История персонажа
Русский фольклор полон описаний фантастических существ, прообразами которых служат привычные животные. Славянская мифология дала авторам былин и сказок материал для произведений, и любопытные повествования привлекают интерес современных детей, несмотря на давность сочинений. Кот Баюн – малоизвестный персонаж, так как редко встречается в литературе. Этот образ ранее появлялся во многих сказках, но сегодня оказался несправедливо забыт. Тем не менее, характеристика этого героя русских повествований крайне необычна.
История создания
Кот Баюн – сказочный персонаж, кот-людоед, чьи размеры сложно вообразить. Он обладает магическим голосом, которым усыпляет встречающихся ему путешественников. Кот убивает соперников и не гнушается легкими жертвами, которые не в силах бороться с его чарами. При этом герой, в чьих силах окажется победить кота, может получить спасение от любых недугов, потому что сказки четвероногого – целебны.
Баюн – означает «рассказчик, говорун». Глагол «баять» истолковывается как «говорить» или «убаюкивать». Животное сидит на высоченном железном столбе посреди мертвого леса, что раскинулся за тридевять земель, в тридесятом царстве. В округе нет живых существ.
В сказке, повествующей о Василисе Прекрасной, упоминается, что кот Баюн – житель избушки на курьих ножках, хозяйкой которой была Баба-Яга.
Описание этого сказочного героя редко встречается в былинах и фольклоре. Современные источники архаичных сказаний и былин – сборники народных сказок, составленные Афанасьевым, и сочинения Толстого. Писатели, не преуменьшая значение персонажа, рассказывали о нем на страницах произведений, доказывая, что в образе героя заключена мудрость веков.
Образ и характер
Сказки дают точную характеристику фантастического животного. Кот, сидящий на столбе, располагает недюжинной силой. Например, легко ломает металлический колпак. А в руки взять его можно, используя стальные клещи. Зверь обладает высоким интеллектом и способен выстраивать длинные диалоги. При этом его размеры описываются специфичным образом. Порода животного остается неизвестной, но авторы отмечают, что кот огромен, сравнивая его с лошадью. Кроме того, животное – людоед.
Легко предположить, что сказатели сравнивали кота Баюна с тигром или львом. Хищники крупны в размерах и запросто расправляются с человеком, нападают из укрытия, вцепляясь в тело жертвы когтями и зубами. Оппонентами Баюна в сказках выступают Иван-царевич или Андрей-стрелок. В легендах об этих мужчинах упоминается, что они переносили животное в клетке, а значит, его габариты серьезно преувеличивались.
Несмотря на описываемую кровожадность зверя, он мудр, порядочен и рассудителен. Образ кота, часто используемый в фольклоре разных стран, символичен. Это животное никогда не подчинялось человеку. Храбрые воины, способные усмирить таинственное существо, – это аллюзия на желание людей приручить независимого зверя и заставить выполнять чужую волю.
В славянской мифологии
Легенды русского фольклора глубоки и многогранны. Исходя из их толкования, кот Баюн является своеобразным проводником между миром живых и миром мертвых.
Столб, на котором сидит животное, в сказке Пушкина заменен дубом, обвязанным золотой цепью. Кот ходит по цепи и рассказывает сказки. Дерево, которое он избрал, ассоциируется с Мировым Древом, растущим на Северном полюсе, в Гиперборее. Голос Баюна громок и мелодичен, поэтому усыпляющие рассказы слышно отчетливо и на далеком расстоянии.
Логично было бы предположить, что герой – лесной житель. Тогда он – предок известных хищников: рыси или сибирского дикого кота. Зоологические источники подтверждают, что подобные животные не были редкостью на Урале или в Сибири во времена, когда эти земли населяли наши предки, арии. Речь идет о времени за 5-7 тысяч лет до появления русичей. История мифического персонажа удивительно длинна, не хуже популярных легенд египетской мифологии.
Кот способен на мирное взаимодействие с людьми, потому что в некоторых сказках его приглашают убаюкивать маленьких детей. Житель потустороннего мира откликается на призыв, заговаривая и усыпляя. Если сказитель видит в собеседнике жертву, то очаровывает ее голосом и съедает. Колдун-людоед способен магическим образом исцелять оппонента, если тот противостоит заговорам. В некоторых сказках описывается, что кот Баюн, покоренный храбрыми воинами, остается на службе царя.
Слово «баюн», помимо прямой расшифровки, расценивается как упоминание Баяна, русского сказителя, чья слава сравнима со славой великого писателя Гомером. Сказитель повествовал о легендах прошлого, которые были малоизвестны миру. Упоминание об этом человеке связывает современную цивилизацию и исчезнувшую цивилизацию Гипербореи.
В финале этого периода кот Баюн переселился в мертвый лес и расположился на границе двух миров: загробного и реального, воссев на железном столбе. Любопытно в этом случае упоминание о металле, из которого сделаны защитные колпаки воина и когти животного. Ведь предания относятся ко времени, когда подобный материал не был известен миру.
Имя Баюн созвучно и с названием Гамаюн. Гамаюн – это имя вещей птицы, знающей о прошлом.
Исконно русский образ кота лелеялся историей на протяжении 17 тысячелетий. Привычный образ животного, играющего роль домашнего оберега в повседневности и теплого друга, скрашивающего одиночество, – древнее, чем мифологические персонажи Древнего Египта и Греции. Некоторые родители и сегодня поют колыбельную о коте, которого приглашают в дом за пирог или кринку молока, чтобы тот убаюкал малыша, не желающего спать.
12 ноября 2017 • 19 161 смотр.
Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет словить Кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны.
Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»). В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе.Обитает Кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок он проживал у Бабы-Яги.
Кот Баюн наделен голосом, который слышно за семь верст, как замурлыкает, так напустит, на кого захочет заколдованный сон, который и не отличишь, не знаючи, от смерти. В сказках главному действующему персонажу дают задание изловить Кота, как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного Кота, герой надевает железный колпак и железные рукавицы.
«… пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.
Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.
Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:
— Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.
— А пойдёшь со мной?
— Куда хочешь пойду.
Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл».
русская народная сказка «Пойди туда, не знаю куда»
Кот… Людоед… Огромного размера… Что же это за животное получается?! Не то домашний кот «размером со слона», не то сверх-большая и волшебная чёрная пантера или тигр-меланист. Но всё не так просто. Крупный родич домашней кошки, напав на свою жертву со спины (рысь на зайца, тигр на оленя, лев на зебру), валит её на землю без особых проблем. То, что Кот Баюн в битве со своим супостатом этого не сделал, говорит о том, что он всё-таки небольшого размера, скажем, не много больше домашней кошки, раз главный герой (к примеру, Андрей-стрелок) смог принести его на родину в клетке (правильно, ведь кошка на поводке — это нонсенс и смертельная обида животному к тому же). При этом, однако, он обладает достаточной силой, чтобы разбить два железных колпака, а также стальными когтями, которыми он хотел распотрошить царя, когда они были друг другу представлены. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставил его во дворец к своему отцу. Там побеждённый Кот начал служить царю — сказки сказывать и исцелять убаюкивающими словами.
Да, при всём этом Кот Баюн обладал не только разумом и речью, но и рассудком, некоторой порядочностью: приказал ему Андрей-стрелок успокоиться и царя не трогать, он царя и не тронул.
Но у каждой сказки, есть основа, сплетенная из реальных событий, рассуждая, можно составить себе более-менее правдоподобный образ этого, безусловно, мистического Кота. Итак, Кот Баюн – явно лесной житель.
