ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Северюхина К.Н. 1
1МБОУ «СОШ №93» г. Ижевск
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение 2
1. «Избушка на курьих ножках» -жилище сказочного персонажа Бабы-Яги3
1.1. Образ Бабы-Яги – персонажа русских народных сказок 3
1.2. Значение словосочетания «Избушка на курьих ножках» 3
1.3. «Избушка на курьих ножках» в исторических фактах 4
2. Исследование представлений о жилище Бабы-Яги – «Избушке на курьих ножках» 6
2.1. Сравнительный литературный анализ описания жилища Бабы-Яги «Избушки на курьих ножках» в русских народных сказках 6
2.2. Представления младших школьников о жилище Бабы-Яги – «Избушке на курьих ножках 7
2.3. Представления о жилище Бабы-Яги – «Избушке на курьих ножках» в рисунках обучающихся и иллюстрациях художников к сказкам 7
Заключение 9
Список литературы 10
Приложения
Введение
Сказки, где есть персонаж Баба-Яга, нравятся всем. Существует их великое множество. Как бы ни развивался в них сюжет, Баба-Яга всегда остается в сказках героиней, пугающей маленьких детей и строящей козни для честного люда. Её избушка стоит на границе двух миров. Повернется в одну сторону – из её двери можно выйти в мир мертвых, повернется в другую – откроется путь к миру обычному, житейскому.
А почему именно избушка и почему на курьих ножках? Были ли реальные прототипы таких избушек в сооружениях наших предков?
Цель работы: узнать, почему домик Бабы-Яги называется «Избушка на курьих ножках».
Задачи:
-
найти описание «Избушки на курьих ножках» в сказках, археологических, исторических источниках;
-
выяснить, были ли реальные прототипы «Избушки на курьих ножках» в сооружениях наших предков;
-
проанализировать русские народные сказки, найти сходства и различия «Избушки»;
-
изучить представления о жилище Бабы-Яги у младших школьников;
-
проанализировать рисунки обучающихся и иллюстрации художников;
-
сделать выводы на основании полученных результатов.
Гипотеза: мы предполагаем, что описание жилища Бабы-Яги — «Избушки на курьих ножках» — в русских народных сказках основано на описании реальных прототипов древних построек. А «курьи ножки» — сказочный вымысел, потому что курица в древности считалась магическим животным.
Объект: Русские народные сказки
Предмет: Избушка на курьих ножках
Методы исследования:
-
Изучение литературы
-
Поиск информации в Интернете
-
Анализ русских народных сказок
-
Анкетирование
-
Анализ рисунков и иллюстраций к сказкам
- «Избушка на курьих ножках» —
жилище сказочного персонажа Бабы-Яги
-
- Образ Бабы-Яги – персонажа русских народных сказок
В древние времена у славян Баба-Яга считалась добрым божеством, хранительницей рода. По другим сведениям, она, наоборот, была злобной и кровожадной. Позднее миф о Бабе-Яге слился с мифом о ведьмах. Внешне Баба-Яга – это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с синим носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. У Бабы-Яги костлявые руки и острые железные зубы. Согласно поверьям, она живет в глухой чаще леса в избушке на курьих ножках. Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. Избушка является вратами в царство мертвых. Она может поворачиваться вокруг своей оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: «Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом». Как правило, в избушке Бабы-Яги есть печь. Баба-Яга летает по воздуху в ступе, погоняет клюкою, помелом след заметает. Она может учуять «русский дух» на довольно большом расстоянии и заманить в свою избушку ничего не подозревающего путника.
Живя в лесу, она умеет обращаться с дикими животными, даже имеет помощников. Бабе-Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений. Баба-Яга – обладательница огня, например, в сказке «Василиса Прекрасная», золотых яблок, как в сказке «Гуси-Лебеди», или знания, помогающего главному герою одолеть своего противника (сказка «Царевна-лягушка»).
Баба-Яга — один из самых ярких женских сказочных образов [3, с. 95].
-
- Значение словосочетания «Избушка на курьих ножках»
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля читаем: «Избушка — будка, балаган, сторожка, караулка, маленькое жилье разного вида.» Слово «избушка» произошло от слова «изба», что означает «крестьянский дом, хата; жилой деревянный дом; жилая горница, комната, чистая (не стряпная) половина [11].
В Словаре русского языка XI-XVII веков, дано определение словам «Курья» и «Ношка» [12]:
«Курья— речной залив, заводь, старое русло рек, а также угодье, прилегающее к ним».
«Ношка (Ножка) — узкая полоса земли, вдавшаяся в чужие земли».
Таким образом, словосочетание «избушка на курьих ножках» может означать маленький деревянный дом, расположенный на узкой полосе земли возле старого русла.
-
- «Избушка на курьих ножках» в исторических фактах
Во многих русских сказках фигурирует «избушка на курьих ножках», где обитает Баба-Яга. А почему именно избушка и почему на курьих ножках? Историки и специалисты по фольклору считают, что ответ на этот вопрос следует искать в древней языческой культуре.
Когда-то территории верхней Волги и Москвы-реки населяли финно-угорские племена. Их культуру часто называют Дьяковской, так как одно из их древних городищ было обнаружено близ села Дьяково в районе современного Коломенского (Московская область).
Исследователей, изучавших дьяковскую культуру, долгое время удивляло, что среди древних памятников этого племени нет ни одного могильника. Однако, в 1934 г. при раскопках городища Березняки в Ярославском Поволжье, археологи наткнулись на остатки небольшого бревенчатого сруба, внутри которого находились кремированные останки нескольких человек. В 1966 г. похожая находка была обнаружена в районе Звенигорода при раскопках очередного дьяковского городища. Ученые окрестили подобные сооружения «домиками мертвых». Иногда «домики мертвых» располагались на территории поселений, иногда за их пределами. Сооружение представляло собой невысокий бревенчатый домик с двускатной крышей. Вход в постройку располагался с южной стороны, у самого входа находился очаг (Приложение №1, рис. 1). [9].
Что же касается «избушки на курьих ножках», то на самом деле речь идет вовсе не о куриных лапах. «Домики мертвых» ставили на сваях или пнях, которые в ходе погребальной церемонии обкуривали дымом, чтобы внутрь не проникли грызуны или насекомые. Правильнее было бы назвать ножки «курными». Сходство слов «курьи» и «куриные» привело к искажению понятий в процессе многовекового пересказа сказок.
Поворотный механизм также присутствовал в строениях наших предков. Примером могут служить ветряные мельницы – «столбовки», которые под влиянием ветра вращались на врытом в землю столбе .
Очевидно, «домики мертвых» играли еще и культовую роль. Древние финно-угры видели в них «порталы», ведущие в подземное царство, куда уходят усопшие. Ведь и для сказочных героев путешествие в волшебную реальность зачастую начинается именно с избушки Бабы-Яги, вход в которую находится со стороны леса (лес символизирует смерть). Чтобы войти в избушку, герой должен попросить её «повернуться к лесу задом, а к нему передом». Тогда открывается вход в царство мертвых [9].
Между тем название «Избушка на курьих ножках» связано с древним способом строительства свайных построек. Все пеньки, предназначенные для фундамента, предварительно «обкуривались», то есть обжигались на кострах, отчего и называли их куренными или курьими, и располагали их по периметру дома. Такой обжиг помогал предохранять древесину от гниения.
В старой Москве одна из деревянных церквей была установлена на такие пеньки и называлась «Никола на курьих ножках». Эта церковь упоминается в летописях с 1639 года. По одной из версий церковь называлась так, потому что она стояла на пнях, здесь же срубленных деревьев – на курьих ножках. По другой версии, вблизи этой церкви находился царский Куриный двор. В 1681 году деревянную церковь перенесли. Теперь этой церкви нет: – её разрушили в 1934 году. Но московская загадка осталась: откуда появилась в названии «Курья ножка»? [9].
«Избушка на курьих ножках» присутствует и в истории народов Сибири. Это не что иное, как широко распространенный до сих пор лесной лабаз (чамья), который устраивается на двух-трех опорах. Лабаз такой всегда устанавливается входом к тропе, а «к лесу задом», а также в нем всегда оставляется припас для случайного путника («сначала накорми, а потом расспрашивай»). Лабаз хорошо защищает добычу (мех) и запасы (зерно) от разных животных (Приложение №1, рис. 2). [10].
Еще различают специальные обрядовые избы, которые устраивали на тайных полянах в глухом лесу. Поляну огораживал частокол, на котором вывешивали черепа животных, принесенных в жертву. Посреди поляны стояла – маленькая избушка. Её устанавливали на стволы подрубленных деревьев, чтобы не забрались дикие звери. В избушке не было ни окон, ни дверей. Внутри лежала резная деревянная кукла – «иттарма» (прообраз Бабы-Яги). Считалось, что в нее вселяется дух умершего [10].
