Все про Бабу Ягу
Происхождение термина
В различных языках славянской языковой группы встречаются основы, которые, согласно некоторой схожести фольклора, могли лечь в основу имени «Яга». В русском же языке наиболее близким является слово «язва». То есть – язвительная, скверная на язык женщина.
Есть еще версия, якобы уходящая корнями к ведической культуре. Не Баба Яга, а Баба Йога – древняя богиня мудрости и справедливости. Однако, это околонаучная теория, которая не имеет подтверждений.
Как выглядит Баба Яга
Яга – высокая, невероятно худая старуха. У нее во рту немного зубов. Нос – длинный, изогнутый. В некоторых повествованиях указывается, что кости ее проступают через кожу (Баба Яга – костяная нога). Также, костяная нога указывает на связь этого персонажа с потусторонним миром. Традиционно, у Яги только одна нога. В сказках она никогда не ходит, а лежит в своей избе или летает в ступе.
Она почти слепая. О присутствии человека, как правило узнает по запаху —
что-то русским духом запахло.
Баба Яга бессмертная, согласно сказочным преданиям.
Избушка Бабы Яги
В сказках располагается либо на границе леса (граница между миром живых и мертвых), либо «за тридевять земель», т.е. очень далеко (также ассоциируется с потусторонним миром).
Избушку нельзя миновать, а непременно нужно пройти сквозь нее. Это еще раз указывает на ее пограничное положение между двумя мирами.
Вокруг избушки непременно расположен частокол, увешанный людскими черепами, вместо традиционных глиняных горшков. И это один из атрибутов потустороннего мира.
У избушки нет ни окон, ни дверей. Однако, всегда упоминается важная деталь – она повернута к лесу передом, к герою – задом. Для того, чтобы попасть в нее, нужно произнести магические слова:
«Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».
Внутренность данного строения также примечательна. В сказках описывается, что руки и ноги Бабы Яги раскинуты по всем сторонам избушки. Нос уперт в потолок. Это может указывать на огромный рост Яги или на то, что избушка очень мала. Второй вариант, по мнению исследователей, предпочтительней.
Такое описание делает избушку похожей на небольшую погребальную конструкцию – «избу смерти» с прахом покойников у древних славян. Курьи ножки – указание на то, что погребальная конструкция приподнята над землей. Это тоже соответствует «воздушным» погребениям древних славян, которые помещены на помосты или деревья.
Еще одно символичное толкование «куриных ножек» относится к древнему тотемическому представлению о Яге, как заклинательнице животных – они ей служат, и сама она может принимать облик различных живых существ.
Традиционное выражение Бабы Яги «Фу-фу-фу, что-то русским духом пахнет!» отражает представления древних славян об умерших: для них запах живого человека неприятен, они отчетливо чувствуют его приближение к своему захоронению.
В противовес – запах мертвеца также неприятен живым.
Три образа Бабы-Яги
Традиционно, из сказочных сюжетов выделяются три собирательных образа Бабы Яги, для каждого из которых характерны свои особенности.
1. Яга-Советчица и Дарительница. Это основной образ, который встречается чаще других. «Вещая» — главная характеристика данного образа. Баба Яга мудрая, она много знает, может предсказывать будущее и помогает главному герою. Кроме советов, она дает ему магические предметы: клубок, шапку-невидимку или коня.
Этот образ уходит корнями к женскому славянскому божеству, прародительнице рода человеческого, материнскому началу.
2. Яга-Похитительница. По мотивам сказок похищает детей и юношей. Это не просто образ кровожадной людоедки, идущей на любые ухищрения ради того, чтобы заманить к себе жертв. В основу персонажа здесь положен древнейший славянский обряд инициации – посвящения мальчиков в мужчин. Символическая смерть и последующая за ней новая, зрелая жизнь взрослого мужчины – ни что иное, как посещение избушки Яги – загробного мира и возращение в мир живых.
И еще, по мотивам сказок, поедает детей Баба Яга, запекая их в печи. Здесь заметны отголоски древнего славянского обряда «паланья» детей – помещения их в печь для своеобразного благословения огнем. Новорожденных младенцев, также дохаживали в теплом печном месте, выкладывая их в тесто. Не для съедения, разумеется.
3. Яга-Воительница. Этот образ реже других встречается в сказках. Здесь Баба-Яга богатырка, женщина, наделенная нечеловеческой силой. Она внушает ужас. В отличие от предыдущих образов – здесь воюет во главе своего темного воинства. Ее «рать-сила несметная».
Яга противостоит главному герою. Она ведьма, страшное доисторическое существо, подобное давно забытым темным божествам. Средство передвижения Воительницы – темный конь.
Научная теория
У ученых насчет происхождения данного персонажа не сложилось единого мнения. Вот две противоположные концепции:
Баба-Яга… Под этим именем почитали славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе, имеющей железный пест. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных, и особенно те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества или символы житейских потребностей.
Таким образом, Баба-Яга из злой адской богини превратилась в злую старуху-колдунью, подчас людоедку, которая живет всегда где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. Подобно ведьмам, она посещает шабаш ведьм, летает на Лысую гору, но только не на помеле, а в ступе, и пестом след заметает, говорит грубо; когда дома, то проводит большую часть времени, сидя на печи. Злая старуха как человек хозяйственный, кроме ступы и песта, что заменяло в старину мельницу, имеет тоже кота. Вообще о бабе-яге остались только следы в народных сказках, и ее миф сливается с мифом ведьм.
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014 – 688 с.
Бяба-Яга — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе-Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба-Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами.
Тибенько Т. И., Бондаренко И. В. Кто ты, Баба Яга? // Юный ученый. — 2015. — №2. — С. 17-19. URL: https://yun.moluch.ru/archive/2/137/ (дата обращения: 23.04.2018)
Стихотворение Бальмонта про Бабу Ягу
У чудищ
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.Пойду пожалуй теперь к Кощею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.
Читать также:
Происхождение Бабы-яги
Надо сказать, образ этого персонажа происходит из глубокой древности. Конечно, время сильно потрепало и изменило героиню нашего сегодняшнего рассказа, однако давайте сначала отправимся в далекое путешествие, когда Баба-яга, а точнее, тогда еще Ягиня, была молодой, красивой и статной девушкой.
Итак, доподлинно известно, что Баба-яга являлась дочерью самого Вия, владыки Срединного царства Нави, а также богини Макошь, старшей из трех богинь судьбы. В те далекие времена считалось, что Яга является божеством смерти, что она сторожит вход в царство мертвых, а в некоторых легендах – она даже была проводником душ.
