Пролог
Кафе в клинике, где находят утешение разбитые сердца. Духи пива и вина с нетерпением ждут посетителей. Появляется муза поэта Гофмана. Она намерена спасти его от очередного разочарования в любви: Гофман только что встретил свою прежнюю возлюбленную, оперную певицу Стеллу, и та желает возобновить их роман. Ради спасения Гофмана муза принимает облик его друга, Никлауса. Появляется Линдорф, соперник Гофмана. Он пытается навредить поэту и перехватывает любовное письмо от Стеллы. Сегодня вечером она ждет Гофмана у себя. Тем временем кафе заполняется посетителями. Они просят Гофмана спеть им песню о крошке Цахесе, которого называют Кляйнцаком (Il était une fois à la cour d’Eisenach / «Жил-был когда-то при дворе Айзенаха»). В середине песни Гофман неожиданно предается мечтаниям о Стелле. Вечеринка становится все разгульнее, Гофман вступает в перепалку с Линдорфом. Речь заходит о любви, и поэт предлагает собутыльникам послушать рассказ о его любовных приключениях.
Действие первое
Изобретатель Спаланцани любуется своим детищем – куклой Олимпией, поразительно похожей на человека. Она сулит немалую выгоду, и Спаланцани опасается, что торговец медицинскими приборами Коппелиус потребует себе часть прибыли, ведь он сделал кукле глаза. Гофман, принявший Олимпию за живую девушку, влюбился в нее и, чтобы быть ближе к объекту страсти, стал учеником Спаланцани. Напрасно Никлаус пытается предостеречь Гофмана: тот слеп в своей любви. Появляется торговец-шарлатан Коппелиус; он продает поэту очки, сквозь которые человек видит только то, что сам хочет видеть. Опасаясь, что Коппелиус будет претендовать на доход от куклы, Спаланцани вручает ему в качестве откупа банковский чек. Собираются гости, и изобретатель представляет им Олимпию; все восхищены ее красотой, и более всех – Гофман. Олимпия исполняет куплеты (Les oiseaux dans la charmille / «Птички на ветках, солнышко в небе»), причем Спаланцани время от времени заводит ее механизм. Гости уходят ужинать, а Гофман объясняется Олимпии в любви. Вновь появляется Коппелиус. Он взбешен: полученный им чек – фальшивка. Гости возвращаются, и начинаются танцы. Гофман кружится в вальсе с Олимпией, но теряет сознание, а Коппелиус в ярости ломает куклу. Осмеянный публикой поэт с ужасом осознаёт свою ошибку.
Действие второе
Скрипичных дел мастер Креспель живет уединенно со своей юной дочерью Антонией. Больше всего на свете Антония любит петь, но Креспель запрещает дочери это занятие: пение может стоить ей жизни. Креспель – вдовец, его жена, оперная певица, умерла от болезни. Эту болезнь – вместе с музыкальным талантом – унаследовала Антония. Несмотря на запрет, девушка поет романс (Elle a fui, la tourterelle / «Голубка улетела»). Креспель укоряет ее и, попросив своего слугу Франца запереть все двери, уходит.
Появляется влюбленный в Антонию Гофман. Он счастлив: девушка отвечает ему взаимностью. Молодые люди поют дуэтом свою любимую песню. Они намерены пожениться, и ради семейного счастья Антония соглашается оставить пение. Услышав шаги Креспеля, Гофман прячется. Появляется доктор Миракль, который хочет погубить Антонию, вынуждая ее петь. Креспель пытается избавиться от доктора-убийцы, но тот, оставшись наедине с девушкой, искушает ее все сильнее. Он заманивает Антонию в дьявольскую ловушку, говоря с ней от имени покойной матери. Поддавшись мечтам о сцене и славе, Антония отрекается от данного Гофману обещания, исступленно поет и умирает.
Действие третье
Гофман внимает пению куртизанки Джульетты и Никлауса, звучит баркарола (Belle nuit, ô nuit d’amour / «Прекрасная ночь, ночь любви»). Джульетта – коварная красавица, она крадет души своих возлюбленных и поставляет их злому колдуну Дапертутто. Один из поклонников, Шлемиль, уже потерял из-за нее собственную тень. Теперь Дапертутто хочет завладеть душой Гофмана и обещает Джульетте алмаз, если она заберет у поэта его отражение (Scintille diamant / «Сверкай, алмаз»). Гофман присоединяется к гостям куртизанки и садится с ними за карточный стол. Джульетта обольщает поэта и, притворившись влюбленной, убеждает Гофмана отдать ей якобы на память свое зеркальное отражение. Появляется Шлемиль с ключом от комнаты Джульетты. Соперники устраивают дуэль, и Шлемиль погибает от руки Гофмана. Поэт хватает ключ, но видит Джульетту удаляющейся с очередным любовником, карликом Питикиначчо.
