Описание героя из сказки иван царевич и серый волк 3 класс

«Иван Царевич и Серый Волк» Герои и их Характеристика

На чтение 3 мин Обновлено 16 июня, 2020

Характеристика героев сказки «Иван царевич и серый волк» поможет понять кто олицетворяет добро, а кто зло.

Содержание

  1. «Иван царевич и серый волк» главные герои
  2. Характеристика Ивана царевича из сказки «Иван царевич и серый волк»
  3. Характеристика старшего сына:
  4. Характеристика среднего сына:
  5. Характеристика серого волка

«Иван царевич и серый волк» главные герои

  • Иван-царевич — главный герой сказки.  Он храбрый, мудрый, сильный
  • Серый волк — храбрый, положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей, стоящих на пути.
  • Братья Ивана — негативные персонажи: коварные, завистливые. Не желая прослыть перед отцом неудачниками, они пошли даже на предательство.
  • Елена Прекрасная
  • Царь — отец троих сыновей

Характеристика Ивана царевича из сказки «Иван царевич и серый волк»

Младший сын Иван караулил на третью ночь. Он боялся даже присесть. Когда его сон начинал одолевать, росой с травы умывался, чтобы не уснуть.

Он схватил Жар-птицу за хвост, но она улетела, а у него в руке осталось одно золотое перо от хвоста. Узнал, кто ворует яблоки.

Отправился искать Жарь-птицу – в третью сторону.

С помощью серого волка нашёл Жар-птицу, поехал домой на златогривом коне с Еленой Прекрасной. Оправдал доверие отца.

Характеристика старшего сына:

Старший сын попросился караулить сад и поймать вора, который крадёт золотые яблоки. Он пошёл в первую ночь. Сколько ни ходил, никого не уследил, лег на мягкую траву и уснул.

Утром, когда царь спросил его, видел ли он кого-нибудь, он сказал, что всю ночь не спал, глаз не смыкал, но никого не видел. Он обманул своего отца.

Отправился искать Жар-птицу – в одну сторону. Он хочет славы только для себя.

Сговорился со средним братом убить своего младшего брата Ивана и забрать у него добычу. Он злодей.

Характеристика среднего сына:

Средний сын попросился караулить сад и поймать вора, который крадёт золотые яблоки. Он пошёл во вторую ночь. Он тоже проспал.

Наутро сказал отцу, что никого не видал. Он обманул своего отца.

Отправился искать Жар-птицу – в другую сторону. Он хочет славы только для себя.

Сговорился со старшим братом убить своего младшего брата Ивана и забрать у него добычу. Он злодей.

Характеристика серого волка

В этой сказке серый волк — волшебный зверь. Он может перевоплощаться в любое существо. Он умудрился превратиться даже в Елену Прекрасную. Серый волк может быть верным другом. Это не кровожадный хищник, ведь герою присуще чувство долга и своеобразной языческой справедливости ( око за око ).

Младший сын царя Берендея смог преодолеть все трудности именно благодаря умениям и помощи волка.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Как написать рассказ об Иване-царевиче? Как описать Ивана-царевича?

Задание по литературе для 3 класса Каким был Иван-царевич? Опиши его.

2 ответа:



1



0

Опишем характер Ивана царевича из сказки «Иван царевич и серый волк».

Это был очень добрый и положительный герой. Он не знал что такое злоба и зависть, он был доверчивым и благодушным. Он был ответственным и если брался за какое-то дело, то доводил его до конца. Вместе с тем, Иван царевич не был лишен и отрицательных черт характера. Он был слишком жаден, он не слушал более мудрых и опытных, а именно волка, он был своевольным.

Иван царевич должен благодарить судьбу, что она столкнула его с серым волком, потому что без его помощи Иван царевич никогда бы не добыл жар-птицу, не говоря уже про Елену Прекрасную.



0



0

Главный герой сказки «Иван царевич и серый волк» Иван Царевич персонаж конечно положительный, но очень легкомысленный.

Он настойчивый и может быть ответственным. Именно таким он проявил себя, когда в отличии от братьев не заснул карауля похитителя золотых яблок.

Но далее если бы не Серый волк, ничего бы у Ивана царевича не вышло. Сперва он проспал своего коня, видимо спал богатырским сном. Потом постоянно не слушал мудрых советов волка и попадал в беду. Здесь проявилась жадность Ивана Царевича — он прельстился золотыми клеткой и уздечкой.

Ивана царевича можно также назвать бесхитростным, простодушным и доверчивым. Это положительные качества, но они не могли помочь Ивану царевичу в его путешествии.

Читайте также

Иван царевич из сказки «Иван царевич и серый волк» никогда бы не сумел добыть жар-птицу без помощи серого волка. Он был лучше своих братьев, более ответственный и не такой ленивый, он сумел поймать перо жар-птицы, но вряд ли он бы нашел дворец, в котором жар-птица жила.