Стоит отметить, что данный персонаж упоминается и в скифских легендах. Если вы внимательно читали нашу статью о Геракле, то наверняка запомнили момент, когда знаменитый греческий герой отправляется в земли скифов, где он встречает наполовину деву, наполовину змею Ехидну. Известно, что в результате их недолгих отношений Ехидна забеременела, а после произвела на свет первых скифов. В свою очередь скифы – это одно из племен, предшествующих славянам, т.е. одни из первых наших прародителей.
В те давние времена, Ягиня считалась неописуемой красавицей. До нас дошли источники, что по красоте своей Ягиня могла сравниться с самими Ладой и Деваной. Учитывая тот факт, кем был ее отец, не удивительно, что девушка часто путешествовала по верхнему подземному царству. Именно там она почерпнула свою мудрость, именно там она научилась понимать практически все языки мироздания.
Задать вопрос
Существуют ли теории, доказывающие реальное происхождение Бабы-яги?
Определенно да. В статье мы раскрыли образ женщины-знахаря, уединенно живущей в лесу. Однако существовал древний кочевой обычай. Если умирал человек, связанный с магией, то считалось, что его дух и после смерти будет блуждать среди мира живых. Поэтому таких людей хоронили в домах без окон и дверей, а в доме оставляли куклу. Считалось, что дух заинтересуется куклой, не сможет вырваться из избы и перестанет вредить живым. Такая погребальная изба вполне могла стать «избушкой на курьих ножках».
Помимо прочего, Ягиня считалась еще и сильным воином, противостоять которому не мог не один смертный, и даже не каждый бессмертный мог справиться с дочерью Вия. У последнего, к слову сказать, было с этим много проблем, т.к. он хотел выдать дочь замуж, однако Ягиня поклялась, что выйдет замуж только за того, кто одолеет ее в честном бою.
Известный факт, что впоследствии она все-таки вышла замуж, и не за абы кого, а за самого Велеса, который волею судеб забрел на территорию Верхнего Подземного Царства и встретил там Ягиню, в которую влюбился, с которой сразился и победил.
Впоследствии, Весел и Яга стали правителями Верхнего Подземного Царства, однако представление славян о посмертной жизни также претерпел изменений. Поэтому Верхнее Царство перестало считаться землей мертвых, а стало чем-то, вроде промежуточной территорией, между царством живых и царством мертвых, между Явью и Навью.
Также существует легенда, которая была популярна у северо-западных славянских племен. Считалось, что Баба-яга – это никто иная, как русалка. И действительно, в тех племенах передавался облик старых и страшных женщин, в качестве русалок, которые были прокляты родителями, погибли некрещенными или же утопились в водоеме от нераздельной любви.
Также древняя славянская мифология достаточно верно описывает историю старения Ягини. Например, существует легенда, согласно которой Велес, по наущению Яги, выкрал небесных коров из Прави. За это боги прогневались на Ягу и прокляли ее, в результате чего, бессмертная и вечно молодая красавица превратилась в ужасную старуху с костяной ногой. И как бы она не старалась, а молодость и красоту она вернуть не могла. Благодаря душам смертных, она ненадолго обретала былой облик, но это был лишь кратковременный эффект. Так красавица Ягиня и стала Бабой-ягой, закрепившимся в русском фольклоре.
Как выглядела Баба-яга
Рекомендуем по теме
Как мы уже сказали ранее, Ягиня изначально была невероятной красавицей. Обута в золотые сапожки, сильная и стремительная. Косы длинные, украшенные различными лентами и украшениями. Щеки – румяные, глаза – красивые, томные, фигура – шикарная (по современным меркам – спортивная). Не удивительно, что Велес сразу же влюбился в девушку, ибо уж очень хороша она собою была.
Существует легенда, в которой костяная нога Бабы-яги воспринималась как хвост, что придавало ей змееподобный облик, связывало с греческой Ехидной. Считалось, что она обладает даром переправлять души умерших.
Молодая Яга была одета в чистую и белую одежду, однако в некоторых легендах упоминаются «железные груди», от чего можно сделать вывод, что молодая Ягиня носила доспехи. Это подтверждает и факт, что она была воином.
Впоследствии образ Яги изменился. По одной из легенд, боги прокляли ее и превратили в горбатую и безобразную старуху с редкими длинными седыми волосами, крючковатым носом, всю в морщинах, с обвисшей грудью и железными зубами. Обязательным атрибутом Бабы-яги являлась ее костяная нога.
Яга-старуха одевалась намного хуже. На ногах ее были лапти из соломы, на себя она надевала грязный балахон белого или зеленого цвета. Нередко она надевала на голову рогатый головной убор под названием «кика».
Впоследствии за Бабой-ягой, в облике старухи, закрепилось 3 образа:
- Баба-яга-воительница. Даже постарев, Ягиня не забыла боевых навыков. Считалось, что одним из ее артефактов был меч-кладенец, который давал ей неистовую силу, благодаря которой Ягиня на равных сражалась с любыми богатырями, и даже побеждала многих из них. Более того, нередко Яга делилась своими артефактами и знаниями с людьми, которые были достойны этого и просили у нее помощи или совета.
- Баба-яга-похитительница. Некоторые народы свято верили, что Ягиня является злым персонажем. Нередко ей приписывались похищения и убийства детей. Однако все больше и больше Яга выступала в них не лучшим образом. Часто ее обманывали, хитрили с ней и выставляли ее в не самом лучшем свете.
- Баба-яга-помощница. А в этом образе, Баба-яга была просто мудрой старушкой, которая всячески помогает героям сказаний. Парит их в бане, кормит, учит, как надо себя вести, снабжает артефактами и т.д.
Как мы знаем из мифов и сказок, у Бабы-яги были извечные атрибуты. К таковым относились:
- Избушка на курьих ножках. Согласно легендам, данная избушка была местом жительства Бабы-яги. Находилась она в самой чаще леса, в местах, где находится граница, между миром живых и миром мертвых. Сама избушка считалась волшебной, могла сама передвигаться и всячески помогало Ягине. Всегда избушка повернута в сторону мира мертвых, отчего героям сказок приходится просить ее развернуться.
- Кости и черепа. Нередко в сказках встречаются описания места жительства Ягини. Например, известно, что вместо забора у нее кости людей и животных, а сверху на них надеты человеческие черепа, из глазниц которых по ночам льется огонь или свет.
- Ступа и помело. А это – извечный транспорт Бабя-яги, в котором она или летает, или скачет по земле. Впрочем, если брать за основу веру в костяную ногу, то не удивительно, что передвигаться на своих двоих старушке было тяжело.
- Филин – мудрая птица.
- Волшебный клубок, находящий дорогу куда бы то не было.
