Становилось уже поздно, но русалочка глаз не могла оторвать от корабля и от красавца принца. Разноцветные огоньки потухли, ракеты больше не взлетали в воздух, не слышалось и пушечных выстрелов, зато загудело и застонало само море. Русалочка качалась на волнах рядом с кораблём и всё заглядывала в каюту, а корабль стал набирать скорость, паруса развёртывались один за другим, ветер крепчал, заходили волны, облака сгустились и где-то вдали засверкала молния. Начиналась буря! Матросы принялись убирать паруса; огромный корабль страшно качало, а ветер так и мчал его по бушующим волнам; вокруг корабля вставали высокие волны, словно чёрные горы, грозившие сомкнуться над мачтами корабля, но он нырял между водяными стенами, как лебедь, и снова взлетал на хребет волн. Русалочку буря только забавляла, а морякам приходилось туго.
Корабль скрипел и трещал, толстые доски разлетались в щепки, волны перекатывались через палубу; вот грот-мачта переломилась, как тростинка, корабль перевернулся набок, и вода хлынула в трюм. Тут русалочка поняла опасность; ей и самой приходилось остерегаться брёвен и обломков, носившихся по волнам. На минуту сделалось вдруг так темно, что хоть глаз выколи; но вот опять блеснула молния, и русалочка вновь увидела на корабле людей; каждый спасался, как умел. Русалочка отыскала глазами принца и, когда корабль разбился на части, увидела, что он погрузился в воду. Сначала русалочка очень обрадовалась тому, что он попадёт теперь к ним на дно, но потом вспомнила, что люди не могут жить в воде и что он может приплыть во дворец её отца только мёртвым. Нет, нет, он не должен умереть! И она поплыла между брёвнами и досками, совсем забывая, что они во всякую минуту могут её раздавить. Приходилось то нырять в самую глубину, то взлетать кверху вместе с волнами; но вот наконец она настигла принца, который уже почти совсем выбился из сил и не мог больше плыть по бурному морю; руки и ноги отказались ему служить, а прелестные глаза закрылись; он умер бы, не явись ему на помощь русалочка. Она приподняла над водой его голову и предоставила волнам нести их обоих куда угодно.
К утру непогода стихла; от корабля не осталось и щепки; солнце опять засияло над водой, и его яркие лучи как будто вернули щекам принца их живую окраску, но глаза его всё ещё не открывались.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Чем различаются описание бури в былине «Садко» и сказке «Русалочка»?
Задание по литературе для 4 класса Прочитай описание бури в былине «Садко». Подчеркни слова, которые помогают увидеть бурю.
<hr />
..Как он выехал опять да во сине море,
Как на синем море встали да червлены корабли-
Их волной-то бьет и паруса рвет,
И ломает червленные кораблики,
Не идут с места червлены корабли…
<hr />
Сравни, чем различаются описания.
2 ответа:
1
0
В былине «Садко» описание бури сделано кратко, потому что буря в этой былине не самый важный элемент сюжета, она описывается только как повод пригласить Садко в гости к морскому царю. Поэтому и слов, которые помогают нам представить себе силу этой бури не много: Волной бьет, Паруса рвет, Не идут с места. Можно представить себе сильный ветер и высокие волны.
В сказке «Русалочка» буря описана более подробно и описано как люди пытаются спасти свой корабль:
Здесь буря центральная часть сюжета. Автор описывает и страшные молнии и ветер, и поднявшиеся волны. Он использует при этом яркие эпитеты и сравнения: высокие горы, как лебедь нырял, страшно.
В былине «Садко» мы не встречаем таких эпитетов и сравнений, буря описано просто по факту события. В этом основная разница двух описаний бури.
0
0
Главной разницей описания бури, которые можно встретить в сказке Андерсена «Русалочка» и народной былине «Садко» заключается в том, что в авторской сказке автор использует разные эпитеты и прочие средства литературного языка, чтобы показать бурю как можно более точно и ярко,образно. В народной былине эти литературные приемы не используются, буря описана просто и без подробностей.