А потом он вообще остался без коня по собственной вине, и только получив в помощники серого волка у Ивана Царевича появился шанс благополучно привезти жар-птицу.

И все равно два раза Иван царевич не слушал советов волка и чуть не поплатился за это жизнью.

Если бы не чудесные превращения волка в коня и в саму царицу, не привез бы их домой Иван. Не мог он добыть жар-птицу без помощи волка.

Прежде всего мы сразу замечаем, что в названии устного народного творчества и названии народные промыслы присутствует одно и то же слово — Народный. Это говорит о том, что придуманы они народом, что отражают они мировоззрение народа, его представления о мире и красоте.

В устном народном творчестве, сказках, пословицах, песнях, народ выражает свое представление о том, каким должен быть наш мир, о том, что добро должно всегда побеждать и торжествовать справедливость, выражает свой накопленный веками опыт.

В народных промыслах народ выражает свое представление о красоте, и опять же о добре и это еще один общий момент между фольклором и прикладным искусством.

Сестрица Аленушка главная героиня сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Это очень хорошая и добрая девушка, на плечи которой очень рано легла забота о маленьком брате.

Аленушка очень красивая, ведь не просто так ее сразу полюбил купец, только увидев в поле и даже согласился, чтобы козленок жил с ними. Конечно Аленушка также и добрая и ласковая, ведь злых не любят.

Аленушка очень доверчивая, она почему-то поверила незнакомой женщине, которая ласково звала ее купаться, а оказалась ведьмой.

Аленушка очень страдала под водой, когда слышала, как жалуется козленок Иванушка на то, что его хотят убить, но ничем не могла ему помочь.

Иван Федоров вошел в историю как первопечатник, человек, который много сделал для появления печатной книги на Руси. Иван Федоров всю свою жизнь посвятил книгопечатанию и ему принадлежит первая русская печатная книга — знаменитый «Апостол» 1564 года.

Что же значило в понимании Ивана Федорова «рассеивать духовные семена»?

Первопечатник сравнивал книги с духовными семенами, а книгопечатание назвал рассеиванием этих духовных семян.

Как обычные семена дают всходы, а потом урожай, так духовные семена — книги, способствуют духовному развитию человека и также дают свой урожай — грамотность и образованность.

Поведение первопечатника Ивана Федорова на встрече с царем характеризуют три слова, которые мы встречаем в этом тексте: смело, с волнением, с достоинством.

Иван Федоров прежде всего гордился своей работой и был уверен, что сделана она очень хорошо, а потому должна понравится царю. Он знал себе цену и потому не испытывал страха перед грозным царем. Но в то же время помня о нраве Ивана Грозного, Иван Федоров испытывал вполне понятное волнение.

Царь описан с недоверчивым взглядом и сжатыми губами. Он с подозрением относится ко всему, а не только к первой русской книге. Но по мере того, как царь изучал книгу, его чело проясняется и под конец царь уже доволен — он даже сравнивает отечественный продукт с импортным и говорит, что наши не хуже.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ   

Класс 3

Тема
урока:
Русская
народная сказка «Иван Царевич и серый волк», характеристика героев.

Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знания

Цель
урока:
Обобщить
знания по пройденному произведению.

Задачи
урока:

Дидактические:
продолжить
знакомство с русской народной сказкой «Иван Царевич и серый волк»

Развивающие: развивать память,
внимание, мышление, связную
речь; развивать
познавательный интерес; развивать навыквыразительного чтения.

Воспитательные:воспитывать
бережное отношение к слову; воспитывать уважительное отношение к русским
народным произведениям; воспитывать любовь к чтению.

ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭТАПОВ УРОКА

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Методы и
приемы работына

этапе
урока

Планирование
контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания

Форма
организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная,
П-парная,

Г-групповая)

Дидактические
средства,

интерактивное
оборудование на каждом

этапе
урока

Планируемые
результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р
регулятивные,

К
коммуникативные)

Личностные

1.      
Мотивация
к учебной деятельности (1-2 мин.).

Образовательные
задачи этапа урока:

1)
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную
деятельность («хочу»);2) определить содержательные рамки урока («могу»).

— Здравствуйте,
ребята. Меня зовут Дарья Александровна, сегодня я проведу у вас
уроклитературного чтения.

— Посмотрите на
иллюстрации. Как вы думаете,

какими
качествами обладает первый/второй

школьник? На
кого из них вы хотели бы быть

похожи?

— Надеюсь, вы
сегодня на уроке проявите такие же

качества,
которыми обладает хороший школьник.

Приветствуют
учителя.

Воспринимают
и выражают свое отношение к учебному процессу.

Характеризуют
школьников (плохого и хорошего)
.

Словесные (вступительная беседа)

Устный ответ

Фронтальная

Интерактивная доска, презентация

Осознавать нравственное содержание
мудрых изречений, соотносить их нравственный смысл с жизнью.

