Описание екатерины петровны из рассказа фотография на которой меня нет

geroi-fotografija-na-kotoroj-menja-net-astafev-harakteristika-opisanie-tablica-spisok
«Вечер в деревне».
Художник С. А. Виноградов

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является одним из самых известных произведений известного русского писателя Виктора Астафьева.

В этой статье представлена краткая характеристика героев рассказа «Фотография, на которой меня нет» В. Астафьева: описание персонажей в таблице (список).

Герои данного рассказа также являются действующими лицами другого известного рассказа Астафьева — «Конь с розовой гривой».

Смотрите:
Все материалы по рассказу «Фотография, на которой меня нет»
Все материалы по творчеству В. Астафьева

Герои рассказа «Фотография, на которой меня нет» Астафьева: краткая характеристика, описание в таблице (список)

Герои рассказа «Фотография, на которой меня нет» Астафьева: краткая характеристика

Витя

Главный герой рассказа, мальчик Витя, живет с бабушкой и дедушкой в сибирском селе Овсянка. Родители мальчика умерли. Витя и его друг Санька не отличаются примерным поведением. Каждый раз, когда Витя застужает ноги, у него начинаются страшные боли. Однажды зимой, когда в село приезжает фотограф, Витя простужается, остается дома и не попадает на общую школьную фотографию.  

Бабушка

Бабушка Катерина – добрая, добрая и заботливая женщина. Она любит своего внука Витю, хотя и бывает строга с ним, когда тот ее не слушается. Бабушка заботливо ухаживает за Витей, когда мальчик застужает ноги и мучается от боли. Бабушка Катерина – это хозяйственная, энергичная, неглупая старушка.   

Дедушка

О дедушке известно мало. Дедушка и бабушка вместе воспитывают юного Витю. Судя по всему, дедушка — добрый, хороший человек.

Санька

Санька – друг главного героя Вити. Мальчики вместе учатся в сельской школе. Так же вместе друзья хулиганят и проказничают. Когда Витя простужается и не может фотографироваться, Санька из солидарности тоже не участвует в съемке.

Учитель

Школьный учитель Евгений Николаевич – молодой мужчина около 25 лет. Это добрый, милый, скромный, воспитанный человек. Учитель и его жена Евгения Николаевна вдвоем работают в сельской школе, где учится Витя. У супругов есть маленький ребенок. Из заброшенной избы учитель смог создать в селе полноценную школу: установил парты, нашел средства на учебники, тетради и т.д. Все сельские жители очень уважают учителя и учительницу.

Учительница

Школьная учительница Евгения Николаев – жена учителя Евгения. Судя по всему, это добрая, отзывчивая, милая, воспитанная женщина. У Вити остались самые теплые воспоминания о ней и ее муже-учителе.

Платошиха

Платошиха – крестьянка, жившая в одном селе с Витей. Во время раскулачивания «ликвидаторы» выселяли раскулаченных крестьян, в том числе семью Платошихи (Платоновских). Платошиха отказывалась оставлять свой дом, и «ликвидатор» ударил ее. Увидев эту сцену, местный житель, немой Кирила убил «ликвидатора». После этого власти арестовали Карилу, а семью Платоновских выслали из села и, вероятно, посадили в тюрьму или расстреляли.

Это была краткая характеристика героев рассказа «Фотография, на которой меня нет» Виктора Астафьева в таблице: описание персонажей (список).

Смотрите:
Все материалы по рассказу «Фотография, на которой меня нет»
Все материалы по творчеству В. Астафьева

Характеристики главных героев произведения Фотография, на которой меня нет, Астафьев. Их образы и описание

­Характеристики главных героев произведения Фотография, на которой меня нет, Астафьев

­ Бабушка Екатерина Петровна

Одна из главных персонажей рассказа, простая, крестьянская бабушка, имеет деревенский говор. Очень любит своего внука Витю, ради него готова на всё. Вместе с дедом она воспитывает его, даёт ему всю свою любовь, заботится о нём, пытается заменить ему мать. Подробнее>>>

­ Витя

Главный герой рассказа, деревенский мальчик, ученик местной школы. Именно от него, уже взрослого, ведётся рассказ. Живёт он вместе с бабушкой и дедушкой, его мама умерла, а о судьбе папы ничего неизвестно, но можно предположить, что он пострадал, как сын кулаков – Витин прадед и дед были с семьями раскулачены. Подробнее>>>

­ Учитель Евгений Николаевич

Один из главных героев рассказа, очень уважаемый человек. Имеет ребёнка и жену, тоже учительницу. Его уважают за то, что у него можно спросить совет в любое время, за то, что здоровается со всеми, не пьёт. Вместе со своей женой они устраивают танцы в клубе, ставят пьесы. Подробнее>>>

­ Санька

Обратите внимание

Один из главных героев рассказа, деревенский мальчик, ученик местной школы. Лучший друг главного героя Вити. Однажды, они с ним долго катались на санках с горки, после чего Витя застудил ноги и не смог пойти в школу сделать общую фотографию. Санька решил проявить солидарность и также не пошёл фотографироваться в школу, хотя очень этого хотел.

­ Дедушка

Витин дедушка, промышляет продажей дров, занимается хозяйством.

­ Тетка Авдотья

Худая, добрая и сварливая женщина. Живёт по соседству, имеет мужа Терентия, который приезжает к ней только раз в несколько лет.

­ Учительница Евгения Николаевна

Жена учителя, как и он, тоже очень уважаемый человек.

­ Дядя Левонтий

Деревенский бунтарь и пьяница, полностью исправился после разговора с учителем.

­ Илья Иванович Чехов

Происходил из ссыльных, у него был размещён на ночевку фотограф.

­ Дед Павел

Витин дед, бывший владелец нынешнего здания школы, был раскулачен и выгнан из дома вместе с семьёй.

­ Катька Болтухина

Активистка и пьяница. Её семья занималась выселением зажиточных крестьян. После выселения, любили жить в этих домах. После разорения дома, переезжали в другую избу. Катька любила продавать хозяйские вещи, в том числе самим хозяевам.

­ Кирила

Местный житель, не выдержав картины, как выселяют соседскую семью с детишками, он убил управляющего, после был арестован.

см. также:
Краткое содержание Фотография, на которой меня нет, Астафьев

Краткая биография Виктора Астафьева

Характеристики героев и персонажей других литературных произведений

Источник: http://www.sdamna5.ru/fotografiya_harakteristiki

Сочинения на Getsoch.ru

Герои рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Каждый из героев пронзительно-трогательного рассказа «Фотография, на которой меня нет» – яркий персонаж со своим характером. В произведении затрагивается достаточно много событий — прошлое и будущее деревенского мальчишки Витьки здесь тесно переплетены в одном дне и жизни школы.

       Сам Витя — мальчик-сирота, он живет с бабушкой и дедушкой. Повествование идет от его имени, и читатель имеет возможность познакомиться с этим персонажем, увидеть не только внешние поступки, но и его мысли, переживания, мотивы действий. Рассказ автобиографичен, мальчик Витя — это и есть сам писатель.

Он рассказывает о своем детстве, о тех моментах, что затронули его душу. В те годы Витька — простодушный мальчуган, не избалованный ласками и жалостью, достаточно сообразительный и совсем не глупый. Про себя и своего друга Саньку автор пишет «мы не удивляли мир прилежанием и поведением».

Важно

Эта детская разудалость дает о себе знать — перед важным событием мальчишки идут на увал кататься на санках, после чего у Вити заболели ноги. Так и случилось, что нет мальчика на первой школьной фотографии.

И так это его обидело, так задело детскую душу, что спустя долгие годы автор делится этим воспоминанием с читателями.

       Другой яркий персонаж истории — учитель. Его имя упоминается в самом конце произведения, сам автор его забыл и вновь узнал, только будучи взрослым… Для местных ребятишек учитель — авторитет, его уважает вся деревня.

Вежливость, искренняя забота о чужих детях, отказ от спиртного, грамотность и полная отдача своей работе — вот что выделяет интеллигентного Евгения Николаевича среди всех жителей деревни. Он приносит Вите ту самую фотографию, и – пусть мальчика нет на ней — память осталась надолго.

