Снегурочка, Ночь перед Рождеством, Садко, Царская невеста, Сказка о царе Салтане, Кащей Бессмертный, Пан воевода, Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии, Золотой петушок, все это бессмертные произведения великого Русского композитора Н.А.Римского-Корсакова.
Николай Андреевич Римский-Корсаков — композитор-сказочник: большая часть творчества написана на сказочный сюжет — оперы «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Майская ночь» и др. — в которых отразилась глубокая увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.
Великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Особенно многообразны созданные им картины морской стихии — то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. И это не удивительно: с самого раннего детства Ника (так звали его родные) был покорен морем, даже ещё не видя его.
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6(18) марта 1844 года в городе Тихвине. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но, по семейной традиции, в возрасте двенадцати лет его определили в Морской корпус в Петербурге. По окончании Морского кадетского корпуса в чине гардемарина (младшего морского офицера) он совершил трёхлетнее кругосветное путешествие. Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт. В письмах к родителям теперь он сам восторженно описывает красоты морского пейзажа. Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками.
В 1861 году состоялось знакомство и завязались тесные творческие связи с кружком М. А. Балакирева («Могучей кучкой»), в который входили Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, а несколько позднее— А. П. Бородин.
Общение Римского-Корсакова с Балакиревским кружком было на время прервано кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, наложивших отпечаток на его творчество.
В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий. Теперь Петербургская консерватория носит имя Н.А.Римского-Корсакова. Слева около здания Консерватории — на Театральной площади — есть памятник Римскому-Корсакову.
Ещё одним памятным местом Петербурга является музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова на Загородном проспекте. Музей Римского-Корсакова был открыт во второй половине 20 века по инициативе его потомков. Квартира композитора была перестроена и разделена на два больших помещения. В одном из них была устроена экспозиция, состоящая из нотных рукописей Римского-Корсакова и различных документов, по которым можно проследить историю его жизни и творчества. А во втором в настоящее время работает концертный зал, где вновь, как и сто лет назад, проходят «Корсаковские среды» с выступлением современных музыкантов, оперных певцов и эстрадных исполнителей.
В гостях у Римского-Корсакова бывали почти все известные композиторы и музыканты конца 19-начала 20 веков: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. К. Глазунов, И. Ф. Стравинский, а также художники В. А. Серов и И.Е. Репин, певец Ф. И. Шаляпин и другие деятели искусства. Римский-Корсаков любил устраивать дома музыкальные вечера с песнями и игрой на старинном беккеровском рояле. Обычно такие встречи композиторов и певцов проходили раз в неделю, по средам, и в конце концов их стали называть «Корсаковскими средами».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа №32(филиал) г.Челябинска
Автор: Гундарева Татьяна Петровна (учитель музыки)
Статья
«Сказка в творчестве русского композитора
Николая Андреевича Римского-Корсакова»
«Все эти бесчисленные контрапункты, которые Вы проделали, эти 60 фуг и множество других музыкальных хитростей – все это такой подвиг для человека, уже восемь лет тому написавшего «Садко», что мне хотелось бы прокричать о нем целому миру»
(П.И.Чайковский)
(Цель статьи: « Значение сказки в творчестве русского композитора 19 века Николая Андреевича Римского-Корсакова».
Задачи: — познакомиться с оперой «Сказка о царе Салтане»
— определить основную идею оперы
— дать музыкальные характеристики главным героям оперы
— сделать основные выводы по теме статьи)
портрет Н.А.Римского-Корсакова
Среди композиторов «Могучей кучки» Николай Андреевич Римский-Корсаков занимает особое место. С его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка. Душой русского народа всегда были сказка и песня. В сказке наш народ высказывал светлую мечту о лучшей жизни, о торжестве правды и победе добра над злом, над несправедливостью.
