Описание сюжета
Произведение было написано Валентином Катаевым в 1940 году. Эта волшебная история так полюбилась читателям, что переиздавалась много раз в различных изданиях. Главное действующее лицо сказки «Цветик-семицветик» — девочка Женя. Обычная советская девчушка, которая была отправлена родителями в магазин за баранками. Всего она купила их семь штук:
- Две для мамы с маком.
- Две для папы с тмином.
- Две для себя с сахаром.
- Одну маленькую розовую для братика Павлика.
Но Женя была очень любознательной девочкой. По дороге она разглядывала всё, что её окружает, поэтому не заметила, как бездомная собака потихоньку поедала все баранки прямо с верёвки. Увидела это Женя очень поздно, когда пёс доедал последнюю. Он бросился убегать, а девочка побежала его догонять, и сама не заметила, как заблудилась.
Неожиданная встреча
Пытаясь найти помощь, Женя повстречала странную старушку. Рассказала ей, что произошло. Старушка обещала помочь, но вместо того, чтобы показать дорогу, пожилая женщина привела девочку в красивый сад и подарила необычный цветок с семью лепестками разного цвета.
Сказала, что хоть и выглядит цветик-семицветик как обычная ромашка, но зато исполняет любые желания. Нужно только отрывать лепестки по порядку, произносить определённые слова и задуманное тут же исполнится.
Женя так заинтересовалась растением, что даже забыла поблагодарить старушку и спросить дорогу. Но когда девочка обернулась, то уже ничего не было. Даже красивый сад и тот куда-то исчез. Сначала она, по обыкновению, хотела заплакать, но вспомнив про волшебный цветок, решила испытать его.
Семь желаний
Юная путешественница оторвала жёлтый лепесток, загадала желание, чтобы очутиться дома вместе с баранками. Кинула лепесточек и произнесла заветные слова, которым её научила старушка: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — быть по-моему вели».
Не успев ничего понять, девчушка тут же оказалась у себя в квартире. Все баранки тоже были целые, как будто их никогда и не съедала собака. Обрадовавшись такой удаче, Евгения решила поставить растение в самую красивую и любимую мамину вазу. Но, засмотревшись в окно на ворон, случайно опрокинула её и разбила.
Испугавшись, что мама её заругает, маленькая растяпа оторвала красный лепесток, произнесла волшебные слова и пожелала, чтобы ваза была целая. Так и случилось. Когда мама вошла в комнату, то увидела, что целая вазочка стоит на своём месте.
Следующее два желания, оторвав синий и зелёный лепесточки, Женя потратила на путешествие к северному полюсу и обратно. Она обиделась на мальчишек, которые не взяли её в свою игру в папанинцев, Решила им доказать, что и сама сможет побывать на севере. Причём, не на придуманном, а на настоящем. Но там оказалось очень холодно, поэтому пришлось быстро вернуться.
Затем Жене понравились игрушки, в которые играли девочки. Она хотела заполучить себе такие же. Оторвав оранжевый лепесток, девочка пожелала все игрушки мира для себя. Но когда кукол и мишек стало так много, что они перекрыли собой все улицы города, ей пришлось оторвать ещё один лепесток фиолетового цвета, чтобы отправить все игрушки обратно в магазины.
Когда у Жени остался всего один лепесточек, она поняла, что потратила уже шесть желаний впустую. К последнему девочка стала подходить со всей ответственностью. Она долго размышляла, что загадать, пока не заметила красивого мальчика Витю. Он сидел на скамейке и смотрел, как играют другие дети.
Юная обладательница волшебного цветка предложила Вите поиграть с ней в салки. Мальчик ответил, что не может, и показал на изувеченную ногу. Он объяснил, что хромота у него на всю жизнь и это уже не исправить. Сказал, что рад бы побегать и поиграть в салки, но ничего не поделать.
Женя сразу поняла, куда потратить оставшееся желание. Она оторвала последний голубой лепесток, произнесла заветные слова и загадала, чтобы мальчик Витя был здоров. Это принесло ей настоящее счастье. Девочка поняла, что никакие игрушки и конфеты не смогут принести больше радости, чем делать счастливыми тех людей, кто действительно в этом нуждается.
Характеристика главных персонажей
Действующих лиц в этой истории не очень много. Главных персонажей можно выделить всего три:
- Девочка Женя.
- Старушка Волшебница.
- Мальчик Витя.
Все они повлияли на развитие сюжета, поэтому их характеристика важна для лучшего понимания темы и смысла сказки.
Девочка Женя
Девчушка дошкольного возраста, каких много. Автор специально прописал образ героини, как обычного советского ребёнка. Этим он как бы намекает читателям, что волшебная история может произойти с каждым. Женя немного рассеяна, об этом можно судить из фрагментов произведения, когда собака съедает баранки, а героиня не замечает этого, продолжая разглядывать окрестности. Или когда разбивается ваза, ведь в это время внимание девочки было отвлечено на пролетающих мимо окна ворон.
Как и у всякого ребёнка, у Жени были детские желания:
- Иметь много игрушек.
- Полакомиться разными конфетами.
- Доказать мальчишкам, что она не хуже их.
Однако всё это было только для неё, поэтому, на первый взгляд, девчушка кажется эгоистичным ребёнком. Она даже не подумала, что можно сделать что-то полезное для других. Но в глубине души Евгения была доброй девочкой. Об этом говорит тот факт, что она не задумываясь потратила последнее желание, чтобы помочь больному мальчику.
