Оперы сказки для детей красева

АВТОР ЧЕТЫРЕХ ОПЕР-ИГР, КОТОРЫЕ ПЕЧАТАЮТСЯ
В ЭТОМ СБОРНИКЕ, М. И. КРАСЕВ ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ,
ПОСВЯТИВШИХ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ СВОЕГО ТВОРЧЕСТВА СОЗДАНИЮ МУЗЫКИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ
ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ САМИМИ ДЕТЬМИ. НАШИ РЕБЯТА ЛЮБЯТ ПЕТЬ ЕГО ПЕСНИ; ЕГО ОПЕРА
«МОРОЗКО», ПОСТАВЛЕННАЯ В НЕСКОЛЬКИХ СОВЕТСКИХ ОПЕРНЫХ ТЕАТРАХ, СТАЛА
ИЗЛЮБЛЕННЫМ СПЕКТАКЛЕМ НАШЕЙ ДЕТВОРЫ, НЕСОМНЕННЫЙ УСПЕХ У ДЕТЕЙ ОЖИДАЕТ
И ИЗДАВАЕМЫЕ В ЭТОМ СБОРНИКЕ ОПЕРЫ-ИГРЫ М. И. КРАСЕВА. ОНИ РАЗЛИЧНЫ ПО
ТРУДНОСТИ: «ТИМ И ТОМ» РАССЧИТАНА НА ИСПОЛНЕНИЕ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА;
«ПЕТУШОК» МОЖНО ПОСТАВИТЬ В ДЕТСКОМ САДУ СИЛАМИ ДЕТЕЙ ИЗ СТАРШЕЙ ГРУППЫ;
«ТЕРЕМОК» И «МУХА-ЦОКОТУХА» НЕМНОГО ТРУДНЕЕ, НО И ОНИ ВПОЛНЕ ПО СИЛАМ
УЧЕНИКАМ 1—2 КЛАССОВ. ЧТОБЫ ОБЛЕГЧИТЬ ПОСТАНОВКУ ОПЕР-ИГР, В СБОРНИКЕ
ДАЮТСЯ ПРИМЕРНЫЕ ЭСКИЗЫ ДЕКОРАЦИЙ, ВЫКРОЙКИ МАСОК И КОСТЮМОВ.

УКАЗАНИЯ К ПОСТАНОВКЕ ДЕТСКИХ ОПЕР-ИГР
В сборнике помещены четыре оперы-игры, предназначенные для постановки
в детских садах силами детей старшей группы. Оперы «Теремок» и «Муха-Цокотуха»
могут быть поставлены и в школах учениками 1—2-х классов.
Оперы-игры различны по степени трудности. Самая легкая из них — «Тим и
Том». Первоначально автор задумал ее как пьесу для кукольного театра,
затем переделал для исполнения взрослыми артистами в качестве спектакля
для детей и, наконец, сделал редакцию для исполнения детьми дошкольного
возраста. В данном сборнике приводится последняя редакция игры.
В этой игре имеется всего три несложные песенки. Если третья — жалобная
песенка медвежат — окажется трудной для детей, ее можно заменить разговорной
речью.
Вторая по трудности — опера-игра «Петушок». Она была написана М. И. Красевым
специально для постановки в детских садах. В 1940 году эта опера была
отмечена на конкурсе ЦК ВЛКСМ третьей премией.
Здесь имеются хор и две песенки, из которых наиболее трудная — песенка
Петушка.
Оперы-игры «Теремок» и «Муха-Цокотуха» значительно труднее первых двух.
Они предназначались самим автором для постановки силами школьников. Впоследствии
композитор значительно сократил их и облегчил мелодию и фортепьянное сопровождение
для исполнения дошкольниками. В данном сборнике эти оперы-игры даны в
последней, облегченной автором, редакции.
«Теремок» и особенно «Муха-Цокотуха» могут быть поставлены в тех детских
садах, где ведется систематическая музыкальная работа и имеются дети с
хорошими голосами для исполнения сольных номеров.