Размеры Кота Баюна значительно превосходят размеры обычной домашней кошки. Это скорее размеры сибирского или амурского лесного кота (длина тела 75-90 см, хвоста – 35-37 см), или даже амурского тигра (возможно, отсюда представление о трехцветной кошке – желто-черно-белой – как о Настоящей, приносящей удачу). Также, возможно, речь идет о рыси. Так как мы говорим о сибирском, амурском лесных котах, то, скорее всего, место происхождения образа – Урал и Сибирь, когда там жили предки русских – арии. Было это 5 -7 тысяч лет назад. Следовательно, история Кота в русской мифологии насчитывает не менее 5 тысяч лет, а это старше древнеегипетской культуры.
Баюн — это кот. А что такое кот? А это животное, которое бродит само по себе, там, где ему вздумается. Киплинг, когда писал свою сказку про кошек и собак, был совершенно прав. Отношения кошек и людей тоже работают в обе стороны, понять, кто в тандеме «кошка-человек» главный, иногда не просто (это вам не собака, друг человека). Баюн — это кот в квадрате, и победа Андрея над ним — это мечты людей об окончательной победе над кошками. Кот, который сохраняет свои урождённые кошачьи качества и слушает человека как собака (Не дождётесь!).
Какой характер у Баюна. Да, он убивает всех, кто потревожит его покой, но, в отличие от, скажем, Змея Горыныча, он отнюдь не ищет приключений на собственную задницу, а сидит у себя на столбе (и кто его туда посадил, такого котю со стальными когтями и зубками?), и — всё.
Ну, не всё. Скорее всего, на своём столбе Кот Баюн поджидал добычу (а что ему оставалось делать?). Кот Баюн, как не крути, как не верти, он — людоед, как и любой другой крупный дикий кот, не важно, сказочный или реальный.
Именно за пирог и вино приглашали кота баюкать деток в древней Руси. Это уже потом рюмка вина была заменена на «кринку молока», по мере того как изначальный образ Баюна забывался и приближался к домашнему коту. А прежде расплачивались вином, как с человеком.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Славянский фольклор знакомит нас с удивительными персонажами, которые разительно отличаются от героев европейских преданий. Славные богатыри, удивительная нечисть и самые необычные животные – все они представлены живыми и интересными, настоящими личностями. Как мне кажется, особого внимания заслуживает Кот-Баюн, появляющийся как в мифах, так и сказках разных славянских народов.
Его представляли по-разному. Кто-то считает Баюна опасным созданием, кто-то сразу вспоминает слова Александра Сергеевича Пушкина про “кота учёного”. Каким же был Кот-Баюн для наших предков? Что хранят предания о нём? И почему пушистый мурлыка назван именно Баюном?
- Кот-Баюн – загадочный персонаж русских сказок
Тайна имени Кота-Баюна
В славянских мифах, русских волшебных сказках Кот-Баюн появляется достаточно часто. Интересное определение ему даёт сайт “Википедии”. В этом источнике указано, что Баюн – “кот-людоед”, однако это не совсем верно. В преданиях рассказывается, что Кот-Баюн любит испытывать людей.
Он обладает поистине завораживающим голосом. С помощью него огромный мурлыка усыпляет человека, и тот впадает в глубочайший сон. Того, кто покажется Баюну слабаком, он безжалостно убьёт, однако с сильными людьми Кот-Баюн обходится вполне ласково. Если путник сумел противостоять чарам кота, тот способен одарить его или дать ценный совет.
Если вы в первый раз прочитаете сказку о Коте-Баюне ребёнку, наверняка услышите вопрос:: “А почему этот кот – Баюн?”. Действительно, ведь вполне логично было бы назвать его более “кошачьим” именем. Но поскольку происходит наш Баюн из древних мифов и легенд, истоки его имени следует искать в славянских наречиях.
Если дословно перевести со старинного наречия слово “баюн”, получим “говорун, рассказчик”. От себя хочу напомнить о привычном нам слове “убаюкивать”, в котором содержится та де основа. Выходит, что Кот-Баюн – тот, кто умеет красноречиво рассказывать о чём-либо, а при необходимости вполне может усыпить своими сладкими речами.
Где дом Кота-Баюна?
Где же обитает чудесный зверь? Как рассказывают предания, Кот-Баюн живёт за тридевять земель от нашего мира. Неподалёку от него находится избушка не менее известной Бабы-Яги (я думаю, они с Баюном неплохо ладят).
Кот-Баюн любит сидеть на высоком железном столбе, что стоит посреди мёртвого леса, где нет ни одного живого дерева, зверя или птицы. И здесь снова хочу обратить внимание на символы.
Если в более поздних интерпретациях сказок высокий столб стал лишь частью жуткого образа Баюна, то изначально всё могло быть совсем не так. Известно, что подобные конструкции наши предки устанавливали в честь богов. Быть может, Кот-Баюн некогда был божеством? Или же являлся посредником между миром людей и богов? Ответить на эти вопросы нельзя, но и сам Кот-Баюн совсем не прост.
В большинстве сказок Кот-Баюн выступает в роли существа, которое необходимо изловить. Конечно, такая задача по плечу далеко не каждому, и часто подобный приказ получает тот, кого хочет сгубить царь-самодур.
Мало кто из героев решается подойти к Баюну, который способен мигом околдовать человека. Сия на своём столбе, он заранее замечает приближение незваного гостя. Кот-Баюн способен оглушить своим громогласным голосом или же мгновенно погрузить путника в сон, мурлыча так, что содрогаются даже деревья.
Встречи героев с Баюном
Однако Баюна нельзя назвать всесильным. В историях об Иване-царевиче есть эпизод с этим котом. Герой сумел изловить его, предварительно надев железную шапку и железные рукавицы. Доставив Кота-Баюна в царский дворец, Иван-царевич превратил смертельно опасного зверя в мудрого помощника.
Упоминается, что, поселившись во дворце, Баюн стал исцелять старого царя от головной боли, рассказывает ему сказки и всевозможные истории. И здесь невольно вспоминаются строки великого А.С.Пушкина о коте учёном: “Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит”. Ведь это как раз упоминание о Баюне.
В сказке “Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что” также есть эпизод с участием Кота-Баюна. Оказавшись в тридесятом царстве, Андрей-стрелок ощутил слабость и сонливость. С трудом дошёл он до высокого столба, на котором увидел волшебного кота.
На Андрее было надето целых три колпака, однако это не остановило Баюна. Зверь прыгнул на плечи человеку и принялся разбивать железные колпаки своими могучими лапами. Вовремя спохватился засыпающий стрелок, схватил он железный прут и принялся бить Баюна.
Да только железо быстро сломалось от ударов об огромную спину животного. Тогда Андрей-стрелок достал медный прут, но и его постигла та же участь. На помощь пришёл более гибкий, оловянный прут. Он гнулся, но не ломался. Наконец взмолился Кот-Баюн пощадить его. По требованию своего победителя зверь пошёл с ним и стал верным помощником.
Что примечательно, подобные “адские” коты встречаются и в других мифологиях. Например, исландцы верили в существование Йольского кота, что жил в горах вместе со своей хозяйкой – великаншей-людоедкой. Правда, исландский вариант сказочного кота не столь ярок, как славянский. Он показан зверем, наделённым особыми способностями, но не личностью, как жуткий и великолепный Кот-Баюн.
Кот-Баюн воплощает в себе древние образы, что появились у наших далёких предков. Хищный характер кошек, их непредсказуемость и сила всегда вызывали восхищение. Во все времена они считались магическими животными. В то же время недаром во многих колыбельных упоминается о “котике-коточке”, что мог прийти и убаюкать малыша, подарив ребёнку такой необходимый сон.
Русский фольклор полон описаний фантастических существ, прообразами которых служат привычные животные. Славянская мифология дала авторам былин и сказок материал для произведений, и любопытные повествования привлекают интерес современных детей, несмотря на давность сочинений. Кот Баюн – малоизвестный персонаж, так как редко встречается в литературе. Этот образ ранее появлялся во многих сказках, но сегодня оказался несправедливо забыт. Тем не менее, характеристика этого героя русских повествований крайне необычна.
Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет словить Кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны.
Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»). В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе.Обитает Кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок он проживал у Бабы-Яги.
История создания
Избушка на курьих ножках
В сказке, повествующей о Василисе Прекрасной, упоминается, что кот Баюн – житель избушки на курьих ножках, хозяйкой которой была Баба-Яга.
Описание этого сказочного героя редко встречается в былинах и фольклоре. Современные источники архаичных сказаний и былин – сборники народных сказок, составленные Афанасьевым, и сочинения Толстого. Писатели, не преуменьшая значение персонажа, рассказывали о нем на страницах произведений, доказывая, что в образе героя заключена мудрость веков.
Образ и характер
Сказки дают точную характеристику фантастического животного. Кот, сидящий на столбе, располагает недюжинной силой. Например, легко ломает металлический колпак. А в руки взять его можно, используя стальные клещи. Зверь обладает высоким интеллектом и способен выстраивать длинные диалоги. При этом его размеры описываются специфичным образом. Порода животного остается неизвестной, но авторы отмечают, что кот огромен, сравнивая его с лошадью. Кроме того, животное – людоед.
Легко предположить, что сказатели сравнивали кота Баюна с тигром или львом. Хищники крупны в размерах и запросто расправляются с человеком, нападают из укрытия, вцепляясь в тело жертвы когтями и зубами. Оппонентами Баюна в сказках выступают Иван-царевич или Андрей-стрелок. В легендах об этих мужчинах упоминается, что они переносили животное в клетке, а значит, его габариты серьезно преувеличивались.
Несмотря на описываемую кровожадность зверя, он мудр, порядочен и рассудителен. Образ кота, часто используемый в фольклоре разных стран, символичен. Это животное никогда не подчинялось человеку. Храбрые воины, способные усмирить таинственное существо, – это аллюзия на желание людей приручить независимого зверя и заставить выполнять чужую волю.
В славянской мифологии
Легенда о Баюне старше самой Руси…
Легенды русского фольклора глубоки и многогранны. Исходя из их толкования, кот Баюн является своеобразным проводником между миром живых и миром мертвых.
Столб, на котором сидит животное, в сказке Пушкина заменен дубом, обвязанным золотой цепью. Кот ходит по цепи и рассказывает сказки. Дерево, которое он избрал, ассоциируется с Мировым Древом, растущим на Северном полюсе, в Гиперборее. Голос Баюна громок и мелодичен, поэтому усыпляющие рассказы слышно отчетливо и на далеком расстоянии.
Логично было бы предположить, что герой – лесной житель. Тогда он – предок известных хищников: рыси или сибирского дикого кота. Зоологические источники подтверждают, что подобные животные не были редкостью на Урале или в Сибири во времена, когда эти земли населяли наши предки, арии. Речь идет о времени за 5-7 тысяч лет до появления русичей. История мифического персонажа удивительно длинна, не хуже популярных легенд египетской мифологии.
Кот способен на мирное взаимодействие с людьми, потому что в некоторых сказках его приглашают убаюкивать маленьких детей. Житель потустороннего мира откликается на призыв, заговаривая и усыпляя. Если сказитель видит в собеседнике жертву, то очаровывает ее голосом и съедает. Колдун-людоед способен магическим образом исцелять оппонента, если тот противостоит заговорам. В некоторых сказках описывается, что кот Баюн, покоренный храбрыми воинами, остается на службе царя.
Имя Баюн созвучно и с названием Гамаюн – это имя вещей птицы, знающей о прошлом.
Из всех персонажей русских народных сказок и народного же фольклора, Кот-Баюн находится довольно близко к её к хвосту. Отчего? От того, что его так мало поменают в сказках. Почему? Вот об этом и поговорим.
Главный источник современных славянских нечистиков — это по прежнему русские народные сказки в оформлении Афанасьева, Толстого и т.д. В них и оформился образ Кота-Баюна, и на что же он похож?
… пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.
Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.
Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:
— Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.
— А пойдёшь со мной?
— Куда хочешь пойду.
Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл.
«Пойди туда, не знаю куда», русская народная сказка (412)
В этой сказке вроде бы описаны все основные детали этого персонажа: сидит на столбе, способен разбить железный колпак, иначе как клещами (тоже железными) его не возьмёшь, и, что самое главное, он разумен, хотя бы на уровне роботов Азимова, иначе бы с ним нельзя было проводить конструктивный диалог.
Стоп. Мы же забыли ещё кое-что — размеры Кота. С какого-то момента принято считать, что Кот-Баюн не только людоед, но и огромадных размеров, с лошадь наверное.
Гм. Кот… Людоед… Огромного размера… Что же это за животное получается?!
Да известно какое: тигр, лев, другие крупные кошачьи хищники. Все кошачьи, от мала до велика, и домашние, и дикие, похожи и анатомически (за исключением, пожалуй, гепарда), и по поведению (за исключением льва и отчасти южноамериканской кошки-ягуарунди — не путайте её с ягуаром, пожалуйста): все они хищники, нападающие на свою добычу из засады, добывающие её не только зубами, но и когтями…
Вернёмся к размерам. Огромен ли Кот-Баюн? Более старые рисунки — К.Кузнецова, например — не дают нам возможности судить об этом, но более новые рисунки — О.И.Новокрешённых или И.В.Тихонова — считают, что да. Чижиков, который иллюстрировал повесть-сказку Успенского «Вниз по волшебной реке», просто изобразил Баюна огромным чёрным котом (и впрямь, ведь не белым персом и не черно-белым сиамом его ведь изображать?), больше не только лошади, но и лошади со всадником.
Одним словом, Кот-Баюн не то «просто» домашний кот «размером со слона», не то просто сверх-большая и волшебная чёрная пантера или тигр-меланист. Но всё не так просто.
В выше приведённой сказке, например, о размерах Баюна не говорится, но то, что он вскочил главному герою на голову, всё-таки указывает, что он меньше тигра, и даже леопарда, пумы и рыси. Крупный родич домашней кошки, напав на свою жертву со спины (рысь на зайца, тигр на оленя, лев на зебру), валит её на землю без особых проблем. То, что Кот-Баюн в битве со своим супостатом (Андреем, Федотом, Иваном) этого не сделал, говорит о том, что он всё-таки небольшого размера, скажем — не больше домашней кошки, раз главный герой (скажем, Андрей-стрелок) смог принести его на родину в клетке (правильно, ведь кошка на поводке — это нонсенс и смертельная обида животному к тому же). При этом, однако, он обладает достаточной силой, чтобы разбить два железных колпака, а также стальными-железными когтями, которыми он хотел распотрошить царя, когда они были друг другу представлены.
Да, но при всём этом он ещё и обладал не только разумом и речью, но и рассудком, порядочностью, что ли: приказал ему Андрей-стрелок успокоиться и царя не трогать, Кот царя и не тронул. Соловей-разбойник, существо, вроде бы, гуманойдное (хотя изображают по разному, скажем честно), оказавшись в аналогичной ситуации между князем Владимиром и Ильёй Муромцем, так не поступил, в результате чего и поплатился головой. В чём тут разница?
А в том, что Кот-Баюн — это кот. А что такое кот? А это животное, которое бродит само по себе, там, где ему вздумается — Киплинг, когда писал свою сказку про кошек и собак, был совершенно прав. Отношения кошек и людей тоже идут в обе стороны, понять, кто в тандеме «кошка-человек» главный, иногда не просто (это вам не собака, друг человека). Кот-Баюн — это кот в квадрате, и победа Андрея над ним — это мечты людей об окончательной победе над кошками — кот, который сохраняет свои урождённые кошачьи качества и слушает человека как собака (Не дождётесь!).
