Н.А. Римский-Корсаков Симфоническая картина «Три чуда»
Сказки Пушкина. Данные бесценные творения русского поэта, погружающие в атмосферу, наполненную удивительными чудесами и волшебством, со времён их выхода из-под пера великого литератора и по настоящее время считаются драгоценными жемчужинами этого любимого народом жанра. Будучи неисчерпаемым источником мудрости, они учат отличать добро от зла, побеждать трудности, а также быть верными и честными. Сказки Александра Сергеевича всегда привлекали не только читателей, но и композиторов. Так Николай Андреевич Римский-Корсаков на сюжет «Сказки о царе Салтане» сочинил оперу, в которой есть такие восхитительные музыкальные эпизоды, «что ни в сказке сказать ни пером описать». В качестве примера можно привести знаменитый «Полёт шмеля», а также великолепную симфоническую музыкальную картину «Три чуда».
Историю создания композиции «Три чуда» Римского-Корсакого, интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.
Краткая история
Почитателям оперного искусства хорошо известно, что живописная музыкальная картина, озаглавленная автором «Три чуда», является вступлением к последней картине оперы «Сказка о царе Салтане». В связи с этим можно смело утверждать, что истории создания этих произведений неразрывно связаны.
В начале последнего десятилетия девятнадцатого столетия жизненные обстоятельства композитора Римского-Корсакова сложились так, что его творческая активность была направлена в несколько иное русло. После смерти Модеста Петровича Мусоргского, оставившего много неизданных и незавершённых сочинений, которые по оценке Николая Андреевича были настоящими сокровищами, необходимо было их разобрать и доработать. Целые части «Сорочинской ярмарки» и «Хованщины» были не оркестрованы, да к тому же им нужна была полная чистка от всех шероховатостей и несовершенств. Работе по редактированию творческого наследия покойного Мусоргского Римский-Корсаков посвятил не один год. Помимо данной работы, в тот период Николай Андреевич был изрядно занят педагогической деятельностью в консерватории и в Певческой капелле, а также активной дирижёрской практикой. Все эти причины стали поводом для трёхлетнего сочинительского простоя Римского-Корсакого, который в некотором роде можно назвать определённым творческим кризисом. Впрочем, в 1894 году оперой «Ночь перед рождеством» Николай Андреевич всё же прервал своё композиторское молчание. Затем всё пошло на лад: через год появилась опера «Садко», а в 1998-ом — оперный шедевр «Царская невеста», а далее отдыхать на композиторском поприще Римскому-Корсакову было и вовсе некогда.
В 1899 году вся творческая Россия готовилась отмечать столетие великого Пушкина. Поэты к этой знаменательной дате сочиняли стихи, художники писали картины, биографы выискивали новые факты из жизни Александра Сергеевича. Вне всякого сомнения, что Николай Андреевич не остался в стороне от этого грандиозного события, но у композитора сразу возник вопрос: каким музыкальным произведением увековечить светлую память гениального поэта? Поначалу выбор Римского-Корсакова пал на лиро-эпическое сочинение «Песнь о вещем Олеге». Он рассудил, что данное творение Александра Сергеевича как нельзя лучше подойдёт для величественной кантаты. Однако мысли композитора по поводу правильности своего выбора не давали Николаю Андреевичу покоя, и вдруг он вспомнил былую беседу с Владимиром Васильевичем Стасовым. Искусствовед предложил композитору обратить свой взор на «Сказку о царе Салтане» и превратить её в красивый музыкальный спектакль. Ещё раз перечитав жизнерадостное произведение Пушкина, Римский-Корсаков, отметил в нём изобилие чудес и необыкновенную напевность стихотворного текста. А поскольку к сказочному жанру он относился с особым интересом, то, долго не раздумывая в конце 1898 года попросил либреттиста Бельского Владимира Ивановича проработать сценарий.
К работе над «Салтаном» Николай Андреевич приступил весной, а завершил сочинение всех номеров произведения, в число которых вошла вышеупомянутая музыкальная картина «Три чуда» осенью 1899 года. Оркестровка всех частей оперы была закончена в январе следующего года. Премьера оперы «Сказка о царе Салтане» состоялась в Москве в «Товариществе русской частной оперы» в октябре 1899 года.
Интересные факты
- Николая Андреевича Римского-Корсакова по праву именуют русским композитором-сказочником, поскольку большая часть его произведений основана на сказочных сюжетах.
- Когда Николай Андреевич Римский-Корсаков окончательно решил, что к столетней годовщине Александра Сергеевича Пушкина будет сочинять оперу «Сказка о царе Салтане», то сразу для себя определил: содержание этого музыкального произведения должно быть предельно приближено к авторскому тексту. Тем не менее в опере царство Салтана стало называться Тмутаракань, царицу нарекли Милитрисой, а город, подаренный Царевной-Лебедь Гвидону, именовался Леденец.
- Тмутаракань – так назывался не только древнерусский город, но и княжество существовавшие в X — XI столетиях на территории нынешнего Краснодарского края.
- Николай Андреевич Римский-Корсаков на поэтические тексты А.С. Пушкина написал пять вокальных миниатюр и три оперы, среди которых «Моцарт и Сальери», «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане».
- Когда ректор Московской консерватории и талантливый дирижёр Василий Ильич Сафонов получил для ознакомления партитуру «Музыкальные картинки к «Сказке о царе Салтане» для симфонического оркестра», то на следующий день отправил Римскому-Корсакову телеграмму. В депеше он восторгался талантом композитора и признавался, что всю ночь не мог оторваться от творения великого мастера.
Содержание симфонической картины «Три чуда»
После того, как жену царя Салтана царицу Мелитрису и их сына по ложному наговору завистников закупорили в бочку и кинули в «бездну вод», море, помотав пленников по своим волнам, услышало мольбы молодой женщины и выбросило ужасную темницу на берег острова Буяна. Вышедшие на свободу узники увидели, что этот участок суши, со всех сторон окружённый водой, «пуст и дик». Как в сказке повзрослевший Гвидон, смастерив лук и стрелу, пошёл «искать дичины», однако вернулся ни с чем, так как своё оружие использовал для того, чтобы спасти Лебедя от когтей злого Коршуна. В благодарность за своё спасение от коварного Чародея волшебная птица стала исполнять все желания юноши. Сначала Лебедь подарила ему прекрасный город Леденец с елью, под которой в хрустальном домике живёт белочка, грызущая золотые орешки, однако на этом чудеса не закончились. Затем охранять владения князя Гвидона она направила своих родных братьев, которыми оказались тридцать три богатыря, а заключительным волшебством от Лебедя-птицы стало её превращение в прекрасную Царевну.
Все эти чудеса композитор музыкальными звуками словно яркими красками живописно отобразил во вступлении к последней картине четвёртого действия оперы. Оно звучит как музыкальный рассказ, повествующий о трёх диковинах: белочке –затейнице, тридцати трёх богатырях и Царевне, ослепляющей своей красотой. Несмотря на то, что, волшебные образы сказочного мира развёрнуто выражены в оркестровом антракте в полном блеске, тем не менее раскрывая его содержание, автор в партитуре всё же представил поэтический эпиграф из сказки Александра Сергеевича Пушкина.
Музыкальная картина «Три чуда» открывается привлекающим внимание фанфарным сигналом, возвещающим, что действие сказки продолжается. Затем флейты, ксилофон и арфа на фоне выдержанных аккордов валторн и кларнетов изображают весёлый перезвон церковных колоколов. Далее этот инструментальный ансамбль постепенно разрастается и уже весь оркестр воссоздаёт суету сказочного города, счастливые обитатели которого живут в любви и довольстве. Внезапно на самом пике динамичного развития наступает пауза: впечатляющий композиторский приём, изображающий сильное удивление. Это приплывшие в город гости увидели первое чудо: белочку, живущую в хрустальном домике и поющую весёлые песенки. Чтобы колоритно изобразить эту диковинку композитор использовал мотив знаменитой песенки «Во саду ли, в огороде», которую в своём произведении упоминал и А.С. Пушкин, а также верхний регистр самого высокозвучащего инструмента симфонического оркестра – флейты –пикколо. Напев повторяется только дважды. Первый раз автор незатейливую народную тему расцветил витиеватыми шестнадцатыми нотами и заставил звучать на фоне прозрачных интервалов, исполняемых сначала гобоями, а затем кларнетами и в сопровождении пиццикато струнных, подражающих звучанию балалайки. Помимо этого, композитор использовал суховатые звуки ксилофона, создающие впечатление, что белочка щёлкает те самые золотые орешки. В повторном проведении тема белочки звучит у челесты и у флейт, только в более высоком регистре. При этом композитор украсил её красивым кружевным орнаментом, звучащим у кларнетов и альтов. Вот таким образом Римский-Корсаков, использовав свою фантазию и обилие выразительных средств симфонического оркестра создал яркий сказочный музыкальный образ, который можно охарактеризовать как светлый, озорной, грациозный и игривый.
