Описание героев сказки лиса и журавль

«Лиса и журавль» читательсикй дневник (анализ)

На чтение 2 мин Обновлено 15 сентября, 2022

Читательский дневник сказки «Лиса и журавль» можно использовать, чтобы вспомнить краткое содержание истории о том, как лиса и журавль хотели обмануть друг друга. Анализ сказки поможет составить план и написать отзыв, определить какая основная мысль и жанр.

Содержание

  1. «Лиса и Журавль» читательский дневник сказки
  2. Характеристика героев сказки «Лиса и Журавль»
  3. Пословицы к сказке «Лиса и Журавль»
  4. План сказки«Лиса и Журавль»
  5. Чему учит сказка»Лиса и Журавль»?
  6. Отзыв о сказке «Лиса и Журавль»
  7. «Лиса и Журавль» краткое содержание для читательского дневника

«Лиса и Журавль» читательский дневник сказки

Автор – народная сказка

Жанр – сказка о животных

Главная мысль сказки «Лиса и Журавль» —  нужно поступать с людьми так, как хочешь чтобы поступали и с тобой.

Характеристика героев сказки «Лиса и Журавль»

  • Лиса – хитрая, коварная, льстивая.
  • Журавль – изобретательный, добрый, доверчивый.

Пословицы к сказке «Лиса и Журавль»

  • Дружба — самое большое сокровище.
  • Как аукнется так и откликнется.
  • За пустой стол гостей не сажают.

План сказки «Лиса и Журавль»

  1. Дружба Лисы и Журавля
  2. Приглашение Лисы
  3. Манная каша на тарелке
  4. Приглашение Журавля
  5. Еда в кувшине
  6. Конец дружбы

Чему учит сказка»Лиса и Журавль»?

Это произведение учит быть искренними со своими друзьями, делиться с ними тем, что у тебя есть, не обманывать их. Учит проявлять гостеприимство, встречать гостей радушно и учитывать их потребности.

Отзыв о сказке «Лиса и Журавль»

Мне понравилась эта сказка о неудачной попытке дружбы между хитрой лисой и неглупым журавлём. Оба героя сказки преследовали корыстные цели и хотели обхитрить друг друга.

лиса и журавль анализ сказки

«Лиса и Журавль» краткое содержание для читательского дневника

Однажды пригласила лиса журавля в гости, намазала манной каши на тарелку и угощает. Журавль клювом постучал по тарелке и ничего не съел. А лиса всю кашу сама подъела.
Потом Журавль пригласил Лису, приготовил окрошки и налил ее в кувшин с тонким горлышком. Пыталась Лиса отведать блюдо, но так и не смогла. С тех пор Лиса с Журавлем больше не дружат.

Вопросы к сказке «Лиса и Журавль»

Кто главные герои сказки? (Лиса и Журавль)
Куда лиса насыпала кашу? (в тарелку)
Почему Лиса так поступила? (чтобы она сама сьела все из тарелки)
Как отреагировал журавль на такое угощение? (пригласил к себе в гости)
Как журавль чувствовал себя в гостях у Лисы? (оскорбленным, негостеприимно)
Какую посуду выбрал журавлик? Почему? (Выбрал кувшин, потому что сам ест из него)
Как отреагировала Лиса на угощение журавля? (Она разозлилась)
Как должны были встретить друг друга настоящие друзья? (угостить друг друга).

Читательский дневник по русской народной сказке «Лиса и журавль»

Автор: народ

Название: «Лиса и журавль»

Число страниц: 1

Жанр: сказка

Главные герои: лиса, журавль.

Второстепенные герои: отсутствуют

Характеристика главных героев:

Лиса — хитрая и жадная.

Хотела поживиться за чужой счёт и получила урок.

Журавль — умный и справедливый.

Сообразительный.

На скупость кумы ответил тем же.

Краткое содержание «Лиса и журавль»

Подружились как-то лиса и журавль.

Лисица позвала журавля в гости и размазала по тарелке манную кашу.

Журавль ничего не смог съесть.

Он тоже пригласил куму в гости и поставил кувшин с тонким горлышком.

Лисица не смогла покушать и обиделась.

После этого они перестали дружить.

План сказки:

  1. Дружба лисы и журавля.
  2. Приглашение лисицы.
  3. Манная каша.
  4. Приглашение журавля.
  5. Окрошка.
  6. Конец дружбы.

Основная мысль произведения «Лиса и журавль»

Главная мысль сказки в том, что дружба жадности не приемлет.

Основная идея сказки в том, что все поступки возвращаются.

Чему учит сказка

Сказка учит не быть хитрыми и корыстными.

Учит не делать того, что не хотел бы получить в ответ.

Краткий отзыв по сказке «Лиса и Журавль» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что нельзя быть эгоистом и жадиной.

Нельзя думать лишь о своей выгоде.

Лисица хотела поживиться за чужой счёт, но её ждало разочарование.

А всё потому, что и сама она плохо обошлась с журавлём.

Это интересная и поучительная сказка.

В ней говорится о том, что любой поступок возвращается к его совершившему.

Мне понравился хитроумный журавль, который прочил лисицу за её обед.

Я всем советую прочитать эту сказку и всегда поступать с товарищами по чести, по-доброму.

И тогда они тоже будут относиться к вам хорошо. И никому не придётся обижаться.

Пословицы к произведению:

  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • Кто к людям лицом, к тому и люди не спиной.
  • Жадность — всякому горю начало.
  • В гостях хорошо, а дома — лучше.

Словарь неизвестных слов

  • Потчевать — угощать.
  • Не обессудь — не суди строго, не обижайся.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина.

И так зайдет, и эдак, и лизнёт его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.»

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • «Петушок и бобовое зёрнышко»
  • «У страха глаза велики»
  • «Лиса и Тетерев»
  • «Каша из топора»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Колобок»
  • «Курочка Ряба»
  • «Лиса, заяц и петух»
  • «Теремок»
  • «Три медведя»
  • «Волк и семеро козлят»
  • «Рукавичка»
  • «Репка»
  • «Кот, петух и лиса»
  • «Иванушка-дурачок»

Библиотека русских народных сказок пополняется.

Анализ сказки «Лиса и журавль» для читательского дневника

17.02.2022

Сказка Лиса и Журавль

В этой статье вы познакомитесь с разбором русской сказки «Лиса и журавль», который может быть использован для заполнения читательского дневника. В анализ включены: краткое описание сюжета (пересказ), список главных героев, мораль (чему учит произведение, основная мысль), перечень подходящих по смыслу пословиц, личный отзыв (мои впечатления) и встретившиеся незнакомые слова.