- Исследование представлений о жилище Бабы-Яги – «Избушке на курьих ножках»
После изучения литературных и справочных источников, мы решили провести сравнительный анализ представлений о жилище Бабы-Яги – «Избушке на курьих ножках» в литературных произведениях, иллюстрациях художников, представлениях младших школьников.
-
- Сравнительный литературный анализ описания жилища Бабы-Яги «Избушки на курьих ножках» в русских народных сказках
Свое исследование мы проводили на основе русских народных сказок, в которых упоминался домик Бабы-Яги: «Гуси лебеди», «Иван Царевич и Марья Моревна», «Сказка о молодильных яблочках и живой воде», «Василиса Прекрасная», «Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка», «Баба-Яга и заморышек», «Баба-Яга», «Иван Быкович», «Заколдованная королевна».
На основании изученных сказок была составлена таблица:
Анализ описания жилища Бабы-Яги
Название сказки |
Местонахождение жилища Бабы-Яги |
Описание жилища Бабы-Яги |
1. «Гуси Лебеди» |
В тёмном лесу |
«… стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…» [6, с. 106] |
2. «Иван Царевич и Марья Моревна» |
На пригорке, за огненной рекой |
«… стоит дом Бабы-Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый…» [4, с. 104] |
3. «Сказка о моло-дильных яблочках и живой воде» |
«…Ехал он, по зеленым лугам, по каменным горам…» |
«…Стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке…» [13] |
4. «Василиса Прекрасная» |
В дремучем лесу на поляне |
«…вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами…» [4, с. 62] |
5. «Финист — ясный сокол» |
На поляне |
«…стоит избушка на курьих ножках – вертится…» [8, с. 138] |
6. «Царевна-лягушка» |
В лесу |
«…стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается…» [13] |
7. «Баба-Яга и заморышек» |
На крутой горе |
«…стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены. Сосчитали — сорок один столб…» [1, с. 121] |
8. «Баба-Яга» |
В дремучем лесу |
«…Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках…» [13] |
9. «Иван Быкович» |
В дремучем лесу |
«…Стоит избушка на курячьих ножках, на бараньих рожках, когда надо – повертывается…» [4, с. 85] |
10. Заколдованная королевна» |
На краю света |
«…прилетает к ветхой избушке…» [4, с. 198] |
Вывод: во всех перечисленных сказках местоположение и описание жилища Бабы-Яги практически одинаковое. Это избушка на курьих ножках. А в сказке «Иван Быкович» жилище стоит на «курячьих ножках». Данное описание совпадает с описанием «Домика мертвых» древних городищ, лесным лабазом в Сибири и обрядовыми избами.
-
- Представления младших школьников
о жилище Бабы-Яги – «Избушке на курьих ножках»
Для изучения представлений о жилище Бабы-Яги «Избушки на курьих ножках», была разработана анкета (Приложение №2, рис. 1).
В анкетировании принимали участие обучающиеся 3в класса МБОУ СОШ № 93 – 24 человека .
Варианты ответов, представлены в виде диаграмм (Приложение №3, рис. 1-4)
Вывод: из данных диаграмм можно сказать, что ребята представляют избушку следующим образом: «избушка на курьих ножках» стоит в лесу, в ней одно окно и печка. В представлении обучающихся «Курьи» — это куриные ножки. Основными магическими атрибутами Бабы-Яги, по мнению обучающихся, являются ступа, метла, котел и ингредиенты для зелья. Таким образом, представление о жилище Бабы-Яги у большинства учеников совпадает с описанием «Избушки на курьих ножках» в русских народных сказках.
-
- Представления о жилище Бабы-Яги – «Избушке на курьих ножках» в рисунках обучающихся и иллюстрациях художников к сказкам
На уроках изобразительного искусства обучающимся было предложено нарисовать жилище Бабы-Яги по собственным представлениям. Рисунки предоставили обучающиеся 3в класса МБОУ СОШ № 93 – 24 рисунка. Некоторые образцы представлены в приложении. (Приложение №3, рис. 1-6)
Изучив рисунки, мы выделили следующее:
-
12 учеников нарисовали избушку в лесу, 3 на опушке, а 9 на болоте;
-
Все ученики нарисовали деревянную избушку на двух куриных лапах;
-
7 учеников нарисовали соломенную крышу;
-
4 ученика изобразили домик с трубой;
-
11 учеников нарисовали избушку с одним окном;
-
В рисунках 16 учеников использовались темные краски;
-
2 ученика нарисовали забор у избушки с черепами на столбах.
Параллельно с рисунками учеников, мы проанализировали иллюстрации к сказкам. Мы рассмотрели иллюстрации художников Т. Шеварёвой, О. Рамодина, А. А. Борисова, И. Н. Приходкина, Т. И. Иваницкой, Е. Рачёва А. М. Балабаева, Т. Мавриной Некоторые иллюстрации представлены в приложении. (Приложение №4, рис. 1-4). На основании анализа были сделаны следующие выводы:
-
Художники представляют домик Бабы-Яги деревянным, на куриных лапах, причем, 2 художника нарисовали на одной лапе, 3 художника на двух, а 1 художник на четырех лапах;
-
Избушка расположена на всех иллюстрациях в дремучем лесу;
-
2 художника нарисовали соломенную крышу;
-
6 художников изобразили избушку с одним окном;
-
У 4 художников избушку окружает забор с черепами на столбах;
-
Только на иллюстрации к сказке «Сказка о молодильных яблочках и о живой воде» домик Бабы-Яги изображен в ярких радостных красках.
Вывод: таким образом, домик Бабы-Яги обучающиеся и художники во многом представляют себе одинаково. На всех рисунках «курья ножка» представлена как куриная.
Проанализировав представления о жилище Бабы-Яги в литературных произведениях, иллюстрациях художников, представлениях младших школьников, мы пришли к выводу: образ жилища Бабы-Яги «Избушки на курьих ножках» сформирован описанием избушки в русских народных сказках. В связи с тем, что слова «курьи» и «куриные» похожи, произошла замена понятий в процессе многовековой устной передачи сказок. «Курьи ножки» стали восприниматься как «куриные».
Заключение
В ходе проведенной работы мы познакомились с описанием древних построек, похожих на «Избушку на курьих ножках»; узнали историю дьяковских племен, которые населяли территорию современной Московской области; узнали, что прототипами «избушки на курьих ножках» были «домик мертвых», лесной лабаз и обрядовые избы. Мы проанализировали представления о жилище Бабы-Яги в сказках, иллюстрациях художников и представлениях детей.
В результате проведенной работы гипотеза о том, что описание жилища Бабы-Яги — «Избушки на курьих ножках», в русских народных сказках основано на описании реальных прототипов древних построек подтвердилось. А предположение о том, что «курьи ножки» — сказочный вымысел, потому что курица в древности считалась магическим животным, не подтвердилось.
Между «избушкой на курьих ножках» и «домиком мертвых», лесным лабазом и обрядовыми избами есть общие черты как в описании, так и в предназначении – это переход из одного мира в другой. В «домике мертвых»- переход людей из мира живых в мир мертвых, а в «избушке на курьих ножках» из обычного мира в сказочный мир.
Прообразом жилища Бабы-Яги являлись существующие постройки. Существовали постройки, которые находились в стороне от поселений (лес, болото и т.д.) и были установлены на пнях, похожими на куриные лапы. В дальнейшем этот образ дополнялся различными мистическими свойствами и вошел в русские народные сказки как некие врата между реальным и сказочным миром. Сходство слов «курьи» и «куриные» привело к искажению понятий в процессе многовековой устной передачи сказок.
Мы считаем, что тот сказочный образ «Избушки на курьих ножках», который создан в сказках, очень интересным и необычным. И мы решили сделать «Избушку на курьих ножках» своими руками из природных материалов.
Данные исследовательской работы можно использовать на уроках литературного чтения, библиотечных уроках, классных часах, литературных викторинах.
В дальнейшем, можно продолжить изучение данной темы, а также более подробно рассмотреть образ Бабы-Яги и других сказочных героев.
Список литературы
-
10 сказок малышам «В тридевятом царстве». – Ростов-на-Дону Издательский дом «Проф-Пресс», 2014 год.
-
Даль Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В4т. – М.: «АСТ», 2008 год.
-
Загадочные существа. – М.: «Вече», 2001 год.
-
Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. – М.: «Художественная литература», 1991 год.
-
Русские волшебные сказки «Лебедушка». – М.: «Художественная литература», 1985 год.
-
Русские народные сказки «Жили-были». – М.: «Малыш», 1988 год.
-
Сказки «Петушок-золотой гребешок». – М.: «Фламинго», 2012 год.
-
Сказки Бабы Яги. Издательство «ЭКСМО». Москва 2014 год.
-
http://subscribe.ru/digest/esoteric/secret/n1194317093.html М. Подолецкая «Откуда в сказках избушка на курьих ножках?»
-
http://www.ebftour.ru/articles.htm?id=5385&print=true С. Алданова «История Бабы Яги и её избушки».
