Как композитор дает понять, что перед нами поющая маленькая
белка? При помощи чего это показал композитор?

— Ребята, а как танцует белочка? При помощи чего показывает нам
композитор?

— Какой же темп в данного произведения? Быстрый или медленный?

— Какой звучит инструмент?

— А почему Римский-Корсаков использует флейту, а не оркестр?

— А чем на самом деле питается белочка?

.

— Почему звучит мелодия тихо?

— Верно, молодцы!

— Посмотрите на картину художника и скажите, какую белочку нам
показывает композитор?

— А вы знали, что самое активное время суток у белок утро и
вечер.

-Чтобы пережить зиму одной белке необходимо около 3 000 орехов.

-Хвост белки служит рулем, когда она совершает прыжки.

-Зубы у белки как у любого другого грызуна растут на протяжении
всей жизни.

-Самое развитое чувство у зверька — это слух.

Вот вы и узнали интересные факты и белках, которые сможете
рассказать своим родителям и друзьям.

— Давайте вспомним, как описал белочку поэт А.С. Пушкин.

— Послушайте отрывок стихотворения, которое прочитает ваш
одноклассник.

— Ребята, так для чего же Римский-Корсаков создал такое
произведение?

Предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма к сказке А.С.
Пушкина.

— Как композитор относится к белочке?

— Какими словами мы можем сказать о своих чувствах?

Опера-
это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.

А.
С. Пушкин

Настраиваются
на слушание.

Слушают
произведение.

восходом
солнца, солнечную яркую погоду, зеленую травку, как белочка орешки перебирает
и т.д.

Радостная,
скачущая,

задорную,
весёлую

Песню
«Во саду ли в огороде».

Весело, тяжело, легко, величественно,
серьезно, игриво, ритмично, шутовски, хмуро, задорно.


Звучание высоких звуков – регистра. (тонкими звуками)


белочка танцует быстро, легко. Композитор показал нам это через темп
произведения.


Быстрый.


Флейта

(
пикколо,
ксилофон, челеста).


Потому что Римский-Корсаков нам хотел показать маленькую белочку.

Корешки,
семена хвойных растений, ягоды, грибы, лесные орехи.


Потому что белочка маленькая и легко перепрыгивает легко с лапки на лапку.

Сказочную,
маленькую, игривую, весёлую.

Слушают
интересные факты.

Читает
отрывок:

Ель
растёт перед дворцом,

А
под ней хрустальный дом;

Белка
там живёт ручная,

Да
затейница какая!

Белка
песенки поёт

Да
орешки всё грызёт!

А
орешки не простые,

Все
скорлупки золотые.

-.Римский
-Корсаков был очарован чудесной пушкинской сказкой и решил пересказать ее
языком музыки, показав всю фантастичность происходящего.

Смотрят
фрагмент мультфильма.


Ему нравится сказочная белочка.

Ответы
детей.

Слайд 3

Звучит произведение «Белка»

Слайд 4

Слайд 5

Николай Андреевич Римский-Корсаков. Три чуда

Волшебная музыка открывает сегодня нашу встречу! Волшебная она потому, что придумана композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую вы все хорошо знаете. Послушайте её начало:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

А написал эту удивительную сказку великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. У этой сказки длинное название – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». На сюжет этой сказки композитор Н. А. Римский-Корсаков написал музыку для оперы. Только название у неё он немного сократил – «Сказка о царе Салтане».

В опере происходит много разных событий. Вы, наверное, уже догадались из темы урока, мы услышим музыку всех трёх чудес, тоже соединённую в один музыкальный рассказ. Это самое большое оркестровое вступление в опере. Огромная красочная картина. Все три чуда — волшебная белочка, 33 богатыря, выходящие из моря, превращение лебедя-птицы в прекрасную царевну — предстают перед нами в полном блеске. Оркестр подробно рисует каждое из чудес. Знакомые музыкальные темы-образы здесь звучат полнокровно и сочно.

Вот мы с вами говорим, что «Сказка о царе Салтане» — это сказка, причём сказка музыкальная. Значит, и в музыке, и в том, как эта музыка действует в опере, тоже должно быть что-то сказочное. Что же в ней особенно для нас интересного?

Наверно, вы знаете, как выглядят черные лакированные шкатулки, расписанные художниками Палеха, Холуя. Представьте же себе, что перед вами три таких шкатулки. Форма, размер у всех трёх совершенно одинаковые, разные только картинки на крышках. Свои шкатулки художники расписывают обычно картинками, на которых изображены сцены из разных народных сказок. Краски в этих картинках яркие, так и горят, переливаются.

Каждый раз, когда слушаешь эту сцену, представляется, что рассказы о трёх чудесах похожи на такие шкатулки. На одной изображена белка в хрустальном дворце, на другой тридцать три богатыря, на третьей — красавица царевна. Словом, три чуда из «Сказки о царе Салтане». У каждого чуда есть своя музыкальная тема — яркая картинка, только написанная не красками, а звуками.

Первое чудо

«Внимание! — говорят нам фанфары. — Сказка продолжается».

Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт.
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном, при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».

Сейчас вы услышите, как музыка рисует волшебную белочку. Её главную партию исполняет флейта. А ещё вы услышите напев русской народной песенки, о котором упоминает А. С. Пушкин, — «Во саду ли, в огороде».

Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка,
Лицом круглоличка.

Второе чудо

«Внимание! — снова говорят нам фанфары. — Сказка продолжается».

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.

В музыке слышится тяжкая поступь витязей-богатырей и шум «бурливого» моря.

Третье чудо

«Внимание! — снова говорят нам фанфары. — Сказка продолжается».

За морем царевна есть, 
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает, 
Ночью землю освещает, 
Месяц под косой блестит, 
А во лбу звезда горит. 
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит, 
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо, 
Это диво, так уж диво!

Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. В оркестре расцветает тема прекрасной царевны. Вольно, широко разливается музыка, как чудесная русская песня.

Домашнее задание:

Попробуйте себя в роли художников: изобразите красками то, что изобразил Н. Римский-Корсаков в музыке.  Нарисуйте рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту или музыкальной теме героев «Три чуда».


Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 9 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). Интерлюдия, mp3;
    Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). Белочка, mp3;
    Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). 33 богатыря, mp3;
    Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). Лебедь, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

В работе использованы уникальные иллюстрации шкатулок Палеха.

Опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Опера русского композитора Римского-Корсакова (1900, Москва), в четырех действиях с прологом. Либретто Бельского по одноименной сказке Пушкина.

Главные персонажи: Царь Салтан (бас), Царица Милитриса/Младшая сестра (сопрано), Ткачиха/Средняя сестра (меццо-сопрано), Повариха/Старшая сестра (сопрано), Сватья баба Бабариха (меццо-сопрано), Царевич Гвидон (тенор), Царевна Лебедь (сопрано), Старый дед (тенор).

Пролог

В деревенской светлице прядут вечером три сестры и мечтают, что бы они сделали, кабы стали царицами.

Одна — приготовила бы пир на весь мир, другая — наткала полотна, а младшая, Милитриса, — «для батюшки-царя родила богатыря». Лишь сказали, входит царь Салтан и велит всем собираться во дворец.

Быть Милитрисе царицей, сестры станут поварихой и ткачихой. Завидуют сестры Милитрисе, подговаривают сватью бабу Бабариху накликать беду младшей сестре.