Странная старушка
Образ этой пожилой женщины скорее собирательный. Он олицетворяет магию и волшебство. Но в обычном городе волшебники по улицам не ходят, поэтому автор решил наделить этими качествами обычную старушку. Он как бы намекает читателям, что любая встреча может стать очень интересной. И даже простая городская бабушка не всегда та, кем кажется.
Пожилая женщина обладает мудростью. Это видно по её поступкам. Она вполне могла просто наколдовать новые баранки или показать дорогу, но старушка решила преподать девочке урок. Причём сделала это очень оригинальным способом. Она как бы хотела показать, что волшебный цветик-семицветик принадлежит не только Жене. Если девочка сможет правильно распорядиться его магическими свойствами, то он может принести счастье и другим людям.
Мальчик
Этот персонаж появляется в самом конце истории, поэтому назвать его главным героем можно лишь с большой натяжкой. Но его действия напрямую влияют на сюжет истории, так что характеристика мальчика Вити также важна для лучшего понимания смысла сказки и представления общей картинки.
Это несчастный больной ребёнок, вынужденный наблюдать, сидя на скамейке, как бегают и играют здоровые дети. Он уже давно смирился со своей хромотой, поэтому не испытывает зависти к другим ребятам. Конечно, ему немного обидно, что он не такой как все, но он находит утешение в других занятиях.
Автор описывает его как симпатичного мальчика с огромными синими глазами. Он был очень грустный и скромный. Очень образно прорисован этот герой в одноимённом мультике. Именно таким его и представляют себе читатели.
Краткий анализ
Неслучайно главную героиню сказки «Цветик-семицветик» звали девочка Женя. Это собирательный образ советских детей. Вокруг неё завязан весь сюжет истории. Если произвести анализ произведения сухим литературным языком, то его разбор будет выглядеть следующим образом:
- Год написания — 1940.
- Автор — Валентин Катаев.
- Жанр — сказка.
- Персонажи — Женя, старушка, Витя, мальчишки, мама.
- Основная мысль — делая счастливыми других людей, становишься счастлив сам.
Это произведение задумано автором как своеобразное пособие для детей, попавших в сложную ситуацию. В нём показана взаимовыручка и поддержка людей, а также чётко прописаны пороки, от которых нужно избавляться, такие как жадность и эгоизм.
Сказка учит верить в людей, а также в чудеса, которые могут произойти даже в, казалось бы, самом обычном городе с самыми обычными детьми. Учит детей взаимовыручке, вере в мечту, которая может осуществиться даже без помощи волшебных лепестков, если рядом есть надёжные друзья.
«Цветик-семицветик» главные герои
В произведении В. Катаева речь идет о главной героине «Цветика-семицветика», о девочке Жене, которая путем долгих раздумий и сомнений смогла принять правильное решение. В этом заключается главная мысль волшебной сказки Катаева: быть внимательным к окружающим и уметь совершить искренний и бескорыстный поступок. Героиня сказки сначала не может похвастаться положительной характеристикой, но в ходе происходящих событий Женя всё-таки сумела понять главное, что ценность человеческой жизни важнее, чем материальные блага.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Характеристика героев «Цветик-семицветик»
Главные герои
Женя
Маленькая девочка, хозяйка волшебного цветка.
Обыкновенная маленькая девочка, немного невнимательная и эгоистичная. Она не может определиться с выбором желаний, но страсть к обладанию, жадность и зависть, делают своё дело, и девочка попусту растрачивает лепестки волшебного цветка. В конце концов она понимает свою глупость и совершением одного благородного поступка компенсирует все остальные.
Второстепенные персонажи
Бабушка
Пожилая женщина, добрая волшебница.
В «Цветике-семицветике» герои, обладающие мудростью и большим жизненным опытом, дают Жене шанс измениться к лучшему. Такой мудрой героиней является бабушка, добрая, умная женщина, которая подарила девочке цветок. Умная старушка не стала говорить Жене, что надо просить у цветка, она дала ей возможность самой принимать решения и думать самостоятельно. Бабушка появилась и исчезла неожиданно, как и полагается добрым волшебницам.
Мама девочки понимает, что её дочь невнимательна и неуклюжа, поэтому с ней часто что-то происходит.
Мальчики
Знакомые Жени, её товарищи по играм.
Мальчики играли в папановцев и отказались брать с собой Женю. Они считают себя сильными, смелыми и отважными, просто созданными для северного полюса. А девчонкам там делать нечего, считают они, поэтому не принимают Женю в игру.
Девочки
Подружки Жени по двору.
У девочек различные игрушки, а Женя, завистливая и жадная, вместо того, чтобы попроситься в игру, использовала лепесток.
Витя
Красивый мальчик, инвалид.
Красивый мальчик с голубыми глазами. Весёлый и добрый мальчишка, который не может ходить, потому что у него больные ноги. Мальчик Витя очень понравился Жене и стал причиной того, что разбудил в девочке сострадание и великодушие. Женя впервые подумала не о себе, а о другом человеке и с помощью волшебного лепестка избавила Витю от хромоты.