Далее вновь возвращается приветственная фанфара, после которой начинается новая тема. Она весело звучит на фоне мягкого, но в то же время насыщенного аккомпанемента всего оркестра, а её задорный плясовой характер и свистящий звук флейты пикколо указывают на то, что мелодия продолжает рисовать образ белочки-затейницы. Тема длиться всего восемь тактов, после которых характер музыки внезапно меняется. У альтов, виолончелей и контрабасов начинают звучать быстрые повторяющиеся нисходящие мелодические четырёхзвучия, колоритно изображающие грозный рокот морского прибоя. На фоне музыки клокочущей пучины вновь слышны привлекающие внимание фанфарные звуки, возвещающие о появление второго чуда, которым являются тридцать три богатыря, возглавляемые батькой Черномором. Богатыри представлены воинственным маршем, который призывно исполняют медные духовые. Данную музыку, рисующую удалой образ смелых воинов, можно охарактеризовать как торжественную, величавую, воинственную и решительную. Необходимо отметить, что звучащая фоном к энергичному маршу тема моря продолжает динамично развиваться и к прежнему музыкальному ансамблю, рисующему разбушевавшиеся волны, прибавляются голоса кларнетов, фаготов, а также первых и вторых скрипок. Коме того флейты и гобои стремительными хроматическими пассажами отображают завывание и свист пронзительного ветра.
Далее после очередных фанфарных возгласов композитор представляет третье чудо и это Царевна-Лебедь. Музыка существенно меняет своё настроение, а именно под мягкие переливы арфы, а также триольный аккомпанемент флейт, кларнетов и альтов на первый план выходит пропеваемый гобоем нежный мотив. Затем он заметно преображается: его устремлённая вверх мелодическая линия становится витиеватой, а ритмический рисунок весьма причудливым. Так автор сначала изображает плывущую по безмятежному морю Лебедь-птицу, а следом её перевоплощение в прекрасную Царевну. Музыка, рисующая волшебное превращение, соткана их хрупких мелодических узоров, которые раскрашены красочными цветами оркестровых тембров. Далее из этой темы постепенно зарождается новая лирическая мелодия. Она основана на интонациях народной песни «На море утушка купалася» и звучит как гимн любви сначала у скрипок, а затем ещё более кульминационно расцветает у всего оркестра. Симфоническая картина завершается праздничным звучанием фанфар.
«Три чуда». Эту красочную симфоническую картину, являющуюся оркестровым вступлением к последней картине оперы «Сказка о царе Салтане», созданную Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, в нынешнее время причисляют к бесценным сочинениям творческого наследия композитора. Музыка данного произведения настолько колоритна и выразительна, что вызывает искреннее восхищение любителей классической музыки не только в нашем отечестве, но и за его пределами.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Николай Андреевич Римский-Корсаков Симфоническая картина «Три чуда»
Николай Андреевич Римский-Корсаков. Три чуда
Волшебная музыка открывает сегодня нашу встречу! Волшебная она потому, что придумана композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую вы все хорошо знаете. Послушайте её начало:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
А написал эту удивительную сказку великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. У этой сказки длинное название – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». На сюжет этой сказки композитор Н. А. Римский-Корсаков написал музыку для оперы. Только название у неё он немного сократил – «Сказка о царе Салтане».
В опере происходит много разных событий. Вы, наверное, уже догадались из темы урока, мы услышим музыку всех трёх чудес, тоже соединённую в один музыкальный рассказ. Это самое большое оркестровое вступление в опере. Огромная красочная картина. Все три чуда — волшебная белочка, 33 богатыря, выходящие из моря, превращение лебедя-птицы в прекрасную царевну — предстают перед нами в полном блеске. Оркестр подробно рисует каждое из чудес. Знакомые музыкальные темы-образы здесь звучат полнокровно и сочно.
Вот мы с вами говорим, что «Сказка о царе Салтане» — это сказка, причём сказка музыкальная. Значит, и в музыке, и в том, как эта музыка действует в опере, тоже должно быть что-то сказочное. Что же в ней особенно для нас интересного?
Наверно, вы знаете, как выглядят черные лакированные шкатулки, расписанные художниками Палеха, Холуя. Представьте же себе, что перед вами три таких шкатулки. Форма, размер у всех трёх совершенно одинаковые, разные только картинки на крышках. Свои шкатулки художники расписывают обычно картинками, на которых изображены сцены из разных народных сказок. Краски в этих картинках яркие, так и горят, переливаются.
Каждый раз, когда слушаешь эту сцену, представляется, что рассказы о трёх чудесах похожи на такие шкатулки. На одной изображена белка в хрустальном дворце, на другой тридцать три богатыря, на третьей — красавица царевна. Словом, три чуда из «Сказки о царе Салтане». У каждого чуда есть своя музыкальная тема — яркая картинка, только написанная не красками, а звуками.
Первое чудо
«Внимание! — говорят нам фанфары. — Сказка продолжается».
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт.
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном, при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».
Сейчас вы услышите, как музыка рисует волшебную белочку. Её главную партию исполняет флейта. А ещё вы услышите напев русской народной песенки, о котором упоминает А. С. Пушкин, — «Во саду ли, в огороде».
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка,
Лицом круглоличка.
Второе чудо
«Внимание! — снова говорят нам фанфары. — Сказка продолжается».
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
В музыке слышится тяжкая поступь витязей-богатырей и шум «бурливого» моря.
Третье чудо
«Внимание! — снова говорят нам фанфары. — Сказка продолжается».
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво!
Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. В оркестре расцветает тема прекрасной царевны. Вольно, широко разливается музыка, как чудесная русская песня.
Домашнее задание:
Попробуйте себя в роли художников: изобразите красками то, что изобразил Н. Римский-Корсаков в музыке. Нарисуйте рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту или музыкальной теме героев «Три чуда».
Презентация
В комплекте:
1. Презентация — 9 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). Интерлюдия, mp3;
Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). Белочка, mp3;
Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). 33 богатыря, mp3;
Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). Лебедь, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
В работе использованы уникальные иллюстрации шкатулок Палеха.
Слайд 1
Николай Андреевич Римский – Корсаков «Три чуда»
Слайд 2
Николай Андреевич Римский – Корсаков – русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик. Сочинил: 15 опер,3 симфонии, симфоническое произведение, инструментальные концерты, кантаты, вокальную и духовую музыку
Слайд 3
Предметы и звуки дома, музыка , голоса птиц и мелодичные песни — все это привлекало внимание мальчика с детства. В возрасте 6 лет будущий композитор начал брать уроки игры на фортепиано. Музыкальные способности у мальчика проявились рано, по семейной традиции в 12-летнем возрасте его определили в Морской кадетский корпус в Петербурге. Но он продолжает сам изучать музыку, пробует сочинять.
Слайд 4
Окончив учение в Морском кадетском корпусе, Николай Андреевич отправляется в кругосветное путешествие. Ушел в плавание мальчиком, а вернулся взрослым человеком. Впечатления, полученные в плавании, он впоследствии отразил в своей музыке. После кругосветного плавания Римский-Корсаков учился в консерватории в Петербурге. Окончив учебу, Николай Андреевич стал преподавать в консерватории по классу композиция. Учил других сочинять музыку.
Слайд 5
Н. А. Римский — Корсаков очень любил природу и русские народные сказки. В особенности сказки Александра Сергеевича Пушкина
Слайд 6
«Сказка о царе Салтане » «Сказка о царе Салтане …» привлекла композитора изобилием чудес. Сказочное чудо стихов Пушкина композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков передал в музыке оперы «Сказка о царе Салтане …»
Слайд 7
Слушание произведения « Три чуда» из оперы «Сказка о царе С алтане »
Слайд 8
Первое чудо Белка там живет ручная , Да затейница какая ! Белка песенки поет Да орешки все грызет , А орешки не простые , Все скорлупки золотые , Ядра — чистый изумруд ; Слуги белку стерегут , Отдает ей войско честь ; Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету…
Слайд 9
Какой инструмент изображает пение белки? ТРУБА ФЛЕЙТА
Слайд 10
Тема Белки песня танец марш
Слайд 11
Второе чудо В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор.