Корабли не идут с места, их паруса рвет ветер, волны бью о борт.
Читайте также
В сказках часто действуют персонажи народного фольклора, или люди и животные наделяются необычными способностями, которых точно у них быть не может. Например, животные в сказках могут разговаривать, люди превращаются в животных.
В фантастических произведениях герои обычно являются обыкновенными людьми, только действие происходит в иной реальности. Например, в будущем или параллельном мире. Или у героев присутствуют способности, возможность наличия которых у человека не доказана. Но такие способности могут теоретически и проявится у кого-нибудь. Например, в фантастическом произведении человек может телепортировать предметы или других людей, воспламенять предметы взглядом, и т.д.
Так как уже многие вопросы заданы о Великой отечественной войне, то я дополню список вопросов теми, которые ещё не были озвучены:
Действительно, в войну питание было сильно ограничено и когда немцы подступали к Москве мой дедушка, который в войну был десятилетним мальчиком и жил под Москвой пробирался на картофельное поле за картошкой под бомбами, которые сбрасывали немцы с самолётов и ему приходилось рисковать жизнью, потому что отец его был на фронте, а дома ещё четверо маленьких детей и мама.
Главнокомандующим Красной Армии был, конечно же, Сталин — отец всех народов — Сталина очень любил народ.
Великая Отечественная Война длилась долгих четыре года.
Маршалы были командующими отдельными фронтами и выполняли военные операции.
Самые известные маршалы Великой Отечественной Войны:
В самом начале повести Евгения Велтистова «Приключения Электроника» описывается как профессор Громов привез Электроника в санаторий «Дубки» в большом чемодане, который был настолько тяжелым, что к нему были специально приделаны четыре ручки. Когда профессор прошел в свой номер и открыл чемодан читатель получил возможность узнать, как же выглядел Электроник в описании автора:
Как видим, в этом описании нет ничего, чтобы подсказало нам, что Электроник не самый обыкновенный мальчик, а искусственно созданный робот. И в этом нет ничего удивительного, ведь именно по фотографии самого обычного школьника Сыроежкина профессор Громов и конструировал своего Электроника.
«Приключения Тома Сойера»,»Приключения Геклькберри Фина» (М. Твен), «Хижина дяди Тома» (Гарриет Бичер-Стоу), «Маленький принц» (А. Сент-Эксюпери)
В школьном курсе литературы или литературного чтения существует разделение произведений на произведения русской литературы и произведения зарубежной литературы.
К произведениям русской литературы относятся прежде всего произведения русских, российских авторов, которые изначально были написаны на русском языке и предназначались для российских читателей. Причем к таковым произведениям мы относим даже произведения писателей-эмигрантов<wbr />, которые были написаны за границей.
Ну а к произведениям зарубежной литературы мы отнесем все книги зарубежных автором, написанных на родных для них языках.
То есть главным отличием зарубежной от русской литературы оказывается язык написания.
Ответы к стр. 71 — 89
? с. 80
Перечитай описание подводного царства и сравни его с описаниями царства морского царя в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко». (Все описания выделены сбоку жёлтой полосой.) Чем различаются эти описания? Какое из них содержит много интересных подробностей?
Описание морского царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» отличается краткостью и скудностью красок: «и там свет такой же, как у нас, и там поля, и луга, и рощи зелёные, и солнышко греет». В былине «Садко» приводится тоже неподробное описание морского дна: «Увидал он — сквозь воду печёт красно солнышко, // Увидал возле себя палаты белокаменны, // Заходил он в палаты белокаменны — // Во палатушках сидит на стуле царь Морской…». Это связано с тем, что устное народное творчество отражает мир в его устойчивых характеристиках (солнышко всегда красное, трава — зелёная, палаты — белокаменные, уста — сахарные и т. д.), а не как предмет индивидуальных наблюдений, в которых и солнышко, и трава могут быть разными. Фольклор использует так называемые постоянные эпитеты, то есть устойчивые, раз и навсегда данные определения предметов окружающего мира.