1 действие

Прошло время. В царском дворце в Тмутаракани Милитриса ожидает возвращения Салтана с войны. Гонцы посланы сообщить царю радостную весть о рождении сына Гвидона, но нет ответа от Салтана.

Не подозревает Милитриса, что злые сестры подменили письмо и послали свое, где написали царю, что Милитриса родила «неведому зверушку».

Долгожданный гонец привозит указ, в котором Салтан велит «и царицу и приплод в бочке бросить в бездну вод».

2 действие

Пывет бочка по синему морю, в ней подрастает царевич Гвидон. Волны выбрасывают бочку на берег острова Буяна. Пусто вокруг. Одни на острове Милитриса с сыном. Вдруг видит царевич в небе Лебедя. Птица пытается спастись от коршуна.

Царевич стреляет и убивает его. Лебедь-птица обещает царевичу отплатить добром. Наступает ночь, засыпают мать и сын, а проснувшись, не могут глазам своим поверить. Пред ними чудный град Леденец. Вокруг народ просит царевича стать их князем.

3 действие

Гвидон правит в Леденце. Все бы хорошо, но злая тоска мучает его. Хочет он по-бывать на родине, увидеть отца. Идет он за советом к Лебедю-птице. Велит Лебедь Гвидону трижды окунуться в море. Превращается царевич в шмеля.

Царские палаты Салтана. Царь потчует корабельщиков, рассказывающих ему о дивном городе Леденце, где правит Гвидон, о чудесах этих краев. Собрался было уж Салтан поехать посмотреть на чудеса, но его пытаются отвлечь сестры Милитрисы с Бабарихой рассказом о другом чуде — прекрасной царевне, которой и в Леденце не сыскать. Летающий рядом шмель жалит злых теток со сватьей и улетает.

4 действие

Царевич Гвидон потерял покой и хочет найти прекрасную царевну, о к-рой услыхал у Салтана. Зовет он Лебедь-птицу на помощь. Готов искать царевну он хоть за «тридевять земель». «Нет, зачем искать далёко? Та царевна — это я!» — молвит Лебедь-птица, превратившись в красавицу-царевну. А утром к морю приходит Милитриса и радостно благословляет молодых.

На остров приезжает царь Салтан. Дивится он на три чуда Леденца. Но самым удивительным оказывается то, что находит здесь он свою жену и сына. Царь прощает на радостях сестер с Бабарихой. Начинается пир на весь мир.

Е. Цодоков

СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной Царевне Лебеди — опера Н. Римского-Корсакова в 4 д. (7 к.) с прологом, либретто В. Бельского по одноименной сказке А. Пушкина с сохранением многих стихов подлинника.

Обратите внимание

Премьеры первых постановок: Москва, Товарищество русской частной оперы, 21 октября 1900 г., под управлением М. Ипполитова-Иванова, художник М. Врубель (Е. Цветкова — Милитриса, А. Секар-Рожанский — Гвидон, Н. Забела — Царевна Лебедь, В.

Шкафер — Старый дед); Петербург, Большой зал консерватории, силами антрепризы У. Гвиди, 22 декабря 1902 г.

Сказочные образы Пушкина давно привлекали Римского-Корсакова. Впервые он попытался воплотить их в симфонической «Сказке» (1880), навеянной прологом к «Руслану и Людмиле». В 80-х гг. В. Стасов посоветовал написать оперу на сюжет «Салтана». Реализована эта мысль была позднее (1899—1900), в период празднования столетия со дня рождения великого поэта.

Композитор стремился сохранить верность содержанию сказки, либретто В. Бельского включает многие ее стихи. Однако при создании оперы пришлось развить некоторые мотивы, лишь намеченные у Пушкина, ввести новые персонажи. Наибольшим изменениям подвергся образ Царевны Лебеди.

Сохранив черты литературного прообраза, она приобрела и новые, превратившись в олицетворение красоты, поэзии и искусства. Усилена в опере сатирическая линия. В образах Салтана, Бабарихи и двух старших сестер есть не только добродушная усмешка, но и ирония. Конечно, Салтан не Додон из Золотого петушка, но он близок к Додону.

При его дворе царят раболепие, тупая покорность, пресмыкательство. Комически-грозный, туповатый, вздорный, он отнюдь не безобиден. В Салтане нет ничего от просветленной мудрости Берендея в Снегурочке, хотя он не лишен и человеческих черт, по-своему искренне любит жену, с которой был разлучен обманом.

Царству Тмутараканскому противопоставлен город Леденец, вырастающий на острове Буяне. Салтану и его окружению противостоит светлый образ Лебедь-птицы, превращающейся в Царевну Лебедь.

В опере использованы традиции народного театра, скоморошьей игры, приемы сказа. Основная ее мысль — искусство и красота побеждают трудности жизни, преображают мир — воплощена в высокопоэтической форме.

Поэтическая стихия связана с образами Милитрисы, Гвидона, Царевны Лебеди, с запечатленными в несравненных по красоте симфонических интерлюдиях картинами природы — морской и небесной стихий — и чудесами Леденца.

В первых постановках оперы главенствовало любование именно этой стороной и выдвинулся образ Царевны Лебеди, в особенности благодаря вдохновенному исполнению Н. Забелы, а позднее А. Неждановой. В изображении Салтана и его окружения подчеркивались комедийные черты. К сожалению, карикатурность, шаржировка стали традицией.

Важно

Замысел Римского-Корсакова много сложнее, глубже и богаче подобного подхода. Осмеяние Салтанова мира не может осуществляться только внешними приемами, к тому же утрированными. Царь не кукла, не паяц, а человек — иначе непонятно, за что его полюбила Милитриса.

Наиболее крупные исполнители центральных партий — Г. Пирогов, М. Донец, П. Журавленке, В. Осипов, В. Шаронов, И. Петров (Салтан), А. Богданович, И. Ершов, С. Стрельцов, Г. Нэлепп (Гвидон), Н. Забела, А. Нежданова, Е. Степанова, В. Барсова (Царевна Лебедь) и др. Самые значительные постановки: Большой театр, 1913 г. (дирижер Э. Купер, режиссер В.

Лосский, художник К. Коровин); Мариинский театр, 1915 г. (дирижер А. Коутс, режиссер В. Лосский, художники К. Коровин, А. Головин); Театр им. Кирова, 1937 г. (дирижер А. Пазовский, режиссер В. Лосский, художники И. Билибин, А. Щекотихина-Потоцкая); новый спектакль в Большом театре (1959) и др.

За рубежом опера была впервые поставлена в Барселоне (1924), затем в Брюсселе (1926), Милане (1929), Париже (1929, антреприза М. Кузнецовой-Бенуа, режиссер Н. Евреинов), Лондоне (1933), Берне и Кёльне (1959), Штральзунде (1962, режиссер Г. Купфер). Премьера последней постановки прошла в московском Музыкальном театре им.

Станиславского и Немировича-Данченко 17 января 1997 г. (режиссер А. Титель).