-
http://v-dal.ru/?f=%E8%E7%E1%E0&action=q Словарь В. И. Даля
-
http://moscow.clow.ru/information/1/14/mosslov4_34.html «Московские слова и словечки».
-
http://azku.ru/ Народные сказки
Приложение №1
Прообразы жилища Бабы Яги «Избушки на курьих ножках»
Рис.1 |
Так выглядел погребальный «домик мертвых», который возводили люди дьяковской культуры на территории современного Подмосковья 2,5 тысячи лет назад. Некоторые историки считают, что такие сооружения явились прообразом сказочных «избушек на курьих ножках» |
Рис.2 |
Лабаз в Архангельском регионе |
Приложение №2
Рис. 1
Анкета учеников 3в класса школы №93 |
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
А. Одно Б. Два В. Ни одного
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________ |
Приложение №3
Представления младших школьников о жилище Бабы-Яги – «Избушке на курьих ножках»
Рис.1
Рис. 2
Рис. 3
Рис.4
Приложение №4
Образцы рисунков детей
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Рис. 3 |
Рис. 4 |
Рис. 5 |
Рис. 6 |
Приложение №5
Иллюстрации к сказкам
Рис. 1 Иллюстрация к сказке «Иван Царевич и Марья Моревна», художник Тамара Шеварёва |
Рис. 2 Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», художник Олег Рамодин |
Рис. 3 Иллюстрация к сказке «Сказка о молодильных яблочках и о живой воде», художник А. А. Борисов |
Рис. 4 Иллюстрация к сказке «Гуси-Лебеди», художник И. Н. Приходкин |
Просмотров работы: 7487
Все про Бабу Ягу
Происхождение термина
В различных языках славянской языковой группы встречаются основы, которые, согласно некоторой схожести фольклора, могли лечь в основу имени «Яга». В русском же языке наиболее близким является слово «язва». То есть – язвительная, скверная на язык женщина.
Есть еще версия, якобы уходящая корнями к ведической культуре. Не Баба Яга, а Баба Йога – древняя богиня мудрости и справедливости. Однако, это околонаучная теория, которая не имеет подтверждений.
Как выглядит Баба Яга
Яга – высокая, невероятно худая старуха. У нее во рту немного зубов. Нос – длинный, изогнутый. В некоторых повествованиях указывается, что кости ее проступают через кожу (Баба Яга – костяная нога). Также, костяная нога указывает на связь этого персонажа с потусторонним миром. Традиционно, у Яги только одна нога. В сказках она никогда не ходит, а лежит в своей избе или летает в ступе.
Она почти слепая. О присутствии человека, как правило узнает по запаху —
что-то русским духом запахло.
Баба Яга бессмертная, согласно сказочным преданиям.
Избушка Бабы Яги
В сказках располагается либо на границе леса (граница между миром живых и мертвых), либо «за тридевять земель», т.е. очень далеко (также ассоциируется с потусторонним миром).
Избушку нельзя миновать, а непременно нужно пройти сквозь нее. Это еще раз указывает на ее пограничное положение между двумя мирами.
Вокруг избушки непременно расположен частокол, увешанный людскими черепами, вместо традиционных глиняных горшков. И это один из атрибутов потустороннего мира.
У избушки нет ни окон, ни дверей. Однако, всегда упоминается важная деталь – она повернута к лесу передом, к герою – задом. Для того, чтобы попасть в нее, нужно произнести магические слова:
«Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».
Внутренность данного строения также примечательна. В сказках описывается, что руки и ноги Бабы Яги раскинуты по всем сторонам избушки. Нос уперт в потолок. Это может указывать на огромный рост Яги или на то, что избушка очень мала. Второй вариант, по мнению исследователей, предпочтительней.
Такое описание делает избушку похожей на небольшую погребальную конструкцию – «избу смерти» с прахом покойников у древних славян. Курьи ножки – указание на то, что погребальная конструкция приподнята над землей. Это тоже соответствует «воздушным» погребениям древних славян, которые помещены на помосты или деревья.
Еще одно символичное толкование «куриных ножек» относится к древнему тотемическому представлению о Яге, как заклинательнице животных – они ей служат, и сама она может принимать облик различных живых существ.
Традиционное выражение Бабы Яги «Фу-фу-фу, что-то русским духом пахнет!» отражает представления древних славян об умерших: для них запах живого человека неприятен, они отчетливо чувствуют его приближение к своему захоронению.
В противовес – запах мертвеца также неприятен живым.
Три образа Бабы-Яги
Традиционно, из сказочных сюжетов выделяются три собирательных образа Бабы Яги, для каждого из которых характерны свои особенности.
1. Яга-Советчица и Дарительница. Это основной образ, который встречается чаще других. «Вещая» — главная характеристика данного образа. Баба Яга мудрая, она много знает, может предсказывать будущее и помогает главному герою. Кроме советов, она дает ему магические предметы: клубок, шапку-невидимку или коня.
Этот образ уходит корнями к женскому славянскому божеству, прародительнице рода человеческого, материнскому началу.
2. Яга-Похитительница. По мотивам сказок похищает детей и юношей. Это не просто образ кровожадной людоедки, идущей на любые ухищрения ради того, чтобы заманить к себе жертв. В основу персонажа здесь положен древнейший славянский обряд инициации – посвящения мальчиков в мужчин. Символическая смерть и последующая за ней новая, зрелая жизнь взрослого мужчины – ни что иное, как посещение избушки Яги – загробного мира и возращение в мир живых.
И еще, по мотивам сказок, поедает детей Баба Яга, запекая их в печи. Здесь заметны отголоски древнего славянского обряда «паланья» детей – помещения их в печь для своеобразного благословения огнем. Новорожденных младенцев, также дохаживали в теплом печном месте, выкладывая их в тесто. Не для съедения, разумеется.
3. Яга-Воительница. Этот образ реже других встречается в сказках. Здесь Баба-Яга богатырка, женщина, наделенная нечеловеческой силой. Она внушает ужас. В отличие от предыдущих образов – здесь воюет во главе своего темного воинства. Ее «рать-сила несметная».
Яга противостоит главному герою. Она ведьма, страшное доисторическое существо, подобное давно забытым темным божествам. Средство передвижения Воительницы – темный конь.
Научная теория
У ученых насчет происхождения данного персонажа не сложилось единого мнения. Вот две противоположные концепции:
Баба-Яга… Под этим именем почитали славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе, имеющей железный пест. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных, и особенно те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества или символы житейских потребностей.
Таким образом, Баба-Яга из злой адской богини превратилась в злую старуху-колдунью, подчас людоедку, которая живет всегда где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. Подобно ведьмам, она посещает шабаш ведьм, летает на Лысую гору, но только не на помеле, а в ступе, и пестом след заметает, говорит грубо; когда дома, то проводит большую часть времени, сидя на печи. Злая старуха как человек хозяйственный, кроме ступы и песта, что заменяло в старину мельницу, имеет тоже кота. Вообще о бабе-яге остались только следы в народных сказках, и ее миф сливается с мифом ведьм.
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014 – 688 с.
Бяба-Яга — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе-Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба-Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами.
Тибенько Т. И., Бондаренко И. В. Кто ты, Баба Яга? // Юный ученый. — 2015. — №2. — С. 17-19. URL: https://yun.moluch.ru/archive/2/137/ (дата обращения: 23.04.2018)
Стихотворение Бальмонта про Бабу Ягу
У чудищ
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.Пойду пожалуй теперь к Кощею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.
Читать также:
В избушке на куриных ножках живет всем известный персонаж – часто несправедливо обвиняемый в преступлениях. Которых она не совершала. Зовут ее баба Яга или просто Ягинишна.
Баба Яга – персонаж не только народных сказок,но и часто встречается нам в сказках литературных.
Она – один из старейших образов сказки, дама весьма противоречивая.
С одной стороны — это «дарительница» (В.Я. Пропп), подарки которой помогают герою выполнить трудные задачи и получить желаемое, с другой — злобное существо, готовое погубить героя — яга-воительница.
Может Яга выступать и в роли похитительницы (детей, как правило).
Иногда она даже является в образе красавицы, обладающей соблазняющей силой.
А вот русский лубок весьма ехидно показывает ее как воплощение женской хитрости.
Но чаще всего Баба Яга все-таки нехороша собой, живет в лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, которую погоняет помелом. вокруг ее избы забор из кольев с насаженными людскими черепами или забор из человечьих костей.
Главное ее занятие — прясти, этим же она заставляет заниматься и попавшую к ней героиню.
Она зла и страшна тем, кто ее не почитает, а добра и верный помощник — обращающихся к ней почтительно.
Яга в некоторых сказках может управлять сменой дня и ночи, потому что в ее распоряжении три всадника — день, ночь и утро.
А еще у Яги бывает собственный источник живой воды. И она мастерица загадывать и решать загадки.
Бабу Ягу часто обвиняют в людоедстве. И совершенно напрасно – нет ни одной сказки, в которой она бы прилюдно съела или зажарила героя.
