В 6 классе школы дети часто составляют описания школьных кабинетов — биологии, истории, информатики, математики, физкультуры и т. д. Подобные задания очень полезны: они развивают описательные навыки, учат школьников грамотно и структурировано излагать свои мысли на письме. Примером такой работы является сочинение «Кабинет русского языка». Описание школьного класса обычно имеет вид небольшого эссе.
Мой любимый кабинет
В нашей школе все уроки проходят в разных кабинетах. Каждый учебный класс выглядит по-особенному: по его облику сразу можно понять, какой предмет в нем изучают. Например, в кабинете информатики стоят компьютеры, в классе биологии висят плакаты со строением разных животных, а в углу стоит искусственный скелет человека. В географическом классе висят карты мира и стран, стоят глобусы.
Больше всего мне нравится кабинет литературы и русского языка, потому что это мои любимые предметы. В классе в три ряда стоят красивые темно-зеленые парты и такого же цвета стулья. Стены чистые, бежево-белые, на подоконниках много цветов, а на окнах висят солнечно-желтые занавески, защищающие нас от яркого света. Из-за этого в кабинете очень уютно и спокойно.
Напротив входной двери стоит учительский стол темного дерева — за ним восседает наша классная руководительница Татьяна Сергеевна. За ее спиной висит большая классная доска темно-зеленого цвета, а рядом лежат разноцветные мелки.
Я очень люблю писать ими разные упражнения, которые задает Татьяна Сергеевна. Мелки приятно поскрипывают о доску, и на пальцах потом остается разноцветная пыль.
Рядом с классной доской находится большой белый экран для проектора.
Иногда на уроках литературы мы изучаем какую-нибудь книгу, а потом выключаем свет и смотрим фильм, снятый по этому произведению.
После этого мы всем классом его обсуждаем. Например, недавно мы смотрели фильм «Чучело» по одноименной повести Железникова.
На стенах висят портреты великих русских писателей и поэтов:
- Чехова,
- Толстого,
- Пушкина.
Под каждым изображением есть какое-нибудь мудрое изречение. Например, на портрете Льва Николаевича написано: «Нравственность человека видна в его отношении к слову». Мне очень нравятся слова Толстого: я уверена, что каждый уважающий себя человек должен с почтением и любовью относиться к родному языку и стараться сделать свою речь как можно более благозвучной и грамотной.
Также на стенах висят таблицы с различными правилами родного языка. Эти таблицы очень помогают, потому что во время урока ученики часто их разглядывают и благодаря этому запоминают, как пишется то или иное слово.
В кабинете всегда очень чисто и уютно. Я люблю сидеть на уроках и слушать плавную и мягкую речь Татьяны Сергеевны, объясняющей урок. Мне очень нравится изучать родной язык: каждый раз я удивляюсь тому, насколько он богат и сложен и какой могучей силой обладает.
Из всех изучаемых в школе предметов я очень люблю географию. Географ — и предсказатель погоды (по многим признакам он может это сделать), и замечательный турист, умеющий ориентироваться на местности и в считанные минуты устанавливать палатку. Он должен знать и землеведение, и экономическое положение разных стран, а также кто, где и когда был первооткрывателем. Кроме того, географ — очень интересный собеседник, у которого в запасе всегда есть несколько занимательных и удивительных историй.
Все это пронеслось в моей голове во время первого урока географии, когда мы знакомились с новым учителем и новым предметом. Само слово «география» в переводе с греческого языка означает «землеописание». А на нашей Земле ведь столько интересного! Земной шар огромен, и каждая страна имеет свое прошлое, свои неповторимые особенности. Я внимательно слушала учителя и разглядывала кабинет. Ни разу в жизни я еще здесь не была. Интересно!!! Прямо передо мной — доска, а справа и слева от нее — множество географических карт, которые можно передвигать при помощи специального механизма. Нет необходимости их постоянно снимать и прикреплять на доску на веревочке, если нужно — карта сразу перед глазами. Политическая карта расскажет как много в мире стран, как необычно называются в них города, на физической показано расположение рек и озер, гор и лесов. А на этой карте — температурный режим, здесь — подводные течения, здесь — горные породы. А вот и совсем удивительная карта — карта звездного неба. Конечно, ведь человечество осваивает не только новые земли, но и космические просторы. * Вдоль стены расположены стеллажи с книгами. На самой верхней полке стоит большой разноцветный глобус, а за ним десяток поменьше; наверное, нам будут раздавать их на уроках. А вот полочка с журналами «Вокруг света». Я знаю, там печатают много интересного, например, кто такие монегаски и где живет Дед Мороз, почему богаты шведы и какой национальности жители Люксембурга. А какие красочные там иллюстрации! А вот книга о первых экспедициях и кругосветных путешествиях. Кто такие викинги, Христофор Колумб, Фернан Магеллан и Николай Пржевальский? Что они выдающегося сделали? На других полочках я вижу атласы, аккуратные стопочки контурных карт. Вот и для нас приготовили местечко (с табличкой «6-А»). А учитель тем временем рассказывал, что на уроках мы познакомимся с географическими особенностями разных стран, с достопримечательностями городов и национальными особенностями, с народными традициями и выдающимися людьми. Мы узнаем о том, кто живет в Шри-Ланке и с какими удивительными животными можно встретиться в Австралии, узнаем, черны ли горы в Черногории, почему Франция называется Францией, родственники ли бретонцы и шотландцы, где живут папуасы и еще много- много интересного. Мы, оказывается, будем ходить на экскурсии и учиться писать отчеты об этом, составлять гербарии и коллекции минералов нашей местности и местности, где нам доведется побывать. Совершим «заочные» путешествия в Страну восходящего солнца — Японию и в тропические леса Южной Америки, в пустыни Северного Китая и в канадские степи. Многого же я еще не знаю! Но я очень хочу узнать о новых странах, их природе и жителях. С удовольствием буду приходить ла уроки в наш кабинет географии!
Класс русского языка
Раньше в нашей школе все кабинеты были одинаковыми и неуютными: потускневшая от времени краска на стенах местами слезла, потолки посерели от пыли, все парты были исписаны нерадивыми учениками. Прошлым летом в здании прошел капитальный ремонт: классы и коридоры обновили и оснастили современными технологиями.
Теперь в нашей школе необычайно уютно и красиво. Каждый кабинет раскрасили в свой цвет и дополнили тематическими атрибутами. В такой обстановке совсем другое настроение: хочется хорошо учиться и впитывать новые знания.
Особенно мне нравится кабинет русского языка и литературы — эти два предмета проходят в одном помещении, и ведет их учительница Мария Викторовна. В кабинете ярко-голубые стены — не тот холодный и скучный цвет, которым раньше красили школьные классы, а очень красивый. Такой оттенок у летнего неба — чистый, свежий и необычайно глубокий. Кажется, еще чуть-чуть, и увидишь на нем белые пушистые облака, плывущие в неведомые дали.
Со стенами отлично гармонируют оливково-зеленые парты, стоящие стройными рядами. Раньше парты были рассчитаны на двоих ребят, и мне это очень мешало. Мне нравится родной язык, но большинство моих одноклассников считают этот предмет скучным и неинтересным. Они все время ерзают, шепчутся, обмениваются записками, рисуют на партах или тетрадях. Все это очень отвлекает от урока. После ремонта старые парты убрали и на их место поставили новые и современные, на одного человека. Я очень этому рада: никто теперь не мешает учиться и не списывает из моей тетради.
На стенах висят плакаты и таблицы: на одних описаны правила грамматики для разных классов, например, правописание -н и -нн, на других перечислены распространенные словарные слова, которые не подчиняются общим правилам. Эти плакаты очень удобны во время контрольных — можно быстро подсмотреть то или иное правило. Правда, я редко это делаю, потому что много читаю и грамотно пишу без всяких подсказок.