А вот в «Русалочке» Ганса Христиана Андерсена (в авторском произведении) морское дно описано очень ярко, красочно, с множеством деталей и подробностей. Несмотря на некоторое сходство с земной поверхностью, «авторское» морское дно в корне отличается от земли, и здесь людям жить просто невозможно: «…там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, словно живые, от малейшего движения воды. А между ветвями снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе у нас наверху. В самом глубоком месте стоит дворец морского царя — стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины. Они то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, и это очень красиво, ведь в каждой лежат сияющие жемчужины… Перед дворцом был большой сад, в нём росли огненно-красные и тёмно-синие деревья, плоды их сверкали золотом, цветы — горячим огнём, а стебли и листья непрестанно колыхались». (Эти строки сбоку маркированы жёлтым цветом.)
Отличается ли русалочка от своих сестёр? (Сравни её грядку и грядки сестёр, её увлечения и увлечения сестёр.)
Самая младшая русалочка сильно отличается от своих сестёр. Она не только «милее всех, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море». Она совсем другая: «Странное дитя была эта русалочка, тихое, задумчивое. Другие сёстры украшали себя разными разностями, которые находили на потонувших кораблях, а она только и любила, что цветы ярко-красные, как солнце там, наверху». Её игры и интересы также отличаются от интересов старших сестёр: «самая младшая сделала себе грядку, круглую, как солнце, и цветы на ней сажала такие же алые, как оно само… А больше всего она любила слушать рассказы о мире людей там, наверху… — Я знаю, что очень полюблю тот мир и людей, которые там живут!»
Какой мир русалочка считает другим, волшебным миром? Мечтает ли она оказаться в этом другом мире? Является ли это признаком того, что именно русалочка — ГЕРОИНЯ сказки? Какие другие признаки это подтверждают?
Для русалочки волшебным миром является мир людей: «Особенно чудесным и удивительным казалось русалочке то, что цветы на земле пахнут — не то что здесь, на морском дне, — леса там зелёные, а рыбы среди ветвей поют так громко и красиво, что просто заслушаешься… Всё больше и больше начинала русалочка любить людей, всё сильнее тянуло её к ним. Их земной мир казался ей куда больше, чем её подводный: ведь они могли переплывать на своих кораблях море, взбираться на высокие горы выше облаков, а их страны с лесами и полями раскинулись так широко, что и глазом не охватишь!» Ни о чём другом, как увидеть этот мир поближе, она и не мечтает, поэтому с нетерпением ждёт своего 15-летия, когда русалкам позволяется всплывать на поверхность моря и смотреть на мир людей.
А нравится ли мир людей другим русалкам? (Да, нравится как нечто диковинное и необычное. Потом же они привыкли к тому, что можно в любой момент всплыть на поверхность полюбоваться земным миром, и пришли к выводу, что «у них внизу лучше всего, только здесь и чувствуешь себя дома». А маленькой русалочке очень хотелось бы оказаться в мире людей: «Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни». Она даже узнаёт, как попасть в этот мир: необходимо, чтобы земной человек полюбил её крепче отца с матерью. Действительно, именно русалочка является ГЕРОИНЕЙ этой волшебной сказки: нетрудно предположить, что она очутится в мире людей, где наверняка столкнется с великими трудностями.
А можно ли найти ещё какие-нибудь признаки, подтверждающие, что именно русалочка станет ГЕРОИНЕЙ сказки? Она самая младшая в семье, «не от мира сего»: тихая, мечтательная, тонко чувствующая, чем и отличается от своих сестёр. У русалочки иные, отличные от идеалов её мира, мечты и устремления. Она готова пожертвовать собой ради спасения дорогого ей человека (совершить подвиг). Найдутся и волшебные помощники, которые помогут русалочке попасть в заветный мир (о них мы узнаем в дальнейшем).
Сравни описания бури здесь и в былине «Садко» (оба описания выделены сбоку голубым цветом). Чем различаются эти описания? Ты сможешь сделать вывод: чем описание в авторском произведении отличается от описания в произведении устного народного творчества?
