Описание елены прекрасной из сказки иван царевич и серый волк

Образ Елены Прекрасной в русских народных сказках и в сказке Л. С. Петрушев-ской «Новые приключения Елены Прекрасной»: сравнительно-сопоставительный анализ

Категория: Литература.

Образ Елены Прекрасной в русских народных сказках и в сказке Л. С. Петрушев-ской «Новые приключения Елены Прекрасной»: сравнительно-сопоставительный анализ

Сказка является одним из самых популярных жанров русского фольклора. Это вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. В народных сказках нашли отражение первые представления древних о мире, добре и зле, о справедливости.

Как отмечает А. И. Никифоров, сказка генетически связана с мифологией. «Сказка, миф и сага образовывали особый пласт сакральных текстов, с помощью которых старейшины рода воздействовали на духов – покровителей рода в надежде на удачную охоту, избавление от болезней, победу в борьбе с врагами племени, – пишет по этому поводу исследователь. – Лишь на более поздней стадии общественного развития из них выделяются собственно сказки как охарактеризованный выше жанр фольклора. Между тем образная основа сказок и мифов в целом осталась общей и обнаруживает ряд смысловых и художественных параллелей» [4, 533].

Сказанное в полной мере относится и к образу Елены Прекрасной. Она – героиня не одних только древнегреческих легенд, но и русских сказок, куда попала, по мнению В. Демина, потому, что и у древнегреческой «Илиады», и у русского фольклора в данном плане был один общий источник, восходящий к гиперборейским временам. «Дочь Леды и Зевса, явившегося к ней в образе Лебедя – носителя древнего доиндоевропейского тотема, виновница Троянской войны, вылупилась из яйца, снесенного матерью, – полагает ученый. – Уже одно это свидетельствует о доэллинском происхождении образа Леды и ее детей: по древнейшим космогоническим представлениям считалось, что все живое появилось из яйца. В имени Леды, тайной возлюбленной Зевса-Лебедя, закодировано северное происхождение и самой легенды и ее образов. В основе имени Леды лежит корень «лед». Леда дословно означает «Ледяная» – далекий прообраз Снегурочки. Имя самой Елены, как и этноним «эллины», восходит к названию тотемного животного евразийских народов «олень»» [1, 56]. Согласно древнегреческой мифологии, Елена Прекрасная была самой прекрасной из женщин. Елену похитил герой Аттики Тесей, но ее братья Полидевк и Кастор освободили Елену и вернули в дом Тиндарея. За Елену сватались множество женихов, но Тиндарей опасался распрей и никак не мог решиться отдать Елену замуж. Одиссей предложил Тиндарею предоставить право выбора жениха самой Елене, которая выбрала прекрасного сына Атрея Менелая, который после смерти Тиндарея стал царем Спарты. Позже Елена похищена троянцем Парисом, чем подан был повод к троянской войне.

И несравненная красота Елены, и сватовство множества женихов, надеющихся получить сердце и руку царевны, получили непосредственное отражение в русских народных сказках. С образом Елены Прекрасной мы встречаемся в таких произведениях сказочного фольклора, как «Василий-царевич и Елена Прекрасная», «Вещий сон», «Сказка об Иване-Царевиче Жар-птице и о Сером волке», «Чудесная рубашка», «Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче». Практически во всех указанных произведениях Елена Прекрасная выступает в роли красавицы-царевны, наделенной необычайной мудростью и волшебством. Ее должен похитить из замка главный герой сказки, чтобы доставить во дворец к своему царю, но, влюбившись в нее, борется за ее сердце и в результате женится на ней. Как правило, в сказках отсутствуют подробные описания внешности Елены Прекрасной – основной характеристикой героини является эпитет «Прекрасная», красноречиво свидетельствующий о внешней привлекательности девушки. О своей красоте Елена Прекрасная слышит лишь из уст Еруслана Лазаревича в одноименной сказке: «– Прекрасная королевна, есть ли на свете кто красивее тебя?

Смутилась королевна от этих слов:

– Про меня идет слава, что я красивая, но вот, слышно, за тридевять земель, в тридесятом государстве живут три сестры, так младшая из трех сестер краше меня» [6, 122].