Н.А.Римский-Корсаков всегда был верен своим жизненным идеалам, от которых не отступал ни на миг. Среди композиторов «Могучей кучки» он был самым плодовитым композитором. В свое время его трудолюбием восхищался П.И.Чайковский, говоривший о нем: «Все эти бесчисленные контрапункты, которые Вы проделали, эти 60 фуг и множество других музыкальных хитростей – все это такой подвиг для человека, уже восемь лет тому написавшего «Садко», что мне хотелось бы прокричать о нем целому миру».
Н.А.Римский-Корсаков вошел в музыкальную историю как великий композитор, создавший 15 опер («Псковитянка», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже» и другие), симфонические сюиты («Шехерезада», «Антар», «Испанское каприччио»), симфонические картины, симфонии, симфонические увертюры, Концерт для фортепиано с оркестром, 80 романсов, Сборники русских народных песен (100 русских народных песен, 40 русских народных песен), хоры.
Н.А.Римский-Корсаков – талантливый дирижер, педагог (С-Пет.консерватория, Придворная Певческая капелла). Для студентов написал Учебник гармонии, Учебник оркестровки, многочисленные статьи в музыкальные журналы. Он также является автором воспоминаний «Летопись моей музыкальной жизни».
Такой плодовитой творческой деятельности способствовала размеренная, спокойная семейная жизнь дворянина. Всю жизнь он не знал материальных тягот, не нуждался в деньгах, мог думать только о замыслах своих новых произведений, о творческих задумках.
Сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова занимает особое место. В каждом новом произведении сказка звучит по-своему, совсем по-новому. Композитор особенно любил сказки А.С.Пушкина.
портрет А.С.Пушкина
В 1899 году композитор создает чудесную оперу «Сказка о царе Салтане» на сюжет одноименной сказки Пушкина. Уже в этой опере сказочный юмор перерастает в тонкую и едкую сатиру на окружающую действительность. Эта сатира только начнет развиваться в опере «Сказка о царе Салтане» и расцветет в последующих операх «Золотой петушок» и «Кащей бессмертный», где она станет особо острой и беспощадной на русскую действительность (революция 1905 – 1907гг.).
Сюжет оперы развертывается на протяжении большого введения и 6 картин (4 действия).
Введение: Светлица трех сестер, царь берет в жены младшую из сестер.
1 действие: В Тмутаракань прибывает гонец к царю с доносом на молодую царицу.
2 действие: Жизнь царицы и молодого царевича на острове Буяне. Превращение царевича в шмеля.
3 действие: Царь Салтан узнает от иностранных гостей о таинственном острове среди океана, о трех чудесах.
4 действие: Царь Салтан приезжает на таинственный остров Буян.
В самой опере, как и положено сказке, много выразительных и изобразительных картин. Особо отличается живописная картина под названием «Три чуда». Это большая развернутая картина, подобно целой увертюре, рассказывает обо всех событиях последних лет. В ней флейта-пиккало «высвистывает» мелодию белки «Во саду ли, в огороде». Римский-Корсаков взял подлинную русскую народную песню без сокращений и изменений. Этот факт говорит о том, как композитор особо ценил то, что было тесно связано с народным творчеством.
(Звучит песенка белки «Во саду ли, в огороде»)
Фанфары возвещают о втором чуде. На фоне грозного нарастающего рокота басового мотива возникает тяжелая громогласная тема шествия 33 богатырей, появляющихся из пучины морских вод во главе с дядькой Черномором. Здесь композитор вводит торжественный марш, который довольно редко звучит в операх-сказках. После европейской музыки (Бизе «Кармен») русские композиторы середины и конца 19 века стали смело вводить марш в оперу (Глинка «Руслан и Людмила» — Марш Черномора, Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» — Марш 33 богатырей, Бородин «Князь Игорь» — Половецкий марш)
(Звучит музыка 33 богатырей)
Очень тихо, мягко, издалека появляется тема Лебеди. Красивейшая мелодия с изломами, взлетами и ниспаданиями рисует волшебное превращение белой Лебеди в прекрасную Царевну.