Эпилог
Посетители кафе продолжают пить и веселиться. Появляется Стелла, однако Гофман едва узнаёт ее. Примадонна уходит под руку с Линдорфом. Никлаус снова превращается в музу и утешает поэта.
Жак Оффенбах создал немало «легкой» музыки и прославился как непревзойденный мастер оперетты, но прощальным и главным его сочинением стала большая фантастическая опера «Сказки Гофмана». Она осталась неоконченной, однако именно это свойство парадоксальным образом способствовало ее популярности, поскольку «открытый текст» – всегда некий ребус, поле для экспериментов и пространство для фантазии. «Сказки» не просто опираются на сюжеты Гофмана – они пронизаны гофмановским духом. Здесь стерты границы между реальностью и фантасмагорией, сном и явью, здравым смыслом и причудами одурманенного воображения; здесь под маской иронии могут спрятаться пронзительные чувства, под личиной любви – насмешливый цинизм.
Самому сделаться театральным персонажем – такая метаморфоза наверняка привела бы в восторг великого романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Доживи писатель до семидесяти пяти лет, он мог бы присутствовать на парижской премьере пьесы Мишеля Карре и Жюля Барбье «Сказки Гофмана» (1851) и услышать себя, говорящего на сцене по-французски. В опере, созданной через тридцать лет после пьесы, Гофман еще и запел: в первоначальном варианте – баритоном, позже – тенором, голосом всех пылких оперных любовников. И как запел! Партия Гофмана – одна из самых красивых и трудных в мировой оперной литературе. Титульный герой – стержень оперы, он участвует во всех действиях, он – рассказчик, во хмельном чаду раскрывающий свою душу перед собутыльниками. В этой душе царит примадонна Стелла, принимающая разные облики: дорогой куклы Олимпии, несостоявшейся артистки Антонии, хищницы-куртизанки Джульетты. Оффенбах, гениальный мелодист, сумел сделать каждую по-своему неотразимой. Если в отношении оперы допустимо понятие «шлягер», то именно так можно назвать самые знаменитые номера из «Сказок Гофмана»: феерически виртуозные куплеты Олимпии, белькантовый дуэт Антонии и ее матери и, наконец, главный «хит» оперы – сладостную венецианскую баркаролу, которую поют Джульетта и еще один загадочный персонаж, Никлаус, он же муза. Гофман каждый раз любит и каждый раз терпит крах. Финал «Сказок Гофмана» всегда превращается в интригу, поскольку его единого решения не существует – и театры предлагают самые разнообразные варианты концовки. Но ключевую идею Жака Оффенбаха сформулировать все же можно: одиночество художника не абсолютно; раздавленный и разочарованный, он остается с главным сокровищем – со своей верной музой, со своим талантом, дающим ему силы жить и творить. Христина Батюшина
Мировая премьера: 10 февраля 1881 года, Опера-комик, Париж
Премьера в Мариинском театре: 5 февраля 1899 года (на русском языке, перевод Николая Спасского)
Премьера постановки: 30 июля 2021 года
Спектакль – лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» как «Лучший спектакль в оперном театре» (2022)
Продолжительность спектакля 3 часа 25 минут
Спектакль идет с одним антрактом
Возрастная категория: 12+
Опера «Сказки Гофмана» занимает особое место в обширном наследии Жака Оффенбаха. Это единственное трагическое произведение великого мастера оперетты и комической оперы. В основу сюжета оперы легли несколько новелл немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана: «Песочный человек», «Приключение в новогоднюю ночь» и «Советник Креспель». Их объединяет сквозной сюжет, героями которого становятся сам Гофман, его возлюбленная Стелла и демонический злодей – советник Линдорф. В историях, которые заглавный герой рассказывает случайным собеседникам, реальность причудливо перемешивается с вымыслом.
В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко музыка «Сказок Гофмана» звучала неоднократно. В 1946 году дирижер Евгений Акулов и режиссер Павел Марков поставили спектакль, получивший название «Любовь поэта». В 1959 дружественный нам берлинский театр «Комише Опер» привозил на гастроли свою версию «Сказок Гофмана», а в 1987 балетная труппа «Комише Опер» показала хореографическую транскрипцию оперы Оффенбаха.