Да, она сажает Ивана на лопату и даже грозится отправить его в печь. Но вот только в печь Иван отправляет ее саму!
А в сказке «Баба Яга и жихарь» именно мальчику удается зажарить не только Ягу, но и ее дочерей.
Словом, Яга часто только грозит герою, который весьма ловко умеет ее перехитрить.
Так что не виноватая наша Яга!
Мы привыкли считать, что Баба Яга чаще всего не имеет ни мужа, ни детей, однако это не всегда так. Бабы Ежки бывают разные.
В сказке «Бой на Калиновом мосту» у Яги есть муж и сыновья, которых в честном и открытом бою убивает герой – и Яга сама отправляется ему мстить.
В доме Яги герою довольно часто помогают его обитатели. Так, в сказке, которая так и называется «Баба-Яга» девушка, посланная в услужение к старухе, очень хорошо обходится с котом и собакой и смазывает волшебные ворота избушки. Когда она бежит от Яги, то волшебные помощники становятся на ее сторону – и помогают сбежать. И даже ворота не скрипят!
Избушка на курьих ножках — место обитания Бабы Яги в русских народных сказках и сказках других славянских народов.
Стоит она посреди дремучего сказочного леса и даже может «беспрестанно вращаться-повертываться» вокруг своей оси. Чтобы заставить ее повернуться так, как надо, т.е. дверью к герою, герой должен произнести определенную формулу — «стань ко мне передом, а к лесу задом».
Иногда сказка уточняет: пирогом избушка подперта и блином накрыта.
Дойти туда не так просто – герой должен идти долго-долго: идет он, «железным костыльком упирается, просвирку железную грызет» и к избушке на курьих ножках герой приходит, только, когда «башмаки железные истоптал и просвирку железную сглодал».
Вокруг избушки часто стоит тын из острых кольев. В этой ограде есть ворота. Баба Яга не ухаживает за избушкой и не смазывает ворота – они скрипят и жалуются героине сказки на свою тяжелую жизнь. Героиня смазывает их маслицем – и ворота пропускают ее, когда она бежит из избушки, захлопываются перед самым длинным носом Бабы Яги.
Избушка та «малая снаружи – безмерная внутри».
Внутреннее ее убранство типично для русской избы: в ней есть печь, в которой баба Яга норовит зажарить героя, но никогда этого не делает. Зато в печь герой отправляет злую дочь Бабы Яги.
Сама Яга спит на кровати, а в изголовье может храниться волшебный предмет – например, меч-самосек, который надо добыть Ивану.
Но в сказках рассказывается про избушки на курьих ножках, в которых не живет никто, но они тем не менее очень даже волшебные.
Так, в сказке «Старуха-говоруха» мачеха из-за вредного характера заставляет мужа отвезти падчерицу в лес, хотя и любит ее. Старик отвозит дочь и оставляет ее в избушке на курьих ножках, которая стоит пустая посреди леса. Девушка варит кашу и угощает ею лешего. А тот в благодарность за угощение приносит ей подарки.
В результате, когда девушка возвращается домой, мачеха раскаивается в своем решении отправить ее с глаз долой, а увидев богатства, а как увидела, сколько добра падчерица привезла – никогда больше на нее не ругалась.
Помните, как описывают Бабу-Ягу русские сказки? «Баба-Яга, костяная нога, в ступе едет, помелом погоняет».
Транспорт Яги – один из непременных ее атрибутов. Ступа неизменна – в ней она летает.
А вот помелом вредная и мудрая старушка может ступу погонять, а может впереди дорогу расчищать. И метлой же Яга заметает следы, чтобы никто не обнаружил, куда она направилась по своим Ягининым делам.
Самое удивительное, что метлой старушка не только ступу погоняет, но и себя хлещет, чтобы прытче бежать или лететь.
Невольно возникает вопрос: если есть ступа, то где же пест от нее? На месте! Пест всегда с Бабой-Ягой! Им она тоже, как и метлой, ступу погоняет, им упирается, когда нужен упор, и им же дерется.
В северных сказках, собранных Н.Е. Ончуковым, рассказывается: «Едет на ступе баба Яга, подъехала к старику и заругалась… Ударила старика пестом, старик повалился…» От удара пестом Бабы-Яги герой также превращается в камень.
Помело и ступа являются, как Сивка-Бурка Ивану-царевичу, по свисту старушки. В сказке А. Ремизова рассказывается, как вышла «Баба-Яга из избушки на курьих ножках, а на поляне темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать. Свистнула ступу и помело, но они в темноте заплутались и назад вернулись. Так и осталась Баба-Яга без поживы».
(С) Наталия Будур, переработанный отрывок из книги Н. Будур «От Лукоморья до Белогорья. Секреты русской сказки».
…вопрос о том, что было «на самом деле»
не всегда дань наивному эмпиризму.
В.Н.Топоров
В восточнославянских сказках жилище Бабы Яги бывает не только на куриных ножках, и хотя этот вариант самый распространённый, всё же нельзя сбрасывать со счетов другие, так как в фольклоре истинное или, например, самое древнее описание чего-либо может сохраняться в одном-единственном варианте, противоречащим всем остальным. Итак, избы Ягишен стоят:
На турьей ножке, на веретенной пятке.
На козьих рожках, на бараньих ножках.
На курьих ножках, на петушьей голяшке.
На курьих ножках, на петуьших головках.
На курьих ножках, на бараньих рожках.
На курьих ножках, на сыром говёшке.
На курьей ножке, на собачьей голёшке.
На куриных лапках, на собачьих пятках.
На куричьих голяшках.
(Новиков Н.В.Образы восточнославянской волшебной сказки. .1974.С.136).
Обратим внимание на то, что но ни в одном варианте не сказано о куриных ногах большого размера, наоборот, подчёркивается их НАТУРАЛЬНАЯ, небольшая, куриная величина — это «ножки», «лапки». Следовательно, от лубочного образа избушки, которая стоит на двух гипертрофированных куриных ногах, придётся отказаться, так как, очевидно, что куриные ножки натуральной величины не могут выдержать веса даже небольшого сооружения. Попробуем разобраться, о чём говорят сказки и какого вида сооружение, имеется в виду.
Можно ли представить себе избушку, соответствующую ВСЕМ представленным здесь вариантам описания жилища Яги? Можно, если отвлечься от стереотипов, вложенных в наше сознание с детства посредством иллюстраций сказок и детских фильмов.
Что общего у всех вариантов описания жилища Яги? То, что это ОСТАНКИ животных, кости, преимущественно конечностей кур, а так же собак и баранов, головы петухов и рога мелкого скота. Изба зиждется на основании из костей, их очень много, иначе костей (особенно куриных) не увидеть под строением.
Дом, стоящий на костях…, анналы истории донесли для нас описание подобного сооружения Х века у балтийских славян. В книге Н. Срезневского «Исследования о языческом богослужении у славян», в главе «Известия о храмах», приводится сообщение Титмара: В земле ретарей, в Ридигосте стоял храм «…окружённый со всех сторон лесом огромный и священный для жителей на основании из рогов различных зверей» (С.40). Это важнейшие описание о необычном фундаменте деревянной постройки большинством исследователей, пишущим о славянских храмах опускается так как выглядит непонятным, а от того подозрительным в своей достоверности. Сравним его со сказкой: «…пришёл (Иван) к тёмному лесу; стоит избушка на курьих ножках, на бараньих рожках» (Афанасьев 225) или «……средь дремучего леса увидел избушку на козьих рожках, на бараньих ножках» (Зеленин).
Постройки разняться только размерами, а местоположение (в лесу), материал изготовления (дерево), фундамент (рога), назначение (сакральные действия) у них идентичны. Сказки подтверждают правдивость сведений Титмара, а его записи, в свою очередь, показывают нам, как выглядели избушки Егибаб.
Окончательные доказательства наличия у славян сооружений, под основанием которых имелись рога и кости даёт нам археология. Раскопки древнего Новгорода выявили под мостовыми Торга и Ярославова дворища огромное количество рогов и челюстей крупного рогатого скота, причём под мостовыми в других местах города ничего подобного не наблюдается. Мостовые Новгорода, начиная с Х века, строились следующим образом. Вдоль дороги укладывались 2-3 параллельные линии необработанных брёвен, перпендикулярно которым сверху настилались плахи. Такая конструкция была необходима в условиях сильной увлажнённости почвы древнего Новгорода. Пустоты между поверхностью земли и настилом под обычными улицами оставляли пустыми или заполняли почвой содержащей бытовой мусор (щепки, черепки, обрывки кож) и только мостовые САКРАЛЬНО — СОЦИАЛЬНО значимых объектов Торга и Дворища зиждились на костях и рогах. Остаётся загадкой, откуда взялось такое количество рогов и челюстей коров, так как общественных скотобоен в древнем Новгороде не обнаружено, жители забивали скот по мере надобности в своих дворах. (А.Н. Сорокин. «Благоустройство древнего Новгорода» Архив архитектуры VI. Новгородские древности. Выпуск второй. М.1995. С. 27).