(Звучит тема Лебеди)
Но, оказывается, самое главное чудо ожидает царя Салтана в развязке оперы, когда он узнает в царице свою молодую жену, оставленную им в далекие годы с маленьким сыном на руках и оговоренную завистливыми сестрами на страдание.
В опере много музыкальных картин, рисующих картины живой русской природы, так горячо любимой композитором. Это светлая музыка плещущегося моря (Вступление к 3 действию), это музыка рассвета с проступающими очертаниями сказочного города (2 действие).
В опере много звукоизобразительности. Среди них особо выделяется «Полет шмеля». Музыка этого номера просто врывается в развитие драматического действия оперы.
(Звучит номер «Полет шмеля»)
Этот номер стал до такой степени популярным, что стал исполняться как отдельный концертный номер.
Большинство действующих лиц в опере поданы в юмористическом плане. Это царь Салтан с его игрушечной воинственностью и скорбью о безвинно погубленной им молодой царице с малолетним сыном. Это бесхитростный царевич Гвидон, превратившийся в шмеля, чтобы увидеть своего отца, и по-детски наказавшего обидчиков своей матери. Это сестры молодой царицы, строившие ей козни.
Выделяется образ самой царицы: незлобивый, лиричный, тихий. В музыкальной характеристике образа много интонаций русских народных песен. Римский-Корсаков подчеркивает «народность» этого образа, вводя мелодии подлинных русских народных песен или отдельные их интонации. Он как будто «вышел» из глубины веков народной жизни, рисуя безропотное подчинение молодых женщин на Руси, прощение содеянному злу. Молодая царица, царевна-Лебедь – излюбленные, обаятельные, волшебные женские образы, выведенные композитором с большой любовью.
Уже сразу после первой премьеры опера полюбилась. Было приятно композитору, что многие музыкальные номера стали исполняться отдельно от оперы.
В историю развития русской музыки Н.А.Римский-Корсаков вошел как композитор, создавший сказку, древний обряд через народный русский фольклор; как композитор, смело вводивший в оперу инструментальные картины быта русского народа. Он смело опирался на народные мотивы, придававшие его произведениям своеобразный народный колорит.
Во всем многообразном творчестве композитора развивается главная тема – тема Родины, тема народа. Для личности самого композитора было присуще чувство гражданской ответственности, понимание высокой миссии своего искусства. Отсюда вытекают большие этические проблемы его творчества, воспевающие могущество Родины, силу, мужество и талантливость народа, нравственную красоту главных героев произведений, торжество добра над злом, силу любви.
Портрет Н.А.Римского-Корсакова за работой
Оперы-сказки в творчестве н.Римского-Корсакова: «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок»
1. Жанровая типология опер-сказок
Сказочные
оперы Римского-Корсакова чрезвычайно
разнообразны и многогранны по
жанрово-драматургической и стилистической
направленности. Из всех сочинений
композитора вероятно лишь «Сказку о
царе Салтане» можно считать наиболее
чистым олицетворением данного жанра,
«без примеси языческой обрядовости,
черт былинного или лирического жанра»
[292, 143 — 144].
«Снегурочка», «Золотой петушок», «Кащей
бессмертный» — оперы, в которых сказочная
фабула обогащена различными жанровыми
признаками. Их содержание выходит из
оправы «сказочного фатализма» и
«эпической наивности» с их характерной
занимательностью, бутафорией,
целенаправленным игровым началом,
подчеркнутой условностью чувств.
Драматургическое
развитие в них избегает традиционных,
становящихся привычными для сказки
закругленных типизированных
эмоциональных
модусов,
связанных с «прямолинейным» изображением
разнообразных настроений и ощущений –
любви, радости, горя, гнева, ненависти
и т.д. Напротив, вся гамма чувств
претворяется многозначно, тонко, часто
со множеством внутренних градаций и
мобильностью.