  Учитель старается поддержать ребенка, понимая, насколько ему было обидно пропустить фотосъемку.

       Удивительным кажется и поступок друга Саньки. Ведь именно он сманил мальчика на увал, но затем навестил больного друга, всячески уговаривая его пойти в школу и сфотографироваться.

А когда понял, что не может Витька даже шагу ступить, так ноги болят, – сам отказался из солидарности, и нет Саньки тоже на первой фотографии.

Но зато есть друг, готовый поддержать и пожертвовать своими желаниями.

       Герои рассказа — обычные деревенские люди. О них с особым трепетом вспоминает автор, воспроизводя в своих рассказах события той далекой и удивительной поры — детства.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/403-geroi-rasskaza-fotografiya-na-kotoroj-menya-net.html

Фотография, на которой меня нет

Глухой зимой нашу школу взбудоражило невероятное событие: к нам едет фотограф из города. Фотографировать он будет «не деревенский люд, а нас, учащихся овсянской школы».

Возник вопрос — где селить такого важного человека? Молодые учителя нашей школы занимали половину ветхого домишки, и у них был вечно орущий малыш. «Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставить у себя».

Наконец фотографа пристроили у десятника сплавной конторы, самого культурного и уважаемого человека в селе.

Совет

Весь оставшийся день школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки».

По всему выходило, что меня и левонтьевского Саньку посадят в самый последний, задний ряд, поскольку мы «не удивляли мир прилежанием и поведением».

Даже подраться не получилось — ребята просто прогнали нас. Тогда мы начали кататься с самого высокого обрыва, и я начерпал полные катанки снега.

Продолжение после рекламы:

Ночью у меня начали отчаянно ныть ноги. Я застудился, и начался приступ болезни, которую бабушка Катерина называла «рематизня» и утверждала, что я унаследовал её от покойной мамы. Бабушка лечила меня всю ночь, и уснул я только под утро.

Утром за мной пришёл Санька, но пойти фотографироваться я не смог, «подломились худые ноги, будто не мои они были». Тогда Санька заявил, что тоже не пойдёт, а сфотографироваться успеет и потом — жизнь-то долгая. Бабушка нас поддержала, пообещав свезти меня к самому лучшему фотографу в городе.

Только меня это не устраивало, ведь на фото не будет нашей школы.

В школу я не ходил больше недели. Через несколько дней к нам зашёл учитель и принёс готовую фотографию. Бабушка, как и остальные жители нашего села, относилась к учителям очень уважительно.

Они ко всем были одинаково вежливы, даже к ссыльным, и всегда готовы были помочь. Даже Левонтия, «лиходея из лиходеев», наш учитель смог утихомирить.

Помогали им деревенские, как могли: кто за дитём посмотрит, кто горшок молока в избе оставит, кто воз дров привезёт. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями.

Обратите внимание

Работать они начинали в «доме с угарными печами». В школе не было даже парт, не говоря уже о книжках с тетрадками. Дом, в котором разместилась школа, срубил ещё мой прадед. Я там родился и смутно помню и прадеда, и домашнюю обстановку. Вскоре после моего рождения родители отселились в зимовье с протекающей крышей, а ещё через некоторое время прадеда раскулачили.

Раскулаченных тогда выгоняли прямо на улицу, но родня не давала им погибнуть. «Незаметно» бездомные семьи распределялись по чужим домам. Нижний конец нашего села был полон пустых домов, оставшихся от раскулаченных и высланных семей.

Их-то и занимали люди, выброшенные из родных жилищ накануне зимы. В этих временных пристанищах семьи не обживались — сидели на узлах и ждали повторного выселения. Остальные кулацкие дома занимали «новожители» — сельские тунеядцы.

За какой-нибудь год они доводили справный дом до состояния хибары и переселялись в новый.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Из своих домов люди выселялись безропотно. Только один раз за моего прадеда заступился глухонемой Кирила. «Знавший только угрюмую рабскую покорность, к сопротивлению не готовый, уполномоченный не успел даже и о кобуре вспомнить. Кирила всмятку разнёс его голову» ржавым колуном. Кирилу выдали властям, а прадеда с семьёй выслали в Игарку, где он и умер в первую же зиму.

В моей родной избе сперва было правление колхоза, потом жили «новожители». То, что от них осталось, отдали под школу.

Учителя организовали сбор вторсырья, и на вырученные деньги купили учебники, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили нам парты и лавки.

Весной, когда тетради кончались, учителя вели нас в лес и рассказывали «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо».

Важно

Уже много лет прошло, а я всё ещё помню лица моих учителей. Фамилию их я забыл, но осталось главное — слово «учитель». Фотография та тоже сохранилась. Я смотрю на неё с улыбкой, но никогда не насмехаюсь. «Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а ещё не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разорённого гнезда».

Источник: https://briefly.ru/astafev/fotografiia_na_kotoroy_menia_net/

В.П. Астафьев. Рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Образы героев

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›В.П. Астафьев. Рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Образы героев.

Бесплатно

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Виктор Петрович АСТАФЬЕВ (1924-2001)
2 слайд Описание слайда:

Самостоятельно изучите биографию В.П. Астафьева по учебнику (стр. 188-189). Продолжите фразы.

Виктор Петрович считал, что характер человека развивается под влиянием… Герои произведений Астафьева – это… Повесть «Кража» считается автобиографичной, потому что… «Последний поклон» – повесть, главами которой являются рассказы…
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд Описание слайда:

Перечислите героев рассказа.
7 слайд Описание слайда:

Перечислите героев рассказа. Кто, на ваш взгляд, является главным героем и почему?
8 слайд Описание слайда:

Перечислите героев рассказа. Кто, на ваш взгляд, является главным героем и почему? Расскажите, что вам известно про Витьку и его друга Саньку.

9 слайд Описание слайда:

Перечислите героев рассказа. Кто, на ваш взгляд, является главным героем и почему? Расскажите, что вам известно про Витьку и его друга Саньку.

10 слайд Описание слайда:

Почему приезд фотографа стал важнейшим событием в жизни деревни?
11 слайд Описание слайда:

Почему приезд фотографа стал важнейшим событием в жизни деревни? Как жители деревни готовились к его приезду?
12 слайд Описание слайда:

Почему приезд фотографа стал важнейшим событием в жизни деревни? Как жители деревни готовились к его приезду? Что произошло накануне фотосъемки?
13 слайд Описание слайда:

Совет

Почему приезд фотографа стал важнейшим событием в жизни деревни? Как жители деревни готовились к его приезду? Что произошло накануне фотосъемки? Как мальчик отнёсся к тому, что ему не удастся попасть в кадр?

14 слайд Описание слайда:

Почему приезд фотографа стал важнейшим событием в жизни деревни? Как жители деревни готовились к его приезду? Что произошло накануне фотосъемки? Как мальчик отнёсся к тому, что ему не удастся попасть в кадр? Как его поддерживали окружающие?
15 слайд Описание слайда:

Почему приезд фотографа стал важнейшим событием в жизни деревни? Как жители деревни готовились к его приезду? Что произошло накануне фотосъемки? Как мальчик отнёсся к тому, что ему не удастся попасть в кадр? Как его поддерживали окружающие? Что вызвало визит учителя в дом Витьки?
16 слайд Описание слайда:

Как вели себя бабушка и мальчик во время визита учителя?
17 слайд Описание слайда:

Почему деревенский учитель считался почётным жителем деревни?
18 слайд
19 слайд
20 слайд Описание слайда:

С И Н К В Е Й Н 1 вариант Витька 2 вариант Учитель
21 слайд
Бесплатно

Общая информация

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс Бесплатно Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/vp-astafev-rasskaz-fotografiya-na-kotoroy-menya-net-obrazi-geroev-1843035.html

Краткое содержание Фотография, на которой меня нет Астафьева

Посреди глухой зимы в сибирской деревне прошла волнующая новость: из города приезжает фотограф, чтобы сделать снимок местных школьников. Вите и его другу Саньке придётся сесть сзади, ведь они всегда учились плохо. От досады ребята пошли кататься на санках с крутого обрыва и вернулись домой промокшие и в снегу.