Над доской висит портрет Александра Сергеевича Пушкина — великого русского поэта. Мне очень нравятся его стихи — витиеватые, изысканные. Как жаль, что сегодня люди разучились говорить так красиво и замысловато. Во времена Пушкина люди относились к словесности более уважительно и трепетно, а сегодня в человеческой речи полно иностранных словечек и жаргонных выражений.
Этот кабинет — мой любимый. В классе царит возвышенная и спокойная атмосфера, и когда заходишь сюда, ощущаешь всю красоту и величие русского языка — самого богатого и выразительного в мире.
Как происходит оснащение кабинета технологии по ФГОС?
Каждая школа имеет возможность использовать перечень средств для материального оснащения кабинета. Все варианты оборудования подразделяются на несколько категорий: обучающие средства учебно-практического, демонстрационного и наглядного предназначения, инструменты для мальчиков и девочек. Оснащение не ограничивается исполнением требований по закупке материально-технической базы, целесообразно добавить компьютерную и интерактивную технику.
Любое общеобразовательное заведение может использовать готовый перечень обучающих средств в качестве теоретический базы для процедуры оснащения. Предложенный министерством список не считается завершенным, а школы могут его пополнять за счет постоянных инвестиций.
Наполнение мастерских инновационными инструментами и оборудованием включает замену старых механических устройств новыми электрическими и интерактивными моделями.
В перечень общего учебно-практического и наглядного оборудования для технологического кабинета входят:
- Рабочая одежда для школьников;
- Средства для защиты глаз;
- Аптечка для оказания неотложной медицинской помощи;
- Технологические карты, схемы, плакаты и стенды по темам уроков.
В состав кабинета технологии включены устройства для изучения материалов для девочек и мальчиков. Занятия по технологии с девочками ориентированы на изучение основ швейного дела и кулинарии.
В зависимости от содержательного наполнения школьной программы, в кабинет технологии для девочек устанавливаются:
- Рабочие поверхности, стулья и столы.
- Швейные машинки, оверлок, ткацкий станок, манекены.
- Измерительные инструменты и приспособления для ручного шитья.
- Кухонное оборудование.
- Техника для тепловой обработки и разделки пищевых продуктов.
- Посуда и набор для сервировки стола.
Мальчики изучают столярное и слесарное дело, а также принципы ведения дома. Соответственно, в кабинете технологии потребуется наличие столярных инструментов, измерительное оборудование, материалы для разметки, слесарные приборы, электрические инструменты, бытовые приборы и инструменты для сантехнических работ.
Наша классная комната
Во всей школе не найти класса уютнее и красивее, чем наш кабинет литературы и русского языка. Может быть, именно поэтому родная речь — мой самый любимый предмет.
Стены в кабинете раскрашены в приятный оттенок луговой травы — кажется, будто само солнце подарило свои лучики, чтобы сделать его таким уютным и теплым.
Даже если за окном метет метель, мне кажется, что вокруг царит лето. На окнах висят легкие оранжевые занавески, за которыми прячутся разноцветные горшки с цветами — хлорофитумами, алоэ, геранью, каланхое, эвкалиптом, миртом. Каждый учебный год мы выбираем двух учеников, ответственных за цветы — они следят, чтобы растения были вовремя политы, не болели и не засыхали. Обычно ухаживать за цветами вызываются девочки.
Во главе комнаты стоит стол нашей учительницы. Он очень красивый, темно-вишневого цвета. Стол гораздо больше, чем у нас, но это и понятно: на нем Алла Андреевна хранит наши тетради, классный журнал, учебные пособия и книги. Иногда, когда в классе никого нет, я сажусь за учительский стол и представляю себе, что веду урок. В будущем я хочу стать педагогом и тоже преподавать родной язык.
Рядом с учительским столом висит темно-зеленая доска с двумя складными створками. На стенах висят портреты известных писателей и поэтов:
- Пушкина,
- Маяковского,
- Шолохова,
- Толстого,
- Фета,
- Булгакова.
Также повсюду висят плакаты с распространенными правилами грамматики. Если забудешь, как правильно писать, всегда можно найти подсказку на таком плакате. В углу стоит большой книжный шкаф, где хранятся учебники русского языка и литературы для разных классов, интересные тематические журналы и газеты.
Но самый необычный атрибут нашего кабинета — старый рояль, который стоит у задней стены. Раньше в этом классе был кабинет музыки, но потом для музыкальных занятий выделили другое помещение. Для уроков купили новый красивый и современный рояль, а старый так и остался стоять на прежнем месте. У Аллы Андреевны музыкальное образование по классу фортепиано, и иногда на переменках она играет на рояле красивую классическую музыку — мне очень нравится ее слушать, потому что произведения великих композиторов наполняют душу спокойствием и радостью.
В нашем классе очень приятно и комфортно учиться, здесь всегда царит спокойная и легкая атмосфера, все дышит уютом и мудростью. Сразу заметно, что люди, которые его оформляли, с большим уважением относятся к нашему прекрасному и могучему языку.
Разработка дизайна кабинета технологии
Сначала мы искали походящий интерьер и нашли красивое сочетание бежевого и бирюзового, и решили переделать кабинет технологии с использованием этой цветовой гаммы.
Дальше мы создали макет с учетом размеров 15х20.
Потом мы искали место для плакатов помощников. На них предполагается изображение техники безопасности и т.д
Для того, чтобы в классе было разрешено готовить, нужна чистота, а значит нам нужна посудомойка и две большие раковины.
Дальше мы рассчитали бюджет. У нас вышло ровно 250 000 тысяч.
Вариации задания
Сочинение на тему «Кабинет русского языка» может иметь разные формы. Самый распространенный вариант — попросить детей составить описание существующей классной комнаты. Школьникам постарше можно предложить сделать собственный проект кабинета: такое задание дает возможность пофантазировать, какой должна быть идеально оснащенная классная комната, какие современные технологии и решения можно использовать, чтобы сделать обучение родному языку (или другому предмету) максимально интересным и комфортным.
-
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
eduardorobbins320
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
География11 секунд назад
Пищевая и лёгкая промышленность
-
Физика16 секунд назад
Сила давления в жизни растений
-
Алгебра19 секунд назад
Привести подобные члены и найти значение многочлена
-
Биология4 минуты назад
Каких птиц (или их следы) можно встретить зимой. Чем они питаются? Приведи один-два примера.
-
Литература5 минут назад
Литература 8 класс
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика49 минут назад
Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту
А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С
-
Другие предметы51 минут назад
Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20574
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Составление плана
Прежде чем приступить к работе, рекомендуется разбить будущий текст на смысловые блоки. Это может выглядеть примерно так:
- Почему дети любят школу и свой класс?
- Главные особенности кабинета языка и литературы.
- Список портретов поэтов и писателей.
- Какие книги есть в кабинете?
- Где что расположено?
- Несколько слов об учителе.
Если сочинение пишется прямо на уроке, работа будет более простой, ведь кабинет перед глазами и можно подробно описать все, что в нем расположено. Писать текст про класс дома сложнее, поскольку потребуется использовать зрительную память.
Образец сочинения
Сегодня есть много готовых примеров, которые можно взять на вооружение, но сочинение на тему «Кабинет русского языка» все равно должно быть уникальным. Примерный его текст приведен ниже.
Я учусь в 7 классе общеобразовательной школы. Мой классный руководитель — учитель русского языка и литературы. В кабинете этих двух предметов мой класс проводит больше всего времени. Здесь проходят наши собрания, сюда мы прибегаем на переменах, чтобы обсудить с учителем математику, историю и другие предметы, в этом месте мы отмечаем праздники.
