Описание дюйшена в рассказе первый учитель

Wiki-учебник

Поиск по сайту

Реклама от партнёров:

Айтматов «Первый учитель»

Творчество киргизского писателя Ч. Т. Айтматова полюбилось русским читателям. Оно несет в себе, то высокое духовное лирическое наполнение, которого часто не хватает в современной литературе. Его произведения заставляют с любовью и душевной чувственностью смотреть на окружающий мир, воспринимать ту красоту, которой он насыщен. 

Повесть « Первый учитель» обращает на себя повышенный интерес современных критиков — очень часто ее воспринимают как литературную пропаганду. К сожалению, это самое распространенное заблуждение, касающееся множества советских литературных произведений.

Автор воспевает в первую очередь сильную человеческую личность, а не систему, в которой он живет. Главный герой повести, учитель Дюйшен человек своего времени, свершающий ежедневные подвиги ради процветания государства и общества. 

Краткое содержание повести

Молодой учитель Дюйшен отправляется в отдаленный киргизский аул, чтобы учить там местных детей. За неимением средств, жители поселка переоборудовали под школу старую местную конюшню, где и происходил процесс обучения. Маленькие ученики обездоленные дети, которые воспитывались так, что главный труд для них заключался в сельскохозяйственной работе, но никак не в учебе.

Среди них маленькая сирота Алтынай, которая после смерти своих родителей вынуждена была жить в семье своего дяди. Девочка не знала доброго отношения к себе родные заставляли ее работать на земле, всячески препятствовали тому, чтобы она посещала школу.

Через некоторое время родные продали ее богатому человеку в жены, однако благодаря вмешательству учителя, который обратился в правоохранительные органы, Алтынай удалось спасти. Дюйшен отправил девочку в детский дом, где она смогла продолжить учебу и благодаря этому смогла достичь высоких жизненных успехов.

Несмотря на то, что повесть занимает два листа, автор сумел изложить в ней и варварские жизненные устои общества, и силу духа человека, который нашел в себе мужество вмешаться в процесс фактически уничтожения другого человека. Учитель Дюйшен это борец за справедливость, строитель нового цивилизованного мира, которые исповедует нормы гуманности, доброты и честности.

Поступок и характер учителя Дюйшена

Героический поступок Дюйшена заставляет жителей аила задуматься о том, насколько правильно они живут и не устарели ли их общественные нормы. Постепенно Дюйшен приобретает все больше приверженцев своих идей, люди соглашаются с тем, что надо что-то менять в своей жизни.

Дюйшен становится своеобразным мостом, по которому люди переходят от мрачного варварского прошлого в светлое, свободное будущее, где независимость человеческой личности наивысшая ценность.

Айтамтов сумел создать образ настоящего коммуниста, который смело воплощает в жизнь идеи социалистического строя, как неотъемлемую часть культурного преображения.

Главный герой яркий представитель нового поколения, прогрессивного, имеющего широкий кругозор и готового пожертвовать многим ради становления справедливости.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Влияние войны на жизнь человека: Левитанский, Друнина, Васильев
Следующая тема:   Паустовский «Мещерская сторона»: бескорыстная любовь к обыкновенной земле

Нравится

Нравится

УДК 371.3

Дюйшен – борец за светлое будущее (изучение  повести Ч. Айтматова в школе)

Акматов Кыялбек Камутович – кандидат педагогических наук, доцент Ошского государственного университета.

Аннотация: Чынгыз Айтматов в повести “Первый учитель” сумел показать трудную жизнь кыргызского народа в переплетении с реальностью, которая обретает при этом действительность. В ней ярко раскрываются борьба новой власти и старых взглядов, выход людей из плена старого строя, старания Дуйшена научить детей грамоте, страстное желание учиться и надежды Алтынай. Писатель через образ и поступки Дуйшена поднял “стратегические проблемы” кыргызского аила в первые годы советской власти. Вот такую стратегически значимую работу выполняет Дуйшен. Он своим добрым,бережным и тёплым отношением выводит одну из самых лучших своих питомцев, Алтынай, в новый мир, чем автор показывает, что через дуйшеневцев проблемы образования и воспитания в кыргызских аилах можно решить и направить их деятельность в нужное русло.

Ключевые слова: Автобиографические произведения, повесть, образ, герой, образ учителя, воспитание.

Направление творческих исканий Ч.Айтматова открыто характеризуется повестями «Тополёк мой в красной косынке» и “Первый учитель”. И, кажется, определилось самое основное в его творчестве. Тогда почему первая повесть из вышеуказанных двух напрямую посвяшена современности, тогда как вторая в какой-то мере описывает исторические события прошлого века?

Жизненный путь главных героев Дуйшена и Алтынай в повести “Первый учитель” по своему духу и значению напрямую перекликаются с современностью.

Для ясности мы должны разобраться в том, какие “современные”проблемы Ч.Айтматов видел и чувствовал во время работы над этим произведением в плане эстетического принципиального отношения.