Посмотрим ещё раз на характер Кота-Баюна. Да, он убивает всех, кто потревожит его покой, но, в отличие от, скажем, Змея Горыныча, он отнюдь не ищет приключений на собственную задницу, а сидит у себя на столбе (и кто его туда посадил, такого котю со стальными когтями и зубками?), и — всё.
Ну, понятно что не всё. Скорее всего, на своём столбе Кот-Баюн поджидал добычу (а что ему оставалось делать?). А потом пришёл Андрей-стрелок, и… мы вернулись к началу цитаты, приведённой выше: Кот-Баюн, как не крути, как не верти, он — людоед (как и любой другой крупный дикий кот, не важно, сказочный или реальный).
И вот мы вернулись к изначальному вопросу? Почему Кот-Баюн так не популярен? Е.Прокофьева, которая написала некий справочник о нечистой силе, смогла упомянуть его в только двух инстанциях: в «Руслане и Людмиле» Пушкина и «Вниз по волшебной реке» Успенского.
Что до «Кота учёного» Пушкина, то он не очень похож на Баюна: людей не губит, сон не насылает, хотя подобно Баюну он рассказывает сказки, а также поёт песни-песенки. Вот только в отличие от Баюна — «Под ним сидел, и кот учёный свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту, поведаю теперь я свету…» То есть данный кот не только Пушкина не тронул, но и рассказывал ему свои сказки без таких аргументов, как те прутья, которыми Баюна охаживал Андрей.
Так что, если ты пришёл без злого умысла, то можно и с Баюном договориться? В смысле, Андрей (или Иван, или другой герой русских сказок) пришёл, чтобы Баюна пленить, а Пушкин — нет, то и встретили их по разному? Вполне вероятно, так как кошки (даже простые, не волшебные) вполне чувствуют-понимают, какие намерения у людей, и реагируют на них по разному. Вот так-то.
Ну, а если Пушкинов «Кот учёный» был позитивным персонажем, то Успенский в своей сказочной повести «Вниз по волшебной реке» изобразил Баюна довольно жутко: то есть персонаж русских сказок, размером с человека, наверное, раз он может ездить верхом на лошади и бороться грудь в грудь с богатырём. И эффективнее чем тот же Соловей-разбойник, кстати (у Успенского он тоже есть). Почему?
Да потому, что кот размером с человека — это уже тигр! Опять же, чёрный кот (пускай и не размером с человека) — это уже нечистая сила. Ну и в народных сказках, на которые Успенский «опирался», когда писал свою повесть-сказку, Баюн описан довольно жутковато (см. выше). Он сложил всё это вместе, добавил Баюну усыпляющий взгляд (чего в сказках вроде бы не было) и создал довольно мрачное создание, особенно по меркам его весёлой сказки.
И всё-таки Баюна позабыли. Почему? Слишком зыбкий образ он оставил в сказках; у Пушкина он тоже только в прологе, а Успенский сейчас тоже подзабыт, и «помочь» Баюну не может. А жаль! В книгах жанра славянского фэнтэзи он бы занял не последнее место, не хуже какого-нибудь Змея Горыныча… Но видно — не судьба.
Но вот домашние кошки процветают и поныне, и быть поласковей с ними не мешает — а вдруг они свою обиду расскажут такому вот Баюну? Худо тогда будет! Так что обращайтесь с ними по-человечески — и вам воздастся сторицей.
Конец.
С детства знакомые строки-
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Пойдёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…
И всегда интересно- что за кот? Почему ходит по цепи?
Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний.
Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя. Образ волшебного кота был широко распространён в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А. С. Пушкиным: образ кота учёного — неотъемлемого представителя сказочного мира — он ввёл в Пролог поэмы «Руслан и Людмила».
Пролог был написан в Михайловском в 1826 году и включён в текст 2-го издания поэмы, вышедшего два года спустя. Образ «кота учёного» восходит к персонажу русской мифологии и волшебных сказок коту Баюну, в котором волшебный голос птицы Гамаюн объединился с силой и хитростью сказочного чудовища.
Сказки о коте Баюне и «коте учёном» обрели особенную известность благодаря распространению лубочных картинок. «Кот учёный» — это усмирённый и облагороженный вариант кота Баюна. Вот какую запись сделал Пушкин в Михайловском со слов няни Арины Родионовны: «У моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт — сказки сказывает, вниз идёт — песни поёт». Представляя содержание поэмы «Руслан и Людмила» как одну из сказок «кота учёного», Пушкин подчеркнул связь своего произведения с русским фольклором.
И хотя кошка довольно поздно попала на территорию Руси, зато сразу заняла важное место в жизни человека. Она — непременный персонаж русских сказок. Кот-Баюн был наделен голосом, «слышимым за семь верст, и видел за семь верст; как замурлыкает, так напустит, на кого захочет, заколдованный сон, которого не отличишь, не знаючи, от смерти».
Памятник Коту Баюну Учёному в Киеве.
Ныне «кот учёный» и кот Баюн — очень популярные персонажи. В пространстве интернета «поселилось» множество таких «котов»: от литературных псевдонимов и наименования веб-журнала, до названия лекарственного препарата для кошек «Кот Баюн» и подписей к фотоснимкам.
Кот Баюн — сказку расскажет или погубит?
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Гуденок А.А. 1
1МБОУ СШ № 27 г. Красноярска
Коханов Е.А. 1
1МБОУ СШ № 27 г. Красноярск
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
На уроках литературного чтения мы изучали отрывок из произведения А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Первый сказочный герой, который встречает нас, это кот Баюн. Ученый кот, исполнитель песен и рассказчик сказок, т.е. положительный персонаж. Однако, в русской народной сказке «Поди туда – не зная куда, принеси то – не знаю что» кот описывается как достаточно жестокий герой сказки, который пытается погубить Андрея-стрелка. И только не справившись с ним, начинает рассказывать сказки. Получается, что кот Баюн использует сказки, чтобы усыпить бдительность и погубить. Противоречия в образе данного героя в этих произведениях заинтересовали меня.
Я поинтересовался у своих друзей, знаком ли им такой герой русских народных сказок как кот Баюн. Оказалось, что все друзья знают данного сказочного героя. Однако, никто не вспомнил сказок с участием кота Баюна. Мнение о нашем герое сформировано на основании пролога к поэме «Руслан и Людмила» и мультипликационного фильма «Иван царевич и Серый волк».
Объект исследования – образ кота Баюна.
Цель исследования – изменение образа кота Баюна от мифов до современных произведений.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
Выяснить, знают ли ребята нашей школы о таком персонаже русских народных сказок как кот Баюн.
Определить, каким персонажем является кот Баюн – добрым или отрицательным героем.
Выяснить роль данного персонажа в славянской мифологии и русских народных сказках.
Проанализировать образ кота Баюна в авторских произведениях
Чтобы ответить на главный вопрос исследования, были использованы следующие методы: опрос, анкетирование, анализ результатов, наблюдение, анализ литературы и обобщение результатов.
1.1 Загадочный персонаж
На первом этапе исследования потребовалось узнать, а знаком ли данный персонаж ребятам моего класса. Для этого были выбраны четыре изображения кота Баюна из разных произведений.
Рисунок 1. Иллюстрация И. А. Кузнецова к сборнику «Русские народные сказки»
Рисунок 2. Иллюстрация В. Чижова к произведению Э. Успенского «Вниз по волшебной реке»
Рисунок 3. Иллюстрация Н. М. Кочергина к поэме «Руслан и Людмила»
Рисунок 4. Скриншот кадра мультипликационного фильма «Иван царевич и Серый волк»
Ребятам поочередно демонстрировались изображения кота Баюна. И предлагалось ответить на следующие вопросы:
Знаком ли вам данный герой русских народных сказок?