Ночью у Вити заболели ноги. Бабушка принялась лечить его от «рематизни»: натирала ноги спиртом, укутывала шалью его покойной мамы, носила в баню.

Но всё это не помогло, и на утро, когда пришёл Санька, мальчик не смог встать с печи.

Обратите внимание

Бабушка ругала Саньку за то, что он уговорил её внука кататься, и мальчик принял серьёзное решение: раз его друг не может фотографироваться, то и он не пойдёт. Таким образом Вити и Саньки не оказалось на снимке.

Во время болезни Витя внимательно изучал окна в избах деревни. Каждое из них было уникальным, по окну можно было судить о хозяйке и самой избе.

Например, его бабушка вставляла между рам розетки рябины, вату, бруснику, всё было просто, но красиво. У тётки Авдотьи навалено калины, мху, разноцветных цветов, а главным украшением служит безногая кукла.

У Левонтия, «лиходея из лиходеев», изучать нечего: между рам ничего не лежит, не все стёкла целы.

Вскоре в гости зашёл учитель. Он принёс фотографию, на которой не было Вити. Мальчик стал рассматривать знакомые лица, здесь были все, кроме него и Саньки. Учитель с учительницей, муж с женой, слегка улыбались.

Они были уважаемыми людьми в деревне, и все старались им помочь: кто крынку молока под дверью оставит, кто дрова отгрузит и уйдёт. Благодаря учителям в деревне появились учебники, краски, женщины обзавелись иголками и нитками. Деревенские мужики сделали столы и скамейки. Организовали школу.

Дом, в котором она помещалась, до раскулачивания принадлежал прадеду Вити. К весне, когда все обменянные на утильсырье тетрадки и карандаши закончились, учитель стал водить учеников в лес. Он много знал, но часто и ребята учили его.

Однажды на горе им попалась змея, и учитель встал на защиту детей, убив её палкой. Только позже ребята догадались, что он никогда раньше не видел змей.

Важно

Много лет автор хранит старую фотографию, ведь на ней изображены дорогие ему люди и его «родовое гнездо». В произведении очень много примет времени, диалектных и разговорных слов. Рассказ учит настоящей дружбе, искренней любви к родному краю и показывает, каким должен быть настоящий учитель.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Подарки феи Перро
    Женщина жила с двумя дочками. Старшая дочь внешне и характером была похожа на мать. Они были настолько грубые, злые и заносчивые, что люди избегали общения с ними.
  • Краткое содержание О. Генри Последний лист
    Две молодые художницы Сью и Джонси снимали одну студию на двоих. Осенью Джонси заболела пневмонией. Болела она тяжело и долго, и доктор в один из дней сообщил Сью
  • Краткое содержание Диккенс Домби и сын
    У мистера Домби хорошо развивающаяся компания, одна из самых авторитетных и успешных в городе, у него есть маленькая дочь Флоренс и прекрасная жена. Но одно обстоятельство огорчало его, – отсутствие сына.
  • Краткое содержание Толстой Севастополь в декабре месяце
    Начало рассказа Льва Толстого «Севастополь в декабре», как и все повествование, выполнено хмурыми красками. С бухты под Сапун-горою тянет холодом, туманом, море чернеет, слышен неумолкаемый гул.
  • Краткое содержание Тынянов Восковая персона
    В книге описываются действия во времена царя Петра. Петр любил пить и вести неправильный образ жизни. На сегодняшний день он был сильно болен и умирал. Из – за болезни царя строительство Петербурга не было закончено до конца

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/astafev/fotografiya-na-kotoroj-menya-net

Краткое содержание Астафьев Фотография, на которой меня нет для читательского дневника

В деревню приезжает фотограф, все школьники мечтают попасть на общую фотографию. Главный герой Витя и его друг Санька обиделись, что их собираются посадить в конце и убежали на увал кататься на санках. Витя заболел и не смог сфотографироваться. Позже учитель принес ему фотографию, на которой Вити не было, и мальчик всегда бережно хранил ее.

Главная мысль

Старые довоенные фотографии — это народная летопись, и их надо беречь. С фотографией связано много воспоминаний.

Читать краткое содержание Фотография, на которой меня нет Астафьев

Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» — это одна из глав книги «Последний поклон».

В этой книге главным героем является мальчик Витя, сирота. Он живет с бабушкой и дедушкой в глухой деревне в Сибири. Рядом река Енисей. События, описанные в книге происходят в предвоенное время. Бабушка очень любит мальчика, хотя часто ругает. Каждая глава книги все полнее раскрывает характер бабушки, Катерины Петровна, и ее любовь к внуку.

В главе «Фотография, на которой меня нет» речь идет о необыкновенном для тех мест событии, взволновавшем всех жителей поселка. Ожидается приезд фотографа, который собирается фотографировать школьников.

Учитель и учительница, муж и жена, сразу задумались, куда удобнее поселить фотографа на время его приезда. В заезжий дом нельзя, потому что там грязно.

Решили поместить его у одного культурного жителя деревни с фамилией Чехов.

Все ребята с нетерпением ждали приезда фотографа и думали, кто где будет сидеть на фотографии. Договорились, что самые лучшие ученики сядут впереди, средние — во втором ряду, а троечники и двоечники — сзади.

Однако не все были довольны таким решением, например, герой-рассказчик и его друг Санька, потому что они как раз были одними из худших учеников.

Попытавшись добиться хорошего места кулаками и потерпев неудачу, мальчики убежали на увал и до ночи катались на санках с крутой горки и валялись в снегу.

Совет

Вернувшись домой, Витя почувствовал, что заболел. Он долго терпел, а болели у него ноги от ревматизма, болезни, доставшейся ему по наследству от матери. Когда среди ночи мальчик завыл, бабушка проснулась и стала его ругать, что не послушался ее и застудил ноги. Она встала и пошла искать лекарство. Потом долго натирала его спиртом, приговаривала и шлепала внука.

Так Витя застрял дома надолго. Он не мог ходить, и бабушка носила его в баню греться. Когда же наступил день, назначенный для фотографирования, мальчик все еще не мог сделать и шага.

Санька прибежал за ним, бабушка приготовила ему красивую рубашку, но Витя встать не мог. Когда он понял, сто сфотографироваться не сможет, стал выть и проситься сфотографироваться хоть как-то, однако это было невозможно.

Санька смело заявил, что тоже не пойдет фотографироваться.

Так и пролежал Витя дома долго. Он рассматривал вставные рамы, и все, что за ними лежало:

мох, веточки рябины, березовые угольки. Потом мальчик наблюдал за тем, как цветет фикус. А потом ему стало очень скучно.

И вот однажды к ним пришел учитель и принес фотографию. Витя очень обрадовался. Учителя и учительницу в деревне очень уважали все жители. Учитель попил чай с бабушкой и пожелал мальчику поскорее поправляться. Рассказчик с благоговением вспоминает этот приход учителя в их дом.

Учитель знал очень много, был вежлив со всеми жителями, всегда здоровался. Учитель смог так поговорить с пьяницей дядей Левонтием, что тот стал меньше пить. А однажды весной учитель пошел в лес с учениками и рассказывал им все, что знал. Вдруг они увидели змею, она страшно шипела.

Учитель схватил палку и забил змею до смерти. Он хотел защитить детей. Все жители деревни старались отблагодарить учителя и приносили ему то лукошко ягод, то еще какие-нибудь гостинцы, а зимой завозили дрова на двор.

Бабушка долго рассказывала соседям о том, как к ней пришел сам учитель.

Обратите внимание

Витька смотрел на фотографию и пытался отыскать на ней себя и Саньку, но это было невозможно, ведь они не фотографировались.

Мальчик вырос, но не забыл своего учителя, его скромную улыбку, а фотография хранится до сих пор. Она пожелтела, и на ней едва можно разглядеть лица детей, сфотографированных около белой школы. Многие из них погибли во время войны, и старая фотография хранит память о смелых сибиряках.   

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/astafev/fotografiya-na-kotoroj-menya-net

Сочинение по рассказу Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Книга Астафьева «Фотография, на которой меня нет» знакомит читателя с деревенской жизнью людей, которым пришлось жить в далекие для нас тридцатые годы. Здесь мы видим отражение военного времени в рассказе Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Данная работа отображает быт людей, которые не знают роскоши, где все живут, чем могут и как могут, но при этом сельчане не теряют своей человечности, вся деревня живет, как одно целое, как сплоченная семья: крепкая, огромная, а главное, дружная.