Автор произведения: русский народ ( до наших дней сказка дошла в адаптации Алексея Толстого).

Сюжет (краткое содержание)

Лиса приглашает в гости журавля. В качестве угощения рыжая плутовка сварила манную кашу, но выложила ее на плоскую тарелку так, что журавлю ничего съесть не удалось – все слопала сама хозяйка. Журавль приглашает лисицу с ответным визитом и угощает окрошкой, которую налил в высокий кувшин с узеньким отверстием. Тут лисице ничего не удалось съесть. И на этом окончилась их дружба.

Главные герои:

Лисица – хитрая и жадная, пытается обмануть друга и гостя, но сама попадает впросак.

Журавль – поначалу кажется наивным и простоватым, остается без угощения в гостях у хитрой лисы, но в конце тоже обманывает лису с угощением.

Мораль (чему учит сказка)

Это произведение учит нескольким вещам. Во-первых, нельзя обманывать друзей и плохо обращаться с гостями. Если будешь вести себя как лисица, у тебя не будет друзей, да и в гости никто не будет тебя приглашать.

Во-вторых, в сказке обыгрывается золотое правило – поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Если хочешь хорошо проводить время в гостях, сам будь гостеприимным хозяином. Если хочешь, чтобы другие люди проявляли щедрость и доброту по отношению к тебе, сам будь добрым и щедрым.

Ну и в третьих, сказка учит правильно выбирать друзей. С такими, как лиса, хитрыми, изворотливыми и расчетливыми, дружить не получится, тебя просто будут использовать.

Подходящие по смыслу пословицы:

Гусь свинье не товарищ.

Око за око, а зуб за зуб.

Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.

Как аукнется, так и откликнется

С кем поведешься, от того и наберешься

Нет друга – ищи, а если нашел – береги.

Дружба – как стекло, если разбил – не склеишь.

Неверный друг опаснее врага.

Любишь гостить — люби и гостей принимать.

Если гость доволен, то и хозяин рад.

Пришел в гости, посидел у холодной печи.

Непонятные слова:

Куманек – уменьшительно-ласкательное от слова «кум», уважительное обращение к пожилому родственнику-мужчине.

Стряпать – готовить

Не обессудь – не обижайся, прости. Слово, обозначающее извинение, сожаление. Просьба проявить снисхождение в данной ситуации.

Потчевать – угощать, кормить.

Несолоно хлебавши – дословно «уйти голодным», в переносном смысле «уйти ни с чем».

Личные впечатления (отзыв)

Хорошая, добрая и поучительная сказка. Несмотря на небольшой объем, учит деток многим полезным вещам, правда, не напрямую, а от противного. То есть, показывает, как не нужно обращаться с друзьями и гостями. Понравилось, что журавль не стал себя вести, как безропотная жертва, а наглядно указал лисе на ее проступок, заставил ее почувствовать на своем месте. Можно было, конечно, поссориться с плутовкой в открытую, но он выбрал более мудрый путь – лиса надолго запомнит урок. Хотя в начале сказки бедного журавлика, оставшегося голодным, даже жалко. Но заканчивается все хорошо, справедливость торжествует.

Другие разборы русских сказок для читательского дневника:

Гуси-лебеди

Два мороза

Бобовое зернышко

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Жанр: народная сказка о животных

Главные герои сказки «Лиса и журавль»

  1. Лиса, как обычно хитрая особа, готовая поживиться за чужой счет
  2. Журавль, простодушный, но умный и мстительный, нашел способ отплатить Лисе той же монетой.

План пересказа сказки «Лиса и Журавль»

  1. Приглашение Лисы
  2. Блюдо с манной кашей
  3. Приглашение журавля
  4. Два кувшина
  5. Дружба врозь

Кратчайшее содержание сказки «Лиса и журавль» для читательского дневника в 5 предложений:

  1. Лиса зовет кума Журавля на обед
  2. Лиса угощает Журавля манной кашей с блюда
  3. Журавль голодный приглашает на обед Лису
  4. Журавль угощает Лису окрошкой в кувшине
  5. Журавль и Лиса ссорятся.

Главная мысль сказки «Лиса и Журавль»

Не делай другому плохого и тебе никто плохого делать не будет.

Чему учит сказка «Лиса и Журавль»

Эта сказка учит нас по доброму относится к другим людям. Учит быть гостеприимными и угощать другого только тем, что он любит.

Отзыв на сказку «Лиса и Журавль»

Эта народная сказка в образной манере рисует нам отношения между людьми. Прочитав ее, мы понимаем, что каждый человек заслуживает уважения ровно в той степени, в которой он сам его проявляет по отношению к другим людям. Это очень красивая и поучительная сказка.

Пословицы к сказке «Лиса и Журавль»:

Из текста сказки: Как аукнется так и откликнется

Что копал, в то и сам попал.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Лиса и журавль»

Как-то крестили вместе лиса и журавль медвежат и стали друг другу кумом и кумой. Подружились даже.

Вот пригласила лиса журавля в гости, намазала каши на тарелку и угощает. Журавль клювом постучал по тарелке и ничего не съел. А лиса всю кашу сама подъела.

Решил и журавль угостить лису. Налил в  кувшин окрошки и зовет куму в гости.

Лиса вокруг кувшина вертится, а окрошку достать не может. Журавль сам все и съел.

Так и закончилась дружба у лисы и журавля.



Другой конец к сказке «Лиса и журавль»
Ушла Лиса от Журавля несолоно хлебала, а Журавль сидит и думает: «Нехорошо все-таки получилось. Лиса — что с нее взять? А я то должен быть умнее и добрее. Приглашу-ка я снова Лису в гости.
Вот пригласил Журавль куму в гости. Лиса не хотела идти, думала опять окрошка в кувшине будет, но Журавль уговорил Лису и та все-таки пришла.
А Журавль выставил для Лисы блюдо, себе поставил кувшин, и поели они оба досыта.
Обрадовалась Лиса, идет домой и думает: «Вот молодец. кум, на славу угостил. А я что, хуже?»
И тоже в гости Журавля зовет и кувшин ему ставит, а себе блюдо.
Так и стали Лиса с Журавлем друг к другу в гости ходить, угощаться, да друг друга нахваливать.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Лиса и журавль

Анализ сказки Лиса и журавль

Сказки о животных отличаются аллегоричностью. В них животные разговаривают, их поступки либо вскрывают пороки людей, либо, наоборот, высвечивают все лучшее, что накоплено в человеческих взаимоотношениях. Яркий пример этого – незатейливый сюжет сказки о Лисе и Журавле, в которой раскрываются тонкости характеров героев, их представлений о дружбе и гостеприимстве.