А. Гозенпуд

Источник: https://www.classic-music.ru/saltan.html

Н. Римский-Корсаков. Сказка о царе Салтане | 100 опер. Оперная музыка

СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ

И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ

Опера в четырех актах с прологом

 Либретто В. И. Бельского

Музыка Н. Римского-Корсакова

 Действующие лица:

Царь Салтан бас
Царица Милитриса сопрано
Ткачиха, средняя сестра меццо-сопрано
Повариха, старшая сестра сопрано
Сватья баба Бабариха контральто
Царевич Гвидон тенор
Царевна Лебедь-птица сопрано
Старый дед тенор
Гонец баритон
Скоморох бас
1-й корабельщики тенор
2-й баритон
3-й бас
Голоса Чародея и духов хор
Бояре, боярыни, придворные, нянюшки, дьяки, стражники, войско, корабельщики, звездочеты, скороходы, певчие, слуги и прислужницы, плясуны и плясуньи, народ.Тридцать три морских витязя с дядькой Черномором. Белка. Шмель.
Действие происходит частью в городе Тмутаракани, частью на острове Буяне.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Истоки замысла оперы по пушкинской «Сказке о царе Салтане» (1831) точно не установлены. Есть основания полагать, что эту мысль подал Римскому-Корсакову В. В. Стасов. Разработка сценария началась зимой 1898—1899 года. Окончить оперу предполагалось к столетию со дня рождения Пушкина (в 1899 году).

Весной 1899 года композитор приступил к сочинению музыки. К осени опера была написана, а в январе следующего года завершена работа над партитурой. Премьера «Сказки о царе Салтане» состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра.

«Салтан» относится к излюбленному композитором сказочному жанру, но среди аналогичных произведений занимает рубежное положение. За внешней непритязательностью сюжета скрывается многозначительный смысл. Солнечная, полная легкого юмора, эта опера воссоздает обаятельные черты жизнерадостной сказки Пушкина.

Однако в условиях русской действительности конца XIX века в «Сказку о царе Салтане» был привнесен новый оттенок.

Мягкий юмор, окрашивающий это произведение, приобретает в обрисовке глуповатого, незадачливого царя и его придворного окружения характер нескрываемой иронии, которая предвосхищает остро сатирическую направленность последующих сказочных опер Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный» и «Золотой петушок».

СЮЖЕТ

Зимним вечером в деревенской светлице три сестры сидят за пряжей. Старшая и средняя хвастают своей красотой и дородством, а младшая молчит. За кротость и скромность сестры считают ее дурочкой и заставляют работать на себя. Размечтались они, чем каждая прославилась бы, если бы царь взял ее замуж.

Старшая хвалится задать невиданный пир, средняя — в одиночку наткать на весь мир полотна, а младшая пообещала родить для батюшки-царя богатыря-сына. Все это слышал притаившийся под окошком царь Салтан. Он входит в светлицу и объявляет решение: жить всем троим во дворце, старшей быть поварихой, средней — ткачихой, а младшей — царевой женой.

Царь ушел с младшей сестрой, а две другие да Бабариха стали советоваться, как расстроить счастье удачливой дурочки, и задумали они обмануть Салтана.

Царь уехал на войну, а тем временем родился у молодой царицы Милитрисы сын. Мирно течет жизнь на широком царском дворе. Одна лишь царица не знает покоя: тревожит ее, что долго нет гонца с ответным письмом от Салтана.

Напрасно Скоморох пытается равлечь ее своими прибаутками; не веселят ее ни сказки Старого деда, ни притворная доброта сестер, приносящих ей подарки. Но вот появляется развязный и болтливый Гонец; ловкие заговорщицы успели, подпоив его, подменить Салтанову грамоту. Дьяки в смущении читают приказ: «Царицу и приплод в бочке бросить в бездну вод».

Народ мнется в нерешительности, но отступает перед угрозами торжествующих сестер и Бабарихи. Бочку с Милитрисой и царевичем пускают в море.

Совет

Пустынный берег острова Буяна. Сюда, вняв мольбам царицы, волна вынесла бочку. Милитриса жалобно сетует на судьбу, а заметно подросший царевич весело резвится, радуясь светлому миру. Сделав лук, он отправляется на поиски дичи, но внезапно замечает громадного коршуна, который преследует лебедя, и метко пущенной стрелой убивает его.

К изумлению царицы и царевича Лебедь-птица вышла из моря и заговорила человечьим языком. Она пообещала отплатить добром за добро и исчезла. Незаметно наступила ночь. Мать и сын уснули. А с первыми лучами утренней зари из тумана, по волшебству, возник город. Под праздничный колокольный перезвон и пушечную пальбу из ворот его появилась торжественная процессия.

Радостно приветствуют Гвидона жители сказочного города Леденца и просят стать их правителем.

Стал Гвидон князем, но мучает его тоска по отцу. Он смотрит с грустью вслед кораблю, который держит путь в царство Салтана. На зов Гвидона из моря появляется Лебедь-птица. Узнав причину его печали, она превращает князя в шмеля, чтобы он мог догнать корабль и увидеть отца.

Корабль приплыл к Салтанову царству. Царь приглашает корабельщиков в гости, угощает их и расспрашивает о чудесах, которые они видели, путешествуя по белу свету.

Корабельщики рассказывают о волшебном появлении города Леденца на пустынном острове, о белке, грызущей золотые орешки, о тридцати трех морских витязях и о славном могучем князе Гвидоне, правителе этого города. Салтан удивлен; он хочет посетить чудесный город; обеспокоенные Ткачиха и Повариха отговаривают его.

Бабариха рассказывает о чуде, какого нет в городе Леденце, — о заморской царевне неописуемой красоты. Обозленный кознями заговорщиц, шмель по очереди жалит их и, вызвав всеобщий переполох, улетает.

Снова печальный Гвидон бродит у моря. Рассказ Бабарихи не идет у него из памяти. В тоске призывает Гвидон Лебедь-птицу и, поведав ей о своей горячей любви к неизвестной красавице, просит помочь ему. Волнение Гвидона трогает Лебедь-птицу, и она оборачивается прекрасной Царевной, о которой он так пылко мечтал. Царица Милитриса благословляет молодую чету.

Обратите внимание

В радостном нетерпении Гвидон и Милитриса ждут приезда Салтана. Наконец вдали показался его флот. Под колокольный звон и приветствия народа царь со свитой вступает во дворец. Начинается показ чудес города Леденца.

Перед изумленными взорами царя и гостей предстает в хрустальном домике волшебная белочка, проходят тридцать три морских богатыря, показывается прекрасная царевна Лебедь, и наконец, возлюбленная Салтанова жена — царица Милитриса.

Царь со слезами обнимает ее и своего сына, на радостях прощает завистливых сестер. Начинается буйный пир.

МУЗЫКА

«Сказка о царе Салтане» — одно из наиболее солнечных произведений оперной литературы. Музыка ее, озаренная безоблачной радостью и мягким юмором, течет легко и непринужденно. В ней воссоздана наивная простота и свежесть народного искусства.

Музыка насыщена мелодическими оборотами и затейливыми ритмами народных песен и плясок. Значительную роль в опере играют симфонические эпизоды, в которых последовательно применены принципы программности.

Эти эпизоды органически включены в сценическое действие, дополняют его.

На протяжении всей оперы повторяется праздничный фанфарный клич; он возникает в начале каждой картины как призыв: «Слушайте! Смотрите! Представление начинается!». Открывается им и введение оперы, занимающее место увертюры.