Слайд 12
Какой инструмент изображает марш богатырей? ТРОМБОН и ВОЛТОРНА ЛИТАВРЫ и БАРАБАН
Слайд 13
песня танец Тема Богатырей
Слайд 14
Третье Чудо За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть : Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выплывает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. Спорить с этим — Бога гневить, Краше всех Царевна-Лебедь.
Слайд 15
Какой инструмент изображает Царевну — Лебедь? ГОБОЙ, СКРИПКА, АРФА ФЛЕЙТА, СКРИПКА, АККОРДЕОН
Слайд 16
Тема Царевны — Лебеди
О сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной Царевне-Лебеди
История создания
Опера-сказка была создана Н. А. Римским-Корсаковым к
100-летнему юбилею А. С. Пушкина, хотя В. Стасов еще в 1880-х гг. обращал
внимание композитора на этот сюжет. Писалась опера в течение 1898-1900 гг.
Премьера «Сказки о царе Салтане» под
управлением М. Ипполитова-Иванова (художник М. Врубель; Е. Цветкова —
Милитриса, А. Секар-Рожанский — Гвидон, Н. Забела — Царевна Лебедь, В. Шкафер —
Старый дед) состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене московской
частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра (бывшей антрепризе
Мамонтова).
Либретто
Либретто по сказке Пушкина писал В.
Бельский[1], после «Садко» ставший
постоянным литературным помощником композитора. Развитие фабулы в опере
соответствует оригиналу. Кроме того либреттист сохранил много стихов из
подлинника.
В либретто внесены лишь самые
незначительные изменения по сравнению с пушкинским текстом: царице дано имя
Милитриса, царство Салтана названо Тмутаракань, город на острове Буяне —
Леденец; в число действующих лиц введены Старый дед и Скоморох.
Действующие лица:
Царь Салтан
(бас),
Младшая
сестра (Царица Милитриса) (сопрано),
Средняя
сестра (Ткачиха) (меццо-сопрано),
Старшая
сестра (Повариха) (сопрано),
Сватья баба
Бабариха (меццо-сопрано),
Царевич
Гвидон (тенор),
Царевна
Лебедь (в начале Лебедь-птица) (сопрано),
Старый дед
(тенор),
Гонец
(баритон),
Скоморох
(бас),
Первый корабельщик
(тенор),
Второй
корабельщик (баритон),
Третий
корабельщик (бас).
Голоса
чародеев и духов, бояре, боярыни, придворные, нянюшки, дьяки, стражники,
войско, корабельщики, звездочёты, скороходы, певчие, слуги и прислужницы,
плясуны и плясуньи, народ, тридцать три морских витязя с дядькой Черномором,
белка, шмель.
Действие
происходит частью в городе Тмутаракани, частью на острове Буяне.
Пролог. Зимний вечер. Деревенская светлица.
Три сестры прядут. Старшая и Средняя сёстры не слишком усердствуют, поощряемые
бабой Бабарихой: «Через силу не пряди, дней ведь много впереди».
Однако, младшей сестре – Милитрисе – не дают сидеть сложа руки. Старшие сёстры
похваляются друг перед другом своим дородством и красотой и мечтают о том, что
бы каждая из них сделала, если б вдруг стала царицей.
У дверей светлицы остановился царь, проходивший со свитой
бояр мимо. Он прислушивается к разговору сестёр. Старшая сулит устроить пир на
весь мир, Средняя — наткать полотна, Милитриса обещает для батюшки-царя родить
богатыря. Царь входит в светлицу. Ошеломлённые сёстры и Бабариха падают на
колени. Царь велит всем следовать за ним во дворец, чтобы стать: Милитриса —
царицей, а её сёстры — Поварихой и Ткачихой. Сёстры раздосадованы и просят
Бабариху помочь им отомстить Милитрисе. Бабариха предлагает план: когда царь
уедет на войну, а царица родит сына, они пошлют царю вместо радостного известия
грамоту: «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь. Не мышонка, не
лягушку, а неведому зверушку». Сёстры одобряют план и заранее торжествуют
победу.
Действие первое. Царский двор в Тмутаракани. Милитриса
грустит. Около неё Бабариха и Скоморох, прислужницы, у ворот — стража. Входит
Повариха с подносом яств. Появляется Старый дед и просит пропустить его к
царевичу, он хочет распотешить ребёнка сказками. Приходит Ткачиха — похвастать
вытканным ею затейливым ковром. Проснулся царевич. Няньки поют ему весёлую
детскую песенку «Ладушки». Царский двор наполняется народом. Все
восхищаются царевичем, хор исполняет здравицы в честь него и царицы.
Расталкивая толпу, вваливается пьяный Гонец с грамотой от царя. Он жалуется
царице на то, как плохо был принят царём Салтаном, и рассказывает о «хлебосольной
бабушке», накормившей его досыта и напоившей допьяна. Дьяки читают царскую
грамоту: «Царь велит своим боярам, времени не тратя даром, и царицу, и
приплод в бочке бросить в бездну вод». Все в недоумении. Милитриса в
отчаянии. Сёстры и Бабариха злобно радуются. Вводят царевича Гвидона. Царица
обнимает его, в грустной песне изливая свою скорбь.
Выкатывают огромную бочку. Под плач и причитания народа
царицу с сыном замуровывают в бочку и провожают до берега. Плач толпы сливается
с шумом набегающих волн.
Действие второе. Берег острова Буяна. Оркестр рисует
величественную картину водной стихии. На гребне волны то появляется, то
исчезает бочка. Постепенно море успокаивается, выбрасывает бочку на берег, и из
неё выходят Милитриса и повзрослевший царевич. Они радуются спасению, но царица
озабочена: ведь «остров пуст и дик». Гвидон успокаивает мать и
принимается за дело — мастерит лук и стрелу. Вдруг раздаётся шум борьбы и стон:
это на море «бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней».
Гвидон прицеливается и выпускает стрелу из лука. Стемнело. Изумлённые царица и
царевич видят Лебедь-птицу, выходящую из моря. С благодарностью обращается она
к своему спасителю Гвидону, обещает «отплатить ему добром» и
открывает свою тайну: «Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил.
Ты не коршуна убил, чародея подстрелил». Лебедь-птица советует не
горевать, а ложиться спать. Милитриса и Гвидон решают последовать совету. Мать
поёт сыну колыбельную песню. Оба засыпают.
Наступает рассвет. Из утреннего тумана вырисовывается
сказочный город Леденец. Царица и царевич просыпаются, любуются видением, и
Гвидон догадывается: «вижу я – Лебедь тешится моя!». Из ворот города
выходит ликующий народ, благодарит Гвидона за избавление от злого чародея и
просит княжить в славном городе Леденце.
Действие третье.
Картина первая.
Берег острова Буяна. Вдали виден корабль, везущий гостей-корабельщиков в
Тмутаракань. С тоской смотрит им вслед Гвидон. Он жалуется Лебедь-птице, что
прискучили ему все чудеса острова, а хочет он видеть отца, да так, чтобы самому
остаться невидимым. Лебедь-птица соглашается выполнить его просьбу и велит
царевичу трижды окунуться в море, чтобы обернуться шмелём… Звучит знаменитый
оркестровый полёт шмеля — это Гвидон улетает догонять корабль.
Картина вторая. Царский двор в Тмутаракани. Царь
Салтан сидит на троне, он грустен. Около него Повариха, Ткачиха, Бабариха. К
берегу пристаёт корабль. Торговых гостей приглашают к царю, сажают за
уставленный яствами стол, потчуют. В благодарность за угощение гости начинают
рассказы о чудесах, виденных ими в свете: превращение пустынного острова в
красивый город Леденец, в котором живут и белка, умеющая грызть золотые орешки
и петь песенки, и тридцать три богатыря. Повариха и Ткачиха стараются отвлечь
внимание царя другими рассказами, а Шмель злится на них за это и жалит каждую в
бровь. У царя Салтана всё усиливается желание посетить чудесный остров. Тогда
Бабариха заводит рассказ о самом удивительном из чудес: о прекрасной царевне,
которая красотой «днём свет божий затмевает, ночью землю освещает».