Росознавать смысл и
назначение позитивных установок науспешную работу, пользоваться ими в случае
неудачи на уроке,

проговаривая во внутренней речи.

П — строит речевое высказывание в
устной форме.

Ксоздавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по
предложенной теме;

Оформлять свои мысли в устной форме. Выражать интерес к учению.

2.       Актуализация
знаний (5 мин.).

Образовательные
задачи этапа урока:

1)
актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания;

2)
зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов
(указать, в какой форме);

3)самостоятельно
осуществить пробное учебное действие;

4)
зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

-Начнём наш урок
с речевой минутки

-Прочитайте
текст про себя.

-Прочитайте
все вместе хором по моей указке вместе со мной

-Прочитайте
шепотом.

Кто прочитает с выражением? (2-3 чел)

— Мы
приготовились с вами к нашему уроку, а

теперь давайте
продолжим работу.

Организует
проверку домашнего задания.

-Вспомните, с
каким произведением вы работали на прошлом
уроке?

-Кто написал сказку
«Иван Царевич и серый волк»??

-Кто
главные герои сказки?

-Сегодня
мы продолжим работу над данной сказкой.

Выполняют речевую
разминку.

Читают текст
на слайде про себя

Читают с
определенным заданием

Отвечают
на вопросы
учителя

-Мы
познакомились с русской народной сказкой «Иван Царевич и серый волк»

 -Эту
сказку написал народ.

Словесные
(репродуктивная беседа); Наглядные ( показ иллюстрации на слайде)

Устный контроль
(фронтальный опрос, выступление)

Фронтальная,
индивидуальная

Интерактивная
доска, презентация, учебник

Осуществлять
переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли;
уметь пересказывать текст от имени главных героев.

Р
— формулировать вместе с учителем учебную задачу урока

в
соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока
;

П —
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении пересказа
произведения;

С
гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов.

3.       Отработка
умений и навыков(15-18 мин.).

Образовательные
задачи этапа урока:

1) зафиксировать
отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной
деятельности;

2) сформировать
цель и тему урока, задачи учебной деятельности;

3) организовать
подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового
учебного содержания;

4) зафиксировать
его в речи, знаково и изобразить схематически в эталоне.

На
слайде слова: караулы, похитник, позарился, задолит, наутёк.

-Объясните
значение слов.

2.
Работа по содержанию сказки. Выборочное чтение. Все ответы на вопросы дети
зачитывают.


С чего начинается сказка?


Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками?


Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу?


Кто из братьев самый ответственный? Почему?


Какой вы представляете себе Жар-птицу?


Слово похитник от слова похищать,
воровать.

Позарился – зариться – смотреть на кого-,
что-либо с завистью, желать получить для себя.

Задолит – одолеет.

Наутек – бегом (спасаясь от кого-либо)

Караулы
– воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.

Жил-был
царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

Стал
кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать

Все три
брата любили отца, относились к нему с уважением. Они утешали его, когда он
затосковал из-за вора в саду

Самый
ответственный из них был Иван. Когда он стерег сад, то боялся даже присесть,
не то что прилечь, чтобы не уснуть.

Самооценка,
оценка учителя

Фронтальная

Интерактивная
доска, презентация, учебник, рабочая тетрадь

Отвечать
на вопросы по прочитанным произведениям, сопоставлять автора и название
произведения, объяснять значения трудных слов.

П — строят речевое высказывание в устной форме;

Р — умеют ставить и сохранять учебную задачу;

 К — слушать и вступать в диалог, формулировать собственное
мнение и позицию.

Проявление познавательного интереса

ФИЗМИНУТКА

1.Руки
вверх, правую ногу назад на носок Руки вверх, левую ногу назад на носок.

2.Круговые
движения плечевым суставом

3.
Наклоны вправо-влево

-Как
вы можете охарактеризовать Ивана?

-Иван
и его братья похожи или отличаются?

-Иван
—  положительный персонаж или отрицательный?  Почему?


братья?


Кого еще из героев можно назвать положительным?

-Что
вы можете сказать о Сером волке?

-Какие
задания должен был выполнить Иван? (зачитать)


Как он с ними справился? Все ли у него получалось? (Зачитать)


Кто был ему верным помощником?

-Кто
вызволил Елену Прекрасную? Почему?


Какую поговорку использует Волк после того, как Иван не справился с первым
заданием?

-Как
вы ее понимаете?

(Взялся
за гуж – буквально значило “впрягся”, а переносно – “взялся за дело”, “дал
слово, пообещал что-нибудь”. Теперь становится понятной и вторая часть
пословицы, содержащая нравоучение: не говори, что не дюж, т. е. не
отговаривайся, что ты слаб, немощен.)