«Сказка
о царе Салтане» — чистый образец сказочного
оперного произведения, «сказка такая,
какая и должна быть». В ней обобщен
тясячелетний опыт истории жанра со
свойственным ему внеличным началом.
Здесь просматривается тот старый багаж,
тот запас традиционных сюжетов, мотивов,
образов, которые лишь приспосабливаются
к новой действительности, но в корне не
изменяются и продуктивно не развиваются.
Каждая часть композиции оперы
индивидуально-самобытна, самоцветна
своей красочностью, подобно роскошной
мозаике из драгоценных камней, горящих
и переливающихся на солнце многогранным
спектром красок.
В
«Снегурочке», «Золотом петушке», «Кащее»
художественное право автора позволяет,
сохраняя схему, уйти от традиции, взорвать
устоявшийся режим сюжета, порядок
функций действующих лиц (которые в
обычной сказке — как бы они ни были
разнообразны — часто делают одно и то
же), внести двойственность в сказочные
персонажи. Так, например, избегается
традиционное развитие сюжета от
отрицательного
к положительному началу – развитие,
которое должно обязательно привести к
воцарению или торжеству героя, в
большинстве случаев – к свадьбе. В
«Снегурочке» главная героиня умирает,
истаивая под лучами беспощадного Ярило,
гибнет ее возлюбленный Мизгирь; в
«Золотом петушке» Додон также «падает
бездыханным», а Шемаханская царица
загадочно исчезает. В условно-сказочный
сюжет внесена подлинная трагедийность,
соприкасающаяся с яркой гротескностью
и фантасмагорией.
В
операх «Сказка о царе Салтане»,
«Снегурочка», «Кащей», «Золотой петушок»
традиционно вырисовываются архетипы
персонажей –
герой, ложный герой, вредитель, даритель,
царевна, отправитель, помощник. Однако
лишь в «Сказке о царе Салтане» их функции
выдержаны в рамках некой нормы сказочного
повествования. В «Снегурочке», «Кащее»,
«Золотом петушке» они претерпевают
различные модификации, трансформации,
становятся «модулирующими» персонажами
и т.д.
Это
предопределено жанровой многозначностью
опер. Драматургия «Снегурочки» обогащена
принципами жанра лирической оперы,
«Золотого петушка» — фееричностью театра
представления, предвосхитившего во
многом эстетические нормы искусства
XX
в. Алегорическая метафорическая сущность
сказочности «Кащея» придает концепции
этого произведения социально-философский
смысл. В композиционном отношении каждая
из сказочных опер Римского-Корсакова
— при сохранении общих устойчивых
принципов музыкальной драматургии –
индивидуальна и самобытна. Оперные
формы «Сказки о царе Салтане», «Снегурочки»,
«Золотого петушка», «Кащея» олицетворяют
свой неповторимый микромир.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Презентация на тему «Сказочные оперы Н.А. Римского-Корсакова» выполнена учеником 5 А класса МОУ СОШ№4 города Тихвина Вотяковым Максимом с целью познакомить одноклассников с творчеством любимого композитора, который родился с ними в одном городе и углубиться в тему Николай Андреевич — композитор-сказочник. А также в рамках выполнения личного проекта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Презентация по музыке на тему: «Сказочные оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова». ученика 5 класса «А» средней школы №4 Вотякова Максима. Учитель музыки Ворошик Наталия Ивановна
Слайд 2
Николай Римский-Корсаков композитор-сказочник «Для меня мир народных преданий, сказок, былин, мир сказок А.С.Пушкина до конца жизни останется неисчерпаемым источником вдохновения» Н.А. Римский-Корсаков Н.А. Римский-Корсаков сочинил 15 опер. Из них 9 созданы на сказочные сюжеты . Друзья называли его композитором-сказочником.
