Бабушкины сказки — Василий Максимович Максимов. Холст, масло. 92 x 67 см
Василий Максимович Максимов выходец из крестьянской семьи и как никто понимает трудности и нужду, знает традиции и быт деревенских жителей.
Его работа «Бабушкины сказки», пожалуй, одна из самых известных. Картина хороша тем, что в ней автор изобразил скорее внутреннее состояние персонажей, чем какое-либо действо. Но автором со знанием дела описано и нехитрое убранство помещения. Вверху под потолком подвешена люлька для младенца, сушится белье и тут же связка грибов или каких-то трав. По стенам размещены необходимые в хозяйстве вещи.
Под вечер в избе, освещенной лучиной, собралась вся большая крестьянская семья послушать любимые сказки. За длинный день, проведенный в трудах и заботах, такие сборы с тихими рассказами или беседами — это отдых для крестьян.
В центре полотна бабушка-рассказчица. Лицо ее задумчивое, доброе и мудрое прекрасно отражено художником. Натруженные руки никогда не знают покоя, вот и сейчас, в руках веретено, которое «поет» в унисон с рассказываемой сказкой.
Женщина с ребенком задумчиво ушла в свои мысли или заслушалась необыкновенной историей. Рядом сидящая молодая девушка заинтересована сюжетом и она, подперев рукой лицо, внимательно следит за рассказом.
Мужчины в левой части картины заняты своей работой, но и они нет-нет, да откладывают дела, увлекшись уж особенно занятным моментом. Но, конечно, дети — это самые благодарные и непосредственные слушатели. Все эмоции написаны на их бесхитростных личиках.
Двое ребятишек, сидящих напротив бабушки, просто замерли от захватывающей дух волшебной сказки и в нетерпении ожидают продолжения. За спиной сказительницы еще трое детей постарше. Конечно, им тоже интересно, но они уже более серьезны и вдумчивы.
Какие мы видим разные чувства всех изображенных персонажей, но сюжет объединен задумкой автора картины – правдиво показать крестьян. Он с любовью описывает их простое крестьянское жилище, их осмысленные с эмоциями лица.
Да, у них много работы и забот с малых лет, но они умеют искренне увлекаться, сопереживать, отдыхать и радоваться немудреным забавам.
Многофигурная композиция «Бабушкины сказки» – одно из самых известных произведений Василия Максимова. Навеянная воспоминаниями о матери, которая была мастерицей рассказывать сказки, эта картина в 1867 году была удостоена премии Общества поощрения художеств и принесла живописцу первый успех.
Сюжет картины несложен: поздним зимним вечером, в избе, освещенной неровным светом лучины, большая крестьянская семья увлеченно слушает старушку-рассказчицу. Жанровая сцена с подробностями быта крестьянской семьи предполагает неторопливое повествование художника. Максимов внимателен не только к каждому персонажу, но и ко всякой детали в картине, предлагая и зрителю подробное рассматривание и вживание в действие на полотне. Обращаясь к теме жизни русской деревни, художник с душевным теплом изображает внутреннее состояние персонажей. В центре полотна – старушка с веретеном. Ее характерное доброе лицо выражает раздумья. Рядом с ней молодая девушка, затаив дыхание, ждет продолжения сказки. Женщина с грудным ребенком увлеченно заслушалась необыкновенной историей. Дети и подростки с особым интересом воспринимают бабушкины сказы. Даже мужчины в левой части композиции, занятые своей работой, замерли на минуту.