Вероятно, существовал общенародный ОБЫЧАЙ складывания (насыпки) определённых видов костных останков, своего рода «сакрального мусора», под сакральными объектами в параллель доказанному новгородскими раскопками ОБЫЧАЮ делать подсыпку под простыми мостовыми и простыми жилищами из бытового мусора. Интересно, что бытовой мусор (культурный слой) ссыпали не только под, но и в дома. Когда дом ветшал, верхние венцы его разбирались на дрова или другие хозяйственные нужды, а 4- 5 нижних венцов, вросших в землю за время существования избы, оставляли на месте. Так образовывалась ёмкость, ограниченная остатками старого сруба, и её использовали в качестве мусоросборника (там же. С. 29). Этот древний обычай, ставший неосознаваемым видом этнического поведения, дожил до наших дней, причём распространён он не только в Новгородской губернии, но повсеместно – руины домов в наших городах и весях мгновенно превращаются в свалки мусора.
Конечно, мостовые на которых шумело вече или торг — это не совсем то, что изба колдуньи или храм Сварожича на основании из рогов и костей, но тоже архитектурное сооружения из дерева под которое СПЕЦИАЛЬНО положены челюсти и рога коров, причём сооружения используемое людьми во время заключения сделок (торговых и политических), а договора, как известно из летописей, скреплялись клятвами с упоминанием имён Богов.
Итак мы видим, что при сооружении сакральных объектов западнославянского племени ретарей (разрушены в ХI веке), словен Новгородских (начало строительства – Х век) применялись сходные архитектурные решения, соответствующие фольклорным описаниям внешнего вида жилища восточнославянских Егибаб, что может свидетельствовать в пользу значительной, общеславянской древности такого рода построек.
Вернёмся к жилищу Яги. Наличие костей под жилищем колдуньи навевает мысли о жертвоприношениях. «Рожки да ножки» остаются от козлика, когда его съедают, то же можно сказать и о курах — перед приготовлением головы и лапки отрубаются и выбрасываются, именно их мы и видим под избой. В сочетании с «сырым говёшком» то, что находиться под избушкой Яги больше всего похоже на помойку, а по научному — культурный слой, что заставляет нас для прояснения вопроса опять обратиться к данным археологии.
Очень показательны для нашей темы материалы раскопок второго Збручского (Крутиловского) святилища. Весь комплекс (капище, городище) был буквально усыпан костями животных и людей. Например, описание «длинного» жилого дома: «Пол дома 3 вымощен камнями и на нём отложился культурный слой толщиной 15-20 см, в котором находились обломки посуды 12 в. и раздробленные кости животных. Находки…позволяют предположить, что в домах периодически происходили ритуальные пиршества. (Статья Тимощук Б.А., Русанова И.П. в сборнике «Древности славян и Руси». М. 1988. С.87). Скорее всего как уже отмечалось выше, кости жертвенных животных и черепки попадали на каменный пол общественного здания не непосредственно во время пира, а приносились из других трапезных мест и ссыпались в него тогда, когда длинный дом уже не использовался в качестве пиршественного зала, но сохранял и в руинах свой священный статус (иначе сор в нём был бы другого рода).
Но сколько ж надо съесть, что бы культурный слой был 20 см толщиной!
В избушке Яги тоже много едят. Накормить героя — одна из первостепенных задач Яги, да и сама она хорошо покушать не прочь, после чего любит «покататься-поваляться на косточках» оставшихся от трапезы.
Теперь представим себе не раскрученное капище, как Крутиловское, а одинокую лесную избушку. Такие сооружения в северной части славянского мира действительно строились на ножках, то есть имели свайную конструкцию в целях защиты от высоких снегов и половодий. Иногда для подпорок использовались естественно стоящие (не выкорчёванные) кряжистые пни, похожие на лапы, вцепившиеся в Землю. В таких избушках действительно зачастую не было «ни окон, ни дверей», вход располагался под домиком, в него влезали по приставной лесенке, которую убирали для того что бы звери не проникли в жилище. Вполне логично использовать этот люк для сброса мусора. Избушка Яги «ветхая», «очеретом подпёрта, а то б развалилась», то есть очень давно построена, следовательно, костей и «говёшка» под ней навалено много.
Всё это так «приземляет» Ягу, бытовые отходы и экскременты вряд ли можно назвать «сакральным сором»…
Но не будем спешить с выводами, вот ещё один интересный факт.
Литовский священник-просвятитель М. Мажвидас в своём «Катехизисе» описал нам типичного литовца — язычника своего времени (1547 год), как бы его мысли:
…лучше камень пахать, чем «Отче Наш» говорить.
Как произносят Божьи заповеди, я никогда не слыхал,
Ни правил христианской веры не читал.
В церкви я с десяти лет не бывал,
Только с колдуньей на колдовства я, бывало, глядел.
Лучше уж со святой колдуньей петуха есть,
Чем в церкви возглашение учеников слушать.
(Топоров В.Н. «Мартинас Мажвидас в контексте его времени (к 450-летию со дня выхода в свет первой литовской книги)». Балто-славянские исследования 1987.М. 1988. С.71).
С момента окончательного крещения Литвы в 1387 году прошло всего 150 лет… Стоит ли напоминать о сходстве ритуальных практик балтийцев и славян? Поедание курятины в вышеприведённом примере это магический акт, приравненный к церковному первому Причастию (конфирмация в 10 лет), а колдунья названная «святой» — жрица данного ритуала.
Именно такие функции инициации молодёжи присущи и восточнославянской Бабе Яге. Так же известно, что ещё в начале ХХ века в украинских, русских и белорусских деревнях мальчиков кормили петушиными гребешками для того, что бы они росли смелыми и сильными. Балтийский пример вкупе с восточнославянским позволяет нам более детально (я бы даже сказала более смачно) представить себе происходящее в избушке Яги посвящение, ощутить его вкус. А так же позволяет нам убедиться в том, что наиболее частые варианты описания на чём стоит изба (состав подсыпки основания) — куриные останки — соответствуют действительности и это не бытовой, но сакральный сор.
Необъяснёнными остаются «собачьи голяшки (голени»), а так же возможность вращения жилища Яги. А оно, судя по вариантам «на веретённых пятках» или «собачьих пятках», действительно вращалось.
В старинных песнях и былинах встречается выражение «распахнул(а) дверь на всю пяту», то есть до упора, на «всю катушку». Дело в том, что вращательный механизм старинной двери отличался от современного. Дверь крепилась и вращалась на шарнирах (пятках), вставленных в углубления вверху и внизу (не сбоку, как сейчас) двери и косяка. Этими шарнирами служили пяточные кости животных.
Но это двери, а как с помощью такого приспособления заставить вращаться даже небольшой домик – непонятно. Тут нужна «пятка» по крайней мере, мамонта, уложенная в центре постройки между основанием и полом.
dom-yagi.doc [87,5 Kb] (cкачиваний: 150)
2007 – 2008 г.
Алла Владимировна
Перетягина
,
учитель начальных классов СОШ им. М.В. Ломоносова Архангельской области ;
Егор
Проурзин
,
ученик СОШ им. М.В. Ломоносова Архангельской области
Где живёт Баба Яга?
Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем
лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы…
Сказка родилась с человеком, и пока живет
человек, жива и сказка. Сказки любят все:
и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А
задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в
сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей?
Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал?
Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть,
Баба Яга – мифологическое существо? Ученик
Ломоносовской школы решил больше узнать об этом
и найти ответы на свои вопросы. Конечно же
поставить гипотезу, определить объект и предмет
исследования первокласснику не под силу, поэтому
в этой работе ему помогала учительница.
Выполненная исследовательская работа была
успешно представлена на районной
учебно-исследовательской конференции
школьников «Юность Поморья».
Тема. «Образ Бабы Яги в русских
народных сказках».
Цель. Проанализировать образ Бабы
Яги в русских народных сказках и сделать вывод о
его сущности.
Задачи. Узнать из дополнительной
литературы о Бабе Яге; провести опрос по теме
работы среди учащихся; прочитать русские
народные сказки, в которых действует Баба Яга;
проанализировать образ Бабы-яги и сделать
выводы.
Объект исследования. Баба Яга.
Предмет исследования. Русские
народные сказки.
Гипотеза. Предположим, что Баба Яга
– это вымышленный персонаж русских народных
сказок.
Методы исследования. Размышления, чтение
книг, опрос, анализ результатов.
I. Основная часть
1. Общая характеристика Бабы Яги
Баба-яга – старая слепая горбатая
колдунья с длинным носом и растрепанными
волосами. Она питается человечиной, да и зовется
«костяная нога».
В энциклопедии я нашел такое определение: Баба
Яга – популярный персонаж русских народных
сказок. В православном сознании – воплощение
сатанинских сил зла, выражение ненависти ко
всему русскому (2, с. 113).