Как его зовут?
Где живет (обитает) герой?
Чем известен? Какие поступки совершает?
Анкета представлена в Приложении 1.
В опросе приняло участие 24ученика 4 «б» класса школы № 27. В результате опроса получены следующие данные.
Во-первых, 85 % опрошенных ребят не узнали кота Баюна на иллюстрациях 1 и 2. Диаграмма 1.
Диаграмма 1. Знаком ли вам данный герой русских народных сказок?
Во-вторых, из 4 ребят, узнавших сказочного героя на иллюстрациях 1 и 2, при ответе на второй вопрос «Как его зовут?» указали «Кот ученый».
В-третьих, ребята не встретили затруднений в определении персонажей на иллюстрациях 3 и 4. 95 % опрошенных знают сказочного героя и написали его имя «Ученый кот». Никто не указал имя «Баюн». Интересным представляется ответ «Иван».
В-четвертых, в ответах на вопрос «Где он живет?» преобладал вариант «На дубе» — 15 человек, также присутствовали и другие варианты ответов. Диаграмма 2.
Диаграмма 2. Где живет (обитает) герой?
Отвечая на вопрос «Чем известен? Какие поступки совершает?» 18 человек ответили, что данный персонаж «умный, ученый», «рассказывает сказки», из них 10 добавили «всем помогает». Однако, не все ребята смогли ответить на данный вопрос, таких оказалось 6 человек.
Диаграмма 3. Чем известен? Какие поступки совершает?
Как видно из приведенных результатов анкетирования ребятам знаком образ кота. Исходя из затруднений в определении персонажей с иллюстраций 1 и 2, ребята не читали русские народные и современные авторские сказки, где одним из героев является кот Баюн. Источниками информации о данном герое послужили произведение А. С. Пушкина и мультфильмы. Соответственно, никто не знает его настоящего имени – Баюн и считают данного героя исключительно положительным.
Изучение литературы о таком загадочном герое русских народных сказок как кот Баюн позволит мне выяснить роль данного персонажа в славянской мифологии, народных и авторских произведениях. Результатами своих открытий я смогу поделиться со своими одноклассниками, что может способствовать повышение интереса к литературному чтению.
Образ кота Баюна в славянской мифологии, русских народных сказках и авторских произведениях
Следующим этапом моего исследования является выявление роли кота Баюна в славянской мифологии. Для этого изучены энциклопедические словари, посвященные славянской мифологии.
Так, в словаре «Славянская мифология. Энциклопедический словарь» я не нашел информации о нашем герое. Однако, много информации посвящено котам и кошкам.
«Кошка, кот – домашнее животное, наделяемое в народных представлениях двойственной символикой и различными демоническими функциями. Кот оценивается и как чистое, и как нечистое. Говорят «У кошки шерсть погана, а рыло чисто»; «Собаку можно целовать в морду, а не в шерсть, кошку – наоборот». Поверья объясняют появление кота как от дьявола, так и из рукавицы Божьей Матери» [1., С.255-257]
В славянской мифологии очень большая роль отводится кошкам. Славяне наделяли кошек разнообразными функциями: кошка – хранитель домашнего очага (домашний покровитель); кошка – помощник нечистой силы, ведьм; кошка – проводник в «иной» мир и др. Кроме этого, кошка характеризуется как грациозное, свободолюбивое, умное, привязанное к дому животное. В то время как кот – существо независимое, свободолюбивое и не привязывается ни к чему. Однако, и кошки и коты ведут ночной образ жизни. Они связаны с потусторонним миром — с миром снов и сновидений. [2] Эти животные очень умны.
Во втором энциклопедическом словаре славянской мифологии также не было найдено информации о нашем герое. Однако, приводится информация о поэте-певце Бояне. «Боян вещий, аще кому хотише песнь творите, то растекашентсямыслию по древу, серым волком по земле, шизым орлом под облаками». В песнях Бояна, таким образом, сказалась традиция, связанная с представлением о «мировом дереве» [3., С 64-65]. Имена Боян и Боюн созвучны.
Возможно, именно эти герои славянской мифологии (кот и Боян) послужили прообразами кота Баюна в славянских сказаниях.
Информация о нашем главном герое наиболее полно представлена в энциклопедиях «Славянский бестиарий».
«кот Баюн — баюнок, представленный в виде кота-получеловека. Разновидность берегини. Говорит человеческим языком. Рассказывает сказки, напевает песни, успокаивает людей, помогая им хоть на время отрешиться от тягостных забот, навевает приятные сновидения. В то же время он опасен. Это живущий на краю земли, на самом краю света, самый сонный дух, который способен убаюкать до погибели любого человека. Кот Баюни воплотил в себе в обобщенном виде это противоречивое отношение: он действительно может оказать помощь человеку, но его ласковость может обернуться и противоположной стороной» [4]
«огромный кот-людоед, который обладает усыпляющим голосом. Баюн любит сидеть на столбе, греясь под лучами солнца. При виде случайного путника Кот начинает призывно мурлыкать. Если гость подходит к нему, Баюн начинает красивым голосом рассказывать предания. Своими волшебными историями персонаж гипнотизирует путников и убивает их. Живет Кот за тридевять земель в тридесятом царстве. Основным местом его обитания традиционно является лес, который находится на границе реальности и сна. В нем нет ни птиц, ни других животных. …Кот Баюн жестоко расправляется со всеми, кто решится потревожить его покой. Однако сам он не ищет приключений и спокойно сидит на столбе в ожидании случайных путников.»[5]
В «Пантеоне Славянских богов, духов и героев бестиария» кот Баюн наделен еще и такой характеристикой как целитель «Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»). [6]
Проанализировав описания кота Баюна, можно выделить следующие черты, характеризующие главного героя:
— говорит на человеческом языке, обладает усыпляющим голосом, знает много преданий;
— живет на краю земли, в необитаемом лесу, в Тридесятом царстве («Тридесятое царство, тридесятое государство» символизирует путешествие в Царство Мертвых» [7., С. 42];
— может погубить человека, а может исцелить. Здесь проявляется двойственность натуры кота Баюна: кот – берегиня и кот-людоед. В описании кота можно увидеть, что он сам не ищет жертву, а поджидает ее и отправляет в Царство снов, соответственно губит человека. А чтобы исцелиться, необходимо добыть этого волшебного кота, т.е. победить.
Таким образом, кот Баюн, в славянской мифологии является достаточно неоднозначным героем.
Рассмотрим образ кота Баюна в русских народных сказках. В поисках информации о роли сказочного персонажа, мною изучены следующие сборники русских народных сказок:
Большая книга русских сказок
Русские сказки/Пересказ А. Н. Нечаева
Кот встречается в большом количестве русских народных произведений. В одних сказках кот обитает в темном лесу, в других – живет у людей или бабы-яги. Поступки данного героя также неоднозначны. Кот может как помогать главному герою, так и пытаться его погубить. Где-то кот представлен как добрый персонаж, а где-то он является злобным существом, помогающий нечистой силе. А, например, в сказке «Баба-яга», кот, который служит Яге и должен охранять девочку, помогает ей сбежать. [1., C. 5-10]. В очередной раз я столкнулся с противоречивыми поступками данного персонажа русских народных сказок.
Кроме этого, изучая русские народные сказки, обратил внимание, на следующие моменты:
Во-первых, кот никогда не является главным персонажем и находится на вторых ролях. Обязательно присутствуют другие животные и/или люди.
Во-вторых, именно кот Баюн, как герой русских народных сказок, встречается достаточно редко. Хотя, некоторым «сказочным котам» присуще определенные черты кота Баюна. Так, в сказке «Иван меньшой-разум большой», кот-игрун обладал волшебными гуслями «стал тоненько тренькать. И такое пошло веселье – на месте усидеть нельзя. Все именитые гости ударили в пляс. …Добрый молодец все три диковинки в мешок склал, и сразу все стихло». [8., С. 288]
Кот Баюн встретился в сказках «Поди туда – не зная куда, принеси то — не знаю что» и «Иван-царевич».
В сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» описывается встреча Андрея-стрелка и кота Баюна следующим образом:
«Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.
Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:
— Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю…» [9., С. 439-440].
Аналогичный сюжет представлен в сказке «Иван-царевич», где отец отправляет своего сына на поиски сказочного героя за Тридевять земель в Тридесятое царство. Иван-царевич также использует железный колпак, вместо клещей рукавицы, чтобы изловить кота. Однако, в данной сказке кот обладает удивительным даром – лечить. При чем лечит он отца-царя, рассказывая истории.
Рассмотрим образ нашего героя в русских народных сказках.
Обитает кот в Тридесятом царстве за Тридевять земель. Именно туда Андрей-стрелок и Иван-царевич отправляются на поиски волшебного кота. Отправляются не по собственной воле, а по приказу царя. Оба героя предупреждены о мощи и коварстве кота Баюна. Они заранее готовятся к схватке, например, голову защищают железными колпаками.
Кот нападает на Андрея и Ивана только когда они приближаются к столбу. Кот разбивает железные колпаки, можно предположить, что когти у кота железные.
У славян железо являлось «одним из древнейших металлов, имеющим высокий сакральный статус в народной культуре и используемый в защитной и медицинской магии. Железо наделяется положительными свойствами и является одним из универсальных оберегов, что обусловлено его прочностью, твердостью, связью с огнем, долговечностью. Эти же признаки делают железо. символом здоровья. С другой стороны, железо противопоставлено живой природе: оно холодное, неподвижное, оно не растет и не развивается, оно — элемент «мертвого» мира, поэтому железо. часто выступает как атрибут нечистой силы». [10., С. 159–177]. Оба героя обладают оберегами и изначально их силы равны.
Кот Баюн ожидает героев на каменном столбе. «Камень — один из первоэлементов мира (наряду с землей, водой, огнем, воздухом); символ мертвой природы. Твердость, прочность, долговечность, неподвижность, неподверженность изменениям определяют его использование в охранительной, продуцирующей и лечебной магии. Камень является местом пребывания злых духов. Место под камнем связано с потусторонним миром» [1., С. 214–215]. Получается, что наш герой стоит на страже входа в Царство мертвых. В славянской мифологии граница — в народных представлениях пространственный рубеж, разделяющий «свой» и «чужой» мир [1., С. 480]
В русских народных сказках кот, не сумев победить противника, прибегает к хитрости и пытается убаюкать сказаниями. Героев спасает то, что они предупреждены о коварстве Баюна и не слушают его рассказы.
Основной сюжет в этих сказках похож, но есть и различия, связанные с причиной поимки нашего героя. Так, если в сказке «Поди туда – не зная куда, принеси то — не знаю что» волшебного кота ловят ради «прихоти» царя, то в сказке «Иван-царевич» кот обладает удивительным даром и лечит отца-царя, рассказывая истории.
Анализируя произведения русского народного творчества и сравнивая с образом кота Баюна в славянской мифологии, еще раз убеждаемся в силе и мощности такого персонажа, его хитрости и мудрости. В то же время, сохраняется неоднозначность изучаемого героя. С одной стороны, он может погубить, а с другой – вылечить. Особое внимание хочется обратить на то, что кот Баюн сам не ищет встречи с главными героями сказок. Наоборот, их отправляют на поиски и поимку кота. Однако, в русских народных сказках мы не находим подтверждения или опровержения того, что кот Баюн является котом-людоедом.
Следующим этапом исследования является анализ образа кота Баюна в авторских произведениях.
Так, в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» мы видим образ кота-ученого, сказителя, который обитает возле дуба.
В сборнике сказок «Мифы русского народа» Науменко Г. М., кот Баюн предстает перед нами в образе мудрого кота, который во снах учит детей уму-разуму «Кот Баюн. Наделён чудесным, завораживающим голосом, слышным за семь вёрст. Как замурлыкает, так напускает, на кого захочет, заколдованный сон. Видения во сне не отличаются от обычных переживаний, и всё происходит словно в реальной жизни» [11., С. 11-12]
В данных произведениях кот Баюн предстает перед нами в образе мудрого кота-ученого, сохраняющего одну из способностей героя русских народных сказок и славянской мифологии – убаюкивать. Он обладает волшебным голосом, который слышен за семь верст.
Однако, Э. Успенский в произведении «Вниз по волшебной реке», опять возвращает нас к первоначальному образу кота Баюна «На мост вскочил Кот Баюн и посмотрел на Ивана-Коровьего сына своими колдовскими глазами. Как ни крепился Иван, как не боролся со сном, не устоял. Упал и, беззащитный, заснул прямо на мосту. Кот вскочил ему на грудь и стал рвать кольчугу стальными когтями» [12., С. 98]
В данной сказке кот Баюн выступает на стороне отрицательных героев. Он усыпляет Ивана и нападает на уснувшего. В русских народных сказках нет сюжетов, где Баюн напал бы на спящего героя. Однако, на поиски и поимку кота отправлялись только главные герои, которые были подготовлены к встрече с волшебным котом.
Еще одно описание кота Баюна встречаем в аннотации к книге автора А. Федорова-Давыдова «Сказки кота Баюна». «Кот-Баюн наделен волшебным голосом, с помощью которого ему удается привлекать и усыплять путников. Баюнлюдоед и зазевавшийся прохожий может стать его следующим блюдом на обед. Самое интересное то, что сказки, которые рассказывает кот-людоед, обладают целебными свойствами, и те, кто силен духом, могут излечиться от всех недугов, если не станут добычей кота. Обитает это удивительное создание в тридесятом царстве, расположенном за тридевять земель.»[13., С. 2]
В мультипликационном мультфильме «Иван-царевич и Серый волк», который пользуется большой популярностью у детей, демонстрируется образ кота-ученого. Кот живет на дубе с золотой цепью, своими советами помогает главному герою преодолевать препятствия на пути достижения цели. Он умный и хитрый. У кота имеется волшебный атрибут – зеркало. Именно при помощи зеркала кот осуществляет видеосвязь с Иваном и волком. Конечно, в мультфильме присутствуют кадры, где кот нападает. Но охотится он на мышь — сестру Черномора. Однако, это воспринимается абсолютно естественно, т.к. в повседневной жизни кот охраняет жилище от грызунов. Кстати, этот момент соответствует и легенде славянской мифологии о появлении кота на земле: «Странствовала когда-то Велес, скотий бог, по земле и остановился вечером у стога сена переночевать. В котомке у него был хлеб, а ночью мышки-норушки хлеб-то весь и погрызли. Рассердился Велес, швырнул в мышь свою рукавицу — а рукавица-то превратилась в кошку. С той поры и начался кошачий род» [14]
В авторских произведениях кот Баюн встречается редко. Чаще всего он предстает перед нами в образе мудрого кота или кота-ученого. Иногда встречается образ кота Баюна с чертами героя из русских народных сказок и славянской мифологии. Авторы выбирают определенные характеристики героя исходя из авторского замысла произведения.
Заключение
Для получения ответа на главный вопрос моего исследования: «Кот Баюн сказку расскажет или погубит?» я изучил славянские мифы, русские народные и авторские сказки. Узнал из дополнительной литературы многое не только о главном герое исследования, но и верованиях наших предков. Понял, что изучение исторических корней появления героев русских народных и авторских сказок очень занимательный процесс.