Безмятежно льется песня старшей и средней сестер, выдержанная в народном духе. В завязывающейся беседе ворчливым репликам Бабарихи и дробной скороговорке сестер отвечает широкая лирическая мелодия Милитрисы.

Грубовато-помпезный марш и решительные вокальные фразы обрисовывают облик своенравного царя.

Первому акту предшествует маршеобразное оркестровое вступление, которому предпослан эпиграф из пушкинской сказки:

В те поры война была. Царь Салтан, с женой простяся, На добра коня садяся, Ей наказывал себяПоберечь, его любя.

Действие начинается спокойной колыбельной песней, основанной на подлинной народной мелодии; на протяжении акта она повторяется несколько раз, передавая неторопливо размеренный ход жизни. Юмором народных прибауток проникнут шутливый диалог Скомороха и Старого деда.

Появление царевича сопровождается мелодией детской народной песенки «Ладушки». Приветственным хором народа заканчивается первая половина акта. Вторая его половина представляет собой свободное чередование сольных и хоровых эпизодов, среди которых выделяется жалобное ариозо Милитрисы «В девках сижено».

Акт завершается скорбным причитанием хора.

Оркестровое вступление ко второму акту, рисующее картину моря, передает содержание предпосланного ему стихотворного эпиграфа:

В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок тамНе по дням, а по часам.

В открывающей второй акт сцене горестные причитания Милитрисы оттеняются оживленными репликами царевича. Ариозо Лебеди «Ты, царевич, мой спаситель» сочетает лирически обаятельную песенную мелодию с гибкими, подвижными мелодическими оборотами. Вторая половина акта — развитая сцена, полная радостного возбуждения.

Краткое оркестровое вступление к третьему акту изображает морской пейзаж. В центре первой картины дуэт Гвидона и Лебеди, заканчивающийся симфоническим эпизодом «Полет шмеля».

Во второй картине много движения, ансамблевых эпизодов, музыка пронизана бойкими частушечными мелодиями и ритмами. Заключительная сцена суматохи, где на словах «Всех шмелей от этих пор не пускать на царский двор» появляется воинственная мелодия марша Салтана, отмечена неподдельным комизмом.

Важно

Центральный эпизод первой картины четвертого акта — дуэт; взволнованным, страстным речам Гвидона отвечают спокойные, ласковые фразы Лебеди. Сцена преображения сопровождается кратким оркестровым интермеццо, в котором ликующе-торжественно звучит мелодия царевны Лебеди, близкая напеву народной песни «Во пиру была». Та же мелодия лежит в основе восторженного любовного дуэта Гвидона и Лебеди.

Последней картине оперы предшествует большое симфоническое вступление «Три чуда», содержание которого раскрывается в стихотворном эпиграфе (по Пушкину):

Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами, С теремами и садами. В городе житье не худо. Вот какие там три чуда: Есть там белка, что при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладет И с присвисточкой поет При честном при всем народе — «Во саду ли, в огороде». А второе в граде диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И останутся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря. Третье: там царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает; Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. Я там был; мед, пиво пил —И усы лишь обмочил.

В симфоническом вступлении сменяют друг друга, разделяемые праздничными фанфарами, колокольная тема города Леденца, изящно оркестрованная мелодия народной песни «Во саду ли, в огороде», мужественный марш, характеризующий морских витязей, и обаятельные напевы царевны Лебеди; все они сплетаются в феерически сверкающий звуковой узор. Музыка вступления наполнена энергией, светом и безудержным ликованием, господствующими в последней картине оперы. Радостный приветственный хор вводит в действие. Вновь проходят музыкальные характеристики чудес города Леденца, на этот раз с участием хора и солистов. Любовный дуэт Милитрисы и Салтана передает ощущение полноты счастья. Хоровое заключение картины пронизано задорными частушечными ритмами, бойкими припевками; на вершине стремительного нарастания у хора и всех действующих лиц ликующе звучит мелодия фанфарного клича.

Источник: http://100oper.ru/skazka-o-zare-saltane.html

Сказка о царе Салтане краткое содержание

«Сказка о царе Салтане» — сказка в стихах Пушкина, посвящена истории женитьбы царя Салтана и рождению его сына, князя Гвидона, который благодаря козням тёток попадает на необитаемый остров, встречает там волшебницу — царевну Лебедь, с её помощью становится могущественным владыкой и воссоединяется с отцом.

Три сестры мечтают стать царицами. Сидя за прялкой они говорят о том, что бы каждая из них сделала, если б вдруг стала царицей.

Первая — обещает устроить пир на весь мир, вторая — наткать полотна, а третья — «для батюшки-царя» родить богатыря. В этот момент в светлицу входит сам царь Салтан, который подслушал беседу сестёр под окном.

Он предложил третьей сестре замужество, второй — стать ткачихой при дворе, а первой — место поварихи во дворце.

Когда царь уезжает на войну в дальние края, царица рождает сына — царевича Гвидона. Но завистливые сёстры пишут царю, что жена родила ему «неведому зверюшку» и, хотя царь приказывает подождать до его возвращения, прикрываясь подложным письмом с приказом, сестры царицу с новорождённым сажают в бочку и сбрасывают в море.

Бочку выносит на необитаемый остров, причём Гвидон выходит из неё уже взрослым юношей. Чтобы прокормить мать, он мастерит лук и стрелу и идёт к морю на охоту. Там он спасает белую лебедь от коршуна, и та обещает отблагодарить его. На пустом острове появляется город, правителем которого становится Гвидон.

Мимо острова проплывают купцы и восхищаются красотой города. По прибытии в царство Салтана они рассказывают ему о чудесном городе и приглашают его от имени князя Гвидона в гости. Сам царевич, превратившись (с помощью лебеди) в комара, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор.

Совет

Но одна из завистливых сестёр, повариха, рассказывает Салтану о новом чуде света: поющей белке, которая живёт под елью и грызёт орешки с изумрудами и золотыми скорлупками. Услышав о новом чуде, царь отказывается от поездки к Гвидону. За это комар жалит повариху в правый глаз.

Гвидон рассказывает лебеди о белке, и та переселяет её в его город. Для белки князь строит хрустальный дом.

В следующий раз купцы рассказывают Салтану о белке и передают новое приглашение от Гвидона. Царевич в образе мухи слушает и этот разговор.

Ткачиха рассказывает о 33 богатырях, выходящих из моря во главе с дядькой Черномором. Салтан, услышав о новом чуде, опять отказывается от поездки, за что муха жалит ткачиху в левый глаз.

Князь Гвидон рассказывает лебеди о 33 богатырях, и те появляются на острове.

И вновь купцы рассказывают Салтану о чудесах и передают новое приглашение. Гвидон в образе шмеля подслушивает. Сватья баба Бабариха рассказывает о царевне, затмевающей «днём свет божий», с месяцем под косой и горящей звездой во лбу. Салтан, услышав о новом чуде, в третий раз отказывается от поездки. За это шмель жалит Бабариху в нос, пожалев её глаза.

После возвращения Гвидон рассказывает лебеди о прекрасной царевне и говорит, что хочет на ней жениться. Та вновь исполняет желание Гвидона, потому что царевна со звездой во лбу — это она сама и есть.