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках,
иногда окруженной частоколом из человеческих
костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг
себя. В доме Бабы Яги живут разные животные:
черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они
являются ее советчиками и охранниками.
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу
свету в железной ступе (самокатная колесница),
погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы
не видно было следов, она заметает их метлою или
помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами:
ковром-самолетом, гуслями-самогудами,
мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими
другими.
2. Баба Яга – мифологическое существо
Сказку всегда предваряет миф.
Баба Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) –
очень древнее славянское божество,
хранительница домашнего очага, рода, традиций,
детей и домашнего хозяйства.
Баба Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная
старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны
вихри и вьюги.
Первоначально это было божество смерти: женщина
со змеиным хвостом, которая стерегла вход в
подземный мир и провожала души усопших в царство
мертвых. Раньше верили, что Баба Яга может жить в
любой деревне, маскируясь под обычную женщину:
ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей,
– то есть считали, что она ведьма.
Но все-таки Баба Яга – существо более опасное,
чем ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который
издавна вселял страх в людей, поскольку
воспринимался как граница между миром мертвых и
живых.
Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке.
Название «курьи ножки», скорее всего, произошло
от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на
которых славяне ставили «избу смерти» –
небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой
погребальный обряд существовал у древних славян
еще в VI–IХ веках.)
Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить
ведуньи и знахарки, которые жили вдали от
поселений в глубине леса. Там они собирали
различные коренья и травы, сушили их и делали
различные настойки, в случае необходимости
помогали жителям деревень. Но многие их считали
соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу,
они не могли не общаться с нечистой силой (1, с. 56).
3. Основные черты образа Бабы Яги
Это
женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего
костяная) нога. Костяная нога почти во всех
сказках упоминается в единственном числе.
Поэтому можно предположить, что Баба Яга –
одноногая.
Костяная нога – это атрибут смерти (нога
мертвеца или скелета). Если миф сообщает, что
у божества не все ладно с ногами, то нужно
«искать змею». Баба Яга имеет змеиное
происхождение. Одноногость Бабы Яги является
достаточным основанием, чтобы предполагать, что
она входит в круг божеств, ведущих свою
родословную от змеи. В имени Яга, считают ученые,
также отразилась ее змеиная природа. «Яга»
происходит от санкристского «змей». Таким
образом, сначала Баба Яга ползала, как змея, потом
стала прыгать на одной ноге, еще позже стала
ездить в ступе по земле и только напоследок
поднялась вместе со ступой в воздух – таким
образом, превратилась в чисто сказочный персонаж
(1, с. 62).
4. Баба Яга в русских народных сказках
Сначала я решил провести опрос среди
учащихся младших классов, так как мне стало
интересно: что думают другие ученики о Бабе Яге?
Им было предложено ответить на следующие
вопросы:
1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?
В опросе участвовали 23 ученика
начальной школы. Варианты их ответов я записал в таблицу 1.
Таблица 1
Результаты опроса учащихся
1. Кто такая Баба Яга? |
||||
Вымышленный персонаж |
Ведьма, колдунья |
Пожилая женщина |
Злая сварливая старуха |
Старушка с метлой |
2. Какой вы себе ее |
||||
Злой, сердитой, плохой |
Веселой, шутливой |
Агрессивной, нервной |
||
3. Где она живет? |
||||
В лесу в избушке на курьих |
На болоте в избушке |
|||
4. Чем занимается? |
||||
Ходит в гости к Лешему |
Летает в ступе |
Варит зелья, колдует |
Ест детей |
Прядет пряжу |
5. Как выглядит костяная нога? |
||||
Сделана из кости |
Выглядит как у скелета |
Деревянная нога |
Волшебная нога |
Далее я самостоятельно анализировал
образ Бабы Яги. Для этого я прочитал 11 русских
народных сказок, где говорилось о Бабе Яге.
Во всех русских народных сказках Баба Яга играет
важную роль. К ней порою прибегают герои, как к
последней надежде, последней помощнице. Но в
сказках она либо помогает, либо нет.
Результаты своего исследования по следующим
сказкам: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка»,
«Василиса Прекрасная», «Баба Яга», «Баба Яга и
Заморышек», «Марья Моревна», «Иван-царевич и
Белый Полянин», «Поди туда – не знаю куда,
принеси то – не знаю что», «Заколдованная
королевна», «Финист – ясный сокол», «Сказка о
молодильных яблоках и живой воде» – я записал
в таблице 2.
5. Общие выводы
Таким
образом, в прочитанных мною сказках Баба Яга
представляется старой, беззубой женщиной, у нее
длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках,
которая поворачивается к лесу задом, а к
пришельцу передом; забор вокруг избы – из
человеческих костей, на заборе – черепа, вместо
дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо
замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка».
Баба Яга помогает героям, которые заслуживают
этого, хотя не переносит русского духа. В 6
сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в
5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу
нельзя считать только злобной и сварливой
колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей
разные животные. Преследуя сказочных героев,
убегающих от нее, она гонится за ними черною
тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной –
упала в огненную реку с моста («Марья Моревна»), в
другой ей отрубает голову Иван-царевич
(«Иван-царевич и Белый Полянин»). В трех
сказках Баба Яга имеет сестер, в одной сказке –
даже детей (41 дочь). Эта сказка необычна тем, что
Баба Яга живет не в избушке на курьих ножках, а в
белокаменных палатах.
Баба Яга ведает будущее, обладает несметными
сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга –
обладательница огня («Василиса Прекрасная»),
волшебных вещей, знания, помогающего главному
герою одолеть своего противника
(«Царевна-лягушка»).
Во всех сказках Баба Яга действует в трех
воплощениях: 1) Яга-богатырша («Иван-царевич и
Белый Полянин»), где она на равных бьется с
богатырями; 2) Яга-похитительница («Гуси-лебеди»,
«Баба Яга»), где крадет детей; 3) Яга-дарительница
(во всех остальных сказках), где она приветливо
встречает главного героя или героиню, вкусно
угощает, парит в баньке, дает полезные советы,
вручает богатые дары.
Статья опубликована при поддержке компании «Msk Centrum» – одного из крупнейших поставщиков межкомнатных и входных дверей. Хотите изменить Ваше жилое пространство, при этом, не вкладывая огромные средства в перепланировку, реконструкцию или даже в серьезный ремонт? Скажете, что это не возможно, и ошибетесь! Межкомнатные перегородки в Москве от компании «Msk Centrum» способны объединять или уменьшать пространство, зонировать помещения, делать их еще комфортнее, практичнее и многофункциональнее. Межкомнатные раздвижные перегородки при минимуме затрат на их изготовление и монтаж, сделают фундаментальную планировку даже небольшой квартиры более гибкой и мобильной, позволят при необходимости разделить помещение на жилую, рабочую или иную функциональную зону. Специалисты «Msk Centrum» помогут выбрать такую модель перегородки, которая не нарушит сложившийся интерьер помещения, или же станет
интересным дизайнерским решением или элементом декора. Подробнее ознакомиться с ассортиментом предлагаемой продукции, узнать цены и посмотреть готовые работы можно на сайте mskcentrum.ru.
II. Анализ результатов исследования
На основе связей между различными
предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в
русских народных сказках можно сделать вывод о
ее сущности.
Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит),
дарит клубок (путеводную нить), дает советы,
которые способствуют достижению цели, «чует
сердцем», а значит – ведает судьбой.
Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с
ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда
старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не
видит, а чует носом («русским духом пахнет»),
живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома
– ограда из черепов; огонь, данный ею, может
убить, а значит, она связана со смертью и
подземным миром.
Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на
курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей
дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит, она
повелительница зверей и леса.
Баба Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди,
она поднимает ветер помелом, свистит (свист
связан с ветром), а значит, она связана
с воздушной стихией.
Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый,
красный и черный всадники), а значит, она
повелительница времени.
Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде),
лежит на печи, наказывает людей (губит), ей
подвластны утро, день, ночь, а значит, она
связана с огнем небесным, подземным и домашним.
(Приложение.)
Таким образом, мое исследование
показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный
персонаж. Ее прообразом является славянская
богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских
народных сказках имеет более глубокий смысл,
нежели просто злая сварливая старуха. Это образ
величественной фигуры древней богини,
повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими
зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.
Мое предположение подтвердилось.
III. Заключение
В ходе своего исследования я нашел
ответы на многие вопросы. Я прочитал много
русских народных сказок, узнал значение
непонятных мне слов, провел опрос среди учащихся
по теме исследования, узнал из дополнительной
литературы многое о Бабе Яге. По сказкам я сделал
вывод о сущности образа Бабы Яги. Мне очень
понравилось анализировать сказки. Я понял, что
нужно всегда очень внимательно относиться к
чтению любого художественного произведения, так
как только вдумчивое чтение позволит сделать
какие-нибудь новые открытия.
Словарь терминов
-
Баба Яга – популярный персонаж русских
народных сказок. Как правило злая
старуха-колдунья. -
Яга – язвить, причинять боль, мучить.