Фортепьянное вступление в опере-игре «Теремок» можно не исполнять. Для
облегчения последняя песня Лисы и Медведя (Пчелы и Шмеля) может быть заменена
разговорной речью.
Более трудной для исполнения является «Муха-Цокотуха». В ней — каждое
действующее лицо охарактеризовано специальной мелодией. Самая длинная
песня у Мухи-Цокотухи. Короткая, но не очень легкая песня Комара требует
от ребенка высокого голоса. Песенку Таракана можно исполнять хором (свита
Таракана). Песню Паука должен исполнять ребенок с низко звучащим голосом.
Выбирая для постановки ту или иную из предлагаемых опер-игр, музыкальный
руководитель прежде всего учитывает музыкальное и вокальное развитие детей
старшей группы. Если выбранная опера окажется им по силам, то она будет
пользоваться любовью и большим успехом у маленьких исполнителей. В противном
случае для усвоения оперы потребуются излишние репетиции, что утомит детей,
снизит интерес к исполнению и не доставит удовольствия детям-зрителям.
Первое знакомство с оперой происходит таким образом: музыкальный руководитель
совместно с одним или несколькими воспитателями исполняет оперу полностью.
Воспитатель читает текст ведущего и поет партию одного из действующих
лиц. В том случае, если воспитатели слабо подготовлены и не обладают достаточным
слухом и голосом, чтобы исполнить другие партии, музыкальный руководитель
исполняет всю оперу сам.

Такое слушание проводится два три раза с некоторыми промежутками, например,
раз в неделю. После общего прослушивания на музыкальных занятиях разучиваются
хоры, имеющиеся в опере. Затем выделяются музыкальные дети с наиболее
красивыми голосами, и с ними начинают индивидуально учить отдельные партии
действующих лиц.
Для каждой роли надо выделить двух-трех исполнителей.
Хоры и отдельные партии с детьми следует пройти не спеша, задолго до постановки
оперы.
Сначала разговорный текст и песни ребята исполняют сидя, затем добавляются
движения и устанавливаются определенные мизансцены.
Когда дети хорошо усвоят разговорный текст и песни, вводятся нужные атрибуты.
Желательно один или два раза пройти с исполнителями отдельных ролей всё
действие в костюмах, со всеми атрибутами. Затем опера-игра показывается
всем детям старшей группы или другим ребятам на вечере-досуге или праздничном
утреннике.
Разучивать песни с малышами-солистами можно в любое свободное от занятий
время, в утренние часы, когда еще не все дети собрались в детский сад,
или во второй половине дня, но не задерживая маленьких исполнителей дольше
5—10 минут.
Разучивание сценок со всеми детьми приходится проводить во второй половине
дня, не дольше 10—15 минут, чтобы не сокращать часы прогулки.
Игру «Тим и Том», как показывает практика, дети усваивают примерно после
5—6 занятий, а «Муху-Цокотуху» в течение 10—12 занятий.

  • ПЕТУШОК. Либретто М. Клоковой и М. Красева
  • ТЕРЕМОК. Либретто С. Маршака
  • МУХА-ЦОКОТУХА. Либретто К. Чуковского
  • ТИМ И ТОМ. Либретто М. Клоковой
  • Описание костюмов
  • Описание масок

Ноты к Мухе цокотухе Скачать ноты

  • Премьера

    ВОВКА В СТРАНЕ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ

    Музыкальная сказка по мотивам повести Лии Гераскиной

    1 час    6+

  • Премьера

    ПИТЕР ПЭН

    Опера для детей

    2 часа    6+

  • #SНЕЖНАЯ*КОРОЛЕВА

    Марк Минков

    Online-игра по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена

    1 час 30 минут    6+

  • VКРАСНОЙ ШАПОЧКЕ

    Алексей Рыбников

    Детская музыкальная сказка в двух действиях

    1 час 40 минут    6+

  • БЕЛОСНЕЖКА И…

    Музыкальный пазл в двух действиях

    1 час 35 минут    0+

  • БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ

    Геннадий Гладков

    Музыкальная сказка в двух действиях

    1 час 35 минут    6+

  • В СТРАНЕ ЧУДЕС

    По страницам детских мюзиклов

    1 час 30 минут    0+

  • ВОЛШЕБНАЯ СЕМЕРКА

    В. Рубашевский

    Музыкальная сказка

    45 минут    0+

  • ЗАЧЕМ ЛИСАМ ЗАЯЧЬИ УШИ?