Да, здесь также бывают ссоры, здесь встречаются и пьяницы, но большая часть населения – это замечательные люди, пусть и необразованные, пусть и неграмотные, но зато душевные, добрые, отзывчивые, дружные, преданные.

Рассказ Астафьева Фотография, на которой меня нет краткое содержание

Рассказ Астафьева «Фотография» и его краткое содержание знакомит нас с одной из глав произведения автора «Последний поклон», где Астафьев делится с читателем своими воспоминаниями и описывает жизнь бедных людей, что проживают в сибирской деревне. Там произошел настоящий фурор, неслыханное событие – приезд фотографа, о котором жители могли только слышать и мечтать.

Но, благодаря учителю, который самоотверженно трудился на благо глухой деревни, который добился, чтобы в школе появились учебники, парты, стулья, тетрадки, карандаши, в село приехал и фотограф, что запечатлел на фотографии учащихся овсянской школы.

Правда, Витьке и его другу не посчастливилось оказаться на фото, так как в день, когда делали фотографию, мальчику нездоровилось.

Из-за своего ревматизма, который дал о себе знать после длительного катания на санках, он больше недели пробыл дома и пропустил важный момент в своей жизни.

Но фотография у него осталась на память, а принес ее Вите тот самый учитель, который всегда помогал жителям сельского поселения и который запечатлен в памяти героя произведения, как человек, что всегда защитит своих подопечных, как в случае со змеей.

Астафьев Фотография, на которой меня нет герои

В рассказе Астафьева «Фотография, на которой меня нет» героем произведения является Витька, тот самый мальчик, которому не удалось сфотографироваться из-за проблем с ногами. Он живет без родителей, с бабушкой, которая хоть и ругает своего внука, но всегда позаботиться о нем.

Кроме того, в рассказе не последнюю роль играет учитель, который также является героем произведения Астафьева, Санька — друг Вити, бабушка Вити, дядя Левонтий и жители деревни.

«Фотография, на которой меня нет» Астафьева – замечательное произведение, что показало нам быт и отношения людей в далекие времена тридцатых годов.

  • сочинения „ уроки жизни в рассказах в астафьева“ „ фотография на которой меня нет“„конь с розовой гривой“

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-po-rasskazu-astafeva-fotografiya-na-kotoroj-menya-net.html

В замечательном рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» из его автобиографической книги «Последний поклон» одним из главных героев является учитель, Евгений Ни­колаевич.

Писатель с раннего детства и до конца своих лет сохранил ог­ромное уважение к учителям, понимание значения их благород­ного труда, понимание серьезной ответственности этого труда, т.к. они имеют дело с живыми человеческими душами.

В словарях – Толковом словаре русского языка, в Этимологи­ческом словаре русского языка находим значение слова «учи­тель». Сама семантика (значение) и этимология (происхождение, история) этого слова – «учитель», «педагог» говорит об огром­ной роли учителя в жизни человека.

Важно

Профессия учителя, педагога – одна из древнейших профес­сий на земле. Она возникла как необходимость сохранения рода и его ценностей — трудовых, нравственных, культурных, а для этого необходимо было учить детей всему, что знали старшие, старейшины.

Со временем сельскохозяйственное и ремесленное производство усложнялось, обогащались и расширялись знания людей об окружающем мире. Все это обусловило необходимость специального обучения и воспитания молодого поколения, подготовки его к жизни.

Первые учителя появились тогда, когда на­чался процесс совершенствования орудий труда; это были самые мудрые и уважаемые люди.

Сначала появилось слово «педагог»; оно произошло от греч. «ггейдагогос» («пейда» – ребенок, «гогос» – вести) и обозначало «деговодитель: в прямом смысле таковы первоначально были функции педагога — в Древней Греции это были рабы, которые должны были присматривать за детьми, водить их в школу, на прогулки. И только позднее основными функциями педагога стали воспитание и обучение детей.

Слово «учитель» появилось ноше, когда человечество осоз­нало, что знания есть ценность сама по себе (Платон) и что нужна специальная, тщательно продуманная организация дея­тельности детей, направленная на приобретение знаний и уме­ний, т. е. обучение.

Учитель – это тот, кто наставляет, обучает, преподает. Как правило, учителями всегда становились самые умные, знающие, уважаемые люди.

В Древнем Вавилоне, Си­рии, Египте это были жрецы, в Древней Греции – наиболее та­лантливые вольнонаемные граждане; в Древнем Риме учителя назначались от имени самого императора: это были люди, хо­рошо знающие науки, много путешествующие, а потому знаю­щие языки, культуру, традиции и обычаи разных народов. В Древнем Китае на должность учителя могли претендовать муд­рейшие представители общества (интересно, что в этой стране еще в XX в. до новой эры существовало министерство, зани­мающееся вопросами просвещения народа).

В России роль учителя была велика с самого начала; в Киев­ской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями ро­дителя и государя. Учителей в Древней Руси называли масте­рами, подчеркивая тем самым уважение к людям, которым доверено воспитание молодого поколения.

Совет

Такое традиционно – уважительное отношение к учителю было в нашей стране и в те далекие годы, о которых повествует В. Астафьев в своем рассказе.

В своем рассказе «Фотография, на которой меня нет», ис­пользуя крайне лаконичные художественные детали, писатель рассказывает о своем герое, учителе начальной сельской школы, Евгении Николаевиче, и его жене, тоже учительнице.

Он описы­вает условия, в которых проживает семья учителя. А они очень скромные: Евгений Николаевич с семьей занимает одну полови­ну «дряхленького домишка», как пишет автор; часто нет дров, а в семье маленький ребенок, который часто болеет.

Писатель не дает гголного портрета учителя, подчеркивает только отдельные штрихи его внешности: «лицо малоприметное», но особенно за­поминались глаза — «немного печальные и отлог о необыкновенно добрые», приветливая улыбка, «да уши торчали, как у Сань­ки» – обыкновенный молодой человек – оказывается, и лет ему было совсем немного – двадцать пять.

Особенно, хотя и немногословно, писатель подчеркивает отно­шение учителя к сельчанам, уважительный стиль общения учителя и его жены-учительницы с людьми, и взрослыми, и маленькими детьми: «здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых»; «учитель прошел в середнюю, еще раз поздоровался и справился обо мне», уходя, «поклонился дому, бабушке».

И односельчане очень уважительно, с почтением и заботой относятся к учителям: ненавязчиво, «тишком» деревенские ба­бы приносят им молоко, творог, сметану (у них – маленький ребенок!), ягоду; ребеночка «доглядят», полечат, если надо, привозят тайком, чтобы не отправили назад, дрова и т.д.

; ба­бушка Вити, когда учитель пришел к заболевшему внуку и принес ему фотографию, встретила его радостно, уважительно, как дорогого гостя, повесила его одежду не в кутью, накрыла стол праздничной скатертью, понаставила всякой снеди, чтобы угостить гостя, а затем хвасталась всему селу, что их дом посе­тил учитель…

И как вывод звучит фраза писателя: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое».

Почему же односельчане с таким уважением и любовью от­носились к Евгению Николаевичу и ею семье? В.Г.

Обратите внимание

Астафьев подчеркивает искреннюю любовь учителя и учительницы к сво­им ученикам, стремление помочь им в тяжелейшие годы того времени, когда не хватало учебников, тетрадей, пишущих ру­чек; автор показывает жизнерадостность, оптимизм учителей, несмотря на нелегкие условия жизни («Учителя были заводи­лами в деревенском клубе…»), особенно подчеркивает их вни­мание к каждому ученику, заботу о своих подопечных, настоя­щее уважение к личности каждого ребенка.

Как важнейшую особенность образа учителя и его жены писа­тель показывает их самоотверженность, преданность своему делу.

Они живут в нищенских условиях с маленьким ребенком; условий для работы также не было никаких: школа как тако­вая практически отсутствовала — вместо школы был «старый деревенский дом с угарными печами», где не было ни парт, ни скамеек, даже учебников, тетрадей, карандашей.