В итоге царь Салтан отправляется в путь к острову Буяну. По прибытии он узнаёт в царице свою жену, а в молодых князе с княгиней — своего сына и невестку. На радостях он прощает злых сестёр и сватью.

Устраивается весёлый пир на весь мир, и все живут счастливо и богато

Сказка о царе Салтане краткое содержание для читательского дневника

Царь Салтан подслушал разговор трёх сестёр и женился на той, которая в разговоре пообещала родить богатыря. Царица родила мальчика, но сёстры оговорили царицу. Царицу и царевича Гвидона  посадили в бочку и скинули в море. Бочку выбросило  на берег острова, на котором стоял град.  Царевич спас лебедь от коршуна,. Лебедь оказалась прекрасной царевной.

Гвидон  стал царём на этом острове. На остров три раза прибывали торговые купцы, которые насмотревшись диковин на острове молодого царевича, рассказали об этом царю Салтану. Царь Салтан отправился на остров молодого царевича, к своему удивлению он узнал в царевне свою жену, а в царевиче своего сына. Радость встречи помогла ему простить завистливых сестёр .

Источник: https://kratkoe.com/skazka-o-tsare-saltane-kratkoe-soderzhanie/

Сказка о царе Салтане: главная мысль, план произведения, краткое содержание

Немалую роль в творчестве А.С. Пушкина сыграла его няня, Арина Родионовна. Именно она познакомила его с русскими народными сказками. Впоследствии интерес поэта к народному творчеству только усилился. Так родились на свет прекрасные стихотворные сказки: «О рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «О мертвой царевне и о семи богатырях».

«Сказка о царе Салтане» стала итогом творческого состязания Пушкина с Жуковским. Впервые опубликована она была в 1832 году в сборнике «Стихотворения А. Пушкина».

Для того чтобы легче было изложить краткое содержание произведения, необходимо его сначала внимательно прочесть, а после составить подробный план, в котором будут выделены основные смысловые части. Нелишним будет упомянуть и главных героев.

План сказки

  1. Вступление. Беседа трех сестриц. Женитьба царя. Зависть сестер.
  2. Завязка. Отъезд Салтана. Рождение царевича. Старшие сестры подменили указ царя. Царицу с сыном выбросили в море.
  3. Развитие действия. Гвидон с матерью на острове.

    Приключения князя Гвидона. Чудеса, воплощенные царевной-лебедь.

  4. Кульминация. Лебедь превращается в прекрасную царевну. Царь Салтан отправляется к князю Гвидону.
  5. Развязка. Счастливое воссоединение и примирение царского семейства.

Главная мысль произведения

Основной посыл сказки в том, что зависть губительна, она может толкнуть человека на подлые поступки, но никогда не приводит ни к чему хорошему. А также сказка учит тому, что не надо бояться трудностей, они закаляют и делают человека сильнее, а друзья всегда придут на помощь.

Краткое содержание «Сказки о царе Салтане»

Однажды вечером три сестрицы сидели под окном, занимались рукоделием и делились мечтами. Все они мечтали об одном — выйти замуж за царя. Но каждая вкладывала в это свой смысл. Одна из старших сестер хотела устроить пир на весь мир, вторая — наткать полотна, и лишь младшая возжелала родить царю наследника-богатыря.

Как раз в это время царь прогуливался неподалеку. Случайно он подслушал девичий разговор и сразу же влюбился в речи младшей сестры. Он тут же вошел в светлицу и объявил о своем желании немедленно жениться на той, кто родит ему сына, а ее сестрам предложил отправиться с ними во дворец. Так одна стала поварихой, а другая — ткачихой.

Время тогда было неспокойное, поэтому царь был вынужден покинуть жену и отправиться на войну. В отсутствии Салтана царица родила ребеночка, здорового красивого мальчика. Но злые сестры под предводительством Бабарихи решили отомстить и перехватили царского гонца с докладом о рождении наследника.

Обратите внимание

В итоге царь получил уведомление о том, что царица родила ему не богатыря, а неведомую зверушку.

Царь Салтан, конечно, сначала рассвирепел, но после остыл и решил отложить принятие столь важного решения до своего возвращения.

Завистливые ткачиха и повариха вновь перехватили гонца с ответным посланием, напоили его и подменили распоряжение. И вот, царицу с новорожденным сыном засмолили в бочке и выбросили в океан.

Царица плачет-убивается, а сынок растет не по дням, а по часам. Когда бочку прибило волной к берегу, из нее вышла царица с уже взрослым юношей. Гвидон осмотрелся на острове и смастерил на скорую руку лук, чтобы добыть ужин.

Тут-то он и увидел отчаянную схватку лебедя с коршуном. Недолго думая, он стреляет в коршуна и убивает его. В благодарность за спасение лебедь построила для Гвидона целый город и сделала его в нем князем.

Славно зажили князь с матерью, но тоска по отцу никак его не отпускала.

Однажды мимо острова проплывали купцы, следующей остановкой которых должно было стать царство Салтана.

Лебедь превратила Гвидона в комара, так он смог пробраться на их корабль и вместе с ними отправился к своему отцу. Купцы рассказали царю о красивом городе и передали приглашение от князя Гвидона.

Но злые тетки отговорили царя ехать, рассказав ему о другом чуде — о белке с золотыми орешками. За это комар-Гвидон укусил одну из теток в глаз.

В следующий раз он поплыл с купцами, превратившись в муху. И снова теткам удалось отговорить Салтана от путешествия на остров, они рассказали ему о тридцати трех богатырях. На этот раз князь-муха ужалил другую тетку в глаз.

В третий раз князь Гвидон полетел к отцу в образе шмеля. Купцы продолжали расхваливать царю Салтану новый город с чудесами, и вновь передали приглашение от князя Гвидона. Тетки на этот раз не осмеливались перечить, но тут вмешалась Бабариха и сообщила о том, что в мире есть царевна, от которой глаз нельзя отвести. Ее шмель поразил жалом прямо в нос.

Важно

Каждый раз возвращаясь от отца, князь делился с царевной-лебедь своими переживаниями. И каждый раз она его одаривала новыми чудесами.

Вот и теперь он пришел к ней с вопросом о прекрасной царевне со звездой во лбу и с месяцем под косой.

После того как он уверил ее в своих серьезных намерениях жениться, лебедь превратилась в ту самую царевну, которая днем свет божий затмевает, а ночью землю освещает.

До царя Салтана дошел слух о том, что князь Гвидон женился на прекрасной царевне. Тут он не вытерпел и, не слушая никого, поехал познакомиться с князем, о котором столько чудесного слышал. Увидев царицу-мать, он сразу же узнал в ней свою жену, а в князе Гвидоне — сына. Счастье от долгожданной встречи было безгранично. На радостях царь простил повариху, ткачиху и сватью бабу Бабариху.

Читательский дневник

Подслушав разговор трех сестер, царь взял в жену младшую сестрицу, а сам отправился на войну. Царица родила сына, но сестры из зависти оклеветали ее перед царем, подменили его указ, и царицу с сыном в бочке скинули в океан. Бочку прибило к острову.

Гвидон спас царевну-лебедь от коршуна. Лебедь в благодарность построила для него город, сделала его князем и выполняла все его желания. В итоге она превратилась в прекрасную царевну, и они поженились. Царь Салтан приехал на остров, узнал свою жену и сына.