Это характеристика героев поможет на уроке литературы или внеклассного чтения, а также будет полезна для читательского дневника.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Главные герои «Цветик-самоцветик» характеристика персонажей сказки Катаева для читательского дневника
В произведении В. Катаева речь идет о главной героине «Цветика-семицветика», о девочке Жене, которая, путем долгих раздумий и сомнений, смогла принять правильное решение. В этом заключается главная мысль волшебной сказки Катаева: быть внимательным к окружающим, и уметь совершить искренний и бескорыстный поступок. Героиня рассказа сначала не может похвастаться положительной характеристикой, но, в ходе происходящих событий, Женя все-таки сумела понять главное, что ценность человеческой жизни важнее, чем материальные блага.
Содержание
- Характеристика героев «Цветик-семицветик»
- Главные герои
- Женя
- Второстепенные персонажи
- Бабушка
- Мама
- Мальчики
- Девочки
- Витя
Характеристика героев «Цветик-семицветик»
Главные герои
Женя |
Обыкновенная маленькая девочка, немного невнимательная и очень эгоистичная. Когда она становится обладательницей волшебного цветка, становится ясно, что в голове у нее ветер. Она не может определиться с выбором желаний, но страсть к обладанию, жадность и зависть, делают свое дело, и девочка попусту растрачивает свои драгоценные лепестки. В конце концов, она понимает свою глупость, и, совершением одного благородного поступка, компенсирует все остальные. |
Второстепенные персонажи
Бабушка |
В «Цветике-семицветике» герои, обладающие мудростью и большим жизненным опытом, дают Жене шанс измениться к лучшему. Такой мудрой героиней является бабушка, добрая, умная женщина, которая подарила девочке цветок. Умная старушка не стала говорить Жене, что надо просить у цветка, она дала ей возможность самой принимать решения и думать самостоятельно. Бабушка появилась и исчезла неожиданно, как и полагается добрым волшебницам. |
Мама |
Мама девочки понимает, что ее дочь невнимательна и неуклюжа, поэтому ей проще, когда девочка гуляет во дворе. |
Мальчики |
Мальчики играли в папановцев, и отказались брать с собой Женю. Это сильные, смелые и отважные мальчишки, они просто созданы для северного полюса, а девчонкам там делать нечего. |
Девочки |
У девочек различные игрушки, а Женя, завистливая и жадная, вместо того, чтобы попроситься в игру, использовала лепесток. |
Витя |
Красивый мальчик с голубыми глазами. Веселый и добрый мальчишка, который не может ходить, потому что у него больные ноги. Мальчик Витя очень понравился Жене, и стал причиной того, что разбудил в девочке сострадание и великодушие. Женя впервые подумала не о себе, а о другом человеке, и, с помощью волшебного лепестка, избавила Витю от хромоты. |
Это характеристика героев поможет на уроке литературы или внеклассного чтения, а также будет полезна для читательского дневника.
Предыдущая
СочиненияГлавные герои «Красная шапочка» характеристика персонажей сказки Шарля Перро для читательского дневника
Следующая
СочиненияГлавные герои «Огниво» характеристика персонажей сказки Андерсена для читательского дневника
На чтение 4 мин. Опубликовано 26.03.2020
В популярном произведении Катаева рассказывается о маленькой девочке Жене. Она сумела принять верное решение после долгих раздумий и многочисленных сомнений. В этом и заключается основная мысль повествования. Автор показал, что нужно быть внимательным с окружающими людьми, научиться совершать искренние и добрые поступки. Чтобы это понять, необходимо тщательно изучить описание и характеристику главных героев сказки «Цветик-семицветик». Это поможет понять, что ценность жизни человека важнее, чем все материальные блага.
Содержание
- Сюжет произведения
- Главная героиня
- Другие герои
Сюжет произведения
Девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик» внезапно получает в подарок от незнакомой бабушки необычный цветок с 7 лепестками разных цветов, который может исполнять все заветные желания. Для этого необходимо лишь оторвать один лепесток и сказать определенное заклинание.
«Цветика-семицветик» принадлежит к классике жанра советских сказок, поэтому на мультике выросли многие поколения людей. Девочка, которая имеет возможность лишь 7 раз распорядиться уникальными возможностями цветка, сначала применяет его волшебную силу нерационально. Она загадывает, чтобы он возвратил бублики, съеденные дворовой собакой, восстановил разбитую вазу, перенес Женю на Северный полюс, а потом вернул ее обратно домой.
Позавидовав девочкам, которые имеют красивые игрушки, героиня попросила, чтобы у нее были абсолютно все куклы, футбольные мячи и трехколесные велосипеды мира. После того как ее загаданное желание было выполнено, Женя отрывает фиолетовый лепесток и просит возвратить их обратно в детские магазины. В итоге ребенок обнаруживает, что остался лишь последний лепесток голубого цвета. Она решает не торопиться и попробовать сделать верный выбор.
У Жени стали возникать такие желания:
- килограммы конфет;
- новый велосипед;
- билеты в кинотеатр.
Потом девочка знакомится с грустным мальчиком Витей, который сидит около ворот. Героиня предлагает ему поиграть в салочки, но новый знакомый говорит, что этого нельзя сделать, так как он хромает на ногу.
При помощи волшебного цветка Женя избавляет его от заболевания и тем самым получает напарника для игры.