Краткая характеристика героев

Герои сказки немногочисленны. Это:

Подленькая Лиcа, главными качествами которой являются хитрость и жадность, выражающиеся в желании пожить за счет других. Такой она предстает практически во всех народных сказках.

Простодушный, однако не лишенный мстительности, Журавль. Он достаточно умен, поэтому понимает хитрость Лисы и находит способ отплатить ей тем же.

Можно предположить, что оба героя без злого умысла так недружелюбно встречали гостей. Однако народная мудрость не зря высвечивает поведение хитрой Лисы, повадки которой издавна славятся коварством.  А Журавль создает впечатление птицы, гордо несущей свою голову. Он достойно отвечает на уловки кумушки Лисы. Но, вероятнее всего, оба они просто не имели правильного представления о том, что встречать гостей следует радушно и с учетом их предпочтений. Невоспитанность – вот камень преткновения, о который разбилась дружба между столь разными героями.

Мораль сказочного сюжета

Она отчетливо просматривается сквозь призму отношений героев. Красной нитью проходит мысль о невозможности дружбы между людьми, не умеющими или просто не желающими учитывать возможности, привычки и вкусы других. Невоспитанность одной и желание другого проучить негостеприимную соседку приводят к разрыву дружеских отношений.

Такой итог – естественный исход дружбы между теми, кто не умеет заботиться о друзьях, стараться сделать им приятное даже в ущерб собственным привычкам и предпочтениям.

Составители сказки призывают читателей относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к ним самим. В обратном случае велика вероятность проявления принципа бумеранга. А ведь бывает не всегда приятно пожинать плоды, которые сам же и посеял.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Лиса и журавль

Анализ сказки Лиса и журавль

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Русский характер (характер русского человека)

    Описать русский характер можно не только любовью к Родине, но еще и любовью к ближнему. Из литературы, фильмов, учебников по истории мы знаем, как самоотверженно девушки-медсестры выносили на своих хрупких плечах раненых солдат с поля боя

  • Анализ рассказа Певцы Тургенева

    В произведении Тургенева «Певцы» автору хочется раскрыть всю правду про русского человека, а также рассказать как он живет и чем дышит. Больше всего на свете к этим людям он чувствовал сострадание и горечь, но ничем помочь не мог.

  • Анализ романа Степной волк Гессе

    Жанровая направленность произведения представляет собой реалистическую прозу, основной проблематикой которой является изображение противоречивости человеческой природы и размышления о путях ее разрешения.

  • Таблица с характеристиками героев Горе от ума

    В данном великолепном произведении показаны герои, которых автор описал достаточно ярко, правдоподобно и интересно. В их образах содержится большой скрытый смысл по тому, как нужно вести суждения о личностях.

  • Комическое и трагическое в пьесе Вишневый сад Чехова

    Автор отнёс жанр своего последнего произведение к юмору, но читатель, погружаясь в вымышленный мир, теряет улыбку в нахлынувшей грусти. Впрочем, в пьесе прослеживаются и забавные моменты.

Краткая характеристика героев

Герои сказки немногочисленны. Это:

Подленькая Лиcа, главными качествами которой являются хитрость и жадность, выражающиеся в желании пожить за счет других. Такой она предстает практически во всех народных сказках.

Простодушный, однако не лишенный мстительности, Журавль. Он достаточно умен, поэтому понимает хитрость Лисы и находит способ отплатить ей тем же.

Можно предположить, что оба героя без злого умысла так недружелюбно встречали гостей. Однако народная мудрость не зря высвечивает поведение хитрой Лисы, повадки которой издавна славятся коварством. А Журавль создает впечатление птицы, гордо несущей свою голову. Он достойно отвечает на уловки кумушки Лисы. Но, вероятнее всего, оба они просто не имели правильного представления о том, что встречать гостей следует радушно и с учетом их предпочтений. Невоспитанность – вот камень преткновения, о который разбилась дружба между столь разными героями.

О чём русская народная сказка «Лиса и журавль»

СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»

Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу! Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает: — Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила. Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит: — Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем! — Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости. На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать. Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел. — Не обессудь, кума! Больше угощать нечем. Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Наше внимание натренировано на то, чтобы замечать конкретные детали, но не видеть общей картины. Общая картина для нас, опять же, прежде всего это набор деталей, просто выстроенных во взаимосвязи друг с другом.

Мы не привыкли смотреть на общую картину как на целостный и неделимый объект. Зачастую требуется много времени, чтобы наш взгляд в достаточной степени «абстрагировался», и мы увидели не отдельные деревья, а лес целиком. Как метко заметил в одном из своих стихотворений Сергей Есенин: «Большое видится на расстоянии».

О чём эта сказка? Чтобы разобраться в этом, необходимо увидеть структуру событий, которые происходят в сказке, в целостности.

Давайте с этим разберёмся.

У медведицы появился медвежонок, а лиса и журавль стали после этого друг другу кумом и кумой. Если мы заглянем в толковый словарь (или в любую поисковую систему в интернете), то мы увидим, что кумом и кумой друг другу являются крёстные родители родившегося ребёнка. То есть лиса и журавль стали для медвежонка крёстными родителями.

Кто такие крёстные родители? В чём их предназначение, в чём их обязанности? Крёстные родители должны наставлять ребёнка наравне с его прямыми родителями. Они также несут за него ответственность, помогают ему советами в жизни, помогают найти правильный путь. Если в ответственность прямых родителей входит, в общем-то, всё подряд, то в ответственность крёстных родителей входит в первую очередь наставничество. Крёстные родители не могут отвечать за ребёнка в повседневной жизни в быту. Для этого у ребёнка есть своя семья и родители. Крёстные могут взять ребёнка на прямое воспитание только в крайних обстоятельствах, например, смерти родителей ребёнка. Однако за то, что ребёнок в жизни выбрал некую правильную дорогу, стал достойным человеком крёстные родители отвечают ничуть не в меньшей степени, чем родные мама и папа ребёнка.

Таким образом то что лиса и журавль стали кумом и кумой означает, что они приняли на себя наставничество над медвежонком.

А кто такие лиса и журавль?

Лиса всегда была в русских народных сказках символом хитрости и практичности. Можно сказать, что как наставник лиса олицетворяет материалистический подход. Будь ловким, хитрым, практичным – и всё у тебя будет хорошо.