Разговор пойдёт об одном из главных героев Ч.Айтматова Дуйшене, который стал образцом, эталоном для многих людей, работающих в области образования и посвятивших всю свою жизнь и силы ради воспитания будущего поколения.

Автор в повести “Первый учитель” сумел показать трудную жизнь кыргызского народа в переплетении с реальностью, которая обретает при этом действительность.

Вовремя осознав главные проблемы в жизни общества писатель в своей повести сумел рассказать реальную жизнь, протекающую в кыргызских аилах. В произведении события происходят в первые годы Советской власти. Тяжёлая жизнь простого кыргызского народа и связанные с этой жизнью общественно-социальные и нравственные проблемы, классовые противостояния, история формирования общественного сознания и личности нового социалистического общества – все это ярко изображается в повести Ч.Айтматова.

Расмотрим начальный эпизод, где главный герой Дуйшен начинает свою учительскую деятельность:

«… Когда мы, запыхавшись, прибежали на пригорок, где обычно проходили сходки, там уже перед кучкой пеших и конных людей выступал тот самый бледнолицый парень в черной шинели. Мы не могли расслышать его слов и придвинулись было ближе, но тут один старик в драной шубе, словно очнувшись, торопливо перебил его.

– Слушай, сынок, – начал он заикающейся скороговоркой, – раньше детей учили муллы, а твоего отца мы знали: такая же голытьба, как и мы. Так скажи на милость, когда это ты успел сделаться муллой?

– Я не мулла, аксакал, я комсомолец, – быстро отозвался Дюйшен. – А детей теперь будут учить не муллы, а учителя. Я обучался грамоте в армии и до этого малость учился. Вот какой я мулла.

– Ну, это дело…

– Молодец! – раздались одобрительные возгласы.

– Так вот, комсомол послал меня учить ваших детей. А для этого нам нужно какое-нибудь помещение. Я думаю устроить школу – с вашей помощью, конечно, – вон в той старой конюшне, что стоит на бугре. Что скажете на это, земляки?

Люди замялись, как бы прикидывая в уме: куда он гнет, этот пришлый? Молчание прервал Сатымкул-спорщик, прозванный так за свою несговорчивость. Он давно уже прислушивался к разговорам, облокотясь на луку седла, и изредка поплевывал сквозь зубы.

– Ты постой, парень, – проговорил Сатымкул, прищуривая глаз, словно бы прицеливаясь. – Ты лучше скажи, зачем она нам, школа?

– Как зачем? – растерялся Дюйшен.

– А верно ведь! – подхватил кто-то из толпы.

И все разом зашевелились, зашумели.

– Мы испокон веков живем дехканским трудом, нас кетмень кормит. И дети наши будут жить так же, на кой черт им учение. Грамота начальникам требуется, а мы простой народ. И не морочь нам голову! [1, С. 56-57].

Настоящий подвиг Дуйшена, его патриотический дух ради будущего счастливого общества, большая надежда и любовь к своей профессии показаны в повести писателя. На самом деле, людям, которые никогда не держали в руках книги и карандаши и всю свою жизнь занимались скотоводством и земледелием, действия Дуйшена были непонятны. Простой бедный народ, живший среди гор, сразу не смог поддержать Дуйшена. И учителю, чтобы выйти из этого трудного положения, пришлось несмотря ни на что самому действовать изо всех сил.

Как отмечает профессор С.Байгазиев: «У каждого общества, государства должна быть планомерная система образования и воспитания. Государство, забывшее институт воспитания, не обращающее на него должного внимания, отдавшее рычаг управления воспитанием в руки стихии, открывает путь к хаосу и нравственному беспорядку в обществе. Образовательно-воспитательная проблема, считающаяся стратегической любого общества и государства, всегда должна быть в центре их внимания». [2, С. 91].

Значит, по мнению литератора, через образ и действия Дуйшена в повести поднимаются «стратегические проблемы» кыргызских аилов в первые годы советской власти.

Вот такую страгечиски значимую работу выполняет Дуйшен. Он своим добрым, бережным и тёплым отношением выводит одну из самых лучших своих питомцев, Алтынай, в новый мир, чем автор показывает, что через дуйшеневцев проблемы образования и воспитания в кыргызских аилах можно решить и направить их деятельность в нужное русло .

Человеческое отношение к детям, теплая забота, отдающий своим подопечным все самое лучшее, что у него было, любовь и уважение к своей профессии, а также честный кропотливый труд явились гордостью и достижением представителей ранней кыргызской интеллигенции и составили основу в переходе их на более высокие ступени развития.

Несмотря на лютые зимние морозы, Дуйшен подготовил дрова на зиму, охапками сена заменил парты, дал старые изорванные бумаги, потрёпанные тетради, начал учить детей с буквы «А». Каждый раз учитель говорил им о светлом будущем. Даже просыпаясь среди ночи, думал о своих учениках, об их завтрашнем дне, вообще о будущем кыргызских детей. Дуйшен вкладывал в свое дело всю душу. Он сам ходил по дворам, собирая учеников, терпеливо объясняя людям, для чего их детям нужны знания. Начинает учить детей с того, как держать карандаш, произносить буквы, читать и писать.