- Тарелка и яблоко, которое предсказывало будущее.
- Метла, которой она выметала зло.
Были у Бабы-яги и другие волшебные предметы. Практически в любой сказке можно увидеть что-то новое и необычное, поэтому и список волшебных предметов можно продолжать бесконечно. Именно поэтому мы выбрали основные ее атрибуты, которые постоянно ассоциируются с ней.
Значение Бабы-яги в славянской мифологии
В славянской мифологии Баба-яга играла очень важное значение. По сути – она была стражем границы миров. Как жену Велеса – ее любили, почитали и уважали. Это уже после, ее образ несколько ужесточился, но изначально все было именно так.
Баба-яга, как учительница
Баба-яга считалась хозяйкой леса. Нередко к ней приходили молодые парни и девушки, чтобы испросить у нее совета. Более того, известно, что Яга воровала детей, и чаще всего – сирот. В сказках принято считать, что Баба-яга их съедала. Но мифология говорит об обратном. В частности, она воспитывала сирот, и известно много личностей, которые впоследствии стали волхвами, жрецами или просто верными женами, ибо своею мудростью делилась с ними Ягиня.
Нередко Баба-яга помогала и взрослым людям. Но нужно было сперва доказать, что ты являешься достойным этих знаний и артефактов, ибо глупцу они могли только навредить. Поэтому лишь достойные получали от Ягини всю мудрость, которой она обладала, а иногда – даже артефакты.
Обращались к Йогине за советом, однако помогала она не каждому. Сначала испытания разные устраивала, ибо знания большие могут вред принести людям при неправильном использовании. Мудрости лишь достойных учила.
Почему Баба-яга то вредит людям, то помогает?
Если верить сказкам и легендам, то в большинстве случаев Баба-яга пыталась помогать людям, но только достойным. Даже сейчас, те же врачи не всегда говорят диагнозы пациентам. А представьте давние времена, когда объяснить это было практически невозможно. Ну и конечно же, после крещения образ знахаря в виде Бабы-яги окончательно стал отождествляться со злом, как и все языческое.
Баба-яга, как помощница
Двойственность Бабы-яги заключается в том, что к ней нужно было относиться уважительно. Практически никогда она не причинит вреда путнику, добравшемуся до ее избушки. Даже легенды, в которых Яга жарит детей на лопате – можно истолковать как проведение какого-либо обряда. Ибо практически всегда героям удается сбежать или обхитрить бабку. Более того, нередко она и сама выпроваживала гостей, предварительно накормив, напоив и отмыв их.
Баба-яга, как проводница
Более того, знаменитое Тридевятое царство – есть ничто иное, как мир верхнего подземного мира. Так, например, многие герои приходят к Бабе-яге. Изначально она запугивает их (проверяет на выдержку духа и целеустремленность), а после, если герой докажет, что он достоин, помогает ему. Сначала парит в бане (что сравнимо с ритуалом омывания), а после – кормит (также можно принимать, как покойницкий обед). Получается, что после встречи с Бабой-ягой, герой оказывался в положении, которое в народе преобразилось в поговорку «ни жив, ни мертв». Однако, именно после бабкиных ритуалов, герои сказок всегда добирались до заветного Тридевятого царства.
Баба-яга, как знахарь и врачеватель
Рекомендуем по теме
Как мы уже говорили, в наши дни таких людей, которые обладают знаниями о чудодейственных свойствах трав и растений, называют знахарями. В наших сказках нередко упоминаются факты, что Баба-яга умела варить приворотное и исцеляющее зелья. Кроме того, в ее избушке постоянно упоминаются какие-то травы и коренья, которые она сушит.
В древние времена знахарей уважали и часто пользовались услугами. Но их же и боялись, т.к. считалось, что свои силы они могут применить как на доброе, так и на злое дело. Вообще, к знахарям обращались только при крайней нужде, т.к. страх иногда превосходил здравый смысл.
Была ли Баба-яга на самом деле
На самом деле – все достаточно реально. Дело в том, что в древности существовало подобие матриархата. В те далекие времена зрелость мужчин определяли никто иные, как девушки и женщины. Причем, доказать это мужчина должен был не своей внешностью, успехами в постели или в ратном деле, а поступками, которые действительно делают из него мужчину – добытчика семьи.
Так вот, история рассказывает о женщинах-жрицах, которые, в результате своих знаний и мудрости, воспринимались обществом как ведьмы или колдуньи. Их продолжали ценить, когда что-то было нужно, но в большинстве своем, люди относились к знаниям с осторожностью. Именно поэтому, большинство жриц уходили жить в глубокие леса.
Однако традиция испытаний никуда не делать. Однако теперь юноша, чтобы доказать свою зрелость, вынужден был отправляться в одиночку в лес, где его поджидали испытания Бабы-яги. Как правило, это простые испытания: добыть еду, помыть посуду, сварить обед, наколоть дров, кого-то победить и т.д.
В результате этого парень доказывал, что он уже взрослый, что при необходимости сможет позаботиться о себе и своей семье, сможет защитить их. И решала это Баба-яга, которая все время наблюдала за действиями парня.
Более того, если за основу легенд взять наши сказки, то обратите внимание на возлюбленных главных героев. Это сплошь царевны, княжеские или купеческие дочки и т.д. Само собой, чтобы жениться на такой барышне, нужно было доказать свою зрелость, причем не у соседки в кровати, а действительно на деле у одинокой жрицы в лесу, одно упоминание о которой уже вызывает мурашки на коже.
Таким образом, можно предположить, что Баба-яга – это не один единственный персонаж, а собирательный образ всех жриц славянских племен. При этом, этих жриц, в наши дни, вполне можно называть знахарями, ибо они в точности владели знаниями о волшебных свойствах растений и при необходимости, использовали их на благо людям. Также отсюда можно сделать вывод, что Баба-яга, в основном, это хороший персонаж, призванный помогать людям. Но характеры бывают разные, а отсюда и расхождения в легендах, образах и внешнем виде.
Более того, во времена Крещения Руси, все доброе и живое, что ценилось в язычестве, портили, оскверняли и уничтожали. Возможно, именно поэтому некогда добрая ведунья и берегия Ягиня стала коварной и жестокой бабкой, цель которой заманить путников и убить. И то, если знать все факты, даже зловредные проделки Бабы-яги можно расценивать, как один из способов помощи.
Вот такая она, Баба-яга. Как видите, далеко не все мы знали об этом персонаже из детских сказок. А когда-то люди действительно в нее верили, а возможно и пользовались ее услугами. И нет ничего ужасного в том, чтобы владеть знаниями и информацией, но тогда это воспринималось иначе. Тем не менее, славяне куда проще воспринимали всю мистику, а не как в Европе, где все закончилось сжиганием на кострах. На этой ноте мы хотим закончить нашу статью, всем удачи и до новых встреч.