Описание бури в былине «Садко» весьма лаконично:
«Как на синем море встали да червлёны корабли –
Их волной-то бьёт и паруса-то рвёт,
И ломает червлёные кораблики,
Не идут с места червлёны корабли!»
Красочно ли описана буря? Стало ли страшно? (Нет.) В «Русалочке» описание бури совсем иное: «Надвигалась буря, матросы принялись убирать паруса. Волны вздымались огромными чёрными горами. Корабль стонал и трещал. Вот подалась под ударами волн толстая обшивка бортов, волны захлестнули корабль; переломилась пополам, как тростинка, мачта. Корабль лёг на бок, и вода хлынула в трюм. Тут уж русалочка поняла, какая опасность угрожает людям — ей и самой приходилось увёртываться от брёвен и обломков, носившихся по волнам. На минуту стало темно, хоть глаз выколи, но вот блеснула молния, и русалочка опять увидела людей на корабле. Каждый спасался как мог». Чем отличается авторское описание бури от народного, былинного? (Яркостью, подробными, красочными деталями.) Такая буря производит ужасающее впечатление, становится страшно за персонажей, попавших в бурю.
Итак, как же было описано морское дно в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»? (Кратко, без подробностей.) А как описывается подводный мир в авторской сказке? (Подробно, захватывающе, с обилием фантастических элементов.) То же можно сказать и об описании бури: кратко и буднично в «Садко»; живо, ярко, подробно — в «Русалочке». Таким образом, автор привносит в сказку собственную фантазию, свое видение мира, личные чувства и мысли.
Поведение и переживания русалочки во время бури больше роднят её с людьми или с сёстрами-русалками? Не забывай подтверждать своё мнение цитатами из текста.
Поначалу русалочка спокойно наблюдает за бурей (скорее, она находится под сильным впечатлением от прекрасного принца и корабля). Затем, когда «ей и самой приходилось увёртываться от брёвен и обломков», русалочка осознает, что людям на борту грозит настоящая беда, однако это её не очень-то волнует: «Сперва она очень обрадовалась — ведь он (принц) попадёт теперь к ней на дно». Такие чувства могла бы испытать любая русалка на месте нашей героини. Однако, как только она понимает, что буря несёт гибель молодому принцу, поведение русалочки резко меняется: «И она поплыла между брёвнами и досками, совсем не думая о том, что они могут её раздавить. Она то ныряла глубоко, то взлетала на волну и, наконец, доплыла до юного принца… он утонул бы, не явись ему на помощь русалочка. Она приподняла над водой его голову и предоставила волнам нести их обоих куда угодно». Русалочка постепенно начинает чувствовать, думать и действовать, как человек. В дальнейшем в сердце русалочки поселилась настоящая
человеческая тоска («русалочка печально нырнула в воду… Теперь она стала ещё тише, ещё задумчивее, чем прежде… Всё больше и больше начинала русалочка любить людей, всё сильнее тянуло её к ним… — Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, — проговорила русалочка») и настоящая человеческая любовь.
Только ли любовь к принцу побуждает русалочку тянуться к земному миру?
Русалочка всегда хотела познакомиться с миром людей поближе: в детстве она любила слушать бабушкины истории о жизни «наверху», о чудесах и загадках; земной мир был для неё таким же волшебным, как для людей — мир подводный. Русалочка делает грядку в виде солнца и сажает ярко-красные, как солнце, цветы. Подростком она отчаянно завидует старшим сёстрам, которым уже позволено
всплывать на поверхность: «Младшая же русалочка, когда сёстры её всплывали вот так на поверхность, оставалась одна-одинёшенька и смотрела им вслед, и ей впору было заплакать, да только русалкам не дано слёз, и от этого ей было ещё горше». Наконец, когда приходит её 15-й день рождения и она по праву оказывается на поверхности, увиденное — чудесный корабль, праздник, фейерверк — не только не разочаровывает, а, наоборот, ещё больше привлекает маленькую русалочку. Неудивительно, что и принц — юный, добрый, красивый, которого она вдобавок спасла, — кажется ей самым прекрасным и желанным на свете. Вероятно, у русалочки не возникла бы любовь к принцу, если бы не её тяга к земному: «Всё больше и больше начинала русалочка любить людей, всё сильнее тянуло её к ним. Их земной мир казался ей куда больше, чем её подводный…»
? с. 84
Через какие испытания прошла русалочка, чтобы попасть в земной мир? Какие страдания, кроме физической боли, ожидают русалочку? Её поведение подтверждает, что именно она — ГЕРОИНЯ сказки?