В нашей школе очень много кабинетов, но мой любимый именно этот. Сюда нас привели 1 сентября, когда я поступила в 5 класс, и рассказали, что не нужно бояться средней школы. Здесь учитель объясняет, что правильно, а что нет, как нужно вести себя, чтобы добиться большего в учебе. Тут мы изучаем правила родного языка и знакомимся с классикой русской литературы.
На стене кабинета напротив окна висят портреты великих писателей и поэтов — Пушкина, Есенина, Лермонтова, Достоевского и т. д. Под ними стоят стенды, где находятся рисунки учеников нашей школы, посвященные знаменитым литературным сюжетам.
В конце класса стоит огромный шкаф, полный книг. Каждый из нас может в перерыве между уроками или перед каникулами взять что-то почитать. Но обязательное условие — вернуть книгу на место вовремя, чтобы и другие могли в будущем с ней ознакомиться. В нашей небольшой библиотеке есть не только классические произведения, но и учебные пособия, которые помогут подготовиться к контрольным работам, семинарам или экзаменам.
Параллельно стене с портретами расположено окно. Оно выходит на наш школьный стадион. Вдоль окна стоит много цветов, многие из них принесли дети из дома и помогают ухаживать за ними. В остальном описание школьного кабинета мало чем отличается от других аудиторий — по пять парт в три ряда, доска и учительский стол. На нем часто стоят цветы, ведь наша учительница Ольга Андреевна очень их любит.
Я считаю, что язык и литература — это наиболее важные предметы для любого школьника. Они помогают развить в нас:
- грамотность;
- словарный запас;
- кругозор;
- умение отличать добро от зла;
- умение анализировать и т. д.
Все предметы в школе по-своему важны. Но язык, на мой взгляд, особая дисциплина, без которой человек не сможет научиться чему-то еще. И я очень рада, что мы изучаем его в таком красивом и опрятном кабинете с нашей классной руководительницей.
Кабинет
Соседняя с гостиной комната с большим итальянским окном и дверью на балкон дважды служила Толстому кабинетом: с 1856 по 1862 год и с лета 1902 года до его отъезда из Ясной Поляны 28 октября 1910 года. Здесь Толстой работал над произведениями: «Юность», «Семейное счастье», «Педагогические статьи», «Тихон и Маланья», «Поликушка», «Хатжи-мурат», «Воспоминанья», «Фальшивый купон», «После бала», «Корней Васильевич», «Алеша горшок», «Ягоды», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича», «Отец Василий», «Что я видел во сне», «Не могу молчать», «Песни на деревне», «Три дня в деревне», «Ходынка», «Нет в мире виноватых», «Сон» и др.
Находящиеся в кабинете вещи являются спутником почти всей жизни Толстого, начиная от рождения и до последних дней, проведенных в Ясной Поляне.
За этим столом написано большинство произведений великого писателя, в том числе «Война и мир» и «Анна крестьянка». При переводе кабинета в другие комнаты этот стол, как и находящийся здесь диван, переносились на новое место работы Л. Н. Толстого.
Привлекает внимание находящейся на столе глыба зеленого стекла (пресспапье), подаренное Толстому служащими и рабочими Дятьковского Мальцевского хрустального завода в год отлучения Толстого от церкви (1901). На глыбе монограмма и золотом надпись: «Вы разделили участь многих людей, идущих впереди своего века, глубокочтимый Лев Николаевич! И раньше их жгли на кострах, гноили в тюрьмах и ссылке. Пусть отлучают Вас, как хотят и от чего хотят фарисеи «первосвященники». Русские люди всегда будут гордиться, считаться Вас великим, дорогим, любимым».
Рядом с глыбой в деревянной черной рамке фото портреты трех братьев Толстых Николая, Дмитрия в молодости, Сергея в старости. Фотография Сергея Николаевича была снята М. Л. Оболенской, когда он в последний раз приезжал в Ясною Поляну. Толстой писал брату вскоре после его приезда 10 октября 1902 года: «Портрет твой вышел превосходный. Маша поставила мне его в рамочке на стол, и ты на нем необыкновенно красив… а главное, выражение самое настоящие».
Наиболее напряженно, в абсолютной тишине, Толстой работал в кабинете до 2-3 часов дня.
Висящая над письменным столом полка является точной копии полки, сделанным самим Толстым и сожженной фашистскими захватчиками в 1941 году. Верхняя ее часть занята энциклопедическим словарем Брокгауза и Ефрона. Среди многочисленных пометок Толстого на страницах словаря обращают внимание пометки в статьях о К. Марксе (т. 36), о Канте (т. 14) и о физике (т. 57).
Здесь же лежит небольшой социал-демократический сборник «О бойкоте третьей Думы», изданный в 1907 году, со статьей В. И. Ленина «Против бойкота (Из заметок с.-д. публициста)». Эта статья обратила на себя внимание Толстого. Он делает на ней пометки черным карандашом.
Направо от двери из гостиной, над полкой с книгами для раздачи посетителям, висит большой портрет Чарльза Диккенса. Толстой всю жизнь любил этого писателя за демократизм и гуманизм его творчества. В 1861 году в Лондоне он слушал лекции Диккенса о воспоминании.
Так же, как и отец, Сютаев отрицал церковь и обрядности, и так же, как и он, он проповедовал братство, любовь и «жизнь по божьи».
Все в табе, — говорил он, — где любовь, там и Бог». В мае-июне 1888 г. В. К. Сютаев был в Ясной Поляне.
Вся обстановка кабинета и многочисленные мелочи сохранились во всей полноте до наших дней и производят неизгладимое впечатление. Кажется, будто бы Толстой только что покинул эту комнату.
Это интересно:
Начало войны И когда 22 июня 1941 года фашистская Германия коварно напала на нас, кино могло с гордостью сознавать, что оно много сделало для нравственного воспитания патриотических чувств, для подготовки советского народа к обороне. Поэтому закономер …
Народная песня, ее происхождение и формы В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах и песнях находили выражение взгляды народа на окружающий мир. Но прочно удерживалась в памяти только такая речь, которая была обличена в ритмическую форму, имела вид песни. Поэтому история ли …
Периодизация времени в sae и хопи Такие термины, как summer, winter, September, morning, moon, sunset (лето, зима, сентябрь, утро, луна, заход солнца), которые у нас являются существительными и мало чем формально отличаются по форме от других существительных, могут быть п …
Сравнительный анализ классов
Кроме классической схемы сочинения с описанием школьного кабинета можно представить работу в виде сравнения с другими классами. В таком тексте план можно дополнить. После вступительной части идет блок с кратким описанием кабинетов по другим дисциплинам. Если это будет уместно по смыслу, тогда вставить его можно перед заключительной частью.
Хоть русский язык и литература — мои любимые предметы, я по-своему люблю и другие дисциплины, ведь понимаю, что человек должен развиваться не только в одном направлении. Каждый предмет мы изучаем в разных кабинетах. И все они оформлены по-разному:
- Математика. Стены кабинета пестрят разными формулами и примерами. На самом видном месте — таблица умножения. Ее должен знать каждый ученик.
- Химия. Портрет Менделеева и большой стенд с таблицей химических элементов есть в любой аудитории, где изучают этот предмет. На большом столе можно разложить все колбы для экспериментов.
- Труд — единственный предмет, у которого есть два кабинета. Один из них предназначен для девочек, а второй — для мальчиков. Будущие мужчины учатся столярному делу, изучают основы сантехники и т. д. Девочки в это время учатся готовить и шить.