    Николай Песков

    Музыкальная сказка

    45 минут    6+

  • ЗОЛОТАЯ ПРИНЦЕССА

    На музыку ABBA

    Мюзикл в двух действиях

    2 часа 15 минут    6+

  • МАМА

    Жерар Буржоа

    Мюзикл в двух действиях

    1 час 40 минут    0+

  • МОРОЗКО

    Михаил Красев

    Музыкальная сказка по мотивам оперы

    1 час    0+

  • НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО

    Алексей Рыбников

    Музыкальная сказка в двух действиях

    1 час 35 минут    0+

  • ПЕТЕР И ПАУЛЬ БЕГУТ В ШЛАРАФФИЮ

    Франц Легар

    Музыкальная сказка в 2-х действиях

    2 часа    6+

  • ПЕТЯ И ВОЛК. ГАДКИЙ УТЕНОК

    Сергей Прокофьев

    Музыкальные сказки

    45 минут    0+

  • ПОД ПЕРВОЙ ЗВЕЗДОЙ

    Виктор Плешак

    Рождественский мюзикл в 2-х частях

    2 часа 10 минут    6+

  • ПУТЕШЕСТВИЕ ВОЛШЕБНОЙ ФЛЕЙТЫ

    Иммерсивный спектакль

    6+

  • ПУТЬ ОРФЕЯ

    Иммерсивный спектакль-экскурсия

    1 час 40 минут    6+

  • СИНЯЯ ПТИЦА

    Евгения Терёхина

    Музыкальная сказка

    2 часа    6+

  • ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК

    Игорь Польский

    Детская опера в двух действиях

    1 час 10 минут    0+

  • ТРИ ПОРОСЁНКА

    Санат Кибирова

    Балет для детей в двух действиях

    1 час 15 минут    0+

Архивные спектакли

  • ЗОЛУШКА

    ЗОЛУШКА

    Антонио Спадавеккиа

    Музыкальная сказка в 2-х действиях

    1 час 15 минут   

  • КОТ В САПОГАХ

    КОТ В САПОГАХ

    Валерия Беседина

    Балет для детей в 2-х действиях

    1 час 50 минут    0+

  • ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧИПОЛЛИНО

    ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧИПОЛЛИНО

    Карен Хачатурян

    Балет в трех действиях

    2 часа    0+

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №3

«Муха –
Цокотуха»

опера-сказка
М.Красева

(социальный
проект)

Выполнил классный
коллектив 3 «Б»

Руководитель
Киселёва М.А.

2014-2015

К.И. Чуковский
высоко ценил сказку как средство нравственного воспитания:

«Сказочники
хлопочут о том, чтобы ребенок с малых лет научился мысленно чувствовать в жизни
воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путем за рамки эгоцентрических
интересов и чувств. А так как при слушании сказки ребенку свойственно
становиться на сторону  добрых, мужественных, несправедливо обиженных… вся
наша задача заключается в том, чтобы пробудить в восприимчивой детской душе эту
способность сопереживать, сострадать, сорадоваться, без которой человек – не
человек».

Цель
проекта:

*      постановка
оперы – сказки М.Красева «Муха-Цокотуха» для исполнения в лицее и в детском
саду с целью приобщения к музыкально-театральному искусству и
создание
атмосферы радости у зрителей и участников от общения с искусством.

Задачи
проекта:

*      вводить
детей в мир театрального искусства через знакомые музыкальные, танцевальные
образы.

*      обогащать
внутренний мир ребёнка новыми впечатлениями.

*     
учить детей применять полученные знания и умения
музыкальной, танцевальной и театрализованной деятельности.

*     
совершенствовать вокальные, танцевальные и сценические
способности.

*     
развивать зрительное и слуховое внимание,
наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление,
чувство ритма и координации движения, пластическую выразительность и музыкальность,
речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию.