Часто задаваемые вопросы
Почему Баба-яга пекла детей в печи, если она была доброй?
Баба-яга – это человек или божество?
Наталья Викторовна Степура
Эксперт по предмету «Литература»
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Сказка – это повествовательное, как правило, народно-поэтическое произведение о вымышленных героях и событиях, преимущественно с участием фантастических, волшебных сил.
Происхождение образа Бабы-яги
Баба-яга – древний персонаж, который своими конями уходит в эпоху поклонения женскому предку-тотему. По В. Я. Проппу, можно выделить три образа Бабы-яги:
- Яга-дарительница, которая лежит в тесной избушке;
- Яга-пожирательница;
- Яга-воительница.
Ю. Степанов исследует этимологию слова «яга» и считает, что это понятие относится к праславянскому слову «яга», которое обозначает «кошмар». Сходные по звучанию слова в других славянских языках тоже означают «злые» понятия: «злая баба», «страх», «ужас», «ведьма».
Избушка Бабы-яги располагается в чаще или на опушке дремучего леса, что является свидетельством пограничья двух миров. Такое нахождение персонажа специфично отражается в хронотопе сказки, где дремучий лес – это граница между «нашим» миром, миром живых, и потусторонним миром. Избушка Бабы-яги имеет два входа, то есть она является переходом из одного пространства в другое. А тесноту избушки можно объяснить тем, что это гроб. То есть Баба-яга – мертвец. А портретные специфичные отличительные черты этого персонажа (вросший в потолок нос, костяная нога, черная) отсылают напрямую к образу мертвеца. С обрядом инициации связана и избушка на курьих ножках – именно так выглядели жилища, где проводили время молодые люди во время совершения обряда. После прохождения всех испытаний они перерождались в новом качестве. Возвращение после обряда инициации означало «воскрешение» человека.
В русской народной сказке Баба-яга является своего рода хозяйкой леса и матерью животных. Яга наделяется ярко выраженными женскими, материнскими чертами. А ее атрибуты – пест, ступа, помело, печь – свидетельствуют о сущности хозяйки.
«Образ Бабы-яги в русских народных сказках» 👇
Рассматривая образ Яги, Н.А. Криничная особо подчеркивает наличие у нее женских атрибутов – метлы, кочерги помела, а также ее способность летать. Подобный облик персонажа связан с его архаичной связью с женским началом и его восприятием.
Народная сказка – это отражение мировосприятия народа, его страхов, воззрений, размышлений об окружающем мире. Сказочные персонажи, сюжеты, поведение героев помогают пролить свет на образ жизни людей пошлых эпох, понять смысл верований, обрядов и в целом, картины мира.
В русском фольклоре образ Бабы-яги сложен. В первую очередь, сама Яга является жертвой. Лесной дух, пражертва, ведьма, которая жаждет смерти – Яга требует новых душ для удовлетворения своей жертвенной сущности.
Замечание 1
Однако следует отметить, что нет ни одной известной сказки, в которой Баба-яга жарит детей – она лишь хочет это сделать. На Руси существовал обряд – перепекание больного ребенка. Бабой-ягой называли бабу-повитуху. Она клала ребенка на раскатное заговоренное тесто, заворачивала в него ребенка и запихивала в печь на некоторое время. Затем вытаскивала из печи, разворачивала, тесто отдавала собакам, а ебенок выздоравливал.
Внешний вид Яги
Внешность Бабы-яги безобразна: это уродливая сгорбленная старуха с длинными лохматым волосами, длинными сопливым носом крючком, с одной золотой или костяной ногой. Одета в одну рубаху без пояса. Глаза Бабы-яги горят красными сполохами. У нее костлявые руки, острые железные зубы.
Большую часть времени старуха проводит на печи, ткет холсты и прядет кудель. Она любит загадывать загадки.
У Яги косматые волосы, косы расплетены. В древнеславянской культуре распущенные волосы означали связь с потусторонним миром. Косы расплетались у умершей женщины. Это еще раз подтверждает, что Баба-яга – мертвец. Принадлежность персонажа двум мирам обусловливает ее практически безграничные возможности.
У Бабы-яги нет человеческого зрения, она ничего не видит. Но Яга видит будущее.
Функции Бабы-яги в русских сказках
В волшебных сказках встречается несколько образов этого персонажа. Есть много сказок, в которых старуха помогает главному герою. в них Баба-яга выступает в роли помощницы. Она помогает герою в переходе из нашего мира в мир потусторонний. В этой ипостаси это главная задача Яги. Так, в сказке «Иван Быкович» богатыри отправляются сражаться с Чудо-юдом на реку Смородину, на калиновый мост. Здесь река является символом границы между мирами, а мост – переход через реку. Яга их «пропустила» через свою избушку, убедившись, что богатыри отправляются на доброе дело. Считалось, что по Калинову мосту пройти и вернуться обратно может лишь человек с чистыми помыслами, дурной же человек попадет под мост.
Баба-яга указывает дорогу, дает совет, дарит волшебные предметы.
Иногда у Яги есть более мудрые старшие сестры. И она посылает Ивана-царевича к ним, как, например, в «Сказке о молодильных яблоках и живой воде».
В сказке «Перышко Финиста-ясна сокола» младшая дочь от сестер-старушек получает волшебные вещи, с помощью которых находит своего потерянного возлюбленного.
В ряде сказок Баба-яга предстает как трансформированный образ Мокоши, Великой богини, главного женского божества в мифологии древних славян. Многие исследователи в этом видят символику матриархата. Возникает вопрос, почему в таком случае Баба-яга настолько уродлива? С приходом на Русь христианства язычество неохотно сдавало свои позиции. Многие постепенно трансформировались, но совсем не ушли. В этом случае Баба-яга превратилась в безобразную, но добрую старуху.
В большинстве сказок Баба-яга предстает в образе злодейки. Героями таких сказок чаще всего выступают дети, которые оказываются в избушке Бабы-яги. Она сама либо ее помощники похищают детей, оказавшихся на улице без присмотра. В этих сказках Баба-яга олицетворяет опасность для детей. А дети, которые оказались одни в лесу и заблудились, чаще всего были обречены на смерть. Но им помогают вернуться домой смекалка и доброе сердце.