Журавль напротив является символом чего-то высокого. Журавль – это не просто птица, это величественная птица. Можно вспомнить известнейшую песню «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Не случайно ведь журавль был выбран поэтом для песни. Такое восхищённо-возвышенное отношение к журавлям всегда было в народе. Учитывая всё это, можно сказать, что в этой картине журавлю отведен духовный подход, противоположный материальному. Откажись от примитивного, воспари над суетой, устремись ввысь, в небо, к Солнцу – в этом настоящая красота души и жизни.

Таким образом, в том, что лиса и журавль стали кумом и кумой можно прочесть, что материальное и духовное – это два подхода, две возможности, которые открываются перед ребёнком с момента его появления на свет. Объективно и материальное и духовное присутствует в жизни каждого человека неизбежно. Вопрос в том, находятся ли эти составляющие в гармонии в жизни человека, и что человек делает для себя главным.

Далее мы видим, что лиса пригласила в гости журавля и предложила ему полакомиться кашей из тарелки. В результате лиса всё и съела, а журавль не смог съесть кашу. В свою очередь журавль предложил лисе отведать пищи из кувшина, и лиса осталась ни с чем, а журавль съел всё. О чём это?

Еда, размазанная по тарелке – это поверхностный взгляд на вещи. Действительно, материалистический подход достаточно примитивен, ему не свойственно искать глубокие смыслы. Когда берёшь ты – это хорошо. Когда забирают у тебя – это плохо. Надо больше иметь, больше кушать и в этом и есть весь смысл жизни. Лисе удобно слизывать кашу с тарелки. А вот журавлю с его длинным клювом поверхностной пищей никак не полакомиться. Душа не может быть удовлетворена такой поверхностной пищей, которую предлагает материальный подход.

Напротив, еда в глубоком кувшине – это стремление разобраться, найти скрытое, что не лежит на поверхности. Человек, устремлённый к духовному (который выбирает путь журавля), сможет найти глубину в жизни, узнать сокрытое от поверхностного взгляда, и именно это даст ему удовлетворение (пищу). Напротив, материалистический подход не позволит получить ничего из перечисленного (лиса, как ни пыталась, не смогла отведать из глубокого и узкого кувшина).

С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.

Материальное и духовное присутствует в нашей жизни. Но хотя и то, и другое есть, в приоритете может быть только что-то одно. Человек, предпочитающий материальный взгляд на мир, никогда не сможет «взлететь душой в небо» как журавль, и никогда не узнает скрытого глубинного смысла вещей. Поверхностный взгляд на вещи не позволит ему этого сделать. Напротив, человеку, выбравшему духовный путь, материальное никогда не заменит духовного и не даст ощущения полноты жизни.

Человек должен выбрать как основное что-то одно, так как усидеть на двух стульях невозможно. Если главное в жизни её материальная сторона, то тогда прекращается духовное развитие. Если главное в жизни духовное, то материальное теряет своё значение. Источник

Мораль сказочного сюжета

Она отчетливо просматривается сквозь призму отношений героев. Красной нитью проходит мысль о невозможности дружбы между людьми, не умеющими или просто не желающими учитывать возможности, привычки и вкусы других. Невоспитанность одной и желание другого проучить негостеприимную соседку приводят к разрыву дружеских отношений.

Такой итог – естественный исход дружбы между теми, кто не умеет заботиться о друзьях, стараться сделать им приятное даже в ущерб собственным привычкам и предпочтениям.

Составители сказки призывают читателей относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к ним самим. В обратном случае велика вероятность проявления принципа бумеранга. А ведь бывает не всегда приятно пожинать плоды, которые сам же и посеял.

«Лиса и журавль» (Русская народная сказка)

Подружилась лиса с журавлём и зовёт его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу!

Пришёл журавль на званный обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля:

— Кушай, куманёк, кушай, голубчик! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке, стучал-стучал — ничего не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Съела лиса кашу и говорит:

— Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем.

— Спасибо, кума, и на этом, — отвечает журавль. — Приходи завтра ко мне.

На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, налил в высокий кувшин с высоким горлышком, поставил на стол и потчует:

— Кушай, кумушка, кушай, милая! Право, больше потчевать нечем.

Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнёт-то кувшин, и понюхает — всё ничего не достанет. А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом окрошку из кувшина таскает. Клевал да клевал, пока всё не съел.

— Ну, не обессудь, кумушка, больше угощать нечем.

Пошла лиса домой не солоно хлебавши. На этом у них и дружба с журавлём кончилась.

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Главная Избранные Случайная статья Познавательные Новые добавления Обратная связь FAQ

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6Следующая ⇒

Во вступительной беседе учитель спрашивает учащихся, какие они знают сказки о животных, какой зверь в этих сказках самый хитрый (лиса), что они знают о журавле. Если знаний у детей о журавле недостаточно или они неверные, учитель может показать картинку с изображением журавля и коротко рассказать об этой птице, обратив внимание учащихся на характерные особенности внешнего вида, на то, как и чем питается журавль. Далее учитель сообщает о том, что сегодня учащиеся познакомятся с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Эту сказку сочинили люди: один человек придумал, другой добавил, третий продолжил, и получилась сказка. Учитель читает, а еще лучше рассказывает сказкуи проводит краткую беседу по вопросам: «Кто главные персонажи сказки? (Лиса и журавль.) Кто к кому ходил в гости?» Сказка условно делится на четыре части: 1) лиса с журавлем подружились; 2) журавль в гостях у лисы; 3) лиса в гостях у журавля; 4) дружба лисы с журавлем распалась. Чтение сказки по частям.Учащиеся читают сами. Чтение каждой части сопровождается разбором по вопросам учителя, направленным на то, чтобы научить детей размышлять, находить в тексте ответы на заданные вопросы, которые должны помочь учащимся понять характер сказочных героев. Первая часть.