Другим качеством, выступающим непременным атрибутом образа Елены Прекрасной, является ее мудрость. Так, в «Сказке об Иване-Царевиче, жар-птице и Сером волке» она, обращаясь к братьям своего возлюбленного Ивана-царевича, коварно убившим его во время сна, произносит следующую речь: «– Я королевна Елена Прекрасная, а достал меня Иван-царевич, которого вы злой смерти предали. Вы тогда б были добрые рыцари, если б выехали с ним в чистое поле да живого победили, а то убили сонного и тем какую себе похвалу получите? Сонный человек – что мертвый!» [6, 187].

Елена Прекрасная способна и на настоящую, чистую любовь, во имя которой, например, отказывается от «легкого счастья» с царевичем Петром в «Сказке о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче»: она стремится донести до царя правду о том, кто является настоящим ее спасителем, но в то же время снова подходит к решению этой задачи с присущими ей хитростью и мудростью: «Как все заснули, пошел Иван-царевич на седьмую версту, на берег моря. Покатил золотым яичком. Стало перед ним золотое царство, в середине золотой дворец, от золотого дворца мост на семь верст тянется, вокруг деревья чудные растут, певчие птицы разными голосами поют. Стал Иван-царевич на мосту, в перильца гвоздики вколачивает. Увидала дворец Елена Прекрасная, побежала к царю:

– Посмотри, царь, что у нас делается! Посмотрел царь и ахнул. А Елена Прекрасная и говорит:

– Вели, батюшка, запрягать карету золоченую, поеду в золотой дворец с царевичем Петром венчаться.

Вот и поехали они по золотому мосту. На мосту столбики точеные, колечки золоченые. А на каждом столбике голубь с голубушкой сидят, друг дружке кланяются да и говорят:

– Помнишь ли, голубушка, кто тебя спас?

– Помню, голубок, – спас Иван-царевич.

А около перил Иван-царевич стоит, золотые гвоздики приколачивает. Закричала Елена Прекрасная громким голосом:

– Люди добрые! Задержите скорей коней быстрых. Не тот меня спас, кто рядом со мной сидит, а тот меня спас, кто у перильцев стоит!

Взяла Ивана-царевича за руку, посадила с собой рядом, в золотой дворец повезла, тут они и свадьбу сыграли» [6, 129].

Во всех русских народных сказках Елена Прекрасная наделена волшебством (она гадает по волшебной книге, приказывает деревьям и птицам и т. п. ), однако лишь в «Вещем сне» читатель узнает, откуда появились у нее эти чудесные способности: царевна, желая узнать о том, кто помогает ее очередному жениху справиться с теми загадками, которые она загадывает, выбирая супруга, идет к своему дедушке, живущему в морской пучине («Приехала Елена Прекрасная к морю и стала вызывать своего дедушку. Волны заколыхалися, и поднялся из воды старый дед – борода у него золотая, на голове волосы серебряные» [6, 68]). В этом эпизоде можно обнаружить параллель с древнегреческими мифами, согласно которым ее мать Немесида была дочерью Океана. В этой же сказке и упоминается брат Елены Прекрасной – Ясный Сокол (как известно, древнегреческая Елена Прекрасная имела братьев, которые всегда заступались за нее и спасали от бед). Кроме того, именно в «Вещем сне» Иван-купеческий сын говорит о том, как много женихов сватается к Елене Прекрасной и как трудно было завладеть ее сердцем («Смилуйся, царевна, выпусти меня на волю; может, и я пригожуся! Ведь я знаю, что царевич поехал на Елене Прекрасной свататься; только без меня ему не жениться, а разве головой поплатиться. Чай, сама слышала, какая хитрая Елена Прекрасная. И сколько женихов на тот свет спровадила» [6, 65]). Как видим, сходство сказочного и мифологического образа Елены Прекрасной несомненны.