Тут Шмель жалит Бабариху в самый глаз. Она кричит. Начинается общий переполох,
ловят Шмеля, но он благополучно улетает.
Действие четвёртое.
Картина первая.
Берег острова Буяна. Вечер. Гвидон мечтает о прекрасной царевне. Он зовёт
Лебедь-птицу, признаётся ей в любви к царевне и просит найти её. Лебедь не
сразу выполняет его просьбу: она сомневается в его чувстве. Но Гвидон
настаивает, он готов идти за любимой «хоть за тридевять земель». И
наконец, Лебедь молвит: «Зачем далёко? Знай, близка судьба твоя, ведь
царевна эта — я». В сгустившейся темноте возникает Царевна-Лебедь в
ослепительном блеске своей красоты.
Наступает утро. Доносится песня. Это царица Милитриса идёт к
морю в сопровождении прислужниц. Гвидон и Царевна просят её дать согласие на
брак. Милитриса благословляет детей.
Картина вторая. Оркестровое вступление повествует о
городе Леденец и его чудесах: белка, богатыри, Царевна-Лебедь. На острове Буяне
ждут прибытия Салтана. Раздаётся колокольный звон. Корабль пристаёт к пристани.
На берег сходит свита царя, а за ней — Салтан в сопровождении Поварихи,
Ткачихи, Бабарихи. Гвидон приветствует знатного гостя, усаживает рядом с собой
на трон и предлагает полюбоваться чудесами. По знаку царевича трубят глашатаи,
возвещая о появлении хрустального домика с замечательной белкой, а потом —
витязей с дядькой Черномором, и, наконец, из терема выходит Царевна-Лебедь. Все
восхищены и прикрывают глаза руками, ослеплённые её красотой. Салтан
взволнован. Он просит волшебницу-Лебедь показать ему царицу Милитрису.
«Взглянь на терем!» — отвечает Лебедь. На крыльце показывается
царица. Дуэт Салтана и Милитрисы радостен и взволнован. Царь спрашивает о сыне.
Гвидон выступает вперёд: «Это я!». Повариха и Ткачиха падают в ноги
царю Салтану, моля о прощении. Бабариха в страхе убегает. Но на радости царь
прощает всех.
Композиция
4 действия с прологом (введение); 6 картин: введение, 1, 2
д. – 1 к., 3, 4 д. – 2 к. Нет деления на
номера. Структурная единица – картина и симфонические вступления к картинам.
Хоровые сцены во всех картинах кроме введения, 1-х картин 3
д. и 4 д.
Жанр
«Сказка о царе Салтане»
(1899—1900) — это сказочная опера в ее чистом виде, без примеси языческой
обрядовости, черт былинного или лирического жанра (в основном). Сказочность
проявляется благодаря:
·
На протяжении всей оперы повторяется праздничный
фанфарный клич; он возникает в начале каждой картины как призыв: «Слушайте!
Смотрите! Представление начинается!». Открывается им и введение оперы,
занимающее место увертюры. Этим подчеркивается «невсамделишность» всего
происходящего на сцене. «Прием своеобразный и для сказки подходящий» — по
словам Римского-Корсакова.
·
Кроме того, нарочитый музыкальный повтор
перекликается с текстовыми возвратами пушкинской сказки: «Ветер по морю гуляет
и кораблик подгоняет», «Ветер весело шумит, судно весело бежит» и другими. Как
присказки.
·
Наивные бесхитростные песенки, введенные
композитором в оперу, тоже оттеняют «игрушечность» сюжета: трогательная
колыбельная нянюшек, укачивающих маленького Гвидона, и «Ладушки» в первом
действии; шутливая «Во саду ли, в огороде», сопровождающая появление белки, — в
последней картине.
Если говорить об эпических
чертах, то это возможно только по отношению к 1 д. Толь это эпика не былинного
типа, тут, что вполне естественно ближе к жанру сказа. Повторы – как присказки.
Здесь можно провести параллель с «Русланом и Людмилой» Глинки (1 картина):
·
Замедленное действие;
·
Огромную роль играет хор;
·
Рондообразность (1 действие можно разделить на 2
больших раздела; рондо – в 1-м). Рефрен – хор нянь «Баюшки, баюшки». В двух
эпизодах появляются Повариха и Ткачиха на одинаковом материале.
·
Нет прямого столкновения.
«Сказка о царе
Салтане» – переломное произведение. Она последняя из относительно «безмятежных»
сказочных опер Римского-Корсакова. Наступали другие времена, и последующие
произведения этого жанра (который сопутствовал композитору всю его творческую
жизнь) были уже более сатирическими, нежели народно-фантастическими («Кащей
бессмертный», «Золотой петушок»).
«„Салтан» мне представляется
каким-то рисунком по клеточкам, а „Царская невеста» — рисунком свободным»,
— писал Римский-Корсаков Н. И. Забеле-Врубель36. Как раз этой-то
сжатой, детализированной и точно рассчитанной манерой письма, возросшим
значением принципов инструментальности, а также чертами условного театра,
элементами сатиричности «Сказка о царе Салтане» служит своеобразным «введением»
в позднее сказочное творчество композитора.
Драматургия
Черты оперной драматургии Римского-Корсакова в этой опере:
·
Пейзажность, картинность (природа — море
(вступления к обеим картинам третьего действия), рассвет с постепенно
проступающими очертаниями сказочного Леденца (второе действие), поэтичная
зарисовка ночного пейзажа, открывающая первую картину четвертого действия).
Звукоизобразительность — «Полет шмеля», блестящее скерцо типа perpetuum mobile.
·
2 контрастных женских образа.
Особенности драматургии «Сказки о
царе Салтане»:
·
в сочетании занимательного действия с
ослабленностью драматургического конфликта. Добрая волшебница Лебедь охраняет
Гвидона и Милитрису от происков завистливых сестер и Бабарихи, делая зло
безвредным.
·
Предрешённость благополучного конца ощущается с
самого начала, и этот «сказочный фатализм» придает опере оттенок особой «эпической
наивности»18.
·
Господствует принцип условности, охватывающий
как сферу содержания (сюжет, характеристики персонажей), так и приёмы
воплощения. Спектакль стилизован в духе народно-театральных представлений,
красочного лубка, узорчатого орнамента.
·
Опора на формы народного искусства предстаёт
здесь не как средство, а как своего рода цель, художественная модель,
определяющая и стиль произведения, и самый метод творчества (Римский-Корсаков
сравнивал его с созданием “рисунка по клеточкам”). Театрально-живописная
природа сочинения сказывается также в драматургически значительной роли
изобразительных, блестяще инструментованных симфонических антрактов, каждому из
которых предпослан программный поэтический эпиграф из сказки.
·
Сатирические черты. В I акте: песенка Скомороха
«Ах ты, матушка-государыня» — высмеивание тупых думных бояр; диалог Скомороха и
Старого деда «Государь ты мой, родный дедушка» – о нищете и сиротстве, которые есть
на задворках идилличной Тмутаракани. Сказка Старого деда о войне зверей с птицами
из-за лаптя старого, никому не надобного – пародия на государство:
Медведь-боярин – Салтан, «социальная
иерархия» лесного государства (зайка-смерд, воевода-волк — «Смотрит, нет ли
смут в народе» (слова Скомороха); торговый гость-бобер — «Наш купец, по
оплошному стрелец»; ласочка-дворяночка и другие представители высоких звериных
сословий)[2].
Экспозиция: Введение
– Милитриса, Ткачиха, Повариха, Баба Бабариха, Царь Салтан; 2 д. – Князь
Гвидон, Царевна-Лебедь.
Завязка:
Введение – ариозо Бабы Бабарихи «У царей всегда война»
Развязка:
1) 1 д. Царицу с сыном садят в бочку (линия Милитриса – её сёстры с Бабой
Бабарихой); 2) 2-я картина 4 д.
Симфонические антракты
Значительную роль в опере играют симфонические эпизоды, в
которых последовательно применены принципы программности. Они органически
включены в сценическое действие, дополняют его (трем вступлениям к первому и
второму действиям и ко второй картине четвертого — композитор предпослал
программные эпиграфы из сказки Пушкина), а не только иллюстрируют отдельные
изобразительные моменты и характеристики персонажей. Эти симфонические картины
составляют своего рода рассредоточенные сюиты внутри оперы.