В
нашем выражении гуж – это часть упряжи, кожаная (или веревочная) петля у
хомута, служащая для скрепления оглобли с дугой. Здесь слово дюж – краткая
форма прилагательного дюжий в значении “сильный, здоровый, мощный».)

Выполняют движения
физминутки.

Читают слова Царей, которые его посылали за
заданиями.

Читают места, где Иван попадал в опасность,
дотрагиваясь до клетки итд.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Если начал какое-то дело, доводи его до конца, даже
если это непросто!

4.       Самостоятельная
работа с самопроверкой(7 мин.).

Образовательная
задача этапа урока:проверить и оценить свое умение применять новое учебное
содержание в базовых  условиях на основе сопоставления своего решения с
образцом.

Задание
на карточках.

-Выпишите
слова и выражения из сказки, которые характеризуют этих персонажей.

Иван
Царевич

Серый
волк

Братья
Ивана

-Теперь
давайте проверим, что у вас получилось.

-Сейчас
я  буду показывать иллюстрации, связанные с нашей сказкой. Ваша задача
зачитать из текста соответствующий момент из сказки.

Выполняют задание.

Иван-царевич
— главный герой сказки.  Он храбрый, мудрый, сильный

Серый
волк — храбрый, положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий
обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей,
стоящих на пути.

Братья
Ивана — негативные персонажи: коварные, завистливые. Не желая прослыть перед
отцом неудачниками, они пошли даже на предательство и убийство.

Выполняют взаимопроверку

Выполняют
задание.

Практические (упражнение), Наглядные
(демонстрация), Словесные (объяснение)

Письменный
контроль (самостоятельная работа); взаимопроверка

Индивидуальная

Интерактивная
доска, презентация, проверочная тетрадь

Пользоваться
элементарными приёмами анализа текста.

Р — Фиксировать по ходу урока удовлетворённость/
неудовлетворённость своей работой на уроке,
аргументироватьпозитивное отношение к своим успехам,

проявлять стремлениек улучшению результата в ходе
выполнения учебных задач;

 П – соотносить литературное произведение с его фрагментом;

К — определять совместно критерии
оценивания выполнения
того или иного задания (упражнения); оценивать достижения
сверстников по выработанным критериям.

Оценка
достижений

5.       Рефлексия
учебной деятельности на уроке(2-3 мин.).

Образовательные
задачи этапа урока:

1)
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;2) оценить собственную
деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей;

3)
зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей
учебной деятельности;4) обсудить и записать домашнее задание.

Подведение
итогов.

На
столах у вас кружочки разных цветов: красный, зелёный и желтый.

Если вы
выполняли все задания, внимательно слушали и вы довольны своей работой
поднимите зелёный кружочек.

Если у
вас возникали трудности во время выполнения заданий, но вы старались, чтобы
все получилось, поднимите желтый кружочек.

 Если
вам было трудно выполнять задания, вы допускали ошибки, поднимите кружок
красного цвета.

— Наш
урок подошел к концу, запишите домашнее задание.

Отвечают
на вопросы

Проводят
самоанализ
.

Записывают
домашнее задание

Словесные (объяснение, беседа)

Устный
контроль, самооценивание

Индивидуальная

Интерактивная
доска, презентация

Умение соотносить
цели и результат своей деятельности

Р — предлагать
варианты устранения причин неудач на уроке; П-контроль и оценка процесса и результатов
деятельности; К-высказывают свою точку зрения; слушать и понимать других

Выполняет
самооценку результата учебного труда.

Читательский дневник по русской народной сказке «Иван Царевич и Серый Волк»

Автор: народ

Название произведения: «Иван Царевич и Серый Волк»

Число страниц: 8

Жанр: сказка

Главные герои: Иван, Серый Волк, Берендей.

Второстепенные герои: братья, Елена, Афрон, Кусман.

Характеристика главных героев:

Иван-царевич — смелый, но глупый.

Не выполнял до конца наставления Волка.

Был слишком самоуверен и самостоятелен.

Серый Волк — добрый и находчивый.

Помог царевичу раздобыть все богатства.

Верный и преданный.

Берендей — царь, отец братьев. Добрый, но рачительный.

Тоскует, если что-то теряет.

Характеристика второстепенных героев:

Старшие братья — хитрые и ловкие.

Убили родного брата и все награды забрали себе.

Елена — красавица. Молчаливая.

Афрон и Кусман — цари. Жадные. Думали о личной выгоде.

Краткое содержание сказки «Иван царевич и Серый Волк»

Некто повадился воровать яблоки в саду царя Берендея.

Старшие братья не нашли вора, а младший успел поймать перо Жар-птицы.

Берендей отправил сыновей за птицей.

Коня царевича съел Серый Волк.

Волк решил отплатить Ивану добром и рассказал, как добыть жар-птицу.

Но Иван не послушал совета и его поймал царь Афрон.