Главная героиня
Основной героиней сказки является девочка Женя. С первого взгляда она ничем не отличается от других детей такого же возраста. Отсутствие внимательности, проявленное при возвращении из продуктового магазина, довольно распространенное явление, характерное для ребенка семилетнего возраста.
Догоняя дворовую собаку, съевшую все ее бублики, главная героиня заблудилась. Катаев не упустил возможности, чтобы еще раз подчеркнуть ее доброту и чувство такта в момент получения презента от незнакомой старушки. Женя предельно доверчивая. Она, как и большинство детей, продолжает верить в возможность чуда и имеет личные мечты.
Девочка не смогла избежать обмана, когда разбила мамину вазу и не призналась ей в этом поступке. Узнав про необычные лепестки, которые выполняют желаемое, она необдуманно их использует. После встречи с белым медведем читатель прознает о сильной трусости героини.
Воплощение глупых желаний завершилось после знакомства с хромым парнем, вызвавшим у нее чувство жалости и желание совершить добрый поступок.
Другие герои
Некоторые главные герои «Цветик-семицветика», которые обладают жизненной мудростью и огромным опытом, помогают девочке стать лучше.
Такой умной персоной является пожилая женщина, подарившая ей необычный цветок.
Опытная бабушка не стала сообщать Жене, какие желания необходимо загадывать у семицветика, а дала ей возможность самостоятельно принимать решения и выбирать правильный путь. Пожилой человек возник и исчез неожиданно, как и следует добрым волшебникам.
В произведении есть такие второстепенные герои:
- Витя. Это ребенок, у которого было серьезное заболевание. Он обладал веселым характером и добрым сердцем, что и привлекло внимание девочки. Женя первый раз в жизни захотела принести счастье окружающим людям, пожертвовав последним желанием ради выздоровления мальчика.
- Девочки. Катаев ввел этих героев в повествование вовсе не случайно. После беседы с ними главной героине стало ясно, каким нравом она обладает. Красивые игрушки, которые персонаж хотел заполучить, были их личной собственностью, но они не стремились ими делиться.
- Дворовые мальчики. Это дополнительные персонажи, которые смогли привлечь внимание героини, играя в папанинцев. Мальчишки никак не отличаются от простых ребят, старающихся казаться самостоятельными, подражая старшим. Они не пускают в собственные занятия девчонок. Такие действия сильно обидели героиню, а она в ярости решила попасть на Северный полюс.
Каждый персонаж, которого вводит Катаев в картинку сказки, является дополнением к остальным. Они помогают тщательно разобраться в нраве не только главного персонажа, но и в характере дополнительных героев. Благодаря им девочка начинает осознавать, в чем заключается смысл жизни.
А также она учится выделять самые ценные качества в отношениях между людьми. Сказка «Цветик-семицветик» выглядит как сочинение для детей, но может научить добрым поступкам и порядку взрослых людей.
Одно из самых известных произведения Валентина Петровича Катаева — это «Цветик-семицветик». С характеристикой главных героев сказки и кратким содержанием ученики знакомятся в начальных классах. Пересказ поможет подготовиться к уроку, написать сочинение-рассуждение и заполнить читательский дневник.
Оглавление:
- Главные герои
- Второстепенные персонажи
- Основная мысль
Главные герои
Центральных персонажей в этом известном произведении не так много. Автор особенно выделяет следующих героев в сказке «Цветик-семицветик»:
- девочка Женя;
- мальчик Витя;
- старая волшебница.
Эти действующие лица повлияли на развитие сюжетной линии, поэтому стоит рассмотреть их характеристику подробнее. Это поможет лучше разобраться в теме и понять смысл рассказа.
Девочка Женя
Главную героиню сказки «Цветик-семицветик» звали Женей, именно ей принадлежит волшебный цветок. Это девочка дошкольного возраста, она представляет образ простого советского ребенка. Автор намеренно показывает юным читателям, что такая волшебная история может произойти с каждым человеком. Главное, верить в чудеса.
Можно отметить, что девчушка немного рассеяна, это можно судить по эпизоду, когда ее баранки съели собаки. Она же в это время разглядывает местные достопримечательности, подсчитывает ворон и мечтает о чем-то своем.
Как и у всех детей, у нее есть свои желания:
- иметь много кукол;
- полакомиться разными сладостями;
- доказать всем, что она не хуже мальчишек.
Но все это она желает исключительно для себя, поэтому можно сделать вывод, что ей присущ эгоизм. Девочка абсолютно не думает об окружающих людях, она не мечтает приносить пользу. С другой стороны, можно не сомневаться в ее доброте. Героиня, не задумываясь, тратит последнее желание на больного мальчика.
Она без сожаления отрывает последний лепесток цветика-семицветика. Это выглядит очень трогательно.
Старушка волшебница
У этой пожилой женщины образ собирательный, она владеет магией и волшебством. Но в обычной жизни волшебниц встретить нельзя, поэтому автор представляет ее читателям в виде всем знакомой старушки. Но и тут Катаев как бы намекает на то, что самая неожиданная встреча и случайное знакомство может сыграть в жизнь важную роль. А городская бабушка может быть не тем, кем кажется вначале.
Этой пожилой героине присуща мудрость, это можно понять по ее поступкам. Она решает не просто указать девочке правильную дорогу и вернуть ей съеденные собакой баранки, а преподает ей своеобразный урок.