Вступление к 2 д.
Образ моря. Появляется тема
Гвидона.
Вступления к 1 и 2 к. 3 д.
Морской пейзаж.
Вступление к 2-й к. 4 д.
«Три чуда»
— целая небольшая увертюра внутри оперы, рассказывающая обо всех событиях
последней картины.
В симфоническом вступлении
сменяют друг друга, разделяемые праздничными фанфарами, колокольная тема города
Леденца, изящно оркестрованная мелодия народной песни «Во саду ли, в огороде»,
мужественный марш, характеризующий морских витязей, и, наконец, – тема царевны
Лебеди. Мелодия с прихотливыми изломами, капризными взлетами и ниспаданиями
постепенно «теплеет» и выливается в широкую кантилену, рисуя волшебное
превращение в прекрасную Царевну.
Музыкальные характеристики персонажей
Черты условности присущи и
музыкальным образам действующих лиц. Ярко характеристичные, но лишенные в большинстве
своем живого психологического содержания, они похожи на театральные «маски». В
обрисовке бытовых персонажей условное начало выступает в различных формах,
нередко в намеренной «простоте» характеристики, «прямолинейности» изобразительных
средств — на деле вовсе не примитивных, а очень тонких и драматургически
точных.
Большинство действующих лиц
представлены в комедийном, плане: они выведены с мягким юмором, порой с тонкой
иронией, иногда даже — с откровенной насмешкой: Царь Салтан с его игрушечной
воинственностью и неуклюжей скорбью о жене, бесхитростный Гвидон с нарочитой
примитивностью выражений, сестры Милитрисы с Бабарихой, строящие козни царице,
незлобивый Старый дед. На этом фоне выделяются лиричность Милитрисы и особенно
глубокая поэтичность центрального образа оперы — Царевны-Лебеди.
Композитор в «Салтане» для
создания образов постоянно пользуется лейт-темами. В этом отношении «Салтан»
едва ли не превосходит предшествующие оперы Римского-Корсакова. Нередко
встречаются сложно построенные лейт-темы. Одни из них распадаются на
лейтмотивы («Утро ночи мудреней») или, наоборот, постепенно формируются из
различных тематических элементов (лейт-тема Леденца). Разумеется, в опере есть
много и собственно лейтмотивов, как относительно развитых — маршевый мотив
Салтана, так и совсем коротких — лейт-фразы сестер.
Ткачиха и Повариха
Эти образы практически не
индивидуализированы и составляют «парный» портрет сестер-близнецов. Их вокальные
партии построены на одних и тех же песенных мелодиях и речитативах —
острохарактерных «стереотипах» музыкальной речи. Среди них — оборот,
напоминающий напев «Раз полосыньку я жала», лейт-фраза «похвальбы» («Кабы я
была царица»); «болтливый» мотив, с изобразительной «подкраской» его гобоем
(речь сестер — «лопотливее наседки»); «должностные», «придворные» интонации —
ходы по трезвучию29:
Баба Бабариха
Образ Бабарихи очерчен выразительным «злым» лейтмотивом —
вступлением к ариозо «У царей всегда война» (пролог). Если собрать по
вертикали все звуки вокальной партии и сопровождения, то получится почти полный
звукоряд гаммы тон-полутон; уменьшённые трезвучия в аккомпанементе; сочетание
б. 3 и м. 3 в мелодии лейтмотива.
Милитриса
На почве народной лирической
песенности вырастает музыкальный образ Милитрисы. Таковы ее лейт-тема «Кабы
я была царица»; мелодии двух ариозо — «В девках сижено» и «Ты, волна
моя», родственные напеву «На море утушка»; мотив плача «Ах, в глазах все
потемнело». Строгая жанровая типизированность и закрепленность интонаций вносят
в характеристику Милитрисы черты эпической обобщенности, отчасти и
стилизованности (разумеется, в меньшей степени, чем у других бытовых
персонажей). Оттенок условности ощущается даже в образе Милитрисы — ее плачи и
причитания несут в себе элемент «обязательного», ритуального жизнеповедения.
Царь Салтан
Особенностью музыкальной характеристики царя Салтана
является ее жанровая одноплановость, то есть маршевость, которой подчинен и
народнопесенный мелос (оркестровое вступление к I акту). Этот
юмористический марш-скерцо — «косвенный» портрет царя. Музыка иллюстрирует в комическом плане
известные строки Пушкина («В те поры война была…»). «Игрушечна» в своей
легкой стаккатности первая тема, несерьезны «победные» мотивы духовых и
залихватские фразы струнных. Певучая мелодия валторн (трио марша) позднее
приобретает тоже иронический смысл: «Шел в поход, не так ее оставил, сто бояр,
тьму челяди приставил», — жалуется на свои воинские и семейные заботы Салтан
(ария IV акта). Подчеркнем: во всех этих темах и мотивах присутствует
«молодецкий» мелодический оборот, интонационно связанный с народной песней.
Марш как театральная «личина» царя непосредственно выступает в лейтмотиве
Салтана (конец пролога). В данной ситуации («Во все время разговора он
стоял позадь забора») он звучит юмористично, несмотря на свою внешнюю
торжественность. Сочетание жанровых элементов марша с преувеличенно жалобными
интонациями в арии Салтана из IV акта придает ей острокомедийный, почти гротескный
характер. Приводим фрагмент упомянутой народной песни и интонационно
связанные с нею темы Салтана:
Царевна-Лебедь
Единственный собственно фантастичный
образ Царевны-Лебеди. Это воплощение красоты искусства и красоты русской
женщины, когда она превращается из Лебедя-птицы в Царевну-Лебедь. Этот образ
менее глубок, чем образы сходных полуфантастических, полуреальных героинь из
более ранних опер Римского-Корсакова. Волшебница Лебедь — она же прекрасная
чудо-Царевна — как бы является в различных музыкальных «одеждах», но остается
сама собой, не претерпевая какого-либо перерождения по существу.
Ариозо Царевны «Разгадай загадку, царь» — это прославление
красоты, окрашенное мотивами народности и пантеизма: прекрасное в образах
народного творчества несет людям радость, дарит им полноту поэтического
восприятия мира, чувство слияния с природой. В ариозо звучит голос самого
Искусства: «Светел им со мной жребий земной, горе сладко в песне, в сказке мил
и страх». Недаром «лекцией по эстетике „о красоте»» назвал однажды этот
эпизод композитор[3].
Обычный для стиля композитора
контраст красочного инструментализма и народной песенности в данном случае
заметно сглажен. В основном — из-за того, что фантастический колорит создается
не при помощи сложных ладогармонических средств, а путем расширения красочных
возможностей мажора и минора.
Музыкальный тематизм
фантастической стороны образа сосредоточен в арии Лебеди «Ты царевич мой
спаситель». Звукописная музыка буквально зачаровывает переливами мажорных
и минорных гармоний. Сопоставления мажорных и минорных созвучий, принадлежащих
к одноименным и параллельным тональностям, образуют медиантовые, плагальные
или секундовые «пары». В плавно нисходящих аккордовых секвенциях деревянных
духовых повторяется плагальный оборот (II низкая мажорная ступень — минорная
тоника) — лейт-гармония Лебеди. На этом фоне расцветают причудливые
мелодические узоры скрипки, валторны, кларнета, оттеняемые серебристым арпеджио
арфы. Возникает «зримая» музыкальная картина: по спокойной поверхности моря
плывет величавая Лебедь-птица, освещенная месяцем (ц. 115).
Вокальная мелодика арии
охватывает очень широкий диапазон, опирается на мажорные и минорные трезвучия,
на различные септаккорды, изобилует задержаниями. Имитации-отголоски вокальных
мотивов у инструментов оркестра создают меняющуюся тембровую «подсветку»
мелодии («Птичьи в горле переливы»). Лейт-тема Лебеди звучит в различных
вариантах — то полностью, то в виде отделяющихся от нее коротких фраз:
Другая, песенная, лейт-тема
Царевны первоначально проходит во 2-й картине III акта — в повествовании-сказе
Бабарихи «За морем царевна есть» (ц. 185). На ней построен и симфонический
эпизод превращения Лебеди в Царевну, но свою законченную форму лейт-тема
обретает лишь в ариозо-загадке. В этом эпизоде народный склад музыки
(внутрислоговые распевы и кварто-секундовые попевки, подражание гуслям (арфа)
сочетаются с чертами волшебности («светящееся» соло скрипки):
Гвидон
С ласковым юмором вылеплен
музыкальный образ Гвидона. По-сказочному бесхитростны, «наивны» превращения
инструментального авторского варианта песни «Заинька» (Гвидон-мальчик).