Почему лиса решила пригласить журавля в гости?
Вторая часть.
Чем потчевала (угощала) лиса журавля? Как угощала лиса журавля? Как вела себя лиса за обедом? Как оправдывалась перед журавлем? На вопрос «Почему журавль пригласил лису в гости?» ответ может быть разный (потому что хотел отомстить, пригласил в ответ на приглашение лисы), но его должен подсказать учитель.
Третья часть.
Что приготовил журавль? В какой сосуд налил еду? Как вел себя журавль? Смогла ли лиса поесть окрошки? Какие слова лисы повторил журавль, когда угощал гостью?
Четвертая часть.
Почему лиса была раздосадована угощением журавля? Почему распалась дружба лисы с журавлем? (Оба поступили плохо, обманывая друг друга.)
Выборочное чтение.С какими словами и как обращалась лиса к журавлю? Прочитайте. Как вела себя лиса, чтобы достать окрошку? Найдите слова сказки, которые относятся к иллюстрации. Прочитайте окончание сказки и найдите самые главные слова. Как вы их понимаете? Другие задания учащимся. 1) Какие еще рисунки можно сделать к этой сказке? 2) Объясните выражения званый пир, не обессудь, больше потчевать нечем, пошла домой несолоно хлебавши.
3) Чтение по ролям.
Подготовительная работа к выполнению этого задания. 1) Соотнесите текст с персонажами (найдите слова автора, лисы, журавля). 2) Определите по тексту, как лиса обращается к журавлю, как журавль обращается к лисе. 3) Объяснение учителем того, как содержание текста и поведение персонажей сказки отражается на характере их диалогов. Подумайте и ответьте: «Одинаковым ли тоном надо читать слова за лису, за журавля? Почему вы так думаете? Как нужно читать — быстро или медленно — слова автора, лисы, журавля?» Работа над пониманием жанровых особенностей сказки. 1) Почему это произведение можно назвать сказкой? (Лиса и журавль ведут себя, как люди: ходят в гости, готовят обед, разговаривают, едят кашу, окрошку — пищу человека.) 2) Найдите слова, которые, как правило, используются в сказках (однажды, званый пир, потчевать, несолоно хлебавши).
3) Почему лису и журавля нельзя назвать друзьями? 4) Чему учит сказка? (Коллективный ответ под руководством учителя.)
Работа над характеристикой персонажей.Лиса — хитрая, журавль — сообразительный, не позволяет себя обижать. Докажите это словами из сказки. Работа над планом.Чтение текста по частям и коллективное озаглавливание каждой части: лиса с журавлем подружились, журавль в гостях у лисы, лиса в гостях у журавля, дружба лисы с журавлем распалась. Опорные слова и выражения:подружились, вздумала угостить, пошла звать (первая часть); званый пир, наварила, размазала, потчует (угощает) (вторая часть); окрошка, кувшин с узким горлышком, угощает, вертится, лизнет, понюхает, не достанет, клюет да клюет (третья часть); взяла досада, несолоно хлебавши, дружба распалась (четвертая часть). Пересказ сказки по планус использованием опорных слов и сочетаний. На работу со сказкой следует отвести не менее двух уроков. Вопросы к сказке могут быть дополнены материалами из методического аппарата учебника по чтению для 3 класса (с. 110—112). В последнее время учителя специальных (коррекционных) школ VIII вида стали использовать в работе над текстом (опираясь на различные исследования, в том числе М. И. Омороковой) прием структурирования: ученик должен определить структуру текста и составить его модель, затем соотнести текст с моделью, наглядно выделяя связь содержания с текстом.
Порядок работы

1. Ученики читают сказку и изображают ее текст графически.

2. Подбирают к модели сказки текст, обосновывают свой ответ: 1) записывают вступление, зачин; 2) записывают концовку; 3) объясняют и записывают ответ на вопрос: «Почему лису и журавля нельзя назвать друзьями?» С нашей точки зрения, прием, который используют некоторые учителя-новаторы специальных (коррекционных) школ VIII вида, не прошел достаточно объективной и широкой апробации, поэтому нецелесообразно рекомендовать его для работы.

Чтение стихотворений

В 3 классе изучаются различные по тематике и эмоциональному настрою стихотворения: о школе и школьниках («Кто прав» А. Григорьева, «Важный день» С. Михалкова, «Учись читать», «Мальчики и девочки» Р. Сефа); о природе («Ласточки пропали…» А. Фета, «Осень наступила» А. Плещеева, «Зима недаром злится…» Ф. Тютчева, «Зима» И. Сурикова, «Колокольчики мои» А. Толстого); о труде и трудолюбии («Какого цвета ремесла», «Чем пахнут ремесла» Дж. Родари); о войне («Спать легли однажды дети» С. Михалкова). Главная задача в работе над стихотворением — донести до детей чувства и эмоциональное настроение, выраженные в нем. Поэтому вначале учитель должен определить, что это за стихотворение, какие чувства оно вызывает, какие картины рисует и, следовательно, как его нужно читать: бодро и весело, или печально и задумчиво, или торжественно и с пафосом, или просто и спокойно. Цель вступительной беседы — настроить учащихся на те чувства и мысли, которые хотел выразить поэт. Первый раз стихотворение выразительно читает учитель. Стихотворение не следует разбирать очень подробно, останавливаясь на каждом слове: это может быть скучно для детей. Лучше еще раз прочитать его. Разбирать стихотворения необходимо постепенно: при первом чтении ставить одни вопросы, при втором — другие. Не нужно требовать пересказать стихотворение своими словами, так как при этом исчезают и настроение, и поэтический образ. Основное место в работе со стихотворением должно занимать выразительное чтение, которое помогает лучше понять его содержание и основную мысль. Не все стихотворения нужно непременно заучивать. Большие по объему стихотворения даны в учебнике только для выразительного чтения. Ниже приводятся несколько образцов работы над стихотворными текстами, изучаемыми в 3 классе.

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…»3

Главное в работе над этим стихотворением — вызвать у детей яркие представления двух противоположных образов: зимы — злой, коварной старухи и весны — красивого, веселого и жизнерадостного ребенка. При чтении стихотворения важно передать радостное оживление природы, которое всегда бывает ранней весной. 1.Работу над стихотворением нужно начать с беседы, подытоживающей наблюдения за весенними изменениями в природе. Можно также рассмотреть репродукции картин о ранней весне (например, «Март» И. Левитана, «Весна» К. Юона, «Грачи прилетели» А. Саврасова и др.). 2.Затем учитель читает стихотворение и проводит краткую беседу по примерным вопросам: «Понравилось вам это стихотворение? Что вам в нем понравилось? На кого похожа зима? А на кого похожа весна? Дружат ли зима и весна?» Получив представление о впечатлении, которое произвело на детей стихотворение, учитель дает задание нескольким ученикам прочитать его вслух. 3.Далее следуют упражнения в выборочном чтении по вопросам и заданиям учителя: «Как зима боролась с весной? Прочитайте. Кто был рад весне? Прочитайте. А теперь постараемся прочитать это стихотворение так, чтобы было видно, что все обрадовались приходу весны, повеселели. Какое чувство передается в этом стихотворении? (Радостное.) Почему это чувство радостное? (Потому что победила весна.) Как автор называет весну? Как автор называет зиму?» 4. Проанализировав таким образом эмоциональную сторону стихотворения, учитель говорит: «Послушайте внимательно, я еще раз прочитаю это стихотворение. Я тоже очень люблю весну, рада ее приходу, ее победе над зимой, поэтому я буду читать стихотворение радостно». 5. Далее стихотворение читают учащиеся по частям. В первом четверостишии обращается внимание на то, что голосом нужно выделить слово недаром.