Слайд 3
Н. А. Римский-Корсаков прославился как композитор-сказочник. Народные былины, сказки, легенды, сказочные герои привлекали композитора своей поэтичностью и красотой. Народные песни, которые он бережно собирал и записывал, заворожили его навсегда своими прекрасными мелодиями, скромным изяществом и задушевностью. Очень интересовала его история Руси, особенно эпоха Ивана Грозного. Именно к этому времени относится действие его опер «Псковитянка» и «Царская невеста». «Псковитянка» «Царская невеста »
Слайд 4
Ему, как и Мусоргскому, нравились повести Гоголя с их сочными бытовыми картинами, описанием народных обрядов и фантастическими историями. Он выбрал из всех повестей «Майскую ночь» и «Ночь перед рождеством» и написал по ним оперы. « Майская ночь » «Ночь перед рождеством»
Слайд 5
Мир фантастический и реальный переплетаются в опере-былине «Садко», в героико-патриотической опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», в поэтичной весенней сказке «Снегурочка», в волшебной «Сказке о царе Салтане». «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» «Снегурочка» «Сказке о царе Салтане»
Слайд 6
«Снегурочка» Опера (1881) по одноимённой сказке Александра Островского (1873). Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка».В 1881 году опера была завершена.
Слайд 7
Оптимистическая идея оперы — прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье — коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы». 1885. Берендейки. Костюмы Виктора Васнецова к опере
Слайд 8
Римский-Корсаков сказал:»Я вынес убеждение, что «Снегурочка»-это мое лучшее произведение»
Слайд 9
«Сказка о царе Салтане» Опера в четырёх действиях с прологом (семи сценах) Николая Римского-Корсакова. Либретто Владимира Бельского по одноимённой сказке А. С. Пушкина. Елена Цветкова в роли Милитрисы (1900 год)
Слайд 10
« Садко » Опера в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Фёдор Шаляпин в роли варяжского гостя, 1897 год
Слайд 11
«Кащей Бессмертный» («осенняя сказочка») — одноактная опера в трёх картинах Николая Римского-Корсакова. Либретто написано самим Римским-Корсаковым при участии С. Н. Римской-Корсаковой по сценарию Е. М. Петровского, который в свою очередь опирался на сюжет из русского фольклора. Опера была написана в 1901—1902 годах. Иван Ершов в роли Кащея (Мариинский театр, Петроград, 1918)
Слайд 12
«Золотой петушок» Последняя опера Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанная в 1908 году по одноимённой сказке А.С.Пушкина.
Слайд 13
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Оперное творчество Н. А. Римского-Корсакова
В МБУ ДО «Ханымейская ДШИ» на информационном стенде в фойе
размещена краткая информация, посвящённая оперному творчеству
Николая Андреевича Римского-Корсакова
СКАЗКА-
один из самых притягательных жанров для русских композиторов.
Многие оперные шедевры написаны на сказочные сюжеты. Но сказка, как подметил
А.С. Пушкин, — «ложь, да в ней намек». Далеко не все оперы – сказки имели сказочно счастливую судьбу из – за намеков, из – за неожиданных музыкальных решений. Как бы то ни было, современный слушатель имеет возможность выбрать оперу – сказку на свой вкус.
Николай Андреевич Римский — Корсаков – композитор – сказочник: большая часть творчества написана на сказочный сюжет – оперы «сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством» — в которых отразилась глубокая уверенность Римского — Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.
Великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Особенно многообразны созданные им картины морской стихии – то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. И это не удивительно: с самого раннего детства Ника (так звали его родные) был покорен морем, даже еще не видя его.
Николай Андреевич родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но, по семейной традиции, в возрасте 12 лет его определили в Морской корпус в Петербурге. По окончании Морского кадетского корпуса в чине гардемарина (младшего морского офицера) он совершил трехлетнее кругосветное путешествие. В письмах к родителям композитор восторженно описывает красоту морского пейзажа. Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. И став композитором, в течение всей жизни изображал ее оркестровыми красками.