В том же 1987 году на сцене Музыкального театра состоялись гастроли Свердловского театра оперы и балета (ныне – Урал Опера Балет). С феерическим успехом прошли «Сказки Гофмана», которые поставили дирижер Евгений Бражник, режиссер Александр Титель и художник Валерий Левенталь. Спустя четверть века три замечательных мастера вновь объединили усилия и представили абсолютно другой взгляд на то же произведение. Их новые «Сказки Гофмана» – зрелищные, динамичные и поэтичные – также встретили теплый прием публики и профессионального сообщества: спектакль стал лауреатом премии «Золотая маска» как лучшая оперная постановка сезона.
Читать далее
Скрыть
Награды и премии
Золотая Маска
Спектакль – лауреат Премии в 2 номинациях:
«Лучший спектакль в опере»
«Лучшая работа дирижера» (Евгений Бражник)
2012
Продолжительность
2 часа 50 минут с одним антрактом
Язык исполнения
Французский
Постановщики
Режиссер-постановщик
Сценография и костюмы
Хореография
Свет
Главный хормейстер
Краткое содержание
Пролог
Кафе рядом с театром, в котором любит проводить время писатель, художник и музыкант Гофман. Здесь весело и шумно. Здесь можно забыть о жизненных невзгодах.
Сегодня в театре дают «Дон Жуана» Моцарта. Донну Анну поет оперная примадонна Стелла. Она послала влюбленному в нее Гофману записку с ключом от своей гримерной комнаты. Но записку перехватывает советник Линдорф, также добивающийся благосклонности Стеллы.
Входит Гофман со своим верным спутником Никлаусом. Завсегдатаи кафе предвкушают веселый вечер: Гофман славится неистощимым остроумием. По просьбе друзей он поет шуточную песенку о Кляйнзаке. Однако мысли Гофмана прикованы к Стелле. Он начинает путать куплеты: теперь он поет уже не о Кляйнзаке, а о своей возлюбленной. Один из друзей поэта, Натанаэль, уверяет, что Гофман вновь влюблен. Но поэт лишь смеется.
В беседу вступает дотоле молчавший Линдорф. Он сомневается, в состоянии ли Гофман вообще любить кого-нибудь. Задетый замечанием, Гофман готов поведать о своих сердечных увлечениях. Фантазируя, он словно стремится разгадать, кто же в действительности его возлюбленная Стелла, что представляет собой та, в которой воплотились для поэта «три души, три сердца».
Гофман начинает рассказ, вовлекая в действие всех окружающих.
Рассказ первый. Олимпия
Изобретатель Спаланцани при помощи таинственного оптика Коппелиуса создал необыкновенную девушку Олимпию. Гофман видел ее лишь однажды, в окне. Этого достаточно для поэта: он влюблен. Надеясь познакомиться с Олимпией, Гофман начинает брать у Спаланцаниуроки физики.
Неожиданно появляется Коппелиус, пришедший получить у Спаланцани деньги, которые тот остался должен ему за работу. Чтобы отделаться от Коппелиуса, Спаланцани дает ему чек на лопнувший банк. Коппелиус успевает продать Гофману волшебные очки. Надев их, тот находит Олимпию еще более прекрасной.
Пришло время продемонстрировать всем таланты Олимпии. Приглашенные слушают очаровательную песенку, которую поет для них Олимпия. Гофман пленен ее голосом, он объясняется Олимпии в любви. Девушка отвечает лишь односложными репликами, но волшебные очки делают свое дело…
Возвращается взбешенный Коппелиус. Он понял, что Спаланцани обманул его, и решает отомстить.
Начинаются танцы. Олимпия кружится все быстрее. Гофман не в силах продолжать этот бешеный танец. Посетители в восторге от вечера. Внезапно скандал – Коппелиус изувечил Олимпию. Гофман в отчаянии – он понимает, что был влюблен в автомат…
Рассказ второй. Джульетта
Венеция. Гофман и Никлаус проводят время в обществе актрисы и куртизанки Джульетты. Шлемиль, любовник Джульетты, ревнует ее к Гофману. Но поэту кажется, что он равнодушен к чарам Джульетты: «Разве можно любить куртизанок?»