После прочтения каждой части происходит ее разбор: «Как сказал Тютчев о приходе весны? Прочитайте эти строчки.

Весна в окно стучится И гонит со двора.

Найдите и прочитайте строчки, в которых говорится о шумном, веселом приходе весны.

И все засуетилось, Все гонит зиму вон, И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.

Какие строчки говорят о том, что весна не боится зимы? Почему про весну сказано: „Хохочет и пуще лишь шумит“? Как это шумит весна? (Ручейки журчат, птицы поют.) В этих строчках мы должны выделить голосом слово пуще.

Как вы понимаете выражение
пуще шумит
?»(Шумит еще сильней, еще больше.)
6. Готовясь к выразительному чтению, учащиеся читают стихотворение про себя. «Теперь читаем все стихотворение выразительно, радостно», — говорит учитель. Два-три ученика по очереди читают стихотворение. 7. Оценивается чтение учащихся. На дом дается задание выучить стихотворение наизусть.
Р. Сеф. «Учись читать…»

1. Подготовка к восприятию стихотворения. Чтение рассказа В. Голявкина «Спрятался». Учитель говорит: «Я прочитаю вам рассказ В. Голявкина „Спрятался“, а вы скажите мне, почему это короткое произведение так называется. Чтобы не оказаться в таком неловком положении, как мальчик Витя, нужно научиться хорошо читать. Чтение — это целая наука: надо выучить буквы, научиться складывать их в слоги, слоги — в слова, слова — в предложения, предложения — в тексты рассказов, стихотворений, математических задач. Нужно уметь не только грамотно, без ошибок читать, но и понимать все, о чем вы читаете». 2.Чтение стихотворения учителем. После эмоциональной паузы он спрашивает: «Чему призывает поэт учиться каждого из вас?» (Учиться читать.) 3.Чтение стихотворения по частям с разбором содержания каждой части. Вопросы к частям. Первая часть.

Почему автор говорит, что учиться читать — важная наука? (Чтение — целая наука, важная наука; без него нельзя овладеть другими науками, которыми вам предстоит заниматься и сейчас, и в старших классах.)
Вторая часть.
Почему человек, который умеет читать, не знает скуки, не умеет скучать? (Если человеку скучно, он откроет веселую, интересную книгу или журнал и забудет о грустном и печальном.)
Третья часть.
Почему автор предупреждает вас о том, что учиться читать надо всю жизнь? (Если вы не будете читать, то можете забыть, как это делается.)
Четвертая часть.
Как вы понимаете последние строчки стихотворения? (Учись читать, учись пока не поздно! — чем позже начинаешь читать, тем труднее овладеть чтением.)
4.Чтение текста учащимися по цепочке с соблюдением логических частей стихотворения. 5.Выборочное чтение. Задания: 1) Найдите в тексте слова, которые говорят о том, что автор к каждому из вас относится ласково, с любовью. 2) Найдите строчки стихотворения, в которых автор дает совет, как нужно читать. 6. Подготовка к выразительному чтению стихотворения. Медленное, выразительное чтение стихотворения учителем. 7. Чтение стихотворения двумя-тремя учениками по их желанию. Следить, чтобы школьники читали по памяти, в случае затруднений опирались на текст учебника. 8. Обобщающая беседа. 9. Поэт не дал заглавия этому стихотворению. А как вы бы озаглавили его? («Учись читать», «Ученику», «Читателю».)
⇐ Предыдущая3Следующая ⇒

Краткая характеристика героев

Герои сказки немногочисленны. Это:

Подленькая Лиcа, главными качествами которой являются хитрость и жадность, выражающиеся в желании пожить за счет других. Такой она предстает практически во всех народных сказках.

Простодушный, однако не лишенный мстительности, Журавль. Он достаточно умен, поэтому понимает хитрость Лисы и находит способ отплатить ей тем же.

Можно предположить, что оба героя без злого умысла так недружелюбно встречали гостей. Однако народная мудрость не зря высвечивает поведение хитрой Лисы, повадки которой издавна славятся коварством. А Журавль создает впечатление птицы, гордо несущей свою голову. Он достойно отвечает на уловки кумушки Лисы. Но, вероятнее всего, оба они просто не имели правильного представления о том, что встречать гостей следует радушно и с учетом их предпочтений. Невоспитанность – вот камень преткновения, о который разбилась дружба между столь разными героями.

«Лиса и журавль» (Русская народная сказка)

Подружилась лиса с журавлём и зовёт его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу!

Пришёл журавль на званный обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля:

— Кушай, куманёк, кушай, голубчик! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке, стучал-стучал — ничего не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Съела лиса кашу и говорит:

— Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем.

— Спасибо, кума, и на этом, — отвечает журавль. — Приходи завтра ко мне.

На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, налил в высокий кувшин с высоким горлышком, поставил на стол и потчует:

— Кушай, кумушка, кушай, милая! Право, больше потчевать нечем.

Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнёт-то кувшин, и понюхает — всё ничего не достанет. А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом окрошку из кувшина таскает. Клевал да клевал, пока всё не съел.

— Ну, не обессудь, кумушка, больше угощать нечем.

Пошла лиса домой не солоно хлебавши. На этом у них и дружба с журавлём кончилась.

Мораль сказочного сюжета

Она отчетливо просматривается сквозь призму отношений героев. Красной нитью проходит мысль о невозможности дружбы между людьми, не умеющими или просто не желающими учитывать возможности, привычки и вкусы других. Невоспитанность одной и желание другого проучить негостеприимную соседку приводят к разрыву дружеских отношений.

Такой итог – естественный исход дружбы между теми, кто не умеет заботиться о друзьях, стараться сделать им приятное даже в ущерб собственным привычкам и предпочтениям.

Составители сказки призывают читателей относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к ним самим. В обратном случае велика вероятность проявления принципа бумеранга. А ведь бывает не всегда приятно пожинать плоды, которые сам же и посеял.