*      воспитывать
доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками,
общую речевую, музыкальную, двигательную культуру, любовь к искусству.

Автор проекта Киселёва
М.А.

Сроки реализации проекта сентябрь
2014 — апрель 2015 года

Возраст участников проекта 9-10 лет

Тип проекта:

*     
по
числу участников – групповой

*     
по
доминирующему методу – игровой, творческий

*     
по
предметным областям – межпредметный (литература, музыка, изобразительное
искусство)

Ожидаемые результаты проекта:

*     
приобщение
участников проекта к музыкально-театральному искусству – жанру опера через
сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

*     
создание
атмосферы радости у зрителей и участников от общения с искусством.

*     
более
совершенные вокально – хоровые, танцевальные и сценические навыки участников
проекта.

Ход работы над проектом:

Наименование
мероприятий

Сроки
выполнения

1.

Подготовка к
проекту. Постановка задач проекта.

сентябрь 2014

2.

   
Просмотр видеозаписи оперы, ознакомление с

   
содержанием.              

сентябрь 2014

3.

  Распределения
ролей между участниками проекта.

сентябрь 2014

4.

   
Работа с солистами оперы и хоровыми эпизодами.

октябрь — ноябрь
2014

5.

   
Постановка оперы.

ноябрь – декабрь
2014

6.

   
Декорации и костюмы.

январь 2015

7.

   
Показ оперы в лицее для 1 – 4 классов

февраль 2015

8.

   
Показ оперы в лицее для учителей к 8 Марта. 

март 2015

9.

   
Показ оперы в детском саду.

апрель 2015

10

   
Подведение итогов проекта.

апрель 2015

Достигнутые результаты:

Музыкальная сказка,
в которой дети не только играют роли, но и  танцуют, поют и принимают участие
в играх — такой синтез музыки, танцев и театра, способствуют большому развитию
ребёнка, обогащению его внутреннего мира, помогают ему раскрепоститься,
раскрыть свои творческие способности. Участники — дети и взрослые, попадая в
эту сказку, поняли особенности театрального искусства: его рождения, снаружи и
изнутри, его духовного развития, почувствовали радость от общения с искусством.

Содержание оперы –
сказки «Муха – Цокотуха».

Ведущий:  Муха, Муха – Цокотуха,

                  
Позолоченное брюхо!

                  
Муха по полю пошла,

                  
Муха денежку нашла.

                  
Пошла Муха на базар

                  
И купила самовар.

Исполняется №1- «Песенка Мухи – Цокотухи»

Я
Муха – Цокотуха, позолоченное брюхо!

Я
сегодня жду гостинца, я сегодня именинница!

Я
ходила на базар,

Я
купила самовар.

Угощу
друзей чайком,

Пусть
приходят вечерком.

Я
Муха – Цокотуха,

Позолоченное
брюхо!

У
меня для гостей, гостей

Много
вкусных сластей, сластей!          

(муха
накрывает на стол, ставит угощение)

Ведущий: Узнали лесные букашки и полетели к
мухе – поздравлять её с праздником.

(Прилетели
Блошка с Пчелкой, они целуют и обнимают Муху.)

Исполняется №2 «Песня Блошки с Пчёлкой»

Здравствуй
Муха – Цокотуха, позолоченное брюхо!

Мы
со всех родных лугов

Принесли
тебе цветов, да цветов!

Пчёлка:   Я – соседка Пчела,

                
Тебе мёду принесла!

                
Ах, какой он чистый,

                
Сладкий и душистый. (Передаёт Мухе банку с мёдом)

Муха – Цокотуха:  Спасибо,
спасибо,

 
                                 Мои дорогие!

  
                                Садитесь за стол –

  
                                Самовар готов.

Блошка:       Ты прими от Блошки

                      
Вот эти сапожки,-

                      
Сапожки не простые,

                    
  В них застёжки золотые. (Дарит Мухе сапожки)

Муха Цокотуха: Спасибо, спасибо!

                             
Сапожки на диво!

                       
      Садитесь вот тут,

                             
Скоро гости придут.  