Эти слова слышит Дапертутто. Он приказывает Джульетте соблазнить Гофмана и похитить его отражение при помощи волшебного бриллианта. Как только Гофман потеряет свое отражение, он, как и Шлемиль, будет во власти Дапертутто. Послушная злой воле, Джульетта покоряет Гофмана и получает его отражение.
Чтобы завладеть ключом от спальни Джульетты, Гофман дерется на дуэли со Шлемилем и убивает его. Гофман бросается вслед за куртизанкой, но видит лишь удаляющуюся гондолу: Джульетта предпочла поэту нового любовника – Питикиначчо.
Рассказ третий. Антония
Дом скрипичного мастера Креспеля в провинциальном немецком городке. Сюда он тайно увез свою дочь Антонию, которая мечтает о сцене. Она унаследовала от матери – знаменитой певицы – уникальный голос. Но вместе с голосом к Антонии перешла и мучительная болезнь, от которой умерла ее мать. Пение способно ускорить трагическую развязку. Креспель надеется спрятать свою дочь и от страшного доктора Миракля, погубившего ее мать, и от влияния влюбленного в Антонию Гофмана, поощрявшего ее занятия музыкой.
Но Гофман находит Антонию. Находит ее и Миракль. Гофман случайно подслушивает разговор Креспеля с Мираклем и узнает, что Антония больна. Он берет с нее обещание никогда не петь, забыть мечты о сцене и посвятить свою жизнь семье.
Едва уходит Гофман, появляется Миракль. Он искушает Антонию мечтами о славе знаменитой певицы, о цветах и аплодисментах. Антонии кажется, что мать зовет ее на сцену. Под адский аккомпанемент Миракля она поет все более увлеченно и страстно и вскоре падает замертво.
Креспель тщетно пытается спасти свою дочь.
Эпилог
Окончен рассказ Гофмана. Окончен и спектакль в театре. Стелла заходит в кафе, но напрасно она ищет Гофмана…
Галерея
Сми о спектакле
Прошедшие спектакли
Композитор
Либретто
Дирижер
Гофман
Линдорф, Коппелиус, Дапертутто, Миракль
Никлаус
Антония-Стелла
Олимпия
Джульетта
Лютер, Шлемиль
Спаланцани
Андреас, Кошниль, Питтикиначчо, Франц
Креспель
Герман
Натанаэль
Мать Антонии
Негритенок
Карлица
Тапер
Скрипач
Ближайшие события
Опера
Информация
о спектакле
- РежиссерАлександр Титель
- АвторыЖак Оффенбах
-
Сцена
Основная сцена - Длительность2 часа 50 минут
- Дата премьеры5 мая 2011
О чем
спектакль
Эта опера является особенной среди творений Жака
Оффенбаха. Постановка стала единственной в жанре трагедии среди всех
произведений Оффенбаха. Сюжет основан на нескольких новеллах немецкого
писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана: «Песочный человек»,
«Приключение в новогоднюю ночь» и «Советник Креспель». Все эти творения
объединяет общий сюжет, в котором присутствуют Гофман, его любимая Стелла и
злодей Линдорф. Новую версию «Сказок Гофмана», созданную дирижером Евгением
Бражником, режиссером Александром Тителем и художником Валерием Левенталем,
может увидеть каждый посетитель Музыкального театра им К.С. Станиславского и
Вл. И. Немировича-Данченко. Их творение, отличающееся особенной динамикой и
поэтичностью, очень полюбилось зрителям: спектакль стал лауреатом премии
«Золотая маска» как лучшая оперная постановка сезона.
Наш спектакль «Сказки Гофмана» – одновременно и нить к тому спектаклю, который мы ставили 25 лет назад в Свердловске, и полемика с ним. Ведь и время было другое, и мы были другие. Но все равно, наш новый спектакль о Театре, который есть и прибежище, и тайна, и испытание.
Александр Титель
Режиссёр-постановщик
Звёзды театра
Хибла Герзмава
Солистка оперы
Народная артистка РФ
Георги Смилевски
Cолист балета
народный артист РФ
Нажмиддин Мавлянов
Солист оперы
лауреат международных конкурсов
Оксана Кардаш
Солистка балета
заслуженная артистка РФ
Пресса о спектакле
«Сказки Гофмана» — это театр в театре. Между прологом и эпилогом, где появляются и потом исчезают главный герой, его друзья и соперники, размещается неспешный рассказ поэта о трех возлюбленных. Согласно либретто Гофман повествует о любви и злодействе, пока по соседству в театре идет представление (там его четвертая возлюбленная Стелла изображает моцартовскую Донну
Юлия Бедерова
МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ
Рекомендуем посмотреть
Официальные билеты театра из первичной и вторичной продажи
Гарантия подлинности
Все билеты, заказанные через наш сайт — официальные и проходят тщательную проверку на их подлинность.