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Во вступительной беседе учитель спрашивает учащихся, какие они знают сказки о животных, какой зверь в этих сказках самый хитрый (лиса), что они знают о журавле. Если знаний у детей о журавле недостаточно или они неверные, учитель может показать картинку с изображением журавля и коротко рассказать об этой птице, обратив внимание учащихся на характерные особенности внешнего вида, на то, как и чем питается журавль. Далее учитель сообщает о том, что сегодня учащиеся познакомятся с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Эту сказку сочинили люди: один человек придумал, другой добавил, третий продолжил, и получилась сказка. Учитель читает, а еще лучше рассказывает сказкуи проводит краткую беседу по вопросам: «Кто главные персонажи сказки? (Лиса и журавль.) Кто к кому ходил в гости?» Сказка условно делится на четыре части: 1) лиса с журавлем подружились; 2) журавль в гостях у лисы; 3) лиса в гостях у журавля; 4) дружба лисы с журавлем распалась. Чтение сказки по частям.Учащиеся читают сами. Чтение каждой части сопровождается разбором по вопросам учителя, направленным на то, чтобы научить детей размышлять, находить в тексте ответы на заданные вопросы, которые должны помочь учащимся понять характер сказочных героев. Первая часть.

Почему лиса решила пригласить журавля в гости?
Вторая часть.
Чем потчевала (угощала) лиса журавля? Как угощала лиса журавля? Как вела себя лиса за обедом? Как оправдывалась перед журавлем? На вопрос «Почему журавль пригласил лису в гости?» ответ может быть разный (потому что хотел отомстить, пригласил в ответ на приглашение лисы), но его должен подсказать учитель.
Третья часть.
Что приготовил журавль? В какой сосуд налил еду? Как вел себя журавль? Смогла ли лиса поесть окрошки? Какие слова лисы повторил журавль, когда угощал гостью?
Четвертая часть.
Почему лиса была раздосадована угощением журавля? Почему распалась дружба лисы с журавлем? (Оба поступили плохо, обманывая друг друга.)
Выборочное чтение.С какими словами и как обращалась лиса к журавлю? Прочитайте. Как вела себя лиса, чтобы достать окрошку? Найдите слова сказки, которые относятся к иллюстрации. Прочитайте окончание сказки и найдите самые главные слова. Как вы их понимаете? Другие задания учащимся. 1) Какие еще рисунки можно сделать к этой сказке? 2) Объясните выражения званый пир, не обессудь, больше потчевать нечем, пошла домой несолоно хлебавши.
3) Чтение по ролям.
Подготовительная работа к выполнению этого задания. 1) Соотнесите текст с персонажами (найдите слова автора, лисы, журавля). 2) Определите по тексту, как лиса обращается к журавлю, как журавль обращается к лисе. 3) Объяснение учителем того, как содержание текста и поведение персонажей сказки отражается на характере их диалогов. Подумайте и ответьте: «Одинаковым ли тоном надо читать слова за лису, за журавля? Почему вы так думаете? Как нужно читать — быстро или медленно — слова автора, лисы, журавля?» Работа над пониманием жанровых особенностей сказки. 1) Почему это произведение можно назвать сказкой? (Лиса и журавль ведут себя, как люди: ходят в гости, готовят обед, разговаривают, едят кашу, окрошку — пищу человека.) 2) Найдите слова, которые, как правило, используются в сказках (однажды, званый пир, потчевать, несолоно хлебавши).
3) Почему лису и журавля нельзя назвать друзьями? 4) Чему учит сказка? (Коллективный ответ под руководством учителя.)
Работа над характеристикой персонажей.Лиса — хитрая, журавль — сообразительный, не позволяет себя обижать. Докажите это словами из сказки. Работа над планом.Чтение текста по частям и коллективное озаглавливание каждой части: лиса с журавлем подружились, журавль в гостях у лисы, лиса в гостях у журавля, дружба лисы с журавлем распалась. Опорные слова и выражения:подружились, вздумала угостить, пошла звать (первая часть); званый пир, наварила, размазала, потчует (угощает) (вторая часть); окрошка, кувшин с узким горлышком, угощает, вертится, лизнет, понюхает, не достанет, клюет да клюет (третья часть); взяла досада, несолоно хлебавши, дружба распалась (четвертая часть). Пересказ сказки по планус использованием опорных слов и сочетаний. На работу со сказкой следует отвести не менее двух уроков. Вопросы к сказке могут быть дополнены материалами из методического аппарата учебника по чтению для 3 класса (с. 110—112). В последнее время учителя специальных (коррекционных) школ VIII вида стали использовать в работе над текстом (опираясь на различные исследования, в том числе М. И. Омороковой) прием структурирования: ученик должен определить структуру текста и составить его модель, затем соотнести текст с моделью, наглядно выделяя связь содержания с текстом.
Порядок работы

1. Ученики читают сказку и изображают ее текст графически.

2. Подбирают к модели сказки текст, обосновывают свой ответ: 1) записывают вступление, зачин; 2) записывают концовку; 3) объясняют и записывают ответ на вопрос: «Почему лису и журавля нельзя назвать друзьями?» С нашей точки зрения, прием, который используют некоторые учителя-новаторы специальных (коррекционных) школ VIII вида, не прошел достаточно объективной и широкой апробации, поэтому нецелесообразно рекомендовать его для работы.

Чтение стихотворений

В 3 классе изучаются различные по тематике и эмоциональному настрою стихотворения: о школе и школьниках («Кто прав» А. Григорьева, «Важный день» С. Михалкова, «Учись читать», «Мальчики и девочки» Р. Сефа); о природе («Ласточки пропали…» А. Фета, «Осень наступила» А. Плещеева, «Зима недаром злится…» Ф. Тютчева, «Зима» И. Сурикова, «Колокольчики мои» А. Толстого); о труде и трудолюбии («Какого цвета ремесла», «Чем пахнут ремесла» Дж. Родари); о войне («Спать легли однажды дети» С. Михалкова). Главная задача в работе над стихотворением — донести до детей чувства и эмоциональное настроение, выраженные в нем. Поэтому вначале учитель должен определить, что это за стихотворение, какие чувства оно вызывает, какие картины рисует и, следовательно, как его нужно читать: бодро и весело, или печально и задумчиво, или торжественно и с пафосом, или просто и спокойно. Цель вступительной беседы — настроить учащихся на те чувства и мысли, которые хотел выразить поэт. Первый раз стихотворение выразительно читает учитель. Стихотворение не следует разбирать очень подробно, останавливаясь на каждом слове: это может быть скучно для детей. Лучше еще раз прочитать его. Разбирать стихотворения необходимо постепенно: при первом чтении ставить одни вопросы, при втором — другие. Не нужно требовать пересказать стихотворение своими словами, так как при этом исчезают и настроение, и поэтический образ. Основное место в работе со стихотворением должно занимать выразительное чтение, которое помогает лучше понять его содержание и основную мысль. Не все стихотворения нужно непременно заучивать. Большие по объему стихотворения даны в учебнике только для выразительного чтения. Ниже приводятся несколько образцов работы над стихотворными текстами, изучаемыми в 3 классе.