Из «размытого» мелодического рисунка постепенно формируется тема Гвидона-юноши.
Простыми и точно найденными приемами (ритмическое увеличение, передача темы от
кларнета более «мужественному» тембру валторны) композитор описывает превращение
ребенка в богатыря (антракт ко II действию). Драматургически выразительны
и преобразования отдельных элементов темы. Первое звено темы рисует
беззаботность Гвидона, а второе — удалой ход по звукам септаккорда —
характеризует Гвидона-богатыря. В 1-й картине IV акта те же мотивы приобретают
лирический оттенок и выражают любовное томление молодого князя — примером может
служить ариозо Гвидона «В синем небе звезды блещут» с выразительной сольной
партией виолончели. Намеренно избегая разнообразия интонаций, композитор
сообщает речитативам Гвидона сказочную условность:
Интонационные истоки тематизма
В «Сказке о царе Салтане» не
ощущается преобладания какого-либо одного фольклорного пласта, но, напротив,
обращает на себя внимание пестрота использованных народных и бытовых жанров. В
темах авторских и заимствованных можно найти различные виды традиционной
крестьянской песенности[4]. Жанр эпического
славления претворен в хоре из I акта «С крепкий дуб тебе повырасти»; стилистика
духовного стиха — в «сказовых» речитативах скоморохов и в суровой теме
корабельщиков «Благодарствуй, царь Салтан» из 2-й картины III акта (напев
нищих, сообщенный композитору С. С. Митусовым). Многие мелодии оперы — свадебного
или подблюдного величального типа. Всего чаще Римский-Корсаков обращается к
жанру плясовой песни, значительно реже — к лирической, например,
в хорах «Что так рано солнце красно» (1-я картина IV акта) и «Свет ты наш,
царица матушка», которым оканчивается I акт.
В то же время в «Салтане» большое
место занимают и различные музыкальные жанры, связанные с позднейшим городским
музыкальным бытом. Это песня «Во саду ли, в огороде», колыбельная «Баюшки,
баюшки», детские игровые песенки «Ладушки, ладушки» и «Заинька, попляши». В
сказке Старого деда композитор использовал даже выкрики петербургских
торговцев-разносчиков зелени: «Огурчики зеленые, редиска молодая!» Многие
фразы сестер Милитрисы похожи на частушечные мотивы. Музыкальная ткань
оперы изобилует также жанровыми элементами инструментальной бытовой музыки —
мотивами маршевого и фанфарного характера.
Как проницательно отметил Б. В.
Асафьев, для этой оперы типичен метод воссоздания «народного смысла
сказочности языком современной композитору музыки»[5]. Напрашивается, однако,
и другой вывод: сознательно отказываясь в «Салтане» от чистоты и выдержанности
старинного народно-песенного языка, и, наоборот, придавая ему особую
стилистическую пестроту и затейливость, Римский-Корсаков создавал произведение
ярко выраженного условного стиля. Интересно, что композитор стремился
расцветить музыку бытовых сцен необычными модуляциями и тональными контрастами.
Он указывал, например, на выбор далеких мажорных строев для трех проведений
колыбельной песни, на многократные неожиданные внедрения тональности фа-диез
мажор (тема удивления Салтана) в сцену с корабельщиками; на то, что в последней
картине глашатаи перед каждым новым чудом трубят на полтона выше.
Условность нашла свое
выражение и в использовании приемов, почерпнутых из области народного театра,
«представленческого» искусства скоморохов. Напомним об игровых сценах
Скомороха и Старого деда в I акте и песенке-игре «Ладушки», о народной загадке
в ариозо Лебеди, о смешной игре «в погоню» нерасторопной царской стражи, тщетно
гоняющейся за «злодеем» — шмелем; наконец, о занятном представлении — «дивертисменте»
чудес, устроенном Лебедью для Салтана (последняя картина оперы).
В тонах простодушной веселости
изображен и мир волшебных явлений — город Леденец с его чудесами (сказка в
сказке); Они описаны Римским-Корсаковым как марионетки или ожившие забавные
игрушки, «подаренные» Лебедью на потеху юному Гвидону. Интересно, что и
выходящие из морской пучины витязи, и ученая «заводная» Белка обрисованы
музыкой отнюдь не фантастичной, а жанрово-бытовой: маршем на фоне рокота волн,
народной, «с присвисточкой», песенкой.
Впрочем, волшебно-«идеальный» и
во всем благоденствующий город Леденец, задуманный по контрасту с пряничной Тмутараканью,
показан композитором все же с долей иронии. Она есть в хоре жителей Леденца,
приветствующих Гвидона (II акт). Рассказ их о своем «райском» существовании
проникнут высоким «одическим» стилем, показной парадностью21:
«Красота, лепота в граде сем, полнота, изобилье во всем… К вам сердца льнут,
любовью горя, без конца счастье даст вам заря, и младых просвещенья цветов, и
златых трудолюбья плодов…» и т. п. Ироничность своеобразно отражена в
подчеркнутой стилистической чужеродности музыки хора по отношению к
народно-сказочной опере. Здесь причудливо перемешиваются жанровые признаки
канта и знаменного распева — в первой теме («Тебе бога хвалим» на 3-й глас),
народных плясовых песен — в эпизоде «О Гвидон, о Гвидон», пышных
вокально-инструментальных композиций, типичных для придворного быта России
конца XVIII века, исполнявшихся на открытом воздухе, при колокольном звоне и
пушечной пальбе.
Оркестр
В общем, музыкальная ткань
«Салтана» имеет инструментализированный характер. Основой ее часто служат
именно мелкие ячейки, различные виды фигурации, похожие на общие формы
движения. Порой тематический материал разрабатывается композитором больше в
чисто симфоническом плане, чем в оперном. Так, например, в сцене угощения корабельщиков мотивы Салтана
и сестер заметно утрачивают свою образную характерность и становятся узорами
общего красочного музыкального полотна. Так обстоит дело и в финале IV акта, в
сцене приезда Салтана в город Леденец. Здесь лейтмотивы этих действующих лиц
уже не сохраняют своей образной прикрепленности.
Характерно также, что именно
инструментальные фрагменты — чаще, чем в «досалтановских» операх, — служат экспозицией
важных тем. Сюда можно отнести «Скерцо Гвидона» (на тему «Заинька»),
«Марш Салтана», «Полет Шмеля», оркестровую картину появления Лебеди, картину
моря — вступление ко II акту. Помимо того, в оркестровой картине «Три чуда»
множество лейтмотивов «собираются» вместе и образуют симфонический центр оперы
— своего рода «выставку» сказочных музыкальных образов-картинок (этот антракт
заменяет отсутствующую в опере увертюру).
Техника варьирования,
симфонической разработки лейтмотивов доведена композитором до поразительной
виртуозности. Такова, например, череда поистине волшебных превращений
лейтмотива острова Буяна. Скупая по рисунку мелодия развертывается в пышную,
ярко изобразительную тему корабля: аккордовые мотивы как будто «купаются» в
фактуре моря, то «погружаясь» в глубь, то «выплывая» из нее. Постепенно из того
же мотива формируется лейт-тема города: «В обрисовке „Леденца» как бы
слиты воедино две характеристики: не то изображается какая-то
затейливо-причудливая архитектура волшебно-сказочного города, не то это
какой-то ясный, радостный, малиновый звон колоколов»[6].
С неподражаемым изяществом дается
ироническое освещение музыкальным образам. Желая превзойти Корабельщика, Повариха
выдумывает свою, совсем уж «невероятную» небывальщину. В этот момент мотивы
острова и Белки приобретают гротескно искаженные очертания, сочетаются с новым
тематическим элементом — «жужжанием» разозлившегося Шмеля. Не менее
интересны и метаморфозы лейтмотива бочки. Вначале он возникает как беглая
зарисовка («В бочке бросить в бездну вод» — ц. 77), затем становится деталью
фактуры (остинато в хоре «Свет ты наш, царица матушка» — ц. 91); но уже в
оркестровом заключении I акта и особенно в симфонической картине моря этот
лейтмотив становится самостоятельным и очень ярким образом, появляющимся в
кульминационных моментах действия:
Выдающийся образец — и
оркестровый эпизод превращения Лебеди в Царевну (1-я картина IV акта, см. 202).