- Биология. В первый раз мы боялись сюда заходить, поскольку у входа стоит муляж скелета. Но со временем привыкли.
- Информатика. Такой класс отличается от других наличием компьютеров. Здесь нас учат основам программирования и работе с программами и технологиями. А если остается немного времени в конце урока, разрешают даже поиграть в игры.
И это далеко не полное описание кабинетов нашей школы. Еще мы изучаем музыку, физику, историю. Конечно же, все любят физкультуру. В холодное время года этот урок проходит в зале, а летом мы занимаемся на стадионе.
Ясная Поляна. Дом Л.Н.Толстого
Дом Л.Н.Толстого. Краткую историю имения графов Толстых мы изложили в рассказе “Ясная Поляна“. В этой части пройдёмся по дому Льва Николаевича.
Оглавление
Лев Николаевич и Ясная Поляна
Напомним, что Л.Н.Толстой возвратился в Ясную Поляну в 1856 году, 28 лет от роду. Он приехал из Санкт-Петербурга и поселился в правом флигеле. Дом, в котором писатель родился и провёл детские годы, уже был продан “на своз”. Проходим через террасу, где в летнее время семья и гости пили чай, и оказываемся в передней. Взгляд сразу натыкается на книжные шкафы, заполненные множеством книг самого разнообразного содержания.
Книги находятся во всех жилых комнатах Толстых, многие из них – с пометками самого писателя. В шкафу рядом с печью хранятся ружья Толстого – в молодые годы он был страстным охотником и, описывая сцены охоты в романах “Война и мир”, “Анна Каренина”, рассказе “Охота пуще неволи”, излагал собственные впечатления.
У двери висит большая кожаная сумка. В ней ежедневно со станции Козлова Засека ( в настоящее время Ясная Поляна) в имение привозили почту – газеты и письма. В последние годы жизни писатель получал по 20-25 писем в день!
По крутой деревянной лестнице поднимаемся наверх.
Наверху стоят старинные часы XVIII века – своеобразный старожил этого дома. Они были куплены ещё дедом Льва Николаевича, князем Николаем Сергеевичем Волконским. Часы до сих пор исправны и время от времени можно слышать их мелодичный бой. Кроме часов, минут и секунд они показывают числа месяца.
Дом Л.Н.Толстого. Зал
С лестничной площадки дверь ведёт направо – в просторную комнату. Толстые называли её зал. Зал был столовой и гостиной одновременно – в этой комнате собирались домочадцы, многочисленные гости. “Всё клокотало около Льва Толстого, – он собой, своим духовным богатством, великим своим талантом, помимо воли, одарял всех, кто соприкасался с ним” – писал М.В.Нестеров.
Обстановка зала кажется скромной, хотя сам Толстой в последние годы жизни тяготился “барским” укладом в своём доме. В центре большой комнаты стоит обеденный стол. Во главе стола всегда сидела Софья Андреевна. Лев Николаевич садился по правую руку от неё. “Уголок серьёзных бесед” – так называлось место вокруг стола из красного дерева в углу у окна.
Здесь велись разговоры на политические, социальные темы, рассуждали о литературе и искусстве. Вокруг этого стола сиживали И.С.Тургенев, В.Г.Короленко, А.П.Чехов, А.М.Горький, И.Н.Крамской, И.Е.Репин, Н.Н.Ге, С.И.Танеев .
Портреты в доме Толстого
Со стены на нас смотрят портреты Толстых, работы прославленных мастеров. Портрет Льва Николаевича написан Иваном Крамским в то время, когда писатель работал над “Анной Карениной”. Толстой долго не хотел позировать художнику, а ведь портрет был заказан самим П.М.Третьяковым. Третьяков хотел создать галерею портретов знаменитых современников и без изображения Льва Николаевича она была бы неполной.
Наконец, Иван Николаевич Крамской сам приехал в Ясную Поляну и так понравился Толстому, что тот дал согласие позировать мастеру. Но поставил условие, что по окончании работы Крамской напишет копию и продаст Л.Н.Толстому за назначенную им самим цену. Мастер ответил, что копии писать не умеет и что ему будет легче исполнить два портрета.
Около месяца, с 6 сентября по 3 октября 1873 года Крамской ежедневно писал портреты писателя. Эти сеансы оставили неизгладимый след в жизни и художника, и писателя. Современники указывали, что художник Михайлов в “Анне Карениной” очень похож на Крамского.
“Помню, взойду я в маленькую гостиную, посмотрю на этих двух художников, один пишет портрет Толстого, другой пишет свой роман “Анну Каренину”. Лица серьёзные, сосредоточенные, оба художники настоящие, большой величины, и в душе моей такое к ним чувствовалось уважение”…- вспоминала Софья Андреевна.
Когда оба портрета были закончены, их выставили здесь же, в зале. Софья Андреевна писала сестре, что оба портрета “замечательно похожи, смотреть страшно даже”. Известный критик Стасов позже высоко оценил эти работы. “Оба портрета Толстого вышли у него истинными шедеврами, неоцененными изображениями великого русского писателя в эпоху средних его лет. Талант, ум, оригинальный склад натуры, непреклонная сила воли, простота, – ярко высказалась в лице и позе этого великолепного портрета”.
Крамской предложил Толстому выбрать один для себя. Лев Николаевич ответил, что не знает своего лица. “Неправда, всякий лучше всех знает своё лицо”, – ответил Крамской. Лев Николаевич выбрал этот портрет, другой находится в Третьяковской Галерее.
Справа от работы Крамского висят две работы его ученика, И.Е.Репина. Давайте послушаем участников события, они лучше нам расскажут, как создавались эти картины .
“У нас – завтра будет неделя – живёт Репин и пишет мой портрет и отнимает у меня время, но я рад и очень полюбил его…” – писал Толстой в письме В.Г.Черткову. Софья Андреевна уточняет: “Был художник Репин, приехал 9-го, уехал 16-го в ночь. Он написал два портрета Льва Николаевича: первый он начал в кабинете, внизу, остался им недоволен и начал другой наверху, в зале, на светлом фоне. Портрет удивительно хорош. Он пока у нас, сохнет. Первый он кончил на скорую руку и подарил мне”.
Сам Репин одной работой остался очень недоволен: “Нет воздуха и перспектива неверна”. Сын писалеля, Сергей Львович с ним не согласился: “В этом портрете глаза, острые небольшие серые глаза Льва Николаевича написаны так поразительно верно, как они не изображены ни на каком другом портрете Толстого, того же Репина или других художников”.
Другая работа Репина – портрет старшей дочери Толстых Татьяны Львовны. Она была ученицей художника. “Я просила Репина написать портрет дочери Тани. Репин тотчас же согласился: он очень любил и ценил высоко нашу Таню и взялся писать её портрет…. Сначала мне портрет нравился, как картина, но сходство было мало. Но под конец явилось и сходство, и я очень люблю этот портрет. Помню, что Репин очень спешил в Петербург… и потому не мог кончить писать руки. Так эти руки и остались в виде набросков…” – писала С.А.Толстая.
Слева на стене мы видим портрет Марии Львовны работы Николая Ге.
Татьяна Львовна вспоминала: ” Я начала раз при нём (Н.Н.Ге) портрет сестры Маши для того, чтоб он на практике дал мне некоторые указания. Когда я его подмалевала, Ге подошёл, посмотрел и не одобрил моей работы. “Ах, Таня, разве можно так писать. Надо вот как!” – и, взяв из моих рук палитру и несколько больших кистей, он переписал весь подмалёвок. Потом он передал мне палитру и велел продолжать. Но начало было так хорошо, что мне не хотелось его портить и мы упросили его кончить портрет, что он и сделал”. В портретной галерее справа на стене, у окна висит портрет жены писателя, Софьи Андреевны Толстой (в девичестве Берс).