-
«Курьи ножки» – это название
произошло, скорее всего, от «курных», то есть
окуренных дымом, столбов, на которых славяне
ставили «избу смерти». -
Миф – древнее народное сказание о
легендарных героях, богах, о явлениях природы;
недостоверный рассказ, выдумка. -
Мифология – совокупность мифов
какого-нибудь народа; наука, изучающая мифы. -
Пест – короткий тяжелый стержень с
округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе.
Каменный, медный, деревянный пест. -
Помело – палка с намотанной на конце
тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла. -
Сказка – древнейший народный жанр
повествовательной литературы, преимущественно
фантастического характера, имеющий целью
нравоучение или развлечение. -
Ступа – тяжелый металлический, деревянный или
каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна,
кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках
о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой).
Приложение 1
Баба Яга
Приложение 2
Слайд 1
Добрый день, уважаемые гости и участники
конференции! Я ученик 1 класса Ломоносовской
средней школы имени М.В. Ломоносова Проурзин
Егор.
Цель моего выступления дать новую информацию по
теме проведенного мной исследования. Название
темы: «Образ Бабы-яги в русских народных
сказках».
Кто такая Баба-яга? Как она попала в сказку?
Существовала ли когда-нибудь Баба-яга? Я решил
найти ответы на свои вопросы.
Слайд 2
Это определило цель моей работы:
проанализировать образ Бабы-яги и сделать вывод
о ее сущности.
Слайд 3
Для достижения цели я поставил
следующие задачи: Є узнать из дополнительной
литературы о Бабе-яге; Є провести опрос среди
учащихся по теме работы; Є прочитать русские
народные сказки с участием Бабы-яги; Є
проанализировать образ Бабы-яги и сделать
выводы.
Слайд 4
Гипотеза: предположим, что Баба-яга
– это вымышленный персонаж русских народных
сказок.
Методы исследования:
-
думал самостоятельно;
-
читал книги;
-
спрашивал у взрослых;
-
проводил опрос;
-
анализировал
Слайд 5
Сначала я решил провести опрос среди
учащихся младших классов, так как мне стало
интересно, что думают другие ученики о Бабе-яге.
Им было предложено ответить на следующие вопросы
(указать рукой на слайд).
Все варианты ответов я указал после вопросов.
Ответы ребят помогли дальнейшему моему
исследованию. Я определил для себя основные
моменты, на которые должен обратить особое
внимание. Это: место обитания Бабы-яги, ее внешний
вид, волшебные вещи в сказках и животные,
служащие Бабе-яге.
В ходе исследования, я узнал, что Баба-яга – это
известный персонаж славянских волшебных сказок.
Прообразом Бабы-яги является славянская богиня
смерти. Я понял, что сказку всегда предваряет миф.
Слайд 6
На основе связей между различными
предметами, явлениями, действиями Бабы-яги я
сделал вывод о ее сущности. (Таблица 2)
Таблица 2
Образ Бабы Яги в русских народных
сказках
Название сказки |
Место обитания Бабы Яги |
Внешний вид |
Волшебные вещи в сказках и др. |
Животные, служащие Бабе Яге |
Положительный или отрицательный |
«Гуси-лебеди» |
«…стоит избушка на курьей ножке, об |
«…морда жилиная, нога глиняная» |
Золотые яблочки |
Мышка, гуси-лебеди |
Отрицательный, так как похищает детей, |
«Царевна-лягушка» |
«Стоит избушка на курьих ножках, |
«…зубы – на полке, а нос в потолок |
Клубок |
– |
Положительный, так как дает совет, как |
«Баба Яга» |
«Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба |
Баба Яга – костяная нога |
Гребешок, полотенце |
Кот, собаки, быки |
Отрицательный, так как хотела съесть |
«Баба Яга и Заморышек» |
«За тридевять земель на крутой горе |
Баба Яга – костяная нога (имеет 41 |
Волшебный платочек, огненный щит |
– |
Отрицательный, так как хотела |
«Василиса Прекрасная» |
«В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; |
«В ступе едет, пестом погоняет, |
Куколка; три всадника (белый, красный, черный); три пары рук |
– |
Положительный, так как помогла |
«Марья Моревна» |
«За тридевять земель, в тридесятом |
«Во весь дух на железной ступе скачет, |
Волшебный платочек |
Волшебные кони |
Отрицательный, так как хотела убить |
«Иван-царевич и Белый Полянин» |
«Прибежала к глубокой пропасти, |
Баба Яга – золотая нога |
Волшебная игла, шило |
– |
Отрицательный, так как билась с |
«Поди туда – не знаю куда, принеси то |
Избушка на курьих ножках |
Сидит седая старуха, прядет кудель |
Волшебный клубок, дубинка, топор, Сват Наум |
Лягушка |
Положительный, так как помогла |
«Заколдованная королевна» |
Три Бабы Яги. У старшей «стоит |
Баба Яга – костяная нога, старая, |
Ковер-самолет, сапоги-скороходы, |
– |
Положительный, так как помогла найти |
«Финист – ясный сокол» |
Три Бабы Яги. |
Ноги из угла в угол, губы на грядке, а |
Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряное донце и золотое веретенце |
Кот, собака, Серый волк |
Положительный, так как все трое |
«Сказка о молодильных яблоках и живой |
Три Бабы Яги (сестры). |
«…шелковый кудель мечет, а нитки |
Живая вода, молодильные яблоки |
Волшебные кони |
Положительный, так как дала совет, как |
Слайд 7
Таким образом, мое исследование
показало, что Баба-яга – вымышленный сказочный
персонаж. Сущность образа Бабы-яги в русских
народных сказках имеет более глубокий смысл
(нежели просто злая сварливая старуха). Это образ
величественной фигуры древней богини,
повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими
зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.
Литература
-
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной
сказки. – СПб., 1996. -
Святая Русь. Большая энциклопедия
Русского Народа. Русская литература / Сост.
О.А. Платонов. – М.: Институт русской
цивилизации, 2004. -
Хрестоматия школьника. Русские
народные сказки. – М.: Планета детства, 1999. -
Цыганенко Г.П. Этимологический словарь
русского языка. – Киев: Рад. шк., 1989.
В оформлении статьи использованы
иллюстрации Ивана Билибина к русским народным
сказкам.
Дом Яги – избушка на курьих ножках
Дом Яги – избушка на курьих ножках
Избушка Яги стоит на границе тридесятого царства, охраняя вход в него. В. Я. Пропп считает тридесятое царство миром мертвых. Яга, по его мнению, живет на границе мира живых и мертвых и является проводником в царство умерших. Предлагаю рассматривать Бабу Ягу как символ трансформации, смерти, но смерти внутреннего хаоса, присущего каждому человеку. Пропп пишет об обрядах посвящения юношей, о символической смерти посвящаемых и втором рождении во взрослую жизнь. Он проводит аналогии между этими обрядами и символами Яги. В момент посвящения происходит не физическая смерть, а смерть одного состояния – детства, наивности, неведения и рождение другого – зрелости и знания. Это момент трансформации. Рассмотрим символы, окружающие ягу и проверим – действительно ли они олицетворяют мир мертвых или являются этапами трансформации, смерти и возрождения.
Дом так же, как и тело человека, согласно представлениям древних славян, имел трехчленное деление. «Крыша дома уподобляется голове человека. Термины, обозначающие части головы, используются для описания элементов крыши: лобяк, лбище, залобник, чело (бел.) – фронтон дома; череповой венец – последний венец дома, более толстый, чем другие; череп – потолок избы, причелины – доски, на которые набиваются концы обрешетин, другое название причелин – косицы; усы – затесанные концы верхнего бревна, проушины – выемки стропил и т. д.
Голова человека (верх в анатомическом коде) и крыша дома (верх жилища) связаны с небесной сферой. Об этом свидетельствует солярная семантика орнамента крыши. Представления о связи головы человека с небом сохранились в фольклоре, например в описании былинной героини:
По косицам частые звездочки,
А во тем пекет красное солнышко».
(Верования. Ритуал. Символ. Н.Е. Мазалова. «Человек и дом: тождество русских представлений»).
Дом отождествлялся с космосом и человеком. «В мифологическом сознании человек выступает как универсальная модель Вселенной. Его тело может быть представлено и как единое целое, и как разделенное на части. Представлениям о теле как целом соответствуют и представления о доме; структурные элементы в модели человеческого тела (его части) имеют соответствия в модели мира (его элементы) и тождественны им. Об этом прежде всего свидетельствует народная лексика, а также обряды, верования и пр. Дом у восточных славян воспринимается как женское тело, эти представления сохранились у украинцев; например, загадка о хате: «Стоит Даша, надулася, полу открыла, людей впустила» (Верования. Ритуал. Символ. Н.Е. Мазалова. «Человек и дом: тождество русских представлений»).