К античному источнику в современной трактовке образа Елены Прекрасной обращается и Л. С. Петрушевская. В ее сказке «Новые приключения Елены Прекрасной» читатель обнаруживает два семантических слоя, тесно связанных друг с другом. С одной стороны, Елена Прекрасная в произведении современного прозаика имеет много общего с мифологическими источниками: она рождается из моря (родство с богом водных стихий Океаном), прибывает на землю, чтобы вновь послужить причиной к возникновению страшной и кровопролитной войны, подобно той, из-за которой погибла Троя, она (впрочем, как и в русских народных сказках) наделена необыкновенной красотой. Чтобы подчеркнуть последнее качество Елены Прекрасной, Л. С. Петрушевская несколько детализирует образ героини, отходя при этом от русской сказочной традиции: «алый ротик», «золотые кудри», «розовое лицо». С другой стороны, Елена Прекрасная помещена автором в современную эпоху – с лимузинами, миллиардерами и проч. , несмотря на то, что в ней есть место и для волшебника, и для «кошачьей старушки». Поэтому в образе Елены Прекрасной находят непосредственное отражение и такие стереотипы мышления современного человека, как «глупость и легкомыслие блондинок», «несерьезность всех красивых женщин и их падкость на красивые безделушки». Например, как и ожидал волшебник, первой вещью, которую приобретает Елена Прекрасная на рынке, становится зеркальце, делающее девушку невидимой и, следовательно, неопасной.

На протяжении всей сказки мы находим постоянные подтверждения глупости и наивности Елены Прекрасной, которые противоречат сказочному образу героини. Вопреки сказочной традиции, Елена Прекрасная Л. С. Петрушевской не наделена волшебством – единственным качеством, которое выделяет ее из «толпы», является неземная красота; кроме того, сама Елена Прекрасная страдает от рук доброго волшебника, старающегося предотвратить новые войны и спасти от нищеты с помощью денег миллиардера обездоленных стариков и детей. В конце сказки, в отличие от спартанской Елены Прекрасной, увезенной троянскими царями, героиня случайно уводит за собой в потусторонний, «зазеркальный» мир «местного принца» – миллиардера, на деньги которого так рассчитывал волшебник. Следовательно, отняв у Елены Прекрасной все сверхъестественные способности, а также мудрость, рассудительность, Л. С. Петрушевская подчеркнула в своей героине значимость таких качеств, как красота, бескорыстность, наивность и умение любить. Именно такой в «эпоху феминизма», по мнению Л. С. Петрушевской, должна оставаться современная женщина, рассчитывающая на счастье с любимым человеком. При этом автор постоянно подчеркивает «обычность» своей героини: Елена Прекрасная стремится быть похожей на свою первую знакомую вульгарную женщину, стоящую под фонарем («рисует» себе черные брови, наклеивает фольгу на зуб и т. д. ), да и само «рождение» из пены морской не кажется писателю чем-то уж очень примечательным («Начало было самое обыкновенное, то есть Елена Прекрасная вышла из морской волны в чем мать родила, но мало ли ночных купальщиц в приморском городе, которые любят плавать при свете звезд без ничего!» [5, 137]). На протяжении всего произведения действует героиня именно так, как поступала любая другая красивая женщина. И только умение любить, жить во имя этого светлого и бескорыстного чувства возвращает ей те сверхспособности, благодаря которым мы понимаем, что перед нами настоящая богиня.

Итак, используя традиционный для мифологического и сказочного повествования образ Елены Прекрасной, Л. С. Петрушевская создает на его основе современный идеал женщины. Если в доисторические, патриархальные времена таковым представлялась женщина, наделенная не только необычайно красотой и божественным происхождением, но и мудростью, волшебством, то в современную эпоху феминизма эмансипированной женщине недостает прежде всего таких качеств, как наивность, умение любить, бескорыстность, простота, открытость. Сохраняя эпическую основу образа (в частности, ее божественное происхождение и родство с водной стихией), автор отнимает характерные для сказочного образа Елены Прекрасной такие ее качества, как мудрость, прагматизм, волшебство, оставляя лишь доброе сердце и способность на искреннюю любовь. Вопреки мифологической и сказочной традиции, теперь уже сама героиня уводит своего возлюбленного в волшебную невидимую страну, отказываясь от роли причины войн и насилия, для которых в современном мире, по мнению Л. С. Петрушевской, находится много и других поводов.

Список использованных источников

1. Демин, В. Тайны русского народа: в поисках истоков Руси / В. Демин. – М. : Алетейя, 2008. – 310 с.

2. Добрева, Е. История мифологии / Е. Добрева. – М. : Вече, 2003. – 512 с.

3. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х т. / под ред. С. А. Токарева. – М. : Советская энциклопедия, 1987. – Т. 1. – 482 с.