В 1861 году состоялось знакомство и завязались тесные творческие связи с кружком
М.А. Балакирева («Могучей кучкой»), в который входили Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, а несколько позднее – А.П. Бородин.
Общение Римского – Корсакова с Балакиревским кружком было на время прервано кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, наложивших отпечаток на его творчество.
В 1871 году Римский – Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти 40 лет. Теперь Петербургская консерватория носит имя Н.А. Римского – Корсакова.
В гостях у мастера бывали почти все известные композиторы и музыканты конца 19 – начала 20 веков: С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, А.К. Глазунов, И.Ф. Стравинский, а также художники В.А. Серов и И.Е. Репин, певец Ф.И. Шаляпин. Римский – Корсаков любил устраивать музыкальные вечера с песнями и игрой на старинном беккеровском рояле. Обычно такие встречи композиторов и певцов проходили раз в неделю, по средам, и в конце концов их стали называть «Корсаковскими средами».
ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА
«СНЕГУРОЧКА»
Опера в 4 действиях с прологом. Либретто Композитора
по одноименной пьесе
А. Островского.
Премьера состоялась 29 января 1882года в Петербурге в Мариинском театре под управлением Э. Направника.
« Зимой мне пришла мысль писать оперу на сюжет и слова «Снегурочки» Островского. В первый раз «Снегурочка» была прочитана мной около 1874 года, когда она только что появилась в печати…Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более влюбленным в сказку Островского. Появлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхивало теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле — Солнцу. Сейчас же после чтения (помнится в феврале) начали приходить в голову мотивы, темы, ходы аккордов, и стали мерещиться, сначала неуловимо, потом все яснее и яснее, настроения и краски, соответствующие различным моментам сюжета. У меня была толстая книга из нотной бумаги, и я стал записывать все это в виде черновых набросков…».
В 1881 году Римский — Корсаков окончил оперу. «Снегурочка» в сказочной форме прославляет добро, любовь к людям, неотразимую силу искусства, его красоту. Покоряет и народность сказки, созданной по мотивам русского фольклора; и насыщенность ее древними языческими обычаями и обрядами; и обилие песен, близких к народным.
Из этой горячей влюбленности композитора в русскую природу, русские народные песни, сказочный народный сюжет и родилась чудесная «весенняя сказка» — опера «Снегурочка».
Создавалась она как бы на одном дыхании, единым вдохновенным творческим порывом. «Ни одного сочетания до сих не давалось мне с такой легкостью и скоростью», — признавался сам композитор.
Образ Снегурочки – один из самых прекрасных сказочных женских образов в операх Римского – Корсакова. Эта тема – по определению автора «характера легкого, светлого, грациозного, игривого, холодная, несмотря на оживление», — рисует Снегурочку как наивного дитя природы, полуребенка, еще не знающего чувства любви. В сцене таяния та же Снегурочка, но любящая и любимая, страдающая от трагического сознания близящейся гибели.
Музыка оперы словно напоена ароматами весеннего воздуха, расцвечена красками ранней весны. «Это именно весенняя сказка, со всею красотой, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», — писал о «Снегурочке» А. П. Бородин.
Опера «Снегурочка» очень полно выразила творческие и философские взгляды Римского – Корсакова, его отношение к искусству и к жизни. Кончая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги», — писал композитор впоследствии.
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ,
о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной Царевне Лебеди»
Опера в 4 действиях, 7 картинах с прологом,
либретто В. Бельского по одноименной сказке А. С. Пушкина с сохранением многих стихов подлинника.
Премьера состоялась 21 октября 1900 года в Москве в Товариществе русской частной оперы под управлением М. Ипполитова — Иванова.