Когда русалочка окончательно решила попасть в земной мир, она была вынуждена обратиться за помощью к морской ведьме — которая и стала её волшебным помощником. Уже на пути к морской ведьме русалочке пришлось преодолевать первые препятствия: «И русалочка поплыла из своего садика к бурным водоворотам, за которыми жила ведьма. Тут не росли ни цветы, ни даже трава — кругом был только голый серый песок; вода за ним бурлила и шумела, как под мельничным колесом, и увлекала за собой в пучину всё… Дальше путь лежал через горячий пузырящийся ил… вместо деревьев и кустов росли полипы — полуживотные-полурастения, похожие на стоглавых змей… Полипы ни на минуту не переставали шевелиться от корня до самой верхушки и хватали гибкими пальцами всё». Несмотря на испуг, русалочка всё же смогла попасть к ведьме. Та предупреждает, какие муки придётся терпеть ради того, чтобы попасть в земной мир обычным земным существом, а не русалкой: «Глупости ты затеваешь, ну да я всё-таки помогу тебе — на твою же беду… тебе будет так больно, как будто тебя пронзят острым мечом… ты будешь ступать как по острым ножам, и твои ноги будут кровоточить… раз ты примешь человеческий облик, тебе уж не сделаться вновь русалкой! Не видать тебе ни морского дна, ни отцовского дома, ни сестёр! А если принц не полюбит тебя так, что забудет ради тебя и отца, и мать, и не сделает тебя своей женой, ты погибнешь». В уплату за услугу ведьма забирает то, что в русалочке самое красивое, — её голос. Теперь русалочка не сможет петь, не сможет рассказать принцу ни о своей любви, ни о том, что его спасла. Ведьма предупреждает, что отныне русалочка будет лишена дома и родных, а судьба её и сама жизнь станут зависеть лишь от ответной любви принца. Согласившись принять все условия ведьмы, русалочка становится чужой для своего мира: «полипы с ужасом отворачивались при одном виде напитка, сверкавшего в её руках… Вот и отцовский дворец… Русалочка не посмела больше войти туда». Тем не менее она «с сердцем, разрывающимся от тоски», отправляется в путь, что и подтверждает: русалочка — настоящая ГЕРОИНЯ сказки.
? с. 89
Можно ли назвать жизнь русалочки во дворце у принца счастливой? Почему принц не смог полюбить русалочку настолько,
чтобы на ней жениться? А если бы ведьма не лишила русалочку голоса, всё могло бы быть иначе?
Принц принимает русалочку в свой мир. Она живёт подле него, во дворце, разодетая в шелка — прекрасная девушка с дивной походкой, которой все восхищаются: «Русалочку нарядили в шёлк и муслин, и она стала первой красавицей при дворе… Принц и его свита только дивились её чудной, плавной походке… танцевала она так, как не танцевал ещё никто! Каждое движение подчеркивало её красоту. Все были в восхищении, особенно принц». Но она остаётся несчастной, ведь принц любит её лишь по-дружески. Он влюблен в «молодую девушку, которую видел однажды и, верно, больше уж не увидит». Принц уверен, что именно она нашла его на берегу после кораблекрушения и спасла жизнь.
Почему принц не может полюбить русалочку, несмотря на все её достоинства и преданность, почему он влюблен в другую, которую видел лишь однажды. Возможно, ему ценно то, что его спасли, и его любовь во многом обусловлена благодарностью? В таком случае, если бы у русалочки сохранился голос, она смогла бы завоевать настоящую любовь принца? Выскажите своё мнение.
Расскажи, как к русалочке относится её семья: бабушка, отец и сёстры.