4. Никифоров, А. И. Сказка / А. И. Никифоров //Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М. : Советская энциклопедия, 1987. – С. 533-534.

5. Петрушевская, Л. С. Счастливые кошки: сб. сказок / Л. С. Петрушевская. – М. : ВАГРИУС, 2006. – 242 с.

6. Русские народные сказки / под ред. Ю. Б. Волкова. – М. : Художественная литература, 1996. – 548 с.

С. С. Четвергова, МОУ «СОШ № 9», г. Саранск

Метки: Литература

«Иван Царевич и Серый Волк» Герои и их Характеристика

На чтение 3 мин Обновлено 16 июня, 2020

Характеристика героев сказки «Иван царевич и серый волк» поможет понять кто олицетворяет добро, а кто зло.

Содержание

  1. «Иван царевич и серый волк» главные герои
  2. Характеристика Ивана царевича из сказки «Иван царевич и серый волк»
  3. Характеристика старшего сына:
  4. Характеристика среднего сына:
  5. Характеристика серого волка

«Иван царевич и серый волк» главные герои

  • Иван-царевич — главный герой сказки.  Он храбрый, мудрый, сильный
  • Серый волк — храбрый, положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей, стоящих на пути.
  • Братья Ивана — негативные персонажи: коварные, завистливые. Не желая прослыть перед отцом неудачниками, они пошли даже на предательство.
  • Елена Прекрасная
  • Царь — отец троих сыновей

Характеристика Ивана царевича из сказки «Иван царевич и серый волк»

Младший сын Иван караулил на третью ночь. Он боялся даже присесть. Когда его сон начинал одолевать, росой с травы умывался, чтобы не уснуть.

Он схватил Жар-птицу за хвост, но она улетела, а у него в руке осталось одно золотое перо от хвоста. Узнал, кто ворует яблоки.

Отправился искать Жарь-птицу – в третью сторону.

С помощью серого волка нашёл Жар-птицу, поехал домой на златогривом коне с Еленой Прекрасной. Оправдал доверие отца.

Характеристика старшего сына:

Старший сын попросился караулить сад и поймать вора, который крадёт золотые яблоки. Он пошёл в первую ночь. Сколько ни ходил, никого не уследил, лег на мягкую траву и уснул.

Утром, когда царь спросил его, видел ли он кого-нибудь, он сказал, что всю ночь не спал, глаз не смыкал, но никого не видел. Он обманул своего отца.

Отправился искать Жар-птицу – в одну сторону. Он хочет славы только для себя.

Сговорился со средним братом убить своего младшего брата Ивана и забрать у него добычу. Он злодей.

Характеристика среднего сына:

Средний сын попросился караулить сад и поймать вора, который крадёт золотые яблоки. Он пошёл во вторую ночь. Он тоже проспал.

Наутро сказал отцу, что никого не видал. Он обманул своего отца.

Отправился искать Жар-птицу – в другую сторону. Он хочет славы только для себя.

Сговорился со старшим братом убить своего младшего брата Ивана и забрать у него добычу. Он злодей.

Характеристика серого волка

В этой сказке серый волк — волшебный зверь. Он может перевоплощаться в любое существо. Он умудрился превратиться даже в Елену Прекрасную. Серый волк может быть верным другом. Это не кровожадный хищник, ведь герою присуще чувство долга и своеобразной языческой справедливости ( око за око ).

Младший сын царя Берендея смог преодолеть все трудности именно благодаря умениям и помощи волка.

logo

  • Напишите пожалуйста характеристику Елены Прекрасной из сказки *Иван царевич и серый волк*.

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      brentperry234

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    1 минута назад

    Помогите с русским

  • himiya
    Химия

    6 минут назад

    Задача по химии

  • kazak-tili
    Қазақ тiлi

    6 минут назад

    Помогите
    1. Мына сөздермен сөйлем құрастырыңдар. (составьте предложение со словами.)
    ауа райы, жаңбыр, жылы, суық,аяз, бұлтты.