Одним из главных идей этой повести является пример посвящения себя в педагогическое дело.

Дуйшен сам оборудовал класс, то есть отремонтировал байскую конюшню, которая послужила школой, терпя трудности и лишения, снося насмешки и оскорбления, избитый досмерти бай-манапскими кольями, несмотря на угрозы, учит с таким необыкновенным упорством, чтобы оторвать детей односельчан от их невежества и нежелания быть образованными.

В итоге его добросовестный труд не пропал даром.

Кыргызким детям, не выходившим за пределы своего аила, Дуйшен со словами «школа», «учёба» открыл большой мир. И чтобы проложить дорогу их будущему, он вложил в образование и воспитание общества, в свою профессиональную деятельность громадный труд. А ведь он учил детей не только читать и писать, он учил жить, дал уроки человечности, учил делать добро, не скупился на щедрость… И именно поэтому он – настоящий учитель

В следующем третьем эпизоде показан яркий облик учителя Дуйшена:

«Когда мы в первый раз пришли в школу, учитель усадил нас на разостланную по полу солому и дал каждому по тетрадке, по карандашу и по дощечке.

– Дощечки положите на колени, чтобы удобнее было писать, — объяснил Дюйшен.

Потом он показал на портрет русского человека, приклеенный к стене.

– Это Ленин!

– Мы будем учиться как он.

– Я научу вас, дети, читать и считать, покажу, как пишутся буквы и цифры… [1, С. 65].

Ч.Айтматов, изображая переживания первого учителя Дуйшена о своём образовании и малограмотности, определяет ещё один принципиальный профессиональный пример.

Образование Дуйшена нельзя сравнить с современным образованием. Этот малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни одного учебника, даже самого обыкновенного букваря, не имел ни малейшего представления о программах и методиках. Как он мог отважиться на такое поистине великое дело. Он учил так, как умел, как казалось ему нужным, что называется по наитию. Но он, уходя головой в работу, старается выполнить свое обещание, данное детям “ …Буду учить вас всему, что знаю сам…” .

Благодаря этим качествам Дуйшен становится образцом для наших современных педагогов. Сегодня в школах трудятся учителя, которые имеют дипломы высшего педагогического образования. Но, к большому нашему сожалению, среди них редко встречаются такие, которые относились бы к своей работе так, как Дуйшен. Многие учителя ограничивают познавательные требования, не желая учащихся вмешивать в большую научную среду придерживаясь принципа: “Если дети усвоили тот материал, что дается в учебниках, то это уже большое достижение”.

Мы согласимся с мнением А.Алибекова, который сказал: “Ещё одна принципиальность Дуйшена в том, что он открыто говорит о недостаточности своих знаний, что его интеллектуальный потенциал намного узок от мысленного состояния, и всё это ему необходимо развивать” [3, С. 13].

Затем, образ учителя Дуйшена прекрасно раскрывается в четвёртом эпизоде:

«…– Ручеек ты мой светлый, – сказал он, ласково гладя на меня. – И способности у тебя хорошие… Эх, если бы я мог послать тебя в большой город! Каким бы ты человеком стала!» [1, С. 69].

Оказывается, Ч.Айтматов ещё в 50-60 годы предвидел недостатки современных дуйшеневцев, для которых не хватает прозрачной человечности (не быть властным, авторитарным), мягкости, и даже успел показать эту проблему в своей повести.

В современном обществе нашей молодёжи, может быть, нужна именно такая забота, какую проявляет Дуйшен к своим подопечными. И здесь рождается вопрос: “Нужны ли образованные манкурты для будущего?”

Самое главное, на мой взгяд, современный учитель должен дать не только знания , но и посеять в их сердца зёрнышки нежности, порядочности, человечности. А, может быть, призыв и обращение писателя в произведениях, созданных в 50-60 годы, остаются до сих пор самыми актуальными?

Как показывает время, учитель играет большую роль в духовном развитии личности. Современная молодёжь, как бы печально это не звучало, постепенно теряет такие ценности, как благородность, моральность, отзывчивость, доброта, человечность, из-за чего идёт деградация личности. И перед нами , педагогами, стоит главная задача – найти пути возврата этих жизненных ценностей, воспитать их настоящими людьми, сильными личностями, не забывая при этом образование. Значит, в воспитании будущего поколения учитель сам должен быть образцом подражания во всех отношениях. Именно таким образцовым учителем показан образ учителя Дуйшена.

В пятом эпизоде образ Дуйшена раскрывается ещё ярче и глубже.

«…. после уроков взял меня за руку и отвел в сторону. Сейчас мы с тобой, Алтынай, сделаем одно дело, – сообщил он, загадочно улыбаясь. – Вот эти топольки я принес для тебя. Мы с тобой их посадим. И пока они вырастут, пока наберут силу, ты тоже вырастешь, будешь хорошим человеком. У тебя душа хорошая и ум пытливый. Мне всегда кажется, что ты будешь ученым человеком. Я в это верю, вот посмотришь, у тебя на роду так написано. Ты сейчас молоденькая, точно прутик, такая же, как эти топольки. Так давай посадим их, Алтынай, своими руками. И пусть твое счастье будет в учении, звездочка ты моя ясная… [1, С. 80].