“Лев Николаевич заказал художнику Валентину Серову мой портретет масляными красками. Я позировала почти ежедневно и портрет, начатый прекрасно, Серов потом испортил. Да и позу он мне, живой, бодрой, придал какую-то мне не свойственную, развалившуюся. Всех было 19 сеансов…”- записала София Андреевна в дневнике. Игорь Грабарь вторил С.А.Толстой: “Портрет корректный, деловой, но не увлекающий, как не увлекла Серова и сама модель”.
Семейная портретная галерея продолжается на противоположной стене. Дед Толстого, о котором уже упоминалось в рассказе об усадьбе Ясная Поляна, генерал от инфантерии, Николай Сергеевич Волконский.
Есть все основания верить, что Лев Николаевич придал черты своего деда князю Николаю Андреевичу Болконскому в романе “Война и мир”. “Князь был свеж для своих лет, голова его была напудрена, частая борода синелась, гладко выбрита… Он держался прямо, высоко неся голову, и чёрные глаза из-под густых, широких чёрных бровей смотрели гордо и спокойно над загнутым сухим носом, тонкие губы были сложены твёрдо”. Описание князя Болконского полностью соответствует чертам лица человека, изображённого на портрете.
Портрет деда писателя по отцовской линии – тайного советника Ильи Андреевича Толстого висит слева от двери. По свидетельству Ильи Львовича, сына писателя, его прадед был знатным хлебосолом и прожил огромное состояние своей жены, Пелагеи Николаевны Горчаковой. Л.Н.Толстой говорил, что он посылал стирать бельё в Голландию. Все признавали, что Илья Львович лицом походил на прадеда. И если мы вспомним Илью Андреевича Ростова в эпопее “Война и мир”, то непременно найдём сходство с дедом писателя по отцовской линии.
Ещё один портрет предка Л.Н.Толстого – прадеда по отцовской линии – Николая Ивановича Горчакова. Семейная легенда повествует, что он очень любил пересчитывать деньги. Когда же совсем ослеп, то просил принести доверенного слугу шкатулку из красного дерева, где хранил деньги. Отпирал её ключом и на ощупь пересчитывал старые, мятые ассигнации. Вороватый слуга незаметно подменял банкноты газетными листами. Николай Иванович думал, что пересчитывает деньги, на самом деле перебирал бумажки.
Лев Николаевич очень интересовался своей родословной, работая над неоконченной повестью “Труждающиеся и обременённые”. Героями этого произведения были представители рода Горчаковых. Мать Н.И.Горчакова, урождённая Мордюкина впоследствии стала инокинею, подвизалась около 30 лет в Киеве во Флоровском монастыре. В доме сохранился её портрет. Это самый ранний портрет в галерее предков.
Ещё один портрет – Екатерины Дмитриевны Волконской, бабушки Льва Николаевича, жены Николая Сергеевича Волконского. Портрет приписывается Фёдору Рокотову, прославленному портретисту екатерининского времени.
Лев Николаевич не мыслил своей жизни без музыки и рояль, стоящий в зале – вещь естественная и совершенно необходимая. На этом рояле играли многие прославленные музыканты того времени, включая композитора Сергея Ивановича Танеева. Любимым автором Толстого был Шопен. “Шопен в музыке то же, что Пушкин в поэзии”, – говорил писатель. Все члены семьи играли на фортепиано, часто в четыре руки. В доме нередко звучала народная музыка, писатель очень любил и ценил народное творчество. Лев Николаевич сам любил музицировать и даже написал вальс и песню “Как 4-го числа…”
Предлагаю послушать вальс Толстого (исполняет А.М.Спивак), а мы перейдём в малую гостиную.
Малая гостиная. Дом Л.Н.Толстого
Малая гостиная – следующая после зала комната. Многие годы в этой комнате жила Татьяна Александровна Ергольская. “Тётенька” Льва Николаевича замуж не вышла и всю жизнь посвятила воспитанию пятерых детей Толстых, очень рано осиротевших (Льву было 2 года, когда умерла его мать, в 9 лет он потерял отца). Дальняя родственница Толстых была третьим по значимости лицом для Льва Николаевича после отца и матери. Конечно, писатель не мог не упомянуть её в своих произведениях. Мы узнаем Татьяну Александровну в образе Сони в “Войне и мире”, тётеньки Нехлюдова в “Романе русского помещика” и “Утре помещика”.
После смерти Т.А.Ергольской в 1874 году эта комната стала малой гостиной. Когда в зале становилось очень шумно от разговоров, споров, для спокойной беседы Лев Николаевич с собеседниками переходили сюда. Но более эта комната связана с Софьей Андреевной.
Верная спутница Толстого на протяжении почти 48 лет совместной жизни (поженились, когда Л.Н. было 34 года, ей – 18 лет) была незаменимой помощницей в его огромном творческом труде. Она по нескольку раз переписывала черновики мужа, испещрёные неразборчивым почерком, перечёркнутые, со многими поправками, порой написаными вертикальными строчками поверх горизонтальных.
На протяжении 30 лет без перерыва вынашивала, вскармливала, воспитывала детей, их у Толстых было 13. Кроме того шила, вязала, управляла домом, принимала гостей. “Она сидела в гостиной около залы, у своего маленького письменного стола, и всё свободное время она писала. Нагнувшись над бумагой и всматриваясь своими близорукими глазами в каракули отца, она просиживала так целые вечера и часто ложилась спать поздней ночью после всех”, – писал о матери Илья Львович.
Софья Андреевна с удовольствием переписывала произведения Толстого. “Переписывание “Войны и мира” и вообще сочинений Льва Николаевича доставляло мне большое эстетическое наслаждение. Я ждала вечера без страха перед трудом, а с радостью перед тем, что даст мне вновь наслаждение знакомство с дальнейшим ходом его произведения. Меня восхищала эта жизнь мысли, эти изгибы, неожиданности и непостижимые разнообразные формы его творчества” – вот строки из её воспоминаний.
Стены малой гостиной, как и стены зала украшают портреты родственников Л.Н.Толстого и пейзажи художника И.П.Похитонова. Похитонов гостил у Толстых некоторое время и написал несколько пейзажей, которые всем понравились. Художник совершенно умилил Софью Андреевну, подарив ей пейзаж той части леса, где зарыта “зелёная палочка”. (О “зеленой палочке” см. ниже, а также в статье “Ясная Поляна“).
Среди портретов следует обратить внимание на изображение первого владельца Ясной Поляны, прадеда писателя Сергея Фёдоровича Волконского. Семейное предание повествует о том, что он остался жив, участвуя в боевых действиях Семилетней войны благодаря иконе, надетой на грудь по просьбе жены. Вражеская пуля, попавшая ему в грудь, не причинила вреда.
Портрет С.А.Толстой тоже имеет свою историю.
Пусть её расскажет дочь Татьяна Львовна: “Моя мать была написана сидящею в кресле, в бархатном платье с кружевами. Но раз утром Николай Николаевич (Ге) пришёл в столовую пить кофе и объявил нам, что портрет никуда не годится и что он его уничтожит. – Это невозможно, – говорил он. – Сидит барыня в бархатном платье, и только и видно, что у неё сорок тысяч в кармане. Надо написать женщину, мать. А это ни на что не похоже… Таким образом, портрет этот был уничтожен и только через несколько лет написан другой. На нём моя мать изображена стоя, в чёрной накидке с моей младшей сестрой Сашей…”
Кабинет. Дом Л.Н.Толстого
Соседняя комната в разные годы служила Толстому кабинетом. Так было и до женитьбы в 1862 году и в последние 8 лет его жизни. Здесь, за старым письменным столом из персидского ореха, написаны многие произведения писателя. Стол, оклеенный зелёным сукном, принадлежал отцу писателя. За этим столом написаны и “Война и мир”, и “Анна Каренина”. Кабинет Льва Николаевича располагался в разных комнатах, но этот стол всегда служил ему рабочим местом.