Волшебница вручает Жене цветок с той целью, чтобы показать, какую пользу он может принести другим людям.
Первые лепестки девочка использует впустую, а вот последним распоряжается правильно, она делает счастливой не только себя, но и Витю. Теперь они могут вместе бегать и играть.
Мальчик Витя
Несмотря на то что этот герой появляется в самом конце, он сыграл важную роль во всей истории. Его действия напрямую сказываются на развитии сюжетной линии. Собственно поэтому так важно дать подробное описание этому персонажу. В таком случае можно будет получить общую картинку сказки.
Витя воплощает образ абсолютно несчастного ребенка, который все свободное время занимается тем, что наблюдает за игрой других детей. Он завидует ребятишкам, которые имеют возможность бегать, прыгать, скакать в скакалку.
Мальчику обидно, что он не может стать членом компании, он находит утешение в других занятиях.
Этому персонажу присущи такие качества:
- скромность;
- доброта;
- отзывчивость.
Это симпатичный подросток с грустными синими глазами. Именно так его описывают в одноименном мультике.
Второстепенные персонажи
На страницах известной сказки Катаева нашлось место и для лиц второго плана. Вот их краткая характеристика:
- мама — родительница Жени понимает, что ее дочка невнимательна, неусидчива и неуклюжа, женщине проще отправить ее гулять, чтобы в доме не было беспорядка;
- мальчишки — дворовая ребятня, которая отказалась принимать главную героиню в свою игру, смелые и отважные мальчишки считали, что девчонкам не место на северном полюсе;
- девочки — подружки Жени, которые играли во дворе, но героиня не стала просить взять ее в игру, а просто использовала лепесток, чтобы получить собственные игрушки.
Подробная характеристика героев поможет написать сочинение и будет полезна для читательского дневника.
Основная мысль
Свое знаменитое произведение Валентин Катаев написал в 1940 году. Автор использовал всеми любимый жанр сказка. По мотивам сюжета был снят мультипликационный фильм, который по настоящий день пользуется популярностью у маленьких зрителей.
Главная мысль, которую преследовал автор при создании этой сказочной истории, это показать читателям, что делая счастливыми других людей, становишься немного счастливее и сам.
Этот рассказ может стать своеобразным пособием для тех детей, кто оказался в сложной жизненной ситуации. В нем показываются пороки, которые могут испортить жизнь, и, наоборот, подчеркиваются положительные качества, которые помогают выйти из любых ситуаций.
Катаев старается показать, как важно верить в людей и чудеса. А сказка учит взаимовыручке, с любыми проблемами можно справиться, если рядом имеются верные и надежные друзья.
Сочинение — Главные герои сказки Цветик-семицветик. Русский язык и литература
Девочка Женя
Самой главной героиней является семилетняя девочка по имени Женя. Женя сначала вызывает у читателей неоднозначные чувства, скорее больше отрицательные, кажется завистливой, жадной, неуклюжей. Женя обычная девочка, как все, невнимательная, как и все дети в ее возрасте. Однажды она даже заблудилась. Однажды обманула свою маму, так как разбила вазу и боялась признаться в этом. В ее руках оказался волшебный цветок с волшебными лепестками, которые исполняют желания. В этом момент ей овладевает детская зависть и жадность. Она начинает, не думая тратить свою желания на всякие пустяки. Например, она загадывает на зло дворовым мальчикам желание, оказаться на северном полюсе. Затем желает, чтобы у нее оказались все игрушки, которые есть на белом свете, это потому что ей не дали поиграть девочки в свои игрушки. Женя одним своим последним желанием смога компенсировать все те, которые загадывала для себя, ради своего удовольствия. Женя поняла и осознала свои прежние глупые поступки, она оказалась благородной и добродушной девочкой.
Мальчик Витя
Симпатичный мальчик, добродушный, но он не может ходить. У него больные ноги. Женя встретила и познакомилась с ним на лавочке. Сначала девочка подшучивала над ним, что он просто сидит, но увидев костыли, все поняла. Витя понравился Жене, и она проявила к нему добродушие. Девочка Женя впервые подумала о ком-то другом, не о себе. Он вызвал у нее чувство жалости и Женя решила использовать свой последний лепесток на чужое благо. Она загадала желание, чтобы Витя мог ходить.
Мальчики и девочки
Дворовые мальчишки, которые играли у себя во дворе и не брали в свои игры девочек. Они обидели главную героиню Женю, и та решила загадать желание, чтобы оказаться на севере.
Также второстепенными персонажами являются девочки, которые не захотели делиться с девочкой своими игрушками.
Старушка
Еще одной героиней является старая женщина, которая дала Жене этот волшебный цветок. Добрая и мудрая старушка словно волшебная фея появилась не откуда и также исчезла. Она дала ей этот цветок, но не сказала какие желания ей заказывать. Это Женя должна была решить сама. Мудрая бабушка дала ей шанс поменяться, она должна была измениться в лучшую сторону.
Мама Жени
Мама Жени встречается всего в одном коротком эпизоде, где Женя разбивает ее вазу, и мама решила отправит неуклюжую дочку погулять во двор.
Вариант 2
Замечательная сказка Валентина Катаева «Цветик-Семицветик» рассказывает о том, что в жизни у человека есть много шансов и возможностей, но он не всегда делает правильный выбор. Иногда люди тратят свою жизнь на бесполезные дела. Автор заставляет задуматься над смыслом жизни не только детей, но и взрослых.