Художник видит красоту в будничной, повседневной жизни крестьян, их обрядах, обычаях, фольклоре. Выходец из крестьянской среды, художник хорошо знал все стороны народной жизни, и это позволяло мастеру убедительно передать в картине подробности быта, осмыслить духовные возможности крестьян. «Я рад был, – писал Максимов, – решению пожить в деревне, на свободе ознакомиться с крестьянской жизнью, – не сквозь чужие очки и не по детским воспоминаниям, а во всей полноте моей подготовленности и любви». Интерьер избы художник писал с натуры, а для героев картины ему позировали деревенские дети. Живописец очень внимательно прописывает одежды персонажей и детали внутреннего убранства: зритель может разглядеть деревянную полку с посудой, люльку для младенца, подвешенную под потолком, корзинку на полу, связки сушеных грибов и лечебных трав, белье и одеяло у печи. Полотно поражает невероятной теплотой и уютом.
В 1867 году по совету друга, художника Аполлинария Горавского, картину приобрел Павел Третьяков для своей коллекции. А через три года, когда Максимов попросил произведение для выставки, Третьяков предложил внести в него изменения: «Я бы советовал и просил Вас исправить руки у женской фигуры с ребенком, которые весьма неправильны: левая, которая держит ребенка, вся ужасно длинна, а правая в верхней части длинна, а в нижней коротка, мне кажется, что можно исправить, и время до открытия выставки еще много». Однако художник не стал ничего исправлять, что не помешало ему сохранить дружеские отношения с коллекционером, который продолжил покупать произведения Максимова и экспонировать в своей галерее.
— Ваня, здравствуй! Разминулись мы с тобой сегодня. Я только пришла, а ты смотрю, уже уходишь из Третьяковской галереи?
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Да, я домой спешу — мы с родителями договорились вместе фильм посмотреть после ужина. Стараемся раз в неделю такие кинопросмотры устраивать, а потом обсуждаем.
— О, какая замечательная традиция у вас в семье!
— Это правда! Я раньше стеснялся делиться с мамой и папой своими мыслями, думал, не поймут они меня. А когда мы стали о фильмах беседовать, оказалось, что у нас так много общего!
— Да, искусство часто помогает людям разных поколений понять друг друга, найти точки соприкосновения.
— И особенно киноискусство!
— Я бы не стала так выделять кинематограф. Существуют и другие формы творчества, на протяжении столетий помогавшие хранить живую ниточку добрых отношений между отцами и детьми.
— Это какие же?
— Я могла бы показать тебе пример, запечатлённый в 1867 году на картине Василия Максимова. Если, конечно, у тебя есть возможность задержаться на десять минут.
— С радостью задержусь, ведь родители только через час с работы вернутся.
— Тогда пойдем… Вот, смотри!
— «Бабушкины сказки»? Интересная картина, таинственная! Полутёмная крестьянская изба, только лучина горит. В центре, у русской печки — старушка в платочке. Вокруг неё — ребятишки. Смотрят на бабушку во все глаза, очень им нравится её рассказ. Но, Маргарита Константиновна, причем здесь творчество, сближающее поколения? Мне кажется, бабушка просто рассказывает детям что-то занимательное, чтобы они не бегали по избе и не мешали никому.
— Просто, да не просто. Сказки, Ваня — это самое настоящее искусство. В повествование сказительница вкладывает своё отношение к жизни, веру и опыт. Герои волшебной истории не только попадают в невероятные обстоятельства, но и совершают подвиги ради любви и дружбы. Они защищают слабых, сражаются со злодеями, не жалеют себя. Так ребятишки без скучных нравоучений усваивают, что такое хорошо и что такое плохо. И вырастают единомышленниками своих отцов и дедов.
— Но как сказки можно назвать искусством, если они интересны только маленьким!
— Василий Максимов показывает, что это не так. Взгляни на картину — сказку внимательно слушают не только дети, но и взрослая девица за прялкой, и молодая мать с младенцем на руках. И даже старик, который мастерит что-то из кожи, отложил свою работу и весь обратился в слух. Художник вырос на Русском севере, под Волховом, и потому знал не понаслышке, как земляки-поморы относились к сказителям. Во время рыболовного сезона хорошему говоруну артель рыбаков выплачивала два пая — один за добытую рыбу, другой — за утешительный сказ.
— Утешительный?