Изба, являющаяся символом женского тела, принимая в себя человека, символически помещает его вновь в утробу матери. Таким образом, войдя в дом после законченного трудового дня, крестьянин возвращался в материнское лоно для возрождения, чтобы утром выйти из дома с новыми силами, заново рожденным.
Четырехугольный сруб избы отождествлялся в народном представлении с телом человека и сторонами света. Подпол отождествлялся с ногами человека и миром загробным.
Избушка Яги в отличие от обычной имеет вместо подпола курьи ноги, т.е. птичьи ноги. Можно сказать, что это символ подвижности дома-сознания, дома, «мечтающего взлететь». Избушка поворачивается вокруг своей оси: «стоит избушка на курьих лапках, кругом повертывается» («Царевна-лягушка». Обработка Афанасьева). Вращение – линия, замкнутая в круг, – символ бесконечности, бесконечного развития, эволюции и организации пространства.
Пропп отождествляет Ягу, лежащую на печи, с мертвецом, лежащим в гробу. Яга занимает всю избушку, которая, кажется, тесна для нее, ее нос в потолок врос. Из этого В. Пропп делает вывод, что она подобна мертвецу в тесном гробу. В народных представлениях мир мертвых связан с подполом дома. Если бы Баба Яга относилась к миру мертвых, то местом ее пребывания был бы подпол. Но Яга лежит на печи. Печь в народном представлении – аналогична сердцу человека, а устье печи аналогично материнскому чреву. Ее нос врос в потолок – область небесной сферы и мира духовного, можно сказать – Яга дышит мудростью неба. Таким образом, Яга находится между миром небесным – крышей дома и миром загробным, представленным курьими ножками. Ноги связаны с движением, это путь к цели. Если связать представления подпола с миром предков и замену подпола курьими ножками, то можно сделать вывод – это путь предков, это мобильный опыт этого пути, дающий Яге силу в мире проявленном, в сфере земного бытия человека.
Избушка часто окружена забором из человеческих костей с черепами. Кости – это объективный символ смерти. Но смерти чего? Череп при жизни защищает орган мышления – мозг, орудие разума. Обнаженный череп – символ смерти разума. Тын с черепами, акцент на смерти разума, живущего при жизни за черепом. Смерть сознания. Из черепов льется свет через глазницы, так что им можно освещать путь, как факелом. В сказке «Василиса Прекрасная» когда Василиса подходит к избушке Яги, наступает ночь. «Но темнота продолжалась недолго: у всех черепов на заборе засветились глаза, на всей поляне стало светло, как среди дня». Возвращаясь от Яги, Василиса освещает путь светом черепа, который погас только с наступлением утра.
Череп со светящимися глазницами – это символ смерти обыденного мирского разума. Свет же во многих культурах символизирует знание, дух, свет истины (см стр. 134, «Солнце», сказка о Финисте). Недаром пословица гласит: «Знание – свет, неведение – тьма». Т.е. происходит замена смертного ограниченного сознания сознанием бессмертным, истинным.
Нога у Яги костяная, что тоже акцентирует внимание на связи ее со смертью. Ноги связаны с процессом передвижения и отражают жизненный путь. Одна нога Яги, по всей видимости, живая, другая костяная – мертвая. Из этого можно сделать вывод, что Яга заведует тропами жизни и смерти, внутреннего развития и трансформации.
Яга обычно лежит на печи, «на девятом кирпичи», занимая почти все пространство избушки, «нос в потолок врос». Опираясь на представления славян о тождестве дома – космоса – человека, выясняем, что печь – это сердце. Таким образом, Баба Яга «лежит» на сердце дома. Исходя из того, что очаг считался «святилищем всесовершенной чистоты», которому люди молились о чистоте сердца, душевном и телесном здравии, Баба Яга, возлежащая на печи, покоится на этой святой трансформирующей преображающей силе огня.
Почему на девятом кирпиче? Вспомним символику числа девять, (см. «Символика чисел в сказках»). Это символ бесконечности и полноты определенной области бытия, познания, мира. Девятый кирпич говорит о том, что данная область, которой заведует Яга – область трансформирующей силы огня подвластна и известна ей полностью. Это сфера бесконечного преображения, бесконечных циклов смерти и возрождения.
Крыша и потолок соответствуют небу, духу, голове человека и мыслительной деятельности. Нос связан с дыханием, т.е. Яга дышит небесным миром, мудростью.
Яга часто стремится поместить героя или героиню в печь. Печь, как уже говорилось, уподоблялась сердцу. Одновременно устье печи символизировало материнское лоно. У древних славян был обряд перепекания младенцев, если они родились недоношенные, болезненные.
«От детской болезни, известной под названиями стень, сухотка и собачья старость, лечат так: когда придет время печь хлебы, то, посадив первую ковригу, посыпают лопату мукою, кладут на нее ребенка и до трех раз всовывают в устье истопленной печи… Тот же обряд совершается против грыжи и гнетеницы: это называется перепекать болезнь… Обыкновение класть хворых детей в печь известно и в Германии» (А.Н. Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу», том 2).
Почему трижды помещали в печь? Вспомним трехчленное деление мира, дома и тела человека по вертикали, где голова, крыша дома и небесный свод отождествлялись и были лоном духовного мира. Туловище человека, сруб избы, четыре стороны света – мир земного бытия человека, его плодов, область, где происходят трансформации – в огне сердца, очистительном пламени очага. А также сфера земная, сфера действий. Ноги человека и подпол отождествлялись с миром иным, загробным, связь с духами предков.
Рождение ребенка также связывалось с этим трехчленным делением. К матице, символизирующей Млечный Путь, привязывали веревку, за которую держалась роженица в момент родов. Считалось, что женщина проводит душу новорожденного из мира духовного – с алтаря небесной сферы, от сияния далеких звезд на землю, ее тернистые и прекрасные таинственные тропы.
Когда ребенок болел, его символически возвращали вновь в утробу матери для перерождения. Троекратное помещение в печь – это восстановление утраченной во время болезни гармонии трех миров – духовного, душевного и физического.
Также ребенка могли обмазывать тестом. Тесто, квашня являлись символом солнца и солнечных лучей. Символически ребенка оборачивали в свет. Затем укладывали на ухват и помещали в теплую печь. Когда его вынимали из печи, считалось, что он получил второе рождение, «допекся» или «перепекся» и стал здоровым.
Можно сделать вывод – Яга стремится перепечь, переродить героев, усадив на ухват и поместив в печь.
Мотив помещения ребенка в огонь с целью сделать его бессмертным мы встречаем в мифе Древнего Египта «Об Исиде и Осирисе». Исида, в поисках тела Осириса прибывает в Библ и становится кормилицей ребенка царицы. «…Исида кормила младенца, кладя ему в рот свой палец вместо груди. По ночам она сжигала смертные части его тела… Однажды царица подсматривала за ней, увидела своего ребенка, объятого огнем, и закричала, лишив его таким образом бессмертия» (Я. Липинская, М. Марциняк. «Мифология Древнего Египта»). Здесь огонь рассматривается, как символ бессмертия, перерождения, преображения смертной природы. Как и в славянской традиции, огонь в египетском представлении символ трансформации и второго рождения.
Атрибуты Бабы Яги – ступа и помело.
Для чего использовалась ступа? В ней происходило преобразование зерна в муку трансформация грубого в тонкое, несъедобного в съедобное посредством усердной работы. «Баба Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает» («Василиса Прекрасная»). Пест использовался для измельчения зерна, толчения. А ступа – сосуд, приемлющий зерно, сосуд, где происходит трансформация. Ступа вместо зерна вмещает в себя Бабу Ягу. Т.е. Яга и есть зерна, превращающиеся в муку, символ преобразовательной работы, перемалывающей все неудобоваримое для наилучшего усвоения. Ноги Яги, помещенные в ступу, – тропы жизни и смерти, мелющие муку судеб, чтобы испечь каравай вечной трапезы для идущих следом.
Почему Яга либо летает на помеле, либо помелом погоняет, либо след заметает? Зачем используется метла в обычной жизни? Для выметания мусора из избы и создания чистоты. Погонять помелом – это работа по созданию чистоты. Летать на метле – подняться над океаном заблуждений, летать на принципе деятельной чистоты.
Яга летает в ступе над лесом, погоняя пестом, заметая след помелом. Теперь осталось сложить вместе уже проанализированные символы. Она взлетает над миром иллюзий, а удается ей это за счет усердной работы, трансформирующей грубое в тонкое, грязное в чистое, несъедобное в съедобное.
Кто же она – Баба Яга? Во-первых, женщина, следовательно, принадлежит к сфере анимы, к эмоциональному началу. Яга стара. Старость указывает не только на близость к смерти, но на опыт, на мудрость, кладезь знаний. Следовательно, Яга – это мудрая душа, богатая опытом и бесконечным волшебным знанием, преобразующим хаос. Именно она указывает, где находится царство Кощея или Змея Горыныча – царство хаоса и иллюзий. Яга дает и волшебные предметы, и знание, как победить злое начало и освободить из его плена суженую или суженого.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.