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    6 минут назад

    любов і жага в чому їхня різницядопоможіть пжжж ​

  • istoriya
    История

    6 минут назад

    Помогите пожалуйста, 6 класс, вопрос звучит так: украинский:Назвіть дві основні релігії Давнього Китаю. В чому їх особливість?русский:Назовите две главные религии старого Китая. В чем их особенность? ​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Васнецов Виктор Михайлович – прекрасный русский художник. В мастерстве написания исторической и фольклорной живописи ему нет равных.

картина Васнецова иван царевич и серый волк 1889

Всему миру известны такие его творения, как «Богатыри», «Витязь на распутье», «Аленушка». Картина «Иван-Царевич на Сером Волке» получилась у художника, как ожившая сказка на холсте. Она была написана по сюжету народной сказки, когда смотришь на нее, сразу вспоминается детство и прекрасные истории о сказочных персонажах. Главные герои смотрятся так, будто сейчас сойдут с картины и помчатся вдаль.

Картина В.М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке»: история создания

Бывает так, что художники готовятся к написанию своих произведений еще задолго до начала работы, просматривают натуру, настраиваются, так сказать, психологически, но бывает и совсем наоборот – спонтанно. Именно так, не запланировано была создана картина Васнецова «Иван-Царевич и Серый Волк». 1889 год был художником предназначен для работы в Киеве, где он занимался росписью Владимирского собора. Виктор Михайлович любил все народное, вот и за основу сюжета картины был взят отрывок со всем известной сказки, созданной народом, «Иван-Царевич и Серый Волк». Ради ее создания художник отложил свою работу в соборе. И, как оказалось, не напрасно.

картина иван царевич на сером волке

Это произведение является одним из лучших в русском изобразительном искусстве. На полотне мы видим Ивана-Царевича и Елену Прекрасную на Сером Волке, они мчатся через страшный лес, убегая от преследователей, впереди их ждут цветущие деревья и счастливое будущее.

Главные персонажи картины

Картина «Иван-Царевич на Сером Волке» представляет нам своих главных героев: Царевича, Прекрасную Елену и их верного друга Серого Волка.

Иван-Царевич, сидя верхом на Волке, бережно и в то же время крепко обнимает свою возлюбленную Елену Прекрасную. Одет он в дорогой парчовый кафтан, подпоясанный зеленым поясом, на руках узорные черные перчатки. Дополняют красивый образ Царевича красная шапочка на голове и красные сапоги. Выражение лица главного героя очень серьезное, тревожными глазами он всматривается вдаль, волнуясь о том, не догоняют ли беглецов преследователи. Ведь у него в объятьях находится его счастье, которое он не отдаст никому на свете. За спиной у Ивана-Царевича видно меч, это говорит о том, что юноша всегда готов бороться за свою любовь с мечом в руках.

иван царевич на сером волке описание картины васнецова

Рядом со своим спасителем сидит Елена Прекрасная. Длинные волосы русской красавицы развеваются на ветру, это показывает, что они несутся с большой скоростью. Одета девушка в красивое шелковое платье светло-голубого цвета с золотой отделкой нижней части и рукавов. На шее Елены бусы из жемчуга, обута она в красивые сафьяновые сапожки, на голове красуется шапочка с драгоценными камнями. Красавица приклонила голову к груди своего возлюбленного, взгляд задумчивый. Девушка смиренно держит перед собой руки, это говорит о том, что беглянка вверила свою жизнь Царевичу. Васнецов писал Елену Прекрасную со своей племянницы – Натальи Мамонтовой.

Серый Волк изображен несущимся с огромной скоростью вперед, это видно по всему его образу: уши прижаты, язык вывалился из пасти, глаза полны тревоги и решительности, злости в них нет, по ветру развевается длинный пушистый хвост. Сильные лапы зависли в воздухе перед очередным прыжком, он должен перепрыгнуть находящееся перед героями болото. Видно, что Серый Волк устал и держится из последних сил, чтобы доставить домой драгоценную ношу.

«Иван-Царевич на Сером Волке»: описание картины Васнецова

Пейзаж, изображенный на полотне, подчеркивает тревогу беглецов. Они мчатся на фоне утренней зари, перед ними темное болото, вокруг огромные деревья, сквозь них немножко виднеется серо-лиловое небо. Но всю эту угрожающую картину сглаживает цветущая яблоня впереди и красивые болотные кувшинки. Яблоня напоминает нам о начале сказки, ведь именно с золотых яблочек начались приключения главных героев.