Можно ли сказать, что семья русалочки — отец, бабушка, сестры — по-настоящему любят её, несмотря на то, как нехорошо она с ними поступила: без предупреждения, не попрощавшись, сбежала из дома, променяла их любимое морское дно на жизнь в непонятном мире людей? Вспомните начало сказки: младшая из русалок — самая красивая, самая любимая; бабушка рассказывает ей бесконечные истории из жизни людей. Какие чувства испытывают к ней родные после побега? Они гневаются на маленькую русалочку, презирают её? Может, упрекают в предательстве, говорят о своей обиде? Или русалочка кажется им настоящей уродиной — ведь у неё нет больше прекрасного русалочьего хвоста, а вместо него появились «две подпорки»? Вероятно, они просто-напросто забыли о неблагодарной родственнице? Нет, родные тоскуют по ней, беспокоятся, хотя и понимают всю непоправимость её поступка: «Раз ночью всплыли из воды рука об руку её сестры и запели печальную песню; она кивнула им, они узнали её и рассказали ей, как огорчила она их всех. С тех пор они навещали её каждую ночь, а один раз она увидала вдали даже свою старую бабушку, которая уже много лет не подымалась из воды, и самого царя морского с короной на голове. Они простирали к ней руки, но не смели подплыть к земле так близко, как сёстры». Когда русалочка ожидает смерти, приходит неожиданная помощь от сестёр: «…они были бледны, как и она, но их длинные роскошные волосы не развевались больше на ветру — они были обрезаны.
— Мы отдали наши волосы ведьме, чтобы она помогла нам избавить тебя от смерти!»
Почему то, что кажется возможным её сёстрам — убить принца, чтобы сохранить себе жизнь, — невозможно для русалочки?
Любовь русалочки оказалась сильнее, чем гнев и обида на принца, сильнее, чем ревность, чем желание вернуться к семье и «прожить свои триста лет» русалкой. Сама всем сердцем любя принца, русалочка смогла уважать и его любовь («Русалочка … увидела принца, который во сне произнёс имя своей жены — она одна была у него в мыслях!»). Если сёстры любят русалочку именно как русалки — ведь они тоже, рискуя собой, отправляются в опасный путь к морской ведьме, отдают ей в уплату самое прекрасное, что у них есть, — свои дивные волосы, то русалочка любит принца как человек, которым она стала в полной мере.
Что же это за волшебная сила, благодаря которой русалочка могла бы навсегда остаться в мире людей?
— Человеческая речь! — сказал Костя.
— Любовь, — сказала Маша.
А ты как думаешь?
Костя и Маша дают разные ответы на этот непростой вопрос, и каждый из них по-своему прав.
Формально прав Костя: ведь если бы русалочка могла говорить, она рассказала бы принцу, как сильно любит его, как каждый миг страдает, ступая по земле, словно по обнажённому лезвию, какое волшебство и богатство на него променяла. Она смогла бы сказать, что именно она спасла его во время кораблекрушения. В конце концов, русалочка спела бы ему волшебные русалочьи песни своим прекрасным голосом. Не исключено, что это и смогло бы расположить к ней сердце принца. Но имея такой сильный характер, она стала бы выпрашивать любовь принца, рассказывая о том, чем она пожертвовала ради любви? Русалочка мечтает о любви, а не о жалости или благодарности. Она понимает, что если принц не полюбил её сразу, то, очевидно, всё равно «не полюбит так, что забудет и отца, и мать». То есть даже если бы у русалочки сохранился голос и она не утратила бы способности говорить, это не принесло бы ей той любви, о которой она мечтала. Таким образом, только любовь, а не человеческая речь, могла бы удержать русалочку в мире людей.
Прочитай в «Сведениях о писателях» статью об Андерсене. Что ты узнал(а) о его детских и юношеских годах? Рано ли он почувствовал в себе призвание писателя?
Какие сказки из перечисленных в статье ты уже читал(а)? Подходит ли вывод, который сделан о сказках Андерсена, к сказке «Русалочка»?
Возьми в библиотеке сборник сказок этого писателя и прочитай несколько сказок.