Он отправил Ивана за конём.

Волк снова сказал, как поймать коня, но Иван опять не послушался.

Его поймал царь Кусман и отправил за Еленой.

Тут уж Иван послушал Волка и украл Елену.

Волк превращался в девушку и коня, чтобы обмануть царей.

Иван получил всё и поехал домой. Но старшие братья убили младшего и забрали добычу.

С помощью ворона Волк оживил царевича и растерзал братьев.

Иван вернулся домой и женился на Елене.

План сказки:

  1. Царь и его семья.
  2. Пропажа яблок.
  3. Поиски необычной птицы.
  4. Встреча с Серым Волком.
  5. У царя Афрона.
  6. У царя Кусмана.
  7. Похищение Елены.
  8. Обман волка.
  9. Предательство старших братьев.
  10. Живая вода.
  11. Братья наказаны.
  12. Свадьба.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по русской народной сказке «Иван Царевич и Серый Волк»

Основная мысль сказки «Иван царевич и Серый Волк»

Главная мысль сказки в том, что если есть друг, трудности решаются намного легче.

Основная идея сказки в том, что помогая другим, мы вправе рассчитывать на ответную благодарность.

Чему учит произведение:

Сказка учит отвечать добром на добро.

Учит верности и преданности.

Учит слушать умных советов.

Учит не быть жадными и корыстными.

Краткий отзыв по произведению «Иван царевич и Серый Волк» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что иметь такого хорошего и надёжного друга, каким оказался Волк, ни отказался бы никто.

Именно благодаря Волку царевич сумел не только найти всё желаемое, но и сохранить жизнь.

И я поражалась долготерпению Волка, который раз за разом вытаскивал царевича из неприятных ситуаций.

Это очень интересная, увлекательная и волшебная сказка.

В ней говорится не только о борьбе героя со злом, но и верной дружбе, о предательстве и возмездии.

Мне очень нравится Волк, главный герой этой сказки.

Он заслужил почёт и уважение, был умным, находчивым и опытным.

Если бы Иван его сразу послушался, он не пережил бы и половины опасностей, но и не получил бы в жены прекрасную Елену.

Я всем рекомендую прочитать эту сказку и подумать о том, что к умным советам всегда следует прислушиваться.

Но поступать всё-таки нужно по-своему.

Иногда это приводит к беде, но чаще в неожиданным и приятным результатам.

Пословицы к сказке:

  • Добрый друг лучше ста родственников.
  • Умный товарищ — половина дороги.
  • Верный друг лучше сотни слуг.
  • Долг платежом красен.

Словарь неизвестных слов:

  • Похитник — вор.
  • Смыкать — закрывать.
  • Пригорюнился — опечалился.
  • Чудится — кажется.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Только Иван-царевич заснул, наезжают на него его братья.

Ездили они по другим землям, искали Жар-птицу, вернулись с пустыми руками.

Наехали и видят — у Ивана-царевича всё добыто.

Вот они и сговорились:

— Давай убьём брата, добыча вся будет наша.

Решились и убили Ивана-царевича.

Сели на златогривого коня, взяли Жар-птицу, посадили на коня Елену Прекрасную и устрашили её:

— Дома не сказывай ничего!

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • «Сивка-Бурка»
  • «Волшебное кольцо»
  • «Летучий корабль»
  • «Гуси-лебеди»
  • «По щучьему велению»
  • «Царевна-лягушка»
  • «Семь Симеонов»
  • «Бой на Калиновом мосту»
  • «Финист Ясный Сокол»
  • «Баба-яга»
  • «Кощей Бессмертный»
  • «Царевна Несмеяна»

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Иван-царевич – всем нам известный и любимый с детства персонаж. Будучи главным героем огромного количества волшебных историй, он, бесспорно, влияет на события, переплетённые в их сюжетных линиях. Незамысловатый герой делает фольклорный рассказ интересным благодаря непосредственности своего характера и особенностям речи. В каких сказках есть Иван-царевич? Безусловно, в доброй их половине. Краткое содержание этих историй, их смысловая нагрузка, идея и посыл, а также особенности образа юноши и других героев – обо всем этом и пойдёт речь в представленной вашему вниманию статье.

Главный персонаж русского фольклора

Многих интересует вопрос: кто и когда выдумал Ивана-царевича? Как это ни странно, но персонаж относительно молодой, так как прочно вошёл в былины и сказания только в конце XVIII века. Выдуманный самим народом, он стал его олицетворением, символом. Прототипом является самый обыкновенный деревенский Ваня-Иван, от него фольклорный персонаж взял как позитивные, так и негативные черты характера. Обычно он всегда третий сын у батюшки-царя, в некоторых рассказах персонаж имеет трех сестер, выполняет по три задания, трижды идёт с боем против злых сил. Троекратные повторы в сказке «Иван-царевич и Серый Волк», «Царевна-лягушка» и других – не случайные. У славян три было сакральным числом, символизирующим развитие, движение, первоначало, истоки, гармонию. В фольклорных историях оно указывает на то, что не нужно опускать руки, если что-то с первого раза не получается: Бог, как известно, любит троицу. Вместо этого необходимо идти вперёд, не сдаваться, не падать духом.