Основных персонажей в сказке всего лишь три, но этого достаточно, чтобы передать главную мысль произведения и донести её до читателя.
Девочка Женя
Главной героиней сказки Катаева «Цветик-Семицветик» является девочка Женя. Она совсем не идеальный ребенок, со своими недостатками. Её рассеянность отразилась на событиях, которые с ней произошли. Девочка не умеет разумно тратить и выбирать только самое главное и необходимое, что ей нужно, поэтому впустую использует шесть волшебных лепестков, загадывая бесполезные желания. Главной героине не всегда хватает смелости признаться в своей вине. Разбив вазочку, Женя скрывает правду от мамы. Она проявляет эгоизм и упрямство по отношению к сверстникам, пытаясь доказать им свои безграничные возможности. Зависть и досада способствуют ещё большему конфликту с детьми. Необдуманные действия Жени приводят к бессмысленному результату.
С другой стороны, есть в девочке и много хороших качеств. Например, Женя не забывает поблагодарить незнакомую бабушку за подарок.
Как и все дети, Женя верит в чудеса и мечтает о том, чтобы её желания сбылись. Но на пути к этому, главная героиня совершает множество ошибок, которые потом ей приходится в срочном порядке исправлять. Позже она научилась анализировать свое поведение и не принимать скоропалительных решений. Этому послужила встреча с необычным сверстником. На Женю произвел очень сильное впечатление больной мальчик Витя. Его доброе сердце, которое не сломила болезнь, заставило Женю пересмотреть свои взгляды на жизнь, изменить свои желания и поступки. Девочка искренне захотела помочь мальчику выздороветь. Женя проявляет чуткость, милосердие и доброту, посвятив последней лепесток не себе, а Вите, загадав желание, чтобы её новый друг стал здоровым. Желание главной героини сбывается и от этого она получает большую радость. В итоге, значимый, настоящий результат принес только один, последний лепесток, а Женя оказалась доброй, отзывчивой девочкой.
Старушка
Большую роль в становлении характера главной героини, играет с виду обычная старушка, которая сочувствует девочке и дарит ей необычный цветок. Она оказалась доброй мудрой волшебницей, изменившей характер и поведение Жени. Старушка предоставила девочке шанс самой выбирать и принимать решение. В итоге, через пробы и ошибки, набравшись опыта, девочка совершает благородный поступок.
Мальчик Витя
Ещё один герой – симпатичный мальчик Витя, который серьезно болен, не может бегать и играть, как другие дети, но, несмотря на это, веселый и добрый. С помощью Жени Витя становится здоровым и счастливым; может теперь бегать и играть с другими детьми.
Автор через образ Жени преподносит читателям урок неравнодушного милосердного отношения к больным людям, заставляет каждого задуматься, а всегда ли он правильно поступает в жизни.
Все сочинения
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Герои сказки Цветик-семицветик Катаева
Каждый герой волшебной сказки Катаева Цветик-семицветик либо является примером для подражания, либо образом, к которому нужно присмотреться, проанализировать его поведение, указать на минусы в его поведении, чтобы не повторять его ошибок.
Женя. Главной героиней произведения является девочка по имени Женя. С виду она ни чем не отличается от остальных девочек этого возраста. Невнимательность, проявленная во время возвращения ее из магазина, частое явление, характерное для детей семилетнего возраста. Даже догоняя собаку, которая съела все ее баранки, Женя заблудилась. Автор не упускает возможности подчеркнуть ее доброту и вежливость в момент принятия подарка от незнакомой старушки. Девочка доверчивая, как все дети верит в чудеса и имеет свои мечты.
Она не избегает обмана, когда ломает вазочку мамы, не признаваясь в этом ей. Узнав о волшебных лепестках, исполняющих желания, Женя необдуманно тратит их (то оказывается на Северном полюсе, то желает, чтобы рядом с ней оказались все игрушки со света). Из встречи с медведями читатель узнает о трусости девочки.
Воплощение желаний Жени закончились после встречи с хромым мальчиком, который вызвал у нее искреннюю жалость, сострадание и желание помочь.
Старушка. Одной из героинь произведения также является старушка, от которой Женя получила цветок. Без образа доброй бабушки не было бы ни благородного поступка девочки, ни знакомства с Витей. Подобный образ выбран Катаевым не случайно, так как в нем соединились и накопленный годами опыт, и мудрость, которая спасла девочку, преподнеся ей урок на будущее. Старушка напоминает читателю образ доброй волшебной феи, которая появилась из ниоткуда и исчезла в никуда.
Витя – это мальчик, у которого был серьезный недуг. Его веселый нрав и добродушие привлекли внимание главной героини. Она решилась впервые в жизни принести радость окружающим, пожертвовав последним лепестком цветка ради выздоровления Вити.
Девочки. Автор ввел этих героинь в сказку не случайно. После контакта с ними Жени стало понятно, какими чертами характера она обладает. Игрушки, которыми Женя хотела бы завладеть, были их собственностью, которыми они также не хотели делиться.
Местные дворовые мальчишки, которые являются второстепенными, привлекли внимание Жени, играя в «папанинцев». Они ни чем не отличаются от обычных ребят, которые стараются, подражая взрослым, быть самостоятельными, не подпускать к своим занятиям девчонок. Этим они обидели Женю, которая в ярости загадала желание оказаться на северном полюсе.