Максимальный выбор
Выбор из всех доступных мест в театре. Билеты на спектакли театра Станиславского и Немировича можно купить в электронном и в классическом виде на бланке строгой отчетности.
Бесплатная доставка
Доставка билетов доступна по Москве и России, если билеты в бумажном виде (бланк строгой отчётности).
Безопасная оплата
Оплата билетов проходит через сервис банка по защищенным ssl-сертификатам. Отсутствует риск потери средств и утечки данных платежных карт.
Помогаем зрителям
Поможем определиться в выборе спектакля и билетов. Наши консультанты регулярно посещают новые постановки театра.
Музыкальный театр Станиславского и
Немировича-Данченко
Метро Чеховская
Москва , ул. Большая Дмитровка, 17
Затрудняетесь с
выбором?
Оставьте ваши контакты, мы проконсультируем по репертуару театра и при необходимости забронируем билеты на спектакль
2023,
Политика конфеденциальности
Консьерж-сервис.
Данный сайт не является
официальным ресурсом Театра Станиславского и Немировича-Данченко
Выбрать билеты
ФОТОАЛЬБОМ
СКАЗКИ ГОФМАНА
Ж. Оффенбах
Либретто Жюля Барбье и Мишеля Карре по мотивам произведений Э.-Т.-А. Гофмана
Продолжительность: 2 часа 30 минут с антрактом
Режиссер-постановщик: Дмитрий Бертман
Музыкальный руководитель: Кирилл Тихонов
Дирижер: Евгений Бражник
Художники-постановщики: Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева
Художник по свету: Денис Енюков
Хореограф-постановщик: Александр Тагильцев
Хормейстер: Евгений Ильин
Премьера состоялась 04.07.1998
«Да есть ли такое человеческое сердце, которое не было бы полем битвы добра и зла!» Э. Т. А. Гофман «Эликсиры сатаны».
Мы говорим – Оффенбах, подразумеваем – опера-буффа или оперетта. Но великий французский композитор успел создать и настоящую серьезную оперу. Единственная опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» имела нелегкую судьбу. Автор не дожил до того дня, когда его последнее творение впервые было представлено публике и имело огромный успех… Потом был трагический пожар в Вене, где театр сгорел дотла во время второго показа спектакля. Это придало опере славу приносящей неудачу, но, как птица Феникс, она восстанавливается до сих пор: после Второй мировой войны в архивах были найдены материалы, написанные Оффенбахом для этой оперы. Так и возникают новые фрагменты партитуры.
Опера для исполнителей – не из легких. Но очень ими любима! Ну, а если без шуток, вся опера сразу же разошлась на шлягеры для певцов.
Либретто «Сказок Гофмана» основано на трех рассказах Эрнста Теодора Амадея Гофмана, который был и композитором, и юристом, и писателем, и поэтом.
Фантастические видения и кошмары гениального художника, страдающего без любви, слепо ищущего сочувствия там, где его нет и не может быть, при этом не замечающего верную Музу, одновременно и развлекают, и ужасают зрителей. Люди и куклы, любовь и мистика. «Сказки Гофмана» — это энциклопедия душевных состояний любого Творца…
Таинственный мир автора шаг за шагом раскрывается в прекрасной музыке Оффенбаха.
Постановка удостоена национальной премии «Золотая Маска» в номинации «Работа режиссера». «Сказкам Гофмана» аплодировали тысячи восхищенных зрителей за рубежом, когда театр вывозил спектакль на гастроли во Францию, Таиланд, Эстонию, Испанию, Израиль.
