10 КЛАСС. Вопросы и задания (учебник Лебедева, часть 2)
ОСТРОВСКИЙ
- Продумайте развернутый ответ на вопрос: «Почему, обращаясь
к миру купечества, Островский мог создавать пьесы, имеющие общенациональное
звучание?» При подготовке обратите внимание на детские и юношеские годы
Островского, на факты его биографии, оказавшие решающее влияние на формирование
его таланта. - Подготовьте рассказ на тему «В чем сила и слабость самодурства
Дикого и Кабанихи». - Почему песню Кулигина «Среди долины ровныя…» можно
считать эпиграфом к «Грозе» (проанализируйте полный текст этой песни на слова
поэта А. Ф. Мерзлякова)? Подтвердите собственными примерами из текста, как в
речи всех героев «Грозы» проявляется фольклорная стихия, и объясните причину
этого. - Сопоставьте религиозные переживания Катерины (монологи
героини в действии I, явл. 7) с религиозной атмосферой в мире Диких и Кабановых
(действие I, явл. 8; действие
II, явл. 1;
действие
III, явл. 1;
действие
IV, явл. 6)
и объясните
религиозные корни основного конфликта. Подготовьте рассказ о народных основах
характера Катерины, используя учебник и подыскивая собственные примеры из
текста пьесы. - Проследите по тексту все
эпизоды общения Катерины с Борисом и подготовьте ответ на вопрос: «Можно ли
считать Бориса достойным избранником Катерины?»
ТУРГЕНЕВ
- Вспомните уже изученные вами ранее и прочитанные летом
произведения Тургенева. Опираясь на текст учебника и привлекая собственные
наблюдения, продумайте сообщения в классе на следующие темы: «Преходящее и вечное
в художественном мироощущении Тургенева»; «Общественные взгляды Тургенева»;
«Детские, юношеские и молодые годы Тургенева». - Попытайтесь показать, как Тургенев раскрывает трагическую
природу любви в прочитанных вами или изученных в прошлые годы произведениях:
«Первая любовь», «Ася», «Вешние воды». Почему Тургенев подвергает своих героев
испытанию любовью? - На основе прочитанных вами произведений Тургенева создайте
обобщенный портрет «тургеневской девушки». Используя тексты известных вам
рассказов из «Записок охотника», покажите, как раскрывает Тургенев красоту и
силу народных характеров, их единство с природой; подтвердите правоту
Белинского, говорившего о новом подходе писателя к освещению народной темы. - Подготовьте сообщение о своеобразии «Записок охотника»
и их роли в общественном движении и истории русской литературы второй половины
XIX века. - Объясните, почему в 50-60-х годах Тургенев оставляет народную
тему и обращается к повестям и романам из жизни русского человека культурного слоя. Как изменяется
облик главного героя в романах Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо» и
«Накануне»? - Объясните, почему в качестве образца для русских «новых
людей» Тургенев предложил в романе «Накануне» не русского революционера, а
болгарина Инсарова? - Почему интерпретация романа «Накануне» в статье Добролюбова
«Когда же придет настоящий день?» явилась поводом к разрыву Тургенева с
журналом «Современник»? На основе анализа первых глав романа и особенно споров
Базарова с Павлом Петровичем покажите трагический характер основного
конфликта между «отцами» и «детьми». Что вас привлекает и отталкивает в
позициях героев-антагонистов? - С опорой на текст романа подготовьте рассказ о том,
почему начиная с XIII главы
конфликт произведения из внешнего (Базаров и окружение) переводится во
внутренний план (в душу самого Базарова). - Дайте анализ авторского описания душевного состояния Базарова после его увлечения
Одинцовой (гл. XVII). Покажите, как эта любовь ставит под сомнение
нигилистические убеждения героя и приводит его к мировоззренческому кризису. - Проанализируйте сцену признания Базарова Одинцовой и объясните, почему его любовный
порыв испугал героиню. - Как трагическая природа конфликта раскрывается в любви Базарова к Одинцовой?