На радостях они простили завистниц и устроили пир.

Главные герои «Сказки о царе Салтане»

  • Царь Салтан — смелый, решительный и великодушный. Он может показаться слишком мягким, но на деле он просто добрый, именно поэтому он простил злых родственниц. А также это преданный герой. Он не женился во второй раз и был счастлив вернуться в семью.
  • Князь Гвидон — главный герой сказки, сын царя Салтана. Характеристика князя: смелый и целеустремленный. Изначально он спас мать от заточения в бочке. После предотвратил гибель царевны-лебедь. Он очень тосковал по отцу и приложил максимум усилий, чтобы вернуть его.
  • Царица-мать — впервые читатель встречает ее как добрую и честную девицу, далее она раскрывается как терпеливая женщина и добросердечная мать.
  • Царевна-лебедь — мудрая и прекрасная волшебница. Сначала она стала верным другом Гвидону, а впоследствии предстала в образе нежной девушки и вышла за него замуж.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-skazki-a-s-pushkina-o-tsare-saltane.html

Опера
Сказка о царе Салтане
Елена Цветкова в роли Милитрисы (1900 год)Елена Цветкова в роли Милитрисы (1900 год)
Композитор Николай Римский-Корсаков
Либреттист Владимир Бельский
Источник сюжета Сказка в стихах А. С. Пушкина
Действий 4
Первая постановка 21 октября (2 ноября) 1900

«Ска́зка о царе́ Салта́не» — опера в 4 действиях с прологом (в 7 сценах) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Либретто Владимира Бельского по одноимённой сказке А. С. Пушкина.

История создания

Мысль о написании оперы на сюжет сказки Пушкина пришла к композитору вскоре после окончания «Царской невесты», и разработка сценария началась зимой 1898—1899 года. Окончить оперу предполагалось к столетию со дня рождения Пушкина (в 1899 году). Активным сотрудником композитора стал его либреттист В. И. Бельский. Весной 1899 года композитор приступил к сочинению музыки. К осени опера была написана, а в январе следующего года завершена работа над партитурой. Премьера «Сказки о царе Салтане» состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра. Дирижёр — Михаил Ипполитов-Иванов. Художник-постановщик — Михаил Врубель.

Сам композитор эту оперу особенно любил. После драматической «Царской невесты» она стала воплощением светлого, легкого юмора. В 1901 году Римский-Корсаков, просматривая корректуру «Салтана», писал Забеле-Врубель:

Иногда, как вчера вечером, когда… дошел до арии Лебеди, вдруг начинается прилив гордости, самодовольства и восхищения собственным творчеством. Думаешь, какой я был тогда умный, поэтичный и красивый, разумеется, в смысле музыки.[1]

«Салтан» стал последней оперой, в сценической истории которой ведущую роль сыграла Московская частная опера. Впоследствии Римский-Корсаков отдавал премьеры своих опер императорским театрам.

Действующие лица

Партия Голос Исполнитель на премьере в Москве
3 ноября 1900
(Дирижёр: Михаил Ипполитов-Иванов)
Исполнитель на премьере в Петербурге
25 декабря 1902
(Дирижёр: В. Зелёный)
Царь Салтан бас Николай Мутин Григорий Пирогов
Царица Милитриса сопрано Елена Цветкова Леонида Балановская
Ткачиха, средняя сестра меццо-сопрано Александра Ростовцева Ольга Павлова
Повариха, старшая сестра сопрано Аделаида Веретенникова Маргарита Гукова
Сватья баба Бабариха контральто Варвара Страхова Нина Правдина
Князь Гвидон тенор Антон Секар-Рожанский Фёдор Орешкевич
Царевна Лебедь (вначале Лебедь-птица) сопрано Надежда Забела-Врубель Елена Степанова /Антонина Нежданова
Старый дед тенор Василий Шкафер Константин Арсеньев
Гонец баритон Николай Шевелёв Леонид Савранский
Скоморох бас Михаил Левандовский Иван Дисненко
Три корабельщика тенор, баритон и бас
Хор и без пения: Голоса чародея и духов, бояре, боярыни, придворные, нянюшки, дьяки, стражники, войско, корабельщики, звездочёты, скороходы, певчие, слуги и прислужницы, плясуны и плясуньи, народ, тридцать три морских витязя с дядькой Черномором, белка, шмель.

Сюжет

Действие происходит частью в городе Тмутаракани, частью на острове Буяне.

Пролог

Эскиз декорации к первому действию

Зимний вечер. Деревенская светлица. Три сестры прядут. Старшая и средняя сёстры не слишком усердствуют, поощряемые бабой Бабарихой:

Через силу не пряди,
Дней-то много впереди!

Однако младшей сестре, Милитрисе, не дают сидеть сложа руки. Старшие сёстры похваляются друг перед другом своим дородством и красотой и мечтают о том, что бы каждая из них сделала, если бы стала царицей. У дверей светлицы остановился царь Салтан, проходивший мимо со свитой бояр. Он прислушивается к разговору сестёр. Старшая из них обещает устроить пир на весь мир, средняя — наткать полотна, тогда как Милитриса обещает для батюшки-царя родить богатыря.

Царь входит в светлицу. Ошеломлённые сёстры и Бабариха падают на колени. Царь велит всем следовать за ним во дворец, чтобы стать: Милитриса — царицей, а её сёстры — поварихой и ткачихой. Сёстры раздосадованы и просят Бабариху помочь им отомстить Милитрисе. Последняя предлагает план: когда Салтан уедет на войну, а его жена родит сына, они пошлют царю вместо радостного известия грамоту:

«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».

Сёстры одобряют план и заранее торжествуют победу.

Действие первое

Эскиз декорации к первому и третьему действию

Царский двор в Тмутаракани. Милитриса грустит. Около неё Бабариха и скоморох, прислужницы, а у ворот — стража. Входит повариха с подносом яств. Появляется старый дед и просит пропустить его к царевичу, чтобы распотешить его сказками. Приходит Ткачиха — похвастать вытканным ею затейливым ковром. Проснулся царевич. Няньки поют ему весёлую детскую песенку «Ладушки». Царский двор наполняется народом. Все восхищаются царевичем, а хор исполняет здравицы в честь него и царицы.

Расталкивая толпу, вваливается пьяный гонец с грамотой от царя Салтана. Он жалуется царице на то, как плохо был принят царём, и рассказывает о «хлебосольной» бабушке, накормившей его досыта и напоившей допьяна. Дьяки читают царскую грамоту:

«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу, и приплод
В бочке бросить в бездну вод».

Все в недоумении. Милитриса в отчаянии. Сёстры и Бабариха злобно радуются. Вводят царевича Гвидона. Царица обнимает его, в грустной песне изливая свою скорбь. Выкатывают огромную бочку. Под плач и причитания народа царицу с сыном замуровывают в бочку и провожают до берега. Плач толпы сливается с шумом набегающих волн.

Действие второе

Эскиз декорации ко второму действию. 1940

Берег острова Буяна. Оркестр рисует величественную картину водной стихии. На гребне волны то появляется, то исчезает бочка. Постепенно море успокаивается, выбрасывает бочку на берег, и из неё выходят Милитриса и повзрослевший царевич. Они радуются спасению, но царица озабочена: ведь «остров пуст и дик». Гвидон успокаивает мать и принимается за дело — мастерит лук и стрелу. Вдруг раздаётся шум борьбы и стон: это на море бьётся «лебедь средь зыбей, коршун носится над ней».