Загадочная муза-Никлаус, ироничный Коппелиус, яркая череда возлюбленных поэта – Олимпия, Антония, Джульетта, Стелла…Уродливые тени, бесчувственные куклы, насмешливые жители города – все смешалось в сознании Гофмана. Грандиозный финал соединяет Творца и Музу навсегда …
ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ:
«… спектакль мистический и лиричный, гротескный и жутковатый, болезненный и нравоучительный, словом столь же противоречивый и страстный, сколь личность главного героя – великого немецкого романтика Эрнеста Теодора Амадея Гофмана». «Московский комсомолец», 9.10.1998
«Фантазия постановочной группы уносит нас в заоблачные дали романтического воображения, где переплетаются жизнь и поэзия, реальность и фантастика, человеческие чувства и страсть к кукле… Смотрится опера с неослабевающим интересом, как захватывающая игра, ставка в которой, однако, не деньги, а сама человеческая жизнь, судьба Творца». «Hi-Fi MUSIC», декабрь 1998
«… спектакль необычайно грустный, нервный и насыщенный какой-то непонятной тревогой». «Новое время» №43-44, 1998
«Николай Дорожкин – замечательный Гофман, с гибким голосом, чарующим и отменным произношением. Восхитительная Лариса Костюк поёт в сенсационной манере роль Никлауса: тёплый голос, замечательная фразировка и безупречный французский». «Le Figaro», 19.11.1999
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Пролог
Пьяный Гофман в винном погребке Лютера окружен Духами вина и пива. Появляется Муза в образе Никлауса. С этого момента она будет неразлучна с поэтом.
Советник Линдорф, добивающийся благосклонности певицы Стеллы, перехватывает ее письмо с признанием в любви, адресованное Гофману. Линдорф возмущен и решает любой ценой помешать им.
С веселой песней в кабачок вваливаются студенты. Гофман присоединяется к ним. Его уговаривают исполнить легенду о Кляйнцаке — Крошке Цахесе. Но поэт неожиданно для всех погружается в мысли о возлюбленной, в которой соединились черты трех некогда любимых им женщин. Студенты требуют подробностей, и он начинает свой рассказ.
Первое действие
Приглашенный на званый ужин к профессору Спаланцани, Гофман влюбляется в его жеманную дочь Олимпию, не замечая, что на самом деле она всего лишь безжизненный кунштюк-автомат, умеющий петь и танцевать. Нацепив волшебные очки, Гофман окончательно впадает в экстаз от красоты Олимпии. Гости собираются в зале, и Спаланцани выводит куклу, которая исполняет виртуозную арию, срывая при этом бешеные аплодисменты. Гофман остается с ней один на один и, не помня себя, объясняется в любви. Поэт приглашает Олимпию на вальс, однако механизм автомата работает все быстрее и быстрее. Не выдержав бешеного темпа, Гофман в изнеможении падает, а очки разбиваются вдребезги. Гости издеваются над незадачливым любовником.
Второе действие
Главная забота старого советника Креспеля — его дочь Антония, унаследовавшая от матери не только красивый голос, но и болезнь, при которой пение губительно. Гофману удается проникнуть в дом, когда Креспель уходит. Почти одновременно с ним приходит ненавидимый Креспелем доктор Миракль, который залечил до смерти жену советника. Гофман быстро скрывается и видит, как странному лекарю удается загипнотизировать находящуюся в другой комнате Антонию. Миракль обращается к духу матери, который заставляет девушку петь. Антония не в силах противостоять этому призыву, она поет из последних сил и умирает.
Третье действие
Венеция. Дворец куртизанки Джульетты, в которую влюблен Гофман. Доктор Дапертутто использует ее в качестве инструмента для своих целей: тот, кто хочет обладать куртизанкой, должен отдать доктору душу. Таким образом Шлемиль, некогда ставший любовником Джульетты, поплатился своей тенью. Теперь Дапертутто требует от Джульетты, чтобы она раздобыла для него отражение Гофмана, за это он отдаст ей магический бриллиант. Никлаус уговаривает Гофмана бежать, но Джульетта успевает шепнуть влюбленному поэту, что ключ от её покоев у Шлемиля. В поединке Гофман убивает соперника заговоренной шпагой Дапертутто и спешит в будуар Джульетты. Однако комната пуста. Смеясь, куртизанка отдает поэта во власть доктора Дапертутто.
Эпилог
Гофман заканчивает свой последний рассказ и снова возвращается к мыслям о Стелле. Но вовсе не она окажется той идеальной возлюбленной, о которой он мечтает. Истинная любовь поэта – только его муза, со Стеллой же остается Линдорф.
О спектакле Отзывы (2)
Один из лучших спектаклей Мариинки последних лет
«Сказки Гофмана» окутаны мистикой: Оффенбах не дописал оперу и умер, на премьере в Вене сгорел театр etc. Василий Бархатов изгнал со сцены фанерную чертовщину и фанерные же гондолы (если вы не слушали оперу целиком, то уж Баркаролу оттуда знаете точно). Для нынешней постановки не прошли даром главные увлечения ХХ века — психоанализ и кино: ловите цитаты из «Соседки» Трюффо, «Игр разума» Говарда и «Сияния» Кинга — Кубрика. Три истории любви Гофмана разворачиваются исключительно в его сознании, фантазмы постепенно взламывают бытовую реальность и в финале буквально грозят раздавить героя.