— Конечно! Ценились сказки, от которых суровой северной зимой становится тепло на душе.
— Интересно, а до наших дней сохранились такие сказки?
— Сохранились, во многом благодаря Борису Шергину и Степану Писахову. Эти талантливые сказочники родились на Русском Севере во второй половине девятнадцатого века — как раз в то время, когда картина Василия Максимова «Бабушкины сказки» приобрела известность. В произведениях Шергина и Писахова отразились и неповторимый поморский говор, и сердечность, присущая северному фольклору. По их сказам, кстати, в 1988 году сняли сборник мультфильмов «Смех и горе у Бела моря». В этом названии вся суть заключена, пока смотришь — и посмеёшься, и поплачешь.
— Как вы говорите? «Смех и горе у Бела моря»? Я предложу родителям посмотреть. И про картину Василия Максимова «Бабушкины сказки» расскажу им. В нашем семейном киноклубе будет вечер, посвящённый традициям Русского Севера!
— Идея замечательная! А ещё можете посмотреть картину в Третьяковской галерее. Приходите всей семьёй — вместе побеседуем!
Многофигурная композиция «Бабушкины сказки» – одно из самых известных произведений Василия Максимова. Навеянная воспоминаниями о матери, которая была мастерицей рассказывать сказки, эта картина в 1867 году была удостоена премии Общества поощрения художеств и принесла живописцу первый успех.
Сюжет картины несложен: поздним зимним вечером, в избе, освещённой неровным светом лучины, большая крестьянская семья увлечённо слушает старушку-рассказчицу. Жанровая сцена с подробностями быта крестьянской семьи предполагает неторопливое повествование художника. Максимов внимателен не только к каждому персонажу, но и ко всякой детали в картине, предлагая и зрителю подробное рассматривание и вживание в действие на полотне. Обращаясь к теме жизни русской деревни, художник с душевным теплом изображает внутреннее состояние персонажей. В центре полотна – старушка с веретеном. Ее характерное доброе лицо выражает раздумья. Рядом с ней молодая девушка, затаив дыхание, ждет продолжения сказки. Женщина с грудным ребенком увлеченно заслушалась необыкновенной историей. Дети и подростки с особым интересом воспринимают бабушкины сказы. Даже мужчины в левой части композиции, занятые своей работой, замерли на минуту.
Художник видит красоту в будничной, повседневной жизни крестьян, их обрядах, обычаях, фольклоре. Выходец из крестьянской среды, художник хорошо знал все стороны народной жизни, и это позволяло мастеру убедительно передать в картине подробности быта, осмыслить духовные возможности крестьян. «Я рад был, – писал Максимов, – решению пожить в деревне, на свободе ознакомиться с крестьянской жизнью, – не сквозь чужие очки и не по детским воспоминаниям, а во всей полноте моей подготовленности и любви». Интерьер избы художник писал с натуры, а для героев картины ему позировали деревенские дети. Живописец очень внимательно прописывает одежды персонажей и детали внутреннего убранства: зритель может разглядеть деревянную полку с посудой, люльку для младенца, подвешенную под потолком, корзинку на полу, связки сушеных грибов и лечебных трав, белье и одеяло у печи. Полотно поражает невероятной теплотой и уютом.
В 1867 году по совету друга, художника Аполлинария Горавского, картину приобрел Павел Третьяков для своей коллекции. А через три года, когда Максимов попросил произведение для выставки, Третьяков предложил внести в него изменения: «Я бы советовал и просил Вас исправить руки у женской фигуры с ребенком, которые весьма неправильны: левая, которая держит ребенка, вся ужасно длинна, а правая в верхней части длинна, а в нижней коротка, мне кажется, что можно исправить, и время до открытия выставки еще много». Однако художник не стал ничего исправлять, что не помешало ему сохранить дружеские отношения с коллекционером, который продолжил покупать произведения Максимова и экспонировать в своей галерее.
#шедеврытретьяковки #деревнявживописи