В шестом эпизоде учительский смиренный вид Дуйшена действительно изображается писателем на высоком уровне.

В седьмом эпизоде очень сильно описывается картина, где мастером слова до глубины души передаются душевные переживания главной героини Алтынай Сулаймановны, причиной чего явился её запоздавшийся долг благодарности за доброе сердце Дуйшена, за его добросовестное и честное служение своему народу, за его учительский вид.

Вот как в повести Алтынай размышляет о благосклонности и доброте своего первого учителя и преклоняется перед его мужеством :

«Почему следы людей не остаются навеки на дорогих им памятных местах? Если бы сейчас я нашла ту тропу, по которой мы возвращались с Дюйшеном с гор, я приникла бы к земле и поцеловала следы учителя. Тропа эта для меня — всем дорогам дорога. Да будут благословенны тот день, та тропа, тот путь моего возвращения к жизни, к новой вере в себя, к новым надеждам и свету… Спасибо тому солнцу, спасибо земле той поры…» [1, С. 89]

«Молодежь не знает, каким учителем был Дюйшен в свое время. А среди старшего поколения многих уже нет. Немало учеников Дюйшена погибло на войне, они были настоящими советскими воинами. Я обязана была поведать молодежи о своем учителе Дюйшене. Каждый на моем месте должен был бы это сделать. Но я не бывала в аиле, не знала ничего о Дюйшене, и со временем его образ превратился для меня словно бы в дорогую реликвию, хранимую в музейной тиши» [1, С. 95 ] – в разных условиях нашей многогранной человеческой жизни, в интересных хлопотах пробежавщего времени, когда-то учитель, самый близкий ей человек, освободив её из рук жестокого бая, сказал:

– Будь здорова, счастливого пути, прощай, родная… Не бойся, иди смелей. [4, С. 41].

Так вспоминает Алтынай дорого учителя, бежавщего рядом с вагоном, провожая её в ташкентский детский дом. Оказывается, настоящий учитель — это действительно божественный человек, который открывает вечную жизненную дорогу своим ученикам, отдающий все свои знания, готовый пожертвовать собой ради их счастливого будущего.

Среди всех других персонажей Ч.Айтматова образ Дуйшена является самым ярким образом.

Этот образ досконально и разносторонне изучен писателем. Он стал героем времени. Как показывает практика, сегодня наши уважаемые культурные представители интеллигенции, работающие в области образования, отличаются от Дуйшена какой-то необъяснимой нами чертой. Поэтому мы должны расмотреть, как и чем современный учитель в условиях рыночной экономики может отличаться от Дуйшена.

Профессия учителя – это несгибаемая, ответсвенная профессия. Дуйшен был именно таким учителем-героем, который достойно выполняет долг, ставя его превыше всего. Он отличается от современных высокообразованных передовых интеллектуально- развитых учителей своей человечностью, простотой, теплой заботой. Это настоящий педагог, который, понимая действительность, берёт на себя непосильное бремя своего народа. Конечно, не каждый ради счастья другого может просеять зёрнышко доброты, порядочности, теплого и внимательного отношения к людям, заботы о молодёжи, и это, как вы знаете, даётся нелегко. Вот такой высокой человечностью, чистотой и широтой души отличается наш главный герой Дуйшен от всех остальных.

Вот что пишет известный учитель Апыш Койчусанов: «Нам, учителям, особенно дорога повесть “Первый учитель”. Дуйшен колыбель кыргызских учителей. Его образ нам священ. Мы, старые учителя, прошедшие школу Дуйшена, стали продолжателями начатого им дела. [5, С. 32] Мы очень обеспокоены за будущее нации кыргызского народа. Заботясь о молодёжи, являясь патриотами народа и родной земли, обладая самой почётной профессией герои-учителя поднимают престиж учительского искусства. Дуйшен навсегда останется идеальным героем молодёжи и учителей.

Образ Дуйшена в повести является собирательным художественным образом. Писатель в нём собрал все лучшие качества тех учителей, с которыми он был близко знаком. “ Образ Дуйшена,- как отмечал Ү. Култаева, — это образ самых первых учителей, стоящих у истоков становления советской власти в стране» [6, С. 44], когда тёмному, безграмотному кыргызскому народу, как воздух и вода, нужны были борцы и агитаторы, подобные учителю Дуйшен. И именно в это время в разных уголках нашей молодой страны трудились такие герои.