Каждый герой, которого вводит автор на страницы произведения, является дополнением к другим. Все они помогают детально разобраться в характерах героев – и второстепенных, и главных. Благодаря остальным героям Женя начинает по-своему понимать, в чем смысл жизни, выделять некоторые вещи как наиболее ценные во взаимоотношениям между людьми.
Цветик-семицветик. Сказка Валентина Катаева для детей
Жанр: авторская литературная волшебная сказка
Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика.
Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А сзади тем временем сзади пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела. Сначала съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, и счастливо облизывается. — Ах, вредная собака! — закричала Женя и бросилась ее догонять. Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись — старушка. — Девочка, девочка, почему ты плачешь? Женя старушке все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит: — Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется — цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит. С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.
— Этот цветик, — сказала старушка, — не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — Быть по-моему вели. Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.
Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало.
Что делать? Женя уже собиралась по своему обыкновению заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок. — А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик! Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я была дома с баранками! Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках — связка баранок! Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: «Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!»
Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон — семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и — бац! — раскололась на мелкие кусочки.
— Ты опять что-то разбила! — закричала мама из кухни. – Не мою ли самую любимую вазочку? Тяпа-растяпа! — Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! — закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая! Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться. Мама прибежала из кухни — глядь, а ее любимая вазочка как ни в чем не бывало стоит на своем месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала ее гулять во двор.
Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка. — Мальчики, мальчики, примите меня поиграть! — Чего захотела! Не видишь — это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем. — Какой же это Северный полюс, когда это одни доски? — Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие. — Значит, не принимаете? — Не принимаем. Уходи! — И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам — кошкин хвост! Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — Быть по-моему вели. Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе! Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок. Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!
— Ай, мамочка, замерзаю! — закричала Женя и стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый — нервный, второй — злой, третий – в берете, четвертый — потертый, пятый — помятый, шестой — рябой, седьмой – самый большой. Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть мочи: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — Быть по-моему вели. Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе! И в тот же миг она очутилась опять во дворе. А мальчики на нее смотрят и смеются: — Ну и где же твой Северный полюс? — Я там была. — Мы не видели. Докажи! — Смотрите — у меня еще висит сосулька. — Это не сосулька, а кошкин хвост! Что, взяла?
Женя обиделась и решила больше с мальчишками не водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла, видит — у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трехколесный велосипед, а у одной — большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошках. Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали желтые, как у козы. «Ну, — думает, — я вам сейчас покажу, у кого игрушки!» Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — Быть по-моему вели. Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! И в тот же миг откуда ни возьмись со всех сторон повалили к Жене игрушки. Первыми, конечно, прибежали куклы, громко хлопая глазами и пища без передышки: «папа-мама», «папа-мама». Женя сначала очень обрадовалась, но кукол оказалось так много, что они сразу заполнили весь двор, переулок, две улицы и половину площади. Невозможно было сделать шагу, чтобы не наступить на куклу.
Вокруг, представляете себе, какой шум могут поднять пять миллионов говорящих кукол? А их было никак не меньше. И то это были только московские куклы. А куклы из Ленинграда, Харькова, Киева, Львова и других советских городов еще не успели добежать и галдели, как попугаи, по всем дорогам Советского Союза. Женя даже слегка испугалась. Но это было только начало.
За куклами сами собой покатились мячики, шарики, самокаты, трехколесные велосипеды, тракторы, автомобили, танки, танкетки, пушки. Прыгалки ползли по земле, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пищать еще громче. По воздуху летели миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, планеров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях. Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать. — Довольно, довольно! — в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову. -Будет! Что вы, что вы! Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь… Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили… Уже весь город был завален до самых крыш игрушками. Женя по лестнице — игрушки за ней. Женя на балкон — игрушки за ней. Женя на чердак — игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — Быть по-моему вели. Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины. И тотчас все игрушки исчезли. Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток. — Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила — и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее. Пошла она на улицу, идет и думает: «Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю- ка я себе, пожалуй, два кило «мишек». Нет, лучше два кило «прозрачных». Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило «мишек», полкило «прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться». Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный — сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам. — Мальчик, мальчик, как тебя зовут? — Витя. А тебя как? — Женя. Давай играть в салки? — Не могу. Я хромой. И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве. — Как жалко! — сказала Женя. — Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой. — Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь. — Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! — воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. — Гляди! С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — Быть по-моему вели. И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