Существуют сказки, в которых Баба-яга не добрая, но помогает герою, при этом чтобы получить ее помощь, необходимо выполнить невыполнимые задания. В этой роли Яга помогает не от чистого сердца, а из корыстных побуждений.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
О том, как выглядит Баба-яга, известная с детства каждому, мы знаем благодаря русским народным сказкам, мультипликационным и кинематографическим фильмам. Как правило, представлена она как персонаж отрицательный, с взбалмошным и даже вредным характером, и довольно непривлекательной внешностью.
Однако очень мало кто знает, что не всегда в представлении людей она была уродливой старухой, строящей всякие козни главным героям сказок. Как же возник этот сказочно-мифологический персонаж, и какие внешние изменения претерпела Баба-яга, описание которой встречаются в различных источниках? Постараемся ответить на все эти вопросы в статье.
Внешний вид
Такой сказочный персонаж, как Баба-яга, присутствует в славянской мифологии разных народов. В разных областях России она имеет несколько названий: Ягиха, Ягабова и Ягая баба. В Болгарии, Польше, Сербии и Чехии тоже есть подобные мифологические персонажи, правда, под другими именами, но вот внешний вид и большая часть привычек у них очень похожи. Проживает Баба-яга вдали от людей, в глухом лесу. Занимается колдовством и общается с различными лесными обитателями.
Люди с ней общаются неохотно, так как выглядит Баба-яга довольно зловеще: старая, сгорбленная, с крючковатым носом и уродливым лицом, «украшенным» множеством бородавок, с длинными седыми лохмами. Да и характер, согласно сказкам, довольно вредный: если и помогает, то неохотно, стараясь максимально усложнить при этом жизнь главного героя.
Прообразы и прототипы
Усвоив еще в детстве, как выглядит Баба-яга, довольно сложно представить, что в далеком прошлом нашим предкам она виделась молодой и полной сил, довольно могущественной юной красавицей с русыми косами, способной принять любой облик: грозы или животного, птицы или тучи.
В пантеоне богов древних славян была добрая богиня – хранительница тайных знаний, рода и традиций, наставница детей и сирот — Ага Ягинишна, Йогиня, позднее превратившаяся в Бабу-ягу. Жила она на границе Нави – Темного царства, и Яви – физической реальности. Так как одной ногой Яга находится в царстве мертвых, а второй стоит в мире живущих, передвигаться ей по нашему миру приходилось при помощи ступы – особого летательного приспособления. Согласитесь, получившийся портрет Бабы-яги значительно отличается от образа, привычного для нас с детства? Подобная богиня, охраняющая границу между миром живых и мертвых, существует в мифологической традиции большинства европейских народов: это германская Хольда, или, как ее еще называли, Перхта, греческая Геката и индуистская Кали.
Возникает вполне логичный вопрос: «Как же могущественная богиня-красавица превратилась в народных сказаниях в старуху-отшельницу довольно неприятной внешности и злобного характера?»
Превращение
О том, как выглядит Баба-яга, нам рассказывают народные сказки, записанные в основном исследователями и литературно переработанные относительно недавно. До этого времени подобные истории являлись элементом устного творчества и передавались потомкам через рассказ.
Превращение юной богини в существо более близкое к природным и лесным духам произошло после того, как матриархат уступил место патриархату. С изменением общественного строя произошла смена верховных богов – женское божество уступило место более агрессивным мужским. Исследователи предполагают, что подобная смена объектов поклонения была отрицательно воспринята жрицами культа Йогини-Яги, которые ушли из племен, предавших, по их мнению, веру. Обладавшие знаниями о целебных свойствах растений и практическими навыками их использования, умевшие исцелять различные хвори, селились ведьмы (ведающие, знающие) подальше от людей, в глубине лесов. Обычные люди хоть и побаивались, но довольно часто обращались к непонятным для них и оттого страшным колдуньям.
Принятие христианства на Руси привело к тому, что жрицы и последователи культа языческой богини Йогини стали рассматриваться как сугубо негативные персонажи, а со временем превратились в собирательный образ Бабы-яги.
На лицо – ужасная, но добрая внутри
Проанализировав большинство сказок о Бабе-яге, довольно сложно сказать, положительный она персонаж или нет. Подобная проблема возникает из-за того, что поступки ее довольно часто кажутся направленными против главного действующего лица сказки. Однако по мере развития повествования понимаешь, что именно Баба-яга, описание которой рисует злобную старую колдунью, направляет по верному, пусть и странному, пути и спасает от различных напастей героического персонажа. Благодаря Яге становятся возможными временный переход доброго молодца из нашего мира Яви в Навь и его благополучное возвращение обратно.
Как выглядит настоящая Баба-яга, сегодня сказать сложно. Вряд ли так, как описывают ее народные предания и сказки. Зато у каждого из нас есть возможность пофантазировать и представить ее такой, какой она нам больше нравится!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»
Литературоведение
Исследовательская работа
Тема:
«Образ Бабы Яги в русских сказках»
Автор работы: Севрюков Артём
ученик 6А класса,
МБОУ«Ивнянская средняя
общеобразовательная школа
№1»
Руководитель:
Несмачная Татьяна Ильинична
учитель
МБОУ«Ивнянская средняя
общеобразовательная школа
№1»
п. Ивня 2016
Содержание
Содержание…………………………………………………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………………………………………………..3
— 4
Глава 1.Баба Яга –
мифологическое существо…………………………………….…4 -5
Глава 2.Характеристика Бабы Яги…………………………………………………….5
-7
Глава 3.Анкета « Образ Бабы Яги в
русских народных сказках»…………………..7 -8
Глава 4.Анализ результатов исследования…………………………………………9
— 10
Заключение………………………………………………………………………………………………………….10
Список
литературы………………………………………………………………………………………………11
Приложения………………………………………………………………………….11
-12
Введение.
Как сказка – мир.
Сказания народа,
Их мудрость
темная, но милая вдвойне,
Как эта древняя могучая природа,
С младенчества запали в душу мне.
Седых П.Е.
Актуальность
темы: образ Бабы Яги в русских сказках очень важен, потому что
сказки с этим образом интересны были людям прошлых поколений, нам и будут, я
считаю, интересны будущим поколениям.
Цель:
на
примере сказок А.Н. Афанасьева проследить эволюцию образа Бабы Яги, определить
её роль в жизни сказочных героев.
Задачи:
·
найти истоки образа Бабы Яги
·
показать связь образа Яги с одноногими божествами
·
установить генеалогию образа
·
проанализировать последовательность действий Бабы Яги и установить
их связь с народным обрядом
·
провести опрос учащихся об образе сказочного героя
·
выяснить значение персонажа.
Объект
исследования: образ Бабы Яги в русских народных сказках.
Гипотеза: Баба Яга –
вымышленный персонаж или языческое божество.
Методы
исследования:
·
чтение сказок
·
знакомство со словарями
·
размышление
·
опрос учащихся.