Обсудите творчество Ганса Христиана Андерсена. Расскажите, какие сказки этого писателя вы читали, по
каким его сказкам видели художественные или мультипликационные фильмы? Какие сказки Андерсена понравились или запомнились вам больше всего и почему? Правда ли, что основными жизненными ценностями этого писателя являются любовь, милосердие?
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.
Ответы к стр. 109 — 110
- Раздели текст сказки на части, составь план.
План:
1. Подводное царство.
2. День рождения русалочки.
3. Первая встреча с принцем.
4. Спасение принца.
5. Русалочка наблюдает за принцем.
6. Разговор с бабушкой.
7. Русалочка у ведьмы.
8. Плата за помощь ведьме.
9. Принц спас русалочку.
10. Свадьба принца.
11. Смерть русалочки.
- Выпиши из текста слова, помогающие увидеть красоту подводного мира, в котором жила Русалочка.
Невиданные деревья и цветы с гибкими стеблями и листьями, снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе, дворец морского царя — стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины, они то открываются, то закрываются, и это очень красиво, в каждой сияющие жемчужины.
- На основе выписанных опорных слов расскажи о подводном мире. Запиши, какой текст у тебя получился (повествование, описание или рассуждение).
Подводный мир описывается подробно, захватывающе, с обилием фантастических элементов. Несмотря на некоторое сходство с земной поверхностью, морское дно в корне отличается от земли, и здесь людям жить просто невозможно: «…там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, словно живые, от малейшего движения воды. А между ветвями снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе у нас наверху. В самом глубоком месте стоит дворец морского царя — стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины. Они то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, и это очень красиво, ведь в каждой лежат сияющие жемчужины…». Описание.
- Перечитай в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка» описание бури. Выпиши опорные слова, которые помогают увидеть бурю.
Надвигалась буря, матросы принялись убирать паруса; волны вздымались огромными чёрными горами; корабль стонал и трещал; подалась под ударами волн толстая обшивка бортов, волны захлестнули корабль; переломилась пополам, как тростинка, мачта; корабль лёг на бок, и вода хлынула в трюм; на минуту стало темно, хоть глаз выколи, но вот блеснула молния; каждый спасался как мог.
- Прочитай описание бури в былине «Садко». Подчеркни слова, которые помогают увидеть бурю.
…Как он выехал опять да во синё море,
Как на синем море встали да червлёны корабли –
Их волной-то бьёт и паруса-то рвёт,
И ломает червлёные кораблики,
Не идут с места червлёны корабли!»
- Сравни, чем различаются описания.
Описание бури в былине весьма лаконично. Авторское описание бури отличается от народного, былинного яркостью, подробным красочным описанием, производит ужасающее впечатление, возникает чувство тревоги за персонажей.
- Сравни главного героя сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» и героя русской народной волшебной сказки. Отметь общие черты. Сделай вывод, запиши.
√ Есть связь с волшебным миром или миром животных.
√ Имеет волшебное средство или помощника.
√ Герой добрый и храбрый.
Герои готовы к самопожертвованию ради любимого или ради Отечества.
- Придумай другой конец сказки. Запиши.
Принцу приснился сон, что русалочка заговорила и рассказала ему, как сильно любит его, как каждый миг страдает, ступая по земле, словно по обнажённому лезвию, какое волшебство и богатство на него променяла. Она сказала во сне, что именно она спасла его во время кораблекрушения. Русалочка спела ему волшебные русалочьи песни своим прекрасным голосом. После пробуждения от сна, принц полюбил русалочку так, что забыл отца и мать.
— Я люблю тебя, — сказал принц русалочке. — У тебя доброе сердце, ты предана мне больше всех и ты спасла мне жизнь! Только одну тебя в целом мире мог бы я полюбить! Моя счастливая звезда послала мне тебя. Никогда я не расстанусь с тобой!
У русалочки на глазах заблестели слёзы. Они поженились и жили долго и счастливо.
ГДЗ по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.
Г.-Х. Андерсен. Русалочка, с. 109 – 110
4.6 (91.64%) от 414 голосующих