Учителям приходилось исхитряться и самим «добывать» нее необходи­мое для обучения (учебники, тетрадки, карандаши, договари­ваться с мужиками за «магарыч» из своей зарплаты, что­бы они сделали столы и скамейки); когда к весне кончились тетрадки, краски, карандаши, выменянные учителем на утиль­сырье.

он стал проводить уроки в лесу, на природе: учитель рассказывал ребятам много интересного и полезного. Учитель же договорился с городским фотографом сделать фотографии школьникам на намять.

Впио особенно привлекают такие личностные качества учи­теля Евгения Николаевича, как доброта, внимательность, уважи­тельное отношение к людям, в том числе и к маленьким своим ученикам – слушал учеников внимательно, «хвалил, блат одарил даже за го.

что рассказывали многое, неизвестное ему, город­скому жителю, не стеснялся учиться у своих маленьких учени­ков; подкупали также знания учителя: «Как мною он знал!» – восклицает Витя. А еще его подкупала трус тая и ласковая улыбка учителя.

Полому и Витя, и остальные ученики Ягнения Николаевича относились к нему с любовью и уважением: Витя «изо всей мочи старался не обляпаться, не пролит т.

Важно

из блюдца чай», когда учитель навестил сто, больною; ребята отыскали в камнях кепку учителя, когда был закончен бой со змеей, и кори­ли себя, что не они «обороняли» учителя, первый раз видевшею змею и потому не знающего, как се убить, а он – их).

В образе учителя Евгения Николаевича выразились все те чувства, которые испытывал писатель к учителю: «…

фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учи­тель»! И каждый человек, мечтающим стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб растворить­ся в памяти народа, с которым и для которою они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька».

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/doklady-po-russkoj-literature/doklady-po-russkoj-literature-6-klass/4572-obraz-uchitelya-v-rasskaze-v-p-astafeva-fotografiya-na-kotoroj-menya-net

«Фотография, на которой меня нет» главные герои

«Фотография, на которой меня нет» главные герои

Главные герои «Фотографии, на которой меня нет» — односельчане писателя. Астафьев описывает последствия раскулачивания, жизнь и быт крестьян сибирской деревеньки. В сюжете рассказа важное место занимает старая фотография, сделанная приезжим фотографом в то далёкое время. Когда приезжал фотограф, у мальчика, героя рассказа, болели ноги, и он не смог пойти в школу фотографироваться. Поэтому рассказ и получил такое название.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев «Фотография, на которой меня нет»

Главные герои

Витя

Главный герой, школьник.

В «Фотографии, на которой меня нет» мальчик Витя, не попавший на памятный снимок, по болезни пропустил такое знаменательное событие. Он живёт с дедушкой и бабушкой, хорошим поведением не отличается, любит проказничать. Накатавшись на горке и промочив ноги, Витя заболел. Он очень переживает, что его нет на снимке. Фотографию ему принёс учитель. Воспоминание об этом событии сохранилось у Вити на всю жизнь.

Второстепенные персонажи

Такой же непоседа, как и Витя. Это он уговорил своего друга идти кататься на увал, где тот промочил ноги. Он приходит навестить больного дружка, зовёт его идти фотографироваться. А когда увидел, что Витя не может встать, сам не пошёл в школу. Это настоящий друг, верный и преданный, готовый на такой самоотверженный поступок.

Бабушка

Добрая старая женщина.

Она очень любит своего внука, хоть изредка и ругает его. Всю ночь бабушка не отходит от больного мальчика, заставляет дедушку затопить баню, растирает его лекарством. Пока Витя болеет, бабушка ухаживает за ним, кормит его вкусной едой. Добрая и самоотверженная, она не пожалела скопленных денег, чтобы выкупить у новых «хозяев» вещи односельчан, и вернула их настоящим владельцам.

Евгений Николаевич.

Школьный учитель.

Очень любит свою работу и учеников, уважаемый человек в деревне, к чьему мнению прислушиваются даже отпетые хулиганы. Закупает школьные принадлежности, заказывает парты и скамейки, оплачивая из своей зарплаты. Отважно бросается на защиту своих учеников от змеи, хотя никогда раньше змей не видел.

Это краткая характеристика героев автобиографического рассказа В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • Сочинения
  • По литературе
  • Астафьев
  • Характеристика героев рассказа Фотография, на которой меня нет

Главные герои рассказа Фотография, на которой меня нет Астафиева

Замечательный рассказ, который называется «Фотография, на которой меня нет», написан русским и советским писателем Виктором Астафьевым. Данной творение является одним из тех произведений, по которым узнают работы данного писателя. В своих рассказах и повестях Виктор Астафьев затрагивает очень важные вопросы, акцентирует внимание читателя на действительно важных вещах. В данной статье представлен анализ и характеристика главных и второстепенных героев.

Сюжет рассказа разворачивается вокруг старой фотографии, которую нашли ненароком в старом хламе. Повествуется история о мальчике, который не сумел попасть в тот день, когда делали эту фотографию. Он болел, потому не сфотографировался. Эта фотография является той, на которой его нет.

Витя

Главным героем является мальчик по имени Витя. Он пропустил такое важное событие, как делание фотографии из-за болезни. Мальчик Витя так хотел сфотографироваться! Но судьба, увы, распорядилась совершенно иначе.  Мальчик Витя слыл большим проказником. Он любил гулять допоздна. Однажды он в зимнюю пору катался с горы и весьма промочил ноги, потому заболел и не смог прийти в школу на день фотографирования. Он очень печалился и волновался из-за того, что его не будет на памятном фотоснимке. Учитель принес Вите фотографию и потому он взгрустнул.

Витя является прототипом автора, которого также зовут Виктором.

Также в рассказе имеются второстепенные персонажи – это все, кроме Вити.

Санька

У главного героя имеется друг по имени Санька. Он такой же озорной и веселый. Именно он позвал Виктора кататься с горы, потому тот и промочил ноги. Саня звал друга идти на фотографирование, но тот не смог встать. Потому он тоже не пошел к фотографу. Мне кажется, что этим поступком, Саня подтвердил свою дружбу и верность Вите.

Бабушка и дедушка

Бабушка и дедушка, у которых живет главный герой – это очень добродушные и милые люди. Бабушка представлена как старая женщина, которая очень любит своего внучка. Временами она ругает его, но все равно делает для него все возможное. Бабушка обладает доброй душой. Когда Витя простудился. То старушка всю ночь напролет ухаживала за внуком, чтобы тот выздоровел скорее. Она поила его чаем, ставила грелки и так далее. Притом бабушка выкупила вещи и раздала их настоящим хозяевам. Бабушка мальчика – замечательная женщина.

Евгений Николаевич — учитель

Еще Виктор Астафьев создал образ учителя. Это учитель из класса, в котором учатся Витя и Саня. Евгений Николаевич – именно так зовут учителя. Он является достаточно умным и образованным человеком. К его взглядам и мнениям прислушиваются все, даже самые плохие парни. Этот учитель жертвует своим временем и отпуском ради своих учеников. Он покупает дополнительные школьные принадлежности. Учитель идет на все, чтобы защитить своих учеников.

Каждый из героев играет безусловную роль в произведении.

2 вариант

Главными героями произведения можно назвать жителей одной из деревень, в которой проживал писатель. В данной истории Астафьев хотел показать тот временной отрезок, в котором происходило такое явление, как раскулачивание, он отразил быт простых людей, которые жили в простой деревне. В основе сюжета данного произведения лежит история, связанная с фотографией, на которую не смог попасть писатель.  Он рассказывает о случае из детства, который с ним приключился. В то непростое время у автора рассказа болели ноги, и он находился в лежачем состоянии. И даже когда прибыл фотограф, подняться ему не удалось. Благодаря тому, что у Астафьева осталось множество сильных впечатлений, связанных с данным событием, он решил дать подобное название произведению.

Образ Вити

Главный герой данного произведения не пришел на одно из очень важных событий своего детства по той причине, что был серьезно болен. Он не смог попасть на фотографию, которая должна была быть семейной. Он проживает вместе со своими бабушкой и дедушкой. Нельзя сказать о том, что мальчик является послушным ребенком, он любит побаловаться и похулиганить. Когда он катался на горке, то сильно намочил свои ноги, из-за чего серьезно заболел. Он сильно переживал о том, что не сможет попасть на снимок. Фото ему доставил его учитель, и он запомнил данное событие на всю жизнь.