Картина «Иван-Царевич на Сером волке» прекрасно отображает настроение персонажей. Они встревожены, но при этом полны надежды на светлое будущее. Белые цветы яблони прекрасно гармонируют с нарядом Елены. Цветущее дерево – символ начала нового и прекрасного — новой жизни, новой любви… Картина будто мерцает таинственным светом, у зрителей создается впечатление присутствия сказочного чуда и волшебства.

Виктор Васнецов создал на холсте ожившую сказку

Картина «Иван-Царевич на Сером волке» еще раз показывает огромный талант Виктора Васнецова. Мастер разместил героев так, что создается видимость оживших сказочных персонажей. Кажется, что еще мгновение и Серый Волк, выпрыгнув из холста, понесется вдаль вместе со своими друзьями.

Сказочное прекрасное полотно «Иван-Царевич на Сером Волке»! Описание картины Васнецова достойно внимания, в нем отображается борьба двух сил. Контраст темных мрачных красок со светлыми отображает противостояние добра и зла. Позади героев сплошной мрак, в окружении тьма, которая расступается перед беглецами, а впереди болото, но не мрачное, а с кувшинками и цветущая яблоня. Все вместе взятое показывает победу добра над злом.

картина в м васнецова иван царевич на сером волке

Сказочное полотно в данное время находится в Государственной Третьяковской галерее. Такие шедевры искусства надо бережно хранить, чтобы еще многие поколения смогли любоваться этими произведениями художников от Бога.

Невероятным волшебством наполнена известная сказка про Ивана и Серого Волка. Она учит ребят тому, что только честные люди могут заслужить лучшей доли в жизни, поэтому всегда стоит совершать хорошие поступки и быть порядочным. Изучается это произведение в школе. При подготовке к урокам литературы рекомендуется краткое содержание «Ивана Царевича и Серого Волка» записать в читательский дневник.

Оглавление:

  • История создания
  • Характеристика героев
  • Жанровое своеобразие
  • Средства художественной выразительности
  • Краткий сюжет
  • Пересказ для читательского дневника
  • Образец сочинения
  • Анализ произведения

Иван царевич и серый волк главная мысль

История создания

Произведение заимствовано у восточных славян. По своему жанру оно относится к волшебным сказкам. Сюжет о том, как три брата-царевича едут за жар-птицей, но только Иван смог привести ее, считается очень распространенным. На сегодняшний день известно множество вариантов сказки:

Иван царевич и серый волк краткое содержание

  • в русском фольклоре — 30;
  • в белорусском — 6;
  • в украинском — 19.

Произведение было зафиксировано впервые в латинском сборнике монаха Иоганна Габиуса, изданном в 1480 году. В народном варианте русской сказки действует царь, а в литературных сочинениях он обычно уже упоминается с именем. На сегодняшний день самыми распространёнными вариантами являются народные сказки в обработке Алексея Толстого (1940) и Василия Жуковского (1945).

Характеристика героев

Для пересказа сюжета нужно внимательно прочитать сказку и определиться с тем, какие герои описаны в произведении. Действующих лиц в ней немного. К основным сказочным персонажам можно отнести:

  • Ивана Царевича;
  • Серого Волка.

Иван царевич и серый волк

В сказке главный герой смелый и рассудительный, так как он отправляется на поиски удивительной птицы, где должен проявить мужество и героизм. Иван — младший сын царя. Серый Волк оказывается верным помощником, который оберегает главного героя от опасностей. В произведении есть и другие персонажи:

  • царь Демьян;
  • старшие братья Ивана;
  • Кощей;
  • Елена Прекрасная.

Отец Ивана, царь Демьян Данилович, был очень могущественным. У этого правителя было три сына. Старшие оказались подлыми и завистливыми. Младший сын Иван прошёл многие опасности и даже не испугался встречи со злым волшебником Кощеем, а потом он женился на доброй и красивой царевне Елене Прекрасной.