Сказочные образы А. С. Пушкина давно привлекали Н. А. Римского – Корсакова. Впервые он попытался воплотить их в симфонической «Сказке» (1880), навеянной прологом к «Руслану и Людмиле». В 80 – х гг. В. Стасов посоветовал написать оперу на сюжет «Салтана». Реализована эта мысль была позднее (1899 – 1900гг.), в период празднования 100 летия со дня рождения великого поэта. Композитор стремился сохранить верность содержанию сказки, либретто В. Бельского включает многие ее стихи. Однако при создании оперы пришлось развить некоторые мотивы, лишь намеченные у А.С. Пушкина, ввести новые персонажи. Наибольшим изменениям подвергся образ Царевны Лебеди. Сохранив черты литературного прообраза, она приобрели и новые, превратившись в олицетворение красоты, поэзии и искусства. Усилена в опере сатирическая линия. В образах Салтана, Бабарихи и двух старших сестер есть не только добродушная усмешка, но и ирония.
Конечно, Салтан не Додон из «Золотого петушка», но он близок к Додону. При его дворе царят раболепие, тупая покорность, пресмыкательство. Комически – грозный, туповатый, вздорный, он отнюдь не безобиден. В Салтане нет ничего от просветленной мудрости Берендея, хотя он не лишен и человеческих черт, по – своему искренне любит жену, с которой был разлучен обманом. Царству Тмутараканскому противопоставлен город Леденец, вырастающий на острове Буяне. Салтану и его окружению противостоит светлый образ Лебедь – птицы, превращающийся в Царевну Лебедь.
В опере использованы традиции народного театра, скоморошьей игры, приемы сказа. Основная ее мысль – искусство и красота побеждают трудности жизни, преображают мир – воплощена в высокопоэтической форме. Поэтическая стихия связана с образами Милитрисы, Гвидона, Царевны Лебеди, с запечатленными в несравненных по красоте симфонических интерлюдиях картинами природы – морской и небесной стихий – и чудесами Леденца.
В первых постановках оперы главенствовало любование именно этой стороной и выдвинулся образ Царевны Лебеди, в особенности благодаря вдохновенному исполнению Н. Забелы – Врубель, а позднее А. Неждановой. В изображении Салтана и его окружения подчеркивались комедийные черты. К сожалению, карикатурность, шаржировка стали традицией.
Замысел Римского – Корсакова много сложнее, глубже и богаче подобного подхода. Осмеяние Салтанова мира не может осуществляться только внешними приемами, к тому же утрированными. Царь не кукла, не паяц, а человек – иначе непонятно, за что его полюбила Милитриса.
«Сказка о царе Салтане» — последняя из относительно «безмятежных» сказочных опер композитора. Наступали другие времена, и последующие произведения этого жанра были уже более сатирическими, нежели народно – фантастическими.
БЫЛЬ – КОЛЯДКА
«НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»
Опера в 4 действиях 9 картинах,
либретто композитора по одноименной повести Н. В. Гоголя.
Премьера состоялась 28 ноября 1895 года в Петербурге в Мариинском театре.
Проходят годы. Написаны «Снегурочка», «Млада», и в 1894 году композитор вновь обращается к Н. В. Гоголю. Снова – «Вечера на хуторе близ Диканьки», жизнь украинского села, и снова – народная мифология и народный праздник. Это – «Ночь перед рождеством», написанная в 4 действиях и 9 картинах .
Основу сюжета «Ночи перед рождеством» составляют народные мифы – наиболее архаические пласты фольклора, героями которых в данном случае являются Овсень и Коляда. Они «суть одни из солнечных богов подобно Яриле и Купале, упоминаемые только в песнях, называемых колядками. Оба они возвещают поворот солнца на лето после зимних вьюг и темных ночей и справляются после зимнего солнцеворота, подобно тому, как Купало и Ярило справляются вскоре после летнего, означая разгар лета.» Порождением и отражением этих мифов является народный праздник Святок и связанный с ним обряд колядования.