Где
живет сказка? Повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе
листвы… Сказка родилась с человеком, и, пока живет человек, жива и сказка.
Сказку любят все: и взрослые, и дети. В ней много разных чудес. А задумывался
ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких
детей? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? В мир сказок мы
вступаем в самом раннем детстве, как только начинаем говорить.
Русская
волшебная сказка создала таинственный, замысловатый мир. Все в нем
необыкновенно: топор сам рубит лес; печка разговаривает; яблоня укрывает своими
ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей. А кто же такая Баба Яга?
Слушая
сказки, мы привыкли считать Бабу Ягу обязательным персонажем волшебной сказки.
Какой
это персонаж, сказочный или мифологический?
Какой
представлена Баба Яга в русских народных сказках, почему она
одновременно и пугает, и
притягивает к себе читателей?
1.
Баба Яга – мифологическое существо.
Сказку
всегда предваряет миф. В Мифологическом словаре есть такое определение: «Баба
Яга, Яга Ягишна, Яга Виевна, Яга Змиевна – сказочный персонаж; род ведьмы или
злой дух под личиной безобразной старухи».
Баба Яга — древнее
славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и
домашнего хозяйства.
Баба
Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны
вихри и вьюги. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным
хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в
царство мертвых. Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь
под обычную женщину, ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, но
считали, что она ведьма. И все-таки Баба Яга – существо более опасное, чем
ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей,
поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее
избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих
сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога». Так
же, как и Кощей Бессмертный, она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и
миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.
Избушка Бабы Яги стоит в
чаще леса или на опушке. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от
«курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу
смерти» – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд
существовал у древних славян еще в VI–IХ веках.)
Еще
одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений
в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали
различные настои, иногда помогая жителям деревень. Однако люди верили, что
знахари могли общаться с нечистой силой.
Обратившись к
аналогу Большого энциклопедического словаря – энциклопедии Britannica, узнаём,
что «Баба Яга – это старая злая женщина, которая занимается колдовством.
Является популярным персонажем в сказках славянских народов».
Оказывается, Баба
Яга существует не только в русском фольклоре, но и в белорусском, польском.
В сказаниях любого народа мира есть образ, родственный русской Бабе Яге.
2. Характеристика Бабы Яги.
Русский учёный-фольклорист.В. Я. Пропп выделяет три образа Бабы
Яги: яга – воительница, дарительница, похитительница.
Яга –
воительница сражается
«не на жизнь, а на смерть. При этом она злобная и агрессивная. Сражаясь
с героями, побеждает многих из них. Прилетев в избу и застав в ней
постороннего человека, избивает его до полусмерти. Во многих сказках Яга
летает в ступе и сильна, как богатырь. Она выступает против приехавших в её
царство витязей, причём в отличие от змея, который, обычно выступает единолично
(хотя, благодаря своей многоголовости, является символом множественности
нападающих), нападает во главе целого воинство. Её «рать – сила несметная».
…Баба Яга накинулась на
собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить.
(«Баба Яга»).
Яга-дарительница
снабжает
гостя волшебными предметами (клубок, платок, гребень, зеркало, молодильное
яблоко) и помогает ему. Сказочный образ
Бабы-Яги-дарительницы складывается из разных деталей. Она дает добрые советы-наставления,
вручает чудесные предметы или ценные подарки героя, мудрые, добрые советы и
раскрывает тайны противников.
Яга –
похитительница — это наиболее распространенный образ, характерный для сказок северных
областей.
В сказках Яга
часто похищает детей, стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во
многих местах обряд «перепекания ребёнка», совершавшийся над больными или
слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже
другим человеком. Возможно даже, что сказки о Яге–похитительнице возникли на
основе древнего колдовского обряда посвящения юношей в охотники, введение их в
определенную возрастную группу.
Обряд заключался обычно в том, что
подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали
различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим
охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо
них «родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все
юноши должны были сдать, руководил, по-видимому, мужчина — охотник.
Однако могла
руководить и женщина-ведунья, которая символически представляла собой
повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром
мертвых.
Баба – первая
часть имени показывает, что это персонаж преклонного возраста, ведь мы
называем словами «баба», «бабушка» людей старшего поколения.
У Яги необычная,
чаще всего костяная нога, упоминающаяся почти всегда в единственном числе. В
сказке «Иван Быкович» читаем: Добрые молодцы входят в избушку – на печи
лежит Баба Яга, костяная нога.
Долго ли,
коротко ли – прилетает к избушке, входит – в избушке сидит Баба Яга, костяная
нога, старая, беззубая. («Заколдованная Королева».)
Вошёл в избушку Иван, а там
лежит Баба Яга, костяная нога. («Сказка о Василисе Премудрой »).
В сказках Баба
Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, в избе на курьих
ножках, вокруг которой – забор из человеческих костей, и на заборе вместо
горошков висят черепа, вместо засова – нога, вместо запора – руки.
Например: Вышла
Марьюшка на поляну, а на ней стоит избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на
кольях лошадиные черепа. («Финист – ясный сокол»).
Ехал по долам,
по болотам, по зелёным лугам и приехал в дремучий лес. В том лесу стоит
избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. («Иван Быкович»).
Побежала и видит – стоит
избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. («Гуси-лебеди»).
Передвигается
Баба Яга обычно подобно ведьме или нечистому духу.
Так, в сказке «Иван Быкович» она
ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом: «Яга
ездит за человеческим, помогает ей ступа железная, везут ее черти; под поездом
этим страшная буря, всё стонет, скот рвёт». Иногда она может перемещаться с
места, принимая облик вихря или бури. Как ведьма, может оборачиваться змеей,
кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.
Слугами Бабы Яги,
как и слугами ведьмы, были гады (змеи, лягушки, ящерицы), чёрные коты, вороны;
считалось также, что у неё в подчинении находятся черти и всякая другая
нечистая сила (например, сказочный Баюн, наделенный голосом, слышит за семь
верст и способен своим мурлыканьем напускать колдовской сон, почти неотличимый
от смерти).Это советчики и охранники Бабы Яги.
Образ злобной
колдуньи был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.
Исследуя образ
Бабы Яги, я обнаружил, что она может обладать и другими качествами.
Яга – советчица
сама ничего
не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к
своей старшей сестре.
— Послушай же, ступай по
тропинке и дойдешь до пруда, спрячься за дерево и выжидай время. («Василиса
Премудрая»).
Яга –
повелительница, которой подчиняются силы природы и животный мир, ей подвластны утро и
ночь, вихри и вьюги (в народной сказке «Василиса Прекрасная» она повелевает
волками, медведями, другим лесным зверьем).