В результате проведенного исследования сформировался главный вывод –образ кота Баюна в славянской мифологии и русских народных сказках схож. Главный герой исследования может как погубить, так и исцелить. Но поможет он только тем, кто сможет победить его. В авторских произведениях кот по задумке автора может обладать не всеми, а только определенными чертами, присущими первоисточнику. Какими именно зависит от задумки автора.
Данная исследовательская работа может быть использована на уроках литературного чтения при изучении тем, связанных с устным народным творчеством и авторских произведений. Очень надеюсь, что результаты моего исследования способствуют повышению интереса ребят к чтению, не только русских народных сказок, но и других произведений.
Библиографический список источников:
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. – М.: — Междунар. Отношения, 2002. – 512 с
Кошки в славянской мифологии. [Электронный ресурс]: Электрон. Данные – Режим доступа: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/gods/koshki-v-slavjanskoi-mifologii.html
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М.: «Эллис Лак», 1994. – 415 с.
Древнерусский словарик — славянская мифология. [Электронный ресурс]: Электрон. Данные – Режим доступа: http://drevnerus.ru/kot-bayun/
Бестиарий. Энциклопедия. [Электронный ресурс]: Электрон. Данные – Режим доступа: https://www.бестиарий.рус/kot-bayun/
Пантеон славянских богов, духов и героев. Бестиария, раздел Кошки [Электронный ресурс]: Электрон. Данные – Режим доступа:http://bogislavyan.ru/kot-bayun-volshebnaya-kisa/
Артемов В. Мифы и предания древних славян.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. -64 с ил.
Русские сказки/Пересказ А. Н. Нечаева – М.: Сов. Россия. 1997 с 304
Большая книга русских сказок. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2008 – 576 с., ил.
Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 159–177.
Науменко Г. Н. Мифы русского народа. – М.: АТС, 2014 с. 64
Успенский Э. Н. Вниз по волшебной реке- М.: ООО Издательство АСТ», 2013 – 130 с., ил.
А. Федеоров-Давыдов. Сказки кота Баюна – М.: ЭКСМО, 2013 – 30 с.
Велес – Славянский Бог трех Миров [Электронный ресурс]: Электрон. Данные – Режим доступа: https://славяне.сайт/veles/
Приложение 1
Анкета
Персонаж 1
Знаком ли вам сказочный герой?
ДА НЕТ
Как его зовут? _______________________________________
Где он живет?_____________________________________________
Чем известен? Какие поступки совершает? ___________________________________________________________________
Персонаж 2
Знаком ли вам сказочный герой?
ДА НЕТ
Как его зовут? _______________________________________
Где он живет? ____________________________________________
Чем известен? Какие поступки совершает? ____________________________________________________________________
Персонаж 3
1.Знаком ли вам сказочный герой?
ДА НЕТ
Как его зовут? _______________________________________
Где он живет?______________________________________________
Чем известен? Какие поступки совершает? ___________________________________________________________________
Персонаж 4
1.Знаком ли вам сказочный герой?
ДА НЕТ
2. Как его зовут? _______________________________________
3.Где он живет? ________________________________________________ __________________________________________________________________
Чем известен? Какие поступки совершает? ____________________________________________________________________
Просмотров работы: 511
Авторы страницы
Команда Лидеры искусства
Кот Баюн
Изображение
Кот Баюн
Этимология
Что означает название существа?
Кот Баюн — Слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»
Внешний вид
Кот Баюн — Персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом.
Выглядит, это странное животное как кот, туловище которого сложено гармошкой. При ходьбе он сначала идет вперед передними лапами, при этом меха растягиваются и задние лапы остаются на месте. А потом, убедившись, что то место, куда он пришел, безопасно для него и его семейства он начинает медленно подтягивать задние лапы и хвост, при этом издавая звуки гармошки (баяна). У разных котов при этом раздаются разные мелодии. В основном, русские-народные. Но ходили слухи о коте, при ходьбе которого раздавались звуки тувинского горлового пения. Но тот, кто распускал подобные слухи уже пойман и наказан.
Происхождение
Кот-Баюн, вопреки распространенному ошибочному мнению, на самом деле, является Котом-Баяном и представляет из себя продукт случайной мутации или направленных генетических экспериментов (это достоверно пока не выяснено). Он произошел путем скрещивания баяна с котом обыкновенным полосатым.
Место обитания
В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной кот Баюн проживал у Бабы-Яги.
Родственники
Кот Ученый (А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)
Подобно фантастической птице Сирин, кот Баюн обладает поистине волшебным голосом.
Близким родственником Баюна является и зловещий кот Матвей, образ которого с большой долей иронии был создан Михаилом Боярским в музыкальной сказке «Новогодние приключения Маши и Вити».
Особенности характера и привычки
Огромный кот-людоед, обладающий волшебным зачаровывающим голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны.
Интересы
Зачаровывающим голосом усыпляет героев, пытающихся его поймать.
Тому, кто всё же сможет поймать волшебное животное, кот будет служить верой и правдой и рассказывать сказки, исцеляя от разных недугов
Друзья
Кот-людоед
Баба Яга, в одной из сказок о Василисе Прекрасной кот проживал у неё
Враги
Иван-царевич и все путники, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним
Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу.
Характерные фразы, цитаты
… Пришёл Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.
Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.
Оловянный прут гнётся, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:
— Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.
— А пойдёшь со мной?
— Куда хочешь пойду.
Андрей пошёл в обратный путь и кота за собой повёл.
Образ в искусстве
Анатолий Константинович Лядов встретил кота Баюна в диковинном месте: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн – говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке» и записал свои впечатления в симфонической поэме «Кикимора». Здесь кот Баюн — добрейшее существо, заботливая нянька. Оберегает Баюн кикимору от всех невзгод («Сказания Русского народа» в пересказе академика И.П.Сахарова), качает ее колыбельку «баю-бай, баю-бай».
Последний раз ученого кота видели в НИИЧАВО. В музее института, ИЗНАКУРНОЖ, что на улице Лукоморье. Проживает под именем Василий (вновь след Велеса?), о чем и свидетельствуют братья Стругацкие.
Ныне «кот учёный» и кот Баюн — очень популярные персонажи. В пространстве интернета «поселилось» множество таких «котов»: от литературных псевдонимов и наименования веб-журнала, до названия лекарственного препарата для кошек «Кот Баюн» и подписей к фотоснимкам.
Произведения, в которых встречается существо
«Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»
«Матюша Пепельной»,
«Перышко Финиста Ясна сокола»
«Баба Яга и кот Баюн»
«Иван дурак и Баба Яга»
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» Сказки / Пересказ А. И. Любарской; Рис. Б. Власова и Т. Шишмарёвой; Оформл. Л. Яценко.-2-у изд. — Л.: Дет., лит., 1991—336 с. ил.
«Василиса прекрасная», «Семена добра: Русские народные сказки и пословицы»/ Сост., автор предисл. и примеч. Л. П. Шувалова; Худ. А. Сорокин. — М.: Дет. лит., 1988. — 175 с.: ил.
«Василиса прекрасная», «Русские детские сказки, собранные А. Н. Афанасьевым», М., Детгиз, 1961 (АФ. Д.)
Фильмография
«Ивашка из дворца пионеров» м/ф
Сказочное образование. Кот Баюн и Иван Царевич
Похожие существа в мифах других народов, сказках, фантастических произведениях
Кот Баюн не просто персонаж русских народных сказок, он кот самого бога Велеса, покровителя скотоводства, земледелия, богатства, которому верно служит. А может, это сам Велес, оборачивающийся котом, когда приходится ему прятаться от грозного Перуна?