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…»3

Главное в работе над этим стихотворением — вызвать у детей яркие представления двух противоположных образов: зимы — злой, коварной старухи и весны — красивого, веселого и жизнерадостного ребенка. При чтении стихотворения важно передать радостное оживление природы, которое всегда бывает ранней весной. 1.Работу над стихотворением нужно начать с беседы, подытоживающей наблюдения за весенними изменениями в природе. Можно также рассмотреть репродукции картин о ранней весне (например, «Март» И. Левитана, «Весна» К. Юона, «Грачи прилетели» А. Саврасова и др.). 2.Затем учитель читает стихотворение и проводит краткую беседу по примерным вопросам: «Понравилось вам это стихотворение? Что вам в нем понравилось? На кого похожа зима? А на кого похожа весна? Дружат ли зима и весна?» Получив представление о впечатлении, которое произвело на детей стихотворение, учитель дает задание нескольким ученикам прочитать его вслух. 3.Далее следуют упражнения в выборочном чтении по вопросам и заданиям учителя: «Как зима боролась с весной? Прочитайте. Кто был рад весне? Прочитайте. А теперь постараемся прочитать это стихотворение так, чтобы было видно, что все обрадовались приходу весны, повеселели. Какое чувство передается в этом стихотворении? (Радостное.) Почему это чувство радостное? (Потому что победила весна.) Как автор называет весну? Как автор называет зиму?» 4. Проанализировав таким образом эмоциональную сторону стихотворения, учитель говорит: «Послушайте внимательно, я еще раз прочитаю это стихотворение. Я тоже очень люблю весну, рада ее приходу, ее победе над зимой, поэтому я буду читать стихотворение радостно». 5. Далее стихотворение читают учащиеся по частям. В первом четверостишии обращается внимание на то, что голосом нужно выделить слово недаром.

После прочтения каждой части происходит ее разбор: «Как сказал Тютчев о приходе весны? Прочитайте эти строчки.

Весна в окно стучится И гонит со двора.

Найдите и прочитайте строчки, в которых говорится о шумном, веселом приходе весны.

И все засуетилось, Все гонит зиму вон, И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.

Какие строчки говорят о том, что весна не боится зимы? Почему про весну сказано: „Хохочет и пуще лишь шумит“? Как это шумит весна? (Ручейки журчат, птицы поют.) В этих строчках мы должны выделить голосом слово пуще.

Как вы понимаете выражение
пуще шумит
?»(Шумит еще сильней, еще больше.)
6. Готовясь к выразительному чтению, учащиеся читают стихотворение про себя. «Теперь читаем все стихотворение выразительно, радостно», — говорит учитель. Два-три ученика по очереди читают стихотворение. 7. Оценивается чтение учащихся. На дом дается задание выучить стихотворение наизусть.
Р. Сеф. «Учись читать…»

1. Подготовка к восприятию стихотворения. Чтение рассказа В. Голявкина «Спрятался». Учитель говорит: «Я прочитаю вам рассказ В. Голявкина „Спрятался“, а вы скажите мне, почему это короткое произведение так называется. Чтобы не оказаться в таком неловком положении, как мальчик Витя, нужно научиться хорошо читать. Чтение — это целая наука: надо выучить буквы, научиться складывать их в слоги, слоги — в слова, слова — в предложения, предложения — в тексты рассказов, стихотворений, математических задач. Нужно уметь не только грамотно, без ошибок читать, но и понимать все, о чем вы читаете». 2.Чтение стихотворения учителем. После эмоциональной паузы он спрашивает: «Чему призывает поэт учиться каждого из вас?» (Учиться читать.) 3.Чтение стихотворения по частям с разбором содержания каждой части. Вопросы к частям. Первая часть.

Почему автор говорит, что учиться читать — важная наука? (Чтение — целая наука, важная наука; без него нельзя овладеть другими науками, которыми вам предстоит заниматься и сейчас, и в старших классах.)
Вторая часть.
Почему человек, который умеет читать, не знает скуки, не умеет скучать? (Если человеку скучно, он откроет веселую, интересную книгу или журнал и забудет о грустном и печальном.)
Третья часть.
Почему автор предупреждает вас о том, что учиться читать надо всю жизнь? (Если вы не будете читать, то можете забыть, как это делается.)
Четвертая часть.
Как вы понимаете последние строчки стихотворения? (Учись читать, учись пока не поздно! — чем позже начинаешь читать, тем труднее овладеть чтением.)
4.Чтение текста учащимися по цепочке с соблюдением логических частей стихотворения. 5.Выборочное чтение. Задания: 1) Найдите в тексте слова, которые говорят о том, что автор к каждому из вас относится ласково, с любовью. 2) Найдите строчки стихотворения, в которых автор дает совет, как нужно читать. 6. Подготовка к выразительному чтению стихотворения. Медленное, выразительное чтение стихотворения учителем. 7. Чтение стихотворения двумя-тремя учениками по их желанию. Следить, чтобы школьники читали по памяти, в случае затруднений опирались на текст учебника. 8. Обобщающая беседа. 9. Поэт не дал заглавия этому стихотворению. А как вы бы озаглавили его? («Учись читать», «Ученику», «Читателю».)

Автор «Лисы и Журавля». Есть ли вариации сказки в современном мире?

Так как сказка является русским народным творчеством, ее часто интерпретируют и в современном мире, подгоняя под формат спектаклей и сценок для детей. Автором «Лисы и Журавля» как короткого спектакля на одну минуту в стихотворной форме выступила Олеся Емельянова, и написала она пьесу в 2001 году. В ее видении спектакль можно представлять как одному, так и двум или трем актерам – Лиса, Журавль, Рассказчик. Лучше всего читать спектакль Олеси детям, когда они изучают эту сказку в школе, ведь так они лучше запомнят и сюжет, и мораль произведения.

  • Описание бровей девушки в сочинении
  • Описание внешности сталина сочинение
  • Описание героев сказки гуси лебеди
  • Описание брата сочинение 7 класс по русскому языку
  • Описание внешности самсона вырина из рассказа станционный смотритель