Образ Саши

Данный персонаж является товарищем Витьки, и является таким же неусидчивым и жизнерадостным человеком, как и главный герой произведения. Он уговаривает Витю, чтобы он шел кататься на горку, где тот намочил ноги. Саша пришел к Вите домой, чтобы узнать о его состоянии. Когда он понимает, что его друг прикован к постели, то остается с ним, и пропускает занятия в школе.

Образ бабушки Вити

Она показана весьма доброй пожилой женщиной, которая очень сильно любила своего внука, о котором заботилась и поддерживала его. Иногда все же ей приходится его ругать, однако, она хочет воспитать его хорошим и добрым человеком. Она на протяжении всей ночи не отходила от больного мальчика ни на шаг, и старалась делать все, чтобы он выздоровел поскорее. Бабушка кормила его вкусной едой, и старалась оказывать поддержку во всем. Она показана бескорыстной и доброй женщиной, которая помогла своим односельчанам вернуть вещи.

Учитель

Данный персонаж показан очень уважаемым и умным человеком, который ответственно и честно относился к своему труду и профессии. Он самостоятельно купил принадлежности для школы, и старался защищать своих учеников в непростых ситуациях. Как-то раз он спас школьников от змеи, хотя рань никогда не встречал данных животных. Он показан смелым и добрым человеком.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика героев рассказа Фотография, на которой меня нет

Характеристика героев рассказа Фотография, на которой меня нет

Популярные сегодня темы

  • Смысл названия рассказа Толстый и тонкий Чехова сочинение

    В произведениях Антона Павловича Чехова всегда присутствовали прозвища и говорящие фамилии. Рассказ «Толстый и тонкий» не стал исключением. Там прозвища героев указывают на внешние их характеристики.

  • Родной край в истории моей семьи 4 класс (сочинение Окружающий мир)

    Мой родной край – моя Кубань! Здесь я родилась, здесь пошла в школу. Здесь, в этом благодатном краю – мой дом, моя семья, мои друзья. И все это – моя Родина. Нигде нет такой красивой природы, как на Кубани.

  • Смысл эпиграфа к поэме Мцыри сочинение (как вы понимаете)

    Эпиграф – какая-либо краткая фраза, помещённая автором в начале произведения и описывающая его сюжет. Обычно в качестве эпиграфа писатель берёт пословицу, либо цитату из другого творения, а бывает

  • Женские образы в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

    Некрасов сильно переживал за судьбу простого народа, особенно женщин, которым ой как нелегко было тянуть свою житейскую ношу. Эта тема очень явно просматривается в его творчестве.

  • Борис Годунов в трагедии Борис Годунов Пушкина характеристика, образ

    Любое самодержавие русское кончается плохо, как может заметить читатель, исходя из пьесы Пушкина «Борис Годунов». Кто же такой Борис Годунов, и что в нём интересного?

Сюжетные линии рассказа

Жанр «Фотографии, на которой меня нет» Астафьева — рассказ, повествующий о жителях сибирской глубинки перед Великой Отечественной войной. Это автобиографическая зарисовка, из которой многое можно понять о жизни и быте простых людей. Основные темы произведения:

  • человеческая судьба и память;
  • дружба и доброта;
  • взаимоотношения людей в трудные времена.

Поднимает автор и проблему раскулачивания, которая затронула многих жителей родного села. Он и сам лишился «родового гнезда», построенного руками прадеда.

Тема

Автобиографический рассказ Астафьева повествует о жизни сибирской деревни в довоенные годы.

В «Фотографии, на которой меня нет» анализ произведения дает понять, какой глубокий смысл содержит это творение автора. В рассказе четко прослеживается основная мысль, касающаяся каждого человека. Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.

В своей истории писатель рассказывает о приезде в деревню городского фотографа. Действие происходит в довоенное время, и это считается значительным событием для каждого из сельчан.

Главный герой, вместе со своим другом, намокнув в снегу, заболел, и не смог пойти в школу. Бабушка всеми средствами пытается вылечить внука, чтобы он смог сходить сфотографироваться, но усилия любящей бабушки тщетны, болезнь крепко приковала мальчика к постели. К нему приходит друг Санька, и когда видит, что Витя не может идти, тоже отказывается сниматься. Так проверяется настоящая дружба, какое великодушное сердце и какую сильную волю надо иметь, чтобы отказаться от такого события, которое, может, больше и не повторится. На примере Санька, становится ясно, чему учит рассказ, а именно, умению отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, Санька понял, что именно такой поступок, в данный момент, является самым важным, и не только для больного друга, но и для него самого. Это настоящий пример самоотверженности и великодушия.

В рассказе проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни.

В рассказе присутствует образ учителя, уважаемого человека в деревне. Это интеллигентный, образованный человек, вежливый и дружелюбный. Жители деревни относятся к нему с уважением, прислушиваются к его мнению. Женщины приносят ему деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребенком, делают это ненавязчиво и незаметно. Подшивают учителю валенки, помогают с дровами. Городской житель, он полностью отдается своей работе, самоотверженно променяв городскую жизнь на воспитание и обучение деревенских ребятишек. Именно учитель принес Вите фотографию, где сняты деревенские школьники, а самого Вити нет. Это тоже пример доброты и сопереживания.

Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родового дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит в себе события тех далеких дней, являясь летописью истории.

Именно об этом хотел сказать автор в своем произведении, что надо свято беречь в памяти прошлое, ведь без него нет и будущего.

Анализ образов

Описание жизни и человеческих отношений

Главный персонаж произведения — Витя Потылицын. Он олицетворяет самого автора. Пересказ событий, который ведет от его имени Витя, — детские воспоминания писателя. Мальчик и его бабушка Катерина Петровна — жители деревни Овсянка. Витя после смерти родителей живет у дедушки с бабушкой и учится в местной школе. По тексту рассказа ему можно дать такую характеристику: не выказывал ни особого прилежания, ни хорошего поведения.

Екатерина Петровна — внешне суровая женщина, заботящаяся о любимом внуке. Ночь напролет ухаживает и пытается поставить Витю на ноги, чтобы он мог сфотографироваться с классом на фоне дома, где родился. У этой героини занимательная речь с разговорными выражениями и даже ругательствами, характерными для этой местности.

Санька — лучший друг главного героя, такой же непоседливый, как Витя. Это была его идея — пойти кататься на увал, поэтому он не может не поддержать заболевшего товарища. А ведь в 30-е годы сфотографироваться было действительно большим событием.

В сибирской довоенной деревне

С большой любовью и уважением описывает автор еще одного героя рассказа — своего учителя Евгения Николаевича, а также его жену. Молодая чета ютится с ребенком в половине ветхого домика, но при любой возможности старается помочь школьникам. Когда ребятам уже не на чем писать, учителя занимают их познавательными прогулками. Учитель отличается не только добротой, но и смелостью. Он защищает своих учеников от змеи, встреченной в лесу.

Список и краткая характеристика героев «Фотография, на которой меня нет»

Главные герои:

  • Витя Подтылицын растёт без матери, которая рано умерла, и отца, поэтому живёт в доме бабушки и деда. Добрый, отзывчивый, наблюдательный, старается прислушиваться к советам старших, но иногда поддаётся влиянию друзей.
  • Бабушка – настоящая хозяйка дома и семьи. Она строгая, но справедливая, добрая и любящая.

Второстепенные персонажи:

  • Санька — друг и сосед Вити, бесстрашный, заводила во всех шалостях, уважительно относится только к бабушке Катерине.
  • Молодые учителя деревенской школы, прежде городские жители. Они увлечённые своим делом, целеустремлённые, доброжелательные, воспитанные, любят своих учеников.
  • Дедушка – мягкий, доброжелательный, трудолюбивый человек.
  • Тётка Авдотья – помощница по хозяйству в семье учителей. Решительная, отзывчивая, доброжелательная, хозяйственная.