Продолжительность3 часа 30 минут, 2 антракта
Специальные предложения
1
Все три действия спектакля смотрел как три отдельных действа, абсолютно самостоятельных, разных и стилистически и содержательно. Пространство сцены оценил как две самоценные декорации вместе не складывающиеся даже композиционно в картинку. Авансцена — пространство комнаты, за ней вид на дом. Общее — только гамма грязноватых цветов(любимая у Марголина). Вопросы о единстве встали сразу на уровне мелочей и замысла. В начале спектакля возникали проекции как в немых фильмах с объяснением сюжета, в данном случае содержательно ничего не добавляющие. Странно, если режиссер счел их необходимыми, то почему только в первой сцене. Дальше и так все будет понятно? Дальше то как раз все путаней и путаней. Каждая сцена наделена подобной «фишечкой» режиссер поиграет в нее и бросит, поиграет и бросит. Причем выбор сценических задумок достаточно случаен, ведь вполне можно было пустить эти самые проекции в любом эпизоде. Но не тут-то было, объяснить почему Бархатов перестал использовать проекции вполне становиться ясным, когда понимаешь, что тебе просто предоставляется взглянуть на еще один плод фантазии режиссера. Следующей сцене — другой замысел. Первая возлюбленная Гофмана — Олимпия с тупым лицом появиться на экране, назойливо акцентированная около 20-ти минут от сценического действия. Да что там от действия — от музыки. Стремительный вальс был отвлечен действием на экране, на котором худая актриса угловато, не в такт музыки двигалась. Хочется продолжить рассказ, да не зачем — он будет в том же духе.
7
Спектакль понравился. Понравилось, что постановка современная, по-настоящему актуальная, а не из серии «дали Ивану Сусанину мобильный телефон — вот и современно», и неважно, что смысла в этом никакого нет.
Особенно понравилось режиссёрское решение первой части: герой влюбляется в несуществующий образ и влюблёнными глазами рассматривает его в монитор в специальных очках. К нему подключают многочисленные датчики и провода, и он по сути начинает жить в виртуальной реальности. Ему предлагают услышать, как Олимпия — объект влюблённости — поёт и аккомпанирует себе на арфе.
В этот момент выходит уже не двадцатилетняя довольно корпулентная дама и ангельских голосом распевает рулады. При этом на огромный экран на заднике сцены проецируется то, что видит Гофман — главный герой: виртуальная девушка, очень красивая, соблазняет его, но реально приблизиться он к ней не может; в порыве страсти и отчаяния Гофман падает на пол и разбивает очки — иллюзия уходит.
Собственно все 3 сюжета, представленные в опере, — исследование природы любви и влюблённости. Две из трёх историй — о классической влюблённости — в розовых очках, без оглядки, с дикой страстью, и обе заканчиваются крушением иллюзий, как и любая увлечённость, основанная не на реальном знании (человека, сферы деятельности), а на представлениях о нём. Про первоисточник ничего не могу сказать, а вот что в спектакле все это гротескно и убедительно показано — это да.
Дирижировал Михаил Татарников. Слушала с удвоенным интересом в связи с его недавним назначением в Михайловский.
Музыка — хороша, но лично у меня дух не захватывало. Есть несколько очень известных тем оттуда.
Советую посмотреть как довольно удачный пример «современных» постановок.
Все отзывы
отличных новогодних спектаклей и концертов для детей и родителей в Санкт-Петербурге
Детские праздничные шоу
спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами
спектаклей для детей и подростков о выдающихся деятелях искусства
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость
Возрастная категория: 18+
Продолжительность: 4 часа 0 минут
Количество антрактов: 2
Фантастическая опера в 3 действиях с прологом и эпилогом
Исполняется на французском языке с русскими титрами
Либретто Жюля Барбье по одноименной пьесе Барбье и Мишеля Карре, основанной на произведениях Эрнста Теодора Амадея Гофмана: «Песочный человек», «Сказка о потерянном изображении» и «Советник Креспель». Редакция Жан-Кристофа Кека и Майкла Кея
Опера написана в 1880 году. В данной сценической версии представлена в Перми в 2015-м
Последняя опера «короля оперетт» Жака Оффенбаха вот уже более века остается для постановщиков крепким орешком. Главная трудность заключается в том, как выстроить драматургию спектакля, чтобы он смотрелся не триптихом из относительно независимых историй с переходящим от одной к другой заглавным героем, а представлял собой законченное целое с последовательно развертываемым сверхсюжетом.