- Внимательно прочтите XX и XXI главки романа и подготовьте ответ на вопрос: «Какой
жизненный урок получает Базаров под кровом родительского дома?» - Прочтите сцену объяснения Базарова с Фенечкой. Какую роль играет она в
опровержении вульгарного взгляда Базарова на суть отношений между мужчиной и
женщиной? - Объясните роль эпилога в «Отцах и детях». С какой целью Тургенев обращается в эпилоге к
пейзажу, перекликающемуся с картиной природы в III главе романа? - Опираясь на текст учебника и рекомендованную учителем дополнительную литературу,
подготовьте рассказ о жизни и творчестве Тургенева конца 1860-х — начала 1880-х годов.
НЕКРАСОВ
- На материале уже знакомых вам произведений Некрасова,
используя учебник, подготовьте сообщение «О народных истоках мироощущения
Некрасова». - Используя учебник и рекомендованную учителем дополнительную
литературу, подготовьте рассказ о детских, отроческих и юношеских годах
Некрасова. Проиллюстрируйте конкретными примерами ярославско-костромские корни
стихов Некрасова о народе. - Проанализируйте стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин»
и покажите, как раскрывает в нем поэт драматические процессы в развитии русской
поэзии 1860-х годов. Подготовьте развернутые ответы на вопрос: что нового внес
Некрасов в поэтическое освоение народной жизни по сравнению со своими
предшественниками? (Ролевая лирика — «В дороге», поэтическое «многоголосье» —
«Школьник», «Влас»), На примере анализа стихотворений «Еду ли ночью по улице
темной…», «Мы с тобой бестолковые люди…» продумайте ответ на вопрос: что
нового внес Некрасов в любовную лирику? - На основе учебника и собственных наблюдений дайте характеристику
лирики Некрасова 1860—1870-х годов («Элегия» и «О Муза! Я у двери гроба…»). - Охарактеризуйте особенности жанра и композиции
поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо», опираясь на материал учебника и
собственные наблюдения. - Дайте развернутый анализ «Пролога», обратив внимание на
следующие вопросы: как возникает в «Прологе» эпический поэзии Некрасова, используя материалы учебника и
собственные наблюдения над творчеством поэта, его предшественников и
современников (поэты журнала «Искра», Козьма Прутков). Составьте план рассказа
о причинах успеха поэтического сборника Некрасова 1856 года, обратив особое
внимание на новые пути, к которым выводил автор русскую поэзию. Как меняется
художественный мир Некрасова в лирике 1870-х годов? Раскройте пушкинские
традиции в позднем творчестве Некрасова на примере анализа стихотворения «Элегия
». - Подготовьте рассказ о творческой истории поэмы-эпопеи
«Кому на Руси жить хорошо». Какова роль сказочного времени и пространства в
композиции поэмы? Попытайтесь определить свою точку зрения в споре о порядке
частей в поэме-эпопее. - Как развивает и углубляет Некрасов в главе «Помещик» тему
взаимоотношений народа и господ, поставленную еще Тургеневым в «Хоре и
Калиныче» и других рассказах «Записок охотника»? - Проанализируйте песни и легенды, которые поет и
рассказывает народ в «Пире на весь мир». Можно ли на основании этих песен и
легенд говорить о неуклонном росте народного самосознания? - Подготовьте сообщение на тему «Фольклор в поэме-эпопее
«Кому на Руси жить хорошо».
ТЮТЧЕВ
- Подготовьте рассказ о малой родине Тютчева, используя
учебник и рекомендованную учителем литературу. Дайте характеристику поколению
«любомудров», определите отличие их общественной позиции от взглядов декабристов,
раскройте их роль в становлении самобытной русской мысли и философской лирики. - В чем проявилось особое положение Тютчева среди русских
писателей XIX века? - Какое значение в лирике Тютчева приобретает тема трагического
одиночества человека в мире (на примере стихотворений «Silentium!» и «Нам не дано предугадать…»)? На примере
предложенных учителем для анализа стихотворений покажите своеобразие
изображения природы в философской лирике Тютчева, особенности ее
метафорического языка. - Подберите самостоятельно и проанализируйте стихи Тютчева,
в которых идет борьба космических и хаотических стихий бытия. - Раскройте два лика любви в стихах Тютчева («О, как убийственно
мы любим…» и «Я встретил вас…»). Подготовьте рассказ о переменах в поздней
лирике Тютчева, используя раздел учебника «Поэтическое открытие русского
космоса» и собственные наблюдения над стихами Тютчева этого периода («Эти
бедные селенья…», «Умом Россию не понять…», «Есть в осени
первоначальной…», «Я встретил вас…»).