Приезд фотографа

Проблематика произведения

Среди зимы овсянскую школу взбудоражило поразительное событие — в деревню по делу приезжает городской фотограф, и фотографировать он будет не старожилов, а школьников. Взволнованные жители решают, где поселить такого важного человека, чтобы ему все понравилось, и он сделал хорошие снимки.

Можно было бы ему остановиться у пары молодых учителей, но они занимают всего лишь половину ветхого домика, да и малыш их постоянно плачет. Жители Овсянки выдвигают аргумент, что такое жилье не подходит фотографу, поэтому селят его у служащего сплавной конторы Ильи Ивановича Чехова. Этот человек происходит из семьи ссыльных, считается самым уважаемым и культурным в деревне. Такое решение устраивает весь местный люд.

Одноклассники главного героя «Фотографии, на которой меня нет» в оставшееся время строят планы, как будут фотографироваться. Они думают:

  • как лучше сесть;
  • кто что наденет;
  • кто разместится впереди, а кто сзади.

По всему выходило, что Вите, как и его другу Саньке, даже середина не светит. Придется им располагаться в последнем ряду, как не отличившимся ни в учебе, ни в хорошем поведении, а там непонятно, будет ли их видно на снимке. Ребята хотели подраться с другими школьниками за хорошее место, но те не поддались на уловку и прогнали друзей. Витя и Санька отправились кататься на санках с очень высокого обрыва. Разгоряченные, они вывалялись в снегу и понабирали его в сапоги-катанки.

Краткое содержание

Однажды зимой скромную деревенскую школу «взбудоражило неслыханно важное событие»: из города приедет фотограф, чтобы сделать общий снимок всего класса. Ребята тут же стали обсуждать, кто как будет стоять на снимке. На общем собрании было решено поставить в первые ряды отличников, а двоечников и хулиганов разместить в последнем ряду. Среди последних оказались лучшие друзья – Витя и Санька. От злости и досады они полезли в драку, а затем отправились на вал, и «стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался». Домой друзья вернулись все в снегу, с промокшими валенками.

Ночью Витю ждала расплата за его необдуманный поступок: у него сильно разболелись ноги. Мальчик страдал ревматизмом, который достался ему в наследство от покойной матери. Проснувшись от Витькиных стонов, бабушка Екатерина Петровна поначалу как следует отругала его за глупость, а после принялась лечить: натирать ноги нашатырным спиртом, укутывать пуховой шалью. Но ничего не помогало – от сильной раздирающей боли Витя «бился и кричал на весь дом».

Бабушка разбудила деда и отправила его растапливать баню. Она как следует пропарила больного внука, еще раз натерла и укутала ноги, дала ему «ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть». Витя проспал крепким сном до полудня. Проснулся от того, что бабушка ругалась с Санькой, которого прислали за Витей сделать общий снимок класса.

Витя попытался встать на ноги, но упал, как подкошенный. Увидев друга в столь плачевном состоянии, Саня принял мужественное решение – остаться с Витей, и не пойти фотографироваться. Он пообещал, что сразу после выздоровления они вместе поедут в город и сделают самый лучший снимок.

Витя еще целую неделю сидел дома. Бабушка его лечила и всячески баловала. От скуки мальчик целыми днями сидел на лавке и глядел в окно. Заделанное на зиму деревенское окно – «своего рода произведение искусства», по которому можно определить характер хозяйки, ее вкус и доход семьи. Так, у бабушки рамы были вставлены «с толком и неброской красотой»: между ними лежал лишь мох от сырости, уголек от обмерзания стекол, да рябина против угара.

Спустя несколько дней в дом «нагрянул важный гость» – школьный учитель Евгений Николаевич, который принес с собой фотографию, на которой не было Вити и Сани. Мальчик принялся рассматривать лица своих одноклассников. Ему было очень горько оттого, что его не было среди них в тот день.

Учителя и его жену, тоже учительницу, очень любили и уважали в деревне. Местные жители всячески старались им незаметно помочь: оставляли под дверью дрова, молоко, сметану, бруснику. Учителя сделали много добра: обустроили школу, привезли учебники, тетради, карандаши. В деревенском клубе обучили молодежь танцам и играм, ставили занятные театральные постановки.

Автор сохранил школьную фотографию. «Она пожелтела, обломалась по углам», но все еще можно было узнать лица ребят. Многие из них не вернулись с войны.

Отношение к учителям

Главный герой, его бабушка и другие жители села учителей очень уважают. Супруги, преподававшие в Витиной школе, ко всем относились с добротой. Они всегда были вежливы и никому не отказывали в помощи, в том числе ссыльным. Учитель мог утихомирить даже главного сельского лиходея Левонтия. И местные жители в ответ помогали учительской чете:

  • присматривала за ребенком;
  • делились продуктами;
  • привозили дрова.

Краткий пересказ произведения Фотография, на которой меня нет

Обязательным считалось пригласить учителей на деревенские свадьбы, там они были очень почетными гостями. Оказывался почет им не зря. Начинала работать в школе эта молодая интеллигентная пара, когда там даже парт не было, тем более книжек и тетрадок, а отапливалось помещение угарными печами. Ребята принесли из дому табуреты и стулья и так слушали учителей, сидя кружком. Писать приходилось одним на всех красным карандашом, расположившись у подоконника, а учиться считать — на лучинах или спичках.

Евгений Николаевич, чтобы как-то помочь ученикам, придумал и организовал пункт приема утильсырья. Собирали все вместе по подворьям и чердакам тряпье и старые железки. На полученные деньги закупили не только книги, тетради, карандаши и краски, но и нитки с пуговицами для женщин, а также петушков на палочках.

Позже деревенские мужики в свободное время соорудили парты и лавки. Когда весной чистых тетрадей уже не было, учитель водил школьников на прогулки в лес и много рассказывал о природе. Автор удивляется, как много всего интересного он знал, например, из какого дерева делают бумагу и на что идет сосновая сера, но и к ребятам прислушивался, когда те рассказывали что-то свое о лесе.

История родового гнезда

Главные герои произведения Фотография, на которой меня нет

Дом, в котором размещалась школа, был срублен еще прадедом Вити, он и родился в нем. Но вскоре родителей из него отселили, а прадеда раскулачили. Таких людей выгоняли просто на улицу, но родня расселяла их у себя. В деревне было полно пустых домов. Жители иногда возвращались в них, но не обживались в ожидании повторного выселения. Другие кулацкие дома занимались новыми жильцами — сельскими тунеядцами. Они быстро доводили дом до разрушения и занимали новый.

Выселение проходило безропотно, но за Витиного прадеда заступился один из жителей — глухонемой Кирила. Уполномоченный, привыкший к покорности и не ожидавший сопротивления, получил колуном по голове. Кирилу арестовали, а прадеда со всей семьей выслали в Игарку, где он почти сразу и умер. В родовой избе Виктора сначала размещалось колхозное правление, потом обитали новые жильцы. Все, что они не развалили, впоследствии перешло к школе.

Деревенские дома и окна

Автор с больши́м знанием описывает деревенские дома, а особенно их окна. По местному обычаю хозяйки утепляли и одновременно украшали окошки своих домов. Составленные композиции могли многое рассказать о характере женщин. Оконная картина, созданная бабушкой главного героя, отличалась строгой и неброской красотой. На белой вате между стеклами в горнице Катерина Петровна раскладывала несколько веточек рябины с листочками. Больше никаких излишеств не было.

В средней и крайней комнатах между рам на мох вперемешку с брусничником клались березовые угли и ворох рябины без листьев. Все это делалось не просто так:

  • мох вбирает сырость;
  • уголь не дает стеклам обмерзнуть;
  • рябина предохраняет от угара чадящей печки.

Витя долго не мог понять, подшучивает ли над ним бабушка или вправду соблюдает народные приметы, пока, уже будучи взрослым, не прочел у писателя Александра Яшина, что рябина — первое средство от угара.

Болезнь Вити

Автор произведения Фотография, на которой меня нет

Ночью у главного героя отчаянно разболелись ноги — он простудился, и у него обострился ревматизм. Катерина Петровна называла эту болезнь «рематизня» и считала, что она передалась мальчику от покойной мамы. Бабушка ругала и лечила внука всю ночь: растирала ноги нашатырным спиртом, поила отварами, а под утро с помощью деда парила в бане.