Интенсивная разработка мотива скрипки, напряженно вибрирующая звучность
(трели), ярчайшие тональные контрасты—все создает впечатление волшебного
светоносного чуда, «живой картины» (ремарка).
Партитура «Салтана» настолько
ажурна и темброво индивидуализирована, партии многих инструментов столь
виртуозны, что в опере ощущаются черты как бы «концертного» жанра.
Массивные tutti встречаются довольно редко (финал II акта, сцена прибытия
Салтана в Леденец). Зато инструментальными соло расцвечена вся оркестровая
ткань: скрипка и виолончель, флейта и кларнет, труба и валторна, арфа, ксилофон
(Белка) выступают как «концертанты».
Список литературы:
1.
История русской музыки под ред. Кандинского.
2.
Гозенпуд. Избранные статьи. Пушкин в музыке.
3.
Друскин. Опера Римского-Корсакова «Сказка о царе
Салтане».
4.
Алексеевский. Волшебный край (об опере «Сказка о
царе Салтане»)//«Музыкальная жизнь», № 7, 2010. – с. 27–30.
Номера и цифры
Введение
Фанфара у трубы. С неё начинаются все картины и антракты в
опере.
Песня старших сестёр (Ткачиха и Повариха) «Я в воскресный
день куделюшки купила».
Дуэт-похвальба старших сестёр.
«Кабы я была царица…». Лейт-тема Ткачихи и Поварихи на 1-м
музыкальном материале. 11
Милитриса «Кабы я была царица…» — лейт-тема Милитрисы. 13
Появляется Салтан. 1-я его тема – марш. 13 + 13 т.
Лейт-тема Бабы Бабарихи «У царей всегда война» 21
Вступление к 1 действию
Марш Салтана.
29 – 19 Тема трио. 2-я тема Салтана.
1 действие
Делится на 2 больших раздела
1 раздел
Бытовые образы. Черты рондо. Различные виды музыкальной симметрии,
часто в сочетании с другими формами (в сценах Скомороха и Старого деда, в сцене
угощения корабельщиков (многотемные вариации и полирефренное рондо) и во многих
других эпизодах
Хор нянь «Баюшки, баюшки». Рефрен. Действие начинается
спокойной колыбельной песней, основанной на подлинной народной мелодии; на
протяжении акта она повторяется несколько раз, передавая неторопливо
размеренный ход жизни.
Скоморох «Уж ты матушка государыня»
Повариха «Кушай милая сестрица» 41
Появляется Старый дед. 45 Диалог Старого деда
и Скомороха. 46 «Государь ты мой родный дедушка».
Хор нянь «Баюшки, баюшки». 51
Сказка Старого деда с репликами Скомороха. 54
Входит Ткачиха. На том же материале, что и Повариха. 56 + 8
Продолжается сказка Старого деда. 59
Приходит народ, просит, чтоб царица вела суд. 61
Хор нянь «Баюшки, баюшки».
Проснулся царевич. Хор
нянь «Ладушки, ладушки» (цитата).
Хор народа к царевичу «С крепкий дуб тебе вырости». 5/8 –
5/4. 67
2 раздел
Драматичен. Вторая его половина представляет собой свободное
чередование сольных и хоровых эпизодов.
Появляется Гонец. Его тема «Государыня моя, не вели
казнить…». 72
Милитриса и народ.
Гонец.
Милитриса.
Дьяки читают царское послание. В оркестре восходящее
движение по увеличенным трезвучиям.
Баба Бабариха тоже поёт на интонациях увеличенного
трезвучия.
Ариозо Милитрисы «В девках сижено, горемыкано». 83
Тема марша Салтана, но более суетливо. Аккордовая пульсация
шестнадцатыми.
Хор народа «Ой, ты месяц ясный ласковый». 87
Милитриса «Ты волна моя волна». Хор продолжает на том же
материале. 88
Толкают бочку – хор «Ох-охонюшки, ох». 93
Вступление к 2 действию
Образ моря.
Появляется тема Гвидона. 101 – 4. Сначала у
кларнета, потом у валторны – как его взросление.
2 действие
Также делится на 2 раздела. Водораздел – оркестровая картина
ночи.
1 раздел
Гвидон и Милитриса попадают на остров. Дуэт. Милитриса – в
вокальной интонации lamento.
Впервые появляется Царевна-Лебедь. 112
Ария Царевны-Лебеди «О мой царевич, ты мой спаситель». 116. Классический образец концентрической формы.
2 раздел
Рассвет 128
133 Хор жителей Леденца «Вознесите
хвалу вся земля». Церковная тема 3-го гласа.
Своеобразная сонато-сонатинная форма (так ее назвал
композитор).
3 действие
Вступления к 3 действию
Морской пейзаж.
Ариозо Гвидона «Ветер по морю гуляет».
Появляется Царевна-Лебедь. Она превращает князя в шмеля.
Впервые появляется тема полёта шмеля. 156
2 картина
Тема моря. Корабли пристают к берегу.
166 + 2 Хор корабельщиков
«Благодарствуй царь Салтан». Монодия.
Рондо — Корабельщики: «Съешь один калач крупичатый» 169
Ткачиха, Повариха, Баба Бабариха (на своих лейт интонациях)
– эпизоды.
Салтан: «Эй вы, гости, господа! Долго ль ездили куда?» 174 + 1
Корабел: «В море остров был крутой…». 175
С. 179
Салтан: «Если только жив я буду…» 176
Т. П. Б.
Повариха: «Остров на море стоит…» 177. На интонациях «Во
саду ли в огороде». С усложнёнными гармониями. Нарочитая усложнённость.
Шмель. Повариха: «От шмелей здесь нет покою». Плаксиво 178 -12.
Корабел: «В граде белка есть ручная…» 178. Мелодия «Во саду ли в огороде» — без искажений.
Салтан: «Ну, коль только жив я буду…». На том же материале.
Ткачиха: «Море вздуется бурливо» 180 – 12. Тема
богатырей.
Шмель.
Ткачиха: «От шмелей здесь нет покою…». «Плач» на подобном
материале, что и Ткачиха, но «покачивание» на квартах, а не на терциях.
Корабел: «И такое есть там диво» 181. На теме
богатырей.
Салтан: «Подивиться надо чуду».
Баба Бабариха: «За морем царевна есть…». Тема Царевны-Лебеди
– уже в человеческом обличии. 185.
Снова шмель.
Салтан издаёт указ не пускать шмелей. На теме марша. 189.
4 действие
1 картина
Небольшое оркестровое вступление. 1-й лейт. Царевны-Лебеди.
Гвидон: «В синем небе звёзды блещут». Ариозо. Любовная
лирика.
Появляется Лебедь. Дуэт. Он является центральным эпизодом
этой картины. Взволнованным, страстным речам Гвидона отвечают спокойные,
ласковые фразы Лебеди.
Сцена преображения 202 сопровождается кратким оркестровым интермеццо, в
котором ликующе-торжественно звучит 2-й лейтмотив Царевны-Лебеди (близка
народной песни «Во пиру была»).
Та же мелодия лежит в основе восторженного любовного дуэта
Гвидона и Лебеди.
Приходит Милитриса в сопровождении девушек.
Хор девушек «Что так рано, рано солнце красно» 7/4. 207
Оркестровый антракт – «Три чуда»
Фанфара у трубы.
Тема Леденца. 214.
Тема белки. 216.
Фанфара у трубы.
Тема витязей. 220.
Фанфара у трубы.
Преображения Царевны-Лебеди. 223. 1-я тема – >
2-я тема. 227.
Фанфара.
2 картина
Хор горожан «Здравствуй царь Тмутаракани». 234.
Ария Салтана. 3-х частная форма:
1.
«Знал и я бывало радость…». 237. 1-я тема Салтана – в развитии, теряет свою пышность.
2.
Средний раздел. С 239 – 2-я тема на
словах «Шёл в поход, не так её оставил».
3.
Снова 1-я тема Салтана.
Показ чудес Леденца. На этот раз с участием хора и солистов.
243 – белка.
246 – витязи.
248 – Царевна-Лебедь. Обе лейт-темы
по очереди.
Между ними реплики Салтана на том же материале, что и во 2-й
картине 3 д. («Если только жив я буду»).
Появляется Милитриса. 253.