Литературная вселенная Айтматова – останется для всего человечества школой обучения. Взявший в основу произведения жизненные события или один отрывок из жизни и правильно по определённой цели это направить, т.е. высокая идейность миропонимания Ч.Айтматова является характерной особенностью, — отмечает ученый Б.Керимжанова [8, С. 118]. Внешний облик героя, его поступки, отдающий всю себя своей работе, ставший интересы общества выше своих интересов – все это с профессиональным мастерством описывается писателем. Список тех, кто одним из “первых” вложил большой вклад в область образования, начинается с яркого образа Дуйшена. В литературном поприще 50 годов образовательные и агитационные работы были главным долгом писателей. Учитывая все это Ч.Айтматов доступно показал образ учителя, взвалившегося на себя ношу народа. Через изображение нравственно-эстетического мира, человеческой совести, надежды и мечты персонажей произведения, добившихся своих целей несмотря на невзгоды и трудности читатель понимает основную тему и идею произведения.

Список литературы

  1. Айтматов Ч. Чыгармалардын сегиз томдук жыйнагы. – Б., 2008
  2. Байгазиев С. Цивилизация жана Ата журт. – Б., 2008. – 798-б.
  3. Алимбеков А. Айтматовдун мугалимдери – асылдыктын өрнөктөрү //Zaman Кыргызстан. – 2009, 9-январь.
  4. Айтматов Ч. Биринчи мугалим. – Ф., 1978
  5. Акматалиев А. Ч. Айтматовдун чыгармачылык жолу. – Ф., 1988.
  6. Култаева Ү. Турмуш чындыгы жана көркөм образ. – Б., 2002
  7. Абытов Б. Историзм в творчестве Чингиза Айтматова. Вестник 6ш ГУ. Часть I. Ош. – 2008. С. 1-6.
  8. Керимжанова Б. Адабият жана көркөм чеберчилик (Илимий макалалар, адабий портреттер, заметкалар, очерктер) –  Ф., 1980.
  9. Бектуров Т. М. Duishen as the first teacher-enlightener in interpretation by Ch. Aitmatov. – №3, 2018. – 33-37.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

книга Чингиза Айтматова
Кадр из фильма «Первый учитель»: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»

Повесть «Первый учитель», краткое содержание которой представлено читателям, затрагивает трепетные струны человеческой души. При прочтении порой наворачиваются слезы, стоит ком в горле, но светлое чувство любви и безграничной веры в добро в конце повествования окрыляет. С подробным анализом гениального сочинения можно познакомиться в статье.

«Первый учитель»: краткое содержание

Произведение «Первый учитель», краткое содержание которого знакомо каждому школьнику, вошло в историю классической литературы как пример силы человеческого духа и гуманизма. Его автор — киргизский писатель Чингиз Айтматов. Он приобрел первую славу благодаря этому произведению. Книга описывает:

  • непростой для Киргизии период становления социализма;
  • трудности общественной организации, отрицание, с которым столкнулась новая власть;
  • борьбу с устаревшими традициями жесткого патриархата;
  • стремление молодежи к развитию и постоянному движению вперед.

Автор акцентирует внимание на том, что ломка стереотипов начинается с маленьких шагов каждого человека и ведет к большим переменам. Вот что открывает произведение Айтматова:

Экспозиция

Повесть «Первый учитель» начинается с ностальгических воспоминаний главного рассказчика — Художника. Творческий человек находится в кризисе: сюжет нового полотна не приходит на ум.

Красочные воспоминания художника о родном крае изложены в главе «Два тополя». Здесь описан холм возле селения, в котором прошло детство рассказчика. На месте этих деревьев ранее была первая сельская школа, которую организовал комсомолец Дюйшен. Волна ностальгии не оставляет в покое художника, и вскоре мастер получает телеграмму с приглашением посетить родные края.

Завязка

Прибыв в небольшую деревушку Куркуреу, художник становится свидетелем торжественного открытия новой колхозной школы. На церемонии присутствует много важных лиц, среди которых академик, философ и научный деятель Алтынай Сулайманова. Она была землячкой художника и приехала в аил по приглашению компартии.

Чингиз Айтматов и его произведение «Первый учитель»

Эпизод из фильма «Первый учитель»: YouTube / Киноконцерн«Мосфильм»

В завязке знакомимся с образом главного героя — Дюйшена. Первые впечатления о нем у читателя формируются из обрывочных суждений односельчан, насмешливо характеризующих дедушку:

  • малограмотный чудаковатый старик;
  • часто и без причины улыбается;
  • добродушен и наивен, как ребенок.

Все эти слова почему-то больно ранили не самого Дюйшена, а Алтынай, которая в скором времени покинула родной аил, выслав художнику телеграмму с объяснениями.

Развитие событий

Краткое содержание «Первый учитель» будет неполным без пересказа телеграммы академика Алтынай, которая поведала новому знакомому свою историю. В 1924 году, когда в аиле только установилась советская власть, Дюйшен (на тот момент амбициозный юноша) решил открыть небольшую школу.

Располагалась она на холме, где раньше было здание старой конюшни. Парень самостоятельно подготовил место для будущих занятий, укрыл пол снопами соломы и на свое скудное жалованье закупил дрова. После он стал приглашать учеников — местных детишек. Вначале желающих обучаться грамоте было немного, но вскоре популярность учебного заведения выросла.