Некоторые письменные принадлежности попали в рассказы и романы Толстого. “На письменном столе она увидела знакомое ей пресс-папье с бронзовой собачкой”, – замечает Толстой в “Воскресении”. Это пресс-папье было особенно дорого писателю, оно принадлежало “тётеньке” Т.А.Ергольской и всегда стояло у неё на столе.
Здесь же мы увидим портреты трёх братьев Толстых – Сергея Николаевича, Николая Николаевича и Дмитрия Николаевича.
В ящиках письменного стола по сей день хранятся ручки Толстого со следами чернил, карандаши, ножи для разрезания книг и несколько нераспечатанных писем, пришедших в Ясную Поляну после ухода и смерти Толстого.
Перед столом стоит низенькое детское кресло, некогда принадлежавшее Татьяне Львовне. Лев Николаевич был близорук, но никогда не носил очков, сидел на низких стульях, а иногда даже подпиливал ножки чтобы лучше видеть. За письменным столом, у стены стоит диван, который старше писателя. Этот диван стоял в старом не сохранившемся доме, в спальне матери Льва Николаевича. На нём родился сам Толстой. На нём родились 11 детей Толстого и двое его внуков.
Его описание мы встретим в “Анне Каренине”, в “Войне и мире”, “Детстве”, “Утре помещика” и других произведениях.
У двери стоит маленький фонограф. Этот аппарат прислал Толстому в подарок сам Томас Эдисон на 80-летний юбилей писателя.
В первые месяцы Л.Н. пользовался фонографом, записал несколько писем, начало статьи. Но процедура записи показалась ему сложной и он перестал им пользоваться. Хотя запись голоса Л.Н.Толстого сохранилась и посетители могут её послушать. Как и в зале, в комнате висит несколько портретов, гравюр, фотографий. На стене над столом – пять гравюр “Сикстинской мадонны” Рафаэля.
Лев Николаевич получил литографии в подарок и очень дорожил ими. Он не помнил своей матери, не сохранилось и ни одного её изображения. Картина Рафаэля заменяла Толстому образ матери, в “Сикстинской Мадонне” он видел женщину, мать, добрую, любящую и очень красивую, такую, какой представлял себе рано ушедшую М.Н.Толстую (Волконскую).
На круглом столе лежат два тома романа Ф.М.Достоевского “Братья Карамазовы”. Л.Н. читал первый том перед отъездом из Ясной Поляны. Книга раскрыта на стр. 359 (издание 1882 года), там есть единственная в книге пометка писателя, отчёркнуто несколько строк в главе “О аде и адском огне”.
Кабинет писателя – свидетель его последних дней в Ясной Поляне. Он провёл здесь несколько часов перед уходом в ночь на 28 октября 1910 года. На столе стоит свеча. Лев Николаевич сам загасил её перед уходом и никто больше не трогал огарок. (Обратите внимание на пресс-папье с бронзовой собачкой).
Вся обстановка была восстановлена до последних мелочей и кажется, что писатель ненадолго отлучился, скоро вернётся и продолжит работу.
Спальня
В соседней с кабинетом комнате Лев Николаевич принял окончательное решение навсегда уйти из дома. В семье уже давно была тяжёлая обстановка. Толстой хотел продать дом, уйти жить в крестьянскую избу. Такое решение одобряли немногие члены семьи. Писатель составил завещание, по которому он отказывался от авторских прав на произведения, написанные до 1881 года. Софья Андреевна знала об этом документе и его существование беспокоило жену писателя. В ночь на 28 октября Л.Н. проснулся, он спал в этой комнате, и увидел свет в кабинете. Он решил, что жена ищет завещание и хочет его уничтожить.
Свой уход писатель обдумывал давно и сделал несколько шагов к освобождению от собственности задолго до разрыва – земля была разделена между детьми в ещё 1891 году.
Завещание Толстого, его условий, авторских прав и отношение жены и детей к этому – отдельная, непростая тема, лежащая далеко за рамками знакомства с музеем. Кому интересно – отсылаю к источнику. Здесь же привожу лишь строки из последнего письма жене, написанного в ночь ухода:
“Отъезд мой огорчит тебя. Сожалею об этом, но пойми и поверь, что я не могу поступить иначе. Положение моё в доме становиться, стало невыносимым. Кроме всего другого, я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста – уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни…”
Почти вся мебель в спальне принадлежала “тётеньке” Т.А.Ергольской и отцу Толстого.
Умывальник красного дерева возили в обозах русской армии во время заграничных походов Н.И.Толстого.
Слева и справа от умывальника – два ведра. Л.Н. в последние годы жизни не считал возможным пользоваться трудом другого человека и сам себя обслуживал. В одном ведре он приносил чистую воду, из другого – выносил использованную. Рядом висит палка-стул, незаменимый спутник писателя во время пеших прогулок и гантели Л.Н. Железная кровать накрыта покрывалом с греческим узором, связанным Софьей Андреевной. Л.Н. не признавал пружинный матрацев и спал на волосяных.
На кровати лежит маленькая подушечка. На ней внизу чёрными шерстяными нитками вышито: “Одна из 700 Ш-х дур” (Шамординских дур). Младшая сестра, Мария Николаевна, подвизалась в Шамординском женском монастыре и таким образом ответила на ироническое замечание брата об уставе монастырской жизни. Над кроватью – рубаха, сшитая Софьей Андреевной. Толстой очень любил рубахи такого покроя и жена сама их шила. Этот покрой популярен до сих пор, их так и называют – “толстовки”.
На простой тумбочке у кровати – необходимые вещи.
“Маша, дочь, так хороша, что постоянно сдерживаю себя, чтобы не слишком высоко ценить её”, – говорил Л.Н. о любимой дочери. “Смотрю на твой милый портрет над собой”… – писал Татьяне Львовне. Два фотопортрета С.А. были сделаны в 1880 и 1884 годах.
Комната С.А.Толстой
Рядом со спальней Л.Н. находится комната С.А. Толстой.
Роль жены великого писателя, матери большого семейства, человека высокообразованного и увлекающегося хорошо понял Максим Горький: “Лев Толстой был самым сложным человеком среди всех крупнейших людей XIX столетия. Роль единственного интимного друга, жены, матери многочисленных детей и хозяйки дома Льва Толстого – роль, неоспоримо, очень тяжёлая, ответственная….”
В эту комнату С.А. перешла в 1897 году, раньше здесь жили дочери. О занятиях С.А. лучше всего пишет её внучка, А.И.Толстая-Попова: “Работы у бабушки бывали всегда самые разнообразные. Она сама шила деду блузы, бельё, метала, чинила и делала всё просто, как будто незаметно для себя. Она всегда была занята. Утром она записывала расходы, приводила в порядок вещи, мерила платья, которые постоянно шились и перешивались. Напившись кофе, она начинала играть гаммы или бежала – про неё нельзя сказать, что она ходила, – с масляными красками зарисовывать пруд, аллею, грибочки, травки, цветочки, дом, то она что-то писала, почти ежедневно делала записи в дневнике, то она приводила в порядок разбросанные книги… то приходили корректуры, и она с утра садилась в гостиной рядом с кабинетом деда и занималась”.
Стены в комнате почти сплошь завешаны фотографиями. С.А. увлекалась фотографией и оставила большое количество снимков и негативов.