Популярные сегодня темы
- 11 класс ЕГЭ
- Сочинение по картине Маковского В жаркий день 2, 5 класс
От картины, действительно, исходит жар – солнце так и светит. Столько зелёного цвета! И очень много солнца… Наверное, это середина лета. - Сочинение Парад Победы 9 мая
Уже более семидесяти лет назад отгремели последние бои второй мировой войны, и мы живем под мирным небом в свободной стране. - Сочинение по повести Гоголя Тарас Бульба 7 класс
Повесть Гоголя «Тарас Бульба» — это произведение о любви к своей земле, о воинском братстве и мужестве. Тарас Бульба, опытный, закалённый в ратных боях полковник, всей душой болеющий за родину и посвятивший жизнь Запорожской Сечи - Сочинение с описанием Моя любимая фотография (описание изображенного человека)
Этой фотографии уже 9 лет, а её героине — 12. На ней запечатлена моя младшая сестра Машка. Снимок сделан в детском фотоателье в 2010 году, в августе. Даже не верится, что прошло столько времени, потому
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Цветик-семицветик»
Девочка Женя отправилась в магазин за баранками и купила семь баранок для всей семьи. Она пошла обратно и смотрела по сторонам, считала ворон. В это время незнакомая собака пристроилась сзади и съела все баранки. Увидела это Женя, рассердилась, погналась за собакой. Собаку не догнала и сама заблудилась. Но вышла на встречу девочке старушка и отвела ее в сад. Утешила девочку, сказала, что есть у нее волшебный цветок — цветик-семицветик, который может исполнять любые желания. Надо только оторвать один из семи лепестков и сказать волшебные слова. Обрадовалась Женя, загадала дома оказаться с баранками — так и вышло. Хотела Женя поставить драгоценный цветок в вазочку, но опять начала ворон считать и выронила вазочку. Вазочка разбилась, мама заругалась, девочка испугалась. Оторвала еще один лепесток и пожелала, чтобы ваза целой стала. Так и случилось. Вышла Женя во двор, а там мальчишки в папанинцев играют, будто на льдине они. Женю к себе в игру не берут. Загадала Женя оказаться на северном полюсе, и там и оказалась. Лед вокруг, сугробы, мороз, а она в летнем платьице. Сразу замерзла. Тут еще и медведи вышли, тоже семь. Испугалась Женя, сорвала еще лепесток и снова во дворе оказалась. А мальчишки над ней смеются, в то что она на северном полюсе была не верят. Пошла Женя в другой двор и увидела девочек с разными красивыми игрушками. Захотелось Жене тоже игрушек, она и загадала, чтобы все игрушки ее стали. Тут со всех сторон повалили игрушки, самые разные, всю улицу запрудили. Испугалась Женя, еще лепесток оторвала и игрушки обратно в магазины убрались. Удивилась Женя — шесть лепестков потратила, а никакого удовольствия не получила. Думала-думала Женя, что еще загадать, и вдруг видит очень красивый мальчик. Подошла к нему, познакомилась. Мальчика Витей звали, но не мог он с ней играть, потому что хромой был. Засмеялась тут Женя, сорвала последний лепесток и загадала самое верное желание. Мальчик Витя сразу выздоровел и стал играть с Женей.
Характеристика главных персонажей
Действующих лиц в этой истории не очень много. Главных персонажей можно выделить всего три:
- Девочка Женя.
- Старушка Волшебница.
- Мальчик Витя.
Все они повлияли на развитие сюжета, поэтому их характеристика важна для лучшего понимания темы и смысла сказки.
Девочка Женя
Девчушка дошкольного возраста, каких много. Автор специально прописал образ героини, как обычного советского ребёнка. Этим он как бы намекает читателям, что волшебная история может произойти с каждым. Женя немного рассеяна, об этом можно судить из фрагментов произведения, когда собака съедает баранки, а героиня не замечает этого, продолжая разглядывать окрестности. Или когда разбивается ваза, ведь в это время внимание девочки было отвлечено на пролетающих мимо окна ворон.
Как и у всякого ребёнка, у Жени были детские желания:
- Иметь много игрушек.
- Полакомиться разными конфетами.
- Доказать мальчишкам, что она не хуже их.
Однако всё это было только для неё, поэтому, на первый взгляд, девчушка кажется эгоистичным ребёнком. Она даже не подумала, что можно сделать что-то полезное для других. Но в глубине души Евгения была доброй девочкой. Об этом говорит тот факт, что она не задумываясь потратила последнее желание, чтобы помочь больному мальчику.
Странная старушка
Образ этой пожилой женщины скорее собирательный. Он олицетворяет магию и волшебство. Но в обычном городе волшебники по улицам не ходят, поэтому автор решил наделить этими качествами обычную старушку. Он как бы намекает читателям, что любая встреча может стать очень интересной. И даже простая городская бабушка не всегда та, кем кажется.
Пожилая женщина обладает мудростью. Это видно по её поступкам. Она вполне могла просто наколдовать новые баранки или показать дорогу, но старушка решила преподать девочке урок. Причём сделала это очень оригинальным способом. Она как бы хотела показать, что волшебный цветик-семицветик принадлежит не только Жене. Если девочка сможет правильно распорядиться его магическими свойствами, то он может принести счастье и другим людям.
Мальчик
Этот персонаж появляется в самом конце истории, поэтому назвать его главным героем можно лишь с большой натяжкой. Но его действия напрямую влияют на сюжет истории, так что характеристика мальчика Вити также важна для лучшего понимания смысла сказки и представления общей картинки.
Это несчастный больной ребёнок, вынужденный наблюдать, сидя на скамейке, как бегают и играют здоровые дети. Он уже давно смирился со своей хромотой, поэтому не испытывает зависти к другим ребятам. Конечно, ему немного обидно, что он не такой как все, но он находит утешение в других занятиях.
Автор описывает его как симпатичного мальчика с огромными синими глазами. Он был очень грустный и скромный. Очень образно прорисован этот герой в одноимённом мультике. Именно таким его и представляют себе читатели.