сказка иван царевич

Как уже говорилось, Иван-царевич – воплощение самого русского народа. Этот персонаж часто положительный: он борется со злом, помогает слабым, спасает мир от очередного огненного Змея или бессмертного Кощея. И обязательно получает награду за все свои добрые деяния: трон, царство, красивую жену, волшебного коня, драгоценные предметы. Иногда он имеет слабости в виде сомнений, непослушания. Но другие герои его возвращают на путь истинный, о чём свидетельствует пословица из сказки «Иван-царевич и Серый Волк»: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж». Именно этой фразой зверь ответил герою на его сетования по причине нарушения запрета: мол, если уж что-то начал, не бросай, доведи дело до конца без лишних стенаний. Кстати, Иван-царевич может быть и негативным персонажем: коварным и злым. Тогда он противопоставляется своим братьям или рыбацкому сыну. В конце истории плохой герой всегда посрамлён и заслуженно наказан.

Почему дурак?

Добру и миру учит любая сказка. Иван-царевич, будучи одним из её главных героев, часто становится физическим воплощением благородства и честности. Но часто он выставлен дураком: незадачливым, рассеянным, неумелым. Например, П. П. Ершов удачно описал эту характеристику Вани в «Коньке Горбунке»: «Было у отца три сына. Старший – умный был детина. Средний был так и сяк. Младший вовсе был дурак». Но волшебным образом именно глупость Ивана и приносит ему истинное счастье, победу, успех. Всё потому что дураками часто на Руси называли честных, открытых и справедливых людей. Они не станут хитрить, обманывать, идти на преступление – такая щедрость души непонятна прагматикам. Но они забывают о расплате и вознаграждении за содеянное. Иван получает за свои старания богатство и счастье, даже если он и дурак.

в каких сказках есть иван царевич

Есть ещё одна версия этого прозвища. Фольклористы и антропологи утверждают, что традицию давать обидные дополнения к имени придумали наши предки – славяне. Они верили: негативными приставками они ограждают своего ребёнка от зла и несчастий. Прозвище становилось оберегом. Иван действительно удивляет своими глупыми поступками. Согласитесь, отправляясь искать пропавшую невесту или спрятавшегося Змея, он полагается не на ум, а на интуицию. Кроме того, персонаж часто прямолинеен, прост и наивен, что также не говорит о его мудрости. Зато в итоге он почивает на лаврах, в отличие от своих «разумных» братьев.

Характер Ивана-царевича

Он положительный. Герой сказок Иван-царевич – добрый человек. Он бескорыстно помогает другим, не думает о выгоде. Одновременно умеет сохранять собственное достоинство, отвечая на вопросы Бабы-Яги прямо, без иронии, лукавства. Мол, ты сначала накорми да в постель уложи, а уж потом будем беседы вести. Иван не боится её, он быстро берёт инициативу в руки, показывая твёрдость характера. Персонаж также обладает дипломатическими качествами, он всегда знает, в каких случаях попросить, а когда приказать.

Образ Ивана-царевича в сказках трансформируется после совершённого им путешествия. И это неудивительно. В древней Руси, как и в других культурах, поездка и скитания по миру – символ паломничества, священного ритуала. Во время путешествия человек поддаётся опасностям, искушениям, учась быть мудрым и терпеливым. Поэтому, возвращаясь на родную землю, он становится взрослее, умнее, мыслит более интересно и оригинально. После путешествия кардинально меняется и Ваня. Обретя в походе мужественные качества, он сохраняет их. Теперь он правильно использует свою силу и разум, о возможностях которых раньше даже не подозревал.

Иван и его царевны

Давайте для начала составим условный план сказки. Иван-царевич поначалу живёт — не тужит, на печи лежит. Затем события развиваются в зависимости от возникшей проблемы, например: угроза Кощея, похищение невесты, приказ батюшки-царя. Кульминация – схватка с нечистью. И завершается рассказ триумфом добра и самого Ивана. Сюжет почти всегда одинаковый, но вот главный персонаж может быть разным.

русская народная сказка иван царевич

В зависимости от своих качеств характера, герой получает и невесту:

  • Иван-мечтатель. Представлен в сказке «Елена Премудрая». Размышляет о вечном, играет на гуслях. Рядом обязательно должна быть Елена Премудрая, которая, будучи рассудительной и умной, прощает милые чудачества супруга, смотрит на них сквозь пальцы.
  • Иван-неудачник. Показан в «Царевне-лягушке». Земля русская широка, но его стрела попадает именно в глубокое болото. Такому персонажу необходима Василиса Прекрасная, которая не только красива, но и находчива. Благодаря своему гибкому уму, она не только сама благополучно выходит из неприятных ситуаций, но и спасает мужа.
  • Иван-добряк («Марья Моревна»). Делится хлебом с бедняками, спасает животных. Хлебосольному и мягкому супругу нужна строгая жена. Такой и является Марья-царевна, сильная и волевая женщина.