Гвидон прицеливается и выпускает стрелу из лука. Стемнело. Изумлённые царица и царевич видят Лебедь-птицу, выходящую из моря. Она обращается к своему спасителю Гвидону с благодарностью, обещает отплатить ему добром и открывает свою тайну:

Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил.
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.

Лебедь-птица советует не горевать, а ложиться спать. Милитриса и Гвидон решают последовать совету. Мать поёт сыну колыбельную песню. Оба засыпают. Наступает рассвет, из утреннего тумана вырисовывается сказочный город Леденец. Царица и царевич просыпаются, любуясь видением, и Гвидон догадывается:

Вижу я:
Лебедь тешится моя.

Из ворот города выходит ликующий народ, благодарит Гвидона за избавление от злого чародея и просит княжить в славном городе Леденце.

Действие третье

Иван Билибин. Эскиз костюма боярина. 1936

Картина первая

Берег острова Буяна. Вдали виден корабль, везущий гостей-корабельщиков в Тмутаракань. С тоской смотрит им вслед Гвидон. Он жалуется Лебедь-птице, что ему прискучили все чудеса острова, и он хочет видеть отца, да так, чтобы самому остаться невидимым. Лебедь-птица соглашается выполнить его просьбу и велит царевичу трижды окунуться в море, чтобы обернуться шмелём. Звучит знаменитый оркестровый полёт шмеля — это Гвидон улетает догонять корабль.

Картина вторая

Царский двор в Тмутаракани. Царь Салтан сидит на троне — он грустен. Около него повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха. К берегу пристаёт корабль. Торговых гостей приглашают к царю, сажают за уставленный яствами стол и потчуют. В благодарность гости начинают рассказы о чудесах, виденных ими в свете: появление на пустынном острове красивого города Леденца, в котором живут и белка, умеющая грызть золотые орешки и петь песенки, и тридцать три богатыря.

Повариха и ткачиха стараются отвлечь внимание царя другими рассказами, а шмель злится на них за это и жалит каждую в бровь. У царя Салтана всё усиливается желание посетить чудесный остров. Тогда Бабариха рассказывает о самом удивительном из чудес: о прекрасной царевне, которая красотой «днём свет Божий затмевает, ночью землю освещает». Тут шмель жалит Бабариху в самый глаз, и она кричит. Начинается общий переполох. Шмеля ловят, но он благополучно улетает.

Действие четвёртое

Иван Билибин. Эскиз декорации к третьему и четвёртому действию

Картина первая

Берег острова Буяна. Вечер. Гвидон мечтает о прекрасной царевне. Он зовёт Лебедь-птицу, признаётся ей в любви к царевне и просит найти её. Лебедь не сразу выполняет его просьбу: она не уверена в его чувстве. Но Гвидон настаивает и готов идти за любимой «хоть за тридевять земель». И наконец, Лебедь говорит:

Нет, зачем искать далёко?
Я скажу, вздохнув глубоко:
Знай, пришла судьба твоя,
Та царевна — это я!

В сгустившейся темноте возникает Царевна-Лебедь в ослепительном блеске своей красоты. Наступает утро, и доносится песня — это царица Милитриса идёт к морю в сопровождении прислужниц. Гвидон и Царевна-Лебедь просят её дать согласие на брак, и Милитриса благословляет их.

Картина вторая

Оркестровое вступление повествует о городе Леденце и его чудесах: белка, богатыри, Царевна-Лебедь. На острове Буяне ждут прибытия Салтана. Раздаётся колокольный звон. Корабль пристаёт к пристани. На берег сходит свита царя, а за ней — Салтан в сопровождении поварихи, ткачихи и Бабарихи. Гвидон приветствует знатного гостя, усаживает рядом с собой на трон и предлагает полюбоваться чудесами. По знаку царевича трубят глашатаи, возвещая о появлении хрустального домика с замечательной белкой, а потом — витязей с дядькой Черномором, и, наконец, из терема выходит Царевна-Лебедь.

Все восхищены и прикрывают глаза руками, ослеплённые её красотой. Салтан взволнован и просит волшебницу Лебедь показать ему царицу Милитрису. Она отвечает:

Дар чудес царевне дан:
Взглянь на терем, царь Салтан.

На крыльце показывается царица. Дуэт Салтана и Милитрисы радостен и взволнован. Царь спрашивает о сыне. Гвидон выступает вперёд и говорит:

Мой родимый, это я!

Повариха и ткачиха падают в ноги царю Салтану, моля о прощении. Бабариха в страхе убегает, но на радости царь прощает всех.

Записи

Аудиозаписи

Год Организация Дирижёр Солисты Издатель и каталожный номер Текст заголовка
1952 Симфонический оркестр Штутгартского радио Ганс Мюллер-Край царь Салтан — Вильгельм Ширп, царица Милитриса — Maud Cunitz, Ткачиха — Hetty Plümacher, баба Бабариха — Res Fischer, царевич Гвидон — Christo Bajew, царевна Лебедь — Friederike Sailer, старый дед — Franz Fehringer, гонец — Robert Titze Walhall «Eternity Series» WLCD 0242 (2008) На немецком
1958 Хор и оркестр Большого театра Василий Небольсин царь Салтан — Иван Петров, царица Милитриса — Евгения Смоленская, Ткачиха — Лариса Никитина, Повариха — Елена Шумилова, баба Бабариха — Евгения Вербицкая, царевич Гвидон — Владимир Ивановский, царевна Лебедь — Галина Олейниченко, старый дед — Павел Чекин, гонец — Алексей Иванов, скоморох — Марк Решетин Д 05010-5 (1959), Мелодия

Д 032909-14 (1972)

MEL CD 10 02199 (2014)
1959 Хорватский национальный театр в Загребе Димитрий Зебре царь Салтан — Zdravko Kovac, царица Милитриса — Nada Toncic, Ткачиха — Tatiana Slastenko, Повариха — Bjanka Decman, баба Бабариха — Mariana Radev, царевич Гвидон — Janec Lipusek, царевна Лебедь — Maria Glavasevic, старый дед — Franco Paulik, гонец — Milivoy Belavic, скоморох — Milivoy Bacanovic Philips

A 02014-6 L (1960)

Видеозаписи

Год Организация Дирижёр Солисты Производитель или издатель и каталожный номер Примечания
1978 Дрезденская государственная опера Зигфрид Курц царь Салтан — Rolf Wollard, царица Милитриса — Lidija Rushizkaja, баба Бабариха — Barbara Hoene, царевич Гвидон — Stephan Spiewok, царевна Лебедь — Ilse Ludwig(-Jahns) V.I.E.W. Video 1406 На немецком
2019 Ла Монне Ален Альтиноглу царь Салтан — Анте Йеркуница, царица Милитриса — Светлана Аксёнова, царевич Гвидон — Богдан Волков, царевна Лебедь — Ольга Кульчинская На русском

Примечания

  1. Цит. по: Римский-Корсаков А. Н. Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. Вып. IV. М.: Музгиз, 1937. С. 146.