Ничего не помогло быстро выздороветь. Когда утром за Витей зашел Санька, чтобы идти фотографироваться, тот понял, что не может, — ноги не идут. Тогда Санька в знак солидарности решил тоже не идти, ведь он еще успеет сфотографироваться не раз в своей жизни, а друга надо поддержать. Бабушка одобрила решение друзей и пообещала позже отвезти к лучшему фотографу, но Витя все равно в мыслях был огорчен — он знал, что так на снимке не будет школы.

Мальчик проболел больше недели. Как-то его зашел навестить учитель Евгений Николаевич и принес фотографию одноклассников, сделанную на фоне его растерзанного родового гнезда.

Детство Вити

В глухой сибирской деревне приезжий учитель открывает школу. В ней обучается озорной и жизнерадостный мальчик Витя. В селе ожидают приезда фотографа. Семья учителя думает, как удобнее разместить гостя. Они решают поселить его у односельчанина по фамилии Чехов, которого все считали образованным и начитанным человеком.

Школьники представляют, как они будут сидеть на фотографии. Ребята решили, что отличники разместятся в первом ряду, хорошисты встанут во второй ряд, а двоечники — сядут сзади. Такое решение не устроило Витю и его друга Саньку, потому что как раз они и должны были занять место в последнем ряду. Выразив недовольство общим решением, мальчишки убежали кататься на санках с высокой горы.

Вернувшись домой, Витя почувствовал, что ему нездоровится. От матери он унаследовал тяжелое заболевание — ревматизм, который сковывал ноги и вызывал сильную боль. Бабушка долго ругала его, но потом пошла за лекарством. Она растирала Витины ноги настойками, носила его в баню, но болезнь не отступала. Витя не мог ходить.

В день приезда фотографа он был вынужден остаться дома, так как самостоятельно не мог сделать ни шага. Из солидарности, или почувствовав свою вину, Санька тоже отказался идти фотографироваться. Этим поступком он доказал, что ради друга готов пожертвовать своей мечтой, хотя это стоило мальчику невероятных усилий.

Долгое время Витя провел дома. Ему осталось единственное развлечение — разглядывать картину за окном и то, что лежало между рамами: мох, угольки и грозди рябины. Он чувствовал себя одиноким и всеми забытым.

Спустя некоторое время к Вите заглянул учитель, который принес снимок, на котором не было главного героя и его лучшего друга. Визит учителя мальчик вспоминает с особым благоговением. Евгений Николаевич понимал, насколько фотография важна для мальчика, поэтому и навестил его.

Прошли годы. Мальчик вырос, но не забыл своего учителя. Он сохранил старую, пожелтевшую фотографию, на которой можно с трудом рассмотреть лица. Многие из одноклассников Виктора погибли во время войны, но снимок хранит память о детстве, проведенном в глухой сибирской деревне и ее жителях.

Основная мысль

Центральную идею этого произведения можно понять из его последних строк, где автор вспоминает, как ценно для него было отношение учителя, а также каким он запомнился, — застенчивым и скромным, но всегда готовым защитить своих учеников, помочь людям и хоть как-то облегчить их жизнь. Автор желает всем, кто выберет профессию учителя, дожить до таких же почестей и надолго остаться в памяти народа.

Сюжет рассказа Фотография, на которой меня нет

Школьная фотография до сих пор в сохранности, хотя уже давно пожелтела, а уголки обломались. Спустя много лет писатель с теплотой думает о своих товарищах и учителях, глядя на сохранившийся снимок. В. Астафьев узнает всех ребят на нем и тех сибиряков, кто не вернулся с войны. Основная мысль, выраженная автором в рассказе: фотография — это не просто изображение, на которое интересно смотреть. Это своего рода народная летопись, история, размещенная на стенах. Историческая память складывается не только из политических событий и войн. Главное — это судьбы людей, живущих в этой стране.

Отзывы читателей

История создания «Фотографии, на которой меня нет» и сюжет рассказа не оставляют равнодушными читателей. О книге есть много положительных отзывов.

Получила от рассказа огромное удовольствие. Он небольшой и читается быстро, но долго еще не отпускает душу и заставляет размышлять. В век современных технологий радость от приезда фотографа может показаться удивительной, но 80 лет назад это было большое событие. Люди готовились, надевали лучшую одежду. Фотографии для них были не бумажками, а важными кусочками памяти.

Екатерина

Прочитала в интернете много рецензий на рассказ В. Астафьева и решила написать свой отзыв. В этом произведении для меня очень много трогательных моментов. Например, сквозь ругань бабушки главного героя по поводу его болезни чувствуются ее неподдельная любовь и забота. Или взять описание зимнего украшения окон. Так и встает перед глазами картинка, как мы с мамой когда-то подбирали веточки и елочные игрушки, чтобы сделать красивым пространство между стеклами. Атмосфера рассказа уютная и даже какая-то домашняя.

Наталья

На протяжении всего повествования я как будто прикасался к мимолетным, но трепетным и ярким подробностям, каждая из которых несла свой смысл. С особенным наслаждением вчитывался в говор бабушки и поражался, какой у Астафьева живой язык. Затрагивается здесь и серьезная проблематика — темные пятна истории. Особенно это касается Сибири, где живет много людей, чьи предки были ссыльными. В общем, рассказ замечательный.

Сергей

На специализированных интернет-ресурсах можно скачать рассказ полностью или в сокращении, а также прослушать аудиокнигу онлайн.

Вариант 3

Сюжет автобиографического рассказа В.П.Астафьева очень прост (в глухое сибирское довоенное село Овсянка по приглашению учителя приезжает фотограф, чтобы сделать снимки школьников) но, несмотря на кажущуюся непритязательность, он не исчерпывает содержание произведения. Читателю, с неослабевающим вниманием следящему за повествованием, становится важно не столько то, чем же закончится история с фотографией, сколько описание уклада сибирской деревни, ее традиции и обычаи, которые рисует автор.

С первых же строк произведения мы знакомимся с главными героями рассказа: автором-повествователем Витей Потылицыным и его лучшим другом, Санькой. Это они должны были по всем канонам старинной фотографии сидеть в самом последнем ряду, потому что первые предназначались для умных и прилежных учеников. А мальчишки ни этой зимой, ни предыдущей не отличались, ни в учебе, ни в поведении. Расстроившись, друзья отправились кататься с горы на санках, и эта забава обернулась для них настоящей трагедией. Вечером у Вити случился приступ ревматизма. Промучившись всю ночь от нестерпимой боли в ногах, под утро он уснул, а проснулся лишь тогда, когда Санька зашел за ним, чтобы идти в школу фотографироваться. Но больные ноги не слушались, и мальчик вынужден был остаться дома. Санька, жалея друга, решил тоже никуда не ходить. А бабушка, Катерина Петровна, после выздоровления внука пообещала отвезти обоих друзей в район, чтобы там сделать из фотографии в фотоателье.

Фотограф сделал общий снимок без главных героев, а саму карточку, на обороте которой крупным бабушкиным почерком было выведено «Овсянская начальная школа 1-й ступени» Вите в дом принес школьный учитель. Так, следуя за автором в лирических отступлениях, мы знакомимся с остальными героями этого рассказа, которых немало. И Овсянка предстает перед нами не абстрактным, а живым селом, где люди ругаются, дерутся, иногда выпивают, ребятишки болеют и проказничают, собаки лают, по вечерам в домах слышится стук замершего гостя, самым уважаемым человеком в селе является учитель, а главным событием для всей деревни, безусловно, становится приезд фотографа. И теперь, спустя годы, автор бережно хранит уже пожелтевший снимок, на котором нет ни его, ни Саньки, без тени иронии или насмешки вглядываясь в оторопелые лица. Это живая память, бередящая душу воспоминаниями. Многих из его одноклассников уже давно нет в живых, они погибли на фронте, но навсегда остались живыми и молодыми в сердце автора.

8 класс

  • Описание марьи моревны из сказки марья моревна
  • Описание городского пейзажа сочинение
  • Описание городского парка сочинение
  • Описание города малышек из сказки носова
  • Описание героя из сказки иван царевич и серый волк 3 класс