Женские образы дополняют главного героя, «насыщая» его теми качествами, отсутствием которых он грешит. Благодаря этому создаётся гармония в сказке: в её сюжете и во взаимоотношениях между персонажами.

«Иван-царевич и Серый Волк»

Кто главные герои этого рассказа, становится понятным уже только из самого названия. Говорящий волк – один из центральных персонажей, что делает эту сказку не только волшебной, но и частично «зоологической» Рассказ повествует об одной семье, где есть царь и его три сына. Наследники постоянно соперничают не только за любовь отца, но и за право получить после его смерти трон и богатство. С этой целью, исполняя поручение родителя, они пытаются словить Жар-птицу, которая повадилась в их сад. Не сумев поймать пернатую красавицу на месте, они отправились на её поиски. Младший, Иван, встречает Серого Волка, который съедает его коня. Одновременно животное начинает служить царевичу, выполняя его поручения: сначала он превращается в Жар-птицу, затем в златогривого коня и Елену Прекрасную. Кстати, последних тоже приказал преподнести неугомонный батюшка. К сожалению, братья-завистники предают Ивана, отбирая у него царевну и Жар-птицу. Но волк без малейшего промедления приходит на помощь – всё становится на свои места.

иван царевич и серый волк

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» – одна из самых знаменитых в России. По её мотивам сняты мультики и фильмы, поставлены спектакли. Даже нарисованы картины: например, шедевр Васнецова под одноимённым названием. Главный герой – волк — показан тут с позитивной стороны: он преданный, честный и благородный. А вот братья, хоть они и королевских кровей, изображены негативными персонажами: коварными, завистливыми. Не желая прослыть перед отцом неудачниками, они пошли даже на предательство. Сказка учит читателей одной простой истине: зло порождает такой же негатив, добро же всегда возвращается сторицей. Кроме того, не всё в жизни достаётся упорством и трудом: иногда нужно применить хитрость и смекалку.

«Царевна-лягушка»

Главный персонаж, с которым знакомит нас эта сказка, – Иван-царевич. Краткое содержание этой истории знакомо каждому из нас с детства. Поначалу главный персонаж кажется неудачником: его стрела попадает в болото, и он вынужден жениться на лягушке. Но на самом деле ему крупно повезло. Оказалось, что его жена – заколдованная Василиса Прекрасная. Она и красива, и очень умна. Все задания -испытания царя девушка выполняет умело и достойно, обходя своячениц – супруг старших братьев. Понятно, что такая умница не могла не быть замеченной злым Кощеем, который крадёт девушку. Иван отправляется на её поиски: в пути он встречает многих животных, которым помогает, – щуку, селезня, зайца и медведя. Поначалу он хочет их съесть, но затем жалеет и дарует каждому жизнь. За это животные в своё время отбагодарят спасителя – помогут ему преодолеть Кощея и спасти невесту.

Как и «Сказка Иван-царевич и Серый Волк», эта история учит нас любви, в том числе и к животным. Она показывает, что братья наши меньшие способны помочь в ответ на заботу и опеку. Рассказ демонстрирует, что сострадание всегда вознаграждается. Одновременно настоящее зло – в виде Кощея или другой нечисти – будет справедливо наказано. Скромность и чистота Василисы побеждают высокомерие и зависть своячениц. Сказка учит тому, что человек всегда обязан добиваться своей цели. Иван на своём пути преодолевает много трудностей, но упорство и целеустремлённость царевича вознаграждаются. В итоге он спасает Василису: они живут долго и счастливо.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Сюжет волшебной истории типичен. «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке» очень похожа на эту историю. В ней также есть царь и три сына, которые вовсю пытаются угодить отцу. Батюшка, будучи в преклонном возрасте, вздумал вернуть себе молодость и обрести бессмертие. Чтобы достичь своей цели, ему понадобились молодильные яблоки и живая вода. И кого он за ними отправил в тридевятое царство? Конечно, наследников. Поначалу пошёл на поиски старший брат Фёдор, но он умудрился попасть в плен к хитрой и лукавой девице. Затем удачу решил испробовать средний сын, Василий, но его постигла та же судьба. На младшего, от роду истинного дурака, надежды не было. Но батюшке не оставалась ничего иного, как поручить Ивану аналогичное задание.