Ссылки

  • Сюжет оперы
  • Сюжет оперы
  • Сюжет и звуковая запись произведения
  • Звуковые записи и сценарий
  • Сценарий

Конструкт урока музыки

Дата:04.03.2016

Класс: 1-2

Тема: «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Цель: развитие образных представлений на основе оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Задачи:

  • развивать навыки музыкального восприятия произведения;

  • обогатить внутренний мир детей, соединив воедино несколько видов искусства: литературу, живопись, музыку.

  • развитие образных музыкально-слуховых представлений;

  • воспитание интереса к музыке.

Тип урока: получение новых знаний

Вид урока: урок-сказка

Оборудования и материалы: интерактивная доска, ноутбук, колонки, аудио- видеоматериалы, музыкальные инструменты,

Произведения:

  • «Марш Черномора» из оперы «Сказка о царе Салтане»;

  • «Тема царевны Лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане»;

  • «Тема Белочки» из оперы «Сказка о царе Салтане»;

Ход урока

  1. Музыкальное приветствие

Вход детей под музыку «В гостях у сказки» в класс.

Приветствие.

Прозвенел звонок, начался урок!

— Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте!

  1. Мотивационный этап

(тихо звучит тема царевны-лебедь)

Прислушайтесь? Слышите? Как легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая своей фантазией, плывет и расплывается сказка…Закройте дети глаза и послушайте музыку, попробуйте определить какие сказочные образы возникнут у вас при прослушивании. (продолжает звучать темы царены лебедь)

-Какие образы возникли у вас?

Посмотрите, какие разные у всех образы.

Художник создает образ при помощи кисти и красок.

Поэт с помощью слова.

Интересно, а какими музыкальными красками пользуются композиторы в создании музыкальных образов?

Сегодня мы с вами еще раз попробуем разобраться.

Тема нашего урока «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

И на примере этого музыкального произведения мы посмотрим какими средствами пользовался Римский- Корсаков при создании образов.

  1. Актуализация опорных знаний.

Ребята, Римского-Корсакова называют композитором-сказочником, потому что им написано много опер на сюжеты сказок.

15 опер, даже чайковского опередил.

Опера, с которой мы сегодня познакомимся, была написана в 1899 году. В год столетнего юбилея замечательного русского поэта А. С. Пушкина. Вопросы?

Сказка о царе Салтане привлекла композитора изобилием чудес, и конечно же сам пушкинский стих удивительно напевный и сочный:

  Ветер по морю гуляет

  И кораблик подгоняет

     Он бежит себе в волнах

 На поднятых парусах

Мимо острова Буяна

          В царство славного Салтана…

Ребята, давайте отправимся  в путешествие на чудный остров. Послушаем шум моря и ощутим себя в бескрайнем синем просторе. Посмотрите как русский художник изображали море на своих картинах.

(Зучит шум моря, на слайдах репродукции Айвазовского)

Итак, мы попали на чудный остров, где происходят невиданные чудеса.

Для начала всех действий композитор использовал звуки фанфар

Фанфары- сигнал торжественного действия.

-какие музыкальные инструменты изображают звучание фанфар?

духовые медные инструменты.

Правильно духовые медные инструменты, посмотрите на их изображение. Фанфары приказывают : «Слушайте! Слушайте! Внимание! Внимание!»

Чудо первое. Отгадайте какое.

    Ель растет перед дворцом,

       А под ней хрустальный дом;

 Белка там живет ручная,

                                              Да затейница какая!

                                              Белка песенки поет

                                              Да орешки все грызет,

                                              А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

                                              Ядра- чистый изумруд

                                              Слуги белку стерегут.

Послушаем тему белочки и определим, какую русскую народную песню использовал композитор в своем произведении. Слушаем внимательно.

-Какие чувства, настроения вызывает у вас эта мелодия? (Радостная, скачущая)

-Какие элементы муз.речи мы слышим. Ребята, возник ли у вас образ белочки?

— Какую мелодию русской народной песни мы слышим в этом музыкальном фрагменте? Правильно, «Во саду ли в огороде»

Разучивание песни «Во саду ли в огороде»

Я предлагаю вам стать настоящими музыкантами и исполнить эту мелодию самостоятельно. (отметтие сильную долю… )

Скажите, какие инструменты нам помогут??

Разучивание игры на шумовых инструментах. Треугольники, колокольчики, бубен.

Исполнение с оркестром народных инструментов «Во саду ли в огороде». И опять звучат фанфары: «Слушайте! Слушайте!»  второе чудо. Отгадайте какое?

На фоне видеофрагмента:

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге, и очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Ребята, послушайте как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей в своей опере.

Слушаем тему богатырей.

— как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей

-какой кит звучит?

-Какой характер мелодии?

-Какие элементы музыкальной речи использовал композитор?

(слышится мощь богатырей, кит марш, быстрый темп, громкая динамика звука)

По мановению моей волшебной палочки мальчикам я предлагаю превратиться в богатырей, защитников земли русской. Ребята, мы выполним с вами дыхательное упражнение «Богатыри» посмотрите на картину. Мы с вами должны быть такими же сильными и мужественными, «3 богатыря» (кулачки вперед, слушаем музыку и делаем упр.)

Девочки, кто из них похож на богатыря. Вывод. Как у нас получилось?? Получилось ли??

Чудо третье. И опять слышится звук фанфар. О чем они возвещают на этот раз? Правильно, о третьем чуде.

Говорят царевна есть,

        Что не можно глаз отвесть.

         Днем свет божий затмевает,

   Ночью землю освещает-

      Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама то величава

Выступает будто пава;

  Сладку речь то говорит,

  Будто реченька журчит.

Послушаем тему царевны-лебеди. Определим какой темп, какие инструменты звучат. (волшебная музыка рисует образ сказочной красавицы, инструмент- скрипка)

По мановению все той же волшебной палочки девочки превращаются в царевен-лебедушек. Посмотрите как художник Врубель изобразил царевну-лебедь. Кажется, что она вот-вот сойдет с картины и окажется среди нас. Плавно двигаемся, попробуйте через пластику своих движений передать образ царевны. Не забывайте дышать правильно. головы приподняты, словно парим над морской гладью. Движения все плавные, взмахиваем руками.

«для 3-4 класса придумать другое задание»

Молодцы и девочки, и мальчики, вы замечательно справились с заданиями. Я думаю. Что вы не раз будете возвращаться к этим образам.

Подведем итог урока.

Отрывок из какой оперы мы с вами слушали на уроке?

Кто автор оперы  «Сказка о царе Салтане»?

Какой русский поэт написал «Сказку о царе Салтане»?

С какими чудесами мы познакомились на уроке?

Как называется торжественный сигнал, который использовал Римский-Корсаков перед каждым действием?

Я предлагаю вам завершить наше чудесное путешествие песней «Сказка». Которую мы с вами разучим. Вокально-хоровая работа.

Домашнее задание:

Попробуйте себя в роли художников: изобразите красками то, что изобразил Н. Римский-Корсаков в музыке.  Нарисуйте рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту или музыкальной теме героев «Три чуда».

  • Опера сказка в творчестве римского корсакова
  • Опера римский корсаков сказка о царе салтане сообщение
  • Опера по итальянски означает труд сочинение играть вступление творение
  • Опера оффенбаха сказки гофмана содержание
  • Опера князь игорь сочинение по музыке