(Муха
усаживает Блошку и Пчёлку за стол)

Ведущий:  
Распахивается окно и в комнату влетает следующая гостья – Бабочка.

(Прилетает
Бабочка)

Исполняется №3  « Песня бабочки»

Я
бабочка шалунья,

Весёлая
летунья,

Порхаю
по полям,

По
рощам, по лугам.

По
рощам по лугам.

Бабочка:  Я порхала по цветам,

                  
Прилетела в гости к вам.

                  
Поздравляю! Поздравляю!

                  
Счастья, радости желаю!     (Целуются)

Ведущий.   Вдруг что-то зашуршало,
зашелестело за дверью, и появился Таракан.

(Осторожно
на цыпочках входит Таракан)

Исполняется №4 – «Песня Таракана»

Шшу,
шшу, шшу, шшу…

Вот,
вот, вот – вам цветочки.

Шшу,
шшу, шшу, шшу…

Сам
собрал их на лужочке.    (Таракан вручает Мухе букет цветов)

Муха – Цокотуха:    Спасибо,
спасибо,

                                   
 Букет красивый!

Бабочка:  Очаровательно!

                 
Замечательно!

Пчёлка:    Чудесно!

Блошка:   Прелестно!

Муха Цокотуха: Прошу за стол
садиться-

                             
Чайку напиться.

                               Ешьте,
ешьте, не стесняйтесь,

 
                             Угощайтесь, угощайтесь!

  
                            Посмотрите, какие испекла пироги я!

Бабочка:  Очаровательно!

                 
Замечательно!

Пчёлка:   Чудесно!

Блошка:  Прелестно!

Муха – Цокотуха: Бабочка –
красавица,

                              
  Кушайте варенье!

 
                               Или вам не нравится

 
                               Наше угощенье?

Бабочка:  Ваше угощенье –

                
 Просто загляденье!

Таракан: (облизываясь)

Просто
объеденье

Ваше
угощенье!

(За
сценой слышатся крики, визг, хлопают двери.)

Ведущий.
Но что случилось? Какое несчастье?  Да это паук!

(
Появляется паук. Гости застывают от ужаса.)

Исполняется №5 – « Первая песенка паука»

Я
злой паучище,

Длинные
ручищи!

Я
за Мухой пришел,

Цокотухой
пришел!

Пришёл! 

 (Паук 
набрасывает на Муху верёвочную петлю и постепенно подтягивает её к себе)

Муха – Цокотуха:

Дорогие
гости, помогите!

Паука
– злодея прогоните!

И
кормила я вас,

И
поила я вас,

Не
покиньте меня

В
мой последний час!

Ведущий:  Все козявочки  гурьбой

   
                Так и кинулись в бой.

(
Все гости бросаются на помощь Мухе, но Паук отталкивает их.

 
Гости разбегаются в разные стороны.)

Паук:  Я не только мух

           
Съем в единый дух

           
Я и пчёл, и комаров –

           
Всех попробовать готов,

           
Всех съесть готов, Ха-ха!

Исполняется №6 — «Вторая песня паука»

Я
злой Паучище, длинные ручищи!

Я
всех мух погублю,

В
паутину их ловлю! Ловлю!

Ведущий: 

Вдруг
откуда-то летит

Маленький
комарик,

И
в руках его горит

Маленький
фонарик    (Прилетает Комар)

Исполняется №7 — «Песня Комара»

(Комар
борется с пауком и бросает его на пол. Паук уползает)

Комар:         Я тебя освободил!

Муха – Цокотуха:  Освободил.

Комар:  А теперь, душа – девица,

              
На тебе хочу жениться!

              
Эй, усатый Таракан!

              
Ты садись за барабан!

              
Эй, жуки – трубачи,

              
Кузнечики – скрипачи,

              
Вы скорей начинайте,

              
Веселее нам играйте!

Исполняется №8 — «Заключительный хор»         

Все
пляшут и веселятся.

  • Оперы сказка о царе салтане кто композитор
  • Оперуполномоченный как пишется слитно или раздельно
  • Опереться на друга как пишется
  • Опереточный как пишется правильно
  • Оперетка как пишется правильно