Тема колядования и колядовщиков служит своеобразным лейтмотивом как в повести, так и в опере и связывает между собой персонажей: Вакулу, Оксану, Чуба, Солоху, дьяка, черта. Как «быль – колядку» определяет жанр оперы Римский – Корсаков, и действительно, игровая атмосфера колядования наполняет содержание оперы и придает ей особую звонкость и праздничность.
В «Ночи перед рождеством» композитор широко использует украинские народные песни, что для него имело важное значение, причем не только эстетическое, но и этическое: герои его опер говорили подлинным народным языком. В первой «гоголевской» опере звучат хороводные, игровые песни, во второй – колядки и щедривки.
В опере особое внимание привлекают оркестровые эпизоды – яркие и живописные музыкальные картины. Римский – Корсаков в своей «музыкальной живописи» работает над тембрами оркестровых инструментов.
«Ночь перед рождеством» была завершена в 1895 году, но ее окончанием идеи и образы, занимавшие воображение Римского – Корсакова, не иссякают. Он в расцвете творческих сил: впереди у него – «Садко».
НЕБЫЛИЦА В ЛИЦАХ
«ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»
Опера в 3 действиях с прологом и эпилогом,
Либретто В. Бельского по «Сказке о золотом петушке» А. С. Пушкина.
Премьера состоялась в Москве 24 сентября 1909года в частной опере Зимина, под управлением Э. Купера; в Большом театре 6 ноября 1909 года под управлением В. Сука.
15 октября 1906 года Николай Андреевич Римский – Корсаков начертал в своей записной книжке короткую мелодическую фразу, ставшую зачином задуманной им новой оперы. То был клич Золотого петушка: «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!». С этого музыкального наброска начнет композитор сочинение своей последней оперы. Клич Петушка не один раз прозвучит внутри композиции, откроет и замкнет действие. Опера «Золотой петушок», как ни одно из других произведений Римского – Корсакова, отмечена печатью того времени, несет в себе отголосок общественных перемен и потрясений, которые глубоко волновали композитора.
Римский – Корсаков и Бельский определили жанр «Золотого петушка» как «небылицу в лицах» — по контрасту с «былью – колядкой» (опера «Ночь перед Рождеством») и «оперой — былиной» («Садко»). У Пушкина небылица – это сказка, выдумка, то, что противостоит реальности, ведь людская молва «быль и небыль разглашала».
Опера «Золотой петушок», как и все предыдущие сочинения композитора, примечательна глубинной связью с русским фольклором, в первую очередь с такими его разновидностями, как «скоморошины», «старины», песни, сказки, побасенки шуточного содержания, рассказывающие о невероятных, намеренно алогичных событиях, переворачивающих привычные представления о жизни с ног на голову.
Напомним, что цель свою композитор определил четко: «Додона осрамить окончательно» — и стрела его музыкальной сатиры ударила сверхметко. Представленное в опере «Додоново царство» (сиречь самодержавие) фантастичнее самой нелепой выдумки. Поистине – «небылица в лицах!»
Музыка «Золотого петушка» буквально ошеломила современников. В ней многое узнавалось из прежнего творчества композитора – и вместе с тем все поражало новизной. В своей последней опере Римский – Корсаков открыл новые горизонты в музыке, заглянул далеко вперед, в XX век.
Исследователи не переставали изумляться: «Как мог композитор на обрыве своего жизненного пути, страдая неизлечимой болезнью, создать огненно – жгучую сказку, чеканную по форме, наполненную дивной, одурманивающей прелестью звукокраски и при всем том эмоционально напряженную до крайней степени сдержанности и лаконизма выражения?
«Золотой петушок» — ослепительная мозаика драгоценных звукосочетаний…. В этой звукосказке все мудро: и принципы мастерства, и приемы выражения, и конструктивная логика, и магия убедительности, исходящая от творческой изобретательности, и лукавое сплетение драматических элементов, создающих зловеще прекрасное театральное действо». И еще: от этой «изумительной партитуры»….лежит прямой путь к красочным партитурам И. Стравинского.