Одной из учениц Дюйшена была Алтынай — бедная сиротка, над которой издевалась ее тетка. Первый учитель расположил к себе детей и влюбил их в удивительный мир книг. Хоть сам он читал по слогам, но его запал к получению новых знаний пробудил в ребятах искру, что позже переросла в пламя — большое желание и стремление учиться.

Кульминация

Так проходили будни молодого парня Дюйшена: он ежедневно посещал школу, обучал детей грамоте и рассказывал им о важности образования. Но однажды к нему пришла заплаканная Алтынай и сообщила, что дядюшка отдает ее замуж в горный аул за старого деда.

Когда это событие состоялось, учитель не оставил в беде воспитанницу. Он явился в аил с отрядом милиции и забрал Алтынай, отправил ее в городе. Правда, ему пришлось поплатиться за свой благородный поступок: его избили родственники девушки.

Развязка

Первый учитель вернулся к преподавательской деятельности в родном аиле, а девушка продолжила учиться, со временем стала доктором философии, лектором и уважаемым научным сотрудником. В старости Дюйшен так и остался жить в деревне, а его подвиг односельчане забыли. Но первые ученики помнят и гордятся своим наставником, неся его человеколюбие в жизнь

Эпизодический момент фильма «Первый учитель»

Эпизод фильма «Первый учитель»: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»

Эта повесть — ода гуманизму, как говорил сам Чингиз Айтматов. «Первый учитель» — знаковое произведение, прославляющее силу человеческой воли и веры в лучшее, которые способны сломать даже самую жесткую укоренившуюся систему.

«Первый учитель»: анализ произведения

Книга «Первый учитель» заслуженно понравилась как совсем юным, так и зрелым читателям. Образ главного героя влюблял в себя, а красочные описания пейзажей погружали в атмосферу произведения. Чтобы лучше понять замысел, проведем детальный анализ книги:

История создания

Литература должна касаться актуальной проблематики. Именно так считал Чингиз Айтматов. «Первый учитель» — яркое воплощение этого постулата писателя. Произведение написано в далеком 1961 году, а издано ровно через год — в 1962-м.

Выходец из маленького киргизского аула, автор отобразил свои размышления на тему провинциальной жизни и сложностей обучения. Книга стала частью школьной программы, по ее мотивам режиссер Андрей Кончаловский снял одноименный фильм, вышедший на экраны в 1965 году.

Тема и конфликт

Пожалуй, одна из главных тем произведения — идея прославления труда педагогов. Дюйшен — яркий пример того, как любознательность и жажда новой информации перерастает в дело всей жизни и дает плоды.

Кроме того, Чингиз Айтматов поднимает острые конфликты в произведении:

  • конфликт поколений и мировоззрений;
  • энтузиазм, который сталкивается с безразличием;
  • отношение невеж и невежд, которые никогда не смогут оценить педагогический подвиг Дюйшена;
  • борьба с патриархальной системой, которая давно отжила свое.

Особенности композиции и жанр

Многие критики настаивают на том, что произведение «Первый учитель» похоже на балладу: такая же ритмика и динамика сюжета, описание героического поступка, напряженный сюжет. Но все же сочинение считают повестью:

Экранизация произведения Айтматова

Экранизация книги Айтматова: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»
  • прозаический жанр, который схож с коротким романом;
  • в сюжете задействовано небольшое количество героев;
  • фабула охватывает небольшой отрезок времени, а ретроспектива позволяет узнать детали подвига учителя.

Сам автор называл свое творение живописной картиной, а множественные эпитеты и сравнения этот факт только подтверждают. Критики же называют повесть «Первый учитель» музыкальным произведением, отличающимся такими чертами, как: тихое, меланхоличное вступление, ряд нарастающих аккордов, увеличивающих напряжение и громогласная развязка.

Характеристика главных героев

Повесть «Первый учитель» интересна тем, что имеет сразу двух рассказчиков — художника с его сентиментальными размышлениями и Алтынай, которая делится воспоминаниями.

Но все же главный герой произведения — учитель Дюйшен. Вначале он предстает пред нами малограмотным, милым и добродушным стариком, над которым подшучивают односельчане. Но они не способны оценить вклад этого мужчины в жизни их детей. Автор рисует такой портрет Дюйшена:

  • амбициозный, инициативный энтузиаст;
  • бесконечно верящий в людей, их доброту и бескорыстность;
  • не теряющий веру и влюбленный в свое призвание;
  • настойчивый и любознательный;
  • со сложной, но красивой судьбой;
  • он гуманист.

Повесть «Первый учитель» показывает нам, насколько важно реализовать себя в том деле, которое ты искренне любишь, как необходимо сохранять веру и любовь к человечеству в самые темные времена.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1880283-pervyj-ucitel-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Первый учитель Айтматова

Анализ рассказа Первый учитель Айтматова

Ч. Айтматов в повести «Первый учитель» повествует о самой настоящей любви к человеку, к людям. Он пытается выяснить, способен ли человек исполнить настоящий подвиг ради другого.

По своему романтичному описанию, повесть «Первый учитель» можно было бы отнести к балладе, но писать намеренно ушел от этого, чтобы повесть не ассоциировалась с каким-то одним геройским поступком, а характеризовала людей в целом. В описаниях природы, мы видим зашифрованные поступки людей, своеобразные метафоры.