Жанровое своеобразие

Если изучить краткое содержание сказки «Иван Царевич и Серый Волк», то тогда легко будет определить и основную мысль произведения. Она заключается в том, что всегда стоит слушать друзей, которые опытнее и мудрее. Их советы помогут избежать глупых и нелепых ситуаций. Таким товарищем для главного героя стал волк, а когда тот не захотел слушать его совета, то сразу же попал в неприятности. Эту сказку можно отнести по жанру к волшебной. На это указывают следующие признаки:

  • есть волшебные существа;
  • путешествие главного персонажа и выполнение им заданий;
  • зачин и концовка;
  • троекратные повторы, например, три задания или три сына.

Средства художественной выразительности

При изучении сказки следует обратить внимание не только на то, кого спасал Иван Царевич, но и на то, какие художественные средства были использованы. В тексте есть определённые смысловые обращения, которые существовали у русского народа, например, родимый батюшка.

Краткое содержание иван царевич и серый волк

Используются в произведении следующие волшебные предметы:

  • золотая клетка;
  • сказочная царевна;
  • яблони, у которых плоды из золота;
  • мёртвая и живая вода;
  • у лошади золотая грива.

Краткий сюжет

В одном из царств жил царь Демьян, у которого были сыновья. Клим, Пётр и Иван по характеру оказались совершенно разные. В саду у царя росли яблони с золотыми плодами. Однажды отец недосчитался всех плодов. Тогда позвал он сыновей, желая, чтобы они вора поймали, а тот, кто выполнит этот указ, получит в награду полцарства при жизни и всё, когда царь умрёт.

Первым пошел сторожить сад старший сын Клим, только он уснул. То же произошло на следующую ночь и с Петром. На третью ночь сторожить яблони отправился Иван. Он не стал спать и увидел, как прилетела чудесная Жар-птица, которая и стала рвать яблоки. Попытался главный герой её схватить, но она вырвалась и улетела, оставив лишь в руке своё прекрасное перо. Рассказал младший сын отцу об этой чудесной встрече.

Кратко иван царевич и серый волк

Захотел царь, чтобы у него была такая удивительная птица. Послал он сначала старших сыновей, чтобы они привезли ему её, пообещав своё царство в награду. Собрался в дорогу и младший сын, но не хотел царь его отпускать. С трудом удалось герою его уговорить. И вот отправились братья в путь.

Доехали они до развилки, где нужно было выбор сделать: прямо поехать — голодным остаться, налево — коня сохранить, но самому погибнуть, направо — коня потерять, а самому спастись. Решил Иван поехать направо, но вскоре выскочил Волк и съел коня. Но Серый сам стал служить Царевичу и даже помог добраться к волшебной птице.

Встреча с Жар-птицей

Волк отвёз нового друга к ограде из камня, за которой и находилась клетка с чудесной птицей. Серый сразу же предупредил царевича, что трогать руками клетку нельзя. Но юноша забыл о наставлениях друга и взял клетку в руки. Тут же начался звон и грохот. Охрана схватила Ивана и привела к царю Далмату, который возмутился, что Царевич действовал, словно он вор.

Но всё-таки Далмат согласился отдать чудесную птицу, если Иван приведёт ему коня Золотогрива, который служил царю Афрону. Отправился Царевич вместе с Волком к другому царю. Серый сразу предупредил, что нужно выводить коня из стойки так, чтобы уздечку не трогать. Но опять Царевич забыл о наказе друга. Схватила его охрана и привела к царю Афрону, который потребовал у Ивана, чтобы он привёз Елену Прекрасную.

Сюжет сказки иван царевич и серый волк

Решил теперь действовать сам Волк. Отправились они вместе к царю Косыму, а когда Елена осталась одна, он её выкрал. Но по дороге Иван и Елена влюбились друг в друга. Тогда волк превратился в Елену, которую и поменяли на коня. Затем он догнал Царевича и Елену. Но и в царстве Далмата они решили не отдавать коня Золотогрива. Волк превратился в коня, которого обменяли на Жар-птицу. Доехав до распутья, пришлось Серому расстаться с Иваном. Но он успел его предупредить, чтобы тот братьям не доверял.

Дорога домой

По дороге герой встретил братьев, те увидели, с чем он приехал, и стали ему завидовать. Вскоре они решили убить его и воткнули в грудь острый меч. Забрали братья Елену Прекрасную, коня и Жар-птицу и поехали к отцу, чтобы получить полцарства. Но волк спас Ивана, побрызгав его живой и мёртвой водой. Он предупредил Царевича, что в последний раз будет служить ему.