план сказки иван царевич

Царевич на распутье интуитивно сделал правильный выбор, поэтому Баба-Яга помогает ему достичь волшебного сада под охраной Синеглазки. Тут Иван сорвал яблок, налил воды и пошёл восвояси. Синеглазка догнала его, но вместо наказания за кражу царевич получил её прощение и любовь в придачу. По дороге он освободил братьев, то те предали царевича. Все его заслуги присвоили хитрые родственники. Но Нагай-птица, верная подруга Синеглазки, освободила его из пропасти и помогла вернуть справедливость. Иван женился на Синеглазке и жил счастливо в её царстве. Главная идея «Сказки о молодильных яблоках…» – предательство ни к чему хорошему не ведёт. Молодость не может быть вечной, обрести бессмертие невозможно. Главное, прожить отмерянные годы честно и благородно. А за эгоизм каждый получит по заслугам.

«Марья Моревна»

В каких сказках есть Иван-царевич? Кроме вышеназванных, персонаж присутствует в волшебной истории про Марью Моревну. Поначалу, после смерти родителей, он выдаёт своих сестёр замуж – за Орла, Сокола и Ворона. Затем он встречает прекрасную деву-воительницу Марью, на которой вскоре женится. Но, нарушив запрет любимой, Иван её теряет – злобный Кощей похищает девушку. В поисках супруги, царевич подаётся многочисленным испытаниям, в том числе смертью. На помощь ему приходят животные и шурины: в итоге царевич справляется с заданиями Бабы-Яги, одолевает Кощея и освобождает Марью.

Идея сказки такова: послушание – залог спокойной и гармоничной жизни. Ведь нарушение запрета часто приводит к многочисленным неприятностям. История учит благородству, терпению, решительности – именно они помогают справляться с трудностями. В итоге обязательно будет торжествовать добро. Главное, уметь вовремя раскаяться, признать ошибку и сделать всё, чтоб исправить содеянное. А также обрести ценный опыт, чтоб больше никогда не принимать неправильные решения.

«Морской Царь и Василиса Премудрая»

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк», а также другие волшебные истории повествуют о том, что грань между добром и злом очень тонка. Эти две силы всегда взаимодействуют, подпитывают друг друга. Без света нет теней, последние же вносят изюминку в мирскую жизнь. Поэтому история «Морской Царь и Василиса Премудрая» также несёт эту идею сквозь весь сюжет. В ней рассказывается о батюшке, который попал в плен к водному владыке. По неосторожности он обещает отдать то, чего дома не знает. Как назло, это маленький сын, рождённый в его отсутствие. Со временем немного подросший Иван отправляется к Морскому Царю, но по дороге ему встречается старуха, которая подсказывает, как заслужить благосклонность младшей дочери чудища и тем самым спастись от смерти.

герой сказок иван царевич

Попав под воду, царевич мужественно проходит испытания – помогает ему в этом юная принцесса, которая впоследствии становится его женой. Молодые успешно сбегают из морских пучин на родину к Ивану, где и остаются жить счастливо и богато. Чему учит сказка? Иван-царевич поначалу грубо отвечает старухе, затем исправляется и получает ценные советы. Первое, что доносит до нас история – уважайте старших, их мудрость и жизненный опыт помогут при любых сложных ситуациях. Второе, чему учит сказка, – любите и цените свою землю. Получив на чужбине всё, о чём мечтаете, вы всё равно вскоре затоскуете по родным местам. Ничего нет дороже Отчизны и собственной семьи.

Выводы

Позитивных и негативных персонажей объединяет сказка. Иван-царевич в большинстве случаев герой положительный. В истории «Хрустальная гора» он сумел правильно поделить добычу между зверями, за что был вознаграждён силой перевоплощения в сокола и муравья. Обретя чудодейственные способности, он сумел завоевать царевну и победить страшных змеев. Как и во всех вышеперечисленных историях, в этой сказке он показывает свою честность, справедливость, смекалку. Благодаря хорошим качествам характера, он силён в преодолении любых препятствий.

образ ивана царевича в сказках

Поэтому любая сказка учит маленьких читателей открытости, искренности. Представленные в ней звери – те же люди. Посредством образов животных народные сказания показывают, как не нужно относиться к близким, друзьям, коллегам и просто незнакомым людям. Любая сказка говорит о том, что справедливость обязательно восторжествует. Но для этого нужно приложить усилия, смекалку, проявить выдержку и терпение. События в каждой волшебной истории не могут быть обычными, но они тесно переплетаются с обыденными ситуациями реальной жизни. Яркие образы помогают нам разглядеть в жестокой действительности правду, уличить ложь. Они учат людей быть работящими, добрыми и преданными, предостерегают от жадности, зависти и двуличия.

  • Описание героя из сказки дремучий медведь
  • Описание ворон из сказки снежная королева
  • Описание волшебного коня в сказке сивка бурка
  • Описание волос девушки сочинение
  • Описание володи и чечевицына из рассказа мальчики чехова