Главный герой – первый учитель – Дюйшен поражает своей сложной, витиеватой и красивой судьбой. В самом начале повести мы начинаем его узнавать из рассказов односельчан. Они не придают ему значения, отмахиваются и сообщают какие-то незначительные детали – чем он занимается, как он выглядит. Мы не видим не героя, а видим обычного человека. Но вместе с тем, из рассказов односельчан мы понимаем, что главный герой не похож на обычных деревенских людей – чертами лица, одеждой.

Дюйшен принимает решение, после своей службы в Красной Армии вернуться к себе в село и работать педагогом. Действие происходит в 1924 году. А что мы знаем об этих временах? Сплошная безграмотность среди деревенского населения. Даже сами учителя были полуграмотными. Поэтому в поступке Дюйшена мы видим настоящий героический поступок. Он взял обучение в свои руки – отремонтировал помещение конюшни, чтобы оно было пригодно для занятий. Оборудовал скамей, столы. Затем он стал собирать учеников. Многие смотрели на него как на сумасшедшего и отмахивались, а кто-то и руганью прогонял со двора.

Постепенно, Дюйшен находит своих первых учеников. Не смотря на все тяготы, дети тянутся к знаниям, им приходится добираться в школу через каменистую речку, которая зимой становится ледяной и обжигает ноги. Учитель на руках переносит малышей через реку. На это смотрят самодовольные наездники в овечьих шубах и усмехаются поступкам учителя.

Также мы видим героический поступок учителя, когда он спасает маленькую девочку, практически вырывая её из лап общественных устоев, традиций и бедности.

Все эти поступки наталкивают местных жителей на мысль, что их устои уже давно устарели, и нужно идти вперед, что то менять. Дюйшен постепенно приобретает союзников, которые согласны менять жизнь.

Мы видим, как главные герой становиться своеобразным мостиком для местных жителей на пути к будущему. Он жертвует ради своих принципов многим, практически готов пожертвовать свою жизнь, если это повлияет на разум местных жителей и их устои.

Обычное село преображается под действием всего одного человека, для которое главными в жизни является – справедливость и стремление к прогрессивному будущему.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Первый учитель Айтматова

Анализ рассказа Первый учитель Айтматова

Популярные сегодня темы

  • Описание картины Вид Константинополя при лунном освещении Айвазовского сочинение

    Больше всего на свете Айвазовскому нравилось рисовать не только море, но еще и разные города и страны. Частенько он бывал в Турции, именно поэтому на многих полотнах можно увидеть эту страну.

  • Гости Обломова и цель их прихода

    Илья Ильич Обломов, главный герой романа И.А. Гончарова, умный и образованный человек, отошел от всех дел и ведет пассивный образ жизни. Он целыми днями лежит на диване

  • Сочинение по сказке Щелкунчик Гофмана

    Сюжет сказки знаменитого немецкого писателя Гофмана переносит нас в удивительный волшебный мир Кукольного царства. Действия сказки приходятся на канун Рождества, поэтому автор во всех подробностях описывает всё

  • Анализ произведения Тургенева Малиновая вода

    У каждого автора имеется большое количество произведений, которые помогают не только задумываться, но и порой менять что-то в своей жизни в другую сторону.

  • Сочинение Чему учит сказка Андерсена «Снежная королева»? 5 класс

    Я люблю читать сказки. В сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева» описана история дружбы между мальчиком и девочкой. Злой Троль разбил свое волшебное зеркало и осколками от него замораживал сердца людей и делал их жестокими и эгоистичными.

Краткое содержание «Первый учитель»

Краткое содержание «Первый учитель»

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1082.

Обновлено 27 Октября, 2022

О произведении

Повесть «Первый учитель» Айтматова написана в 1962 году. В книге описывается непростой период становления советской власти в Киргизии — борьба с патриархальными традициями, не дававшими молодёжи учиться и развиваться.

В центре сюжета учитель, который после службы в армии возвращается на малую родину, в глухой аил, и собственными усилиями создаёт первую в деревне школу.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Первый учитель» на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен при подготовке к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Место и время действия

События повести происходят в Казахстане, в деревне Куркуреу, в 1924 году и спустя несколько десятилетий.

Главные герои

  • Дюйшен – первый сельский учитель, молодой парень, не очень грамотный, но очень инициативный, любящий свое дело.
  • Алтынай Сулайманова – юная сиротка, умная, способная девочка, полюбившая учебу благодаря своему учителю.

Другие персонажи

  • Художник – односельчанин Дюйшена и Алтынай, поведавший их историю.

Краткое содержание

Вынашивая замысел новой картины, художник никак не мог решить, что именно изобразить на полотне. Не в его правилах было обсуждать замысел полотна с близкими или друзьями, поскольку он и сам не знал, что в итоге получится. Это было так же сложно, как «угадать, каким вырастет ребенок, который сегодня еще в люльке».