ФЕТ
- Подготовьте сообщение о
взглядах Фета на роль поэта и поэзии на основе анализа стихотворения «Одним
толчком согнать ладью живую…». - Проанализируйте стихотворение Фета «Вечер». Обратите внимание на
звуковой ряд поэтических строк. Раскройте своеобразие метафорического строя
пейзажной лирики Фета на примере анализа стихотворений «Пчелы» и «Это утро,
радость эта…». - Выделите особенности любовной
лирики Фета, анализируя стихотворения «Шепот, робкое
дыханье…» и «Сияла ночь. Луной был полон сад…». - Подумайте над тем, что сближает
лирику Фета с поэзией Пушкина и чем она отличается от
пушкинских стихов.
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
- Составьте развернутый план рассказа о детстве,
отрочестве и юности Салтыкова-Щедрина. Какие детские и юношеские впечатления
повлияли на формирование сатирического таланта писателя? Какие впечатления
вынес Салтыков из Вятской ссылки? - Сформулируйте главную проблему «Истории одного города»
и подтвердите это конкретными примерами из текста произведения. - Расскажите, привлекая собственные наблюдения, о смешении
времен, сатирическом гротеске, сатирической фантастике, сатирическом
пародировании как основных художественных средствах, которыми пользуется автор
в «Истории одного города». Раскройте их содержательный смысл. Проследите по
тексту противоречивые и парадоксально несовместимые характеристики, которые
дает автор городу Глупову, и докажите, что с помощью соединения несоединимого
он добивается углубления и расширения масштаба своих сатирических обличений.
Архив блога
-
►
12
(104)
-
►
сентября
(66)
-
►
октября
(18)
-
►
ноября
(7)
-
►
декабря
(13)
-
-
►
13
(226)
-
►
января
(4)
-
►
февраля
(15)
-
►
марта
(18)
-
►
апреля
(26)
-
►
мая
(26)
-
►
июня
(6)
-
►
июля
(6)
-
►
сентября
(23)
-
►
октября
(38)
-
►
ноября
(37)
-
►
декабря
(27)
-
-
▼
14
(307)
-
►
января
(22)
-
►
февраля
(21)
-
►
марта
(42)
-
►
апреля
(29)
-
►
мая
(32)
-
►
июня
(9)
-
►
августа
(7)
-
►
сентября
(58)
-
►
октября
(31)
-
►
ноября
(35)
-
▼
декабря
(21)
-
-
►
15
(134)
-
►
января
(17)
-
►
февраля
(23)
-
►
марта
(17)
-
►
апреля
(14)
-
►
мая
(8)
-
►
июня
(4)
-
►
августа
(1)
-
►
сентября
(11)
-
►
октября
(11)
-
►
ноября
(13)
-
►
декабря
(15)
-
-
►
16
(133)
-
►
января
(23)
-
►
февраля
(8)
-
►
марта
(6)
-
►
апреля
(13)
-
►
мая
(6)
-
►
июня
(8)
-
►
сентября
(14)
-
►
октября
(23)
-
►
ноября
(14)
-
►
декабря
(18)
-
-
►
17
(206)
-
►
января
(13)
-
►
февраля
(4)
-
►
марта
(23)
-
►
апреля
(12)
-
►
мая
(21)
-
►
июня
(11)
-
►
июля
(5)
-
►
августа
(4)
-
►
сентября
(48)
-
►
октября
(19)
-
►
ноября
(6)
-
►
декабря
(40)
-
-
►
18
(66)
-
►
января
(11)
-
►
февраля
(24)
-
►
марта
(7)
-
►
апреля
(3)
-
►
мая
(3)
-
►
июня
(7)
-
►
августа
(2)
-
►
сентября
(7)
-
►
октября
(1)
-
►
ноября
(1)
-
-
►
19
(6)
-
►
января
(1)
-
►
февраля
(1)
-
►
марта
(1)
-
►
апреля
(1)
-
►
октября
(2)
-
-
►
20
(1)
-
►
февраля
(1)
-
-
►
21
(2)
-
►
марта
(2)
-
- « первая
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- . . .