Сидит кот Баюн на высоком железном столбе, за семь верст видит, за семь верст его голос волшебный слышен. Напускает мурлыканьем своим кот Баюн сон, от смерти неотличимый. Вот что поздние сказки говорят: «… ступай в тридевятое царство за Котом-Баюном. Трёх вёрст не дойдёшь, как станет тебя сильный сон одолевать – Кот-Баюн напустит. Ты смотри – не спи, руку за руку закидывай, ногу за ногой волочи, а где и катком катись; а если уснёшь, Кот-Баюн убьёт тебя!» Бог Велес не только бог скота, но и бог подземного царства (царства смерти), и бог покровитель певцов и поэтов. Недаром про кота Баюна говорили: «Мертвецкий сон одолевает всякого, кто его услышит». Не от Золотого ли, Серебряного и Медного царства Велеса указание в сказках дается, как кота Баюна одолеть? Пение кота Баюна смертельно опасно, а сказки его целебны, но добыть кота сложно. И дается в сказках указание герою идти за котом с тремя колпаками железными, держать наготове железные клещи и три прута: один железный, другой медный, третий оловянный. Разобьет кот два колпака, а третий не одолеет, хватай его клещами да прутами охаживай. Два прута сломаешь, пока одолеешь Баюна. Будет кот в это время сказки рассказывать — не слушай, а на третьем пруте оловянном взмолится кот и будет служить тебе верно.
Творческая работа
Инфографика Кот Баюн
Инфографику создали:Данилова Полина, Ганеева Светлана
Инфографику разместили: Лаврищева Наталья, Неъматулоева Зарина
Список использованных источников
- Кот Баюн
- Кот Баюн, Мифологическая энциклопедия
- википедия
- Кот-Баюн
- Кто такой Кот Баюн
- Кот Баюн Академик
- Рассказы о нечистой силе и волшебных существах
У Лукоморья дуб зеленый .Златая цепь на дубе том.И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.
Это стихотворение А.С Пушкина знакомо с детских лет каждому жителю нашей страны, но кто же этот загадочный кот ученый ,который идет направо песнь заводит налево сказку говорит ? Образ этого ученого кота Александр Сергеевич заимствовал из русских сказок где был похожий персонаж Кот Баюн . Именно о нем мы с вами сегодня и поговорим этот персонаж в сказках в основном упоминается вскользь и находится так сказать на вторых ролях . И естественно за долгое время его образ не то что бы исказился ,но приобрел множество новых черт и найти истинный облик теперь не представляется возможным. Но давайте посмотрим что у нас есть на этого невероятного персонажа .
Наверное начать стоит с отношения людей к кошкам в общем . Ведь кошка зверь любимый народом! С нею связано множество примет и пословиц: Например :«Без кошки не изба», «На мышку и кошка зверь!»
А вот если кошка свертывается клубком к морозу, крепко спит брюхом кверху — к теплу, скребет лапами стену — к ветру, умывается — к приходу гостей, лижет хвост — к дождю, на человека тянется — обновку сулит.
Кошка у всех народов была спутницею колдунов. Народное суеверие приписывает ее видящим в темноте глазам необычайную силу, почерпнутую из мира таинственного. Трехшерстная кошка, по мнению наших пахарей, приносит счастье тому дому, где живет; семишерстный кот является еще более верным залогом семейного благополучия. А вот версия происхождения кошек на земле : Странствовал когда-то Велес, покровитель животных , по земле и остановился вечером у стога сена переночевать. В котомке у него был хлеб, а ночью мышки-норушки хлеб-то весь и погрызли. Рассердился Велес, швырнул в мышь свою рукавицу — а рукавица-то превратилась в кошку. С той поры и начался кошачий род.
А теперь перейдем к нашему ученому коту Баюну этот персонаж обладает волшебным голосом и огромными размерами . Сидит он на столбе и заговаривает подошедших к нему путников сказками да песнями , голос его за семь верст слышно . Как замурлыкает, так напускает, на кого захочет, заколдованный сон. Видения во сне не отличаются от обычных переживаний, и всё происходит словно в реальной жизни. Говорят что когда путник засыпает кот без угрызений совести его съедает. Вот и получается что Баюн – это огромный кот людоед безжалостный и беспощадный . Но есть у него и другая сторона уж не знаю способен ли кто- то с ним договорится , но вот подчинить себе это да . И тогда в хозяйских руках сказки кота Баюна приобретают целебные свойства .
Видео версия статьи :
Но вот что интересно с размерами Баюна все не так ясно как следовало бы если судить по рисункам на которых изображен Баюн . Ведь на более старых судить о его размере довольно сложно , а в современных он уже изображен огромным и злобным котом .
А вот отрывок из русской сказки «Пойди туда не знаю куда» , который возможно даст нам ключ к разгадке:
.. пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.
Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.
Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:
— Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.
— А пойдёшь со мной?
— Куда хочешь пойду.
Андрей пошел в обратный путь и кота с собой прихватил.
Вроде бы в этой сказке о размерах кота не говорится, но тот факт что он прыгнул на голову героя , явно указывает на то что он все таки небольшого размера. Но с другой стороны он разбил два железных колпака своими стальными когтями , что говорит о его огромной силе.
Слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной кот Баюн проживал у Бабы-Яги. Кстати рассказ о бабе Яге и других персонажах славянской мифологии вы сможете найти в плейлисте в подсказках и по ссылке в описании. Также не забудьте поддержать славянскую мифологию в группе канала в контакте. Там же в обсуждениях вы сможете предложить тему для новых видео. В общем советую вам на нее подписаться.
Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозит неминуемой смертью.. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.
Но не во всех сказках кот Баюн выступает в роли злобного и жуткого персонажа вот например сказка из книги «Мифы русского народа» атором которой является Георгий Науменко :
Смеркается. На улице становится темно и пустынно. По улице идёт Кот Баюн. На хвосте у него два узелка висят. На спине два котёнка сидят.Подходит он к дому, отворяет окно и подаёт котёнка. Девочка увидала, обрадовалась и говорит:– Какой котёнок хорошенький, пригоженький! Возьму его себе!Забрала девочка котёнка, легла спать. Кот Баюн доволен. Развязал один узелок, выпустил сон и дрёму на волю и мурлыкает:– Мурр-мурр-мурр, усни! Мурр-мурр-мурр, усни! Девочку сладкий сон стал одолевать. Дрёма на глаза накатилась. И видится ей, что она белочка с золотым орешком, с ветки на ветку прыгает. Чудится, что она рыбка – серебряная спинка, по морю-океану плывёт и корабли обгоняет. Снится, что она жаворонок, над полем летает, песенки распевает и солнышко крылышками достаёт. Идёт дальше Кот Баюн. Отворяет в другом доме окно. Подаёт котёнка. Мальчик увидал и говорит:– Не люблю котят! Мучить буду рад!Кот Баюн не дал ему котёнка. Мальчик лёг спать. Кот Баюн недоволен, напустил сон-угомон, мурлыкает:– Мурр-мурр, усни! Мурр-мурр, усни!
Мальчика сон стал одолевать, Угомон глаза закрывать. Видится мальчику, что он заяц и за ним волк гонится, вот-вот зубами схватит. Заяц споткнулся, через голову перевернулся, в голубя превратился и в небо полетел. Увидал голубя коршун, за ним погнался, так и хочет когтями вцепиться. Голубь в воду нырнул и превратился в карася. И в море поплыл. Увидала карася щука, пасть открыла, острые зубы показала, за ним погналась. Не хочется карасю от щуки смерть принимать. Выбросился он на берег и прямо к рыбаку в горшок попал. Рыбак увидал рыбу, поставил горшок на огонь и говорит:– Славная уха будет!Страшно и жутко стало мальчику, и он закричал:– Спасите! Я пропал!И тут проснулся, глаза открыл. Кот Баюн затворил окно и пошёл дальше.
Конечно это сказка является современной интерпретацией этого персонажа, но такой образ тоже имеет место быть .
И на этом я думаю стоит закончить мой рассказ , если вам есть чем его дополнить пишите комментарии