… Баба Яга
вышла и говорит своей работнице:
— Ступай,
истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько. («Баба Яга»).
… Стала Баба
Яга спать ложиться и говорит: «Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти,
избу вымети, обед состряпай, белье приготовь». («Василиса Прекрасная»).
Яга –
охранительница следит с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка) за
похождениями героя.
Яга –
прародительница – это мать-бабка для нескольких своих дочерей, внучек, ягишн-хозяйка
лесных зверей (аналог лешего), тетка (Сказка «Баба Яга»).
Иногда функции
Яги выполняют ее женские заместители-аналоги:
·
ягишна,
ведьма
·
старуха,
колдунья, бабка
А иногда – мужские:
·
кощей
·
колдун;
·
старик
Сам с ноготок
·
борода с
локоток
·
леший
·
Идолище
поганое
3. Анкета « Образ Бабы Яги в
русских народных сказках»
Я провел опрос
среди учащихся 6А класса с целью узнать, что думают другие ученики об образе
Бабы Яги.
Обучающиеся
отвечали на следующие вопросы:
·
Кто такая
Баба Яга?
·
Какой вы
себе ее представляете?
·
Где она
живет?
·
Чем
занимается?
·
Как выглядит
костяная нога?
В опросе
участвовало 12 учеников нашего класса. Результаты опроса учащихся:
1.
Кто такая
Баба Яга?
·
Вымышленный
персонаж -1
·
Ведьма,
колдунья — 5
·
Пожилая
женщина — 1
·
Злая
сварливая старуха -1
·
Старушка
с метлой — 4
2.
Какой вы
себе ее представляете?
·
Злой,
сердитой, плохой -11
·
Веселой,
шутливо — 0
·
Агрессивной,
нервной -1
3.
Где она
живет?
·
В лесу в
избушке на курьих ножках-8
·
На болоте
в избушке — 4
4.
Чем
занимается?
·
Ходит в
гости к Лешему-0
·
Летает в
ступе -10
·
Варит
зелье, колдует -1
·
Ест детей
— 1
·
Прядет
пряжу — 0
5.
Как
выглядит костяная нога?
·
Сделана
из кости -11
·
Как у
скелета -1
·
Деревянная
нога -0
Для анализа образа
Бабы Яги было прочитано 10 русских народных сказок, в которых говорилось о
ней, рассмотрены иллюстрации с картин известных русских художников Ивана Билибина, Виктора Васнецова, Александра Бенуа, Елены Поленовой, Ивана Малютина.
Выяснилось, что во всех
русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою обращаются герои,
как к последней надежде, последней помощнице. Одним она помогает, другим нет(приложение
1).
4. Анализ результатов
исследования
Таким образом, в прочитанных
сказках Баба Яга представляется старой, неопрятной женщиной, одетой в
лохмотья, с растрёпанными волосами, длинным носом. Баба Яга живет в лесу, в
избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу
передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо
дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются
к Бабе Яге ласково, называя её «бабушка». Баба Яга помогает им, если они
заслуживают это. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, гонится за ними
черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной –падает в огненную реку
с моста («Марья Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич
(«Иван-царевич и Белый Полянин»). В трех сказках Баба Яга имеет сестер, в одной
сказке – даже детей (41 дочь). Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в
избушке на курьих ножках, а в белокаменных палатах.
Баба Яга ведает
будущим, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Она обладательница
огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знаний, помогающих главному герою
одолеть своего противника («Царевна –лягушка»).
На основе
проделанной работы можно сделать вывод о сущности Бабы Яги:
·
она испытывает
людей, наказывает их, губит, одаривает путеводной нитью, дает советы, которые способствуют
достижению цели;
·
«чует
сердцем», а значит – ведает судьбой;
·
Баба Яга губит
непокорных людей, похищает и ест детей и людей;
·
связана с
ночью и тьмой, огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью
и подземным миром, ей служит черный кот;
·
она
всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом
(«русским духом пахнет»);
·
живет в
избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов Баба Яга живет в
дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик);
·
служат ей
дикие звери, гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса.
·
Баба Яга
летает на ступе, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром),
а значит, она связана с воздушной стихией. Она ведает огнем (глаза черепов в
ограде);
·
Бабе Яге
подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она
повелительница времени.
Таким образом,
исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее
прообразом является славянская богиня смерти Морена. Сущность образа Бабы Яги в
русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая
сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей
Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.
Заключение.
В ходе
исследования были найдены ответы на многие вопросы, прочитаны русские
народные сказки, рассмотрены их иллюстрации и репродукции с картин художников,
изучены словари и дополнительная литература, проведен опрос учащихся и сделан
вывод о сущности образа Бабы Яги.
Всё это позволяет
сделать вывод, что Баба Яга – сказочный персонаж, хранящий «семейные традиции
народа». Она как зла и коварна, так смешна и забавна, отзывчива на чужую беду.
Русские народные сказки напоминают, что добро и зло в жизни живут рядом, но
добро побеждает зло.
Благодаря
проделанной работе, я научился анализировать сказки, понял, что нужно всегда
очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так
как только вдумчивое чтение помогает сделать вывод: «Сказка ложь, да в ней
намек — добрым молодцам урок».
Список литературы
Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская
лит., 1992. – 245 с
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.,
1985. – 248 с.