Любовный дуэт Милитрисы и Салтана «Солнце теплится ясное…». 254.
Заключение
Хор «Ай да Лебедь, дай ей Боже».
Хоровое заключение картины пронизано задорными частушечными
ритмами, бойкими припевками; на вершине стремительного нарастания у хора и всех
действующих лиц ликующе звучит мелодия фанфарного клича.
[1]
Бельский Владимир Иванович (1866-1946, Югославия) —
русский либреттист. Окончил юридический и естественный факультеты Петерб.
ун-та. Получил степень магистра политич. экономии и статистики (1897). В 1894
познакомился с Н. А. Римским-Корсаковым, стал его постоянным либреттистом. Б.
участвовал в редактировании текста оперы «Садко» (ему принадлежит
авторство неск. сцен), написал либр. опер: «Сказка о царе Салтане»,
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой
петушок». Либр. Б. отличаются высокими лит. достоинствами. Текст
«Сказания о невидимом граде Китеже» (Пушкинская пр.) — искусная
стилизация старинного рус. книжного языка. Написал воспоминания о
Римском-Корсакове (не сохранились). С нач. 20-х гг. Б. жил в Югославии.
Музыкальная
энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю.
В. Келдыша. 1973—1982.
[2]
Сказка о медведе напоминает сатирические повести
XVII—XVIII вв. (например, «Повесть о Ерше Ершовиче»), диалог — сатиру-притчу А.
К. Толстого «Государь ты наш батюшка, государь Петр Алексеевич». Отметим попутно:
Скоморох и Старый дед — не «приспособленцы», как Дуда и Сопель, а выразители
народного социального сознания.
[3]
См.: Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество,
вып. 4, с. 145.
[4] См.: Летопись; Ястребцев, с. 2, 151,
152, 454; Бачинская Н. Народные песни в творчестве русских композиторов.
[5] Асафьев Б. В. Избр. труды, т. 3, с.
231. 28 Ястребцев, т. 2, с. 472.
[6]
Ястребцев, т. 2, с. 471—472.
Подробнее о становлении лейтмотива Леденца см.: Григорьев С. О мелодике
Римского-Корсакова, с. 89—97.
Композитор
Дата премьеры
18.02.1900
Жанр
Страна
Россия
Три музыкальные картинки к опере
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 3 кларнета, бас-кларнст, 2 фагота, контрафагот (ad libitum), 4 валторны, 2 трубы, три тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, тарелки, большой барабан, колокольчики, ксилофон, арфа, челеста, струнные.
- Опера «Сказка о царе Салтане» →
История создания
В 1899 году, возможно в связи с юбилеем Пушкина (1799—1837), в подготовке которого Римский-Корсаков принимал большое участие, у него появился замысел оперы на сюжет «Сказки о царе Салтане», созданной великим поэтом в 1831 году.
«В течение зимы (1898—1899 г. — Л. М.) я часто виделся с В. И. Бельским, и мы вдвоем с ним разрабатывали как оперный сюжет пушкинскую «Сказку о царе Салтане»… С весны В. И. начал писать свое превосходное либретто, пользуясь по мере возможности Пушкиным, и художественно и умело подделываясь под него… — читаем в «Летописи» Римского-Корсакова. — В лето 1899 г. весь «Салтан» был сочинен, а пролог, I действие и часть II оркестрованы. Все время я получал либретто по частям от Бельского. «Салтан» сочинялся в смешанной манере, которую я назову инструментально-вокальной. Вся фантастическая часть скорее подходила под первую, реальная же — под вторую. <…> Первая половина сезона 1899—1900 г. у меня пошла на оркестровку… Увертюры или начального вступления к моей опере на этот раз не полагалось, вступлением являлось само введение, т.е. сценический пролог. Напротив, каждому действию предпосылалось большое оркестровое вступление с программой определенного содержания. Зато как пролог, так каждое действие или картина начинались с одной и той же короткой трубной фанфары, имевшей значение призыва или зазыва к слушанью и смотренью начинавшегося за ней действия. Прием своеобразный и для сказки подходящий. Из довольно длинных оркестровых вступлений I, II и IV действий я порешил составить оркестровые «Картинки к сказке о царе Салтане».
Этим картинкам композитор дал отдельный опус — 57. В партитуре каждой из них предпослан эпиграф из пушкинских стихов. Первую картинку предваряют строки:
В те поры война была:
Царь Салтан с женой простяся,
На добра-коня садяся,
Ей наказывал — себя
Поберечь, его любя.
Эпиграф второй картинки:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по мору плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица,
И растет ребенок там,
Не по дням, а по часам.
Последней картинке «Три чуда» композитор предпосылает следующие стихи:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами.
В городе житье не худо,
Вот какие там три чуда:
Есть там белка, что при всех
Золотой грызет орех
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе
«Во саду ли в огороде».
А второе в граде диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И останутся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Третье: там царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит.
…………………………….
Я там был, мед пиво пил
И усы лишь обмочил.
Первое исполнение картинок состоялось в рамках Русских симфонических концертов в Петербурге 18 февраля 1900 года. «Картинки к сказке о царе Салтане» вышли в оркестре блестяще и очень понравились», — констатировал композитор в «Летописи».
Музыка
Первая картинка начинается звонкой фанфарой трубы и тремоло малого барабана, — призыв к слушанию, по разъяснению Римского-Корсакова, — после чего у деревянных духовых в сопровождении аккордов фаготов и валторн разворачивается марш — воинственный, но с оттенком игрушечности (лейтмотив царя Салтана), создающий впечатление комической важности. Он постепенно разрастается, включаются тромбоны, удары тарелок и треугольника подчеркивают его воинственность. Звучание доходит до мощного tutti, после чего у валторн вступает новая, более распевная тема в скупом сопровождении с четкой ритмической фигурой барабанной дроби. Эта тема также разрастается в постепенном оркестровом крещендо, после чего возвращается первая. В заключении шествие как бы удаляется, истаивая на пианиссимо.
Вторая картинка (вступление ко второму акту оперы), открывающаяся, как и первая, звонкой фанфарой, — изображение моря с мерно перекатывающимися волнами. Это еще одна всегда столь ярко удающаяся композитору музыкальная марина. Пиццикато струнных, отдельные отрывистые звуки флейт, арфы и челесты изображают мерцание звезд. Цепь восходящих аккордов на органном пункте в сочетании с нисходящими хроматическими пассажами флейты и кларнета передает содержание следующей строки стиха: «Туча по небу идет». Все на том же колышущемся фоне у струнных, рисующем волнующееся море, появляются неуклюжие октавные ходы. Они зримо воплощают картину: огромная бочка грузно покачивается на волнах. Короткие «вскрики» высоких духовых и скрипок — иллюстрация к строке «Плачет, бьется в ней царица».
У кларнета появляется тема Гвидона. Она проходит в постепенно сгущающихся тембрах, замедляется в своем движении: «И растет ребенок там, не по дням, а по часам». Завершается картинка замедлением, успокоением волнообразного движения: бочку выкинуло на берег.
Третья картинка — «Три чуда». Отзвучали фанфары, призывающие к вниманию, и флейты с арфой вступают с игрушечной темой города Леденца. Одновременно продолжают звучать фанфары — теперь более мягко, у валторн, а потом тромбонов на пиано. Расцветают оркестровые краски: струнные и колокольчики присоединяются к общему движению, рисуя праздничный трезвон в сказочном городе. Тема первого чуда — белки, грызущей золотой орех, —мелодия народной песни «Во саду ли в огороде» в пронзительном тембре флейты-пикколо. На какой-то миг ее прерывают фанфары, но она продолжает звучать, пока на смену не приходит новый образ: на фоне грозного рокота морского прибоя вступает воинственный марш тридцати трех богатырей. Он завершается все теми же фанфарами. И начинается следующий раздел — портрет прекрасной царевны-Лебеди. Переливы арф, взбегающие пиццикато альтов, нежные аккорды деревянных инструментов предваряют появление ее лейтмотива — сначала у гобоя, затем у скрипки соло. Это образ фантастической Лебедь-птицы. Но вот в прихотливые изгибы волшебной мелодии начинают вплетаться более «земные» интонации — второй лейтмотив царевны, основанный на народной песне «Я вечор млада». Мелодия ее растет, ширится, приобретает гимнический характер. Заключение картинки празднично и ликующе в мощном оркестровом tutti.
Л. Михеева