Серый рассказал герою, что братья его домой не доехали, а повстречались с Кощеем, который всё у них забрал. Как справиться со злым волшебником, знает Баба-яга. Отправились они в дремучий лес, где нашли хорошего коня. Верный друг отвёз Царевича к Бабе Яге. По дороге Иван обманул леших, забрав у них волшебные предметы:

  • скатерть-самобранку;
  • дубинку, которая сама дерётся;
  • шапку-невидимку.

Сюжет сказки иван царевич и серый волк

Добрался Иван до Бабы-яги, которая ему рассказала, что посреди воды стоит остров. На нём растёт старый дуб, под которым зарыт сундук с зайцем. В нём находится утка с яйцом, в котором смерть Кощея. Яйцо нужно раздавить, чтобы погубить злого волшебника. Кроме того, Ивану необходимо было забрать гусли-самогуды, которые должны были всех в царстве разбудить.

Добрался Царевич до Окиана и увидел невод со щукой, которую он освободил. А дальше всё было, как и рассказывала Баба-яга. Когда Иван подстрелил утку, яйцо упало в море, но его тут же принесла щука, которой он помог.

Конец сказки

Добыв смерть Кощея, стал главный герой добираться до его замка. Сторожем в нем оказался змей с двенадцатью головами, которого Царевич убил дубинкой. Потом он нашел злого волшебника и убил его, забрав все. Когда же вернулся к отцу, то всё царство спало. Он заиграл гусли, и все люди проснулись. Вскоре сыграли свадьбу Ивана Царевича с Еленой Прекрасной. Когда же царь умер, то престол занял Иван, а волк нянчил его детей, обучая грамоте. После смерти Ивана волк недолго пожил и вскоре тоже умер.

Пересказ для читательского дневника

При подготовке к сочинению на уроках литературы дети должны знать, из какой сказки царь Далмат, а также уметь кратко пересказать произведение. Для читательского дневника можно составить план «Иван Царевич и Серый Волк»:

Читательский дневник иван царевич и серый волк

  1. Пропажа золотых яблок.
  2. Братья охраняют поля.
  3. Иван увидел Жар-птицу.
  4. Братья отправляются в путь, чтобы привезти отцу чудесную птицу.
  5. Встреча Царевича с Волком.
  6. Знакомство с царём Далматом и его условие.
  7. Условие царя Афрона.
  8. Путешествие к Косыму.
  9. Обман братьев.
  10. Помощь Бабы-яги.
  11. Смерть Кощея.
  12. Свадьба Ивана и Елены Прекрасной.

Также можно кратко в классе описать понравившийся эпизод, предварительно прочитав его. Сочинение может быть как рассуждением о том, почему победил Царевич, так и описанием всех преград, которые ему помог преодолеть Волк.

Образец сочинения

Сказка об Иване Царевиче, который был дружен с Волком, широко известна. По сюжету этого произведения Василий Васнецов написал картину.

Иван царевич и серый волк главные герои

Главные герои сказки — Иван и Волк, которые не теряются ни в каких ситуациях и всегда выходят из них достойно. Их объединяет крепкая дружба, а также постоянная взаимопомощь и взаимовыручка. Невероятный волшебный мир поражает своими необычными приключениями и чудесными предметами, которые могут действовать без помощи человека.

Иван Царевич не боится встретиться с Бабой-ягой и Кощеем, которого он легко побеждает. Противопоставление добра и зла в этой сказке всегда заканчивается победой светлых сил, а за свою смекалку, умение, храбрость и героизм персонажи щедро награждены.

Анализ произведения

В своей сказке писатель Василий Жуковский не только даёт описание сказочных событий, но и помогает детям понять, как важно ценить дружбу и всегда поступать правильно, не доверяя подлым людям. Иван тоже не следовал наставлениям друга, поэтому постоянно попадал в ситуации, где мог лишиться жизни. Но потом он это осознал и стал верить Волку, прислушиваться к его мудрым подсказкам, поэтому так счастливо и заканчивается сказка.

  • Описание мачехи из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс
  • Описание екатерины петровны из рассказа фотография на которой меня нет
  • Описание марьи моревны из сказки марья моревна
  • Описание городского пейзажа сочинение
  • Описание городского парка сочинение