У окна стоит старая швейная машина. Это исторический аппарат, на нем пошиты все блузы Л.Н.
В доме очень мало икон. Одна из них – в комнате С.А. – образ Спаса Вседержителя в серебряном позолоченном окладе.
Старинная икона принадлежала деду и бабушке Л.Н.. Образ считали чудотворным. По преданию, по молитвам Пелагеи Николаевны Толстой этому образу, её муж, Илья Андреевич, оправился после тяжёлой болезни. После этого, по обету П.Н.Толстой, на образ сделали оклад.
Среди фотографий в комнате С.А. над кроватью мы найдём портреты её умерших детей – Алексея, Ивана, Андрея. Над письменным столом ещё один портрет умершего от скарлатины младшего семилетнего сына Ванечки. Смерть этого доброго одарённого ребёнка была большой трагедией для всей семьи.
Кровать была куплена сыновьями в 1906 году, когда С.А. заболела. В этой комнате С.А. жила последние годы своей жизни.
“И вот началась моя одинокая жизнь в Ясной Поляне, и та энергия, которая тратилась раньше на жизнь, уходила и уходит теперь на то, чтоб достойно и покорно воле Божьей нести своё скорбное существование. Стараюсь заниматься только тем, что так или иначе касается памяти Льва Николаевича. Живу в Ясной поляне, охраняя дом с той обстановкой, какая была при Льве Николаевиче, – и его могилу. Хожу почти ежедневно на могилу, благодарю Бога за то счастье, которое мне было послано раньше, а на последние наши с мужем страдания смотрю, как на искупление грехов перед смертью”, – рассказывала С.А. о последних годах своей жизни.
Предложение приобрести в казну имение графа Толстого для устройства в нём музея было отвергнуто оберпрокурором Святейшего Синода графом Победоносцевым. Вопрос был подан на Высочайшее рассмотрение. Резолюция Николая II была краткой и категоричной: “Нахожу покупку казною имения графа Толстого недопустимою”.
Умерла С.А. в 1919 году в возрасте 75 лет от воспаления лёгких. Ясная Поляна была оккупирована нацистами в 1941 году. Но всю обстановку дома удалось эвакуировать.
При отступлении фашисты развели костёр в комнате С.А. Однако, находившиеся поблизости яснополянские крестьяне быстро предотвратили пожар и спасли дом.
Секретарская
“Канцелярия” – так Л.Н. называл две комнаты в северной части дома. Одна из них – библиотека, другая – “секретарская” или “ремингтонная”. Последняя несколько раз меняла назначение. Здесь жила С.А., была детская и комната для няни, комната дочерей, гостевая комната для приезжающих. С 1864 по 1866 год здесь был кабинет Л.Н., где писатель работал над “Войной и миром”. С 1907 года в этой комнате работали секретари писателя – Н.Н.Гусев, В.Ф.Булгаков, отсюда и название, “секретарская”. “Ремингтонной” её величали по названию фирмы – изготовителя пишущих машин “Ремингтон”. Сохранилась машинка, на которой перепечатывались рукописи. На ней же размножались статьи, запрещённые цензурой.
В “секретарской” часто разбирали почту. Толстой получал письма с всего света. Доктор писателя, Д.П.Маковицкий вспоминал, что Л.Н. всегда сам смотрел письма с надписью “Толстову”. “Как только “Толстову”, с удовольствием смотрю. Красивым почерком, на хорошей бумаге – неинтересное; скверный почерк, скверная бумага – от мужика и, наверное, интересно”. Рядом с секретарской находится библиотечная.
Библиотека
Вся библиотека дома насчитывает 10 277 томов. Значительная часть книг находится в этом помещении, но книги хранятся по всему дому. Начало библиотеки положено Н.С Волконским и Н.И.Толстым.
Состав библиотеки очень разнообразен, в ней есть книги на английском, французском, немецком, итальянском, шведском, японском, греческом, сербском, древнееврейском, испанском, датском и других языках. Л.Н. в совершенстве владел французским, немецким и английским языками. В разной степени он знал польский, чешский, болгарский, татарский, итальянский, арабский, голландский, латинский, греческий и древнееврейский, последние изучал на закате жизни. Л.Н. очень много читал и его близкие отмечали, что он очень долго сохранял в памяти прочитанное. Многие книги содержат автографы авторов – русских и иностранных писателей. Из бытовых предметов библиотеки интересен чернильный прибор с надписью “Что написано пером, не вырубить топором”, преподнесённый Л.Н. яснополянским крестьянином Никитой Деевым.
Так же, как и в комнате С.А., в библиотеке фашисты развели костёр и эта комната пострадала больше всего – в огне погибли два, к счастью, пустых шкафа, выгорел пол. Повреждения были устранены уже в 1942 году.
Комната Маковицкого
Через маленький коридор, направо находится “комната Маковицкого”.
Она много раз меняла назначение до того, как здесь стали жить домашние врачи, с 1904 и до смерти Толстого – Душан Петрович Маковицкий. Последние эпизоды перед уходом Л.Н. тоже разворачивались здесь.
“…28 октября утром в 3 часа, Лев Николаевич в халате, в туфлях на босые ноги, со свечой разбудил меня, лицо страдающее, взволнованное и решительное, сказал мне: – Я решил уехать. Вы поедете со мной. Я пойду наверх, и вы приходите, только не разбудите Софью Андреевну. Вещей много не будем брать, самое нужное”, – писал Д.П.Маковицкий.
Комната под сводами. Дом Л.Н.Толстого
Дверь из комнаты Маковицкого ведёт в “комнату под сводами”. Комната не совсем обычна. Во времена Волконского это помещение служило кладовкой, на стене сохранились крюки для подвешивания окороков или рыбы. (На снимке такой крюк виден в правом верхнем углу).
Остатки чугунных решёток на окнах заметны по сей день. Позже был сделан деревянный пол и как многие комнаты в доме, в этом скромном помещении в разное время были детская, столовая, комната сына. В этой комнате было прохладно и в жаркие летние дни писатель любил работать именно здесь.
В общей сложности она служила Толстому кабинетом около 20 лет. Здесь родился замысел эпопеи “Война и мир”, здесь было написано и начало романа.
Обстановку этой комнаты лучше всего описывает скульптор И.Я.Гинзбург в статье “Как я работал в Ясной Поляне”: “Лев Николаевич уже сидел в своей комнате у окна и писал. Меня поразила обстановка, среди которой работал Лев Николаевич. Старинный подвал напоминал средневековую келью схимника. Сводчатый потолок, железные решётки в окнах, старинная мебель, кольца на потолке, коса, пила – всё это имело какой-то таинственный вид. Сам Лев Николаевич в белой блузе, сидит, поджав ногу, на низком ящике, покрытом ковриком, напоминая какого-то сказочного волшебника. Он удивлённо на нас посмотрел, когда мы вошли, и сказал: – Работать пришли? Прекрасно. Так ли я сижу?”
В “комнате под сводами” же в 1906 году произошла трагедия – умерла любимая дочь Л.Н. – Мария. На руках у отца, от крупозного воспаления лёгких. Л.Н. “…лишился… единственного источника тепла, которое под старость лет становилось для него всё нужнее и нужнее”, – записал в воспоминаниях Илья Львович. Старинное длинное кресло, стоящее в комнате, было очень дорого Софье Андреевне. Накануне свадьбы, в августе 1862 года она с матерью, сёстрами и братом заезжала в Ясную Поляну. Л.Н. сам принёс необходимые для ночлега вещи и своими руками постелил ей постель в кресле в “комнате под сводами”.