- последняя »
(Назад) (Cкачать работу)
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
Тургенев оставляет народную тему и обращается к повестям и романам из жизни русского человека культурного слоя? Как изменяется облик центрального героя романов Тургенева от «Рудина» – к «Дворянскому гнезду» и «Накануне»?
7. Объясните, почему в качестве образца для русских «новых людей» Тургенев предложил в романе «Накануне» не русского революционера, а болгарина Инсарова?
8. Почему интерпретация романа «Накануне» в статье Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» явилась поводом к разрыву Тургенева с журналом «Современник»?
9. На основе анализа первых глав романа и особенно споров Базарова с Павлом Петровичем покажите трагический характер основного конфликта между «отцами» и «детьми». Что вас привлекает и что отталкивает в позициях героев-антагонистов?
10. С опорой на текст романа подготовьте рассказ о том, почему начиная с XIII главы конфликт произведения из внешнего (Базаров и окружение) переводится во внутренний план (в душу самого Базарова)?
11. Дайте анализ авторского описаниядушевногосостояниягерояпослеегоувлеченияОдинцовой (гл. XVII). Покажите, как эта любовь ставит под сомнение нигилистические убеждения героя и приводит его к мировоззренческому кризису?
12. Проанализируйте сцену признания Базарова Одинцовой и объясните, почему любовный порыв Базарова испугал героиню.
13. Как трагическая природа конфликта раскрывается в любви Базарова к Одинцовой?
14. Внимательно прочтите XX и XXI главки романа и подготовьте ответ на вопрос: «Какой жизненный урок получает Базаров под кровом родительского дома?»
15. Прочтите сцену объяснения Базарова с Фенечкой; какую роль играет она в опровержении вульгарного взгляда Базарова на суть отношений между мужчиной и женщиной?
16. Дайте анализ сцены смерти Базарова, обратите внимание на то, какие силы помогают Базарову мужественно принять смерть.
17. Объясните роль эпилога в «Отцах и детях»; с какой целью Тургенев обращается в эпилоге к пейзажу, перекликающемуся с картиной природы в 3 главке романа?
18. Опираясь на текст учебника и рекомендованную учителем дополнительную литературу, подготовьте рассказ о жизни и творчестве Тургенева конца 1860 – начала 1880-х годов.
Дополнительные вопросы и задания по творчеству Тургенева на профильном уровне:
1. Дайте общую характеристику художественного времени в романах Тургенева в сравнении с романами Пушкина и Лермонтова. Как развивает Тургенев в своих романах («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне») пушкинские традиции? Почему Д. С. Мережковский назвал Тургенева «гением меры»?
2. Какую роль в романах и повестях Тургенева играют художественно-философские мотивы?
3. Что нового внёс Тургенев в характеристику типа «лишнего человека» в русской литературе?
4. Почему Ромен Роллан сказал, что из каждого рассказа «Записок охотника» мог бы выйти целый роман Толстого? Раскройте роль Тургенева как писателя-первопроходца в русской литературе второй половины Х1Х века.
5. Какие исторические события привели Тургенева к мысли, что творческой силой истории является интеллигенция – «культурная прослойка» общества?
6. Опираясь на текст учебникаирекомендованнуюучителемдополнительнуюлитературу,
- « первая
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- . . .
- последняя »
Интересная статья: Основы написания курсовой работы
|
|
«УЧИТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ» |