Но однажды художник решил «поделиться с людьми своими мыслями о еще не написанной картине». Вдохновила его на то история о родном аиле, которая не на шутку растревожила его душу.

В казахской деревушке Куркуреу местной достопримечательностью был холм, который «почему-то называли «школой Дюйшена»». Рассказывали, что когда-то давно на этом месте была школа, но теперь уж никаких следов от нее не осталось. Организовал ее местный старик Дюйшен, который в ту пору был юным комсомольцем.

Художника пригласили в родной аил «на торжественное открытие новой школы, которую колхоз построил своими силами». Среди почетных гостей была и Алтынай Сулайманова, видный научный деятель. Пожилая женщина «заведовала кафедрой в университете, читала лекции по философии, работала в академии, часто ездила за границу». Многие земляки прислали поздравительные телеграммы. Развозил их тот самый Дюйшен, открывший первую школу в аиле. Над стариком до сих пор посмеивались, поскольку он был не особо грамотным. Эти насмешки стали причиной неожиданного отъезда Алтынай Сулаймановой. Будучи уже в Москве, она прислала художнику письмо-исповедь с просьбой донести его до жителей родного аила.

Эта история произошла в 1924 году. В аил Куркуреу был прислан молодой революционер Дюйшен «для того, чтобы открыть здесь школу и учить детей». В те далекие времена среди простых деревенских людей «такие слова, как «школа», «учеба», были в новинку». Они искренне не понимали, как школа может помочь их детям заработать себе на пропитание. Подавляющее большинство жителей аила были совершенно безграмотными людьми, и именно поэтому они так настойчиво сопротивлялись открытию школы. К счастью, Дюйшену удалось убедить односельчан в том, что грамота очень пригодится детям. Он обратился к ним за посильной помощью – «отремонтировать эту байскую конюшню на горе, надо перекинуть мост через речку, дрова нужны школе». Однако жители, узнав, что Дюйшен за свою работу будет получать жалованье, предложили ему решить все проблемы с этих денег.

Дюйшен принялся ремонтировать заброшенную конюшню своими силами. Во время работы он познакомился с девочкой по имени Алтынай, круглой сироткой, жившей у дяди. В чужом доме девочку не любили, грубо обращались и поручали выполнять самую тяжелую работу.

Когда школа была готова, Дюйшен принялся обходить дворы и приглашать ребятишек на учебу. Тетка Алтынай очень не хотела отпускать учиться сиротку, которая помогала ей по хозяйству, однако Дюйшену удалось переговорить с дядей девочки, и тот отпустил ее в школу.

Удивительно, как «малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни единого учебника», отважился обучать грамоте детей. Он разместил учеников на полу на соломе, дал каждому по тетрадке, карандашу и дощечке, выполнявшей роль стола, и принялся за работу. Так бедным киргизским детям, никогда не покидавшим свой аил, неожиданно «открылся новый, неслыханный и невиданный прежде мир».

С приходом весны тетка все чаще сетовала на то, что Алтынай до сих пор никто не сосватал. Вскоре ее молитвы были услышаны, и в доме появились сваты. Алтынай узнала, что дядя решил ее продать в качестве жены одному богатому человеку. Это стало известно и Дюйшену, который приютил у себя девочку. Вскоре ему пришлось вступить в драку с «женихом» и его товарищами, которые жестоко избили учителя. Алтынай отвезли в горы, где в возрасте пятнадцати лет она стала женой старого богача.

Однако Дюйшен не опустил руки. Он вернулся за Алтынай в сопровождении милиционеров, которые арестовали ее мужа. Учитель попросил девушку забыть обо всем как о страшном сне. Он отвез Алтынай в город, где ее ждала совершенно новая жизнь.

Алтынай исполнила завет учителя и продолжила учебу в школе, затем на рабфаке и уже после – в институте в Москве. На ее долю выпало немало испытаний, но она их достойно перенесла, добившись больших высот. Через всю жизнь Алтынай Сулайманова пронесла любовь, благодарность и безграничное уважение к своему первому учителю.

И что в итоге?

Дюйшен — в 1924 году с помощью милиционеров спас Алтынай от брака, спустя десятилетия живет всё в той же деревушке.

Алтынай Сулайманова — после того, как Дюйшен спас её от брака по принуждению, закончила школу, институт и добилась больших высот в жизни, стала заведующей кафедрой.

Заключение

Заключение

Своим произведением Айтматов утверждает, что сильная человеческая воля и вера в свои силы способны противостоять системе и менять жизнь всего общества в лучшую сторону.

После ознакомления с кратким пересказом «Первого учителя» рекомендуем прочитать произведение в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Уміт Ыдыят

    10/10

  • Айнат Салимбаев

    10/10

  • Люба Зиферман

    10/10

Рейтинг пересказа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1082.


А какую оценку поставите вы?

  • Описание дубровского младшего 6 класс сочинение
  • Описание дубровского из рассказа пушкина
  • Описание дома из сказки
  • Описание доктора пирогова из рассказа чудесный доктор
  • Описание для читательского дневника сказка о потерянном времени