В 1891 году Илья Ефимович Репин работал с натуры над картиной “Толстой в яснополянском кабинете под сводами”. С.А. вспоминала, что они вели продолжительные беседы об искусстве, религии.
В 1910 году в “комнате под сводами” жила младшая дочь Александра Львовна.
Ночью 28 октября 1910 года к ней постучался отец и сказал, что решил уехать. “Я сейчас уезжаю… совсем… Пойдёмте, помогите мне уложиться. – Ты разве уезжаешь один? – со страхом спросила я. – Нет, беру с собой Душана Петровича. Мы наскоро оделись и пошли наверх и стали помогать отцу укладываться. Сердце усиленно билось, руки дрожали, и я всё делала не то, что нужно было, бралась не за то, спешила, роняла… Я ждала его ухода, ждала каждый день, каждый час, но тем не менее, когда он сказал: “Я уезжаю совсем”, меня это поразило, как что-то новое, неожиданное. Я никогда не забуду его фигуру в дверях, в блузе, со свечой в руках, освещающей его светлое, прекрасное и вместе с тем полное решимости и твёрдости лицо”, – писала А.Л.Толстая.
Комната для приезжающих
Последняя комната в доме – “комната для приезжающих”. В ней тоже одно время был кабинет Л.Н. “Внизу, под залой, рядом с передней папа устроил себе кабинет. В стене он велел сделать полукруглую нишу и в ней поместил мраморный бюст своего любимого покойного брата Николая. Этот бюст сделан за границей с маски, и папА говорил нам, что он очень похож, потому что его делал хороший скульптор по указанию самого папА” – вспоминал Илья Львович.
Л.Н. очень любил старшего брата Николая Николаевича. Именно брат придумал сказку о “зелёной палочке”. Это была детская игра, в которую братья Толстые играли в усадьбе Ясная Полянав лесу и верили, что на краю старого оврага зарыта “зелёная палочка”. На ней написан секрет, “как сделать чтобы все люди не знали несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы”.
Именно в этом кабинете была написана “Анна Каренина” и мы узнаём обстановку в описании кабинета Левина: ” Кабинет медленно осветился принесённою свечой. Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало печи с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком”.
В “комнате для приезжающих” одно время была крестьянская школа. В ней учили детей С.А., сам Л.Н., старшие дочери. Когда же школа была переведена в дом Кузьминских (соседний флигель), в этой комнате стали останаливаться гости. На скромной кровати в разное время ночевали Тургенев, Фет, Данилевский, Чехов, Репин, Нестеров, Ге, Танеев и многие другие.
9 ноября 1910 года “комната для приезжающих” стала местом прощания с телом Толстого. Гроб с телом был установлен перед бюстом Николая Николаевича Толстого, на том месте, где сейчас стоит кушетка. Людей было столько, что для удобства церемонии прощания вход был через переднюю, а выход – в открытую настежь стеклянную дверь, через террасу. После прощания сыновья Толстого вынесли гроб из дома. Все присутствующие опустились на колени. Людей было столько, что погребение состоялось уже ближе к вечеру.
Могила Льва Николаевича
Могила Льва Николаевича находится в лесу “Старый заказ” яснополянского имения и до сих пор со всей России, из-за границы приезжают люди, чтобы поклониться праху великого русского писателя, философа, величайшего гуманиста Льва Николаевича Толстого.
В статье были использованы материалы прослушанной в музее экскурсии и книги Н.Пузина “Дом-музей Л.Н.Толстого в Ясной Поляне” и путеводитель Т.Парахиной и Ю.Парахина “Лев Толстой в Ясной Поляне”.
О памятных местах Москвы, связанных с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, можно узнать на пешеходных экскурсиях по старой Москве.
Другие варианты
Если ребенок пишет сочинение про кабинет русского языка, то сравнительный анализ в тексте разрешается сделать и по-другому. Например, работа может быть параллельно посвящена классу музыки или информатики. В таком случае в тексте должно быть уделено одинаковое количество места описанию двух аудиторий.
Сравнительная характеристика может быть оформлена в виде списка. Пример следующий:
- В кабинете литературы на стене висят портреты писателей и поэтов, а в классе музыки — великих композиторов.
- Парты в классе информатики стоят не так, как в других. Они поставлены не в три ряда, а вдоль стены, чтобы можно было удобно расположить компьютеры. Провода при этом никому не будут мешать.
- В кабинете английского есть шкаф с книгами. Это известные произведения американской или британской литературы на языке оригинала, с которыми можно при желании ознакомиться любому ученику.
Школьник может проявить фантазию и сделать сочинение более интересным. Например, добавить в него какую-нибудь шутку или интересную школьную историю. Важно, чтобы текст был написан грамотно и логично, тогда его будет легко читать учителю. Все это станет залогом высокой оценки.
Описание класса с легкостью смогут написать как самые маленькие ученики, так и дети средней школы. Главное, помочь ребятам понять, в какой очередности и о чем именно излагать свои мысли. Примеры сочинения «Описание класса» подскажут, как правильно выполнить такое задание.
Что должно быть в сочинении
Творческие задания всегда привлекали внимание детей. Сочинение «Описание класса» особо понравится мальчикам и девочкам, потому что именно в этом помещении они проводят большую часть своего дня. Рассуждение должно в себя включать такую информацию:
- Общее описание класса. Его размеры, цвет, окна.
- Также нужно рассказать о том, какие столы, где находится парта ученика, пишущего сочинение.
- Информация об игровой зоне также будет нелишней.
- Можно написать про стол преподавателя.
Каждый ученик может сам для себя решить, о чем именно говорить в сочинении «Описание класса». Главное, чтобы по работе можно было представить, в какой классной комнате находится школьник в течение дня.
План сочинения
Описание класса русского языка или же любого другого помещения будет составить легче, если под рукой есть план написания. За пример можно взять такой вариант:
- Вступление. В этой части следует рассказать о школе в целом. Можно плавно подвести разговор к описанию определенного класса.
- Основная часть. Детальное рассуждение обо всем, что есть в классе.
- Заключение. Здесь следует кратко подвести итоги, можно изложить мысли о том, что хотелось бы добавить в класс, а что убрать из него.
Такой план понятен и доступен даже для самых маленьких учеников. Поэтому можно взять его во внимание.
Сочинение «Описание класса»
За пример можно взять такой вариант описания класса:
***
«Я ученица пятого класса 25 школы. Я люблю свое учебное заведение, в нем аккуратный ремонт, есть где поиграть и интересно учиться. Больше всего мне нравится класс по биологии, потому что в нем много того, что привлекает мое внимание.
Помещение, в котором нам преподают биологию, достаточно просторно. Ремонт сделан в синих оттенках, а на окнах висит белый прозрачный тюль. Когда заходишь в класс, то по левую руку расположен шкаф, в котором хранится множество ценных экспонатов, благодаря которым уроки увлекательнее и веселей. Окна расположены вдоль всей стены по той же стороне, где и шкаф. Слева от входа находятся портреты людей, которые сделали значимые открытия в мире биологии.
Если посмотреть прямо, то можно увидеть наши парты, немного далее доска и учительский стол. Парты, за которыми мы сидим, покрашены в голубой цвет. Учительский стол похож на компьютерный, на нем всегда много тетрадей, книг и экспонатов, за которыми иногда едва видно учителя. Доска у нас в классе биологии зеленого цвета. На ней мы рисуем и пишем различные биологические термины.
Я бы добавила в класс биологии больше фигур животных, так было бы изучать предмет еще интереснее. В целом могу сказать, что учиться в таком помещении – одно удовольствие. Поэтому я всегда с радостью иду на биологию».
Такое сочинение открывает тему в полной мере. Поэтому можно смело давать за пример такое рассуждение своим детям.