Вторая — не столько задача, сколько особенность — касается состава артистов. Их количество может варьироваться: так, исполнять партии объектов желаний поэта Гофмана — механической куклы Олимпии, куртизанки Джульетты и певицы Антонии — могут три разные певицы (они предназначены для разных видов сопрано), а может и одна. Равно как и баритоновые партии злых гениев Линдорфа, Коппелиуса, Дапертутто и Миракля. Второй вариант считается более престижным. Тем не менее выбор всегда остается за дирижером и режиссером.
Пермская постановка стала дебютом в опере молодого режиссера Катерины Евангелатос — выпускницы мастерской Леонида Хейфеца в Российском институте театрального искусства — ГИТИС.
Тест: узнайте, кто вы из персонажей оперы «Сказки Гофмана»
постановщики
Музыкальный руководитель:
Теодор Курентзис
Хормейстер-постановщик:
Виталий Полонский
Дирижер:
Артем Абашев
Хормейстер:
Арина Мирсаетова
Художник-постановщик:
Галя Солодовникова
Режиссер-постановщик:
Катерина Евангелатос
Художник по свету:
Джордж Теллос
Ассистент режиссера: Владимир Бочаров
Ассистенты хореографа: Маро Мармарину, Лаура Хасаншина
Вокальный коуч: Медея Ясониди
в ролях
Андрэс, Кошниль, Франц, Питикиначчо:
Сергей Власов
Креспель:
Михаил Наумов
Муза, Никлаус:
Наталия Ляскова
Натанаэль:
Константин Погребовский
Вильгельм:
Александр Егоров
Герман:
Алексей Светов
Шлемиль:
Виктор Шаповалов
Линдорф, Коппелиус, Доктор Миракль, Дапертутто:
Найджел Смит
Голос матери Антонии — Айсулу Хасанова/ Елена Токарева
Меццо-сопрано – лауреат всероссийских и международных конкурсов Дарья Аброськина
Джульетта, Стелла, Олимпия, Антония – лауреат международного конкурса Виктория Дедюлькина
Демон, Коппелиус, Линдорф, Миракль, Дапертутто – Эрдэм Очиров
Призрак матери Антонии – лауреат международного фестиваля-конкурса Валерия Клюева
В сотрудничестве с FRANCECONCERT (Франция)
Хореограф-постановщик – лауреат VIII Международного театрального форума «Золотой Витязь», серебряный призер I Федерального фестиваля «Театральный Олимп», лауреат IV Всероссийского фестиваля «Волжские театральные сезоны» Надежда Калинина
Художник-постановщик, художник по костюмам и художник по свету – лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая работа художника», лауреат фестиваля «Театральный Олимп», лауреат премии Губернатора Омской области «За заслуги в развитии культуры и искусства» Сергей Новиков
Художник по костюмам – лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Татьяна Ногинова (Санкт-Петербург)
Музыкальный руководитель и дирижер – Евгений Волынский
Главный хормейстер – Наталья Макарова
Челябинский театр оперы и балета и французский продюсерский центр «Franceconcert» представляют новый грандиозный проект – балет-феерию «Сказки Гофмана». Блистательный музыкальный шедевр Жака Оффенбаха получил яркое хореографическое воплощение.
Фантастический спектакль, вдохновленный произведениями немецкого писателя-романтика, повествует о любовных неудачах героя. Три драматических страсти, три недоступные женщины: механическая кукла Олимпия, прима-балерина Антония и жадная соблазнительница Джульетта. Сможет ли Гофман противостоять разрушительному вмешательству зла? Обретет ли он уверенность в себе, находясь между мечтой и реальностью? Удастся ли ему убежать от безумной любви, путешествуя от Мюнхена до Венеции?
Пространство сцены трансформируется прямо на глазах у зрителей: золотые тона сменяют синие и красные, гондола превращается то в огромную люстру, то в праздничный торт.
Впечатляет постановка и своим масштабом – в спектакле заняты ведущие солисты оперы и балета, артисты хора, оркестр и практически весь состав балетной труппы.