http://www.zankovcom/lit—met3.htm — статьи по изучению нар. сказок
http://idea.mosuzedu.ru/ 2005/projects/getannot.php?id=64 – история и современность в образе Бабы Яги
http://ww.paganism.ru/babayagahtm — о происхождении образа
http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml — тематические статьи по теме
http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm — картинки по теме
http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba—yaga.htm — о славянских мифах
http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm — о суевериях и обрядах
http://www.bookshop.ru/docs/13069?PHPSESSID=c7ab959796eadd4cdec7a804e825304b — -изучение фольклора в школе
http://www.fio.ru/index.php?id=3156 – на уроках чтенияhttp://idea.mosuzedu.ru/2005/projects/getannot.php?id=645
Приложение 1
Таблица результата
исследования
Название сказки |
Место обитания Бабы Яги |
Внешний вид |
Волшебные вещи в сказках и |
Животные, служащие Бабе Яге |
Положительный или отрицательный |
«Гуси-лебеди» |
«…стоит избушка на |
«…мордажилиная, |
Золотые яблочки |
Мышка, гуси-лебеди |
Отрицательный, так |
«Царевна-лягушка» |
«Стоит избушка на |
«…зубы – на полке, |
Клубок |
Положительный, так |
|
«Баба Яга» |
«Стоит в лесу |
Баба Яга – костяная |
Гребешок, полотенце |
Кот, собаки, быки |
Отрицательный, так |
«Василиса |
«В дремучем лесу |
«В ступе едет, |
Куколка; три |
Положительный, так |
|
«Марья Моревна» |
«За тридевять |
«Во весь дух на |
Волшебный платочек |
Волшебные кони |
Отрицательный, так |
«Иван-царевич и |
«Прибежала к |
Баба Яга – золотая |
Волшебная игла, |
Отрицательный, так |
|
«Поди туда – не |
Избушка на курьих |
Сидит седая |
Волшебный клубок, |
Лягушка |
Положительный, так |
«Заколдованная |
Три Бабы Яги. У |
Баба Яга – костяная |
Ковер-самолет, |
Положительный, так |
|
«Финист – ясный |
Три Бабы Яги. «Стоит избушка на |
Ноги из угла в |
Серебряное блюдечко |
Кот, собака, Серый |
Положительный, так |
«Сказка о |
Три Бабы Яги «Избушка на курьей |
«…шелковый кудель |
Живая вода, |
Волшебные кони |
Положительный, так |
В русских сказках, преимущественно волшебных, часто фигурирует Ягая, Ягишна или Егибоба, у украинцев — Баба-Язя, у поляков — Бабоендза, у чехов и словенцев — Ежибаба. В праславянском языке словом ęgа называются различные «гады», например змеи и ящерицы. Поэтому само имя сближает сказочного персонажа с обитателями Нижнего, подземного мира.
Этимологический словарь Макса Фасмера указывает, что имя Яги родственно прибалтийским словам, обозначающим досаду, раздражение, нечто противное, а также древне-исландскому ekki — «скорбь», «боль». А наиболее полно образ Бабы-яги в 1930–40-е годы исследовал советский фольклорист Владимир Пропп.
В первобытном обществе, где главным источником пропитания была охота, каждый мальчик должен был пройти обряд инициации — символически «умереть» и «родиться» уже в новом качестве. Древние люди верили, что «путешествие в загробный мир» давало будущему охотнику магические способности: звериные нюх и слух, умение понимать язык животных и быть незаметным в лесу. Посвящаемого уводили в лес, где морили голодом, пытали огнем, закапывали в землю, отрезали пальцы рук, выбивали зубы, давали галлюциногенные растения. После пройденных испытаний человек начинал верить, что действительно побывал на том свете.
В образе Бабы-яги, по мнению Проппа, соединяются черты распорядителя этого обряда и стража, охраняющего вход в царство мертвых. В сказках Яга живет в избушке на курьих ножках. Истоки этого оригинального архитектурного решения трактуются по-разному. Одни исследователи считают, что куриные ноги — отголосок эпохи тотемизма, когда животным приписывали магические силы. Другие — что избушками на курьих ножках называли особые срубы на сваях, где хоронили мертвых финно-угорские народы. Избушка Яги обычно стоит на опушке, то есть на границе двух миров. Дверью она повернута к лесу — миру мертвых. Герой сказки не может сам пересечь невидимую границу, попросту обойти избушку и войти с другой стороны — и должен произнести заклинание: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!».
«Эта избушка — сторожевая застава. За черту герой попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Собственно, первое испытание уже выдержано. Иван знал заклинание и сумел подуть на избушку и повернуть ее».
Из книги Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки»
В некоторых сказках внешность Яги описывают в деталях: «Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая», «На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». И Пропп заключил, что «Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она — мертвец». Отсюда в сказках появились и костяная нога — нога скелета, — и слепота старухи.
Правда, напрямую в сказках не говорится, что Яга слепая. Встретив героя, она восклицает: «Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится». По логике древних людей, как живым неприятен запах смерти, так и мертвые не переносят запаха живых. А «русский дух в сказках» — это именно запах живого человека.
Встретив героя, Яга начинает выпытывать, куда и зачем он путь держит. И получает стандартный ответ: «Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди да после про вести и спрашивай». Древние верили, что умерший становится «своим» в потустороннем мире, лишь отведав там пищи. Потому Иван, поев блинков у Бабы-яги, становится причастным к миру мертвых.
Далее «классическая» Баба-яга дает герою добрый совет, дарит волшебный предмет или животное: коня, собаку, клубок ниток, тарелку с золотыми яблоками. Такой тип Яги Владимир Пропп назвал Ягой-дарительницей.
В некоторых сказках герой похищает магическое средство или волшебного помощника у Яги, и тогда старуха бросается за ним в погоню в своей ступе. Такой тип называют Ягой-воительницей. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич крадет у Бабы-яги волшебного жеребенка, и во время погони за ним Яга погибает в Огненной реке.
Третий тип Яги — похитительница детей. Гуси-лебеди из одноименной сказки крадут мальчика и относят его к Бабе-яге, а старшая сестра его выручает. Пропп увидел сходство такой Яги с «лесными» и «водяными» учителями — другими персонажами русских сказок, которые забирают детей у родителей. И хотя кажется, что похищенный ребенок обязательно погибнет — обычно он возвращается к семье, обучившись волшебной науке. Образы похожих злодеев есть также во французском и немецком фольклоре — например, ведьма, которая заманивает к себе детей, чтобы их съесть. В итоге дети сжигают ведьму в печке и благополучно возвращаются домой.
Такие сказки про похищение детей также возникли из первобытного обычая. В древности дети могли проходить инициацию гораздо раньше наступления половой зрелости. Бывали случаи, когда ребенка еще до его рождения «запродавали», то есть обещали в другое племя или тайный союз. По этой договоренности ребенка забирали у родителей, когда он достигал оговоренного возраста.
Долгое время исследователи недоумевали: почему Баба-яга — женщина, если в охотничьей инициации участвовали только мужчины? Оказалось, что во многих племенах шаманы и вожди для проведения обряда переодевались в женскую одежду. Ученые предположили, что так проявлялась память о времени матриархата, когда почитали прародительницу племени. В этом контексте особенно любопытно, что лучшей Бабой-ягой в кино стал мужчина — Георгий Милляр, который играл Ягу, переодеваясь в старуху, в фильмах режиссера Александра Роу.
С развитием земледелия необходимость в охотничьей инициации отпала, и обряд стал существовать в виде мифа. Затем люди и миф перестали воспринимать как священное знание, и сведения о нем «опустились» на уровень сказки. Еще 100–150 лет сказки слушали взрослые, а современные их версии в основном адаптированы для детей. И такие тексты не всегда позволяют в полной мере оценить настоящую фольклорную Бабу-ягу — страшную для непосвященного, но помогающую достойному.